Бог без религии

Мы живём в эпоху общественного осуждения религий в популярном информационном пространстве. Они мешают развиваться науке и технике, препятствуют экономической, культурной и сексуальной реализации личности индивида, занимаются мракобесием, а иногда обвиняются в прямом терроризме. Значит ли это, что время религий прошло? Напротив, есть основания полагать, что человечество готовится к принятию новой глобальной религии со своим пантеоном богов и святых, со своими культами и обрядами.

В предыдущих статьях мы описывали, как древнее общество духовного типа постепенно деградировало в общество властного типа. Одной из особенностей этого процесса стало обожествление светских правителей. Например, Ахиллес был царем мирмидонцев и одновременно признавался богом. Его основной страстью было достигнуть бессмертия через вечную славу в памяти потомков. Многие правители-герои древнего мира обожествлялись своими народами и получали, таким образом, символическое бессмертие. В процессе дальнейшей деградации общество властного типа переродилось в общество материального типа. Национальные правители-воины в доспехах в процессе буржуазных революций уступили главенство наднациональным ростовщикам в костюмах клерков, которые подмяли под себя экономики стран, коррумпировали правительства и насадили идеологию потребления для увеличения своих ростовщических прибылей. Логично предположить, что новые верховные правители захотят также себя обожествить и получить бессмертие. И это предположение имеет под собой очень серьезные основания.

Боги мировых религий, как правило, непостижимы. Христианам повезло, они знают одну из трех ипостасей Бога – Христа, но две других Ипостаси Троицы остаются непостижимыми. Ислам и Иудаизм исповедуют полностью непостижимого Бога. Буддизм вовсе отрицает наличие оного. Возможно, поэтому мировые банкиры, желающие стать богами, держатся в тени. Ведь личности частных акционеров банков, входящих в состав центральных банков, являются коммерческой тайной. Им сегодня задолжали финансовые средства почти все страны мира астрономические суммы. Многие эксперты заявляют, что эти долги уже невозможно вернуть. Но мировые банкиры в этих условиях не спешат заявлять о своих правах на мировую собственность. Возможно, боятся глобального мирового ростовщического погрома. А, возможно, им сначала нужно помимо экономической и политической получить духовную власть. Нужно чтобы люди добровольно признавали их главенство и относились к ним как к недостижимым и непостижимым божествам. Но недостаточно символического статуса божеств, которое было, например, у античных правителей. Они хотят стать богами на все 100%. Для этого нужно обладать всесилием и бессмертием.

Всесилие владельцев международных банковских сетей базируется на их накопленной столетиями международной финансовой мощи. В мире, где все покупается и все продаётся, они являются высшими правителями. Бессмертие должны обеспечить неограниченно спонсируемые новые технологии: крионика, клонирование, трансплантология, нанороботы (ремонтирующие поврежденные живые клетки) и т.п.

Эти новые боги будут вечно жить на земле в огороженном раю вне доступности для простых смертных людей. Им будут приноситься человеческие жертвоприношения в виде органов на замену. Одним из видов человеческих жертвоприношений будет жесткий контроль рождаемости, а затем и вовсе отмена полового способа зачатия.

Степень общественного осуждения людей, которые исповедуют традиционные религии, перерастет в травлю, физическое уничтожение. Христиане, мусульмане и иудеи будут загнаны в подполье. Среди широких слоев населения усилится культ удовольствия и наслаждения, который будет отправляться дома (телевизор, интернет, холодильник и т.п.) и в общественных храмах (кинотеатры, рестораны, образовательные и медицинские учреждения и т.п.).

Самыми правоверными адептами новой религии будут объявлены люди занятые коммерческой деятельностью. Статус святых получат будущие биллы гейтсы, стивы джобсы и марки цукерберги.

Поскольку технологии бессмертия не могут быть предложены всем людям, уделом простых людей будут массовые технологии продления жизни за счёт достижений медицины и замены органов тела электронными устройствами. Итогом этого процесса станет превращение простого человека в существо, которое будет иметь две составляющие. Первая – животное, стремящееся к удовольствию. Второе – совокупность электронных устройств, подключенных к Интернету. Это существо будет обладать идеальной управляемостью, которая позволит обеспечить необходимый уровень безопасности для богов. Для этого вырабатывается отдельная идеология — трансгуманизм.

Возможно, именно на пике общества материального типа, когда мировые банкиры будут объявлены богами, состоится Второе Пришествие. Первое Пришествие состоялось на пике общества властного типа, когда в Римской империи был обожествлен первый император. Это произошло, когда Христу было 14 лет.

