Андрей хвыля олинтер

«Я искал истину, а она явилась сама»: как криминалист стал священником

Сотрудник МВД Андрей Хвыля-Олинтер стал священником после 30 лет службы в органах внутренних дел. Протоиерей храма святого Александра Невского рассказал в эфире телеканала «МИР 24» о своей дороге к Богу.

— В Главном информационном центре МВД вы занимались созданием автоматизированных информационно-поисковых систем, в том числе системы поиска по отпечаткам пальцев. Почему решили посвятить себя Богу?

Андрей Хвыля-Олинтер: Это произошло под влиянием двух факторов. Первый – из моих математических занятий. Криминалистика – это такая дисциплина, которая требует комплексного образования. В частности, практически всю математику применять приходится. Вырисовывался вопрос о смысле жизни, о предназначении. Второй фактор – это ощущение красоты мира. Все-таки мир, как бы к нему ни относиться, в своей основе красив. А красота – это следствие какого-то фактора… А третья причина – когда я искал смысловую истину, наступил момент, когда истина сама стала мне являться. И это не фэнтези. Когда это стало происходить со мной, я, как научный работник, задался вопросом – может, мне мерещится или от перегрузки интеллектуальной крыша поехала? Я даже обращался в Институт высшей нервной деятельности…

— Это вы о себе. А родные, близкие?

Андрей Хвыля-Олинтер: Сначала они воспринимали это как широкомасштабное увлечение. Я даже освоил метод быстрого чтения, чтобы поглощать множество литературы по философским, мировоззренческим, политическим вопросам. Чтобы приблизиться к пониманию смысла жизни, Вселенной. Когда они увидели, что это принимает религиозный оттенок, первое время беспокоились. Тут и влияние советского наследия, отношения к религиозности как таковой. Хотя, я считаю, в советское время было много хорошего, и дай Бог, чтобы это хорошее возродилось… Сначала забеспокоились, что я в какую-нибудь секту вляпаюсь, квартиру отдам.

— Коллеги приходили к вам после того как вы стали священником?

Андрей Хвыля-Олинтер: Сейчас я доцент Академии управления МВД, и там храм мой находится.

— То есть с коллегами по службе встречаетесь каждый день.

Андрей Хвыля-Олинтер: Часто. Я там занятия провожу по духовной безопасности. В командировки езжу, в том числе по разным правоохранительным органам, не только МВД. То есть у меня теснейшие отношения и с сотрудниками, и с руководством министерства.

— Это и миссионерские поездки?

Андрей Хвыля-Олинтер: Это миссионерство называется «эффект присутствия». Когда провожу занятия по серьезным вопросам, связанным с деятельностью правоохранительных органов, то даже то, что я в облачении, в каком-то смысле миссионерство.

Интервью полностью смотрите в ролике.

Читайте нас в Telegram.

Хвыля-Олинтер Андрей Игоревич (Chwila-Alinter Andrey Igorevich).

