Библия о динозаврах

Что написано в Библии о динозаврах? Упоминаются ли динозавры в Библии?

Вопрос: Что написано в Библии о динозаврах? Упоминаются ли динозавры в Библии?
Ответ: Тема динозавров в Библии является частью более обширной дискуссии, ведущейся христианским сообществом относительно возраста Земли, толкования книги Бытие и физических доказательств, окружающих нас. Верящие в больший возраст Земли, склонны соглашаться с тем, что динозавры не упоминаются в Библии, поскольку, согласно их мнению, они вымерли за миллионы лет до появления первого человека на Земле, и люди, написавшие Библию, не могли их видеть.
Те же, кто верит в меньший возраст Земли, считают, что динозавры упоминаются в Библии, хотя, фактически, в ней нет слова «динозавр». Вместо этого используется древнееврейское слово «танниун», которое в русской Библии переводится как «морское чудовище», «змей» или «дракон». Видимо «танниун» был похож на гигантскую рептилию. Эти создания упомянуты в Ветхом Завете около тридцати раз и встречались они как на суше, так и в воде.
Наряду с гигантскими рептилиями, в Библии также присутствует описание животных, по мнению некоторых ученых, похожих на динозавров. Бегемот, например, описан как самый сильный из Божьих созданий, гигант с хвостом, как кедровое дерево (Иов 40:10-13). Некоторые ученые считают, что это описание слона или гиппопотама. Их оппоненты отмечают, что и у слона, и у гиппопотама хвосты довольно маленькие, и их никак невозможно сравнить с кедровым деревом. С другой стороны, такие динозавры как брахиозавр и диплодок имели огромные хвосты, которые легко подходят под такое сравнение.
Почти в каждой древней цивилизации встречаются изображения гигантских созданий, похожих на рептилии. Петроглифы, артефакты и даже глиняные фигурки, найденные в Северной Америке, воссоздают современные изображения динозавров. Наскальные рисунки Южной Америки изображают людей верхом на животных, похожих на диплодоков, и, что поражает, они также воссоздают знакомые нам изображения трицератопсов, птеродактилей и тираннозавров. Римская мозаика, глиняные сосуды Майя и вавилонские стены свидетельствуют об интересе к этим существам людей разных культур и местностей.
Наряду со значительным количеством антропологических и исторических доказательств сосуществования людей и динозавров, также присутствуют и другие физические улики, как, например, окаменелые отпечатки следов людей и динозавров, найденные в разных местах Северной Америки и Центрально-Западной Азии.
Итак, упоминаются ли динозавры в Библии? Этот вопрос еще далеко не закрыт. Все зависит от того, как толковать наличные доказательства и смотреть на окружающий мир. Мы – GotQuestions.org – поддерживаем концепцию «молодой» Земли и принимаем, что люди и динозавры могли сосуществовать. Мы считаем, что динозавры вымерли через некоторое время после потопа из-за резкого изменения климата и безжалостного уничтожения людьми.

(краткий конспект одноимённой дискуссии).

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИНОЗАВРОВ

A. ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ДИНОЗАВРЫ?

Динозавры были сотворены Богом, как и все растения, животные и человек. О дне, в который Бог сотворил динозавров можно прочитать в Бытие 1:20-25. Господь Бог сотворил всю вселенную в 6 дней, о чем свидетельствует не только Бытие 1, но также Исход 20:11 и Иоанна 1:3). Более того, человек и динозавры жили в одно и то же время, а не за миллионы и миллиарды лет до появления человека.

B. ЕСТЬ ЛИ УПОМИНАНИЕ О ДИНОЗАВРАХ В БИБЛИИ?

БЕГЕМОТ

Библейский бегемот

Библия говорит о существах, напоминающих динозавров. Библия использует такие названия, как “бегемот” и “танин”. Слово “бегемот” означает гигантское царственное животное, а слово “танин” объединяет в себя драконоподобные и гигантские морские существа вроде китов, гигантских осьминогов и кальмаров, а также морские рептилии, подобные плезиозаврам, которые на сегодняшний день практически вымерли.

