Что читать по умершему

Чем мы можем помочь нашим усопшим

Чем мы можем помочь нашим усопшим близким
Умер близкий нам человек. Мы скорбим о его кончине, горюем о том, что его больше нет с нами, плачем на его могиле. Но православного человека в его печали утешает Господь, который сказал: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.» (Ин.6:40). Нас ждут новое небо, новая земля и вечная жизнь в свете невечернего Царствия Божия.
Все ли попадут в Царствие Небесное? Прежде всего те, кто уже в этой жизни познал Господа. Те, кто старался жить благочестиво, исполнять Заповеди, исповедовал свои грехи, причащался Святых Тайн. Те, кто стал православным человеком не на словах, а на деле.
Но большинство из нас не таковы. Вполне возможно, что близкий человек, об утрате которого вы скорбите, если и заходил в храм, то только поставить свечку или набрать святой воды на Крещение. И что же, ему теперь нет спасения?
Господь милостив, он открыл путь на Небеса и тем, кто мало задумывался в земной жизни о спасении своей души. Усопшему можем помочь мы, пока еще живущие здесь. И помощь эта – молитва и милостыня.
Молиться об усопших можно и нужно и дома, и в храме, и на кладбище.
Усопшего обязательно нужно отпеть, причем лучше, если отпевание происходит не в морге, а в храме. Если нет возможности провести отпевание над гробом покойного, то Церковью допускается заочное отпевание. Совершением заочного отпевания можно облегчить участь и своих, давно умерших, но не отпетых по каким-то причинам, близких.
Сразу после смерти хорошо заказать сорокоуст о поминовении. Существуют поверья о том, что сорокоуст нужно обязательно заказать в трех, семи, или даже сорока храмах и монастырях. Они ошибочны, никаких правил на этот счет в православной Церкви нет. Другое дело, что молитва очень важна для усопшего, и если есть возможность и желание, можно подавать и сорокоусты, и полугодовые и годовые поминовения, в несколько храмов. В монастырях принимают и вечное поминовение – то есть до тех пор, пока стоит монастырь. Можно также заказать в монастыре чтение неусыпаемой Псалтири по усопшему.
На 3-й, 9-й и 40-й день после смерти нужно заказать в храме панихиду по покойному. В поминальной записке перед его именем указывается: новопреставленный раб Божий (имя). В дальнейшем заупокойные записки обязательно нужно подавать в день смерти, а можно и в день Ангела, и в день рождения. И просто тогда, когда вспомнится вам усопший – идите в храм и закажите поминовение на Литургии или панихиду. Бывает, усопший часто снится близким. Не надо входить в толкование этих снов, пытаться понять, что он хочет вам сообщить. Причина тут одна – его мятущаяся душа просит у вас усиленных молитв.
Когда в дни особой памяти заказываете панихиду, обязательно принесите «на канун» какие-то продукты (не мясные) для поминовения. Во многих храмах существует обычай раздавать прихожанам в такие дни конфеты или фрукты с просьбой помянуть дорогого нам человека.
В домашних молитвах мы поминаем своих усопших каждый день. Можно читать специальные молитвы, которые есть в молитвословах, а можно и совсем просто: «Упокой, Господи, во Царствии Твоем душу раба Твоего (имя)». Каждый раз, когда вспомнится вам усопший, произносите эти слова. И ему будет помощь, и вы почувствуете облегчение в своей скорби.
Первые 40 дней после кончины хорошо почитать по усопшему Псалтирь – по кафизме в день. Если есть желание, то каждый год в течение 40 дней до даты смерти можно читать «Акафист за единоумершего», а когда чувствуется сильное беспокойство за посмертную участь человека, стоит снова почитать по нему Псалтирь.
Церковью установлены дни Вселенского поминовения усопших, которые называют родительскими субботами. В такие дни нужно придти в храм, чтобы молитвенно помянуть наших близких.
Посещая кладбище, мы возжигаем свечу и читаем «Чин литии, совершаемый мирянином». Поминальную трапезу с алкогольными возлияниями на кладбище Церковь не приветствует.
Среди нецерковных людей считается, что на кладбище обязательно нужно побывать на Пасху и на Троицу. Это заблуждение. От Пасхи до Радоницы (вторник второй недели после Пасхи), по православным традициям, кладбище не посещают. Также Церковь не рекомендует бывать на кладбище в первую неделю Великого поста, на Страстной седмице, в Рождественский и Крещенский сочельники.
По мере возможности следует подавать милостыню за усопших – нищим, нуждающимся, на храм, на монастырь.
Здесь не случайно перечислены лишь те действия православного христианина, которые связаны, прежде всего, с молитвой. Только молитвой мы теперь можем участвовать в жизни наших близких, только молитвенными обращениями к Господу мы можем выразить нашу любовь и память. И только молитва поможет нам утишить нашу скорбь. Это знают те, кто ощутил на себе «благодатную силу заупокойной молитвы».
Нужно еще знать, что Господь «лучше слышит» молитвы «своих». А своим для Господа может стать любой, кто этого захочет и начнет воцерковляться.
Р.Б. Галина Руссо, педагог-катехизатор храма
Назад в раздел

