Архимандрит рафаил баранник

Александр Огородников о иеромонахе Рафаиле и неслучайных случайностях

Читатели книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», ставшей своего рода православным бестселлером, наверняка помнят одного из лучших друзей автора, погибшего иеромонаха Рафаила. В книге ему уделяется немало глав, но, как говорится, нельзя вместить невместимое, и очень многое в личности отца Рафаила естественным образом осталось «за кадром».

В дополнение к уже известным фактам воспоминаниями о личности и духовном пути — как своём, так и героя «Несвятых святых» — поделился в интервью «Правмиру» его брат, при жизни отца Рафаила — известный православный диссидент Александр Огородников.

— Александр Иоильевич, насколько я понимаю, ваш с братом путь к вере начался довольно синхронно, с создания христианского семинара?

— Немного предыстории. Ещё учась в Уральском государственном университете в 72-м году я предпринял попытку на базе такой структуры, как комсомол, организовать дискуссионный клуб, какую-то интересную стенгазету. В руководящие органы комитета комсомола нам удалось избрать людей, на которых я имел влияние. Однако вскоре руководство университета заинтересовалось тем, что происходит на первом курсе философского факультета. Они провели партийное расследование и вышли на меня. В результате меня исключили из вуза и из комсомола.

Тем временем мой брат Борис служил в армии, был участником конфликта на острове Даманский, и начал службу очень хорошо, а вот закончил её на гаупвахте, потому что восстал против дедовщины в армии. На «губе» он просидел где-то треть службы. После демобилизации Борис работал спортивным инструктором, поступил в институт.

Тем временем я поступил во ВГИК, который считался на тот момент самым свободным вузом страны. Например, там я носил длинные волосы, что в любом другом вузе СССР было бы немыслимо. Объяснялось это тем, что, помимо творческой атмосферы, во ВГИКе училось много иностранцев, а также проводились просмотры картин, запрещённых для широкого показа в Союзе.

— И Борис тоже попал вместе с вами под влияние этой атмосферы?

— Да, притом я часто брал его с собой в театр. Тогда буквально гремел театр на Таганке, где играли Высоцкий и Любимов. Бориса так захватил этот мир, что он даже перешёл жить ко мне в общежитие.

Уверовал я, как я уже рассказывал на Правмире, в 73-м году, и тогда возник семинар, в работе которого стал принимать активное участие и мой брат. Я тогда много путешествовал по России, и Борис ездил со мной. Это было первое наше стихийное миссионерство: мы встречались в общежитиях с молодёжью, уже к лету 73-го года у нас сложился определённый круг людей, с которыми мы стали проводить что-то вроде агап.

Нам было очень важно понять, что значит «быть христианином». Тогда мы проводили общие трапезы, куда приглашали наших друзей, и обсуждали с ними вопросы веры. Тогда мы, собственно, не были православными, скорее, мы были стихийными православными. Моё первое православное Причастие состоялось у владыки Антония (Блюма), но тогда я абсолютно не знал, кто он такой, поскольку был в этом плане совершенно не образован.

— А где вы встретились с владыкой Антонием?

— Ещё до прихода в Православие я понимал, что в моей вере не хватает глубины, и инстинктивно чувствовал, что где-то она должна содержаться. Я чувствовал, что для этого нужно идти в Церковь, но всё во мне: образование, атеистическое воспитание — восставали против этого. Я долго не мог найти храм, решиться причаститься. И однажды, 19 декабря 1973 года (к тому времени за попытку снять фильм о духовных исканиях молодёжи меня уже исключили из ВГИКа, и мы с Борисом устроились сторожами в одной столовой) я пошёл в церковь, сам не понимая, почему даже не позавтракал перед этим.

Меня удивило, что храм был полон, притом не старушками, а явно интеллигенцией, которая обычно боялась ходить в храм в советское время. Случайно я оказался перед солеёй. Там служил незнакомый мне старичок, но от того, как он служил, у меня, да и у многих вокруг, потекли слёзы умиления. Это была первая литургия в моей жизни. Когда митрополит Антоний вышел с Чашей, меня инстинктивно потянуло к ней. Я даже не знал, что накануне нужно исповедоваться и вычитывать какие-то правила.

Когда я подошёл к Чаше, митрополит взглянул мне в глаза, и у меня возникло ощущение, что он посмотрел прямо в моё сердце и всё про меня понял: все мои искания, метания, гонения. Мне показалось, что он причастил меня с каким-то особым тщанием. Таким образом, через Причастие, для меня открылась тайна Церкви. Затем уже был Псково-Печорский монастырь.

Придя в лоно Православия, мы с братом начали ходить в храм. Так получилось, что тогда я был старшим, был авторитетен для него, и потому в том, что касалось веры, он как бы шёл за мной.

— А когда будущий отец Рафаил впервые прочитал Библию?

— На самом деле уже в Москве, когда на семинарах мы пытались понять, что такое быть христианином, и в чём вообще заключается вера в Бога. Словом, поступал в институт он одним человеком, а заканчивал его уже другим. Учёба ему уже была неинтересна, а за увлечение религией его и вовсе исключили из вуза.

В 74-м году, когда мы оба уже ходили в храм, исповедовались и причащались, он решил поступать в Московскую семинарию. Тогда к нам домой стали являться люди из обкома комсомола и другие подобные лица. Чтобы избежать встреч с ними, Борис жил уже не дома, а у друзей, откуда и ездил на экзамены. Он всё сдал, но, конечно, его не приняли. Одной из причин этого назвали то, что он якобы не вышел из комсомола, хотя он вышел оттуда уже давно.

Когда его не приняли в семинарию, гонения стали ещё сильнее. Нас выгнали из столовой. Даже в самиздатском журнале для священников «Слово» КГБ через своих агентов призывало духовенство осудить мою деятельность и наш семинар. Власти всеми силами пытались оторвать веру от реальных форм жизни, загнав её в своеобразное гетто.

Тогда после неудачи с семинарией Борис поехал в Псково-Печорский монастырь, где очень достойный человек, наместник архимандрит Алипий помог его отстоять. Одним из факторов, повлиявших на подобную позицию, была нечеловеческая выносливость моего брата — он ведь занимался спортом, и потому в одиночку мог выполнять самую тяжёлую физическую работу.

— Отец Тихон (Шевкунов) в своей книге объясняет, почему КГБ согласилось на рукоположение отца Рафаила…

— Я не могу точно утверждать, правда ли это, ведь КГБ мне не отчитывалось, но думаю, что, скорее всего, так оно и было. Все знали о нашей дружбе, у нас был практически одинаковый путь, и было ясно, что в случае, если его не возьмут в монастырь, он вновь присоединится ко мне. После его рукоположения мне в монастыре дали понять, что приезжать к брату не стоит, чтобы не создавать ему неприятностей. Тем не менее, мы поддерживали связь: отец Рафаил приезжал ко мне в отпуск, направлял некоторых паломников.

Официально тогда я уже работал дворником — кстати, это была самая любимая работа в моей жизни. Фактически, у меня в распоряжении был целый особняк фабриканта Морозова. При нём находилась моя комната, но когда в 18.00 заканчивался рабочий день, мы проводили свои встречи в этом особняке. Именно там мы поставили сатирическую пьесу «Ленин — суперстар» и пьесу «В объятиях джинсни» о жизни хиппи…

Отца Рафаила рукоположили очень быстро, практически одновременно с пострижением в монахи, что тоже подтверждает версию отца Тихона.

— Почему же отца Рафаила убрали потом из монастыря?

— Скорее всего, это сделали в связи с тем, что Псково-Печорский монастырь уже попал в сферу туристических маршрутов для иностранцев, многие из которых знали про меня и интересовались и Борисом тоже. Тем более, незадолго до этого я написал открытое письмо доктору Филиппу Поттеру, главе Всемирного совета церквей, которое, как говорят в романах, сделало меня знаменитым. Его процитировали все крупные газеты и «голоса». Я писал о религиозном возрождении в России, о создании семинара как следствии духовных исканий молодёжи, и, конечно же, о гонениях.

После этого отца Рафаила стало постоянно вызывать КГБ с требованиями опровергнуть то, что я писал в ВСЦ. Однако он отказывался опровергать и лишь подтверждал, что всё написанное было правдой. Тогда его стали шантажировать, в том числе пытались использовать и рычаги церковной дисциплины, однако сломать его не смогли. После этого его и выгнали из монастыря. А уж когда меня посадили в ноябре 78-го года, его просто стали гнать отовсюду с указанием не принимать его ни в алтарь, ни в дом.

— Как же ему удалось получить тогда место на сельском приходе?

— Власти сами не поняли тогда, что сделали. Впрочем, в то время даже священники боялись пройти по улице в рясе, надевали её только в храме. А вот отец Рафаил всегда строго ходил в рясе. Мало того: Булат Окуджава давал ему машину, и он на ней приезжал в маленькие городки, где даже не было храмов. Супруга Булата Шалвовича Ольга Окуджава, кстати, была одним из самых преданных духовных чад отца Рафаила. Так вот, брат ходил по этим городкам в подряснике, на него обращали внимание, и он быстро находил заинтересовавшихся верой людей.

