Братья Ивана грозного

Содержание

Действительно ли разбойник Кудеяр был старшим братом Ивана Грозного



Первый царь всея Руси Иван Грозный номинально взошел на престол, когда ему только исполнилось 3 года. Иоанн родился у Василия III первым, и другого претендента на русский трон на тот момент не было. Но некоторые историки выдвигают серьезную версию о том, что у Ивана Грозного был старший брат. По одной из легенд, у первой жены Василия III Соломонии родился сын, существование которого она скрыла даже от мужа, инсценировав смерть ребенка. Выросший отпрыск якобы стал разбойником по прозвищу Кудеяр, личность которого положена в сюжет некрасовской «Песни о двенадцати разбойниках».

Бесплодная Соломония и заточение в монастырь


Преподобная София Суздальская (в миру Соломония Сабурова)./Фото: rivne.church.ua

В сентябре 1505-го великий князь Московский Василий Иванович берет в законные супруги Соломонию Юрьевну Сабурову. Девушка была выбрана на смотре из 500 невест, доставленных ко двору со всех концов страны. Это обычай был организован на Руси по образу и подобию смотрин в среде византийских императоров. Впервые в истории Московского государства правящий монарх взял в жёны не русскую княжну или иностранную принцессу, а девушку из семьи столичного боярина.
Василий и Соломония прожили в браке около 20 лет, при этом наследников так и не нажили. Василий очень беспокоился по этому поводу, потому как не хотел допускать близких родственников или их сыновей к государственному трону. Он даже запрещал братьям заключать браки до тех пор, пока у него самого не родится сын. По причине бесплодности супруги было решено заменить ее новой. Боярская дума с готовностью поддержала решение монарха о разводе. Однако против такого прецедента выступили церковные иерархи, не желая поддерживать добровольный разрыв венчаных супругов.
Несогласные с волей государя митрополит Варлаам, монах Вассиан Патрикеев и преподобный Максим Грек отправились в ссылку. При этом впервые в русской истории митрополита лишили сана. В 1525-м развод все же состоялся, и вчерашняя спутница жизни Василия III отправилась в монастырь. Уже спустя несколько месяцев великий князь повторно женился, остановив выбор на юной дочери литовского князя Елене Глинской. Вскоре новая супруга родила монарху сына Иоанна – будущего легендарного русского царя Ивана Грозного.

Исчезнувшие документы и пустая могила


Фрагмент летописи: свадьба Василия и Соломонии./Фото: 20art.ru

В 1566 году государь Иван IV затребовал из госархива бумаги, связанные с разводом его отца Василия III и первой жены Соломонии. В «Описи царского архива» по этому случаю была сделана краткая отметка: «Взял к себе Государь». После этого ящик с документами в архив никогда не возвращался, исчезнув бесследно. Опасавшийся посягательств на собственный трон Иван Грозный в какой-то момент всерьез заинтересовался слухами о вероятном существовании еще одного сына Василия III — своего старшего брата и, по сути, законного наследника царской короны. Поэтому и учинил монарх тщательное расследование. Достоверных данных о его результатах не сохранилось, видимо потому что работа велась в секретном режиме.

Как позже установили историки, согласно монастырским документам возле могилы Соломонии (в постриге старицы Софьи) погребена царевна Анастасия, дочь Василия Шуйского. Однако, как утверждают исследователи, технология обработки надгробной плиты и характерный орнамент на ней не соответствуют указанному времени установки. Анастасия умерла в начале 17 века, а исследуемый материал по всем признакам относится к началу-середине 16-го. Но пик изумления археологов наступил после непосредственного вскрытия детской могилы. Никаких останков под надгробием не оказалось. Обнаружена была тряпичная кукла, одетая в перетянутую младенческим свивальником рубаху. По заключению реставраторов ткани принадлежали к тому же 16 веку, которым датировалось надгробие. А одежда вполне могла принадлежать мальчику 3-4 лет.

Сплетни иностранцев и таинственный ребенок


Предположительно портрет Соломонии./Фото: i.pinimg.com

Согласно свидетельствам иностранцев (записки Гейденсталя, Гербершетейна), сосланная в монастырь Соломония уже была беременна. На момент пострижения в монахини она носила под сердцем сына Василия III. Родился мальчик здоровым ребенком в Суздальском Покровском монастыре. По устным версиям, записанным в Покровском монастыре уже в XIX веке, названного Георгием ребёнка мать отдала в надёжную семью. При этом Соломония объявила, что сын скончался. Разумеется, что такое положение дел всерьез волновало впоследствии Ивана Грозного, опасавшегося существования старшего брата и автоматически более законного наследника. К слову, в «Записках о Московии» автор утверждал, что Соломония согласия на постриг не давала и даже противилась этому процессу всеми силами. По другим же источникам (по свидетельствам приближенных митрополита Даниила), отчаявшаяся собственным бесплодием женщина сама попросила мужа разрешить ей уйти в монастырь. При этом великий князь долго сопротивлялся, но после обращения Соломонии к Даниилу, вынужден был смириться.

