Ангелу злат венец

«Ангелу твоему – злат венец»

Почему мы так стремимся к ним, еще не прославленным, не канонизированным? Ну ладно бы еще – их чада, осиротевшие, не переставшие любить своих отошедших ко Господу отцов. Ну а мы причем, в глаза их не видевшие?

Распечатываем на цветном принтере фотографии, покупаем рамочки за двести рублей, вешаем портреты над кроватью, словно это наши престарелые родственники, помним дату рождения и преставления, и случись что, кричим на все небо, зовем кто кого: «Отец Паисий! Отец Иоанн! Отец Павел!»

Фото: А.Рахлина/Православие.Ru Почему нам словно бы недостаточно прославленных святых?

Наверное, потому, что они совсем рядом. Еще не успели остыть их следы, умереть – их знакомые.

Еще несколько лет назад – ну хорошо, десяток лет, или даже двадцать, – они дышали воздухом одного с нами века.

Еще можно зайти в келью. Тронуть пальцем книгу, которую он читал. А в той, что написал, вдруг обнаружить себя – со всеми своими приметами.

И вот наконец ты, мечась по равнодушному мiру, знаешь, у кого для тебя всегда найдется время. И открываешь книгу – в красном, белом или каком там еще переплете. И впиваешься в нее всем умом, и погружаешь в нее свое сердце. И любовь дышит со страниц. И отец помолится там, у Престола, и Господь тебя просветит, – не оставит в неведении.

Да, наверное, так. Мне думается, похоже на правду.

Фото: А.Рахлина/Православие.Ru ***

У N. в красивой гостиной с круглым столом лежит на почетном месте рубашка в меленькую светло-зеленую клеточку – ее отец Павел Груздев носил.

N. болела очень, вот ей и дали рубашку его духовные чада, – на время. Болезни уже нет, но N. очень переживает, – вдруг все вернется назад?

Ездила вот снова в Тутаев на могилу отцу Павлу. Приложилась к кресту. Умудрилась, разгибаясь, со всей мочи треснуться о каменную перекладину. «Ага, – обрадовалась Наталья, духовное чадо о. П. – вразумляет!»

***

Ночь кончается. Оставив мигающие оранжевыми и красными лампочками гипермаркеты за бортом, джип рвется на север – вон из Москвы. Мы едем в Тутаев. Сегодня – день Ангела отца Павла, 19 ноября. Мы – это моя подруга Даша, ее мама Тамара Павловна и я, увязавшаяся за ними паломница с неясными целями, из которых очевидна пока только одна: написать заметку, которую вы сейчас читаете. По дороге я прошу Дашу рассказать мне что-нибудь о тех людях, которых скоро увижу.

Фото: А.Рахлина/Православие.Ru Мы не выспались, еще не рассвело, и разговор немножечко плутает в темноте. «А еще можно задать ему вопрос», – вдруг выплывает из нее Дашин голос. У меня вопрос как раз есть, очень трудный для меня, никак не хочет разрешиться. «А как я узнаю, что правильно поняла ответ?» – спрашиваю я по-утреннему слабоумно, но тут вмешивается Дашина мама. «Ну, ты всё неверно говоришь, – режет она воздух узенькой ладошкой , обращаясь к Даше, – не вопрос, а если не разрешается какая-то ситуация», – и вопрос про вопрос уплывает обратно в густую темноту все никак не начинающегося утра. Первой из Дашиной семьи в Тутаев попала именно она – Тамара Павловна.

Несколько лет назад золотой московской осенью две приятельницы, впечатленные рассказами знакомого художника, жизнь которого вдруг начала удивительно меняться (и как оказалось, в детстве вымоленного с того света архимандритом Павлом Груздевым), приехали на Ярославский вокзал.

Приехали, сели в какой-то, с поразительными, чуть ли не бархатными сидениями поезд, («мне это очень понравилось, – не без некоторого сарказма говорит Т.П. – Ирочка меня вечно корит за то, что я люблю всё комфортное») и отправились в Тутаев. А через какое-то время – не сразу, – поезд на переезде врезался в легковой автомобиль.

«Мы вышли, и когда поняли, что случилось, стали ловить машину. А вместе с нами ловил весь поезд, так что шансы наши были близки к нулю. И тогда Ирина сказала: читаем акафист “Слава Богу за всё”. И вот только мы начали его читать, остановился микроавтобус – прямо до Тутаева он нас и довез – посадил человек 12, наверное. Мы сели – а я и говорю: “Ну вот, а теперь поедим!” А Ирочка – “нет, акафист читать дальше будем”». У Тамары Павловны все в порядке с самоиронией. А сын этой Ирочки теперь иеромонах, но это так, к слову.

Фото: А.Рахлина/Православие.Ru Приехав в Тутаев, паломницы постучались в указанный знакомым дом – к Наталии Сергеевне. Та пустила их на ночлег, накормила, и с тех пор эта крепкая духовная дружба продолжается уже много лет, вовлекая в свой круг все новых и новых людей. Приближаюсь теперь к нему и я, – вместе со своим мучительным вопросом.

