Чистилище в православии

Содержание

Чистилище

У этого термина существуют и другие значения, см. Чистилище (значения). Чистилище. Иллюстрация Густава Доре

Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий совершённых при жизни грехов.

История

Обычай молиться за умерших в христианстве зафиксирован уже во II веке, а служение литургии за умерших — в III веке. Теологумен об очистительном огне впервые высказан св. Григорием Двоесловом в его «Диалогах». Изложение же учения о чистилище много позже присутствует в сочинении «Сентенции» Петра Ломбардского (XII в.). Догмат о чистилище (Purgatorium) был постепенно сформирован в католицизме в XIII—XV веках, в частности, в трудах Фомы Аквинского. Следы первого спора о чистилище между православными и католиками обнаруживаются в 1231 году. Доктринальное рождение чистилища как места фиксируется в папском определении Иннокентия IV от 1254 года. Церковное учение о чистилище формулировалось на II Лионском соборе в 1274 году, но в итоговых постановлениях собора слова «чистилище» ещё нет, и лишь на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году происходит догматическое закрепление чистилища в католическом богословии. Окончательно же учение о чистилище подтверждено в 1563 году на Тридентском соборе.

Богословие

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Также это учение всегда принимала Католическая церковь.

Согласно учению Католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший не смертный грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает временную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.

Катехизис Католической церкви говорит:

Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых.

Согласно учению Католической церкви, эта истина подтверждается Священным Писанием:

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха 2Мак. 12:43-45.

Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет:

Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 1Кор. 3:13-15

Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь облегчить участь и себе и умершим, принося «умилостивительные жертвы»: благие дела, молитвы (в том числе заказ заупокойных месс), жертвуя индульгенции.

Поскольку люди, проходящие чистилище, умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, — они непременно окажутся на небесах после того, как завершится их очищение. В современном богословии о чистилище говорится не как о месте, а как о процессе очищения, к которому не применяются земные временные характеристики. Этот процесс современные богословы рассматривают не в терминах наказания за грех или выплаты долга, а в терминах духовного роста.

Отношение в других конфессиях и религиях

Протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его (хотя изначально, в 95 тезисах, Лютер ещё сохранял верность ряду католических догматов, в том числе и о Чистилище). Согласно протестантскому учению, основанием для этого могут служить тексты Писания «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27) и «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Православие признаёт необходимость молитв за умерших, но отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви, состояние душ умерших людей — предначинание вечного блаженства или вечных мук. При этом православные христиане считают, что Всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства Небесного, если за этих грешников будет усердно молиться Церковь и оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших — об упокоении их душ. Сербский старец Фаддей Витовницкий говорил: «Души усопших ждут от нас помощи. Как только кончается телесная жизнь человека, он теряет право молиться за себя, потому что время его покаяния истекло, за него могут молиться перед Богом только другие. Те души, которые упокоились в надежде на воскресение, но пали на мытарствах, ждут молитв святой Церкви и своих сродников о том, чтобы Господь освободил их от мысленных уз и адских свойств, от которых они не смогли освободиться при жизни. Это „промежуточное состояние“ душ западная церковь называет „чистилищем“».

В исламской космологии аналогом католического чистилища считается Араф как пространство между адом и раем.

В теософии проводятся прямые параллели между чистилищем и кама-локой буддизма.

В искусстве

В первые десятилетия XIV века (то есть задолго до того, как Чистилище стало католическим догматом) Данте подробно описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».

Примечания

  1. 1 2 3 4 «Чистилище» ////Католическая энциклопедия. М.:Изд. францисканцев. 2013. Т.5. Ст. 235—237
  2. Глава тридцать девятая. Есть ли очистительный огонь по смерти? // Святитель Григорий Великий (Двоеслов). Диалоги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души
  3. Рашкова Раиса Тимофеевна. Григорий I Великий – первый папа Средневековья //Католицизм. Спб.: Питер, 2007.
  4. Рашкова Раиса Тимофеевна. Католицизм Архивная копия от 9 января 2018 на Wayback Machine. Спб.: Питер, 2007.
  5. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч4. Вопрос 52. О сошествии Христа в ад
  6. Влияние «Божественной комедии» Данте на формирование римо-католического догмата о чистилище
  7. Катехизис Католической Церкви. &1029
  8. Катехизис Католической Церкви. &&1029-1030
  9. Катехизис Католической Церкви. &1031
  10. «…Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12:45)
  11. Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катихизис
  12. Духовные поучения. Об усопших // Фаддей Витовницкий, Духовные поучения
  13. ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО // Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в Духе Святом: поучения, беседы / пер. с сербского С.А. Луганской. — М.: Новоспасский монастырь, 2010. С. 151. — вместо словосочетания «промежуточное состояние» используется «среднее состояние», которое приведено в кавычках, как и слово «чистилище».
  14. Что бессмертно в человеке. Е. П. Блаватская

Литература

  • Ле Гофф Ж. Рождение чистилища: пер. с фр. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. — 544 с. — ISBN 978-5-9757-0437-5, ISBN 978-5-403-00513-5.