Глава 6

Как помочь умершим?

Общение с умершими

Потеря близких людей есть одно из величайших бедствий, постигающих человека в этой земной жизни. За утешениями в подобного рода несчастьях обращались очень многие и к преосвященному епископу Феофану Затворнику, прося его наставлений и молитв. Епископ Феофан обыкновенно удовлетворял просителей и в своих письмах давал ответы на вопросы, обращенные к нему. Письма эти по своей простоте и вместе с тем по глубокому пониманию духовной жизни имеют руководственное значение для всех. Епископ Феофан считал, что при гробе близких и дорогих нам людей вполне естественно поскорбеть и поплакать, но эта скорбь должна быть умеренная и отнюдь не должна переходить в отчаяние.

«Нельзя не поскорбеть, — писал святитель одному лицу по случаю смерти родителей, — такова уж душа наша; но в меру — и притом небольшую. Что главное у человека, тело или душа? Душа главное. Когда душа жива — и человек жив. А когда умирает, что умирает, душа или тело? Тело, а душа остается жива. Стало быть, умершие живы; живы и ваши родители. Они только отлучились от вас и стали жить в другом месте. Туда же и вы в свое время перейдете — и увидитесь. Разлука у вас только временная. Потому и говорю, что не поскорбеть нельзя, только немножко, как скорбят, когда выезжают из дома в школу.

Так случилось у нас, что умерших мы воображаем такими, какими они были, как лежали на столе в гробу, и затем, как они в могиле, и даже причитываем: как тебе там темно, как тебе там тесно, как тебе там сыро… А, между тем, там совсем и нет тех, кого оплакиваем. Они в другом месте, и даже около нас, только в другом совсем виде».

«Плачьте, плачьте, — писал в другом месте святитель одной матери, — в этом ничего нет неестественного и укорного. Диво было бы, если бы мать не поплакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам, христианам. Умерла! Не она умерла, умерло тело, а она жива и также живет, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. И, надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, ибо ей лучше. Тот образ бытия выше нашего. Если бы она явилась, и вы попросили ее войти опять в тело, она ни за что не согласилась бы. Зачем же вам вступать с ней в такое разногласие? Желать того, что ей противно? Какая тут будет любовь?

