Библия для семейного чтения

Семейная Библия

. О чем рассказывается в этой книге – 4
Библия — в переводе с греческого означает «книга». Библия — собрание священных Боговдохновенных книг. Их создавали многие люди на протяжении более 1000 лет. Библия состоит из книг, объединяемых христианами в Ветхий Завет и Новый Завет. Количество книг в христианской Библии варьируется от 66 книг в протестантском каноне до 81 книги у Эфиопской Церкви. Русская Православная Церковь признает каноническими 77 книг, Католическая Церковь — 73 книги._______ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
I. Сотворение мира и человека – 9
Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 1
Бог, первопричина всего сущего, творит мир: в первый день Бог создал звезды; во второй — небо; в третий — землю и растения; в четвертый на небо Он поместил Солнце, Луну и звезды; в пятый день были сотворены рыбы, пресмыкающиеся и птицы; в шестой день созданы остальные животные и человек: мужчина и женщина. В седьмой день Бог пребывал в покое. В ноздри человека Он вдохнул душу и создал для жизни человека в раю сад Эдем._______II. О жизни первых людей в раю… и потеря рая – 12
Первая книга Моисеева. Бытие. Главы 2, 3
Бог поселил человека в Эдеме и разрешил ему есть плоды со всех деревьев, кроме дерева познания добра и зла. Для человека (Адама) Он создал женщину. Сколько люди прожили в Эдеме — неизвестно. Змей-искуситель уговаривает женщину попробовать плод с запретного дерева. Бог изгоняет людей из Эдема. Адам называет свою жену Евой. Люди начинают жить на земле и все зарабатывать только своим трудом…_______III. Жизнь людей до Всемирного потопа – 16
Первая книга Моисеева. Бытие. Главы 4 — 5
Адам и Ева стали жить на земле. У них родились дети: Каин и Авель. Жертвоприношение. Дар Авеля был угоден Богу, а дар Каина — нет. Каин разгневался и убил брата. За это Бог проклял Каина и его род и сделал его изгоем. У Каина родился сын Енох. У Адама и Евы родился еще сын Сиф, который дал начало благочестивому роду. Среди потомков Сифа был праведник Ной._______IV. Всемирный потоп. Выход из ковчега на землю – 21
Первая книга Моисеева. Бытие. Главы 6, 7
Люди ведут неправедную жизнь. Бог дает людям для исправления 120 лет и предупреждает о страшном наказании, но никто не слушается. Доходит до того, что на всей земле остается только один добрый человек — Ной. Бог насылает на землю Всемирный потоп. Весь род человеческий погибает, кроме 8 человек: Ноя и его семьи. Они спаслись благодаря тому, что заранее построили лодку (ковчег). Вместе с ними спасаются и звери, которых люди взяли с собой в ковчег._______V. Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков – 24
Первая книга Моисеева. Бытие. Главы 8 — 11
Бог обещает Ною, что больше не станет подвергать человечество такому страшному испытанию — причем, несмотря на то, что один из троих сыновей праведника Ноя уже начал грешить. Люди постепенно расселяются по земле. Когда они в Вавилоне задумали построить башню до неба, Бог просто смешал их языки, так что строители перестали понимать друг друга. Из Вавилона Бог рассеял народы по всей земле. От сына Ноя — Иафета, потомство которого ушло на север и на запад, произошли народы Европы._______VI. Отец верующих — Авраам – 27
Первая книга Моисеева. Бытие. Главы 12 — 23
История еврейского народа в лице его патриарха Авраама. Испытание веры Авраама. История уничтожения грешных городов Содома и Гоморры. Авраам и его жена Сарра. Рождение сына Авраама — Исаака. Жертвоприношение. Непоколебимая вера Авраама._______VII. Исаак и Иаков – 37
Первая книга Моисеева. Бытие. Главы 24 — 36
Дети патриарха Авраама. Потомки Авраама — близнецы Исав и Иаков. Обман Ревекки. Явление Ангела Иакову. Странствия Иакова. Кончина Авраама._______VIII. Иосиф и сыновья Иаковлевы в Египте – 52
Первая книга Моисеева. Бытие. Главы 37 — 50
Сыновья Иакова — родоначальники 12 колен Израильского народа. История любимого сына Иакова — Иосифа. Сон Иосифа. Предательство братьев Иосифа. Иосиф в Египте. Иосиф толкует сон фараона. Возвышение Иосифа. Иосиф прощает своих братьев._______IX. Рабство Израильтян в Египте. Моисей – 69
Вторая книга Моисеева. Исход. Главы 1 — 4
Испытания еврейского народа. Бедствия евреев в Египте. Рабский труд. Рождение и спасение Моисея — избранника Божиего, который изменил судьбу своею народа и направил его на новый путь. Бог является Моисею в виде пылающего тернового куста. Моисей и его брат Аарон._______X. Моисей и Фараон – 76
Вторая книга Моисеева. Исход. Главы 5 — 12
Моисей и Аарон просят фараона об освобождении еврейского народа из рабства. Жезл Аарона. Фараон в ответ ужесточает положение евреев. Бог насылает на Египет десять казней. Моисей устанавливает праздник Пасхи. Египтяне просят фараона отпустить евреев. Евреи начинают исход из Египта._______XI. Исход Израильтян из Египта – 82
Вторая книга Моисеева. Исход. Главы 13 — 17
Господь следует перед сынами Израилевыми в виде огненного столпа. Погоня египетского войска. Красное море расступается перед евреями. Египетское войско гибнет в пучине моря. Испытания на пути в землю обетованную. Начало странствия евреев в пустыне._______XII. Моисей-законодатель – 89
Вторая книга Моисеева. Исход. Главы 18 — 39
Остановка у горы Синай. Господь нисходит на гору Синай. Откровение Господне — десять заповедей, скрижали Завета. Моисей разбивает Скрижали Закона. Наказание идолопоклонства. Моисей приносит новые скрижали Закона. Скиния Завета._______XIII. Сорокалетнее странствование Евреев в пустыне – 99
Четвертая книга Моисеева. Числа. Главы 1 — 17
Израильтяне покинули гору Синай и двинулись в путь в землю обетованную. Недовольство еврейского народа Моисеем. Упреки Мириам и Аарона. Наказание Мириам. Раскаяние Аарона. Господен приговор народу Израиля на странствия и смерть в пустыне._______XIV. Последний год жизни Моисея – 106
Четвертая книга Моисеева. Числа. Главы 20 — 27
Пятая книга Моисеева. Второзаконие. Главы 8 — 34
Новое поколение народа Израиля. Многие остановки на пути в землю обетованную. Валаам и ослица. Ангел вечности останавливает Валаама. Завещание и последние наставления Моисея. Бог показывает землю обетованную Моисею._______XV. Завоевание и раздел обетованной земли – 115
Книга Иисуса Навина. Главы 1 — 24
Иисус Навин — преемник Моисея — ведет свой народ в землю обетованную. Военные победы израильтян. Чудесный переход через реку Иордан. Двенадцать камней из Иордана. Вождь воинства Господня является Иисусу Навину. Взятие и разрушение Иерихона. Другие чудесные победы израильского войска._______XVI. Времена Судей. Пленение и освобождение – 127
Книга Судей Израилевых. Главы 1 — 21
Дальнейшее завоевание Ханаана после смерти Иисуса Навина. Отступничество израильтян от Бога. Песнь Деворы. Призвание Гедеона. Попытка Авимелеха стать царем. Израильтяне под властью филистимлян. Самсон убивает льва. Измена Далилы. Смерть Самсона и его отмщение._______XVII. Руфь и Ноеминь – 147
Книга Руфь. Главы 1 — 4
Голод в земле Израиля. Ноеминь и ее снохи — Руфь и Орфа. Руфь собирает колоски, оставленные на поле Вооза. Руфь, по совету свекрови, открывает Воозу, что он приходится ей родственником. Выкуп Воозом прав на женитьбу на Руфи и наследие Елимелеха. Руфь рожает Воозу сына, внуком которого будет Давид._______XVIII. Илий и Самуил – 153
Первая книга Царств. Главы 1 — 7
Первосвященник и судья Илий. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила. Явление Господа Самуилу. Пление ковчега Завета филистимлянами. Возвращение ковчега Завета. Самуил становится для израильских племен помазанником Божиим, пророком и мудрецом._______XIX. Самуил, Саул и Давид – 161
Первая книга Царств. Главы 8 — 31 Вторая книга Царств. Главы 1 — 5
Господь открывает Самуилу имя нового царя народа Израиля — Саула. Помазание Саула на царство. Господь отворачивается от Саула. Давид и Голиаф. Саул хочет убить Давида. Давид и Ионафан. Давид и Авигея. Помазание Давида на царство._______XX. Царствование Давида (4055—1015 гг. до P. X.) – 186
Вторая книга Царств. Главы 6 — 24
Давид — второй царь богоизбранного народа. Давид торжественно переносит скинию Завета в Иерусалим. Давид и Вирсавия. Пророк Нафан порицает Давида. Смерть сына Давида — Авессалома. Моровая язва в Израиле. Давид передает своему сыну Соломону план храма во имя Господа._______XXI. Псалмы царя Давида – 195
Псалтирь.
Псалмы царя Давида составили отдельную книгу богослужебного устава Христианской Церкви — Псалтирь. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, Псалтирь — единственная из книг Ветхою Завета, что целиком вошла в богослужебный устав Христианской Церкви. Псалтирь занимает в нем видное место._______XXII. Царствование Соломона (1015—975 гг. до P. X.) – 201
Третья книга Царств. Главы 4 — 11
Суд Соломона. Мудрость Соломона. Возведение первого храма Господня в Иерусалиме. Царица Савская посещает Соломона. Соломон впадает в идолопоклонство._______XXIII. Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское – 208
Книга Екклесиаста, или Проповедника
Третья книга Царств. Главы 12 — 22 Четвертая книга Царств.Главы 1 — 11
Восстание против Ровоама, сына Соломона. Десять колен Израилевых избирают царем Иеровоама и отделяются в особое царство, которое стало называться Израильским. Два колена — Иудино и Вениаминово — остаются у Ровоама и образовывают царство Иудейское. Столицей Иудейского царства остается Иерусалим, столицей Израильского царства становится Самария._______XXIV. Окончательное падение царств Израильского и Иудейского – 234
Четвертая книга Царств. Главы 12 — 25
