Без епископа нет церкви

Содержание

«Где нет епископа, там нет Церкви»

Фото Владимира Ештокина

«Где нет епископа, там нет Церкви» — эти слова священномученика Игнатия Богоносца уже почти две тысячи лет определяют всю важность и значимость епископского призвания. Дело в том, что епископ – это не просто одно из церковных служений. Без него Церкви не может быть вообще. Это непреложный факт, который никогда и никем не оспаривался в церковной традиции за все время существования новозаветной Церкви.

Сегодня епископское служение очень часто воспринимается несведущими людьми лишь как администрирование, а сам епископ – как некий «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Казалось бы, все сходится: без грамотного руководства любая организация очень быстро прекратит свое существование. Однако совсем не об этом говорил Инатий Богоносец в своих знаменитых словах.

Да, епископы действительно вынуждены заниматься администрированием в своих епархиях. Но суть их служения не в распределении должностей и финансовых потоков. Епископ прежде всего – тот, кто совершает Евхаристию, или же – поручает совершить ее другому, специально поставленному служителю – священнику. Евхаристия невозможна без епископов, которые являются прямыми преемниками святых Апостолов. И если бы епископов не было, христиане не смогли бы приобщаться Телу и Крови Христовым, а значит – не смогли бы составить собою Церковь. Об этом, и о многом другом рассказывает сегодня один из епископов Русской Православной Церкви – Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский.

— Владыка, просьба к Вам, как к опытному архипастырю, ответить на несколько вопросов на тему епископского служения. Кто является преемником апостолов в современной Церкви: все священнослужители вне зависимости от сана или, например, только епископы?

— Чтобы правильно понять ответ на эти вопросы, прежде всего, важно понимать и знать кто такой Христос и что для нас с вами — Церковь. Христос – это наш истинный Бог и наш Спаситель, который пришел на землю, чтобы исполнить заповеди Своего Отца Небесного и мы получили бессмертие, наследовали Царство Небесное. Для этого Он дал людям закон под название Евангелие. И Он этот закон исполнил до Голгофы, до Крестной смерти и Воскресения. И Церковь воспевает: «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?». Христос восстал из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех жизнь вечную даровав. Христос основал на земле Церковь – сообщество людей, обновленных Духом Святым. И день рождения церкви – это в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Итак, у нас с вами есть учение Христа, Он закон исполнил и Он основал Церковь, и в Церкви Он дал людям семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Елеоосвящение, Покаяние, Евхаристию, таинство Священства и таинство Брака. Что такое таинство церковное? Это особое священнодейство, в котором преподается человеку особая благодать Духа Святаго.

В Церкви есть таинство священства. Принимающие его люди — особые, они посвящают себя Богу и им дается благодать Духа Святаго – священнодействовать, совершать церковное таинство. Священномученик Игнатий Богоносец говорит «Где нет епископа, там нет Церкви». Почему? Епископ является правопреемником по благодати апостолов. Апостолы, возлагая руки на человека, давали ему дар апостольского служения епископской благодати. И только епископ в Церкви может поставлять священников и никто другой. Представьте себе — нет у нас священников. И как мы с вами будем исповедовать людей, совершать Божественную литургию, венчать и т.д.? Ничего этого не будет без священников. А священников не бывает без епископа.

Митрополит Георгий, фото Владимира Ештокина

В этом смысле, когда приходят протестанты и говорят «я священник, я епископ» — они безблагодатные. У них бумажка есть, о том, что они вроде бы — епископы, но у них нет апостольской преемственности. Поэтому не совершаются у них церковные Таинства, не приобщаются они Тела и Крови Христовой, все это у них лишь внешняя форма, один обряд без содержания, без благодати. Мы приводим человека в храм, над ним священник совершает молитвы крещения и он становится христианином. И люди, особенно взрослые, это чувствуют – он христианин или нет, и нам нем есть Печать Дара Духа Святаго или нет.

Мы очень часто воспринимаем епископа как человека, сидящего на почетном месте, которому все кланяются, относятся с почтением. Но весь этот почет – не епископу как человеку, а епископу – как к носителю благодати Духа Святаго. Вместе с тем, дорогие братья и сестры, на епископе лежит ответственность перед Богом и Церковью, за благоустроение жизни церковной. Он за все отвечает: и за праведную жизнь и за неустроенную, и за чистоту, и за разрушение, и он призван полагать душу свою за други своя в благоустроении жизни церковной. Поэтому епископ – это как ангел хранитель для той земли, куда он призван. Не как человек, а как носитель апостольской благодати. Поэтому – где нет епископа, там нет и Церкви.

И апостол Павел говорил «Кто епископства желает, тот доброго дела желает». Дело в том, что в древней Церкви, первые три века многие епископы становились мучениками. За их веру и служение, гонители христианства подвергали их смерти. Поэтому апостол и говорит «доброго дела желаешь», то есть ты идешь на мученичество. Епископ – это не духовный чиновник, высокого ранга и звания. Это совершенно не так, может быть, многие так воспринимают епископа, но прежде всего это носитель особой благодати Духа Святаго. На епископе лежит ответственность в поставлении священнослужителей – тех людей, которые совершают Таинства в Церкви.

— В чем разница служения епископа и священника?

— В древней церкви был сан хор-епископа (сельский епископ) – то есть в каждом населенном пункте был свой епископ. Священники помогали епископу в служении. Поскольку стала развиваться жизнь, приумножаться количество прихожан в древней Церкви, епископ стал делегировать полномочия священникам через то, что мы сейчас знаем как антиминс – специальный плат для священнодействия в той или иной общине от имени епископа. И на епископе лежит вся ответственность за благоустроение жизни церковной, а священник помогает епископу в несении этого служения. И помогает не административно, а духовно. Мы говорим «Христос посреди нас» и отвечаем «и есть и будет». Это служение наше Богу, Церкви, народу Божиему призвано к тому, чтобы помочь человеку в своем сердце найти дорогу к Богу и наследовать Царствие Небесное.

— Почему все епископы монахи?

Мы знаем, что в первые века были епископы и семейные и безбрачные. Но Церковь увидела, что служение епископа требует полной самоотдачи и самоотречения от всего земного. Что такое монашество, дорогие братья и сестры? Мы знаем, что в Ветхом Завете есть назорейство. Назорей – это человек, который посвящал себя Богу. Но назорей давал обеты временно, на год, на пять, на десять лет. А монах это как воин Христов, который приносит духовную присягу. А дает он Богу три обета: обет безбрачия, обет отречения от своей воли, то есть послушания и обет нестяжания – не иметь своего имущества. С этими обетами человек живет и несет свое служение, подвизаясь в монастырях, в келиях, в отшельничестве. И общины церковные стали призывать именно таких людей на епископское служение, чтобы они, духовно опытные, укрепившиеся, не обремененные заботами о семье и вообще почти ничем земным, несли свое служение в Церкви Христовой в качестве епископов. Таким образом сформировался институт епископа монаха.

