Борисовский тихвинский женский монастырь

С Богом в контакте. О жизни монастыря в Борисовке можно узнать в соцсети

Корреспондент «АиФ-Белгород» впервые познакомилась с этой обителью в одном из молодежных пабликов Белгорода, увидев ссылку на страницу Борисовского Тихвинского женского монастыря, которую ведут сами монахини.

«Для всех неравнодушных»

«Приглашаем всех неравнодушных людей в группу монастыря, – так начинается эта интернет-страница. – Здесь мы будем помещать ежедневные репортажи о том, что происходит в древней обители, как новые тихвинские сестры справляются со своим немалым хозяйством и как Господь отвечает на их молитвы».

А дальше идут коротенькие рассказы и фотографии из монашеской жизни – о послушаниях, о быте и молитве сестер, о том, как благодаря пожертвованию белгородской семьи в обители появились колокола. Раньше батюшка созывал всех на молитву, ударяя в пустые газовые баллоны, подвешенные возле храма. «Богородица Сама здесь все устраивает после долгого забвения — и слава Богу», – пишут монахини.

Фото: Коллаж АиФ

Ехать до Борисовки из Белгорода – около часа, меньше 50 километров. Поднимаемся на монастырскую гору – и вот она, обитель. Красочные растяжки на стенах кирпичных корпусов: «Тихвинскому монастырю 300 лет», «Возродим родную обитель». В начала 18-го века на этом месте впервые зазвучала монашеская молитва.

Монастырские стены Фото: АиФ / Татьяна Черных

– Пока у нас приход, община, – рассказывает нам после службы игумен Иннокентий. – Но мы обязательно отстроим и монастырский храм, проведет работы, чтобы найти фундамент того Тихвинского собора, который был здесь когда-то.

Служба, панихида, молебен – все идет неспешно, по-монастырски. Оглядываю храм – по стенам много больших икон, большей частью старинных; сестры говорят, их стали приносить в обитель жители Борисовки, сохранившие святыни со времен закрытия монастыря. Стены еще не покрашены, кое-где облупилась штукатурка, но уже проведены трубы и батареи: до наступления холодов у общины одна из главных задач – сделать отопление.

Тихвинский женский монастырь основали на пожертвование графа Шереметьева, владельца Борисовской слободы. По преданию, во время Полтавского сражения Бориса Петровича Шереметьева спасло от неминуемой гибели заступничество Божьей Матери, чей Тихвинский образок он носил на груди. Осколок снаряда пробил латы, но граф чудом уцелел. Шереметев и его потомки заботились о монастыре, регулярно выделяя на содержание солидные суммы. Потом 20-е годы 20-го века, закрытие монастыря, запустение. Его новейшая история началась всего четыре месяца назад, 23 июня 2014 года – именно в этот день из Рязанской области в Борисовку приехали сестры и отец Иннокентий.

В монастырском храме Фото: АиФ / Татьяна Черных

Тогда, по словам сестер, ни к одной двери, ни к одному строению было не подойти – все заросло бурьяном в человеческий рост. За три месяца всю территорию обители полностью расчистили, и теперь по дорожкам можно пройти и к корпусам, и к хозяйственным постройкам. Батюшка показывает нам хозяйство: здесь восемь коз, корова, и есть помещения для кур и кроликов. Двух коз, породистых, молочных, сестры привезли с собой из Рязани, а остальных, как и корову, передали монахиням добрые люди. Много и других приношений – продукты, вещи – все несут борисовцы в обитель, помогая сестрам обосновываться на новом месте.

Фото: Коллаж АиФ

Условия были не из легких: ни воды, ни канализации, ни посуды, ни нормальных помещений. Сейчас постепенно обустроились, провели воду, электричество – в этом очень помогли городские власти, мэр Борисовки Алексей Хуторнов.

– Мы сюда сначала и не собирались, – признается старшая монахиня, матушка Иова – именно она, кстати, как старшая, и ведет монастырскую страницу в соцсети, в трапезной у нее для этого есть свой рабочий уголок, где стоит ноутбук.

