Боровский свято пафнутьев монастырь

ВНИМАНИЕ! Вы используете устаревший браузер Internet Explorer

Монастыри Калужской епархии — Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь 01 Январь 2018

Рождества Пресвятой Богородицы
Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Адрес: Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1

Телефон: 8 (48438) 4-37-39

Наместник: иеромонах Пафнутий (Архипов)

Официальный сайт: www.pafnuty-abbey.ru

Пафнутьев Боровский монастырь расположен на левом берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской области и в 83 км к юго-западу от Москвы. Он был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием Боровским (1395–1477). Перенеся тяжелую болезнь, святой подвижник оставил Боровский Покровский Высокий монастырь, где был игуменом, и поселился в пустынном месте. Вскоре к нему собрались искатели иноческого жития, и возникла обитель. При кончине Преподобного в монастыре было 95 человек братии.

Преподобный Пафнутий Боровский хранил и продолжал традиции русского монашества, распространенного в Московской Руси преподобным Сергием Радонежским –– по принятии пострига преподобный Пафнутий в течение семи лет обучался монашеской жизни у преподобного Никиты, ученика преподобного Сергия.

Великие князья Московские, а потом цари и знатные люди делали богатые вклады в обитель, что позволяло вести в монастыре каменное строительство и приглашать наиболее известных мастеров для росписи храмов: монастырский собор расписывали иконописцы Митрофан и Дионисий. Великие князья часто приезжали в монастырь к преподобному Пафнутию для духовного совета, позже монастырь неоднократно посещали венценосные особы. До самой Смуты XVII в. семейное предание русских царей считало преподобного Пафнутия покровителем царской семьи.

В XVI в. Свято-Пафнутьев монастырь занимал стратегически выгодное положение на подступах к Москве и был одним из известнейших в России. Для его укрепления во второй половине XVI в. были выстроены каменные стены и башни. В 1610 г. в стенах монастыря держали оборону войска во главе с князем Михаилом Константиновичем Волконским, когда Лжедмитрий II шел на Москву с поляками и литовцами. Лжедмитрий вошел в обитель только с помощью изменников. Сам князь Волконский, двенадцатитысячное войско и вся монастырская братия, а также укрывшиеся в монастыре окрестные жители были убиты, а монастырь разграблен.

В конце XVII в. обитель достигла своего наибольшего расцвета. Монастырские здания и постройки были восстановлены на средства от пожалованных ему владений и благодаря богатым вкладам благотворителей. Тогда же завершено строительство всех ныне существующих зданий, кроме храма в честь Всех Святых и трапезной пристройки собора Рождества Богородицы.

В Синодальный период, когда многие монастыри были закрыты или пришли в упадок, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, как древняя и богатая обитель, уцелел, но по штату 1764 г. в нем было положено только 33 человека монашествующих. Со временем он снова стал процветать. В период церковного раскола здесь содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум.

В 1812 г. войска Наполеона разорили г. Боровск, а в Свято-Пафнутьевом монастыре устроили конюшню. Особенно от неприятеля пострадали верхние этажи монастырских построек, где французские солдаты жгли костры. Тогда же сгорела богатая монастырская библиотека.

К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм Пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех Святых.

Монастырский деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен преподобным Пафнутием в 1444 г. В 1466 г. вместо него был возведен пятиглавый белокаменный собор, который перестроили в 80-х гг. XVI в. В 1837 г. к соборному храму с западной стороны была пристроена трапеза. Храм одноэтажный, с пятью главами и трехапсидным алтарем с полуколонками между частями. Северная, южная и восточная стены сохранились в первоначальном виде. Нижние окна все увеличены для лучшего освещения внутри храма. Четырехскатная кровля собора покрыта листовым железом. Барабаны сквозные, высокие, выведены из кружал, обставленных мысообразными теремками. Главы круглые, крытые, как и все крыши, железом.

Собор однопрестольный, выстроен в виде квадратной палаты, состоит из алтаря, настоящего храма и западного притвора-трапезы, отделенного в основной части глухой стеной с открытой аркой посередине. Своды храма поддерживаются четырьмя четырехгранными столбами. Стены гладкие, с голосниками вверху. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия.

В 1651 г. с северной стороны к собору на средства Великой княжны Ирины Михайловны был пристроен храм в честь великомученицы Ирины. Он одноэтажный, одинаковой архитектуры с собором. Алтарь в виде полукружия соединяется с полукружиями алтаря соборной церкви; главу храма венчает восьмиконечный деревянный крест, обитый медью. В стенах имеются голосники.