Одно из самых исчерпывающих описаний динозавроподобного существа описано в 40й главе “Книги Иова”:

Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? – Иов 40:10-19

Книга Иова – древняя книга, написанная после Всемирного Потопа, приблизительно за 2000 лет до рождения Иисуса Христа. Здесь Бог описывает царя наземных животных, подобного огромным динозаврам Диплодоку или Апатозавру. Это было величественное животное с большими и крепкими костями и мышцами и питающееся гигантскими растениями.

“Бегемоту” нечего было бояться. Он был огромным, и его длинный и мощный хвост был подобен кедровому дереву – одному из самых могучих деревьев древнего мира.

Так случилось, что со временем библейские “бегемоты” вымерли или были истреблены, и люди о них позабыли. И только около 150 лет назад музеи начали составлять их кости в огромные величественные экспонаты. Сегодня многие ошибочно считают, что “бегемот”, упомянутый в библии – это не кто иной как слон или гиппопотам (бегемот). Однако они не соответствуют описанию библейского “бегемота”, поскольку ни хвост слона, ни хвост гиппопотама не напоминает по своему виду ствол кедра.

ЛЕВИАФАН

Левиафан, Copyrighted by Bible Discussion Club, Montreal О Левиафане Библия упоминает в 40 и 41 главах книги Иова и описывает его как самого большого обитателя моря. Левиафана невозможно было поймать крючками, гарпунами или сетями. “Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным” – Иова 41:25

Что же это за животное – Левиафан? Огромный размер, сильные челюсти, большие зубы, способность быстро передвигаться под водой, – всё это проливает свет на то, что это за животное. Вполне возможно, что это Кронозавр или что-то подобное кронозавру. Это было одно из самых грандиозных морских существ. Конечно, это был не совсем динозавр, но это было нечто напоминающее рептилию с огромными острыми зубами.

Самое невероятное заключается в том, что, скорее всего, таковые животные ещё существовали во времена царя Давида. Псалом 103:25-26 упоминает Левиафана, говоря: “Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём”.
Скорее всего, речь идёт о Средиземном море. Интересно, что многие навигационные журналы содержат в себе рапорты и доклады о “морских змеях”, по внешнему виду напоминающих древних плиозавров и мозазавров. Они выглядели как огромные ящерицы или крокодилы с плавниками или перепонками на лапах. Окаменелые останки подтверждают, что спинные кости были очень гибкими. Вполне возможно, что они могли плавать, совершая змеевидные телодвижения.

Подобное существо было замечено немецкой подводной лодкой во время Первой Мировой войны. Капитан Георг Вон Фостнер описывает случившееся следующим образом:

“30 июля 1915 года мы торпедировали Британский пароход “Иберин”, направлявшийся с большим грузом в Северную Атлантику. Пароход начал быстро тонуть под прямым углом. Через 25 секунд после погружения под воду, раздался огромный взрыв. Несколькими минутами позже на поверхность с огромной силой выбросило и подбросило на 20-30 метров из воды обломки парохода, между которыми мы разглядели огромное морское животное (в судорогах и конвульсиях)”. Я находился на смотровой башне вместе со своими офицерами, старшим инженером, навигатором и кормчим. Каждый из нас одновременно вскрикнул и указал рукой на морское чудовище. Никто из нас не знал, что это было такое. Животное затонуло через 10-15 секунд, так что у нас даже не было времени, чтобы его сфотографировать. Оно было приблизительно 20 метров в длину, имело форму крокодила и имело четыре конечности с перепончатыми лапами и длинный сужающийся на конце хвост.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА “ДИНОЗАВР”

Слово “динозавр” часто используется неправильно. Большинство людей считает динозаврами все древние рептилии, включая летающие рептилии и огромные древние животные.
Стегозавр
Название “динозаврия” было изобретено Доктором Ричардом Оуэном – другом известного французского ученого Доктора Георга Кювье. Оуэн первым использовал это слово в своём научном труде 1941 года “Доклад о Британских останках рептилий”. Термин “динозавр” состоит из двух греческих слов: “динос” – невероятно большой и “заврус” – ящер. Таким образом, слово “динозавр” буквально означает “невероятно большая ящерица”.