– Так получилось, что мы, монахини, в Рязани все оказались вне стен монастыря, по разным причинам – кто-то вышел из обители досматривать престарелых родителей, кто-то был подстрижен, живя в миру. Да и обители сейчас более охотно берут молодых, здоровых, а самой младшей нашей сестре 55 лет. Но все происходит по воле Божией и по молитвам нашего настоятеля – без него мы бы ничего не смогли сделать. Прибыли с ним сюда – и сразу поняли: здесь мы дома.

В Белгородскую области приехали первые семь сестер, а всего в рязанской общине – 16 человек, и остальные сестры, самые пожилые, тоже приедут, когда более-менее наладится быт.

– Сейчас первая наша задача – сделать для матушек нормальные бытовые условия, чтобы у каждой была своя келлия, где можно было бы спокойно жить и молиться, – говорит отец Иннокентий.

Святое место

Кроме домового храма, осталось еще две монастырских постройки – из более чем 40 корпусов, которые были здесь до закрытия обители. Но есть здесь остаток древней стены монастыря, вдоль которой проложена дорожка.

– Как в Дивееве есть Канавка Пресвятой Богородицы, так у нас тут эта дорожка – можно ходить по ней и молиться, – говорит матушка Иова.

Часть старинной стены и тропинка Фото: АиФ / Татьяна Черных

Спрашиваю ее о прочитанном в Интернете – о якобы недовольстве обителью со стороны соседнего заповедника, на территории которого также остались монастырские корпуса, — мол, ученые опасаются, что монахини их отберут.

– Нет, мы с заповедником соседствуем мирно. Нам бы с тем, что есть, справиться, – работы и так край непочатый! – говорит матушка Иова. – Мы не претендуем даже на святыню монастыря, чудотворную Тихвинскую икону Божией матери – ее сохранили в Михайловском храме Борисовки. Пусть люди молятся там, как привыкли.

Храм этот, кстати, хорошо виден с монастырского холма – отсюда вообще открывается чудесный вид на окрестности. Батюшка показывает нам на косогор, говорит – вот прекрасное место, чтобы выращивать виноград, ведь в Борисовке особый, более мягкий климат, не зря эти края именуют «Белгородской Швейцарией».

Вид с монастырского холма на Борисовку Фото: АиФ / Татьяна Черных

После службы в трапезной встречаем нескольких подростков – они помогают матушкам накрывать на стол, затем вместе со всеми обедают. Спрашиваю, кто они, откуда – говорят, приехали к батюшке из окрестных сел.

– Это дети, в основном, из неблагополучных семей, – поясняет позже отец Иннокентий. – Мы о них заботимся, как можем, и они нам помогают. И как бы ни сложилась в дальнейшем их жизнь, уверен – ни у кого из них не поднимется рука что-то украсть или кому-то навредить. Знаете, как говорят – нельзя обмануть землю и детей.

Здесь и дальше намерены вести и развивать социальную деятельность: открыть воскресную школу, православный кинолекторий. Как знать, может быть, в будущем возродятся и монастырские промыслы, иконопись – ведь борисовское иконописное письмо когда-то славилось на всю Россию!

Местные инокини

Спрашиваю – почему же местные жители сами не начали возрождать обитель? Батюшка адресует мой вопрос к двум сестрам, совсем недавно принявшим постриг с именами Ольга и Мария – обе они из Борисовки,

– Когда тут рядом поставили крест, еще в 1999 году, в память об обители, мы сюда часто приходили, молились, и все с горечью смотрели на это запустение, – говорит инокиня Мария. Она, кстати, много лет проработала в районной администрации, в конце 90-х воцерковилась, а когда вышла не пенсию, Бог привел ее в обитель. – Сейчас я прихожу к себе домой, смотрю – дети выросли, у всех своя жизнь, все, слава Богу, благополучно, и хочется поскорее обратно в монастырь.

Мы уже собираемся уезжать, когда матушка Иова говорит, что скоро в обитель приедет Владыка Софроний.

– Он у нас часто бывает, во все наши дела вникает, – замечает она. И правда, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний приезжает и сразу идет осматривать храм, хозяйство. Хвалит корову – ее недавно привезли из Курской области и пока еще не выпускали из хлева.

