Архидиакон Андрей мазур

Мазур, Андрей Лазаревич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мазур.

Андрей Мазур

Архидиакон Андрей Мазур в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. 19 августа 2012 года
Имя при рождении Андрей Лазаревич Мазур
Дата рождения 8 декабря 1926
Место рождения Новый Кокорев, Польская Республика
Дата смерти 3 мая 2018 (91 год)
Место смерти Санкт-Петербург, Россия
Род деятельности патриарший архидиакон Русской Православной Церкви
Награды и премии

Медиафайлы на Викискладе

Андре́й Ла́заревич Ма́зур (8 декабря 1926, село Новый Кокорев, Польская республика (ныне — Кременецкий район Тернопольской области Украины — 3 мая 2018, Санкт-Петербург) — священнослужитель Русской православной церкви, патриарший архидиакон двух Патриархов Московских и всея Руси: Алексия II и Кирилла. Участник Великой Отечественной войны.

Клирик Богоявленского собора в Елохове в Москве.

Детство и военные годы

Родился в 1926 году в селе Новый Кокорев на Западной Украине (до 1939 года — в составе Польши), расположенном неподалеку от Почаевской лавры. Отец Лазарь Прокопьевич — церковный староста сельского храма. Мать, Агафья Филипповна, умерла в 1930 году.

Учился около пяти лет в польской школе (где среди прочих предметов изучал Закон Божий), затем, после присоединения Западной Украины к СССР в 1939 году — в школе с русским языком обучения. Работал в хозяйстве у отца, имевшего 8 гектаров земли: косил, пахал, был пастухом.

С детства ходил в церковь, в которой служил отец, пел в церковном хоре, посещал также и богослужения в Почаевской лавре.

После освобождения Белоруссии от немецкой оккупации в 1943 году был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в запасном полку, дислоцированном на территории Марийской АССР. В армии был ротным запевалой. В начале 1945 года был отправлен на фронт. В должности командира отделения миномётчиков участвовал в боевых действиях под Берлином.

Протодиаконство

Демобилизовавшись по болезни в 1946 году, некоторое время пробыл дома. Вскоре после этого Мазур поступил послушником в Почаевскую лавру, где впервые и проявились способности диакона: при определении в лаврский хор у него выявили бас.

В лаврском хоре пропел два года, одновременно был заведующим хлебопекарней и трапезным храмом.

В 1948 году поступил в Московскую Духовную семинарию, называвшуюся тогда Богословским институтом (в то время семинария располагалась в Новодевичьем монастыре). Некоторое время учился в Московской консерватории, но затем был вынужден оставить лекции из-за учёбы в семинарии.

После женитьбы и принятия 17 сентября 1950 года диаконского сана шесть лет служил протодиаконом Пермского кафедрального собора (архиерейским диаконом архиепископа Иоанна (Лавриненко), позднее переехал в Ленинград.

С 1957 по 1968 год служил протодиаконом в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Ленинграде (архиерейским диаконом у епископа Алексия (Коноплёва) и одновременно — регентом будничного хора).

В 1968 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был переведён протодиаконом в Ленинградский кафедральный собор. До 1990 года участвовал в богослужениях при митрополитах Елевферии, Питириме, Гурии, Никодиме, Антонии, Алексии. Одновременно пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

Женат. Имел троих детей (двое сыновей умерли), шесть внуков и двое правнуков.

Архидиаконство

В 1990 году Патриархом Алексием II возведён в сан патриаршего архидиакона. Прослужил с Патриархом до самой его кончины в 2008 году. Совершая служения с Алексием II и сопровождая его во время всех архипастырских поездок, Андрей Мазур побывал во многих странах, в том числе три раза — в Иерусалиме.

Оставался патриаршим архидиаконом при Патриархе Кирилле, но в храме в последнее время не служил из-за болезни ног.

Скончался 3 мая 2018 года на 92 году жизни. Отпевание архидиакона Андрея пасхальным чином состоялось 5 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, его возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) в сослужении епископа Царскосельского Маркелла (Ветрова), епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко), епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (Дячина) и клира Санкт-Петербургской епархии. В тот же день отец Андрей был погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Награды

Удостоен многих государственных и церковных наград, в том числе:

Награды Русской православной церкви

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (2 декабря 2011) — «во внимание к уникальному вкладу в богослужебную жизнь Москвы, Санкт-Петербурга и всей Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения»
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени (18 декабря 2016) — «во внимание к усердному служению и в связи с 90-летием со дня рождения»
  • Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского II ст. (8 декабря 2006)
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (7 декабря 1996)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (17 сентября 2005)

Государственные награды СССР

  • Орден Отечественной войны 2-й степени (1985)
  • Медаль «За взятие Берлина» (1945)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)

Примечания

  • Биография А. Л. Мазура на сайте Патриархия.Ru
  • Юбилей архидиакона. Журнал Московской Патриархии, 1996.
  • Голос архидиакона А.Мазура. (недоступная ссылка)

БАРГАН КОНСТАНТИН АФАНАСЬЕВИЧ

Протодиакон Константин Барган

Константин Афанасьевич Барган (род. 1984), первый протодиакон Московского кафедрального соборного храма Христа Спасителя, служит при патриархе Московском и всея Руси Кирилле (Гундяеве)

Родился 20 января 1984 года в селе Конгаз Комратского района Молдавской ССР в семье рабочих. По национальности гагауз.

С детства пел в конгазском церковном хоре.

В 2002 году окончил среднюю школу №1 села Конгаз.

В 2003 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2008 году защитив дипломную работу на тему: «Духовно-культурные связи горы Афон и балканских стран (Сербия, Болгария) в 13-15 вв.» .

В 2006 году женился.

18 марта 2007 года рукоположен в сан диакона и по предложению наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста (Гузикова) вступил в клир Троице-Сергиевой лавры.

С конца 2009 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) стал служить при нём, оставаясь клириком лавры.

24 марта 2013 года возведён в сан протодиакона в Московском кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриархом Московским и всея Руси Кириллом .

21 мая того же года освобождён от несомого послушания клирика Троицкой Сергиевой лавры и назначен старшим протодиаконом Московского храма Христа Спасителя .

В 2013 году окончил Московскую духовную академию (магистратуру).

По состоянию на начало апреля 2013 года, вместе с супругой воспитывали троих детей: Амвросия — 6 лет, Елизавету — 4 года, и Сергия — 1.5 года .

Владеет родным гагаузским языком. Выступал инициатором встреч гагаузов в Москве, созданию инициативной группы гагаузов, центра гагаузского этноса, «союза гагаузов», который им видится в неких трёх постулатах: I) Психологическая (духовная) поддержка. II) Финансовая помощь. III) Физическая помощь .

