Чудотворные иконы псково печерского монастыря

Икона Успения Божией Матери (в житии)

В 1521 году в Псково-Печерский монастырь двумя псковскими людьми Василием и Феодором принесена была новая икона Успения Божией Матери в житии, т. е. с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери.

Написание иконы поручили они одному благочестивой жизни иконописцу, именем Алексию, по прозванию Малому.

Икона была поставлена в храме Успения Богоматери.

Феодор впоследствии пострижен был в монашество и наречен Феофилом, по смерти погребен в Богом зданной пещере.

С 1523 года сия икона стала прославляться многими чудесами:

Исцелила бесноватых — чернеца и отрока; на праздник же Успения даровала одной женщине и отроку прозрение их очам и освободила от болезни нищего человека из Изборска, страдавшего в новолуние (лунатика).

Начиная с того праздника и в иные праздники происходят не только 3 или 5 чудес, но и по 50, и по 60 мужчин и женщин получают исцеления от различных недугов.

Множество и иных чудес сотворилось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые же из братии много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем Пречистой, расположенным в овраге,- и не только иноки видели это, но и мирские люди.

Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это от вещественного огня что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса. Об этом он сам поведал; иноки же восславили Бога, показавшего такие дивные чудеса в обители Пречистой Богородицы.

Псково-Печерские иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году.

При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Божией Матери.

За несколько дней до приступа, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, один благочестивый старец Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей келии, и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который, возвышаясь до неба над Печерскою обителью, шел к Пскову чрез реку Великую по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, поддерживаемую по левую руку преподобным Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую — Корнилием, игуменом Успенской Печерской обители.

Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила:»Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?»

Св. епископ немедленно предстал пред Нею и с великою скорбию сказал: «Госпоже Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не бяше литургии».

На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, лежащие в церкви св. Троицы?»

И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их стали Николай Псковский и святые Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей.

Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на вас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали».

В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: «Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!» Все благоверные князья тоже припали к ногам Ее и со слезами молили о пощаде города.

Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери. Она сказала ему: «Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы Ее Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу и стреляли бы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих и молили бы Милостивого Бога о помиловании, а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов».

Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, тогда Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные хождения с иконою Успения Богородицы и другими иконами на указанное место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные.

Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу. Старейший из псковского духовенства, Печерский игумен Тихон, по некоему откровению, созвал поутру 6 сентября благовестом граждан в собор и сделал оттуда крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Успения, с мощами св. благоверного князя Гавриила Псковского и со старою Печерскою хоругвиею. Весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ниоткуда, кроме Бога.

На другой день Стефан Баторий с самого рассвета открыл сильную пушечную пальбу по городу и продолжал ее во весь день до ночи и на другой день до девяти часов утра; в стене образовался большой пролом; начался приступ, и загорелась жестокая битва. Неприятель взял уже две башни и распустил на них знамена польские; защитники ослабевали; воевода Шуйский был ранен. Страх овладел сердцами всех, старики, женщины и дети наполняли церковь воплями и, по словам летописи, весь пол в Троицком соборе залили слезами, моля Бога о защите.

В эту тяжкую минуту немедленно были подняты святыни из собора и принесены к пролому. Мощи благоверного князя Гавриила с чудотворною иконою Печерскою, а наперед их прибыли к пролому три инока Печерского монастыря, родом бояре, бывшие ранее храбрыми воинами, и воскликнули громким голосом: «Не бойтесь, братие! Станем крепко! Устремимся на литовскую силу вместе! К нам грядет Богородица с милостию и заступлением и с помощию всех Святых».

Этот неожиданный голос духовных воинов воодушевил всех: «Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя! Не предадим града Пскова».

Вместе с этим началось молебствие пред проломом в виду защитников и врагов, и продолжалось крестное хождение к Покровской церкви.

Защитники мужественно устремились в пролом и крепко отражали врагов; даже женщины вмешивались в сражение, иные приносили жаждущим воинам воды, другие подавали им оружие, многие сами бросали на врагов камни и со стен лили на них горячую воду.

