Бывший священник

Бывший священник поносит Церковь. Мы родственники. Как общаться?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Мой родственник – бывший священник, у которого произошел душевный надлом. Сейчас он всячески поносит Церковь. Его послушать, так все люди в сане – блудники, пьяницы, лихоимцы. Я знаю, что это, мягко говоря, неправда (хотя и признаю, что священники – не ангелы). Или дело в том, что меня вообще мало волнует, что такой-то батюшка съел в пост и какой марки у него машина. Мой же родственник на какие-то вещи очень остро реагирует, а иногда верит пустым сплетням. Общаться с этим человеком стало крайне неприятно, молиться за него тяжело. Я думала совсем разорвать отношения, но мешают родственные узы. Кроме того, мне его отчего-то жаль. Подскажите, как правильно вести себя с этим человеком?

Маргарита

Отвечает иерей Святослав Шевченко:

Священник Святослав Шевченко

Здравствуйте, Маргарита! Совсем разрывать отношения было бы неправильным. Вам можно и нужно продолжать за него молитву. Но для того, чтобы избегать соблазна, немного дистанцируйтесь от него. Когда в вашем присутствии он начинает “изливать душу” кротко попросите сменить тему, в противном случае, скажите, что вам придется оставить его. Думаю, увещевания ему точно не помогут. Поскольку он уже давно нашел мишень для метания обвинений во всех своих собственных неудачах. И просто так он от нее не откажется.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На этой странице вы можете познакомиться с работами Дулумана Евграфа Каленьевича (1928-2013)

Биография

Работы:

Философия / Атеизм / Письма / Переводы / Отзывы читателей

Новое:

  • Нагорная проповедь Христа как сердцевина христианской морали
  • Московская патриархия как Большой лицедей
  • День святого Валентина

Письмо автора о себе.

Уважаемые, многоуважаемые и дорогие единомышленники !
Несказаемо рад увидеть вас на ВЕБ-страничках.
Я — старый и патентованный атеист. Остался одинок в своих атеистических убеждениях. Мои бывшие (воистину — бывшие) с советских времён единомышленники-атеисты то ли побежали в кусты, то ли (большинство) переквалифицировались в высококвалифицированных критиканов (критинов) атеизма да подались на поповские хлеба . Я все время был и остаюсь атеистом. Пишу научные ( а научные сплошь и рядом совпадают с атеистическими) статьи. Перевёл с оригиналов (то что считается оригиналами
— массоры и Септуагинты) на украинский язык Тору, Евангелие от Иоанна, Апокалипсис, Экклезиаст. Сравнил между собой переводы этих книг в большинстве изданий на английском, Итальянском, Португальском да всех славянских языках. Дал к переводу обильные примечания и научно-исторический коментар. Все эти переводы публиковались в каждом номере (с продолжением) в журнале «Людына и свыт» с 1990 по 1998 год непрерывно. В одном и том же ключе. Это надо было выдержать.
Сейчас в этом же журнале публикую статьи на актуальные темы о религии: об Антихристе, о Дате рождения Иисуса Христа и прочее и прочее. Националисты и церковники меня травят, угрожают журналу, но меня ещё публикуют.
Читаю курс философии и религиеведения в Национальном Аграрном Университете Украины.
Написал обширные материалы по основным темам религоведения, написал почти полный (14 из 17 тем) курс лекций по философии. Но издать курс негде. Написал, в соавторстве, учебник по религиеведению. Издать негде.
Если на вашем сервере можно размещать мои статьи — я с огромным удовольствием. Правда, мои статьи и материалы написаны на украинском языке. Но их мне нетрудно перевести. Но если есть возможность, то желательно было бы разместить мои статьи и на украинском языке. У нас, на Украине, разгул мракобесия и национал-дебилизма. Завести подобный вашему сайт на Украине — и мысли об этом не может быть.
Дулуман Евграф Каленьевич, 1928 года рождения. Профессор, доктор философских наук, кандидат богословия.