«Ну а ты книжку-то прочитала?» – спрашивает меня Даша. Конечно, – и «Родные мои» самого отца Павла, и другую, подаренную Дашей – «Зерно Господней пшеницы». Вчера как раз перечитывала – попалось место про Нинку, уборщицу из Леонтьевского храма.

Про эту Нинку в книге «Зерно Господней пшеницы» много написано – она не из новых людей, а из самых что ни на есть старых. Про то, например, как она в последний День Ангела батюшку поздравляла, делегированная отцом настоятелем с коробкой конфет и образом Божией Матери «Знамение» на владычную службу в Воскресенском соборе. Отец Павел к тому времени уже ослеп и не сразу узнал боевую Нинку, когда она, наконец, пробилась с дарами к амвону.

Фото: А.Рахлина/Православие.Ru «Ангелу твоему – злат венец, а тебе – доброго, батюшка, здоровья!» – сказала Нинка.

«А он мне:

– А ты, баба, кто такая?

– Да батюшка, я дура Нинка из Леонтьевского храма!»

А он, взяв у нее подарки, сказал – трижды повторил: «Нинка, береги храм!»

«А я стою, так сердце у меня и захолынуло… Пошла, да и реву.

– Да батюшка, да милый! Да кто я такая, да какой мне беречь храм?»

Леонтьевский храм – тот самый, где до своего ареста в мае 1941 года окормлялся Павел Груздев, читал и пел на клиросе, и где служил его духовник, расстрелянный в том же 1941 году иеромонах Николай (Воропанов).

«Павлуша! Бог был, есть и будет! Его не расстреляешь! Храни веру православную!» – сказал иеромонах своему чаду напоследок, и тот повторял эту заповедь всю жизнь, неожиданно для него самого оказавшуюся длинной. По тому же делу архиепископа Варлаама Ряшенцева должны были расстрелять и его самого, но почему-то не расстреляли.

Как это вышло, стало известно только теперь, – как раз от одного из «новых людей», оказавшегося в родстве с ярославским следователем, который в 1941 году, зайдя в чужой кабинет и увидев лежащие стопкой папки с расстрельными делами, вдруг подумал – «хоть одного спасу», – и переложил первую попавшуюся папку в другую стопку. А это и было дело Павла Груздева. Впереди его ждали более полувека земной жизни. Всего неполных 17 лет назад закончился это путь.

Фото: А.Рахлина/Православие.Ru Мы подъезжаем, – и сразу на кладбище. На могиле уже началась панихида, служит владыка – Преосвященный епископ Рыбинский и Угличский Вениамин, и с ним – двое священников. Один из них – отец Михаил, нынешний настоятель Леонтьевского храма.

Народа не сказать, чтобы много – обычно на 13 января, в день упокоения, собирается куда больше.

Плывет среди голых ноябрьских веток густой запах ладана, молятся отцы, поет хор, народ подпевает, на могильный крест, немного подумав, вдруг садится голубь – после услышу, что это обычное дело во время панихид на могиле отца Павла, нечему удивляться.

Я тоже молюсь и думаю про свой вопрос – «отец Павел, вразуми, пожалуйста!»

Тем временем панихида заканчивается, и народ закручивается в очередь – прикладываться к кресту. Даша трогает меня за локоть – «Пойдём, познакомлю тебя с Ниной!»

Фото: А.Рахлина/Православие.Ru Книжный образ оживает в пожилой женщине в лихой теплой шапке колпаком, надетой поверх платка. Из-под этой шапки женщина смотрит на меня взглядом, поразительно похожим на взгляд моей родной, бесконечно любимой бабушки, – ее давно уже нет на этом свете, – синий, задорный и словно бы немного недоумевающий, дескать, ну, с чем вы к нам пожаловали?

В прошлом году здесь снимали телефильм французы – готовый, его потом привезли Нине, она смотрела, – как ходит по дому, показывает что-то, рассказывает, а закадровый французский голос тем временем говорит: «Нина – фаталист». Ей перевели – она возмутилась: «Это почему же фаталист? Я не фаталист! Я верю в Святую Троицу!»

Поговорив о чем-то с отцом Михаилом (я сфотографировала их и отвернулась), она вдруг тронула меня за локоть, протянула черно-белое фото отца Павла и радостно сообщила: «А отец Павел-то тебя благословляет!»

Фото: А.Рахлина/Православие.Ru P.S. Забыла еще вот что. За щедрой – как любил кормить гостей сам отец Павел, – трапезой в доме у Наталии Сергеевны, которую возглавлял отец Михаил, все начали рассказывать что-нибудь – или то, что они помнят об отце Павле, или о его молитвенной помощи. Рыжеватая, какого-то санкт-петербургского вида молодая женщина рассказала, как ее приятельница обрела своего ребенка, о котором думала, что тот умер в младенчестве, – в роддоме заставили подписать бумагу об отказе из-за диагноза, «не совместимого с жизнью». А больше она родить не могла и вот приехала на могилу к отцу Павлу. А вскоре оказалось, что дочка ее жива, в детском доме, и ее можно забрать в любую минуту. Рыжеватая женщина улыбается смущенно – понимаете, говорит она про свою знакомую, она ни к кому больше не обращалась, кроме как к отцу Павлу, она вообще нецерковная, так что это, конечно, по его молитвам чудо, а девочка сейчас с мамой, вот, на пианино учится играть.