Рядом с соборным храмом в 1511 г. была построена двухэтажная трапезная палата с теплым храмом в честь Рождества Христова. Ее второй этаж сооружен одностолпным по образцу Грановитой палаты в Кремле. Храм, трапезная палата и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен. В нижнем этаже в прежние времена размещались кухня, пекарня и кладовые. В верхнем этаже –– храм и братская трапезная, которая впоследствии была упразднена и соединена с храмом открытой аркой. Восточная стена трапезной сохранилась в своем первоначальном виде, к южной пристроены жилые покои. Наружные стены гладкие; посредине храм обведен тройным поясом из кирпича. Окна в верхнем этаже храма и трапезного здания «в один свет», позднее все они были переделаны и расширены, а в нижнем этаже –– заложены кирпичом. Внутри трапезная устроена в виде квадратной палаты и соединена с храмом открытой аркой. Свод над храмом и алтарем круглый, опирающийся пятами на стены; в трапезе своды стрельчатые.

С северной стороны к Христорождественскому храму в 1690 г. была пристроена пятиярусная монастырская колокольня. 3 нижние яруса четырехгранные, а 2 верхние –– восьмигранные. На третьем ярусе колокольни были установлены башенные часы, колокола находились на четвертом. Во втором ярусе располагались монастырская ризница и библиотека, где хранились старинные иконы, духовные грамоты и летописи, а также золотая панагия с резным изображением Спаса, рукописное Евангелие в серебряном окладе тканой работы, украшенное драгоценными камнями и резные кресты XVII в. Наружные стены колокольни декорированы многосложными карнизами и валиками из кирпича. На углах нижних четырехгранных ярусов установлено по четыре гладкие полуколонки, опоясанные валиками; в верхних восьмигранных ярусах на углах по одной большой полуколонне с карнизами. Глава колокольни оканчивается шпилем, увенчанным четырехконечным крестом с полумесяцем в подножии.

Одноэтажный больничный храм в честь Пророка Илии был построен в 1670 г. Его стены сохранились в своем первоначальном виде, кроме окон, которые для большего освещения были расширены. В 1763 г. к храму были пристроены одноэтажные больничные кельи. В 1768 г. архимандритом Адрианом в нем были размещены больница и братская трапеза.

Храм в честь святителя Митрофана, Патриарха Цареградского пристроен к Настоятельским палатам в 1759––1760 гг. стараниями настоятеля Свято-Пафнутьева монастыря архимандрита Митрофания (Шеинкова) и освящен после освобождения от французов в 1819 г. Он двухэтажный, нижний этаж разделен на две части. В одной из них погребены некоторые настоятели монастыря. Храм имеет 2 входа, один с южной стороны, другой –– из настоятельских келий.

Храм в честь Всех Святых был построен в 1837 г. на месте захоронения защитников монастыря, павших в 1610 г., на деньги князя Н.А.Волконского. Сейчас на месте храма стоит здание училища механизации, построенное в 1930 г. Храм являлся семейной усыпальницей Волконских.

Также в комплекс зданий монастыря входили каменные Настоятельские палаты, 2 корпуса братских келий и погребной корпус. Первоначально все здания были трехэтажными. После Отечественной войны 1812 г. третий этаж сохранился только у Настоятельских палат. На первом этаже Настоятельских палат размещались подсобные помещения и мастерские. Вторые и третьи этажи были жилыми, в них были келии. Погребной корпус с двумя погребами-ледниками представляет собой редкий памятник жилого и хозяйственного строительства.

Все монастырские постройки окружены крепостной стеной с шестью башнями, выстроенными по индивидуальным планам. В общей сложности длина стены составляет 673 м. Толщина стен более четырех метров, а высота 7,5 м.

В 1918 г. монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 г., при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения. На следующий день из Калуги и Боровска сюда прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 г. Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI в. иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 г. был снесен храм в честь Всех Святых, а в 1932 г. с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 г. Но вплоть до 30-х гг. в монастырь к мощам преподобного Пафнутия продолжали стекаться верующие с разных концов России. Как видно из отчета комиссии губотдела ОГПУ, проверявшей 23 августа 1928 г. «на предмет чистки» всех проживающих на территории монастыря, святые мощи Преподобного привлекали огромное число паломников, а также собирали здесь множество священно- и церковнослужителей. В связи с этим даже поднимался вопрос об изъятии мощей.

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 г. была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня.

В ночь на 14 мая 1954 г., в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90-х гг., когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 г. монастырь был возвращен Церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 г. придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского.

С 2000 г. при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе с. Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 г. еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня.

12 июня 1994 г. проходили празднования, посвященные 550-летию основания обители. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в сослужении архиереев и духовенства совершил торжественное богослужение и Крестный ход на источник преподобного Пафнутия. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход.

В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского, преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы.

Фотографии: Дмитрий Иванов, Олег Гусаров, Василий Шелёмин, Юрий Менделеев

Боровско-Пафнутьевский монастырь – одно из святых мест, известных давно, куда может обратиться каждый, жаждущий получить поддержку и очищение, успокоить ум, вспомнить о своей душе и стать немножко лучше.
Это популярное место для паломничества, но вместе с тем и старинный архитектурный памятник, хранящий в себе красоту и тайны былых времен, который будет интересен и людям, далеким от религии.
Мой рассказ познакомит вас с достопримечательностями и святынями Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, а также с его богатой историей и практической информацией, которая может понадобиться вам в путешествии.