В XX веке была попытка разрушить образ епископа. В 20-30 годы было обновленческое движение, когда через власти, пытаясь разрушить церковную жизнь была создана параллельная иерархия из обновленцев. И вот там как раз и митрополиты, и епископы щеголяли в красных штанах с лампасами и в кожанках поверх ряс. Они создавали семьи и разводились и еще как-то жили. И пытались все это именем Церкви провозглашать. Но все это конечно же было беззаконием, слава Богу, быстро разрушилось и мы вернулись на устои жизни древней Церкви.

— Кто несет большую ответственность — епископ или священник?

— Епископ. Потому что епископу вручается духовная власть отвечать за всю ту паству, того региона, которая ему вверена. У кого больше полномочий, у того больше и ответственность.

— Отнимается ли апостольская благодать у епископа, который ведет себя недолжным образом?

— По церковной традиции есть такое понятие как лишение сана. Как невидимым образом человек получает особую благодать при хиротонии или в священника или в епископа. И Церковь определяет, достоин ли ты нести это служение. Если твои дела доходят до разрушения, мерзости и беззакония, то собор епископов определяет, что ты своими делами разрушаешь апостольское служение, и выносит решение о низвержении тебя из сана и ты для Церкви становишься или монахом или мирянином.

— Кто может судить епископа?

— Епископа может судить собор епископов. Церковный суд выносится благословением Святейшего Патриарха и собором епископов. И епископ, и священник, и мирянин живут по канонам Церкви, по правилам и законам. И если человек ведет нецерковную жизнь, конечно, это осуждается Церковью, независимо от его сана.

Благодарим за организацию интервью пресс-службу Нижегородской епархии.

Без епископа нет Церкви _____________________________ 19 декабря 2019 г. епископ Нестор совершил молебен с акафистом святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу, в Никольском храме Тольятти. Вместе с Владыкой молились: благочинный Невского благочиния протоиерей Александр Здоренко, благочинный Преображенского округа иеромонах Питирим (Чембулатов), настоятель протоиерей Феодор Гавриленко, клирик Невского благочиния протоиерей Димитрий Дружкин, прихожане храма. Приход существует 17 лет, а архиерейское служение здесь совершилось впервые. Отец настоятель выразил чувства всех прихожан храма, обратившись с приветственным словом к Владыке по окончании молебствия. Он сказал, что все ощущали неземную радость во время совместной молитвы с архипастырем. Отец Феодор озвучил слова священномученика Игнатия Богоносца: «… без епископа нет Церкви, и где епископ, там и Церковь, и без епископа никто не творит ничего, относящееся к Церкви; там, где будет епископ, там должен быть и народ, также, как — где Иисус Христос, там и святая Церковь; то, что Владыка одобрил, то и Богу приятно… И сегодня на нас сбылись все эти слова …». Протоирей Феодор поблагодарил за проявленную отеческую любовь и внимание архиерея, нашедшего в течении насыщенного праздничного дня время посетить скромный храм и совершить службу святителю Николаю в престольный праздник. Владыка подтвердил в своей проповеди слова настоятеля, что действительно, Церковь без епископа не может существовать. Потому что вся полнота благодати Таинств, совершаемых священнослужителями, даётся от епископов, которые преемственно получили эту благодать от апостолов. И так, до сего дня и до скончания века, через это рукоположение и благодать Святого Духа, епископство будет передавать священнослужителям бесценный дар — спасение людей. «…Мы сегодня помолились во всей полноте церковной иерархии: архиерей, священнослужители и миряне. Именно такой Христос и хотел создать Свою церковь. И эту Церковь никакие козни диавольские не смогут сломить. И пусть ваш храм небольшой, но иногда именно в таких местах открывается небо и чувствуешь себя в другом измерении, которое сердцу даёт возможность дышать в полной мере. И именно здесь реализуется то, что хотел Господь — чтобы мы освятились и преобразились…», — сказал епископ Нестор. Прощаясь, архиерей преподал святительское благословение каждому богомольцу. Первоисточник: https://tltepar.ru/novosty/2019/12/pomolilis-vo-vsey-polnote-tserkvi-svyatitelyu-nikolayu.html

>Епископ

Кто такой епископ?

В 988 году, после Крещения Руси, в Православии появилось особое сословие — духовенство. Одним из главнейших священнослужителей в Церкви является епископ. Кто такие епископы и, почему они появились в Православной Церкви? За какие заслуги дают такое почетное звание?

Те, кто читал Новый Завет знают, что в самом начале Завета нет ни одного упоминания о епископах в христианстве. Почему? Во времена становления нашей веры не было не только разделения на православие, католичество и, тем более, самую молодую конфессию — протестантизм. В те времена не существовало и Церковной иерархии. Апостолы, ученики Христа пошли учить все народы. Епископами, что в переводе означает «надзирающий» называли главу христианской общины. Со временем епископы стали третьей степенью священства, возглавив пресвитеров и диаконов. Интересно, что звание епископа существует в Ветхом Завете. Епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос — «блюститель душ наших».

В Новом Завете упоминание о епископе встречается в:

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

Постепенно епископы стали получать и другие почетные звания:

  • Архиепископ;
  • Митрополит;
  • Патриарх.

Первые епископы получили важный дар — апостольское преемство. Епископов также принято называть архиереями — старшими иереями.

В XX веке началось реформационное движение, которое хотело разрушит сложившиеся в Православной Церкви устои, в том числе, институт епископата. Иерархия «Обновленцев» выступала против традиций. Они отказались от целибата для епископов, вступали в брак, носили другое облачение. Это движение не прижилось и не имело достаточно большого количества последователей.

В современной Русской Православной Церкви епископов становится все больше, а епархии делятся на меньшие территории.

Кто может стать епископом?

Сразу стать епископом — невозможно. Для начала нужно пройти весь путь в иерархии духовенства. Рукоположить в епископы может только собор епископов, состоящий минимум из двух священнослужителей. Епископом может стать священнослужитель, имеющий особые заслуги перед Богом и Церковью.

Сейчас Церковная иерархия выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

У епископа несколько правительственных степеней:

  • Патриарх;
  • Митрополит;
  • Архиепископ;
  • Экзарх.

Митрополит

Функции епископа

«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».

(c)
протоиерей Василий Певцов. Лекции по церковному праву.

Епископ, получив апостольское преемство, имеет право исполнять все Таинства Церкви:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Он является вышестоящим священноначалием для настоятелей храмов в своем регионе. Каждый епископ отвечает за определенную область, контролирует ее, помогает решать сложные вопросы.

Только епископ имеет право освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, которого епископ назначил.

Епископ — пример для духовенства и мирян. За недостойное поведение его могут лишить сана.