Чистилище:

  • Значения в Викисловаре
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Чистилище (значения). Чистилище. Иллюстрация Густава Доре

Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.

Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает врéменную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.

Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-45). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь сократить участь себе и другим, принося «умилостивительные жертвы», благих дел, молитвы (например, служить заупокойные мессы), жертвуя индульгенции.

Люди, проходящие чистилище, не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.

Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви состояние душ умерших людей — предначинание вечного блаженства или вечных мук. При этом православные христиане считают, что Всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших — об упокоении их душ.

> Чистилище в искусстве

Задолго до официального принятия постулата о чистилище Данте подробнейшим образом описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».

  1. «…Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12:45)
  2. Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катихизис

Ссылки

Чистилище в Викисловаре

Чистилище в Викитеке

Чистилище на Викискладе

  • Ле Гофф Ж. Рождение чистилища: пер. с фр. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. — 544 с. — ISBN 978-5-9757-0437-5, ISBN 978-5-403-00513-5.

На чем основано утверждение Католической Церкви о существовании чистилища?

ВОПРОС: учение Католической Церкви о чистилище для многих остается непонятным. Часто возникают вопросы: что это такое и откуда берут начало знания о его существовании?

ОТВЕТ: одни считают чистилище местом или неким пространством, на подобие того, которое описал в своей «Божественной комедии» Данте Алигьери, другие считают чистилище проклятием или наказанием, третьи, видят в чистилище всего лишь выдумку, для которой нет оснований в Священном Писании.

Нужно отметить, что в Библии действительно не встречается слово «чистилище», так как это теологический термин, который был введен позже, но говорить, что в Священном Писании нет упоминаний о чистилище — неправильно. Догмат о чистилище, был принят на Феррарско-Флорентийском и Тридентском Соборах (XV-XVI вв.), на основании Церковной традиции, которая в свою очередь ссылается на тексты Священного Писания.

Во-первых, как гласит Катехизис Католической Церкви, «те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную». Это не конкретное место, но именно временное состояние, в которое попадает после смерти душа человека, умершего хотя и не в смертном грехе, но в несовершенстве, и должна пройти необходимое очищение, чтобы получить радость пребывания рядом с Богом. Это не проклятие и не наказание. Чистилище дает возможность человеческой душе достичь небесного счастья.

Несмотря на то, что догмат о чистилище был окончательно утвержден только в XVI веке, вера в возможность очищения от грехов после смерти присутствовала в Католической Церкви с самого начала.

Ранние Отцы Церкви, как например св. Киприан, умерший в 258 году, поддерживали учение о существовании чистилища, опираясь на слова Иисуса записанные в Евангелии от св. Матфея: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф 5,25-26).

Св. Киприан утверждал, что усопшие верные, особенно мученики, немедленно наследуют небесную славу. Также он говорил о том, что люди умершие в смертном грехе, сразу страдают от адского наказания. С этим было все понятно. Но он думал о верующих, во время гонений на Церковь отрекшихся от веры, но потом сожалеющих об этом и кающихся. Так как некоторые из них умирали, так до конца не искупив свой грех (в те времена примирение с Церковью было длительным), он утверждал, что для них, существует возможность продолжить очищение после смерти — именно в чистилище.

В Евангелии есть еще одно указание на существование чистилища — когда Иисус говорит о грехе, который не будет прощен «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12,32). Эти слова свидетельствуют о том, что некоторые грехи могут быть прощены и после смерти. Согласно учению Католической Церкви это происходит именно в чистилище.

Кроме Евангелий, в других частях Священного Писания, есть указания о существовании того, что мы называем чистилищем. Св. Павел пишет: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,- каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор 3,10-15). В этом фрагменте Апостол Народов говорит об очистительном огне, который открывает путь к спасению. Хотя здесь прямо и не говорится о чистилище, тем не менее, именно опираясь на его, Церковь развивала свое учение на эту тему.

Еще одно указание на существование чистилища содержится в ветхозаветной Второй Книге Маккавейской. Там речь идет о погибших во время битвы воинах, за которых возносилась жертва и молитва: «Посему принес (Иуда Маккавей) за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12,46). Этот фрагмент указывает на существование возможности молиться за души усопших, которые могут «разрешатся от греха». Из этого следует, что души усопших, которые прибывали в дружбе с Богом, попадают во временное, промежуточное состояние очищения, которое мы называем чистилищем. Таким образом, учение Католической Церкви о чистилище не является необоснованной выдумкой, но опирается на тексты Священного Писания.

По материалам «Радио Ватикана»

Что такое чистилище и его значение в православии?

Большинство из известных религий, которых насчитывается в мире огромное множество, повествуют людям о загробном царстве. Почти каждая из них учит, что существование души после физической смерти тела зависит от поступков, мыслей и мировоззрений человека на его земном грешном или праведном пути. Но представление о потустороннем мире у каждого вероисповедания своё.

