Андрей юродивый житие

Житие святого Андрея, Христа ради юродивого

Память 2 октября
В царствование греческого императора Льва Великого – Мудрого, сына императора Василия Македонянина, жил в Константинополе некий муж, по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился один отрок, славянин родом, по имени Андрей6266. Сей отрок был прекрасен собою и отличался добрым нравом. Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим довереннейшим слугою и отдал его для обучения священным книгам. Изучив Священное Писание, Андрей часто ходил по церквам, молился Богу и читал священные книги. Однажды ночью, когда он стоял на молитве, злокозненный диавол, видя сие, позавидовал сему доброму делу и стал сильно ударять в двери той комнаты, где находился юноша. Андрей пришел в ужас, перестал молиться, поспешно лег на постель и оделся козлиною шкурою Увидав сие, сатана обрадовался и сказал другому диаволу:
– Видишь ли ты сего юношу: недавно еще он вкушал бобы, а теперь вот он уже вооружается на нас!
В ту же ночь Андрей увидел сон, в котором Господь раздавал венцы тем, кто встал на путь борьбы со страстями. Пробудившись он решил сделаться юродивым ради Христа. Помолившись, взял нож, и пошел к колодцу; тут снял он с себя одежду, и, представляясь лишенным разума, изрезал ее на части. Ранним утром пришел за водой к колодцу повар и, увидев Андрея как бы пришедшего в исступление, пошел и рассказал о сем их господину. Скорбя об Андрее, господин их пошел к нему и нашел его как бы несмыслящим и говорящим неразумно. Подумав, что Андрей одержим бесом, он наложил на него железные вериги и приказал вести к церкви святой Анастасии. Андрей в течение дня представлялся лишенным разума, а ночью молился Богу и святой Анастасии. В глубине же своего сердца он размышлял о том, приятно ли Богу предпринятое им дело, или нет, и хотел получить о сем извещение.
* * *
После сего господин Андрея в продолжение четырех месяцев держал его при себе, а затем отпустил на свободу. Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Он ходил по городу «терпя недостатки, скорби, озлобления. Одни надругались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как псом смердящим, иные же считали его за одержимого бесом, а малолетние отроки глумились и били блаженного. Он же все претерпевал и молился об оскорблявших его.
Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он как юродивый бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали.
Иногда по трое суток не вкушал хлеба, иногда же голодал и целую неделю, а если не находилось никого, кто бы подал ему ломоть хлеба, то он проводил без пищи и вторую неделю. Одеждою Андрею служило никуда негодное рубище, едва прикрывавшее телесную его наготу. Уподобляясь во всем святому Симеону, Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел «где главы приклонити». Нищие прогоняли его от своих шалашей, а богачи не пускали на дворы жилищ своих. Когда же ему необходимо было уснуть и несколько успокоить свое измученное тело, он искал мусора, где лежат собаки, и располагался между ними. Но и псы не подпускали к себе раба Божия. Одни кусая отгоняли его от себя, другие же убегали от него сами.
Никогда не засыпал он под кровлею, но всегда на холоде и зное, валяясь как Лазарь в гноище и грязи, попираемый людьми и животными. Так страдал добровольный мученик и так смеялся над всем миром юродивый: «потому что немудрое Божие премудрее человеков». И вселилась в него благодать Святого Духа, и он получил дар прозорливости, ибо он стал прозревать помыслы людей.
Однажды, в Константинополе, у некоего знатного мужа умерла дочь, которая прожила жизнь свою в девственной чистоте. Умирая, она завещала похоронить ее за городом, на кладбище для бедных, находившемся в саду ее отца. Когда она скончалась, ее понесли на то место, где и похоронили ее по христианскому обычаю. В то время был в Константинополе гробокопатель, который, разрывая могилы, снимал с мертвецов одежды. Стоя на дороге, он наблюдал, где будет похоронена девица. Заметив место ее усыпальницы, он решился, с наступлением ночи, разрыть могилу и снять одеяние с мертвой.
Случилось, что и святой Андрей, творя обычные подвиги юродства Христа ради, пошел на то место. Как только заметил он того гробокопателя, он провидел духом злое его намерение. Желая отклонить вора от задуманного дела и предугадывая, какое воспоследует ему наказание, святой Андрей взглянул на него с суровым видом и, как бы в сильном гневе, сказал:
– Так говорит Дух, судящий похищающих одежды лежащих во гробах: не будешь ты более видеть солнца, не будешь видеть дня, ни лица человеческого; затворятся для тебя врата дома твоего и никогда более не откроются. Померкнет для тебя день и уже никогда не просветлеет.
Услышав сие, гробокопатель не понял того, о чем говорил святой, и отошел, не обращая на слова его никакого внимания. Святой же, вторично посмотрев на него, сказал:
– Ты уходишь? – Не укради! Если же ты сделаешь сие, то – свидетельствую именем Иисуса – не увидишь никогда солнца.
Поняв, что святой говорит ему, гробокопатель удивился, каким образом он знает его намерение, и, возвратившись к святому, сказал:
– Ты точно одержим беснованием и по демонскому наущению говоришь о таинственном и неизвестном! Я же нарочно пойду туда, чтобы видеть, сбудутся ли твои слова!
После сего святой удалился, продолжая юродствовать. С наступлением вечера, выбрав удобное время, вор отвалил камень от гроба, вошел в гроб и прежде всего взял верхнюю одежду покойной и все украшения, ибо они были многоценны. Взяв это, он намеревался удалиться, но какой-то внутренний голос подсказала ему: «Сними и рубашку: ведь, она хороша». Сняв рубашку с девицы, гробокопатель хотел выйти из могилы. Мертвая же девица, по повелению Божию, подняла свою правую руку и ударила гробокопателя по лицу, и он тотчас ослеп. Ужаснулся тогда несчастный и затрепетал, так что от страха стали сокрушаться челюсти его, зубы, колени и все кости.
Умершая же девица отверзла уста свои и сказала:
– Несчастный и отверженный человек! ты не побоялся Бога, не подумал того, что и ты человек! Тебе бы следовало постыдиться девической наготы; с тебя довольно уже взятого тобою, – хотя бы рубашку ты оставил моему обнаженному телу. Но ты меня не помиловал и жестоко поступил со мною, задумав сделать меня посмешищем пред всеми святыми девами в день второго пришествия Господня. Но теперь я поступлю с тобою так, что ты никогда не будешь больше воровать, дабы тебе было известно, что жив Бог Иисус Христос, и что по смерти есть суд, воздаяние и наказание.
Проговорив сии слова, девица встала, взяла свою рубашку, облеклась в нее, и, возложивши на себя все одежды и украшения, легла и сказала: «Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» .
С сими словами она снова почила в мире. А тот отверженный едва имел силы выйти из гроба и найти ограду сада. Хватаясь руками то за одну, то за другую стену ограды, он вышел на ближайшую дорогу и побрел к городским воротам. Расспрашивавшим по причине его слепоты он рассказывал совсем не то, что было в действительности. Но впоследствии рассказал все, что случилось с ним, одному своему другу. С тех пор он стал просить себе милостыню и таким образом снискивал себе пропитание. И часто он говорил себе:
– Будь проклята, гортань моя, ибо из-за тебя постигла меня слепота!
Вспоминал он также и святого Андрея и удивлялся, как все исполнилось, согласно провиденному и предреченному святым.
* * *
Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидал, что навстречу ему несут покойника. Умерший был очень богатый человек и за его гробом шло великое множество народа со свечами и кадильницами. Церковнослужители пели обычные погребальные песнопения, а родные и близкие покойника плакали и рыдали. Видя своими прозорливыми очами, что делалось с тем мертвецом, святой остановился и стал смотреть. И вот, впав на долгое время в совершенное бесчувствие, он увидел духовными очами множество эфиопов, шедших за гробом и громко кричавших:
– Горе ему, горе ему!
Одни из них держали в руках мешки, из которых рассыпали пепел на людей, окружавших мертвеца. Другие же бесы плясали и бесстыдно смеялись как бесстыдные блудницы, третьи лаяли как собаки, а иные еще хрюкали как свиньи. Мертвец был для них предметом радости и веселья. Некоторые из бесов, окружая мертвеца, кропили его смрадною водою, иные летали по воздуху около одра, на котором лежал мертвец. От трупа же умершего грешника исходил удушливый смрад.
Идя следом за мертвым, бесы рукоплескали и производили ужасный топот ногами, ругаясь над поющими и говоря:
– Пусть Бог не даст никому из вас видеть свет, жалкие христиане, ибо вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его», и при этом вы называете его, причастного всяческому злу, рабом Божиим.
Взглянув вторично, Андрей увидел, что один из бесовских князей, с пламенным взором, шел ко гробу того отверженного со смолой и серой, чтобы сжечь его тело. Когда же совершился обряд погребения, святой Андрей увидал ангела, шедшего во образе прекрасного юноши и плакавшего горькими слезами.
Проходя мимо, ангел приблизился к святому Андрею. Последний, подумав, что сей юноша – один из близких умершего и потому так плачет, подошел к нему и сказал:
– Прошу тебя именем Бога небеси и земли: скажи, что за причина твоего плача. Ибо никогда и никого не видал я столь горько плачущим об умершем, как ты.
Ангел отвечал:
– Вот почему я проливаю слезы: я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел, когда его несли в могилу. Но его взял к себе диавол. – Это и есть причина моего плача и печали.
На сие святой сказал ему:
– Я теперь понял, кто ты; молю тебя, святой ангел, расскажи мне, что за грехи были у покойного, из-за коих захватил его в свои руки диавол?
– Андрей, избранник Божий! – отвечал ангел. – Так как ты желаешь узнать о сем, то я расскажу тебе, ничего не скрывая. Я вижу красоту святой души твоей, светящуюся наподобие чистого золота; увидев тебя, я несколько утешился в моей скорби. Сей человек был в великом почете у царя. Но он был страшный грешник и вел преступную жизнь. Он был и блудником, и прелюбодеем, зараженным содомским грехом, льстецом, немилосердным, сребролюбцем, лжецом и человеконенавистником, злопамятным, мздоимцем и клятвопреступником. Свою бедную челядь он морил голодом, побоями и наготою, оставляя ее в зимнее время без обуви и одежды. Многих рабов он даже убил и закопал их под полом конюшен. Одержимый ненавистною Богу похотью, он осквернил до трех сот душ мерзкими и отвратительными грехами блудодеяния. Но и для него пришло время жатвы и застала его смерть не покаявшимся и имеющим несказанные грехи. Душу его взяли бесы, а отвратительное тело его – ты и сам видел – злые духи провожали с поруганием. Вот почему, святая душа, тужу я; одержимый глубокою скорбью, я плачу, потому что охраняемый мною ныне стал посмешищем демонов.
На сии слова ангела Божия святой сказал:
