Епископ это в истории

Церковные титулы и их иерархия

Светлана Овчинникова / Добавлено: 22.02.17, 17:46:46

Церковные титулы

Православная Церковь

Соблюдается следующая иерархия:

Епископы:

1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты – Главы Церквей Поместных.

Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество. К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество, или Ваше Блаженство в третьем лице

2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.

3. Архиепископы (также как п. 2).

К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство

4. Епископы – управляющие епархией – 2 епархии.

5. Епископы – викарии – одна епархия.

К епископам Ваше Преосвященство, Ваша Милость и Ваша Светлость. Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство.

Священники:

1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).

2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер – настоятель Патриаршего собора.

3. Игумены.

К архимандритам, протоиереям, игуменам – Ваше Высокопреподобие

4. Иеромонахи.

5. Иереи.

К иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие.

Диаконы:

1. Архидиаконы.

2. Протодиаконы.

3. Иеродиаконы.

4. Диаконы.

Диаконы именуются по их сану.

Римско-Католическая Церковь

Порядок старшинства следующий:

1. Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)). Одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти. Монарх и Суверен Святого Престола, как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх, суверен города-государства Ватикан.

К папе следует обращаться «Святой отец» или «Ваше святейшество» в третьем лице.

2. Легаты – кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;

3. Кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови; Кардиналы назначаются Папой. Управляют, как и епископы, епархиями либо занимают должность в римской курии. С XI в. кардиналы избирают Папу Римского.

К кардиналу следует обращаться «Ваше Высокопреосвященство» или «Ваша Светлость» в третьем лице

4. Патриарх. В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, иерусалимский патриарх латинского обряда, а также титулярные Патриархи Восточной и Западной Индий (последний вакантен с 1963 года).

Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.

Во время официального представления, Патриарх должен быть представлен как «Его Блаженство, (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)». Лично к нему нужно обращаться как «Ваше Блаженство» (кроме Лиссабона, где к нему обращаются как «Его Высокопреосвященство»), или на бумаге как «Его Блаженство, Высокопреподобный (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)».

5. Верховный архиепископ (лат. archiepiscopus maior) — митрополит, возглавляющий восточную католическую церковь со статусом верховного архиепископства. Верховный архиепископ, хотя он рангом и ниже патриарха Восточнокатолической церкви, во всех отношениях равен ему в правах. Избранный своей Церковью верховный архиепископ утверждается папой римским. Если папа римский не утверждает кандидатуру верховного архиепископа, проводятся новые выборы.
Верховные архиепископы являются членами Конгрегации по делам восточных церквей.

6. Архиепископ — старший (начальствующий) епископ. В римско-католической церкви архиепископы подразделяются на:

  • архиепископов, возглавляющих архиепархии, не являющиеся центрами провинций;
  • персональных архиепископов, которым этот титул присваивается Папой персонально;
  • титулярных архиепископов, занимающих кафедры ныне не существующих древних городов и состоящих на службе в римской курии или являющихся нунциями.
  • примасы. В Римско-католической Церкви, примас — архиепископ (реже викарный или освобожденный епископ), которому присуждается предстоятельство по отношению к другим епископам целой страны или исторической области (в политических или культурных терминах). Это предстоятельство по каноническому праву не даёт никаких дополнительных полномочий или власти по отношении к другим архиепископам или епископам. Титул используется в католических странах как почетный. Звание примаса может даваться иерарху одной из самых старых митрополий в стране. Примасы часто возводятся в кардиналы и часто наделяются председательством в национальной конференции епископов. При этом главный город епархии может больше не иметь такого важного значения, как при её создании, или её границы могут больше не соответствовать национальным. Примасы занимают место ниже верховного архиепископа и патриарха, а в пределах коллегии кардиналов не пользуются старшинством.
  • митрополиты. В латинском обряде католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий. Митрополит обязательно должен быть архиепископом, а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии. Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы-суффраганы, а также титулярные архиепископы. Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы, входящие в митрополию. Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.
    Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут апеллировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора.

7. Епископ (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, по меньшей мере двумя , кроме особых случаев. Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии.

Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии. По каноническому праву епископ распоряжается всем церковным имуществом самостоятельно или через доверенных лиц. В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

К архиепископам и епископам используется обращение «Ваше Превосходительство» или «Ваша Светлость» во втором лице. В некоторых частях Канады, особенно на Западе, к Архиепископу обычно обращаются как «Его Преосвященство».

8. Священник — служитель религиозного культа. В Католической церкви священники относятся ко второй степени священства. Священник имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершить лишь в исключительных обстоятельствах). Священники рукополагаются епископом. Священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников обязателен целибат.

Во время официального представления религиозный священник должен быть представлен как «Преподобный отец (Имя и фамилия) (название сообщества)». Лично к нему нужно обращаться как «Отец (Фамилия)» , просто «Отец», «падре» или «прете», а на бумаге как «Преподобный Отец (Имя Отчество Фамилия), (инициалы его сообщества).

9. Дьякон (греч. «διάκονος» — «служитель») — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Дьяконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, и самостоятельно совершают некоторые таинства. Служение дьякона украшает богослужение, но не является обязательным — священник может служить и один.

Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.

10. Акколит (лат. acolythus – сопровождающий, служащий) – мирянин, исполняющий определенное литургическое служение. В его обязанности входит зажжение и ношение свечей, подготовка хлеба и вина для евхаристического освящения, а также ряд других литургических функций.
Для обозначения служения аколита, а также самого состояния и соответствующего ему чина используется понятие аколитат.
11. Чтец (Лектор) — человек, читающий слово Божье во время литургии. Как правило, лекторами становятся семинаристы третьего курса или простые миряне, назначенные епископом.
12. Министрат (лат. «ministrans» — «прислуживающий») — мирянин, прислуживает священнику во время Мессы и иных богослужений.

ОРГАНИСТ
ХОРИСТЫ
МОНАШЕСТВУЮЩИЕ
ВЕРНЫЕ

Первый человек

У этого термина существуют и другие значения, см. Первый человек (значения).

Пе́рвый челове́к — прародитель человечества. Понятие, близкое различным областям знаний, но имеющее разный смысл и значение в зависимости от выбранного подхода.

Научные представления

Основные статьи: Антропогенез, Y-хромосомный Адам и Митохондриальная ЕваАмир; Кабен

Согласно научным теориям, строящимся на определённых данных, современный человек, человек разумный, прямо ходящий, появился вследствие эволюции, отделившись от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих около 200 тысяч лет назад. Является потомком других видов людей, в том числе и наиболее древнего из известных, проживавших на территории Европы видов — Homo antecessor (Человек-предшественник), жившего от 1,2 млн. до 800 тыс. лет назад. В целом понятие первого человека в науке чётко не определено, и обычно под ним подразумевается наиболее древний ископаемый вид, по ряду формальных признаков сходный с Homo sapiens. Однако приблизительной границей между человеком и гоминидом, не являющимся человеком, считается существо с объёмом мозга в 600 кубических сантиметров. Наши предки с объёмом мозга в 650—680 куб.см. уже относятся к человеку умелому Homo habilis.

Религиозные представления

Основная статья: Креационизм

Иудаизм и христианство

Основные статьи: Адам и Адам и Ева

При буквальном прочтении Книги Бытия Адам и Ева — первые люди, созданные Богом из земли и помещённые им в райский сад Эдем на шестой день творения:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Быт. 2:7

В иудаизме началом мира считается появление первого человека на Земле. Согласно еврейскому календарю это произошло в 3761 г. до н. э.

Каббала

Основные статьи: Адам Ришон и Адам Кадмон

Лилит — первая жена Адама в еврейской и армянской мифологиях и книге Зогар.

Согласно представлениям каббалы, с Адама началось духовное развитие человечества. Он впервые в истории человечества получил желание к познанию духовного мира и постиг природу обоих миров — материального и духовного. Ему приписывается авторство каббалистической книги «Сефер Разиэль ха-малах» (Книга ангела Разиэля).

Ислам

Основная статья: Адам и Хавва

В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану.

В Коране говорится, что Аллах сотворил Адама из сухой глины, полученной из видоизменённой грязи (Коран 32:6-7, 38:71, 15:28), затем сообщил ангелам, что отныне человек станет его наместником на Земле (Коран 2:30, 38:26), после этого предложил ангелам поклониться Адаму (Коран 2:34, 7:11, 15:29, 18:50). Ангелы поклонились, отказался лишь возгордившийся Иблис (Коран 7:11, 38:73-74). Происхождение супруги Адама в Коране не описывается, и имя её не упоминается.

Аллах поселил Адама с супругой в райском саду, обеспечил их пропитанием и комфортом, и установил лишь одно ограничение — «не приближаться к дереву», предупредив об ответственности и последствиях (Коран 7:19, 20:118-119, 2:35). Он предупредил Адама о злых намерениях Шайтана, назвав его врагом (Коран 20:117). Шайтан же объяснил Адаму суть этого дерева, посулив «бессмертие и власть» (Коран 20:120).

Адам вместе с супругой вкусили плоды с запретного дерева, после чего почувствовали стыд, обнаружив наготу своих половых органов, и стали спешно прикрывать их листьями (Коран 20:121). Этот аят аллегоричен, и скорее всего описывает первый половой акт Адама с супругой, и ситуацию, когда доселе невинные половые органы, стали «срамными местами».

За ослушание Аллах изгоняет Адама с супругой из райского сада на враждебную землю (Коран 2:38, 7:24-25), оставив, однако, шанс на раскаяние. Адам с супругой раскаялись, и были прощены (Коран 7:23, 2:37).

Несмотря на прощение, Адам с супругой остались жить на Земле. Аллах наставил Адама на прямой путь, сделав Адама, его супругу, и их потомство смертными. (Коран 20:122, 7:24-25). Потомкам Адама он дал выбор — жить в мире и согласии, или воевать, и быть друг-другу врагами (Коран 7:24-25, 20:123-124).

Согласно Корану, Иса и Адам имели схожую природу (Коран 3:59). При этом количество упоминаний имени «Иса», и имени «Адам», в Коране — одинаково (25 раз).