Смелые и не лишенные внутренней логики размышления автора.
Думаю читателю будет интересно.
С сокращением.
***
Человечество успело пройти через много кризисов, и каждый, так или иначе, разрешался, выводя нас, людей, на новый виток развития. Социальная эволюция должна устранить существующие противоречия и по-новому консолидировать человечество, такова ее логика. И наиболее эффективным способом это сделать, является именно новая религия. В данном тексте хочется обозначить контуры и основные идеи этой возможной религии будущего. Автор далек от мысли проповедовать новые идеи – каждый это будет решать сам для себя. Но предположить, а затем сравнить с тем, что в итоге будет, достаточно интересно.
Итак, перед религией будущего стоит целый ряд требований, которым она обязана соответствовать. Во первых, как полноценная религия, она должна обладать идеей верховной сущности, сверх-иерархом, непререкаемым авторитетным источником норм и правил жизни. С этой сверх-сущностью должны связаны космогонические и антропогонические мифы. Которые, в свою очередь, должно быть невозможно опровергнуть с сегодняшнего уровня научно-технического развития.
Во вторых, религия будущего должна быть логически непротиворечивой. Кризис смыслов коснулся в первую очередь интеллектуально развитой, образованной публики. Которую сложно заставить верить в нелогичные утверждения, обилием которых славятся традиционные религии. Ответы на вопросы жизни и смерти должны быть логичны и рациональны, необходимые практики — обоснованы.
В третьих, религия будущего должна быть достаточно убедительной. То есть располагать набором выгод и издержек, наград и наказаний, существенных и актуальных для современного человека. Следование нормам должно подразумевать значимое вознаграждение, а отказ следовать – не менее значимое наказание. Которые, также связаны с идеей Бога, как источника высших смыслов, ценностей и норм.
И в четвертых, новая религия должна быть адекватна современному обществу с основными тенденциями: глобализации, стиранию расовых и иных барьеров, социальной мобильности, ориентации на успех, активному развитию науки и техники и т.п. Может показаться, что подобная система невозможна. Однако, предположить религиозную систему, которая соответствовала бы всем требованиям, вполне реально.
Бог, как всезнающая и всемогущая сущность, сотворившая все и наблюдающая\управляющая жизнью каждого человека остается, меняются только соответствующие мифы. Бог в религии будущего «прячется» в белых пятнах науки: в том, что было до Большого взрыва, в возникновении репликации, самоосознания человека и т.п. Бог, как автор алгоритмов эволюции всего живого – вполне информационная концепция. При этом, Бог будет двигаться вместе с границами познанного. Современная наука выступает в симбиозе с новой религией – она открывает области, где «Бога нет», чтобы религия смогла более четко описать где «Бог есть».
Религия будущего должна быть весьма эгоцентричной (так как современные люди эгоцентричны), основные ее положения должны быть связаны с правилами индивидуальной жизни, с ценностями и практиками, эти ценности подкрепляющими. А так же, с выгодами и ущербом, которые следуют за соблюдение или несоблюдение правил. Новая религия – это своеобразный «просвещенный эгоцентризм», и с современными людьми иначе никак. Люди должны совершать благодеяния и избегать злодеяний потому, что это должно быть выгодно им лично. (Популярные концепции о том, что надо «творить добро» просто так или ради абстрактного блага людей, в наше время видятся чрезмерно наивными). Бог перестает быть жестоким тираном и становится мудрым учителем, пусть и суровым, подчас. И он всегда следит, он всегда на связи в режиме он-лайн.
Где может обретаться Бог, как всесильная и всемогущая сущность, невидимая, неидентифицируемая приборами, но ощутимая? Как он контактирует с людьми? Есть только одно «место», где наличие Бога в наше время не вызовет логичных возражений: человеческое бессознательное. Во первых, бессознательное практически неизучено, это терра инкогнита, о которой существуют только смутные догадки. Известно только то, что можно выделить индивидуальное и коллективное области бессознательного, и есть гипотезы о наличии сложно формулируемых сущностей – прообразов, базовых алгоритмов, культурных кодов, архетипов. Но что там происходит «на самом деле» — тайна. У человека пока что нет ни адекватного языка для описания бессознательного ни инструментария для его исследования. Во вторых, бессознательное, даже по тем обрывочным сведениям которые человечество имеет сегодня, весьма могущественно и способно сильно влиять на нашу жизнь. Из бессознательного растет мотивация, социокультурная реальность, национальная ментальность, явления психосоматики, интуиция, творчество и многое другое.
И в третьих, обычные люди не способны управлять этими силами. Кто способен управлять эффектом плацебо, например? Изменить свое самочувствие одним лишь волевым усилием? Даже рефлексия и то требует огромных усилий и подготовки, управление же силами бессознательного, можно смело отнести к категории чудес, подобных самоисцелению. Бессознательное через индивидуальный аспект управляет нашей частной жизнью, через коллективный – жизнью социальной. Кто управляет бессознательным? Вполне корректное место для Бога в современной картине мира. И вполне весомый повод, чтобы научиться к этому Богу обращаться. Кроме того, человеческой цивилизации эту область надо в принципе начинать познавать, а религия, которая строится вокруг бессознательного, вызовет и массовый интерес к теме и расширение сферы известного, что важно и в общем, цивилизационном контексте. Поэтому, идея бессознательного, как канала коммуникации с Богом или места наличия этого Бога, видится вполне интересной.
Далее, с бессознательным необходимо взаимодействовать, корректное взаимодействие с бессознательным, как со сверх-сущностью, должно давать определенные выгоды, некорректные – вести к наказанию. Здесь уже напрашивается идея обратиться к той области, которая долгое время занималась изучением возможностей бессознательного – к магии. Если отказаться от снобизма, свойственного адептам сайентизма, то магия обладает огромным авторитетом в данном вопросе (как минимум потому, что занимается вопросами бессознательного намного дольше и глубже, чем психология и психоанализ) и имеет немалый набор готовых концепций. Религия будущего должна строиться на магической основе, так как это на сегодняшний день единственная концепция, не ставшая массовой и не успевшая себя массово же дискредитировать или просто наскучить.
Впрочем, речь, конечно же, идет не о магических школах или методах, и тем более не о метании файерболлов на расстояние и прочей ерунде. В магии, наибольший интерес для человека, далекого от магических практик, представляет своеобразная техника безопасности, нормы «корректной», «экологичной» жизни, которые должны строго соблюдаться. Можно сказать, соблюдение этих правил является «правильным» с точки зрения бессознательного, следовательно способно влиять как на повседневную жизнь человека, так и на достижение стратегических целей на разные перспективы. Отказ от соблюдения этих норм, хоть и является делом свободного выбора, но сурово наказывается вплоть до смерти, и даже более того, наказание может осуществляться по ту сторону барьера жизни и смерти.
Правдивость. Требование всегда «отвечать за свои слова». С тем, что пишется, произносится и даже читается, нужно обращаться бережно и внимательно. Не давать пустых обещаний. Отсюда растет и необходимость быть абсолютно честным: обман всегда бьет по самому обманщику. Соврать себе, своему бессознательному невозможно.
Справедливость. Равноценный ресурсообмен – норма экологии жизни. За все приходится платить, и лучше самому совершать справедливую, равноценную сделку, нежели отдавать вопрос «оплаты» бессознательному, которое может «оплатить» непредсказуемо и невыгодно. Несправедливое присвоение, как и необоснованная переплата, так или иначе несут ущерб самому человеку – таковы алгоритмы бессознательного.
Уважительность. Уважение чужой свободы. Каждый человек волен поступать как ему угодно, пока это не касается лично. Никто не вправе лишать другого человека свободы выбирать. Ограничение чужой свободы возможно только в формате справедливой сделки. Формат «око за око» соответствует этому требованию. Всепрощение – опять же дело свободного выбора.
Ответственность. За свою жизнь и жизнь тех, которые попали в орбиту. Все внешние причины сводятся к причинам внутренним, от поиска виновных нужно переходить к поиску внутренней логики, принципов собственного неосознаваемого влияния на происходящее вовне. Без концепции бессознательного, и Бога, влияющего через бессознательное, идея внутреннего локуса контроля (опоры только на собственные силы) выглядит откровенно сомнительной. В контексте значимости бессознательного, внутренний локус контроля становится просто нормой.
Внимательность. Мир сложен и требует внимательного к себе отношения. Через сигналы внешней и внутренней (психики) среды, бессознательное контактирует с человеком и эти сигналы надо учиться видеть. Это также позволяет более эффективно и экологично коммуницировать с другими людьми, взаимодействовать со сложными жизненными ситуациями.
Дисциплинированность. «Посеешь мысль – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь судьбу». Гигиена психики подразумевает избегание «мусорной» информации – эмоционально насыщенных сообщений медиа, непрошенных чужих мнений и прочего информационного мусора. Гигиена психики требует самоконтроля, который в свою очередь достигается постоянной тренировкой собственного волевого ресурса.
Адаптивность. Все меняется, познание бесконечно, главный вопрос нашей жизни — поиск ее смысла для себя, и есть ее смысл. Бессознательное ведет нас к ответу на этот вопрос и обретению себя. Человек, в свою очередь, должен быть достаточно гибок, чтобы своевременно перестраиваться и менять свою стезю, сферу своих интересов, не взирая даже на возможные материальные проблемы. Это также стимулирует и постоянное самообразование и самосовершенствование. Поиск себя — важнее сиюминутного успеха.
Едва ли кто-то скажет, что ответственность, правдивость, честность, справедливость и прочие требования являются чем-то плохим. Этих качеств остро не хватает людям в современном мире. Идея строгого соблюдения этих правил ради качества собственной жизни, способна радикально оздоровить социальную среду и решить массу проблем без насилия над личностью. Конечно, далеко не каждый нормальный человек предпочтет общаться с принципиально честным и правдивым собеседником – это может травмировать. Но именно вокруг этих ценностей может объединиться общество сейчас, как минимум чтобы сохраниться как общество. Нет никаких сомнений, что если религия, основанная на этих принципах станет достаточно массовой, большинство социальных и политических проблем настоящего, перестанут существовать. Адепты этой новой религии будут идеальными исполнителями, поэтому будут востребованы в различных управляющих структурах. Попав туда в достаточном количестве, они изменят сложившиеся порядки и принципы одним лишь фактом своего существования подобно тому, как целый рабочий коллектив способен изменить один принципиальный и достаточно упорный человек.
Из правил выводится целый набор возможных духовных и физических практик и психотехник. Отсюда же возникают концепции греха и благодеяния, награды и наказания. Основной канал коммуникации сознания с бессознательным – совесть. В наше время, считается нормальным совесть игнорировать, не воспринимать как нечто значимое, ставить ниже материального достатка, например. Однако, муки совести – не иллюзия, совесть необходимо слушать. В конечном счете, по-настоящему счастливая жизнь возможна только с «чистой» совестью. Всеобщее стремление к счастью, которое можно наблюдать уже сегодня по обилию публикаций, говорит о том, что такие позитивные стимулы вполне актуальны. Менять себя ради чистой совести и личного счастья- конструктивная и современная идея.
Концепция «грехов» также выводится из правил и их нарушений. Наказания за «грехи» вполне пугающие: психиатрические заболевания и депрессия, утрата здоровья и статуса. Крайний случай наказания – то, что происходит после смерти. Сие тайна великая есмь, но по косвенным признакам (разное поведение разных людей в процессе ухода в мир иной), что-то «там» все-таки может быть. Иначе, почему некоторые так боятся умереть? Искупление грехов также связывается с совестью и бессознательным. С собственной совестью, как голосом Бога, надо договариваться. Как при помощи медитативных техник, так и осуществляя различные деяния в мире, чтобы компенсировать совершенное нарушение правил.
Ну и главное — концепция человека как такового и его эволюционного пути. Это идея «человек — существо которое стремится стать как сам Бог». То есть всезнающим (обладающим знанием как все в мире устроено) и всемогущим (способным всем в мире управлять). И основная задача Человека – искать свой путь познания\управления, и следовать этому пути. Познавать мир и учиться им управлять. Заниматься наукой и инжинирингом во всех областях, к которым есть интерес. Погружаться в себя и пытаться познать себя, не смотря на сложность этого дела. Является ли эта концепция актуальной? Безусловно. Адекватна ли она научно-техническому прогрессу? Да.
Данный текст представляет собой только набросок, автор не ставил целью описать всю возможную религиозную систему будущего. Задача была немного другая: показать, что религия важна, что религия может быть актуальна для современного, интеллектуально развитого и достаточно материалистичного человека. И что новая религия способна сделать и индивидуальную и социальную жизнь человека полнее, конструктивнее, позитивнее. Дать человеческой цивилизации новый импульс к развитию. И устранить возможные противоречия, которые сегодня могут выглядеть достаточно пугающими.
Автор Виктор Тамберг
http://religiopolis.org/publications/10132-novaya-religiya.html