– Умоляю тебя друг, – прекрати сей плач: умерший поступал дурно, посему скончался без покаяния; пусть же он насыщается плодами дел своих. Ты же, пламеннообразный, исполненный всяческих добродетелей, слуга Вседержителя Господа Саваофа, отныне во веки будешь под благодатью Бога Твоего.
После сих слов, ангел невидимо удалился от Андрея. А проходящие думали, что святой разговаривает сам с собою, говорили друг другу:
– Посмотрите на сего юродивого, как он потешается и бессмысленно разговаривает со стеной.
При этом они толкали его и отгоняли, говоря:
– Что тебе нужно, юродивый? – недостойный беседовать с людьми, ты разговариваешь со стеной?!
Святой молча отошел и, уединившись в тайном месте, горько плакал о погибели несчастного, которого он видел несомым к могиле.
**********************************************************
Святой Андрей так благоугодил Богу и столь возлюбил его Господь, что однажды он был, подобно Апостолу Павлу, восхищен до третьего неба (2Кор.12:2) и слышал там неизреченные глаголы и созерцал незримые для смертного красоты рая. О сем поведал он сам перед своей кончиною верному своему другу Никифору.
Раз как-то случилась суровая зима, и в Константинополе в продолжение целых двух недель стоял сильный мороз; все жилища были занесены снегом; от бури ломались деревья и птицы падали мертвыми на землю, не находя себе пищи. Тогда все бедняки и нищие были в сильной скорби и утеснении; стеная, плача и дрожа от стужи, они умирали вследствие лишений, голода и холода. Тогда и блаженный Андрей, не имея ни пристанища, ни одежды, испытывал немалую скорбь вследствие стужи. Когда он, желая хотя на некоторое время укрыться под кровлею, приходил к другим нищим, они гнали его от себя палками как собаку, крича на него:
– Пошел прочь отсюда, пес!
Не имея убежища от прилучившегося бедствия и отчаиваясь за самую свою жизнь, он сказал себе:
– Благословен Господь Бог! Если я и умру от сей стужи, то пусть умру по любви моей к Нему, – но Бог силен подать мне и терпение перенести стужу сию.
Зайдя в один закоулок, святой увидал лежащую там собаку и, желая согреться от нее, лег с нею. Но, увидавши его, собака встала и ушла. И сказал Андрей сам себе:
– О сколь ты грешен, окаянный. Не только люди, но и псы пренебрегают тобою!
Когда он, таким образом, лежал, дрожа от лютого холода и ветра, тело же его измерзло и посинело, он подумал, что пришло время последнего его издыхания, и стал молиться, чтобы Господь принял с миром его душу. И вот внезапно он ощутил в себе внутреннюю теплоту, и, открыв глаза свои, увидал некоего прекрасного юношу, лицо которого светилось как солнце. Он держал в своей руке ветвь, покрытую различными цветами. Взглянув на Андрея, юноша сказал:
– Андрей, где ты?
Андрей отвечал:
– Ныне я нахожусь «во мраке, в бездне» (Пс.87:7).
Тогда явившийся юноша слегка прикоснулся к лицу Андрея цветущею ветвью, которую держал в руке, и сказал:
– Получи оживление твоему телу.
Святой Андрей вдохнул в себя благоухание тех цветов, оно проникло в сердце его, согрело и оживотворило все тело его. Вслед за сим он услыхал голос, говорящий:
– Ведите его, чтобы он на время успокоился здесь, а потом он снова возвратится.
С этими словами на него нашел сладкий сон, и он увидал неизреченны Божии откровения, о коих он подробно сообщил сам вышеупомянутому Никифору, в таких словах:
– Что со мною было, я не знаю. По Божественному изволению, я пребывал в течение двух недель в сладостном видении, подобно человеку, который, сладко проспав всю ночь, просыпается утром. Я видел себя в прекрасном и дивном рае и, удивляясь сему в душе, размышлял: «Что это значит? я знаю, что живу в Константинополе, а как сюда попал – не знаю». И не понимал я, «в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» (2Кор.12:2). Но я видел себя облеченным в светлое, как бы из молний сотканное, одеяние, на голове моей лежал венок, сплетенный из многих цветов; я был опоясан царским поясом и сильно радовался при виде той красоты; умом и сердцем удивлялся я несказанной прелести рая Божия и услаждался, ходя по нему. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые, колыхаясь своими вершинами, веселили мои очи, и от ветвей их исходило великое благоухание.
Одни из тех деревьев непрестанно цвели, другие были украшены златовидной листвой, иные же имели плод несказанной красоты; сих деревьев нельзя уподобить по красоте ни одному земному дереву, ибо их насадила не человеческая рука, а Божия. В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели на ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от сладкозвучного их пения я не помнил себя: так услаждалось мое сердце, и я думал, что их пение слышно даже на самой высоте небесной. Те прекрасные сады стояли по рядам, наподобие того, как стоит один полк против другого. Когда я с сердечною радостью ходил между ними, то увидел большую, протекающую по средине рая реку, которая орошала прекрасные те сады. По обоим берегам реки рос виноград, распростирая лозы, украшенные листьями и златовидными гроздьями.
Там со всех четырех сторон веяли тихие и благоухающие ветры, от дуновения коих сады колыхались, производя своими листьями чудный шелест. После сего на меня напал какой-то ужас, и мне показалось, что я стоя на верху небесной тверди, предо мною же ходит какой-то юноша, с светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу. Я подумал что это – тот, который ударил меня цветущею ветвию по лицу. Когда я ходил по его стопам, то увидел Крест большой и прекрасный, по виду подобный радуге, а кругом его стояли огневидные, как пламень, певцы и воспевали сладостное песнопение, славословя Господа, некогда распятого на Кресте. Шедший предо мною юноша, подойдя ко Кресту, облобызал его, и дал знак и мне, чтобы и я облобызал Крест. Припав ко святому Кресту со страхом и великою радостью, я усердно лобызал его. Лобызая его, я исполнился несказанной духовной сладости и обонял благоухание сильнее райского. Пройдя мимо Креста, я посмотрел вниз и увидал под собою как бы морскую бездну. Мне показалось, что я хожу по воздуху; испугавшись, я закричал моему путеводителю:
– Господин, я боюсь, как бы мне не упасть в глубину.
Он же, обратившись ко мне, сказал:
– Не бойся, ибо нам необходимо подняться еще выше.
И он подал мне руку. Когда я ухватился за нее, мы уже находились выше второй тверди. Там я увидал дивных мужей. Их упокоение и непередаваемую на языке человеческом радость их праздника. После сего мы вошли в какой-то дивный пламень, который не опалял нас, но только осиявал. Я стал ужасаться и снова мой путеводитель, обернувшись, подал мне руку, и сказал:
– Нам следует подняться еще выше.
И вот после сих слов мы поднялись выше третьего неба, где я видел и слышал множество сил небесных, воспевающих и славословящих Бога. Мы подошли к какой-то, блистающей, как молния, завесе, пред которой стояли великие и странные юноши, видом подобные как бы огненному пламени; лица их сияли ярче солнца, а в руках у них было огненное оружие. Предстоя со страхом, увидел я бесчисленное множество небесного воинства. И сказал мне водивший меня юноша:
– Когда отверзется завеса, ты увидишь Владыку Христа. Поклонись же престолу славы Его.
Услыхав сие, я радовался и трепетал, ибо меня объял ужас и неизреченная радость, Я стоял и смотрел, ожидая, когда отверзется завеса. И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаии, узрел Господа моего, «сидящего на престоле высоком… Вокруг Него стояли Серафимы» (Ис.6:1–2). Он был облечен в багряную одежду; Лице Его было пресветло, а очи Его с любовию взирали на меня. Увидев сие, я пал перед Ним ниц, поклоняясь пресветлому и страшному престолу славы Его. Какая радость объяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами и выразить, даже и теперь, при воспоминании о том видении, я преисполняюсь неизреченною радостью.
В трепете лежал я пред моим Владыкою, изумляясь такому Его милосердию, что Он попустил мне, нечестивцу и грешнику, предстать пред Собою и созерцать Божественную Его красоту. Размышляя о своем недостоинстве и созерцая величие моего Владыки, я умилялся и повторял про себя слова пророка Исаии: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5). И услыхал я премилосердного Творца моего, изрекшего мне пресладкими и пречистыми Своими устами три Божественных слова, кои так усладили сердце мое и разожгли его любовию, что я от теплоты духовной весь истаявал, как воск, и исполнилось на мне слово Давидово: «сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс.21:15).
После сего все небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем, – не понимаю и сам, как – снова очутился я ходящим по раю. И размышлял я о том, что не видал Пречистой Госпожи Богородицы. И вот я увидал мужа, светлого как облако, носящего Крест и говорящего:
– Пресветлейшую небесных сил Царицу хотел ты увидать здесь? Но Ее нет здесь. Она удалилась в многобедственной мир – помогать людям и утешать скорбящих. Я показал бы тебе Ее святое место, но теперь нет времени, ибо тебе надлежит опять возвратиться туда, откуда ты пришел: так повелевает тебе Владыка.
Когда он говорил сие, мне казалось, будто я сладко уснул; затем, проснувшись, очутился я на том самом месте, где находился ранее, лежащим в углу. И удивлялся я тому, где я был во время видения, и тому, что сподобился видеть. Мое сердце исполнилось неизреченной радости, и я возблагодарил моего Владыку, изволившего явить мне такую благодать.
Сие видение святой Андрей поведал пред своею кончиною своему другу Никифору, и взял с него клятву не рассказывать о том никому, пока он не отрешится от уз тела. Никифор же усердно умолял святого, чтобы он сообщил ему хотя бы одно из тех трех слов, которые изрек ему Господь; но святой не пожелал сего открыть. Так святой Андрей, восхищенный, подобно Апостолу Павлу, увидал то, чего не видело бренное око, слышал то, чего не слыхало смертное ухо, и насладился в откровении такими небесными красотами, которых и не представляло себе человеческое сердце (1Кор.2:9). А так как, при откровении небесных тайн, он не видал Пречистой Госпожи Богородицы, то Ее он сподобился увидеть на земле в видении во Влахернской церкви, когда Она, пришедши помогать людям, явилась на воздухе, с пророками, Апостолами и чинами ангельскими, молясь о людях и покрывая их честным Своим омофором. Увидев Ее, блаженный сказал ученику своему Епифанию:
– Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех?
Епифаний отвечал:
– Вижу, отче святой, и ужасаюсь.
Проводя дивное житие, святой Андрей много чудодействовал и претерпел много поруганий и побоев, как о том сообщается в отдельной книге его жития, написанной Никифором. Он предрекал будущее и обратил к покаянию многих грешников. Затем он переселился в вечные обители, до коих раньше был временно восхищен; ныне же, водворившись в них на веки, ликует с ангелами и в блаженстве предстоит Богу, Единому в Трех Лицах: Отцу и Сыну и Святому Духу, Ему же слава во веки. Аминь.
Полностью житие святого Андрея можно прочитать на азбука.ру