Упадок и запустение воцаряются в разделившемся царстве. Первым идет к упадку Израильское царство. Иудейское царство некоторое время процветает благодаря правлению благочестивого царя Езекии, но приходит в упадок после его смерти. Царь Вавилона Навуходоносор захватывает Иерусалим и разрушает город. Храм Соломона разрушен. Иудеев насильно переселяют в Вавилон._______XXV. Пленение Вавилонское и возвращение в отечество – 247
Книга Ездры
Книга Неемии
Книга пророка Малахии
Книга пророка Захарии
Вавилонское пленение становится для иудеев испытанием своей веры, временем покаянною плача об отступничестве и измене Богу. Пророчество Даниила о скором падении Вавилонского царства. Кир, царь персов, захватывает Вавилон и освобождает евреев из плена. Иудейский первосвященник Ездра воссоздает еврейскую государственность._______XXVI. Книга Товита – 261
Книга Товита
Книга Товита принадлежит к числу второканонических книг Ветхого Завета. Это рассказ об ослепшем Товите и его сыне Товии, чьим проводником был Ангел Рафаил. Книга Товита — единственный текст Священного Писания, в котором по отношению к земле обетованной применено название «земля Авраамова»._______XXVII. Книга Иудеев – 272
Книга Иудифи
Иудеи готовятся к войне с могущественным ассирийским войском под началом Олоферна. Молодая вдова Иудифь (Юдифь), стремясь спасти родной юрод, отправляется в стан ассирийцев. Остановившим ее воинам в лагере противника Иудифь объявляет себя пророчицей и говорит, что собирается указать их полководцу легкий путь к победе. Когда Олоферн, восхищенный красотой и мудростью Иудифи, приглашает ее в свой шатер, она мечом отсекает ему голову._______XXVIII. Книга Есфирь – 280
Книга Есфирь
Есфирь — родственница и воспитанница еврея Мардохея, спасшего жизнь царю Артаксерксу,— выбрана царем в жены. Из-за интриг придворного Амана царь обнародует указ об уничтожении всех евреев. С риском для жизни Есфирь рассказывает царю об интригах. Царь приказывает повесить Амана. Воспользовавшись ситуацией, евреи уничтожают много своих врагов. В воспоминание об этом событии был установлен праздник Пурим._______XXIX. Книга Иова – 287
Книга Иова
Эта книга — притча об испытании силы духа и веры отдельного человека. У праведника Иова угнали скот. Его сыновья и дочери погибли во время пира от обрушения здания. Сам Иов заболел проказой. Ближайшие друзья сомневаются в непорочности Иова, усматривая в испытаниях кару Господню. Страдания Иова достигли границы человеческих возможностей…_______XXX. Книга «учительная» – 292
Книга Притчей Соломоновых
Книга Премудрости Соломона
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Книга Песни Песней Соломона
Книги о необходимости обретения мудрости и веры. Всякая мудрость — от Бога._______XXXI. Пророки – 298
Книга Пророка Исаии
Книга Пророка Даниила
Книга Пророка Михея
Исаию называют ветхозаветным евангелистом — он первым возвестил о грядущем приходе Мессии и описал Его страдания. Идет к упадку Израильское царство. Иудейское царство некоторое время процветает благодаря правлению благочестивого царя Езекии, но и оно приходит в упадок после смерти Езекии. Царь Вавилона Навуходоносор и разрушает Иерусалим. Иудеев переселяют в Вавилон._______XXXII. Книги Маккавейские – 322
Упадок Египта. Иудея отходит под власть сирийских царей, которые отличались жестоким упорством в насаждении языческих культов в подвластных землях. При Антиохе IV Епифане иудеям было запрещено читать Священное Писание, соблюдать субботу и совершать обрезание младенцев, как это повелевал закон Божий. Это время стало тяжелым испытанием для еврейского народа. Под страхом смерти многие смирились, другие были готовы скорее умереть, чем отступить от истинной веры. Они проявили огромное мужество и стали примером для остальных._______НОВЫЙ ЗАВЕТ
Новый Завет — собрание священных христианских книг, представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии. Тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная с середины I века н. э. по конец I века н. э., были написаны на греческом языке. В течение первых веков христианства сформировался канон Нового Завета. Этот канон сейчас состоит из 27 книг — четырех Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний святых Апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного Послания Апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса)._______I. Рождество Иисуса Христа – 341
Дата рождения Иисуса Христа определена приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 год до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть Вифлеемской звездой), а самым поздним — 4 год до н. э. (год смерти Ирода Великого). По указанию Ангела Господня практически сразу после своего рождения Иисус был увезен Марией и Иосифом в Египет (бегство в Египет). Причиной стало задуманное иудейским царем Иродом Великим убийство всех младенцев в Вифлееме, чтобы умертвить в их числе и будущего, согласно пророчеству, иудейского царя._______II. Детство и отрочество Иисуса Христа – 344
В Египте Мария и Иосиф с Младенцем пребывали недолго: они вернулись на родину после смерти Ирода. 40-дневный Младенец Иисус был принесен родителями в Иерусалимский храм для совершения обряда жертвоприношения двух горлиц, «знаменующих, что каждый первенец-младенец мужского пола посвящается Господу» (Лук. 2:22—24). О дальнейших событиях жизни Христа вплоть до крещения Его во взрослом возрасте Евангелия не сообщают, за исключением эпизода, приведенного в Евангелии от Луки (2:41—52), где евангелист повествует о посещении Иерусалимского храма Святым семейством с 12-летним Иисусом._______III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом – 348
Свое общественное служение Иисус начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святым нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лук. 3:21—22). После Своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой Он пришел на землю. По истечении сорока дней к Иисусу приступил дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить на грех, как всякого человека._______IV. Первый год общественного служения Спасителя – 354
Примерно в 30-летнем возрасте (Лук. 3:23) Иисус начал Свою проповедь и общественное служение. Иисус выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего (Мат. 4:13). Он начал учить, что Сыну Божьему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте и что Ею жертва — есть пища, необходимая всем для вечной жизни. «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан. 21:25)._______V. Второй год общественного служения Спасителя – 369
Иисус произносит свою Нагорную проповедь. Слушатели верят, что Иисус Христос принес людям Новый Завет. Нагорную проповедь иногда считают аналогом провозглашения Моисеем Десяти Заповедей на горе Синай. В Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения. Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства; также в Нагорную проповедь входят молитва «Отче наш» и заповедь «не противиться злому» (Мат. 5:39). Чудеса исцеления, совершаемые Иисусом, убеждают людей в том, что перед ними — Сын Божий._______VI. Третий год общественного служения Спасителя – 385
Свершается чудо Преображения Господня — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. Несмотря на то что центром проповеди Христа был священный город Иерусалим, Он дольше всего со Своей проповедью ходил по Галилее, где Его радостно принимали. Также Иисус проходил и по Самарии, Десятиградию, бывал в пределах Тира и Сидона._______VII. Великие дни Страстной седмицы – 420
Страстная седмица — последняя неделя земной жизни Иисуса Христа. Страсти Христовы — события, принесшие Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы Его земной жизни. В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» — Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда, Великий четверг, Великая пятница, Великая суббота. Эти дни также называют «Страстными»._______VIII. Преславное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – 448
Воскресение Христово – после субботнего покоя ко Гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на Гроб Господен сходит Ангел и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет Гроб. Ангел говорит женам, что Христос воскрес. Мария Магдалина, пришедшая раньше всех, возвращается и сообщает апостолам Петру и Иоанну, что тело Учителя унесли. Петр входит в гробницу и замечает, что сударь, повитый вокруг головы, лежит не с ризами, но особо. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Христа. В течение сорока последующих дней Христос является ученикам, а также еще более чем пятистам человекам._______IX. Деяния святых Апостолов – 456
На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов. На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа. В книге Деяний апостолы начинают свою проповедь еврейскому народу об Иисусе воскресшем как о том Мессии, Которого и ждал Израиль, но по неведению и попущению Божиему убил, «пригвоздив руками беззаконных», то есть римских солдат. Воскресение Христа является новостью для жителей Иерусалима и окрестностей, но апостолы подкрепляют свой рассказ толкованием Писаний._______X. Послания Апостольские – 500
В Новом Завете содержится 21 Послание Апостолов. Послания эти были написаны под влиянием и руководством Святого Духа Божьего и вместе с остальными частями Библии, то есть Священного Писания, являются Словом Божиим._______XI. Апокалипсис, или Откровение святого Апостола Иоанна Богослова – 512
Откровение Иоанна Богослова — название последней книги Нового Завета. Ее часто упоминают как Апокалипсис. В книге описываются события, которые произойдут до Второго пришествия Иисуса Христа на землю. Они будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами: огонь с неба, воскрешение мертвых, явление Ангелов,— поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.

