Ангелу лаодикийской церкви

«Ангелу Лаодикийской Церкви напиши…»

Христос – семи Церквам

«Ангелу Смирнской Церкви напиши…»

«Ангелу Пергамской Церкви напиши…»

«Ангелу Фиатирской Церкви напиши…»

«Ангелу Сардийской Церкви напиши…»

«Ангелу Филадельфийской Церкви напиши…»

Мы подошли к последнему из семи Господских слов, обращенных к Церквам Азии. Знаменательно, что именует Себя Христос в этом последнем слове тем именем, которым и мы обычно завершаем молитвы. «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3: 14). При всей привычности к этому слову и частом его употреблении, Аминь есть имя Божие и требует соответственного к себе отношения. Оно запечатывает царской печатью все обетования Божии, так как «Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас… не был “да” и “нет”; но в Нем было “да”… Все обетования Божии в Нем “да” и в Нем “аминь”» (2 Кор. 1: 19–20).

В предыдущих шести словах многие далеко не везде могли найти и узнать себя. Не всем дано терпеть гонения или обращать иудеев, не все способны распознать современную Иезавель или Валаама. Названные победы и поражения Церквей не в каждой душе могли найти отклик и понимание. А ведь Писание есть зеркало, в котором каждый ищет увидеть природные черты свои (см.: Иак. 1: 22–24). Но вот в словах Христа к Ангелу Церкви Лаодикии многие найдут себя без труда, хотя и не обрадуются этому. Иные, быть может, вздрогнут, как от прикосновения к нерву, услышав эти строгие слова обличения как себя самого, так и целых общин, а может, и целой эпохи. «Ты ни холоден, ни горяч», – вот первые слова обличения, и мы узнаем в них черты распространившегося безразличия.

Поверхностность в суждениях, неспособность надолго увлечься каким-то хорошим делом, ранняя усталость от жизни, апатичность стали приметами эпохи. Избыток ли информации изнуряет людей, обилие бытовых удобств вкупе с невыносимой суетой ли нас убивают, не важно. Важно, что в отношении веры и нравственности мы более, чем кто другой, рискуем оказаться «никакими». И если слова эти относятся и к христианам тоже, то беда. Для Христа, пришедшего огонь низвести на землю, и для Духа Святого, сошедшего на апостолов в виде огненных языков, даже холодный лучше теплого. «О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15–16). Теплота растаявшего масла, потекшей сладости, что-то съестное и потерявшее вид и вкус мыслится при словах о такой неприятной теплоте. У римлян о людях противных и никудышних говорили: «Это дважды сваренная капуста». И Господь именно грозит выплюнуть (по-славянски: «изблевати») такового.

В чем же причина такой неприязни? Гордость. «Бог гордым противится», – говорит апостол Иаков. В Откровении же Господь уже не столько противится, сколько гнушается самохвалами из числа Своих учеников. «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17). Как это удивительно и как узнаваемо. Святые люди, словно тяжелые корабли, нагруженные духовным добром, смиряются. А люди пустые, легковесные, в добре нетвердые, относящиеся к разряду «ни то ни се», гордятся так, будто взяли в плен Наполеона. Вот и портрет Ангела Лаодикии таков. Он тепл, то есть противен Христу, к тому же он жалок, слеп, нищ, наг. Но сам о себе он говорит (главным образом это внутренние речи, слова сердца): я разбогател и ни в чем не имею нужды. Так поднимает к небу ветви бесплодное дерево, и, наоборот, склоняется к земле, смиряется дерево, отягченное плодами.

Христос дает совет такому бесплодному гордецу, уверенному в своем богатстве. Христос советует купить у Него золото, чтобы обогатиться, белую одежду, чтобы прикрыть наготу, и глазную мазь, чтобы прозреть и начать видеть. Это что? Можно разойтись во мнениях, но, начав с конца этого списка, думаю, что в глазной мази узнаем слезы. И если заплачем о себе, то увидим себя и мир вокруг ясно, без бесовского обмана. Белые одежды – это обновление крещальной чистоты, возможное через покаяние. Кроме того, всякое доброе дело, сделанное ради Господа, есть если и не одежда, то хотя бы белая нитка, из которой со временем уже могут соткаться одежды для прикрытия наготы. Золото же, очищенное огнем, думается, есть вера в бесценного Христа, Который в огне крестных страданий совершил наше спасение. Христос на кресте есть «золото в огне», и кто верует в Христа распятого – «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие», – тот имеет веру благоразумного разбойника. Итак, гордый и слепой человек! Помни Голгофское Таинство и с разбойником вместе говори Христу: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Это будет покупка золота. Этим обогатишься. Кайся в грехах своих и поспеши творить без показухи и тщеславия посильное добро. Таким образом оденешься в белую одежду и срам свой прикроешь. Наконец, плачь о себе слезами Адама, изгнанного из Рая, и тогда сможешь видеть мир и себя в нем такими, как они есть, без иллюзий, навеваемых падшими духами.