Житие Андрея Юродивого

Преамбула

Хочу я изложить перед вами, о возлюбленные, жизнь богоугодную и деяния безупречные достойного мужа. Прошу вас, внемлите тому, что я буду говорить, ибо предмет сей источает мед, благоухание и дивную радость. Посему приготовьтесь, о великодушные, выслушать этот мой рассказ, дабы и я сам с большим желанием приступил к своему труду и изложил пред вами духовные подвиги этого мужа.

В царствование христолюбивого Льва Великого был в Константинополе некий муж по имени Феогност, которого благочестивый царь почтил саном протоспафария, а затем и стратилатом в восточных землях назначил. А муж сей, хотя ранее и приобрел много рабов, позже купил себе еще других, среди которых был и тот, имя которого ныне прославляется мною, недостойным. Родом он был скиф, а купил его господин, когда он был еще ребенком. Мальчик был весьма красив видом, так что даже его хозяин им восхищался и использовал для важных поручений, а для изучения Священного Писания отдал его в школу. Отрок же, будучи смышлен, в скором времени выучился Псалтири и счету, так что даже учитель дивился его одаренности, да и никто не мог подумать, что он скиф, из‑за его внешнего вида, а также из‑за благоразумия души, скромного поведения и аккуратности записей. Посему хозяин назначил его при себе писцом. И был он очень любим господином своим и госпожою, равно и все домочадцы сильно привязались к нему. Хозяин же одаривал его щедрыми дарами, отдавая ему многое из одежды, в которую до этого сам облачался, ибо видел, как тот по своей доброй воле проявлял старание в его дому, так что наблюдавшие это говорили, дескать»раб облачен в лучшие одежды, нежели господин». А читать он любил Священное Писание, но еще больше мученичества святых и жития богоносных отцов, отчего воспылало сердце его верою в них и пробудилось для подражания прекрасным их деяниям. И вот, начав с самого себя, двинулся он по такому пути.