Нельзя не пожалеть, что не пришлось вам в последний раз взглянуть в очи ее, последнее услышать слово от нее, последнее дать ей объятие материнской любви. Ну, вот и поплачьте. Только все немножко. Телесные очи ее закрылись, а душевными она смотрит. Смотрите и вы на нее душою своей. Не воображайте ее в могиле: там ее нет; там тело ее, а она — вне тела, и теперь может быть при вас стоит. Язык ее замолк, но она не лишена возможности говорить вам в сердце. Внимайте и услышите: «Мамочка! Не тужи и не убивайся. Я с тобой, и мне очень хорошо!» Отвечайте же и вы ей: «Ну, слава Богу, что тебе лучше». Объятия застыли, не прострутся более. Но она собою, как душа, может объять душу вашу и так же тепло, как теплы обычные объятья. Отвечайте же и вы спокойно, немятущейся душой, теплой памятью о ней».

Таким образом, великим утешением служит для христианина то, что умершие и по смерти продолжают общение с нами, прямо с душой.

На вопрос, что делается с усопшими, святитель писал: «Тело возвращается в землю, а душа получает от Господа некое место по своему усмотрению, где и пребывает до скончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасном. То — закрытая для нас страна. Что там — в точности не определено с подробностью… Одно точно определено… что тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь, на земле. Как настроить — широко разъяснено в Евангелиях и посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия, то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда. Не приготовимся — все пропало.

Не мучьте себя пытаньем — что там и где будем? А когда в уме народятся такие вопросы, говорите себе; хорошим там будет хорошо, а худым худо; соответственно этому и место там будет для одних светло, а для других — тьма».

Почему мы понимаем усопших? «Потому, — отвечал святитель, — что так заповедано нам делать. А что заповедано, видно из того, что в Церкви Божьей не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идет от апостолов и Самого Господа». Помнить надо не только своих родных, но и всех православных христиан, во всякое время и во всякой молитве. Сами там будем и нуждаемся в этой молитве, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью, тем, что идет от лица всей Церкви. Но как в естественном порядке при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке: Церковь дышит общей для всех молитвой, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших. Не поленись же и на всякой молитве поминать всех отошедших отцов и братьев наших: это будет от тебя им милостыня.

На необходимость поминовения усопших указывает и то обстоятельство, что умершие, как сказано было выше, продолжают общение с нами: «Отошедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отошедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительского общения, и живые и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием».

«Участь отошедших не считается решенной до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на этом основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие».

Особенно горестна бывает для родителей потеря детей в раннем возрасте. Многие бывают даже склонны думать, что это посылается в наказание родителям за их грехи. В письмах еп. Феофана мы находим на это такой ответ:

«Это не всегда бывает в наказание. Бывает это во благо детей и самих родителей. Мы слепы и не видим сего…, а, не видевши, ропщем… и хульно о Боге думаем, будто Он неправ. А Он все устрояет наилучшим образом».

В другом месте, подробно развивая ту же мысль, еп. Феофан пишет в утешение одной скорбящей матери следующее: «Дочь умерла хорошая, добронравная. Надо говорить: «Слава Тебе, Господи, что убрал ее поскорее, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира». А вы скорбеть: зачем Бог избавил ее от этих увлечений и взял ее в Царство Свое святое — чистой и непорочной. Выходит, лучше бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно, особенно для таких симпатичных, какой, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать — жалеющая, что дочь спасена, а не погублена».

Наконец, в заключение приведем еще два отрывка из писем еп. Феофана.

Письмо к умирающей сестре: «Прощай сестра! Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в живой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси позаботиться о нас. Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь. Ангел-Хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи будут приходить — кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены и твои, когда покаялась. Эту веру поживее утверждай в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход! День-другой, и мы с тобой. Потому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой!»

Из письма к мужу умирающей сестры: «…У отошедших скоро начинается и подвиг перехода через мытарства. Тут нужна сестре помощь. Думайте об этом, и вы услышите вопль: помоги! Вот на что надлежит нам устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самый действительный показатель любви вашей к усопшей будет то, если с минуты отхода души погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжении шести недель, да и далее. В сказании Феодоры — мешок, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от злых духов, были молитвы ее старца. То же будут и ваши молитвы. Не забудьте так сделать, — вот и любовь! Поскорее и меня известите… и я тоже начну, и дети пусть так делают… А слишком горевать и убиваться — мало имеет смысла».