В конце концов, учёные всего мира заимствовали это слово, а теперь оно известно каждому человеку на земле, включая маленьких детей. Большинство палеонтологов, хотя и не все, относят динозавров к рептилиям. Это происходит из-за сходства в строении их костей, зубов, кожи и костных пластинок, присутствующих у некоторых найденных останков динозавров. И хотя точного определения, кого относить к динозаврам, а кого – нет, до сих пор не существует, тем не менее, существует общая договорённость о существах, которых принято называть динозаврами.

3. ДИНОЗАВРЫ И ДРАКОНЫ

Дракон

Существует множество записей и свидетельств древних людей о загадочных существах, по виду напоминающих рептилии, которые некогда обильно населяли землю. Очевидно, их было много и при чём разного вида и размера: как больших, так и маленьких. У них были свои названия. Так например, древние европейцы прозвали их “драконами”. Описание драконов практически совпадает с описанием динозавров. Древние легенды о драконах, скорее всего, возникли по воспоминаниям о динозаврах. Учёные всего мира соглашаются, что все легенды основаны на фактах, а не на одной лишь игре воображения. Не случаен и факт, что легенды и изображения динозавров можно найти в любой части света: в Африке, Индии, Европе, а также на Ближнем и Дальнем Востоке, в Северной и Южной Америке и так далее. Упоминания о динозаврах присутствуют в самых первых письменных свидетельствах истории.

Разумеется, что содержание некоторых историй – чистый вымысел, также как и черты и свойства, которыми люди наделяли “драконов”. Таким образом, человек пытался заострить внимание слушателей на уникальности этих животных и подчеркнуть героические качества охотников. Другие истории кажутся не только неправдоподобными, но вообще сказочными или мистическими. Однако многие легенды заслуживают нашего внимания и доверия.

Все имеющиеся рисунки, записи, легенды и другие имеющиеся факты о динозаврах свидетельствуют о том, что люди на протяжении многих лет жили в близком соседстве с динозаврами: они видели их, рисовали их на скальных камнях, охотились на них, использовали их кости, внутренние органы и ферменты для приготовления лекарств и так далее.

4. НАЗВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ

Точно неизвестно, сколько существовало разновидностей динозавров. Цифры варьируются от 250 до 550 и более (одно из исследований привело цифру 500 тысяч). Одни ученые классифицируют динозавров по скудным останкам, другие – только по зубам, а третьи – по позвонкам. Заниматься раскопками и исследованием останков динозавров – весьма дорогое удовольствие. На сегодняшний день (а точнее, на 1981 год) в распоряжении человечества имеется около 5000 фрагментов скелетов динозавров. Существует три основные группы динозавров: Наземные динозавры (типа бронтозавра, апатозавра и тиранозавра), водоплавающие динозавры (типа плезиозавра) и летающие динозавры (типа птеродактиля).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Господь Бог создал динозавров. Большинство из них погибло во время Всемирного потопа. Спаслось только некоторое количество динозавров, которые находились в ковчеге с Ноем и его семьёй. После потопа динозавры не были редкими животными, но с годами их становилось всё меньше и меньше, поскольку люди охотились на них.

К сегодняшнему дню сохранились отдельные особи динозавров. Остальная часть была либо истреблена человеком, либо вымерла из-за резкого изменения климата, либо вытеснена цивилизацией и вынуждена скрываться от человеческого глаза.

Что касается вымирания, то в последние 350 лет ученые зафиксировали исчезновение 400 видов животных. Если уж простые животные вымирают и исчезают с лица земли, то что говорить о таких экзотических существах, как динозавры. Тем не менее, динозавры кое-где ещё встречаются. Самое большое количество свидетельств о современных динозаврах собрано в Африканских болотах. За последние 10 лет туда было направлено больше 40 экспедиций. Существует множество книг, написанных участниками и руководителями этих экспедиций, которые утверждают, что динозавры до сих пор существуют.

И тут он спросил, почему в Библии ничего нет о динозаврах

Что там с динозаврами?