Рассказывают про исцеления, про чудесные случаи. Кто-нибудь периодически шепчет: «Нина, ну расскажи!» Она отрицательно мотает головой, – причащалась сегодня, батюшка благословил не болтать. Смотрит хитро – говорит негромко: » “Баба, дай пост языку своему” – это отец Павел мне говорил! А все удивлялись – что это за пост у нее такой особенный?» Наконец, и отец Михаил, и она сдаются – все любят Нинины рассказы, «ну пожалуйста!» И она рассказывает, – и про то, как с одного берега Волги на другой долетела за 15 минут по благословению отца Павла. И про ссоры с мужем, который ее сорок лет бил, и как однажды она прибежала на другой берег реки жаловаться отцу Павлу, а он поприветствовал ее словами «ноги пришли на голову жаловаться», велел передать мужу поклон и назад отправил. И про тот самый день Ангела, последний при жизни батюшки, о котором я читала в книжке.

«А я все думала, – какой же это храм мне беречь? – пожимает плечами Нина, – Да батюшка, да как я буду его беречь, если его уже три раза обокрали? А потом поняла, про какой храм батюшка-то говорил – она делает паузу и смотрит немножко исподлобья, дескать, простой вопрос, разве непонятно? – храм собственной души – вот какой храм-то!»

soborianelj


Родился Павел Александрович в 1910 году в деревне Большой Борок Мологского уезда в крестьянской семье.
Отца забрали на войну, семья стала бедствовать и в 1916 году Павел ушёл к тёткам монахине Евстолии и инокиням Елене и Ольге в мологский Афанасьевский женский монастырь; сначала пас цыплят, затем коров и лошадей, пел на клиросе. Носить подрясник восьмилетнего послушника благословил живший некоторое время в монастыре Патриарх Московский Тихон. В 1928 году признан негодным к службе в армии из-за «слабого умственного развития». Недолгое время был судебным заседателем (из воспоминаний старца):
«Как-то раз приходят, говорят нам:
— Есть Постановление! Необходимо выбрать судебных заседателей из числа членов Афанасьевской трудовой артели.
От монастыря, значит.
— Хорошо, — соглашаемся мы. — А кого выбирать в заседатели?
— А кого хотите, того и выбирайте.
Выбрали меня, Груздева Павла Александровича. Надо еще кого-то. Кого? Ольгу-председательницу, у нее одной были башмаки на высоких каблуках. Без того в заседатели не ходи. Мне-то ладно, кроме подрясника и лаптей, ничего. Но как избранному заседателю купили рубаху хорошую, сумасшедшую рубаху с отложным воротником. Ой-й! зараза, и галстук! Неделю примеривал, как на суд завязать?
Словом, стал я судебным заседателем. Идем, город Молога, Народный суд. На суде объявляют: “Судебные заседатели Самойлова и Груздев, займите свои места”. Первым вошел в зал заседания я, за мной Ольга. Батюшки! Родные мои, красным сукном стол покрыт, графин с водой… Я перекрестился. Ольга Самойлова меня в бок толкает и шепчет мне на ухо:
— Ты, зараза, хоть не крестися, ведь заседатель!
— Так ведь не бес, — ответил я ей.
Хорошо! Объявляют приговор, слушаю я, слушаю… Нет, не то! Погодите, погодите! Не помню, судили за что — украл он что-то, муки ли пуд или еще что? “Нет, — говорю, — слушай-ка, ты, парень — судья! Ведь пойми, его нужда заставила украсть-то. Может, дети у него голодные!”
Да во всю-то мощь говорю, без оглядки. Смотрят все на меня и тихо так стало…
Пишут отношение в монастырь: “Больше дураков в заседатели не присылайте”. Меня, значит», — уточнил батюшка и засмеялся.
13 мая 1941 года Павел Груздев вместе с иеромонахом Николаем и ещё 11 людьми был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама (Ряшенцева). Арестованных содержали в тюрьмах Ярославля. Долгое время Павел Груздев находился в одиночной камере в полной изоляции, затем в одноместную камеру из-за нехватки мест поместили 15 человек.

(заключенный Павел Груздев, фотография из дела)
Заключённым не хватало воздуха, поэтому они, чтобы подышать, по очереди припадали к дверной щели у пола.
На допросах Павла подвергли пыткам: избивали, выбили почти все зубы, ломали кости и слепили глаза, он начал терять зрение.

Из воспоминаний старца:
«Во время допросов следователь кричал: «Ты, Груздев, если не подохнешь здесь в тюрьме, то потом мою фамилию со страхом вспоминать будешь! Хорошо её запомнишь — Спасский моя фамилия, следователь Спасский!» Отец Павел об этом рассказывал: «Прозорливый был, зараза, страха, правда не имею, но фамилию его не забыл, до смерти помнить буду. Все зубы мне повыбил, вот только один на развод оставил».»
Пасторское служение свое он начал после реабилитации в 1958 году и продолжал до самой своей кончины в 1996 году. 9 марта 1958 года в кафедральном Феодоровском соборе в Ярославле был рукоположён епископом Угличским Исаией во диакона, а 16 марта — во пресвитера. В августе 1961 года архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом пострижен в монашество.