На смерть Евграфа Дулумана. Анализ последней книги

Недавно на кафедре философии ТюмГНГУ встретился с бывшим коллегой, доцентом кафедры философии. Он прочитал на сайте ТюмГНГУ заметку и начал говорить о том, что все теперь знают, что Майоров разводит религиозную пропаганду среди студентов и насаждает веру в сверхъестественное,в нелепые антинаучные мифы. «Я не пойду к вам на встречу , — говорил он — мне скоро на пенсию, а вот бы встретился бы ты с серьезными атеистами, как Евграф Дулуман, доктором философских наук, кандидатом богословия, тогда бы понял, что это тебе не студентов охмурять». Вот решил почитать об этом самом серьезном атеисте Советского Союза, так ли безупречна его критика веры в Бога. А если откровенно, мне очень скорбно, что пал мой собрат богослов, погибла еще одна отвергшая Христа и похулившая Духа христианская душа. Ведь любой из нас может пасть. Мой собрат по вере стал атеистом, и по смерти его книги и статьи продолжают насаждать атеизм в душах молодого поколения. Я верю, что ОТТУДА он мне благодарен. Вот и пишу ЗДЕСЬ, чтобы ТАМ отраднее было и ему, и мне за то, что его книги подвергаю, надеюсь, справедливой критике.
Знаете ли, послужной список Дулумана впечатляет впечатляет:
Дулуман Евграф Каленьевич (1928-2013) — профессор, доктор философских наук, кандидат богословия. Заслуженный деятель культуры Украинской ССР, профессиональный философ и религиовед. Атеист.
Родился 6 января 1928 года в семье крестьянина села Большая Бокова Любашёвського района Одесской области. Учился и окончил Одесскую духовную семинарию (1945-1947) и Московскую духовную академию (1947-1951). Одесский кредитно-экономический институт (1956), философский факультет Киевского государственного Университета (1956-1959) и очную аспирантуру при нём (1964-1966).
Работал доцентом и помощником инспектора Саратовской духовной семинарии (1951-1952), колхозником (1944-1945, 1952-1953), референтом Общества «Знание» (1959-1963), доцентом, и.о. заведующего кафедрой научного атеизма Киевского педагогического института им. А.М. Горького (1965-1969), старшим научным сотрудником, заведующим Отдела научного атеизма Института философии АН Украины (1969-1982). С 1982 года — профессор кафедры философии НАУ; по совместительству — заместителем директора Одесского филиала Московского Кредобанка (1992-1994). Опубликовал 8 монографий, 18 брошюр, 120 статей. За 40 лет прочитал по линии общества «Знание» свыше 2 500 лекций (из них — 800 публичных). (http://antibibliya.narod.ru/duluman.html)
Ну ладно, послужной список достойный. А вот книги его? Павлин красивый, но поет как? Вот и почитал его первую атеистическую книгу 1957 года. Знаете, не впечатлило. Читал его и позднейшие работы. За деревьями не видеть леса! например, в письме Кураеву в 1998 году http://www.ateism.ru/duluman/To_kuraev.htm он цепляется за слова или оговорки, но главное не видит,Христос ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Итак, начнем с начала, с 1957 г., когда Евграф Дулуман написал книгу «Почему я перестал верить в Бога». Начинает он с беседы о том, как став атеистом-пропагандистом, приехал в деревню с атеистической лекцией, обвиняет Христа в невежестве: горчичных деревьев не бывает, а мелкие зерна есть — зерна мака, например, — гораздо меньше горчицы (Мк. 4:30–32).
Неужели было трудно почитать хотя бы эту заметку про горчичное дерево? http://www.hrampokrov.ru/gospel/artefacts/2487/.
Проверил по последней прижизненной книге, изменились ли его взгляды по этим вопросам з последние полвека. Нет!
Смотрите сами:
Евграф Дулуман. Бог. Религия. Священники. Верующие и Атеисты. Киев. Феникс. 2012. Цитирую по номерам страниц:
Дулуман , 2012.
Вот, например, он описывает свое знакомство с о.Алексеем в послевоенной Украине, приведшего советского школьника — атеиста в семинарию в главе «Per auditur et altera pars». (Пусть будет выслушана и другая сторона).»