Анна Уткина. Фото: Анна Данилова

Даже из-за цвета кухонных занавесок мы с мужем не спорили так, как из-за динозавров в Библии. «Почему в Писании ничего не говорится о динозаврах?», — победоносно спросил он. Это был вопрос человека, готового восклицать «вот я и развенчал миф обо всех монотеистических религиях мира!».

До этого мы уже ссорились из-за того, что «невозможно сорок лет водить людей по такой маленькой пустыне, посмотри на карту Израиля».

Я терпеливо отвечала на вопросы «зачем Бог всех утопил, если Он добрый?», «на ком женились сыновья Адама и Евы?», «почему Он просто не покажется нам?».

Думала ли я об этом на заре своей семейной жизни с неверующем мужем, который в моем представлении должен был сразу после свадьбы «освятиться женою верующею» (1 Кор. 7, 14)?

Конечно, нет! В моем представлении, едва надев на палец кольцо, муж должен был осознать божественную красоту и святость момента, а значит уверовать, воцерковиться или, по крайней мере, вести со мной разговоры о высоком в другом ключе.

Я, правда, очень старалась. Ставила Библию на видное место, сыпала цитатами из Писания. Я ожидала, что он спросит «как мне поверить, если я сомневаюсь?», и я дам простой, понятный, неизвестный мне самой, ответ. Мы под руки пойдем к моему духовнику. Лицо супруга озарит небесный свет… И посреди всего этого благолепия, существовавшего в моем воображении, вдруг прозвучал вопрос — «что там с динозаврами?».

Миссионерство как семейная война

К этому моменту я уже ответила на тысячу подобных вопросов и, наверное, могла бы преподавать богословие в университете. Мой «противник» был умен, хорошо подкован в истории и естественных науках, мне не раз приходилось «гуглить» правильные ответы в статьях «15 вопросов священнику» под обеденным столом, чтобы не попасть впросак, рассказывая о том, почему в Библии нет ни слова о динозаврах, телевизоре, интернете, готах, эмо и синтетических наркотиках.

Измученная очередной баталией, посвященной динозаврам, я, впрочем, одержала маленькую «победу». Во что-то муж все-таки поверил! По крайней мере, когда я показала в соцсетях фотографию нашего новорожденного сына, он возмутился, что малыш еще не крещен. «Ни один волос не упадет с головы моего ребенка, если на то не будет воли Бога», — возразила я. «Если Бог есть, то почему дети болеют?», — донеслось с кухни.

Это казалось парадоксальным. Я, считающая себя почти образцовой христианкой, переживала о том, как в жестоком мире и суровых условиях экономического кризиса вырастить двоих детей, а муж предлагал рожать «сколько Бог даст». Я, страдая от токсикоза, клала в холодильник пирожные (единственное, что могла есть), а муж напоминал, что идет Пост. И тут же спрашивал, зачем Богу нужна «диета»?

Я точно не помню, когда это началось. Когда миссионерство превратилось в войну. Когда я начала выписывать контраргументы, сидя у компьютера. До свадьбы мы были знакомы несколько лет и, кажется, спорили всегда. Но я точно помню, когда все закончилось.

Просто укрой их одеялом

В тот день я очень плохо себя чувствовала. Беременность далась мне нелегко. С утра болела голова, мучили отеки и жажда одновременно, меня так тошнило, что я не могла даже выпить чашку чая. В очередной раз разговор зашел о том, что на первый взгляд кажется нелогичным. «Почему все женщины мира должны расплачиваться за то, что Ева съела яблоко?». Я взорвалась.

«Во-первых это совершенно необязательно было яблоко, так рисуют только на картинках», — злилась я, пока муж отрезал мне бутерброд.

«Во-вторых страдают не женщины мира, а все человечество, понимаешь?». «Понимаю», — вздохнул муж, прикручивая к люстре в детской новую лампочку.

«Ты бы не задавал такие вопросы, если бы удосужился хоть раз прочитать Писание», — не унималась я в приступе благочестия, когда мы зашли в торговый центр.