– Главной особенностью этого монастыря будет не его хозяйство, хотя, возможно, когда-нибудь здесь будет создан паломнический центр, – говорит Владыка Софроний. – На Белгородчине много православных людей, которые могут помочь обители. Главное, что здесь возродилась монашеская жизнь, началась непрестанная молитва.

Спрашиваю Владыку, как он относится к тому, что о монастыре можно прочитать в Интернете – ведь монашеская жизнь для мирян закрыта.

– А вы заметили, как много молодежи заходят на эту страницу? – замечает Владыка Софроний. – И это очень хорошо, я считаю, это притягивает молодежь, многое объясняет в православной жизни, вот так, через доступные ресурсы – получается тоже своего рода проповедь. Об этом монастыре пока еще мало знают даже у нас в области – а надо, чтобы знали, что возрождено такое святое место, знали, какие люди прилагают для этого усилия.

Возле храма Фото: АиФ / Татьяна Черных

Люди действительно замечательные, – все вспоминаю спокойные светлые лица пожилых монахинь, мудрый, с прищуром, взгляд отца Иннокентия, лица прихожан-борисовцев, детей, которых привели к причастию, подростков, приехавших «до батюшки» , и то, как отдыхала на солнышке матушка Иова после службы, и как читала сестра неусыпаемую Псалтирь – главное дело возрожденной обители, непрестанная молитва ко Господу.

Фото: АиФ / Татьяна Черных

Историческая справка

Возвращаясь после победы из-под Полтавы в 1709 году, Петр I заехал к своему соратнику и другу, фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву в имение Борисовка и прогостил там шесть недель. Здесь-то Шереметев и поведал государю свое сердечное желание построить женскую обитель. Легенда гласит, что Петр I сам выбрал место для будущего монастыря. Обозревая окрестности, он обратил внимание на гору над рекой Ворсклой, приказал изготовить большой деревянный крест и собственноручно водрузил его на вершине, назначая тем самым место для построения будущего Преображенского храма. Главная же церковь, уже по воле графа Шереметева, была устроена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а монастырь получил наименование Богородицко-Тихвинского. Фельдмаршал подарил в обитель «знаменосную» Тихвинскую икону, ту самую, что сопровождала его в Полтавском сражении. К 1713 году для монахинь были выстроены и церковь, и колоколенка, и погреба, и «светлицы», разбиты монастырские сады с яблоневыми, грушевыми, сливовыми деревьями.

Но самое необычное случилось в 1714 году. 1 января был утвержден устав монастыря, составленный самим Шереметевым. Назывался он «Завет или артикул, как содержать новопостроенную обитель». Редчайший случай в истории: устав монастыря составляет не монах, не старец-аскет, не митрополит, а полководец.

Фото: Коллаж АиФ

С основанием женской обители Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, а потом и других художников для иконописных работ. Дело это в Борисовке привилось и настолько окрепло, что уже в начале XIX столетия о борисовских иконах знала вся страна. Сестры занимались иконописью, дощечным, киотным, позолотным и «иконообдельческим» ремеслом, то есть украшали иконы золотой и серебряной фольгой. К началу XX века иконы в Борисовке писало 442 человека.

Паломники получали от Тихвинской иконы множество исцелений, зафиксированных монастырскими документами. Вот некоторые из них. В 1801 году одного тяжелобольного человека везли в Киев. По дороге путники остановились в Борисовке для ночлега. Отец и мать больного, сопровождавшие его в поездке, в ту же ночь увидели один и тот же сон. Им явилась Дева необыкновенной красоты и величия и сказала: «Куда вы везете больного? В Киеве у Меня богатый дом, и многие посещают его, а здесь у Меня убогий дом, и редко кто посещает его». Проснувшись, они рассказали друг другу, что им снилось, и оказалось, что сны их одинаковы. Они стали расспрашивать хозяина дома, нет ли где поблизости какой-нибудь святыни. Хозяин указал им на женский монастырь, где находилась чудотворная Тихвинская икона. Родители больного решили отвезти его в обитель. В монастырской церкви по их просьбе был отслужен молебен, и затем расслабленный приложился к чудотворному образу. Тотчас же больной почувствовал, что силы его укрепляются. Из храма он вышел уже без посторонней помощи, совершенно здоровым. В 1842 году при Тихвинской иконе в Борисовской обители исцелился сын купца из города Корочи. 10-летний мальчик не мог ходить. Услышав о чудесах, совершающихся у Тихвинского образа, родители решили отвезти своего сына в Борисовский монастырь. Едва они дали обет сделать это, как сын их тотчас исцелился.

