Чимеевская икона божьей

Содержание

«Меня не спасли, но Я здесь»: в Чимеевском монастыре рассказали о чуде по молитве к сгоревшей иконе Богородицы

В Чимеевском мужском монастыре в Курганской области рассказали о чуде по молитве к Казанской-Чимеевской иконе Божией Матери, сгоревшей при пожаре 3 июля 2019 года.

31 октября 2019 года обновленный образ привез в обитель митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Спустя время стало известно о первом чудесном случае, сообщает сайт Курганской епархии.

– На праздник Казанской Божией Матери 4 ноября к нам приехала супружеская пара из Тюмени, которая много лет не могла зачать ребенка. Они были у нас летом, уже после пожара, молились на святом месте, просили Пресвятую Богородицу о помощи. И буквально накануне престольного праздника нашей обители врачи сказали им о долгожданной беременности, – рассказал казначей монастыря иеромонах Афанасий (Коренкин).

Также отец Афанасий рассказал о телефонном звонке одной женщины с Севера, которая ранее приезжала в обитель, жила в нем по несколько дней и помогала.

– Спустя некоторое время после пожара она мне позвонила и рассказала свой сон. Ей явился во сне образ Чимеевской Божией Матери, и женщина услышала слова: «Меня не спасли, но Я здесь». Эти слова вне логики человеческой, но в воле Божией, – поделился насельник обители.

По словам отца Афанасия, в Чимеево нет ощущения того, что монастырь остался без покровительства Богородицы.

– Божия Матерь здесь, это многие люди отмечают. Само место – Богородичное. Чимеево как маленькое Дивеево – наше, зауральское. Даже названия созвучны – Дивеево и Чимеево, – сказал иеромонах.

3 июля 2019 года в селе Чимеево Белозерского района на территории Чимеевского Свято-Казанского мужского монастыря сгорела деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери с находящейся в ней чудотворной иконой.

12 июля 2019 года под председательством митрополита Курганского и Белозерского Даниила был создан и зарегистрирован благотворительный фонд «Чимеевская святыня». Его целью стало восстановление утраченного храма – исторического памятника Курганской области.

Отмечается, что сейчас монастырь продолжает жить своей обычной жизнью. В храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» ежедневно совершаются богослужения; на святом источнике каждый день служится молебен с акафистом Пресвятой Богородице; в храме Иоанна Предтечи совершается Таинство Крещения; обитель продолжает принимать паломников, вести хозяйство и преодолевать последствия пожара.

Справка

По пре­да­нию, явление чтимой святыни Зауралья чудотворной Казанской-Чимеевской иконы Божией Матери произошло в первой половине XVIII века в Чимеевской слободе, в 90 верстах от Кургана. Икона Пресвятой Богородицы приплыла по реке Нияп, притоку Тобола.

Однажды местные дети играли на берегу и увидели большую черную «доску», вертикально плывущую против течения. В какой-то момент «доска» попала в водоворот, и дети увидели, что это образ Божией Матери. Вскоре на берегу собралось все село. Икону бережно достали из воды и торжественно перенесли в сельский храм.

Весть о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери быстро распространилась по всей округе и далеко за ее пределами, и в Чимеево стали приходить многочисленные паломники.

В XVIII веке силь­ный по­жар уни­что­жил де­ре­вян­ный храм, в ко­то­ром пре­бы­ва­ла ико­на, но об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ока­зал­ся невре­ди­мым. Спу­стя несколь­ко лет в се­ле был по­стро­ен но­вый храм, в ко­то­ром и на­хо­ди­лась ико­на.

Со вре­ме­нем цер­ковь об­вет­ша­ла, на ее ме­сте был воз­ве­ден Ка­зан­ско-Бо­го­ро­диц­кий храм, освя­щен­ный в честь пре­бы­ва­вшей здесь чу­до­твор­ной ико­ны.

22 мар­та 2004 го­да по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II спи­сок Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мый Чи­ме­ев­ским, был вклю­чен в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Изображение: пресс-центр Курганской митрополии/youtube.com

Святейший Патриарх Кирилл скорбит в связи с утратой чтимой Чимеевской иконы Божией Матери

Москва, 9 июля 2019 г.

3 июля 2019 года в Казанском Чимеевском мужском монастыре с. Чимеево Белозерского района Курганской области произошел пожар, в результате которого полностью сгорел деревянный Казанский храм, построенный в 1890 году. В пожаре погибла чтимая святыня — Казанская-Чимеевская икона Божией Матери, сообщает Патриархия.ru.

Фото: chimeevo.ru

В момент возгорания в Казанском храме вместе со священником молилась группа паломников из Екатеринбурга. С северной наружной стороны храма приглашенные из Тюмени специалисты проводили работы по профилактике сплит-систем кондиционирования. Они заметили черный дым из коробки кондиционера на внешней северной стороне храма и пытались ликвидировать возгорание взятыми из ризницы огнетушителями, но уже через 5 минут весь храм был заполнен дымом. Из-за сильного задымления и огня братия и паломники не смогли вынести икону. Пожарные прибыли через 6 минут после вызова, но весь храм уже был охвачен огнем.

В рапорте митрополита Курганского и Белозерского Иосифа на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сообщается, что «иеромонах Афанасий (Коренкин), пытавшийся спасти икону, госпитализирован с отравлением». Других пострадавших нет.

«Глубоко сопереживаю Вам и Вашей пастве в постигшем горе, — отметил Предстоятель Русской Церкви в своей резолюции от 6 июля на рапорт митрополита Иосифа. — Пресвятая Владычица Богородица да утешит и да укрепит в вере всех, кто скорбит в связи с утратой Ея чтимого образа».

* * *

По пре­да­нию, явление чтимой святыни Зауралья чудотворной Казанской-Чимеевской иконы Божией Матери произошло в первой половине XVIII века в Чимеевской слободе, расположенной в 90 верстах от Кургана. Икона Пресвятой Богородицы приплыла по реке Нияп, притоку Тобола.

Однажды местные дети играли на берегу и увидели большую черную «доску», вертикально плывущую против течения. В какой-то момент «доска» попала в водоворот, и дети увидели, что это образ Божией Матери. Вскоре на берегу собралось все село. Икону бережно достали из воды и торжественно перенесли в сельский храм.

Весть о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери быстро распространилась по всей округе и далеко за ее пределами и в Чимеево стали приходить многочисленные паломники.

В XVIII веке силь­ный по­жар уни­что­жил де­ре­вян­ный храм, в ко­то­ром пре­бы­ва­ла ико­на, но об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ока­зал­ся невре­ди­мым. Спу­стя несколь­ко лет в се­ле был по­стро­ен но­вый храм, в ко­то­ром и на­хо­ди­лась ико­на. Со вре­ме­нем цер­ковь об­вет­ша­ла, на ее ме­сте был воз­ве­ден Ка­зан­ско-Бо­го­ро­диц­кий храм, освя­щен­ный в честь пре­бы­ва­вшей здесь чу­до­твор­ной ико­ны.