Поскольку такое служение требует полной отдачи от человека, только монашествующий священник может претендовать на роль епископа. Безбрачие епископов — обязательное условие.

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

Схема чина хиротонии во епископа

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение Патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

Епископ, который строит храм

Епископ… Каковы наши первые ассоциации с этим словом? Торжественная архиерейская служба, прекрасный хор, расшитое облачение. Сегодня мы приглашаем вас посмотреть на другую сторону жизни епископа, по кирпичику строящего храм.

Монах с тачкой — это Преосвященный Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха. Таким образом он часто проводит свое свободное время.

Епископ Евтихий и послушник Евгений на строительстве храма преп. Петра Столпника в деревне Ершово (Безруково) родине П.П.Ершова. В свое время П.П.Ершов ходатайствовал от имени крестьян родной деревни перед епархиальным начальством о строительстве храма и из своих средств оказывал помощь в строительстве. Тот храм был взорван в 1969 г.

Фотограф: odnodum

«Где нет епископа, там нет Церкви» — эти слова священномученика Игнатия Богоносца уже почти две тысячи лет определяют всю важность и значимость епископского призвания. Дело в том, что епископ – это не просто одно из церковных служений. Без него Церкви не может быть вообще. Это непреложный факт, который никогда и никем не оспаривался в церковной традиции за все время существования новозаветной Церкви.

Сегодня епископское служение очень часто воспринимается несведущими людьми лишь как администрирование, а сам епископ – как некий «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Казалось бы, все сходится: без грамотного руководства любая организация очень быстро прекратит свое существование. Однако совсем не об этом говорил Инатий Богоносец в своих знаменитых словах.

Да, епископы действительно вынуждены заниматься администрированием в своих епархиях. Но суть их служения не в распределении должностей и финансовых потоков. Епископ прежде всего – тот, кто совершает Евхаристию, или же – поручает совершить ее другому, специально поставленному служителю – священнику. Евхаристия невозможна без епископов, которые являются прямыми преемниками святых Апостолов. И если бы епископов не было, христиане не смогли бы приобщаться Телу и Крови Христовым, а значит – не смогли бы составить собою Церковь. Об этом, и о многом другом рассказывает сегодня один из епископов Русской Православной Церкви – Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский.

— Владыка, просьба к Вам, как к опытному архипастырю, ответить на несколько вопросов на тему епископского служения. Кто является преемником апостолов в современной Церкви: все священнослужители вне зависимости от сана или, например, только епископы?

— Чтобы правильно понять ответ на эти вопросы, прежде всего, важно понимать и знать кто такой Христос и что для нас с вами — Церковь. Христос – это наш истинный Бог и наш Спаситель, который пришел на землю, чтобы исполнить заповеди Своего Отца Небесного и мы получили бессмертие, наследовали Царство Небесное. Для этого Он дал людям закон под название Евангелие. И Он этот закон исполнил до Голгофы, до Крестной смерти и Воскресения. И Церковь воспевает: «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?». Христос восстал из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех жизнь вечную даровав. Христос основал на земле Церковь – сообщество людей, обновленных Духом Святым. И день рождения церкви – это в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Итак, у нас с вами есть учение Христа, Он закон исполнил и Он основал Церковь, и в Церкви Он дал людям семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Елеоосвящение, Покаяние, Евхаристию, таинство Священства и таинство Брака. Что такое таинство церковное? Это особое священнодейство, в котором преподается человеку особая благодать Духа Святаго.

В Церкви есть таинство священства. Принимающие его люди — особые, они посвящают себя Богу и им дается благодать Духа Святаго – священнодействовать, совершать церковное таинство. Священномученик Игнатий Богоносец говорит «Где нет епископа, там нет Церкви». Почему? Епископ является правопреемником по благодати апостолов. Апостолы, возлагая руки на человека, давали ему дар апостольского служения епископской благодати. И только епископ в Церкви может поставлять священников и никто другой. Представьте себе — нет у нас священников. И как мы с вами будем исповедовать людей, совершать Божественную литургию, венчать и т.д.? Ничего этого не будет без священников. А священников не бывает без епископа.

Митрополит Георгий, фото Владимира Ештокина

В этом смысле, когда приходят протестанты и говорят «я священник, я епископ» — они безблагодатные. У них бумажка есть, о том, что они вроде бы — епископы, но у них нет апостольской преемственности. Поэтому не совершаются у них церковные Таинства, не приобщаются они Тела и Крови Христовой, все это у них лишь внешняя форма, один обряд без содержания, без благодати. Мы приводим человека в храм, над ним священник совершает молитвы крещения и он становится христианином. И люди, особенно взрослые, это чувствуют – он христианин или нет, и нам нем есть Печать Дара Духа Святаго или нет.

Мы очень часто воспринимаем епископа как человека, сидящего на почетном месте, которому все кланяются, относятся с почтением. Но весь этот почет – не епископу как человеку, а епископу – как к носителю благодати Духа Святаго. Вместе с тем, дорогие братья и сестры, на епископе лежит ответственность перед Богом и Церковью, за благоустроение жизни церковной. Он за все отвечает: и за праведную жизнь и за неустроенную, и за чистоту, и за разрушение, и он призван полагать душу свою за други своя в благоустроении жизни церковной. Поэтому епископ – это как ангел хранитель для той земли, куда он призван. Не как человек, а как носитель апостольской благодати. Поэтому – где нет епископа, там нет и Церкви.

И апостол Павел говорил «Кто епископства желает, тот доброго дела желает». Дело в том, что в древней Церкви, первые три века многие епископы становились мучениками. За их веру и служение, гонители христианства подвергали их смерти. Поэтому апостол и говорит «доброго дела желаешь», то есть ты идешь на мученичество. Епископ – это не духовный чиновник, высокого ранга и звания. Это совершенно не так, может быть, многие так воспринимают епископа, но прежде всего это носитель особой благодати Духа Святаго. На епископе лежит ответственность в поставлении священнослужителей – тех людей, которые совершают Таинства в Церкви.

— В чем разница служения епископа и священника?

