Библия Иисуса Христа

РОЖДЕНИЕ ИИСУСА

В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

И пошли все записываться — каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда.

В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им с Иосифом не нашлось.

А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал:

— Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель — Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях.

Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Всем рассказывали потом пастухи о видении и о младенце.

Рождество

Через восемь дней назвали младенца Иисусом.

Потом понесли в Иерусалим, чтобы представить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных, как сказано в законах Моисея.

Был тогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Предсказано ему было, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Пришел Симеон в храм в то время, когда родители принесли туда Иисуса, взял его на руки и сказал:

— Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему с миром, ибо увидел я Спасителя.

Очень удивились Иосиф и Мария таким словам.

Тут же была и Анна-пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она вообще не отходила от храма — днем и ночью молилась Богу. Подошла она к младенцу, и славила Господа, и стала говорить о нем всем в Иерусалиме.

ВОЛХВЫ С ВОСТОКА

Когда родился Иисус в Вифлееме, пришли с востока в Иерусалим волхвы и сказали:

— Где родившийся царь иудейский? Мы увидели звезду его на востоке и пришли поклониться ему.

Услышал такое Ирод, царь иудейский, и встревожился.

— Где должно родиться Христу? — спрашивает фарисеев и саддукеев.

И ответили ему эти законоучители:

— В Вифлееме.

Тогда царь Ирод позвал волхвов, выведал у них время появления звезды и приказал:

— Идите в Вифлеем, все узнайте о младенце, а потом скажите мне — и я хочу ему поклониться.

Отправились волхвы в Вифлеем, и звезда шла перед ними, пока не остановилась над местом, где был младенец.

Вошли волхвы в дом, поклонились младенцу и положили дары — золото, ладан и смирну.

Во сне потом было им сказано, что к царю Ироду возвращаться не нужно, поэтому домой они пошли иным путем.

БЕГСТВО В ЕГИПЕТ

Явился Иосифу во сне ангел и говорит:

— Встань, возьми младенца вместе с матерью и беги в Египет. Будь там, пока не велю тебе возвратиться, ибо царь Ирод хочет убить младенца.

Встал Иосиф, взял с собою младенца и мать его и тут же ночью ушел в Египет, и был он там до самой смерти царя Ирода.

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

Не дождался царь Ирод волхвов, разгневался и приказал перебить в Вифлееме и окрестностях всех младенцев, которым было менее двух лет.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЕГИПТА

Умер царь Ирод, стал царем сын его Архелай, и все же Иосиф боялся возвратиться в Вифлеем — он ушел в Галилею, в город Назарет.

ИИСУС В ХРАМЕ ИЕРУСАЛИМСКОМ

Мария, Иосиф и двенадцатилетний Иисус на Пасху были в Иерусалиме. Они каждый год ходили туда на праздник. На обратном пути мальчик отстал, и родители думали, что он идет с родственниками или знакомыми, но вечером нигде не смогли его найти, и пришлось им вернуться в Иерусалим.

Иисуса они отыскали в храме среди учителей. Он слушал, что они говорят, и задавал вопросы.

— Что же ты делаешь с нами? — спросила мать. — Мы с отцом искали тебя и очень волновались.

— Зачем вам было искать меня? Неужели не ясно, что я должен быть в доме Отца моего?

Но родители не поняли его слов.

Вернулся с ними Иисус в Назарет и с тех пор был послушен.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Приближается Рождество Христово. Мы множество раз слышали и читали о рождении Спасителя. Но как рассказать об этом празднике детям? Их могут заинтересовать короткие отрывки из детской библии, которые читает актриса театра и кино Елена Ксенофонтова специально для проекта “Крылатые притчи” социальной сети Елицы.

Когда Мария была уже беременна, ей и Иосифу пришлось отправиться в далекий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей его земле. Каждому надо было пойти в город своих предков. Иосиф и Мария были из дома и рода царя Давида. Родным городом Давида был Вифлеем. Царь Давид правил Израилем за тысячу лет до рождения Иисуса.

Итак, Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, город своего предка Давида. От Назарета до Вифлеема, более двухсот километров. В то время не было ни поездов, ни автомобилей, и такое путешествие длилось несколько дней. Назарет находится на севере Израиля, в Галилее, а Вифлеем – на юге, в Иудее. Идя из Галилеи в Иудею, нужно было пройти и через Самарию. А Самария и Иудея – горные местности.

Когда, наконец, Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, мест в гостинице не оказалось. Многие пришли в Вифлеем для переписи. Марии же наступило время родить. «… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли», читаем в Евангелии. Это значит, что они разместились в загоне для скота. По древнему преданию, этот хлев находился в пещере. В тех краях и в настоящее время пастухи используют для своих овец такие пещеры.