Служил настоятелем церкви села Борзово Рыбинского района. С 1960 года настоятель Троицкой церкви села Верхне-Никульского Некоузского района (ранее Мологского уезда). Получил известность далеко за пределами села и даже области. Самые разные люди ехали к нему за благодатным утешением и решением жизненных вопросов. Учил христианской любви просто: притчами, жизненными рассказами, некоторые из которых были записаны и позднее изданы. Отец Павел был образцом христианского нестяжания: несмотря на широкую известность он очень просто питался и одевался, за всю свою жизнь не накопил никаких материальных ценностей.

(Церковь Троицы Живоначальной — Верхне-Никульское — Некоузский район — Ярославская область)
В 1961 году был награждён епископом фиолетовой скуфьей, в 1963 — патриархом наперсным крестом, в 1971 — палицей, в 1976 — крестом с украшениями. С 1962 года иеромонах, с 1966 — игумен, с 1983 — архимандрит.

(о. Павел Груздев в советские годы)
Отец Павел обладал даром лечить болезни, особенно кожные. Умел он и исцелять людей от такого страшного недуга, как уныние. По свидетельству протоиерея Сергия ( Цветкова), даже когда отец Павел лежал слепой, с трубкой в боку, он до последнего вздоха продолжал шутить и не терял своей веселости. И исцелял людей от уныния только одним своим присутствием.
Вот как пишет об этом даре сам о. Сергий:
Впрочем, исцелял он не только от уныния. Помню, мама моя после соборования упала с крылечка и сломала себе какую-то кость в плече. Перелом был очень болезненный, причем боль не отступала ни на минуту. И врачи толком помочь не могли. И мы с мамой поехали к отцу Павлу. А он постучал по ее плечу кулаком — и все… И боль прошла. Я не скажу, что сразу кость срослась или еще что-то. Нет, заживление шло своим чередом. Но боль отступила, ушла, — а для нее тогда именно боль была самой большой тяжестью. И таких случаев было немало…
…У батюшки был дар исцелять любые кожные болезни. Иногда он при мне делал лечебную мазь. Надевал епитрахиль и смешивал компоненты. Я наблюдал. Раз он мне сказал: «Вот ты знаешь состав, но у тебя ничего не получится, слово нужно знать». По свидетельству врачей из Борка отец Павел вылечивал своей мазью любые кожные заболевания, даже те, от которых врачи отказывались. Еще старец говорил, что этот дар один человек получил от Божией Матери и передал ему. Хотя я думаю, что, возможно, он и был тем человеком. Любовь отца Павла к Царице Небесной была безгранична.
Отец Павел часто записывал свои воспоминания. Вот некоторые из них, которые вошли в книгу «Родные мои»:
Самый счастливый день (из воспоминаний старца):
Архимандрит Павел незадолго до смерти, в 90-х годах нашего (уже минувшего) столетья, признался: «Родные мои, был у меня в жизни самый счастливый день. Вот послушайте.
Пригнали как-то к нам в лагеря девчонок. Все они молодые-молодые, наверное, и двадцати им не было. Их «бендеровками» называли. Среди них одна красавица — коса у ней до пят и лет ей от силы шестнадцать. И вот она-то так ревит, так плачет… «Как же горько ей, — думаю, — девочке этой, что так убивается она, так плачет».
Подошел ближе, спрашиваю… А собралось тут заключенных человек двести, и наших лагерных, и тех, что вместе с этапом. «А отчего девушка-то так ревит?» Кто-то мне отвечает, из ихних же, вновь прибывших: «Трое суток ехали, нам хлеба дорогой не давали, какой-то у них перерасход был. Вот приехали, нам за все сразу и уплатили, хлеб выдали. А она поберегла, не ела — день, что ли, какой постный был у нее. А паек-то этот, который за три дня — и украли, выхватили как-то у нее. Вот трое суток она и не ела, теперь поделились бы с нею, но и у нас хлеба нету, уже все съели».
А у меня в бараке была заначка — не заначка, а паек на сегодняшний день — буханка хлеба! Бегом я в барак… А получал восемьсот граммов хлеба как рабочий. Какой хлеб, сами понимаете, но все же хлеб. Этот хлеб беру и бегом назад. Несу этот хлеб девочке и даю, а она мне: «Ни, не треба! Я честь свою за хлиб не продаю!» И хлеб-то не взяла, батюшки! Милые мои, родные! Да Господи! Не знаю, какая честь такая, что человек за нее умереть готов? До того и не знал, а в тот день узнал, что это девичьей честью называется.
Сунул я этот кусок ей под мышку и бегом за зону, в лес! В кусты забрался, встал на коленки… и такие были слезы у меня радостные, нет, не горькие. А думаю, Господь и скажет:
— Голоден был, а ты, Павлуха, накормил Меня.
— Когда, Господи?
— Да вот тую девку-то бендеровку. То ты Меня накормил!
Вот это был и есть самый счастливый день в моей жизни, а прожил я уж немало».
Батюшка и на меткое слово был горазд. Раз в Борках ( это поселок ученых в Ярославской обл.) отец Павел сидел за столом с академиками-физиками ,среди которых были и его духовные дети. Был там какой-то солидный ученый, который почти ничего не ел, и по поводу каждого блюда говорил: это мне нельзя, у меня печень больная… от этого изжога… это слишком острое… и т.п. Отец Павел слушал, слушал и прокомментировал: ГНИЛАЯ ЖОПА И С ПРЯНИКОВ ДРИЩЕТ!