Боровский монастырь – где находится (адрес, телефон)

Пафнутиев Боровский монастырь вы найдете в г. Боровске Калужской области по ул. Дмитрова, 1.
Контактные телефоны: Привратная – 8(48438)43739;
Гостиница – 8(903)8174806, 8174808;
Паломническая служба – 8(960)5155453.

Боровский монастырь – как доехать?

  • Электричкой из Москвы от Киевского вокзала до ст. Балабаново, оттуда – автобусом или маршруткой в Боровск (ост. «Роща» или «Рябушки»). Далее – пешком.
  • На своем автомобиле из Москвы по Киевской трассе в сторону Калуги до поворота на Балабаново. На повороте сворачиваете направо и едете до пересечения с А-108 (около 1 км), поворачиваете направо в сторону Боровска. Проезжаете д. Ермолино, поворачиваете налево (на Боровск), едете еще около 1 км и поворачиваете налево (здесь будет указатель на Свято-Пафнутьев монастырь). Через 1,5 км вы на месте.

Особенности посещения монастыря

Важно! Для паломников монастырь открыт ежедневно с 5:00 до 22:00. Вы можете погулять по монастырской территории, побывать на богослужениях и даже заказать экскурсию (в паломнической службе).
Многие едут в Пафнутьев-Боровский монастырь специально, чтобы увидеть отца Власия, но не знают, как попасть к нему на прием.
Знаете ли вы? Архимандрит Власий в Боровском монастыре за редкими исключениями принимает по будням с 4:00 до 21:00, накануне церковных праздников прием оканчивается в 17:00. Запись происходит в живую очередь. Узнать, принимает ли сегодня схиархимандрит Власий из Пафнутьево-Боровского монастыря, вы можете по телефону привратной, указанному выше (информация предоставляется только про текущий день).
Важно! Помните, что на всей территории монастыря необходимо соблюдение определенных правил и поддержание чистоты святого места.

Боровский монастырь – расписание богослужений

Важно! Богослужения в монастыре происходят ежедневно.

  • 5:30 – братский молебен у мощей преп. Пафнутия (в будние дни), полуношница, часы;
  • 6:45-7:15 – Божественная Литургия;
  • 12:00 – Акафист преп. Пафнутию (по понедельникам, вторникам, четвергам), Рождеству пресвятой Богородицы (по средам и пятницам), иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (по субботам).
  • 17:00 – вечернее богослужение.

В воскресные дни, а также в Дни Двунадесятых и Великих церковных праздников происходят 2 Литургии:

  • 6:30 – Божественная Литургия и часы (в храме Илии Пророка или в храме св. Митрофания);
  • 9:30 – Божественная Литургия и часы (в соборе Рождества Пресвятой Богородицы);
  • 14:00 – Акафист преп. Пафнутию (только по воскресеньям).

Где можно остановиться?

Рядом с монастырем действует паломническая гостиница, в которой есть номера с различным уровнем комфорта (от 6-местного эконом-класса до 2-комнатного люкса). Стоимость проживания будет различаться от 350 до 3500 рублей.

Важно! В гостинице за отдельную плату предусмотрено 3-разовое питание (есть как постное, так и обычное меню). Также вы можете остановиться в частном секторе.
Знаете ли вы? Для мужчин, которые согласны потрудиться на благо монастыря от 1 недели, доступно также поселение в бесплатное мужское общежитие.

История создания монастыря

  1. История Боровского монастыря уходит в далекий 1444 год, когда на самом высоком месте в Боровске была построена деревянная церковь. В
  2. 1467 г. на ее месте уже появился первый белокаменный храм. В 1586 году храм был перестроен.
  3. В XVI веке вокруг храма появились крепостные стены, и он начал выполнять также и оборонительную функцию.
  4. Постепенно достраивались все новые здания и храмы, монастырь пережил не одно сражение, в ходе некоторых из них он частично разрушался, но потом снова восстанавливался.
  5. Боровский монастырь начал приходить в упадок после реформ патриарха Никона. С приходом Советской власти его состояние ухудшилось, в 1923 году монастырское имущество было передано Главмузею.
  6. Советские времена здесь размещалась исправительная колония и сельхозтехникум.
  7. Пострадал монастырь и в годы ВОВ.
  8. В 1960-х гг. началась постепенная реставрация музея, а в 1991 году он вернулся к РПЦ, после чего получил «новую жизнь».

Достопримечательности монастыря

На монастырской территории вас ожидают старинные здания, датируемые XVI-XVIII вв., фрески XVI-XVII вв., часть сохранившейся росписи Дионисия XV в.
Из архитектурных достопримечательностей советую посетить:

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Храм Илии Пророка;
  • Митрофановский храм;
  • Покои архимандрита;
  • Братский и погребной корпуса;
  • Западные братские кельи;
  • Трапезную.