Христос дает совет такому бесплодному гордецу, уверенному в своем богатстве.

Всё сказанное до сих пор можно выслушивать, лишь опустивши голову. Но вот звучит и нечто такое, от чего можно поднять лицо. Ведь нет такого укора от Христа, который бы Он Сам не растворил утешением. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся».

Значит, это Ты меня любишь, Господи? Меня, который жалок, нищ, слеп и наг? Меня, умудрившегося при всем своем убожестве говорить в сердце своем: я разбогател и ни в чем не имею нужды? Все упреки, все жгущие слова, от которых стыдно и страшно, Ты произносишь от любви? Именно так. И повеление: «будь ревностен и покайся» – не что иное означает, как то, что все, узнавшие себя в Лаодикийском Ангеле, ничем не хуже всех остальных. Если только покаяние будет деятельным, если только ревность будет искренняя и уравновешенная рассуждением, то не будет таких даров, которых бы христианин лишился. Упавший – вставай! Заблудившийся – возвращайся! Спящий – проснись! Осквернившийся – плачь, но не отчаивайся! Тебя любит Господь. Как слепец Вартимей при вратах Иерихона, и ты услышь слово: «Не бойся, вставай, зовет тебя!» (Мк. 10: 49).

Теперь прислушаемся: нет ли стука в дверь? Вроде бы нет. Но на самом деле есть. Не в дверь дома, но в дверь сердца постоянно стучит Господь. Стучит осторожно, стучит не так, как стучит полиция или загулявший хозяин дома. Стучит Христос, как путник, которому негде главу приклонить. «Се, стою у дверей и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Эти слова воскрешают в душе образы Песни песней, где Возлюбленный стучится в двери невесты, и она, слыша стук, не помнит себя от радости. Таким личным, интимным словом неожиданно завершается обличительная речь. Господь согласен стать собеседником, сотрапезником того, кто услышал Его голос и открыл в ответ на стук. Вот почему так драгоценны бывают душевные и тихие речи друзей за самым скромным столом в вечерние часы. Если вам известна радость таких дружеских тихих застолий, знайте, что это образ прихода Христа как путника и друга к тем, у кого есть уши, чтобы слышать.

Но Путник или Странник, Пастырь или Агнец, всё же Он – Царь. Он победил и сел на престоле. Поэтому окончание семи великих слов – и этого обличительного последнего – и обетование побеждающему таково: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем на престоле Его».

И мы, подойдя к завершению семи слов, воистину не знаем, что делать дальше. Продолжить ли нам чтение Откровения, или же вернуться к перечитыванию всех семи слов разом? А ведь далее есть еще и семь печатей, и семь чаш гнева. Есть семь трубящих ангелов, и в Евангелиях есть семь слов, произнесенных распятым Господом на Кресте. Есть целое море Божественных Писаний. Море, которое не выпить. Море, в котором можно утонуть, если броситься в него дерзко. Каждая капля этого моря живительна и неистощима. Запасемся же любовью к слову Божию, к слушанию и чтению его, потому что через эти маленькие буквочки, ровно, по-солдатски ставшие в ряд, не кто иной, как только Сам Христос благоволит беседовать с нами.

Аминь.

Апокалипсис — Послание Лаодикийской церкви

Город Лаодикия был основан Антиохом II в 261—296 г. до р. Хр., назван так в честь Его жены Лаодикии. Город Лаодикия лежал по обе стороны великой дороги, ведшей на восток; она входила в город у Ефесских ворот и выходила у Сирийских ворот. Это обеспечило городу финансовое процветание и превратило его в один из центров банковского дела. Ликийская долина приносила лощеную черную шерсть, из которой выделывалась черная одежда и ковры, за счет чего город стал известен. Лаодикия была также центром медицинской школы и выработки коллирия известной целебной мази для глаз.