Слово «чистилище» придумали католики. Оно призвано обозначать состояние или место, где обитают с надеждой искупить свои грехи и узреть лик Бога души людей, не сильно провинившихся при жизни. Появилось подобное понятие в представлении людей не с возникновением раннего христианства, а постепенно сформировалось в умах лишь в эпоху Средневековья. О том, что такое чистилище, существует ли оно по православным канонам, как к данному понятию относятся представители иных концессий, и пойдёт разговор далее.

К истокам

Определённое воздаяние за неблаговидные поступки, конечно, предусматривается во всех религиях. Но представления о хорошем и плохом часто расходятся кардинальным образом. Чтобы привести пример подобного, не приходится заглядывать слишком далеко. Даже Ветхий и Новый Заветы совсем не сходны между собой по определению моральных ценностей. В первом больше культивируются победа любой ценой, торжество над врагами хитростью, духовная сила, второй, наоборот, учит смирению и покорности.

Христианство направляет человека к праведности, под которой понимается жертвенность, подкреплённая страданиями. Данное вероучение ждёт от человека любви к ближнему, терпения и всепрощения, в то же время, пугая наказанием за отсутствие праведности после смерти, то есть адскими муками. В Ветхом завете о том, что такое чистилище, не говорится вообще, хотя многие по прошествии времени пытались по-своему трактовать отдельные фразы из этой древней книги, привязав их к более поздним представлениям.

Во что верили ветхозаветные евреи

Ни в одном из мест Ветхого Завета, вопреки распространённому мнению, не встречается утверждения о том, что душа бессмертна. Герои Торы (то есть первой части сборника книг этой серии) обращаются к своему божеству Яхве прежде всего, чтобы получить материальные поощрения и земные блага: здоровое потомство, угодья, состояние и достаток, чудесное избавление от неприятностей в безвыходных ситуациях, но не поощрения на небесах. И согласно ветхозаветным строкам непонятно, что стало с описанными персонажами после смерти. Зато здесь часто можно увидеть замечания, наводящие на мысль, что по прошествии земной жизни распадается физическое тело, а человек теряет способность мыслить и что-либо чувствовать, исчезая навсегда.

Лишь в более поздних высказываниях ветхозаветных пророков можно прочитать о том, что в конце времён наступит воскрешение мёртвых. В эти дни души предстанут перед Создателем на Страшном Суде. И Бог вынесет приговор каждому по его делам и оценит степень наказания и поощрения.

Нарака

Далеко не во всех религиях существует ад, как область потустороннего мира, куда помещаются души безнадёжных грешников, не имеющие надежды на спасение. Данному понятию отводится особое место лишь в христианстве.

В буддизме подобием геенны огненной является Нарака. Там, согласно верованиям, томятся существа, отягощённые плохой кармой за свои земные деяния. Однако мучения их совсем не бесконечны, хоть искупление бывает тяжким и длительным. Но после него может последовать перерождение в высших и счастливых мирах. Под такое определение слово «чистилище» подходит даже больше, чем ад, которого в буддизме, видимо, вообще не существует.

Нарака считалась нижней сферой из шести существующих миров. Туда попадали люди, повинные в убийстве, клевете и обмане. Тяжким грехом являлся также добровольный уход из жизни (впрочем, как и во многих других религиях). Наказанием для провинившихся оказывалось раздавление, разрезание, сжигание, замораживание и прочие пытки.

Шибальба

Имели понятие, что такое чистилище, древние майя. К такому выводу можно прийти, изучая мифологию этого народа. Преисподней для них являлась Шибальба. Это было место жестоких испытаний, полных опасностей и ловушек. Дорога туда шла через реки, кишащие скорпионами, кровью и гноем. Пересечения дорог там обманывали и затуманивали разум путника. Далее умершего человека испытывали в Совете Богов перед тем, как послать его на смертельные пытки и истязания.

Это был страшный мир, но выход оттуда найти иногда оказывалось возможно. Пытаясь открыть дверь в подземное царство, майя приносили богам мира мёртвых кровавые жертвы. Надежда добиться перерождения и новой жизни открывалась для души при встрече с Ахпухом – проводником между двумя мирами, повелителем человеческих путей.

Представления скандинавов

Суровая страна Скандинавия, земное существование для народа которой было вечной борьбой за выживание, породила и соответствующие верования, кардинальным образом отличающиеся от представлений христиан. Интересно, что смерть для викингов не считалась чем-то пугающим, но главное было умереть с достоинством. При этом добродетелью объявлялась беззаветная храбрость в бою, а совсем не доброта и покорность.

Смелые воины и достойные женщины попадали в загробном мире в Вальхаллу и Фольквангр. А все остальные отправлялись в тёмный мир под названием Хель. Это было не лучшее место, но для человека, прожившего на земле в нищете и лишениях, вполне могло оказаться даже предпочтительным пристанищем. Позднее, правда, появились представления об истязании там клятвопреступников, предателей и трусов. Но, скорее всего, в этом сказывалось лишь влияние на умы скандинавов христианских идей, когда значение слова «чистилище» стало постепенно закрепляться в сознании людей.