У кого-нибудь на дому он устраивал встречи, проводил беседы, после чего появлялись потоки желающих креститься. Но даже в таких случаях отец Рафаил не крестил сразу, а сначала беседовал, а иногда мог сказать: «Нет, ты не готов, я приеду в следующий раз только ради тебя». Масса духовных чад у него возникла и среди московской интеллигенции, и среди хиппи.

Словом, власти перепугались и решили дать отцу Рафаилу самый глухой приход, вдали от ближайшей дороги, чтобы выбраться оттуда было практически невозможно. Изолировать его стало для них единственным выходом.

— И он действительно пил чай в своём домике у глухого сельского прихода, как об этом пишет отец Тихон?

— Да, именно так. Понимаете, ведь это тоже было в какой-то мере продолжением нашего семинара. Ведь как он всегда проходил? Это был бесконечный чай и беседы. Конечно, бывали и доклады, но при этом всё равно сохранялась неформальная атмосфера. Люди, попадавшие к нам, попадали в атмосферу солидарности, братства, любви. Так было и в последующем у отца Рафаила. Евдокия, написавшая книгу о нём, шла топиться, когда ей на пути встретился мой брат. Он поговорил с ней, и после этого она стала его преданной духовной дочерью.

— В прошлый раз вы говорили, что подозреваете насильственный характер смерти вашего брата.

— Доказать это сложно, но некоторые обстоятельства его гибели действительно очень и очень настораживают. Во-первых, о возможной опасности его трижды предупреждал нынешний митрополит Санкт-Петербургский Владимир. Отец Рафаил подавал очень плохой пример остальным священникам, например, он не ехал по вызову уполномоченного по делам религий, и уполномоченному приходилось ехать к нему самому. Понятно, что власти ненавидели его. Шёл 88-й год, и мы только что провели альтернативное официальному празднование 1000-летия Крещения Руси, в нём участвовали гонимые священники, и отец Рафаил тоже.

После его смерти местные жители, когда мы пытались узнать у них обстоятельства трагедии, избегали разговоров с нами. К тому же, брат был опытным водителем, и по некоторым деталям катастрофы возникало впечатление, что его машину толкнули специально. Но подтвердить это документально мы не можем.

Беседовала Ксения Кириллова

Комментарии 2

Иеромонах Рафаил (Огородников)


Одним словом или взглядом батюшка мог утешить душу. Внешне ничего не происходило: сидели за столом, чай пили; но приехавшие в страстях, в недоумениях уезжали от отца Рафаила умиротворенными и утвержденными в вере. И эта тишина и мир долгое время оставались в душе. В какое-то время личные отношения отходили на второй план, а батюшка вызывал чувство глубокого благоговения. Ему уже страшно было перечить, страшно было огорчить его.

Иеромонах Рафаил
Огородников Борис Иоильевич
(1951 – 1988)

Борис Огородников родился в городке Чистополь на Каме в 1951 году. Он был младшим из троих сыновей своих родителей: Огородниковых Иоиля Максимовича и Маргариты Емельяновны. Первый спортсмен среди старшеклассников, симпатяга и весельчак, окончив 9 классов, поработал на Чистопольском заводе токарем, потом ушел в армию и геройски отслужил все три года пограничником на острове Даманском в самый разгар кровопролитного конфликта с Китаем. Господь его хранил. Служивших на их заставе во время этого конфликта вырезали китайцы. В живых остались только два человека: отец Рафаил и еще один человек, сидевшие за горячий нрав на гауптвахте.

Параллельно со службой Борис закончил среднее образование. В 1971 г. демобилизовался. И вот однажды в родном городке демобилизованный пограничник невесть какими путями получил в руки Книгу, которая ни в коем случае не должна была попадаться на глаза ни ему, ни его сверстникам. Об этом неутомимо заботилась отлаженная и суровая государственная система. Но, видно, что-то у них там дало сбой. Книгу, которая так властно перевернула его жизнь, Борис за короткое время перечитал дважды от корки до корки. По прочтении Книги у Бориса возникло множество вопросов, и он попробовал задавать их местным батюшкам. Но те в испуге шарахались от молодого человека. Время было непростое, и священникам разрешалось общаться только с доживающими свой век старушками.

В 1972г. он поступил на подготовительные курсы Московского института стали и сплавов и жил уже в Москве. В столице он тоже стал ходить по храмам и задавать так неожиданно народившиеся в его уме вопросы, но повсюду встречал ту же настороженность и недоверие, пока не набрел на укромный храм Николы в Кузнецах в Замоскворечье. Здесь настоятель храма отец Всеволод Шпиллер проговорил с ним почти два часа и даже поставил юношу в пример своим сослужителям.

– Мы, которые призваны изучать и благовествовать слово Божие, – нерадивы и малодушно молчим! А этот паренек, который и воспитания-то христианского не получил и не должен был до самой смерти своей ничего знать о Боге, проявляет столь великую ревность и веру… Жив Господь! Сбываются слова Спасителя: «Если ученики мои замолчат, то камни возопиют!» Этот простой юноша и есть тот самый возопивший камень! А мы ищем где-то чудес!

Борис вместо института, ничего не говоря родителям, стал готовиться в духовную семинарию. Экзамены он сдал блестяще и, конечно же, не поступил. С его геройским комсомольско-гвардейским прошлым о семинарии в те годы не могло быть и речи. Ответственные товарищи, приставленные в те годы к духовному образованию, немедля встретились с абитуриентом Огородниковым. Они сурово потребовали от молодого человека скинуть с себя религиозный дурман и вернуться к нормальной жизни. Борису стало ясно одно: в семинарию ему поступить не дадут. И тогда по совету настоятеля храма от отправился в Псково-Печерский монастырь, плохо представляя, что и кого там встретит.

В монастыре Бориса сразу выделил из общей толпы паломников Великий Наместник архимандрит Алипий. Ответственные товарищи, приставленные к Псково-Печерскому монастырю, предупредили отца Алипия, чтобы тот ни в коем случае не брал к себе героя- пограничника. Архимандрит Алипий, тогда уже смертельно больной, внимательно выслушал их и на следующий день издал указ о зачислении в обитель послушника Бориса Огородникова. Этот указ был чуть ли не последним, подписанным архимандритом Алипием. Вскоре он умер, и постригал в монашество послушника Бориса уже новый наместник — архимандрит Гавриил.

Ответственные товарищи не замедлили предупредить и архимандрита Гавриила, что он должен сделать в ближайшее время все, дабы Борис Огородников покинул Печоры. Наместник заверил, что со своей стороны прекрасно понимает трудность сложившегося положения, и пообещал сделать все возможное для этого юноши. И он действительно сделал все что смог. Через несколько дней совершил монашеский постриг и на свет появился новый человек — юный монах Рафаил. На громы и молнии донельзя возмущенных чиновников отец наместник ответил более чем резонными аргументами: заботясь о государственном благоденствии, о тихом безмолвном житии, он постриг юношу в монашество, потому что это был лучший вариант для всех. Почему? Очень просто. Дело в том, что старший брат новоиспеченного монаха Рафаила, Александр, за эти годы стал известным диссидентом. О нем день и ночь вещали на Советский Союз зарубежные радиостанции. И если бы младший брат, изгнанный из монастыря, примкнул к Александру (а он наверняка так бы и поступил), всем от этого стало бы только хуже.

В конце концов разумные аргументы отца наместника произвели впечатление на них: юного монаха Рафаила оставили в монастыре, и вскоре он был произведен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. И отец Рафаил стал самым счастливым человеком на свете.

Борис Огородников был первым, кого архимандрит Гавриил, став наместником, постриг в монашество. И даже имя ему дал Рафаил, в честь архангела. Небесным покровителем самого наместника был тоже архангел — Гавриил. В монашеской среде подобное просто так не делается. Видно, наместник очень рассчитывал на этого молодого, горячего, искренне верующего иеромонаха. Во всяком случае, за все тринадцать лет своего наместничества больше он никого в честь архангелов не называл.

При постриге каждый новоначальный монах передается на послушание опытному духовнику. Первым старцем отца Рафаила стал архимандрит Афиноген, монах уже очень преклонных лет, переживший гонения, войны, тюрьмы и ссылки. К девяноста восьми годам отец Афиноген пребывал во всем величии и силе нового человека, преображенного верой и навечно соединившегося со Христом — своим Богом и Спасителем. Вскоре архимандрит Афиноген отошел ко Господу.

Позже его духовником стал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Новоначальный монах постепенно открывал для себя бесконечно загадочный, ни с чем не сравнимый мир, полный радости и света, который жил по своим, совершенно особенным, законам. Здесь помощь Божия являлась именно тогда, когда была действительно необходима. Богатство было смешно, а смирение — прекрасно. Здесь великие признавали себя искренне ниже и хуже всякого человека. Здесь самыми почитаемыми были те, которые убегали от человеческой славы. А самыми могущественными — те, кто от всего сердца осознал свое человеческое бессилие. Здесь сила таилась в немощных старцах, и иногда быть старым и больным было лучше, чем молодым и здоровым. Здесь юные без сожаления оставляли обычные для их сверстников удовольствия, чтобы только не покидать этот мир, без которого они уже не могли жить. Здесь смерть каждого становилась уроком для всех, а конец земной жизни — только началом.