Награды

  • двойной орарь (20 апреля 2011, за усердное служение Церкви Христовой, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи )
  • диаконская камилавка (5 мая 2013, в связи с назначением первым протодиаконом Московского храма Христа Спасителя )

Использованные материалы

  • Константин Барган был возведён в сан протодиакона Патриархом Кириллом, Новостной сайт «ACIK» TV, 25 марта 2013:

В МДА прошли защиты дипломных работ Семинарии и Заочного сектора, официальный сайт Московской духовной академии, 19 мая 2008, —

Барган Константин Афанасьевич, протодиакон. Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя., официальный сайт Центрального и Южного викариатств города Москвы, —

В праздник Торжества Православия Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя, официальный сайт Московского Патриархата, 24 марта 2013, —

Указ диакону Константину Баргану № У-01/255 от 21 мая 2013 г. , официальный сайт Центрального и Южного викариатств города Москвы, 22 мая 2013, —

Протодиакон Константин Барган: «Патриотизм у нас в семье стоит на первом месте», Интернет-сайт «Газета Gagauzlar», 11 апреля 2013, —

К празднику Святой Пасхи Предстоятель Русской Церкви удостоил богослужебных наград ряд клириков столицы и ставропигиальных монастырей, официальный сайт Московского Патриархата, 20 апреля 2011, —

В праздник Светлого Христова Воскресения Предстоятель Русской Церкви возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя, официальный сайт Московского Патриархата, 5 мая 2013, —

Голос Русской Церкви: Светлой памяти архидиакона Андрея Мазура

3 мая 2018 года на 92-м году земной жизни отошёл ко Господу один из самых любимых в церковном народе клириков Русской Церкви — многолетний патриарший архидиакон, отец Андрей Мазур

«Когда умирают люди, поют песни», — в этих словах поэта Велимира Хлебникова есть толика изумления. Почему уход в мир иной наших ближних у людей православных обычно сопровождается не заунывным плачем, но песнопениями? А в дни пасхальные — песнопениями светлыми и радостными? Ответить на это несложно, куда сложнее принять подлинно христианское отношение к смерти — как к малой Пасхе, а не трагедии. Конечно, и это осознание не избавит нас от скорбной печали и слёз (даже Христос прослезился, узнав о кончине Своего друга Лазаря), но способно уберечь от греха уныния. Ведь самое главное для христианина — осознание того, что на самом деле никакой смерти нет, а земное умирание — это рождение для Вечной жизни.

Так, в одной из своих проповедей тяжёлого послевоенного 1946 года Русский Златоуст XX века, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) произнёс очень важные слова:

Смерти нет, но к смерти надо готовиться всю жизнь, потому что смерть — это дверь в вечность. Какое это великое, ни с чем не сравнимое счастье — наше бессмертие! Святой Григорий Богослов, рассуждая о бессмертии в одной из своих проповедей, говорит: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной»»…

Митрополит Николай уже давно встретился с вечностью. Сегодня же уходят в мир иной последние люди, опалённые Великой войной. Среди них архидиакон Андрей Мазур, отошедший ко Господу 3 мая, в один день с приснопамятным Патриархом Пименом с разницей в 28 лет. Именно после кончины Святейшего Владыки Пимена, в 1990 году, отец Андрей стал известен всему церковному народу — всем, кто хотя бы раз побывал на Патриаршем богослужении, кто хотя бы раз видел его телетрансляцию. Не запомнить этого человека было просто невозможно: его уникальный бас, не столько громкий, сколько глубокий, выделялся на любом фоне. И именно поэтому на протяжении десятилетий голос архидиакона Андрея был самым настоящим «голосом Русской Церкви». Гласом не проповедническим и не общественным, отец Андрей всегда был очень скромен, сторонясь известности и славы, но оттого его звучание было ничуть не менее значимым: это был богослужебный голос всей нашей Церкви.

Одна из последних официальных фотографий отца Андрея Мазура (справа). Фото: patriarchia.ru

Сын Почаевской Руси

Если взять карту и посмотреть, где родился отец Андрей, то человек, мало знающий церковную историю, но искушённый в современной политике, удивится: «Так ведь это же Галичина! Самая Западная Украина, рассадник самостийничества и русофобии!». Так, да не так. Действительно, будущий патриарший архидиакон родился на территории Тернопольщины, входившей в те времена в состав «Второй Речи Посполитой» — Польской республики времён правления Юзефа Пилсудского.

По воспоминаниям отца Андрея, в школе он учился по-польски, а в приходских храмах в те годы заставляли служить по-украински, однако и в те времена Свято-Успенская Почаевская Лавра, близ которой прошли детство и юность будущего архидиакона, оставалась оплотом Русского Православия в западнорусских землях. Вплоть до того, что и сейчас, в условиях крайне агрессивного окружения, здесь твёрдо хранят верность каноническому Православию, не просто не помышляя об антимосковской «автокефалии», но находясь в авангарде защитников единства Русской Церкви.

Почаевская Лавра. 1930-е годы. Фото: pravoslavie.ru

Наверное, именно эта близость к Святому Почаеву воспитала в юном Андрее Лазаревиче Мазуре твёрдое стремление служить Церкви Христовой. А потому после службы в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии, недолгой, но героической (будущий архидиакон брал Берлин), он решил стать лаврским послушником, трудился в хлебопекарне, просфорной и трапезной, пел в хоре (именно здесь в полной мере раскрылся его великолепный бас). И если бы не решение поступить в Московскую духовную семинарию (в то время — Богословский институт при Новодевичьем монастыре), быть бы ему почаевским монахом. Но Господь определил иначе. Вот как вспоминал об этом спустя полвека сам отец Андрей:

Это был 1948 год. Я пел в хоре. Учился неплохо. Через два года мой друг пригласил меня к себе в Пермь. В то время там был архиепископ Иоанн (Лаврененко). Когда-то он около Почаевской лавры, в Кременце, был настоятелем. Пришли к нему на приём. Конечно, до этого была служба, мне дали читать Апостол. Вижу, у Владыки лицо весёлое, потом на приёме говорит: «Андрей, идите к нам протодиаконом». Я говорю: «Владыка, я же не женат ещё, учиться надо». — «Ничего». Дали мне денег, поехал к себе на Украину, женился, а через месяц приехал и 17 сентября 1950 года принял сан диакона… А в 1957 году епископ Алексий (Коноплев), впоследствии митрополит Тверской, которого тогда назначили в Петербург восстанавливать Троицкий собор в Александро-Невской лавре, предложил мне поехать с ним: «Отец Андрей, иди в Петербург, служить некому». Так я оказался в Питере».

Православный ленинградец

1957 год. Начало ленинградского служения отца Андрея (на фото слева). Фото: pravoslavie.ru

О православной жизни в послевоенном Ленинграде сохранилось немало воспоминаний самых разных людей. Именно здесь служили такие столпы Русской Церкви того периода, как митрополиты Григорий (Чуков) и Елевферий (Воронцов), воспитанники ещё дореволюционных духовных школ, в 1961-1963 годах Ленинградскую кафедру возглавлял будущий Патриарх Пимен, а с 1963-го — митрополит Никодим (Ротов), учитель и наставник Святейшего Патриарха Кирилла.