Конец света

В отличие от христианских представлений, окончательная борьба светлых сил со злом в скандинавской мифологии, совсем не оканчивалась победой добра. Согласно верованиям этого народа, в конце времён всех ждала последняя битва Рагнарок. В заключительный период ожесточённых сражений и ужасающих событий погибали и люди, и боги. И не было надежды на искупление и возможности что-либо изменить. Правда, возрождение человеческого рода всё-таки предвиделось. Согласно пророчествам, этому должны были способствовать Лив и Ливтрасир – двое выживших людей.

Ад Данте

Исчерпывающее понятие о том, что такое чистилище, согласно средневековым католическим канонам, можно получить, прочитав «Божественную комедию» Данте, написание которой специалисты относят приблизительно к 1300 году. Подземный загробный мир там представлен в виде чёткой структуры и имеет девять кругов, в центре которых находится замороженный до состояния льда Люцифер.

По представлениям Данте, чем ближе круг находится к центру, тем более тяжкие преступления совершали при жизни заключенные там души умерших. А в 9-м, последнем круге, томились самые ужасные грешники. Внешняя пограничная область дантовского ада являлась пристанищем жалких душ, ничем особенно не отличившихся. Там обитали призраки, не прославившиеся ни добрыми, ни дурными делами. Компанию им составляли безликие ангелы, колеблющиеся между Богом и Дьяволом.

В этом литературном произведении проглядываются не только христианские представления, но легко прослеживается подражание Аристотелю и его античным взглядам на загробный мир. Здесь нельзя найти точного определения, что такое чистилище, но всё же чётко отражена градация грешников согласно тяжести их деяний.

Догматическое закрепление представлений

Впервые данное понятие было определено в католическом богословии папой Иннокентием IV. Произошло это в 1254 году, но лишь спустя почти два века наступило его окончательное догматическое закрепление. Что значит слово «чистилище»? В точности оно переводится с латыни как «очищение огнём», а пишется Purgatorium.

Под этим понятием официальное католичество подразумевает промежуточный этап загробного существования между адом и раем. Туда попадают души правоверных людей, не успевших исповедаться перед смертью, покаявшись во всех своих грехах.

Протестанты против католиков

Подобный подход с некоторых пор стал приносить немалые прибыли католической церкви, так как в самом начале XIV века папа Бонифаций VIII дал добро на выкуп индульгенций в качестве искупления грехов умерших людей. Из чистилища, таким образом, выписывался пропуск в рай для душ, о которых позаботились богатые родственники.

Лютер и его сторонники решительно отвергали католические трактовки данного вопроса, приводя слова Священного Писания, где говорилось, что только Бог может вынести приговор грешнику на Страшном суде, а люди не в состоянии повлиять на это решение.

Мнение православных священников

Что такое чистилище для восточного христианства? Молитвы за умерших всегда были приняты в православии. Но само указанное понятие данное религиозное направление отвергает, принимая только два состояния души после смерти: вечное блаженство или бесконечные мучения. Но участь грешников всё-таки можно смягчить заботами живых, особенно если они праведны и благочестивы.

Православные, в отличие от католиков, считают, что состояние человека после смерти зависит не столько от соотношения хороших и дурных поступков, денег, которые он потратил на пожертвования церкви, сколько от искреннего покаяния. Но если люди не успели сделать этого при жизни? После того как их душа отделилась от тела и переместилась в мир иной, сами для себя они уже ничего не могут сделать. Однако молитвы живых родственников в состоянии им помочь.

Посмертные «мытарства»

Значение чистилища в православии (в смысле освобождения от уз греха) принимают на себя посмертные «мытарства», то есть сорокадневное путешествие только что скончавшегося человека. В данный период душа его находится ещё в плену пространства и времени, проходя испытания за земные грехи. По истечении этого срока она предстаёт перед Богом, где и свершается Страшный суд.

До этого момента кардинальные изменения в судьбе умершего ещё возможны, а дух живёт предвкушением блаженства и страхами оказаться на пороге адских мучений. Но после приговора можно рассчитывать лишь только на незначительные сдвиги, ведь грань между раем и адом, согласно канонам православия, уже непреодолима.

Вопрос:

Читал «Божественную комедию» Данте. Насколько я понял, он в своём произведении отразил структуру Рая и Ада, какими их видит католичество. А есть ли в православии деление Ада на круги и Рая на какие-то небесные сферы? Почему в православном видении загробной жизни нет чистилища? Спасибо.

Отвечает архимандрит Тихон (Шевкунов):

Для православного человека рай, Царство Небесное – это таинственное единение человека с Богом, когда христианин становится наследником Небесного Царства и усыновляется Богом через веру в Иисуса Христа, что является высшей и конечной целью человеческого бытия. Именно ради этого – обожения человека – и воплотился, претерпел страдания и воскрес Господь наш Иисус Христос. Напротив ад – катастрофическое состояние полного отторжения человеческой души от Бога.

