Блаженные на Руси

Урок 06. Блаженные или юродивые Христа ради

Урок 6. Блаженные или юродивые Христа ради

Задачи:

· ребёнок получит представление о юродстве как об одном из тяжелейших подвигов, принятых Христа ради, в котором юродивые под мнимым безумием скрывали духовную мудрость и красоту;

· он проникнется уважением к юродивым и узнает об особом отношении к юродивым на Руси.

№ м-ф

Названия медиафайлов

01

Юродивый (Василий Блаженный)

02

Василий Блаженный

03/видео

Юродство: 47 с

04/видео

Блаженные Николай Качанов и Федор-1: 3 мин 12 с

05/видео

Блаженные Николай Качанов и Федор-1: 1 мин 05 с

06

Николай Качанов

07/видео

Юродивые – зеркало мира: 44 с

08/видео

Прокопий Устюжский: 2 мин 20 с

09/видео

Никола Салос: 1 мин 33 с

10

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

11

Блаженный

12

Василий Блаженный

13/видео

Василий Блаженный-1: 53 с

14

Василий Блаженный-2: 1 мин 06 с

15

Василий Блаженный -3: 2 мин 25 с

16

Храм Василия Блаженного (Покровский)

17

Рака с мощами Василия Блаженного

18/видео

Храм Василия Блаженного: 39 с

19

Обобщающая таблица

20

Рефлексия

· (М-ф 01. Юродивый) Какого человека можно назвать юродивым? (Глуповатого, чудаковатого, безумного)

В христианстве существует особый тип святых (м-ф 02. Блаженный Василий), сознательно принявших на себя образ глупенького, чудаковатого, безумного человека и добровольно отказавшихся ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых форм поведения: зимой и летом они ходили босиком, а некоторые и вообще без одежды.

Юродство – одно из самых необычных проявлений христианской святости, и один из тяжелейших подвигов, принятых ради Христа. Некоторые юродивые или как их ещё называют блаженные, несли свой подвиг пятьдесят-шестьдесят-семьдесят лет, и в течение всего этого времени добровольно подвергали себя издевательствам и насмешкам (м-ф 03/видео. Юродство: 47 с. История донесла до нас немало упоминаний о людях не совсем обычных с точки зрения нормального поведения. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный».)

· Как вы думаете, зачем нужен такой странный вид святости, как юродство? Что святого может быть в человеке, который ведёт себя глупо, часто вызывающе, а подчас и непристойно? (Предположения детей)

Найти ответ на этот вопрос нам поможет житие двух юродивых Христа ради, Николки и Феодора, живших в Новгороде в 14 веке. Река Волхов, протекающая в Новгороде, делит город на две части: Софийскую сторону и Торговую. Жители этих сторон сильно враждовали друг с другом, и доходило до того, что новгородцы разных сторон сбрасывали друг друга с моста в реку Волхов. Усмиряло горожан только появление архиепископа, который осенял их святым крестом.
Блаженный Николка жил Софийской стороне, а Феодор – на Торговой. Каждый из двух городских «дурачков» ревностно оберегал собственные пределы. Оба юродивых, бывало, сходились на Волховском мосту и на глазах у всех затевали ссоры, ругань, драки. Часто один из них нарочно приходил на чужую сторону, а другой непременно его прогонял (м-ф 04 м-ф 04/видео. Блаженные Николай Кочанов и Фёдор -1: 3 мин 12 с: Раз один боярин пригласил к себе на Софийскую сторону блаженного Феодора. Тот ответил: «Ни за что не пойду туда — там живет злой Никола, он непременно побьет меня!» Но все-таки пошел. Но как только он появился на Софийской стороне, на него напал блаженный Николай. Со страшными воплями он ринулся на Феодора. Фёдор тотчас бросился наутек, сигая через огородные плетни и истошно вопя. Он так перепугался, что даже «не заметил», как выбежал не к мосту, а просто на берег и, спасаясь от «злого Николы», побежал прямо по воде. Николка, схвативший с огорода кочан капусты, гнался за нарушителем… тоже прямо по воде. Оба бежали по воде, как по суху. Добежав до середины реки, Николка кинул вдогонку Федору кочан и, шумно пригрозив, заковылял по волнам на родную половину. Наблюдавшие за ними горожане оцепенели.)

· Что же святого может быть в этих двух «вояках»? Как вы думаете, зачем они вели меж собою войну? (Предположения детей)

Посде ответов детей м-ф 05/видео Блаженные Николай Качанов и Фёдор -2: 1 мин 05 с Чтобы образумить своих сограждан, показать им всю бессмысленность, греховность и смехотворность подобной борьбы, оба блаженных и вели между собой притворную войну. В их поведении новгородцы могли видеть себя «со стороны». Блаженный Никола после этой «битвы» получил прозвище Качанов (м-ф 06. Николай Качанов).

Юродивые – зеркало для людей (м-ф 07/видео. Юродивые – зеркало для людей: 44 с. Этот и многие другие случаи показывают, как юродивые своим примером пытались вразумить людей, доводя до абсурда те пороки, которые свойственны многим из нас. Они, будучи очевидно святыми людьми, сподобившимися от Бога дара чудотворения, в карикатурной форме изображали мелочную обидчивость, зависть, сварливость, давая людям возможность посмотреть на себя со стороны. Посмотреть и устыдиться. Желая вразумить людей, юродивые становились как бы зеркалом для них.)

· Как вы думаете, что заставляло юродивых вести подобный образ жизни?

Юродивые были движимы состраданием и любовью к своему народу. Известно немало случаев, когда юродивые спасали целые города. Так Прокопий Устюжский, который считается первым юродивым на Руси, в один воскресный день начал призывать жителей Устюга к покаянию, предупреждая, что если они не раскаются в своих грехах, город постигнет Божий гнев. (м-ф 08/видео. Прокопий Устюжанин: 2 мин 20 с. Люди смеялись над блаженным, говоря «он не в своем уме». Еще несколько дней после этого блаженный Прокопий со слезами на глазах умолял устюжан принести покаяние, но никто его не слушал. И лишь, когда вскоре грозное пророчество святого сбылось, и на город налетел страшный ураган, люди в трепете сбежались в соборный храм, где перед иконой Богоматери, теплой Заступнице рода нашего, слезно молился святой угодник Божий. Последовав его примеру, жители Устюга также начали усердно молиться. Город был спасен, но главное – были спасены многие души, получившие вразумление благодаря молитвам святого Прокопия.)