И снова из воспоминаний протоиерея Сергия :
Господь продлил ему дни. Батюшка говорил: «Тех, которые меня били, которые зубы мне выбили, их, бедных; через год потом расстреляли, а мне вот Господь столько лет жизни дал».
Иногда я спрашивал у него: «Батюшка, вот тебе Господь помогает во всем, такие глубокие вещи открывает… Это за то, что ты нес в своей жизни такой подвиг?» На эти вопросы он мне всегда отвечал: «А я ни при чем, это лагеря!» Помню, как он разговаривал с матушкой Варварой, игуменьей Толгского монастыря, и на ее похожий вопрос ответил: «Это все лагеря, если б не лагеря, я был бы просто ничто!»

Я думаю, что он имел в виду страстную природу всякого человека, особенно молодого. Действительно, именно страдания выковали из него такого удивительного подвижника, старца. Он о своем добром говорить не любил, но иногда само проскальзывало. Однажды мы шли с ним, прогуливаясь около храма. Он показал мне живописное уединенное место: «Вот здесь, бывало, я прочитывал Псалтирь от корки до корки»…
…Отец Павел часто рассказывал анекдот про больного, которому делали операцию под наркозом. Он очнулся и спрашивает у человека с ключами: «Доктор, как прошла операция?» Тот отвечает: «Я не доктор, а апостол Петр». Этот анекдот имеет свою предысторию. А дело было так.
По рассказу отца Павла, когда ему делали тяжелую операцию по удалению желчного пузыря, он вдруг очнулся в другом мире. Там он встретил знакомого архимандрита Серафима (настоятель Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде) и с ним увидел множество незнакомых людей. Отец Павел спросил у архимандрита, что это за люди. Тот ответил: «Это те, за которых ты всегда молишься со словами: помяни, Господи, тех, кого помянуть некому, нужды ради. Все они пришли помочь тебе». Видимо, благодаря их молитвам батюшка тогда выжил и еще много послужил людям.

В конце восьмидесятых годов отец Павел стал быстро терять зрение и почти ослеп. Служить один, без помощников он уже не мог и в 1992 году был вынужден уйти за штат по состоянию здоровья. Он поселился в Тутаеве, при Воскресенском соборе, продолжая служить и проповедовать, принимать народ, несмотря на тяжелую болезнь и плохое зрение. Священники и миряне находили у него ответы на жизненные вопросы и получали утешение.
Зрение духовное не оставляло старца. Его простая, детски чистая вера, дерзновенная, постоянная молитва доходила к Богу и приносила благодатное утешение, ощущение близкого присутствия Божия и исцеление тем, о ком он просил. Многочисленны свидетельства его прозорливости. Эти благодатные дары отец Павел скрывал под покровом юродства.
13 января 1996 года наступила тихая христианская кончина отца Павла.
Похороны состоялись 15 января, в день памяти преподобного Серафима Саровского, которого он особенно почитал, живя по его заповеди: «Стяжи Дух мирный — и около тебя спасутся тысячи».
Отпевание и погребение совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Михей в сослужении 38 священников и семи диаконов, при большом стечении народа из Москвы, Петербурга, Ярославля и других мест.
Похоронен архимандрит Павел, как он и завещал на Леонтьевском кладбище в левобережной части города Романова-Борисоглебска.

(могила архимандрита Павла Груздева на Леонтьевском кладбище в Тутаеве, служит братия Сретенского монастыря во главе с о. Тихоном Шевкуновым (ныне епископ Егорьевский Тихон))
Вот такой это был замечательный батюшка! И хоть он и не прославлен в лике святых (на сегодняшний день ), но верится, что молится о. Павел пред Престолом Божьим за всех нас ,грешных.
Помолись, батюшка, и о стране нашей Российской, о властех и воинстве ея, о нас, о наших сродниках и близких, о ненавидящих нас и творящих нам напасти. Помолись, отец Павел, что б Господь простил нам наши бесчисленные прегрешения и помиловал нас всех!
С любовью,
рб Дмитрий
Tags: Православие, Церковь, общество, пастыри

Поездка к батюшке Павлу.

Поездка к батюшке Павлу.

«Господи! Молитвами праведников помилуй грешников»

Архимандрит Павел (Груздев).

Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 2012 года, состоялась поездка группы наших прихожан, в числе которых были наиболее активные посетители Воскресной школы для взрослых, в город Романов-Борисоглебск (Тутаев). Здесь проживал последние годы своей земной жизни и здесь отошёл в Небесные обители Божий угодник, народный старец, архимандрит Русской Православной Церкви отец Павел (Груздев).