>Рейтинг топ блогов рунета

Семья — традиция и заветы.

Сообщество «Мужское Движение» — 12.08.2011

При власти большевиков их пропаганда нещадно ругала книгу «Домострой» за его «пережитки прошлого» и «рабское обращением с женщиной», с которыми советская власть покончила раз и навсегда. Собственно, это всё, что полагалось о ней знать, потому что никто эту книгу не читал и даже в глаза не видел – книга была властью к чтению запрещена. Видимо, советский человек, лишь ознакомившись с содержанием книги, немедленно терял светлый моральный облик строителя коммунизма и становился домашним сатрапом и извергом.

Не показывая ни одной строчки из книги, советскому человеку популярно объясняли, что «Домострой» — это такой дореволюционный учебник по мракобесию и угнетению женщин. На пальцах агитаторы доказывали, что до того, как большевики принесли счастье народу, в его семьях творился ужасный беспредел. Беспредел агитаторы называли ругательным словом «домостроевщина» и категорически не советовали «разводить домостроевщину в семье». А дабы такого не происходило даже случайно, после революции на места была разослана «Инструкция о пересмотре книжного состава библиотек к изъятию контрреволюционной и антихудожественной литературы», после чего «Домострой» был повсеместно изъят и заключен в спецхран.

Ещё по словам Даля, «домострой – домохозяйство, домовний обиход, наблюдение за порядком в доме. Домострой – хороший хозяин». Но с приходом к власти большевиков акценты изменились. Словарь Ушакова (1934 г.): «домостроевский» определяет, как «патриархально – суровый, косный и грубый». Луначарский писал о «властной домостроевской натуре», Федин — о «неписанном жестоком домострое». Каждое 8 Марта становилось для «Домостроя» ссудным днём. Докладчики с различных трибун громили «домостроевщину», разрешавшую мужьям угнетать и избивать(?) своих жен и детей.

Советская власть вроде бы закончилась и сейчас каждый может ознакомиться с текстом знаменитого «Домостроя». И сколь велико разочарование: ожидаешь увидеть фолиант размером с Библию, вместо этого — книжечка толщиной в пол — мизинца! Вот тебе и инструмент по подавлению бедных, несчастных женщин! А где же описание 33 видов домашних пыток? Где инструкции по мракобесию? Ничего этого в так ненавидимой коммунистами книжке нет. А что есть? Есть концепция семьи, которая позволила России, пройдя через все нашествия, войны и потрясения стать первой в мире по территории и русскому народу стать вторым по численности после китайцев.

Автором «Домостроя» был священник Сильвестр. Примерно до 1560 г. он был духовником царя Ивана Грозного, после чего удалился от царского двора и принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Его поизведение «Домострой» основывается на христианской культуре и является отражением официальных законов 16 века – «Стоглава», уложений, судебников. В произведении Сильвестра сошлись народные пословицы, библейские изречения и мудрость практической жизни. По стилю написания книга относится к «поучениям» — известная в истории литературная традиция поучений отца к сыну. К таковым, например, причисляют Поучение Владимира Мономаха к сыновьям из текста «Изборника» 1076 г. Мономах пишет:

«Сироту и вдову сами на суде по правде судите и не давайте в обиду сильным. Остерегайтесь лжи и пьянства – это губит душу и тело. …Больного посетите, покойника проводите и не оставляйте никого без приюта, скажите всякому доброе слово. Жен своих любите, но власти над собой не давайте».