«Потом прочитаю», — миролюбиво согласился муж, пожалевший, что завел этот разговор, — «Ребенку нужны ботинки, завтра похолодание».

Можете мне поверить, я приводила самые разумные доводы и неопровержимые аргументы, пока он катил огромную неудобную коляску, убирался на кухне, разгружал пакеты с продуктами.

Я была непревзойденным христианским оратором, пока он лепил дочери цветочки из пластилина.

Уверена, я переспорила его, когда он приносил мне перед сном чай и незаметно попробовал ложечку перед тем как подать — не слишком ли горячий?

«…поэтому Адам и Ева и были изгнаны из Рая», — закончила я и посмотрела на кровать. Я победила. Муж уже не мог мне возразить из этой кровати. Не мог поинтересоваться, почему люди могут быть упрямыми и злыми? Почему самые близкие вдруг становятся непримиримыми врагами в бесполезном споре? Как получается, что в попытках открыть человеку Бога, мы можем отдалять от Него, быть непонимающими и жестокими?

Муж молчал. Он заснул, укладывая ребенка спать. И, если бы Небо могло говорить, в тот момент Оно сказало бы «просто укрой их одеялом».

Как православие относится к динозаврам

Обвиняя христиан в невежестве, многие ссылаются на текст Библии и приводят при этом данные научных исследований, которые, якобы, должны доказать всю абсурдность религиозного понимания возникновения мира. Согласно книге Бытия, смерть пришла в мир после грехопадения человека, но как объяснить тот факт, что динозавры, например, вымерли ещё до появления людей?

Да, христианское богословие говорит, что люди стали подвержены смерти после грехопадения. По слову апостола Павла: «одним человеком грех вошёл в мир, грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков».

Он же пишет, что и природа изменилась вследствие греха человека и пребывает в «рабстве тлению», но в чём оно заключается, какова была жизнь животного мира до этого момента и, собственно, каким был этот самый животный мир – мы доподлинно не знаем, и Библия об этом не рассказывает.

На самом деле, какой-либо чёткой позиции у Православной Церкви в отношении эволюции (и динозавров, в частности) нет. Но большинство представителей мыслящей и образованной части священства ни сто лет назад, ни теперь не видят существенных противоречий между результатами научных исследований и христианским мировоззрением.

Воспринимать текст книги Бытия буквально в XXI веке по меньшей мере странно – эта часть Библии глубоко метафорична. Не стоит искать в Священном Писании ответы на вопросы, которыми занимается естествознание, физика и биология, и подменять одно другим. Христианство гораздо больше интересует духовная жизнь человека, чем вопрос о существовании динозавров.

Религия и наука заняты познанием мира, но способы и цели этого познания различны. Если науку в большей степени занимает вопрос «как», то христианство — вопрос «зачем».

Известный богослов XX века, епископ Василий Родзянко писал, что не стоит смешивать эти области, дабы избежать инсинуаций: «Библия – не научная книга, не историческая и не географическая. Она не принадлежит «миру сему», но выражается она языком именно «мира сего»: языком, картинами, символами, образами, понятными этому миру».

Почему Библия ничего не говорит о динозаврах?

Ученые считают, что они жили миллионы лет назад, а Церковь утверждает, что миру нет и 10 тысяч лет. Как быть с этими вопросами?

Сергей Кравец

Отвечает протоиерей Владимир Долгих, преподаватель КДАиС:

– В данном вопросе затронуты две большие темы (динозавры и проблема возраста Земли), внятно рассмотреть которые в рамках одного небольшого ответа не получится, поэтому отмечу лишь несколько интересных фактов.

Начнем с того, что Библия – это не научная книга, а Моисей и прочие ее авторы не ставили перед собой цель описать научную картину мира. В Библии не только о динозаврах нет прямых упоминаний, но и многих других живых существах. Более того, сам термин «динозавр» был придуман сэром Ричардом Оуэном в 1841 году, поэтому, по ясным причинам, Моисей не мог о нем знать.