К слову, и наш сегодняшний Предстоятель духовно возрастал именно в те же самые годы, когда отец Андрей Мазур сначала служил протодиаконом и ризничим в Александро-Невской лавре. А затем и в Никольском кафедральном соборе, где митрополичьим иподиаконом в то время уже был юный Володя Гундяев, вскоре постриженный владыкой Никодимом в монашество с именем Кирилл, а затем рукоположенный им в иеродиаконы и иеромонахи. Времена были непростые, хрущёвская «оттепель» обернулась самой настоящей волной гонений. За веру уже не расстреливали, но давление было постоянным и очень сильным. И некоторые ломались, как, например, бывший профессор Ленинградской духовной академии, протоиерей Александр Осипов, который не только отказался от сана, но и присоединился к активной атеистической, а по сути — богоборческой пропаганде.

Отец же Андрей, несмотря на все трудности того времени, верно служил Церкви Христовой. И до последних дней очень тепло отзывался о том, как митрополит Никодим, ушедший из жизни совсем молодым в 1978 году, смог в этих условиях переломить давление местного уполномоченного по делам религий и по-настоящему возродить церковную жизнь Северной столицы.

Вот как вспоминает те времена епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев), уроженец Ленинграда и выпускник Санкт-Петербургских духовных школ, в эксклюзивном интервью «Царьграду» рассказавший о последних годах служения отца Андрея в ещё советском Ленинграде:

«В 1980-е годы в Ленинграде гремел оперный бас Борис Штоколов, многие были в восторге от, к примеру, его исполнения партии Бориса Годунова в Мариинском театре. И в те же самые годы в кафедральном соборе я впервые услышал отца Андрея Мазура и вдруг понял, что его богослужебное пение и возгласы даются значительно легче, чем прославленному оперному певцу. И для меня, а также моих сверстников, воцерковлявшихся в начале и середине 1980-х, отец Андрей был сродни небожителю, человеку, необыкновенно одарённому, в первую очередь, музыкально, вокально. Но когда я познакомился с ним лично, меня поразила его удивительная скромность.

Протодиакон Андрей Мазур, будущий епископ Антоний (Завгородний) и будущий Святейший Патриарх Кирилл, 1975 год. Фото: pravoslavie.ru

А познакомились мы при следующих обстоятельствах. Когда я уже заканчивал семинарию, мне довелось несколько раз иподиаконствовать у епископа Ладожского Арсения, сегодняшнего митрополита Истринского, первого викария Святейшего Патриарха. И в те времена протодиакон Андрей Мазур ездил вместе с нами на простом «РАФике», общаясь с нами безо всякого превосходства, по-дружески. И самое замечательное воспоминание связано с нашей совместной поездкой в Петрозаводск в 1990 году, когда из местного музея передавали Церкви мощи преподобного Елисея Сумского. И мы с отцом Андреем ехали в одном купе. И мы, юные иподиаконы, шутили, что если наш громогласный протодиакон захрапит, то перебудит весь вагон. А когда приехали в Петрозаводск, то поняли, что отец Андрей не спал всю ночь, чтобы не доставить неудобство тем, кто с ним ехал.

Что же касается его дальнейшего служения архидиаконом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, то нужно помнить, что он сменил другого выдающегося архидиакона — отца Стефана Гавшева. Нужно сказать, что у отца Стефана была своя манера архидиаконского служения, кому-то она нравилась, а кому-то совсем не нравилась. И богослужения с отцом Андреем Мазуром стали совершенно иными, чем при отце Стефане, они стали намного более молитвенными и спокойными. Ни в коем случае не произнося суд над отцом Стефаном и его богослужебной манерой, факт остаётся фактом. Необыкновенно светлая осталась память об отце Андрее. Царствие ему Небесное!»

Смиренный Патриарх архидиаконского служения

С избранием в 1990 году Первосвятителем Русской Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) отец Андрей Мазур, многолетний протодиакон Ленинградского кафедрального собора, оказался в Третьем Риме, став патриаршим архидиаконом. С этого дня его голос стал постоянно звучать в патриаршем кафедральном Богоявленском соборе в Елохове, а затем и в возрождённом Храме Христа Спасителя.

Архидиакон Андрей Мазур. Фото: Алексей Ларионов, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Не было практически ни одного Патриаршего богослужения (а Святейший Патриарх Алексий II славился своей особой любовью к богослужениям, совершая их намного чаще, чем абсолютное большинство других пастырей и архипастырей), за которым не был бы слышан величественный бас архидиакона Андрея. Именно в это время у отца Андрея появился ученик — молодой выпускник Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Александр Агейкин. Человек, более десяти лет служивший протодиаконом Храма Христа Спасителя, а сегодня являющийся настоятелем Елоховского собора, штатным клириком которого до своих последних дней оставался отец Андрей. Протоиерей Александр Агейкин также поделился с «Царьградом» своими тёплыми воспоминаниями о новопреставленном отце архидиаконе:

«Для меня отец Андрей — это настоящий духовный отец, человек, который меня родил для служения Церкви. С первых же дней служения в сане диакона, с 1996 года, я всегда был рядом с отцом Андреем. И как он сам говорил после моего назначения настоятелем Елоховского собора: «Я никогда не думал, что ты станешь моим настоятелем», искренне радуясь этому, поскольку относился ко мне, как к сыну.

Архидиакон Андрей Мазур. Фото: patriachia.ru

Удивительно чуткий человек, очень тонкий, очень смиренный. Такие люди редко встречаются. И когда вчера вечером мы получили известие о кончине отца Андрея, оно было радостно-скорбным, и потому что сейчас продолжаются Пасхальные дни, и, конечно, вспомнилось само общение с отцом Андреем, очень переживавшим в последнее время, что уже не может совершать богослужения. Сразу сложилось впечатление, что умер святой человек, потому что по своей преданности, по своей верности и глубокой вере он был самым настоящим Авраамом, Патриархом диаконского служения. И эта его верность Церкви может вмениться ему в праведность.

Всей своей душой он был неразрывной частью Церкви, ничего своего в нём не было. И это — удивительный дар человека, который через глубочайшее смирение воспринимал своё служение, которое было воплощением его мечты служить диаконом. Ещё в Почаеве он, молясь, просил у Бога стать диаконом. Как-то отец Андрей рассказывал, что ему приснилось его священническое рукоположение, и он проснулся в слезах.

Он был настоящим диаконом во всём своём служении и во всей своей жизни, потому что другого для себя не видел. И нам, молодым диаконам, которые столь же искренне хотели служить, он отдавал всего себя без остатка. При этом был настолько смиренным, простым и доступным, никогда никто от него не слышал ни единого грубого слова, и я уверен, что никто не сможет вспомнить о нём ничего негативного».