Город был известен источниками теплой воды, содержащей соду; из соседнего Хиераполя теплые источники текли в реку Меандер. Город Лаодикия существует сегодня только в виде грандиозных развалин, нося название Эски-Исар, свидетельствующих о его былом величии. Первоначально Лаодикия была крепостью, но у нее было одно очень уязвимое место; вода в нее поступала из источников по подземному водопроводу длиной в десять километров — опасное положение для осажденного города. В 1009 году город подвергся полному разорению и опустошению турками. Он был разрушен знаменитым завоевателем Тамерланом.

К тому времени, как была написана книга Откровение, Лаодикийской церкви было уже примерно 40 лет.

Откр.3:14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

«Ангелу». см.предыдущие послания. «Аминь» В Ис. 65,16 Бог назван Богом истины, что на древнееврейском языке звучит как . Слово аминь часто ставится в конце серьезного высказывания для того, чтобы гарантировать его истинность. Если Бог — это Бог Аминь, то на Него можно полагаться всегда и во всем. Иисус сказал, что Он сейчас будет говорить им истину.

«свидетель верный и истинный» Он — свидетель верный и истинный. В одном комментарии говорится по этому поводу, что свидетель должен удовлетворять двум важным требованиям, а) Он должен был видеть своими глазами то, о чем он говорит, б) Он должен быть совершенно честным и точно повторять то, что он слышал и видел. Иисус обращаясь к этой церкви говорит; Я буду говорить только то, что вижу и знаю и ничего больше. Я буду говорить тебе правду.

Откр.3:15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

«ни холоден, ни горяч» . Это фигуральное выражение было особенным образом понятным для верующих Лаодикии. В окрестностях этого города был водопад, в который впадали горячие источники, текущие в Иераполе. Протекая через Ликусскую долину к Лаодикии, примерно расстояние 6 миль, эти горячие воды заметно охлаждались, и достигая окрестностей Лаодикии, становились приторно тёплыми. Таким образом, эта редкая географическая особенность была известна всем, и как нельзя лучше характеризовала духовное состояние верующих Лаодикийской церкви.

«о, если бы ты был холоден, или горяч» . В Лаодикии был один из самых знаменитых курортов Римской империи, возникший там благодаря наличию прекрасных целебных источников. Горячая вода из источников приносила людям пользу, укрепляя их тела. Поэтому горячая вода была очень ценна и лечебна. Климат в Асии весьма теплый (нынешняя Турция), и тогда еще не было холодильников, и поэтому холодная вода была одним из основных источников утоления жажды и освежения людей в домах и купальнях. Иисус зная особенности горячей и холодной воды этого города, возможно и выбрал эти образы для того, чтобы показать, что Лаодикийская церковь не приносит людям ни какой пользы — ни холодны не горячи.

«о, если бы…» . Иисус считает, что холодное и горячее состояние это лучшее в этом случае. Из этого видно, что Он говорил именно на примере этих особенностей воды. И скорее всего Он не говорил о духовном состоянии христианина (как принято считать), потому что Иисус не мог признать холодного христианина, нормальным духовным состоянием. Этому нет подтверждения в писании. Тем более что причина была в другом, как мы увидим ниже в стихе 17. Следующий стих также подтверждает, что речь шла именно о свойствах воды

Откр.3:16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

«извергну» — изрыгать, выплевывать. Это не ошибка в тексте, именно такое слово применяет Иисус в этом месте, поэтому мы не думаем, что речь идет о каких-то таинственных духовных образах. Первое значение. Иисус приводит простой пример на воде, что когда она теплая ее не хочется пить. Второе значение. Вода горячих минеральных источников часто имеет тошнотворный вкус и действительно иногда вызывает у людей рвоту. Именно такое воздействие оказывала лаодикийская церковь на Воскресшего Христа. Над этим стоит задуматься. (Баркли)

Откр.3:17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

«Ибо ты говоришь» — слово » ибо » чаще переводится; » так как, потому что «. Это слово также имеет связь с предыдущим выражением;