— В древней церкви был сан хор-епископа (сельский епископ) – то есть в каждом населенном пункте был свой епископ. Священники помогали епископу в служении. Поскольку стала развиваться жизнь, приумножаться количество прихожан в древней Церкви, епископ стал делегировать полномочия священникам через то, что мы сейчас знаем как антиминс – специальный плат для священнодействия в той или иной общине от имени епископа. И на епископе лежит вся ответственность за благоустроение жизни церковной, а священник помогает епископу в несении этого служения. И помогает не административно, а духовно. Мы говорим «Христос посреди нас» и отвечаем «и есть и будет». Это служение наше Богу, Церкви, народу Божиему призвано к тому, чтобы помочь человеку в своем сердце найти дорогу к Богу и наследовать Царствие Небесное…

Единая Церковь в посланиях св. Игнатия Богоносца

«Церковь едина»

«Церковь едина», — именно в этом утверждении наиболее адекватно выражена ее природа. Это единство охватывает время и пространство, земное и небесное, Церковь людей и Церковь ангелов. «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1:12-13), — спрашивает апостол Павел, так как сама идея Тела противостоит всякому разделению. Множественность автокефальных Церквей оставляет нетронутым историческое разнообразие языков и культур, но, совсем как многоголосая симфония, Церковь по существу едина в учении и в таинствах. Она исповедует всегда и везде одну и ту же веру, «как если бы, рассеянная по миру, она обитала бы в одном доме». В апостольское время слово «Церковь» указывало на те места, где проявляло себя Тело Христово, всегда единое. Сегодня множественность относится также к частям разделенного христианского мира, и в качестве таковых лишенным евхаристического общения. С православной точки зрения, догматическое учение о единстве Церкви определяет Православную Церковь. Всякая христианская группа вне канонических границ принадлежит к православию по мере его причастности к истине (крещение, имя Божье). Ересь, раскол – это явление жизни Церкви. Ее связь с центром-плеромой может быть более или менее ослаблена, и это говорит о ее степени православности. Так происходит движение от какого-то случайного союза к принципиальному церковному единству, которое открывается в связи с «уникальной» природой Церкви: Церковь едина и единственна.

Проблема единства и полноты Церкви вполне ясно выступает в посланиях апостольского мужа св. Игнатия Богоносца. Именно эта проблема больше всего лежала на его душе, так как ее ставила сама современная ему церковная жизнь. Этой проблеме посвящены почти все его послания. Решение ее у Игнатия совпадает с решением ап. Павла, но это решение находятся в другой плоскости. Единство Церкви – это одна из основных тем св. Игнатия. Церковь есть единое тело. Чрез все послания св. Игнатия Богоносца проходит чувство тревоги за целость Церквей, возмущаемых сеятелями раздора и лжеучений. Этим смутам св. Игнатий противополагает призыв к единомыслию и единодушию в вере и любви.

Особенности экклезиологии в посланиях св. Игнатия Богоносца

Семь посланий свт. Игнатия к разным церквам были написаны во время его пути на мученическую смерть из Антиохии в Рим, при императоре Траяне ок. 110 г. Будучи вполне самостоятельным, св. Игнатий демонстрирует поразительное единомыслие с апостольскими мужами, богословами ранней Церкви: теологии церковного единства.

Непосредственное преемство посланий св. Игнатия с новозаветными апостольскими посланиями проявляется в области экклезиологии. Главная идея св. Игнатия – церковное единство как выражение единства домостроительства Божия, согласная жизнь во Христе и Св.Духе всех членов Церкви. Для иллюстрации этой мысли автор использует, например, образ хора: «Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына» (Еф. 4). Для того, чтобы хор был настроен на нужный «тон», гармония должна исходить от Самого Бога, а для этого необходим иерархический строй Церкви, послушание церковной иерархии. «Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа. Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью (волей) епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре» (Еф. 4). Вхождение в единство с Богом, в завет с Ним, и, в конечном счете, наследование спасения возможно только через участие в Церкви, через живое согласие с ее строем (музыкальным и воинским), который установлен по воле Самого Бога через апостолов.

В экклезиологии св. Игнатия объединяются, согласно с его умозрением, все идущие от ап. Павла образы Церкви: «все вы составляете как бы один храм Божий, один жертвенник, как бы одного Иисуса Христа» (Магн. 7) Призывы св. Игнатия к единству и согласию имеют, по замечанию прот. Георгия Флоровского, не только и не столько нравственное, но «религиозно-мистическое» содержание. Прежде всего, это уподобление Богу, отображение Божественного единства. Здесь триадология соприкасается с экклесиологией. Единство Церкви существует благодаря Кресту Христову (Его искупительному подвигу) и Его крови, которая есть «любовь нетленная и жизнь вечная» (Рим. 7). Последнее выражение не следует понимать как аллегорию (любовь и жизнь именуется «кровью Христа») – контекст этого сделать не позволяет. Наоборот, именно реальная Кровь Христа, т.е. Евхаристия именуется любовью и жизнью. «Господь Иисус Христос Крестом призывает нас к себе, как членов Своих. Голова не может родиться отдельно от членов; и Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он» (Тралл. 11). Последние слова отсылают нас к известным словам ап. Павла о Церкви как «полноте Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), точнее, к одному из их толкований, наиболее дерзновенному: Сам Христос как бы «неполон» без Церкви. Конечно, их нельзя понимать строго догматически – это лишь метафора, образ Божией любви, но для св. Игнатия они значат очень много.

Таким образом, неоднократные упоминания св. Игнатия о Крестном страдании Христа стоят в связи с особым значением христологии, в аспекте учения об Искуплении. Например, святитель обращается к церкви траллийской как «наслаждающейся в плоти и крови и страдании Иисуса Христа» (Тралл. 1). Кафолических христиан он именует «ветвями Креста», древа, насажденного Отцом (Тралл. 11).

Для св. Игнатия, подобно тому, как Христос есть «во плоти явившийся Бог» (Еф. 7), соединивший «видимое и невидимое», так и Церковь есть единство «плотское и духовное» (Магн. 13), невидимое и видимое. Поэтому святой мученик много внимания уделяет защите «плоти» Церкви, т.е. заповеданного апостолами церковного устройства.

Единство церковного устройства и иерархии

Что касается внешней стороны церковного устройства, нужно подчеркнуть, что именно в посланиях св. Игнатия впервые четко говорится о трехстепенной иерархии: епископ, пресвитер, диакон. Этот факт, а также учение о «монархической» власти епископа дает повод протестантам говорить о «нововведениях» Игнатия, о том, что последний произвел «революцию» в церковном устройстве. Это мнение, безусловно, не подтверждается ни текстом самих посланий, ни прочими фактическими данными. О данном порядке святитель говорит как о чем-то обычном, общепринятом, не требующем пояснений.

В посланиях св. Игнатия Богоносца, первого апологета институциональных должностей, определенно выступает единоличный епископат, наряду с пресвитерием и диаконами. «Без них нет Церкви» (Трал. 3). Довольно часто св. Игнатий рассматривает эти три степени как правящую часть Церкви и увещает подчиняться епископам, пресвитерам и диаконам, но еще чаще выдвигает две первых степени, или одну – епископскую, с которой должен согласиться пресвитерий. В собственном смысле верховным епископом является Сам Бог: епископы поставляются по Его воле и являются Его служителями на земле; им нужно поэтому повиноваться, как Богу, как домоправителям, посланным Домовладыкой. В повиновении епископам – признак истинных христиан. Кто обманывает епископа, обманывает Самого Бога. Отсюда, «прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу» (Смир. 9). Где епископ, там и Церковь. «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви… Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно» (Смир. 8). Каковы функции епископа? – Это: 1) пастырское душепопечение; ничего не должно быть без воли епископа (Трал. 2); он должен наставлять верующих, заботиться о вдовах, рабах, устраивать собрания и наблюдать за тем, чтобы на них являлись все; 2) учительство; епископ должен охранять верующих от ложных учений; 3) совершение таинств; лишь епископу принадлежит право совершать Крещение и Евхаристию, и тому, кому он предоставит это. Согласно посланиям святого Игнатия Богоносца, все церковное управление сосредотачивалось в руках главного представителя церковной общины – епископа, без которого Церковь не могла и мыслиться: «Все последуйте епископу как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно. Чтобы всякое дело было твердо и несомненно».