22 мар­та 2004 го­да по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II спи­сок Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мый Чи­ме­ев­ским, был вклю­чен в ка­лен­дар­ный ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Чимеево

Село

Чимеево

56°05′37″ с. ш. 65°08′13″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия

Субъект Федерации

Курганская область

Муниципальный район

Белозерский

Сельское поселение

Ягоднинский сельсовет

История и география

Основан

Высота центра

118 м

Часовой пояс

UTC+5

Население

Население

↘446 человек (2010)

Национальности

русские

Цифровые идентификаторы

Телефонный код

+7 35232

Почтовый индекс

Код ОКАТО

Код ОКТМО

Чимеево Москва Курган Белозерское Чимеево

Чимеево — село в Белозерском районе Курганской области. Входит в состав Ягоднинского сельсовета.

География

Село находится на берегах реки Нияп (приток Тобола), в 41 км (56 км по автодороге) к северо-западу от райцентра с. Белозерского и в 74 км (100 км по автодороге) к северу от г. Кургана.

Часовой пояс

Чимеево, как и вся Курганская область, находится в часовой зоне МСК+2 (екатеринбургское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +5:00.

История

Археологические памятники

В окрестностях села есть археологические памятники: Курганная группа у с. Чимеево. Расположена в 4 км. к юго-востоку от с. Чимеево. Датировка: ранний железный век (VII в. до н.э. — III в. н.э.).

История села

Точная дата основания деревни Чимеевой неизвестна, некоторые считают, что она заселилась около 1670 года, другие относят ее появление к 1681 году. Название пошло от фамилии первого жителя-каторжника, основавшего поселение.

В административном отношении деервня состояла в ведении слободы Терсюкской, относившейся с начала 1720-х годов к Исетскому дистрикту Сибирской губернии. 13 (24) августа 1737 года дистрикт был включен в состав вновь учрежденной Исетской провинции. 15 (26) марта 1744 года провинция вошла в состав Оренбургской губернии. После открытия в селении в 1750 года самостоятельного прихода оно именуется Чимеевским селом или погостом, а около 1770 года получило статус слободы.

После создания 19 (30) января 1782 года Тобольского наместничества слобода вошла в состав Курганского уезда. 12 (23) декабря 1796 года наместничество преобразовано в Тобольскую губернии. В 1797 году слобода стала центром Чимеевской волости. Около 1873 года волостное правление было перенесено отсюда в село Брылинское, а к 1884 году и волость была переименована в Брылинскую. Село Чимеевское до начала XX в. продолжало по-прежнему именоваться в церковных документах слободой.

По сведениям 1789 года проходили торжки 22 октября (Казанский) и 21 мая (Константиновский). К 1884 году к ним прибавились 6 января (Богоявленский) и 1 августа (Спасский). Торжки эти проводились до начала 1910-х годов и в последующие годы не упоминаются.

В июне 1918 года установлена белогвардейская власть.

В середине августа 1919 года установлена советская власть. 16 августа 1919 года красный 2-й батальон 266-го рабочего имени Малышева полка выступил из с. Першина на д. Стенниково, где занял оборону белый 69-й Сибирский полк с батареей из трех 76-мм орудий.

В 1919 году образован Чимеевский сельсовет. 14 июня 1954 года объединён с Могилевским-2 сельсоветом в Могилевский сельсовет. 27 августа 1962 года Могилевский и Лебяжьевский сельсоветы объединены в Чимеевский сельсовет. 18 марта 1975 года Чимеевский сельсовет переименован в Ягоднинский сельсовет.

В годы советской власти жители работали в колхозе «Искра», затем в колхозе «Октябрь».

В 2000 году в Чимеево снимался документальный фильм о местных святынях. Режиссер — автор передачи «Играй, гармонь любимая!» Геннадий Заволокин. Фильм получился музыкальным, в него вошли песни Заволокина о православной вере в исполнении фольклорного ансамбля «Частушка».

С 2011 года ежегодно в июле проводится Открытый межрегиональный фестиваль православного творчества «Чимеевская Святыня». Первый фестиваль был посвящен православной песне и назывался «Истина в любви».

Население

Численность населения
1763 1782 1792 1816 1834 1850 1858
374 →374 ↗432 ↗536 ↗630 ↗701 ↗740
1863 1893 1912 1926 1989 2002 2010
↗777 ↗822 ↗954 ↗1219 ↘461 ↗483 ↘446

По данным Ревизии податного населения 1719 года (Книга Терсюцкой слободы крестьянам и бобылям именная) в деревне Чимиевской проживало 34 крестьянина и 25 бобылей (учтено только мужское население).

Национальный состав

  • По переписи населения 2002 года проживало 483 человека, из них русские — 99 %.
  • По переписи населения 1926 года проживало 1219 человек, из них русские 1217 чел., латыши 2 чел.

Общественно-деловая зона

В селе есть Чимеевский сельский Дом культуры (филиал Муниципального казенного учреждения культуры «Ягоднинское культурно-досуговое объединение») и Чимеевская сельская библиотека.

В деревне есть дошкольное образовательное учреждение «Чимеевский детский сад».

В 1960 году установлен обелиск, увенчанный пятиконечной звездой. На гранях основания памятника установлены плиты с фамилиями, погибших в Великой Отечественной войне.

На западе села расположено кладбище.

Церковь и монастырь

Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери.
Сгорела 3 июля 2019 года.

Чимеево — один из главных духовных центров Урала и Зауралья. В селе располагается Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь.

Со времени своего основания д. Чимеева состояла в приходе Николаевской церкви слободы Терсюкской, расположенной в 35 верстах к северо-западу.

По сохранившемуся преданию известно, что около 1746 года Казанская икона Божией Матери с предстоящими Святителем Модестом, Патриархом Иерусалимским (греч. Μόδεστος Ιεροσολύμων) и Пророком Илией приплыла в село по водам реки Нияп, двигаясь вверх по ее течению в вертикальном положении. Написана на трех досках, скрепленных между собой сквозными шпонками. Размер иконы: 108 х 89 см. Образ поставили в доме крестьянина этой деревни Семена Брагина в подобающем месте в сенях. Вскоре местные обыватели без чьего-либо разрешения начали в деревне строительство деревянной часовни в честь Явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1746 году здание уже было возведено ими до половины сруба, когда об этом узнан вновь назначенный на приход священник Терсюкской Николаевской церкви Игнатий Иноземцев. Он не запретил прихожанам окончить строительство, а по его завершении разрешил им внести в часовню имевшиеся образа, в том числе икону Пресвятой Богородицы, и собираться в этой часовне в воскресные и праздничные дни для моления.