Также на территории монастыря действует интереснейший Музей русской иконы с несколькими экспозициями, посвященными истории монастыря и церковным находкам и реликвиям, найденным здесь, а также, собственно, богатству русской иконописной культуры.

Святыни монастыря

Есть в Боровском монастыре несколько объектов, которые делают его особенно привлекательным для паломников:

  • Мощи преп. Пафнутия – основателя монастыря;
  • Икона Богоматери Иверская, которая хранится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Мощи св. матроны Московской (в Храме Илии Пророка);
  • Мощи св. кн. Владимира;
  • Мощи Киево-Печерских святых;
  • Мощи старцев Глинских.

Фото монастыря и видео

Красота и величие монастыря с высоты птичьего полета.

Внутреннее убранство одного из храмов монастыря.

Ворота монастыря открыты для всех ищущих ежедневно.

Посетив место, подобное Боровскому монастырю, задумываешься о смысле жизни, о настоящих ценностях, уходит суета и страхи, обращаешься к вечному. А если есть возможность поговорить с духовным наставником, мудрецом – тогда вообще переосмысливаешь многие вещи и уезжаешь домой другим человеком.

Случалось ли вам прочувствовать на себе такую трансформацию после посещения Боровского монастыря?

vladimirdar

Всего 50 фото
Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь давно побуждал побывать в нем по многим в том числе и личным причинам. Добираться сюда «своим ходом» довольно затейливо и я все откладывал эту поездку положившись на волю Божию. Волею судеб друзья недавно пригласили побывать здесь для исследований, видеосъемок с квадрокоптера, посетить один из самых намоленных монастырей России, да и вообще великую историческую и духовную достопримечательность Калужской земли. И вот в конце мая эта фактически паломническо-исследовательская поездка друзей на двух автомобилях состоялась к моей радости и удовольствию.
Монастырь признаться поразил даже больше чем какие-либо другие где я бывал. Обычно в наше время монастыри, особенно подвергшиеся «глубокой реставрации») впечатляют качеством и масштабом таких работ, но одновременно и обескураживают потерей чего-то неуловимого давнего тихого и светлого. Как будто с капитальными ремонтными работами теряется нечто связанное со старой неповторимой «энергетикой» святого места. К счастью качественно восстановленный Пафнутьев монастырь ничего этого не утерял. Удивительно, но обитель осталась «живой», намоленной и наполненной тихой радостью и строгим смирением, это чувствовалось во всем и вся. Кстати зачастую стены монастырей довольно условны, они низки по своей высоте и предназначены скорее для того чтобы символично отгородиться от бренного грешного мира. Пафнутьев же монастырь предстал перед нами сильной мощной средневековой крепостью что сохранила в целости и сохранности все свои высокие крепостные стены и могучие башни.
Я обычно тщательно обрабатываю фото после любой поездки и этот медитативный процецесс обычно расставляет сам необходимые акценты в будущем повествовании. С Пафнутьевым монастырем все было по-другому, а скорее по-особенному. Обработав более двухсот фото я все никак не мог приступить к публикации — процесс осмысления и «созревания» затянулся на неопределенное время. Наконец по прошествию времени у меня сложилось некоторое представление о том, что нужно сделать, рассказать и представить в визуальном отношении. Обычно краткость называют сестрой таланта, но у меня часто материалы превращаются в так называемые «лонгриды». Начав работу над этим фото материалом я предполагал все же сделать небольшой пост о монастыре в пределах 20-30 фото. Однако кто-то свыше распорядился по другому. Фотографии монастыря и множество архитектрурных деталей, съемки внутри церкви и других сооружений обители говорили о том, что что следует попытаться донести до моего читателя то неповторимое и неописуемое словами ощущение что я сам вынес оттуда — для этого необходимо дать читателю наиболее полное визуальное представление, ну а кому оно не надо тот и читать не будет. Именно так я и попробую передать все эти впечатления. Итак, в первой части мы узнаем о монастыре, его роли в истории русской земли, становлении нашей государственности, роли в этом всем святого Пафнутия, рассмотрим монастырь как со стороны так и с высоты птичьего полета, во второй, зайдем на территорию монастыря, ступим на его святую землю, увидим церкви обители, монашеские корпуса, прочувствуем атмосферу места, а в третьей побываем в Музее иконы, увидим фрески колокольни монастыря и прочее. Итак, приступим.
История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры.02.

Вид на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь с востока
Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье и за духо.

Вид на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь с севера.
По обеим сторонам дороги, идущей вдоль крепостной стены с подъемом на восток, протянулось село Рябушки, в прошлом Рябушинская слобода. Здесь жили крестьяне, мастеровые люди. Дорога соединяла Боровск с городом Серпуховом. Сейчас возле башни за металлической оградой, находится братская могила бойцов Красной Армии, погибших в Великой Отечественной войне. На фото выше в левом нижнем углу.04.