  1. Хвыля-Олинтер Андрей Ананьевич
  2. 13 августа 1937 года НКВД был арестован председатель государственного отдела искусств Украины Андрей Ананьевич Хвыля-Олинтер
  3. Хвыля-Олинтер Игорь Андреевич
  4. Главный информационный центр МВД РФ
  5. Христианство — религия радости. Интервью проректора по научной работе Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) и сотрудника Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата диакона Андрея Игоревича Хвыли-Олинтера, 2002
  6. Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата
  7. Святейший Патриарх Кирилл утвердил новую структуру Синодального миссионерского отдела. 05.01.2010
  8. Руководящие органы и структура Общественной палаты Белгородской области второго состава
  9. Создана Комиссия по духовной безопасности Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при Полномочном представителе Президента РФ в ЦФО. 17.02.2005
  10. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями)
  11. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
  12. Проект Федерального закона “О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации”
  13. Встреча слушателей с заместителем руководителя сектора МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, священником Андреем Хвылей-Олинтером 07.02.2012
  14. Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
  15. Академия управления МВД России
  16. Центр духовного образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
  17. О схождении Благодатного Огня в 1994 году. Из дневника православного паломника А.И.Хвыли-Олинтера
  18. Белгородские архитекторы борются за честь украсить гробницу Николая Чудотворца в Бари
  19. Фильм МВД о системе Сейф и ее значимости
  20. АИПС «Опознание» Презентация
  21. Автоматизированные криминалистические и иные учеты
  22. Хвыля-Олинтер А. И. Пути достижения адекватности отображения способа совершения преступлений в описании для АИПС технико-криминалистического назначения. Информационный бюллетень. — Вып.20. — М.: ГИЦ МВД РФ, 1993. — С.41-55.
  23. Хвыля-Олинтер А. И. Оптимизация качественных описаний свойств объектов исследования при автоматизации методик. Сборник тезисов статей научной конференции «Актуалии судебной экспертизы». — Вып.12-13. — Вильнюс, 1991. — С.81-82.
  24. Хвыля-Олинтер А. И. Использование криминалистической характеристики преступлений в автоматизированных информационно-поисковых системах технико-криминалистического назначения. Специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1995.
  25. С.С.Самищенко, д.ю.н. СОВРЕМЕННАЯ ДАКТИЛОСКОПИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Издание Академии управления МВД России
  26. С.С.Самищенко, Ш.Н.Хазиев СТО ЛЕТ РОССИЙСКОЙ ДАКТИЛОСКОПИИ: ИМЕНА И ПУБЛИКАЦИИ
  27. А был ли пальчик? Московский Комсомолец от 2 февраля 2007 г.
  28. Эджубов Л.Г., д.ю.н. О КОМПЛЕКСНОЙ ГЕННО-ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
  29. Яровенко В.В., д.ю.н. К вопросу о психологической дерматоглифике
  30. Яровенко В.В., д.ю.н., проф. Дерматоглифические особенности личностив контексте детерминации преступности
  31. Беляков А.А., Усманов Р.А. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ Научно-практическое руководство
  32. П. В. Агафонов, О. А. Соколова. Библиографический указатель литературы по криминалистике// Вестник криминалистики № 1(3) 2002, с.72
  33. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
  34. Божченко А. П., Толмачев И.А., д.м.н. Дерматоглифика пальцев рук в аспекте судебно-медицинской идентификации личности// Судебно-медицинская экспертиза №2 2009
  35. Толмачев И.А., д.м.н., Колкутин В.В., д.м.н. и др. Возможности и перспективы судебно-медицинской дерматоглифики// Судебно-медицинская экспертиза №3 2009
  36. Мазур Е. С., Сидоренко А. Г. Дерматоглифика в прогнозе конституциональных и физических признаков человека// Судебно-медицинская экспертиза №4 2009
  37. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность
  38. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Судебная медицина
  39. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Административное право, финансовое право, информационное право
  40. Хвыля-Олинтер А. И. Духовная безопасность и абсолютная система критериев сравнительной оценки вероучений. Миссионерское обозрение, № 2, — Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 2003.
  41. Хвыля-Олинтер А. И., свящ., к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. — М., «Даръ», 2008
  42. Фурман Д.Е., д.и.н., проф., Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России
  43. 1 2 Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Философия и история религии, философская антропология, философия культуры
  44. Тер-Акопов А.А., д.ю.н., проф. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ нефизической причинности в уголовном праве. М: Юркнига, 2003
  45. Тер-Акопов А.А., д.ю.н., проф. Духовность как источник основных ценностей современного общества
  46. Отзыв ведущего научного сотрудника Института философии РАН, доктора философских наук В.Н.Катасонова и руководителя информационно-аналитического центра Миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, кандидата юридических наук А.И.Хвыли-Олинтера от 2 июля 2001 г. на Проект «Концептуальные основы государственно-церковных отношений в Российской Федерации», разработанный на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
  47. Архиепископ Иоанн (Попов), Возьмитель А.А., Хвыля‑Олинтер А.И. Духовная безопасность РОССИИ (Актуальные теоретико‑методологические и практические проблемы духовной безопасности). Научно‑методическое пособие. М., 2005 г
  48. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Социальная философия
  49. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Социальная структура, социальные институты и процессы
  50. Зеленков М.Ю., д.полит.н. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007
  51. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
  52. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
  53. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Отечественная история
  54. Кондратьев Ф.В., д.п.н., проф., Осколкова С.Н. Аналитический обзор «Меди­ко-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитар­ных сект» . — М.:ГНЦ СиСП им. В. П. Сербского, 2000.
  55. Кондратьев Ф.В., д.п.н., проф., Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема
  56. Арзуманов И.А., к.ф.н., доктор культурологии, Камедина Л.В Духовная культура и вопросы конфессиональной толерантности в трансазиатском контексте
  57. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлениям Теория и история культуры, Социология культуры и духовной жизни
  58. Ссылки на работы А.И.Хвыли-Олинтера в диссертациях по направлению Общая педагогика, история педагогики и образования
  59. Кантеров И.Я., д.ф.н. «ДЕСТРУКТИВНЫЕ, ТОТАЛИТАРНЫЕ»
  60. Кантеров И.Я., д.ф.н. Как нужно классифицировать религиозные организации
  61. Кантеров И.Я., д.ф.н. НЕИЗВЕСТНАЯ РЕЛИГИЯ
  62. «Религиоведение» (учебное пособие, авторы: А.И. Хвыля-Олинтер, В.А. Кудин, К.Н. Лобанов) получило гриф МВД России
  63. Хвыля-Олинтер А. И., свящ., к.ю.н. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России. — М., Академия управления МВД РФ, 2012
  64. Уральская государственная юридическая академия Рабочая программа дисциплины Политико-правовые вопросы национальной безопасности
  65. Дальневосточный Юридический Институт МВД РФ Рабочая программа учебной дисциплины «Религиоведение» по специальностям 031001.65-«Правоохранительная деятельность»
  66. Уральский юридический институт Религиоведение: Учебно-методический комплекс
  67. Ставропольский институт управления Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»
  68. Тюменский государственный университет Государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации: Учебно-методический комплекс.
  69. Кузбасский институт экономики и права Правовые аспекты религиозных практик Учебно-методический комплекс
  70. Мариупольский государственный гуманитарный университет Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение»
  71. Академия управления МВД РФ. Состоялось первое занятие цикла «Духовная безопасность» 07.02.2012
  72. Бесконечная радость бытия. Беседа со священником Андреем Хвылей-Олинтером. Саратов. 08.12.2006
  73. Всемирный Русский народный Собор в г.Златоуст Челябинской области 25.05.2013
  74. Вслед за культурой и языком умирает народ. Интервью заместителя руководителя сектора Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, эксперта по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями, священника Андрей Хвыли-Олинтера каналу «Россия 24 — Южный Урал» 24.05.2013
  75. Священник А. Хвыля-Олинтер: «Главная задача принятой в регионе программы духовной безопасности — сделать людей свободными» 14.04.2011
  76. Будем работать так, чтобы люди нам доверяли… Интервью с начальником полиции Владимиром Анатольевичем Свининым
  77. В Челябинске прошла научно-практическая конференция, посвящённая взаимоотношениям государства, Церкви и общества
  78. Научно-практическая конференция «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное движение?». Николо-Угрешская православная духовная семинария, 15.10.2013
  79. В областном правительстве проходит конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России» при участии полномочного представителя Президента РФ в УрФО, регионального правительства, челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, международной ассоциации подразделения антитеррора «Альфа», Челябинск, 2011
  80. IX Областная научно-практическая конференция, посвященная памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Кострома, 2012
  81. «Оккультизм в современном мире» 17.10.2012 В Николо-Угрешской православной духовной семинарии прошла двухдневная научно-практическая конференция … Москва, 2012
  82. 5-16 мая 2013 года в г. Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Русское Слово в контексте истории».
  83. В Челябинске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Государство. Церковь. Общество: партнерство во благо России», 2013
  84. Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер «Неопятидесятничество как негативный фактор для обороноспособности и духовной безопасности России». Научно-практическая конференция «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное движение?». Николо-Угрешская православная духовная семинария, 15.10.2013
  85. Радио Радонеж Духовная безопасность Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер — священник РПЦ,2012
  86. Лекторий миссионерской службы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Духовная безопасность в современной России Лекция кандидата юридических наук, доцента академии управления МВД России, заместителя руководителя сектора МВД и учебных заведений синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, доцента православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, академика Всемирной академии наук комплексной безопасности, полковника внутренней службы в отставке иерея Андрея Хвыли-Олинтера 28.10.2012
  87. 08.02.2013 года состоялся Ученый Совет ГНЦССП им. Сербского
  88. ИНСТИТУТ СВОБОДЫ СОВЕСТИ Свобода совести в Российской Федерации Специализированный доклад за 2010 год Подготовлен при содействии Московской Хельсинкской группы и независимого информационно-аналитического Интернет-издания Портал-Credo.ru
  89. ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «СОВА» Александр Верховский. Политическое православие: Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. М.: Центр «Сова», 2003
  90. Иваненко С. И. Кришнаиты в России. Правда и вымысел
  91. Объяснение заместителя начальника Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД России полковника внутренней службы Хвыли-Олинтера А. И. на иск Центра Обществ Сознания Кришны в России (июль 1997 г.)
  92. Дворкин А. Л. Сектоведение
  93. Общество сознания Кришны. Справка
  94. Секта «Международное общество сознания Кришны»
  95. Всеволод Инютин Сатана там правит рок // Коммерсантъ. — 2010. — № 88. — С. 6.
  96. Репортаж о запрете хэви-метал в Белгороде. Россия 24. Проверено 13 июля 2015.
  97. Центральное телевидение с Вадимом Токменёвым. НТВ. Проверено 13 июля 2015.
  98. Маразм белгородских властей /// бан святого Валентина. Дождь (телеканал). Проверено 13 июля 2015.
  99. Протоиерей Владимир Вигилянский: «Это праздник с червоточиной». Русская линия. Проверено 13 июля 2015.
  100. Татьяна Черных Не агитировать «за Православие», а разъяснять — задача концепции духовной безопасности // АиФ Белгород. — № 12 (822).
  101. Презентация книги А.И.Хвыли-Олинтера «Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества»
  102. Хвыля-Олинтер А.И. и др. Патент №2005412 «Способ идентификации личности»
  103. Хвыля-Олинтер А.И. и др. Патент на полезную модель №:1553 Устройство для формирования изображения папиллярного узора. Действует с 16 января 1996 года