О существовании самовольно возведенной и не освященной часовни епархиальному начальству стало известно из донесения Рафайловского заказчика иеромонаха Рафайловского Троицкого монастыря Андриана митрополиту Тобольскому и Сибирскому Сильвестру от 10 (21) ноября 1749 года. Заказчик узнал о часовне из доноса дьякона Терсюкской церкви Федора Резанова от 29 октября (9 ноября) 1749 года. В декабре 1749 года указом Тобольской консистории на имя Рафайловского заказчика иеромонаха Рафайловского Троицкого монастыря Андриана часовню, как устроенную в нарушение указа императрицы Анны Иоанновны о запрещении строительства часовен от 1734 года велено было упразднить, а имевшиеся в ней образа и утварь передать в приходскую церковь. В феврале 1750 года прибывшим в д. Чимееву иероманахом Андрианом часовня была разобрана, а стоявшие в ней три иконы: Богоматери Казанской, Царя Константина и Прокопия и Иоанна Устюженских чудотворцев перевезены в Терсюкский храм.

Для подачи епархиальному начальству прошения 22 июня (3 июля) 1750 года прихожанами был избран крестьянин д. Брагиной Григорий Брагин, который и отправился в г. Тобольск в архиерейскую консисторию. Прошение было подано им митрополиту Тобольскому и Сибирскому Сильвестру 8 (19) августа 1750 года. Согласно резолюции Преосвященного Сильвестра от 9 (20) августа 1750 года открыт отдельный Чимеевский приход, который первоначально состоял в ведении Рафайловского заказа. Храмозданной грамотой от 10 (21) августа 1750 года Преосвященный определил Рафайловскому заказчику игумену Троицкого монастыря иеромонаху Андриану заложить храм и велеть строить его длиной 8 аршин, шириной 4 аршина, высотой в 6 венцов, а также завести необходимую утварь. В сентябре 1750 года по приказу иеромонаха Андриана были переданы хранившиеся в Терсюкском храме образа из разобранной часовни. 8 (19) февраля 1754 года митрополит подписал благословенную грамоту, в которой определил Рафайловскому заказчику игумену Троицкого монастыря Александру построенную в Чимеевском погосте Богородице-Казанскую церковь освидетельствовать и освятить. В сохранившихся метрических книгах указано, что в 1758 году Богородицкая церковь относилась к Исетскому заказу, а с 1759 года — к Рафайловскому заказу. Священником в те годы был Алексей Кокшарский.

5 (16) ноября 1778 (по другим данным 1770) года церковь сгорела от неправильной топки печи. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь, но Чудотворная икона оказалась целой, только опалился верхний угол, да доска слегка потемнела. Следы ожогов видны на правой щеке Божией Матери. Резолюцией Преосвященнейшего Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, от 22 ноября (3 декабря) 1778 года прошение о строительстве новой церкви было удовлетворено, а 30 ноября (11 декабря) 1778 года им была подписана благословенная грамота, в которой было определено заказчику настоятелю Троицкого Рафайловского монастыря игумену Маргариту заложить в слободе Чимеевской новую двухпрестольную деревянную церковь.

Храм был заложен игуменом Маргаритом соборно с местным причтом 12 (23) мая 1779 года. К октябрю 1779 года трапезная часть храма с приделом Святых Константина и Елены была построена. Рапортуя об этом епископу Варлааму 3 (14) октября 1779 года, заказчик испросил благословения на освящение придела с выдачей антиминса. 16 (27) октября 1779 года Преосвященнейшим Варлаамом подписал благословенную грамоту на имя игумена Маргарита, предписывая ему освятить устроенный в трапезе придел на новом антиминсе. Придельная теплая церковь во имя Святых Равноапостольных царей Константина и Елены было освящена 8 (19) декабря 1779 года Рафайловским заказчиком игуменом Маргаритом соборно с местным причтом.

В конце 1780-х годов храм был подчинен Курганскому духовному правлению. Главный холодный храм в честь Явления Казанской иконы Божией Матери был освящен только в 1794 году по благословенной грамоте Преосвященнейшего Варлаама от 4 марта того же года на старом антиминсе, оставшемся от сгоревшей церкви.

К концу 1820-х годов здание обветшало, пришла в негодность тесовая крыша, сгнила северная стена, а все строение, возведенное без всякого фундамента, склонилось в сторону алтаря. По указу Тобольской духовной консистории в 1833—1834 годах здание отремонтировано. В эти же годы тщанием прихожан был устроен новый иконостас.

В 1852 году часть деревень отошла в новый Брылинский приход.

В 1853—1854 годах крыши и купола были перекрыты листовым железом под зеленой краской, а опалубка внешних стен здания выкрашена в белый цвет. В 1858 году был произведен ремонт иконостаса в холодной Богородице-Казанской церкви, а вместо имевшейся ветхой тёсовой церковной ограды была устроена новая деревянная решетчатая, окрашенная зеленой краской, ограда.

В мае 1875 г. прихожане постановили вновь отремонтировать храм на собственные средства: все здание снаружи окрасить белой краской, а крыши — зеленой, перекрыть протекающую крышу холодной церкви, поновить и обшить тесом крыльцо западного входа, в паперти перестлать пол, а стены и потолки выбелить. Был заключен контракт с подрядчиком шадринским мещанином Зверевым на ремонт храма, а в июле 1876 года ремонт храма им был завершен. Церковь существовала до 1888 года.

В 1889 году была построена часовня для отправления в ней богослужений до окончания строительства приходской церкви. Находилась она на открытом в 1888 г. новом сельском кладбище. После освящения в 1890 году храма проведение постоянных богослужений в часовне прекратилось, но продолжалось совершение местным причтом молебнов в дни памяти Святых Равноапостольных царей Константина и Елены, в честь которых она была освящена. В начале 1910 года священник Чимеевской церкви Василий Соколов ходатайствовал перед епархиальным начальством о разрешении ему перестроить кладбищенскую часовню в приходскую богадельню для призрения престарелых и бесприютных лиц. Указом Тобольской духовной консистории от 22 декабря 1910 (4 января 1911) года перестройка эта была разрешена. В 1911 г. работы по устройству богадельни были окончены.

Церковь в честь явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Сгорела 3 июля 2019 года.

26 января (7 февраля) 1888 года получено благословение Епископа Тобольского Авраамия на строительство нового храма в честь явления Казанской Иконы Пресвятой Богородицы на прежнем месте. Новая церковь была заложена 7 (19) мая 1889 года благочинным протоиереем Александром Елеонским и местным священником Иаковом Серебренниковым. Постройка велась по типовому плану под № 11 из сборника Высочайше одобренных проектов 1856 г. Освящение храма состоялось 21 мая (2 июня) 1890 года. Деревянное на каменном фундаменте здание, крытое окрашенным в зеленый цвет железом, с такой же в одной связи колокольней с одним ярусом звона. В здании были устроены пятнадцать больших окон с железными решетками и два малых, а также три входных двери. Оно было увенчано одной большой обшитой железом главой и шестью малыми: четырьмя на самом храме и по одной на алтаре и колокольне. На всех главах имелись гладкие металлические кресты.