В католицизме особый упор в определении понятий рая и ада делается не на состояние души, а, скорее, на некое конкретное место, в которое попадает человек, после похожего на юридический процесс определения его посмертной судьбы. Иногда это место покупалось (индульгенции).

Такие представления, конечно, далеки от святоотеческого православного учения о посмертной участи человека. Догмат о чистилище принят у католиков на Флорентийском соборе в 1439, т.е. почти через 400 лет после отпадения Римской церкви от Вселенской, и не разделяется Православной Церковью как неоправданное, малообоснованное новшество.

Что такое чистилище

Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно — в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.

Чистилище — место, где душа умершего христианина очищается от грехов через посмертные испытания

Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.

Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.

Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.

На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.

Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства — люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.

Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.

Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище — это скорее процесс или состояния, а не место.

Читайте о православии:

  • Можно ли давать милостыню
  • Воскресение мертвых в православии
  • Православие в современном мире

Есть ли чистилище в православных догматах

Православная церковь (так же, как и протестантская) не признает учение о чистилище и считает, что души умерших людей, которые при жизни приняли покаяние и крещение ожидают своей участи и встречи с творцом без дополнительных очистительных мук.

Но в то же время православие исповедует учение о мытарствах души — суд и испытание грехами и страстями после смерти и до встречи с Господом. Об этом пишет преподобный Василий Новый в своем житие, где подробно расписывает мытарства некой Феодоры. В его представлении это был некий суд, где бесы пытались сломить ее душу и забрать ее у Бога.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Эта позиция принадлежит аскетической традиции православия, но не является ее догматом.

Православная церковь (и тут протестанты не согласятся) считает, что близкие могут помочь умершим родственникам стать ближе к Господу в том случае, если умерший верил в Творца, но не успел плодами своими (делами) доказать и проявить веру.

Важно! Совершая молитвы и творя милостыню, родственники могут помочь близким. Особенно полезно это делать в первые 40 дней после смерти, когда душа только готовиться предстать перед своим Творцом.

В отличие от католической веры и некоторых других, православные догматы утверждают, что спасения человека возможно лишь благодаря искупительной жертве Иисуса Христа и веры в Него. Никакие дела и поступки не могут спасти человека, лишь только вера (о чем говорит апостол Павел в посланиях). В загробной жизни уже ничего нельзя исправить мертвому, все, что можно делать, надо делать при жизни. И если человек отрицал существования Бога при жизни, после смерти он не попадет в рай, потому что его поступки уже никак не исправить.

Если католики определяют рай и ад как место, то православные более склонны считать это состоянием человеческой души. Поэтому для попадания туда необходимы были некие поступки, а православной церкви это не требуется, ведь принимая покаяние и жертву Иисуса Христа, наши души уже пребывают в раю.

Что говорит православная церковь о чистилище

Центр «Миротворец» занес в «Чистилище» 251 боевика «днр». Список личного состава

19 581 переглядів

Сотрудники центра «Миротворец» обнародовали списки личного состава террористической организации днр, которые они опубликовали на своей странице в социальной сети «facebook».

Данный список террористы трактуют как «список личного состава управления специальных операций генеральной прокуратуры днр».

Центр «Миротворец»:

«ЗАВЕРШИЛИ ЗАНЕСЕНИЕ В ЧИСТИЛИЩЕ т.н. СПЕЦНАЗА БОЕВИКОВ В КОЛИЧЕСТВЕ 251 ШТУКА
Этот документ был у нас давно. Практически с момента его создания, но в силу определенных обстоятельств мы его не «светили». Теперь пришло и его время.
Сегодня в Чистилище попали боевики террористической организации днр из бандформирования под названием «управление специальных операций генпрокуратуры дыры».
Убедительная просьба к тем, кто может помочь идентифицировать кого-то из них (фотографии, ссылки на упоминания или аккаунты в соцсетях), направлять данные материалы нам с помощью функции в главном меню сайта «(отправить обьект)».
Помните, эти твари боятся публичного освещения их преступной деятельности, как вампиры света. Наша с вами задача состоит в их выявлении и опубличивании данных о них для того, чтобы помочь нашим правоохранительным органам и спецслужбам их ликвидировать или обезвредить ради нашей же безопасности.»

ВАС МОЖЕ ЗАЦІКАВИТИ

Чистилище – это концепция римско-католической доктрины, которая утверждает, что ни один человек не свободен от греха. Это место, где после смерти душа очищается (согласно католическому писанию и катехизису), прежде чем сможет войти в Рай. Место это не обязательно должно быть материальным, это также может быть состояние, в котором происходит очищение.

«Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий, совершённых при жизни грехов».

Википедия

Слово «чистилище» – говорящее само за себя, оно значит очищение, искупление. Даже если не существует материального Ада и Чистилища, существует некий психологический Ад и Чистилище, которые превращаются в незаметных диктаторов и контролёров наших поступков, мыслей и выбора.