Произведения, подобные «Домострою» Сильвестра и «Поучения» Мономаха, известны и в мировой литературе:
«О хозяйстве» — сочинение Ксенофонта (445 -355 гг. до н. э.).
«Работы и дни» греческого поэта Гесиода (8 век до н. э.).
«Политика» Аристотеля: «Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: во – первых, власть господина по отношению к рабам, во – вторых, отношение отца к детям, в – третьих, отношение мужа к жене. Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми – с властью царя».

Практические рекомендации по ведению сельского хозяйства и наставления для домашних содержатся в трактате «О земледелии» Марка Порция Катона старшего (234 – 149 гг. до н. э.).

Не надо думать, что Сильветр аккомулировал «пережитки прошлого». Его современники за рубежом также считали подобную литературу прогрессивной и нужной. Например, польский автор Николай Рей в «Жизни хозяйственного человека» (1567 г.), пишет: «Неужели не лучше мир, чем ссора? Неужели не лучше доброе слово, чем худое? Неужели не лучше прекрасная и учтивая беседа, чем срамотная и бесстыдная? Неужели не лучше добродетельная мирная жизнь, чем скандальная полная раздоров?».

«Домострой» начинается с «Наставления отца сыну»: «Благославляю я и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего, и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божием, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя – не насилием, не побоями, не рабством тяжёлым, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке».

Самой интересной и любопытной для современного читателя является глава, названная «Похвала женам»: «Если дарует Бог жену добрую, лучше то камня драгоценного: такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит мужу. Издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи, даст она пищу дома и дело служанкам, от плодов своих рук увеличит достояние намного, препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело.

Доброй женой муж благословен, число дней его удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его. Хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во – первых, исполнив Божью заповедь, благословится Богом, во – вторых, славится и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая – венец своему мужу, коли обрел муж жену свою добрую – только хорошее выносит из дома своего. Благословен муж такой жены и годы свои проживут они в добром мире».

«Домострой» устанавливает правила поведения, как в государственной, так и в семейной жизни. «Самому тебе, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостливым».

Мужчина стоит во главе семьи, где каждый знает своё место, составляя вместе с домочадцами единое целое.»Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением. Жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить». «А пошлёт Бог кому детей – сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении, учить страху Божию и вежливости и всякому порядку. А затем, по делам смотря и по возрасту, их учить рукоделию – мать дочерей и мастерству – отец сыновей, кто в чём способен, любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая».

Право главы семьи на управление является и его обязанностью: он осуществляет власть, исходя из установленных свыше законов. «Если же муж и сам не делает того, что в этой книге писано и жены не учит, и дом свой не по заповеди устраивает, и о своей душе не радеет, и людей своих этим правилам не учит – и сам он погибнет в этом веке и в будущем, и дом свой погубит».

Вот это место в «Домострое», так не понравившееся коммунистическим идеологам: «Но если жена науке и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить, и попенять, и с любовью наставить, и поучить, но при этом ни мужу не гневаться, ни жене на мужа – всегда жить в любви и согласии. И за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным или деревянным не бить. Кто в сердцах или с кручины так бьёт, многие беды от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и палец, могут быть и головные боли, и выпадение зубов, а у беременных женщин и преждевременные роды».

Легко заметить, что «Домострой» учит, по – возможности, избегать физического насилия и ограничивать его формы. Будь Иван Грозный более внимателен к поучениям своего духовника, не висела бы в Третьяковской галерее картина Репина: «Иван Грозный убивает своего сына».

Но это лишь мелкий краткий эпизод, две трети текста Сильвестра – это поучения, как разумно и рачительно организовать совместную жизнь близких людей. «Домострой» — это сочинение, служившее нашим предкам руководством, как жить. В нём содержится всё, из чего складывалась жизнь наших предков. «Домострой» рисует перед читателем картину семейного счастья и довольства, как идеала, к которому следует стремиться. Не зря Академик Д. С. Лихачев назвал «Домострой» священника Сильвестра «поваренной книгой» русского быта — основным источником для «Домостроя» явился совокупный опыт практической жизни.

«Во всяком своём имуществе: и в лавочном, и в любом товаре, и в казне, и в домах, или в дворовом всяком припасе, деревенском ли, или ремесленном, и в приходе и в расходе, и в займах, и в долгах всегда всё себе отмечай, тогда и проживешь, и имущество сохранишь, по приходу и расход». «Чего в дешёвую пору припасено в изобилии, при дороговизне можно и продать, так что выходит – сам ел да пил даром, и деньги опять дома: доброго хозяина и его хорошей жены никогда и ни в чём недостаток не прихватит. Старый же запас можно держать по многу лет, если он не портится».

В начале 20 века феминизм стал составной частью победоносно распространявшихся коммунистических идей. Его основной задачей стал демонтаж традиционной семьи, слегка замаскированный трескотнёй о «равноправии» и «освобождении женщин от векового гнёта». В России, в результате грандиозного социального эксперимента, осуществлённого большевистской властью методами террора, тотального принуждения и зомбирования, семейные отношения были радикально перестроены. Главным итогом этих преобразований явилась ликвидация статуса мужчины, как главы семейства. Центр власти в семье был умышленно перемещён к женщине.

Новой коммунистической идее нужны были управляемые человеческие единицы, биороботы без истории, традиций и памяти своих предков. Мужчина, как источник из которого передаются и возобновляются семейные традиции и родовые ценности, в отстраиваемом большевиками человейнике стал лишним.

Семья не должна была конкурировать с коммунистической властью в качестве альтернативного идеологического центра. Воспитание в идеале предполагалось сделать полностью общественным и осуществлять государственными органами. Властные функции, которые ранее осуществлял в семье отец были делегированы одному большому усатому отцу народов, стоящему во главе советского общества. В Советском Союзе ходила такая байка: «Мальчик после 1 сентября возвращается из школы домой и говорит отцу: «Ты мне больше не папа». – «Что значит – я тебе больше не папа?» — восклицает потрясённый родитель. – «Ты мне не папа, — повторяет ребёнок. – Мой папа – Сталин! Это он дал всё, что у меня есть!». Некоторые думают так до сих пор.

Духовное завещание чувашскому народу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания.

Крепче всего берегите величайшую святыню — веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный. Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему, грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера.

Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших. Доделайте то, что, может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу Священное писание, полностью завершив перевод Ветхого Завета. Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работой на этой обширной ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны ему, получив из его рук свет веры Христовой.

Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье — защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда. Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.

Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, — успехи непрочные и временные.

Вот все, что я хочу сказать вам, готовясь предстать перед Высшим Судией. Если в ком есть память о вольной или невольной обиде, мною причиненной, прошу простить меня и помолиться обо мне. Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим дарили меня вы, мои соплеменники, и многие, многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему делу. Горячую благодарность приношу всем товарищам и сотрудникам моим по работе: без их бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим. Учебные часы, среди них проведенные, были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережет вас Бог в жизненных путях ваших.

Иван Яковлев, г. Симбирск, 4 августа 1921 г.

Читать онлайн «Библейские истории. Семейное чтение»

Ветхий Завет

Сотворение мира

Быт. 1

В начале Бог сотворил небо и землю. Земля была пуста и темна.

Дух Божий пребывал там и носился над водами. Бог сказал: «Да будет свет», и появился свет. Бог увидел, что свет хорош. Он отделил свет от тьмы и назвал свет днём, а тьму — ночью. И был вечер, и было утро — первый день мира.

Бог создал твердь, которую назвал небом. Он поместил небо между водой под землёй и водой над землёй. И был вечер, и было утро — второй день мира.