Версии «за»: могила, церковь во имя Георгия и раскаяния Ивана Грозного


Разбойник Кудеяр, предположительно старший брат Ивана Грозного./Фото: pics.meshok.net

Конечно же, первое, что наталкивает на мысли о реальном существовании Георгия, — пустая детская могила. Зачем нужно было инсценировать похороны, если не с целью скрыть существование ребенка? Во-вторых, имел место еще один факт. Спустя короткое время после пострига Соломонии Василий неожиданно отписывает бывшей жене и монастырю земли и селения, а у Московского кремля приказал заложить во имя великомученика Георгия церковь.

Василий с новой супругой Еленой Глинской./Фото: cdni.rt.com

Историки предполагают, что Василий таким образом пытался ублажить жену, узнав о рождении первенца. Кроме того, по версии немецкого историка Одерборна, впоследствии Иван Грозный долго искал брата – предположительно предводителя банды разбойников Кудеяра, нашел его и убил. В защиту подобных предположений приводится тот факт, что в 1572 году государь в своей Духовной грамоте каялся перед собственными детьми. Он признавал, что совершил ужасный грех, хуже того, что учинил Каин, как известно, убивший собственного брата.
А сибирский хан Кучум жестоко поплатился за то, что Ивану Грозному дерзил и владения его разорял.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

7.3. Образ Ивана Грозного. XVIII — XIX вв.

Отношение к Грозному в XVIII в. В век Петра I и Екатерины II внимание общества было приковано к славному настоящему, прошлое же вспоминали мало. Исключение составлял сам Пётр. Во время торжеств в Москве по поводу мира со Швецией (1721) герцог Голштинский, будущий зять Петра, построил триумфальную арку, где с одной стороны был изображен Пётр I, а с другой — Иван IV. Не всем из знати это понравилось. Пётр же обнял герцога, поцеловал и сказал: 4Эта выдумка и это изображение самые лучшие изо всех иллюминаций, какие только я во всей Москве видел. Ваша светлость представили тут собственные мои мысли. Этот Государь — мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и в храбрости, но не мог ещё с ним сравняться. Только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойства его народа и великих его заслуг, называют его тираном».

При Екатерине II возрос интерес к истории и к Ивану IV. М.М. Херасков пишет «Россиаду» (1779), где Иван Грозный предстает могучим царем и идеальным властителем. Об излишествах правления Ивана Васильевича Херасков наслышан, но отводит как малозначащие: «История затмевает сияние его славы некоторыми ужасными повествованиями, до пылкого его нрава относящимися, — верить ли столь не свойственным великому духу повествованиям, оставляю историкам на размышление. Впрочем, безмерные царские строгости, по которым он Грозным проименован, ни до намерения моего, ни до времени, содержащем в себе целый круг моего сочинения, вовсе не касаются». Начинаются и серьезные исследования российской истории. И.Н. Болтин, A.M. Мусин-Пушкин, М.М. Щербатов собирают летописи и старинные книги. Пишут они и исторические труды. Но все же это было время накопления.

Иван Грозный в искусстве XIX в. «История государства Российского», принятая как национальная история, появилась вместе с 12 томами труда Карамзина, вышедшими в первой трети XIX в.

Глазами Карамзина культурные люди XIX в. смогли обозреть русскую историю. Зрелище было величественное. Пушкин писал Чаадаеву:»… я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Сам Пушкин затронул Ивана Грозного лишь косвенно — в «Борисе Годунове» и в «Капитанской дочке», но вряд ли его отношение к грозному царю отличалось от оценки в «Истории» Карамзина, высоко ценимой Пушкиным. Впрочем, в творчестве форма часто предъявляет свои требования к содержанию. Образ строгого, но справедливого царя в «Песне о царе Иване Васильевиче, опричнике и удалом купце Калашникове» (1838) был предопределен выбором М.В. Лермонтовым стиля народных песен о Грозном. В песнях Иван Васильевич сурово карает за неправду и может казнить сгоряча, но ему чуждо злодейство. Чаще он поступает великодушно. Всё это есть в «Песне» Лермонтова. Когда во время пира молодой опричник Керибеевич закручинился, царь разгневался:

Гей ты, верный наш слуга, Керибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда всходит месяц — звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает…

Неприлично же тебе, Керибеевич,

Царской радостью гнушатися…

Узнав же, что кручина Керибеевича связана с прекрасной Аленой Дмитревной, и не подозревая, что красавица в церкви Божией перевенчана, царь решает помочь добру молодцу но без принуждения девушки к замужеству:

И сказал смеясь Иван Васильевич:

«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитревне:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься — не прогневайся».

Ободренный Керибеевич пристает к Алене Дмитревне, начинает целовать-уговаривать. А соседушки смеются, кажут пальцами. Красавица прибежала домой без фаты, простоволосая. Муж её, молодой купец Степан Парамонович, по прозванию Калашников, посылает за меньшими братьями. Говорит им, что завтра пойдет на кулачный бой, биться до смерти с царским опричником.

…Над Москвой златоглавою золотая заря подымается.

На Москве-реке бойцы собираются.

Приезжает царь с дружиною.

Клич велит кричать для бою одиночного.

Вышел в круг удалой Керибеевич, ожидает противника.

Ни один боец не тронулся.

Тут выходит Степан Парамонович.