Или Никола Салос, псковский юродивый, предотвративший кровавую расправу над своим родным городом, когда в феврале 1570 года, после опустошительного похода с войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода (м-ф 09/видео. Никола Салос: 1 мин 33 с).

Подвиг юродства во Христе кардинально отличается от деяний других святых, чья жизнь вызывает восхищение верующих и понятны человеку (м-ф 10. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг). А в юродстве всё непонятно и противоречиво (м-ф 11. Блаженный Василий): всё, что обычно для человека важно: власть, деньги, семья, хороший дом, хорошая одежда…, всё это юродивому Христа ради не нужно, он это добровольно с себя сбрасывает, раздаёт другим.

Принимая на себя образ юродивого, человек выстраивает некую стену между собой и окружающим обществом и внутри этой своей жизни он обретает истинную свободу и способность говорить людям правду. Юродство – это совесть народа! И когда люди обнаруживали, что юродивый говорит то, что оказывается правдой, то они понимали, что перед ними непростой человек.

Юродивые, обличая несправедливость и людские грехи, не боялись даже царей, за что в народе пользовались большим авторитетом и любовью. Так, во время массовой казни бояр в Москве, Василий Блаженный безбоязненно обличил Ивана Грозного в присутствии огромного скопления народа. Когда разгневанный царь готовился пронзить Василия копьём, народ, молчавший во время казни бояр, закричал: «Не тронь его! Не тронь блаженного! На наших головах ты волен, а блаженного не тронь!» И Иван Грозный был вынужден отступить.

Многие юродивые обладая даром прозорливости, часто говорили бессвязно, намёками, иносказаниями, чтобы люди приписывали прозорливость не им, а Богу.
Самым знаменитым юродивым Христа ради за всю историю нашей Церкви был Василий Блаженный (м-ф 12), о котором мы сегодня уже упоминали. Василий жил в Москве в 15 веке (м-ф 13/видео. Василий Блаженный-1: 53 с. Родители отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, как повествует житие Василия Блаженного, был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. Один купец зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрет. Так действительно и случилось.)

Василий шестнадцати лет от роду оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям. Зимой он переносил такие морозы, от которых трескалась земля, а летом терпел зной на солнце. Ни дружбы, ни знакомства у него ни с кем не было. Ум блаженного Василия непрерывно был занят молитвой и богомыслием (м-ф 14/видео. Василий Блаженный – 2: 1 мин 06 с)

Один купец, задумавший построить в Москве каменную церковь, но своды которой трижды обрушивались, обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Василия знали в Москве все — от торговца до царя Ивана Грозного (м-ф 15/видео. Василий Блаженный -3: 2 мин 25 с. Иван Грозный не раз принимал блаженного в своем дворце, прислушиваясь к рассказам о его видениях и советам. Однажды царь, стоя на службе в храме, задумался, как ему украсить свой новый дворец на Воробьевых горах. По окончании богослужения к нему подошел Василий блаженный. — Что-то я тебя не видел, — сказал Иоанн. — А я тебя видел, только не здесь, а на Воробьевых горах. А ведь церковь поет «всякое житейское отложим попечение».
В другой раз царь пригласил его к себе на трапезу, и Василий трижды выливал за окно поднесенное ему вино. — Ты что, брезгуешь моим угощением? — спросил недовольный царь. — Нет, но надо было тушить пожар в Новгороде, и я его потушил. Позже стало известно, что как раз в это время огонь охватил Новгород, но пошел дождь и залил пожар.)

Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, царь Иван Грозный с царицей посещали его. Василий скончался 2 августа 1551 года. Сам царь с боярами нес его одр. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, где через год в память покорения города Казани, произошедшее в праздник Покрова Божией Матери, царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор (м-ф 16. Покровский собор или храм Василия Блаженного). Таким образом, могила блаженного оказалась у самой стены этого собора. Вскоре стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Через 30 лет после кончины блаженного, царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, а на месте, где он был погребен, соорудил для его мощей серебряную раку (м-ф 17). С тех давних пор собор во имя Покрова Божией Матери в народе стали называть храмом Василия Блаженного (м-ф 18/видео. Храм Василия Блаженного: 39 с)

Далее дети под руководством учителя заполняют обобщающую таблицу «Юродивые Христа ради» (м-ф 19. Таблица).

(Для справки: Одной из причин появления юродивых было то, что простые люди очень часто страдали от произвола, насилия, корыстолюбия, эгоизма властьпридержащих. При этом пожаловаться было некому, а если кому и удавалось добраться до более высоких лиц, чем его обидчик, то обычно дело решалось всё равно не в его пользу и человека, решившего правду искать, за этот поиск наказывали. Тем более указать правителю на его недостатки и вовсе было делом смертельно опасным. Юродивые же, во-первых, до некоторой степени пользовались неприкосновенностью, и в силу этого могли себе позволить больше, чем остальные люди; а во-вторых, для юродивого пострадать от произвола власти было даже и к лучшему: этим он подавлял свою гордыню, усмирял тело, а если его казнили, то погибал он за правду и за веру, впрочем, такое случалось редко.)

Рефлексия (см. 1 урок)

Д/З: Проверь себя:

Ответы.

Б

В

А

С

И

Л

И

Й

С

А

Л

О

С

У

С

Т

Ю

Ж

С

К

И

Й

Ф

Е

О

Д

О

Р

К

А

Ч

А

Н

О

В

К

С

Е

Н

И

Я

Г

Р

О

З

Н

Ы

Й

Й

О юродивых и блаженных

никогда не спорте с ущербными умом
спорящие с ними мало от них отличаются..