1. О НАПАДЕНИИ В ТЕАТРЕ.

Однажды ночью, встав со своего ложа, он принялся молиться наподобие рекшего:»В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои». Тогда, исполненный зависти к нему, явился коварный дьявол и начал со страшным грохотом стучать в двери комнаты, в которой жил юноша. И вот, охваченный страхом, оставив молитву и бросившись на ложе, он спрятался под своей козьей накидкой. Увидев это, сатана возрадовался и говорит будто бы кому‑то вроде него самого:»Посмотри‑ка на этого селееда! И он вооружается против нас!»Сказал это и исчез. Вслед за тем блаженный юноша, впав в глубокий сон, видит, будто находится он в театре, и с одной стороны перед ним множество одетых в белое и прочих благовидных людей, с другой же стороны — бесчисленная толпа черных эфиопов. И между обеими сторонами происходит состязание в беге и борьбе. Ведь среди эфиопов был один темнокожий огромной величины, и они хотели, чтобы облаченные в белое бежали и боролись с ним, ибо он возглавлял легион сатаны. И в то время как блаженный стоял там и слушал, вдруг спустился сверху прекраснейший юноша, державший в руке своей три венца: и один был изукрашен чистым золотом и камнями драгоценными, другой — многими жемчугами, а третий сплетен из всевозможных роз, и лилий, и растений райских, так что был неувядаем. И такое благоухание от него исходило, какое ум человеческий выразить не может. И вот, увидев их, блаженный возрадовался и пожелал узнать, как же получить ему один из тех венцов. И, подойдя к прекрасному юноше, рек ему:»Скажи, Христа ради, за сколько продаешь их? Даже если я не смогу купить их сразу, то побегу и сообщу господину моему, и ты получишь от него столько золота, сколько захочешь». Тогда юноша, улыбнувшись ему, сказал:»Поверь мне, о дорогой друг, что если бы ты принес мне злато всего мира, я бы не отдал ни единого из этих цветов ни тебе, ни кому‑либо другому, ни зовущемуся твоим господином, ибо не из этого суетного мира они, как ты подумал, но из сокровищ небесных, которыми увенчиваются одолевающие этих эфиопов. Итак, если ты хочешь получить один из этих венков, выйди вперед и порази этого черного, как копоть, эфиопа, и если ты победишь его, не только эти, но и другие, какие пожелаешь, венцы получишь от меня». Услыхав такое, блаженный Андрей воодушевился и говорит ему:»Господин мой, поверь, что я исполню сказанное мне тобою, только поведай мне об их хитростях». Тот же ответил:»Эфиопы, хотя и дерзки, однако трусливы и бессильны. А посему не страшись огромного его вида, ибо подобно овощу он гнил и немощен». Этими словами умастив его и схватившись с ним, как будто в борьбе, он обучил его, как выстоять против эфиопа. И сказал ему:»Когда он поднимет тебя, не пугайся, но сцепись с ним крестообразно, и увидишь славу Божию». Тогда вышел Андрей и прокричал громогласно:»Сюда, чернокожий, давай‑ка поборемся с тобою!»И эфиоп приблизился и, усмехаясь, схватил его, но Андрей, сцепившись с ним крестообразно, швырнул его оземь, так что тот остался лежать без звука. Тогда великая радость случилась среди облаченных в белое, и они подняли его на руки и принялись целовать, умащая его благовониями духовными. А когда толпа эфиопов исчезла с великим стыдом, явился тот славный юноша, подарил блаженному Андрею драгоценные венки и, облобызав его, сказал:»Отныне ты наш друг и брат; а посему беги нагим в этом прекрасном ристании, стань юродивым ради Меня, и Я сделаю тебя причастным многих благ в царствии Моем». Проснувшись, блаженный удивился виденному им.

Этот блаженный человек происходил из славянского рода и жил в Константинополе, столице Византии, в X столетии. В юном возрасте его приобрел в качестве раба богатый константинопольский сановник по имени Феогност. Андрей отличался дружелюбным нравом, отзывчивостью и внешне был очень привлекателен. Однако хозяин, отдавший раба своего для обучения Священным текстам, отказался от него, так как последний принял христианский подвиг юродства.

Андрей, покинутый всеми, жил в бедности, холоде и голоде, смиренно сносил насмешки окружения, но оказался достойным видения Покрова Пречистой Девы Марии.

Что такое юродивость

Юродивостью называют показное безумие, практикуемое чаще странствующими монахами для достижения внутреннего смирения и уничтожения в себе гордыни. Общество предвзято относится к таким людям: насмехается, унижает, оскорбляет. Однако многие не видят того, что подобное поведение совершается исключительно ради молитвы перед милосердным Господом. Напускное безумие очень искусно, его практически нельзя отличить от настоящей болезни рассудка.

Важно! Юродство — способ защиты духовного сокровища, то есть сокровенной молитвы, от мирской суеты, похвал, различных страстей.

Жизнеописание блаженного Андрея

Константинопольский помещик по имени Феогност, живший во времена императора Льва VI (конец IX столетия), приобретал людей для своих имений. Среди купленных рабов оказался красивый и добросердечный юноша, которого звали Андрей. Феогност проявил к сему отроку наивысшую симпатию, назначил его доверенным слугой и велел обучаться священным письменам.

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Андрей принялся за чтение христианских текстов, часто посещал церковь и исправно совершал молитвенные правила.

  • Сатана, видя великое стремление юноши к Господу, проявил зависть и устремился навести страх на него. Князь тьмы явился к Андрею во время молитвы, распахнул двери и пытался сломить волю молодого человека, который вскоре уснул после этого сурового видения.
  • Во сне ему предстали две армии: первая символизировала силы света, воины ее были одеты в белое, вторая — это полчища сатаны, в центре которой стоял безобразный исполин, преисполненный кровожадности и ярости. Андрей испросил Господа: «Кто же осмелится выйти против гиганта и победить в этой непростой схватке?».
  • Тогда с небес спустился сияющий юноша с тремя драгоценными венками в десницах. Андрей поинтересовался у ангела, может ли он приобрести одно из этих сокровищ. На это небесный посланник ответил: «Получишь венок, если с помощью молитвы и крестного знамения сможешь победить темного исполина».
  • Андрей собрался с духом и, подобно царю Давиду, сокрушил с божьей помощью недруга. Проснувшись, он ощутил в своем сердце присутствие христианского сокровища. С этого времени юноша стал вести юродивый образ жизни ради Христа, ибо так велел Всевышний. На следующий день блаженный Андрей взял нож, снял одежды и изрезал тело. Феогност решил, что его верный слуга поддался демоническому искушению, он велел надеть на несчастного вериги и отвести лечебницу, которая находилась в церкви святой Анастасии.
  • Днем блаженный демонстрировал показное безумство, а ночью, когда никто ничего не видел, совершал искреннюю молитву перед Господом. Однако юноша желал извещения от Всевышнего о том, правильно ли он выполняет божественные поручения. Тогда возникло в его сознание очередное видение: пять мудрецов, пришедших в церковь, задали вопрос святой Анастасии: «Почему не излечишь этого несчастного?». Блаженная матушка ответила, что Господь уже исцелил его и направил по истинному пути.

Интересно! После одной из молитв в уме юродивого Андрея возникло видение с символическим подтекстом. Он стоял во дворце перед престолом Царя, который задал следующий вопрос: «Желаешь ли отдать свои труды и жизнь ради Христа?». Блаженный юноша ответил положительно, тогда Господь дал блаженному вкусить чрезвычайно горькую пищу.