26 июля (7 августа) 1893 года вместо отца Иакова Серебренникова в Казанский храм села Чимеево был назначен отец Василий Соколов. В 1896 году здание снаружи было обшито тесом, а в 1897 году оштукатурено внутри. Как внутренние, так и внешние стены впоследствии были окрашены масляной краской и не имели никаких росписей. В 1901 году церковный староста Филипп Благинин на свои средства вызолотил на храме кресты. Указом Тобольской духовной консистории от 25 апреля (8 мая) 1905 года было разрешено устроить новую церковную ограду с деревянной сторожкой, окрасить новые постройки, а также возобновить окраску и самого храма. Работы эти были проведены к середине июля 1906 года. В 1909 году шадринским иконописцем Анатолием Прохоровичем Кречетовым создан новый иконостас. Иконы, оставшиеся от старого иконостаса, указом Тобольской духовной консистории от 11 (24) октября 1911 года было разрешено раздать прихожанам. До 1935 года на колокольне располагались 6 колоколов, самый большой был весом 25 пудов. Звон их был запрещен постановлением президиума Белозерского райисполкома от 7 декабря 1934 года.

В 1930 году отца Василия Соколова арестовали. Вместо него в храм приехал служить отец Александр Бердинский. В 1937 году арестован и расстрелян священник и богослужения в храме прекратились.

В 1943 году Чашинский райисполком принял решение переоборудовать храм под зернохранилище. Все иконы и церковная утварь прихожане перенесли в алтарь, вход в который забили досками, а основное помещение было занято под глубинный пункт хранения зерна, располагавшийся здесь в течение нескольких лет. Говорят, что при переоборудовании храма, когда все иконы были сняты со стен, образ Казанской Богоматери так и не смогли сдвинуть с места несколько человек. Председатель сельсовета Гурьян Гладков, хотел топором разрубить образ Богоматери, но невидимой силой был отброшен назад, у него открылось сильное кровотечение из носа и рта, и через три дня он умер. Овёс засыпали через верхние окна. За время нахождения в здании зернохранилища в церкви полностью сгнили полы, но в остальном она не пострадала. Учитывая многочисленные просьбы верующих и их массовые моления вне храма и в церковной сторожке Курганский облисполком в сентябре 1946 года признал целесообразным передать здание в их пользование. Решение Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министром СССР об открытии Чимеевской церкви было утверждено 22 марта 1947 года. В том же году епископом Свердловским и Ирбитским Товией сюда был назначен настоятель протоиерей Пётр Трофимов. 6 ноября 1953 года отца Петра перевели для служения в село Боровское в храм Святителя Николая, а в Чимеево был назначен настоятелем отец Василий Кокорин. В сентябре 1961 года настоятелем храма был вновь назначен отец Пётр, который вплоть до своей кончины последовавшей в 1977 году был настоятелем этого храма. Когда священником был отец Евгений Храмов, икону Божьей Матери перенесли ближе к алтарю. В 1993 году настоятелем был протоиерей Андрей Алешин. Летом 1998 года он переехал на новое место служения. В сентябре 1999 года Владыка Михаил благословил иеромонаха Арсения (Поснова) на настоятельство. В 2000 году он возведен в сан игумена. В декабре 2009 года игумен Арсений был назначен настоятелем Свято-Успенского мужского монастыря в Орле. Вскоре он вернулся в Чимеево и умер 6 сентября 2011 года.

В начале 2000-х годов на берегу реки Нияп, на месте обретения чудотворной иконы, была выстроена небольшая деревянная часовня с куполом и крестом. Освящена она была в честь Явления Казанской иконы Божией Матери настоятелем Чимеевской церкви игуменом Арсением Посновым в сослужении с благочинным Центрального округа иереем Сергием Еремеевым, настоятелем Костылевского прихода Куртамышского района иереем Сергием Шумковым и иереем Сергием Киржацким. Часовня открыта для посещения паломниками только в летнее время.

17 июля 2002 года был образован Казанский Чимеевский мужской монастырь. На проходившем в этот день заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, было принято решение удовлетворить прошение Епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) о преобразовании Казанского прихода села Чимеево в Казанско-Богородицкий мужской монастырь.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 2003 году был заложен новый двухэтажный двухпрестольный храм. Строительство велось в течение шести лет на средства тюменского благотворителя. Нижний цокольный этаж был выстроен из кирпича, верхний — деревянный с кирпичной облицовкой — отстроен к декабрю 2005 года. На следующий год началось возведение купольной части. К 2009 году. на храме были установлены три золоченых купола с крестами — на самой церкви, на алтаре и над папертью, так как колокольни при нем не предусмотрено. Работы по росписи храма провел иконописец Чимеевского монастыря Сергей Осипов. Нижний крестильный храм с баптистерием посвящен памяти Преподобного Александра Свирского. Главный престол в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», расположенный в верхней церкви, был освящен 12 августа 2010 года архиепископом Курганским и Шадринским Константином в сослужении с наместником Чимеевского монастыря иеромонахом Серафимом Дмитриевым, духовенством монастыря и настоятелем Кирилло-Мефодиевского прихода города Кургана протоиереем Димитрием Алексеевым.

22 марта 2004 года по ходатайству епископа Михаила Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести Чимеевский список Казанской иконы Божией Матери в православный месяцеслов как чудотворный список Казанского образа. 19 апреля 2004 года икона официально канонизирована. Днём празднования установлено 21 июля.

Братский корпус с домовым храмом.

В 2004 году состоялась закладка фундамента двухэтажного каменного братского корпуса с домовым храмом в верхнем этаже. Возведение его началось в октябре 2005 года и велось строительной артелью из г. Воронежа под управлением Игоря Владимировича Бурова. 17 сентября 2007 года в день памяти Святителя Митрофана Воронежского на выстроенном келейном корпусе были установлены три золоченых купола с крестами. После этого началась внутренняя отделка здания и установка иконостаса в домовой церкви. Храм в честь Преподобного Серафима Саровского был освящен 12 марта 2011 года архиепископом Курганским и Шадринским Константином, которому сослужили наместник монастыря иеромонах Серафим Дмитриев и настоятель прихода Преподобного Серафима Саровского поселка Красный Октябрь Каргапольского района иерей Михаил Артемов.

В 2005 году был произведен ремонт крыши и установлены новые золоченые купола. К 2007 году пристроена церковная ризница. 15 июля 2007 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, на чудотворный образ была возложена новая серебряная риза, а старый медный оклад поместили на специально изготовленную копию иконы.

В декабре 2009 года наместником стал иеромонах Серафим (Дмитриев). В 2012 году началась реконструкция внутренних помещений храма, в результате которой был отремонтирован и обновлен иконостас, а стены расписаны священными изображениями самарским иконописцем Сергеем Александровичем Осиповым.

В 2015 году наместником стал иеромонах Феодосий (Битнер Александр Славович). В марте 2017 года наместником стал иеромонах Пётр (Синчилов Петр Петрович).