Прожив в монастыре шесть лет, отец Рафаил был из обители отправлен в ссылку в глухой сельский приход. Причиной опалы вновь стал его старший брат. Значительную часть времени, проведенного в заключении, Александр отбывал в карцерах. Основанием для столь суровых мер были немыслимые с точки зрения властей требования заключенного к тюремному начальству. Арестант настаивал, чтобы ему было разрешено держать Библию в камере и предоставлено право встречи со священником для исповеди и причащения. Из девяти лет заключения он в общей сложности два провел на голодовках и треть срока в карцерах.

Когда Александра судили, наместник отпускал отца Рафаила на процесс и тайно передавал деньги для его семьи. Но позже власти не на шутку приступили с требованиями удалить из монастыря брата известного диссидента.

В конечном счете то ли наместник решил не обострять конфликта с властями, то ли отношения самого отца Гавриила и молодого иеромонаха испортились (скорее всего и то, и другое), но отца Рафаила отправили из обители на глухой деревенский приход. Там не было даже автобусного сообщения, и приходилось добираться пешком от соседнего села. (с. Хредино Стругокрасненского района Псковской области).

Потом его перевели в столь же далекое, но чуть более людное место, в храм святителя Митрофана в деревне Лосицы, где в церкви по воскресеньям собиралось не более десяти человек.

Единственным имуществом отца Рафаила был магнитофон, который брат из тюрьмы попросил передать ему, чтобы поддержать в трудной ситуации хотя бы материально.

Тут-то и сбылась давняя мечта отца Рафаила! Магнитофон тут же был продан, а отец Рафаил выторговал себе во Пскове на автомобильном рынке старенький «Запорожец» грязно-оранжевого цвета. Через месяц он закончил ремонт. Машина получилась на самом деле уникальная. Разгонялась она до ста пятидесяти километров. Он перекрасил ее в черный цвет правительственных лимузинов, а на заднее окно повесил белые занавески, что тогда было признаком чиновничьих автомобилей. Как ни печально признать, со стороны отца Рафаила это было явным и преднамеренным хулиганством.

Особенно нравилось отцу Рафаилу дразнить важных областных функционеров. Он садился на хвост черной «Волги», долго тащился позади, а потом, когда они пытались оторваться, обгонял их на своем реактивном «Запорожце» и молниеносно уходил вперед. А уж если это была «Волга» псковского уполномоченного по делам религий Юдина, день считался прожитым не напрасно.

Приходской дом о. Рафаила и его обитатели

Этот скромный дом и стал местом, куда приезжали многие заблудившиеся и задыхающиеся без веры люди, и отец Рафаил приводил их к Богу. Был у него такой пастырский талант. Дар.

С точки зрения внешнего мира он ничего особенного не делал. В основном он лишь пил чай. Иногда он еще ремонтировал свой черный «Запорожец», чтобы было на чем поехать в гости — попить чайку. Но, по-видимому, у отца Рафаила была какая-то особая договоренность с Господом Богом. Поскольку все, с кем он пил чай, становились православными христианами. Все без исключения! От ярого безбожника или успевшего полностью разочароваться в церковной жизни интеллигента до отпетого уголовника.

Попивая чаек за покрытым клеенкой деревенским столом, он совершенно преображался, когда к нему из мира приезжали измученные и усталые люди. Выдержать такой наплыв посетителей, зачастую капризных, с кучей неразрешенных проблем, с бесконечными вопросами, обычному человеку было бы попросту невозможно. Но отец Рафаил терпел все и всех. Даже не терпел — неточное слово. Он никогда ничем не тяготился. И прекрасно проводил время за чаем с любым человеком, вспоминая что-нибудь интересное из жизни Псково-Печерского монастыря, рассказывая о древних подвижниках, о Печерских старцах. Потому от сидения с ним за чаем невозможно было оторваться. Хотя одними разговорами людей, безнадежно заблудившихся в нашем холодном мире и, что еще страшнее, в себе, не изменишь. Для этого нужно открыть им другую жизнь, иной мир, в котором безраздельно господствуют не бессмысленность, страдания и жестокая несправедливость, а всесильные и бесконечные вера, надежда и любовь. Но и не только открыть, издалека показав и поманив, а ввести человека в этот мир, взять его за руку и поставить его перед самим Господом Богом. И лишь тогда человек вдруг сам узнает Того, Кого он давным-давно, оказывается, знал и любил — единственного своего Создателя, Спасителя и Отца. Только тогда жизнь меняется по-настоящему.

Но весь вопрос в том, как попасть в этот прекрасный мир? Дело в том, что отец Рафаил был удивительным провожатым по этому миру. Бог был для него Тем, для Кого он жил и с Кем он сам жил каждый миг. И к Кому приводил всякого, кто посылался в его убогую прихрамовую избушку.

Вот что неудержимо притягивало людей к отцу Рафаилу. А их собиралось у него, особенно в последние годы, немало. И отец Иоанн (Крестьянкин) посылал к нему молодежь, и некоторые московские духовники, да и сами люди, побывавшие у него, присылали своих знакомых… Отец Рафаил принимал всех, и никто в его доме не был лишним.

Иеромонах Василий (Росляков)

Иеромонах Василий (Росляков), один из трех оптинских братий, убитых в пасхальное утро 1993 года, считал, что на его формирование как христианина решающее влияние оказал иеромонах Рафаил. Именно отец Рафаил сподвиг его — «неразумного, пытавшегося озираться вспять» — на монашество. В священнический сан отец Василий был посвящен в 1990 году, в день, когда Церковь празднует Собор Архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Это был и день Ангела отца Рафаила. И это совпадение отец Василий связывал с отцом Рафаилом, с его молитвами. Этот же день стал и днем похорон отца Рафаила.

Про отца Рафаила отец Василий говорил: » Я ему обязан монашеством, я ему обязан священством, да я ему всем обязан».

Игорь тяжело пережил кончину отца Рафаила. Остались стихи, посвященные батюшке.

Плач Адама

Посвящается отцу Рафаилу

Впервые плачу. Кто понять бы мог?
Кто эти слезы сделал бы словами?
Что значит: жить, всегда идти вперед –
Когда я все оставил за плечами?

Как отойти от запертой двери,
И как не целовать теперь порога,
Когда отсюда только увести, а не впустить
Могли бы все дороги.

Я видел то, что потерял навек,
Блаженны те, кому потом расскажут,
Они уж могут верить или нет,
И скинуть с сердца горькую поклажу.

А первому как быть: я видел свет,
И тьма его не свергла, не объяла.
И как смогу, пусть через сотни лет,
Сказать себе, что это показалось.

За все я сам впервые виноват.
Пусть выплакать я буду это в силах,
Пусть не по капле, пусть как водопад,
Все горе из души на землю хлынет.

На время пусть заглушит боль во мне,
Чтоб я не знал, что эти слезы значат,
Чтоб я как пес, тоскуя в темноте,
Хотя бы солнцу радоваться начал.

Но нет, в ладонь уткну лицо,
Как жаль, что я чего-то не предвижу.
Пойму, взглянув назад через плечо,
Что гордостью до праха я унижен.

Другому мою скорбь не передать,
Она в душе как долгий жгучий ветер,
И мне с коленей, кажется, не встать,
И щеки вкровь истерли слезы эти.

И что теперь: лишь Он помочь бы мог,
Он горечь сердца вырвал бы с корнями,
Что значит: жить, всегда идти вперед —
Когда я все оставил за плечами.

И. .Росляков

Бесноватый Илья Данилович

Илья Данилович жил в Лосицах на печи. И, по словам отца Рафаила, без беснования Илья Данилович, красавец и богатырь, ничего в этом мире не боявшийся и живший по одному лишь закону плоти, — к Богу вовек бы не пришел.

Вернувшись с фронта, он выбрал себе самую красивую невесту, но характер у молодой жены оказался на редкость скверный. Разводиться в те годы, да еще в рабочем поселке, было не принято. Утешение для него быстро нашлось. Илья работал водителем на дальних рейсах, и в каждом городе на постоянных маршрутах у него были «любовные подружки». Жена быстро узнала об этом и, как говорят в народе, «сделала на смерть».

На следующее утро после неожиданно щедрого семейного ужина Илья не смог подняться. Как сквозь сон слышал, как жена, всхлипывая, рассказывала врачу, что муж вернулся из рейса, крепко выпил, лег спать и вот с утра не может подняться. В больнице Илья провел больше месяца, высохшего как щепка, его выписали умирать домой.

Дома жена и теща не скрывали своего торжества и с нетерпением ожидали смерти неверного мужа и обидчика.