Вид на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь с запада
В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. Герб городского поселения город Боровск разработан на основе исторического герба уездного города Боровска Калужской губернии. Герб Боровска был Высочайше утверждён 10 (21) марта 1777 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Калужского наместничества (ПСЗ, 1777, Закон № 14596)

«В золотом щите червленый меч острием кверху, окруженный зеленым лавровым венком, сопровождаемый в верхнем свободном углу червленым сердцем, обремененным золотым крестом. В вольной части герб Калужской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентой».

Проект герба Боровска — 1859 год
Жёлтый цвет (золото) — символ богатства, стабильности, уважения, тепла. Белый цвет (серебро) — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания, Красный цвет — символ мужества, силы, жизнеутверждающей энергии, праздника и красоты. Зелёный цвет — символ природы, здоровья, роста.
Подлинное описание герба, Высочайше утверждённого 10 марта 1777 года (по старому стилю), гласит: «Во время втораго самозванца Боровскъ и, Пафнутьевъ, обрѣтающійся въ семъ градѣ, монастырь, былъ сообщниками сего злодѣя, осажденъ; защитники же онаго были: воеводы Князь Михайло Волконскій, Яковъ Змѣевъ и Афанасій Челищевъ со многими другими, и два послѣдніе, измѣня отечеству и Государю, град и монастырь сему злодѣю сдали. Князь-же Волконскій и въ такой крайности не пересталъ защищаться; даже какъ пронзенный многими ударами въ самой церкви Пафнутьяго монастыря, у лѣваго крылоса, животъ свой скончалъ. Напоминая сіе достойное сохраниться въ памяти происшествіе, гербъ сего города состоитъ: въ серебряном полѣ, изображающемъ невинность и чистосердіе, червлёное сердце показующее вѣрность, въ серединѣ котораго крестъ, изъявляющій истинное усердіе къ Божіему закону, основанію всей добродѣтели, и сердце сіе окружено зеленымъ лавровым вѣнцем, показующим нерушимость и твёрдое пребываніе достойной славы сему вождю и другимъ, погибшимъ за справедливую причину съ нимъ».

Сейчас герб города Боровска гораздо проще и лаконичней:


События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря — главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители. Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться.
Наверное пора выложить и объемный план строений монастыря чтобы понимать, что и где находится на его территории.


Стены и башни Свято-Пафнутьева Боровского монастыря:
В XVI в. Боровский монастырь превращается в сильную пограничную крепость, суровый облик которой сохраняет до сих пор. В возведении стен и башен участвовал знаменитый градоделец Федор Савельевич Конь.
Первоначально монастырь был окружен деревянной оградой, но впоследствии она была заменена мощной кирпичной стеной с бойницами пушечного и пищального боя, дополнительно укрепленной высокими башнями. Точной даты возведения крепостных стен и башен нет, по-видимому, они были построены или перестроены в разные годы XVI–XVII веков.

Вид на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь с юго-запада
Общая длина стен с башнями составляет 673 метра, они охватывают площадь, равную 1,62 Га. Планировка крепостных сооружений подчинена рельефу местности и наличию естественных преград. Одной из топографических особенностей местности, на которой расположен монастырь, является небольшой подъем к востоку. Крепостные стены образуют ромб с закругленными тупыми углами, напоминающий по форме корабль. Большая ось этого ромба-корабля направлена с запада на восток и проходит по диагоналям двух угловых башен (Сторожевой и Поваренной). Эти две башни имели важное стратегическое значение – они почти полностью выходят за пределы стен, что позволяло в старину во время обороны от неприятеля вести огонь во всех четырех направлениях.
В восточной, самой высокой части крепостных стен, как бы на корме корабля, расположена главная Сторожевая башня, с которой лучше всего просматривались и охранялись просторы вокруг монастыря. С юго-восточной стороны крепость имеет две квадратные башни (Георгиевская и Оружейная) и одну круглую (Круглая). С северо-западной стороны, т.е. со стороны большого оврага, на берегу пруда есть ещё одна прямоугольная башня (Тайницкая). Всего их шесть. 10.
Юго-восточная сторона монастыря (правая часть кадра на фото ниже) укреплена значительно лучше. Это вызвано тем, что местность здесь более открытая и высокая вероятность быстрого подхода противника именно с этой стороны. 11.
Северная и западная крепостные стены расположены на самом берегу оврага (на фото выше), где протекает речка Истерьма, здесь же находятся три рукотворных пруда. Особенности местности обеспечивают в этом направлении хорошую естественную преграду.

Вид на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь с юга

Крепостные стены и башни при взгляде со двора (см. вторую часть) не смотрятся такими внушительными, какими являются на самом деле и какими мы их видим снаружи. Кажется, что они вросли в землю. Такое впечатление создается потому, что на территории двора накопился большой слой наносной земли (культурный слой). На отдельных участках его толщина достигла четырех метров. Возле самих стен слой земли убран, сделаны отмостки и водостоки. 13.
Строительный материал, из которого сложены крепостные стены и башни, – в основном большемерный кирпич. Изготавливался он здесь же, недалеко от монастыря. На фундаменты и перекрытия амбразур использовался белый камень – известняк. Добывался он по берегу речки Истерьмы возле монастыря, также привозился из других мест, например, из Подольска.

