Архиепископ алексий Фролов

Русская Православная Церковь

Алексий, архиепископ (Фролов Анатолий Степанович)

Дата рождения: 27 марта 1947 г.

Дата смерти: 3 декабря 2013 г. Дата хиротонии: 19 августа 1995 г. Дата пострига: 25 марта 1979 г. День ангела: 30 марта

Страна: Россия Биография:

Родился 27 марта 1947 г. в Москве.

В 1972-1974 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1979 г. со степенью кандидата богословия.

19 октября 1975 г. рукоположен во диакона к Покровскому домовому храму МДАиС.

В 1975-1989 гг. — сотрудник Церковно-археологического кабинета МДА.

25 марта 1979 г. пострижен в монашество.

В 1980-1994 гг. преподавал в МДС.

27 сентября 1989 г. рукоположен во иеромонаха, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем храма прп. Серафима Саровского при церковном художественно-производственном предприятии «Софрино».

С марта 1991 г. по март 2011 г. — наместник Новоспасского ставропигиального монастыря в Москве.

19 августа 1995 г. хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и назначен председателем Синодальной комиссии по делам монастырей.

С 27 декабря 1995 г. — председатель Синодальной богослужебной комиссии.

11 октября 1996 г. назначен председателем Финансово-хозяйственного управления, 17 февраля 1997 г. из-за расформирования Финансово-хозяйственного управления освобожден от занимаемой должности и назначен председателем Синодальной комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам.

29 февраля 2004 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен управляющим Костромской епархией (журнал № 5) с освобождением от должности председателя Синодальной комиссии по делам монастырей и сохранением должности председателя Синодальной богослужебной комиссии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. назначен на должность ректора Костромской духовной семинарии (журнал № 80).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 33) освобожден от обязанностей наместника Новоспасского монастыря г. Москвы.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы.

Скончался 3 декабря 2013 г. после продолжительной болезни. Похоронен 6 декабря в Новоспасском монастыре г. Москвы.

Образование:

1974 г. — Московская духовная семинария.

1979 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Награды:

Церковные:

Светские:

  • государственный орден Дружбы.

Публикации на портале Патриархия.ru

Новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц

АЛЕКСИЙ (ФРОЛОВ)

Архиепископ Алексий (Фролов)

Алексий (Фролов) (1947 — 2013), архиепископ Костромской и Галичский

В миру Фролов Анатолий Степанович, родился 27 марта 1947 года в Москве.

По окончании средней общеобразовательной школы работал в различных организациях по специальности техника связи.

С 1970 года нёс различные послушания, работая в храме святых апостолов Петра и Павла, что на Яузе.

В 1972 году поступил в Московскую духовную семинарию, а в 1974 году был зачислен в Московскую духовную академию.

19 октября 1975 года рукоположен в сан диакона (целибат) ректором академии архиепископом Дмитровским Владимиром и начал служение в академическом храме Покрова Божией Матери.

В том же году стал сотрудником Церковно-археологического кабинета академии, в котором нёс послушание до 1989 года.

25 марта 1979 года пострижен в монашество с именем в честь Алексия, человека Божия , постриг совершен архиепископом Дмитровским Владимиром.

В том же году закончил академию с присвоением звания кандидата богословия за сочинение «Исповедь в деле пастырского душепопечительства» по кафедре «Пастырское богословие».

С 1980 по 1992 год был преподавателем Московской духовной семинарии.

27 сентября 1989 года рукоположен во иеромонаха с возведением в сан архимандрита архиепископом Зарайским Алексием в домовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Московской Патриархии. Назначен настоятелем домового храма во имя преподобного Серафима Саровского в Художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино».

В марте 1991 года назначен наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.

16 июля 1995 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии. Тогда же назначен председателем Синодальной комиссии по делам монастырей, с сохранением за ним должности наместника Новоспасского монастыря.

19 августа 1995 хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. Хиротонию в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков); архиепископы Могилёвский и Мстиславский Максим (Кроха), Валентин (Мищук), Солнечногорский Сергий (Фомин); епископы Истринский Арсений (Епифанов), Бронницкий Тихон (Емельянов), Зарайский Павел (Пономарев), Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин) и Верейский Евгений (Решетников). Наречение состоялось в том же соборе накануне.