3 июля 2019 года в 14:15 поступило сообщение о возгорании в Чимеево, локализовали возгорание в 14:49, ликвидировать открытое горение удалось в 16:04. В тушении пожара участвовали 15 человек и 8 единиц техники. Это пожарные подразделения ПСЧ-21, ПСЧ-24, МПО «Ягодное», МПО «Першино», МПО «Стеклозавод», МПО «Брылино». Погибших и пострадавших в результате пожара нет. Возгорание произошло из-за короткого замыкания у кондиционера, находящегося с наружной стороны храма. В день пожара прибыла бригада из Тюмени, которая устанавливала кондиционер, загорелось после того, как они закончили работу. Пламя разгорелось очень быстро. В течение 15 минут охватило все здание. Икону пытались вынести, но она находилась в саркофаге с пятимиллиметровым антиударным бронированным стеклом, и ее сложно было оттуда извлечь, а ключи от замка были у наместника монастыря отца Петра (Синчилова), который уехал утром в Курган. Икона сгорела и восстановлению не подлежит, от нее остались лишь фрагменты металлического оклада. Погиб и оригинальный деревянный иконостас, отполированный клыком волка. Изображение Богоматери на панагии, которая висела за стеклом на иконе, не тронуло огнем. Панагия была принесена в дар Архиепископом Константином. Удалось спасли из огня саркофаг с мощами святых и частицей Креста Господня. Частично уцелела часть духовной библиотеки. Сохранилась часть лика Божьей Матери с копии иконы, которая была в алтаре. При разборе сгоревших конструкций нашли немного зерна, оставшегося от зернохранилища 1943—46 гг. Среди драгоценных украшений иконы были бриллианты на 22 карата, после пожара 16 карат было обнаружено.

Для восстановления храма 12 июля 2019 года создан Благотворительный фонд «Чимеевская святыня», стоимость проекта по строительству нового храма на месте сгоревшей церкви составляет порядка 31 млн рублей.

31 октября 2019 года в монастырь был передан новый список образа Казанской-Чимеевской иконы Божией Матери. Его написал иконописец протоиерей Андрей Николаевич Ваньков, настоятель прихода Покрова Божией Матери села Колташево Кетовского района Курганской области. В образ вкраплены сохранившиеся фрагменты прежней иконы.

Источник с целебной водой

Святой источник Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря.

По преданию почти одновременно с явлением чудотворной иконы в сосновом бору недалеко от села открылся источник с целебной водой, бьющий из земли и стекающей ручьем в долину реки Нияп. В годы советской власти источник был засыпан, а территория превращена в свалку. После возобновления в храме богослужений в 1947 году источник, почитаемый местными жителями святым, был прихожанами расчищен, а в середине 1990-х годов они заключили его в специальный сруб и обустроили прилегающую территорию. В 1996 году по благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила источник был освящен на Пасхальной седмице в день чествования иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Вскоре была сооружена часовня в виде крыши на столбах, а внутри поместили икону Божией Матери «Живоносный Источник». По благословению священноархимандрита Чимеевской обители митрополита Курганского и Белозерского Иосифа была произведена реконструкция часовни, которая завершилась 17 октября 2015 года: проведена очистка источника с заменой колодца, устроены новые фундамент, пол, сруб, крыша. После этого был освящен и воздвигнут на обновленную часовню золоченый купол с крестом.

Кроме надкладезной часовни, в 1996 году ниже по течению исходящего из источника ручья началось обустройство купели для многочисленных паломников, приезжавших для омовений в целебной воде. В конце 2000-х годов на этом месте завершилось возведение деревянного здания купальни, увенчанной тремя золочеными куполами. К 2004 году при дорожке, ведущей от источника к купальне, была установлена маленькая деревянная часовня с куполом и крестом.

Известные жители

Первопоселенцы

Ревизии податного населения 1719 года (Книга Терсюцкой слободы крестьянам и бобылям именная). Список глав семей:

  • Иван Васильев сын Пелмень.
  • Иван Никитин сын Ослоповской.
  • Захар Игнатьев сын Плотников.
  • Иван Парфенов сын Сорокин.
  • Сила Иванов сын Пелменев.
  • Козма Андреев сын Сорокин.
  • Борис Клементьев сын Омелиных.
  • Данило Ларионов сын Поспелов.
  • Игнатий Иванов сын Усолец.
  • Леонтий Самойлов сын Портнягин.
  • Тимофей Павлов сын Тюменец.

В той же деревне Чимиевской бобыли. Список глав семей:

  • Емельян Мокеев сын Петухов, у него Исаак (?) Петров сын Вагинов.
  • Матвей Кондратьев сын Бородин.
  • Герасим Иванов сын Путиловых. Живет на подворье в пашенной избе у крестьянина Терентия Шеропина.
  • Иван Яковлев сын Гришаков. Живет на подворье у вдовы Елены Дмитриевой.
  • Иван Самойлов сын Серпов. Живет на подворье Тебеняцкой слободы у крестьянина Степана Князева.
  • Емельян Романов (?) сын Шутов. Живет на подворье у крестьянина Захара Плотникова.
  • Василий Кондратьев сын Бородин. Живет на подворье у крестьянина Ивана Сорокина.
  • Семен Кондратьев сын Бородин. Живет на подворье у крестьянина Бориса Омелиных.
  • Михайло Осипов сын Копыков (?). Живет на подворье у крестьянина Леонтия Портнягина.
  • Михайло Осипов. Живет на подворье у крестьянина Данилы Поспелова.

Казанский Чимеевский мужской монастырь

Россия Курганская область село Чимеево

Идёт загрузка карты…

Казанский Чимеевский монастырь — православный мужской монастырь в Курганской области. Основан в 2002 году. При монастыре действует гостиница.

История

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь был образован 17 июля 2002 года. На проходившем в этот день заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, было принято решение удовлетворить прошение Епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) о преобразовании Казанского прихода села Чимеево, в Казанско-Богородицкий мужской монастырь.

Первое упоминание о селе Чимеево относится к 1681 году, это год смерти Патриарха Никона. Именно в это время на берегу реки Нияп (приток Тобола) поселился раб божий по фамилии Чимеев. Он был каторжником, за что отбывал наказание точно неизвестно, но когда кончился срок приговора, он принял решение остаться в Зауралье. Вскоре после этого к нему стали присоединяться другие люди и со временем образовалось поселение, которому власти присвоили статус слободы.

В один светлый и солнечный день, дети игравшие не далеко от реки, увидели как по ней медленно, стоя вертикально и против течения плывет большая икона Пресвятой Богородицы и Богомладенца Христа. Икона остановилась напротив того места где играли дети, которые к этому времени уже успели позвать взрослых посмотреть на чудо. С благоговением и молитвами Святую икону приплывшую в эту весь достали из реки, и торжественно перенесли в храм в честь Константина и Елены.