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер: «В 90-х хлынули секты, и надо было лечь на амбразуру»

Полковник Хвыля-Олинтер на судебном процессе по иску секты «Общество сознания Кришны». Фото Александра Егорцева Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, в прошлом полковник милиции, криминалист, заместитель начальника Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД РФ. Эта беседа с журналистом Александром Егорцевым посвящена малоизвестным сторонам той «духовной войны», которая с 90-х годов разразилась в России. Полковник Хвыля-Олинтер был одним из тех, кто смело лег на «амбразуру», защищая пострадавших людей от экстремистских и террористических иностранных религиозных сект.
— Отец Андрей, как получилось, что Вы, офицер внутренней службы, стали заниматься проблемой деструктивных религий, сект? Ведь в 90-е годы МВД, несмотря даже на ряд ритуальных убийств, проблему сект не замечало.
— Во время службы и работы в Центре криминальной информации ГИЦ МВД мне приходилось получать и анализировать различные данные. А как раз в те годы по стране прокатились громкие скандалы с наиболее тогда одиозными сектами: «АУМ Синрике», «Белое Братство», «Богородичный центр». Я уже всерьез изучал философию, религиозное мировоззрение, познакомился с традицией Православия. И меня как ученого заинтересовало сравнительное богословие: почему появляются секты, чем они отличаются от Православия, что там внутри. Так начались «контакты» с сектами.
Книга А.Егорцева «Тоталитарные секты: Свобода от Совести», 1997 годМеня стали просить от имени МВД выступать на каких-то антисектантских конференциях, я соглашался. Меня тогда воспринимали как полуофициального представителя МВД, хотя непосредственного распоряжения от моего руководства, конечно, не было – но они как бы закрывали глаза на мою деятельность. Потом в МВД стали поступать письма от сектантов с жалобами на меня, много писем… Эта деятельность начала затягивать, пришлось решать вопросы с руководством министерства — ведь «жалобные» шли прямо на имя министра. Но в руководстве были вполне адекватные люди, поэтому мы договорились так: все эти письма спускались ко мне, а я уже сам писал на них ответы.
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер. Фото Александра Егорцева — Все-таки одно дело, когда сектам противостоит какой-нибудь священник, совсем другое — человек в погонах. Помню, в те годы «Московское общество сознания Кришны» так возбудилось по поводу одной из ваших книг, что подало на Вас в суд. Был и я тогда на Вашем процессе.
— Ну, вы же понимаете, что за всеми этими сектами стояли и стоят кукловоды, конкретно, американские. И они искали любой повод, чтобы засудить оппонента. Это были 96-97 годы, два года они со мной судились. И одновременно я продолжал работать, режим был бешенный.
Встреча супружеских пар: Раиса Максимовна и Михаил Сергеевич Горбачев (в центре), Сан Мен Мун с супругой (сбоку)
— Несмотря на жесткую реакцию со стороны сектантов, Ваша деятельность в конце 90-х получила высокую оценку Русской Православной Церкви.
— Я входил в рабочую группу по подготовке Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», и мы несколько раз встречались с Патриархом Алексием II. И Русская Православная Церковь мне оказала очень большую поддержку. В том числе и духовную.
— В конце 90-х Патриарх Алексий II (без лишнего, правда, афиширования) наградил церковными орденами небольшую группу лиц, «бойцов невидимого фронта». Среди них были и Вы, отец Андрей!
— Это был 1999 год. Вы, Александр, тоже были в числе этих лиц, правда, пожалуй, как один из немногих бойцов как раз «видимого фронта»…
Награждение орденом преп. Сергия Радонежского группы специалистов, 1999 год. В центре — полковник Хвыля-ОлинтерДа, Святейший Патриарх Алексий II подписал тогда указ о нашем награждении орденом Сергия Радонежского III степени. До этого церковными орденами обычно награждались маститые протоиереи, известные государственные мужи или крупные меценаты. А в нашем случае это, действительно, было исключением. И чтобы не слишком афишировать, Патриарх поручил совершить награждение отцу Олегу Стеняеву. Произошло это в храме «Всех скорбящих Радость» на Ордынке.
Священник Олег Стеняев вручает от Патриарха Алексия II орден преп. Сергия Радонежского III степени, 1999 год — Помню, какой завесой секретности была окутана церемония награждения. В пустом храме, в отсутствие прихожан, отец Олег вручал каждому орден Сергия Радонежского и возглашал троекратное «Аксиос». Это трудно забыть!
— Но вспомним, в какой обстановке это было. В то время в стране шла кавалерийская атака со стороны сектантства и тех, кто за ним стоит. Понятно, что все эти секты — они манекены, управляемые куклы, причем рядовые члены об этом большей частью даже не подозревали. Эта кавалерийская атака была организована, когда произошел крах СССР. Народ находился в шоке, еще бы! Такая мощная система в считанные недели развалилась. И те, кто все это затеял, руководство американцев, они понимали, что эти результаты нужно как можно скорее «закрепить».
Президент СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев вместе с гуру секты «Церковь Объединения» преподобным Сан Мен МуномГосударственность развалили, Компартия рассыпалась, спецслужбы и армию тоже разваливали. И врагом №1 для них становились любые традиционные наши системы. И прежде всего Русская Православная Церковь, потом наш традиционный Ислам, Буддизм. Американцы спешили, потому что народ мог опомниться. И чтобы в обществе не произошло восстановления системы традиционных ценностей, на постсоветское пространство был обрушен настоящий шквал. Это тысячи и десятки тысяч проповедников, они хлынули в Россию с большими деньгами, мощной юридической помощью и т.п. И тогда надо было кому-то ложиться на амбразуру…
Сейчас тоже непросто, но тогда это был откровенный наглый натиск. В то время наша деятельность была особенно рискованной, в 1995 году даже депутат Государственной Думы погиб.