Не тяготейте к земле. Все тленно — только одно счастье загробное вечно, неизменяемо, верно. И это счастье зависит от того, как проживем мы эту нашу жизнь!

(Св. Феофан Затворник «Мысли об усопших», журнал «Вечное», Париж.)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Молитвы о усопших

Молитва за всякого усопшего

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Короткая молитва об усопшем

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Молитва родителей за умерших детей

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшаго раба Твоего, чадо мое (имя), и сотвори ему вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы об усопшем муже

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитвы об усопшей жене

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва об умершем некрещеным, св. мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Молитва о новопреставленном усопшем

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Молитва Богородице об усопших

Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному рабу Твоему (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему, имущему судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.

Панихида по усопшим – это церковная служба по умершим православным христианам в день похорон, а также на 3, 9 и 40 день после смерти. Помимо этого поминальные службы проходят в годовщины смерти и рождения.

Дни особого поминовения усопших в православии

К особым датам поминовения усопшего относятся третий, девятый и сороковой день после смерти. Именно тогда Церковь совершает моления о покойном, принося бескровную жертву. Поминовение в эти дни является древним церковным обычаем. Такая традиция основана на церковном учении о состоянии души после смерти.

Церковь разрешает заказывать панихиду сразу же после смерти человека, не дожидаясь его захоронения. Однако для живущих (пусть и тяжело болеющих) такие службы не устраиваются. Если человек болеет, обездвижен или находится в коме, в храме следует поставить свечку и заказать молебен о здравии. Также болеющему следует исповедаться и собороваться.

На третий день

На основании христианских догм первые два дня после физической смерти душа новопреставленного находится на земле. В сопровождении Ангела она проходит по различным местам, с которыми у нее связаны приятные и неприятные воспоминания. На третий день Господь призывает душу на небеса для преклонения. Именно поэтому первая панихида об упокоении заказывается на третий день после смерти.

На девятый день

Поминальная служба на девятый день устраивается в честь девяти чинов ангельских, которые в этот момент ходатайствуют о душе усопшего. В это время душа усопшего снова предстает перед Господом. Только на этот раз она ходит не по земле, а в сопровождении Ангела отправляется в райские обители. Нахождение в райских кущах сопровождается ощущениями блаженства и наслаждения. Но если человек не успел исповедоваться и собороваться, и у него остались неотпущенные грехи, душа впадает в уныние.

Поминальная молитва в этот момент поможет ей справиться со скорбью. На девятый день нужно молиться особенно рьяно о тех людях, которые редко посещали церковь, нелицеприятно отзывались о христианстве и имели грехи, о которых известно их близким.

На сорок дней

Все время между девятым и сороковым днем душа умершего в сопровождении ангелов пребывает в аду. Там она созерцает всевозможные муки нераскаявшихся грешников. На сороковины душа снова предстает перед Господом, и он решает ее участь. По земным делам и раскаянью Бог определяет ее место в загробном мире до Страшного суда.

На годовщину

День смерти любого православного христианина – чрезвычайно важная дата, когда он перерождается для новой вечной жизни. Годовщина смерти не может остаться незамеченной, причем в церкви самым большим и главным литургическим циклом является именно годовой круг. Когда проходит год, все неподвижные праздники и дни поминовения повторяются.

На годовщину можно не устраивать каких-либо торжеств, но важно помянуть усопшего в молитве. Через год после смерти нужно снова заказать панихиду в церкви и прочитать литию на кладбище.

Молитвенные песнопения облегчают участь души, заглаживая некоторые грехи покойного. Но панихида по усопшим не гарантирует попадания в рай и прощение всех грехов человека по заказу.