Существует предположение, что Чистилищем является земной путь человека. За время пребывания на Земле у него есть выбор, и этот выбор делает он сам. Совершая зло – ввергает себя в адские мучения, творя добро и любовь – прокладывает себе путь в райские кущи.

Вся беспросветность будущего и его неопределённость заключается в неосознанном проживании этой «очистки души», непонимании своей задачи. Человек по большей мере лишь плывёт по течению, не понимая причин и следствий, придумывая объяснение и пытаясь найти виноватых в том, чего он не в состоянии объяснить.

По мнению церкви, даже душа праведника нечиста и способна на совершение небольших грехов в течение жизни. Католики считают, что невозможно предстать перед Богом, если человек нечист. Поэтому те, кто нуждается в оставшемся очищении перед переходом в Рай, должны провести время в Чистилище.

Временные рамки при этом не имеют значения, время как бы растянуто, оно не ощущается. Говоря на «земном языке», душа может пробыть в Чистилище сколько угодно, но всё же это времяпрепровождение конечно. Истекает оно ровно тогда, когда все остальные привязанности, которые мы имеем к греху, нарушаются. Матрица греха сыпется – и душа свободна.

Христиане нарекли Христа «архитектором» Чистилища, они верят, что за свои страдания на кресте он даровал людям освобождение через возможность очистить душу и избежать Ада. Их всех трёх ветвей христианского вероисповедания только протестанты отрицают существование Чистилища.

Римско-католическая вера подразумевает возможность исцеления для души через очищение. Состояние зависания между жизнью и смертью, некое небытие – и есть трактовка Чистилища в данной конфессии. На откуп могут быть отданы грехи несмертные, те, что ещё можно искупить, те, что можно оправдать, и, как ни странно, после всего что было, наладить связь с божественным.

Чистилище у христиан – это состояние очищения, которое происходит после смерти (не физическое место). Обычно это связано с какой-то болью или дискомфортом (но это не всегда только боль). Его цель – подготовить христиан к Небесам. Это не второй шанс (люди, подразумевается, уже получили осуждение), а способ перехода на более высокую ступень развития души и сознания.

Это не буквальный огонь. Чистилище – милосердие Бога, а не суд. Бог помогает через Чистилище. Молитвы святых (у христиан) помогают двигаться через Чистилище быстрее. Время действует по-разному в этом месте, нежели на Земле. Не каждый христианин должен пойти в Чистилище (хотя, скорее всего, так и есть). Люди, которые умирают без всякого греха, могут вообще пропустить Чистилище (например, если они признались). Многие люди также подвергаются очищению на Земле.

Также существует грань между Чистилищем и Лимбо: то, где карают и искупается вина – Чистилище, а Лимбо – своеобразный «зал ожидания» для язычников и некрещёных младенцев.

Определение Ада и его отличительные черты

Ад, Преисподняя, Геенна огненная – всё это названия одного и того же места. Хотя Геенна ещё трактуется как место, откуда не возвращаются, не воскресают. Ад, как вечное проклятие души и мучений, которые не описать и не вынести. Для верующих нет худшего страха, чем попасть в Ад за прегрешения. Нечто до такой степени мучительное для тела и души, что любое описание меркнет в сравнении с истинным положением дел (хотя и этого никто не может утверждать наверняка).

«Ад (от др.-греч. Ἅδης — Гадес или Аид) — в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания».

Пугает лишь то, что неизвестно. Именно этот дикий страх человека использовала любая религия для удержания «в узде» верующих. Чтобы попытаться представить степень адских мук, достаточно всего лишь знать, что они не предназначены для человека. Страх этого необъяснимого феномена загнал людей в церкви, присоединяться к различным религиозным течениям, совершать ритуалы и пытаться избежать наказания любыми способами.

Настолько зайдя в тупик собственного сознания, совести и спутанных убеждений, человек сам создаёт свой АД. Он просто вынужден спровоцировать его, ведь мозг ограничен, и, не справляясь с ограничениями в хромоногом полёте своей фантазии и умении справляться с более сложными задачами, нежели простые обывательские трудности, он просто сдаётся! И … становится неуправляем.

Можно только догадываться, какие жуткие адские мучения это воспалённое бедное вещество, способное лишь на простенькие задачи, готовит нашему сознанию в наказание за молодость и неопытность! Отсутствие контроля над собственным мозгом притягивает извне самые жуткие подтверждения правоты человека, заплутавшего в лабиринте собственных страхов.

Христианство

Одно из жесточайших описаний Ада трактует именно христианство. Наказание – неминуемо, и отбывание его жестоко до безумия: адское пламя, пожирающее плоть, ужасные наказания за каждый тип греха, в зависимости от степени его тяжести.

Жуткие полулюди-полузвери, черти, пытками вынуждающие страдать грешника, страшные муки, на которые он обречён из-за грехов – полностью «оправдывают» его страдания и становятся пресловутым методом наказания и очищения одновременно. Причинно-следственная связь – налицо.