Однажды к Илье, уже совершенно недвижимому, пришел фронтовой товарищ и привел с собой одетого по-мирски священника. Тот предложил умирающему здесь же, на смертном одре, покреститься и просить помощи у Бога. Илья согласился, хотя и плохо понимал, что это значит.

После крещения Илья не умер. Жена и теща были вне себя от злости. И его, еле передвигающегося, его фронтовой товарищ собрал и повез через всю страну в Псково-Печерский монастырь к старцу Афиногену.

Здесь все было странно и незнакомо. Но после беседы со старцем, исповеди и причащения Илья Данилович, что называется, воскрес. Еще через неделю был на ногах и с каждым днем набирался сил. Отец Афиноген поведал Илье, что жена навела на него порчу и он, не имея никакой духовной защиты, должен был умереть. Илья сразу ему поверил. А кому же еще верить в этом мире, где только старик монах смог его спасти?

Больше Илья Данилович не возвращался домой, он сделался странником: временами жил и трудился в монастыре, временами ходил по России — от церкви к церкви. Впоследствии бесноватый Илья Данилович принял монашеский постриг с именем Исаия в Сретенском монастыре, где и отошел ко Господу.

Инок Александр

Студент Брянского педагогического института, придя к вере, оставил все и пошел странником по всей России. Оказался в Псково-Печерском монастыре, но через два года примкнул к группе монахов, восставших против наместника, и снова ушел странствовать. В конце концов его приютил у себя на приходе иеромонах Рафаил. Тогда иноку Александру было двадцать восемь лет. Он был молчалив и все свободное время уделял чтению творений древних святых отцов. Спал он в отдельной каморке, и жилище свое запирал на ключ, что было немного странно, поскольку изба отца Рафаила запиралась на щеколду. Когда любопытствующие в его отсутствие заглянули туда, то увидели сколоченный из грубых досок гроб. В нем инок спал, поскольку монах всегда должен помнить о смерти.

Несмотря на столь суровый образ жизни, Александр сочинял по-настоящему талантливые стихи и музыку к ним. Получались песни, теперь хорошо известные, разошедшиеся на дисках и на кассетах, опубликованные в многочисленных сборниках с предисловиями наших самых известных писателей. Инок Александр давно уже пострижен в монашество с именем Роман — в честь древнего святого византийского поэта Романа Сладкопевца.

Много позже архимандрит Тихон (Шевкунов) слышал песни отца Романа в резиденции патриарха Пимена в Чистом переулке. Патриарх Пимен сам был прекрасным певцом и поэтому ценил настоящее церковное творчество.

Отец Никита

Частым гостем на Лосницком приходе был иеромонах Никита, самый близкий друг отца Рафаила. Он тоже был пострижеником Псково-Печерского монастыря. В тринадцать лет, он, ленинградский пионер, ушел из дома, где никому не был нужен. Отец Никита так и говорил: «Еще тогда я понял, что человек в этом мире не нужен никому, кроме самого себя и Господа Бога». Скоро мальчик очутился на приходе у удивительного подвижника иеромонаха Досифея в деревеньке Боровик, в шестидесяти километрах от Пскова. Там он и вырос при старце — на Псалтири, древних патериках, изучая словесность по аскетическим книгам, написанным в пятом веке, — «Лествице», поучениях аввы Дорофея. Мирской жизни он почти совсем не знал. В школу он больше не ходил, вырос умным, по-своему образованным и очень добрым юношей. Перед армией отец Досифей отправил его на год в Псково-Печерский монастырь — немного разобраться в жизни ХХ века. Там он и подружился с отцом Рафаилом. А когда он вернулся из армии, сразу подал прошение в монашество. В тот же год, когда отца Рафаила отчислили из монастыря, отца Никиту назначили на место удалившегося в скит старца Досифея в село Боровик. Так молодые иеромонахи оказались на «соседних» приходах, километрах в двухстах друг от друга, и по возможности наведывались то в один, то в другой храм — помолиться вместе, совершить литургию, подсобить по хозяйству.

Дьякон Виктор

Еще одним завсегдатаем в Лосицах был недавно рукоположенный дьякон Виктор, присланный на приход к отцу Никите для прохождения дьяконской практики. Отец Виктор совсем недавно вышел из тюрьмы, где отсидел семь лет по политической статье. Дьякон очень хотел вступить в монашество, но митрополит Иоанн сумел получить разрешение у уполномоченного по делам религий лишь на то, чтобы бывший заключенный стал дьяконом. Причем на самом глухом приходе, а никак не в людном монастыре.

Из тюрьмы отец Виктор вынес непоколебимую веру в Бога, полное презрение к любым трудностям и такой веселый нрав, что от его неиссякаемых рассказов люди в буквальном смысле падали под стол от смеха, что выглядело как-то совсем уж не по-монашески. А еще он привнес в благочестивую жизнь отца Никиты тюремную лексику, от которой, как его не корили, отучить никак не могли.

Однажды, оголодав после Успенского поста на своих отдаленных приходах, отец Рафаил, инок Александр, тогда еще Георгий Шевкунов, дьякон Виктор отправились к митрополиту владыке Иоанну просить денег. Крайний в таких случаях шаг.

Этот владыка был, наверное, самым старым в те годы архиереем Русской Православной Церкви. Чего он только не испытал в своей жизни! Высокий, седой, он был необычайно добр, особенно к монахам. Так что ходоки были уверены: поворчит-поворчит, но в конце концов не откажет.

Владыка хорошо представлял, как живут его монахи на дальних приходах. Знал, но все-таки посылал их туда служить. Ведь лишь благодаря тому, что в храмах совершались богослужения, власти не решались закрыть их или разрушить.

К владыке отправились на автобусе. Пассажиры поглядывали на них с умилением. Нечасто в те годы приходилось встретить молодых монахов вот так спокойно, в рясах путешествующих по Советской стране.

Владыка встретил их в своем кабинете, сидя в глубоком кресле. Молодые люди подошли к нему под благословение и жалобно заныли про свою долю. Владыка слушал, но с места не встал. Это сразу насторожило компанию. Предположили, что у него самого с деньгами сейчас не густо. Как самого маленького и щуплого, отец Рафаил вытолкнул вперед Георгия Шевкунова, но и это не подействовало. И тогда перед архиереем выступил отец Никита. Он никогда не был оратором, да к тому же еще и заикался, но сейчас, видимо, на него снизошло вдохновение:

Владыка так и обмяк в своих креслах.

А компании речь понравилась, и они дружно закивали. Говоря о покойниках, отец Никита имел в виду те денежные средства, которые поступают в храм за отпевания. Но все вместе вышло, наверное, очень сильно для престарелого архиерея.

— Батюшка, дорогой, где ты таких слов набрался? — обратился ошеломленный Владыка к отцу Никите. Он таких слов не слышал лет шестьдесят, наверное, с тех пор как отбывал заключение в двадцатые годы. Но тут вперед вышел дьякон Виктор и вызвал огонь на себя:

— Владыко святый, это я, старый баклан, при нем языком мелю. Вы уж на Никиту не сердитесь. Я во всем виноват, — покаянно забасил он.

Но, видно, речь отца Никиты произвела на Владыку яркое впечатление. Он грузно поднялся из своих кресел, подошел к столу и достал из ящика сто рублей. Молодым людям такие деньги и не снились!

Архиерей, повертев купюру в руках, протянул деньги отцу Рафаилу как старшему. Благословляя их в дорогу, он все же сказал:

– Ты, Никитушка, уж лучше того… больше по- церковнославянски читай!

Отец Никита горячо пообещал исправиться, и они, счастливые, покинули архиерейский дом.

А наутро пришла телеграмма из епархиального управления, в которой сообщалось, что дьякон Виктор переведен из Покровского храма села Боровик в храм Архангела Михаила деревни Толбицы. Расчет архиерея был прост: на настоятеля этого храма жаргон дьякона Виктора уж точно не повлияет: образованный, интеллигентный батюшка отсидел в лагерях, наверное, лет двадцать. И никто от него подобных слов не слышал.

О смирении

О. Рафаил никогда не упускал возможности смириться перед любым, даже первым попавшимся человеком. Но происходило это всегда легко, как бы само собой, и уж точно никогда не выглядело нарочито. Происходило это потому, что отец Рафаил своей чуткой душой разгадал поразительную тайну: от смирения даже простой грешный человек становится ближе к Богу. Причем сразу, немедленно. Однажды он отдал босому цыгану-попрошайке свои хромовые сапоги. Тот сам испугался, что он выпросил у «попа», ведь он просил у него «что-нибудь», а о. Рафаил, внимательно оглядев его, босого, отдал сапоги, так как денег у него не было с собой.

Смерть

Видимо, он предчувствовал скорую смерть. За год до того, как все произошло, о.Рафаил повесил над своей кроватью погребальное покрывало. И с тех пор стал как-то серьезнее, молчаливее. Многие это заметили. Хотя поток людей в его домик в г. Порхове, где он служил последние три года, не только не сократился, но заметно увеличился.

Только поздно вечером отец Рафаил запирался в своей «келье» — огороженном досками крохотном закутке, куда никому не позволялось входить, — и в изнеможении падал на кровать. А отлежавшись, почти до рассвета молился и исполнял свое монашеское правило.