Сюда к нему ехали не только жители Ярославской земли, ехали люди из разных мест: имя отца Павла почитаемо во всей России. При жизни он был прославлен от Бога многими дарами, его предстательство пред Господом было сильно и действенно. А теперь люди едут на его могилку: поклониться и попросить помощи в скорбях и нуждах, как у живого, ибо молитва праведника не прекращается с его уходом в иной мир, а, может, ещё сильнее становится. Вот и мы едем, многие впервые.

Город Романов-Борисоглебск (Тутаев) находится в 38 км к северо-западу от Ярославля, расположен на обоих берегах реки Волги, до 1822 года это были два разных поселения. На левом берегу Волги – Романов, основанный в 13 веке князем Романом Угличским, на правом берегу – Борисоглебск, известный с 15-го века и названный в честь первых русских святых, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Указ Императора Александра Первого объединил эти поселения в один город Романов-Борисоглебск, в 1918 году город был переименован в Тутаев (по фамилии большевика И.Тутаева).

Батюшка Павел похоронен на Леонтьевском кладбище, что на левой Романовской стороне, куда мы сразу и направились. К могиле отца Павла ведёт тропинка, посыпанная тонким, в один камешек, слоем гравия, да ещё невдалеке от кладбищенского входа стоит самодельный простенький указатель-стрелка: Архимандрит Павел. Старец похоронен рядом с могилами родителей, в одной ограде. Кресты из чёрного гранита, цветы. Батюшкин крест массивней и выше, возле него подсвечник с горящими свечами и зажжённая лампада, неугасимая.

Мы прошли в ограду, поклонились батюшке Павлу, приложились с молитвой ко кресту на его могилке, кто догадался взять свечи, поставили их на защищённый от непогоды подсвечник. Наш настоятель протоиерей Михаил с тремя певчими служил панихиду о упокоении раба Божия архимандрита Павла, а мы молились. Кто просил о чём батюшку Павла – тайна. Наша поездка сопровождалась мелким осенним дождём: вот мы стоим под зонтами и молимся.

К отцу Павлу приезжают в любую погоду, в любое время года. Пока шла наша панихида, подошли ещё люди и тоже со священником, значит, панихиды по отцу Павлу не кончаются. Не кончается молитва, не прерывается общение верующих со старцем, продолжается помощь избранника Божия нам, немощным и грешным, просящим помощи сильного и праведного. По окончании панихиды батюшка Михаил помазал нас маслом от лампады с могилки Архимандрита – ответ его. Любил он людей. Просто, искренне и очень сильно. По-настоящему, по-Божьи. Любил и любит! По нездоровью не мог принять всех лично. Теперь может всех.

С кладбища мы поехали в Леонтьевскую церковь, в которой молился, читал и пел на клиросе Павел Груздев, когда жил с родителями здесь, на левой, Романовской стороне. Родился-то он в Мологе, уездном русском городе, который стоял «на двух реках, на Мологе и на Волге, на крутых берегах», как говаривал старец. С 5-ти лет жил в Мологском Афанасьевском монастыре, где были монахинями три его родные тётки и был благословляем Патриархом Всероссийским Тихоном, приезжавшим в обитель. Захватившие власть большевики закрыли монастырь, в нём образовался колхоз, в котором и работал Павел. При сооружении Рыбинского водохранилища огромная площадь ушла под воду, в том числе и город Молога, семья Груздевых, как и другие семьи мологжан стали переселенцами: из собственного дома сделали плот и сплавились по Волге, поселились в Тутаеве на левом берегу.

Леонтьевская церковь (так называют в народе храм Вознесения Господня) двухэтажная: внизу тёплая (т.е. отапливаемая) – главный престол в честь иконы Божией Матери «Знамение» и придел во имя великомученицы Параскевы. Верхний летний (не отапливается) храм имеет главный престол Вознесения Господня и придел во имя святителя Леонтия Ростовского. Каменный храм был возведён в 1795 году (в более ранние времена здесь стояла деревянная церковь святителя Леонтия), строился, украшался и содержался стараниями и средствами романовских купцов. Уцелевшую в безбожные 30-е годы, церковь закрывали в хрущёвскую кампанию 1960 года. Здесь находились многие древние иконы ещё из деревянных храмов. Население очень почитало чудотворную икону святой Параскевы Пятницы, по молитвам у которой исцелялись от глазных болезней (в 1609 году во время польского нашествия дерзкие разорители были поражены слепотой от этой иконы).

В мае 1941 года община Леонтьевской церкви пережила драматические события: по сфабрикованному делу были арестованы настоятель храма иеромонах Николай (Воронцов), почитавшийся верующими как старец, его келейник и несколько прихожан, среди которых был Павел Груздев. По приговору тройки ОГПУ настоятеля расстреляли, остальные провели долгие годы в заключении и лагерях. Павел Груздев всю свою жизнь отдал Господу, прошёл тяжкий 11-летний путь лагерника, исповедника за веру, вернувшись домой, снова читал и пел в Леонтьевской церкви, принял монашество и священнический сан, более 30-ти лет служил в храме села Верхне-Никульское, стал почитаемым старцем, которому Всевышний сподобил дар предвидения и возможность исцелять души и тела человеческие.