Скандинавская мифология

Основная статья: Бури (мифология)

Из искр и талой воды возникли великан Имир и корова Аудумла, вскормившая его своим молоком. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Аск и Эмбла — люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги; оживив их, они даровали им разум и речь. И тогда все начали пировать и есть.

У зороастрийцев (древних персов)

Основная статья: Гайомарт

В культуре Древней Персии первопредок людей — Гайомарт, излучавший свет. После смерти Гайомарта все металлы «брызнули» из его тела, душа превратилась в золото, а из семени появилась первая супружеская чета, в виде куста ревеня: Машйа и Машйана.

В Древней Греции

Основная статья: Фороней

Фороней — предок и породитель человечества, сын бога реки Инаха и нимфы Мелии. Историк Акусилай называл его в «Генеалогии» первым «человеком и первым земным царём», царём всего Пелопоннеса. Платон в «Тимее» и Климент Александрийский в «Строматах» также утверждали, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных».

В Восточной Африке

Однажды на пустынный берег моря выползла жаба — первое существо на тверди земной. На небе в те времена не было ничего кроме Луны. У Луны родилась идея сотворить человека, и она поведала о ней Жабе. Но жаба опередила Луну и, невообразимо раздувшись, породила двоих близнецов — мужчину и женщину. Это были первые люди на земле.

Разгневалась Луна на Жабу и испепелила её. Взяв на своё попечение людей — детей Жабы, она помогла им довести своё тело до совершенства, наделила разумом и даром речи, придав им сходство с современными людьми. И нарекла Луна мужчину Батетой, а женщину Ханной.

Батета и Ханна прожили на земле в несколько раз дольше, чем живут люди теперь, а когда жизнь стала им не в радость, Луна, как и обещала, спустилась на землю и унесла их с собой. Вскоре почили их первенцы и были похоронены в земле, а потом смерть стала приходить за людьми всё чаще и чаще.

В Западной Африке

На небесах Олорун, Верховное Существо, начал творить первых людей. Ориша Нла вылепил их формы из земли, но вдохнуть в них жизнь мог только Олорун. Ориша Нла спрятался в мастерской Олоруна, чтобы подсмотреть, как это будет происходить. Но Олорун узнал об этом и погрузил Ориша Нла в глубокий сон; так что только Олорун знает тайну оживления тела. И по сей день Ориша Нла делает новые человеческие тела посредством отца и матери будущего новорождённого, но вдыхает жизнь в них именно Олорун.

В Полинезии

Основная статья: Тики > См. также

  • Зоны ускоренного развития у человека
  • Сказание о сотворении Богом Адама
  • Последний человек

> Примечания На русском языке

  • Тренчени-Вальдапфель И. Общественный фон для двух мифов об Адаме // Происхождение Библии, М., 1964;