Религии мира: список и обзор самых популярных верований

Религия — это определённое мировоззрение, стремящееся познать высший разум, который является первопричиной всего существующего. Любое верование открывает человеку смысл жизни, его предназначение в мире, помогающее обрести цель, а не безличное животное существование. Различных мировоззрений всегда было и будет много. Благодаря вечному человеческому поиску первопричины образовались религии мира, список которых классифицируется по двум основным критериям:

  • широте территориального распространения (мировые и немировые);
  • количеству божеств в учении (монотеистические и языческие).

Сколько в мире религий?

Основными мировыми религиями признаются христианство, ислам, буддизм, каждая из которых подразделяется на многочисленные крупные и мелкие ответвления и секты. Сложно сказать, сколько в мире религий, верований и убеждений, по причине регулярного создания новых группировок, но по некоторым сведениям, религиозных течений на современном этапе насчитываются тысячи.

Мировые религии называются так потому, что вышли далеко за пределы нации, страны, распространились на огромное число народностей. Немировые исповедуются в пределах меньшего количества людей. В основу монотеистического взгляда положено верование в одного Бога, а языческие предполагают наличие нескольких божеств.

Крупнейшая мировая религия, возникшая 2 000 лет назад в Палестине. Насчитывает около 2,3 миллиарда верующих. В 11-м веке произошло разделение на католицизм и православие, а в 16-м от католицизма отделился ещё и протестантизм. Это три крупные ветви, остальных мелких существует более тысячи.

Основная сущность христианства и его отличительные особенности от других религий состоят в следующем:

  • система ценностей, взглядов, обрядов, которая базируется на Личности Богочеловека Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, Воскресении — и всё это ради спасения человека, возможности его нового рождения, восстановления падшего образа Божия;
  • правильное понимание духовного устроения человека, направленного на борьбу с грехами и постепенное восхождение по ступеням добродетелей с Божией помощью;
  • главное утверждение, что Бог — есть Любовь и только Любовь.

Православие

Православное христианство придерживается традиции веры с апостольских времён. Основы её сформулированы Вселенскими Соборами и догматически закреплены в Символе Веры. Учение базируется на Священном Писании (в основном Новый Завет) и Священном Предании. Богослужения совершаются по четырём кругам, зависящими от главного праздника — Пасхи:

  • Суточный.
  • Седмичный.
  • Подвижный годовой.
  • Неподвижный годовой.

В православии существует семь основных Таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия (Причастие Святых Христовых Тайн).
  • Исповедь.
  • Соборование.
  • Венчание.
  • Священство.

В православном понимание Бог един в трёх лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Владыка мира трактуется не как гневный мститель за проступки людей, но как Любящий Небесный Отец, заботящийся о своём творении и дарующий благодать Святого Духа в Таинствах.

Человек осознаётся образом и подобием Божьим, со свободной волей, но падшим в пучину греха. Желающим восстановить прежнюю святость, избавиться от страстей Господь помогает на этом пути.

Католицизм

Католическое учение — крупное направление в христианстве, распространённое в основном в Европе, Латинской Америке и США. Данное вероучение имеет много общего с православием в понимании Бога и отношений между Господом и человеком, но есть принципиальные и важные отличия:

  • непогрешимость главы церкви Папы Римского;
  • Священное Предание сформировано из 21 Вселенского собора (в православии признаются первые 7);
  • разграничение между духовенством и мирянами: люди в сане наделены Божественной Благодатью, им отводится роль пастухов, а мирянам — стада;
  • учение об индульгенции как о сокровищнице добрых дел, совершённых Христом и Святыми, и Папа, как наместник Спасителя на земле, раздаёт прощение грехов кому желает и кто нуждается в этом;
  • добавление своего понимания в догмат о Святом Духе, исходящем от Отца и Сына;
  • внесение догматов о непорочном зачатии Девы Марии и Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище как о среднем состоянии человеческой души, очищающейся от грехов в результате тяжёлых испытаний.

А также есть отличия в понимании и совершении некоторых Таинств:

Католики

Православные

Миропомазание

происходит по достижении ребёнком 7–8 лет

сразу после Крещения

Соборование

напутствие человека перед смертью

исцеление от телесных и душевных недугов

Причастие

на пресном хлебе (до недавнего времени только духовенство причащалось Телом и Кровью, а миряне — хлебом)

на квасном хлебе (все члены Церкви причащаются Телом и Кровью Христовыми)

Богослужения

До 1962 года служба совершалась на латинском языке, малопонятном для верующих

на церковнославянском языке

Протестантизм

Возник в результате Реформации в Германии и распространился по всей Западной Европе как протест и желание преобразовать христианскую Церковь, избавив от средневековых представлений.

Протестанты соглашаются с христианскими представлениями о Боге как Творце мира, о человеческой греховности, о вечности души и спасении. Разделяют понимание ада и рая, отвергая при этом католическое чистилище.

Отличительные особенности протестантизма от католицизма и православия:

  • сведение к минимуму церковных таинств – до Крещения и Причащения;
  • нет разделения на духовенство и мирян, каждый хорошо подготовленный человек в вопросах Священного Писания может быть для себя и для других священником;
  • богослужение проходит на родном языке, строится на совместной молитве, чтении псалмов, проповедей;
  • нет почитания святых, икон, мощей;
  • не признается монашество и иерархическое устройство церкви;
  • спасение понимается только верой, а добрые дела не помогут оправдаться перед Богом;
  • признание исключительного авторитета Библии, и каждый верующий по своему усмотрению трактует слова Писания, критерием является точка зрения основоположника церковной организации.

Основные направления протестантизма: квакеры, методисты, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны.

Самая молодая мировая монотеистическая религия. Число верующих около 1,5 миллиарда человек. Основателем является пророк Мухаммед. Священная книга — Коран. Для мусульман главное — жить по предписанным правилам:

  • совершать молитву пять раз в день;
  • соблюдать пост рамадан;
  • творить милостыню 2,5 % в год от дохода;
  • совершать паломничество в Мекку (хадж).

Некоторые исследователи добавляют шестую обязанность мусульман — джихад, проявляющуюся в борьбе за веру, рвение, усердие. Выделяется пять видов джихада:

  • внутреннее самосовершенствование на пути к Богу;
  • вооружённая борьба с неверующими;
  • борьба со своими страстями;
  • разделение добра и зла;
  • принятие мер в отношении преступников.

В настоящее время экстремистские группировки используют джихад меча как идеологию, оправдывающую их кровавую деятельность.