» … извергну тебя из уст Моих, потому что ты говоришь, что … «. Это и была их большая проблема, потому что, богатство было их главной ценностью, о чем они говорили, чем жили и гордились. Лаодикийцы говорили о себе, и считали что они … «я богат, разбогател» . Буквально «я стал богатым», «я преуспеваю». Не было в Малой Азии более процветающего города чем Лаодикия. Благодаря наличию в Лаодикии банков и курортов, привлекавших внимание богатейших людей страны, в городе царило высокомерие, самодовольство и разврат. Жители его, в том числе и христиане, пользовались весьма высоким материальным благополучием. Лаодикийская церковь не только претендует на то, что она богата, но она совершает ещё одну роковую ошибку утверждая, что эти богатства являются результатом её личных трудов «я разбогател»,»я преуспеваю».

Город находился в области, в которую эмигрировало много иудеев. Раввины поносили своих прихожан, ищущих вин и бань Фригии. В 62 г. до Р.Х. губернатор провинции Флакк был так встревожен денежными суммами, которые вывозили иудеи для уплаты храмового налога, который платили все иудеи мужского пола, что запретил вывозить деньги. В результате в Лаодикии было изъято двадцать фунтов золота, а в Апамейе, во Фригии, сто фунтов золота, которое пытались вывезти контрабандой. Это золото стоило 15 000 серебряных драхм. Храмовый налог иудеев составлял полсикля или две драхмы. Это значит, что в районе проживало минимум семь с половиной тысячи иудеев мужского пола. (Баркли)

Лаодикия была настолько богата, что когда в 60-м году х. э. город постигло большое землетрясение, Лаодикия отказалась от предложенной ей сенатской помощи.

«и ни в чем не имею нужды» — Или … Я больше ни в чем не нуждаюсь. У меня все есть и мне больше ничего не нужно . Это и есть «теплость» по словам Иисуса, когда ты удовлетворен материальным и тебе уже больше ничего не нужно. Лаодикиянин — это человек, который доволен своим состоянием и гордится теми небольшими успехами, каких ему удалось достигнуть. Почти невозможно его убедить в том, как во многом он нуждается, и как далеко он находится от цели совершенства.

Церковь или человек, которые удовлетворяют только себя, даже несмотря на видимое материальное благополучие, относятся к «теплому состоянию». Материальное благополучие, это не фактор Божьего ободрения и это не признак духовности. В таком месте, как Лаодикия большинство людей города и без помощи церкви были богатыми и это не было признаком их духовности.

Откр.3:18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

«Советую тебе купить у Меня» — Иисус не отверг их, но дает им совет купить у Него настоящие сокровища, которыми можно по настоящему обогатиться. Иисус не был против их обогащения, но Он показывал им путь — у Кого нужно покупать то, что есть настоящее богатство. Богат не тот, кто имеет земные богатства, но богат тот, кто имеет богатства, которые дает Иисус.

«золото, огнем очищенное» — буквально «золото, вытащенное из огня», «раскаленное в огне». Сложное место для интерпретации, но возможно речь идет о вере.

«и белую одежду» . Это был крупный центр текстильной мануфактуры. Пасшиеся вокруг Лаодикии овцы славились своей мягкой блестящей фиолетово-черной шерстью. Эта шерсть применялась для изготовления особого рода туники, называвшейся тримита, которая настолько ассоциировалась с городом, что его иногда даже называли Тримитария. Изготовлявшиеся там одежды славились во всем мире, а шерсть лаодикийских овец была известным всем предметом роскоши. Лаодикия так гордилась изготовлявшимися в ней одеждами, что не замечала, что была нага в глазах Бога. Воскресший Христос убеждает Лаодикию купить у Него белые одежды. Возможно речь идет о праведности.

«и глазною мазью помажь глаза» . В Лаодикии был один из самых знаменитых курортов Римской империи, возникший там благодаря наличию прекрасных целебных источников. Также знаменитость курорта обеспечивалась и тем, что в Лаодикии существовала знаменитая на весь мир медицинская школа, занимавшаяся в первую очередь излечением болезни глаз с помощью производства коллирия — знаменитой глазной мази. Иисус буквально говорит Лаодикийцам – вы ослеплены богатством и поэтому советую вам воспользоваться мазью для слепых, которую делают в вашем городе, чтобы вам прозреть. Возможно Иисус говорил о слове Божьем, которое открывает глаза.