Св. Евангелие от Луки 2:1-7.

Приближается Рождество Христово. Ежегодно к Рождеству на Святую Землю приезжают тысячи паломников со всего света, тысячи и тысячи людей участвуют в богослужениях. В ночь с 6 на 7 января в Храме Рождества Христова в Вифлееме состоится праздничная Божественная Литургия, на которую вы можете подать записки за своих родных и близких.

Подать записку на праздничное богослужение в храм Рождества Христова в Вифлееме можно здесь:

Рождение Иисуса, Библия

Ниже приведен оригинальный текст из Библии (Синодальное издание) о рождении Иисуса.

Евангелие от Луки, глава 2

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. 3 И пошли все записываться, каждый в свой город. 4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. 6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. 8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. 9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. 10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. 13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! 15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. 16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. 17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. 18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. 19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. 20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Евангелие от Матфея, глава 2

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, наконец пришла и остановилась над , где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. 13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. 16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. 17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Рождение Иисуса Христа

Когда Мария была уже беременна, ей и Иосифу пришлось отправиться в далекий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей его земле. Каждому надо было пойти в город своих предков. Иосиф и Мария были из дома и рода царя Давида. Родным городом Давида был Вифлеем. Царь Давид правил Израилем за тысячу лет до рождения Иисуса.

Итак, Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, город своего предка Давида. От Назарета до Вифлеема, более двухсот километров. В то время не было ни поездов, ни автомобилей, и такое путешествие длилось несколько дней. Назарет находится на севере Израиля, в Галилее, а Вифлеем – на юге, в Иудее. Идя из Галилеи в Иудею, нужно было пройти и через Самарию. А Самария и Иудея – горные местности.

Когда, наконец, Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, мест в гостинице не оказалось. Многие пришли в Вифлеем для переписи. Марии же наступило время родить. «… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли», читаем в Евангелии. Это значит, что они разместились в загоне для скота. По древнему преданию, этот хлев находился в пещере. В тех краях и в настоящее время пастухи используют для своих овец такие пещеры.

Св. Евангелие от Луки 2:1-7.

>Рождество в христианском искусстве

Рождество в христианском искусстве

Рождество… Сам Бог пришел в мир людей в человеческом образе, в мир, искалеченный грехом, чтобы принять на себя все зло мира и победить его. Пришел не в сиянии славы, а крохотным беспомощным Младенцем, рожденным в бедной, никому не известной семье. Во все века христианской истории этот факт с такой силой отзывался в христианском сердце, что Рождество Христово стало одним из любимейших сюжетов для художников. Уже в самых первых раннехристианских памятниках искусства можно найти изображение Рождества.

Давайте попробуем совершить вместе маленькое путешествие в мир красок и линий, с помощью которых старые мастера донесли до современного человека красоту и радость Рождества Христова.

Искусство первых христиан

Первые три века христианской истории (I-III века по Р.Х) отдельного праздника Рождества не существовало. Он был соединен с праздником Крещения Господня под одним именем Богоявления — прихода Бога в мир людей. Только в IV веке, когда римский император Константин Великий разрешил христианам открыто исповедовать свою веру и христиане вышли из катакомб, праздник Рождества выделился в самостоятельное яркое событие годового богослужебного и календарного круга. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета Рождества Христова.

Рождество Христово. Древнерусская икона XV века.

Первые христиане изображали Рождество Христово очень просто, как его обычно рисуют дети – ясли с Младенцем, склоненные над ними Богородица и праведный Иосиф, рядом вол и ослик. Иногда (гораздо реже) изображали пастухов и волхвов. Археологи находят именно такие изображения Рождества на древнеримских христианских саркофагах, на бутылочках для лампадного масла. С появлением первых икон (самые ранние известные иконы относятся к VI веку по Р.Х.) формируется иконография Рождества Христова, которая останется практически неизменной до XXI века.

Византийские и русские иконы Рождества Христова

В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле.

Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Если бы все это изображал светский художник, он, несомненно, предложил бы зрителям серию картин на тему Рождества, где последовательно все бы изобразил. Так, кстати, и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). А иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда».

В человеческой истории, во времени Рождество Христово совершилось лишь однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в пространство Рождества, это событие не является просто историческим фактом, разделяющим время на «до Рождества Христова» и «после». Это событие встречи Бога и человека, времени и Вечности. Это не «однажды», а «навсегда».

В пространстве иконы «радость велия» о рождении Спасителя мира, которую ангелы возвестили пастухам, тоже выглядит совсем иначе, чем радость в обычном, житейском смысле. Икона как бы предлагает другое понимание праздника – не богатый стол, не яркие одежды, не песни и пляски, а тишина, покой и благодарность. Тишина и покой фигур Матери и спеленутого Младенца, смирные овечки у ног пастухов, глядящих на небо. Это та радость, которая переживается внутри, сердцем.