Декабрь 2016 года. Одно из последних богослужений отца Андрея. Фото: patriarchia.ru

Конечно, это лишь малая толика того, что можно сказать об отце Андрее, тело которого уже совсем скоро обретёт вечный покой в стенах столь любимой им Александро-Невской лавры. Душа же его, как говорится в заупокойных молитвах, во благих водворится, и память его в род и род. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, новопреставленному архидиакону Андрею, и сотвори ему вечную память!

Христос Воскресе!

Архидиакон Андрей Мазур: Христиан не хватает! (+ ВИДЕО)

На 92 году жизни скончался архидиакон Патриарха о.Андрей Мазур. 61 год отец Андрей служил в Церкви. Несколько лет назад Правмир записал большое интервью с о.Андреем

Православное Информационное Телевизионное Агентство Русской Православной Церкви

Архидиакон Андрей Мазур

Архидиакон Андрей Мазур

Родился 8 декабря 1926 г. в селе Новый Кокорев. С малых лет вместе с родителями посещал Почаевскую лавру, затем был в ней послушником и пел в монастырском хоре.

В 1950 принял диаконский сан. Был регентом хора. Служил протодиаконом.

В 1990 г. назначен Патриаршим архидиаконом.

«На все воля Божия…»

― Отец Андрей, Вы служите в Церкви более шестидесяти лет. Как за это время изменилось отношение людей к Церкви?

― В основном стали лучше относиться. Говорят, что некоторые люди, которые раньше были к Церкви равнодушны, сейчас относятся к ней хуже, но лично я с этим не сталкивался.

Помню, когда учился в семинарии, во время занятий приходили красноармейцы и брали людей, сажали в тюрьму, потом отправляли в Казахстан. В Почаевской лавре прямо во время службы приходили в шапках в собор и забирали священников. Брали каждого десятого.

Фото В. Ходакова

― Вы выросли в Западной Украине, которая стала советской только в 1939 году. Что изменилось в жизни с приходом новой власти?

― Раньше все у нас были верующими, до 1939 года я не видел ни одного неверующего человека.

Советская власть пришла ― и началось: гонения, раскулачивания. Высылали в Сибирь ― родственников моей матушки выслали ни за что: объявляли кулаками за пять гектаров земли, корову и лошадь… В общем, брали всех, кто был чуть-чуть побогаче, чем бедный. Вообще у нас ни нищих, ни особо богатых не было, были бедные и средние.

― До 1939 года территория Западной Украины была под властью Польши. Как складывались отношения с католиками?

― Православных преследовали, в Почаевской лавре даже запретили звон. Хотели сделать еще одну унию. Требовали, чтобы по-славянски не служили, а служили по-украински. Россию очень не любили.

― Вы помните жизнь в деревне?

― У отца была земля, хозяйство, лошади. Я пас коров, когда еще даже не ходил в школу. И в поле работал, и косил, и ездил за дровами. В школе польский язык учил, и сейчас его хорошо помню. Польский учили как основной, а украинский ― как иностранный. По-русски стал учиться только в семинарии.

― То есть до этого Вы русского не знали?

― Говорить мог ― научился в армии. А вот писать по-русски действительно стал только в семинарии.

― Как Вы воспринимали резкие перемены, которые случались в жизни страны и в Вашей жизни?

― Спокойно воспринимал, как человек верующий. И родители мои, и односельчане считали, что на все Божия воля, а если случилось что-то плохое, мы это заслужили по грехам нашим. Тяжело было, но спокойно.

― А война?

― Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике ― считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин.

Там я попал в госпиталь. Ранен не был, просто заболел: кормили в армии очень плохо. Каждый стремился попасть в наряд на кухню, чтобы хоть чем-то поживиться. Помню, картошку чистили, а очистки собирали, пекли в землянке на «буржуйке» и ели. Хорошо, родители посылали хлеб. Не всегда посылки доходили, но иногда все же что-то получали.

Когда я вернулся после госпиталя, меня хотели отправить в школу милиции. Тогда отец отвез меня в Почаевскую лавру, где я стал послушником.

Гонения и 25 тысяч причастников

― То есть это было желание отца?

― И мое тоже. Перед тем как уходить в армию, я поклялся перед иконой, что если вернусь, непременно буду служить Церкви. Потом семинария, потом принял сан. Четыре года я учился, слава Богу. В 1957 году приехал в Питер, служил с семью митрополитами.

― Когда переехали из Украины в Петербург, тяжело было привыкать?

― Нет, как-то незаметно прошло. Как раньше служил, так и продолжал.

Но тут я увидел настоящие гонения. Митрополитам разрешали служить только в Никольском соборе, он был кафедральным. Если митрополит хотел служить в другом храме, требовалось разрешение уполномоченного по делам религий. Нам тоже запрещено было служить в других храмах.

В Крещение, когда люди стояли в очереди за святой водой, мы иногда выносили воду на улицу, чтобы сократить очередь, но если приходил уполномоченный, вынуждены были возвращаться в храм.

У меня голос, и уполномоченный хотел меня убрать из города, но архиереи не дали, сказали ― сокращайте нас, а его не дадим. Один раз уполномоченный меня вызвал и устроил «разнос»: «Андрей, ты что это: поешь, да еще руками машешь?» Я в ответ: «Что же мне ― ногами махать?» (Смеется.)

Но, когда пришел митрополит Никодим, всевластие уполномоченного кончилось. Владыка Никодим работал в Отделе внешних церковных связей, ездил за границу, возил с собой людей.

Фото: taday.ru

― Вы тоже ездили за границу?

― Во все поездки, одиннадцать лет, у меня больше 80 выездов за границу. Я был и в Америке, и в Италии, и в Японии, и во многих других странах.

― Когда ездили за границу, контроль чувствовался?

― Еще как! Перед поездкой нас вызывали, читали нам лекции. С нами всегда ездил кто-то из КГБ ― в штатском, разумеется.

Моя-то роль была скромная ― я служил и пел. Но говорить все равно приходилось, и меня инструктировали, чтобы на вопрос о гонениях отвечал, что никаких гонений у нас нет. Приходилось и светские арии петь: я много их знаю, потому что учился в консерватории одновременно с семинарией.

Святейший Патриарх Алексий II и архидиакон Андрей Мазур (слева) на богослужении у мощей свт. Иоасафа Белгородского

― Многие батюшки, которые помнят послевоенные годы, говорят, что богослужение раньше было более торжественным.

― Нет, я бы не сказал. Потом, мне трудно судить, потому что я всегда служил с архиереями ― митрополитами, патриархами. Если сравнить богослужение в Почаевской лавре и теперешнее, в храме Христа Спасителя, никакой разницы нет: и тогда было торжественно, и сейчас.

― Что-то менялось, когда появлялся новый архиерей?

― Конечно, менялось. До владыки Никодима митрополиты были старенькие, один из них, помнится, когда во время Литургии дело шло к двенадцати, говорил: «Давайте быстрее!» ― ему надо было лекарство принимать.