Керибеевич стал расспрашивать, какого он роду-племени. Говорит купец, что он Степан Калашников, не позорил он чужой жены и что биться им до смерти. В грудь ударил его Керибеевич, в грудь вдавился крест у Калашникова. Размахнулся Степан Парамонович и ударил в висок ненавистника. Тот упал на холодный снег. И, увидев то, Иван Васильевич повелел привести купца. Стал спрашивать, случайно убил или с умыслом. Отвечает Калашников: «Я убил его вольной волею. А за что, скажу Богу единому». Просил не оставить милостью малых детушек, молодую вдову и братьев меньших. Царь сказал в ответ:

Хорошо тебе, детинушка,

Удалой боец, сын купеческий,

Что ответ держал ты по совести.

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно,

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Конец как в старинной народной песне: над могилой Степана Парамоновича крест кленовый поставили; и проходят мимо люди добрые: старик пройдет — перекрестится, молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится. Но есть нюанс, и он из Карамзина; речь идет о посохе Ивана Васильевича:

…Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником.

В «Истории» Карамзина царь «острым жезлом своим» пригвоздил ногу Ваське Шибанову, посланцу Курбского, «острым жезлом» смертельно ранил сына Ивана — «сильно ударил им царевича в голову». Тему с царским посохом развернул в своем творчестве А.К. Толстой. Иван Грозный, губитель лучших родов, подавлявший все благородное и взрастивший подлую опричнину, вызывал у него негодование. Возмущало его и общество, допустившее произвол тирана. В предисловии к «Князю Серебряному» Толстой пишет:

«В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории… Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования».

Об эпохе Грозного Толстой написал повесть «Князь Серебряный» (1862), драму «Смерть Иоанна Грозного» (1866) и две баллады — «Князь Михайло Репнин» и «Василий Шибанов» (1840-е гг.). Любовная интрига в «Князе Серебряном» сейчас кажется сентиментальной, но в XIX в. она трогала сердца, особенно, как отмечал Толстой, простых людей. Что касается образа царя в повести, то он согласуется с описаниями Карамзина. Для самого Толстого человеческие качества государя имели главное значение, и он Грозного решительно осудил. Обстоятельствам его смерти Толстой посвятил пьесу «Смерть Иоанна Грозного». В пьесе выдвигается версия, что Иван Васильевич был, по существу, убит Годуновым, знавшим, что царь умрёт, если его разволновать. Версию эту никто из современных историков не разделяет.

Баллады «Князь Михайло Репнин» и «Василий Шибанов» можно отнести к лучшим образцам русской исторической поэзии. Князь Репнин у Толстого предан царю, но ставит честь выше жизни. Когда Грозный в компании хмельных опричников затевает на пиру шутовской маскарад и заставляет Репнина надеть маску, князь решительно отказывается:

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:

«Опричнина да сгинет! — он рек, перекрестясь. —

Да здравствует вовеки наш православный царь!

Да правит человеки, как правил ими встарь!

Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!

Личины ж не надену я в мой последний час!»

Он молвил и ногами личину растоптал…

Царь пронзает Репнина жезлом (на самом деле князя убили через несколько дней) и начинает раскаиваться: «Убил, убил напрасно я верного слугу, || Вкушать веселье ныне я боле не могу!» Князь Михайло Репнин и князь Никита Серебряный были любимыми героями Толстого; в их лояльности и правдивости видел он свой идеал подданного — друг молодости Александра II, он сразу после коронации ушёл в отставку, чтобы заниматься искусством и служить государю правдой. Царю он писал: «Говорить во что бы то ни стало правду». Толстой находил героев и среди простых людей. В балладе «Василий Шибанов» Василий — стремянный Курбского соглашается отвести письмо князя-изменника в Москву и передать прямо в царские руки. Курбский предлагает рубли в награжденье, на что Василий отвечает просто: «Тебе здесь нужнее твоё серебро, || А я передам и за муки || Письмо твое в царские руки». Курбский для Толстого становится отвратительней Грозного. Шибанов же отвозит письмо и вручает его царю:

«Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»

И в ногу Шибанова острый конец

Жезла своего он вонзает,

Налёг на костыль — и внимает:

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги

Кровь алым струилася током,

И царь на спокойное око слуги

Взирал испытующим оком.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,

И нет уж мне жизни отрадной,

Кровь добрых и сильных ногами поправ,

Я пёс недостойный и смрадный!

Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,

И много, знать, верных у Курбского слуг,

Что выдал тебя за бесценок!

Ступай же с Малютой в застенок!»

Шибанов погиб в застенке, славя Курбского и прося Бога его простить. Предсмертными словами Василия была молитва за царя и за Родину: «За грозного, Боже, царя я молюсь, || За нашу святую, великую Русь, || И твёрдо жду смерти желанной!» || Так умер Шибанов, стремянный». Те же чувства, что Толстой, испытывал к подвигу Шибанова Ф.М. Достоевский. В статье «Пушкин, Лермонтов и Некрасов», опубликованной в «Дневнике писателя» от декабря 1877 г., говоря об отнюдь не рабском характере русского народа, он приводит версию рассказа о Шибанове, близкую балладе Толстого. Внутреннее достоинство подобного раба, по словам Достоевского, воспел и Лермонтов в «Песне о купце Калашникове». Эти образы Достоевский рассматривает в единстве русского народного характера:

«Помните ли вы, господа, «раба Шибанова»? Раб Шибанов был раб князя Курбского, русского эмигранта 16-го столетия, писавшего всё к тому же царю Ивану свои оппозиционные… письма из-за границы, где он безопасно приютился. Написав одно письмо, он призвал раба своего Шибанова и велел ему письмо снести в Москву и отдать царю лично. Так и сделал раб Шибанов. На Кремлевской площади он остановил выходившего из собора царя… и подал ему послание… Царь поднял жезл свой с острым наконечником, с размаху вонзил его в ногу Шибанова, оперся на жезл и стал читать послание. Шибанов с проколотой ногою не шевельнулся. А царь, когда стал потом отвечать письмом князю Курбскому, написал, между прочим: «Устыдися раба твоего Шибанова». Это значило, что он сам устыдился раба Шибанова. Этот образ русского «раба», должно быть, поразил душу Лермонтова. Его Калашников говорит царю без укора, без попрека за Кирибеевича, говорит он, зная про верную казнь, его ожидающую, говорит царю «всю правду истинную», что убил его любимца «вольной волею, а не нехотя»».

Если говорить об отношении Достоевского к Грозному, то оно отличается от отношения А.К. Толстого. Достоевский был способен видеть не только человеческие качества царя — достойные в начале царствования и отвратительные во второй его половине, но и размах государственного мышления Ивана Грозного. Он приводит в пример умеренную и разумную политику Ивана Васильевича после покорения Казани, обеспечившую замиренность, а со временем хозяйственное процветание обширному Поволжскому краю:

«Осада была ужасная… Казанцы защищались как отчаянные, превосходно, упорно, устойчиво, выносливо. Но вот взорвали подкопы и пустили толпы на приступ, — взяли Казань! Что ж, как поступил царь Иван Васильевич, войдя в Казань? Истребил ли ее жителей поголовно, как потом в Великом Новгороде, чтоб и впредь не мешали? Переселил ли казанцев куда-нибудь в степь, в Азию? Ничуть; даже ни одного татарчонка не выселил, всё осталось по-прежнему, и геройские, столь опасные прежде казанцы присмирели навеки. Произошло же это самым простым и сообразным образом: только что овладели городом, как тотчас же и внесли в него икону Божьей Матери и отслужили в Казани молебен… отобрали тщательно оружие у жителей, поставили русское правительство, а царя казанского вывезли куда следовало, — вот и всё; и всё это совершилось в один даже день. Немного спустя — и казанцы начали нам продавать халаты, ещё немного — стали продавать и мыло».

Ещё до появления первой пьесы трилогии А.К. Толстого в российской драматургии появились пьесы Л.А. Мея «Царская невеста» (1849) и » Псковитянка» (1860), посвященные временам Грозного. Сюжет «Царской невесты» Мей заимствовал у Карамзина, собравшего летописи о третьей женитьбе Ивана IV и смерти его невесты Марфы Собакиной. События пьесы происходят в 1572 г. в Александровской слободе — столице опричнины. В слободу свезли лучших красавиц со всей Руси, чтобы царь выбрал невесту. В их числе Марфа, невеста молодого боярина Лыкова, вместе с женихом надеющаяся, что царский выбор ее минует. Пьеса кончается трагически: Лыкова оговаривают и казнят, а Марфа, которую выбрал царь, сходит с ума, отравленная соперницей. Грозного нет среди действующих лиц, но его присутствие незримо влияет на их судьбы. Н.А. Римский-Корсаков написал по пьесе Мея оперу, до сих пор идущую в Большом театре. Сам композитор считал «Царскую невесту» одним из лучших своих произведений.

В «Псковитянке» Грозный уже реально присутствует. Образ его Мей рисует иначе, чем Толстой. Для Мея авторитетом в российской истории был не Карамзин, а Соловьёв, видевший исторический процесс в понятиях географических и интересующийся не образами, а общими тенденциями. Казалось бы, Мею, романтику русской старины, Карамзин ближе, но неисповедимы пристрастия человеческие, — Мей уверовал в государственника Соловьёва. Грозный в его пьесе сочетает жестокость с государственным мышлением и радением о простом народе. Главная задача царя — подавить остатки вечевой вольницы и установить себя единым самодержцем над всей страной. Но благие слова о народе остаются в монологе царя, а в жизни при его участии гибнут молодые псковитяне и собственная дочь — Ольга. «Псковитянке» повезло. Римский-Корсаков, любивший творчество Мея, не оставил без внимания и эту пьесу и написал оперу «Псковитянка». Опера десятилетиями пользовалась успехом.

Образ Ивана Грозного в литературе XIX в. будет неполным без стихотворения А.Н. Майкова «У гроба Грозного» (1887). Майков считал, что за царём была историческая правда — он создавал великое царство, Пётр и Екатерина продолжили его дело. Грозный был народным государем, он уравнял всех, ибо пред лицом царя все равны. В любви народа — оправдание царя:

Да! Мой день ещё придёт!