Классическое византийское иконописное изображение Рождества Христова включает в себя три зрительных плана (яруса) – верх, «небо», центр, «соединение неба и земли», и низ, «землю».

Древнерусские иконы практически всегда следуют византийской традиции. Только в XVII веке появляются иконы, композиция которых очень напоминает западноевропейскую живопись. В иконах этого времени, кроме собственно сюжета Рождества, появляется и сюжет бегства в Египет, и избиение младенцев по приказу царя Ирода.

Джотто. Рождество Христово.

Небо, звезда, горы

Что и, главное, почему помещает мастер в каждом ярусе изображения?

Вверху иконы обычно изображено открытое небо и сияющая звезда. Луч звезды касается вершины горы, внутри которой находится пещера – «вертеп». Звезда и пещера – это своего рода конкретные иллюстрации евангельского рассказа о Рождестве, а вот открытое небо и вершина горы наполнены уже символическим смыслом. Часто можно встретить выражение: «Рождество — это небо на земле». Вполне возможно, что иконописец имеет в виду именно это, изображая отверстое небо.

С момента Рождества небо стало открытым для человека, он может, если захочет, двигаться к Богу. Потому что Христос, приняв образ человеческого младенца, пострадав и умерев на Кресте, а затем воскреснув, вылечил человека от греха. И путь на небо открыт. Только пройти его человек должен сам, карабкаясь вверх.

Вот и символический смысл горы становится понятен – горы изображены здесь не только как отображение реального гористого ландшафта Святой Земли, но и как образ движения человеческой души вверх, к Богу, через преодоление препятствий прежней, греховной жизни. Ангелы по сторонам горы тоже из небесного, горнего мира, где живет Бог. Причем небо имеется ввиду не как астрономическое, естественнонаучное понятие, не как то, что накрывает землю, а как то, что обозначает безграничность и чистоту.

Пещера, осел, вол, ясли

Внутри пещеры обычно рисуют лежащую на ложе Богородицу, которая изображена крупнее других участников события, и крохотного спеленутого Христа, вокруг головы Которого сияет крестчатый нимб (нимб с вписанным в него крестом – обязательный атрибут образа Спасителя, указывающий на Его крестные страдания).

Интересно, что Богородица обычно не смотрит на Младенца, а смотрит на нас. Это часто вызывает недоумение. Как это – Мать не смотрит на Сына? Но это делается совершенно сознательно, чтобы показать, что Младенец не принадлежит Матери, Он пришел в мир, чтобы спасать его.

Рядом с деревянными яслями обычно изображают вола и осла (иногда – коня и корову). Эта деталь не только намек на то, что Рождество совершилось в хлеву, но и иллюстрация к книге пророка Исайи, предсказавшего рождение Христа от Девы за много тысяч лет до самого события: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего…» (Ис.1,3). Кроме того, некоторые исследователи считают, что вол и осел – это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.

Важно также обратить внимание на форму яслей, которая похожа на форму гроба — Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него.

Доменико Гирландайо. Рождество Христово.

Пастухи и волхвы

Часто по сторонам от Богородицы изображают пастухов и волхвов, их фигуры значительно меньше, чем фигура Богородицы. В лице простых неграмотных, но верующих пастухов и в лице языческих волхвов-мудрецов Господь явился всему миру. И теперь каждый человек может найти свою дорогу к Богу – и не слишком образованный, но добрый и честный человек, и современный интеллектуал, сердце которого частенько бывает заражено надменностью и высокомерием.

Праведный Иосиф

В нижнем ярусе иконы обычно изображают сидящего в задумчивости Иосифа с предстоящим ему пастухом, и двух женщин, омывающих новорожденного Младенца.

Сцену с пастухом обычно объясняют так — лукавый дух терзает сомнениями душу Иосифа: как же могло произойти Рождение? Но многие исследователи сходятся на том, что это, скорее, всего, пастух из апокрифических сказаний о Рождестве, к которому Иосиф обращался в поисках крова и огня для Младенца. Наиболее часто в иконописи и живописи используется апокриф «Протоевангелие Иакова», где рассказывается о детских годах Спасителя и детстве Божией Матери.

Омовение Младенца

Из «Протоевангелия Иакова» взята и сцена омовения Младенца, о которой ничего не говорится ни у Матфея, ни у Луки. С одной стороны — это чисто бытовая деталь, связанная с рождением ребенка. В древности и в Средние века принято было омывать новорожденного, впрочем, как и сейчас. Отсюда и купель, и кувшин с водой.