Откр.3:19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

Греческое слово наказываю, часто понимается только в жесткой форме, типа; «я люблю вас, поэтому я накажу вас …», «… нам не избежать наказания, так как этим к нам проявляется любовь Бога …и т.д.» Это не совсем так, потому что греческое слово наказываю имеет значение — обучения, исправления и воспитания. Господь учит нас, как сыновей и дочерей, потому что любит нас. Как ни печально духовное состояние Лаодикийской церкви, Христос не отказывается от нее. Он любит ее, обличает и хочет все исправить. Он призывает ее к покаянию и ревности. Им нужно раскаяться в этом грехе и ревновать о настоящих богатствах.

Откр.3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

«стою у двери и стучу» . Дверь, о которой здесь идёт речь находится во власти человека, и каждый из людей может её открыть и закрыть по своему желанию. «если кто услышит голос Мой и отворит дверь» — это предложении имеет два смысла, потому что слово «услышит» имеет два значения; «слышать» и «послушать». Первое значение, «кто услышит Его голос, и дверь отворит» , второе значение, «кто послушается Его голоса и дверь отворит» .В одном случае речь идет о Его голосе, в другом случае речь идет о Его послании. «буду вечерять с ним» Греческое слово означает — ужин, главная трапеза дня.

Греки принимали пищу три раза в день. У них были акратисма , завтрак — кусок сухого хлеба, обмакнутого в вино; аристон — обед; на обед домой не ходили, перекусывали прямо у дороги, взятым с собой куском, или где-то под колоннадой или в городском сквере; и, наконец, дейпнон — ужин, главная трапеза дня. Он длился довольно долго; люди не спешили — дневная работа была закончена. И вот именно дейпнон Христос разделит с человеком, который отзовется на Его стук; не какую-то закуску на бегу, а трапезу, во время которой люди ведут дружеские беседы. (Баркли)

Откр.3:21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

В виду сложной символики обетований «побеждающему» касающихся будущего, мы можем только предполагать возможное значение этих символов. Итак, мы предполагаем, что Иисус имел в виду. «дам сесть со Мною на престоле» . Христос призывает Лаодикийскую церковь к победе над своим «теплым» духовным состоянием и обещает ей, в случае победы, место с Собою на Своем престоле. Другими словами, Христос призывает охладевшую духовно Лаодикийскую церковь встать и из глубины своего падения подняться до высочайших вершин небесной славы. Возможно ли это? Да, возможно, ибо обетование Христа гласит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем».

Это значит, разделить со Христом славу Его Царства. (Баркли)

Откр.3:22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Как мы видим теперь слово обращено каждому, кто это услышит (имеет уши, чтобы слышать) и это предназначается к многим церквям а не только к этой.

Вывод

Сокровища города Лаодикии — деньги, шерстяные ткани и целебные мази — завладели сердцами лаодикийцев и охладили их любовь ко Христу. Но они не заметили утраты небесных сокровищ и смотрели на себя с довольством. Они были духовно слепы и не видели своей духовной нищеты и наготы.

Вот почему Христос предлагает церкви в Лаодикии Свои небесные сокровища: «Золото, огнем очищенное», «белую одежду» и «глазную мазь».

Лаодикийский собор

Правила Лаодикийского собора. Греческая рукопись, ноябрь 1600 года. Британская библиотека.

Лаодики́йский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν Λαοδικείᾳ τῆς Φρυγίας) — поместный собор христианской церкви, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикия (Малая Азия).

По другой версии, собор проходил не позднее 343 года, так как во втором правиле Шестого Вселенского собора Лаодикийский собор упоминается раньше Сардикийского, состоявшегося в 343 году. В частности, в иных источниках указано, что он собирался за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Собор составил 60 правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия. 59-е правило запрещает чтение в церквях библейских книг, не обозначенных в соборном постановлении, и следующим 60-м правилом определяет библейский канон Ветхого и Нового Заветов в следующем составе:

Читати подобает книги сии, ветхаго завета: 1 Бытие мира. 2 Исход из Египта. 3 Левит. 4 Числа. 5 Второзаконие. 6 Иисус Навин. 7 Судии, Руфь. 8 Есфирь. 9 Царств первая и вторая. 10 Царств третья и четвёртая. 11 Паралипоменон первая и вторая. 12 Ездры первая и вторая. 13 Книга псалмов ста пятидесяти. 14 Притчи Соломона. 15 Екклисиаст. 16 Песнь песней. 17 Иов. 18 Дванадесять пророков. 19 Исайя. 20 Иеремия, Варух, плач и послание. 21 Иезекииль. 22 Даниил. Новаго же Завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния апостольския; посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино; Посланий Павловых четыренадесять: к Римлянам едино, к Коринфянам два, к Галатам едино, к Ефесеем едино, к Филиппийцам едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.