В это время защитники поставили большое псковское орудие у церкви Похвалы Богородицы и употребили его на поражение неприятеля.

Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. К ночи 8-го сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где на бегу поражены были народом и многие взяты в плен.

Осада продолжалась еще 6 месяцев, но продолжались и крестные ходы ежедневно на стены города с чудо­творною Печерскою иконою Богородицы.

Во время настоятельства игумена Саввы в Псково-Печерском монастыре царь Иоанн Васильевич IV повелел воеводе своему Юрию Токмакову обложить золотом от своей царской казны чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы в житии и сделать серебряный киот для нее.

Особенный день: Успение Богородицы в Псково-Печерском монастыре. ФОТО

«Девушка, что у вас тут сегодня происходит? Почему столько людей в монастыре? Зачем фиолетовый дресс-код? Мы ехали к вам, думали, в будни поменьше народа будет», — недоумевают туристы у входа в Псково-Печерскую обитель. Выслушав объяснение, радуются: нежданно-негаданно попали они на главный праздник монастыря — День Успения пресвятой Богородицы. Людей — тысячи, и каждый пришел на этот праздник за чем-то своим, глубоко личным.

Корреспондент Псковской Ленты Новостей выяснил, что значит этот день для и.о.главы города Пскова и депутата Дедовичского районного собрания, что нашли здесь гости из Эстонии, и кто они — эти загадочные люди в фиолетовых футболках, удивившие туристов-москвичей.

Первая Пречистая

28 августа Русская Православная церковь отмечает Успение Пресвятой Богородицы. В народе праздник называется Первой Пречистой и высоко почитается, поскольку день знаменует окончание земной жизни Девы Марии.

Православные верят, что после смерти Богородицы в Ее лице они обрели небесную заступницу и дарительницу. Широко известны рассказы о Ее помощи конкретным людям: кого-то Ее образ исцелил, кого-то — спас от беды, кому-то открыл истинный жизненный путь. Широко известны и случаи заступничества Богоматери во время вражеских нашествий на Россию. Псково-Печерские иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» особенно прославились во время осады Пскова войсками Стефана Батория, короля польского, в 1581 году.

Успение — это один из давних праздников, который отмечается в обители, и можно с уверенностью говорить: так, как здесь, Успение больше не отмечается нигде в мире. Паломники начинают стекаться в Печоры за несколько дней до предпразднства и готовятся ко дню Успения, укрепляя дух молитвами и посильной помощью монастырю: многие женщины, например, принимают участие в обустройстве и украшении «цветочной дорожки». Сначала готовят основу из свежескошенной травы. Затем на ней выкладывают чудесные узоры из разноцветных гладиолусов, астр, георгинов, хризантем. «Дорожка» начинается от Успенского храма, поднимается вверх, проходит через надвратный храм святого Николая, поворачивает налево и заканчивается у подножья Михайловского собора. В этом году на нее взошло множество людей: 27 августа Божественную Литургию в Печорах посетило, по разным оценкам, от 5000 до 8000 человек.

Монах Анастасий: «Казалось бы, в Успении Пресвятой Богородицы кроется какой-то парадокс: мы празднуем смерть человека. Но на самом деле это противоречие — кажущееся. По церковному преданию, когда умирала Богородица, апостолы, которые проповедовали в разных концах земли, собрались попрощаться с ней. После смерти её погребли во гробе, но отвалив камень гроба спустя несколько дней, не нашли тела Богородицы. Хранится православное предание о том, что на третий день богородица воскресла и была вознесена. Пресвятая Богородица была не простым человеком. Святые отцы утверждают, что за всю свою жизнь Она ни разу не согрешила ни мыслью, ни словом, ни делом, поэтому мы её прославляем как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», то есть по своей святости превзошедшую высшие чины ангелов».