В 1923 году Борисовский монастырь упразднили, а в келейных корпусах разместился детдом. Монахинь разогнали, храмы закрыли. 11 декабря 1999 года Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил на месте обители поклонный крест и камень. К этому памятному месту ежегодно 9 июля совершается крестный ход в престольный праздник поселка Борисовка — день прославления чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

Женский монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери в пос. Борисовка
Епархиальный женский монастырь

Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. И благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством: находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.
Возвращаясь после победы из-под Полтавы, Петр I заехал к своему соратнику и другу в имение Борисовка в Курской губернии и прогостил там шесть недель. Здесь Шереметев и поведал государю свое сердечное желание построить женскую обитель. Легенда гласит, что Петр I сам выбрал место для будущего монастыря. Обозревая окрестности, он обратил внимание на гору над речкой Ворсклой, приказал изготовить большой деревянный крест и собственноручно водрузил его на вершине, назначая тем самым место для построения будущего Преображенского храма. Главная же церковь, уже по воле графа Шереметева, была устроена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а монастырь получил наименование Богородицко-Тихвинского. Фельдмаршал подарил в обитель «знаменосную» Тихвинскую икону, ту самую, что сопровождала его в Полтавском сражении. К 1713 году для монахинь были выстроены и церковь, и колоколенка, и погреба, и «светлицы», разбиты монастырские сады с яблоневыми, грушевыми, сливовыми деревьями.
Но самое необычное случилось в 1714 году. 1 января был утвержден устав монастыря, составленный самим Шереметевым. Назывался он «Завет или артикул, как содержать новопостроенную обитель». Редчайший случай в истории: устав монастыря составляет не монах, не старец-аскет, не митрополит, а полководец, фельдмаршал, дипломат, ближайший помощник императора Петра. Ведь составитель устава должен был во всех подробностях знать повседневный быт и нужды монахинь, чтобы правила помогали, а не препятствовали основной цели иноческой жизни – молитве, внутренней тишине.
Согласно этому «Завету», в хозяйстве были и шафер (то есть шапор – завхоз), и «воротник», и водовоз, и пастух… Ежегодно на нужды инокинь Шереметев выделял денежное жалование: по 2 рубля в год каждой (учтем, что, например, огромная свиная туша стоила тогда 50 коп., баран – 24 коп.). При этом хранить и готовить еду в келиях запрещалось, зато на общей трапезе на столе была и рыба, и сыр, и даже пиво, которое Шереметев распорядился «давать по порции». В постные же дни пища предполагалась самая простая – каши да щи.
С основанием женской обители Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, а потом и других художников для иконописных работ в возводимых монастырских церквах и обучения монахинь и местных жителей основам иконописания. В 1902 году при содействии председателя Комитета попечительства о русской иконописи, потомка легендарного фельдмаршала графа С.М. Шереметева, в Борисовке состоялось открытие Учебной иконописной мастерской. Четырехлетнее обучение было бесплатным.
Борисовский монастырь был посвящен чудотворной Тихвинской иконе. Подаренный Шереметевым образ – копия «знаменосной» иконы – хранился в Тихвинской церкви «подле иконостаса по правую сторону» в киоте «при двух столбах». «На которой иконе риза и венец с одною короною серебряною кованою вызолочены, каменьями яхонтовыми, изумрудами и простыми хрустальными осыпаны, занавес штофный по белому полю золотой цвет с разным цветом». Паломники получали от иконы множество исцелений, зафиксированных монастырскими документами.
Как только была основана Борисовская обитель, несколько разбойников из соседней слободы возымели злое намерение сжечь ее. Выбрав наиболее удобное время – глухую полночь, они прокрались к монастырю и собирались поджечь его с двух сторон. Царица Небесная, однако, не допустила совершиться этому святотатству. Когда злоумышленники подошли к стене монастыря, то увидели на ней величественного вида Женщину в белой одежде, грозившую им. Видение навело на них страх, и они поспешили удалиться от обители, поняв, что Сама Царица Небесная явилась им, чтобы удержать от злого умысла. Мучимые укорами совести, разбойники сами рассказали монахиням о святотатственном намерении и о том, как Пресвятая Богородица не допустила их привести это намерение в исполнение.
В 1923 году Борисовский монастырь упразднили, а в келейных корпусах разместился детдом «Новый свет имени Карла Либкнехта». Монахинь разогнали, храмы закрыли. Сейчас от монастырских построек сохранилось лишь несколько зданий, принадлежащих школе-интернату. В Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи некоторых сестер. А в Архангельском храме поселка Борисовка находится Тихвинская икона Божией Матери, по преданию – та самая икона, перед которой совершались многочисленные исцеления.
В 2014 году в монастыре возобновилась монашеская жизнь. Сестры восстанавливают монастырь из руин. Обустроен храм великомученика Пантелеимона, обустроены кельи, трапезная, отремонтирована просфорня, действует, как в былые времена, иконописная мастерская, работает котельная, строится Преображенская часовня.
16 апреля 2016 года по решению Священного Синода обители возвращен ее утраченный статус епархиального монастыря, а старшая сестра назначена на должность игумении.