Царь объяснил, что изначально скорбь постигает тех, кто возжелал трудиться во благо Господа. После Он угостил юношу сладчайшей манной небесной, отчего тот позабыл бывшую горечь и понял, что эта пища даруется истинно познавшим Господа и утвердившимся в знании.

Деяния в миру

Подвиг юродства для Андрея являлся единственным решением, которое помогло ему избавиться от гнета рабства. Господь знал, что хозяин не отпустит бедного слугу в монастырь, даже если тот проявит сильное желание служения Богу. Поэтому юноша послушал совета, данного ему в видении, и притворился безумным.

Статьи о других святых:

  • Житие Блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого
  • Житие блаженной старицы Матроны Московской
  • День памяти блаженной Ксении Петербургской

Великую цену заплатил Андрей, чтобы получить свободу.

Феогност четыре месяца держал у себя юродивого Андрея после того, как он вернулся из лечебницы, и, наконец, отпустил, когда сам убедился в невозможности «исцеления» своего раба. Молодой человек, продолжая притворяться безумцем, отправился на улицы, где встретил скорбь, озлобленность, поругания и побои со стороны народа. Иногда он принимал милостыню от добросердечных граждан, но вскоре отдавал ее другим нищим. Однако слуга Божий делал добро своеобразно: подходил к нуждающимся людям и бросал деньги в лицо, делая вид, что желает избить их.

Для церковного человека юродство — одна из форм святости

  • Блаженный Андрей мог не принимать пищу целую неделю, а если никто не давал и куска хлеба, он продлевал свой суровый пост еще на несколько дней. Одет Юродивый был в рваное рубище, которое едва прикрывало телесную наготу. Живя в Константинополе, он не имел места, где мог спокойно расположиться, даже нищие прогоняли его со своих шалашей.
  • Желая уснуть, Юродивый иногда располагался между бездомных собак, которые тоже не испытывали к нему любви. Отдых Андрея никогда не совершался под крышей здания, но всегда на холоде или жаре, в отходах или грязи. Испытав много горя и лишений, блаженный святитель получил от Господа дар прозорливости и научился видеть мысли людей.

На заметку! Святой жил в этом мире, не боясь соблазниться материальными страстями. Он пребывал в центре грешной земли и делал все, чтобы молитва его согревала окружение, не видящее духовное совершенство.

Андрея сравнивают с птицей, пребывающей высоко в небе и видящей сквозь океанскую толщу хладнокровных рыб, то есть народ людской. Между ними никогда не возникнет понимания, так как юродивость и святость в обществе рассматривается как отклонение от нормы.

Факты из жития

Если узреть истину, станет понятно, что святой Андрей не попадал под власть бесов и не лишался рассудка, напротив, этот человек врачевал грешные души и вел продолжительную и тайную борьбу со злейшим и главным врагом.

  • Однажды один любопытный юноша решил проследить за блаженным и пошел за ним в ночную пору. Он видел, как Андрей подошел к закрытым воротам храма и стал совершать крестное знамение. Церковные двери без какой-либо помощи отворились перед святым, который подошел к алтарю и начал читать молитву. Юноша приблизился и узрел, что Юродивый парит в воздухе.

    Икона святого Андрея Христа ради юродивого

  • Когда на Константинополь обрушилась суровая зима с нескончаемыми ветрами и морозами. Отец Никифор, создавший книгу о житие Андрея, переживал за святого, искал, но не мог обнаружить. Священник уже отчаялся и решил, что тот отошел к Господу, околев на морозе. Однако вскоре блаженный лично явился к Никифору и рассказал свою историю.
  • Андрей в этот период промерзал до костей, но никто не принимал его в своих убежищах. Юродивый почувствовал приближение смерти, но не переставал читать молитву, обращенную к Господу. Тогда из небесных областей сошел теплый свет золотистого оттенка. Ангел забрал святого в божественные чертоги, ослепляющие дивным совершенством природы. Вскоре гость Рая лично встретился с Христом, которого окружали нескончаемые легионы Ангелов, а также удостоился чести прикоснуться к Животворящему Кресту. Юродивого вернули на землю, когда лютые морозы в Константинополе миновали.
  • Однажды святой встретил монаха, которого хвалили за добродетели. Однако этот инок был подвержен греху сребролюбия и стремился тайно разбогатеть на пожертвованиях простого народа. Монах по долгу своей службы был обязан раздавать деньги нищим, но не делал этого, радуясь накоплению финансов. Андрей же рассмотрел над головою инока страшного змея, внушавшего несчастному жажду к серебру. Тогда Юродивый решил научить жадного монаха щедрости, он устрашил его словами о том, что сатана заберет его душу, если тот не раздаст свои накопления бездомным и нуждающимся. Тогда и сам инок узрел ужасного змия и вверил свою судьбу божественному свету, а после отрекся от греховности.

Видение Покрова

У святого Юродивого был ученик, звали его Епифанием. Они часто совершали совместную молитву во Влахернской церкви, находящейся недалеко от Константинополя. В соборе хранились риза и пояс, принадлежащие Пречистой Деве Марии, реликвии были привезены сюда из Израиля. Влахернский храм возводили ради того, чтобы разместить здесь эти великие христианские святыни.

  • Блаженный Андрей отправился в церковь Пресвятой Богородицы, когда здесь совершался ритуал всенощного бдения, Епифаний находился рядом. В три часа ночи увидел Юродивый высокий образ Девы Марии, появившийся у центральных ворот. Рядом с Богоматерью предстал И. Креститель, а также апостол Иоанн и Иаков. Святые держали Пречистую Деву за руки, ангелы небесные шествовали над её главою и за ней, восхваляя имя Господа.
  • И тогда спросил блаженный учитель у Епифания, видит ли тот великое шествие, ученик ответил: «Да, отче духовный». Они продолжали созерцать, а Богоматерь преклонила колени и совершила продолжительную молитву, проливая слезы. После она приблизилась к алтарной части храма и просила Господа смилостивиться над грешниками. Закончив прошение, Дева Мария сняла с плеч длинное покрывало (омофор) и распростерла над всем людом, собравшимся на всенощное бдение во Влахернском храме.

Во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели Богородицу, которая распростерла над молящимися покрывало

Пока она находилась здесь, миряне и священники видели этот Покров. Богоматерь удалилась через некоторое время, но оставила в этом месте божественную благодать. Епифаний был вдохновлен и спешил поведать о великом шествии всему городу.

Последние дни Юродивого

В один из дней блаженный пришел к ученику, чтобы провести всю ночь в диалоге о духовной составляющей мира. Святой старец предрек, что Епифаний станет Константинопольским патриархом. Утром эти двое простились, Андрей чувствовал приближение смерти. Ученик, получивший благословение, чрезвычайно горевал, так как догадывался о потере близкого человека. Блаженный достиг крытой галереи, где лег и смиренно испустил дух, отдавшись в руки Бога.

Статьи о Покрове Пресвятой Богородицы:

  • Икона «Покрова Пресвятой Богородицы»
  • Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
  • Акафист Покрову Пресвятой Богородице

Тело Юродивого излучало приятных запах благовоний, что привлекло жителей соседних строений. Миро, словно река, истекало от святого. Некая женщина обнаружила останки и поспешила сообщить об этом людям. Когда народ собрался на месте кончины, тела здесь уже не было, но все еще оставался сильный аромат благовоний. Предание гласит, что останки блаженного старца никто не обнаружил, ведь Господь по Своей воле перенес их в места, известные только Ему.

Скончался Юродивый в возрасте 66 лет, окончив свою тайную борьбу с греховностью и злейшим врагом человечества.

Интересно! Блаженный учитель предрек, что его ученик Епифаний станет патриархом Константинополя. По церковному обычаю, при получении какого-либо сана человеку дается духовное имя.