28 августа Божественную литургию в монастыре возглавил митрополит Волоколамский Иларион, который 40 лет назад начинал свой духовный путь именно здесь, в обители. Об этом напомнил многочисленным гостям митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Здесь вы росли духовно, получая то, что невозможно постичь ни в светских, ни в духовных заведениях — личный опыт Богообщения. Мы очень рады, что вы спустя много десятилетий вернулись сюда, и молим Пресвятую Богородицу, чтобы Она в этот особый день дала вам особые силы, радость, мир, — все то, что так изобильно дарует пречистая Богородица всякому искреннему сердцем и приходящему к ней».

Митрополит Иларион поздравил всех верующих с праздником и передал благословение Его святейшества святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Митрополит Волоколамский Иларион: «Праздник Успения — особый праздник, не случайно все древние соборы на Руси были посвящены именно этому празднику. Это связано с тем особым благоговейным почитанием, которым с самого Крещения Руси на нашей святой земле пользовалась Пресвятая Богородица. Она дала нам много великих и неизреченных даров, и самый великий дар, которым она нас оделила — это ее божественный Сын».

Как заметил митрополит Иларион, он совершил Божественную литургию в Псково-Печерской обители «с особым чувством». По его словам, он помнит те дни, когда впервые, еще юношей, переступил порог монастыря, хорошо помнит старцев обители и помнит ту необыкновенную крепость веры, которая ощущается по сей день в этих стенах. Митрополит Волоколамский подчеркнул, что владыка Тихон, став главой Псковской епархиальной кафедры и архиереем Псково-Печерского монастыря, получил ответственное и вместе с тем трудное послушание. «Я имел возможность вчера посетить несколько храмов в Пскове, увидел, в каком они удручающем состоянии, — сказал митрополит Иларион. — Это памятники архитектуры, в которых крошатся стены, которые сползают к воде, которые требуют срочных и дорогостоящих трудов для того, чтобы они не разрушились и были спасены».

Вместе с владыкой многочисленные гости праздничной обители приветствовали делегацию Сербской православной церкви, прибывшую в Россию, чтобы поклониться святыням русского Севера. Митрополит Волоколамский подчеркнул братство двух народов: «Эту близость мы особенно чувствуем сейчас, когда РПЦ подверглась агрессии со стороны Константинопольского Патриархата, вторгшегося в священные пределы нашей церкви на Украину вопреки всем церковным канонам и всему каноническому и историческому преданию нашей церкви».

После причастия начался крестный ход с чудотворной иконой Успения — многотысячный, многоголосый. С молитвами и песнопениями, чтением Священного Евангелия верующие обошли вокруг монастыря, прося Богородицу о помощи и заступничестве.

Семейные традиции

Тысячи людей, пришедших и приехавших на праздник Успения в монастырь, в этот день почувствовали себя единым целым. Вместе с тем, у каждого нашлись свои слова о том, что привело их в Псково-Печерскую обитель на престольный праздник.

Например, бабушка с 5-летней внучкой, стоявшие рядом с нами во время богослужения, оказались местными жителями — они частые посетители монастыря, и приходят сюда регулярно, не только на Успение, а каждые выходные. После праздника они собирались идти на открытие детского городка, который появился на территории Паломнического центра. «Мы очень ждем появления этой площадки, у нас вообще нет никаких развлечений для детей, — сетует печерянка. — Вот внучка на велосипеде ехала с горки, разбила себе лоб, нос. Нечем детям заняться».

Случайно заговорив на «кровавой дорожке» с семейной парой, выясняем: глава семейства — депутат Собрания депутатов городского поселения «Дедовичи» Иван Пинчук. «Я здесь в день святой, потому что душа русского народа — это православие, — объясняет он. — Пройдя сквозь годы жизненных испытаний, я прихожу к пониманию, что есть там на небесах кто-то. Правда, как инженер-энергетик, трактую это в более широком вселенском смысле. Есть на небесах та сила, которая нас любит и ведёт нас к добру, справедливости и любви».