Депутат Госдумы Виталий Савицкий. Могила В.Савицкого рядом с Александро-Невской Лаврой Санкт-Петербурга. Фото из книги А.Егорцева
— Виталий Викторович Савицкий…
— Да, Савицкий. Руководители сектантских организаций не чурались тогда никаких средств. Конкретно меня убивать они боялись, потому что я был достаточно высокопоставленный сотрудник МВД, но провокаций совершалось немало. И домой ко мне присылали провокаторов, и на работу в ГИЦ МВД, про письма с жалобами я уже говорил – завалили просто!
— Отец Андрей, то была эпоха «лихих 90-х». 20 лет прошло. И нет уже такого разгула сектантства, на улицах за руку в секты не зазывают. Вы и Ваши коллеги свою миссию выполнили и, как кому-то покажется, тему сект уже можно закрыть?
— Это было бы роковой ошибкой! Если бы люди пришли к такому мнению, пошла бы дальнейшая сдача и России, и Православия, нашего самосознания и культуры.
— А секты-то куда делись?
— Возьмите состав Общественной палаты, ключевые посты – господин Ряховский… В самом конце 80-х — начале 90-х американцы силком протаскивали на главнейшие позиции своих людей.
— Целая бригада сектозащитников была: Валерий Борщев, Глеб Якунин, Сергей Иваненко, Юрий Савенко, Галина Крылова, Анатолий Пчелинцев, Марат Штерин, Лев Левинсон, Соболев, Сиверцев. В середине 90-х даже вице-премьер Правительства России Анатолий Чубайс, числившийся председателем Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, собирался протолкнуть американскую модель и уравнять вообще все религии…
— Совершенно верно, и подобные персоны там до сих пор занимают не последнее место. Возьмите, как пример, ситуацию со «Свидетелями Иеговы». Ведь однозначно вся деятельность организации направлена против Конституции, они давным-давно должны быть запрещены – а сколько проблем возникает? Возьмите «АУМ Синрике». Это теракты в Японии, какой потом шум был! А вспомните, как и кто эту секту у нас вначале проталкивал…
Гуру японской террористической секты «АУМ Синрикё» Секо Асахара на Красной площади. Книга Секо Асахары «Провозглашая себя Христом»
Встречи лидера японской террористической секты «АУМ Синрикё» с руководителями РФ. Иллюстрации из книги А.Егорцева — Центральные телеканалы и газеты, радиостанция «Маяк», практически первые лица России благостно ручкались перед фотокамерами с Секо Асахарой, лидером японской террористической корпорации.
— Но последователи Асахары, они же до сих пор продолжают действовать: у них монастыри в Подмосковье, только название поменяли… Ко мне как-то из Японии приезжали аумовцы с нашей переводчицей (и к отцу Олегу Стеняеву приезжали), пытались найти следы своих собратьев в России. Приезжали, конечно, под другой личиной: мол, у них там очередные судебные процессы идут, и их спецслужбам нужно найти контакты.
— Японские сектанты, последователи «АУМ Синрике», спустя много лет приезжали к вам, специалистам по борьбе с сектами? Чтобы вы помогли им найти контакты с российскими единоверцами?
— Совершенно верно. Но они прямо так не говорили. Они начинали юлить: ну, мы вот там изучаем, кого вы знаете? Я под это дело тут же позвонил компетентным товарищам, и народ закрутился…
Понимаете, идет война! Вот мы смотрим фильмы о разведчиках, контрразведчиках, «Семнадцать мгновений весны»… А ведь это никуда не ушло. Их первая кавалерийская атака захлебнулась, и теперь они, как кроты, методично роют, роют… У них даже есть стратегические даты: 2016-й год – сейчас это выборы, 20-й год и 30-й год. К 30-му году они (по их планам) должны с Россией покончить. И секты – это один из важнейших инструментов.
Не смейтесь, вспомните Украину – вот конкретный пример… Хунта из чего, вернее, из кого состояла? Из сектантов. Поэтому проблема никак не уменьшается, наоборот, только они уже здесь бастионы построили, обложили.
Вспомните пресловутый «Международный Религиозный закон Свободы 1998», который был принят при полном игнорировании суверенитета всех стран мира. Он понадобился, чтобы способствовать «религиозной свободе» внешней политики США и, якобы, защитить людей, преследуемых в иных странах за их религиозные убеждения – одно из последствий этой политики — ИГИЛ.
— Говоря о «лихих» 90-х и 2000-х, как ни вспомнить славную когорту наших «сектозащитников»?!
— О-о-о!..
Сектозащитник, бывший священник Глеб Якунин — Очаровательные персонажи, не правда ли? Что это за люди, чем они занимались и как зарабатывали себе на жизнь?
— Такого рода люди, они всегда были, есть и будут. Но среди них бывают две крайности. Одна крайность – это откровенно продажные и купленные, назовем их «профессионалы». Они зарабатывают бабки на этом деле, им начхать — что Родину опорочить, что мать свою родную опорочить, что себя опорочить, если за это хорошо заплатят. Они будут с удовольствием после этого пересчитывать банкноты в своем кошельке. То есть персоны совершенно беспринципные, холодные, хотя и любящие покутить. Это одна сторона.
А вторая сторона: есть такая профессия, называется, «диссиденты» – они везде выискивают какие-то недостатки, болезненно и очень остро чувствуют любую несправедливость. Они, правда, не понимают, что идеальных систем в нашем мире не существует. Они будут бороться с одним общественным строем, добьются с помощью бешенной своей энергии финансирования, и строй этот разрушится. Но они не успокоятся и начнут воевать с новыми процессами – в этом их жизнь.
— Но таких идеалистов мало.
— Диссидентов-идеалистов мало. Но я сталкивался (благодаря отцу Олегу Стеняеву) с другими: мне удалось поговорить с одним из высших руководителей «Свидетелей Иеговы» — вот это прожженный делец, циник, у него насмешка в глазах. Так и во многих других деструктивных движениях, там у руководителей, лидеров веры-то уже нет, наверх прорвались прагматичные функционеры.
Сектозащитники (слева направо): представитель саентологов; адвокат сект Галина Крылова; правозащитник Лев Левинсон
— Остановимся на первой категории, «профессиональные» сектозащитники. И Вам, и мне не раз приходилось с ними сталкиваться. На судебных процессах они написали (или подписали) десятки «религиоведческих» (и иных) экспертиз. Что ни суд по секте, жди очередную пачку «экспертиз» за подписью Иваненко, Савенко и компании…

— О людях всегда хочется думать хорошее, даже есть такой правовой принцип — «презумпция невиновности». И подозревать всех подряд тяжело. Однако есть и поговорка: надейся на лучшее, и готовься к худшему.
— Но я, как журналист, все же имею право подозревать, что те махровые «религиоведческие экспертизы»…
— Да, это были купленные, тут даже вопросов нет! Дело в том, что когда много лет занимаешься криминалистикой, узнаешь самые невероятные вещи. Мир преступности такой, что есть целые слои мерзких преступлений, которые стесняются показывать даже авторы детективных фильмов. Бывает просто больно за людей, которые совершают такие преступления.
То есть вот эти милые люди, которые пишут или подписывают… Уже по одной структуре поступающего «экспертного» заключения я вижу, когда человек на эмоциях, более-менее искренне пишет (ну, вот, у него такая позиция, он считает, что РПЦ плохая, и надо больше западных свобод, трусики хорошие, телевизоры). А есть просто купленные! Четко, уже по экспертизе это видно — там в самом тексте происходят прыжки логики.
— Заранее подогнанный шаблон под конкретную цель?
— Ему («эксперту») ставят задачу: любыми способами выгородить сектантскую организацию, и он под эту задачу подгоняет свою «экспертизу».
Приказ декана факультета журналистики МГУ Ясена Засурского об учреждении «Зала Л.Рона Хаббарда» и праздновании Дня Л.Рона Хаббарда в МГУ — Сколько же их было за эти годы! И мы с Вами помним эти «экспертизы», фамилии и должности их авторов.
— Да. И совершенно четко видно, что куплена группа или конкретный человек, поставлена задача, цель — и они ее выполняют.
— Их фамилии большинством уже позабыты, но они ведь до сих пор многие здравствуют?
— Однако Господь всё видит и знает. У меня единственное пожелание этим людям, чтобы хотя бы за мгновение до смерти они поняли и осознали, что же они натворили! Чтобы у них хоть какой-то шанс для спасения был. Потому что многие из этих сектозащитников так и уходят в могилу, считая, что это просто была их работа, точнее, «подработка»…
Секта Петра («Ревнители древлего благочестия») у станции метро «Арбатская» проводит пикет в поддержку президента Бориса Ельцина, апрель 1996 г
Хотя лично к ним стараюсь относиться с христианским милосердием. Поскольку в Евангелии написано: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете… (Лук.6:35-37).
Фото из архива протоиерея Андрея Хвыля-Олинтера
Святитель Филарет в своем слове в неделю 19 по Пятидесятнице заповедал нам: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». Сим и руководствуемся. На этом и стоим.
Беседовал Александр Егорцев
Фото: из личных архивов А. Егорцева и протоиерея А. Хвыли-Олинтера
Публикуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017».

Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер

Хвыля-Олинтер Андрей Игоревич — специалист в области разработки, оптимизации и эксплуатации экспертных автоматизированных информационных систем, систем автоматизированной классификации и распознавания криминалистических объектов и экспертного информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, экспертных систем классификации и распознавания религиозных деструктивных культов, в области проблем духовно-религиозной безопасности. Начал трудовую деятельность в 1959 г. в должности лаборанта в Московском научно-исследовательском телевизионном институте. Затем работал старшим лаборантом в Центральном морском НИИ, участвовал в создании специализированных электронно-вычислительных систем. Служил в Советской Армии с 1967 по 1969 гг., обслуживал автоматизированные системы управления вертолетов. С 1970 по 2000 гг. работал на научных и руководящих должностях в Главном информационном центре МВД РФ. Непосредственно участвовал в информационном взаимодействии с правоохранительными органами федерального и регионального уровней России и бывшего СССР, а также со многими зарубежными правоохранительными структурами. По роду своей деятельности решал разнообразные проблемы программно-математического, информационного, криминалистического, технического, правового, организационного характера. Непосредственно разрабатывал математическое, информационное, лингвистическое и правовое обеспечение централизованных автоматизированных информационных систем криминалистического назначения. При создании реальных экспертных криминалистических систем в целях оптимизации криминалистических описаний способа совершения преступлений (Modus operandi) и поисковых признаков, предназначенных для построения баз данных автоматизированных информационно-поисковых систем технико-криминалистического назначения, применил модифицированные алгоритмы обработки изображений и звуковых сигналов (в частности, методы эквализации). Это позволило оптимизировать инфологические модели объектов криминалистического учета. Защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Использование криминалистической характеристики преступлений в автоматизированных информационно-поисковых системах технико-криминалистического назначения». (Специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности.) Ушел в запас по выслуге лет с должности заместителя начальника центра и в звании полковник внутренней службы. Получил звание «Ветеран труда» в 2004 г.

В настоящее время Хвыля-Олинтер А. И. занимается проблемами духовно-религиозной безопасности и деструктивных культов в России. Основное направление научных исследований — духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. Внес вклад в теорию и практику построения и оптимизации пространства признаков, автоматизированного описания и сравнения различных объектов криминалистического, религиоведческого и теологического характера. В настоящее время изучает и разрабатывает для решения теологических, религиоведческих, политологических и криминологических задач: методологию, математические и теологические способы и системы описания и классификации религиозных культов (в первую очередь — деструктивных); структуры, метрики и базисы духовно-религиозных пространств. Опубликовал более восьмидесяти работ, включая монографии, учебники, учебно-методические фильмы (киностудия МВД России и другие киностудии), справочники и методические пособия по духовно-религиозной безопасности, теологии, религиоведению, православной культуре. Имеет два патента и авторское свидетельство на изобретения. Разработал и внедрил в практику учебно-просветительский курс «Духовные основы национальной безопасности России», который раскрывает духовно-нравственные проблемы, напрямую указанные в утвержденной Президентом России «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.».

Главное предназначение программ данного учебно-просветительского курса — просвещение сотрудников государственных служащих Российской Федерации в сфере духовной безопасности, рассматриваемой как неотъемлемая часть национальной безопасности России.

В программах курса предусмотрено освещение следующих направлений укрепления духовной безопасности в России: духовное просвещение российских граждан (освоение отечественной духовно-нравственной культуры); содействие социально-культурной интеграции иммигрантов в российское общество; развитие позитивной (созидательной) духовности и нравственности населения России; разоблачение деструктивных религиозных культов (сект).

Дополнительно к программам курса Хвыля-Олинтер А. И. создал комплексное научно-методическое обеспечение: книги «Религиоведение и духовная безопасность России», «Духовно-религиозные основания национальной безопасности России», «Духовно-религиозные факторы национальной безопасности правового государства»; пакет компьютерных презентаций — «Основы православной культуры», «Духовная основа национальной безопасности России», «Религии и духовная безопасность», «Наука и духовность», «Методы манипулирования и контроля сознанием в деструктивных культах и противодействие им» и т. д. Это обеспечение разработано с учетом достижений богословия, теологии, религиоведения, культурологии, социологии, политологии, педагогики, физики, математики, биологии и некоторых других научных дисциплин.

В ходе обучения особый акцент делается на раскрытие состояния духовной безопасности в различных религиозных, мировоззренческих, нравственных, идеологических и правовых системах по их подлинным материалам (документам, книгам и т. п.). Также показывается влияние духовности на нравственность, правосознание и на другие составляющие, формирующие образ жизни и взгляды человека.

Занятия по программе укрепления духовной безопасности реализуются в рамках служебной подготовки, курсов по повышению квалификации, при переподготовке руководящих кадров, включенных в федеральный резерв, а также на Высших академических курсах (ВАК).

При реализации подобных мероприятий также осуществляются поездки в епархии Русской Православной Церкви (например, занятия проводились в Биробиджанской, Костромской и Галичской, Саратовской, Харьковской и Богодуховской, Челябинской и иных). Особая программа была реализована в Белгородской области (2010‒2011 гг.) — в ходе серии 5-ти часовых семинаров обучено примерно 1500 чиновников администраций и преподавателей учебных заведений Белгородской области. Указанная программа осуществлялась совместно с администрацией Белгородской области.