Но есть и второе объяснение этому. Апокриф привносит в повествование о Рождестве Бога чисто человеческие, житейские детали. В «Протоевангелии Иакова» рассказывается, как Иосиф оставил Богородицу в пещере одну и пошел искать повивальную бабку, которая помогла бы принять роды. Повитуха по имени Саломея усомнилась в том, что Дева может родить, и захотела убедиться в этом сама. Дальше по тексту произошло вот что:

«И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается, как в огне…» И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость». И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав: «Поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»

Можно попробовать предложить и еще одно простое толкование сцены омовения Младенца. В купели, изображенной на иконе, легко узнается купель, в которой обычно крестят в Церкви младенцев, приобщая их к жизни с Богом.

Западноевропейские художники Средневековья и Возрождения

Работы европейских художников Раннего (V–XIвв.) и Зрелого Средневековья (XI-XIII вв.) в принципе повторяют византийскую иконописную традицию. Добавляются лишь некоторые детали, которые не встретишь в византийских и древнерусских иконах.

Характерная особенность европейской христианской живописи – стремление не столько вдохновить человека на движение души вверх, к Богу, сколько «спустить» Бога с небес на землю, сделать Его доступным человеку, смешать Священную историю и житейскую человеческую историю, растворив одну в другой.

Перепись в Вифлееме

Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1).

Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.

Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме.

О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду .

Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения.

Пещера, дом, гостиница

Часто в европейских картинах на тему Рождества Христова можно увидеть вместо пещеры ветхий, почти разрушенный дом.

С одной стороны такой дом символизировал тот факт, что Христос родился в бедности и безвестности, а с другой стороны старый, ветхий дом обозначал Ветхий Завет, который с приходом в мир Христа заменялся заповедями Нового Завета.

Некоторые исследователи видят в этом изображении дома изображение гостиницы, такой, какая была распространена на Востоке. Это был караван-сарай, хижина с тремя стенами, четвертая сторона дома открыта на улицу. Здесь же, во дворе, отделенном несколькими ступеньками от дома, пасется скот. Все происходящее в таком доме видно взору постороннего человека.

Вполне возможно, что именно в одну из таких гостиниц не пустили переночевать Святое семейство. И, помещая подобный дом-гостиницу на своем полотне, европейские художники подчеркивают тем самым странничество Христа в этом мире и Его открытость всем и всему.

Рогир Ван дер Вейден. Поклонение волхвов.

Младенец Христос

На византийских и древнерусских иконах Христос Младенец изображен часто без возраста или наоборот, как маленький взрослый, чтобы подчеркнуть вечность Бога и Его взрослость по отношению к людям.

В европейской живописи распространено два типа изображения Младенца – либо хрупкое и худенькое тельце новорожденного с непропорциональными частями тела и большой головой, как это бывает с реальными новорожденными младенцами, либо в виде упитанного шестимесячного малыша, а то и годовалого ребенка. Может быть, эта конкретность, телесность в изображении Христа — тоже некоторая дань европейцев их желанию соединить Священную и житейскую, мирскую историю?

Рембрандт Харменс ван Рейн. Поклонение волхвов.

Вокруг головы Богомладенца на большинстве европейских картин нет крестчатого нимба, а на некоторых нет и простого нимба — символа святости.

Интересный ход нашел знаменитый голландский живописец XVII века Рембрандт Харменс Ван Рейн – он изображает глубокую темноту рождественской ночи и по контрасту с тьмой пишет яркое свечение лика Младенца. Свет исходит от Него Самого, а не от нимба, нарисованного над головой. Так Рембрандт с помощью яркой детали передает мысль о том, что Бог Сам – источник света, добра, любви, святости.

Ангелы, пастухи

Нередко западноевропейские художники изображали ангелов над младенцем не как духовных существ, а как имеющих тело веселых, счастливых музыкантов, только с крыльями на спине.

Мотив игры Младенцу Христу на флейте или на лютнях берет начало в народной традиции католической средневековой Европы играть на Рождество перед изображением Младенца Христа на дудочке. Интересно, что в нотах, которые держат в руках ангелы, записаны настоящие музыкальные пьесы, которые можно исполнить. Некоторые из них – даже для нескольких инструментов и голосов. Кроме того, ангелы европейских художников (например, в картине Робера Кампена) держат в руках ленты со словами рождественских песнопений.

Роббер Кампен. Рождество Христово.

Часто и пастухи бывают изображены с дудочками и волынками, что может быть связано не только с их пастушеским трудом, но также со средневековым обычаем играть для Младенца Христа на флейте.