Многие исследователи считают: Епифанием в юные годы был святейший патриарх Николай Хрисоверг, который правил Византийской Церковью почти 13 лет. На период его правления (982 — 994 гг.) приходится Крещение Руси. Это означает, что именно к Николаю (Епифанию) обращался князь Владимир с прошением прислать для великого ритуала православных священников.

Житие святого Андрея, Христа ради юродивого

АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ

Покров Богоматери. Икона. XIV — XV вв. (ГТГ)
Покров Богоматери. Икона. XIV — XV вв. (ГТГ)

А. Ю. был родом из Скифии (в слав. переводе жития слово «скиф» передано как «словенин», в XVII в. возникло предание о происхождении его из Новгорода). Юношей А. Ю. был в К-поле продан богатому сановнику Феогносту. Отрок вскоре стал любимцем хозяина, к-рый отдал его в школу, где А. Ю. быстро научился грамоте и счету, вскоре Феогност сделал его своим секретарем. Больше всего А. Ю. любил проводить время за чтением Свящ. Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. Однажды А. Ю. увидел сон, будто он одержал победу в единоборстве с огромным бесом перед сонмом небесных и адских сил, после чего Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. На следующий день А. Ю., после обсуждения своего видения со свящ. Никифором (впосл. написавшим его житие), решил принять вид безумного; ночью он сел у колодца и стал резать свою одежду на мелкие лоскуты, бормоча при этом невразумительные слова. Решив, что А. Ю. сошел с ума, Феогност сильно опечалился и приказал отвести его в храм вмц. Анастасии Узорешительницы в надежде, что святая исцелит его. Там А. Ю. явились сама великомученица и ап. Иоанн Богослов, к-рые укрепили его в решении стать юродивым. Через 4 месяца, поскольку святой продолжал «безумствовать», хозяин приказал отпустить его. А. Ю. начал скитаться по улицам и площадям К-поля: одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, воровал еду на рынке, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. Преподобный обличал нравы горожан, отвращая многих от греха. О святости А. Ю. знали немногие, в т. ч. Епифаний, юноша из богатой и знатной семьи, к-рого святой отвратил от блудного греха и к-рому неоднократно помогал советами и наставлениями. День А. Ю. обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Однажды, в ночь под субботу, накануне праздника в честь Божией Матери, когда во Влахернской ц., где находилась риза Божией Матери, совершалось всенощное бдение, А. Ю. сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Это видел также Епифаний, присутствовавший в церкви с одним из своих рабов. После многочасовой молитвы Пресв. Богородица вошла в алтарь и, сняв с головы омофор, распростерла его над собравшимися в храме.

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, А. Ю. предсказал Епифанию, что тот станет К-польским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание.

Житие А. Ю. включает его беседы с Епифанием, наставления А. Ю. по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и др., а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит ок. 100 рассказов-зарисовок из жизни К-поля. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты.

Почитание на Руси

Житие А. Ю. получило широкое распространение в рус. письменности. В 60-х гг. XII в. сообщение жития о видении Богоматери А. Ю. послужило основой для установления св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским нового рус. праздника — Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности А. Ю. РПЦ относит память А. Ю. ко 2 окт., приурочив ее к Покрову Богородицы. Память А. Ю. 28 мая стала известна на Руси только с появлением слав. перевода Стишного Пролога (без жития) (серб. список: ГИМ. Хлуд. № 188, 1370 г.; рус. список: РГБ. Троиц. № 715, 1429 г.), но она не получила широкого распространения.

Гимнография

Древнейшее из известных греч. последований А. Ю. сохранилось в единственном списке XVI в. из мон-ря Ивирон на Афоне (БАН. РАИК. № 126. Л. 1-10) и содержит свой корпус стихир, тропарь, седален, канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Δέχου σοφοῦ τοὺς ὕμνους ̓Ανδρέα μάκαρ» (Приими мудрого гимны, Андрее блаженне). Первое печатное издание др. греч. службы А. Ю., составленной мон. Иоанном в 1846 г., было осуществлено в Иерусалиме в 1912 г. (Petit. Bibliogr. des acolouthies grecques. P. 8-9). В текстах службы особо отмечаются кротость и сила духа А. Ю., равноангельское житие, подвижничество в пощении, нищете и покаянии, многочисленные чудотворения; видение во Влахернах не упоминается.

Слав. служба А. Ю. составлена независимо от греч. Она возникла, по мнению Ф. Г. Спасского, в Новгороде в кон. XVI в. по образцу служб празднику Покрова и служб рус. юродивым (Минея. РНБ. Соф. № 259, XVI в.- . Месяцеслов. Т. 1. С. 215). Это последование, помещенное в совр. Минее ((МП). Октябрь. С. 54-61), содержит стихиры на Господи воззвах, славник на вечерне, канон 4-го гласа, седален, кондак, икос. В текстах службы перечисляются события из жития святого: явление А. Ю. Христа и святых, сражение с демоном в облике эфиопа, юродство Христа ради, пророчество Епифанию, случаи прозорливости А. Ю., прославляется кротость А. Ю. В богородичнах канона службы А. Ю. и праздничных песнопениях Покрову вспоминается видение А. Ю. Божией Матери во Влахернском храме. По первопечатному рус. Типикону 1610 г., как и по Типикону, используемому ныне в РПЦ, 2 окт. совершается шестеричная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) сщмч. Киприану и мч. Иустине, а последование А. Ю. поется на повечерии.

Иконография

Древнейшим из известных изображений А. Ю. является фреска 1183 г. юж. стены целлы мон-ря св. Неофита на о-ве Кипр. Святой представлен с густыми всклокоченными волосами и небольшой окладистой бородой. Светлое одеяние из шерсти, оставляющее обнаженными руки, перехвачено на уровне талии веревкой (нижняя часть изображения утрачена). Левая рука А. Ю. раскрыта в жесте приятия благодати, правой он держит ветвь. По сторонам фигуры надпись: «῾Ο ἅγιος ̓Ανδρέας ὁ δία Χριστὸν σαλός» (святой Андрей ради Христа юродивый). В XVI в. образ А. Ю. получает распространение в росписях трапезных афонских мон-рей, где он входит в число изображений святых монахов и аскетов (стенная роспись Великой лавры св. Афанасия, 1512, и мон-ря Дионисиат, 1547).

Изображения А. Ю. на Руси появились, по-видимому, не позднее XIV в. (в 1371 в Новгороде была возведена ц. во имя А. Ю. в Ситецком Андреевском мон-ре, где могла находиться храмовая икона святого). Известны 2 основных иконографических варианта образа А. Ю.- в составе композиции «Покров Богоматери» и как самостоятельное изображение. Софийский иконописный подлинник (кон. XVI в.), указывая дни памяти святого, не прибавляет к ним специального описания иконографии. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) предписания об изображении А. Ю. содержатся в статьях под 2 окт., 28 мая и 1 окт. в описании композиции «Покров Богоматери». Иконография возводится к образу св. Илии пророка («сед, бра и власы Илии прка» — 28 мая) или Андрея Стратилата («лице аки Андрей Стратилат» — 2 окт.). Отличительную особенность облика, характеризующую святого как юродивого, составляет одеяние: «Риза санкир дичь з белилом, коротка до колен, а плечо правое и ребра до пояса голы, руки к срцу прижал, ноги голы босы» (28 мая).

Единственным сохранившимся единоличным изображением А. Ю. является икона сер. XVI в. «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах» (ГРМ), вероятно происходящая из ц. св. Андрея Ситецкого мон-ря. В среднике иконы А. Ю. представлен фронтально, в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди к-рых видение А. Ю. 3 венцов и борьба с диаволом; явление А. Ю. ап. Иоанна; явление А. Ю. Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др. В XVII в. иллюстрации отдельных эпизодов жития А. Ю. нередко появляются в составе миниатюр лицевых рукописей, напр. «Жития блаженного Андрея Юродивого и ученика его Епифания» (РНБ. ОЛДП. Q. 54. л. 8об., 278. XVII в.), отрывка из лицевого жития А. Ю. (РГБ. Ф. 722. № 370. Л. 2-4, посл. треть XVII в. (?)) и др.