Василий Блаженный

Очевидно вся сила Христианства построена на заповедях апостола старого талмудиста Павла:
Мы безумны Христа ради
Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
Мудрость мира сего есть безумие пред Богом.
Слово о кресте для погибающих юродство есть
Благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих
Мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие
Потому что немудрое Божие премудрее человеков
Собственно говоря идея проста.
Как быть уродам, если в глазах людей они кажутся таковыми? Очень просто. Объявить что красоты не существует,
что отныне уродство является красотой а красота уродством и даже грехом. И привлечь на свою сторону организовать всех уродов внушив им эту идею, организовать так сказать и сформировать из них «ударный отряд». Ведь даже организованное меньшинство всегда побеждает. Ну а если уродов большинство то тогда тем более.
Как быть дуракам,, которые не в состоянии доказать своё право на интеллектуальное превосходство при помощи собственно интеллекта, а следовательно на лидерство и авторитет?
Как быть им?
Да тоже самое. Объявить разум глупостью. Восстать против разума и здравого смысла. Объявить что его не существует вовсе.
Исамое главное привлечь на свою сторону массу идиотов, которым внушить, что они на самом деле «избранные у Бога» а все остальные «умники» будут «посрамлены».
Остальное уже сотворят сами эти массы идиотов, которые насочиняют и нагородят такого , что тысячи мудрецов будут его столетиями опровергать и всё равно запутаются. Лучшие умы бесславно сломают себе головы об их «заковыки» тщетно пытаясь «понять» «тайный смысл» того, в чём изначально нет и никогда не было никакого смысла вообще по определению.
Не случайно поэтому На Руси особым почётом пользовались так называемыее «юродивые». Слово «юродство» вообще-то русское. А даже не славянское. Ибо в славянском «уродство» имело часто противоположный смысл.
А вот в русском оно означает негативный смысл. Лицо с теми или иными дефектами во внешности либо в психике, которые присутсвуют с рождения (у рода) в отличие от калек и.т.п. которые стали таковыми в ходе жизни.
О том что это не общеславянский а именно древнерусский термин свидетельствует что например в польском языке слово «урода» означает напротив «красота» (то есть наоборот достоинства присутсвующие от рождения)
Ну и также статья в Википедии:
Jurodiwy (ros. юродивый, gr. môros), także saloita – święty ,idiota szaleniec Chrystusowy. Jeden ze wzorów świętości dawnej Rosji (obok strastoterpców, starców i pielgrzymów). Staroruski termin pochodzi od słowa уродь oznaczającego coś nienaturalnego, zniekształconego, zdeformowanego, poroniony płód, obcego i niezrozumiałego.
Юродивый — святой идиот, бешеный Христовый . Одно из выражений «святости» древней России (наряду с страстотерпцами,
старцами и бомжами) Старорусскиий термин, происхождящий от слова «урод», означающий что-то неприродное,
нетипичное,, безформенное, выкидыш, чуждое и непонятное
.
Так вот именно что «святой идиот», бешенный, при чём что особено важно _от рождения_. ( о чём свидетельствует этимология)
Но что самое страшное так это не сами эти идиоты. Страшы люди, которые почитают идиотов за «святых» у которых идиотия является «светом» а стало быть разум — «тьмой».
При чём это никак не «извращение» смысла христианства как некоторые вдруг могут заявить. А именно его логическая доведенёная до крайности суть. Ибо если признать что это «извращение», то в таком случае нужно прихначть что сам Павел исказил намерено или нет идеи христа. Однако если обратитьься к Евангелию то станет понятно что он также довёл их до логического конца. Просто сделав это более откровено.
Также само как и скопоничество массово распространяемое на Руси (то есть отрезание членов у мужчин и грудей у женщин) никак не выдумка изуверов на ровном месте а всего лишь логическая продолжение основных заповедей христианства.

Скопец Скопчиха

Подробнее
Кстати по поводу религии ака «веры предков» особенно забавно выходить. Ведь например если у вас фамилия Скопцов и.т.п.
то получается что нужно себя яйца отрезать что ли? Ведь какая масса народа бегала по самым изуверским сектам а не только
подчинялась официальной Церкви. Не говоря уже о том что у массы народа среди предков есть просто католики и.т.п.