А при владыке Никодиме службы были по три часа и больше. Когда после смерти владыки Никодима митрополитом стал Алексий, он вызвал меня и спросил: «Отец Андрей, как будем служить?» Я ответил: «Владыка, если можно, как при Никодиме!»

Людей раньше в храм ходило очень много. Помню, в Никольском соборе, а там служили две ранние и две поздние Литургии, в верхнем и нижнем храмах, в Великом посту было 25 тысяч причастников!

«Служите дальше!»

― С Патриархом Кириллом какие у Вас отношения сложились?

― Конечно, хорошие! (Смеется.) Он ― ученик владыки Никодима, я знал его еще до того, как он принял сан. Я его вводил в чтецы, в диаконы, присутствовал при всех его хиротониях. Когда он был молодым человеком, подсказывал ему, как с посохом ходить.

Но он был талантливый, как и его отец ― да и дед, говорят, тоже был очень талантливый! ― поэтому владыка Никодим сразу его заметил, долго он не прислуживал. Потом был он ректором Академии.

Когда владыка Кирилл стал Патриархом, он спросил меня: «Сколько лет Вы служите?» ― «С 1950 года». ― «И служите дальше!» ― «Ваше Святейшество, мне уже восемьдесят лет, и ноги болят, и сердце пошаливает!» ― «Ничего, у Вас свободный график: когда нездоровы ― лечитесь, а когда можете ― служите!»

И награда… этим орденом награждают только глав государств и архиереев. Даже не знаю, есть ли в России награжденные этим орденом ― Святого Владимира 1-й степени. Причем 3-й и 2-й у меня есть… Каких только орденов у меня нет ― и разных стран, и разных Церквей…

Благовещение, 2011 г.

До бриллиантовой свадьбы

― Расскажите о Вашей семье.

― Женился я так. Поехал в гости на Урал с другом, там был знакомый архиерей ― наш земляк архиепископ Иоанн (Лаврененко). А диакон у этого архиерея, к сожалению, увлекался спиртным и часто на службы приходил подшофе. Поэтому владыка несколько раз просил меня читать Апостол, и потом сказал: «Андрей, Вам надо принять сан». ― «Владыка, я еще не женат». ― «Вот Вам деньги, поезжайте домой и женитесь».

Поехал я в родную деревню. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна ― добровольно поехала в Сибирь. Слава Богу, живем уже 61-й год ― была и серебряная свадьба, и золотая, теперь уже недолго до бриллиантовой.

Правда, уже 21 год я в Москве, а матушка моя здесь. У нас два сына и дочь, но в этом веке умерли оба сына. Дочь моя за священником замужем. У меня трое внуков и три внучки, все уже взрослые, и двое правнуков ― мальчик и девочка.

Машину я сейчас уже не вожу, здесь меня внуки возят, а в Москве приходится, если служебного транспорта нет, на общественном ездить, а это мне тяжело уже.

― А семью перевезти в Москву нельзя?

― Некуда! Патриарх Алексий II взял меня жить в свою резиденцию в Переделкине, а это монастырь, туда с семейством не приедешь. Меня еще раньше хотел взять в Москву митрополит Пимен, когда стал Патриархом, но в Совете по делам религий сказали: «Нам его не надо, он привлекает людей».

Рекомендация

― Вы много лет провели рядом с Патриархом Алексием II. Часто ли Вам приходилось с ним беседовать?

― Да, конечно. Разговоры у нас были в основном внутрицерковные: о службах, о церковной жизни в разных приходах.

Я ему посоветовал двоих архиереев поставить, один из них ― нынешний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир: он мой одноклассник, за одной партой сидели. После учебы в семинарии я, как уже говорил, попал на Урал, а он поехал учиться в Ленинградскую духовную академию. Мы с владыкой Владимиром дружим много лет, прекрасные отношения у меня и с его секретарем протоиереем Сергием Куксевичем, я им обоим очень благодарен.

Второй архиерей, которого я в свое время рекомендовал, бывший митрополит Филарет (Денисенко), ушел в раскол, и я это очень тяжело переживаю: знал его еще Михаилом, тоже учились вместе. Не понимаю, что с ним случилось, он был такой защитник Церкви!

Как-то в одном храме на Украине я видел: митрополит стоит в скуфейке, панагию закрыл, никто его не узнает, службу слушает. Потом служба кончилась, он пошел в алтарь, вывел батюшку на амвон и сказал, что он служит как католик. Снял с него епитрахиль и стал петь «анаксиос», то есть «недостоин». Так и раздел его до подризника и запретил в служении. А сейчас… больно об этом говорить.

1020-летие Крещения Руси. Киев-2008. Торжественная Литургия в Лавре.

С иконой подмышкой

― Отец Андрей, чего, по Вашему мнению, не хватает современным христианам?

― Да, по-моему, сейчас просто не хватает христиан!

Далеко не все из тех, кто называет себя православными, воцерковились, молодежь в основном далека от Церкви. В городах люди жалуются, что много работают, нет времени ходить в храмы. В селах мало храмов, часто они находятся вдали от деревень, а живут в деревнях в основном пожилые люди, им дойти тяжело. И священников в деревнях нет богословски образованных: раньше, бывало, если человек знал «Отче наш» и «Верую», его рукополагали. К тому многие сельские священники стараются жить в городе, приезжают только на требы и по праздникам, так что в деревнях, по сути, священников нет.

Сейчас идет борьба за должное отношение к Церкви, храмы еще далеко не все Церкви вернули. Много бедных приходов с полуразрушенными храмами. В Москве и в Петербурге этого практически нет, а в провинции многие священники вынуждены работать еще и на светской работе, иначе просто не прожить.

В Москве уже все храмы Церкви вернули, а в Петербурге не все. Но вот передали Успенский собор в Кремле, а имущество, бывшее в соборе, Музей Московского Кремля не отдает: это, мол, всё наше, мы это сохранили. Но ведь надо его сделать, как он был, там всех царей венчали на царство!

В Петербурге вот Исаакиевский собор пока не передан Церкви. Хотя там и служат, но только Литургию, никаких молебнов, и только в боковом приделе, а в центральном ― два раза в год, на Рождество и на Пасху. И служба начинается в одиннадцать, когда открывается музей, ― разве это дело?!

В Петропавловском соборе тоже музей, службы нерегулярные. Как-то Патриарх Кирилл служил в Петропавловском соборе, и во время запричастного стиха подошел под благословение директор музея. Вот Патриарх ему и говорит: «Почему нет регулярных богослужений? Это же был кафедральный собор города! Не заставляйте меня прибегать к крайним мерам!» Не знаю точно, как там теперь обстоят дела…

Смольный собор тоже надо восстанавливать: там, слава Богу, службы начались, но здание по-прежнему используется как концертный зал! Мне рассказывали реставраторы, как разрушали в Смольном соборе иконостас: там тройная позолота, решили золото вытопить, но это надо уметь делать ― у них ничего не получилось, всё сгорело.