Родительские субботы

Родительские субботы являются общими церковными праздниками для всех христиан, когда устраиваются всеобщие панихиды. В церковном кругу существует несколько таких Родительских суббот.

Суббота Мясопустная

Этот всеобщий день поминовения усопших приходится на мясопустную неделю. Точная дата зависит от календарных особенностей, но ориентировочно Родительская суббота приходится на конец февраля – начало марта.

Если Мясопустная суббота приходится на день памяти какого-либо святого, то эту памятную дату могут перенести на другой день. Однако в случае совпадения Мясопустной субботы и Сретения Господня (или какого-либо храмового праздника), заупокойная служба Триоди (чтение трехпесенных канонов) ведется на улице или совершается в другой день (предыдущий четверг или субботу).

Троицкая суббота

Этот день всеобщего поминовения усопших перед праздником Святой Троицы. Поминальная служба проводится субботу перед Пятидесятницей. Святой Василий Великий, составлявший молитвы вечерни Пятидесятницы, утверждал, что в этот день Господь благоволит принимать молитвы даже о тех умерших, что находятся в аду.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы

Эти Родительские субботы приходятся на дни Великого Поста. Важно, что в эти дни можно подавать записки за покойных и ставить свечки даже в том случае, если человек не постится.

Радоница

Радоница (в древних православных книгах ее также называли Радуницей) – один из самых светлых православных праздников. Этот день поминовения усопших приходится на вторник после Фоминой недели. Именно на Радоницу православные верующие приходят на могилы своих близких с известием о Воскресении Христовым. И также на Радоницу принято прибираться на кладбище, убирая мусор и старые ветки.

Димитриевская Родительская суббота

Это суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. В Димитриевскую субботу православные христиане посещают могилы почивших родных, в храмах и на кладбищах служат литии, а дома устраивают поминальные трапезы.

Накануне Родительских суббот по сложившейся традиции проходит служба парастас или великая панихида, а в сам день поминовения после Божественной литургии совершается вселенская поминальная служба.

Что такое панихида и как правильно ее заказать

Панихида – это специальные молитвы за упокой души. Они заказываются в определенные даты, но обязанность каждого христианина – молиться за усопших ежедневно, а не только на годовщину или в Родительские субботы.

Перед церемонией следует ознакомиться с текстом молитв, чтобы понимать, что они означают, и о чем говорит священнослужитель. Это придаст молитве большую силу. Когда идет служба, родственники и близкие новопреставленного держат в руках зажженные свечи.

Желательно заказывать панихиду в том храме, в котором умерший был прихожанином. В этом случае священник будет знать того, о ком молится, что придаст молитве дополнительную силу. Если это невозможно, то можно заказать панихиду по покойному в другом месте. Но перед началом службы желательно поговорить со священником и в нескольких словах рассказать об усопшем.

Заказать панихиду по умершему может любой человек. Для этого необязательно быть родственником, но нужно знать правильное церковное имя усопшего, ведь оно может отличаться от того, что стояло у него в паспорте.

Как правильно подавать записки об упокоении

Подавать записки за упокой можно на обычных листках (половина от листа формата А4) или на специальных церковных бланках. Эти бланки можно попросить в церковной лавке, но обычно они лежат прямо на прилавке со свечками.

На церковном бланке находится восьмиконечный крест, но рисовать его на простом листке необязательно. Но нужно обязательно указать в заголовке тип записки (О Упокоении). После этого необходимо написать в родительном падеже понятными крупными буквами имена всех тех, кого следует помянуть. Причем имя необходимо указывать то, которое значится в святцах. Если человек был крещен не своим светским именем (обычно это происходило из-за отсутствия имени в святцах), то нужно писать только его имя по крещению. Указывать полные ФИО не нужно, ведь в православии все миряне называются только по именам. Также не следует писать в записке:

  • степень родства (папа, мама, тетя и т.д.);
  • возраст усопшего;
  • место захоронения.