Не говоря уже про то что практически у каждого дедушка или прадедушка крушил и разносил церкви под чистую в 20-е годы…
То есть к просто слабоумным идиотам мы добавляем уже и изуверов, сдвинутых на сексуальной почве. И получаем чудный коктейль, который просто не может не привести к ужасам Средневековья и множества по сути религиозных войн в том числе и прикрываемых какими-то «национальными» мотивами.
То есть «юродивый» означает урод. При чём в широком смысле, начиная от внешности и кончая поведением.
Кстати в англоязычной версии походит слово freak (фрик_, которым раньше называли уродов физических. а сегодня называют людей не очень адекватного поведения.
Как должен реагироват на фриков, больных на всю голову нормальный человек? Ну по разному в принципе.
Конечно это может быть либо отвращение либо недоумение либо насмешки, для детей и простолюимнов вполне естественные
и природные..
но человек культурный и шляхетный или как сегодня говорят «толлерантный» в принципе не будет проявлять особых эмоций к низменым существам обделённых природой.
Просто пройдёт мимо. Или же если человек с доброй душой может быть даже и пожалеет таких людей.
Однако что же учит Православие? Как оно учит вести себя по отношению к уродам? Оно учит пепреклоняться на коленях перед уродами и идиотами и внимать их «разуму». Вот оказывается как.
При чём в отличие от фриков, которые являются таковыми лиш под влиянием какой-то масскультуры либо субкультуры в данном случае речь идёт именно о природном уродстве либо же о реальном душевном заболевании и неадекватности реальной а не только внешней. То есть такой, которую любой психиатр поставит диагноз.
Идиотия, олигофрения, шизофрения, паранойа и.т.д. и.т.п.
И тому есть примеры. Например среди самых почитаемых юродивих целых 34 штуки.
Приведу пример Православной «святости».
Да вот взять хотя бы Исидо́ра Тавеннийская. (православная церковь празднует её 10 мая)
Чем знаменита?
Жила в Египте. Юродство проявлялось в том, что ходила по улицам накладывая себе на голову старые вонючие тряпки.
И даже среди христиан (!) почииталась сумасшедчей.
То есть можно себе представить. Вонь шла наверное такая, что даже по меркам египтян это было уже слишком.
Вот собственно и причина «святости».
Другой не менее известный персонаж Вася Блаженый (тот самый в честь которого собор на Красной Площаде).
Эдакий фрик, ходил по Москве совершенно голый, то есть совершенно с неприкрытыми мудями (ну то есть ггрубо говоря потрясал пипиской эпатируя публику.)
Но поскольку такое поведение вполне укладывается в образ других не менее «святых» личностей Православной Церкви автоматически был признан «духовным авторитетам». И поучал говорят даже самого Царя Иоана Гроззногго (больного человека тоже на всю голову). Более того. Его даже боялся. А хоронил его сам Митрополит. То есть большой был авторитетище среди москвичей.
Вытворял другие не менее экзальтированные штуки. Например однажды на базаре разбрасал калачи, и калашников пытали, после чего они сознались что «подсыпали мел».
Короче по степени авторитета в русском православии это была тогда практически локальная версия самого Исуса. Со всеми чудесами, исцелениями и.т.д. и.т.п.
Ну в начале 20-го века Церковь уже не стеснялась откровенно паразитировать используя подобных сумасшедчих.
Например тоже из первой десятки самых почитаемых юродивых Миша Самуил . — городской сумасшедчий Переславля.
Цитирую «житие» оного:
Считали за удачную примету, если у торговца он потребует чего-нибудь съестного. Это была лучшая рекомендация.
Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим. Большею частию он клал деньги в кружку у церкви святого князя Андрея, в часовне преподобного Даниила, в соборную кружку, в Сергиевскую, в Троицко-Слободскую и в Никитскую часовню.
То есть попы и монахи, хоршо устроились. Миша, больной человек ходил и просилл кушать, но благодоря умелому «пеару» как бы сейчас сказали, с подаяний Мише хватало и не только Мише, но и другим «страждущим» покушать за чужёй счёт..
А потом спрашивают откуда на Руси взялись идеи большевизма?
Ещё один клинический случай. Исаакий Печерский
«Первый русский юродивый»:
В миру был богатым купцом, родом торопчанин, по имени Чернь. По неизвестным причинам раздал всё своё имущество нищим, пришёл в Киев и принял постриг от преподобного Антония. Семь лет провёл в затворе и, как повествует житие, не выдержав дьявольского искушения, тяжело заболел. После выздоровления принял на себя подвиг юродства.
Вот на самом деле откуда истоки «патриотического» дискурса про «проклятые США с их потреблядством» (с).
Вот они «бездуховные, не выдержавшие искушёния дьяволом люди, которые просто не понимают как нужно поступать.
Нужно всё что есть в США продать и отдать нищим странам, а всех американцев на 7 лет запереть в камере одиночке
на хлебе и воде. И будет всем «спасение».
В США конечно тоже есть чёкнутые, особенно среди некоторых протестантских деноминаций, однако отличия заключается в том, что никто в США подобный шизофренический бред не навязывает в качестве «национального духа Америки». И там в общем-то религия личное дело каждого. Потому они и живут так, как православным и не снилось с их «нестяжательством».
И кстати надо сказать что такие пороки как лицемерие, безсовестность, цинизм, жестокость и прочее и прочее и прочее так характерные «православнной Цивилизаии» вполне укладываются в эту схему ибо со «святых идиотов» какой спрос?
Не ведают же что творят. А стало быть бог им судья. Не судите,, да не судимы будете
Очень выгодная надо сказать позиция Аболютного уже не только интеллектуального но и самым естественным образом нравстевнного и этического падения.
Собственно зачем нужны были светским властям (которые в России всегда были могущесвеней духовенства), развивать в людях подобные суеверия и потакать Церкви? Почему власть не запретила подобные вещи?
А тут мы сталкиваемся с тем, что само распространения Христианства как такового в рабовладельческих государствах Рима и Византии было призвано было изначально давать рабам, из которых их хозяева выжимали все соки абсолютно даром,, образ «святого мученичества и асектизма».
От того и все эти образы «святых», которые ползут пешком там, где можно проезать на делеге. Которые ходят в рванье там , де нужно одеть шубу. Которые сидят безвылазно в своей норе, там где можно веселиться и ходить по соответсвующим заведениям (естественно если есть деньги) и вообще питаются одними молиитвами!
Какой замечателльный образ для подражания.
Поскольку Русь приняла Христианства непосредственно от Византии (Стамбула), а не из подмятого под себя германскими язычниками Рима.то естественно подобный маразм в Православии российском дошёл до куда большей крайности чем в католицизме.
Сравним даже значения слова «блаженый» в католичестве и православии. В католичестве это слово «beatus» то есть тоже самое что английское «красивый». Ну грубо говоря просто «благой». (годный как сейчас говорят)
Русское же слово «блаженый» совсем не от слова «благо».. А от слова «блажь». Блажь семантически связана с «благом» тем, что означает состояние. при котором человеку хорошо всегда независимо от того хорошо ему на самом деле или плохо.
По сути речь идёт о маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза. То есть «блажь» это такое состояние которое развивается у больное в период фазы «активности» Ему хорошо. У него «эйфория» безо всякой реальной причины.
Затем следует депрессия опять таки часто тоже безо всяких реальных оснований. Правда для депрессии часто основания бывают как раз таки реальными ибо у сумасшедчих действительно вполне логично что всё из рук вон плохо выходит и не складывается как следует.
Вот в Православии термин «блаженный» вполне синоним термина «юродивый» был всегда.
Иными словами вся эта совершенно ясная картина. любому адекватному человеку должна быть давным давно известна.
Тем не менее находятся люди, которые ещё бредят идеями по «возрождению Православия».
Кстати напомню о главном советнике последнего российского императора по всем вопросам:
Ну так сказать для «полноты картины» того до какой степени дошло православное мракобесие в России и чем оно кончилось в итоге.
Ирония судьбы заключается в том что теперь уже
Превратившуюся уже соверешнно в растение от комумнистического героина Россию в качестве «реабилитации» пытаются подсадить на пправославный опиум. Стоит ли удивляться что результаты оказываются совсем не те?
Здесь опять же нужно обратить внимание на саму функцию религии в любом обществе. Религия обслуживает интересы правящей верхушки. Никогда ещё и нигде не было так, чтобы религия была направлена против интересов правящего класса.
Разве только в самых редких и изуверских случаях. Но и там так или иначе народ страдал в тысячу раз больше в любом случае.
Потому понятно что при ликвидации жёсткого классового общества. Религия так или иначе утрачивает свою роль автоматически. Ибо её постулаты превращаются в тормоз прежде всего для социальных преобразований.
Но самое главное не это. Самое главное что религия это всего навсего инструмент. При чём действует он только в том случае, если большинство людей так или иначе верят в эти постулаты и догмы. Находясь на примитивном уровне развития интеллектуального и информационного. Тем самым экономят затраты государственного аппарата на то, чтоб заставлять их выполнять те или иные вещи повинуясь уже сугубо насилию.
Потому нет ничего более безумного чем пытаться религию, там где народ её отверг разумом попытаться внедрить насильственным путём. Ибо это не только не приведёт к «экономию» государственного насилия,, но потребует дополнтельного
на поддержвания ещё и бесприкословного послушания самой религгии.
Имено с этим связано то, что все современные режимы в мире, являющиеся теократическими так или иначе не только не применяют меньшее насилие,, но напротив известны тем, что вынуждены применять его гораздо больше. По сути самая настоящая кровавая тирания возникает в современном мире там, где общество, котороые уже давным давно не выполняет предписаний религии добровольно (боясь что боженька покарает) там попытка навязать средневековые порядки приводит к огромным жертвам и эскалации насилия. Имемно в этом причина в частности «исламистского» терроризма а совсем не в самом исламе как таковом. Ибо христианство в этом смысле ещё хуже в разы. Если его попытаются внедрять подобными мерами, то
вакхабиты покажется ангелами по сравнению с христианскими фанатиками
Поэтому всякие заигрывания с Православием на государственном уровне, то есть попытки навязать обществу эту религию в качестве «обязательной» используя инструменты государрства в нарушении конституционного строя ничем хорошим не кончатся. РПЦ же первой и пострадает. Неужели им мало всего того что произошло в 20 веке?
Сидели бы себе тихо юродствовали у себя и никуда не лезли.
Как это делают большинство христианских церквей во всём мире.
Даже папа давным давно никуда не лезит ну или практически никуда (в Италии даже школы светские)
А нашим православным иерархам захотелось теократии как в Иране или при талибах в Афганистане?
Ну не получится никак. Будет же только хуже.