На других языках

Ссылки

  • Марков А. В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. Доклад, прочтённый в Институте биологии развития РАН 19 марта 2009 года
  • Предыстория человека
  • Африканская сказка о сотворении человека
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать список литературы.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Если кто-то считает, что в Средние века человека могли сжечь на костре за утверждение о том, что Земля — шарообразная, то он ошибается. Земля — не плоская тарелка, об этом подозревали уже древнегреческие мореплаватели, привыкшие к виду берегов, скрывающихся за горизонтом, и к виду берегов, появляющихся из-за «края земли». По крайней мере, Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.) знал об этом наверняка. И своего ученика, македонского царевича Александра он, без сомнения, предупреждал: сколько ни иди, но до края Земли не доберешься. Чему тот все же не поверил, и погнал свои войска аж до Индии. А живший полвека спустя после Аристотеля математик и астроном Эратосфе́н (276 до н. э.—194 год до н. э.) смог даже измерить радиус Земли.
Так что в 15-м веке португальские моряки и навигаторы, о шарообразности Земли не только знали, но вовсю использовали свои знания на практике. Они торили морской путь вокруг Африки, намериваясь достичь богатой Индии. Страны, которая по слухам была переполнена золотом. А также прянностями, ценившимися не менее золота.
Среди этих храбрых, но жестоких и диких людей был и дворянин Фернан де Магальяиш, которого мы знаем под именем Фернандо Магеллана (1480 — 1521). Знаем, как первого человека, обогнувшего земной шар и совершившего кругосветное плавание.
И здесь мы ошибаемся. Ведь Ф.Магеллан был в 1521 году убит на Филиппинах. Поэтому он так и не закончил кругосветного плавания, которое начал. Строго говоря, лавры первого кругосветного путешественника принадлежат не ему. А кому?
Может быть, Хуану Себастьяну Элькано (Juan Sebastián Elcano) (1486 — 1526), принявшему на себя командование после смерти Ф.Магеллана? В том, что путешествие стало кругосветным, большая его заслуга. Филиппины находились на половине пути от Испании. И капитану Элькано следовало решить, повернуть ли назад, следуя знакомым, пройденным уже, маршрутом или же двинуться вперед. «Вперед», это значит, через Индийский океан, вокруг Африки, все время опасаясь столкновения с конкурентами-португальцами. Элькано выбрал эту опасную дорогу, стараясь по мере возможности держаться подальше от берега. И он победил! 8 сентября 1522 года корабль «Виктория» под командованием Элькано возвратился в родные воды, завершив тем самым первое в мире кругосветное плавание.
На борту корабля Х.Элькано были еще 17 счастливчиков, за три года до этого, 20 сентября 1519 года, ушедших в плавание вместе с Ф.Магелланом. А один из матросов Магеллана, чернокожий Энрике де Малакка, в Испанию не вернулся, потому что где-то в районе Филиппинского архипелага сбежал с корабля. Вот его-то и следует считать первым человеком, обогнувшим Земной шар! Правда, это кругосветное путешествие длилось не три года, а гораздо дольше.
«Де Малака» — не дворянский титул, а просто прозвище: «из Малакки». Малакка — город на юге Малайского полуострова на территории нынешней Малайзии. Очень далеко от Португалии! Но в 1511 году этот город захватила португальская эскадра под командованием адмирала Афонсу де Албуке́рки (Afonso de Albuquerque) (1453 — 1515). Дело в том, что оказавшись в Индии, захватив город Гоа и начав вывозить оттуда драгоценные восточные прянности, португальцы очень быстро поняли, что Индия — только промежуточный пункт. Черный перец выращивали здесь, но мускатный орех и гвоздику (не широко известный цветок, а почки тропического гвоздичного дерева) китайские купцы привозили в Индию с каких-то загадочных «Островов прянностей». На поиски этих островов и была направлена экспедиция Албукерки.
Завоевание Островов прянностей (сейчас они называются Молуккскими островами) — отдельная интересная история. Для нас же важно то, что Ф.Магеллан участвовал в экспедиции португальцев, штурмовал Малакку и купил себе на здешнем невольничьем рынке раба. Раб был чернокожим молодым пареньком, которого купцы, не гнушавшиеся пиратствовать по мелочи, похитили где-то на острове Суматра. Магеллан окрестил раба, назвал его Энрике и забрал его с собой в Лиссабон. Черный Энрике сопровождал хозяина и в 1517 году, когда тот переехал в соседнюю Испанию. Обжившись здесь, Ф.Магеллан предлагает испанскому королю захватить Острова пряностей, добравшись к ним с другой, не контролируемой португальцами, стороны. А именно, с востока. Земля-то круглая!
Для этого следовало «всего-навсего» обогнуть Америку, которую в то время испанцы уже успешно осваивали, но о протяженности которой представления не имели. Финансирование экспедиции велось со скрипом, но все же в сентябре 1519 года пять кораблей вышли в плавание. Естественно, не представляя, каким дальним ему предстоит стать. Энрике де Малакка плыл вместе с хозяином на флагмане «Тринидад».
К этому времени Фернан де Магальяиш был объявлен предателем португальского короля. Всем капитанам, отплывавшим в заморское плавание, давался приказ изловить его и вздернуть на рее. Именно поэтому флот Ф.Магеллана, отплыв от берегов Африки, принял более южный курс, чтобы не приставать к Бразилии, которую тогда контролировали португальцы. Именно
поэтому Х.Элькано, возвращаясь домой по Индийскому океану и вокруг Африки более всего опасался встречи с португальскими кораблями.
Надо сказать, что в его плавании Ф.Магеллану крупно повезло по-крайней мере дважды. В первый раз, когда он сократил себе путь, обнаружив пролив, соединяющий два океана. А второй раз, когда почти четырехмесячному плаванию по вновь открытому океану сопутствовала ясная погода. Поединок с бурей ослабевшая команда вряд ли бы выдержала. Потому Ф.Магеллан и назвал этот океан Тихим.
Но у Филиппин ресурс везения великого капитана был исчерпан, и он погиб в стычке с туземцами. «Черный Энрике», оставшись без хозяина, сбежал. На острове Себу он услышал, что местные жители разговаривают на знакомом с детства наречии и, как бы сейчас сказали, попросил политического убежища у правителя острова. С Себу Энрике возвратился на родную Суматру. Произошло это раньше, чем единственный уцелевший корабль из флотилии Ф.Магеллана возвратился в испанскую Севилью.
Статья опубликована на сайте Школа жизни

Полезные ссылки:

  1. Биография Энрике де Малакка. Wikipedia (англ.)

Епископ

Йохан Отто фон Гемминген — католический епископ

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий»; лат. episcopus) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере́й (греч. ἀρχιερεύς от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + ἱερεύς — «священник», «жрец»).

История и значение термина

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали за христианами конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над пресвитерской и диаконской.

С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — архиепископа, митрополита, патриарха, папы, термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиере́й (греч. ἀρχιερεύς). В греческом православии общим термином обычно является греч. ιεράρχης’ (иера́рх — «священнонача́льник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем (первосвяще́нником) по чину Мелхиседекову во веки»: греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα» (Евр. 6:20).

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим пять упоминаний слова «епископ» (греч. ἐπίσκοπος):

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем (в подлиннике — „Епископ“) душ Ваших» (1 Петр 2, 25): греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν».

Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви

Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Православной, так и Католической церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть прямое принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться собором епископов (то есть несколькими епископами) — минимум двумя епископами (Первое Апостольское Правило).

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник может совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии (кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно Патриарху — Предстоятелю поместной Церкви).