Данный список в отношении ветхозаветных книг повторяет иудейский Ямнийский канон, за исключением добавленных книги пророка Варуха, послания Иеремии и 2-й книги Ездры. Библейский канон Лаодикийского собора не получил широкого распространения, и при определении списка книг Священного Писания церковь стала руководствоваться 85-м Апостольским правилом и Посланием Афанасия Великого, включающими в состав Библии в Ветхом Завете 50 книг и в Новом Завете 27 книг.

Также собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после совершения крещения (правило 48-е).

Кроме того, собор осудил как еретиков тех, кто не молится Иисусу Христу, а молится только ангелам, почитая их за творцов и правителей мира (правило 35-е). Появление этого правила объясняют наличием ереси, сторонники которой утверждали, что человек недостоин обращаться непосредственно ко Христу, а должен призывать в молитве ангелов, однако молитву к ангелам оно не запрещает.

Примечания

  1. Поместные соборы православные о Священном Писании // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
  2. Правила Лаодикийского собора
  3. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила // Православие.Ru
  4. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета
  5. Правило 35-е Святого Поместного Собора Лаодикийского (ок. 364 года) Архивная копия от 15 октября 2018 на Wayback Machine // Angelologia. Православное учение об Ангелах.

Ссылки

  • Поместный Собор — Лаодикийский

Смотреть что такое «Лаодикийский собор» в других словарях:

  • Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском соборе, имевшим место за несколько лет до первого Вселенского собора. Лаодикийский собор 35 м правилом осудил и … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Первый Константинопольский собор — Дата 381 год Признаётся Католицизм, Православие, Англиканство, Ассирийская церковь, Лютеранство, Древневосточные церкви Предыдущий Собор Первый Никейский собор Следующий Собор Эфесский собор Созван Феодосием I … Википедия

  • Второй Вселенский собор — (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова) Второй Вселенский Собор, I Константинопольский вселенский собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379 395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на Западе признаётся… … Википедия

  • Второй Вселенский Собор — (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова) Второй Вселенский Собор, I Константинопольский вселенский собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379 395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на Западе признаётся… … Википедия

  • Константинопольский собор — Второй Вселенский собор (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова) Второй Вселенский Собор, I Константинопольский вселенский собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379 395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на… … Википедия

  • ВСЕЛЕНСКИЙ VI СОБОР — . Источники, публикации Почти все экземпляры греч. текста Деяний Собора были уничтожены в правление имп. Филиппика (711 713), согласно его указу, вышедшему в 711 г. (RegImp, N 271). Единственный экземпляр был сохранен… … Православная энциклопедия

  • Анатолий Лаодикийский — (Άνατόλιος), св. епископ, математик, полит. деятель; род. в 1 й пол. III в., Александрия Египетская, ум. в кон. III в., Лаодикия Сирийская. Во время антиримского восстания в Египте (ок. 263) участвовал в обороне осажденной римлянами крепости… … Католическая энциклопедия

  • ЕРЕСЬ — , ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры. История термина Первоначально слово «Е.» не имело негативного значения. Оно использовалось применительно к различным философским… … Православная энциклопедия

  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — (325 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия 389 390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам … Православная энциклопедия

  • АНКИРСКИЕ СОБОРЫ — Поместные Соборы древней Церкви, проходившие в г. Анкира, наиболее известны следующие: 314 г. Собор, состоявшийся до Всел. I Собора, его правила в числе правил 10 Поместных Соборов приняты всей Церковью. В Соборе участвовало 18 епископов М. Азии… … Православная энциклопедия

Лаодикия — одна из Церквей Откровения

Древний город Лаодикия находился в малоазийской области Фригии, напротив Иераполиса. Это был большой и богатый город, производивший обширную торговлю и имевший блестящие здания. Вскоре после указаний на означенный город ап. Павлом в послании к Колоссянам Лаодикия пострадала от сильного землетрясения, но вскоре затем и оправилась.
Лаодикию многократно посещали и описывали различные путешественники. Город часто упоминается древними церковными писателями, в течении нескольких столетий служил кафедрою Лаодикийских епископов и местом поместного Лаодикийского собора, бывшего в 365 по Р.Х.