Юго-восточный братский корпус
Стены имеют деревянную кровлю по стропилам, опирающимся на кладку в наружную сторону и на кирпичные столбы с дворовой стороны. Вход на крепостную ограду происходит со двора через арочные проёмы по внутристенным лестницам. Все башни трехъярусные. Нижние ярусы перекрыты сводами, вторые и третьи имели плоские перекрытия, которые сейчас утрачены.
Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь. После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины. Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.
Святой Пафнутий
Преподобный Пафнутий родился около 1395 года в селе Кудиново недалеко от Боровска. Родители его Иоанн и Фотиния были были верующими, воспитавшие сына, названного в крещении Парфением, в благоговении и страхе Божием. Дед Преподобного был татарским баскаком, принявшим Православную христианскую веру с именем Мартина и оставшимся жить на Руси в пожалованном ему селе Кудиново.

С детских лет Парфений любил уединение и молитву, чтение Священного писания и жития святых Божиих угодников. Поэтому, когда ему исполнилось восемнадцать лет, он оставляет мир со всеми его прелестями и соблазнами и поступает в Высокий (от названия села Высокое, находящегося на высоком берегу реки Протвы) монастырь Покрова Божией матери, расположенный недалеко от города Боровска, где принимает от игумена Маркелла монашеский постриг с именем Пафнутий.16.
Церковь Рождества Христова с трапезной 1511 г. с колокольней конца XVII века и Собор Рождества Богородицы — вторая половина XVI века
Свыше двадцати лет подвизался преподобный Пафнутий в Покровском монастыре, пройдя все послушания. Наставником ему был Никита Серпуховской, ученик преподобного Сергия Радонежского, пришедший из Высоцкого Зачатьевского монастыря на покой в Боровск, в монастырь Покрова Божией Матери. Семь лет пробыл молодой инок на послушании у опытного старца. Постепенно Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха, подвижника и был избран братией и Боровским князем в игумены обители. Возведение его в игуменский сан совершил преосвященный Фотий, митрополит Киевский и всея Руси.
Теперь осмотрим крепостные стены и башни монастыря. Это южная крепостная стена со Святыми Вратами.

Поваренная башня во многом сходна по своей конструкции с Георгиевской (проездной). Она размещена на остром западном углу крепостных стен. Башня эта квадратная по форме, высота её составляет 26 м., толщина стен в нижнем ярусе около 3,5 м. Южный угол башни опирается на огромный булыжный камень. Название башни, возможно, объясняется тем, что возле нее во дворе была поварня. Как Сторожевая башня, так и Поваренная в прошлом были увенчаны большими двуглавыми орлами, которые напоминали, что обитель преподобного Пафнутия была в числе монастырей, пользующихся особенными царскими милостями.

Как Сторожевая башня, так и Поваренная в прошлом были увенчаны большими двуглавыми орлами, которые напоминали, что обитель преподобного Пафнутия была в числе монастырей, пользующихся особенными царскими милостями.
Святые Врата

В XIX веке, когда отпала необходимость монастырю быть крепостью, примерно в середине прясла, между Георгиевской и Поваренной башнями, были прорублены Проломные Врата, служившие для хозяйственных нужд. Сейчас на этом месте за деревянными решетчатыми воротами, между двумя выступающими наружу полубашнями, располагается единственный вход и въезд на территорию монастыря. 20.
Управляя монастырем, преподобный Пафнутий много трудился, в послушаниях и молитве являя пример для братии. Около 1440 года он тяжело заболел и, готовясь к своему отшествию из этого мира, принял Великую схиму. Но Господу Богу было угодно другое: Пафнутий исцелился от болезни и удалился из монастыря с одним из своих учеников в поисках нового места для служения Богу. Он побывал в разных обителях, в том числе в Троице-Сергиевой Лавре и в Оптиной Пустыни, везде молясь об открытии ему Божьей воли. По молитвам и ходатайству Своей Пречистой Матери Господь указал Преподобному пустынное живописное место недалеко от его прежней обители, на противоположной стороне реки Протвы. Он поселился на этом месте с одним из учеников. 21.
Очень быстро вокруг подвижника собралась новая братия, началось строительство деревянного храма в честь Рождества Божией Матери. 1444 год считается датой основания монастыря преподобного Пафнутия, который сам он называл домом Пречистой Божией Матери. До глубокой старости, более тридцати лет, подвизался Пафнутий на этом месте, освящая его трудом и молитвой, собирая и воспитывая братию в послушании и страхе Божием.