Услышится, как взвыл испуганный народ,

Когда возвещена Царя была кончина,

И сей народный вой над гробом властелина —

Я верую — в веках вотще не пропадет,

И будет громче он, чем этот шип подземный

Боярской клеветы и злобы иноземной…

Иван Грозный и его эпоха заняли видное место в изобразительном искусстве России XIX в. Б.А. Чориков иллюстрирует «Историю» Карамзина (1836), особенно примечателен его рисунок «Взятие Казани Иоанном Грозным». Основоположник русской исторической живописи В.Т. Шварц занимался преимущественно временем Грозного. В 1860-х гг. он пишет картины «Взятие Казани Иваном Грозным», «Посол от князя Курбского», «Василий Шибанов перед Иоанном Грозным», «Иван Грозный у тела убитого им сына», «Русский гонец XVI века», «Стрелец XVI века», «Иоанн Грозный на соколиной охоте, встречающий слепых». Шварц иллюстрирует «Купца Калашникова» Лермонтова и «Князя Серебряного» Толстого, создает эскизы декораций и костюмов к пьесе А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Хороший художник, Шварц не был художником выдающимся. Но он привлек внимание художников к образу Ивана Грозного. А.Д. Литовченко пишет картину «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею» (1875), П.И. Целебровский — «Московское посольство в Александровской слободе», П.И. Коровин — картину «Взятие Казани Иваном Грозным» (1880 —1890).

В конце XIX в. появились две выдающиеся работы, посвященные Грозному, — статуя М.М. Антокольского «Иван Грозный» (1871) и картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Работы имели огромный успех. С ними Иван Грозный, как знаковый образ глубин русской истории и русского характера, окончательно утвердился во мнении общества. Через два года после картины Репина появилась ещё одна сильная картина о первом русском царе — «Царь Иван Васильевич Грозный» В.М. Васнецова (1897). Здесь маятник качнулся в другую сторону. Царь на картине — величественный и грозный самодержец, отнюдь не добрый, но проницательный и мудрый.

В XX в. российское общество вступило с взаимоисключающими мифами об Иване Грозном. Единого мифа о первом русском царе так и не сложилось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Семья Рюриковичей, согласно норманской теории, стоит у истоков российской государственности. Рожденный у великого князя Василия II и его второй жены Елены Глинской, бывшей дочерью литовского князя, будущий первый царь всея Руси Иван Грозный потерял отца в возрасте 3 лет. Сам же царь Иван IV стал отцом восьми детей — шестеро от первого брака, сын от второй жены, и еще один сын от последней, шестой (?) супруги.

(?) — Количество жён Ивана Грозного точно не определено, у историков упоминаются имена шести или семи женщин, считавшихся жёнами Ивана IV. Из них только первые 4 являются «венчанными», то есть законными с точки зрения церковного права (для четвёртого брака, запрещаемого канонами, Иваном было получено соборное решение о его допустимости).

Генеалогическое древо Ивана IV Грозного

Родители

Отец

Василий III — Великий князь московский и владимирский, государь всея Руси, сын Ивана III Великого и Софии Палеолог.

Мать

Елена Глинская — вторая жена Василия III, дочь литовского князя, фактичества была регентом при Иване Грозном в 1533-1538.

Жены

Первая жена — Анастасия Захарьина-Юрьева

Царица Анастасия Романовна, урождённая Захарьина-Юрьева — первая жена и пятиюродная тетка царя Ивана Васильевича Грозного, мать царя Фёдора Иоанновича. Смерть царицы в 1560 году, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Ивана Грозного и была одним из обстоятельств, спровоцировавших падение членов Избранной рады. Впоследствии опираясь на родство с Анастасией семья Романовых пришла к власти в Русском царстве.

Биография

Вторая жена — Мария-Кученей

Рамиля Эскандер В роли Марии Темрюковны,из фильма «Царь». Царица Мария Темрюковна — до крещения перед свадьбой в 1561 княжна Кученей, вторая жена Ивана Грозного, дочь кабардинского князя Темрюка. Единственный её ребёнок, о котором известно — царевич Василий Иванович — умер в двухмесячном возрасте в мае 1563. Как и после смерти Анастасии, Иван подозревал бояр в том, что они её «извели», утверждая, что она «злокозньством отравлена бысть».

Биография

Третья жена — Марфа Собакина

Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина Царица Марфа Васильевна, урождённая Собакина — третья жена Ивана Грозного, дочь коломенского дворянина. После её смерти в 1571 году, спустя лишь 15 дней после свадьбы — царь рассвирепел, вновь подозревая намеренное отравление со стороны бояр либо родственников предыдущих жён. По некоторым данным, в ходе расследования было казнено 20 человек, согласно одной из неподтвержденных версий зелье вызвавшее смерть передала Марфе её мать для «плодородия».

Уже после смерти Марфы, добиваясь права заключить запрещённый церковью 4-й брак, в третий раз овдовевший Иван клялся служителям церкви, что из-за скоропостижной смерти болезни невесты она не успела стать ему женой.

Биография

Четвертая жена — Анна Колтовская

Портрет не сохранился
(картина В. Васнецова) Царица Анна Алексеевна, дочь боярина Колтовского — четвёртая жена Ивана Грозного, на которой он женился весной 1572 года. Была выбрана на том же смотре невест (1571 г.), что и третья жена царя, Марфа Собакина, и была призвана после скоропостижной смерти последней. В виде исключения по государственным соображениям церковный собор разрешил царю 4-й брак (следующие «жены» его такой чести не удостаивались), однако на него наложили 3-летюю епитимью.

Брак не продолжался и полугода — в сентябре 1572 года царица Анна была удалена в монастырь и вскоре пострижена в монахини с именем «Дария». Причины опалы неизвестны. Царица Анна умерла в 1626 году, пережив царственного супруга на 42 года.