Хвылей-Олинтером А. И. разработаны виды критериев, позволяющих не только качественно, но и количественно оценивать различные вероучения с целью их объективного сравнения. В критериях используются богословские, теологические, религиоведческие, онтологические, гносеологические, культурологические, этические, правовые и иные характеристики вероучений. Эти критерии вводят математическую метрику в духовно-нравственное пространство. Они позволяют количественно определить величину социальной созидательности (культуротворчество, нравственность, правосознательность и т. п.), или, наоборот, социальной деструктивности (разрушение культуры, безнравственность, криминальность и т. п.) любого конкретного культа. Помимо этого, по ним обнаруживаются духовная созидательность или духовная деструктивность самих вероучений. Фактически появляется возможность введения типового духовно-нравственного индекса религиозного объединения (ДНИРО), применимого, в частности, в системах государственной и иной регистрации, а также в иных целях.

Числовая значимость каждого критерия определяется стандартными методами экспертных оценок. Конкретные значения критериев задаются экспертным советом по совокупности предложений, подготовленных самим тестируемым религиозным объединением, экспертными заключениями специалистов по религиям (теологов, религиоведов), а также по другим материалам, всесторонне характеризующим культ. Здесь могут оказаться полезными, при критическом подходе, отзывы о культе со стороны иных религиозных объединений. Предлагаемые критерии дают, кроме того, возможность более детально, качественно и количественно определить понятие «секта», другие религиозные понятия (например, «традиционные религии»), а также проводить социологические и прочие исследования религиозности. Изучение вероучений на основе подобных критериев позволяет использовать все общепринятые средства теоретического и прикладного научного системного анализа и синтеза.

Очевидно, что подобные критерии должны быть надежным средством различения вероучений. Особо значимы следующие составляющие вероучений: принятые идеалы (объекты служения); понимание духовности; трактовка происхождения добра и зла; определение смысла жизни; построение системы нравственности; отношение к общественным институтам и личности; выбор средств и методов достижения целей.

На основе предлагаемых автором абсолютных требований строится логически обоснованный минимальный набор исходных абсолютных положений, — рациональный абсолютный базис для выбранной системы критериев оценки вероучений. Однако предлагаемый рациональный подход есть лишь одно из средств оценки вероучений и религий, а отнюдь не способ их внутреннего познания или, тем паче, усвоения, требующих тех или иных духовно-мистических усилий.

Система критериев строится на основе рационального исходного абсолютного базиса (теоретической модели). В зависимости от того, какие особенности вероучений отображают критерии, они распределены по соответствующим группам разновидностей. При необходимости возможно их дополнение. Детальность проработки критериев может быть разной в зависимости от поставленных целей и решаемых задач. Общая значимость культа определяется как функционал коэффициентов всех критериев в группе или любым иным способом, принятым в математической теории кластеризации.

По предлагаемой системе был сделан экспериментальный расчет ДНИРО для православия и одной из одиозных сатанинских сект. Для православия было получено значение — +748, а для секты — −398. Эти числа могут быть использованы для математической нормировки базиса.

Критерии оценки вероучений по ДНИРО важны не только для служб государственной и иной регистрации религиозных объединений, специалистов по религиоведению или теологии. Они имеют большое значение также для разъяснения отличий между этими объединениями всем духовно ищущим и рационально мыслящим людям.

Андрей Хвыля-Олинтер — Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества

12 3 4 5 6 7 …37

Андрей Хвыля-Олинтер

Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества

Часть первая

ДУХОВНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Настоящее пособие содержит материалы, относящиеся к теоретико-методологическим и практическим проблемам религиозно-духовной безопасности и духовного здоровья человека, семьи, общества. Поэтому в него помещены многообразные сведения научно-методического, рекомендательного и справочного характера. Однако оно имеет внутреннюю цельность, так как предназначено для круга людей, которые, различаясь по своему духовному уровню, духовному интересу и направлениям деятельности, тем не менее сходны своим чаянием позитивных идеалов: прежде всего истины, осмысленности жизни, любви, творчества, свободы и справедливости.

В жизни каждого человека возникают ситуации, когда он сталкивается с религиозно-духовными проблемами. Для их решения, как и в любых иных сферах деятельности, нужны определенные знания, умения и опыт, требуется помощь специалистов. Потому что религиозно-духовный мир весьма непрост, многообразен и разнополярен, а последствия неумения ориентироваться в нем могут обернуться бедой не только для отдельного человека, но и для государства в целом. И надобно уметь его видеть и понимать.

При анализе религиозно-духовного мира необходимо, прежде всего, разбираться с сутью важнейших составляющих множества вероучений: принятые идеалы (объекты поклонения); понимание духовности; отношение к добру и злу (трактовки происхождения и смысл); определение смысла и цели жизни; построение системы нравственности; отношение к общественным институтам и личности; выбор приемлемых средств и методов достижения цели.

Недостаток или ошибочность (а зачастую даже извращение) духовных знаний и опыта приводят к тому, что все духовные проявления и религиозные объединения становятся для наблюдателя как бы на одно лицо, лишь одевающееся в разные одежды, – он не различает их несовместимых разнонаправленных сущностей. Тогда у подобного человека возникают обманчивые мнения и ощущения, например, что истин много и что все они вместе составляют якобы некую общую реальность (так называемая конвергенция), в которую добро и зло, жизнь и смерть входят как бы равноправными составляющими. Человек забывает о необходимости противоборства духовным болезням и о своем духовно-нравственном здоровье. Он даже отстраняется от обдумывания жизненно важной проблемы добра и зла, так же, как, например, обычно люди избегают мыслей о своей неминуемой грядущей смерти. И тогда происходит ужасное дело – со злом соглашаются, и оно начинает восприниматься как неизбежная (а зачастую и выгодная) явь.

Изощренное зло маскируется, его носители предпочитают обман, правдоподобие, чтобы внешне не отличаться от добра. Человек с ослабленной и больной духовностью живет в духовной тьме и поэтому не способен вовремя почувствовать опасность. В своем добровольном заблуждении он не ведает, что на самом деле есть добро, а что – зло, что есть стремление к созиданию и любви, а что – к разрушению и ненависти. Он путает веру с суеверием и убежденностью, истину – с правдоподобием и ложью, любовь – с заботой и привязанностью, человеческую сущность – с животным и биологическим бытием, цель – со средствами и методами. Такой человек, даже если первоначально имеет добродетельную естественную нравственность, постепенно становится духовно всеядным и погибает от духовного отравления. Это выражается, прежде всего, в отрицании веры, в духовном безразличии или духовном цинизме.

Поэтому первоочередная задача настоящего пособия – способствовать развитию у человека правильного духовного видения для выявления духовных болезней, для различения тысяч религиозных культов, объединений, организаций и групп, из которых многие духовно смертельно ядовиты, а зачастую безнравственны и криминальны. Духовное видение имеет решающее значение при позитивном формировании мировоззрения, идеологии, а также этического, научного, правового и политического сознания. Без верного духовного видения невозможно полноценно освоить, осознать и оценить культуру, нереально формировать здоровый образ жизни.