Христианство было насаждено здесь вскоре после Пятидесятницы, и Лаодикийская Церковь находится в числе семи Малоазийских Церквей, упоминаемых св. Иоанном Богословом в Откровении, впрочем с грозным обличением лаодикийцев за недостаток горячности веры, земные пристрастия и чувственные удовольствия.
Ангелу Церкви Лаодикийской так провещал Господь: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр.)
Грозное предсказание Божие относительно Лаодикии давно уже исполнилось — город весь в развалинах.



В нескольких километрах от развалин древнего города находится современный турецкий город Денизли.




Лаодикия была основана Антиохом II Сирийским в середине III века до н.э. и названа в честь его супруги Лаодики.
В 133 году до н.э. Лаодикия перешла под власть Рима и вышла в первые города Азии, получив от Рима статус свободного города. Этому способствовало выгодное положение ее на торговой дороге, соединявшей Восток с Западом. Плодородная земля и обилие тонкорунной породы черных овец составляли немалую статью доходов и промышленности; известны были лаодикийские шерстобиты. Город был также одним из центров наук и искусств, здесь жили философы-стоики. Город считался центром медицинской школы, а также выработки коллирия — целебной мази для глаз.
Во времена Тиберия и Нерона город был разрушен землетрясением, но сумел восстановиться без помощи Рима за счет местных богатых граждан.
Около времени пришествия Христова коренное население города составляли эллинизированные сирийцы, а более новыми группами были греки, римляне и значительная колония евреев.
Во II веке город сделался крупным экономическим, финансовым и политическим центром провинции Асия, в городе настолько развивается текстильная промышленность, что в период императора Диоклетиана мягкие шерстяные ткани и одежда из Лаодикии под торговыми названиями Laodicia, Trimita, Phainoula становятся известны во всей империи.
В IV веке город стал столицей провинции Фригия. Землетрясение 494 года положило конец его процветанию.
В 1255 году город был взят турками, в 1402 году разрушен Тамерланом.
Монеты города свидетельствуют о здешнем язычестве, указывая на почитание Зевса, Эскулапия, Аполлона и императоров.
Ко времени пришествия Христова в Лаодикии была значительная колония иудеев. Христианство прочно утвердилось в Лаодикии уже в начале своего распространения, апостол Павел говорит о Лаодикийской Церкви как близко связанной с Колосской.
«Роскошь Лаодикийцев возрасла до высочайшей степени; торговые обороты их города, особенно чрез размен монет, сделали его одним из главнейших в Азии; руно его стад затмило знаменитое руно Милетское. Тацит говорит, что когда Лаодикия была разрушена землетрясением, жители её отказались от помощи Рима и сами восстановили с прежним великолепием свой город.
Наконец, все сокровища Лаодикийцев не могли уже восстановить их пышный город от повторенных ударов гнева небесного. Земля поглотила в последний раз почти весь город, и он уже не восстал более».
Развалины Лаодикии день ото дня погребаются более и более в земле и зарастают травою и тернием; уже не найти всего, что видели путешественники прошедшего века; но три амфитеатра, из которых один огромного объёма, с мраморными ступенями, на которых могли помещаться до 20 тысяч человек, все ещё видны среди нестройных груд развалин и обломков колонн, карнизов и капителей.
В первые года царствования Константина правил Лаодикийскою церковью Евгений. Он много пострадал за веру во время гонения на христиан при Максимиане, но потом правил в продолжение 25 лет своею паствою. Он же создал в Лаодикии великолепную церковь с портиком, с живописными и разными украшениями, о чем свидетельствует надпись, найденная в прошедшем столетии одним английским путешественником.
На противоположном горном склоне (который частично освящен солнцем) находится Иераполис и белоснежные травертины Памуккале.