Биография

Мария Долгорукая

Портрет не сохранился Княжна Мария Долгорукая (Долгорукова) по некоторым сведениям была 5-й женой царя Ивана IV Васильевича Грозного, возможно, вымышленный персонаж, впервые упомянутый в XIX веке.

Предположительно, Иван Грозный приблизил к себе Марию в 1573 году. Н. И. Костомаров писал, что после свадьбы царь узнал, что новая невеста уже не была девицей и приказал утопить её.

Биография

Пятая/шестая жена — Анна Васильчакова

Портрет не сохранился Анна Григорьевна Васильчикова — пятая жена Ивана Грозного, дочь одного из боярских родов, незаконная супруга по церковному праву. Примерно через год царь охладел к ней, и Васильчикова насильно была пострижена в суздальском Покровском монастыре. Под каким именем она была пострижена — неизвестно. Умерла в монастыре не позднее января 1577 года.

Биография

Василиса Мелентьева

Василиса и Иван Грозный,
Николай Неврев (1830—1904) Василиса Мелентьева — вдова-москвичка, по разнымм версиям была шестой или седьмой женой Ивана Грозного. Информация о ней крайне скудна, не исключена вероятность, что её история является вставкой позднего фальсификатора. Тем не менее эта фигура часто появляется в произведениях искусства, посвящённых Ивану Грозному.

В отличие от других жён царя, сосланных в монастырь (Анна Колтовская, Анна Васильчикова, чья биография «после развода» прослеживается хорошо), никаких упоминаний о конкретном месте пострига Василисы нет. Её могила также неизвестна.

Биография

Последняя жена — Мария Нагая

Марфа признаёт Лжедмитрия Мария Фёдоровна Нагая — дочь окольничего, последняя жена Ивана IV. Замуж вышла в 1580 году. После смерти Ивана Грозного в 1584 году была сослана вместе с сыном и братьями на житьё в Углич.

15 мая 1591 года её единственный сын Дмитрий Углицкий умер при невыясненных обстоятельствах, убитая горем царица обвинила невиновных людей, убитых впоследствии толпой, за что была пострижена в монахини под именем Марфа.

18 июля 1605 года торжественно въехала в Москву, где признала Лжедмитрия I своим сыном, однако позже, перед убийством Лжедмитрия, отказалась от своих слов, заявив, что «признала его поневоле, страшась смертного убийства».

Умерла в 1611 году.

Биография

Дети Ивана IV Грозного

Дети от первого брака с Анастасией Романовной

Царевна Анна Ивановна — первенец супругов прожила меньше года (10 августа 1549 — 20 июля 1550). В честь её рождения был заложен храм Иоакима и Анны. Погребена в Новодевичьем монастыре.

Царевна Мария Ивановна (Мария Иоанновна) (17 марта 1551 — 8 декабря 1552) — вторая дочь в семье Ивана Грозного и Анастасии Романовны, умерла во младенчестве.

Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими были перенесены подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас.

Царевич Дмитрий Иванович (Старший) (октябрь 1552— 4 (6) июня 1553) — долгожданный наследник, первый сын, родился во время победоносного возвращения царя из казанского похода. случайно погиб младенцем. Во время тяжёлой болезни в 1552 году «тяжким огненным недугом» царь Иван потребовал от бояр присяги своему сыну-младенцу. Однако многие бояре, не желая «царя в пелёнцах», желали видеть следующим царём двоюродного брата Ивана — Владимира Андреевича Старицкого. Это стало причиной усиления подозрительного отношения Ивана к боярам и лично Владимиру. Умер 6 июня 1554 года при не выясненных обстоятельствах (согласно одной версии из-за болезни, есть также теория согласно которой царевич утонул по недосмотру).

Царевич Иван Иванович

Иван Грозный и умирающий царевич Иван
Илья Репин (1844-1930). Иван Иванович — (28 марта 1554 — 19 ноября 1581) — первый из детей царя, достигший взрослого возраста. Был трижды женат, но ни одна семья не осчастливилась ребенком. Согласно наиболее популярной версии был смертельно ранен Иваном Грозным в ходе ссоры.

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Ивана Васильевича и царевича Ивана Ивановича. Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца.

Биография

Царевна Евдокия Ивановна (26 февраля 1556 — июнь 1558) — третья дочь и пятый ребёнок в семье Ивана Грозного и Анастасии Романовны, умерла во младенчестве. Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими, очевидно, были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора.

Царевич Фёдор Иванович

Портрет из «Царского титулярника» Фёдор Иванович (Блаженный) — 31 мая 1557, Москва — 7 (17) января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником.

Сын от второго брака с Марией Темрюковной

Царевич Василий Иванович (март — 3 мая 1563) — единственный ребёнок Ивана Грозного и Марии Темрюковны, 4-й сын царя, умер в возрасте пяти недель. Месяц спустя после его смерти, в июне по доносу Саблука Иванова — дьяка князя Владимира, начался сыск по делу княгини Ефросиньи Старицкой и её сына Владимира по обвинению в злом умысле против царской семьи

Сын от незаконного брака с Марией Нагой

Царевич Дмитрий Иванович

«Царевич Дмитрий». М. В. Нестеров, 1899 год Царевич Дмитрий Иванович (19 октября 1582, Москва — 15 мая 1591, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Погиб при невыясненных обстоятельствах в 1591 году, был запрещен к упоминанию при богослужениях по приказу царя-брата Фёдора, на том основании, что он рождён в шестом браке и поэтому является незаконнорождённым.

Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум 22 года после его смерти. По официальной версии правительства Василия Шуйского Дмитрий погиб от руки наёмников Бориса Годунова.

В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I, выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия; правительство Бориса, до этого замалчивавшее сам факт того, что царевич Дмитрий жил на свете, и поминавшее его как «князя», вынуждено было в пропагандистских целях служить ему заупокойные службы, поминая его царевичем.

Биография

Был ли у Ивана Грозного старший брат – претендент на престол

Сентябрь 1505 года. Старший сын московского великого князя Ивана III и великой княгини Софьи, наследник престола Василий-Гавриил, женится на дочери боярина Юрия Сабурова Соломонии (Саломее). Это бракосочетание было обставлено ещё невиданным на Руси образом. В столицу было приглашено около 500 знатных девушек на выданье. На этом своеобразном «конкурсе красоты» «жюри», состоявшее из опытных повитух, отобрало в «финал» несколько десятков девиц, отличавшихся самым безупречным здоровьем. И уже из них наследник выбрал ту, которая ему больше всех понравилась. Согласна невеста или нет – значения не имело.

Слухи о непризнанном первенце Василия III

Ещё через три месяца Иван III отдал Богу душу, и наследник вступил на престол, став великим князем под именем Василий III. Затем прошло двадцать лет его брака. За всё это время Соломония не родила ребёнка. Василий III решил развестись с супругой, заключить её в монастырь, а самому жениться на другой…

40-е годы XVI века. Пожилой австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн, отставной дипломат, составляет свои «Записки о Московии». Переходя к окончанию правления великого князя Василия III, к которому он ездил послом в 1517 и 1526 гг., барон пишет:

«Во время нашего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать его. К ней были присланы некие лица для расследования истины, но она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка; когда же он облечётся в своё величие, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва двояко гласит об этом».

Если верны те слухи, ходившие в русском обществе середины XVI века, которые засвидетельствовал Герберштейн, то у Ивана Грозного, сына Василия III от его второй жены, был старший брат по отцу, непризнанный первенец, имевший преимущественные права на престол. Могло ли такое быть на самом деле, и если так, что с этим братом стало?

Насильственный постриг царицы

Пострижение Соломонии в монастырь стало причиной крупного внутриполитического скандала, повлекшего опалу многих лиц. Намерение Василия III встретило оппозицию в придворных кругах и в духовенстве. Его назвали беззаконным князь Семён Курбский, князь Василий Патрикеев (инок Вассиан Косой), афонский старец Максим Грек. Но митрополит Даниил сказал, что берёт грех великого князя на свою душу и позволяет ему развестись. Было это в 1525 году.

Помощь великому князю в этом деле дала митрополиту возможность избавиться от церковной оппозиции, которую представляли те же Вассиан и Максим Грек. Оба были сосланы в дальние монастыри. Не исключено, что и смерть Семёна Курбского была приближена этим событием: его имя последний раз встречается в источниках в 1528 году.

Соломония не подчинялась решению о разводе, и посланный великим князем дворянин Иван Шигона бил плетью свою бывшую государыню. Митрополит Даниил лично совершал обряд принудительного пострижения. Соломония, как передавал Герберштейн носившиеся в русском обществе слухи, призвала Бога в мстители нанесённой ей несправедливой обиды. Развенчанную великую княгиню отправили в суздальский Покровский монастырь.

Ради кого развёлся Василий III

По всей видимости, развод великого князя был вызван не только бесплодием супруги и её уже немолодым (по тогдашним понятиям) возрастом (35 лет), но и новой пассией Василия III. Он, пожилой (как считалось) 46-летний мужчина, влюбился в 17-летнюю дочь одного из трёх братьев князей Глинских, бежавших из Литвы на Москву – Елену. Эта страсть была глубокой и неподдельной.

Историк Николай Костомаров писал: «Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий Иванович обрил для неё свою бороду, а это было большим уклонением от обычаев». Известно, что Василий III писал Елене нежные личные письма, когда находился в военном походе, что также было весьма необычным для домостроевских семейных отношений в Московской Руси. Проведённая реконструкция облика Елены Глинской (скончавшейся в возрасте 30 лет, как предполагается, от отравления), произведённая в 1990-е годы, подтвердила, что она была весьма красивой женщиной.

Правда, брак и с нею долго оставался бесплодным. Только в 1530 году Елена разрешилась от бремени будущим царём Иваном, а через два года у великокняжеской четы появился ещё один сын – Юрий. Этот глухонемой от рождения младший брат Ивана Грозного скончался своей смертью в 1563 году.

А был ли непризнанный старший брат?

Другие свидетельства существования царевича Георгия

В XIX веке в Суздале этнограф Иван Токмаков записал легенду, что Сабурова родила ребёнка в Покровском монастыре и отдала его в надёжные руки, а присланным от великого князя лицам сказала, будто ребёнок умер. Конечно, эта легенда не может считаться надёжным источником, так как была записана уже после публикации историй Карамзина, Костомарова и того же Герберштейна на русском языке.