Святые юродивые… На Руси они появились с принятием Христианства, а со временем превратились в особое явление. Понятие «юродство» есть только в русском языке, хотя когда-то давно оно пришло из древнегреческого и изначально имело скорее негативное значение.

Юродивый — тот, кто совершает странные поступки, ведет антисоциальный образ жизни, нарушает правила приличия. Тогда же почему такого человека называли на Руси святым?

Юродивые действительно безобразничали — ходили в чем мать родила, шокировал публику дерзкими и малопонятными высказываниями. Но они были святыми. Потому что совершали подвиг, на который обычным людям не хватает смелости, независимости и любви к истине.

Никола Салос

В 1570-м войска Ивана Грозного подошли к воротам Пскова. Навстречу царю вышел маленький грязный оборванец. «Покушай, Иванушка» — произнес он, протягивая жестокому правителю кусок сырого мяса. Как ни странно, тиран не тронул наглеца — спокойно отказался от «угощения», сославшись на пост. И тогда оборванец произнес фразу, ставшую легендарной, — «Мясо ты не ешь, а кровь человеческую пьешь!».

Никола Салос (справа фрагмент картины Андрея Рябушкина)

Того человека звали Никола Салос. В 1570 году он спас от верной гибели тысячи псковичей. Юродивый предсказал тирану скорую гибель.

«Сдохнешь как твоя лошадь, если не оставишь город!» — прокричал безумец, и в этот момент к царю подбежал слуга и сообщил о смерти его любимого коня. Тиран вернулся в Москву несолоно хлебавши. Подальше от странного человека и его обличительных речей.

Василий Блаженный

Он родился в декабре 1469-го. Как и другие знаменитые русские блаженные, до определенного момента был обычным человеком и никакой особой прозорливостью не обладал.

Василий Блаженный

В отрочестве Василий служил подмастерьем у одного из московских сапожников. Хорошая ли обувь выходила у него, неизвестно. Однако интересная история о первом предсказании человека, в честь которого назван известный столичный храм, дошла до нас во всех подробностях.

Однажды к мастеру пришел купец и заказал сапоги. Лишь только за ним закрылась дверь, Василий принялся горько плакать. «Отчего же ты так убиваешься?» — спросил сапожник своего юного помощника. Тот ответил, что плачет он по купцу. «Не сносить ему новых сапог! Ведь скоро он помрет!» — произнес подмастерье. За сапогами купец не пришел — умер спустя несколько дней. Да и Василий после того случая в мастерскую больше не являлся. Началась его бродячая жизнь.

Много странных и интересных историй о Василии Блаженном дошли до наших дней. Самые удивительные связаны с Иваном Грозным, который, как ни странно, побаивался московского безумца. Особенно после одного из новгородских пожаров.

Василия привели в палаты тирана. Царь налил ему вина, но тот пить не стал — выплеснул за окно. Грозный снова налил. Василий снова выплеснул. На третий раз Иван не на шутку осерчал и хотел было казнить дерзкого оборванца. Однако тот произнес загадочную фразу, которая озадачила царя: «Не гневайся. Пожар в Новгороде потушен». А совсем скоро в Белокаменную явились гонцы и рассказали, что да, в Новгороде действительно был пожар. Но его, к счастью, потушили, и сделал это маленький грязный человек, очень похожий на московского Василия.

Ксения Петербургская

Ей было 26, когда муж ее скоропостижно скончался. Молодая вдова переоделась в одежду умершего и раздала все имущество. Родственники посчитали ее безумной и заявили в полицию, но после долгого допроса Ксения была признана вменяемой.

Ксения Петербургская

Она городов не спасала и с царями не спорила. За всеми ее странностями скрывалась безграничная и безответная любовь к людям, за которых она молилась — о прощении грехов жителей Петербурга Ксения просила Бога днями и ночами.

Однажды она предсказала некой Прасковье пополнение в семействе. То, на что женщина давно и не надеялась — детей у неё не было и, как она считала, быть не могло. «Бросай все свои дела да беги. Тебе Бог ребенка послал!» — сказала Ксения. Прасковья удивилась, но послушалась.

Когда она подошла к кладбищу, на ее глазах произошла трагедия: беременная женщина, проходившая мимо, попала под лошадь извозчика. Ребенок родился прямо на мостовой. Мать умерла. Прасковья забрала младенца и воспитала как родного сына.

И это всего лишь одна из многих интересных историй о предсказаниях Ксении Петербургской.

После смерти юродивой люди растаскали всю землю с ее могилы — считалось, что она спасает от недугов. Позже установили плиту. Но и ее разобрали. Сейчас на могиле Ксении Петербургской возвышается часовня, к которой едут паломники со всей страны.