Фото: Виктор Корнюшин

Я очень беспокоюсь за Патриарха Кирилла, у него так много работы! Вспоминаю, как владыка Никодим сгорел, у него было пять или шесть инфарктов, и он не дожил даже до пятидесяти!

В советское время было всего 48 архиереев, а сейчас Патриарх Кирилл каждую службу рукополагает нового архиерея. Раньше в России дальше Иркутска не было храмов, а там ведь сектанты! Хорошо, что сейчас много архиереев, которые могут решать дела на месте, а не как раньше, когда все дела решал Патриарх.

Не знаю, насколько глубока вера у нынешних представителей власти, но они хотя бы на службы ходят, умеют вести себя в храме. А то, вспоминаю, Патриарх Алексий II как-то подарил Ельцину икону, так тот не знал, что с ней делать: подумал-подумал, да засунул подмышку!

Архидиакон Андрей Мазур: Я с детства мечтал служить Богу

Каждый, кто хоть раз видел богослужение с участием патриархов Алексия II и Кирилла, не мог не обратить внимания на колоритного пожилого священнослужителя, вдохновенно задававшего тон молитвам. Яркий сочный и красивый бас архидиакона Андрея Мазура придавал патриаршим богослужениям особую торжественность и красоту. Главный диакон РПЦ был скромным и доброжелательным человеком. Пережив за свою долгую жизнь и время гонений на Церковь, и период небывалого духовного расцвета, он навсегда остался в памяти людей как образец самозабвенного искреннего служения Богу и людям.
Польский украинец
Архидьякон Андрей был одним из немногих, кто молился без служебника – книги, в которой собраны все православные службы и молитвы. Все их он знал наизусть, и никогда ничего не путал и не ошибался. Имея феноменальное музыкальное чутье, он пел молитвы настолько чётко, ясно и проникновенно, что каждое произносимое им слово доходило до всех молящихся в храме.
Удивительно, но факт: в детстве он умел говорить лишь на польском и украинском языках. А русский освоил и полюбил лишь в юности.
Родился Андрей 8 декабря 1926 года в польском селе Новый Кокорев. В то время его родина, Западная Украина, была частью Польши. После начала Второй мировой войны, в 1939 году село вошло в состав Тернопольской области Украинской ССР Союза Советских Социалистических Республик.
Главной трагедией детства стала смерть матери. Агафья Филипповна умерла, когда Андрею было три с половиной года. С малых лет мальчик узнал, что такое тяжёлый крестьянский труд. У церковного старосты Лазаря Прокопьевича было своё хозяйство и 8 гектаров земли. Помогая отцу, Андрей пас коров и лошадей, вместе с взрослыми косил сено, пахал, сажал и собирал урожай, ездил за дровами. А в свободное время ещё и успевал посещать службы в деревенском храме и петь в церковном хоре. Но самым любимым местом он считал расположенную неподалёку Почаевскую лавру, которую стремился посетить при первой удобной возможности.
В годы польского владычества православным приходилось нелегко – их умеренно притесняли и хотели со временем подчинить Католической Церкви. Однако те далёкие годы отец Андрей позже вспоминал с ностальгией. Абсолютно все, кто его окружал, были верующими воцерковлёнными людьми, а сельчане жили хоть и не богато, но и не бедствовали.
С приходом Советской власти на верующих начались настоящие гонения. Религию объявили пережитком прошлого и заблуждением, многие храмы закрыли, а крестьян раскулачивали, ссылали и пускали по миру, насильно загоняли в колхозы. Односельчане считали, что, видимо, заслужили это по грехам своим и воспринимали такие перемены с грустным смирением.
Ротный запевала
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, Западная Украина была оккупирована фашистами. После её освобождения в 1944 году, Андрея призвали в Красную армию и направили в запасной полк, располагавшийся в глубоком тылу. Узнав, что у новобранца Мазура красивый и мощный голос, командир назначил его ротным запевалой – поднимать боевой дух бойцов.
В начале 1945 года Андрей попал на фронт, став командиром отделения миномётчиков. Он принимал участие в боях под Берлином и не только выжил в кровавой мясорубке, но и даже ни разу не был ранен. После победы его сослуживцы ещё три года дослуживали в армии, а его самого в 1946 году комиссовали по состоянию здоровья. Кормили солдат в то время очень плохо, приходилось есть подножный корм и картофельные очистки, и молодой солдат тяжело заболел и попал в госпиталь, где его признали инвалидом II группы.
Вернувшегося домой воина приглашали на работу в милицию, но он мечтал об ином. Уходя в армию, Андрей поклялся Богу, что если выживет и вернётся – то будет служить Церкви. И он исполнил свой обет, став послушником Почаевской лавры.
Помимо пения в лаврском хоре, юный послушник заведовал монастырской хлебопекарней и трапезным храмом. Совершенствовал свой певческий талант, учился духовной мудрости у монастырских старцев. Один из них, прозорливый схиархимандрит Николай предсказал ему, что в будущем у него будет семья, а молиться и служить он будет в самых главных и лучших храмах страны. Так оно и вышло – монахом Андрей не стал, но достиг наивысшей высоты, о которой может только мечтать семейный священнослужитель.
Благословляю жениться!
В Почаевской лавре было неспокойно. Время от времени представители власти вламывались в монастырь прямо во время служб и арестовывали священников и монахов.
В 1948 году Андрей уехал в Столицу и поступил в Московскую духовную семинарию. Стал петь в хоре Успенского храма Новодевичьего монастыря. Одна из прихожанок пригласила его в Московскую консерваторию, приведя на прослушивание к преподавателю, профессору Казакову. Мазура взяли без экзамена, и некоторое время он посещал консерваторские лекции, совмещая их с семинарской учёбой. Но когда руководство музыкального вуза узнало об этом, то ему предложили сделать окончательный выбор: или уйти из семинарии и остаться в консерватории, или наоборот. Андрей выбрал семинарию.
Два года спустя, во время каникул, Мазур вместе с другом гостил на Урале. Узнав о его выдающихся вокальных данных, местный архиерей, архиепископ Иоанн (Лаврененко) предложил ему принять участие в церковной службе. После неё между ними состоялся судьбоносный разговор:
— Андрей, вам надо срочно принять сан, идите к нам диаконом!
— Владыка, но ведь я ещё не женат, да и учиться мне надо…
— Ничего страшного. Благословляю вас на брак! Вот вам деньги, поезжайте домой, женитесь и приезжайте ко мне служить!
Невесты у Андрея не было, и теперь нужно было срочно решать эту проблему. Приехав в родную деревню, он по совету отца стал свататься к дочери местного священника. Но её мать категорически заявила: «В Сибирь не отпущу!». Отец несостоявшейся невесты тоже был против. Урал воспринимался ими как нечто далёкое и холодное, место ссылок и изгнаний. Да и сама поповна не высказывала особого энтузиазма так резко и кардинально поменять свою судьбу.
Вторая попытка также окончилась неудачей. И когда Андрей уже готов был отчаяться, он встретил любовь всей своей жизни, приметив симпатичную девушку, певшую в хоре местного храма. Юлия обещала подумать и вскоре согласилась. Её мать тоже не хотела отпускать дочь, но та была настроена решительно и настояла на своём. Сыграли свадьбу, и два дня спустя молодые супруги уехали на Урал начинать новую жизнь.
С матушкой Юлией Андрей прожил без малого 70 лет, справив все возможные свадьбы – и серебряную, и золотую, и бриллиантовую. Жили в мире, любви и согласии, являя собой пример настоящей счастливой православной семьи. У них родились два сына и дочка. Сыновья по стопам отца не пошли, один из них окончил торговый институт, другой – художественное училище. А дочка Лариса стала матушкой священника, протоиерея Андрея Клокова, ныне служащего в храме Благовещения на Пискаревском проспекте. Постоянным прихожанином этого храма был сам архидиакон Андрей в последние годы своей жизни. Сейчас семейная династия Мазур насчитывает шесть внуков и двоих правнуков.