К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12-м и 48-м Правилах Трулльского собора (Известного также как «Пято-шестой»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа». В практике Русской Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать хиротонию в епископа только над лицами, принявшими монашеский постриг в малую схиму. Примерно в это же время исчезли хорепископы — епископы сельских округов и отдельных приходов (епископы, не имеющие ни епархий, ни высоких должностей).

Епископ в православии

Епископство в России

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 году состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого архиепископа Магдебургского), подчинявшегося Римскому папе.

В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославич с подданными принял христианство от греков. Первый Митрополит Киевский и всея Руси Михаил, прибывший в Киев для постоянного пребывания, был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

В истории Русской церкви было несколько случаев политических разногласий и даже конфликтов между епископами и государственными властителями — князьями, царями. До 1448 года русские епископы обычно утверждались на служение решением Константинопольских патриархов и обычно были греками. Первым Киевским митрополитом из русских был Иларион Киевский.

В 1155 году Юрий Долгорукий изгнал митрополита Киевского Климента Смолятича, поставленного в 1147 году на митрополичью кафедру по инициативе великого князя Изяслава II Мстиславича без санкции патриарха. За приверженность церковной дисциплине епископа Новгородского Нифонта во время киевского раскола патриарх Константинопольский предоставил Новгородской кафедре автономию от Киева. Новгородцы стали избирать ставленника в архиепископа Новгородского на своём вече из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 году новгородцы впервые самостоятельно избрали ставленником в архиепископа Новгородского Аркадия, а в 1228 году сместили Арсения.

Наиболее острый конфликт случился между Новгородскими архиепископами и великими князьями Московскими в XIV—XV веках.

Избрание в Москве епископа Рязанского Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 году ознаменовало фактическую автокефализацию Московской церкви (северо-восточной части Русской церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривал минимальным 35-летний возраст для ставленника (кандидата) во епископы, а в исключительных случаях — 25-летний.

В синодальную эпоху (1700—1917) возведение в епископский сан, равно как и перемещение архиереев в иную епархию, производилось по указу императора Святейшему синоду. После падения монархии (1917) в течение нескольких лет имела место выборность епископата (духовенством и мирянами епархии). В современной Русской православной церкви архиерейские хиротонии и назначения производятся решением Священного синода, наблюдается процесс деления епархий и увеличения количества епископов для активизации церковной деятельности. Порядок совершения церковного поставления во епископа находится в Чиновнике архиерейского священнослужения.

Епископ в Римско-католической церкви

Герб епископа. Епископ Регенсбурга Герхард Людвиг Мюллер.

В Римско-католической церкви епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит Епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями I Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией II Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы».

Епископ в протестантизме

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые (или избираемые) административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Это связано с отрицанием апостольской преемственности в понимании исторических церквей.

С началом эпохи Реформации служение стало рассматриваться не как «sacerdotium» — «жертвенное служение», но как «ministerium» — «обслуживающее служение», которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании (артикул V) служение называется «ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta» — «служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств», которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквях и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются также председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на конференциях, делать назначения и рукополагать в диаконы и в пресвитеры и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Отличие протестантского епископа от простого пастора заключается в практике визитации (посещения приходов) подчинённой ему епархии.

Исключением являются лишь епископальные протестантские церкви (например, Англиканская церковь), где епископы, как и в Католической церкви, считаются священнослужителями-преемниками апостолов, имеющими в своих епархиях всю полноту апостольской власти.

> См. также

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиепископ
  • Мальчик-епископ
  • Коадъютор
  1. В Синодальном переводе: «<…> куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6:20)
  2. Прот. Владислав Цыпин. Церковное право. 1994, стр. 281 Архивная копия от 28 февраля 2008 на Wayback Machine
  3. Архиерейский чиновник. Книга 2. Чин нарече́нїѧ, и҆сповѣ́данїѧ и҆ хїротоні́и а҆рхїере́йскїѧ
  4. Цит. по русскому переводу Катехизиса Католической Церкви. Пункты 882 и 883 Архивная копия от 14 декабря 2007 на Wayback Machine
  5. Состоялась визитация епископа Игоря Князева в Улан-Удэ и Иркутск.
  • Барсов Н. И. Епископ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Глава «Епископы» Том IV. «История церкви в период Вселенских соборов» // Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви.
  • Марков Н. Ф. Епископ // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1900—1911.
  • Служение церковного управления — епископство // Настольная книга священнослужителя. Т. 4.М.: Изд-во Московской патриархии, 2001
  • Ткаченко А. А., Бондач А. Г., Желтов М. С. Епископ // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 509-522. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  • Епископ / Цыпин В. А. прот. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  • Епископ.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 11954018x · GND: 4006949-7 · LCCN: sh85014419

От редакции: Как возник епископат в Древней Церкви? Какова была процедура выдвижения епископов? По каким критериям выбирались кандидаты во епископы и какое участие в этом принимала община? Предлагаем статью историка Кирила Михайлова.