Есть такой закон в духовной жизни: монаху нельзя ничего в жизни сильно желать, кроме Бога. Ни в коем случае. Не имеет значения, чего: учености, архиерейства, здоровья, какой-нибудь материальной вещи… Или даже старчества, духовный дарований… Все придет, если будет на то воля Божия. Отец Рафаил, конечно же, об этом прекрасно знал. Он носился на своем черном «Запорожце» по псковским дорогам с таким упоением, что, наверное, испытывал какое-то особенное ощущение свободы. Отец Иоанн Крестьянкин, встречая его, каждый раз предупреждал: «Будь осторожен! Не увлекайся своей машиной!»

Отец Рафаил сильно смущался, но все продолжалось по-прежнему. Наконец, когда он прямо-таки загорелся мечтой во что бы то ни стало заполучить иномарку, о. Иоанн разволновался всерьез. Он категорически воспротивился этому желанию своего духовного сына и долго убеждал о. Рафаила отказаться от своей затеи. Батюшка говорил, что, если уж и покупать новый автомобиль вместо старой развалины, но довольствоваться следует самой простой машиной.

Но отец Рафаил истолковывал слова духовника по-своему. Он горячо доказывал и друзьям, и самому себе, что, приобретая иномарку, он абсолютно буквально исполняет данное ему благословение: хочет завести себе именно машину. Всего лишь машину. Самую обычную. А советские средства передвижения никакой человек автомобилем не назовет. Это в лучшем случае усовершенствованная большевистская тачанка, механическая телега.

Если человек чего-то очень настойчиво хочет, причем во вред себе, Господь долго и терпеливо, через людей и новые обстоятельства жизни, отводит его от ненужной, пагубной цели. Но, когда мы неуклонно упорствуем, Господь отходит и попускает свершиться тому, что выбирает наша слепая и немощная свобода.

Однажды этот духовный закон начал действовать и в жизни отца Рафаила.

Как-то он очень помог одному человеку в решении его семейных проблем. Здорово помог — сохранил семью. В благодарность тот подарил или продал ему за символическую сумму свой старый «Мерседес».

Господь на целый год отвел беду. Отец Рафаил никогда не был скрягой. По первой же просьбе он отдал машину своему другу на неделю. За несколько дней тот угробил машину, даже умудрился намертво заклинить мотор. Понадобился длительный и дорогостоящий ремонт. Но и это не остановило отца Рафаила. Почти год, пока в какой-то московской кооперативной мастерской возились с этой злосчастной машиной, отец Рафаил в поте лица бегал по требам, занимал деньги… С болью его друзья смотрели на это, но ничего поделать не могли.

Наконец его мечта сбылась. В московской мастерской сделали именно ту машину, о которой он мечтал. Перебрали двигатель. Поставили новые колеса. Даже перекрасили кузов в черный монашеский цвет.

Ранним утром 18 ноября 1988 года он сел в машину своей мечты. Помчался к себе на приход и разбился на четыреста пятнадцатом километре Ленинградского шоссе под Новгородом.

Хоронили отца Рафаила, как и положено, через три дня. Был день его именин — праздник Архистратига Михаила и всех ангелов и архангелов.

На его похороны съехалось множество потрясенных и потерянных от неожиданного горя людей. Отец Иоанн Крестьянкин, к которому обратились духовные дети отца Рафаила с недоуменным вопросом, почему все так произошло, ответил в письме: «Путь странствия отца Рафаила кончился. Но у Господа нет мертвых, у Господа все живы. И Он один знает, когда и кого позвать из жизни сей».

Незадолго до того страшного дня отец Рафаил приходил к отцу Иоанну: домишко, в котором он жил в Порхове, давно обветшал, и отец Рафаил испрашивал благословения — искать ли ему обмен или покупать новый дом?

Отец Иоанн устало ответил ему:

— Покупай или меняйся — все равно… Только выбирай домик напротив алтаря.

Отец Рафаил, конечно, слышал угрызения совести, что не слушает батюшку в вопросе про автомобиль. Он тогда послушно обошел все соседние с порховским храмом дома. Но никто их продавать не собирался. Когда вскоре отец Рафаил разбился, встал вопрос о его похоронах, все были уверены, что его, как постриженика Псково-Печерского монастыря, похоронят в пещерах. Но архиепископ Владимир, к тому времени сменивший старого митрополита Иоанна на Псковской кафедре, благословил хоронить отца Рафаила на месте его последнего служения, у храма в Порхове. Там его и положили — прямо напротив алтаря.

За что же все так любили отца Рафаила? Видимо, секрет этой любви в том, что люди видели в нем удивительный пример живой веры. Эту духовную силу не спутаешь ни с чем, какими бы чудачествами или слабостями не был порой отягощен человек, такую веру обретший.

Использованная литература:

1. Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые». Издательство Сретенского монастыря. Олма Медиа групп. Москва, 2011 г.

2. «Монахи — возлюбленные дети Господни», Москва, 2007 г.

«И по кончине он продолжает свое служение»

Иеромонах Рафаил (Огородников). Фото: митр. Тихон (Шевкунов) / Православие.Ru

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

30 лет назад, 18 ноября 1988 года, автомобильная катастрофа оборвала жизнь иеромонаха Рафаила (Огородникова). Все, кто знали и любили его, были потрясены этой трагедией. Почему в расцвете сил наш любимый, столь нужный нам священник отнят от нас? Многие устремились в Печоры к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), духовнику отца Рафаила. Тот ответил на наше смятение просто и ясно: «Путь странствия отца Рафаила кончился. Но у Господа нет мертвых, у Господа все живы. И Он один знает, когда и кого позвать из жизни сей».

Сегодня, по прошествии тридцати лет, мы видим, как исполняются слова архимандрита Иоанна о том, что у Господа все живы: дело, которое отец Рафаил полагал главным для себя, – открытие людям Царствия Небесного, соединение людей со Христом – продолжается отцом Рафаилом и по смерти. И по кончине своей он продолжает свое священническое служение так же, как делал это в земной жизни. Поразительно, но множество и тех, кто не знал его и лишь слышал о нем, приходят через него к вере.

Я получаю отклики и письма, где люди благодарят отца Рафаила, узнав о нем понаслышке или из книги, или из каких-то воспоминаний, или из рассказов – даже не тех, кто лично его знал, а тех, кому кто-то рассказывал о нем.

Отец Рафаил был и остается истинным иереем Божиим, священником, батюшкой, духовником. Мы, кому посчастливилось знать его, видели, как он жил. Это был настоящий высокий аскет! Но в то же время очень доступный и простой, удивительно светлый, всегда несущий в себе радость о Господе человек.

Отец Рафаил был исключительнейший проповедник Царствия Небесного. Хотя в храме, скажем честно, и мы помним, он двух слов связать не мог. Выходит, что-то пробурчит: «Братья, сестры, поздравляю вас, до свидания. Попьем чайку, расходимся, всё». Но проповедь самой его жизнью была настолько сильной, настолько неотразимой и, по-видимому, настолько угодной Богу, что сотни, если не тысячи людей приводились им к вере и навсегда утверждались в ней. Никогда не бывало, что бы кто-то приехал к нему, и он не нашел времени для такого человека. Даже если перед этим он несколько дней в своей порховской лачуге или в деревенском домике в Лосицах принимал людей, общался с ними дни и ночи напролет, укреплял их, утешал.

Мы порой забываем, что такое настоящее утешение. Это не какое-то богословское прикрытие, благочестивое отвлечение от нашей суровой и зачастую трагической действительности, не психотерапия. Истинное утешение пастыря – это когда священник дает человеку силы от Бога. Силы победить вызовы и трагедии этого мира, преодолеть трудности, победить самого себя. Такой истинный пастырь-утешитель утверждает в вере и Божией правде, в несокрушимом уповании на Господа. Это и было в отце Рафаиле самым главным. Это и был его выдающийся духовный талант. Именно такие силы давал людям и его учитель и духовник, старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

30 лет прошло, а все равно отец Рафаил – в наших сердцах. Он все равно рядом с нами, укрепляя, направляя, поправляя нас на нашем христианском пути.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон совершает заупокойную литию на могиле иеромонаха Рафаила (Огородникова). Фото: pskov-eparhia.ru

Отец Рафаил жил на какой-то своей, лишь ему ведомой духовной волне. В нем не было даже намека на отвратительное фарисейство, на назойливую нравоучительность, не было ни йоты напыщенности. В любых обстоятельствах он всегда с радостью оставался необычайно смиренным, легким и абсолютно бесстрашным. Говорил всегда то, что считал правильным, необходимым, а главное – спасительным. И в то же время он весь светился духовным светлым веселием радости о Боге – Спасителе и Промыслителе человеческой жизни. И это состояние сразу и щедро передавалось всякому, кто общался с ним. Всего несколько минут беседы с отцом Рафаилом за чаем – и напрочь расточалось всякое уныние, маловерие, слабость. Нам всегда радостно и весело было рядом с ним.