Сбылась мечта детства
В детстве Андрею очень нравилось слушать, как поёт протодьякон Почаевской лавры отец Стратоник, обладавший замечательным мощным басом. Мальчик мечтал тоже когда-нибудь стать таким же голосистым церковнослужителем. И мечта его служить Богу исполнилась в полной мере.
17 сентября 1950 года Андрей был рукоположен в диакона (а затем в протодиакона) и 7 лет служил в Пермском кафедральном соборе.
Матушка Юлия пела в хоре, а в мирской жизни – работала в ателье. Со временем она стала шить облачения для священников и хоругви. Ныне её замечательные вышивки украшают многие российские храмы.
В 1957 году епископ Алексий (Коноплев) предложил отцу Андрею стать его личным протодиаконом и регентом будничного хора. Последующие 11 лет он служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в Ленинграде. А в 1968 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) перевёл его к себе, в Ленинградский Никольский кафедральный собор. Новый шеф работал в Отделе внешних церковных связей и много ездил в заграничные командировки. Вместе с ним ездил и отец Андрей, приняв участие в более чем 70 поездках и объездив почти весь мир.
В 1990 году патриарх Алексий II (Ридигер) возвёл Андрея Мазура в сан архидьякона – главного диакона страны. С тех пор он служил вместе с предстоятелем Церкви и сопровождал его во время всех его архипастырских поездок по стране и за рубежом.
Нынешнего патриарха Кирилла (Гундяева) отец Андрей помнил ещё юным мальчиком Володей, иподиаконом владыки Никодима. Он лично вводил его в чтецы и в диаконы, наставлял и учил правильно служить, присутствовал при всех его хиротониях. Став Патриархом, Кирилл попросил его остаться и служить вместе с ним. А когда 80-летний старец посетовал на проблемы со здоровьем – мол, ноги болят и сердце пошаливает, Патриарх установил ему свободный график работы. Последние годы жизни отец Андрей уже не мог служить, но до конца оставался почётным архидиаконом Русской Православной Церкви.
Скромный рекордсмен
За беззаветное служение Церкви отец Андрей получил немало наград. Среди них есть орден Святого равноапостольного князя Владимира, которым обычно награждаются только главы церквей и правители. А на память о военном прошлом у него бережно хранились Орден Отечественной войны II степени, медаль «За взятие Берлина» и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Среди архидиаконов мировых церквей Андрей Мазур был настоящим рекордсменом: он участвовал в епископских хиротониях 166 архипастырей, которых он выводил из алтаря к кафедре Предстоятеля для произнесения архиерейской присяги. При этом все знали его как очень доброго, чуткого и скромного человека, который никогда не гордился своим положением и ни перед кем не превозносился. Общаясь на равных и с великими, и даже с простыми алтарниками, он с радостью делился со всеми своим опытом. В его голосе никогда не было слышно приказных ноток, от него не исходило ни единого грубого слова, с каждым человеком он общался по-дружески, с трогательной детской непосредственностью и простотой.
Скромен отец Андрей был и в личной жизни. Дома любил помогать своей матушке по хозяйству, готовил, мыл посуду, помогал убирать квартиру. И просто обожал нянчится с любимыми внуками и правнуками.
Последний из могикан
На вопрос – считает ли он себя счастливым человеком, отец Андрей отвечал: «Безусловно, да! Главное счастье в моей жизни – это служить Богу и общаться с Ним в молитвах. Ну и, конечно же, счастье это – семья».
В его жизни было много радостей, но и скорбей пришлось хлебнуть немало. Они ничуть не поколебали его глубокую искреннюю христианскую веру, любые проблемы и удары судьбы он встречал со стоическим терпением и смирением.
Сыновья отца Андрея немало натерпелись в детстве во времена гонений на церковь – их клеймили как «мракобесов» и «детей попа», пытались насильно заставить вступить в комсомол, угрожали выгнать из школы с волчьим билетом. Но самое страшное случилось несколько десятилетий спустя. Их преждевременный уход из жизни стал для родителей незаживающей раной.
У старшего сына, Александра, обнаружили злокачественную опухоль на шее – меланому. Лечение, к сожалению, не помогло. Младший сын, Владимир, очень любил брата и болезненно переживал его смерть в неполные 54 года. Через 5 лет после его ухода из жизни он сам скоропостижно умер от инфаркта.
18 лет, проведённые вместе с патриархом Алексием II, были одновременно счастливым и трудным временем. Патриарх отличался особой любовью к богослужениям и служил чаще, чем большинство предстоятелей Церкви. Практически всегда рядом с ним был верный и незаменимый архидиакон. Семья его жила в Санкт-Петербурге, а сам отец Андрей большую часть времени проводил в патриаршей резиденции в Переделкино, в молитвенных службах и постоянных разъездах, видя своих родных не чаще, чем видит человек, работа которого состоит из постоянных командировок. Резиденция была своего рода монастырём, жить в котором вместе с женой не представлялось возможным. К тому же подрастали внуки и внучки, нуждавшиеся в бабушкиной ласке и помощи.
Старость брала своё, и он уже не мог водить машину, а ездить на служебной удавалось далеко не всегда. Многие из нас могли видеть его в электричке, в метро или в вагоне пассажирского поезда, и даже не подозревали, кем является этот умиротворённый батюшка, погруженный в сосредоточенную внутреннюю молитву.
Последние годы у отца Андрея болели ноги и сердце, и он уже не мог служить. Знавшие и любившие его священники при встрече, как могли, утешали его: «Вы всё равно с нами! Вы всегда в наших молитвах!»
К сожалению, так думали не все. Несколько лет назад в День победы на Поклонной горе проходила литургия, возглавляемая Патриархом. Нашедшего в себе силы приехать в Москву на праздник отца Андрея после службы… забыли пригласить на торжественный патриарший обед, и он остался коротать время возле храма. Когда же отобедавшие маститые священники и дьяконы стали разъезжаться восвояси, никто не захотел подвезти его до дома. Одни оправдывались, что, мол, нет места в машине, другие просто проходили мимо старика. Молодые иподьяконы и дьяконы ухмылялись, и в их глазах читалось: «Твоё время ушло, мы теперь тут первые!» И лишь позже кто-то из прихожан отвёз батюшку на вокзал.
Многие из нас, оказавшись в подобной ситуации, не смогли бы сдержать праведный гнев, но отец Андрей оставался абсолютно спокоен, провожая чуть грустным усталым взглядом поставивших на нём крест равнодушных представителей нового поколения. Он был похож на мудрого старого льва, которому нет дела до снующих мимо жалких шакалов…
3 мая 2018 года архидьякон Андрей Мазур перешёл в мир иной. Его отпевали пасхальным чином в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, на Никольском кладбище которой он обрёл свой последний приют. Торжественное отпевание возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).
Поминая почившего отца Андрея, его вспоминали добрым словом. Признавая, что он был одним из очень немногих, о ком даже при желании невозможно вспомнить ни малейшего негатива. Светлый добродушный миролюбивый человек, никогда никому не завидовавший, ни с кем не ссорившийся и ни на кого не обижавшийся. Сердце его всегда переполняла любовь к Богу и к окружающим людям. Это был последний из могикан, каких уже, к сожалению, больше нет, и вряд ли будет. Наверное, теперь он молится за всех нас в Царствии Небесном, предстоя перед Всевышним, Которому он верно и самоотверженно служил всю свою сознательную жизнь.