Часовня Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге

В юродстве скрывается истина, народная мудрость. А потому люди, совершающие эксцентричные поступки и произносящие неожиданно искренние и правдивые речи, вызывают у нас симпатию. Это доверие к юродству используют политики, артисты, и прочие медийные личности, играющие, иногда умело, а иногда и не очень, роли эдаких современных блаженных. Немало было на Руси и мошенников, выдававших себя за «божьих людей».

Настоящих юродивых в истории России немного — не более двухсот. И только шестнадцать из них канонизировано церковью. Очень мало в масштабах огромной страны. Но быть может, именно эти шестнадцать святых безумцев и сформировали менталитет целой нации.

блаженный

Смотреть что такое «блаженный» в других словарях:

  • БЛАЖЕННЫЙ — БЛАЖЕННЫЙ, блаженная, блаженное; блажен, блаженна, блаженно. 1. Счастливый, невозмутимо радостный. Блаженное состояние. «Там, за далью непогоды, есть блаженная страна.» Языков. «Блажен, кто с молоду был молод.» Пушкин. Блаженно (нареч.) улыбаться … Толковый словарь Ушакова

  • блаженный — БЛАЖЕННЫЙ, юродивый, уменьш. ласк. блаженненький БЛАЖЕННАЯ, юродивая, уменьш. ласк. блаженненькая … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Блаженный — (иноск.) шалунъ, проказникъ, дурачекъ (съ блажью). Ср. Блажить дурить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • БЛАЖЕННЫЙ — БЛАЖЕННЫЙ, ая, ое; жен, женна. 1. В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм). 2. полн. Не совсем нормальный (разг.). 3. То же, что святой (в 1 знач.) (устар.). Храм Василия… … Толковый словарь Ожегова

  • блаженный — блаженный, кратк. ф. блажен (устаревающее блаженен), блаженна, блаженно, блаженны … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Блаженный — Василий П … Википедия

  • Блаженный В. — Вениамин Блаженный Вениамин Михайлович Блаженный Имя при рождении: Вениамин Михайлович Айзенштадт Дата рождения: 15 октября 1921 Место рождения: Оршанский уезд Витебской губернии Дата смерти … Википедия

  • Блаженный В. М. — Вениамин Блаженный Вениамин Михайлович Блаженный Имя при рождении: Вениамин Михайлович Айзенштадт Дата рождения: 15 октября 1921 Место рождения: Оршанский уезд Витебской губернии Дата смерти … Википедия

  • БЛАЖЕННЫЙ — , 1) наименование (блаженный Василий) или 1 я часть наименования (блаженный Василий, Христа ради юродивый) лика (чина) юродивых (см. Юродство); 2) именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника… … Православная энциклопедия

  • блаженный — ая, ое; же/н, же/нна 1) В высшей степени счастливый, благоденствующий, исполненный счастья. Блаженный сон. Блаженный миг. Блаженная страна. Блаженная тишина. Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (Грибоедов). Ты хочешь знать, что… … Популярный словарь русского языка

Юродивые Христа ради (указатель)

Канонизированные Православной Церковью

Имена мужские

Даты даны по новому стилю.

Имена женские

Неканонизированные юродивые

  • Гриша
  • Иван Яковлевич Корейша
  • Иван Босый
  • Странники Михаил и Николай
  • Стефан Трофимович Нечаев
  • Аннушка

Гриша.
В 1920-е прошлого века в одном из русских монастырей появился юродивый Гриша. Ко времени появления в обители ему было 78 лет. Любил спать на сундуке. Очень любил детей, живущих при монастыре и часто беседовал с ними. Иногда Гриша исчезал из монастыря на некоторое время, потом появлялся вновь. Куда он исчезал – никто не знал. В монастыре все знали, что юродивый Гриша прозорлив и монахини любили беседовать с ним. О прозорливости Гриши знали не только в монастыре, многие прихожане стремились поговорить с ним, получить ответ на свой вопрос. В 1932 году юродивого отправили в тюремный дом для сумасшедших, где, скорее всего, и закончилась его жизнь.
В Сборнике «Блаженные Санкт-Петербурга: От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской» о Грише даются такие сведения:
«Ему часто задавали вопрос:
– А сколько тебе лет, Гриша?
– Десять,– отвечал он.
Никто не знал, конечно, что через десять лет Гришу заберут отсюда навсегда, что ещё десять лет он проживет здесь.
Гришу хорошо знали и любили в городе. Это настолько раздражало власти, что в прессе даже появились издевательские заметки некоего рабочего И. Станковского с названием, которое по сути дела и отражало действительное положение вещей – «Кандидат в святые».
Со всех концов города приходили люди, чтобы поговорить с Гришей. Когда он исчез, все поняли, что Гришу арестовали. Случилось это 29 Марта 1932 года». (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)

Иван Яковлевич Корейша.
Хотя и был Иван Яковлевичем юродивым московским, но ехали к нему за советом и молитвой со всех концов России. Ясновидящий, прорицатель и блаженный не был канонизирован, но до сих пор на его могилу возле Ильинской церкви в Москве идут люди со своей нуждой. Родился он в семье священника в городе Смоленске, но, закончив Духовную Академию, священником не стал. Определился учителем в Духовное училище им уже там, наставляя отроков, притворялся сумасшедшим. Между тем, жители города Смоленска его и боялись, и обожали.
Он до тончайших деталей предсказывал то или иное событие: смерть, рождение, сватовство, войну. Выбрав юродство сознательно Иван Яковлевич среди блаженных выделялся ореолом романтичности: подписывался, например, «студент холодных вод». Прославляли его самые знаменитые люди 19 века: святитель Филарет (Дроздов), писатели Лесков, Достоевский, Толстой, Островский. И все же результатом всего стало помещение Ивана Яковлевича в сумасшедший дом в Москве на Преображенке.
Оставшиеся 47 лет жизни стен больниц для душевнобольных он уже не покидал. Занимал он в большой комнате маленький уголок у печки, остальное пространство было полностью занято посетителями. Можно сказать, на Ивана Яковлевича ходила вся Москва и многие из любопытства. А посмотреть было на что! Лечил он экстремально: то девицу на колени посадит, то почтенную матрону нечистотами обмажет, то подерется с жаждущим исцеления. Говорят, терпеть не мог настоящих дураков и нелепых вопросов. Зато с такими важными и умными господами как, например, филолог Буслаев, историк Погодин, по одной из легенд – Гоголь, говорил помногу и при закрытых дверях.