В 1527 году Василий III построил в Москве по данному им обету церковь Георгия Победоносца. Никто не знает, с чем был связан этот обет, и есть вероятность, что великий князь, узнав о рождении Соломонией сына Георгия, замаливал тем самым свой грех. В то же время в ростовском Борисоглебском монастыре с 1558 года поминали «великого князя Юрия». Причём им не мог быть младший брат Ивана Грозного, так как тот умер пятью годами позднее.

Разбойник Кудеяр

Семейные тайны московских государей того времени представляют богатую почву для литературных фантазий. Так, основываясь на долгом отсутствии детей у Василия III не только в первом, но и во втором браке, можно предполагать, что Иван Грозный и его младший брат Юрий были в действительности детьми не Василия III, а кого-то другого.

В связи с этим можно обратить внимание на близость Елены Глинской с молодым князем Иваном Овчиной-Телепнёвым-Оболенским, проявлявшуюся ещё при жизни и ставшую всем очевидной уже после смерти Василия III. Сразу после внезапной кончины Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, в 1538 году, Оболенский был заключён своими врагами в тюрьму, где и умер… Но если верны эти подозрения, то бесплодным был сам Василий III, и тогда, если Соломония и вправду родила, то тоже не от великого князя.

А ещё в народе ходили легенды, что сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром… И многие странности в поведении Ивана Грозного легко объяснить, если предположить, что он всю жизнь боялся мести со стороны своего таинственного брата.

Тест по истории Опричнина 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. По мнению историков, одной из причин прекращения де­ятельности Избранной рады стало ухудшение отношений Ивана IV с

1) Басмановым и Скуратовым
2) Мининым и Пожарским
3) Пестелем и Рылеевым
4) Сильвестром и Адашевым

2. Как звали первую жену Ивана IV?

1) Екатерина Романова
2) Анастасия Романовна
3) Евдокия Лопухина
4) Наталья Нарышкина

3. Одной из причин опалы бояр и поиска «изменников» госу­дарем стали неудачи при

1) взятии Казани
2) взятии Астрахани
3) присоединении Крыма
4) проведении Ливонской войны

4. Как звали ближайшего советника царя, члена Избранной рады, который перешёл на сторону противника России и позже переписывался с государем?

1) Алексей Адашев
2) Михаил Романов
3) Никита Минин
4) Андрей Курбский

5. Какой населённый пункт стал резиденцией Ивана IV в пе­риод опричнины?

1) Московский Кремль
2) Ростовский Кремль
3) Санкт-Петербург
4) Александрова слобода

6. Как называлась территория, выделенная Иваном IV в управление боярам?

1) опричнина
2) земщина
3) вотчина
4) поместье

7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опрични­ны.

1) Макарий
2) Сильвестр
3) Филипп
4) Тихон

8. Какой город подвергся страшной расправе опричников в конце 1569 — начале 1570 г.?

1) Казань
2) Коломна
3) Минск
4) Новгород

9. В каком году состоялась битва при Молодях, где были раз­громлены силы крымско-татарского войска под предводи­тельством Девлет-Гирея?

1) 1551 г.
2) 1558 г.
3) 1565 г.
4) 1572 г.

10. Как назывались годы, введённые Иваном IV, когда крестья­не не могли покидать своих хозяев?

2 вариант

1. Как звали двоюродного брата Ивана Грозного, которого го­сударь подозревал в стремлении занять престол?

1) Владимир Старицкий
2) Никита Романов
3) Андрей Курбский
4) Иван Телепнев

2. Кого обвинял Иван IV в смерти своей жены Анастасии Ро­мановны?

1) «изменников»-воевод
2) Сильвестра и Адашева
3) польского короля Стефана Батория
4) византийского посла Фотия

3. Кто из ближайшего окружения Ивана IV, бывший участник Избранной рады, ушёл в Литву во время Ливонской войны?

1) Алексей Адашев
2) Михаил Воротынский
3) Дмитрий Храбрый
4) Андрей Курбский

4. В каком году началась Ливонская война?

1) 1555 г.
2) 1558 г.
3) 1561 г.
4) 1565 г.

5. Отметьте центр опричнины, учреждённой Иваном Грозным.

1) Ярославский Кремль
2) Казань
3) Ужгород
4) Александрова слобода

6. В чём состояло объявленное предназначение опричного вой­ска?

1) выметать измену из государства
2) служить на фронтах Ливонской войны
3) сражаться со всеми врагами государства
4) организовывать военные парады и смотры

7. Назовите имя одного из главных палачей периода опрични­ны, который задушил митрополита Филиппа.

1) Никита Романов
2) Малюта Скуратов
3) Алексей Адашев
4) Борис Годунов

8. Кто возглавил объединённое войско опричнины и земщины в битве при Молодях и разгромил войска крымского хана Девлет-Гирея?

1) Иван, сын Ивана Грозного
2) Михаил Воротынский
3) Борис Годунов
4) Михаил Романов

9. В каком городе опричники устроили страшную расправу в 1570 г.?

1) Ярославле
2) Астрахани
3) Новгороде
4) Варшаве

10. Как звали сына Ивана Грозного, которого государь убил в припадке гнева в ноябре 1581 г.?