Когда заказывают панихиду, обычно не говорят о причинах смерти человека. Исключение составляют лишь случаи самоубийства, т.к. по православным правилам в церкви не поминают самоубийц.

Количество имен в записке не регламентировано, но нужно понимать, что чересчур длинные записки могут не успеть внимательно прочесть. Если есть возможность, лучше подать несколько записок.

При подаче записок человек вносит пожертвование. Сумма пожертвования зависит от внутренней политики прихода. Т.е. в разных храмах могут быть разные цены. Эти деньги идут на нужды прихода.

Сколько длится служба

Существуют 2 формы панихиды: стандартная и лития. Лития – это укороченные песнопения. Они могут читаться в течение 5-10 минут. Важно, что прочесть литию могут даже родственники усопшего у него на могиле.

Стандартная поминальная служба длится дольше (около 20 минут). По структуре она напоминает заупокойную утреню или отпевание, хотя некоторые молитвы, характерные для этих служб, в ней отсутствуют.

Службы в день похорон начинаются с молитвы «Трисвятое» и 90-го псалма. После этого читаются:

  • ектения об усопших;
  • тропари;
  • канон;
  • «Со духи праведных» и другие песнопения;
  • отпуст.

На похоронах обычно заказывают полную панихиду, хотя чтение только одной литии не является нарушением церемонии. Во время заупокойного песнопения родственники могут политься простыми словами про себя.

Можно ли заказывать панихиду некрещеному

Если человек не был крещен при жизни, то его нельзя ни отпевать, ни заказывать панихиду. За него можно поставить свечку в церкви или молиться в домашней молитве, но подавать записки нельзя. Причем важно понимать, что обман ничего не даст.

Даже написав в записке имя некрещеного усопшего и заказав необходимые обряды, родные не смогут помочь его душе. Обман – это грех даже в том случае, если это относится к церковным церемониям.

Но за крещенного усопшего могут молиться его некрещеные родственники. Когда подаются записки за упокой, в церковной лавке могут уточнить, являются ли христианами близкие покойного, но в проведении обряда не откажут.

Если человек исповедовал другую веру (не православие), он должен быть погребен в соответствие с традициями, характерными для его религии. Но его родственники могут молиться Святому Уару. Именно этот святой является покровителем всех некрещеных и иноверцев.

Можно ли есть перед панихидой

На панихиде не причащают, т.к. Причастие совершается только во время литургии. Непозволительно завтракать только перед Причастием. Во всех остальных случаях не имеет никакого значения, ел человек перед посещением храма или нет. Исключение составляют только дни поста. Но если человек не держит пост, он может поесть перед панихидой.

Что нести в церковь на панихиду

Каких-то обязательных вещей, которые нужно принести в храм на поминальную службу, нет. Но существует традиция приносить на панихиду продукты и оставлять их на специальном столике под иконами. Это один из видов пожертвования, т.к. не все люди могут подать милостыню за покойных деньгами. Если человек решил принести еду в храм, то лучше для этого выбрать продукты, которые долгое время не испортятся:

  • крупы;
  • сахар;
  • овощи;
  • печенье;
  • орехи с медом;
  • варенья и соленья (их можно сделать самостоятельно);
  • растительное масло и т.д.

Не нужно приносить в храм мясные продукты, алкоголь и сигареты. Мясные блюда быстро портятся, а спиртные напитки и сигареты противоречат православным догмам.

Можно ли устроить панихиду на кладбище

Панихида на кладбище – это частное поминовение мертвых. Она совершается на третий, девятый и сороковой день после смерти. Такая служба уместна, если нет возможности провести ее в церкви. Заказывать сразу две панихиды (и на могиле, и в храме) не нужно. Однако родственники усопшего могут заказать панихиду по умершему в храме, а сами на могиле прочитать литию за упокой.