В 1989 году Леонтьевский храм был возвращён верующим, по благословению отца Павла и с помощью Божией отремонтирован.Мы посетили нижнюю церковь. Небольшая, немного тесновата на взгляд современного человека, топится печка, что тоже удивительно горожанину, некрашеные деревянные полы поскрипывают, бегает смелая и добрая девчушка, скромная матушка принимает у нас записки – всё предельно просто, но истинно и духовно значительно (как у отца Павла). Дух стоит характерный для старинных, не закрывавшихся храмов – намоленности (а ведь церковь закрывали!). Много старинных икон, есть вообще редкие, на пример: «Не рыдай мене, Мати» в серебряном окладе. Ростовая икона великомученицы Параскевы, образ Николая Можайского с мечом, в иконостасе большая икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», написанная монахиней Ольгой, тётей отца Павла. Проходим, прикладываемся, ставим свечи. Выходит отец Михаил, настоятель, выносит скуфью самого Батюшки, которую передала в храм родственница его. Подходим по очереди, каждому на голову её надевают…

Быть на левом берегу в Тутаеве и не приложиться к редкой иконе Божией Матери «Прибавление ума» – никак не возможно! И мы продолжаем путь по Романовской стороне. Сельские виды, улицы и дома больше напоминают деревню, а не город. Правая сторона вся такая городская, современная, а здесь как будто время течёт медленнее, может, это и хорошо. И опять тут – отец Павел с его простотой, думается о нём. И «Прибавление ума» – ведь это не тот ум, которым кичатся люди, это истинный ум, божественный, духовный, он часто скрыт от глаз, остаётся прикровенным, как это было у отца Павла. Вот и Покровский храм, где находится святыня.

Сочетание стройной шатровой колокольни с приземистым скромным храмом, толстые стены. Стоит на территории бывшего Ново-Покровского мужского монастыря, упоминаемого в документах 17-18 веков. Покровский храм – один из древнейших на Романовской стороне. Не закрывался и в годы гонений, а в течение 30-ти лет (1961 – 1989) оставался единственным действующим на левой стороне города. Под Покровом Пресвятой Богородицы хранится большое количество святынь из упразднённых храмов Романова-Борисоглебска. Из Воскресенского храма, разобранного в 1930-е годы происходит мощевик, в котором находятся 110 частиц мощей святых угодников Божиих.

Но особо почитаемый образ Покровской церкви – икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума», редкой иконографии, перед которой молятся о просвещении души. Празднование – в первое воскресение после Успения Пресвятой Богородицы.

«О, преславная Мати Христа Бога нашего, благих Подателя, милостию Своею всю вселенную сохрани, даруй нам, рабам Твоим, премудрость и разум, Светом Сына твоего души наша просвети, Едина Всепетая, от Херувим и Серафим славимая» (тропарь).

Наше посещение Покровского храма совпало с кануном праздника Покрова, с особым чувством мы приложились к великолепной иконе Покрова Пресвятой Богородицы, находящейся в иконостасе, к образу «Прибавление ума», другим старинным иконам храма, подали поминальные записки и, напитанные благодатью, поехали домой в Ярославль.

А в дороге один из наших прихожан читал нам вслух притчи из книги, купленной им в Покровской церкви. Книга называется: «Притчи православных старцев», издана в Воронеже в 2012 году. Есть в этой книге и притчи, рассказанные архимандритом Павлом (Груздевым). Среди всех даров отца Павла выделялся замечательный дар рассказчика: он словно исцелял собеседников живительной силой своего слова. Все, кто общался с батюшкой, слушал его простые житейские рассказы, вспоминают, что возвращались от него, «как на крыльях» – настолько радостно преображался их внутренний мир.

Текст подготовила Григорьева Е.Н.

Фото Каткова М.В.

Святые и старцы Ярославской земли. На могилу о. Павла Груздева

ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ:

1 день (20 апреля):

Отправление с Московского вокзала в 16.50

2 день (21 апреля):

Прибытие поезда в Рыбинск в 04.20

Переезд в ПОШЕХОНЬЕ

— Адриано-Пошехонский монастырь. В 1540 году в дремучем лесу два постриженника Корнилиева Комельского монастыря иеродиакон Адриан Пошехонский и престарелый монах Леонид основали скит, где жили отшельниками.

Божественная Литургия

Трапеза

— Троицкий храм. Является древнейшим каменным зданием, сохранившимся в Пошехонье.

Возвращение в РЫБИНСК

— Музей Мологдского края. Бывшее подворье Афанасьевского Мологского монастыря, в котором в юности подвизался старец Павел Груздев.

— Спасо-Преображенский кафедральный собор. К 1845 году основные работы по строительству собора были завершены. Собор и выстроенная намного ранее отдельно стоящая колокольня были соединены галереей-трапезной, что сделало их единым архитектурным комплексом. Торжественное освящение нового собора состоялось 29 июня 1851 года.

— Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. В этом храме находится чудотворная икона Божией Матери «Достойно Есть».

— Софийский женский монастырь. Основание обители в 1860 году стало возможно благодаря трудам двух подвижников Церкви: старца Адриана Югского (память — 20 авг.н.ст.) и иерея Петра Томаницкого. Храмы и кельи были построены в конце XIX века. В период расцвета в обители проживало около 200 монахинь, было училище для сирот-воспитанниц.