Бог повелел водам собраться в одно место и открыть сушу. Он назвал сушу землёй. Воду вокруг земли Он назвал морями. И Бог увидел, что это хорошо. Бог повелел земле произрастить травы и деревья, приносящие плоды. И был вечер, и было утро — третий день мира.

Бог сказал, чтобы на тверди небесной появились светила: солнце должно светить днём, а луна и звёзды ночью. И можно было вести счет времени. И Бог увидел, что это хорошо. И был вечер, и было утро — четвёртый день мира.

Бог сотворил первых живых существ. Рыбы наполнили море, а птицы стали летать над землёй. И Бог увидел, что это хорошо. И благословил их множиться и населять землю. И был вечер, и было утро — пятый день мира.

Бог создал всех остальных животных — коров и овец, собак и кошек, обезьян, слонов и ланей. Бог увидел, что всё сделанное Им хорошо.

Бог создал человека, похожего на Бога, чтобы человек мог властвовать над всеми рыбами, птицами и животными. Бог благословил человека множиться и наполнять землю. И был вечер, и было утро — шестой день мира.

За шесть дней Бог создал мир и всё в нём, а в седьмой день Он отдыхал. Так он сделал седьмой день особым, священным.

Адам и Ева

Быт. 2, 3

Бог создал человека из земли и вдохнул в него жизнь. Он назвал человека Адамом и поместил его в саду на востоке — в Эдеме, который иначе ещё назывался раем.

В саду росли разные прекрасные травы и деревья. А посреди сада были два особых дерева — дерево жизни и дерево познания добра и зла. Бог разрешил Адаму есть плоды всех деревьев, кроме плодов дерева познания добра и зла. Он сказал Адаму, что если человек съест плод этого дерева, то умрёт.

Бог привёл к Адаму всех животных и позволил ему дать им имена. Но ни одно из животных не было равным Адаму и не могло быть ему помощником. Бог навёл на Адама сон и взял одно из его рёбер. Из этого ребра Бог создал женщину. Адам сказал, что женщина — кость от костей его и плоть от плоти его и будет ему женой. Имя её Ева.

Адам и Ева вместе жили в раю. Вместе они заботились о животных. Они ели плоды всех деревьев, кроме одного.

Однажды змей спросил Еву:

— Почему ты не ешь плоды дерева, которое растёт в середине сада?

Она ответила:

— Бог позволил есть плоды всех деревьев, кроме одного: если мы съедим его плоды, мы умрём.

— Нет, вы не умрёте! — сказал змей. — Бог не хочет, чтобы вы съели их и стали как боги, знающие добро и зло.

Ева увидела, как хороши плоды дерева, и попробовала их. И дала их Адаму, и он тоже ел. И открылись у них глаза, они увидели, что они нагие, и сделали себе одежду из смоковных листьев.

Они совершили нечто очень нехорошее. Они ослушались Бога.

Изгнание из рая

Быт. 3

Господь ходил по Эдему и видел, что Адам и Ева спрятались. Он позвал их:

— Где вы?

Адам ответил из-за деревьев:

— Я услышал Твои шаги и спрятался, потому что я наг.

— Кто сказал тебе, что ты наг? — спрашивал Бог. — Разве ты ел плоды дерева, которые Я запретил тебе есть?

Адам, пытаясь оправдаться, говорил:

— Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плоды дерева, и я ел.

Ева же сказала:

— Змей обманул меня, поэтому я ела.

Бог сказал:

— Змей, за то, что ты искусил мужчину и женщину, ты будешь наказан. Ты будешь ползать на животе и есть землю. И вражда будет у тебя с человеком. Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пятку. Ева, ты будешь иметь много боли и скорби в рождении детей твоих, и муж твой будет господствовать над тобой. Адам, поскольку ты послушался жену свою, ты будешь в поте лица возделывать землю и добывать себе хлеб. А потом возвратишься в землю, потому что из земли ты создан, в неё и вернёшься.

И сделал Господь им кожаные одежды. И изгнал их из Эдема, а на востоке поставил Ангела с пламенным мечом, охраняющего древо Жизни.

Адам много плакал, что ослушался Бога.

Каин и Авель

Быт. 4

Адам и Ева начали новую жизнь в мире, который был теперь повреждён грехом. Они утеряли те особые отношения с Богом, какие были у них в раю, но Бог не забывал их. Вскоре Он даровал им двух сыновей — Каина и Авеля.

Авель был пастухом, а Каин земледельцем. Каин принёс несколько своих плодов и зёрен в жертву Богу, а Авель принёс первого ягнёнка. Бог принял жертву Авеля, но не принял жертву Каина.

Каин пришёл в ярость. Он позавидовал брату, что Бог принял его жертву. Бог сказал Каину:

— Ты не должен печалиться, если не сотворил зла. А если тебя увлекает грех, то не поддавайся ему — владей собой.

— Авель, — сказал Каин брату, — пойдём со мной гулять в поле.

Авель ушёл с Каином, и когда они были далеко, Каин убил Авеля.

Позже Бог спросил у Каина:

— Где брат твой?

Каин ответил:

— Не знаю. Разве я сторож брату моему?

Но Бог знал, что Каин убил Авеля. Он сказал Каину, что он больше не сможет выращивать свой урожай. Вместо этого он будет скитаться по всей земле.

Каин сказал, что это наказание слишком тяжёлое, он боялся, что кто-нибудь может причинить ему зло. Бог обещал, что если кто-либо убьёт Каина, то тоже будет наказан, и дал ему знамение, чтобы никто не убил его.

Каин оставил своих родителей и ушёл в землю Нод на востоке.

У Адама и Евы вскоре родился ещё один сын, и они назвали его Сифом.

У Адама и Евы было много других детей, и их дети тоже имели детей, и скоро люди стали наполнять землю.

Всемирный потоп

Быт. 6 — 9

Вскоре люди стали забывать о Боге. Они творили разные злодеяния. Сердце Господа наполнялось болью, когда Он видел, как они себя ведут. И Господь сожалел, что сотворил человека, и хотел истребить людей и всех животных, и птиц, и рыб.

Но был один человек, который чтил Бога. Его звали Ной. Господь пришёл к Ною и сказал:

— Ной, Я хочу, чтобы ты построил большой деревянный корабль. Затем наполни его всеми видами животных, возьми свою жену и сыновей с жёнами и взойди на него.

Господь рассказал Ною, что Он наведёт потоп, который покроет всю землю, и все живое погибнет. И только Ной со своей семьёй и животные с ним спасутся.

Ной и его сыновья долго трудились и построили корабль, в точности как повелел Бог, и назвали его ковчегом. Бог повелел парам от каждого вида животных и птиц прийти к Ною. Ной собрал животных и птиц и сам со своей женой и тремя сыновьями, Симом, Хамом и Иафетом, с их жёнами, вошёл в ковчег. А на седьмой день пошёл дождь.

Дождь шёл сорок дней и сорок ночей. Вода прибавлялась, разрушая весь мир, и вскоре скрылись под водой вершины самых высоких гор. Но ковчег держался на поверхности, сохраняя Ноя и его семью в безопасности. Вода всё прибывала и прибывала в течение ста пятидесяти дней.

А потом Бог послал ветер, и воды стали спадать. Однажды Ной выпустил голубя, чтобы увидеть, найдёт ли птица землю. И вечером птица вернулась с оливковым листком в клюве! И вскоре Бог повелел Ною и его семье сойти на берег.