В традициях православия всегда присутствовали молитвы о душах родных и близких, для них существует этот значимый переход от грехопадения – к прощению, повышение уровня души благодаря покаянию и признанию греха.

Ислам

Для приверженцев Ислама Адом является реалия, которая уготована неверным, за то, что они отвергают Бога и не исполняют его предписаний. Нет ничего хуже такого оскорбления, нет ничего хуже Ада.

Символом Ада явился огонь, всепожирающее пламя. Ад – глубок до бесконечности, ужасающ из-за палящего огня, он снова и снова уничтожает секунда за секундой, но это длится бесконечно. Ад – это смесь глубокого отчаяния, невыносимой боли и безумного, беспощадного ужаса.

Буддизм

Буддисты, как особые созерцатели разума и его игр, склонны к убеждению виновности именно этого ограниченного «органа»… По сути, это всего лишь самообман, игры разума, сумасшествие и болезненный бред воспалённого ума.

Чистилище vs Ад

Жизнь диктует свои правила – человек оступается, переходит черту дозволенного, становится преступником морали и совести. Теряет веру, как в себя, так и во что-то слишком значимое, чтобы жить и умереть достойно и спокойно.

В его душе начинает жить отчаяние, сомнение и страх. Именно страх заставляет нас забывать о грани между любовью и ненавистью. Так начинается путь в Ад, небытие. Ведь как ни назови то состояние, которое приносит только боль, бесконечные терзания или бездонную чёрную пустоту, это – АД.

Но есть один маленький шажок, лишь миг между АДОМ и успокоением, момент, когда среди сомнений и безверия вспыхивает искорка истины. Именно этот момент и даёт возможность избрать другой путь.

И как бы ни верилось в страшное возмездие, есть истина, увидев которую, человек может прозреть, признать и увидеть ясно, как, почему и зачем он совершил, казалось бы, неисправимое. Именно в Чистилище душа раскрывается, сгорая и перерождаясь в пламени раскаяния, будто закаляется для будущих светлых свершений.

Идёт ли речь о некой борьбе зла с добром? Скорее всего, такой вопрос вообще не стоит. Есть ли подобные понятия во Вселенной? Скорее, они вовсе не воспринимаются как абсолют или догма, это есть две стороны единого целого, ни больше, ни меньше. Гомеостаз, равновесие, граница нормы – как ещё привести в равенство то, что нельзя уравновесить или чётко противопоставить знаку «плюс» или «минус»?

Психологическая подоплёка Ада и Чистилища – на удивление прозрачна, стабильна, понятна и оправдана. В отличие от конфессиональной. Но это – для простого обывателя, для человека. Для создания более развитого существуют, очевидно, более понятные, с его точки зрения, объяснения и понятия, которые могли бы служить истинной причиной всего и его же объяснением.

Но …, как всегда, мы снова скатываемся к своему убогому человеческому альянсу, сговору с незыблемыми, а потому неживыми, утверждениями относительно чего угодно. И даже таких сложных понятий, как Чистилище и Ад.

По сути, Чистилище – это ИТЛ, где исправляют и заставляют трудиться человеческую душу. Дабы почистить от скверны. Своеобразный приёмник-распределитель. Труд души, который воспринимается телом как боль и страдания. Всё это странно и непривычно, но есть материи в мире, которые в обличье человеческом нашему разуму просто недоступны.

Можно представить, что как Ад, так и Чистилище – это всего лишь голограммы, не более того. Определённый энергетический износ, сбой системы, компрометирующий матричные коды на созидание или разрушение, а, возможно, на режим ожидания, в зависимости от того, чего требует повреждённая программа.

Приход в тупик срывает рычаги управления. Вот почему человек испытывает адские муки. Ему никогда прежде не приходилось испытывать боли такой силы и характера. Возможно, для определённой материи или существа это вообще болью не является. Но человеческое существо – существо ранимое телесно и морально, а его болевой порог оставляет желать лучшего… Вот и мучаемся, бедняги, переливая «несуть» в «несуть».

Сборка матричного кода (того, который не будет «спорить» с «установленными программами») происходит настолько болезненно в сознании человеческого существа, что начисто меняет его составляющие, что и выглядит как Ад или Чистилище. Ведь по большому счёту, мы – лишь песчинки, но песчинки всё же значимые, потому и возятся с нами, «переделывают».

Вся трагедия человечества в том, что для человечества что угодно в обязательном порядке должно быть связанным с материальным носителем, своеобразной «флешкой», которую можно почистить. В отрыве же от него – мысленно «лицезреть» – не представляется возможным. Мука для нас – смертная. Может, мы мазохисты и нам просто нравится боль. А откуда её взять, как не выдумать? Красота! Шутка жёсткая, но вполне себе склонная к существованию.

У множества религий мира есть собственная концепция загробной жизни на Небесах или в Аду. В этом сравнении рассматриваются убеждения различных религиозных конфессий и их идеи о Небе и Аде. Чистилище же – отдельная, не всеми признанная «система» работы божественного с человеческой душой.