Игнатий Антиохийский устанавливает церковную иерархию и четко определяет служение пресвитеров и диаконов, отводя им роль помощников епископов. Когда Игнатий Антиохийский в окружении диаконов совершает таинство евхаристии, то все верующие чувствуют, что Христос истинно присутствует в Святых Дарах, что жизнь в Церкви и есть жизнь в Истине. Рядом с епископами св. Игнатий часто ставит пресвитерий, но говорит об их правах неопределенно. Им наравне с епископами должно повиноваться и без них ничего не делать (Трал. 2), но сами они должны быть в согласии с епископом и уважать его (Еф. 4). Пресвитеры составляют коллегию, окружающую епископа, как апостолы Господа, и его совет, решающий церковные дела. На богослужебных собраниях они занимают почетные места вокруг епископа. Им принадлежат судебные и дисциплинарные функции, они вместе с епископами принимают и кающихся. Он же внушает пресвитерам находиться в должном подчинении епископам. Еще менее определенно св. Игнатий говорит о правах диаконов. Он относится к ним с особенной теплотой; называет постоянно «сослужителями своими», «сладчайшими», однако, ставит ниже пресвитеров; если в отношении к епископу и пресвитерам св. Игнатий требует повиновения, то в отношении к диаконам – только почтения; диаконы должны удовлетворять всем и повиноваться пресвитерам. Диаконы являются «служителями таинств Иисуса Христа», а не только агап — «яств и питий», словом, они являются ближайшими помощниками епископа при совершении таинств и в делах управления, почему св. Игнатий и выражается о них с такой теплотой (Трал. 2).

Безусловно, св. отец не ставил целью сообщить нам сведения о современном ему церковном устройстве, поэтому на основании его посланий мы можем отметить лишь некоторые черты его. Во-первых, это выделение «старейшего пресвитера», к которому и стали относить наименование «епископ»; прочие пресвитеры образовали при нем «совет», пресвитериум — именно в таком контексте пресвитеры практически всегда упоминаются в посланиях св. Игнатия (Еф. 4, Смирн. 12). Епископ для св. Игнатия – представитель «во плоти» Невидимого Епископа – Иисуса Христа (Еф. 1), пресвитеры чаще всего ассоциируются с собором апостолов (Магн. 6, 7; Тралл. 3). Таким образом, церковное богослужение мыслится по аналогии с Тайной Вечерей Христа.

Св. Игнатий постоянно настаивает на необходимости подчинения епископу, который является олицетворением церковного единства (делающий что-либо без ведома епископа служит диаволу (Смирн. 9), нечист совестью (Тралл. 7); кто считает себя выше епископа, пропал совершенно (Поликарпу, 5)). Главные основания этого не столько дисциплинарные, сколько сотериологические: они содержатся в евхаристической экклезиологии. Епископ является предстоятелем церковного собрания, в котором совершается Евхаристия (так у всех древних авторов). «Блаженны вы, которые соединены с ним так же, как «Иисус Христос с Отцом» Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего (Еф. 5)». Под хлебом здесь разумеется, согласно с учением 6 главы Евангелия от Иоанна, Сам Христос, а образ жертвенника, идущий из Павловых посланий, является аспектом учения о всеобщем священстве верных: вкушение жертвенного хлеба в ветхозаветное время – прерогатива священнослужителей. Поэтому как Христос один, так и Евхаристия должна быть одна, и истинна только та евхаристия, которая совершается епископом или теми, кому он сам предоставил это (Смирн. 8). «Одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, дабы все, что делаете, делали вы о Боге» (Филад. 4).

Ересь оказывается гибельной, в том числе, из-за удаления от истинной Евхаристии: которая есть «врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе» (Еф. 20) (Здесь следует обратить внимание на то, что св. Игнатий совершенно четко говорит о Евхаристии как истинной плоти и крови Иисуса Христа). Так через Таинство Евхаристии, которое есть реальный источник и наиболее яркое выражение церковного единства «дисциплинарная» экклезиология связывается с догматическим учением и духовной жизнью человека. В этом проявляется яркость и реализм созерцания св. Игнатия, и чрезвычайная актуальность его богословия. Именно евхаристическое общение есть то основное, что определяет единство поместных Церквей. Тем более не противоречит единству Церкви существование церквей инословных, которые существуют не в Церкви, а являются внешними по отношению к ней образованиями.

С двумя центральными идеями св. Игнатия – единством Церкви, церковной иерархии и евхаристической экклесиологией – связан термин «кафолическая церковь», впервые встречающийся именно у него. «Где епископ, там должен быть и народ, так же, где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (Смирн. 8). Термин «?????????» в античной философии (в. т.ч. популярной) означал «целостный», «всеобщий», в противоположность «?????????» — «частичный». Разделение, дробление истины – прерогатива ереси и раскола, Церковь – это «нераздельная жизнь», соответствующая полноте и единству спасительного домостроительства Божия, явленного в искупительном подвиге Христа. Следует отметить, что на языке святителя Игнатия кафоличность – прерогатива не только Вселенской Церкви, но и каждой поместной, по факту ее участия в Божественной жизни. Здесь делается акцент не столько на вселенскости Церкви, сколько на этой самой «полноте жизни» во Христе.

Как для ап. Павла, так и для Игнатия, полнота и единство Церкви содержались в каждой местной церкви, собранной на Евхаристическое собрание. Эта внутренняя полнота местной церкви является для Игнатия ее кафоличностью, если она возглавляется епископом. Таким образом, кафолическою церковью является та, в которой предстоятельствует епископ. В силу этого в само понятие кафолической церкви вошло служение епископа. В эпоху ап. Павла Евхаристическое собрание возглавлялось одним и тем же лицом, независимо от того, как это лицо именовалось. Новшество было в форме, которую придал Игнатий этому факту. Эта форма стала исходной точкой дальнейшего развития кафолической идеи. Вскоре после Игнатия в церковное сознание постепенно проникает идея универсальной церкви, как единого организма.

Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь основана Господом нашим Иисусом Христом в день Пятидесятницы, когда после сошествия Святого Духа на апостолов было положено начало первой христианской общине. С первых времен христианства принадлежность Церкви определяется двумя факторами: исповеданием православной веры и действительным единением с Церковью Христовой, как об этом говорится в Деяниях Апостольских: «Спасаемые прилагались к Церкви» (Деян. 2:47; 5:13 – 14). При этом если нарушается одна из этих составляющих, то неизбежно происходит искажение и другой. Церкви в Новом Завете усвоено сравнение с телом, в котором обитает душа, или с деревом, соки которого питают ветви. Поэтому она есть благодатный организм, оживотворяемый Святым Духом Божиим. Как отсеченный от тела член умирает и разлагается, как отрубленная ветвь засыхает и умирает, так и по всякой причине отделение от Тела Церкви влечет за собой прекращение единения с ней. Поэтому и говорить о принадлежности Церкви в случаях любого нарушения благодатного единства с ней невозможно. «Не важно, насколько велико догматическое разномыслие отделившегося; важен и имеет полное значение самый факт отделения, само прекращение единения с Церковью. Пусть будет отделение лишь на почве церковного мятежа и дисциплинарной непокорности без всякого догматического разномыслия… сущность разделения одна и та же». Х. Яннарас говорит о единстве Церкви: «Единство означает в церковном понимании вовсе не сплоченность, согласие и единодушие отдельных людей, как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную».

Церковь – область, где совершается приобщение к домостроительству Божию, к Его предвечному спасительному замыслу (аллегория предсуществующей Церкви). Это приобщение мыслится как единение с Христом, даруемой Им через Его искупительный подвиг, объединение всех в единое целое, духовное и «видимое», в таинстве Евхаристии. Это участие, построение здания Церкви требует от каждого члена Церкви определенной нравственных усилий, обозначаемых как «соучастие в страданиях Христовых». И одним из первых в этом ряду следует забота каждого христианина о «единомыслии и мире», немыслимая без послушания Богоустановленной иерархии. Именно существующий иерархический церковный строй, прямо вытекающий из бытия Церкви как живого тела (образ ап. Павла), соответствует воле Бога и является апостольским установлением, и только при его неповрежденности возможно совершение истинной Евхаристии и, через это, спасение и истинная жизнь во Христе. Так соблюдается единство и полнота спасительного домостроительства Бога.

Евдокимов П. «Православие». ББИ, М., 2002. Стр. 220-221.

Игнатий Богоносец, св. Послание к смирнянам. Гл. 8. // Писания мужей апостольских. – М., 2003. С. 305.

Скальфи Р. Краткая история Католической Церкви.

Скурат К. Отцы и учители Церкви 1-5 веков. / К. Скурат. – Воронеж, 1998. Стр. 29-31; Писания мужей Апостольских. / Антология. – Рига: Латвийское Библейское общество, 1994.

Давыденков О. «Введение в святоотеческое богословие». М., 2000. Стр. 226.

Цыпин В., протоиерей. Курс Церковного права. / В. Цыпин. – Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 176.

Иларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. / Иларион (Троицкий). – М.: Православная беседа, 1992. – С. 60.

Епископ

Йохан Отто фон Гемминген — католический епископ

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий; от ἐπί — на, при + σκοπέω — смотрю) в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. αρχι — главный, старший + ἱερεύς — священник).

  • 1 История и значение термина
    • 1.1 Епископ в Новозаветное время
  • 2 Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви
    • 2.1 Канонические основания и роль епископа в Церкви
    • 2.2 Епископ в православии
      • 2.2.1 Епископство в России
    • 2.3 Епископ в Римско-Католической Церкви
    • 2.4 Епископ в протестантизме
  • 3 Примечания
  • 4 См. также
  • 5 Литература

История и значение термина

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской.

С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — (архиепископа, митрополита, патриарха) термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς). В грекоязычных Церквях общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем по чину Мелхиседекову во веки» — греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος:

  • Деяния (Деян.20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил.1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим.3:2)
  • Послание к Титу (Тит.1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет.2:25)

В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем душ Ваших» (1 Петр 2.25) — греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν.»

Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви

Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Православной, так и Католической Церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, — минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило), кроме особых случаев.

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно патриарху — предстоятелю поместной церкви.

К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12 и 48 Правилах Трулльского собора («Пято-шестого»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.» В практике Русской церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать епископскую хиротонию только над лицами, принявшими монашеский постриг.

Епископ в православии

Епископство в России

В III в. существовала Скифская епархия Вселенской церкви с центром в Добрудже, которой подчинялись скифы-христиане, жившие в том числе и на землях современной России. Именно с этой общины верующих, созданной апостолом Андреем, по церковному преданию начинается распространение православной веры в России.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого Магдебургского архиепископа). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов.

Первым Киевским митрополитом, прибывшим в Киев для постоянного пребывания, был Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси.

В истории Русской Церкви имеется множество случаев политических разногласий и даже противостояний между епископами и светскими властителями — князьями. Наиболее упорная борьба имела место между Новгородскими архиепископами и Московскими Великими князьями в XIV—XV века.

В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» Киевского митрополита Климента. Константинопольской патриархией на киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси Константин I.

За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.

Избрание Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальный 35-летний возраст для ставленника — кандидата —, а в ис­ключительных случаях — 25-летний. Но церковная история знает отступления от указанной нормы.

Епископ в Римско-Католической Церкви

Герб епископа. Епископ Регенсбурга Герхард Людвиг Мюллер.

В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями Первого Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией Второго Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы».

Епископ в протестантизме

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Согласно взглядам эпохи Реформации, служение — это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

  1. В синодальном переводе: «<…> куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:20)
  2. Прот. Владислав Цыпин. Церковное право. 1994, стр. 281
  3. Цит. по русскому переводу Катехизиса Католической Церкви. Пункты 882 и 883

См. также

Епископ в Викисловаре

Епископ в Викитеке

Епископ на Викискладе

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиепископ
  • Мальчик-епископ
  • Коадъютор
  • Епископ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Епископ // Православная энциклопедия. Том XVIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 509-522. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5

Ссылки

  • Епископ
  • Служение церковного управления — епископство: Настольная книга священнослужителя. Т. 4.М.: Изд-во Московской патриархии, 2001
  • Глава «Епископы» Том IV. «История церкви в период Вселенских соборов» // В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви.

Православный клир

Священнослужители

Епископы

Викарий • Епископ (Архиерей) • Архиепископ • Митрополит • Патриарх

Священники

Иеромонах • Игумен • Архимандрит • Иерей • Пресвитер • Протоиерей • Протопресвитер

Диаконы

Церковнослужители

Алтарник • Иподиакон • Псаломщик (Чтец) • Пономарь • Екклисиарх

Католическая иерархия
Епископат Папа · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ)
Пресвитеры Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан
Диаконы Диакон · Постоянный диакон
Прислуживающие во время литургии Аколит · Чтец · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий)
Для определённых задач Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор
В восточнокатолических церквях Экзарх · Архимандрит
В католических орденах Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций
Упразднённые Королевский кардинал · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий

епископ

Паронимы: эпископ.