Ной благодарил Бога за спасение его семьи и принес жертву Господу. Бог обещал, что больше не будет губить всё живое из-за человеческих грехов. Он сотворил радугу и сказал Ною, что каждый раз, когда в облаках будет появляться радуга, Бог будет вспоминать о Своём обещании.

Авраам и Сарра

Быт. 12, 15, 17, 18, 21

Некогда жил человек по имени Аврам. Однажды Господь повелел ему покинуть свой дом и отправиться в землю, называемую Ханаан.

— Я иду, Господи, — отвечал Аврам. Он взял с собой жену Сару, племянника Лота, и вместе они прошли долгий путь и достигли земли Ханаанской.

Бог обещал Авраму, что от него произойдёт многочисленный народ, хотя Аврам и Сара к тому моменту были стары и не имели детей. Бог изменил имя Авраму, назвав его Авраамом, а Саре было дано имя Сарра. И Авраам пал пред Богом и смеялся, потому что не верил, что в старости возможно родить ребёнка.

Однажды три Путника шли мимо шатра Авраама. А это был Сам Господь. Авраам выбежал Им навстречу и просил их быть его гостями.

— Принесут Вам воды омыть ноги, отдохните под деревом и принесу хлеб, чтобы подкрепиться.

— Сделай так, как сказал, — отвечал Один из Них. — Где Сарра, жена твоя?

— Здесь, в шатре, — отвечал Авраам.

— Я опять буду у тебя в это же время, и будет у Сарры сын.

Сарра рассмеялась в глубине души, думая, что она слишком стара для этого.

— Отчего она смеялась? — спросил Путник. — Разве что-нибудь трудно для Господа? Буду у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын.

Сарра испугалась и проговорила:

— Нет, я не смеялась.

Но Господь вновь сказал ей:

— Ты смеялась.

И в назначенный срок Сарра родила сына, которого назвали Исаак. И в тот год исполнилось Аврааму сто лет.

Содом и Гоморра

Быт. …

Ветхий Завет

Сотворение мира

Быт. 1

В начале Бог сотворил небо и землю. Земля была пуста и темна.

Дух Божий пребывал там и носился над водами. Бог сказал: «Да будет свет», и появился свет. Бог увидел, что свет хорош. Он отделил свет от тьмы и назвал свет днём, а тьму — ночью. И был вечер, и было утро — первый день мира.

Бог создал твердь, которую назвал небом. Он поместил небо между водой под землёй и водой над землёй. И был вечер, и было утро — второй день мира.

Бог повелел водам собраться в одно место и открыть сушу. Он назвал сушу землёй. Воду вокруг земли Он назвал морями. И Бог увидел, что это хорошо. Бог повелел земле произрастить травы и деревья, приносящие плоды. И был вечер, и было утро — третий день мира.

Бог сказал, чтобы на тверди небесной появились светила: солнце должно светить днём, а луна и звёзды ночью. И можно было вести счет времени. И Бог увидел, что это хорошо. И был вечер, и было утро — четвёртый день мира.

Бог сотворил первых живых существ. Рыбы наполнили море, а птицы стали летать над землёй. И Бог увидел, что это хорошо. И благословил их множиться и населять землю. И был вечер, и было утро — пятый день мира.

Бог создал всех остальных животных — коров и овец, собак и кошек, обезьян, слонов и ланей. Бог увидел, что всё сделанное Им хорошо.

Бог создал человека, похожего на Бога, чтобы человек мог властвовать над всеми рыбами, птицами и животными. Бог благословил человека множиться и наполнять землю. И был вечер, и было утро — шестой день мира.

За шесть дней Бог создал мир и всё в нём, а в седьмой день Он отдыхал. Так он сделал седьмой день особым, священным.

Адам и Ева

Быт. 2, 3

Бог создал человека из земли и вдохнул в него жизнь. Он назвал человека Адамом и поместил его в саду на востоке — в Эдеме, который иначе ещё назывался раем.

В саду росли разные прекрасные травы и деревья. А посреди сада были два особых дерева — дерево жизни и дерево познания добра и зла. Бог разрешил Адаму есть плоды всех деревьев, кроме плодов дерева познания добра и зла. Он сказал Адаму, что если человек съест плод этого дерева, то умрёт.

Бог привёл к Адаму всех животных и позволил ему дать им имена. Но ни одно из животных не было равным Адаму и не могло быть ему помощником. Бог навёл на Адама сон и взял одно из его рёбер. Из этого ребра Бог создал женщину. Адам сказал, что женщина — кость от костей его и плоть от плоти его и будет ему женой. Имя её Ева.

Адам и Ева вместе жили в раю. Вместе они заботились о животных. Они ели плоды всех деревьев, кроме одного.

Однажды змей спросил Еву:

— Почему ты не ешь плоды дерева, которое растёт в середине сада?

Она ответила:

— Бог позволил есть плоды всех деревьев, кроме одного: если мы съедим его плоды, мы умрём.

— Нет, вы не умрёте! — сказал змей. — Бог не хочет, чтобы вы съели их и стали как боги, знающие добро и зло.

Ева увидела, как хороши плоды дерева, и попробовала их. И дала их Адаму, и он тоже ел. И открылись у них глаза, они увидели, что они нагие, и сделали себе одежду из смоковных листьев.

Они совершили нечто очень нехорошее. Они ослушались Бога.

Изгнание из рая

Быт. 3

Господь ходил по Эдему и видел, что Адам и Ева спрятались. Он позвал их:

— Где вы?

Адам ответил из-за деревьев:

— Я услышал Твои шаги и спрятался, потому что я наг.

— Кто сказал тебе, что ты наг? — спрашивал Бог. — Разве ты ел плоды дерева, которые Я запретил тебе есть?

Адам, пытаясь оправдаться, говорил:

— Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плоды дерева, и я ел.

Ева же сказала:

— Змей обманул меня, поэтому я ела.

Бог сказал:

— Змей, за то, что ты искусил мужчину и женщину, ты будешь наказан. Ты будешь ползать на животе и есть землю. И вражда будет у тебя с человеком. Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пятку. Ева, ты будешь иметь много боли и скорби в рождении детей твоих, и муж твой будет господствовать над тобой. Адам, поскольку ты послушался жену свою, ты будешь в поте лица возделывать землю и добывать себе хлеб. А потом возвратишься в землю, потому что из земли ты создан, в неё и вернёшься.

И сделал Господь им кожаные одежды. И изгнал их из Эдема, а на востоке поставил Ангела с пламенным мечом, охраняющего древо Жизни.

Адам много плакал, что ослушался Бога.

Каин и Авель

Быт. 4

Адам и Ева начали новую жизнь в мире, который был теперь повреждён грехом. Они утеряли те особые отношения с Богом, какие были у них в раю, но Бог не забывал их. Вскоре Он даровал им двух сыновей — Каина и Авеля.

Авель был пастухом, а Каин земледельцем. Каин принёс несколько своих плодов и зёрен в жертву Богу, а Авель принёс первого ягнёнка. Бог принял жертву Авеля, но не принял жертву Каина.

Каин пришёл в ярость. Он позавидовал брату, что Бог принял его жертву. Бог сказал Каину:

— Ты не должен печалиться, если не сотворил зла. А если тебя увлекает грех, то не поддавайся ему — владей собой.

— Авель, — сказал Каин брату, — пойдём со мной гулять в поле.

Авель ушёл с Каином, и когда они были далеко, Каин убил Авеля.

Позже Бог спросил у Каина:

— Где брат твой?

Каин ответил:

— Не знаю. Разве я сторож брату моему?