В изображении «Покров Богоматери», имеющем самостоятельную иконографическую традицию, А. Ю. представлен в нижней части композиции указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию. Облик святого на иконах XIV-XVI вв. чаще всего соответствует указаниям иконописного подлинника. На новгородской иконе «Покров Богоматери» сер. 2-й пол. XV в. (ГТГ) А. Ю. одет в милоть, окутывающую всю фигуру.

Ист.: BHG, N 115z — 117k; ActaSS. Maii. T. 4 (1688). P. 4*-111; PG. 111. Col. 625-888; ВМЧ. Октябрь, дни 1-3. СПб., 1870. Стб. 80-273; Vassiliev A. Anecdota Graeco-Byzantina. M., 1893. T. 1. P. 50-58 ; Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ̓Ανδρέου τοῦ διὰ Χριστὸν σαλοῦ … ἐκ Σιναϊτικοῦ χειρογράφου. ̓Αθῆναι, 1911; ЖСв. Окт. Кн. 2. С. 52-74; The Life of St. Andrew The Fool / Ed. by L. Rydén. Uppsala, 1995. T. 1: Introd., Testimonies and Nachleben; T. 2: Text, Transl. and Notes; Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М., 2000 ; Житие Андрея Юродивого / Вступ. ст., пер. и коммент. Е. В. Желтовой. СПб., 2001 .

Лит.: Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской Церкви. М., 1895; Сергий (Спасский), архиеп. Св. Андрей, Христа ради юродивый // Странник. 1898. № 9-12. С. 3-33, 193-214, 393-425, 605-652; Срезневский И. Житие Андрея Юродивого // СбОРЯС. 1880. Т. 20. Ч. 4. С. 149-184; Murray S. A Study of the Life of Andreas: The Fool for the Sake of Christ. Borna; Lpz., 1910; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951; Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIIIе, IXе et Xе siècles // Byz. 1954. T. 24. p. 179-214; Janin. Églises et monastères. P. 32-33; Rydén L. The Vision of the Virgin at Blachernae and the Feast of Pokrov // AnBoll. 1976. Vol. 94. p. 63-82; idem. The date of Life of Andreas Salos // DOP. 1978. T. 32. p. 127-155; idem. The Holy Fool // The Byzantine Saint / Ed. S. Hakel. L., 1981. p. 106-113; idem. Style and Historical Fiction in the Life of St. Andreas Salos // JÖB. 1982. Bd. 32. S. 175-183; Mango C. The Life of St. Andrew the Fool Reconsidered // Riv. di studi bizantini e slavi. 1982. Vol. 2. P. 297-313; СККДР. Вып. 1. С. 131-132; Μαρτίνης Π. Σ. ῾Ο Σαλὸς ἅγ. ̓Ανδρέας καὶ ἡ σαλότητα στὴν ̓Ορθόδοξη ἐκκλησία. ̓Αθῆναι, 1988; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 86-94.

Иконогр.: Ист.: Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 29, 107; Большаков. Подлинник иконописный. С. ЛS, РЗ, ЛЕ-ЛS.

Лит.: Millet. Athos. Pl. 147.1, 214; Mango C., Hawkins E. J. W. The Hermitage of St. Neophytos and Its Wall Paintings // DOP. 1956. Vol. 20. P. 179, 195, 196. Note 189. Fig. 92; Réau. Iconographie. Vol. 3/1. P. 84-85; Гусева Э. К. Об иконе Андрея Юродивого в житии нач. XVI в. в собр. Русского музея // Дионисий и искусство Москвы XV-XVI вв.: Тез. докл. науч. конф. 22-25 нояб. 1976. Б. м., б. г. Ркп.

И . В . Т . , О . В . Л., А . Ю . Никифорова, Н . В . Пивоварова

От редакции: На следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы Церковь почитает память блаженного Андрея, Христа ради юродивого. Именно ему во Влахернском храме было явлено чудесное видение Царицы Небесной, молящейся за всех людей. В статье рассказывается о житии преподобного, значении его подвига и русских святых, последовавших его примеру — ради Христа взявших на себя подвиг мнимого безумства.

***

«Много на земле так называемых премудростей, но все на земле и останутся. Всех глубже премудрость — спасти свою душу, поскольку она возносит душу на небо в Царство Небесное и ставит перед Богом».

Цветник священноинока Дорофея

«В дому Отца Моего обители многи суть» — так говорит Господь о месте покоя, который уготован в Раю душам праведных. Как сияют звезды на ясном полуночном небе, так прославлены небесным светом лики святых праведников в предвечных райских чертогах. И как многообразны в своей неповторимой красоте разноликие полевые соцветия на лесной лужайке, так украшены добродетелями святые Божии угодники, каждый соответственно своему чину и званию. Но самым необычайным среди всех прочих является, несомненно, подвиг «юродства Христа ради», который могли брать на себя только те люди, которые имели особое Божественное о том откровение.

В.И. Суриков. Юродивый. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»

Здесь видна высшая степень самоотречения — повседневное мученичество и полное беспристрастие. Когда человек настолько сам себя забывает, что отказывается ради подвижнической жизни не только от всех понятий о каких либо естественных и необходимых телесных удобствах, но полностью отрекается и от всякого своего самолюбия. И тогда только телом живет такой человек на земле, душою же пребывает он в райских небесных селениях. Ибо чем больше терпит человек скорбей ради Бога, тем большее получает и духовное утешение. Подобным ангелу становится человек и высоким примером святой своей жизни наставляет и других на путь спасения и добродетели.

Бесспорно, что среди самых популярных и почитаемых святых угодников на Руси стоит имя святого блаженного Андрея Цареградского — великого христианского подвижника середины Х века. Из жития его известно, что родом он был из славянских стран, но в числе прочих других невольников, плененных сарацинскими разбойниками, был привезен в Византию и продан в рабство, будучи по возрасту молодым пятнадцатилетним юношей.

В книге «Измарагд» есть слово о преподобном Андрее Цареградском, где говорится о видении, которое побудило его принять на себя подвиг юродства:

«При Льве, царе великом, жил муж в граде Константинополе, именем Феогност, который, купивши себе многих людей в работу, взял среди них так же и сего Андрея, весьма юного возрастом, славянина родом. Андрей был очень красив, и поставил его господин служить перед собою, сильно полюбил его и выучил книжной грамоте. Святой же скоро и легко освоил всю книжную премудрость, навык ходить к церковным службам и читать Божественные книги. Во едину же ночь восстал он на молитву, чтобы воздать славословие Богу. Но неприязненный демон, позавидовав доброму его начинанию, решил устрашить его различными мнимыми призраками, чтобы ослабить и оторвать от молитвы. Святой Андрей весьма ужаснулся тогда ради демонской злой напасти, прилег на свой одр и покрылся козлиной кожей. Но Господь Сам утешил Своего угодника и показал ему некоторое чудесное видение. Так, погрузившись в глубокий сон, Андрей увидел себя на некоем позорище (ц.-слав. зрелище, представление — прим. ред.), как на поле брани, где с одной стороны стояло множество черных эфиопов, а с другой — прекрасные светоносные юноши в блистающих белых ризах. Тут предстал перед черным полчищем громадный чудо-великан, который звал к себе единоборца для поединка, но никто не отвечал ему. Один же от белоризцев держал в руке своей небесные три венца, красоты и благолепия неизреченной, и обещал увенчать ими победителя на поле брани. Тогда спросил святой Андрей у ангела, как побороть ему того черного великана, чтобы принять самому эти прекрасные венцы. Ангел ответил, что, прежде всего, не следует ему бояться ни страшного его величества, ни грозного взора. Ибо вся его сила подобна есть по виду своему громадному, но гнилому дереву, которое готово уже упасть и предаться растлению (ц.-слав. тление, гниение — прим. ред.). Андрей же, весьма укрепившись духом, пошел и боролся с демоном и, запнувши ему правую ногу, сумел победить и повалил его навзничь на землю. Тогда радость великая была о нем белоризцам, любезно лобызали они Андрея и звали его своим присным и искренним другом. И слышал Андрей голос свыше, как говорил ему Сам Господь: «Поспеши ныне на добрый подвиг, будь нищ, и наг, и юрод Меня ради, и многое дам тебе воздаяние в день Царствия Моего”».