Ты слушал только атеистов. А вот выслушай, как говорят о вере великие ученые, Паскаль, Ньютон, другие.» И священник, снимавший с семьей жилье в доме Дулуманов, постепенно приводит к вере в Бога от веры атеизма. Ненадолго: уже в Духовной Академии, после Семинарии, вместе со знакомством с атеистической литературой и проповедниками из общества «Знание», снова начал возвращаться к прежнему безбожию. Вот если бы этот «религиозный дурман» убрать от нежных детских душ, верующих бы никогда не было, считает он (С. 34.): «Для нас же, школьников, любой великий ученый был авторитетом во всех областях. Об ошибках ученых мы знаем мало. В сокровищнице науки хранятся ведь не ошибки» а достижения того или иного ученого. Человек велик своими взлетами, а не падениями! И мы порой думаем, что если ученый делает великие открытия, например, в физике или химии, то и во всех других областях знаний он всеведущ. Только значительно позже я понял, что религии противоположна не какая-то отдельная наука, а все науки, вместе взятые, в их совокупности. Поскольку религия — это прежде всего определенное мировоззрение, то прямую и полную противоположность ей нужно искать также в области мировоззрения, в области философии. Религия — наиболее ложное, фантастическое, превратное восприятии человеком окружающей действительности. Прямой противоположностью ей является правильное учение, правильное мировоззрение — диалектический материализм. И если тот или иной ученый двигает науку вперед и продолжает верить в бога, то о нем можно сказать: как ученый — он гигант, гений; но как мыслитель, философ — карлик. Ведь он только потому и является ученым, что в своей науке, на дело не признает никаких сверхъестественных сил: богов, чертей, духов, чудес. Так, для верующего медика бог может быть везде — в астрономия, химии и так далее, — только не в медицине. Набожный астроном изгоняет бога из вселенной, психолог — из человека, экономист — из общественной жизни. Такие ученые, по образному выражению Владимира Ильича Ленина, движутся к марксизму задом. Глаза их обращены к богу, а своей научной работой они, по сути, отходят подальше от бога, лишний раз доказывая, что бога пет. Все это я понял гораздо позже. Но в то время поп своими «аргументами» побудил меня усомниться в правильности материализма. Мне же казалось, что я сам, самостоятельно, стал сомневаться. А появившиеся сомнения (тогда я этого не понимал) вели меня прямо к религии.
Быть может, все, написанное в этой книге, написано с передних рубежей науки? Оцените сами: (С. 472) У дарвинизма есть все доказательства, но он для верующих не убедителен; креационизм для верующих весьма убедителен, но у него нет никаких доказательств.
А вот пассаж из области богословия (C. 472):
«У меня есть богословское доказательство того, что Бога — нет. Вот, давайте поразмышляем вместе с верующими по-богословски: — Бог — существо абсолютно всемогущее. (Так учат все монотеистические религии: христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, бехаизм. Так веруют все «воцерковлённые» этих религий). — А поскольку Бог абсолютно всемогущий, то для него абсолютно все — без исключения! — возможно. Следовательно, для него нет ничего невозможного. То есть, всё возможное и все невозможное для Бога возможно, для Бога доступно. — Поскольку для Бога возможно всё возможное и всё невозможное, то для него есть также и возможность перестать существовать. А математическая статистика доказала, что за бесконечное время с любым предметом, вещью и явлением обязательно и неизбежно осуществляются все малейшее их возможные вероятности. — Бог, согласно канонизированному учению всех религий, существует извечно. Отсюда следует, что с Богом за бесконечное время его существования уже осуществились его все возможности. — Значит, если Бог когда-то и существовал, то он уже давным-давно перестал существовать. — Заключение этому безупречному богословскому доказательству только одно: — — Бога — нет! Если он в прошлом и был, то в настоящем его нет, а его появление в будущем, (согласно закону энтропии о необратимости времени) даже не предвидится. С. 468 Почему в евангелиях так много несообразнозностей. Да только потому, что Иисуса Христа никогда не было. Он — вымышленная личность. Евангельские рассказы, так много раз повторяемые церковниками, настолько же доказывают существование Христа, насколько сказки доказывают существование жар-птицы, конька-горбунка или ковра-самолета. Много нелепостей в евангелиях встречается еще и потому, что сочинители сказок о Христе, — а таковых было очень много, — сами были невежественными людьми. Какие сочинители, такие и сочинения!»