Волхвы

Обычно европейские художники изображали трех волхвов по числу трех человеческих возрастов (юность, зрелость, старость), чтобы подчеркнуть, что в любом возрасте человек нуждается в Боге.

Христос Младенец играет с дарами, трогает одежду и волосы волхвов, а они протягивают к Нему руки. Бог устремляется к людям в ответ на их движение к Нему.

Уже в эпоху Зрелого Средневековья языческие маги-звездочеты превратились в трех царей, пришедших из трех стран Востока (чаще всего в числе этих стран называют Аравию, Персию и Эфиопию). У каждого царя свое имя – Каспар, Мельхиор, Балтазар. Каждый принес свой дар родившемуся Христу – золото (подчеркивая царское достоинство Христа), ладан (который употребляется в богослужении) и смирну (ею пропитывают на Востоке мертвое тело). Подарки волхвов символизировали двойную природу Христа – Божественное бессмертие и человеческую смертность.

В католической Европе до сих пор существует праздник Трех царей, особенно любимый немецкими и французскими детьми. В этот день (6 января) они получают подарки и щеголяют в золотых бумажных коронах, изображая волхвов-царей.

Джотто. Поклонение волхвов.

В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги, как, например, в картине «Поклонение волхвов» Джотто. Может быть, именно художники Возрождения привнесли в сознание европейца то понимание праздника Рождества, которое очень близко современному человеку — изобилие, даже роскошь всевозможных проявлений материального мира как главный атрибут торжества. Не здесь ли корни традиции богатой праздничной трапезы, блестящих нарядов, будущих пышных разукрашенных ёлок, балов и фейерверков?

Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица оказывались едва заметными. Постепенно то же самое случилось и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса. И для многих дни Рождества сейчас — лишь повод посетить предпраздничную распродажу. Или просто длинные каникулы посреди зимы.

Художники Возрождения, открыв новые технические возможности масляной живописи, осваивали изображение реального мира во всех подробностях. В картинах на тему Рождества обнаруживаются не только кропотливо выписанные складки одежд по тогдашней моде богатых итальянских или голландских торговых городов, но и портретные черты конкретных людей – самих художников или их благодетелей.

Джентиле да Фабиано. Поклонение волхвов.

Но, может быть, дело не только в стремлении к реализму. Все-таки человек эпохи Возрождения еще не отвергал Христа, и в целом его жизнь протекала в русле христианской традиции, несмотря на то, что именно в XV-XVI веках зарождается европейский рационализм. Может быть, так мастера эпохи Возрождения выражали движение своей души, которая тоже хотела поклониться Христу вместе с волхвами?

Но пройдет всего двести-триста лет, и рационализм обернется обыкновенным атеизмом, который породит нашу постхристианскую эпоху, где вера и неверие стали личным делом отдельного человека. И все больше праздничная нарядная толпа заслоняет новорожденного Младенца…

Вы прочитали статью Рождество в христианском искусстве. Читайте также:

Рождество Христово в русской поэзии

admin

Благословен тот день и час,Когда Господь наш воплотился,Когда на землю Он явился,Чтоб возвести на Небо нас.Когда над храминой убогойВ полночной звездной полумглеВоспели «Слава в вышних Богу!» — Провозвестили мир земле

>
Библия для детей. Земная жизнь Иисуса Христа

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

Глава 1
Благовещение. Рождество Иисуса Христа. Поклонение волхвов

С каким нетерпением мы с вами ждём праздника Рождества Христова! Ведь именно в этот зимний день произошло чудо – родился Младенец Христос. Сын Божий пришёл на землю, чтобы спасти нас от вечной смерти. Сам Господь Бог послал Его к нам.

Какими же необыкновенными, счастливыми и радостными станут рождественские дни, когда мы с вами узнаем – как всё это случилось.

А произошли эти чудесные события так. За некоторое время до Рождества Христова спустился на землю Ангел Божий Гавриил. Явился он юной благочестивой Деве Марии из Галилейского города Назарета и поведал о том, что скоро у Неё родится Сын Божий. Ангел сказал:

– Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!

Можете представить себе, как смутилась молодая Дева. Ведь Она жила со старым плотником Иосифом и детей у них не было. «Как же такое чудо может случиться?» – подумала Мария. Тогда Ангел поведал, что на Неё сойдёт Дух Святой, а потом у Неё родится Дитя – Сын Бога.

– Следует дать Ему имя Иисус, – сказал Ангел, – Он будет Велик, и Царству Его не будет конца.

Дева Мария читала священные книги и верила, что всё, что задумал Господь, устроится хорошо и счастливо. Она с радостью передала Богу заботы о своей жизни и смиренно отвечала Ангелу:

– Я раба Господня. Пусть будет Мне по слову твоему.