Одновременно с пришествием иконы Пресвятой Богородицы случилось еще одно чудесное явление. Вода в чимеевской округе всегда была не важного качества, так как вокруг много болот. И вдруг не далеко от Чимеево в сосновом бору заметили появление родника, который забил из под холма. Водица этого родничка вкуса и чистоты необыкновенной. Было так же замечено, что вода помогает и от разных немощей, а если облиться ей, снимает усталость, обдает жаром и вселяет в сердце радость. Поэтому появление источника связали с пришествием в эту местность иконы Царицы Небесной.

От святого образа продолжали происходить разные чудотворения, и в знак благодарности и любви к Царице Небесной жители Чимеево и близ лежащих сел и деревень пожаловали для святой иконы ризу украшенную дорогими камнями. Большой вклад в это дело сделал житель чимеевской слободы Иван Федорович Москвин. Его трудами и пожертвованиями было произведено много строительно ремонтных работ в храме и на его территории, а также на его средства приобреталась различная церковная утварь.

В 1887 году церковь совершенно пришла в ветхость и на приходском собрании в августе того же года было принято решение обратиться к Епископу Тобольскому Авраамию с просьбой дать благословение на строительство нового храма. Отцом Иаковом Серебренниковым было составлено прошение и отправлено к Владыке.

26-го января 1888 года было получено благословение на строительство нового храма в честь явления Казанской Иконы Пресвятой Богородицы на прежнем месте. 7-го мая 1889 года совершилась закладка нового храма, которую совершил благочинный округа, отец Александр Елеонский и отец Иаков Серебренников. 21-го мая 1890 года состоялось торжественное освящение храма в честь Казанской иконы Божьей Матери в селе Чимеево. Чин освящения, а так же первую Божественную Литургию возглавил благочинный отец Александр Елеонский в сослужении отца Иакова и духовенства, соседних приходов. 26-го июля 1893 года вместо отца Иакова Серебренникова в Казанский храм села Чимеево был назначен, отец Василий Соколов он прослужил в этом храме практически 37 лет.

В годы воинствующего атеизма и безбожной власти его семья зимой была выгнана из дома на улицу. Его приютили сердобольные жители села Чимеево. В 1930 году отца Василия арестовали, предлагали отречься от Христа, взамен обещая безбедную жизнь. Но отец Василий мужественно отказался от предложений чекистов и остался верен Богу, за что и испил чашу страданий за Христа. Дата и место смерти отца Василия не известны. Вместо отца Василия, в храм приехал служить отец Александр Бердинский.

В 1937 году в год, когда была объявлена пятилетка, по окончательному уничтожению религии храм закрыли. Отец Александр был растрелен. Место его последнего упокоения неизвестно. В 1943 году храм переоборудовали под зерносклад. Иконы срывали и сбрасывали в алтарь. Когда дело дошло до Чудотворного образа, то несколько человек не могли сдвинуть икону с места. Председатель местного сельсовета Гурьян Гладков, хотел топором разрубить образ Богоматери, но невидимой силой был отброшен назад, у него открылось сильное кровотечение, из носа и рта и через три дня он умер.

В 1947 году по просьбам прихожан храм вернули верующим. 10 апреля указом Епископа Свердловского и Ирбитского Товии настоятелем храма назначается протоиерей Петр Трофимов. В день Вознесения Господня и день перенесения Святых мощей Святителя и Чудотворца Николая, в храме после долгого перерыва совершается первая Божественная Литургия. 6 ноября 1953 года отца Петра перевели для служения в село Боровское в храм Святителя Николая, а в Чимеево был назначен настоятелем отец Василий Кокорин, прослуживший в Чимеевском храме несколько лет.

В сентябре 1961 года настоятелем храма был вновь назначен отец Петр, который вплоть до своей кончины последовавшей в 1977 году был настоятелем этого храма. Отца Петра по праву можно назвать исповедником веры, так как он, будучи в священном сане, провел в лагерях и тюрьмах за исповедание веры долгие годы, в лагере ему был перебит один из позвонков, что послужило причиной его полнейшей парализации, наступившей незадолго до его кончины. Трудами отца Петра было много сделано по благоукрашению храма и его территории. После его смерти в храме служили другие священники. Отец Евгений Храмов, при нем икону Божьей Матери перенесли ближе к алтарю. В 1979 году трудами двух молодых людей Анатолия и Леонида жителей села Чимеево, был очищен Святой источник, засыпанный и превращенный в помойку безбожными властями.

В 1993 году, в год пятидесятилетия образования Курганской области, из состава Екатеринбургской епархии была выведена Курганская епархия, получив не зависимость и самостоятельность в управлении. Первым архиереем Курганской епархии был назначен Епископ Михаил (Расковалов). В Чимеево был тогда настоятелем протоиерей Андрей Алешин. В это время ожила и расцвела с новой силой чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская». От нее потекла щедрой рекой благодать исцелений и помощи страждущим людям. Слава о чудотворениях Чимеевской иконы Божьей Матери стала широко распространяться. Из разных уголков России и из зарубежья стали приезжать страждущие люди, тепля в душе надежду на помощь Царицы Небесной.

Летом 1998 года отец Андрей Алешин переехал на новое место служения. В это время среди прихожан дьявол возбудил смуту. Владыка Михаил благословил иеромонаха Арсения (Поснова), благочинного монастырей и Архиерейских подворий разобраться во всем и умирить недовольных, что было исполнено батюшкой с разумом и тактом. Матерь Божья простерла над отцом Арсением свой покров, и батюшка остался в Чимеево.

В сентябре 1999 года Владыка Михаил благословил отца Арсения на настоятельство. В 2000 году милостью Божьей, отец Арсений удостоен Патриаршей награды и возведен в сан игумена. В этом же году о Чимеевском храме и Чудотворной иконе снимается фильм Геннадием Дмитриевичем Заволокиным, руководителем Всероссийского Центра «Играй Гармонь». С назначением в Чимеево отца Арсения, начал благоукрашаться храм и его территория. Появились новые здания и строения. Для нужд храма стали приобретаться новые дома и земельные участки. Крепло подсобное хозяйство. Возникла необходимость в увеличении штата храма. Под покров Чудотворного образа Царицы Небесной стали собираться люди, желавшие себя в дальнейшем посвятить служению Церкви в монашеском чине. Поэтому со временем возникла необходимость образования в Чимеево мужского монастыря.

В 2002 году Казанский храм указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода, был преобразован в Казанско — Богородицкий мужской монастырь.

В 2003 году по просьбе Преосвященнейшего Георгия Епископа Нижегородского и Арзамасского образ Чимеевской Божьей Матери находился в Нижнем Новгороде в древнем Вознесенском — Печерском мужском монастыре. В этом же году на территории монастыря началось строительство храма в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». В девяностых годах стали собираться и записываться чудотворения от Чимеевского образа Пресвятой Богородицы. В 2004 году все эти документы были доставлены в Москву в Синодальный отдел по канонизации Святых. В том же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия Чимеевский образ Пресвятой Богородицы был включен в месяцеслов чудотворных икон Божьей Матери. В этом же году на территории обители был заложен фундамент келейного корпуса.