Когда не служат панихиду

Поминовение усопших может происходить практически ежедневно, но по церковному уставу они не проводятся:

  • на Рождество Христа;
  • в праздник Пасхи;
  • в период с Рождества до Богоявления;
  • в первую неделю Великого поста;
  • в период с Лазоревой субботы (суббота перед Вербным воскресеньем) до Радоницы.

Можно ли служить панихиду по самоубийцам

Люди, совершившие самоубийство, не могут быть помянуты в церкви. Это касается всех православных служб. Исключение составляют только те самоубийцы, которые при жизни страдали психическими заболеваниями, и этому есть документальное подтверждение.

За остальных самоубийц подавать записки об упокоении нельзя. Их родственники могут молиться о покойных в домашней молитве.

Однако во Вселенские Родительские субботы служатся поминальные службы по всем усопшим, в т.ч. и по тем, кто совершил самоубийство. Иногда покойных можно поминать на Радоницу, но делается это только с благословения священника.

Правила облачения

Не существует никаких церковных рекомендаций по поводу одежды мирян во время поминального богослужения. Но не стоит одеваться слишком вызывающе и ярко. При посещении храма женщинам следует накрыть голову платком, а мужчины наоборот снимают головные уборы.

Можно ли молиться за собак и кошек

Хотя животные тоже умирают, их не отпевают и не поминают в церкви. Причем за них даже не молятся в домашних молитвах.

Научное обоснование поминальных служб

Доподлинно неизвестно, что именно точно происходит с душой после смерти. Скептикам сложно поверить в существование загробной жизни, и атеисты могут даже не отпеть своего верующего близкого, т.к. не увидят в этом смысла.

Однако даже наука говорит о том, что после физической гибели людей от них остаются их тонкие тела, состоящие из их чувств, воспоминаний, эмоций и т.д. Эти тонкие дела или души являются разновидностью электромагнитного излучения, спектр которого зависит от точного состава излучения и настроя человека при жизни.

Рай и ад в земном понимании притягивают душу в зависимости от ее спектра. И сильная молитва в этот момент может действительно помочь, изменив характер электромагнитного излучения. Если человек сомневается в этом, он может заказать молебен о здравии за себя или за своего близкого, а потом посмотреть на свое состояние в этот день.

Мысли и слова материальны. Они приводят к внутренним изменениям, нужно их только отслеживать и проверять. Именно в этом месте и происходит стык интересов религии, эзотерики и науки.

Поминальная молитва – это важная вещь, и не стоит лишать этой милости своих усопших родственников только из-за того, что сам человек не верит в Бога.

Чем отличаются гражданская и церковная панихиды

Гражданская панихида – светская процедура прощания с умершим человеком. Она не носит религиозного характера, хотя на этой церемонии часто присутствуют церковнослужители. Однако вместо священника там также могут находиться служители других религиозных конфессий (буддизма, иудаизма, ислама и т.д.).

Во время светских похорон люди, знавшие покойного при жизни, говорят о нем теплые слова. Чаще всего она устраивается по знаменитым людям (актерам, певцам, научным деятелям), т.е. тогда, когда с покойным хотят проститься много человек. Обычно такая церемония длится несколько часов. После завершения процедуры гроб накрывают крышкой и следуют к месту захоронения, а после самих похорон устраивают поминки.

Православная панихида по усопшим читается священником в храме, на кладбище, в доме умершего или даже на месте его смерти. Чинопоследование этой службы изложено в Требнике. После этого также устраивают поминальные трапезы, но они не являются обязательными. Во время поминок на стол часто ставятся блины и кутья, хотя усопшего можно помянуть и той едой, которую он любил при жизни.

Поминальная служба в церкви – последняя дань уважения умершему от живых, попытка позаботиться о близком человеке после смерти. Панихиду следует отслужить всем усопшим, которые исповедовали православие и не совершили самоубийства. Причем эти молитвы не только облегчают участь души усопшего. Они помогают спастись его живым родственникам.