Буддизм

Мировая языческая религия, отрицающая наличие Божества. Основана в Индии царевичем Сиддхартхой Гаутамой (Будда). Кратко сводится к учению о четырёх благородных истинах:

  1. Вся человеческая жизнь — страдание.
  2. Желание — причина страдания.
  3. Чтобы победить страдание, нужно избавиться от желания при помощи специфического состояния — нирваны.
  4. Чтобы освободиться от желания, нужно следовать восьми основным правилам.

По учению Будды приобрести спокойное состояние и интуицию, очистить ум помогут:

  • правильное понимание мира как удела страдания и скорби;
  • обретение твёрдого намерения урезать свои пожелания и стремления;
  • контроль речи, которая должна быть доброжелательной;
  • совершение добродетельных поступков;
  • старание не приносить вреда живым существам;
  • изгнание злых мыслей и настрой на добрые;
  • осознание, что плоть человека — это зло;
  • настойчивость и терпеливость в достижении цели.

Основными направлениями буддизма являются хинаяна и махаяна. Наряду с ним в Индии существуют другие религии, распространённые в различной степени: индуизм, ведизм, брахманизм, джайнизм, шиваизм.

Какая религия самая древняя в мире?

Для Древнего мира было характерно многобожие (политеизм). Например, шумерская, древнеегипетская, греческая и римская религии, друидизм, асатру, зороастризм.

Одним из древних монотеистических верований считается иудаизм — национальная религия иудеев, основанная на 10 заповедях, данных Моисею Богом. Главная книга — Ветхий Завет.

Иудаизм имеет несколько ответвлений:

  • литваки;
  • хасидизм;
  • сионизм;
  • ортодоксальный модернизм.

Также имеются различные виды иудаизма: консервативный, реформистский, реконструктивистский, гуманистический и обновленческий.

На сегодняшний день трудно дать однозначный ответ на вопрос «Какая религия самая древняя в мире?», поскольку археологи регулярно находят новые данные для подтверждения возникновения различных мировоззрений. Можно сказать, что верования в сверхъестественное были присущи человечеству во все времена.

Огромное многообразие мировоззрений и философских убеждений с момента возникновения человечества не дает возможности перечислить все религии мира, список которых регулярно пополняется как новыми течениями, так и ответвлениями от уже существующих мировых и остальных верований.

Список разных религий народов Земли

Здравствуйте, дорогие друзья!

В настоящее время в мире существует огромное количество религий, которые дают людям силу и веру в будущее. В сегодняшней статье мне хотелось бы рассказать вам о том, какие бывают веры и религии?

Немало воин и разногласий произошло из-за того, что человек, определившись со своей верой и найдя источник убеждений, перестает с уважением относится к другим точкам зрения и вероисповеданиям. Но есть ли смысл выяснять кто прав или более точен в контексте такого индивидуального подхода к вопросу?

Неважно во что верит человек, главное — это то, что он находит свет и стремится к нему! Живя в гармонии с собой и неся созидательную энергию в массы, люди могут называться людьми. И не имеет значение, какое именно название религии лежит в основе его деяний.

Классификация по типам произошла из-за стремления религиоведения разделять современные и древние тенденции. Сегодня можно выделить религии по нескольким типам: племенные, мировые и национальные.

  • Буддизм
  • Брахманизм
  • Даосизм
  • Джайнизм
  • Индуизм
  • Ислам
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Политеизм

Множество народов мира называли Бога разными именами. И в каждом убеждении всегда лежала своя правда. Для одних Пасхальный кролик мог выступать в роли наивысшей силы бытия и мироздания и при этом другие имели право считать истинными языческие обряды, что иногда противоречили большинству канонам религиозной системы христианства.

Атеизм приобрел права для своего становления относительно недавно. Тотемность и принятие себя, как человека, аналогичным образом заняло место в рамка самовыражения. Если раньше человек находился на Земле, а Боги на небе, то сегодня агностицизм, как вера «между верой», проецирует совершенно иные уставы мышления и понимания мира.

О некоторых из религий мне хотелось бы поговорить более подробно. Вашему вниманию я хочу представить список разных религий народов мира. С одними из них вы конечно же будете знакомы, а вот с некоторыми столкнетесь впервые.

Буддизм

Буддизм — это одна из старейших религий в мире, зародившаяся в Индии. Благодаря своему основателю Сиддхартха Гаутама, знакомого нам, как Великий Будда, люди по всей планете до сих пор стремятся найти утешение в истинном понимании слов «пробужденный» или «просветленный».

Буддистская философия основывается на учениях о «благородных истинах». Их всего четыре. Первая объясняет существование страдания, вторая — рассказывает о его причинах, третья — призывает к освобождению, а четвертая — учит, как прийти к нему.

Догматы буддизма да и само понимание жизни, можно назвать рекой или потоком нематериальных частиц. Именно их сочетание определяет бытие существующего на Земле и во Вселенной.

Законы кармы несут за собой перерождение и поэтому, стоит с почтением относится к тому, какие деяния совершал человек в прошлой жизни. Идеал буддизма можно смело называть нравственным. Его суть облачена в девиз «Не причиняй вред. Никому!».

А главной целью считается достижение состояния Нирваны — то бишь полного покоя и умиротворения.

Брахманизм

Эта религия также уходит корнями в Индию. Она получила развитие благодаря ведизму. О чем она учит? Самое главное — это осознание божественного начала всего насущного и осязаемого, именуемого откровениями о Брахмане.

А также о Атмане — уникальном и личном духе. Знатоки Вед играли бесценную роль в становлении брахманизма, как свободного течения. В религиозной системе изначальная роль отводилась именно им.

Главная идея основывалась на убеждении и пропаганде того, что люди уникальны и найти второго идентичного — невозможно. То бишь с самого детства человеку присуща своя уникальная сила, миссия и задача.

Брахманисты отличались сложными и культовыми обрядами. А ритуалы занимали основную часть их жизни и строго контролировались.

Даосизм

Эта религия открылась массам благодаря Китаю и ее основателю мудрецу Лао-Цзы. Благодаря философии, которая вылилась в труд всей жизни основателя — «Дао дэ цзин», религия посвящена 2 понятиям.

Слово «Дао», которое можно трактовать, как инструмент или метод и буквы «Дэ», что означают благодать, натолкнули мыслителя на глубинное переосмысление модели этого мира.

По его мыслям, можно сделать вывод, что Вселенной управляет еще более мощная сила. Суть ее возникновения полна тайн и загадок и при этом, ее влияние приводит бытие к гармонии.

Главная цель религии — это приближение человека к бессмертию. По мнению приверженцев даоса, именно оно помогает личности раскрыть всю мощь религиозного созерцания нагой красоты мира. А помогают достичь такого состояния вечной жизни дыхательные и гимнастические тренинги, алхимия, гигиена души и тела.

Джайнизм

Джайнизм — это религия, что возникла на полуострове Индостан. Вардахаман — это великий основатель религии. И именно благодаря его виденью, джайнисты убеждены в том, что наш мир никто не создавал. Он существовал вечно и продолжит свой путь не смотря ни на что.

Что главное? Самое ценное и истинное — это стремление к самосовершенствованию собственной души, укрепление ее силы. В учении говорится о том, что именно из-за такого труда над собой, происходит освобождение души от всего мирского.

Также религия не избавлена от веры в переселение душ. Джайны верят в то, что успешность проживания этой жизни напрямую связанна с тем, как ты вел себя в предыдущей.

Стоит упомянуть, что практика аскетизма весьма значительна в понимании религии, как таковой. Окончательная цель индивида — это прервать цикл перерождений. То бишь достичь Нирваны и обрести гармонию. А это может сделать только аскет.

Индуизм

Индуизм — это целая система верований или законов индусов. Она отличается тем, что не несет в себе определенные и устоявшиеся догматы. Характерными чертами или признаками последователей индуизма является авторитарность признания Ведических учений и, следовательно, брахманического устоя мировоззрения.

Хочу заметить, что полноправно имеет право исповедовать индуизм только тот человек, который может похвастаться хоть одним родителем-индийцем.

Главная идея веры, что исповедается — это следование некоторым установкам избавления. Карма, как поступок и сансара, как колесо бытия, должны быть преодолены особью для полного и истинного освобождения.