В Википедии есть страница «епископ».

Русский

В Викиданных есть лексема епископ (L108430).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. епи́скоп епи́скопы
Р. епи́скопа епи́скопов
Д. епи́скопу епи́скопам
В. епи́скопа епи́скопов
Тв. епи́скопом епи́скопами
Пр. епи́скопе епи́скопах

е-пи́с-коп

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -епископ- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Епископ

Значение

  1. церк. в православной, католической, англиканской церковной иерархии — лицо, имеющее третью, высшую степень священства ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. церк. младшее из епископских (архиерейский) званий (высшие — архиепископ, митрополит, патриарх)

Синонимы

  1. архиерей, архипастырь, иерарх

Антонимы

Гиперонимы

  1. лицо
  2. сан

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: епископат, епископство
  • прилагательные: епископский

Этимология

Происходит от др.-греч. ἐπίσκοπος «надзирающий, надсматривающий», далее из ἐπί «на, при», из праиндоевр. *op- «сзади, вокруг», + σκοπέω «наблюдаю, смотрю», из праиндоевр. *(s)pek’- «смотреть». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. episcopus. Русск. епископ — из др.-русск. епископъ, епискупъ; ср.: ст.-слав. ѥпискоупъ (Супр.). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Азербайджанскийaz: yepiskop
    • Албанскийsq: ipeshkvi
    • Английскийen: bishop
    • Арагонскийan: bispe м.
    • Армянскийhy: եպիսկոպոս (episkopos)
    • Баварскийbar: Bischof м.
    • Баскскийeu: apezpiku
    • Белорусскийbe: епіскап м.; біскуп м. (устар.)
    • Болгарскийbg: епископ м.
    • Боснийскийbs: biskup м.
    • Бретонскийbr: eskob
    • Валлийскийcy: esgob
    • Варайскийwar: obispo
    • Венгерскийhu: püspök
    • Венетскийvec: vescovo
    • Волапюкиvo: bijop
    • Греческийel: επίσκοπος м.
    • Грузинскийka: ეპისკოპოსი
    • Гэльскийgd: easbaig
    • Датскийda: biskop (bisp)
    • Древнеанглийский†ang: bisceop
    • Жемайтскийsgs: vīskops
    • Ивритhe: בישוף (bišof)
    • Идишyi: ביסקופּ (biskup) м.
    • Идоиio: episkopo
    • Индонезийскийid: uskup
    • Интерлингваиia: episcopo
    • Ирландскийga: easpag
    • Исландскийis: biskup
    • Испанскийes: obispo м.
    • Итальянскийit: vescovo м.
    • Казахскийkk: епископ
    • Каталанскийca: bisbe
    • Кечуаqu: uwispu; Hatun yaya
    • Китайский (упрощ.): 主教 (zhǔjiào)
    • Корейскийko: 주교
    • Латинскийla: episcopus м.
    • Латышскийlv: bīskaps
    • Лимбургскийli: biesjop (bisjop)
    • Литовскийlt: vyskupas
    • Люксембургскийlb: Bëschof
    • Македонскийmk: епископ м.
    • Малагасийскийmg: eveka
    • Малайскийms: uskup; biskop
    • Мальтийскийmt: isqof
    • Мэнскийgv: aspick м.
    • Немецкийde: Bischof м.
    • Нидерландскийnl: bisschop
    • Нижнелужицкийdsb: biskup м.
    • Норвежскийno: biskop
    • Окситанскийoc: avesque
    • Осетинскийos: алчер
    • Персидскийfa: اسقف (osghof)
    • Польскийpl: biskup м.
    • Португальскийpt: bispo м.
    • Ретороманскийrm: uvestg
    • Румынскийro: episcop м.
    • Самоаsm: ‘epikopō
    • Сардинскийsc: pìscamu
    • Северносаамскийse: bisma
    • Сербскийsr (кир.): епископ м.
    • Сицилийскийscn: vìscuvu
    • Словацкийsk: biskup м.
    • Словенскийsl: škof м.
    • Суахилиsw: askofu
    • Тагальскийtl: obispo
    • Тамильскийta: ஆயர்
    • Турецкийtr: piskopos
    • Туркменскийtk: ýepiskop
    • Узбекскийuz: yepiskop
    • Украинскийuk: єпископ м.
    • Фарерскийfo: biskupur м., bispur м.
    • Финскийfi: piispa
    • Французскийfr: évêque м.
    • Фризскийfy: biskop
    • Фриульскийfur: vescul м.
    • Хорватскийhr: biskup м.
    • Чешскийcs: biskup
    • Шведскийsv: biskop
    • Эмилиано-романьольскийeml: vèsc
    • Эсперантоиeo: episkopo
    • Эстонскийet: piiskop
    • Яванскийjv: uskup
    • Якутскийsah: епископ
    • Японскийja: 主教

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Болгарский

      Ед. епи́скоп
      Ед. об. епи́скопа
      Ед. суб. епи́скопът
      Мн. епи́скопи
      Мн. сов. епи́скопите
      Числ. епи́скопа
      Зв. епи́скопе

      е-пи́с-коп

      Существительное, мужской род, одушевлённое, склонение 7a.

      Корень: -епископ-.

      Епископ

  1. религ. епископ

Ближайшее родство

Происходит от др.-греч. ἐπίσκοπος «надзирающий, надсматривающий», далее из ἐπί «на, при», из праиндоевр. *op- «сзади, вокруг», + σκοπέω «наблюдаю, смотрю», из праиндоевр. *(s)pek’- «смотреть». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. episcopus.

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Казахский

      е-пи́с-коп

      Существительное.

      Корень: -епископ-.

      Епископ

  1. религ. епископ

Ближайшее родство

Происходит от др.-греч. ἐπίσκοπος «надзирающий, надсматривающий», далее из ἐπί «на, при», из праиндоевр. *op- «сзади, вокруг», + σκοπέω «наблюдаю, смотрю», из праиндоевр. *(s)pek’- «смотреть». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. episcopus.

      Статья нуждается в доработке.

      Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
      В частности, следует уточнить сведения о:

      • произношении
      • семантике

      (См. Общепринятые правила).

      Епископ — это кто такой в православии?

      Что означает слово «епископ» и какую роль этот чин выполняет в церкви? В переводе с греческого это слово означает «надзиратель», «блюститель». В православии епископ – это высшая степень священства.

      К православной церкви (в общем смысле) принадлежит народ божий, который можно по возрастанию чинов разделить на 3 категории:

      • миряне (обычный народ, из которого выбирают служителей);
      • церковнослужители (чтецы и сторожа, трудники, старосты и прочие);
      • священнослужители (диаконы, священники и епископы, которые главенствуют в этой категории).