И Ангел исчез.

Когда Иосиф узнал, что Мария беременна и носит под сердцем Ребёнка, он очень испугался. «Что же скажут люди, – подумал Иосиф, – они станут осуждать юную Деву». Но во сне Иосифу явился Ангел, он рассказал ему обо всём, что вскоре случится.

– Не бойся ничего, оберегай Марию и Божие Дитя, – приказал Ангел.

Иосиф успокоился и стал больше прежнего заботиться о Марии.

Вскоре правитель той страны, где жили Иосиф и Дева Мария, захотел узнать, сколько у него людей. Он приказал устроить перепись. А записаться каждый должен был в том городе, откуда происходил его род. Тогда Иосиф и Пресвятая Дева отправились в Вифлеем – на родину Иосифа.

Приближалось время рождения Иисуса. Когда путники добрались до Вифлеема, в городе уже было очень много людей. В гостиницах не оказалось ни одного свободного места. Мария и Иосиф укрылись в пещере, куда загоняли скот в непогоду.

Наступила чудесная звёздная ночь, и у Пресвятой Девы родился Младенец Иисус, Сын Божий, Спаситель мира. Счастливая Мать спеленала Дитя и положила в ясли – кормушку для скота.

Сияли звёзды. Пастухи в поле недалеко от города сторожили стадо овец. Вдруг небо озарилось ярким светом, и им явился Ангел Господень. Пастухи в страхе задрожали, но Ангел сказал им:

– Не бойтесь! Я принёс вам большую радость! Ныне родился в городе Давидовом Спаситель мира, Христос Господь. Вы найдёте в яслях спелёнутого Чудесного Младенца.

С этими словами на небосводе появился хор Ангелов. Они пели:

– Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Затем Ангелы исчезли.

А пастухи поспешили в Вифлеем в надежде поскорее увидеть чудо, которое там произошло. Вскоре они вошли в пещеру. Перед ними в яслях лежал Божественный Младенец, и от Него исходило Небесное сияние. С великой радостью пастухи преклонили колени перед Сыном Бога – Иисусом Христом. Они передали Деве Марии и Иосифу удивительные слова Ангела о Младенце. Мария внимательно слушала и запоминала каждое слово.

Потом пастухи возвратились к своим стадам. Они шли по дороге, славили и благодарили Бога за всё, что случилось ночью.

В это время высоко в небе над Вифлеемом вспыхнула особая, очень яркая звезда. В далёкой восточной стране её увидели мудрецы. Они изучали природу и наблюдали за звёздами. В те времена таких людей называли волшебниками, или волхвами. Они открыли древние книги и прочитали предсказание: «невиданная звезда засияет на небе, и родится великий Царь Иудейский».

– Этот Ребёнок действительно велик перед Богом, – подумали волхвы, – если новая звезда появилась, когда Он родился. Мы должны найти Его и поклониться Ему. Надо идти за звездой – она укажет нам путь к новому Царю Иудеи.

Мудрецы выбрали дары для Младенца и отправились в путь. Долго шли они за звездой. Наконец она привела их в Иерусалим – главный город Иудеи. Волхвы вошли в царский дворец и спросили:

– Где нам найти нового Иудейского Царя?

А надо вам сказать, что в те дни в Иудее правил злой царь Ирод. Узнал он, что мудрецы с Востока разыскивают нового Царя, и очень испугался. Ирод подумал, что скоро новый Царь вырастет и отнимет у него царский трон. Тогда хитрый и жестокий Ирод задумал недоброе – он решил погубить Младенца. Но волхвам лжец сказал совсем другое:

– Когда узнаете всё о родившемся Царе, возвращайтесь в Иерусалим и сообщите мне. Я тоже пойду поклонюсь Ему.

Волхвы снова отправились в путь. Звезда привела их в Вифлеем и остановилась над домом Святого Семейства. Мудрецы вошли и увидели Божественного Младенца. Они сразу узнали Иисуса, полюбили Его всем сердцем и возрадовались великой радостью. Волхвы опустились на колени и поклонились новорождённому Младенцу, как Царю и Богу, а затем положили возле Него свои дары: золото, ладан и смирну.

Золото Иисусу преподнесли, как истинному Иудейскому Царю, ладан – как Богу, а смирну – драгоценное благовонное масло – как человеку, который родился на земле и должен умереть, подобно всем людям. В то время благовонными маслами помазывали умерших, подготавливая их к погребению.

Волхвы были счастливы. Они не напрасно пустились в такой долгий и опасный путь. Теперь настало время собираться в обратную дорогу. Мудрецы прилегли отдохнуть, и во сне им явился Господь. Он повелел не встречаться с царём Иродом, ничего не говорить Ему о Младенце, а другой дорогой идти в свою страну мимо Иерусалима. Так волхвы и сделали.