С 27 декабря 1995 года — председатель Синодальной богослужебной комиссии.

С 11 октября 1996 по 17 февраля 1997 года был председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии.

С 17 февраля 1997 по 27 июля 2009 года был председателем Синодальной комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам. Также состоял председателем Комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя.

Архиеп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов)

29 февраля 2004 года возведён в сан архиепископа.

27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 года был членом Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства (до кончины 3 декабря 2013 года), Комиссии по вопросам организации церковной миссии (освобождён 16 декабря 2010 года) и Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия (до кончины 3 декабря 2013 года) .

5 марта 2010 года назначен архиепископом Костромским и Галичским, с освобождением от должности председателя Синодальной комиссии по делам монастырей.

26 июля того же года назначен ректором Костромской духовной семинарии.

22 марта 2011 года освобождён от обязанностей наместника Московского Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.

5 октября 2011 года утверждён в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы .

Скончался 3 декабря 2013 года после тяжелой продолжительной болезни . Погребён за алтарём Преображенского собора Новоспасского монастыря .

Награды

Церковные

    • орден прп. Сергия Радонежского III степени
    • орден прп. Сергия Радонежского II степени
    • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
    • орден свт. Иннокентия Московского III степени
    • орден свт. Иннокентия Московского II степени (2012, в связи с 65-летием со дня рождения)

Светские

    • государственный орден Дружбы

Труды

Литература

  • «Наречение и хиротония архим. Алексия (Фролова) во еп. Орехово-Зуевского, викария Московской епархии», ЖМП, 1995, № 11, 7-11.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта Русское Православие
  • Статья Православной энциклопедии:
  • «Наречение и хиротония архим. Алексия (Фролова) во еп. Орехово-Зуевского, викария Московской епархии», ЖМП, 1995, № 11, 7-11.

День ангела — 17 марта.

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, — ; Освобождение — «Состав комиссий Межсоборного присутствия (от 16 декабря 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 16 декабря 2010, —

Отошел ко Господу архиепископ Алексий (Фролов)

3 декабря после продолжительной болезни на 67-м году жизни отошел ко Господу один из ревностнейших архипастырей Русской Православной Церкви архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов). Владыка Алексий был носителем истиной монашеской традиции русского Православия, настоящим аскетом и молитвенником, пишет сайт «Благодатный огонь».

Господь призвал его ровно к Себе спустя пять лет после Патриарха Алексия Второго (+ 5 декабря 2008 года).

архиепископ Алексий (Фролов)

С марта 1991 года по март 2011 год архимандрит, а впоследствии и епископ Орехово-Зуевский Алексий был наместником Новоспасского ставропигиального монастыря в Москве, и на этом поприще снискал огромную любовь православных москвичей.

С 27 декабря 1995 г и до самой своей кончины архиепископ Алексий был председателем Синодальной богослужебной комиссии.

Владыка Алексий был негласным духовным вождем антиреформаторского движения священства и мирян г. Москвы. По его благословению и под его непосредственным духовным руководством и председательством весной 2008 года в Москве в стенах Новоспасского монастыря прошло пастырское совещание Московской епархии, посвященное проблеме нарастания модернистских, неообновленческих тенденций в Русской Православной Церкви.

С докладами и сообщениями на той памятной встрече выступили авторитетнейшие московские пастыри и миряне. Участники совещания выразили серьезную обеспокоенность тем, что в ситуации, когда Святейший Патриарх Алексий II совершенно четко и недвусмысленно высказывался против каких-либо принципиальных реформ в Русской Православной Церкви, в том числе и богослужебных, находились отдельные миряне и клирики, которые говорили о планомерной подготовке ими таких реформ, под предлогом «миссионерской» доступности навязывали всевозможные искажения нашей святыни – апостольского и святоотеческого Предания, пытались сокращать богослужение, переводить его на современный русский язык, осуществляли либерализацию пастырской и духовнической практики, призывали к сокращению и ослаблению постов, сокращению и ослаблению молитвенного правила, отмены исповеди, особенно перед причастием, что является путем к профанации таинств, прежде всего центрального таинства – Евхаристии. Завершая совещание, владыка Алексий назвал заблуждения неообновленцев заблуждениями не ума, а сердца. Не простое недомыслие, а маловерие и отсутствие правильного духовного устроения – суть главные причины модернистских уклонов.