Иван Босый.
Киевский юродивый Иван Босый (1807–1855). Начало его жизни было вполне благополучным: мальчик рос, опекаемый родителями, успешно учился в гимназии. Но когда ему было 14 лет, он остался круглым сиротою. Гимназию пришлось бросить. К тому же, Ивану предстояло позаботиться о своей маленькой сестре. Поиски заработка привели его на рутинную чиновничью службу. Претерпев многие обиды и унижения, Иван Григорьевич в 1834 году был вынужден выйти в отставку, и оказался совершенно без средств существования. Пристроив сестру, несколько лет он странствовал по святым местам, питаясь одним подаянием, а в 40-х годах, наконец, смог поселиться в Киево-Печерской лавре, возложив на себя подвиг юродства.
Существует мнение, что личность Ивана Григорьевича Ковалевского послужила художественным материалом для Николая Гоголя, создавшего известный литературный образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель».
Одевался Иван Ковалевский довольно странно: летом ходил в сапогах, а зимой, наоборот, босым, за что и был прозван Иваном Босым. Бывало, собирая цветные стеклышки, камешки, щепки, он дарил их людям с разными притчами и поговорками, в которых те находили для себя особый смысл.
Скончался Иван Григорьевич 7 июня 1855 года и был погребен в Киево-Печерской лавре, но могила его не сохранилась до наших дней. (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)