***

Епископат является важнейшим основанием церковной структуры — и по своим особенным административным функциям, и в своём духовном измерении. Слово «επίσκοπος» в переводе с греческого означает «надзиратель», «смотритель за порядком». Это высшая ступень церковной иерархии — именно епископы являются носителями апостольской благодати, даров Духа Святого. Вопросы апостольского преемства, идейной стройности епископата, внутреннего соподчинения — одни из первостепенных в жизни церковной общины. Эти вопросы могут привести и к гражданским войнам, и к цивилизационным конфликтам. В истории русского старообрядчества важнейшей проблемой стал именно епископский вопрос, он привёл к внутренней драме всего сообщества ревнителей древнего благочестия — разделению на два непримиримых идейных лагеря: поповцев и беспоповцев. Поскольку беспоповцы после смерти епископа Павла Коломенского больше не видели на Руси и где-либо в мире благочестивых архипастырей, исчезла возможность поставления новых священников, а после смерти всех попов, не поддержавших никоновскую реформу, пропала и возможность совершения важнейших для христианской жизни таинств — например, Брака и Евхаристии. Как следствие, в среде беспоповцев не выработалось всеобщего согласия по этим вопросам, важнейшим для духовной жизни всякого христианина, что привело к дальнейшему размежеванию беспоповства. Так, наиболее морально крепкая и духовно здоровая часть российского общества не смогла консолидироваться против секулярных церковно-государственных мероприятий и была вытеснена на периферию социально-политической жизни — как в фигуральном, так и в географическом смысле.

Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви, ныне покойные. Фото из архива иерея Иоанна Гусева

Таким образом, епископ — не просто администратор, это и духовный лидер церковной общины, её моральный ориентир. Для христианского сознания эти три измерения епископства — мистическое апостольское преемство, организующие функции и духовное отцовство — связываются вместе, и не может возникнуть вопроса о какой-то одной из этих сторон в отрыве от остальных двух.

Епископ — это центр церковной жизни. Но он — не вся Церковь и даже не община. Важно проследить, как формировался институт епископата, как он трансформировался со временем и какие уроки его история может дать нам.

Как возник епископат

Само слово «епископ» — не христианского и даже не религиозного происхождения. В римской юридической литературе термин встречается в разных смыслах, причем не всегда использовался по отношению к языческим жрецам, верховным или даже рядовым. Так, были «епископы» в среде служителей при храме Аполлона Родосского, были чиновники, заведовавшие сбором денежных средств, были инспекторы в Афинском морском союзе. Зачастую «епископами» именовали разного рода смотрителей: за покоренными территориями, за строительными работами, за рабами, за рыночной торговлей на рынках.

В Священном Писании слово «епископ» имело место в Ветхом Завете (2 Ездр. 9: 39-40), откуда оно и было заимствовано впоследствии апостолами. Сам Спаситель в Священном Писании называется «епископ», что означает «блюститель душ наших» (1 Петр. 2: 25); «Архиереем», «Первосвященником» (Евр. 4: 14; 7, 26). Апостольское именование на практике не употреблялось, заменяясь понятием «епископ» (Деян. 1: 20). От апостолов титул епископа был передан их непосредственным ученикам. Св. Климент Римский так описывает «создание» апостолами епископского сана: «проповедуя по различным странам и городам, первенцев из верующих по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» (1 Посл.).

По мере роста первохристианских общин возникла необходимость в организующем начале — это подробно описано в Апостольских посланиях, в особенности у Св. Павла. Уже при первых Апостолах — свидетелях Воскресения и Вознесения Спасителя — появились первые лжеучители, в том числе «любящие первенствовать» (3 Ин., 1: 9). Поэтому значение епископа-блюстителя состояло в том, что он объединял в себе и администрирование, и вероучительный авторитет, и высокие моральные критерии.

Трёхчинная церковная структура (епископ-пресвитер-диакон) сложилась ещё в Апостольской Церкви. Но зачастую при чтении Св. Писания в отрыве от церковного Предания может сложиться превратное представление о двухчастности древнего духовенства: зачастую термины «пресвитер» (иерей, священник) и «епископ» (архиерей, первенствующий) употребляются как синонимы. Этим фактом пользуются протестанты, утверждая относительность первоцерковной иерархии. Отчасти это так: Св. Апостолы не были бюрократами, и «первенствующим» в какой-то общине могли именовать как собственно епископа, так и авторитетных иереев. И наоборот: «пресвитерами» именовали как собственно священников, так и архиереев, в небольших общинах продолжали совершать рядовую священническую деятельность. Да и по логике вещей: архиерей — это не кто-то извне духовенства — это священник почти во всей своей полноте, почти абсолютный проводник благодати Духа Святого. «Почти» — потому что полный, абсолютный проводник — это Сам Спаситель, как его именует Апостол Павел: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно (…) приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр., 7: 26-28).

Однако если мы обратимся к письменно зафиксированной части Священного Предания — к Апостольским правилам и постановлениям, к письмам Св. Отцов, мы увидим, что древняя Церковь с самого своего основания в день Пятидесятницы имела ту же структуру, что и сегодня.