Мозаичная икона Святого Пафнутия в Святых Вратах
Получив от Бога извещение о своей скорой кончине, Преподобный провел оставшееся время в посте и непрестанной молитве, наставляя братию и учеников. Возложив все упование о своей душе и ввереной ему от Бога обители на Господа и Его Пречистую Матерь, преподобный Пафнутий тихо предал свою душу в руки Божии 1 мая (ст. стиль) 1477 года в семь часов вечера, за час до захода солнца. Прожил он 82 года, угодив Богу подвижническим житием и собрав 95 человек братии. Всеблагий Господь совершил через Своего угодника множество чудес, оставив на века потомкам пример Богоугодной жизни и святую память о нем, многократно сохраняя обитель преподобного Пафнутия от разорения. Даже и до сего дня Господь являет его предстателем и молитвенником за всех с верою и любовью приходящих к нему. 26.

Мозаичная икона Святого Пафнутия в Святых Вратах (крупный план)
Общецерковное прославление Пафнутия в лике преподобных состоялось на Стоглавом соборе в 1547 году при митрополите Московском Макарии, память его совершается 1 (14) мая. 27.
В старину въездные ворота располагались в Георгиевской башне (на фото выше справа и фото ниже). Въезд был особенный – под углом 90 градусов, что обеспечивало безопасность от прямого попадания снаряда или взлома ворот башни. При въезде в монастырь с наружной стороны находилась небольшая часовня, которая была разобрана в XIX веке. Тут следует отметить, что «Проездной» сейчас называть Георгиевскую башню можно довольно условно, ведь ранее этот «проезд» (доступ) «под углом» был сугубо пеший — по внешней лестнице которая была сооружена между башней и этой часовней — на старых фото это видно. Ну, а где был реальный проезд для грузовых повозок — пока этот момент для меня еще под вопросом)28.

Рядом с воротами в прясле стены, примыкающей к башне с востока, находился проход внутрь монастыря для пешеходов. Башня по форме почти квадратная, крыша её, шатровой формы восьмиугольная пирамида (восьмерик), опирается на пирамиду с четырехугольным основанием (четверик). Сверху устроена деревянная башенка с крестом над маленькой главкой. Общая высота башни до креста чуть больше 33 метров, как и все остальные она имеет три яруса. 30.
Гергиевская или Знаменская проездная башня Пафнутьева монастыря. Это старые проездные ворота.
Над воротами и на южной стене, что идет вдоль дороги, имеются рельефные кирпичные киоты – углубления, в которые устанавливали икону. В нижней части правой её половины на южной стене была написана по штукатурке фреска: Георгий-Победоносец убивает дракона и спасает царевну. Но настенная роспись, выполненная примерно в середине XIX века, сейчас утрачена, проглядываются лишь отдельные её части. В 1929–1930 годах роспись варварски заделали тонким слоем цемента, который постепенно вымывается дождем и выветривается, обнажая отдельные элементы рисунка.
Обойдем монастырские стены с юго-востока.

Круглая башня (на фото ниже). Башня небольшая, высотою всего около 8,5 м, в диаметре 5,4 м. Толщина стен около 85 см. Фундаменты прилегающих к ней стен сложены на глине, что характерно для раннего периода – в остальных местах монастырские стены и башни имеют фундамент на известковом растворе. Вход в первый ярус сделан со двора, во второй – с кирпичной стены. По легкости конструкции и форме амбразур можно судить, что башня не обладала серьезной боевой мощью, но для того времени (начала XVI века) вполне достаточной. Следует обратить внимание на такое декоративное устройство башни и прилегающих прясел, как наличие тонкой полоски поребрика (ряд кирпичей, уложенных под углом к плоскости стены и образующих пояс декоративной кладки). Этот элемент можно заметить на древних монастырских строениях – трапезной и погребном корпусе (время постройки – начало XVI века), поэтому можно с известной долей уверенности отнести время постройки башни к этому периоду.32.

В 1666 г. в монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Во время первой ссылки, которая длилась 9,5 недель, его заточили именно в Круглой башне. В помещении с окошком на улицу у протопопа Аввакума, известного своим красноречием, была возможность проповедовать. К нему стал стекаться народ, многие становились его единомышленниками, тогда протопопа Аввакума, заковав в цепи, перевели в изолированное помещение в колокольне под лестницей.
Оружейная башня почти квадратная по форме, высотой около 26 м. Толщина стен в нижнем этаже до 2,7 м. Вход в первый ярус сделан со двора, во второй – с крепостной стены, на третий ярус – по внутристенной кирпичной лестнице. Деревянная многосекционная лестница в середине шатра ведет наверх к дозорной башенке.33.

Сторожевая башня представляет собой наиболее мощное крепостное сооружение архитектурного ансамбля. Все четыре её стороны выходят за пределы стен, только один угол находится внутри двора. Такое расположение значительно повышало боевую мощь башни, так как наблюдение и обстрел противника можно было вести во все четыре стороны. Башня квадратная по форме, снаружи имеет утолщённый, расширяющийся книзу кирпичный цоколь. Толщина стен первого яруса — до 3,6 м. 35.
Вход в нижний сводчатый этаж, к бойницам пушечного боя, сделан со двора через узкий проход в углу башни. На второй этаж ведут два входа с примыкающих крепостных стен. Кирпичная лестница в толще западной стены соединяет средний ярус с верхним. Как утверждают старожилы, раньше высота башни достигала 35 метров, ее крыша представляла собой высокий деревянный шатер со смотровой площадкой на вершине (как на остальных башнях), но его снесло ураганом в 1929 или 1930 году. В 1964 году на башне был установлен водонапорный бак объемом 30 м3, который, после возвращения монастыря Церкви, за ненадобностью был демонтирован. Вместо него построили временную плоскую крышу, покрытую металлочерепицей.

Сторожевая башня Свято-Пафутьевского Боровского монастыря
Высота башни, ее расположение на самом высоком месте архитектурного ансамбля, особенности укреплений – всё это делает её наиболее мощной, строгой, оправдывающей название Сторожевой. В старину дозорный на башне мог охватывать взглядом огромную территорию с северо-восточной стороны, заметить приближающуюся опасность и поднять тревогу. Сейчас с северной стороны башни виден глубокий овраг, заросший лиственными и хвойными деревьями, густым кустарником (на фото ниже он справа за кадром). По дорожке, идущей по берегу оврага, можно пройти вниз к источнику преподобного Пафнутия, поклонному кресту и монастырской купели.
Обойти далее монастырские стены с севера нет возможности — овраг и пруд вдоль крепостных стен огорожены забором как вы видите на фото выше.37.
В старину мощный овраг, русло быстротекущей речки Истерьмы и три искусственных пруда являлись хорошей преградой для продвижения противника. На речке Истерьме была плотина, вода заполняла три пруда и через вторую плотину в конце третьего пруда сливалась и уходила опять в свое русло. На этой плотине стояла мельница, которая приносила доход монастырю, проточная вода в прудах способствовала разведению рыбы.
Теперь обойдем монастырь от южной стены со Святыми Вратами и также обойдем и Повареннную башню.38.
Южный угол башни опирается на огромный булыжный камень. 39.
Западная крепостная стена монастыря со стороны прудов.

Снова Поваренная башня, но уже вид с запада.

Тайницкая башня, квадратная по форме, имеет высоту 29 м. В народе ее еще называют башней Измены, так как считается, что именно через эти ворота враг проник в монастырь во время знаменитых событий Смутного времени. В июле 1610 года Лжедмитрий II, прозванный Тушинским вором, по дороге на Москву с войском поляков и литовцев осадил обитель преподобного Пафнутия. За высокими стенами монастырской крепости укрылось до 12 000 человек, включая братию монастыря, жителей из окрестных деревень и дружинe под началом князя Михаила Константиновича Волконского.44.
По преданию, после измены младших воевод Якова Змеева и Афанасия Челищева враги ворвались через ворота Тайницкой башни и устроили кровавую бойню, безжалостно умертвив всех защитников. Вместе с братией погибли настоятель монастыря архимандрит Никон и находившийся на покое в Боровской обители защитник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф. Монастырские богатства были расхищены, документы и жалованные грамоты сгорели вместе со всеми деревянными постройками обители.

Князь Михаил бился с врагами в церковных вратах, был ранен, в изнеможении бежал к левому клиросу и там был изрублен ворами. «Велие же чудо Бог показа над тем убиенным, – сообщает летописец,- того же князя Михаила кровь скребляху и мыша, но не можаху тое крови ни соскресть, ни смыти». Память о геройской кончине кн. Михаила Волконского отображена в Гербе города Боровска, который пожаловала городу Императрица Екатерина II (серебряное поле символизирует чистоту помыслов, червленое сердце – верность, находящийся по середине герба крест – усердие к Божьему закону – основе всех добродетелей, а лавровый венок вокруг сердца – символ вечной славы). 46.

В старину мощный овраг, русло быстротекущей речки Истерьмы и три искусственных пруда являлись хорошей преградой для продвижения противника. На речке Истерьме была плотина, вода заполняла три пруда и через вторую плотину в конце третьего пруда сливалась и уходила опять в свое русло. На этой плотине стояла мельница, которая приносила доход монастырю, проточная вода в прудах способствовала разведению рыбы. 49.

Официальный сайт Свято-Пафнутьева Боровского монастыря
Благодарю моего друга археолога Игоря Бойцова (durasik) за организацию этого путешествия, в том числе и по осуществлению съемок с квадрокоптера монастыря Святого Пафнутия и города Боровска, а также архитектора Одинцова Григория Васильевича (archistorik) за добрую компанию.
© Vladimir d’Ar, 2018
Часть 2. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Рождественский собор, Храм Рождества Христова, Гостиный и Погребной корпуса.
Часть 3. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Храм св. Митрофания, Ильинская церковь, церковь прп. Пафнутия, братские корпуса. Старец Власий.
Часть 4. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Колокольня, Музей русской иконы, фрески.