Победа и Церковь: архидиакон Андрей Мазур

Будущий патриарший архидиакон Андрей Мазур – был и ротным запевалой, стал командиром отделения минометчиков и дошел до Берлина. Тяжело ли служить более 65 лет в Церкви и бывает ли скороспешный брак счастливым?

Родители будущего священнослужителя

Андрей Мазур родился в 1926 году в селе Новый Кокорев на Западной Украине. Населенный пункт был расположен недалеко от Почаевской лавры. Отец был церковным старостой сельского храма. Мать умерла, едва мальчику исполнилось четыре года. С детства ходил в церковь, в которой работал отец, пел в церковном хоре, посещал богослужения в Почаевской лавре.

Отец Андрей рассказывал: «Почаевская лавра была рядом с селом – всего восемь километров. Когда там звонили колокола, у нас было слышно. Наше село лежит в ложбине, а рядом – гора. Взойдешь на гору и оттуда, если день солнечный, видно лавру. Мы ходили в обитель пешком и бывали там очень часто».

Воспоминания детства

Так он сам рассказывает о своем детстве: «Учился я в польской школе, там преподавали Закон Божий. Преподаватель, отец Алексий Масловский, Царство ему Небесное, любил меня, был очень требовательным. В школе мы учили тропари, кондаки, молитвы на церковнославянском языке. Спрашивали с нас очень строго, хотя само обучение велось на польском, так что и по-польски я понимаю.

Ходили в храм все, на первой седмице Великого поста ходила вся школа, стояли в храме всю службу, причащались, так же и на Страстной седмице. В школе у нас все были верующие, неверующих не было. Так я учился всего пять лет, потому что в 1940 году Западная Украина вошла в состав СССР, советская власть пришла. А когда исполнилось 18 лет, призвали меня в армию, тогда уже была война, шел 1943 год». (Журнал Московской Патриархии, №1, 1996)

Ротный запевала

Сначала Андрей и другие новобранцы долгое время числились в запасе, держали их в землянках несколько месяцев. Красивый и мощный голос новобранца был замечен – он стал ротным запевалой. Потом – минометчиком. Великую Отечественную Андрей Мазур закончил командиром отделения. После демобилизации Андрея как бывшего солдата пригласили на работу в милицию. В то время на Западной Украине было неспокойно.

Послушник

Однако он выбрал другой путь – стал послушником Почаевской лавры. Так он объясняет свой выбор: «У моего папы в лавре был друг архимандрит Антоний, старец высокой духовной жизни, настоящий подвижник. Мы к нему ездили, даже бывали у него в келье. Благодаря этому я попал в лавру послушником. Власти, конечно, были против, но ничего не смогли сделать. Это было после войны, я пришел из армии и был уже взрослым человеком.

Молодежи у нас в монастыре было мало, хотя братии насчитывалось около двухсот человек. В основном, это были насельники Киево-Печерской лавры, которые после ее закрытия перешли в Почаев. Братии надо было трудиться, чтобы всех накормить. У монастыря были лошади, и я возил на телеге мешки с пшеницей и рожью на мельницу. Возил и воду в бочке на тележке, запряженной осликом. С ним было ужасно тяжело: встанет, бывало, посреди дороги, и все – ни с места. Я брал с собой хлеб, и когда ослик останавливался, выходил вперед и давал ему. Он за хлебом и пойдет, а я потом опять в тележку сяду…».

Духовный рост

Как говорит отец Андрей, именно Почаевская обитель способствовала его духовному росту: «Старцы в лавре были очень хорошие, духовные. Тем, кто хотел стать монахом, было у кого учиться. Был там такой схиархимандрит Николай, прозорливый. Он почему-то очень любил меня, любил разговаривать со мной. Зовет как-то: приходи в гости. Пришел к нему в келью, смотрю – у него кровать стоит роскошная, а на ней – подушки горой, до потолка. «Батюшка, – спрашиваю, – Вы спите на ней? Он мне не ответил, полез под кровать и вытаскивает оттуда гроб. «Вот, – говорит, – мое ложе, а это – так, для вида»». После снятия оккупации арестовали несколько человек из лавры. Взяли их прямо со службы, из Успенского собора».

Скороспешный брак

В 1948 году по благословению духовника он поступил в Московскую духовную семинарию в Новодевичьем монастыре. Талантливого молодого человека с потрясающим басом заметил один из епархиальных архиерев. Он пригласил его служить диаконом к себе за Урал. Но было условие – сначала нужно было вступить в брак.

«У меня была девушка из нашего села, я дружил с ней. Мама ее не отпускала было в Сибирь ехать, а она сама была согласна. Вдруг мы встречаемся на улице, и она мне говорит: «Все, я не слушаю маму и еду». Сыграли свадьбу на все село. Через два дня после свадьбы уехали на Урал», – так рассказывает архидиакон о своем скороспешном браке.

В 1990 году Патриархом Алексием II возведён в сан архидиакона. Прослужил с Патриархом до самой его кончины в 2008 году. Совершая служения с Алексием II и сопровождая его во время всех архипастырских поездок, Андрей Мазур побывал во многих странах, несколько раз посетил Иерусалим. Остаётся архидиаконом при Патриархе Кирилле.

Любовь ГАБЕЕВА