слобода Борисовка

Первая летописная дата, связанная с Тихвином – 1383 год – относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».
Первая церковь была устроена по повелению великого князя: «Некие благоговейные мужи по повелению христолюбивых людей совершили путешествие в Великий Новгород и возвестили о явлении чудной иконы Богоматери и чудесах преосвященному архиепископу и начальникам города Архиепископ, услышав это, духовной радостью наполнился, удивляясь Божиему человеколюбию, милости Пресвятой Богородицы и преславным чудесам от иконы. Воздав великое благодарение, архиепископ своим посланием в царствующий город Москву известил обо всем самодержца, от которого получил письменное повеление о церковном устроении Дома Богоматери и собрании церковного причта. И по повелению великого князя архиепископ совершил поставление и благословил священников и диаконов церкви, и отпустил их вместе с пришедшими мужами».
В конце XV – первой половине XVI в. почитание богородичных икон понималось в Европе как начало, объединяющее христианский мир. В это время обратил свое внимание на Тихвин Василий III. Извод Тихвинской Богоматери был известен в Москве и ранее. Например, среди икон-пядниц в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находилась дошедшая до нашего времени икона Тихвинской Богоматери московского письма I половины XV в. Но широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается именно с Василия III.
Развернувшаяся пропаганда иконы Тихвинской Богоматери, полностью находилась в русле общей тенденции – объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Так чудеса Тихвинской иконы, имевшие сугубо местный характер, получили известность в средне-русских княжествах. «Закономерное продолжение и развитие эта деятельность нашла в усилиях великокняжеской власти и митрополии по выявлению и систематизации периферийных святынь, а также распространению их почитания, в том числе путем создания списков с прославленных икон».
Процесс становления общероссийского почитания иконы Тихвинской Богоматери шел несколькими путями: 1) появление многочисленных списков, в том числе уменьшенных, с чудотворной иконы, находящейся на Тихвине. 2) написание богородичных икон, «Тихвинских» по названию, но по облику отличающихся от прототипа. Например, икона из Тихвинской церкви г. Дмитрова — создана во втором десятилетии XVI в.; несмотря на надпись «Тихвинская», относится к другому варианту Одигитрии (этот путь будет недолгим – скоро иконография Тихвинской святыни будет известна любому иконописцу); 3) называние «Тихвинскими» икон, похожих по облику. Так в г. Мологе, в Афанасьевском женском монастыре была знаменитая икона Тихвинской Божией Матери, известная нам по летописям с 1370 года, то есть за 13 лет до того, как будущая Тихвинская покинула Византию.
Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии.
«В лето 7035 (1526) года, месяца декабря, в 25 день приходит к чудотворной иконе на Тихвину Самодержец и Великий Князь Василий Иванович и на моление колени свои преклоняет и, с умилением молитвы и моления и обеты свои воздав Богородице, и, икону любезно поцеловав, опять возвратился на свой державный царский престол». Пробыл Василий III на Тихвине «3 дня и три ночи». Молился Василий уже в новом каменном храме, построенном по его велению и освященном 12 августа 1515 года в честь Успения Богородицы.
Василия III сопровождал Макарий, только что поставленный на новгородскую кафедру архиепископом, до него новгородская архиепископия некоторое время «вдовствовала».
Макарий же сопровождал во время поездки в Тихвин и сына Василия III, родившегося спустя два года после моления Василия о чадородии перед тихвинской иконой, – Ивана IV.
Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной.
Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В полном соответствии с теорией «Москва – третий Рим».