Отец Рафаил был человеком чуда. Пусть к этому скептически относится кто угодно и сколько угодно! Но мы всю жизнь будем помнить те поразительные явления силы Божией, которые связаны с его молитвой и его верой, свидетелями которых нам довелось стать. Да, он был именно такой – вот и все!

А еще, как мы помним, отец Рафаил был человеком совершенно непредсказуемым. Для меня он и до сих пор остается таковым. Так уж совпадает, не знаю почему, но 18 ноября – осенний день, когда произошла та автомобильная катастрофа, – из года в год то и дело с завидным постоянством преподносит самые разные сюрпризы, напоминает о себе тем или иным: то важным, то причудливым, но всегда неординарным событием. Вот и сегодня, в тридцатилетие со дня его кончины, в алтаре перед началом воскресной литургии мне сообщают, что из Патриархии пришло особое указание: на сегодняшнем богослужении во всех храмах Русской Православной Церкви совершить отдельную молитву о погибших в автокатастрофах. Оказывается, именно сегодня, 18 ноября, в третье воскресенье этого месяца, – международный день жертв дорожно-транспортных происшествий. В шутку (хотя, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки) можно только и сказать: «Ну, отец Рафаил!.. Вот снова подгадал! Узнаём нашего батюшку!»

Возблагодарим Господа за то, что на нашем жизненном пути Он поставил такого удивительного священника Божиего. Спаси Господи, дорогие отцы, братья и сестры, за то, что сегодня, ветреным и темным осенним вечером, мы собрались здесь у дорогой нам могилы, чтобы всем теплом наших сердец светло помянуть отца Рафаила. Храни вас Господь!

Архимандрит Рафаил Бараник, 1966-2016 выдумка или

Архимандрит Рафаил (Бараник, 1966-2016) – выдумка или провидец?
.
Письмо:
«Известно ли Вам пророчество старца Рафаила (Бараника): «15 лет, отпущенные нам на покаяние, истекли. После моей смерти через два года появится Антихрист»?
Он был настоятелем храма великомученика и целителя Пантелеимона в п.г.т. Николаевка Петриковского района Днепропетровской области и имел от Бога дар прозорливости и целительства».
Ответ:
В интернете сегодня достаточно информации, чтобы составить своё мнение на счёт «пророчеств» от архимандрита Рафаила (Бараник).
Дмитрий Марченко в статье «Жажда чудес, или Как сотворить себе кумира» от 11.08.2017 пишет:
«В мире нет ни одной вещи, из которой люди не смогли бы сделать себе идола …
Идолом может стать что угодно и кто угодно, в том числе и вещи вполне благочестивые. Почитание некого святого, чудотворная икона, богослужебные обычаи – всё становится идолом, если оно замещает собой Христа в сердцах и умах людей.
Почему так происходит?
Принять существование Бога и жить по Его заповедям не так и просто, если нет желания Его обрести. Гораздо удобнее провести некие манипуляции: «вычитать» молитву, «отстоять» церковную службу, сходить к «старцу», который решит за тебя твои проблемы и т.д. Встреча с Богом для очень многих людей страшна, поскольку обличает их греховность, инфантильность и духовную лень. Потому и требуются какие-либо «посредники», за которыми можно попытаться «спрятаться» от всевидящего Отца.
Одним из таких посредников может стать «старец», человек, которому молва приписывает некие чудодейственные способности (разумеется, речь не идёт о подлинно духовно монашествующих, диалог с которыми приносит пользу). Но общение с живым старцем далеко не всегда удовлетворяет желание симулировать «духовность», куда проще с каким-нибудь покойным «чудотворцем». Хотя, нужно признать, что некоторые нездоровые культы возникают и при жизни многих подвижников: вспомним секту «иоаннитов», создавших нездоровый культ святого праведного отца Иоанна Кронштадтского ещё при его жизни. Этот культ отличался прежде всего тем, что отец Иоанн почитался сектантами в качестве «нового воплощения Христа».
Подмена налицо – служитель Господа почитался вместо самого Сына Божия. Таких примеров немало, но, как уже говорилось, почитать покойного проще, чем живого. В конце концов и сам Иоанн Кронштадтский резко негативно реагировал на любое неумеренное почитание собственной особы. А вот мертвому подвижнику можно приписать все что угодно, и он уже никак не сможет на это отреагировать и опровергнуть чушь, выдуманную «благочестивыми» поклонниками.
В последние десятилетия российское общество постоянно сталкивается с подобными выдумками, которые так или иначе попадают в околоцерковную литературу. Она переполнена немыслимыми «чудесами», «явлениями» и «пророчествами». Людям, читающим и знающим святоотеческие творения, сразу же бросается в глаза разница между подлинными чудесами Церкви и современным «фольклором». Но, пожалуй, самое заметное – совершенно неприкрытая подмена Бога или Сына Божия личностью нездорово почитаемого подвижника.
Характерный пример – движение «царебожников» и культ «царя-искупителя», оскверняющий память святого Государя Страстотерпца Николая II.
И вот теперь российский обыватель сталкнулся с новым подобным культом – псевдоцерковным почитанием покойного архимандрита Рафаила (Бараник), клирика Каменской епархии, скончавшегося год назад (10 августа 2016 г.)».
.
Сразу стоит оговориться, что нужно различать личность самого отца Рафаила и культ, которым сейчас спекулируют на памяти покойного. Достаточно посмотреть брошюры, издаваемые его почитателями, или заглянуть на один из их сайтов:
«Будущий архимандрит Рафаил родился 29 октября 1966 года в городе Днепродзержинске Днепропетровской области в благочестивой семье казацкого рода под покровом иконы Матери Божией «Спорительница хлебов», в день мученика Лонгина Сотника, иже при Кресте Господнем, и преподобного Лонгина, вратаря Печерского «.
«Живоносный источник нашего спасения», «целитель и путеводитель» – такими эпитетами характеризуют отца Рафаила его почитатели, хотя Церковь обычно употребляет их только в отношении Сына Божия или Богородицы:
«Отец Рафаил был близок к народу: с плачущими он плакал, с радующимися радовался, для каждого находил утешение, не считаясь со своим временем и здоровьем. Действительно жил для людей. Он был милостивым, помогал всем нуждающимся, причем, его помощь получали даже те, кто ее не ожидал.
Батюшкино любящее сердце вмещало беды, тревоги, немощи всех кающихся, обращавшихся к нему за помощью. Он всегда прощал кающихся, – и притом, по заповеди Божией, не несколько раз, а всегда. Но и добавлял: «Я вас прощаю, а простит ли вас Бог?». Потому что видел и знал, что люди часто каются неискренне, не от всего сердца, не имея должного покаянного духовного устроения.
Пастырь Божий говорил: «Люди не каются. К Богу подняться не хотят, а хотят Бога стащить на землю. Все хотят быть батюшками, хотят командовать. Никто не хочет быть послушником, каяться. Все продолжают жить по своим страстям»
И вот Батюшка всё время служения своей пастве учил быть кающимися мытарями, а не праведными фарисеями, выставляющими свои добрые дела и молящимися на показ.
Все приходившие к Батюшке поражались его стоянию в вере, глубочайшему смирению при его величии – добродетель смирения была высшей красотой его благочестивой подвижнической жизни.
Батюшка обладал даром прозорливости. Все, что он предсказывал, сбылось в точности, и в будущем нам еще предстоит быть свидетелями его сбывающихся пророчеств.
Кто прислушивался к Батюшке, тот избегал ожидавших его скорбей, опасностей, искушений и всех бед «.
* * *
2 августа архиепископ Каменской и Царичанский Владимир (Орачёв), управляющий одноименной епархией УПЦ (МП), которая входит в состав Днепропетровской области, выступил с заявлением за № 1974, в котором отмежевался от распространившегося среди прихожан культа архимандрита Рафаила (Бараника):
«В настоящее время в Каменской епархии получило широкое распространение почитание покойного архимандрита Рафаила (Бараника) в последние годы несшего своё настоятельное служение на Свято-Пантелеимоновском приходе пгт Николаевка Петриковского района. После смерти священник был объявлен своими не в меру ревностными почитателями святым.
Имея в корне религиозную безграмотность и малообразованность, слепое почитание отца Рафаила не имеет ничего общего с христианским почитанием отшедших в мир иной служителей Престола Господня.
Заявляем, что распространяемая печатная продукция, аудио и видеоматериалы не имеют благославения Правящего Архиерея.
Проводимые акции на территории православных храмов, а также бурная деятельность на кладбище в с. Святовасильевка (Елизарово) совершаются вопреки благословению, а подчас и в нарушение канонов Церкви.
Заметим, что основное участие в подобных акциях принимают люди малоцерковные, духовно необразованнные и легко поддающиеся чужому влиянию.
Поиск вместо Господа новоявленных «святых» всегда приводит к лишению себя истинного Богообщения».
* * *
6 августа на сайте пресс-службы УПЦ было опубликовано заявление:
«Во время Крестного хода 27 июля 2017 года среди верующих неизвестные распространяли литературу о «священноисповеднике и преподобномученике» Рафаиле, благословение на которую дали, по их словам, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и архиепископ Каменский и Царичанский Владимир. Вместе с тем, по имеющимся у митрополии УПЦ данным, ни Предстоятель, ни правящий архиерей подобного согласия не давали.
Кто же такой этот «святой», и что за история происходит в Солонянском районе Днепропетровской области?
С 1990-х годов в разных регионах Украины нес священническое послушание архимандрит Рафаил (Бараник), который преставился ко Господу 10 августа 2016 года, накануне причастившись Святых Христовых Таин. Причиной его бессрочной кончины стал гипертонический криз. Похоронен он в с. Елизарово Солонянского района Днепропетровской области.
После смерти архимандрита вокруг его персоны стали формироваться мифы, которые вскоре привели к появлению целого движения, вознесшего его в ранг святого. Прихожане его храма стали устраивать на могиле богослужения, мало напоминающие традиционную православную службу по усопшим, скорее – отдельные богослужения с прошениями к святому. В представлении участников этих стихийных служб архимандрит Рафаил является священномучеником и преподобноисповедником.
В понимании Православной Церкви подвиг мученичества совершается при страданиях, именно этот подвиг являет святость мученика. Подготовка к канонизации включает в себя не только составление службы, жития, похвального слова, молитвы, написание иконы и т.д., но и, прежде всего, удостоверение в чудесах, которые совершились по молитвам святого. Возведение в лик святого в Православии – это объявление перед полнотой Церкви о праведной жизни того или иного человека, которая может служить примером для подражания. Кроме того, разрешение на канонизацию выдает Синодальная Комиссия при УПЦ, и она никак не может совершаться своевольно верующими или священнослужителями. Таким образом, прославление святых осуществляет исключительно Церковь, которая установила серьезные основания для причисления к лику святых того или иного человека.
Между тем, расхождение действий людей, считающих себя последователями архимандрита Рафаила, с каноническими правилами причисления к лику святых не останавливают их. По информации, распространявшейся среди участников Крестного хода, на 10 августа 2017 г. Запланирована эксгумация тела архимандрита с целью дальнейшего использования его останков как мощей. Такие действия, в соответствии с канонами Церкви, не являются достаточным основанием для канонизации и не могут рассматриваться как канонические.
Движение последователей архимандрита, почитающих его как святого, активно распространяет среди верующих УПЦ литературу об архимандрите и его духовном отце иноке Иоанне, используя недостоверные данные о содержании проповедей и творчества обоих монахов. Распространяют также уже готовые иконы, молитвы и жития «святого Рафаила», что в очередной раз показывает несоответствие этого движения канонам Православной Церкви. Ведь иконы и молитвы к святому появляются лишь в процессе канонизации. Отдельные статьи с призывами паломничества к могиле архимандрита Рафаила размещены в местной прессе, что вводит в заблуждение православных жителей Днепропетровщины.
Однако особое внимание стоит обратить на политическую подоплеку культа архимандрита Рафаила. В частности, в «молитве священномученику и исповеднику Рафаилу» мы читаем следующие слова: «да просветит в России и Малороссии Вера Православная». Вызывает сомнение случайность подобных слов в контексте происходящих в последние три года в Украине политических событий. Особенно взрывоопасными подобные фразы оказываются и исходя из реалий государственно-церковных отношений.
В проповедях и словах архимандрита Рафаила, размещенных в брошюрах и на интернет-сайте группы из с. Елизарово, огромное внимание уделяется не вопросам христианского благочестия и покаяния, а провокационным проблемам идентификационных номеров как «печати Антихриста», заговорам против Церкви и политическим вопросам.
Нашей целью не является разбор личности архимандрита Рафаила и соответствия приписываемых ему слов истине. Опасение вызывает, скорее, характер объединения почитателей архимандрита как святого. Личность арх. Рафаила ставится несравненно выше, чем других почитаемых в Православии святых. Интернет-страница последователей культа предлагает в своих молитвах обращаться прежде всего к нему, поскольку «Вы получите ответ, который Вам никто больше не скажет».
Именно вышеперечисленные особенности являются критериями любой тоталитарной секты. Таким образом, на наших глазах в современной Украине разворачивается ситуация активного превращения некогда православного прихода села в Днепропетровской области в деструктивный культ.
Противостоять подобным случаям можно исключительно опираясь на вероучение Церкви как целостного богочеловеческого организма, а не отдельных ее служителей, намерения которых могут быть далеки от истинно-христианских. Только учение Христа является Словом Божьим, любое искажение которого, пусть даже произнесенное с амвона, должно заставить каждого православного христианина задуматься – куда может привести такой путь».
* * *
10 августа официальный сайт УПЦ опубликовал сообщение «Правящий архиерей Каменской епархии предостерегает от новой ереси»:
«Архиепископ Владимир выступил с заявлением по поводу нездорового ажиотажа вокруг покойного архимандрита Рафаила (Бараника), бывшего настоятеля Свято-Пантелеимоновского прихода в пгт Николаевка Петриковского района, и предостерег верующих Украинской Православной Церкви от опасности впасть в ересь.
«Проведенные акции на территории православных храмов, а также бурная деятельность на кладбище в селе Святовасильвка (Елизарово) происходят вопреки благословению, а порой и в нарушение канонов Церкви», – отметил владыка в своем обращении.