Возраст мира, определенный семью с половиной тысячами лет, весьма условный, так как подсчет этот делался во II-III веках на основании продолжительности жизни библейских персонажей. К нему нужно относиться как к простой христианской традиции. Также важно разделять возраст Вселенной и возраст Земли, но здесь мы окунемся в еще одну очень большую тему.

Мы видим, что принятая сегодня в научной среде картина мира, по некоторым фундаментальным вопросам, входит в конфликт с библейским повествованием и христианским мировоззрением. Но не стоит обольщаться, так как ученые (в таких случаях), к сожалению, нередко руководствуются не мотивами независимых исследователей, а общепринятыми парадигмами, стремясь истолковывать те или иные научные свидетельствах в рамках этих самых парадигм.

Приведем пример относительно нашей темы. К началу ХХ века, в области геологии, общепринятой стала униформистская теория происхождения Земли, предполагающая несколько миллиардов лет ее возраста. Эта теория заменила господствующую до этого, катастрофическую теорию, подразумевающую также возможность такого явления, как потоп.

В 1923 году американский геолог Харлен Бретц опубликовал результаты своих исследований каньона в юго-восточной части штата Вашингтон, в котором хорошо видны геологические слои. Этот ученый умел мыслить самостоятельно и предположил, что исследуемые им образования сформировались в результате крупного наводнения. Этот вывод вызвал бурю противостояния мнений в геологических кругах, длившуюся 40 лет. Бретца, занимавшего должность профессора геологии в Чикагском университете, называли заблудшим и нуждающимся в обращении, недопустимо возвращающимся в мрачное средневековье и т.д. Нужно понимать, что все эти призывы звучали не в какой-то секте, а в профессиональной научной среде.

Второй пример относится к теме динозавров. В 90-х годах ХХ века профессор университета Северной Каролины Мэри Швейцер, изучая срезы костей тираннозавра, обнаружила в них и сосуды и эритроциты. Понятно, что такая сохранность кровеносных клеток исключает многомиллиардность возраста этих ископаемых останков.

Сама Швейцер не спешит напоминать научному миру о своем открытии. В 2003 году она написала обзор по теме исследования останков динозавров, но при этом не сделала ссылок на свои прежние труды. По этому поводу доктор биологических наук А. Н. Лунный отметил следующее: «Такого ваш покорный слуга за четверть века не встречал ни в одном обзоре: чтобы не ссылались на свои же работы, будучи, притом, ведущим специалистом в данной области и имея основополагающие публикации. Налицо, так сказать, какой-то «тайный замысел»…

Доктор М. Швейцер в 2003 г., видно, опасается цитировать саму себя за 1994-1997 гг. В самом деле – прослывет «слепой пособницей креационистов», и финансирование работ по грантам весьма ужмется. А за такое профессор Дж. Хорнер (Jack Horner), шеф М. Швейцер, по головке ее, наверное, не погладит.

Вследствие того, что полученные молекулярными палеонтологами наиболее важные результаты в значительной степени подрывают основы их научной идеологии (базирующейся на теории эволюции), эти результаты самими же молекулярными палеонтологами подвергаются неверной интерпретации и даже замалчиванию. Последнее является дополнительным свидетельством ненаучности эволюционной, неодарвинистской гипотезы и ее идеологической ангажированности.

Ко всему сказанному можно еще добавить, что существует мнение, что динозавры жили с людьми и в ближайшее к нам время. Иначе, как можно объяснить содержащееся в английской хронике 1405 года описание дракона, очень схожее с внешностью дилофозавра, или наличие на надгробии умершего в 1496 году епископа Ричарда Белла в кафедральном соборе Карлайла гравировки с изображением животных, напоминающих завроподов.

В XV веке ни одни скелет динозавров еще не был найден, соответственно возникает вопрос: как авторы упомянутых памятников могли так точно передать внешность этих существ?

Говорить можно еще очень и очень много, споры вокруг затронутых тем не утихают в научном мире и сегодня. Если хотите немного подробней разобраться в данных вопросах, начните с доступной в сети книги Ариэля Роса «Наука открывает Бога». А в отношении идеологической атмосферы научной среды полезным будет труд Томаса Куна «Структура научных революций».