Итогом этого пастырского совещания было Обращение группы духовенства к Архиерейскому Собору 2008 года, которое подписали 124 клирика г. Москвы. В Обращении, в частности, говорилось: «Идеология реформаторов выражается в конформизме с окружающим миром, требующим либеральных реформ богослужения в духе политкорректности и приспособленности к нуждам падшего человеческого естества. Нам трудно охватить масштаб ползучей богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, но мы ясно понимаем, что это явление исторически тупиковое и чисто маргинальное во всех отношениях – и по форме, и по сути. Мы дерзаем обратиться к Архиерейскому Собору с просьбой: дать оценку необъявленной богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, указать масштабы этого модернистского явления и его опасность для основ Православия. Это остро необходимо, прежде всего, для развития и успеха подлинной православной миссии в России и за ее пределами».

В околоцерковных либеральных СМИ это Обращение 124-х вызвало у представителей либерально-обновленческого духовенства и мирян настоящий зубовный скрежет.

Владыка Алексий стоял за верность богослужебной традиции (много лет архиепископ Алексий возглавлял Синодальную богослужебную комиссию), за сохранение церковнославянского языка без каких-либо русификаций и компромиссов. Был строг в отношении к повседневной жизни и высоко спрашивал со своих чад, не ставя большой разницы в требованиях к внутренней жизни мирянина и монаха. Он свято хранил неповрежденным дух святоотеческой аскетики, ибо считал, что только такой дух и мог действенно служить преображению души человеческой и вести ко Христу.

Царство Небесное и вечный покой новопреставленному ревностному Святителю Церкви Русской – Высокопреосвященнейшему владыке Алексию!

Пастырское совещание 2008 г.

16 апреля 2008 года в Екатерининском храме Новоспасского ставропигиального монастыря под председательством викария Патриарха Московского и всея Руси, председателя Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви наместника монастыря архиепископа Орехово-Зуевского Алексия прошло пастырское совещание Московской епархии, посвященное проблеме нарастания модернистских, неообновленческих тенденций в Русской Православной Церкви.

С докладами и сообщениями выступили: наместник Сретенского мужского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма св. Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Николай Смирнов, член Епархиального совета Москвы протоиерей Леонид Ролдугин, настоятель храма Троицы Живоначальной в Троице-Голенищево протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Владимир Переслегин, клирик подворья Валаамского монастыря в Москве священник Игорь Белов, протоиерей Андрей Правдолюбов (Рязанская епархия), председатель Богослужебной комиссии при епархиальном совете Москвы игумен Феофилакт (Безукладников), настоятель патриаршего подворья при Николо-Перервинском монастыре протоиерей Владимир Чувикин, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках, член Богослужебной комиссии при епархиальном совете Москвы протоиерей Александр Дасаев, клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник», духовник православного молодежного объединения «Молодая Русь» священник Максим Первозванский, главный редактор журнала «Благодатный Огонь» Сергей Носенко, преподаватель Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Валерий Духанин, ученый секретарь Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН, ответственный редактор журнала «Проблемы развития» Владимир Семенко и др.

Участники совещания выразили серьезную обеспокоенность тем, что в ситуации, когда Святейший Патриарх совершенно четко и недвусмысленно высказывается против каких-либо принципиальных реформ в Русской Православной Церкви, в том числе и богослужебных (каковая позиция разделяется подавляющим большинством членов Церкви), находятся отдельные миряне и клирики, которые говорят о планомерной подготовке ими таких реформ, под предлогом «миссионерской» доступности навязывают всевозможные искажения нашей святыни – апостольского и святоотеческого Предания, пытаются сокращать богослужение, переводить его на современный русский язык, осуществляют либерализацию пастырской и духовнической практики, призывают к сокращению и ослаблению постов, сокращению и ослаблению молитвенного правила, особенно перед причастием, что является путем к профанации таинств, прежде всего центрального таинства – Евхаристии.