«Божественная Комедия» мощно и красочно описала Рай, Ад и Чистилище, и дала удивительно точную, с точки зрения эклектического слияния мировоззрения двух эпох, картину путешествия души, «переписать» которую едва ли когда-то и кто-то сумеет.

Послесловие

Каждая конфессия рассматривает Ад, исходя из духовного опыта поколений и определённых культурных различий, но схожесть описания не оставляет сомнений, что «прекрасное» это место у большинства людей вызывает целую гамму разнообразных оттенков первородной дикой эмоции – страха.

Догматом веры всё же остаётся материальное воплощение Ада, ведь это объясняется доступностью объяснения данных понятий широкому кругу верующих. К тому же, оно не оставляет выбора метущемуся мозгу и душевным сомнениям. Но оно же заставляет остальных (верующих не очень) высказывать сомнения в правдивости такого толкования.

Наиболее адекватное объяснение того, что есть Ад на самом деле, существует в буддизме. Адом считается лишь наваждение, посланное больному, извращённому разуму, полному неразрешённых внутренних проблем, раздирающих душу человека и терзающих его воспалённый мозг.

9 кругов ада по Данте:

Независимо от вероисповедания или атеистического взгляда на существование, каждый человек в определённой степени понимает связь между тем, как он живёт, и тем, что ждёт его впереди. Иначе не было бы разочарований в последствиях своих поступков, не «болела» бы душа, и не охватывал безумный страх в неизбежности наказания за то, что мы творим.

Чистота, очищение и адское пламя – независимо от вероисповедания, между этими понятиями всегда существует нерушимая связь, отражённая в любом проявлении, будь то ритуальное таинство, вера или неверие и отрицание потусторонних материй. И наличие этой связи даёт бесконечную базу, как для споров, так и для исследований.

Многие верующие пытаются ответить на вопросы, которые многие столетия так и остаются без ответа, либо ответы на них порождают новую волну вопросов. Можно ли грешнику попасть в Ад после Чистилища? Может ли настолько оскверниться человек, что даже после очищения он попадёт в Ад?

Никто не ответит на этот вопрос точно и исчерпывающе. И что бы ни говорили священнослужители, каждый решает для себя проблему искупления от своих же грехов наедине с собой. А большей частью человечество задаётся этими вопросами лишь перед ликом смерти, когда она уже холодит сердце и душу своим безучастным взглядом.

Если остаться беспристрастным и попытаться взглянуть на трактовку Ада и Чистилища, учитывая и религию, и опыт, и науку, то все дороги в любом случае приведут к неизбежному выводу об их природе и сути.

Ад – это бесконечное глубинное страдание, преувеличенное до бесконечности и переливаемое в бесконечность. Наистрашнейшая мука, которую не способен выдержать человек. Но тем не менее он – в ней, прямо внутри этой нещадной, всепоглощающей муки.

Чистилище же даёт хоть и слабую, но надежду, на искупление даже смертного греха. Оно как лекарь, жалящий в самое сердце твоей раны, выедающий плоть, но дарующий исцеление. Боль, за которой может следовать успокоение души.

Все эти размышления об Аде и Чистилище влекут за собой множество вопросов. Не является ли одно лишь разновидностью другого? Или Чистилище – это часть Ада? Но это уже тема для следующей дискуссии.

Чистилище

Католическая церковь связала учение о запасе благодати с учением о чистилище и основанной на нем торговлей отпущением грехов. Этого догмата нет в православии. Догмат о чистилище начал обосновывать еще папа Григорий Великий на рубеже VI–VII вв. В связи с практикой торговли индульгенциями папа Климент VI в булле 1349 г. обосновал учение о запасе добрых дел. Но в качестве церковного догмата учение о чистилище было принято только на Флорентийском соборе 1439 г., а затем подтверждено Тридентским и Ватиканским соборами в XVI и XIX вв.

Чистилище, согласно католическому вероучению, находится между раем и адом. Там души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде, чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Ныне Церковь трактует чистилище как состояние тех, кто не владеет совершенной способностью любить и должен еще пройти путь духовного очищения для полного общения с Богом и со святыми. Муки чистилища католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь чистилища как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок ее пребывания там сокращен за счет восполнения недостатка добрых дел из «запаса благодати», который образовался от избытка «сверхдолжных» добрых дел Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Сокровищницей благодати распоряжается Папа. На учении о запасе добрых дел была основана практика торговли отпущением грехов (индульгенциями), которой нет в православии. Индульгенция (от лат. indulgentia – милость) – это папская грамота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совершенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед Католической церковью. Торговля индульгенциями, процветавшая в средние века и послужившая одной из причин Реформации, популярна и сегодня. Во время празднования 2000-летнего юбилея христианства большим спросом пользовались индульгенции, подписанные папой Иоанном Павлом II, которые можно было получить по Интернету.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >