Брак заключенный в церкви

Содержание

Женатый священник

Женатый священник
Два года назад один католический молодежный журнал попросил меня ответить на вопрос: почему в Православной Церкви разрешено жениться. Для католиков это необычно, потому что их священники безбрачны, как установлено еще с древности.
Но Православие имеет на этот счет другое мнение. Об этом – моя беседа с журналистом «Радуги».
Известно, что в Православной Церкви священник может жениться…
Да, это так. В этом вопросе Православная Церковь придерживается представлений Древней Церкви. В Православии священник может жениться до принятия священного сана. Но, следуя словам Апостола: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2), у нас для духовенства разрешается лишь один брак.
А если жена умрет или уйдет от мужа?..
В таком случае священнослужитель остается одиноким. Он может принять монашество, может оставаться в статусе безбрачного священника, но вступить в брак повторно не имеет права.
Как Вы думаете, разрешение жениться будущему священнослужителю – это уступка слабости или положительный факт?
Глубоко убежден, что положительный. Еще можно дискутировать о том, хорошо ли быть женатым для епископа (в Православии епископ не может быть женатым), но для приходского священника быть женатым хорошо во многих отношениях.
Мы помним замечательные слова Апостола о Христе: «Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:17-18). Мы не устаем говорить, что Христос может нас понять, потому что был в таких же условиях жизни, что и мы. Те же искушения, испытания, скорби, все то же, что и у нас. Кроме греха (Евр. 4:15). Вот так же и женатый священник. Он знает нужды и скорби прихожан не теоретически, а практически, он живет такой же жизнью, что и его духовные чада. А раз так, то и помочь может успешней.
А разве есть такие вопросы, которые успешней решит именно женатый священник?
А как же! Это вопросы супружества, родительства… Из людей, обращающихся к священнику со своими проблемами и бедами, 90% обращаются с просьбой помочь в семейных вопросах. И я не устаю благодарить Господа, который дал мне возможность помогать этим людям, советовать, исходя из личного опыта.
Многих смущает, что священник, который по определению должен быть «небесным человеком», образом Христа, живет такой же жизнью, что и прихожане…
Во-первых, супружество нисколько не унижает достоинство человека. Давайте вспомним, что и Божия Матерь, и Апостол Петр, и многие другие величайшие в истории личности состояли в браке. Во-вторых, священник в Православном богословии символизирует не Христа, а Апостола. Вы, наверное, видели, как во время Божественной литургии при Апостольском чтении священники садятся в алтаре на скамейки. Это оттого, что священник как бы равен Апостолу. И как равный слушает чтение сидя. А вот прихожанам в это время положено стоять… Символом Христа за богослужением у нас является епископ. Но и в отношении его, что мешает ему выражать собою Христа, быть иконой Христа, даже, если он будет женатым?
Ну как? Ведь Христос-то женатым не был.
Христос не был женатым ввиду особенности Своего служения, «так как Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Душа на библейском языке значит жизнь. Сама специфика миссии Спасителя не предусматривала иметь семью, детей… Христос был идеальным, если можно так по-простому выразиться, человеком. Если бы у Него была семья, поверьте, это была бы прекрасная семья. Во всяком случае, что касается роли Христа как отца семейства и мужа, он был бы примером нам, земным мужьям и отцам. А быть хорошим мужем и отцом значит беречь и любить жену, проводить время с детьми… Служение Христа подразумевало полную самоотдачу, более того, жертвенную смерть для спасения людей. И как бы Он мог завести семью, если бы намеревался ее в скором времени оставить?..
Так что безбрачным был Христос не потому, что брак – плохо, низко, а потому, что Его жизненный подвиг подразумевал совершенно иной путь в жизни.
Некоторых, откровенно говоря, смущает половая тема в супружестве священников…
В Православии никогда не было гнушения плотскими отношениями в браке. Существуют каноны, согласно которым священник должен воздерживаться от супружеской близости накануне служения Литургии. Так же и все верные христиане, причащающиеся по воскресеньям, должны воздерживаться от супружеской близости накануне воскресного дня. Но это не значит, что супружеские отношения плохи. Просто накануне Причастия мы должны провести время в бдении, воздержании от развлечений и сугубой молитве.
А насчет нечистоты половых отношений, так даже говорить не стоит. Разве не для всех и не на все времена Апостол сказал: «Брак у всех честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4)?.. Священные каноны Церкви повелевают отлучать всех, кто гнушается браком или считает нечистыми супружеские отношения.
Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам говорит: «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене». Как же священнослужитель будет служить Господу? Он служит и угождает жене…
Совершенно неверное понимание слова Апостола!
Разберемся, если Вам интересно, что на самом деле в этой главе говорит Апостол Павел.
Он обращает свое поучение ко всем христианам, потому, что считает, что скоро наступит конец мира: «По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». «Оставаться так» значит оставаться в том состоянии, в котором находишься. Не время устраиваться на земле, Христос «близ при дверех», пора думать о переходе к небесной, преображенной жизни.
«Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Перед концом мира сатана активизирует свои усилия, чтобы отлучить людей от Бога и вечной жизни. Начнутся гонения, скорби. Вот Апостол и говорит, что ему жаль людей, которые заведут семью, а потом будут страдать оттого, что будут страдать их жены и дети.
Апостол Павел говорит, что нужно внутренне от всего отказаться, освободиться. Нужно полностью себя подготовить к страшным грядущим временам: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего». В этом контексте и звучат его слова: «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене». То есть супружество может стать бременем, когда человек из любви к домашним предаст Христа, откажется от веры.
Но в любом случае все это – личные размышления Апостола Павла. Он признается: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть верным».
Логика в словах Апостола Павла есть. Во времена гонений женатые священники действительно испытывали невероятные скорби. Ладно, можно принять свои страдания, но когда страдают самые любимые люди… К их чести, эти священнослужители показали дивный пример верности Христу.
Но если же священнослужитель имеет семью, то должен, конечно, заботиться о ней, воспитывать детей, углублять взаимопонимание с супругой. Об этом тоже писал Ап. Павел: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж… хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:2-5).
Скажите, если честно, жена священника – это всегда помощница в его служении?
Бывает по-разному. Для иных священников их жена – поистине их крест. Но и тут для священника больше пользы, чем вреда. Он на личном опыте соприкасается с такими проблемами и скорбями, что более мудро может помочь прихожанам…
Спасибо Вам за ответы…
И вам спасибо. Призываю благословение Божие на всех читателей и прощаюсь, Ваш священник Константин Пархоменко.

Могут ли священники жениться? Что такое целибат?

Ответ на вопрос о том, могут ли священники жениться, не может быть однозначным. Это связано с двумя нюансами. Во-первых, это зависит от того, к какой церкви он принадлежит. А, во-вторых, это касается степени его священства.

Какими бывают священнослужители?

Ответ этот на вопрос нужно знать для того, чтобы понять, могут ли священники жениться. Священнослужители подразделяются на три степени иерархии:

  • первая из них – это диакон;
  • вторая – священник, он же пресвитер;
  • третья – епископ или архиерей.

Диакон помогает священникам и епископам проводить богослужения, делать это самостоятельно он не вправе. Диакон может принадлежать как к белому, так и к черному духовенству (быть монахом).

Священник вправе совершать и богослужения, и таинства. Исключением является только рукоположение. Он также может быть монахом.

В обязанности епископа входит надзор за духовенством епархии, во главе которой он стоит, а также за паствой. Еще епископ возглавляет духовенство храма, монастыря. Он может иметь различные главные правительственные степени. Речь идет о:

  • патриархе;
  • митрополите;
  • архиепископе;
  • экзархе.

Избирается епископ только из среды монашествующего духовенства.

Определившись со степенями священства, можно узнать ответ на вопрос, может ли жениться священник православной церкви.

Епископы

Могут ли жениться священники в сане епископа? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Обычай безбрачия этой категории стал восприниматься в качестве нормы ко второй половине VII века. Данное правило было закреплено на Трулльском соборе (691-692 гг.). При этом последнее правило касалось тех из епископов, которые до рукоположения в сан были женаты.

Они должны были предварительно разлучиться с супругой, отправив ее в монастырь, который находился далеко от места его служения. Бывшая жена имела право на пользование содержанием от епископа. Сегодня кандидаты в епископы избираются только из монахов, принявших малую схиму (аскетов).

Первая и вторая степень священства

В православии все духовенство подразделяется на два вида:

  1. Черное, монашествующее, которое дает обет целомудрия.
  2. Белое. Оно может быть женатым, а может и нет.

Поэтому ответ на вопрос о том, могут ли жениться священники первой и второй степеней, зависит от того, к какому из двух видов они принадлежат.

Лишь относящимся к белому духовенству дозволено вступать в брак. Но делать это они могут только до того, как облечены в диаконский или же священнический чин. После того как они создали семью, они имеют возможность принять сан. Может ли священник иметь детей, вступив в него? Да, заводить детей им разрешается.

А если супруга умрет или решит покинуть мужа? В подобной ситуации священнослужитель должен оставаться одиноким. Он может или стать монахом, или пребывать в статусе неженатого священника, но повторный брак ему запрещен.

Существует и другая форма безбрачия священников, о которой будет сказано ниже.

Целибат

Это особая форма священства, следуя которой человек не становится монахом, но в то же время и не относится к семейному духовенству. После того как целибатный священник будет рукоположен, он живет один. Это правило было узаконено в западной церкви при папе Григории Великом (590-604 гг.). Но де факто оно утвердилось только к XI веку, при папе Григории VII. Что касается восточной церкви, то целибат был отвержен Трулльским собором, который не был признан католиками.

Обетом безбрачия предписывается соблюдение целомудрия, а его нарушение расценивается как святотатство. Священники не могут заключать брачные узы или ранее состоять в браке. После посвящения в сан также нельзя жениться. Таким образом, у католиков, несмотря на существующее разделение на черное и белое духовенство, обет безбрачия должен соблюдаться всеми священниками.

У нас в стране целибат появился в конце XIX – начале XX века. Начало ему положил протоиерей А. Горский (1812-1875 гг.). Он состоял в должности ректора Московской духовной академии. На этот шаг, который был совершенно новым для российской церкви, его сподвиг митрополит Филарет. Он является автором трактата, посвященного примерам целибатных рукоположений, наблюдавшихся и в древней, и в позднейшей истории. В России целибат принимался довольно редко, как это происходит и сейчас.

Что касается иудаизма, то в нем к безбрачию наблюдается резко отрицательное отношение. Оно, прежде всего, основано на предписании, которое дано в Библии – «плодитесь и размножайтесь». Также безбрачие отвергается по причине того, что неженатый мужчина рассматривается только в качестве половины человеческого существа.

Ольга Стрелкова

Брак: условия заключения брака, права и обязанности супругов

В соответствии с законодательством РФ (в частности, с п. 2 ст. 1 СК РФ) официальным браком признается добровольный союз между мужчиной и женщиной, основанный на моногамии, и зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Регистрация брака подтверждается выдачей «Свидетельства о заключении брака» установленного образца. Несомненно, стоит отметить, что в современном мире институт брака полностью изменился — индивидуальная свобода человека является сегодня наиболее важной ценностью, что, соответственно, влечет за собой значительное уменьшение количества зарегистрированных браков, увеличен допустимый возраст вступления в брак, в судах неумолимо растет число исковых заявлений о расторжении брака, значительно сократилось количество детей, рожденных в браке. Общество также изменило свое отношение к браку – если пару десятков лет назад было очень важно, чтобы отношения между мужчиной и женщиной были официально зарегистрированы, то сегодня так называемый гражданский брак считается нормой.

Условия и порядок заключения брака

Заключение брака в России происходит в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Срок, определяемый между подачей заявления и непосредственно датой регистрации брачного союза, составляет 1 месяц. Исключения составляют случаи с особыми обстоятельствами, когда требуется заключение брака непосредственно в день подачи заявления, например, беременность, рождение ребенка, угроза жизни одной из сторон и другое. Кроме того, названный, в силу каких-либо уважительных причин, срок может быть увеличен, но не более, чем на 1 месяц. Вступление в брак предполагает ряд обязательных условий, куда входят:

  • достижение 18 летнего возраста (в силу возникших исключительных случаев российское законодательство допускает регистрацию брака в возрасте 16 лет);
  • взаимное согласие вступающих в брачный союз;
  • отсутствие ранее заключенного брака у будущих супругов (российское законодательство запрещает полигамный (бигамный) брак, или многоженство (ст. 12, 14 и 27 СК РФ);
  • отсутствие родственных и семейных связей у обеих сторон (то есть брак не может быть зарегистрирован между братьями и сестрами, родственниками по прямой и нисходящей линии, а также, между усыновителями и усыновленными);
  • дееспособность граждан, которые хотят зарегистрировать брак (то есть в брак не могут вступить лица, признанные судом недееспособными в результате слабоумия либо психологических расстройств).

Совместное заявление, подаваемое женихом и невестой в ЗАГС, подтверждает:

  • добровольное взаимное согласие обеих сторон на регистрацию брака;
  • отсутствие каких-либо обстоятельств, которые могут препятствовать заключению брака;

в содержании заявление содержит:

  • полные ФИО вступающих в брак, их даты и место рождения, гражданство и место проживания;
  • возраст вступающих в брак (полных лет на момент регистрации брака в государственных органах);
  • будущие фамилии, определяемые вступающими в брак;
  • полные данные документов, удостоверяющих личности.

Заявление подписывается собственноручно лицами, желающими вступить в брак, обязательно ставится дата его составления.

Недействительный брак

Заключение брачного союза может быть признано судом недействительным в случаях:

  1. регистрации брака без намерения создать семью, то есть фиктивный брак;
  2. сокрытия венерических заболеваний либо ВИЧ-инфекции;
  3. отсутствие согласия на вступление в брак одной из сторон;
  4. наличие ранее заключенного и нерасторженного брака.

В браке, который был признан судом недействительным, не могут возникнуть права и обязанности супругов.

Супруг, который не знал о наличии каких-либо препятствий к регистрации брака, вправе оставить за собой фамилию, избранную при заключении брачного союза. В случае сокрытия одним из супругов факта о ранее заключенном и нерасторженном браке, на основании норм Семейного кодекса РФ другая сторона имеет право требовать раздела имущества на более выгодных для себя условиях. Отметим, что признание брака недействительным ни в коей мере не влияет на права детей, которые рождены в этом брачном союзе.

Личные права и обязанности супругов

В соответствии с п. 2 ст. 10 Семейного кодекса РФ права и обязанности супругов возникают с момента государственной регистрации заключения брака в ЗАГСе.

Мужчина и женщина, зарегистрировавшие брак в государственных органах записи актов гражданского состояния, приобретают личные, имущественные и неимущественные права и обязанности. К личным правам супругов относятся:

  • добровольное избрание фамилии одного из супругов в качестве общей, сохранение добрачной фамилии либо избрание двойной фамилии (соединение фамилий обоих супругов);
  • свобода принятия решения касаемо вопросов выбора профессии и вида деятельности, места жительства.

Личные неимущественные права и обязанности супругов включают в себя:

  • принятие совместных решений касаемо вопросов о жизни семьи;
  • принятие решения и дачу согласия на усыновление ребенка одним из супругов;
  • решение о расторжении брака;
  • обязанность не препятствовать выбору профессии и роду занятий.

К числу имущественных прав и обязанностей супругов относятся:

  • отношения в вопросах собственности, движимого и недвижимого имущества;
  • алиментные отношения (то есть отношения по взаимному содержанию супругов и детей, рожденных в браке).

В российском законодательстве семейное право предполагает два вида имущественных отношений между супругами:

  • добрачное имущество, то есть принадлежавшее одному из супругов до заключения брака;
  • имущество, которое было приобретено при совместном проживании.

Отношения собственности в браке

Общая совместная собственность представляет собой имущество, которое было приобретено во время семейного брака за счет совместных доходов обоих супругов (п. 2 ст. 34 СК РФ). Совместно нажитое имущество считается общим, независимо от того, на чье имя оно было приобретено.

Отметим, что «гражданский брак» не является основой для создания совместной собственности на имущество.

Совместная собственность не предполагает определение долей, все участники вместе владеют и пользуются общим имуществом, и распоряжаются им по общему согласию. Участники совместной собственности не вправе осуществить отчуждение или передачу в дар своей доли без предварительного ее определения. Только после выделения своей доли, общая совместная собственность переходит в общую долевую собственность, где каждый участник приобретает право самостоятельно распоряжаться своей долей имущества: отдавать в дар, передавать другим лицам, отдавать в залог. Иной режим владения имуществом может определить брачный договор, в содержание которого включаются права и обязанности супругов по содержанию имущества, порядку ведения семейных расходов. Брачный договор может быть заключен не только до регистрации брака в государственных органах, но также и в любое время в период его действия, он может быть расторгнут или изменен в любой момент по взаимному согласию супругов. Документ оформляется в письменной форме и обязательно заверяется у нотариуса. Действие брачного договора прекращается одновременно с прекращением существования брачного союза.

Содержание брачного договора не должно содержать условия по ограничению правоспособности и нарушению принципов равноправия мужчины и женщины, состоящих в официальном браке.

Кроме общей собственности, лица, состоящие в официальном браке, могут иметь личное имущество, в частности:

  • имущество, принадлежавшее супругу до регистрации брака;
  • имущество, которое было получено во время брака в дар либо в качестве наследства;
  • вещи индивидуального пользования (за исключением предметов роскоши и драгоценностей).

Супруг имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению. Однако, отметим, что российское законодательство предусматривает и факт вложения средств другим супругом в личное имущество, что может значительно повлиять на повышение его стоимости, что, в свою очередь, дает основание для признания его судом общей совместной собственностью.

Пример. Одному из супругов до вступления в брак принадлежала квартира, другая сторона произвела вложение средств на ее полноценный капитальный ремонт. Соответственно, данная недвижимость становится общей совместной собственностью обоих супругов.

Отношения по алиментам

Кроме имущественных и неимущественных прав, после вступления в брак супруги приобретают взаимную обязанность материальной поддержки друг друга, что несет в себе правовой характер. В случае уклонения от уплаты алиментов, супруг, нуждающийся в материальной поддержке, вправе обратиться за взысканием таковых в судебные органы. Алименты взыскиваются с супруга, который обладает для этого необходимыми средствами в случаях:

  • нетрудоспособности нуждающегося супруга;
  • беременности и рождения общего ребенка (в течение 3-х лет со дня рождения);
  • при осуществлении одним из супругов ухода за общим ребенком-инвалидом 1-й группы с детства.

Алименты подлежат ежемесячной выплате в определенной денежной сумме. О том как взыскать алименты Вы можете прочитать в статье «Бывший муж не платит алименты».

Медицинское освидетельствование перед заключением брака

На основании ст. 15 Семейного кодекса РФ лица, вступающие в брачные отношения, вправе произвести медико-генетическое обследование с целью выявления факта наличия каких-либо заболеваний, которые могут представлять опасность не только для здоровья другого супруга, но и будущего потомства. Медицинское обследование является добровольным и проводится с личного согласия вступающих в брак. Медико-генетическое обследование может быть проведено в любых государственных либо муниципальных учреждениях здравоохранения, в штате которых работают специалисты, обладающие правом проведения подобных обследований. Результаты обследования являются личной медицинской тайной вступающего в брак, и ее незаконное разглашение, в частности, будущему супругу влечет за собой гражданскую ответственность с компенсацией причиненного морального вреда потерпевшему (ст. 151, 1099-1101 ГК РФ). Несомненно, будущие супруги могут попросить представить им заключение медицинского исследования, в таком случае, другая сторона имеет полное право отказаться от обследования либо ставить в известность о полученных результатах. Однако, в случае умышленного сокрытия одного из вступающих в брак о наличии у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции, другая сторона вправе обратиться с исковым заявлением в суд о признании брака недействительным (ст.ст. 15, 27-30 СК РФ).

Брак — это один из основных этапов жизни каждого человека. Создание семьи, полноценной ячейки общества, является необходимым шагом.

Кто-то относится к браку серьёзно, кто-то — не очень. Но правила регистрации и условия для заключения брака в Российской Федерации — одни для всех.

Условия и процедура заключения брака – как подать заявление в ЗАГС?

Правовая ответственность перед супругами возникает только после регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния на основании заявления обоих граждан, желающих вступить в брак.

При этом стоит помнить, что венчание в церкви является не более чем просто религиозным ритуалом, и к юридической стороне не имеет никакого отношения.

Порядок заключения брака

  1. Брак заключается в личном присутствии граждан, вступающих в брак, на основании поданного ими заявления, но не ранее, чем через месяц с даты, подачи его в орган записи актов гражданского состояния. Если есть причины, неоспоримо свидетельствующие о необходимости изменения установленного срока в один месяц после подачи заявления, орган записи актов гражданского состояния имеет полномочия сократить его, или наоборот продлить. Но не более чем на один месяц.
  2. При наличии обстоятельств – таких, как беременность или рождение ребёнка — брак может быть заключён в день подачи заявления.
  3. Брак может быть заключён только при личном, добровольном согласии граждан разного пола и достижении ими брачного возраста.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Орган записи актов гражданского состояния имеет право отказать в заключение брака. Причины могут быть разными, и все они могут оспариваться в суде. Основные из них приведём ниже.

Не допускается заключение брака между:

  1. Лицами, не достигшими брачного возраста. Брачным возрастом, согласно семейному кодексу, считается достижение лицом 18 лет. В отдельных случаях заключение брака допускается по достижению 16 лет.
  2. Лицами, из которых один или оба состоят в браке с третьим лицом. В таком случае расторжение действующего брака обязательно.
  3. Близкими родственниками по прямой линии (родители и их дети, бабушки и дедушки внуки и правнуки). Подобные браки категорически запрещены.
  4. Лицами, у которых общий отец или мать.
  5. Братьям и сёстрам.
  6. Лицам, из которых хотя бы один признан недееспособным по причине психического расстройства.
  7. Усыновителям и усыновлённым. Такие браки тоже не могут быть заключены.

Основания заключения брака совершеннолетними и несовершеннолетними людьми

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает вступление в брак, как совершеннолетних граждан, так и граждан, не достигших восемнадцати лет.

Минимальный возраст, предусмотренный законом для вступления в брак — 16 лет.

Основания для заключения брака между лицами, достигшими 18 лет:

  1. Заявления в орган записи актов гражданского состояния.
  2. Отсутствие факторов, препятствующих заключению брака, описанных выше.
  3. Взаимное добровольное согласие граждан, вступающих в брак.

Основание для заключения брака между лицами, достигшими 16 лет:

  1. Разрешение органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак. Перечень обстоятельств, по которым органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак лицам, достигнувшим 16 лет может быть разным, в зависимости от законов, принятых у разных субъектов Российской Федерации. Как правило, это — беременность или рождение ребёнка. Но возможны и другие причины.
  2. Отсутствие факторов, препятствующих заключению брака, описанных выше.
  3. Взаимное добровольное согласие граждан, вступающих в брак.

Возможно ли заключение брака между родственниками?

Во всех цивилизованных странах браки между близкими родственниками вне закона. Это связанно не только с моральной, но и с биологической и генетической проблемой. Дети, рождённые в таких браках, обречены на пожизненные проблемы, связанные с генетикой. Но в статье 14 семейного кодекса Российской Федерации сказано только о близких родственниках.

Звучит она так:

«Запрещено вступление в брак близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполноводными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами)».

В то же время, нет юридических препятствий для вступления в брак отдалённых родственников, не имеющих ни одного общего родителя. К примеру, между двоюродными или троюродными братьями и сёстрами. Также это касается сводных братьев и сестёр.
Ещё одним из своих пунктов семейный кодекс запрещает вступление в брак усыновителя и усыновлённого, но не запрещает брак между родственниками усыновителя и усыновлённого.

Особенности заключения брака за границей российскими подданными

В последние годы очень плотно в моду вошли свадьбы за границей. Будущие супруги планируют своё торжественное вступление в брак на фоне средневековых зданий или красивых горных пейзажах разных стран.

Но может ли такой брак быть признанным на территории Российской Федерации?

Определённо — да, при соблюдении определённых правил. Подробнее о них попробуем разобраться ниже.

  1. Первое и самое важное, что следует помнить при заключении брака за пределами России — он может быть признан только в том случае, если регистрация была проведена в соответствии с законами страны, на территории которой проходит церемония. А также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака на территории Российской Федерации (ст. 158 Семейного кодекса Российской Федерации).
  2. В большинстве стран, обстоятельства, препятствующие заключению брака схожи. Но нелишним будет перед планированием церемонии подробно узнать все нюансы законодательства страны, на территории которого планируется вступление в брак. В противном случае можно столкнуться с проблемами, при легализации документа в России.
  3. Также внимательно следует подойти не только к выбору страны, но и места в котором будет заключён брак. Лучше всего, выбирать дипломатические организации Российской Федерации на территории государства, которое выбрано для церемонии. Брак, заключённый в посольстве или консульстве России считается таким же, если бы он был заключён в органах записи актов гражданского состояния Российской Федерации. Такой документ не требует дополнительной легализации.
  4. Если же вступление в брак с последующей выдачей документа произведено в уполномоченном органе государства, на территории которого проходит церемония, то следует помнить, что такой документ требует последующей легализации. Проводится она страной, которая изготовила и выдала документ. Легализация не требуется только в том случае, если между Российской Федерацией и государством, на территории которого проходило вступление в брак, имеют дополнительные соглашения об отмене подобной легализации.

Виды легализации брака, заключённого за пределами Российской Федерации

Существует два основных способа легализации:

  1. Штамп «Апостиль» — применяется в случае, если страна, на территории которой изготовлен и выдан документ, является участником Конвенции, о легализации иностранных документов. Эта конвенция была заключена между рядом стран в Гааге, 5 октября 1961 года.
  2. Консульская легализация – необходима в том случае, если страна, на территории которой был изготовлен и выдан документ, не является участником Гаагской конвенции. Такая легализация более длительная и требует обязательного участия Министерства юстиций страны, изготовителя документа и Министерства иностранных дел Российской Федерации. При этом такой документ будет действительным только в тех странах, в которых он был признан действующим.

Также важно знать, что у Российской Федерации заключены соглашения об отмене легализации с целым рядом стран. К таким странам относятся Чехия, Болгария, Румыния, Латвия, Литва и другие. Все что необходимо российским гражданам для правомерного использования подобного документа о заключении брака — это предоставить его заверенный перевод с иностранного языка.

Заявление на заключение брака онлайн

С развитием информационных технологий и всё более активным их внедрением в нашу жизнь, в органах записи актов гражданского состояния была внедрена и активно работает форма подачи заявления в онлайн-формате. Это значительно экономит время заявителей, избавляя их от простоя в бесконечных очередях. Но кое-что все-таки следует знать об этой услуге.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, заключение брака допускается только при личном присутствии заявителей и их взаимном согласии на вступление в брак. Церемония осуществляется на основании лично поданного заявления будущих супругов.

Онлайн-заявление на регистрацию брака всего лишь резервирует время приёма для заявителей в органе записи актов гражданского состояния. Это существенно экономит время желающих вступить в брак.

При подаче такого заявления, в обратном письме будет указано точное время и место, в которое уполномоченный работник ЗАГСа будет ждать заявителей. Именно при личной встрече определяется точная дата, и время проведения торжественной церемонии бракосочетания граждан.

Документы, необходимы для подачи заявления на заключение брака

Когда решение о вступление в брак уже принято и первые шаги для похода в орган записи актов гражданского состояния сделаны, стоит позаботиться о подготовке документов, необходимых для законной регистрации брака.

Итак, что должны иметь при себе граждане, при подаче заявления на вступление в брак:

  1. Паспорта заявителей, или другие документы удостоверяющие личности, и предусмотренные законодательством.
  2. Свидетельство о временной регистрации (для иногородних граждан).
  3. Свидетельство о расторжении брака (в том случае если такой имел место быть).
  4. Разрешение на вступление в брак (в случае если кто-то из заявителей на момент подачи заявления не достиг 18 лет).
  5. Квитанции об уплате госпошлины и комиссионного сбора ЗАГСа.
  6. Приглашение ЗАГСа (в случае если встреча была спланирована и согласована или заявка подавалась в формате онлайн).

Следует помнить, что приведённый список документов действует только для граждан Российской Федерации. Для заключения брака на территории России, где заявителем является как минимум один гражданин иностранного государства, список документов может отличаться.

Какие документы необходимы, следует уточнить в органе записи актов гражданского состояния, выбранного заявителями для регистрации брака.

Стоимость и оплата госпошлины

Согласно закону, граждане, вступающие в брак, обязаны заплатить государственную пошлину и комиссионный сбор органа записи актов гражданского состояния.

Сама госпошлина составляет 200 рублей.

Комиссионные ЗАГСа могут быть разными. Это зависит от самого органа, его местоположения и церемонии бракосочетания. С ними можно ознакомиться на информационных досках непосредственно в самом ЗАГСе или на его официальном сайте.

Что нужно знать о госпошлине:

  1. Срок действия квитанции — 45 дней. Если госпошлина была оплачена, но регистрация брака не состоялась в течение 45 дней, то оплата производится повторно.
  2. Оплачивать госпошлину нужно в кассу Сбербанка того же района, в котором находится ЗАГС, выбранный для регистрации.
  3. На оплаченной квитанции обязательно должна быть печать Сбербанка, заверяющая её оригинальность.
  4. Квитанция оплачивается одна на двоих.

Церковный брак

Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я». <…>

<…> Для христиан брак стал, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

— Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Таинство брака в современной Русской православной церкви

Подготовка к таинству венчания

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 апреля 2012.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к таинствам исповеди и причастия.

Для венчания нужно приготовить две иконы — Иисуса Христа и Богородицы, ими во время таинства благословляют жениха и невесту. Эти иконы берутся из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в таинстве венчания — женихом и невестой. Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза.

Главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Русская православная церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему постом, молитвы, покаяния и причащения.

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься, возможно совершить это не в день венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • икону Христа;
  • икону Божией Матери;
  • обручальные кольца;
  • венчальные свечи (продаются в храме);
  • белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Православное чинопоследование брака

В Русской православной церкви существует два чина совершения таинства брака:

  1. Последование великого венчания (Гл. 16 — 19 Большого Требника) — когда оба или один из брачущихся лиц вступают в брак в первый раз;
  2. Последование о двобрачном (Гл. 21) — когда оба венчающиеся вступают в повторный брак.

С 1775 года в Российской церкви обручение совершается в одно время с венчанием; исключение делалось для лиц императорской фамилии.

Тайносовершительное значение в чинопоследовании венчания имеют слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» (церк.-слав. ѧ — винительный падеж местоимения они).

Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их).

— Выдержка из чинопоследования таинства венчания

Этими словами и положением венцов на головы венчающихся человека прославляют царя творения, так как семья, по христианским воззрениям, является образом малой церкви, и на всю последующую жизнь новобрачные становятся друг для друга царём и царицей. Кроме того, венчание символически выражает чествование мученников, так как путь к Богу — это путь Христа, а значит, распятие в себе «ветхого человека», преисполненного греха, эгоизма и похоти. Новобрачные обязуются перед Богом блюсти целомудрие супружества (прежде всего отсутствие прелюбодейных помыслов, потому как грех прелюбодейства рождается в сердце).

Муж и жена в браке, по мнению христиан, навечно становятся одной плотью (если не разрушат таинство единения грехом прелюбодеяния), а также несут обоюдную ответственность за сохранность брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа «… и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». 5:19.

Условия совершения

Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской церкви браковенчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском браке.

Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога.

В современной душепопечительской практике в соответствии с основами социальной концепцией Русской православной церкви, исходя из принципа икономии, браки, заключённые без венчания по уважительной причине (в советское время, с иноверцами и неверующими) не считаются греховным блудным сожительством и не служат препятствием к браковенчанию.

Свидетели венчания

Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит её подруга, а за женихом — друг. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками, поэтому «должны быть православными и боголюбивыми».

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, венчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию вступающих в брак. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались молодые, не женатые, люди, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

Время браковенчания

Русская православная свадьба. Гравюра 1812 года

Канонически (Гл. 50 Номоканона) не позволяется венчать браки в следующие дни и периоды:

  1. От Недели Мясопустной (то есть воскресенья пред масленицей) до Недели Фоминой (1-го воскресенья по Пасхе);
  2. во весь Петров пост;
  3. во весь Рождественский пост вместе со днями Святок, то есть вплоть до 6 января по юлианскому календарю.
  4. в канун однодневных постов, то есть накануне среды и пятницы;
  5. в канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников; по практике в синодальную эпоху также: в канун Николина дня (9 мая), московской Казанской иконы (22 октября) и преставления Иоанна Богослова (26 сентября; все даты — юлианские).

Венчание не совершается накануне постных дней по причине того, что на следующий, постный день, праздничный стол являлся бы нарушением постного дня (или поста).

Браковенчание должно совершаться утром, либо днём, по совершении литургии.

Расторжение и повторный брак

Принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость: Мк.10:2-12. Единственной причиной расторжения брака является измена (прелюбодеяние) одного из супругов 19:9. В этом случае бывшие супруги получают различные статусы: один из супругов — статус «невиновного в грехе», второй — «совершившего тяжкий грех прелюбодеяния».

Русская церковь считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития только из-за измены одного из супругов. Не так давно, «учитывая всеобщее оскудение в людях любви, а также идя на уступки человеческой немощи», в Основах социальной концепции РПЦ к греху прелюбодеяния в вопросе расторжения брачного союза были добавлены следующие причины:

  • отпадение одного из супругов от православия;
  • злонамеренное оставление семьи;
  • совершение аборта при несогласии супруга;
  • психическое заболевание одного из супругов;
  • заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;
  • хронический алкоголизм или наркомания;
  • противоестественные пороки;
  • импотенция, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного членовредительства;
  • заболевание сифилисом или проказой;
  • заболевание ВИЧ/СПИДом;
  • длительная пропажа без вести;
  • попытки нанесения вреда здоровью детей либо супруги, или угроза для их жизни.

Однако, следует понимать, что никакого чина расторжения брака не существует, эта процедура является исключительно бюрократической и состоит она не в расторжении брака как такового, а в разрешении от епископа на повторный церковный брак, когда повторный брак в ЗАГСе уже зарегистрирован.

Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Повторный брак

Что касательно второбрачия, то ссылаясь на 87-е правило Василия Великого: «Вторы́й брак есть врачество́ проти́ву блуда́, а не напутствие сластолюбию», Русская православная церковь допускает второй и третий брак. Однако, и второй, и третий брак совершаются не по торжественному чину, а, скорее, покаянному.

В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния.

Четвёртый и последующие не благословляются вообще.

Православная церковь допускает второй брак вдовы (вдовца), если она (он) изъявит такое желание, так как, по словам апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив её муж». То есть, даже если в браке у супругов не получилось взрастить любовь, которая соединит их навечно, они связаны Законом и не имеют право подавать на развод при жизни обоих супругов — в противном случае, подающий на развод становится виновным в грехе прелюбодеяния. Однако в случае смерти одного из супругов второй становится «свободным от Закона», то есть, если он захочет, то может вступить во второй брак, «но только в Господе». Однако блаженнее он будет и заслужит бо́льшую благодать у Бога, если сохранит верность первому и единственному супругу.

Всего лучше — ожидать умершего мужа и соблюдать условия с ним, избрать воздержание и находиться при оставшихся детях, чтобы приобрести большее благоволение от Бога. Если же кто захочет вступить во второй брак, то нужно делать это с целомудрием, — с честностью, согласно с законами, — потому что и это дозволяется, а запрещается только блуд и прелюбодеяние.

— Святитель Иоанн Златоуст

Любовь к нему ты можешь сохранять и теперь также, как и прежде; сила любви такова, что она объемлет, совокупляет и соединяет не только тех, которые находятся при нас, или близко к нам, и которых мы видим, но и тех, которые удалены от нас; ни продолжительность времени, ни дальность расстояния, и ничто другое подобное не может прервать и прекратить душевную дружбу. Если же ты желаешь и видеть его лицом к лицу (я знаю, что ты весьма желаешь этого), то соблюди ложе его недоступным для другого мужа, постарайся сравняться с ним по жизни, и ты, конечно, отойдешь отсюда в один и тот же с ним лик, и будешь жить вместе с ним не пять лет, как здесь, не двадцать или сто, даже не тысячу или две, не десять тысяч или несколько десятитысячелетий, но беспредельные и бесконечные веки. Наследование теми местами упокоения получается не по телесному родству, но по одинаковому образу жизни.

— «Слово к молодой вдове», Святитель Иоанн Златоуст

Таинство брака в первые века христианства

Жизнь христианина
Христианский портал

· ‎

Христианин
Крещение
Спасение · Исповедь
Благодать
Церковь · Таинства
Церковный брак
Церковные взыскания
Грех
Христианские добродетели
Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва

Христианское богословие
Грехопадение
Искупительная жертва
Христианское богослужение
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм

См. также: Брак в Древнем Риме

Установление церковного брака как особого церковно-правового института в истории христианства произошло весьма поздно.

Армянская Церковь первой признала необходимость церковного обряда для действительности брака — канон 7 Шахапиванского Собора 444 года.

В Византийской империи долгое время (до предписания Алексея I Комнина в 1092) заключение брака регулировалось нормами римского права, которое требовало юридического оформления (заключения письменного договора) только для высших сословий. Церковного брака как института не существовало.

89-я новелла Льва VI Мудрого (около 895), предписывавшая заключать брак только с церковного благословения, касалась лишь свободных лиц, то есть, не рабов.

Окончательное запрещение заключения брака без ведома и благословения приходского священника последовало при императоре Андронике II Палеологе (1282—1328) и Патриархе Афанасии I (1289—1293; 1303—1309).

Из Канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II (1078—1089) видно, что русский народ считал венчание принадлежностью брака князей и бояр, продолжая придерживаться при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест. Подобная практика встречается по памятникам до конца XVII века, а реальной жизни — и в современности.

Браки с иноверцами в России до 1918 года

Браковенчание короля Карла IV

10-е Правило Лаодикийского собора и 72-е Правило Трулльского собора запрещают православному (православной) вступать в брак с «еретиком»; но 72-е Правило делает уступку, ссылаясь на 1Кор.7:14, для брака, заключённого вне церкви, когда один из супругов «избрав благое, прибегнул ко свету истины». До синодального периода в Русской церкви строго воспрещались браки православных как с иноверцами, так и с инославными. Поводом к изданию «Послания Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами» было поступившее в Синод доношение из Берг-Коллегии, основанное, в свою очередь, на письме Василия Татищева, посланного в Сибирскую губернию «для прииска рудных мест и строения, и размножения тамо заводов». В письме Татищев ходатайствовал о желании поселившихся в России шведских специалистов (взятых перед тем в плен русской армией во время Северной войны) «жениться на русских девках без переменения веры».

Браки православных российских подданных с иноверцами были разрешены при Петре I: в 1721 году были дозволены браки с католиками, протестантами и армянами, но не «раскольниками» (то есть старообрядцами); такие браки обычно не требовали специального разрешения архиерея. Высочайший указ от 17 апреля 1905 года дозволял брак православных с старообрядцами, совершение которого, однако, требовало разрешения епархиального архиерея. Кроме того, лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными (за исключением коренных жителей Финляндии на её территории), давали священнику пред совершением брака подписку в том, что они не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что имеющие родиться от сего брака дети будут крещены и воспитаны в православии. Взятая таким образом по установленной форме подписка подлежала представлению епархиальному архиерею или в консисторию в начале января следующего года.

По состоянию на начало XX века в Российской империи действовали следующие нормы:

  • браки православных с лицами неправославных христианских исповеданий разрешались лишь при условии венчания, крещения и воспитания детей по правилам православной веры;
  • русским подданным православного и католического вероисповедания запрещались браки с нехристианами, а протестантам — с язычниками.

Брак в евангельских церквях

Заключение брака

Лютеранская свадьба в КёльнеВенчание в Киото

В евангелических церквях венчание рассматривается не как таинство, а как церковный обряд (поскольку не было непосредственно введено Иисусом Христом). В большинстве евангельские христиане придерживаются следующих принципов при освящении брака:

  • в странах, где заключение церковного брака не является основанием для его государственной регистрации, венчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (то есть официально зарегистрированном в ЗАГСе или иным другим уполномоченным органом государства) браке. Браки, как правило, заключаются между двумя людьми противоположного пола — христианином и христианкой, исповедующих Триединого Бога;

кроме того, должны быть соблюдены следующие условия:

  • зрелый возраст обоих брачующихся (согласно порогу брачного возраста, принятому в государстве);
  • искренняя вера в Бога;
  • водное крещение (с теми же нюансами относительно его срока и формы, которые приняты в данной деноминации для церковного членства);
  • отсутствие Церковных дисциплинарных взысканий (замечание, отлучение) у обоих (не для всех деноминаций);
  • обязательное согласие обеих сторон.

В большинстве случаев браки заключаются между представителями одной конфессии. Брак между верующим и неверующим людьми, согласно трактовке евангельских христиан, запрещены Писанием (см. Новый Завет), нарушители, во многих случаях, отлучаются от Церкви. Интимные отношения до совершения бракосочетания также запрещены Священным Писанием как грех блуда, нарушители также отлучаются от Церкви.

Бракосочетание для женившихся до обращения в христианство не проводится, брак считается полноценным. Однако, в некоторых случаях, известны примеры проведения обряда венчания уже сочетавшихся ранее гражданским браком пар.

Расторжение брака

Церковный брак расторгается в крайне редких случаях, по рассмотрению служителей Церкви.

Единственным безоговорочным основанием для расторжения брака может быть нежелание одного из супругов (неверующей половины) продолжать совместную жизнь в браке с верующим. Второй брак совершается в крайне редких случаях (по рассмотрению этого случая служителями Церкви). Христианам, инициировавшим расторжение брака уже после уверования, в большинстве случаев бракосочетание не преподаётся (согласно Новому Завету, им следует примириться с первым(-ой) супругом(-ой)).

Вопросы разводов и последующих браков понимаются различно консервативными и либеральными евангельскими христианами.

Брак и деторождение

По традиции основными целями брака считаются: рождение и воспитание детей, взаимная помощь и средство к укрощению плотского вожделения («во избежание блуда»: 1Кор.7:2—6). Различные авторы, принадлежащие к традиционным церквям, по-разному расставляют акценты в освещении наиболее важных целей брака. Но в целом союз мужа и жены в супружеской любви рассматривается как основа и сущность брака.

Христианская традиция относит рождение и воспитание детей к одному из основных предназначений или целей или плодов супружеской любви и вообще брака. В Основах социальной концепции Русской православной церкви утверждает, что «плодом их <мужчины и женщины> любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Продолжение человеческого рода является одной из основных целей христианского брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является «несомненным грехом». Конституция II Ватиканского Собора Католической Церкви «Gaudium et spes» утверждает: «По своему естественному характеру сам брачный институт и супружеская любовь предназначены для рождения и воспитания потомства, которым они и увенчиваются».

Однако некоторые авторы считают деторождение второстепенной целью брачного союза. Например, православный богослов М. Григоревский пишет: «Главною целью христианского брака является не рождение детей, как в вне-христианском браке, но внутреннее духовное восполнение одной личности другою, взаимное содействие в целях гармонического течения земной жизни и нравственного совершенствования. Чадорождение — второстепенная цель брачного союза» .

Согласно Катехизису Католической Церкви, «в супружеском союзе осуществляется двойная цель брака: благо самих супругов и передача жизни», неразрывно связанные друг с другом, поэтому «супружеская любовь между мужчиной и женщиной подчиняется двойному требованию верности и плодородия». Верность означает постоянство и неразрывность брачного союза, плодородие — открытость к плодоношению. По поводу последнего официальное учение Католической церкви утверждает, что «всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни».

Однако деторождение не является единственном назначением интимных отношений, которые являются также «важным составляющим супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом». Целью брака в традиционном понимании является также любовь, спасение и взаимоподдержка мужа и жены.

См. также

В Викисловаре есть статья «венчание» Христианские таинства Браки в религиях

  • Русский свадебный обряд

Примечания

  1. Православное исповѣданіе каѳолической и апостольской Церкви Восточной. Москва, 1900, стр. 66.
  2. Православный портал «Азбука веры». Раздел: Таинство брака
  3. Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви // параграф 358 сл.
  4. Литургия таинства брака
  5. Священный Синод Русской православной церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в „невенчанном“ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная церковь с уважением относится к гражданскому браку». — Основы социальной концепции Русской православной церкви, п. Х.2
  6. Сочинение блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, 1856,СПб, с.357.
  7. Расторжение церковного брака, причины развенчивания
  8. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
  9. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
  10. Святитель Иоанн Златоуст Беседа на слова: «Жена связана законом, доколе жив муж ее»
  11. Слово 1 к молодой вдове, Иоанн Златоуст
  12. Книга Правил. М., 1893, стр. 106.
  13. Внутренняя деятельность Петра Великого // Соловьев С. М. Учебная книга по Русской истории
  14. Именной ВЫСОЧАЙШИЙ Указ, данный Сенату, Об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905
  15. Стефан Смирнов. Алфавитный сборник распоряжений, необходимых для каждого члена причта. (Настольная книга). СПб, 1898, стр. 104—106.
  16. С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 1208.
  17. Каноническое право о браке. Учебное пособие, составленное свящ. И. Юровичем. Колледж Католической Теологии им. св. Фомы Аквинского, М., 1994, с. 20
  18. «Основы социальной концепции РПЦ», XII.9 // Официальный сайт Московской Патриархии
  19. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак в Православии.
  20. Прот. Владимир Воробьев. Православное учение о браке // Вестник пастырского семинара, № 2, 1996 г.
  21. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности, X. 4 // Официальный сайт отдела внешних церковных связей РПЦ
  22. Проблемы биоэтики, XII, 3 // Официальный сайт отдела внешних церковных связей РПЦ
  23. Gaudium et spes, 48 параграф 1
  24. Добросельский П. В. Супружеские отношения и грань греха
  25. ККЦ Супружеская любовь
  26. Каноническое право о браке Католической Церкви определяет недействительным брак, при заключении которого супруги не осознаю́т, что их союз предназначен для порождения потомства (Каноническое право о браке, 1096 параграф 1; комментарии по книге: Каноническое право о браке. Учебное пособие, составленное свящ. И. Юровичем. Колледж Католической Теологии им. св. Фомы Аквинского, М., 1994, с. 45 — 46)
  27. «Всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни»: эта цитата из Энциклики «Humanae vitae» Папы Павла VI приводится в разделе Катехизиса Плодородие брака
  28. Двое во едину плоть, или о любви, сексе и религии: Иным благочестивым читателям не рекомендуется. // Православие и мир
  29. Бездетный брак. Часть 1. Цель брака – спасение. // Православие и мир

11. Видео венчания

Литература

  1. Венчание, церковная церемония // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Христианская философия брака
  3. Брак в православии, протоиерей А. Мейендорф
  4. о. Алексей (Янг). Православный Брак
  5. прот. Владислав Цыпин, Церковное право

Ссылки

Церковный брак на Викискладе

  • Таинство православного брака на liturgy.ru
  • Таинство Браковенчания Фотоочерк священника Константина Пархоменко
  • Венчание чин Таинства с иллюстрациями и объяснениями
  • Таинство венчания
  • Последование обручения и венчания Последование обручения и венчания с включенными ссылками на ноты исполняемых песнопений. Для церковных хоров.

Христианские таинства

Крещение • Причащение • Священство • Покаяние • Миропомазание • Венчание • Елеосвящение