Невозможно представить, что семинарист Дулуман прошел мимо главной книги догматического богословия, написанной еще в XIX веке митрополитом Макарием — «Православно-догматическое богословие». Он пишет в I-ом томе (Ч. 1, параграф 20. Свойства ума Божия. Всемогущество): «Святые Отцы и учители Церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестной, что считали излишним ее доказывать. «Укажите мне, — писал блаженный Августин, — не говорю, Христианина или Иудея, но укажите мне язычника, поклоняющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедал, что Бог всемогущ. Отрицать Христа может; но отрицать Бога всемогущего не может.» На возражения же некоторых, что для Бога невозможно то и другое, замечали: Бог, точно, не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься Себя или лгать (2 Тим. 2:13; Евр. 6:18), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым, это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что не противно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого.
Углубляясь в идею существа совершеннейшего и беспредельного во всем, равно как существа самобытного, которое есть единственный источник жизни, след. и силы для всего существующего, а с другой стороны, видя пред собою поразительное величие и громадность мира, созданного и непрестанно сохраняемого Богом, разум и сам собой необходимо приходит к мысли о всемогуществе Божием. Потому-то ее принимали даже языческие мудрецы».
Вот о всем нашем духовенстве, без комментариев. С.467: Процветающие сейчас христианские страны добились своего успеха не благодаря христианству, а вопреки ему. Поповская жизнь отвратительна и зловонная. Попы — это лица, которые на небеса посматривают, а по земле пошаривают. Попы это корыстолюбивые проповедники мракобесия и невежества. Чем умнее поп, тем вреднее его деятельность для народа… Впрочем, по-настоящему умных попов еще надо поискать и поискать. Как правило, поповское кодло — это скопище невежественных людей, начиная с Патриарха и кончая пономарём».
Если духовенство такое плохое, откуда брать пример? С.453-454: «Атеисты, как правило, — это наиболее активное самодеятельное население. Своим личным трудом они создают подавляющее большинство материальных и духовных общественных благ, они в буквальном смысле слова содержат своим трудом страну и обеспечивают жизнь ее граждан. Не в пример массиву верующих, массив атеистов — это наиболее просвещенная и образованная часть населения страны. Именно она развивает науку, ее руками осуществляется научно-технических прогресс, обогащается социально-культурная жизнь реальным богатством граждан страны. В свою очередь наука, будучи результатом познания естественных закономерностей и тайн природы и общества, способствует дальнейшему размыванию религиозных верований и развитию научного, атеистического мировоззрения».
А вот то, с чем трудно не согласиться. (С. 456) «В Библии имеется много исторически достоверного материала, и меру этой достоверности уже установила такая наука, как библеистика (Наука о Библии). В Библии также имеется достаточно много возвышенно художественного, глубоко философского и морально поучительного материала. На нём формировалась львиная доля духовной культуры христианизованных народов. Без знания Библии нельзя по-научному познать ни истоки, ни содержание этой культуры, приобщиться к этой культуре, сделать её элементом своего духовного богатства. Но фетишизация текста Библии порождает религиозный фундаментализм, ведет к вероисповедным распрям, мешает всесторонней оценке величия этой действительно уникальной книги. Правда всегда раскрепощает человека».
Читал ли Е. Дулуман о последних достижениях библеистики или внешних к богословию наук в пользу историчности Христа? Он до самой смерти убежден, что Евангелие ложь, а Христос — мифическая личность. Это можно было говорить в СССР в 1957 году, это поощрялось системой. Но умер Дулуман атеистом в 2013 году в июне — от рака, оставшись в атеизме. Ведь он не глуп, доктор философских наук. А то, что Христос — не мифическая, а историческая личность, историкам уже было ясно в XIX веке. Неужели было трудно почитать хотя бы это? Б.Г. Деревнский, из книги «Христос в документах истории» (СПб, 1994 г. и поздние издания). Историчность Христа доказывается «из молчания первого века», т.е. даже не Евангелий, а языческих, иудейских, исламских писателей:
Но нет, не читает, а если и читает, все перетолковывает… не опровергает прежнюю ложь, хоронит 36-летнюю дочь, умирает от рака, но не кается. Продолжает до смерти оставаться ведущим атеистом-пропагандистом, редактором и автором многих атеистических сайтов. Как страшно за его душу! Как же теперь стоять перед Богом и упрекать Его в небытии, а Христа в неисторичности? Господи, помилуй нас!