Глава 2
Бегство в Египет. Отрок Иисус проповедует в Иерусалимском храме

Злой царь Ирод долго ждал возвращения волхвов, но так и не дождался. Днём и ночью он думал о родившемся в Вифлееме Царе Иудейском и надеялся, что вот-вот мудрецы вернутся и расскажут ему о Младенце.

Наступил день, когда Ироду доложили, что волхвы давно покинули Иерусалим и ушли в свою страну. Царь понял, что мудрецы ослушались его. Он рассвирепел, затаил в сердце ненависть к маленькому Царю Иудейскому и отдал воинам страшный приказ: найти в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков моложе двух лет и убить их. Жестокий царь надеялся, что среди этих несчастных детей будет и Младенец Христос.

В то время Иосифу явился во сне Ангел Господень. Он сказал:

– Встань, возьми Младенца и Мать Его! Бегите в Египет! Царь Ирод будет искать Иисуса, чтобы погубить. Оставайтесь в Египте до тех пор, пока я снова не приду к тебе.

Наступило утро. Не теряя ни минуты, Иосиф стал выполнять волю Бога. Вместе с Марией с Младенцем они покинули город.

А в Вифлееме в те трагические дни воины выполняли приказ жестокого царя. Напрасно бедные матери закрывали собой детей. Солдаты отнимали у них невинных младенцев и беспощадно убивали. Крики и рыдания раздавались повсюду.

Но эта зверская расправа над младенцами не осталась безнаказанной. Прошло совсем немного времени, и царя Ирода настиг праведный суд Божий – он умер мучительной смертью.

Когда злого царя не стало, Ангел Господень вновь явился Иосифу во сне и сказал:

– Встань, возьми Младенца и Мать Его и возвращайтесь в землю Израилеву. Тот, кто желал смерти Младенцу, сам окончил свои дни.

Иосиф исполнил повеление Господа. Вместе с Девой Марией и Младенцем они отправились обратно в свою страну.

Святое Семейство поселилось в городе Назарете. Там в тишине жил и возрастал Сын Божий. Мать учила Иисуса грамоте, молилась вместе с Ним и читала Священное Писание. А Иосиф обучал Его плотничьему ремеслу. С годами Мальчик укреплялся духом и наполнялся пре-мудростью Божией.

Каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Его установили в память о чудесном переселении иудеев из Египта и избавлении от египетского плена. Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, Он пошёл на праздник Пасхи вместе с родителями, родственниками и знакомыми.

Торжественно проходило богослужение, обильна была пасхальная трапеза, веселился весь город. А вечером люди двинулись обратно в Назарет. Родители надеялись, что Иисус идёт вместе с родственниками. Когда же они пришли домой, оказалось, что Мальчика никто не видел. Испуганные Иосиф и Мария немедленно вернулись обратно в Иерусалим. Они обошли весь город и повсюду искали Иисуса, расспрашивали о Нём встречных людей. Но никто ничего не знал.

Три дня встревоженные родители разыскивали Сына, наконец в тяжком горе они вошли в Божий храм. Там они увидели священников, старейшин и книжников – знатоков иудейского закона. Посреди них сидел двенадцатилетний Иисус. Он задавал им вопросы и порой Сам по памяти отвечал, повторяя слова Священного Писания. Книжники и священники дивились речам Мальчика.

– Сын мой! – вскричала обрадованная Мария. – Что Ты с нами делаешь? Я и отец измучились, пока искали Тебя.

– Зачем же вы искали Меня? – тихо ответил Иисус. – Или вы не знали, что Мне следует быть в доме Отца Моего?

Иосиф и Мария не поняли, что Своим домом Иисус назвал храм Божий. Родители были счастливы, что, наконец, нашли Сына. Они возблагодарили Бога и вместе с Ним отправились домой.

С тех пор Иисус жил в сыновнем послушании с Иосифом и Своей Матерью в Назарете. Он трудился – помогал Иосифу в плотницких работах.

Все эти годы Иисус готовился исполнить волю Божию, совершить Своё Божественное дело на земле.

Глава 3
Крещение Господне. Искушение Иисуса Христа в пустыне

Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, настало время исполнить то, для чего Его послал на землю Небесный Отец. Христос оставил Назарет и отправился на реку Иордан.

Там в пустыне жил и проповедовал Иоанн, которого люди потом станут называть Предтечей и Крестителем Господним. Отцом Иоанна был священник Захария, а матерью – Елисавета. Иоанн приходился Иисусу Христу родственником.