Особенности духовного противоборства злу требуют высокой, чистой, сознательной и деятельной веры, а значит – непрерывного, кропотливого и напряженного труда над самим собой, активной духовной жизни. Ибо настоящая вера весьма динамична. На воюющих против духовного зла возложена особая ответственность перед собой и миром. Например, Православие считает, что они, согласно их свободной воле, избраны Богом для того, чтобы стать соработниками Духа Святого, проповедниками Слова Божия. Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе (2 Кор. 2,14-17). Православие учит, что, желая себе и всем людям уподобления Господу Иисусу Христу – Истине, Любви и Свету, нужно стремиться основывать свою деятельность в мире на нескольких внешне простых, но трудновыполнимых в современной суетной жизни правилах:

– всегда быть воинами, непримиримо сражающимися с духовными болезнями, со всеми проявлениями зла, постоянно их разоблачать, ограничивать и пресекать;

– непрерывно нести людям благую весть, врученную нам Богом;

– при любых обстоятельствах действенно любить всяких людей, независимо от их духовности, веры, религии, греховности;

– никогда не рассматривать любого человека как средство для достижения каких-либо целей;

– никогда не использовать Церковь, которая есть оживляемое Духом Святым единственное и Единое Тело Христово, с намерением получения какой-либо корыстной выгоды (деньги, власть, авторитет, популярность и т.п.);

– ни в коей мере не применять средства и методы зла;

– везде являться образцовым примером православной жизни и веры;

– постоянно помнить и ощущать, что Церковь есть духовно наша родная мать;

– непрестанно работать над собой, повышать сознательность и чистоту своей веры;

– внимательно контролировать свою деятельность, помня, что носители зла умело используют наши ошибки не только против лично нас, но и против Церкви.

Неуклонно идя путем всеобъемлющей любви, духовного делания, просвещения, созидания и милосердия, борцам за духовную безопасность приходится сталкиваться с кознями религиозных деструктивных культов различной ориентации. Часто деятельность означенных культов направлена против государства и общества. Печально известные скандалы и криминальные эксцессы с сектой «АУМ Синрике», террористами радикального ислама, иеговистами, сатанистами и иными деструктивными культами высветили необходимость таких правовых норм федерального законодательства и подзаконных актов, которые гарантировали бы религиозную безопасность России и ее граждан, соответствовали бы религиозной идентичности нашей страны, ее духовно-нравственным доминантам. Федеральный Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» явился значительным шагом в сторону улучшения правового регулирования религиозных процессов. Однако негативных процессов и потребности совершенствования социальных регуляторов в этой сфере еще много.

Правительственные комиссии, имеющие отношение к проблемам, связанным с религиозными объединениями, рассматривают вопросы о мерах противодействия деятельности религиозных экстремистских сект на территории нашей страны. Вводятся дополнения в существующее законодательство, которое, однако, пока недостаточным образом регулирует деятельность иностранных и отечественных представителей религиозных деструктивных объединений в нашей стране. Задача в том, чтобы, не осложняя жизнь законопослушным религиозным деятелям и объединениям, поставить эффективный правовой и социальный заслон силам, рядящимся в религиозные одежды, преследующим цели экстремистского характера, угрожающим безопасности нашего государства и общественному миру.

Одним из приоритетных направлений сдерживания деструктивной сектантской экспансии является полное, своевременное и объективное информирование населения о деятельности (в том числе и криминального характера) религиозных объединений. К сожалению, в настоящее время в России в этой сфере ситуация должна быть названа «информационным голодом». За последние годы вышло ограниченным тиражом всего несколько справочников, посвященных религиозным объединениям, действующим на территории нашей страны. К их недостаткам можно отнести ограниченность количества рассмотренных культов деструктивного характера и отсутствие сведений, раскрывающих глубинные различия вероучений, особенно те их особенности, которые могут стать или уже стали источником деструктивности. Систематически публикуют материалы о деструктивных культах православные и некоторые иные христианские издательства. Однако круг распространения этих материалов пока еще ограничен.

СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ «ГЕРОЕВ» В ЛИЦО. ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЕЩЕ ОДИН «СПЕЦ ПО СЕКТАМ», ОДИН ИЗ АВТОРОВ ГНУСНОЙ КЛЕВЕТНИЧЕСКОЙ КНИЖОНКИ «ЛЮДИ ПОГИБЕЛИ».

Игоревич Хвыля-Олинтер — священник РПЦ.

Родился в Омске в 1944.

Дед Андрея, в честь которого он назван — Андрей Ананьевич Хвыля-Олинтер, был высокопоставленным советским украинским функционером — начальником Управления искусств при СНК УССР. В 1937 арестован, обвинен в участии в националистической организации и в 1938 расстрелян.

Отец Андрея — коммунист и герой Великой отечественной войны, всю жизнь увлекался живописью, но только в возрасте 64 лет (!) окончил с отличием Народный университет искусств и стал членом Московского союза художников.

Сам Андрей в юности увлекался фантастикой и «искусственным интеллектом». Окончил факультет вычислительной техники и автоматики Московского энергетического института. После окончания вуза работал в закрытом НИИ.

В … перешел работать в МВД, где дослужился до звания полковника и должности заместителя начальника Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД России.

В … окончил аспирантуру … Кандидат юр. наук.

В 1991 (?) стал академиком Всемирной академии наук Комплексной безопасности (учредитель академии — Международная ассоциация «Системсервис», образованная в 1990 на базе предприятий Минприбора Минэлектротехпрома). Разработал собственную концепцию «комплексной безопасности» мира.

В то же время познакомился с будущим священником Анатолием Гармаевым и богословом отцом Валентином Асмусом. Начал посещать церковь, настоятелем которой был Дмитрий Смирнов. Педагог-психолог Гармаев, читавший тогда лекции в московских Домах культуры, познакомил Хвылю с философом Генрихом Батищевым, которому Андрей Игоревич и представил свою «концепцию». «Тот, вместо того, чтобы восхищенно похлопать по плечу: дескать, молодец, дерзай в таком духе и дальше! — вдруг огорошил неожиданным: — Вам надо срочно креститься!». Таким образом Хвыля принял крещение в 1991 в возрасте 47 лет от отцаВалентина Асмуса.

В 1994 совершил паломничество в Иерусалим и стал одним из миллионов свидетелей чуда схождения Благодатного огня на Гроб Господень. Сам Хвыля рассказывает об этой поездке, как о чуде: «Я — «невыездной», денег на дорогу нет, загранпаспорта — тоже… Но все-таки написал генералу рапорт: «Так и так, отпустите в паломничество». Можете себе представить, какими глазами генерал посмотрел на меня! «Идите, и забудем об этом разговоре», — был ответ моего начальства. Не знаю, что произошло за ночь, но на следующее утро генерал… сам вызывает меня и говорит: «Хорошо, пишите рапорт министру». А дальше все сложилось просто удивительно. Министр дал согласие; нашлись спонсоры, которые дали 800 долларов на поездку; паспорт, с которым обычно столько хлопот, выправили мне моментально».

В 1996 Хвыля составил и опубликовал справочную брошюру “Опасные тоталитарные формы религиозных сект”, в которой, среди прочего, содержались и сведения о Центре Обществ Сознания Кришны в России (ЦОКР). ЦОСКР подал на Хвылю заявление в прокуратуру, обвиняя его в нанесении ущерба деловой репутации организации. На Хвылю было заведено административное дело. На судебном процессе полковник выступал как представитель МВД. В результате по одному пункту кришнаиты обвинение сняли, а по второму была заключена мировая.