Ислам

Я не могла не упомянуть об этой мировой религии, зародившейся в Аравии. Пророк Муххамед, выступивший в Мекке, считается ее основателем. По его убеждениям, а также благодаря высказываниям, после его смерти создали труд. В будущем он стал священной книгой ислама и по сей день носит знаменитое название — Коран.

В чем суть? Главное учение гласит следующее: «Нет Бога кроме Аллаха». А ангелы и прочие сущности высших миров не свободны, а в полном подчинении Ему.

Также, мусульмане убеждены, что их религия самая правильная, так как Муххамед — последний пророк, которого Бог послал на Землю. Знания и мудрости предыдущих религий, на взгляд мусульман не достоверны из-за того, что люди многократно переписывали и деформировали священные знания.

Иудаизм

Это наиболее ранняя религия, что возникла в Палестине. Она получила широкое распространение в основном у евреев. Вера в единого Бога, а также бессмертие души и загробную жизнь, тесно связанна с восприятием еврейского народа, как олицетворение Мессии и носителя Божественного откровения.

Священные книги иудаизма включают в себя Тору, огромное количество трудов пророков и толкования, что собраны в Талмуде.

Христианство

Это она из трех самых могущественных религий в мире. Возникшая в Палестине, а после распространившаяся в Римскую империю и во всю Европу. Она завоевала сердца многих верующих людей, живущих на планете Земля.

Вера в то, что Бог послал на Землю своего сына Иисуса Христа, который праведно жил, страдал и умер, как обычный человек, лежит в основе вероисповедания.

Главная книга религии — Библия. В ней проповедуется учение о трех ипостасях единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Особенно христиане относятся к представлению о первом грехе и ко второму пришествию Христа на Землю.

Политеизм

Политеизм — это вера во многих Богов. Это можно назвать некой системой верований, целым мировоззрением или почвой для разногласий. Религия основывается на вере в нескольких божеств, что собраны в пантеон из богинь и конечно же, богов.

Политеизм относится к типу теизма и противостоит монотеизму, то бишь, вере в одного, единого Бога. И при этом, он также расходится с суждениями атеизма, где во всю отрицается существование любых высших сил.

На самом деле, такой термин был введен Филоном Александирийским потому, что появилась необходимость создать некое отличие политеизма от язычества. Так как на то время язычниками называли всех тех, кто не исповедовал иудаизм.

Джедаизм

Скорее философское течение, нежели религия, я не могла об этом не упомянуть! Джедаи верят в Силу, всеобъемлющее энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами, которое окружает и проникает во всё живое, и работают над развитием своих экстрасенсорных способностей, примерно как рыцари джедаи из фильма «Звёздные войны». В джедаизме нет культовых действий и догм, а последователей этого течения уже зарегистрировано около полмиллиона, в особенности в Америке и Великобритании.

А код джедаев гласит следующее:

Нет эмоций — есть покой.
Нет невежества — есть знание.
Нет страсти — есть безмятежность.
Нет хаоса — есть гармония.
Нет смерти — есть Сила.

Так что скорее всего, джедайское направление во многом напоминает буддизм.

В заключение скажу, что на мой взгляд, центральная идея у всех религий одна: существование вышей Силы и тонких, невидимых миров, а также духовное совершенствование человека. Все религии на мой взгляд происходят от древних эзотерических знаний. Так что, будет радостно, когда каждый человек будет верить в то, что ему больше всего по душе, а также предоставит такую же свободу и остальным. Ведь в первую очередь надо оставатья людьми!

Один ли Бог в разных религиях?