Детство и юность Иоанна прошли в пустыне вдали от людей. Святой Дух укреплял его, а пищей ему служили мёд диких пчёл, скудные пустынные растения и сушёные насекомые.

Иоанн носил длинную одежду из верблюжьей шерсти, а подпоясывался кожаным ремнём. Бог повелел ему спуститься с пустынных скал и начать проповедовать людям. Иоанн говорил, что Бог не любит тех, кто делает злые дела, Он ждёт от людей покаяния в грехах. Господь призывает людей любить и не обижать друг друга. А если кто-то ненавидит другого человека или обманывает, то он совершает грех. Иоанн просил людей жить праведно и крестил их в реке Иордан. Водой люди смывали свои грехи.

Многие почитали Иоанна за великого пророка и приходили к нему учиться праведной жизни.

Он же говорил так:

– Покайтесь, потому что Спаситель Христос уже на земле! К вам приблизилось Царство Небесное. Я не пророк, обо мне в Священном Писании есть слова пророка Исайи: «Голос, взывающий из пустыни: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу. Всякая долина наполнится, а всякая гора и холм понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути станут гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божье».

– Кто же ты, если можешь омывать и прощать чужие грехи? – удивлялись люди.

– Я крещу лишь водой, – кротко отвечал Иоанн, – но придёт Человек сильнее меня, который будет крестить Святым Духом. Он идёт вслед за мной, но стоит впереди меня. Я недостоин даже развязать ремни Его сандалий.

Однажды Иоанн крестил в Иордане людей. Вдруг на дороге, ведущей к реке, появился Иисус Христос.

– Вот Он! – взволнованно и радостно вскричал Иоанн, указывая на Иисуса. – Вот Он, Агнец Божий, берущий на Себя грехи всего мира!

Люди на берегу обернулись. С удивлением и трепетом они смотрели на приближавшегося Человека. А Иоанн продолжал:

– Это Тот, о Котором я говорил вам. Он стоит впереди меня, хотя и идёт за мною. Этот Человек – Сын Божий, и Дух Господень пребывает в Нём.

Между тем Христос подошёл к реке. Он хотел войти в воду и принять крещение от Иоанна.

– Не Тебе, а мне следует креститься у Тебя! – воскликнул Иоанн.

Иисус кротко посмотрел на него и сказал:

– Мы должны исполнить всё, что заповедал Господь!

Тогда Иоанн понял, что Сыну Бога надлежит принять крещение как простому человеку. Он должен освятить Собою земные воды для очищения грехов всего мира и для спасения людей.

Иисус вошёл в реку. Когда Он погрузился в воду, Иоанн увидел, как с неба спустился Святой Дух в виде голубя, и раздался глас Божий:

– Это Сын Мой возлюбленный, в Котором вся Моя благая воля.

Так Иоанн крестил Иисуса Христа. Поэтому Иоанна называют Крестителем и Предтечей, то есть предшественником Сына Божия.

После Святого Крещения Иисус удалился в пустыню. Там жили лишь дикие звери да росли колючие травы. Сорок дней и сорок ночей Иисус соблюдал пост и молился, призывая помощь и благодать Отца Небесного. Всё это время Он оставался без пищи, и Сила Божия поддерживала Его.

Но Иисус не только истинный Бог, Он и Человек, поэтому в конце концов голод овладел Им. Вдруг Христос почувствовал, что уже не один в пустыне. Он обернулся и увидел позади некое тёмное существо. То был дух-искуситель.

– Если Ты Сын Божий, – молвил дух, – преврати камни в хлеб и поешь.

Голод мучил Христа. Он знал, что одним лишь словом может превратить камни в хлеб, но тогда Он бы послушался совета злого духа. И Иисус ответил искусителю:

– В священных книгах написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

Дух-искуситель разозлился. Сильным вихрем подхватил он Христа, закружил и перенёс на вершину одной из высочайших гор земли. Перед Иисусом лежали все страны и столицы мира с их людьми и богатствами.

– Видишь? – горделиво улыбнулся искуситель. – Это всё моё. А будет Твоё, если только Ты поклонишься мне.

Христос отвернулся от злого духа и твёрдо сказал:

– Отойди от Меня, сатана! В Писании сказано: «Гос-поду Богу Твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Тёмный дух разозлился ещё больше. Он снова закрутил Христа в сильном вихре и перенёс на крышу Иерусалимского храма. Далеко внизу расстилался большой город.

– Если Ты Сын Божий, – проговорил дух-искуситель, – бросься вниз. Господь поручит Ангелам, они подхватят Тебя и понесут на руках.

– В Писании также сказано, – ответил Христос, – не искушай Господа Бога твоего.

Тёмный дух злобно зашипел и отошёл от Него до времени.