Ряд клириков, выступивших на совещании, обращали внимание собравшихся на то, что обновление богослужения под предлогом миссионерства – не новое явление в истории Церкви. Так, прот. Александр Шаргунов провел прямую аналогию со Вторым Ватиканским собором, провозгласившим так называемый «антропологический постулат», согласно которому основным критерием применимости той или иной практики в Церкви является не соответствие ее Преданию, а приемлемость или неприемлемость для человека.

В ходе совещания высказывались различные точки зрения по вопросу о продуктивности или непродуктивности дискуссий с неообновленцами. Большинство участников согласились с тем, что следует различать людей, искренне заблуждающихся, и тех, кто слишком далеко зашел в стремлении подменить богоустановленный порядок в Церкви своим субъективным пониманием «от ветра головы своея». С таковыми какая-либо дискуссия не представляется полезной и продуктивной. Завершая совещание, владыка Алексий назвал заблуждения неообновленцев заблуждениями не ума, а сердца. Не простое недомыслие, а маловерие и отсутствие правильного духовного устроения – суть главные причины модернистских уклонов. Вместе с тем, по мнению участников, любая дискуссия, в том числе и с неообновленцами, должна проходить в духе братской любви, как бы ни было это тяжело в условиях применяемых ими нечестных и нечистых технологий.

По мнению участников, подобные совещания следует сделать регулярными, в том числе и на общецерковном уровне.

Участники утвердили предварительный проект итогового документа, который после доработки редакционной комиссией будет опубликован.

Александр, епископ Костромской и Галичский (Кульчицкий Андрей)

Родился около 1823 года в селе Камень Шляхетский Кобринского уезда Гродненской губернии в семье священника.

Происходил из рода святителя Иннокентия (Кульчицкого; память 26 ноября /9 декабря).

В 1847 году окончил Литовскую духовную семинарию. 26 сентября того же года рукоположен во священника к Кобринской Петропавловской церкви и назначен учителем и законоучителем городских училищ.

3 ноября 1852 года принял монашество.

В 1853 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

14 мая 1857 года окончил курс академии со степенью кандидата богословия и в ноябре того же года, согласно прошению, зачислен в Пекинскую духовную миссию учителем славянского языка.

С 9 марта 1866 года – инспектор Полоцкой духовной семинарии.

20 апреля 1869 года возведен в сан архимандрита.

18 августа 1871 года вызван на чреду священнослужения и проповеди в Санкт-Петербург.

17 ноября 1871 года назначен настоятелем посольской православной церкви в Риме.

12 марта 1878 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Туркестанского. С 6 августа 1883 года – епископ Костромской и Галичский.

Скончался 16 декабря 1888 года.

Погребен в Костромском Ипатьевском монастыре в церкви праведного Лазаря.

Епископ Александр – защитник православной веры и русского населения.

Это был самоотверженный миссионер и большой благотворитель.

Своим благонравием (уважением и обходительностью) утверждал любовь между людьми.

В Туркестане он основал при озере Иссык-Куль мужской монастырь, о котором продолжал заботиться даже в Костроме.

Литература: Путинцев М., протоиерей. Сказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия. – М., 1889. – С. 4 (прим.).

Костромской Ипатиевский монастырь. Очерк. – Кострома, 1913. – С. 44.

Русский паломник. – 1889, № 1. – С. 15.

Православный собеседник. – Казань, 1901, март. – С. 340–342.

– 1905, июнь. – С. 256.

– 1911, март. – С. 419–421.

Русская старина. – 1888, февраль. – С. 507.

Русский архив. – 1910, кн. 1, № 1. – С. 102 Церковные ведомости. – 1888, № 23. – С. 155.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1888, № 52. – С. 1539.

– 1889, № 2. – С. 41.

Известия по Казанской епархии. – 1881, № 24. – С. 648. – 1883, № 18. – С. 563. – 1878, № 3. – С. 58.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 7–8.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, № 448.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М.. 1896–1913, т. 1. – С. 137.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 2196.

Н. Д. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 65, 79.