«Сей Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич также великую веру стяжал к Богородице, как и боголюбивый отец его Великий Князь Василий. Более того, и обоюдную любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая.
Хотя и далече расстоянием от царствующего града Москвы до Тихвина, но от веры великой местонахождение близким ему показалось.
Многим желанием и теплою верою влекомый лета 7055 (1547)-го года месяца января, в 1 день, приходит Царь к чудотворной иконе Пречистой Богородицы и на колено преклоняется, с умилением молитвы и обеты свои Богородице воздав, икону любезно целует. И увидел Царь такое Божественное дарование — икону Пречистой Богородицы, Божией благодатью неизреченные многие чудеса творящую, исцеления подающую, и премного благодарив, опять в царствующий славный град Москву возвратился».
В Тихвине Иван Васильевич мог получить благословение не только от Богоматери, но и от святителя Николая, посетив место явления Богородицы и св. Николая Юрышу. На великое княжение Иван Васильевич был «поставлен» 6 декабря 1533 г., на Николу Зимнего и мог считать, что Николай Мирликийкий благословил его на княжение.
Иван Васильевич молился перед чудотворной иконой 1 января, в день святого Василия. Это стало одним из иконных сюжетов – «Моление об отце».
С венчанием Ивана IV на царство связана сохранившаяся в Благовещенском соборе Московского Кремля рама с изображением истории Тихвинской иконы Богоматери. «Главным смысловым и композиционным узлом произведения являлся (не сохранившийся) средник и расположенная на раме под ним сцена. Василий III и Иван IV с митрополитом Макарием и «народом» предстают молении к иконе Богоматери Тихвинской. Темой поклонения святыне и ее покровительство московским государям и всему Русскому государству был продиктован выбор уникальной схемы расположения клейм.
История иконы начинается в нижней части иконы, слева от изображения молящихся, составляет обрамление основы композиции по сторонам и вверху и заканчивается внизу, справа от молящихся. Историю иконы можно рассматривать как предуготовление к покровительству Московского царства, а в сцене моления всего народа Тихвинской Богородице запечатлена твердая вера в ее неизменное заступничество. Стиль иконы наравне с содержанием позволяет датировать данную раму 1547 г.»
Ко времени поездки в Тихвин Макарий уже 5 лет был московским митрополитом и имел значительное влияние на Ивана IV. По-видимому особое отношение Ивана IV к Тихвинской иконе складывалось не без его участия. С.Ф.Платонов пишет о тех годах: «в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних свих прародителей чинов – и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561)».
Перед этим событием Грозный опять обращается к Тихвину.
«Изволением Всемогущего Всесильного и Преблагого Бога и милостью Преславной и Преблагословепной Пречистой Царицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами всех святых их угодников самодержцу Русской земли, славянских стран и всей северной страны обладателю, державшему тогда скипетр, благоверному благочестивому и христолюбивому царю и государю, предивному и достохвальному в победах, великому князю Ивану Васильевичу всея Руси вложил Господь Бог благую мысль, и осветил благой свет разума его сердце — помыслил он создать обитель Пречистой Богородицы на Тихвине, куда многочудесная икона Ее, именуемая Одигитрия, Божиими неизреченными судьбами и Того всесильным промыслом непостижимо по воздуху пришла и светозарно от вышних премирно воссияла, явившись на месте том в 1383-м году. От явления же иконы Пресвятой Богородицы до времени, о котором идет речь, прошло 177 лет.
Благочестивый царь посовещался о своем благом решении с Макарием, митрополитом Московским и всея Руси, и с архиепископом Великого Новгорода и Пскова Пименом, и с другими архиепископами и епископами, со всем собором священников, и со своими братьями, и с боярами. И дал царь повеление и прошение преосвященному митрополиту Макарию, чтобы он с собором иерархов молил Господа Бога и Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и всех святых, и освятил воду, и благословил основание обители.