Есть и другое похожее сказание из жития преподобного Андрея, приведенное в Цветнике священноинока Дорофея. В сонном видении предстал Андрей перед Царем Небесным в царских Его палатах, созданных из чистейшего золота и богато преукрашенных всякими драгоценными каменьями. Царь приветствовал его и дал ему попробовать от Своей трапезы, которую приготовил Он верным и добрым Своим слугам, служащим Ему всей душою. Сначала пища была неизреченно сладкою. Но, вкусив еще, Андрей почувствовал такую горечь, которая показалась ему совершенно нестерпимой для вкуса человеческого. И он отвечал Царю, что горька эта служба и что невозможно служить Ему, вкушая такую невыносимую горечь. Но Царь улыбнулся и сказал:

Про горькое ты понял, а про сладкое разве не понял? Путь Мой лежит между сладким и горьким. В горьком показаны скорби, лишения и недуги, которые должно будет тебе претерпеть. В сладком же и лучшем пребывают, по благодати Моей, тишина, покой и утешение для страдающих ради Меня. Ведь не бывает постоянно одно горькое или одно сладкое. Иногда это, иногда то сменяют друг друга.

Тогда вкусил Андрей и еще от такой неизреченной сладости, что стоял как бы в забытьи, весь преисполненный небесной радостью духовной. Когда же пришел в себя, то Царь ему ответил:

Этой ли пищи удивился? Поверь Мне, что в том, что есть у Меня доброго, это самое малое. А если послужишь Мне, то все Мое будет твоим, и сделаю тебя Своим другом, и Царства Моего Святого станешь ты причастником и наследником.

Тропарь, глас 1.

Глас апостола твоего Павла услышав глаголюща, мы юроди Христа ради, раб твой Андрей, юрод бысть на земли тебе ради Христе Боже. Тем же ныне память его почитающе тебе молим, Господи, спаси душа наша.

Кондак, глас, 4.

В юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавиде, плотьская играния увядил еси постом и жаждею, зноем и студению. От дождя и снега и от прочия воздушныя тягости никогда же не уклонися. Душу же очистил еси яко злато в горниле, Андрее всечестне.

От той поры оставил Андрей дом своего доброго господина и стал подвизаться в самых суровых подвигах, не имея ни пристанища, ни пищи, ни одежды. Однажды в самую суровую зимнюю пору нестерпимо страдал он от лютого мороза. Но во время самых невыносимых страданий явился ему на помощь ангел Божий, который вознес его в небесные райские селения и показал ему места дивного покоя, уготованное для святых. Тогда Андрей стал еще усерднее подвизаться: ночью почти никогда не спал, но воздавал молитвенное славословие Богу, а днем, как будто сумасшедший, бродил среди толпы, вызывая к себе презрение, насмешки и даже побои. Когда же бывал полуденный жгучий зной, он шел и ложился где-нибудь в негожем месте в городе, на самый солнцепек, притворяясь при этом сильно пьяным и недостойным уважения человеком. Так смирял себя святой, избегая какой-либо чести и славы от людей, но имея при этом вышнюю нетленную славу от Бога, Который еще при этой жизни даровал ему дар быть провидцем и чудотворцем и созерцателем сокровенных Небесных тайн.

«Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Пет. 5, 5). Как гордость свергла с небес на землю падшего денницу, так и смирение возводит к небесам, очищает душу и сердце и делает человека храмом Божиим. Из жития преподобного Андрея известно, что, избегая суетного людского пустословия, часто сподоблялся он быть собеседником святых ангелов, а однажды был удостоен особенного чудесного откровения. Когда он вместе с учеником своим Епифанием пребывал на Божественной службе во Влахернском храме Пресвятой Богоматери, то увидел Саму Царицу Богородицу, Которая предстояла в неизреченной небесной славе и простирала свыше светящийся Свой омофор, осеняя им всех молящихся и являя над ними милосердное Свое покровительство. Один из самых почитаемых христианских праздников на Руси, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установлен в честь этого приснопамятного события, когда просим и мы Небесную нашу Предстательницу заступить нас и всю землю Русскую всесильными Своими молитвами, оградить и уберечь ее, как избранный Свой удел, от всякого супостата, от тайных и явных враждебных сил.

На Руси известны имена многих святых Божиих угодников, возложивших на себя, по примеру блаженного Андрея, подобного рода подвиги, в которых с предельной точностью исполняется заповедь Христова о полном самоотвержении и презрении всех видимых благ земных. Но, живя так посреди мирских людей, люди эти служили миру и были в нем духовными светильниками и пророками, чудотворцами и молитвенниками, безбоязненными обличителями гордых и жестоких властелинов. Широко известно предание о том, как в 1570 году блаженный Никола спас Псков от разорения и погибели: он остановил карательный отряд царя Ивана Грозного и бесстрашно предложил самому царю отведать кусок сырого мяса. Царь с возмущением отпрянул, говоря, что сейчас Великий пост, а он христианин и в это время не ест мясного. «А кровь христианскую пьешь?!» — воскликнул в ответ блаженный. Этот героический поступок так сильно поразил Грозного царя, что он отменил свое намерение и возвратился обратно.

Святой праведный Прокопий Устюжский также явился спасителем своего города. Долгое время под видом юродивого смело и свободно обличал он устюжан в тайных злых делах и пороках, призывая к покаянию. Но устюжане не слушались и бранили его, пока, наконец, не постиг их гнев Божий и над городом не нависли такие черные и грозные тучи, которых доселе никогда раньше не видывали и самые древние городские старожилы. Поднялся ужасный ураган, и перепуганные люди собрались в соборную городскую церковь для усердного моления. Горячо молился о спасении города и святой Прокопий. Господь внял тогда прошению святого — туча прошла стороной и разразилась на поле за городом каменным градом, который мог бы значительно разрушить городские постройки и убить самих жителей, а огненные молнии, опалившие многие деревья, несомненно, стали бы причиной страшного городского пожара.

Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1 Кор. 1, 18).

Конечно, не все мы можем жить и подвизаться так, как подвизались великие святые, однако имеем способность в какой-то степени подражать их подвигам. Ибо кто старается сохранять в чистоте свою совесть, творить дела милосердия по отношению к ближним и избегать душевредных соблазнов, тот непременно получит свою награду и будет прославлен наряду с великими подвижниками. Так являл Господь иногда сокровенные подвиги безвестных Своих праведников, которые жили, по-видимому, обыкновенною мирскою жизнью, но в смирении своем достигали такой высокой меры совершенства, что пели вместе с ангелами «трисвятое» пение на ночных молитвах. И дай Бог всем нам жить так, чтобы, укрепляясь молитвами святых Божиих угодников, видеть перед собою достойные примеры подражания к благочестивой, добродетельной жизни. Чтобы пребывать в правдолюбии, братской любви и смирении. И тогда Пресвятая Госпожа Богородица осенит и нас, как благодатным облаком свыше, честным Своим омфором и покроет от всякой злой напасти и супротивных сил, подобно тому чудесному видению, которое удостоился созерцать во Влахернском храме святой преподобный Андрей.