Кто и как становились епископами

Теперь вторая, противоположная сторона вопроса. Нельзя, как некоторые сегодняшние любители тотального администрирования, сводить всю древнюю церковь к иерархии. Церковь — это община, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр., 2: 9). Именно в общине происходило действие благодать Св. Духа, именно церковная община является прообразом Царствия Небесного. С самых первых слов любой Апостол настаивает на общинной молитве, на соборном действии в благотворительности и взаимной поддержке. Соответственно, такие «товарищеские» отношения исключали вторжение извне некой «властной вертикали». В этом отношении первохристианская община противостояла как римско-языческим сообществам, объединяющимся вокруг всесильных жрецов, так и иудейским сообществам Диаспоры, которым в религиозном плане руководили «первые среди равных» (напомним: раввин (от «ребе» — «учитель») — не духовный сан, а почтительное именование авторитетного учителя; священники имелись только в единственном храме в Иеросалиме, до его разрушения римлянами). В отличие от «эллинов и иудеев» первые христиане объединили иерархический и партнёрский способы самоорганизации своих сообществ.

Самое важное доказательство — известия об избираемости первохристианских епископов. Однако избирали не только епископов, но и пресвитеров — из числа наиболее грамотных и нравственных прихожан. Происходило это зачастую стихийно (в связи с ситуативными гонениями на первых христиан и мобильностью первых общин), потому поначалу никак не было ритуализовано и упорядочено. Никакой системы духовных учебных заведений у первых христиан не существовало, поэтому по взаимной договорённости пресвитером предлагали стать наиболее образованному и духовно опытному — тому, кто в действительности мог стать истинным пастырем для всех христиан какого-то анклава. О том, как рукополагали пресвитера, многократно свидетельствует и Писание, и Апостольские правила.

С епископом была несколько иная ситуация — более спонтанная, а потому требовавшая юридического и обрядового закрепления. Как правило, стареющий или болеющий архипастырь сам избирал своего преемника — из числа тех, кто для общины станет настоящим духовным руководителем, потому вопрос всеобщего голосования за него был делом вторичным. Но во многих ситуациях (опять же, в связи с гонениями) большим общинам в каких-то областях («епархиях») приходилось самодеятельно избирать себе архипастыря. И если кандидатура не была предложена предыдущим архиереем или — в случае многолюдных общин в крупных городах — могла быть спорной, устраивалось голосование. В этих выборах участвовали и священнослужители, и простецы — принципиальной «юридической» разницы между ними в Древней Церкви не было. Однако «испытание» кандидатов находилось в ведении священноначалия. Св. Софроний Иерусалимский писал: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» (из Соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).

Уже Апостолы означили высокую моральную планку для кандидатов в епископы: «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью», а также, что он не должен быть «из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим., 3). Свт. Иоанн Златоуст, анализируя эти строки, отмечает «умеренность добродетели» (включая дозволение однократного вступления в брак до хиротонии), которая требуется от кандидата во епископы, что, по его мнению, было вызвано острой потребностью в архипастырях в ту эпоху. К архиерейскому служению относятся и наставления, данные Тимофею в др. главах Павлова Послания: возложение рук, суд над пресвитерами, забота о вдовах, учительство, управление церковью как своим домом, сохранение предания церковного.

Важно, что института монашества в ту эпоху как такового не существовало. От кандидата в епископы не требовалось, как много позднее, непременное иноческое пострижение. Единственное требование — его однобрачие. Но на практике уже Древняя Церковь стала отдавать предпочтения вдовцам или безбрачным (целибатам), следуя словам Св. Павла: «неженатый заботится о том, как угодить Господу, а женатый заботится о том, как угодить жене, и он разделён» (1 Кор., 7: 32). Постановления Шестого и Пято-Шестого Соборов уже законодательно закрепили обязательно безбрачие архиерейства.

Феофил Александрийский следующим образом описывает порядок избирания: «Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избранного, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, если может и народ свидетельствовать о нём» (7 правило). Так в определении нового архипастыря стали символически и мистически участвовать две стороны: община («народ святой») и собственно апостольские преемники. Участие народа предотвращало личностную диктатуру отдельных властолюбцев, организующее влияние и нравственное руководство священноначалие предостерегало общину от увлечённости коллективными страстями, описанными в Деяниях Св. Апостолов. Так сформировались два основных пункта в появлении нового епископа:

  • Избрание
  • Посвящение.

Иерархия и общинность

Община — «народ святой», но только апостолы (и епископы как их преемники) имели особые Дары. Словами проф. Василия Болотова, «выборное начало было в то время силой, но эта сила не была похожа на избрание парламентарное, потому что она была ограничена. (…) если собор узнавал, что обойден достойнейший, то допрашивал, почему так. Приходилось указывать не свои пожелания, а действительные причины. Выборы находились под строгим контролем: этот контроль должен был сдерживать дрянненькие инстинкты человеческой натуры». Потому после избрания и испытания кандидат поставлялся в архиереи собором из не менее чем двух епископов — согласно правилам Святых Апостолов и постановлениям Первого Вселенского собора.

Чин избрания и посвящения в епископа излагается в древних церковных писаниях. Бл. Иероним говорит, что «наречение» в епископа предшествует посвящению. В Постановлениях Апостольских указывается особенная молитва на посвящение в епископа. В сочинениях Дионисия Ареопагита сказано, что посвящение во епископа совершается посредством возложения Евангелия и рук присутствовавших епископов на голову коленопреклонённого поставляемого. Возводимые в сан произносили Символ веры.