Иван рассказывает о том, какое впечатление произвела на него книга «Несвятые святые» митрополита Тихона, подаренная женой Светланой: «Я с таким наслаждением читал о деяниях и духовных подвигах старцев! Они обогащали нашу русскую душу. Всю красоту которую мы видим, отец Алипий создавал. А как ему тяжело было! Фронтовик, прошел войну, подвергался гонениям! Это такая сила духа! Такой пример для меня как человека и как депутата. Я за то, чтобы наш русский дух обогащался этой любовью и чтобы люди русские были так же сильны духом, как отец Алипий, старец Иоанн Крестьянкин — вот к чему я стремлюсь и почему я духом и физической плотью здесь с женой сыном, взял отгул на работе — и сюда».

Встретили мы на празднике еще одного представителя власти — и.о. главы города Пскова Елену Полонскую. По ее мнению, праздник Успения — особенный для православного мира. «Это повод поблагодарить за все чудеса, которые случаются в нашей жизни и семьях, — сказала она. — Именно поблагодарить, а не попросить. Просим мы каждый день — очень много и очень часто и иногда даже не то, что нужно. Для меня лично это тот самый праздник, когда можно прийти и поблагодарить Богородицу за все, что есть у нас сегодня, за мир, за наших детей».

Семья Полонских уже не первый год по традиции приезжает именно в этот день в Псково-Печерский монастырь. «Богородица является семейной иконой нашей семьи, — объяснила Елена Полонская. — Так сложилось, что на протяжении уже четырех поколений передается эта икона. Моя прабабушка была служительницей в монастыре в поселке Епифани Тульской области — оттуда и пошла эта икона».

«Нужно уметь благодарить и не только Богородицу, но и людей — это дар, которому нужно учиться, даже, наверное, больше, чем просить», — уверена Елена Полонская.

Идем дальше. Девушки в фиолетовых футболках — тех самых, которые заметили туристы, — это участники проекта Министерства культуры РФ «Волонтеры наследия», реализующегося сейчас на территории Псковской области. Одна девушка приехала из далекой Читы, другая — из Санкт-Петербурга, сидят на камушках, болтают как закадычные подружки, знающие друг друга сто лет. Делятся впечатлениями: «Мы помогаем в реставрации и благоустройстве. На богослужении наши волонтеры помогали создавать живую цепь, чтобы служба и крестный ход прошли организованно. Для нас неожиданно, что действительно очень много людей приехало на праздник!»

Слышим эстонскую речь, спрашиваем на русском — авось поймут: а вы какими судьбами в Печорах сегодня? Действительно, гости приехали из Прибалтики. «Я знаю этот день, очень давно, в детстве я была здесь на таком празднике, — рассказывает одна из женщин. — Молодежь сейчас смотрит на веру по-другому, я тоже тогда думала по-другому. Я видела на том давнем празднике, как делают ковер из цветов, но не знала, что с этого коврика надо взять хотя бы один цветочек и засушить его — как благословение. Очень красивый праздник, очень хорошие впечатления! Он хотя и проходит в середине недели, но все равно народу много, день хороший, погода замечательная!»

За беседами время быстро пробежало: каких-то 20-30 минут — и площадь перед Псково-Печерской обителью, где еще совсем недавно шумело людское море, опустела.

Но никуда не ушло особое, не передаваемое словами ощущение совершенно удивительного праздника, полного надежд и чаяний, радости и скорби, печали — и утешения. Его надолго сохранят в своих сердцах тысячи верующих и увезут с собой в Москву, Волоколамск, Санкт-Петербург, Забайкалье, Эстонию, Сербию, Грецию… По всему свету.

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

20 октября совершается празднование Псково-Печерской иконе Пресвятой Богородицы «Умиление». Икона была написана неким иеромонахом Арсением по образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Икона стала известна в 1524 году благодаря многочисленным чудесным исцелениям, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».

20 октября – День Памяти Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой «Умиление».