В 2005 году в год шестидесятилетия победы Советского народа над фашистской Германией, состоялся воздушный крестный ход с Чимеевской Чудотворной иконой Пресвятой Богородицы над пределами Курганской области. Были посещены четыре населенных пункта области. На востоке город Петухово, на западе город Щучье, на севере районный центр Шатрово, на юге Звериноголовское. За время проведения крестного хода и пребывания чудотворного образа в этих районных центрах, к чудотворному образу смогли приложиться более тридцати тысяч человек. В этом же году началось строительство келейного двухэтажного корпуса с домовым храмом в честь Преподобного Серафима Саровского. Незадолго до престольного праздника в честь Казанской иконы Божьей Матери были освящены и установлены новые позолоченные купола на Казанский храм.

В 2007 году 15 июля в день положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, на чудотворный образ была положена и освящена новая риза, которая изготовлялась Тюменскими ювелирами более пяти лет. 17 сентября в день памяти собора Воронежских Святых были торжественно освящены и установлены купола на келейном корпусе.

21 июля 2008 года в день явления Казанской иконы Божьей Матери в монастыре совершил свою последнюю Божественную Литургию Епископ Михаил. В настоящее время в состав братии монастыря входят: один игумен настоятель обители, четыре иеромонаха, два иеродиакона, один мантийный монах, один инок, два послушника. В клир монастыря входят два иерея.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

>Храмы

  • Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • Церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Церковь Серафима Саровского

Святыни

Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери

  • Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери
  • Частица Животворящего Креста Господня
  • Святой источник в Чимеево

Престольные праздники

  • Церковь Казанской иконы Божией Матери — 21 июля
  • Церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — 18 мая
  • Церковь Серафима Саровского — 15 января

Как добраться

Адрес: 641354, Курганская область, Белозерский р-он, с. Чимеево

E-mail: rpc@chimeevo.com.

Тел.: 8(35232)2-84-46.

До Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря в селе Чимеево Белозерского района Курганской области можно доехать из Кургана по трассе P-254 на автобусе «Курган-Белозерское» или «Курган-Тюмень» за 1 час, 50 мин. (98 км). От Белозерского до села Чимеево — 56 км., время пути — 1 час.

Из Кургана или Тюмени нужно ехать по трассе Курган — Тюмень до поворота на Чимеево.

Также можно доехать на автобусе, который следует из Кургана до села Ягодное. Ходит два раза в день.

Билжайшие города: Екатеринбург — 350 км, Курган — 105 км, Челябинск — 330 км, Тюмень — 150 км, Пермь — 710 км, Уфа — 730 км.

Официальный сайт.

Паломникам

Казанский Чимеевский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в богослужениях и поклониться святыням монастыря.

Телефон: (35232) 2-84-46

E-mail: chimeevo@mail.ru

Cайт монастыря

Фото

  • Церковь Казанской иконы Божией Матери

  • Церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

  • Церковь Серафима Саровского

Почему жители Чимеево, где сгорел старинный храм и «чудотворная» икона, боятся, что скоро погибнет и все село

https://www.znak.com/2019-07-04/zhiteli_chimeevo_boyatsya_chto_vsled_za_sgorevshim_starinnym_hramom_pogibnet_i_ih_selo
2019.07.04

«Церковь спалили рабочие из Тюмени»

Никита Телиженко

В селе Чимеево, где вчера в результате пожара полностью сгорела одна из старейших церквей Курганской области и считающаяся чудотворной икона Божьей Матери, сегодня продолжается разбор завалов. Корреспондент Znak.com побывал на месте ЧП и выяснил, кто установил кондиционер, от которого сгорел «курганский Нотр-Дам», как называют сгоревший храм жители Зауралья, и почему вслед за уничтоженной православной святыней может исчезнуть с лица земли и само Чимеево.

Как передает корреспондент Znak.com, первое, что бросается в глаза, когда въезжаешь в Чимеево, это непривычность пейзажа, чьей отличительной чертой всегда была высокая колокольня небесно-голубого цвета. Сегодня на этом месте — черное пепелище. Даже спустя сутки после пожара на месте церкви разбросаны горы дымящихся обломков, раскуроченные луковицы куполов и почерневшие искореженные огнем металлические кресты. На пепелище копошатся группы рабочих, в основном гастарбайтеры с соседней фермы, которые вручную разгребают и перетаскивают еще дымящиеся бревна. Их складывают в грузовик и отвозят на расположенный в километре от монастыря хоздвор.

По словам рабочих, обломки церкви, скорее всего, пустят на дрова, чтобы варить кашу свиньям с местной фермы.Никита Телиженко

Дорога около церкви заполнена верующими, которые до сих пор не верят в случившееся. Люди плачут и крестятся. То и дело к церкви подъезжают автомобили паломников из Тюменской, Омской, Свердловской областей, Кургана.

Верующие, сбившись в группы по 3-4 человека, наперебой обсуждают возможные причины произошедшего. Прихожане, которые вчера стали очевидцами трагедии, говорят, что пожар произошел сразу после службы. Сначала заискрилась проводка кондиционера, а потом почти сразу вспыхнул и он сам. Церковь в считанные секунды заполнилась дымом.

«Огонь пошел с крыши, но пожарной техники способной потушить огонь на высоте не оказалось, никаких 20 единиц, как сообщалось официально не было. Был лишь маленький ГАЗик и трактор с цистерной на прицепе, — рассказал Znak.com Владимир — мужчина, который лично принимал участие в тушение пожара и находился на месте ЧП с самого начала. — Струя воды не добивала до верха, а потушить огонь вручную было не возможно… Тут по уму был нужен брандспойт или вертолет. Сама церковь вспыхнула как спичка»

Осколок бронированного стекла от саркофага, в котором хранилась иконаНикита Телиженко «Церковь спалили рабочие из Тюмени», — безапелляционно заявила одна из местных жительниц Светлана. По ее словам, в день пожара прибыла бригада из Тюмени, которая устанавливала кондиционер. «И загорелось все после того, как они закончили работу», — говорит женщина.

Прихожане поясняют, что кондиционер решили установить в рамках подготовки к празднику Ивана Купала, а также к годовщине иконы Божьей Матери, которую должны были отметить 21 июля.

Икона Божьей Матери и частица Креста Господня — главные святыни Чимеевского монастыря. Верующие считают икону чудотворной. Согласно легенде, она появилась в Чимеево еще в 17 веке, приплыв по реке. По преданию, в слободе стали происходить чудеса, например забил ключ, вода в котором, как считают верующие, обладает целебными свойствами. «Водица этого родничка вкуса и чистоты необыкновенной. Было также замечено, что вода помогает и от разных немощей, а если облиться ей, снимает усталость, обдает жаром и вселяет в сердце радость», — говорится на сайте Чимеевского монастыря. Ради иконы Божьей Матери в Чимеево приезжали паломники со всей страны, а также из Казахстана.