Переезд в БАЛОБАНОВО

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Окончательно работа по возведению этого величественного храма была закончена в 1789 году со строительством ярусной колокольни. Одной из главных святынь храма является дореволюционный список с чудотворной «Югской» иконы Божией Матери.

Чаепитие

Переезд в УГЛИЧ

Свято-Воскресенский мужской монастырь. В камне монастырь был отстроен в 1674-1677 гг. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, который начал в обители свой монашеский путь.

Трапеза

Размещение в гостинице. Ночлег.

3 день (22 апреля):

— Угличский кремль. Историко-архитектурный комплекс в историческом центре города. На его территории расположены Княжеские палаты, Спасо-Преображенский собор и церковь Димитрия на Крови построенная на месте убийства святого царевича.

— Богоявленский женский монастырь. Девичий монастырь основан в конце XIV века княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского.

— Церковь Дмитрия на Поле. Здесь хранятся: мощи благоверного князя Романа Угличского, частица мощей царевича Димитрия, кафтан царевича Димитрия, Феодоровская икона Божией Матери, перед которой молился царевич Димитрий и другие святыни.

Переезд в УЧМА

Учемский музей истории Кассиановой Пустыни. Музей Учемского края, рассказывающий о старинном селе Учма и судьбоносных вехах в монастырской жизни Кассианово-Учемской пустыни.

Переезд в АРХАНГЕЛЬСКОЕ

Храм Архангела Михаила что в Бору построен в 1787 году. Главный престол Архистратига Божия Михаила, нижний — Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Престолы освящены иерейским чином, храм не закрывался. Здесь служит знаменитый батюшка иеромонах Рафаил (Симаков), в прошлом известный московский художник. Батюшка своими силами востанавливает древние росписи храма.

Трапеза

Переезд в ПОВОДНЕВО

Церковь Преображения Господня. Каменная церковь Преображения Господня построена в селе Поводнево в 1763 году. Храм пятиглавый, двухъярусный, с высоким бесстолпным четвериком и теплой нижней церковью. По сохранившимся документам известно, что росписи в храме были сделаны в 1836 году. Храм оставался действующим даже при советской власти. В этом селе родился и вырос священномученик Андроник (Никольский).

Переезд в АРХАНГЕЛЬСКОЕ

— Православный Духовно-исторический музейный центр. Здесь хранятся личные вещи старицы Ксении.

— Могилка блаженной старицы Ксении Рыбинской. Великой подвижницы и молитвенницы XX века.

Переезд в МЫШКИН

— Никольский собор. Собор построен в 1764 году, приходской, строен тщанием прихожан. Особо чтимая икона Троеручицы Б.Матери, почитается за чудотворную. В 1778 г. Никольская церковь стала городским Собором. А в 1837 году был реконструирован архитектором Пеньковым в Зимний собор.

Переезд в ТУТАЕВ

Размещение в гостинице. Трапеза. Ночлег.

4 день (23 апреля): АНТИПАСХА

Воскресенский собор. Храм строился с 1652 по 1678 год. Он был построен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. С июня 1992 года по состоянию здоровья переехал в Тутаев, жил в сторожке при Воскресенском соборе, поскольку не имел никаких средств для приобретения жилья. Святыни собора: мощи исп. Георгий Седов , икона «Всемилостивый Спас», «Владимирская» и «Донская» иконы Божией Матери.

Божественная Литургия

Трапеза

Переправа на Правый Берег Волги.

Церковь Вознесения Господня. Построена стараниями некоего купца при помощи прихожан в 1795 году. Второе имя церкви – от имени луга, который в народе искони называется Леонтьевка. Некогда на лугу стоял деревянный храм Леонтия Ростовского, который, по-видимому, сожгли поляки. Именно в этом храме находилась икона Параскевы Пятницы, которая ослепила поляков, когда те хотели ее осквернить.

Покровская церковь. Церковь Покрова — самое древнее сооружение в Романове (1654 год). Церковь некогда была главной в Новопокровском мужском монастыре. Здесь хранится чудотворная икона Богородицы «Прибавление Ума», к ней обращаются за помощью в учёбе, избавлением от душевных заболеваний, просветлением мыслей и т. п.

Леонтьевское кладбище. Могила старца Павла Груздева. Место погребения отца Павла пользуется народным почитанием, к нему приезжают паломники из разных регионов России.

Переезд в ВАУЛОВО

Свято-Успенский Вауловский скит. Некогда подворье Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Одно из любимейших мест св. прав. Иоанна Кронштадского.

Переезд в ТОЛГА

Толгский монастырь. Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Сейчас в обители покоятся мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), 150-летие со дня кончины которого мы отмечаем в 2017 году.

Переезд в ЯРОСЛАВЛЬ

Успенский Кафедральный собор. Главный православный храм древней Ростово-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на Стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году.

Яковлевско-Благовещенский храм. По архивным документам и изданиям XIX века каменный Яковлевско-Благовщенский храм был построен на средства прихожан в 1769 году. Здесь покоятся мощи сщмч. Николая Любомудрова.

Кирилло-Афанасьевский монастырь. Монастырь был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма.

Трапеза

Отправление в 22.34

Да пребудет с Вами Ангел Хранитель!

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.