Но Бог знал, что Каин убил Авеля. Он сказал Каину, что он больше не сможет выращивать свой урожай. Вместо этого он будет скитаться по всей земле.

Каин сказал, что это наказание слишком тяжёлое, он боялся, что кто-нибудь может причинить ему зло. Бог обещал, что если кто-либо убьёт Каина, то тоже будет наказан, и дал ему знамение, чтобы никто не убил его.

Каин оставил своих родителей и ушёл в землю Нод на востоке.

У Адама и Евы вскоре родился ещё один сын, и они назвали его Сифом.

У Адама и Евы было много других детей, и их дети тоже имели детей, и скоро люди стали наполнять землю.

Всемирный потоп

Быт. 6 — 9

Вскоре люди стали забывать о Боге. Они творили разные злодеяния. Сердце Господа наполнялось болью, когда Он видел, как они себя ведут. И Господь сожалел, что сотворил человека, и хотел истребить людей и всех животных, и птиц, и рыб.

Но был один человек, который чтил Бога. Его звали Ной. Господь пришёл к Ною и сказал:

— Ной, Я хочу, чтобы ты построил большой деревянный корабль. Затем наполни его всеми видами животных, возьми свою жену и сыновей с жёнами и взойди на него.

Господь рассказал Ною, что Он наведёт потоп, который покроет всю землю, и все живое погибнет. И только Ной со своей семьёй и животные с ним спасутся.

Ной и его сыновья долго трудились и построили корабль, в точности как повелел Бог, и назвали его ковчегом. Бог повелел парам от каждого вида животных и птиц прийти к Ною. Ной собрал животных и птиц и сам со своей женой и тремя сыновьями, Симом, Хамом и Иафетом, с их жёнами, вошёл в ковчег. А на седьмой день пошёл дождь.

Дождь шёл сорок дней и сорок ночей. Вода прибавлялась, разрушая весь мир, и вскоре скрылись под водой вершины самых высоких гор. Но ковчег держался на поверхности, сохраняя Ноя и его семью в безопасности. Вода всё прибывала и прибывала в течение ста пятидесяти дней.

А потом Бог послал ветер, и воды стали спадать. Однажды Ной выпустил голубя, чтобы увидеть, найдёт ли птица землю. И вечером птица вернулась с оливковым листком в клюве! И вскоре Бог повелел Ною и его семье сойти на берег.

Библия, изложенная для семейного чтения

Библия, изложенная для семейного чтения. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. Твердый переплет – 752 с. В наступившем 2007 году мы предлагаем нашим юным читателям и их родителям Библию для ежедневного семейного чтения в изложении для детей среднего и старшего школьного возраста.

Нет на свете человека, который не спрашивал бы себя: «Кто я такой? Зачем я живу? Каково мое назначение? По каким духовным законам я должен совершать свой земной путь? Что будет со мной после смерти, которая неизбежна для всех?» Порой даже старые и опытные люди не могут дать точный ответ на эти вопросы. А если и отвечают, то каждый по-своему, поэтому полной правды в их суждениях нет.

Между тем ответы на эти вопросы существуют. Они записаны в важнейшей для христиан книге – в Библии, или в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов.

Уже в первой из библейских книг, в книге Бытия, дается понятие о Высшем Существе – Едином Боге, открывается величественная картина создания мира и первых людей.

  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Сотворение мира и человека
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    О жизни первых людей в раю и потеря рая
  • Библия, изложенная для семейного чтения Жизнь людей до всемирного потопа
  • Всемирный потоп. Выход из ковчега на землю
    Библия, изложенная для семейного чтения
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков
  • Отец верующих Авраам
    Библия, изложенная для семейного чтения
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    Исаак и Иаков
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    Иосиф и сыновья Иаковлевы в Египте
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    Рабство израильтян в Египте. Моисей
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    Моисей и фараон
  • Библия, изложенная для семейного чтения Исход израильтян из Египта
  • Библия, изложенная для семейного чтения Моисей законодатель
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    Сорокалетнее странствование евреев в пустыне
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    Последний год жизни Моисея
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    Завоевание и раздел Обетованной земли
  • Библия, изложенная для семейного чтения
    Времена Судей. Пленение и освобождение. Часть 1
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Времена Судей. Пленение и освобождение. Часть 2
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Руфь и Ноеминь
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Илий и Самуил
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Самуил, Саул и Давид. Часть 1
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Самуил, Саул и Давид. Часть 2
  • Библия, изложенная для семейного чтения. Царствование Давида (1055–1015 до Р. Х)
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Псалмы царя Давида
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Царствование Соломона (1015—975)
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское. Пророк Илия
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское.
    Пророк Елисей
  • Библия, изложенная для семейного чтения. Окончательное падение царства Израильского и Иудейского
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Пленение Вавилонское и возвращение в отечество
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Книга Товита
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Книга Иудифи
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Книга Есфири
  • Книга Иова
    Библия, изложенная для семейного чтения
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Книги «учительные»
  • Библия, изложенная для семейного чтения. Пророк Исаия
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Пророки Иеремия и Иезекииль
  • Библия, изложенная для семейного чтения. Пророк Даниил
  • Библия, изложенная для семейного чтения. 12 пророков
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Книги Маккавейские. Часть 1
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Книги Маккавейские. Часть 2
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Книги Маккавейские. Часть 3
  • Библия, изложенная для семейного чтения. Благовещение. Рождество Иоанна Предтечи
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Рождество Иисуса Христа
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Детство и отрочество Иисуса Христа
  • Библия, изложенная для семейного чтения. Иоанн Предтеча
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Крещение Иисуса Христа. Искушение злым духом
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Призвание апостолов. Чудо в Кане Галилейской
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Чудесный улов рыбы. Изгнание торгующих из храма
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Возвращение из Иудеи в Галилею. Беседа с самарянкой
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Проповедь и исцеления в Галилее
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Служение Господа в Галилее до второй пасхи
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Второй год общественного служения Спасителя
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Избрание апостолов и Нагорная проповедь
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    «Я есмь хлеб жизни»
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Третий год общественного служения Спасителя.
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Преображение Господне
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Последний галилейский период евангельской истории
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Последнее путешествие Господа в Иерусалим
  • Библия, изложенная для семейного чтения. Исцеление слепорожденного и притча о милосердном самарянине
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    О заботах человеческих и попечении Божием
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Господни притчи
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Воскрешение Лазаря
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Вход Господень в Иерусалим
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Великий понедельник
  • Великий вторник
    Библия, изложенная для семейного чтения
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Великая среда
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Великий четверг
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Великая пятница
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Великая суббота и Воскресение Христово
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Воскресение Господа нашего Иисуса Христа
  • Библия, изложенная для семейного чтения. После Воскресения
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Сошествие Святого Духа
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Проповедь апостолов и первые гонения
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Мученичество Стефана и обращение эфиоплянина
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Обращение Савла
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Благовестническое путешествие апостола Петра
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Труды апостолов. Первое путешествие Павла
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Второе апостольское путешествие Павла
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Третье апостольское путешествие Павла
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Заговор иудеев против Павла
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Апостол Павел в Риме
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Апостольские послания
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Послания апостола Павла
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Откровение святого Иоанна Богослова
  • Библия, изложенная для семейного чтения.
    Откровение святого Иоанна Богослова

У книжной полки. Библия для семейного чтения

Аудио

Есть ли на свете такой человек, который, даже в самом молодом возрасте, не спрашивал бы себя: «Что я такое? Зачем я живу? Какое мое назначение? Что будет со мной после смерти, которая неизбежна для всех?» Но никто, даже старые и опытные люди, не могли ответить на эти вопросы с полной точностью. Между тем ответы существуют: их на­писали хотя и люди, но избранные Богом, которым Сам Бог внушил их через Свое Божественное Откровение. Как же отвечает оно на вопросы, вольно и невольно рвущиеся из души человека? Чтобы это узнать, надо читать Книгу книг – Библию, как сам первоисточник, так и толкования святых отцов на него. Ну а детям и тем, кто только вступает на путь воцерковления, можно для начала прочитать библейские рассказы, изложенные в сокращенном и адаптированном виде. Такие рассказы предлагает нам издательство Сретенского монастыря в книге – «Библия, изложенная для семейного чтения».