Сам же царь и великий князь с епископом Сарским и Полонским, с архимандритами и игуменами к тому соборному молебну принесли в большую соборную церковь с почестями и великим благоговением образ Пречистой Богородицы Одигитрии, который был написан с чудотворного образа тихвинского, и образ Николая Чудотворца, написанный t древнего тихвинского же образа Николая. Преосвященный митрополит
Макарий с архиепископами и епископами, со всем собором священников в царствующем славном городе Москве, в святой великой церкви Пречистой Богородицы, честного Ее Успения, совершил соборный молебен с колокольным звоном и освятил благоговейно воду, также соборно отслужил божественную литургию. Так святитель царское повеление с великим усердием исполнил.
Царь же и великий князь Иоанн Васильевич с царицей и великой княгиней Анастасией и с обоими сыновьями, с царевичами Иоанном и Феодором, и вес высшие сановники, также и множество народа на том священном соборном молебне все вместе с великой верой и радостью воздали Господу Богу и Его Матери, и великим чудотворцам молитву о том, чтобы преблагой Бог этот благой помысел претворил в дело».
В 1560-м году за один строительный сезон Федор Дмитриевич Сырков, сын строителя собора, возводит три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, «дома Богоматери», на другом берегу реки, ниже по течению, Введенский девичий и в трех верстах Николо-Беседный.
«Благочестивый же царь, получив желаемое, возблагодарил Господа Бога и Пречистую Богородицу, и с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил, и до самой блаженной кончины жизни своей все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, и людей, пришедших в обитель от великих бед и напастей, отнюдь не трогал, по всех их, под кров Богоматери и в окрестности монастыря прибегавших, избавлял от беды».
Еще одним весьма своеобразным «знаком внимания» Ивана Грозного к Тихвинскому посаду была ссылка сюда его четвертой супруги (последней венчанной) Анны Алексеевны, в монашестве Дарьи, которая происходила из рода новгородских бояр Колтовских. Она была ктиторшей Введенского монастыря, в нем и похоронена. Благодаря ей Введенский монастырь оставался до начала ХХ века одним из самых богатых женских обителей. Возможно, именно благодаря ей Тихвинская икона оказалась связанной и с началом царствования новой династии. Во всяком случае, Михаил Федорович продолжал традицию почитания бывшей царицы, например, по поводу обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары для инокини Дарьи.
Тихвин сыграл очень заметную роль в событиях Смутного времени. Он находился вблизи русско-шведской границы и часто находился под угрозой нападения и разорения. Из-за «порубежного» положения с момента основания монастырей на Тихвине они были хорошо укреплены – бревенчатый частокол, башни, ров…
В феврале 1609 г. в Выборге был заключен договор о найме русским правительством шведских войск. «Немецких ратных людей кованая рать» состояла из западно-европейских наемников – французов, англичан, шотландцев и др. Было одержано несколько общих побед над поляками, но тут правительство Василия Шуйского свергли, наемникам не заплатили и шведский воевода Яков Понтус Делагарди начинает оккупацию Новгородчины. Уже в 1612 годы в Тихвине и других посадах старосты и посадские люди «крест свейскому королю целовали».
Но когда тихвинцы узнали о законном государе Михаиле Федоровиче Романове, они решили восстать и «отойти под руку Москвы». Игумен Большого монастыря послал гонцов к московским воеводам Семену Васильевичу Прозоровскому и Леонтию Андреевичу Воронцову-Вельяминову, посланным на освобождение Новгорода. Прозоровский обещал помощь. Был назначен день восстания – 25 мая. В назначенный день, не дожидаясь помощи, тихвинцы нападают на небольшой отряд иноземцев. Тут подошел и отряд, посланный московскими воеводами. Отрядом командовал Дмитрий Воейков. Смелость заговорщиков заключалась в том, что они восставали, находясь посреди занятой противником территории.