Осипов, Александр Александрович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Осипов.

Александр Александрович Осипов

Дата рождения:

10 ноября 1911

Место рождения:

Ревель, Российская империя

Гражданство:

Российская империя
СССР

Дата смерти:

25 октября 1967 (55 лет)

Место смерти:

Ленинград, СССР

Александр Александрович Осипов (10 ноября 1911, Ревель, Российская империя — 25 октября 1967, Ленинград, СССР) — православный богослов, бывший протоиерей и профессор Ленинградской духовной академии, отлучённый от Церкви священнослужитель Русской православной церкви. Магистр богословия. С 1959 года — профессиональный атеист; кандидат философских наук (с 1966 года). Один из авторов многократно издававшейся в СССР «Настольной книги атеиста».

  • 1 Биография
    • 1.1 Священнический период
    • 1.2 Атеистический период
  • 2 Сочинения
  • 3 Примечания

Александр Александрович Осипов родился 10 ноября 1911 года в Ревеле (Таллин) в семье служащего местного отделения государственного банка. В дальнейшем семья несколько раз переезжала по службе отца. Сначала Осиповы жили в Сухуми, затем поселились в Оренбурге, где семью Осиповых застала революция 1917 года. Во время гражданской войны Осиповы были вынуждены переехать на родину отца — в Иваново-Вознесенск, чтобы выжить в условиях голода. Там семья распалась, и мать забрала ребёнка. В 1922 году, с матерью, оказался в эмиграции в Эстонии. Закончил русское начальное училище и Таллинскую русскую частную гимназию. В совершенстве знал эстонский язык. Отбывал воинскую повинность в эстонской армии.

Священнический период

С января 1931 года по июнь 1935 года учился на богословском факультете Тартуского университета. После написания работы «Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома» получил учёную степень магистра богословия и был оставлен при университете докторантом. Был вынужден покинуть университет (как русский), когда к власти пришли националисты.

28 июля 1935 года он женился на дочери тартуского протоиерея — Нине Николаевне Павской. 25 августа 1935 года был рукоположён в диакона; через пять дней — в иерея. В 1940 году, в связи с вхождением Эстонской Республики в состав СССР, стал гражданином СССР. В начале Великой Отечественной войны, летом 1941 года, мобилизован в Красную Армию в тыловую часть. В 1943 году усыновил мальчика из военных сирот. Вернулся к священнослужению во вновь открытом во время войны храме в г. Молотове (Пермь).

В конце 1944 года возвратился в советский Таллин; служил настоятелем Казанской церкви и секретарём епархиального управления. Его супруга, остававшаяся в Таллине, была эвакуирована на Запад вместе с детьми; до него дошло сообщение, что жена отреклась от него как от «красного попа».

В 1946 году, при открытии Ленинградской духовной академии, приглашён в неё профессором Священного Писания Ветхого Завета. С 1947 года — протоиерей. В 1947—1948 годы исполнял обязанности ректора Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1948—1950 годы — инспектор Ленинградской духовной академии. В январе 1951 года женился вторым браком на своей бывшей духовной дочери, приехавшей из Таллина в Ленинград поступать в медицинский институт. Впоследствии, уже после его отречения, этот брак распался. В 1955 году был навсегда лишён права священнослужения, с предоставлением ему права рясофора и с оставлением в должности профессора духовной академии. В 1955-1956 годах был привлечен в качестве ученого редактора к первому в СССР изданию Библии. С середины 1990-х годов в литературе за ним закрепилось звание «секретного осведомителя ленинградского уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви».

Атеистический период

2 декабря 1959 года А. А. Осипов сообщил ректору академии о прекращении преподавания в академии и вручил ему «Известительное послание» об уходе «из ленинградских духовных школ, из православной церкви, из христианства и из религии вообще» и о его причинах, которое «просил зачитать своим бывшим сослуживцам — преподавателям и учащимся, учившимся» у него. Хотя еще за год до этого он вел переговоры с некими «партийными товарищами», которые фиксировал в своем дневнике, о своем трудоустройстве в советские учреждения.