***

Как говорится в предисловии книги, «великое, самое важное дело — жизнь человека. Вели­колепен Божий мир, данный ему в жилище. Роскошна при­рода, окружающая его, и щедро рассыпает она дары свои людям. Жить и блаженствовать — вот назначение человека. Для этого-то и был он создан по воле Всемогущего, Всеправедного, Всеблагого, Всеблаженного Бога Творца, восхотевшего разделить Свое блаженство со Своим созда­нием. Вот причина жизни человека. Отношения же его с Богом, получив свое начало от Безначального и Бесконечного Выс­шего Существа, не будут иметь окончания никогда. Но все дело в том, что, дав жизнь человеку, Бог дал ему и свободную душу, свободную направлять свои отношения к Богу и в добрую, и в недобрую сторону. Как же употребило человечество данную ему Богом бес­предельно-возвышающую его свободу? В каких отношениях состояло оно и состоит перед Богом?

Проследить историю отношений между человеком и Богом, между Творцом и созданием, можно читая Священное Писание. В нем говорится о жизни людей от их сотворения до воплощения Сына Божия на земле (Ветхий Завет) и от Рождества Спасителя мира, Иисуса Христа, до Его крестной смерти ради искупления человечества (Новый За­вет, Евангелие). Опираясь на этот священный источник были написаны сокращенные «Библейские рассказы», для доступного ознакомления и в юном возрасте с историей союза, или общения Бога с людьми. Эта история должна составлять начальную и главную науку человека, ради того, чтобы при сознательном изуче­нии отпадения его от Бога, или разобщения его с Богом, и вместе с тем неустанного привлечения его Богом к Себе на­учиться направлять себя к возвращению в потерянный рай — вечное Царство своего Небесного Отца.

В соответствии с тем, как разделяется Библия – на Книги Ветхого Завета и Нового Завета, так же и это издание имеет две части. Первая из богодухновенных книг Ветхого Завета была написана бытописателем Моисеем, мудрым вождем народа, сохранив­шего, после многих веков существования людей на земле, понятие о Высшем Существе — Боге Едином. Именно в этой книге, по словам издателей, впервые открывается величественная картина созда­ния мира и первых людей в нем. Эта картина и представляет ответ на первые возникаю­щие вопросы в душе человека: кто он такой, зачем дана ему жизнь? Как уже отмечалось вначале, жить и блаженствовать — вот что было назначением человека: для этого-то и вызван он был из небытия Богом, создавшим для него огромный и прекрасный мир.

Как отмечают издатели, «едва ли есть на человеческом языке такие слова, которыми можно было бы выразить все блаженство, которое испытывали первые люди, поселенные Богом в раю. Сам Бог был с ними, открывал им Себя. Они познавали Его Божественные совершенства, могли поучаться от Него и возвышаться до Него подражанием Ему. В этом первоначальном общении с Высочайшим Существом они могли испытывать только одно полное счастье, которому ни с какой стороны и ничто не могло помешать. В своем райском жилище, в таинственном присутствии Бога, среди полного изобилия роскошной природы, первых людей не смущала никакая забота. Они жили, наслаждаясь красотами Божия создания, и им оставалось только благодарить и прославлять Творца своего. Не было у них и опасения, что когда-нибудь кончится такая блаженная жизнь, не было у них страха смерти, так как, питаясь плодами древа жизни, они, по слову Божию, определены были на бессмертие.

Что же могло смутить их и положить конец такому блаженному состоянию? Читая первую часть «Библии, изложенной для семейного чтения» вы узнаете, когда и почему были изгнаны из райского жилища первые люди. Узнаете, как жили они потом на Земле и как был заключен с человеком Завет, то есть Союз, который мы называем Ветхим. А еще о том, как Бог готовил людей к принятию Нового Завета, к приходу в мир Спасителя. Несколько поколений Адама и Евы сменяли друг друга, несколько тысяч лет пришлось ждать им исполнения Божия обетования. На протяжении всего этого пути Господь помогал Своему народу, укреплял их, возводя в их среде избранных людей, которые жили праведно и уклонялись от зла. Из Священного Писания мы знаем их имена: Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, Давид и многие-многие другие. Благодаря этим людям из поколения в поколение сохранялась в народе истинная вера в Бога.

Новый Завет (Евангелие, Благая весть) состоит в тесной связи с ветхозаветным откровением, продолжает и заканчивает собой историю вечного общения Бога с человеком. Перед тем временем, когда в стране Иудейской от Пресвятой Девы Марии воплотился Сам Бог, на земле кроме иудеев не было других народов, которым было бы открыто постижение Единого Бога. В мире царило или идолопоклонство, или безверие, соединенное с суеверием. Но уже пробуждалось стремление познать Истину, познать Всевышнего. И вот на разные лады появляются толкования мудрецов и философов, пытающихся постичь Творца, разъяснить тайну смысла и целей Его творения. Некоторые из них доходят до смутного понимания или, вернее, предчувствия истины, но, блуждая во мраке, не могут достигнуть того, что недоступно уму человеческому — самому по себе, не озаренному откровением свыше…

Лучами этого откровения Богу угодно было осенить лишь избранный народ Свой — иудеев, ради великих душ, бывших в нем, могущих и достойных вместить то, что было невместимо для человеческого ума, искавшего разгадки истины посредством собственных ограниченных человеческих измышлений. И вел Господь Свой избранный народ тяжким путем; путем испытаний и наказаний напоминал Он им о Себе, поддерживая в нем сознание зависимости от Него, необходимости подчиняться Ему и пребывать в единении с Ним, а вместе с тем укрепляя и утешая его Божественными обетованиями.

Наконец были достигнуты цели тяжкого, но исправительного и подготовительного пути; наступила «полнота времен», блеснул небесный луч и озарил Восток, откуда и полился свет на весь мир и на вечные времена. Предшественником же ему явился тот, о котором позже Сам Христос сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Иоанн, величайший из людей, проповедовал очистительное покаяние, которым приготовил мир восприять Высший Свет, недоступный для неочистившейся души, и был, таким образом, Иоанн Креститель венцом откровений Ветхого Завета и началом новозаветных откровений. С рассказа о его чудесном рождении от праведных Захарии и Елисаветы начинается вторая часть Библии, начинается история Нового Завета. Познакомиться с этой Священной историей вы сможете, открыв вторую часть книги — «Библия, изложенная для семейного чтения».

***

Книга книг, «Вечная книга», Библия на протяжении всей человеческой истории остается главным источником по­знания Бога и Его творения — видимого и невидимого миров. Тысячи поколений изучают это Божественное Откровение, чтобы найти в нем ответы на главные вопросы бытия, чтобы различить добро от зла, а истину — от лжи, чтобы познать бес­предельную любовь Бога к человеку и обрести на земле верную дорогу к небу. Начните и вы, дорогие наши юные читатели, ознакомление с Божественным От­кровением ради получения ответов на многие вопросы вашей лю­бознательной души.