Странники Михаил и Николай.
В сентябре 1980 года мы с женой приехали в Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых. Когда отчитка закончилась, мне захотелось поскорее выбраться из монастыря, добраться до какой-нибудь столовой, поесть и отправиться в обратный путь. Но случилось иначе. К нам подошел Николка. Я заприметил его еще на службе. Был он одет в тяжеленное драповое пальто до пят, хотя было не менее 15 градусов тепла.
– Пойдем, помолимся, – тихо проговорил он, глядя куда-то вбок.
– Так уж помолились, – пробормотал я, не совсем уверенный в том, что он обращался ко мне.
– Надо еще тебе помолиться. И жене твоей. Тут часовенка рядом. Пойдем.
Он говорил так жалобно, будто от моего согласия или несогласия зависела его жизнь. Я посмотрел на жену. Она тоже устала и еле держалась на ногах. Николка посмотрел ей в глаза и снова тихо промолвил:
– Пойдем, помолимся.
Шли довольно долго. Обогнули справа монастырские стены, спустились в овраг, миновали целую улицу небольших домиков с палисадниками и огородами, зашли в сосновую рощу, где и оказалась часовенка. Николка достал из кармана несколько свечей, молитвослов и акафистник. Затеплив свечи, он стал втыкать их в небольшой выступ в стене. Тихим жалобным голосом запел «Царю Небесный». Мы стояли молча, поскольку, кроме «Отче наш», «Богородицы» и «Верую», никаких молитв не знали. Николка же постоянно оглядывался и кивками головы приглашал нас подпевать. Поняв, что от нас песенного толку не добьешься, он продолжил свое жалобное пение, тихонько покачиваясь всем телом из стороны в сторону. Голова его, казалось, при этом качалась автономно от тела. Он склонял ее к правому плечу, замысловато поводя подбородком влево и вверх. Замерев на несколько секунд, он отправлял голову в обратном направлении. Волосы на этой голове были не просто нечесаными. Вместо них был огромный колтун, свалявшийся до состояния рыжего валенка. (Впоследствии я узнал о том, что у милиционеров, постоянно задерживавших Николку за бродяжничество, всегда были большие проблемы с его прической. Его колтун даже кровельные ножницы не брали. Приходилось его отрубать с помощью топора, а потом кое-как соскребать оставшееся и брить наголо.) Разглядывая Николкину фигуру, я никак не мог сосредоточиться на словах молитвы. Хотелось спать, есть. Ноги затекли. Я злился на себя за то, что согласился пойти с ним. Но уж очень не хотелось обижать блаженного. И потом, мне казалось, что встреча эта не случайна. Я вспоминал житийные истории о том, как Сам Господь являлся под видом убогого страдальца, чтобы испытать веру человека и его готовность послужить ближнему. Жена моя переминалась с ноги на ногу, но, насколько я мог понять, старалась молиться вместе с нашим новым знакомцем. Начал он с Покаянного канона. Когда стал молиться о своих близких, назвал наши имена и спросил, как зовут нашего сына, родителей и всех, кто нам дорог и о ком мы обычно молимся. Потом он попросил мою жену написать все эти имена для его синодика. Она написала их на вырванном из моего блокнота листе. Я облегченно вздохнул, полагая, что моление закончилось. Но не тут-то было. Николка взял листок с именами наших близких и тихо, протяжно затянул: «Господу помолимся!» Потом последовал акафист Иисусу Сладчайшему, затем Богородице, потом Николаю Угоднику. После этого он достал из нагрудного кармана пальто толстенную книгу с именами тех, о ком постоянно молился. Листок с нашими именами он вложил в этот фолиант, прочитав его в первую очередь. Закончив моление, он сделал три земных поклона, медленно и торжественно осеняя себя крестным знамением. Несколько минут стоял неподвижно, перестав раскачиваться, что-то тихонько шепча, потом повернулся к нам и, глядя поверх наших голов на собиравшиеся мрачные тучи, стал говорить. Говорил он медленно и как бы стесняясь своего недостоинства, дерзнувшего говорить о Боге. Но речь его была правильной и вполне разумной. Суть его проповеди сводилась к тому, чтобы мы поскорее расстались с привычными радостями и заблуждениями, полюбили бы Церковь и поняли, что Церковь – это место, где происходит настоящая жизнь, где присутствует живой Бог, с Которым любой советский недотепа может общаться непосредственно и постоянно. А еще, чтобы мы перестали думать о деньгах и проблемах. Господь дает все необходимое для жизни бесплатно. Нужно только просить с верой и быть за все благодарными. А чтобы получить исцеление для болящих близких, нужно изрядно потрудиться и никогда не оставлять молитвы.
Закончив, он посмотрел нам прямо в глаза: сначала моей жене, а потом мне. Это был удивительный взгляд, пронизывающий насквозь. Я понял, что он все видит. В своей короткой проповеди он помянул все наши проблемы и в рассуждении на так называемые «общие темы» дал нам совершенно конкретные советы – именно те, которые были нам нужны. Взгляд его говорил: «Ну что, вразумил я вас? Все поняли? Похоже, не все».
Больше я никогда не встречал его прямого взгляда. А встречал я Николку потом часто: и в Троице-Сергиевой лавре, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве, и на Новом Афоне, и в питерских храмах на престольных праздниках. Я всегда подходил к нему, здоровался и давал денежку. Он брал, кивал без слов и никогда не смотрел в глаза. Я не был уверен, что он помнит меня. Но это не так. Михаил, с которым он постоянно странствовал, узнавал меня и, завидев издалека, кричал, махал головой и руками, приглашая подойти. Он знал, что я работаю в документальном кино, но общался со мной как со своим братом-странником. Он всегда радостно спрашивал, куда я направляюсь, рассказывал о своих перемещениях по православному пространству, сообщал о престольных праздниках в окрестных храмах, на которых побывал и на которые еще только собирался. Если мы встречались в Сочи или на Новом Афоне, то рассказывал о маршруте обратного пути на север. Пока мы обменивались впечатлениями и рассказывали о том, что произошло со дня нашей последней встречи, Николка стоял, склонив голову набок, глядя куда-то вдаль или, запрокинув голову, устремляя взор в небо. Он, в отличие от Михаила, никогда меня ни о чем не спрашивал и в наших беседах не принимал участия. На мои вопросы отвечал односложно и, как правило, непонятно. Мне казалось, что он обижен на меня за то, что я плохо исполняю его заветы, данные им в день нашего знакомства. Он столько времени уделил нам, выбрал нас из толпы, сделал соучастниками его молитвенного подвига, понял, что нам необходимо вразумление, надеялся, что мы вразумимся и начнем жить праведной жизнью, оставив светскую суету. А тут такая теплохладность. И о чем говорить с тем, кто не оправдал его надежд?! Когда я однажды спросил его, молится ли он о нас и вписал ли нас в свой синодик, он промяукал что-то в ответ и, запрокинув голову, уставился в небо.
Он никогда не выказывал нетерпения. К Михаилу всегда после службы подбегала целая толпа богомолок и подолгу атаковала просьбами помолиться о них и дать духовный совет. Его называли отцом Михаилом, просили благословения, и он благословлял, осеняя просивших крестным знамением, яко подобает священнику. Поговаривали, что он тайный архимандрит, но поверить в это было сложно. Ходил он, опираясь на толстую суковатую палку, которая расщеплялась пополам и превращалась в складной стульчик. На этом стульчике он сидел во время службы и принимая народ Божий в ограде храмов. Я заметил, что священники, глядя на толпу, окружавшую его и Николку, досадовали. Иногда их выпроваживали за ограду, но иногда приглашали на трапезу.
Во время бесед отца Михаила с народом Николке подавали милостыню. Принимая бумажную денежку, он медленно кивал головой и равнодушно раскачивался; получая же копеечку, истово крестился, запрокинув голову вверх, а потом падал лицом на землю и что-то долго шептал, выпрашивая у Господа сугубой милости для одарившей его «вдовицы за ее две лепты».
В Петербурге их забирала к себе на ночлег одна экзальтированная женщина. Она ходила в черном одеянии, но монахиней не была. Говорят, что она сейчас постриглась и живет за границей. Мне очень хотелось как-нибудь попасть к ней в гости и пообщаться с отцом Михаилом и Николкой поосновательнее. Все наши беседы были недолгими, и ни о чем, кроме паломнических маршрутов и каких-то малозначимых событий, мы не говорили. Но напроситься к даме, приватизировавшей Михаила и Николку, я так и не решился. Она очень бурно отбивала их от почитательниц, громко объявляла, что «ждет машина, и отец Михаил устал». Услыхав про машину, отец Михаил бодро устремлялся, переваливаясь с боку на бок, за своей спасительницей, энергично помогая себе своим складным стульчиком. Вдогонку ему неслось со всех сторон: «Отец Михаил, помолитесь обо мне!» «Ладно, помолюсь. О всех молюсь. Будьте здоровы и мое почтение», – отвечал он, нахлобучивая на голову высокий цилиндр. Не знаю, где он раздобыл это картонное изделие: либо у какого-нибудь театрального бутафора или же сделал сам.
Картина прохода Михаила с Николкой под предводительством энергичной дамы сквозь строй богомолок была довольно комичной. Представьте: Николка со своим колтуном в пальто до пят и карлик в жилетке с цилиндром на голове, окруженные морем «белых платочков». Бабульки семенят, обгоняя друг друга. Вся эта огромная масса, колыхаясь и разбиваясь на несколько потоков, движется на фоне Троицкого собора, церквей и высоких лаврских стен по мосту через Монастырку, оттесняя и расталкивая опешивших иностранных туристов.
Любовь русских людей к юродивым понятна. Ко многим сторонам нашей жизни нельзя относиться без юродства. Вот только юродство Христа ради теперь большая редкость. Таких, как Николка и отец Михаил, нынче не встретишь. (Александр Богатырев, Православие.ру. Публикуется с сокращениями.)

Аннушка.
При Николае I в Петербурге большой популярностью пользовалась юродивая старушка «Аннушка». Маленькая женщина, лет шестидесяти, с тонкими красивыми чертами лица, бедно одетая и с неизменным ридикюлем в руках. Происходила старушка из знатной фамилии, бегло болтала по-французски и по-немецки. Говаривали, что в молодости она была влюблена в офицера, который женился на другой. Несчастная покинула Петербург и явилась обратно в город через несколько лет юродивой. Аннушка ходила по городу, собирала милостыню и тут же раздавала ее другим.
Большей частью проживала она то у того то у иного добросердного человека на Сенной площади. Бродила по городу, предсказывала события, которые не преминули сбываться. Добрые люди определили ее в богадельню, но там милая старушка с ридикюлем проявила себя на редкость вздорной и отвратительной особой. Устраивала с богаделками частые ссоры, вместо платы за провоз могла отходить извозчика палкой. Зато на родной Сенной площади пользовалась невероятной популярностью и уважением. На ее похороны, которые она сама себе и устроила, на Смоленское кладбище пришли все обитатели этой известной площади: торговцы, мастеровые, чернорабочие, духовные лица.