Примерно с этого времени Хвыля, в качестве «сектоведа», начал сотрудничать с Санкт-Петербургским комитетом по спасению молодежи, Центром духовной реабилитации под руководством священника Олега Стеняева, оставаясь одновременно полковником милиции. Заочно окончил четыре курса пастырско-богословского факультета Свято-Тихоновского института.

Обновленный справочник Хвыли «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» был опубликован в №1-1997 Информационно-аналитического вестника Миссионерского Отдела Московского Патриархата РПЦ (Белгород). В том же году справочник выходит в Белгородском церковном издательстве отдельным, вдвое расширенным, изданием.

В МВД Хвыля в это время так же специализируется на информации по деструктивным сектам.

В 2000 Хвыля — один из соавторов московского сборника «Люди погибели: Сатанизм в России: попытка анализа».

В 2004, в возрасте 60 лет, из органов уволился, будучи пенсионером по возрасту. В МВД Хвыля прослужил 30 лет. Жил и работал в Москве.

В том же 2004 Андрей Игоревич занял должность сотрудника Миссионерского отдела при Синоде. Главой отдела был (и остается) Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов Сергей Леонидович), с которым Хвылю связывали не менее семи лет миссионерского сотрудничества. Вскоре, по предложению Иоанна, Хвыля отправился в командировку в Белгородскую духовную семинарию читать курс по сектоведению. В Белгороде был рукоположен Иоанном в диаконы, став т.о. священником РПЦ. Перебрался в Белгород, оставив в Москве семью.

В начале 2005 участвовал в создании комиссии по духовной безопасности Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при Полномочном представителе Президента РФ в ЦФО (глава комиссии — архиепископ Иоанн),вошел в ее первый состав и вскоре стал ответственным секретарем этой комиссии.

Клирик Преображенского кафедрального собора города Белгорода.

С ? — член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Минюста РФ по Белгородской области.

С 2004 — доцент социально-теологического факультета БелГУ. С того же времени — членРелигиоведческого совета Белгородской области, направленного на «защиту людей от деструктивных сект и псевдорелигиозных объединений».

С … Проректор Белгородской духовной миссионерской семинарии по научной работе.

В 2009, по инициативе белгородского архиепископа Иоанна, был реструктурирован Миссионерский отдел Московского патриархата. Его новую структуру и состав совета в декабре 2009 утвердил патриарх Кирилл. Белгородская епархия, как наиболее успешно миссионерстсвующая епархия Московского патриархата, является базой Миссионерского отдела. Отдел возглавляет архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, а из 9 членов коллегии отдела, шестеро — представители Белгородской епархии. Андрей Хвыля занял в отделе должность руководителя сектора «Антисектантская работа и духовная безопасность», став т.о. «главным сектоведом России». Первое заседание обновленного отдела прошло в Белгороде.

С февраля 2011 — член Общественной палаты Белгородской области (второго состава), зам. пред. Комиссии ОП по духовно-нравственному, патриотическому, физическому и экологическому воспитанию. Член редакционного совета журнала Общественной палаты «Солидарное общество».

Автор книг «Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества» (2010), «Религиоведение и духовная безопасность России», «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера» (1997).

Краеугольным камнем «концепции Хвыля» является идея непримиримой борьбы на территории Белгородской области со всеми не ортодоксальными православными, будь то сектанты, католики, протестанты-харизматы, рериховцы или атеисты, которые автоматически подпадают под определение «сатанисты».

На основании «концепции Хвыля» администрация области в 2010 приняла бессрочный календарный план «мероприятий по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области», включающий церковные пропагандистские и цензурные мероприятия, распространяющиеся на все учреждения среднего и высшего образования, культурные заведения, прессу, социальные и медицинские учреждения.

В апреле 2011 в области принята программа духовной безопасности. Прошедший в это время круглый стол, посвященный «духовной безопасности», призвал в своей резолюции «уделить особое внимание титульной нации». Вообще стоит отметить, что с годами риторика Хвыля приобретает все более националистический окрас.

Бывший полковник активно борется не только с инаковерующими, но и с неугодными СМИ, в частности, газетой «Голос Белогорья», в которой появляются «невежественные и провокационные публикации» о концепции и программе Хвыли.

2000 зам. начальника Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД РФ А.И.Хвыля-Олинтер написал для сборника «Люди погибели: Сатанизм в России» исследование «Религиозные культы зла как источник преступности», в котором в качестве общеизвестного факта упоминает о сатанинской деятельности группы молодых людей, руководимой Авдеем Тер-Оганьяном.

***

В июле 2000 Андрей Хвыля, находящийся в той же должности в МВД, сделал запрос на экспертизу по делу Олега Мавроматти скандальной адвокатской коллегии с православным уклоном «Канон».

30 июля 2000 специалисты «Канона» — адвокат Д.В.Потоцкий и директор неизвестной негосударственной структуры — Департамента геополитических исследований Института гуманитарного образования С.А.Шатохин выполнили экспертное заключение, назвав его «О действиях О.Мавроматти и его группы».

Эксперты, работавшие по заказу Хвыли, утверждали, что Мавроматти давно создал обширную «преступную группу», ставящую своей целью разжигание религиозной розни и оскорбление чувств верующих. Они относили к этой «преступной группе» более 50 человек — помимо участников съемок во дворе Института культурологии (сценариста, звукооператора, массовки) это были практически все художники, с которыми Олег когда-либо сотрудничал или имел товарищеские отношения: Авдей Тер-Оганьян, Анатолий Осмоловский, Александр Бренер, Сергей Сальников, Светлана Баскова, Владимир Сальников, Нина Котел, Дмитрий Пименов, Сэнди Ревизоров, Алексей Зубаржук, Андрей Литвинов, Алена Мартынова и др.

«Дело перерастало во что-то грандиозное», — говорит Мавроматти. Он вспоминает, что «Крылов(следователь Генпрокуратуры, который вел дело Мавроматти — ЗИ), который до этого вел дела Гусинского и Чубайса, утверждал, что действует по некоему заказу (сверху?) довести дело до конца; то есть суд (видимо, показательный) должен был состояться обязательно».

11 августа 2000 давний соратник Андрея Хвыли — священник Олег Стеняев, глава Центра духовной реабилитации, а также близкий друг небезызвестного священника-экстремиста Даниила Сысоева (убитого в 2010), обратился к Генеральному прокурору с двумя исками против Мавроматии по материалам двух кощунственных акций. Одновременно он обратился на ту же тему к прокурору города Москвы Михаилу Авдюкову, и к начальнику отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях Юрию Адамову.

Хвыля поддержал товарища, заказав от своего Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД еще одну эксперизу по делу Мавроматти. Ее произвел ко 2 сентября 2000 Алексей Ситников, преподаватель Российского Православного Университета Св. Иоанна Богослова, референт Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Правда, эта экспертиза на деле оказалась только сокращенным вариантом текста прежних экспертов, работавших по заказу того же Хвыли (Потоцкого и Шатохина).