Не лги, когда ты говоришь: «Не все ли равно, как веровать?» Тебе далеко не все равно, как ты выглядишь и какого люди о тебе мнения. Почему ты думаешь, что о Боге можно что попало говорить и как попало к Нему относиться? Нет, совсем не так.
протоиерей Валериан Кречетов​
Рассматриваемая нами тема распадается на две, тесно взаимосвязанные.
а) Синкретизм. Тезис: Бог один у всех людей, не важно насколько ты религиозен, так как религии – это человеческие выдумки. Стены религий не доходят до небес. Главное – иметь Бога в душе.
б) Формальная (некритическая) религиозность. Тезис: Я православный (мусульманин…), но считаю, что мы верим в одного Бога. Отличие только в обрядах.
В вопросах богопознания вера предшествует разуму, ибо «верою познаем» (Евр. 11:3). Для любого человека это привычно, изначально большая часть наших знаний основана на доверии тому или иному авторитету. Первый шаг на пути познания Бога – признание верой Его существования (признание того, что Он Творец, а ты – Его творение). Тому, кто поднимется на эту ступень от слепой, мнимой «самодостаточности», Господь открывает дальнейшие глубины богопознания (при условии, что жизнь человека будет богоугодной)»1.
Тем не менее, Бог дал нам разум – познавательную силу души, который святые отцы именуют «оком души». Без содействия Божественной благодати ум не способен к сверхъестественному Богопознанию, но простейшие богословские умозаключения доступны и на начальном уровне познания Бога.
Человечество создало множество разнообразных религиозных систем, уже одно это подтверждает христианский тезис о том, что мы живём в искажённом грехом, отпавшем от Бога мире. Если у каждого из нас есть цель жизни, жизнь имеет смысл и не прекращается на земле, а направлена в вечность, то наличие разных религий говорит о том, что верна лишь одна из них, так как пути спасения человека в них по сути взаимоисключают друг друга.
I. Религиозный синкретизм​
1) Откуда мы можем узнать о Боге? Возможные источники наших представлений
Некоторые представления о Боге мы можем получить из окружающего мира (естественное откровение). Но выводы эти могут быть двояки. Сторонник единобожия увидит в окружающем мире свидетельство величия, мощи, благости Творца. Язычник же скажет, что мир представляет собой лишь арену борьбы богов или безличных стихий.
2) Как же познать истинного Бога?
Упростим задачу и сформулируем вопрос следующим образом: как получить достоверную информацию о каком-либо человеке? Во-первых, на основании каких-то косвенных сведений мы сможем делать предположения о нём, активно используя свою фантазию.
Во-вторых, мы можем пообщаться с теми, кто что-то слышал от других об интересующей нас персоне.
В-третьих, мы можем получить информацию от тех, кто лично знаком с ней.
И самую полную информацию мы сможем получить из совокупности сведений о человеке от других общающихся с ним и хорошо знающих его людей и личного опыта общения с этим человеком.
Аналогичный метод можно использовать и в Богопознании. Мы не можем независимо изучать Бога, истинную информацию о Себе может нам дать только Он Сам в Своём Откровении.
Существует три уровня откровения:
1. Общее Откровение для всех людей через Божиих избранников.
2. Индивидуальное откровение Бога конкретному человеку.
3. Естественное откровение, о котором мы упомянули выше.
Важно учесть, что практически все религии признают существование падших духов (бесов, дэвов, шайтанов), старающихся сбить человека с истинного пути. В Библии по этому поводу сказано: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога…» (1Ин.4:1-3). Поэтому принципиально важно выбрать истинное Божественное Откровение, а не ложный путь.
3) Как сравнивать религии? Классификация религий
Существуют две основные группы религий:
— монотеистические (иудаизм, христианство, ислам) — признают единого Бога, в которых Бог — это личность;
— политеистические (индуизм, буддизм, язычество) — многобожие, обожествление окружающего мира. «Они … поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25), говорит о них Библия.
Любая религия основана на откровении. Имеет смысл вникнуть: кем оно получено и от кого? Монотеистические религии имеют своего основателя. Будда и Мухаммед были и признавали себя обычными людьми, получившими откровения от Бога, Христос – Воплотившимся Богом, Богочеловеком. Последнему можно найти немало подтверждений в Священном Писании. Часто критики христианства старательно переписывают цитаты, где о Богочеловеке Иисусе Христе говорится как о человеке, но при этом не замечают цитат, подтверждающих его Божественное достоинство.
При анализе личности основателя религии полезно также более подробно рассмотреть вопросы: от кого он получил откровение; является ли он примером для подражания;менялось ли его мировоззрение в течение жизни; были ли в его жизни грехи, ошибки; какова была его самооценка; что он оставил и завещал после своей смерти. Например, Мухаммед насильственно получил откровение от некоего духа, образ его далёк от нравственного идеала, его мировоззрение претерпевало изменения, он был выдающимся политиком и военачальником, оставившим после своей смерти мощную империю, но не явил главного – любви и чистоты души.
Если Мухаммед утверждал, что ему являлся некий дух, то важно понять природу этого духа. Что это был за дух, который насильно давал «откровение» отрицающее Божество Христа, несложно догадаться, основываясь на вышеприведённом высказывании Евангелиста Иоанна.
Все три монотеистические религии имеют общий корень – Ветхий Завет. Раввинистический иудаизм не принял Иисуса Христа как Мессию и продолжает ожидать Спасителя, Коран наполнен искажёнными выдержками из Ветхого и Нового Заветов и признаёт Христа лишь как пророка.
4) Каковы представления о Боге в монотеистических религиях?
Представления о Боге в рассматриваемых религиях различается коренным образом. Среди различий важно выделить конкретный и абстрактный монотеизм.
К первому принадлежит христианство, поскольку раскрывает особенность личной Божественной жизни, конкретизирует представления о Боге сверхъестественным учением о Пресвятой Троице (непостижимым для рассудочной логики), Боговоплощении и прочими догматами, указывающими на личный характер Бога, и Его личное отношение к созданному человеку.
Ко второму принадлежат раввинистический иудаизм и ислам. Эти формы монотеизма ограничиваются абстрактным утверждением единобожия. Они не приоткрывают Божественной жизни, закрывают для верующего всякую перспективу Богопознания, оставляют человека один на один с непознаваемым верховным существом.
Почему в христианстве такое сложное представление о Боге как о Святой Троице? Если бы христианское богословие являлось плодом человеческих представлений о Боге, то, несомненно, была бы выбрана более простая и доступная обычному человеку «модель» абстрактного монотеизма. Но Бог Един по существу и троичен в Лицах, Он именно таков, и мы не вправе искажать истину ради простоты. «Да, действительно, мусульманство проще христианства. Но и учебник арифметики для первого класса проще учебника алгебры для одиннадцатого. И классическая механика понятнее, чем механика квантовая с её «принципом неопределённости». Однако, тем не менее, точнее, глубже и полнее описывает мир всё же университетский учебник и квантовая механика»2.
«Сама по себе идея монотеизма еще не является достаточным основанием для признания какой-либо религии истинной. Доктрина единобожия – свидетельство правильного отношения человека к Высшему, но еще не факт двусторонних взаимоотношений с Господом Богом. Важнейшим пунктом в определении истинного Объекта почитания является Его учение о спасении, то есть о способе осуществления духовной двусторонней связи с Ним»3.
Следует добавить, что коранические представления о Боге коренным образом отличаются от библейского откровения. Аллах не является духом, обладает зрением и телесными чувствами; является источником зла; он горд, хитёр; не желает спасения всем людям. «Расхождения между представлением о Боге в христианстве и исламе ряду исламоведов представлялись настолько серьезными, что некоторые западные переводчики Корана считают необходимым ввести различия между понятиями Бог и Аллах. См., например, переводы Р. Белла, Р. Блашера, Л. Ульмана, у нас – И. Ю. Крачковского»4.
5) Цель творения Богом человека. Представления о человеке
Представления о Боге важны для нас не в плане удовлетворения любопытства, а в плане осознания цели собственной жизни. Для чего Бог создал вселенную и человека, насколько нынешнее состояние человечества угодно Ему, в чём смысл нашей жизни, для чего она дарована нам Богом?
Христианство утверждает, что Бог создал человека не по необходимости, а от любви, создал нас для истинного счастья, которое возможно только с Ним. Но грехопадение прародителей исказило человеческую природу, разорвало для человека возможность прямого, непосредственного Богообщения.
Человек болен – утверждает христианство, исцелить его по силам только Богу, так как болезнь вызвана оторванностью от источника жизни – Бога, фундаментальным поражением человеческой природы. Собственными силами человеку это не преодолеть, Что же говорят иные религии? Они предлагают человеку утопичный путь: собственными силами войти в блаженную божественную реальность. Ислам же вообще говорит о предопределении участи человека Аллахом (именно предопределении, а не предвидении, как кажется мусульманам, поверхностно знающим своё вероучение).
«Общее отношение к доктринам других религий определяется тем фактом, что все они в той или иной степени не принимают вести о спасении рода человеческого от проклятия, греха и смерти, совершенном через крестную жертву Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека»5.
6) Пути спасения в разных религиях
Все религии в той или иной степени говорят о несовершенстве человека и необходимости определённых религиозных практик для угождения Богу (богам), избавления от страданий, блаженной вечности. Вопрос в том, насколько фатальным признаёт нынешнее положение человека религия и каковы средства избавления от нынешнего состояния.
Христианство рассматривает отношения Бога и человека как родственные, а не с позиций «большой начальник – подчинённый». Бог – наш Отец, мы Его дети. Первородный грех, совершённый прародителями, привёл к фундаментальному искажению человеческой природы. Исцеление человека стало невозможно его собственными усилиями, так как человек предал себя во власть греха и смерти. Ради нашего спасения Господь из блаженной вечности вошёл в тварную реальность, стал человеком и смиренно принял мученическую смерть. Потенциально Он спас всех людей, основав Церковь и дав средства для исцеления человеческой природы – обожения (святости) – воссоединения с Собой – источником жизни и блага. Таким образом спасение заключается в исцелении человеческой природы, основывается на Боговоплощении и совершается в мистическом Теле (организме) Христовом — Церкви.