Как сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ, архиепископ Владимир обратил особое внимание на тот факт, что деятельность поклонников архимандрита Рафаила ведется без благословения правящего архиерея. Последователи архимандрита объявили его святым, «преподобномучеником и исповедником», а также назначили на 10 августа 2017 г. эксгумацию его останков с целью их дальнейшего использования в качестве мощей.
Архипастырь в своем заявлении подчеркнул, что не давал никакого благословения клирикам Каменской епархии или священникам других епархий, которые обращались к нему, совершать какие-то особые действия с останками покойного архимандрита.
«Если священник, который находится в приходе, где служил архимандрит Рафаил, отец Александр, в этот день поедет и отслужит панихиду по нему, то это находится в церковных рамках – молитву за усопшего нужно совершать именно в день его памяти» – сказал архиепископ Каменский и Царичанский Владимир.
Однако о других действиях на могиле покойного епархия не знает и благословения не давала.
«Поиск вместо Господа новоявленных «святых» всегда приводит к лишению себя истинного Богообщения», – подчеркнул архипастырь».
* * *
Несмотря на «Обращение» архиепископа Владимира, 10 августа 2017 года инициативная группа, в которую входят люди, считающие себя «почитателями» дара прозорливости и целительства покойного архимандрита Рафаила, попыталась эксгумировать его останки, ожидая при этом чудес.
Пока данная акция провалилась, но «почитатели» объявили, что снова соберутся через 40 дней. В прочем во время акции «духовные чада» не столько пытались эксгумировать останки покойного архимандрита, сколько распространяли брошюры о нём, в которых утверждалось, что священник отличался строгими наставлениями, переходящими в порой в довольно странные утверждения:
«Последние времена. Как монах, я не благословляю вступать в брак, а кто вступил в брак, то так и оставаться. Брак заключается на Небесах. Монаху страшно один день – перед постригом, а потом радость. Миряне – радость один день на свадьбе, потом всю жизнь мука»,
«Огонь Благодатный сходит только на Православную Пасху»,
«Император Николай II был искупительной жертвой»,
«Отец Рафаил сам был бессребреником и учил своих чад не тратить жизнь на приобретение материальных благ, а прежде всего собирать сокровища духовные.
Он говорил: «Не думайте, что будете жить вечно. Мы уже живем в кредит. Время, данное на покаяние, истекло. Успеете ли впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда?».
Тем не менее, его духовные чада приписывают о. Рафаилу дары прозорливости, исцеления и знамений:
«На протяжении всей своей благочестивой жизни Архимандрит Рафаил находился под покровом Пресвятой Богородицы. Как знамение этого при жизни Батюшки в храме мироточили многие иконы. А икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» была покровительницей Батюшки – именно на празднование в честь этой иконы его награждали дважды. Все это свидетельствует о том, что недавно отошедший к Богу Батюшка и сейчас не оставляет нас без своей помощи и защиты».
«И сейчас после смерти Батюшка знает все наши помыслы. И как при жизни: сначала нужно попросить у Батюшки прощение, покаяться в своих грехах, а потом попросить о помощи. Просить и умолять неотступно, и Батюшка поможет «.
«И вот таким источником Живой Воды был наш Батюшка. И сейчас этот Источник бъет ключом Живой Воды в его слове, и кто пьет эту воду, тот имеет уверенность в спасении «.
«Если меня нет рядом, это не значит, что меня нет. Хитрят, делают все свою волю. Я все вижу. Разве не знают, где я нахожусь? Пусть приходят, я всем помогу «.
«Батюшка имел Благодать – Райское Блаженство – и все время старался и нам передать «.
«Батюшка стяжал все Дары Святого Духа: и прозорливость, и дар исцелений. У Батюшки было сильное благословение. То, что он благословлял, всё было благодатным «.
И так далее.
Все это вперемешку с бесконечными «чудесами», «пророчествами» и сомнительными цитатами – воспоминаний различных сомнительных «прихожан», и всё сдобрено особым экзальтированным слогом:
«По материнской линии родственником о. Рафаилу приходился атаман-анархист Нестор Махно:
«Батюшка говорил, что Нестор Махно – герой. В 80-ти тысячной армии под руководством Нестора Махно были иерархия, строгая дисциплина и порядок. Нестор Махно давал народу все бескорыстно, жил для народа и умер верным своей идее…
Принцип свободы, который исповедовал Нестор Махно, объяснял Батюшка:
«У нас все добровольно и из любви к Богу».
У Нестора Махно был черный флаг. О черном цвете флага Батюшка говорил, что это символ свободы и независимости. Уникальность руководства Нестора Махно, как разъяснял Батюшка, была в том, что он на деле дал людям свободу и землю, призывал лишь защищать это, но люди данное им не ценили, потому что привыкли к тому, чтобы над ними был кнут. Люди предали Нестора Махно, за что впоследствии и поплатились бедствиями и голодомором».
Духовные чада объявили отца Рафаила «преподобномучеником и исповедником», причем обосновывают это так:
«Батюшка – бескровный мученик. Страдал не только за людские грехи, но страдал и душевно, переживал и пропускал через своё больное сердце события в мире «.
«При поклонении Батюшки «Касперовской» иконе Матери Божией, капелька воска чудесным образом попала на очки и «приклеила» их к переносице, тем самым дала знак, что он Ее избранник «.
Батюшка даже «понимал язык животных и их желания»:
«Батюшка стоял на молитве, а сова упала ему в ноги с поклоном, потом, взлетая, начала петь
Стаи необычных птиц дарили ему пение, крот просил защиты, на любимом водоеме постоянно встречали цапля и лебедь
У Батюшки в саду жили три дятла. И теперь на могилке Батюшки слышится необыкновенное пение птиц, голуби поселились на близ растущей туе, а крот, в благодарность, принес луковицы тюльпанов для украшения и весной мы увидим, как они расцветут
Батюшка жалел каждую тварь, сотворённую Господом: крота спасти от котов ещё и накормить, жучка «солдатика» отнести в тёплое место зимовать, животных кормить тем, что они попросят, говорил: «Другого утешения у них нет. У них нет души, как у людей». Как только Батюшка выходил во двор, птички окружали его со всех сторон, и откуда только они не прилетали радовать Батюшку! Дикие голуби стали ручными от ласковых слов Батюшки. Возле окна кельи Батюшки поселились дятлы и сова. Ёжики целыми семействами приходили прямо к двери, навестить и утешить Батюшку. Прибегала белка необыкновенной красоты, наверное, только в Раю такие обитают. Когда Батюшка ехал в Храм, его по дороге встречали фазаны и аисты. На любимом озере всегда встречали цапли и лебеди. А когда Батюшки Архимандрита Рафаила не стало – озеро опустело».
* * *
Особо стоит отметить весьма характерное для подобных культов превосходство предмета почитания над церковной иерархией:
«Господь показал одному из духовных чад величие Духовного отца: в алтаре на Горнем месте сидели архиреи, а Батюшка в архирейском облачении восседал выше всех архиреев
В наши последние времена звучит набатом глас Священно-Архимандрита Рафаила. И ныне Господь явил ревностного продолжателя дела святителя Иоанна Златоустого – Архимандрита Рафаила: гранитный камень веры, о который разбиваются современные, так называемые, духовенство и прихожане.
К Святости Батюшки Архимандрита Рафаила – он прославился смирением, подвижничеством, стоянием в вере, безропотным перенесением страданий от бесов, духовенства и людей
Качество Веры Батюшки, именно глубокой Веры, стало тем камнем преткновения, о который споткнулось современное духовенство. Потому что Батюшка не просто верил, но учил всех жить по вере и непрестанно о том проповедовал.
Почему же не хочет слышать его голос современное духовенство?
Потому что оно чуждо Святости.
«Не хотят к Богу подняться, а хотят Бога стащить на землю, сделать подобным себе» – постоянно говорил Батюшка – «Священство перенимает католические новшества: моды стрижек, католические облачения и воротнички, католические тоненькие кресты, безблагодатные нововведения (общение и служение с раскольниками – филаретовцами, сектантами и др., вопиющее нарушение Церковного Канона – крещение абортов – двойной грех: и для священников, и для народа. Даже на Пасху заранее освящают куличи и оскверняют последний день Святого Поста)».
Это же духовенство и подобные им люди закрывают глаза и уши на то, что рядом с нами, в наше время жил такой Святой человек. Но Господь великими чудесами прославляет Своего угодника: трижды на глазах у очевидцев замироточил портрет Батюшки с благоуханием. И масло от святой лампады с могилки Батюшки, и лепестки цветов исцеляют от неизлечимых болезней. И множество раз, начиная с преставления Батюшки, Господь показывает радугу – всегда на ясном голубом небе. А для неверующих и окаменелым сердцем – даже среди зимы «.
* * *
Дмитрий Марченко в своей статье пишет:
«Все эти «писания» на счёт покойного архимандрита Рафаила (Бараника) заслуживают отдельного изучения сектоведов.
И нынче почитатели покойного архимандрита без благословения священноначалия своей епархии и даже вопреки ему открывают «сезон чудес», зазывая народ к месту упокоения отца Рафаила, в стилистике, более подходящей для сектантов-харизматов, обещая, что каждый приехавший «будет свидетелем таких чудес, которые потрясут весь мир!!!»
Многие люди жаждут невероятных чудес, в то время как главное чудо – преображение души христианской – не столь популярно, ведь для его свершения нужно приложить усилия.
Но приближают ли такие «чудеса» и «знамения» к Богу?
Едва ли.
«Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16:4), – сказал Сын Божий.
Видимо, эти слова адресованы не только к древним фарисеям и саддукеям, но и к некоторым нашим современникам».
* * *
Снова стоит оговориться: нужно различать личность самого отца Рафаила и культ, которым сейчас спекулируют на памяти покойного.
Что касается «пророчества»:
«15 лет, отпущенные нам на покаяние, истекли. После моей смерти через два года появится Антихрист»?
Впервые оно было опубликовано духовными чадами отца Рафаила в ноябре 2016 года, то есть после смерти архимандрита.
Говорил – это отец Рафаил или не говорил, сегодня уже не суть важно!!!
В марте 2007 года в свет вышла моя книга «Виват Нострадамус», в которой по годам были расставлены все катрены Мишеля Нострадамуса.
В 2009-ом книга была размещена в интернете для широкого ознакомления.
На 1988 год стоит катрен 10 (075):
«»Столь долгожданный не вернется никогда,
Будет в Европе, в Азии возродится.
Он, выйдет из лиги Величайшего Гермеса,
Вознесётся выше королей восточных».
Родился Владыка мира – будущий сокрушитель и реформатор Католического и Православного Христианства, Ислама и неформальных сект религиозного Иудаизма. Учиться будет в Европе, вся его деятельность тесно связана с Евросоюзом, и с желанием установить мир и спокойствие на Ближнем Востоке, по его понятиям, законам и требованиям.
«Он, выйдет из лиги Величайшего Гермеса» – Гермес является Богом торговли и коммерции. Если предыдущие мировые лидеры: Наполеон, Ленин, Гитлер, Муссолини, Черчилль, родились в Европе и старались в первую очередь подчинить её себе, то Владыка мира родится вне её границ. Поэтому он будет стараться в первую очередь подчинить себе Ближний Восток, используя для достижения своей цели Европу. Нострадамус утверждает, что деятельность Владыки мира будет удачной.
Согласно Христианской традиции считается.
Первое условие второго Пришествия Господа:
«Евангелие будет всем известно. Но, одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, не богопреданному учению следуя, а, построя, себе свою веру, своим измышлением, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам числа не будет. Их и теперь уже много очень, а будет ещё больше. Что ни царство, то своё исповедание, а там, что ни область, а далее, что ни город, то своё исповедание. Где сами Себе строят веру, а не принимают богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан. Вот какая широкая ожидается область отступления» (комментарий Феофана Затворника):
Второе условие: появление человека Греха.
Экумений, ранний христианский богослов:
«Не Сатана будет человек – Греха, а человек, Сатаною обладаемый и действующий. Он будет, какой – нибудь еврей, искусный в магии и составлении пророческих видений».
Третье условие:
«Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь – и тогда откроется беззаконник».
«Тогда откроется» – значит, политик появится, не когда ему захочется, а когда ему будет назначено, явится не против воли Божией, а по его плану, написанному тысячи лет назад».
* * *
На эту тему мной было в период с 2007 по 2010 годы написано несколько статей, так что все кто хотел, ознакомились с ними. То что было опубликовано в интернете в широком доступе сегодня быть «пророчеством» не может. Если поклонники покойного архимандрита Рафаила используют мои статьи, зазывая народ к месту упокоения отца Рафаила, ну что-же, по крайней мере, кому-то они пригодились.
* * *
ДТН.