      Рангом ниже епископа находятся священники, еще ниже – диаконы. Священнослужителей называют также клиром или духовенством. Диаконы и священники подразделяются на белых и черных. Белым разрешено жениться, черным же предписано строгое воздержание от брака, монашество, полное погружение в служение и отречение от мирского. У таких людей нет собственности, нет воли, нет жены. Только черное духовенство допущено до управления церковью.

      Вот какое определение слова «епископ» дается нам в словаре: в античной Греции так называли эмиссаров, которые направлялись правящими лидерами государства в союзные Афинам страны, для обеспечения контроля соблюдения взаимных договоренностей. Иными словами – это были надзиратели.

      Хранитель земли и носитель апостольской благодати

      Епископ является правопреемником по апостольской благодати. Он рукополагается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, на голову назначаемого возлагается Евангелие письменами вниз (как бы передавая информацию Священного Писания в мозг возводимого в чин епископа).

      Епископ – это сан, существующий в церквях, в которых сохраняется апостольское преемство, в том числе католических и протестантских, где признается епископское служение.

      Многие привыкли думать, что епископ является высшим духовным лицом, к которому все относятся с великим почтением, и это правильно. Но рассматривать его стоит все же не как человека, а как носителя благодати Святого Духа. Бог возлагает на епископа большую ответственность за «благоустройство» церковной жизни на вверенной ему земле, за соблюдение на этой территории всех правил и канонов Божьих. Он отвечает за все хорошее и плохое, что происходит в зоне его ответственности, за все блага и разрушения. Епископ – это своего рода «ангел-хранитель». Если его нет, ни о какой Церкви (в духовном смысле), речи идти не может.

      Заслуженные епископы носят звания архиепископов. В столицах мы слышим про митрополитов — именно так называют этих священнослужителей в главных городах мира. Случаются ситуации, когда один епископ не может справиться, и ему назначается в помощь другой, наместник, которого называют викарием. Обычно он не имеет своего прихода.

      Иерархия

      Епископ — это лицо, которому подчиняются священники (иереи), потому такого священника называют архиереем (начальником иереев). Подчиненные епископа могут совершать большинство святых таинств, в их функции входят исповеди людей, проведение Божественной литургии, обряды венчания и т. д. Они руководят религиозной жизнью местных приходов, где могут занимать посты настоятелей.

      Значение слова «епископ» в переводе с греческого – «надзиратель». По сути это руководитель церкви, «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Он занимается администрированием, распределением должностей и финансовых потоков. Это его «мирские» функции.

      В духовном смысле православный епископ символизирует собой высшую благодать священства и вбирает в себя всю полноту власти апостола, являясь главным учителем местной церкви и мирян, церковнослужителей и священнослужителей.

      Христос дал людям закон – «Евангелие», подарил семь церковных Таинств:

      • Евхаристию.
      • Крещение.
      • Таинство Брака.
      • Елеоосвящение.
      • Миропомазание.
      • Покаяние.
      • Священства.

      Этот священнослужитель исполняет все эти таинства.

      Только православный епископ может освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, назначенный им.

      Наконец, епископ является не только надзорным, но и судебным органом над местным духовенством, кроме того, он управляет имуществом церкви. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной церкви.

      Только тот может стать епископом, кто принял монашеский постриг.

      Евхаристия

      Епископ — это прежде всего то лицо, кто совершает Евхаристию, проведение которой также может быть поручено епископом священнику.

      Евхаристия – главное Таинство Церкви, в его процессе реализуется призвание христианина – единение с Господом, благодарение Всевышнего через молитвы и вкушение хлеба и вина как символов истинных Тела и Крови Иисуса. Молясь и вкушая, христианин становится единым целым с Христом.

      Все церковные праздники знаменуются совершением Евхаристии, которая лежит в основе главного церковного богослужения – Божественной Литургии.

      Древняя православная церковь

      В первые века, в страшное время гонений христиан, епископы становились мучениками за их веру и служение, их пытали и уничтожали самым жестоким образом.

      Древняя церковь характеризовалась присутствием в ней сана хор-епископа, то есть сельского главы церкви. В каждом населенном пункте назначался свой епископ, которому помогали священники. С течением времени и развитием жизни наблюдался рост числа прихожан, епископ, не справляясь с объемом работы, начинал постепенно передавать часть работы священникам через антиминс – это специальный плат для священнодействия. Таким образом, он разгружал себя, делегируя свои полномочия.

      Епископ — это ответственное лицо за благоустроение жизни церковной, а священник — его помощник в несении этого служения.

      Только безбрачные

      В самом начале становления епископства на христианской земле епископ мог быть как безбрачным, так и женатым. С течением времени стало понятно, что эта деятельность требует от людей полной самоотдачи и отречения от всего земного, то есть епископ должен стать полноценным монахом.

      По сути монах — это «воин Христов», приносящий великую духовную присягу. Он дает Всевышнему обет безбрачия, послушания, то есть полного отречения от своей воли, и обет нестяжания – то есть монах не должен иметь своего имущества. В таком формате и служит монах Господу на этой земле либо в отшельничестве, либо в монастырях.

      Церковные общины именно таких людей призывали на епископское служение, это духовно опытные, крепкие, сильные духом и ничем мирским не обремененные, не имеющие забот о своей семье и близких. Только такой человек может искренне, целиком и полностью отдаваясь, служить Господу. Так сформировался институт монаха-епископа.

      20-й век: попытки разрушить традиции

      В двадцатом веке в 20-30-е годы началось движение, приверженцы которого пытались повлиять на власть и разрушить сложившиеся устои церковной жизни. Возникла так называемая параллельная иерархия «обновленцев» — появились митрополиты и епископы в кожаных одеждах поверх ряс и в красных штанах с лампасами, они женились и создавали семьи, разводились и опять вступали в брак. При этом они действовали, как они считали, от имени Церкви, а по сути с церковной точки зрения это было беззаконием. Вскоре это движение было ликвидировано, и устои вернулись на круги своя.

      >Ответственность

      Епископ — это ответственное лицо за всю паству вверенного ему региона, значит, он несет большую ответственность, чем священник. И само собой, имеет больше полномочий.

      А судьи кто?

      Весь церковный народ обязан жить по закону Божьему и не нарушать его. А епископ тем более. Одно то, что обозначает слово «епископ» — «блюститель», предписывает для этого чина соблюдение людьми всех законов, предписанных Всевышним, и сам он также обязан их соблюдать.

      Если епископ в церкви ведет себя ненадлежащим образом, его по церковной традиции могут лишить сана. Если дела епископа приводят к разрушению, в епархии епископа творятся мерзости и царит беззаконие, собор епископов с благословения Святейшего Патриарха выносит решение, что своими делами епископ разрушает апостольское служение, и полагает низвергнуть его из сана. После этого экс-епископ становится монахом или мирянином.