Можно привести пример. Человек заболевает смертельной болезнью. Излечение своими силами невозможно. Нужно довериться врачу и сделать спасительную операцию. Человек может заниматься самолечением: делать зарядку, дышать свежим воздухом, читать мантру «я здоров, и у меня всё хорошо», даже звонить по телефону врачу, но это всё лишь может дать иллюзию выздоровления.
Что предлагает ислам? Пять столпов ислама: верить в Аллаха, пять раз в день по часам молиться в определённой позе на арабском языке, совершать материальное пожертвование определённого размера раз в году (закят), поститься один месяц в году в светлое время суток и совершить паломничество раз в жизни. То есть спасение (даже если абстрагироваться от предопределения) сводится к точному исполнению обрядовых предписаний и зависит от самого человека. Мусульмане вообще отрицают повреждение человечества первородным грехом и пребывают в иллюзии собственного здравия.
Далее рассмотрим буддистскую сотериологию. «После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия (курсив наш) и прекратить страдания, достичь нирваны можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие – на благие деяния, третьи – на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»6.
7) Схожесть религиозных практик
В этом вопросе важно различать внешне похожие практики религий и их содержание. На первый взгляд кажется, что практическое делание адептов всех религий аналогично – это самосовершенствование и нравственная, и духовная чистота. Так же внешне похожи и аскетические методы: пост, молитва, бдение. Попробуем вникнуть во внутреннее содержание и цель религиозных практик.
«Между аскетизмом христиан или, скажем, кришнаитов есть принципиальное различие. Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины. Вот об этом нам, увы, доктрина кришнаитов ничего не говорит»7.
«Религия – это органическое целое, а не набор традиций и культовых практик. Существует опасность такого поверхностного прочтения феноменологии религии, которое приводит к отождествлению элементов, присутствующих и функционирующих в разных контекстах. Религии являются живыми организмами, и в каждой из них отдельные составляющие находятся в связи друг с другом. Мы не можем вырывать какие-то элементы из определенной религиозной доктрины и практики и отождествлять их с подобными элементами в других религиях – с целью создания простых и «красивых» теорий»8.
Будем помнить, что кроме Христа «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Жизнью в Церкви Христовой, уподоблением Христу, причастием Ему в Таинстве Евхаристии, молитвой к Нему спасается человек. Сами же аскетические практики – это лишь средство, а не цель всех религий. Главное – понять чего добивается человек с помощью этих практик, это принципиальный вопрос. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:43-45).
8) Священные книги различных религий.
Священное Писание Церкви основано на реальных исторических фактах, не зря существует даже такая научная дисциплина как Библейская археология. Историками зафиксировано множество исполнившихся исторических событий, что лишний раз подтверждает богодухновенность Священного Писания. Оно записано людьми под водительством Духа Святого и безошибочно в вопросе Божественного промысла о человечестве и пути нашего спасения.
В языческих верованиях прослеживается определённая эволюция взглядов, и тот же Коран включает множество заимствований из Библии, даже еврейские слова перешли в текст этой книги, по словам мусульман, написанной на языке «арабском чистом»9.
Книги иных религий мифологичны и философичны, проникнуты ложной духовностью и человеческими измышлениями. Даже если мы возьмём христианские апокрифы (иудейские и раннехристианские подражания Священному Писанию), то и они не выдерживают никакого сравнения с Библией.
9) Новизна христианского вероучения.
Одним из ярких доказательств истинности христианства является история появления его появления и распространения в мире. Христианство возникло после смерти своего Божественного Основателя и развивалось в условиях жестоких гонений. Периоды гонений продолжались в течение первых трёх веков от Р.Х. Тем не менее, за этот период христианство распространялось всё шире.
Бог присутствует везде, но ни одна религия не приблизилась к той степени Богопознания, которая существует в христианской Богооткровенной религии. «…Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…» (1 Кор.1:23) – эти слова апостола Павла являются лучшей иллюстрацией новизны христианского учения. Вот как говорит об этом профессор Осипов А.И.: «Следует подчеркнуть факт логической невыводимости христианских истин из философских и религиозных представлений как иудейских, так и языческих. Догматы христианского вероучения не являются ни результатом логического вывода из предшествующих мировоззренческих установок, ни плодом какой-либо “доработки” соответствующих форм сознания. Ни догмат Троицы, ни догмат Боговоплощения, ни догмат спасения через Крест и страдания, ни тем более положение о соединении во Христе человеческой и Божественной природ, не находят никакого существенного подобия в картинах языческой теогонии и философских спекуляциях»10.
10) Возможность опытной проверки истинности религий.
Любой христианин причастен всем вышеперечисленным видам Божественного Откровения: общему, выраженному через пророков и апостолов в Священном Предании (частью которого является Священное Писание); индивидуальному, выражающемуся от ответа Бога на молитву до прямого Боговидения и Богообщения у святых; естественному, позволяющему видеть в окружающем мире совершенство и красоту Создателя.
Кто из людей смог наибольшим образом приблизится к Богу, каким путём они этого достигли, где почерпнуть их опыт? Одно из основных свойств Божиих – это святость, абсолютная чистота и чуждость греху. Приобщённые Богу, причастные Его жизни люди именуются святыми. Они лучше других познали Творца, очистив своё сердце от всего, что заслоняет от человека Бога. «Евангельская заповедь: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8) – ясно указывает на прямую зависимость способности к боговидению или богопознанию от нравственного состояния человека. Богопознание возможно только при условии нравственной чистоты, т.к. в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1:4). Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «совершенство чистоты есть начало богословия».11
Критерий истинной святости – не просто чудеса, они есть и у адептов нехристианских религий (к слову сказать, истинные чудеса ставят своей целью духовное преображение человека, а не его удивление необычайности присходящего). Сонм святых, уподобившихся Богу, являющих надмирные евангельские, а не просто общечеловеческие добродетели – одно из лучших подтверждением истинности христианской Богооткровенной религии.
Можно выделить следующие практические пути Богопознания в христианстве: исполнение заповедей; молитва; изменение ума, направление его к Богу – покаяние; Таинства Церкви; поучение в Священном Писании и творениях св. отцов; аскетические упражнения, восстанавливающие правильную иерархию ума, воли и чувств; доброделание. Результатом правильной духовной жизни является умножение в человеке любви, происходит уподобление Богу, дарующему возможность непосредственного Богообщения и Боговидения.
11) Высота идеала, который предлагают религии.
«…С чисто формальной точки зрения христианство не содержит в себе никаких положений в учении, которые противоречили бы совести человеческой, или разумному отношению к жизни человеческой, напротив, христианство призывает именно к жизни по совести, более того, возводит нравственное начало в человеке на такой высокий уровень, что даже люди, очень далекие от христианства сознаются в том, что более замечательного образа в истории, более совершенного образа, нежели образ Евангельского Иисуса, не встречали нигде. Это образ совершенного человека. Вот Он какой христианский идеал, вот на Кого мы ориентируемся. Иисус – идеал потрясающий: и любви, и мужества, и заботы о элементарных нуждах»12.
Какая религия может предложить идеал сравнимый со Христом, какая религия ставит любовь высшей целью человеческого развития и утверждает, что «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8)? Ответ очевиден…
II. Формальная (некритическая) религиозность
​ Этот тезис имеет смысл рассмотреть как с точки зрения внутренней миссии (катехизации), так и внешней, как способ помочь иноверцу задуматься об истинности главного вопроса его мировоззрения – истинности представлений о Боге.
Если христианин утверждает, что все религии – это разные пути к одному, то это первый признак того, что ему имеет смысл записаться в воскресную школу на катехизацию. Если об этом говорит иноверец, то такое высказывание является отличным поводом для миссионерской беседы.
Часто христиане утверждают, что исламское вероучение всего лишь не полно, мол, мусульмане поклоняются Богу Отцу и в рамках своего ветхозаветного ренессанса просто ещё не доросли до осознания того, что обещанный Мессия – не Мухаммед, а Христос. Выше мы уже увидели, что Аллаха некорректно отождествлять с Богом Отцом. В этом параграфе нам остаётся лишь вспомнить, что «Слово Божие последовательно утверждает, что без принятия Иисуса Христа как Сына Божия невозможно подлинное богопознание: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2:23), «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ин. 5:23), «никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Сам Господь говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), «видевший Меня видел Отца <…> Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:9,11). По свидетельству преподобного Иустина (Поповича), «связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней»»13.
В чём неполнота нехристианских религий? «Христианство – это единственная в мире религия, основанная Самим Богом. Проблема других религий заключается в том, что тайна Боговоплощения Иисуса Христа ими не осознана. Для мусульман Иисус Христос – пророк, для последователей New Age – человек, ставший Христом, для буддистов – бодхисаттва, но истинного представления об Иисусе Христе ни одна религия, кроме самого христианства, так и не познала. Во Христе человек воссоединился с Богом, этот факт уникален и ни в одной мировой религии не повторен»14.
Тезис о том, что все религии исповедуют одного Бога, имеет следующие внутренние противоречия:

  • Монотеистические религии исповедуют единого Бога, политеистические – многобожие. Единый Творец и Законодатель мира никак не может быть эквивалентен обожествлённым стихиям тварного мира или мифам.
  • Бог-Личность и безличная сила, закон – взаимоисключающие понятия. Так же, как и Всеблагой Бог и бог – творец равно добра и зла.
  • Отношения Бога и человека: сын или раб? Бог Любовь, ради Спасения Своего творения идущий на Крест, совершенно не похож на бога-хитреца, творящего зло наряду с добром и хладнокровно обрекающего на погибель нечестивых или безразличную и безличную силу.
  • Представление о цели создания человека и его несовершенстве несопоставимы в разных религиозных системах.
  • Не только пути спасения человека в разных религиях принципиально различны, но и даже нравственные понятия. Ни одно религиозное учение не достигло вершин нормативной для христианства «Нагорной проповеди».

Бог не может быть источником ложных религий, искажающих Его образ и ведущих людей по ложному духовному пути, значит, истинная религия всё же одна.
11) Два пути сравнения религий с христианством.
Все методы сравнения религий с Богооткровенным христианством можно выразить двумя схемами: насколько та или иная религия приближается к Божественному Откровению и насколько она удалена от него. Таким образом мы имеем два полюса: низший – атеизм как полное отвержение Бога вообще, и высший – христианство как религию непосредственного Богообщения.
В заключение предлагаю вашему вниманию тест: Сравнение религий.
***​ Примечания:
1. Ср. Доказательство существования Бога на примере порядка во вселенной, «Даниловский благовестник».
2. Церковь и современность. Вопросы и ответы, игумен Петр (Мещеринов), Вопрос 23.
3. Сходство религиозной практики, М. Шелудько.
4. Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и ислам, Ю. Максимов. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. ISBN: 978-5-7789-0173-9. Год издания: 2004.
5. О православном взгляде на нехристианские религии Ю. Максимов. Газета «Церковный вестник».
6. Википедия. Статья «Буддизм».
7. Из книги «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни». Протоиерей Максим Козлов. Издание Сретенского монастыря, 2004 г.
8. Отношение Православия к другим религиям. Анастасий (Яннулатос), архиепископ Тиранский и всей Албании

В одного ли Бога верят во всех религиях? (+ВИДЕО)

Эта тема сейчас становится всё более насущной в связи с целым рядом явлений, происходящих в современном мире. Обращает на себя особое внимание то, как идет стирание граней между культурами, национальными особенностями, мировоззрениями, религиями и что совсем, кажется, невероятное – сглаживание различий между полами. (Под полами разумею не те, по которым мы ходим, – а мужской и женский. Как у Гоголя в «Мертвых душах» Чичиков, приближаясь к фигуре Плющкина никак не мог разобрать: «Ай мужик, ай баба».)

Какой-то страшный вирус ворвался в мировую среду и всѐ калечит. Вспоминается библейское древо познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть первым людям, чтобы они не умерли. Многие толкователи считают, что под этим древом подразумевается не что иное, как потеря в сознании человека различия между добром и злом, красотой и безобразием, истиной и ложью – такое смешение, при котором стираются сами эти понятия и становятся неразличимыми для человека, так что, кажется, уже нет ни добра, ни зла. А что же остаётся? Где нет добра – там зло!

Вот такая сегодня тенденция, которая все более овладевает человеческим сознанием, поскольку пропагандируется с большой силой. Целый ряд фактов в настоящее время говорят об этом и являются своего рода предупреждающими знаками того, перед чем мы оказываемся.

Так, в 1986 году Римский папа Иоанн Павел II устраивает в Ассизи (Италия) Всемирную межрелигиозную конференцию под лозунгом «Молитв о мире». Собираются представители десятков религий: и сам папа, и патриарх Константинопольский, и русский митрополит, и архиепископ Кентерберийский, и далай-лама, и шаманы… – настоящий Ноев ковчег Произносят молитвы о мире (но что молятся, не очень-то верится). Правда, пока совершают это раздельно, каждый по-своему. Мне как-то за границей показывали в католическом костёле престол, который буддисты просили чем-то покрыть, чтобы он не мешал совершению ими своего ритуала, и они поставили на нём статую Будды.

Всерелигиозная конференция, Ассизи, 1986 г.

На «Моление о мире» приглашаются и атеисты. Интересно, какому богу они молятся о мире?

Начиная с 1986 года эти межрелигиозные собрания, созываемые для

«молитв о мире», проходят ежегодно. И не просто проходят, а идет постепенный процесс всё большего привыкания к ритуальному совмещению культов разных религий и всё большего равнодушия к вероучительным различиям в них. В 2011 году на эту конференцию «Моление о мире» – религиозную конференцию! – уже приглашаются и атеисты. Интересно, какому богу они молились о мире? Затем начинают проводиться совместные молитвы представителей всех религий – а не так, как начиналось, когда молились все по отдельности.

Еще интересный факт. В 2014 году в Бразилии, в Сан Пауло, состоялось

открытие – инаугурация – «храма Соломона». Это гигантский храм, один из самых больших в мире, и он построен, чтобы представители любых религий могли здесь совершать свои молитвы. Правда, открытие проходило очень интересно: на особых носилках шесть человек в белых одеждах торжественно несли – угадайте что? Не угадаете. В «храме всех религий» несли «ковчег завета» — знак иудейской религии. Как возможно сочетание первой заповеди закона Моисеева: «Господь Бог твой – Господь един», и возможность совершать в этом храме молитвы богам иным, против которых всегда так ревностно боролся иудаизм – остаётся загадкой для непросвещённого человека. Но факт очевидный – все религии без какого-либо отказа от своих догм могут здесь слиться воедино.

Храм был полон, на «инаугурации» были представители не знаю скольких религий, присутствовали все крупнейшие деятели Бразилии, и не только этой страны, но даже и других стран, были крупнейшие бизнесмены, культурная элита. Кстати, сама президент Бразилии также присутствовала на открытии этого храма. Это 2014 год.

Оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: Любовь. А что еще нужно?!

Год 2015-й. Папа Франциск издаёт книгу, в которой собрано порядка 300 вопросов. На презентации этой книги или в связи с ней был показан очень любопытный ролик. Христианин, буддист, мусульманин, иудей – четыре человека, и каждому из них задаётся один и тот же вопрос: «В кого вы верите?» Христианин отвечает: «во Христа»; иудей: «в Ягве»; буддист: «в Будду»; мусульманин: «в Аллаха». Всѐ понятно. Следующий вопрос к каждому: «Является ли почитаемый вами бог любовью?» Все отвечают: «Да, конечно». И – заключительная картина: все четверо соединяют свои руки – полное единство. Замечательно, не правда ли? Вот это уже, похоже, начало финала: оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: любовь. А разве есть что-то более высокое, и, следовательно, разве могут быть какие-то догмы препятствием к признанию, что все религии едины по существу, покланяются одному Богу, хотя бы и по разному Ему верили?!

Этот ролик очень симптоматичен и говорит о многом: идет процесс создания того, о чем замечательный современный христианский подвижник Америки иеромонах Серафим (Роуз) писал в своей книге «Православие и религия будущего». Речь в ней шла о слиянии религий в одно вероучительно-бесформенное явление.

Что христианству принесёт такое слияние? Ведь, оно исповедает совершенно несовместимые с другими религиями истины. Где найдется учение о единосущной и нераздельной Троице Боге: Отце, Сыне и Святом Духе; о Боговоплощении второй Ипостаси – Логоса; о Спасителе, ради спасения человечества добровольно принявшего крестную смерть; о спасении как святости, а не как избавлении от всех земных бед и др.? Нет в этой искусственной единой религии места ничему тому, что составляет саму сущность христианства! Замечательно сказал об этом апостол Павел: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов – безумие» (1Кор.1, 23). Христианство полностью исключается из этой единой религии, на создание которой направлены теперь мощные силы, одной из которых оказывается Ватикан.

Великая Пятница. Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Бог один, конечно; но представления о Боге разные, и эти представления можно исказить так, что поклоняться уже не Богу, а бесам

Идея создания одной всеобщей религии на основе веры в единого Бога уничтожает христианство, которое невозможно без исповедания Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Ибо эта единая религия будущего в принципе отвергает значимость для нее безусловных истин веры и жизни, кроме самых общих, за которыми могут стоять какие угодно верования, в том числе и взаимоисключающие. В библейской книге «Второзаконие» пророк обличает евреев: «Вы поклонялись бесам, а не Богу». Апостол Павел говорит: «Я не хочу, чтобы вы поклонялись бесам». Оказывается, можно понятие о Боге довести, а точнее – низвести до такого уровня, когда вместо Бога будет поклонение дьяволу. Сравните с Христом какую-нибудь многорукую богиню Кали, богиню разрушения мира, увешенную черепами человеческими…

Идея единого Бога во всех религиях является пустой абстракцией. Поскольку для каждой религии Богом является не Сам Бог, Который есть невыразимый Дух, но тот Его образ, который в ней существует. Так, даже христианство называет Иисуса Христа Сына Божия образом Бога невидимого (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), образом Божиим (Флп. 2,6), сиянием славы и образом ипостаси Отца (Евр. 1,3).

На образ своего Бога ориентирован и верующий. Каковы свойства его Бога, таким должен быть и человек. И в каждой религии формируется свой менталитет, особый духовный строй и характер духовной и нравственной жизни верующего. Поэтому восклицал апостол Павел, что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? (2 Кор. 6: 14,15).