О событиях на Тихвине, происходивших во второе десятилетие 17 века рассказывают два сказания: «Сказание о осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрие, от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричаются» и «Сказание о милости пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою, иже на Тихфине, идеже святый ея чюдотворный образ Одигитрие. От нашествия зловерных и поганых варяг, иже славяне наричаются»
Освобождение Тихвина стало первой победой нового царствования. «По обычаям того времени, воеводы отправили к Государю гонцов с «сеунчем» — радостной вестью о победе. Такие гонцы-«сеунщики» — выбирались из отличившихся в битве знатных воинов, и государево пожалование «за сеунч» было в то же время чествованием этих героев. Известие о взятии Тихвина привезли Михаилу Федоровичу дети боярские, белянин Елнзарий Васильевич Голохвастов (от Прозоровского) и новгородец Обонежской пятины Иван Парфеньевич Унковский (от Вельяминова).
Хотя Прозоровский успел предупредить Государя о возможности своего похода к Тихвину, столь быстрый успех явился в Москве полной неожиданностью. …Несомненно, благочестивый и набожный Михаил Федорович отнесся к этому событию как к знаку Божией милости для своего царства и покровительства Пресвятой Богородицы».
Тем более, что Тихвинская икона Божией Матери уже была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.
За «радостной вестью» из Тихвина последовали новые – о победах царского войска в других концах страны: на литовском рубеже, под Псковом, на границах Дикого поля.
Вдохновителю восстания — Андрею Трусову — Михаил Федорович поспешил послать грамоту с «государевым жаловальным милостивым словом» за службу; он пожаловал и самого воеводу, и остальных бывших с ним дворян, велел им «быти к себе к Москве, видеть государевы очи» (т. е., удостоил личного приема). Похоже, такой же чести удостоился и игумен Успенского монастыря Онуфрий, который принял участие в торжествах венчания Михаила Федоровича на царство (11 июля 1613 г.). А 30 июля в Кремле состоялось первое массовое награждение за сеунчи: кроме Голохвастова и Унковского, были пожалованы деньгами сын боярский из Северской земли и шестеро служилых людей, «пригнавших» из-под Воронежа с известием о полном разгроме войск атамана Заруцкого.
…в эпоху крайнего религиозного напряжения, вызванного событиями Смуты начала XVII столетия, обстоятельства первой победы войска Михаила Федоровича явились для русских людей несомненным свидетельством его «Государева» ратного «счастия», а место этого успеха — новым знаком покровительства Московской державе самой Царицы Небесной!».
Сказания передают видения Марии Онежанки, некоей жены Иулиании, Мартиниана Поспел-Горе. Богородица укоряла, вдохновляла, поддерживала.
Шведы предприняли несколько попыток вернуть Тихвин. 24 июня в Тихвин пришло московское войско под командованием Прозоровского и Воронцова-Вельяминова. За ними появилось большое шведское войско. С этого времени начинается знаменитое «Тихвинское осадное сидение», которое закончится 15 сентября победой защитников «Дома Богоматери».
Тихвин становится центром освободительного движения в крае. Военные действия продолжались до конца 1616 г. 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина был заключен между Россией и Швецией Столбовский мир. Мир заключался при списке с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. После заключения мира, послы вернулись в Тихвин, а оттуда с иконой, которая присутствовала при заключении мира, отправились освобождать Новгород. Позже эта икона была передана в Московский Успенский собор. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых.
Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.