Никита Телиженко

Как рассказали сегодня прихожане, кондиционер, ставший причиной ЧП, был установлен рядом с иконой, которая находилась за пятимиллиметровым антиударным бронированным стеклом. Люди говорят, когда начался пожар, несколько мужчин попытались разбить стекло, но не смогли и выбежали из горящего храма, спасая свои жизни.

«Разбить стекло было некому, а ключи от замка были у настоятеля, сам отец Петр вместе с ключами уехал утром в Курган», — рассказал местный житель Алексей.

По словам Владимира, тушившего пожар, не удалось вынести из-за ядовитого дыма, пошедшего из кондиционера, из-за него ничего было не видно на расстоянии вытянутой руки. «Я сам получил отравление вчера этим дымом», — признался мужчина.

Он также сообщил, что частицу Креста Господня удалось спасти.

А икона сгорела: еще вчера вечером это подтвердили областные власти, восстановить ее невозможно. Многие местные жители объясняют случившееся тем, что «икона попросту устала от того количества проблем, с которыми к ней приходили люди».

Никита Телиженко

Однако большинство и местных жителей, и находящихся в Чимеево паломников не верят в утрату: верующие, занимающиеся разбором завалов, надеются отыскать икону. «Она уже однажды явилась свету (согласно историческим данным, икона пережила пожар в храме в 1770 году, — Znak.com) и вновь явится», — уверена женщина, представившаяся Натальей Юрьевной. «И церковь здесь будет, и икона возродится. Ничего не случилось», — уверена она.

Пессимисты же считают, что гибель иконы может обернутся гибелью всего села. «Мы все осиротели, лично я и половина деревни выросли с этим храмом и иконой в сердце», — говорит еще одна селянка.

Люди в один голос говорят, что в Чимеево все держалось на монастыре и сейчас поселок может исчезнуть вслед за церковью. Никита Телиженко

Специально для паломников построили две гостиницы. По словам продавщицы в местном магазине Людмилы, она работала в монастыре с конца 1990-х до начала прошлого года. «Икона сгорела… Кто теперь в такую глухомань попрется», — вздыхает женщина.

«Она в год 8-10 млн чистой прибыли приносила! Здесь, чтобы ребенка окрестить, 2-2,5 тыс. рублей платить нужно. В соседних селах и церквях за ту же службу 450 рублей платим», — рассказал молодой мужчина Дмитрий, приехавший в Чимеево к теще.

Кроме того, при монастыре находится крупное крестьянско-фермерское хозяйство, на котором до недавнего времени трудилось более 100 рабочих. Однако, как рассказал один из местных жителей по имени Алексей, нынешний настоятель Петр, пришедший два года назад, в первую очередь принялся массово сокращать рабочих. «Им что, надо нам платить? Нет, ему этого не надо. Им главное деньги в Курган и Москву слать, на обычных людей они чихать хотели…», — возмущается он. По словам пенсионера, вместо местных жителей отец Петр стал нанимать «дармовую силу» из числа паломников, которые работают в обмен на питание и кров.

Все, что осталось он иконыпредоставлено Светланой Емельяновой, которой снимок прислали очевидцы

По словам Алексея, а также других местных жителей, именно это и стало причиной трагедии. «У них тут один электрик на все хозяйство. Он и в церкви работает, и на ферме пашет, и за гостиницами смотрит», — говорит мужчина.

Также люди говорят, что в результате пожара завалило церковный подвал, где тоже хранились реликвии: что с ними — пока неизвестно.

Никита Телиженко

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь был образован 17 июля 2002 года. Деревянный храм построили в 1890 году. В нем был установлен иконостас Чимеевской церкви, изготовленный на рубеже ХIХ-ХХ веков, украшенный оригинальной деревянной резьбой. Каждый сантиметр золотой поверхности иконостаса был отполирован волчьим клыком, приводит историческую справку ТАСС.

Никита Телиженко

Сегодня известный уроженец Курганской области Максим Фадеев заявил, что готов заняться восстановлением сгоревшей церкви. «Мы готовы разговаривать с губернатором и взять на себя восстановление этой святыни…» — написал Фадеев на своей странице в соцсети Instagram.

Завтра в Чимеево ждут врио губернатора Курганской области Вадима Шумкова и митрополита Курганского и Белозерского Иосифа. В монастыре говорят, что они приедут в районе обеда. Однако пока в администрации главы региона говорят, что в графике Шумкова такой поездки нет. В пресс-службе Курганской епархии не берут трубку со вчерашнего дня. Отметим, что пока руководство РПЦ никак не прокомментировало произошедшее.

Поделись Автор

Трагедия для христиан, и не только Зауралья. 3 июля в Чимеево сгорела церковь Иконы Казанской Божьей матери. Удалось ли хоть что-то спасти и что сейчас происходит на месте пожара? Об этом — в материале нашего корреспондента, который побывал сегодня в селе.

Еще вчера утром двери Чимеевского храма были открыты для прихожан. Страшное пепелище — сегодня это все, что осталось от зауральской святыни, известной не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами.

Зауральским Нотр-Дамом уже окрестили журналисты церковь явления иконы Казанской Божьей Матери. Сгоревший храм постройки 1890 года — старейший в Курганской области. Для прихожан произошедшее стало шоком. У некоторых паломнические поездки были запланированы заранее. Не ожидали, что приедут на пожарище. А многие просто пришли сегодня, чтобы помочь разгребать завалы. Как например, Александр Столяров. Он за сутки добрался до поселка Чимеево пешком из Тюмени.

— Все дела рухнули и ничего важнее не было, чтобы просто пойти и помогать, — говорит Александр с горечью. — Это горе, просто горе… Мы выросли возле нее, и наши родители, родители родителей, — сокрушается Руфина Сахарова, прихожанка церкви. — Сын позвонил: надо ехать. Мы здесь все крещеные.

Главной утратой все-таки называют известную святыню — икону Казанской Божьей Матери. Икона в серебряном окладе находилась в киоте за бронестеклом. Она сильно пострадала — это единственный комментарий, который дают в Епархии. Известно, что ее останки и все уцелевшие на пожаре элементы сейчас находятся в Криминалистическом центре УМВД.

По словам местных жителей, вынести икону не удалось, поскольку она находилась под замком под бронестеклом, а ключ — только у настоятеля монастыря, который был в тот день по делам в Кургане.

Предварительная причина пожара уже известна. Следственные службы называют загоревшийся кондиционер. Единственное, что удалось спасли из огня — саркофаг с мощами святых. Его успели вынести. Эта реликвия находится сейчас в церкви «Неупиваемая чаша», которая расположена здесь же, на территории Свято-Казанского мужского монастыря. Частично уцелела часть духовной библиотеки.