Хиротония в епископа происходила на Божественной Литургии, в особый момент, символизм которого был описал Св. Симеоном Солунским: «Рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса — что все и означается первым входом, — после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних». Получаемую мантию святой описывает как «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых», жезл — как «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».

Первоначально епископские выборы епископов происходили, как правило, единогласно и бестревожно. К примеру, римский император Александр Север (208-235) рекомендовал язычникам при выборах поступать так же осмотрительно, как христиане при выборах епископа. Но с IV века, в связи с количественным ростом Церкви и юридической либерализацией отношений к ней со стороны государства, ситуация стала осложняться. Мирское участие в избрании кандидатов стало всё более конфликтным. Св. Иоанн Златоуст описал, как иногда приезжавшие на выборы епископы соседних епархий заставали настоящий ураган эмоций. Бывали случаи, когда, вследствие тупикового народного несогласия, епископы брали в свои руки вопрос выдвижения кандидата. Ввиду прокравшихся с IV века злоупотреблений в дело избрания епископов, возникает целый ряд церковно-законодательных актов, которыми упорядочивается это дело и строго устанавливается соборный порядок, какими должны быть избираемые епископы. Одни из канонов по данному предмету касаются непосредственно архиерейской стороны Собора, другие — мирянской. К первым относятся 4 и 6 каноны I Вселенского Собора 16, 19 и 23 каноны Антиохийского собора. «Да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставлять не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного» (23 правило). Смысл этих канонов: в соборе, поставляющем епископа, должны принимать участие, по возможности, все епископы региона и обязательно митрополиты и архиепископы.

Так как эти правила говорят непосредственно об епископах, зачастую возникает недоразумение: эти правила понимают иногда в смысле требования, чтобы выборы епископов производились только одними епископами. Но Бл. Феодорит Кирский упоминает, что его избрали «архиереи, иереи и весь христолюбивый народ». Правило 8 Апостольских постановлений узаконивает этот пункт: «во епископа рукополагать того, кто беспорочен, избран всем народом, как наилучший; когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень с пресвитерством и наличными епископами, пусть даст согласие».

Важное для старообрядчества уточнение: сколько епископов необходимо для хиротонии нового? Апостольские постановления утверждают: «Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если рукоположится одним епископом, то да будет из­вержен он, и рукоположивший его. А если рукоположиться ему одним епископом заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, во время гонения или по другой подобной причине, то да представит он согласие на то большего числа епископов» (Кн. 8, гл. 27). Но в ряде случаев уже в те же первохристианские времена епископ мог быть хиротонисан и одним архиереем — эту возможность оговаривал Св. Ипполит Римский, ссылаясь на «Апостольское Предание» и объясняя необходимость множества архиереев первичностью избрания (как выражения церковной соборности), а не непосредственной передачи благодати Духа Святого (40 правило). Этот вопрос впоследствии имел огромное значение для старообрядчества, расколов поповское направление надвое после того, как перешедший в древлеправославие митрополит Константинопольского патриархата Амвросий единолично рукоположил своего преемника, тем самым учредив новую церковную структуру — «белокриницкую». Часть поповцев не вошла в эту структуру, а синодальные миссионеры жестоко критиковали староверов-поповцев, оспаривая сам факт наличия у них легитимного священства. Впоследствии выдающийся старообрядческий писатель и апологет Иван Усов (будущий митрополит Иннокентий Белокриницкий) написал книгу «Церковь Христова временно без епископа», обобщившую как исторические случаи единоличных хиротоний в экстремальных ситуациях, так и возможность чиноприёма архиереев от инославных конфессий, что также имело принципиальное значение для старообрядцев «белокриницкой» иерархии.

В связи с распространением христианства по всему миру и централизацией церковного управления, в III-IV вв. те епископы, которые возглавляли главные епархии в округах из нескольких епископий — митрополий, — получили титулы митрополитов, а епископы ещё более крупных агломераций — титулы архиепископов и патриархов (в дальнейшем титул «патриарх» закрепился за главами национальных Церквей, а на Руси исторически «митрополит» первенствовал над «архиепископом» — исключая новгородские особенности церковной автономии). С III-IV вв. деятельность и поведение епископов были регламентированы церковным законодательством (а также в ряде случаев светским — например, византийское законодательство рассматривало епископат как составную часть высшего управленческого аппарата).

Итак, епископат Древней Церкви явился её организующим началом, доказательством соборного наличия благодати Св. Духа, возможностью для деятельного количественного роста (миссионерства) и качественного развития (становления православного святоотеческого богословия). Вместе с тем, исторически неправомерно ни гиперболизировать значение епископа, доводя его до состояния «наместника Христа на земле», ни умалять, доводя до места некоего парламентского арбитра. Церковь управляется Самим Спасителем, поэтому в ней с самого начала утвердились начала и принципы, развивающие лучшие качества человеческой природы и блокирующие негативные качества. Церковь — это мистическое и нормативное сочетание как иерархичности, так и соборности как двух важнейших оснований Тела Христова.

Кирил Михайлов