6 декабря того же года в газете «Правда» была опубликована статья «Отказ от религии — единственно правильный путь» с подзаголовком: «Письмо в редакцию. Александр Осипов». В статье магистр богословия объяснил причины своего разрыва с религией, того, как постепенно рос и креп его атеизм, как он пришёл к заключению, что примириться с совестью и назвать себя честным человеком сможет, лишь порвав с религией. По данным М. В. Шкаровского, отречение А. А. Осипова совершено по приказу сотрудников КГБ в рамках кампании по публичным отречениям священнослужителей.

30 декабря того же года на заседании Священного Синода Русской православной церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия I было принято постановление № 23, в котором, в частности, говорилось: «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской Духовной Академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского, бывшего священника Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения. „Они вышли от нас, но не были наши“ (1 Ин. 2, 19)».

Автор ряда книг и статей антирелигиозного содержания. Старший научный сотрудник Музея истории религии и атеизма в Ленинграде.

В конце 1966 года за три работы — «Катехизис без прикрас», «Евангелие от иезуита» и «Женщина под крестом» — получил учёную степень кандидата философских наук.

В январе 1967 года неизлечимо заболел. В статье, опубликованной 11.04.2011 (в год 100‑летия со дня рождения А. А. Осипова) на сайте «Православие и образование», игумен Сергий (Рыбко) приводит информацию, ставшую ему известной от лица, работавшего в 1967 году в Патриархии, о том, что А. А. Осиповым было написано письмо Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой «разрешить ему исповедаться и причаститься перед смертью. На что последовала следующая резолюция Святейшего Патриарха: „Уважаемый Александр Александрович! Если Вы желаете принести покаяние и вновь воссоединиться с Русской Православной Церковью, Вам следует публично засвидетельствовать свою веру путем публикации в газете, так же, как публично Вы отреклись от нее. После этого ничто не возбранит Вам принять Святые Тайны“». Игум. Сергий утверждает, что человек, рассказавший ему об этом, лично видел указанную резолюцию Святейшего Патриарха Алексия I. Эта же версия встречается и в более раннем источнике. В то же время С. Л. Фирсов, детально изучивший свидетельства знавших А. А. Осипова людей, никаких порывов к возвращению его в Церковь перед смертью не отмечает.

Скончался 25 октября 1967 года в Ленинграде. На гранитной стеле, поставленной над могилой Александра Осипова на Серафимовском кладбище написана эпитафия, сочиненная самим Осиповым: «Радости вам, долгих лет жизни желает атеист и друг ваш Александр Осипов»…

Сочинения

  1. Настольная книга атеиста. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1987. — 431 с.
  2. 1 2 3 Сергей Фирсов. «…Атеист и друг ваш Александр Осипов». Независимая газета (3 ноября 1999). Архивировано из первоисточника 10 декабря 2012. Проверено 9 декабря 2012.
  3. Донос А.Осипова
  4. 1 2 3 4 Оксана Гаркавенко. Имя Божие похулившие. Годы хрущевских гонений: судьбы отступников / Мониторинг СМИ / Православие.Ru
  5. 1 2 Осипов Александр Александрович — Откровенный разговор с верующими и неверующими — Библиотека svitk.ru
  6. ФирсовС.Л. Апостасия: «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. — СПб., 2004. С. 120, 128—129.
  7. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. — М, 1999. С. 370.
  8. ЖМП. 1960, № 2, стр. 27.
  9. Игумен Сергий (Рыбко) обнародовал эксклюзивный факт в связи с недавней публикацией в «НГ Религии» » Образование и Православие
  10. Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние: Сб. писем. — М., 1997. Сноска-пояснение к письму № 230 от 7/XII-60 г., с. 307.
  11. ФирсовС.Л. Апостасия: «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. — СПб., 2004. С. 231.
  • Осипов Александр Александрович (биографическая справка)
  • Сергей Фирсов «…Атеист и друг ваш Александр Осипов». «Независимая газета» (3 ноября 2003). — «Как известный богослов стал яростным безбожником». Архивировано из первоисточника 20 марта 2012. Проверено 1 ноября 2008.
  • Из Павла в Савла. К столетию Александра Осипова, богослова, ставшего атеистом Статья А. В. Черняева.
  • Оксана Гаркавенко Имя Божие похулившие. Годы хрущёвских гонений: судьбы отступников // православие.ру
  • Доклад секретного осведомителя, профессора протоиерея А. Осипова Ленинградскому уполномоченному А. И. Кушнареву о положении в Московской Патриархии — библиотека Якова Кротова

Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной Войны. Протоиерей Алексий Осипов


Митрополит Нестор и священнослужители Новосибирской епархии во дворе Никольской церкви села Новолугового. Третий справа – священник Алексий Осипов.
В 1942 году он окончил среднюю школу. Выпускные экзамены в их школе, находящейся в прифронтовой полосе, отменили. В этом же году он был призван в армию и направлен на сборный пункт в Астрахань. В это время немцы рвались к Сталинграду, поэтому обучение молодых солдат было недолгим. Вскоре рядовой Осипов был направлен в дивизион тяжелых минометов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57 армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжелыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону. Здесь 3 февраля 1943 года в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню.
19 летнему солдату пришлось в течение полугода пройти лечение в трех госпиталях: в полевом, пересыльном в Саратове и в эвакогоспитале в Тюмени. Ступню и часть голени сохранить не удалось, они были ампутированы. После лечения молодой солдат-инвалид, награжденный медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» вернулся в родные места на Волгу. Проявив завидное упорство, в 1945 году, за очень короткий срок он окончил Сталинградский учительский институт с отличием и сдал экстерном экзамены за курс Воронежского педагогического института. Алексей Павлович поступил в аспирантуру, но уже осенью 1945 года был исключен за то, что читал на клиросе.

Протоиерей Алексий Осипов в период служения в Новокузнецке.
В 1946 году он поступает в Одесскую Духовную семинарию, которую оканчивает в 1948 году по первому разряду и поступает в Московскую Духовную академию. Когда перед дипломированным учителем естественником (преподавателем географии, биологии и химии) встал вопрос о теме кандидатской работы в Академии, то он первоначально решил писать сочинение, посвященное критике дарвинизма. Но преподаватели и руководство Академии постарались охладить пыл молодого апологета и потихоньку объяснили ему, что писать на такую тему, тем более писать честно – небезопасно. Тогда Алексей Павлович написал работу по патрологии. В 1952 году, когда Алексею Осипову предстояло защищать свою работу, митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей доктор богословия, еще 8 декабря 1949 года избранный почетным членом Московской Духовной академии, прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и участвовал в работе комиссии по защите кандидатских и дипломных работ. По ходатайству митрополита Варфоломея кандидат богословия Алексей Павлович Осипов Учебным комитетом был направлен в Новосибирскую епархию.

Отец Алексий в храме с. Пушкино, Московской области.
В октябре 1952 года Алексий Осипов был рукоположен митрополитом Варфоломеем во диакона и во священника. Отец Алексий стал первым священником Новосибирской епархии – выпускником возрожденной Академии.
Менее полугода священник Алексий Осипов служил в Вознесенском кафедральном соборе, великим постом 1953 года он назначается в Никольский храм села Новолугового. В 1957 году он вновь назначается в собор уже настоятелем. В 1958 году вновь служит в Новолуговом, в 1960 – в Никольской церкви Абакана, а с 1961 года настоятелем Никольской церкви Старокузнецка (ныне часть Новокузнецка). В этом храме отец Алексий прослужил двадцать лет до 1980 года. С 1980 года и до кончины, последовавшей 29 мая 2004 года, протоиерей Алексий Осипов жил и служил в Подмосковье.
За многолетние и плодотворные пастырские труды отец Алексий был удостоен многих Патриарших наград: правом ношения митры, орденов Преподобного Сергия Радонежского и Князя Даниила Московского. Протоиерей Алексий Осипов является автором трех опубликованных книг проповедей, переработанных в виде статей на современные актуальные темы духовной жизни.
(продолжение следует)

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.