К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».
В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529–1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу.
По молитвам перед этой иконой не раз получали исцеление слепцы. Так, 28 мая 1587 года, когда икона Умиления Божией Матери была во Пскове, вдова Мария Терентьева с Подкопорья, из-за Невы, не видевшая два года девять месяцев, помолившись перед этой иконой в соборном храме Живоначальной Троицы, шла за иконой к печерскому подворью и – вдруг прозрела. 26 марта 1603 года, по молитве перед этой иконой, получил прозрение крестьянин Потапий Григорьев, Луцкого уезда, Надвинского стана, бывший слепым 6 лет. По молитве перед этой иконой почти в то же самое время получил исцеление боярский сын Иван Ступицын, у которого два года сведены были жилы левой руки.
Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» и святая икона «Успение» особенно прославились в царствование Ивана Грозного, в 1581 году во время осады Пскова и Псково-Печерского монастыря польским королем Стефаном Баторием (Ливонская война). За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления.
В августе 1581 года 100-тысячная польско-литовская армия польского короля Стефана Батория осадила Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород Великий и Москву. По оценкам историков, в Пскове тогда проживало около 20 000 человек. Значительная часть взрослого мужского населения взялась за оружие, чтобы оборонить город. Даже женщины и дети принимали активное участие в обороне. Общая численность гарнизона не превышала 12–16 тыс. человек. Из Псково-Печерского монастыря в город были отправлены чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». Поляки бомбардировали город Псков калеными ядрами с колокольни Мирожского монастыря, одно из них попало в икону Божией Матери, поставленную на забрале стены, не повредив не только её, но и окружающих её защитников города. За 5 месяцев осады поляки 30 раз штурмовали Псковский кремль, но города так и не взяли.
Поражение под Псковом вынудило Великое княжество Литовское заключить с Россией 10-летнее перемирие (Ям-Запольский мир, январь 1582 года).
В память чудесного избавления города Пскова, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.
В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.
В 1812 году Русской земле угрожали французские войска. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк (17–18 августа 1812 г.). Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение», «Умиление» и хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности.
В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827), у правого клироса которого хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.
В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой Умиление во Псков.
В XX веке Псково-Печерскому монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Псково-Печерская обитель вместе с городом Печоры промыслом Божиим была по Тартускому договору от 02.02.1920 г. была отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там, вплоть до 1940 года, чем была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – одна из немногих русских православных обителей, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу. И хотя не щадили монастырь ни революции, ни войны (в мае 1945 года он лежал буквально в руинах), труд и молитва монастырской братии одолевали очередную разруху и снова приводили обитель к благоустройству и благолепию.

* * *

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» относится к иконописному типу Елеуса. Елеуса (греч. Ελεούσα – милостивая от έλεος – сострадание, сочувствие) – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

Успенский пещерный храм Псково-Печерского монастыря

Общая информация

Успенский пещерный храм освящен в честь праздника Успения Божией Матери и входит в историко-архитектурный комплекс Псково-Печерского монастыря.

Расположение храма весьма необычно – он находится в горе, недалеко от входа в галереи Богом зданных пещер. Поселившийся в этих местах в середине XV века священноинок Иона выкопал в холме из песчаника небольшую церковь и обратился в Псковский собор с просьбой о ее освящении. Ему отказали – для того времени нахождение храма в подобном месте было уникальным явлением. Просьбу инока впоследствии удовлетворил Новгородский архиепископ Феофил, который поручил местной братии освятить храм, что и было сделано 15(26) августа 1473 года в день празднования Успения Пресвятой Богородицы. Владелец этих земель Иван Дементьев (именно он нашел вход в пещеры в 1392 году), выделил церкви участок земли, на котором впоследствии был основан Псково-Печерский монастырь.

В 1480 году преподобный Иона умер. Во время омовения его тела на нем были обнаружены вериги – железный панцирь, вросший в тело. Инока захоронили в пещере, а вериги поместили над могилой, однако впоследствии они были украдены во время нападения на монастырь. Преемник Ионы, отец Мисаил, построил на Святой горе общий монастырь, кельи и деревянную церковь имени преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Масштабные строительные и декоративные работы в монастыре начались в начале XVI века. Чаяниями дьяка Михаила Мунехина в песочнике выкопали большую церковь Успения Божией Матери. Его старания по достоинству оценили иерархи церкви – он первым из людей, не имеющих сана, был погребен в нишах Богом зданных пещер. После перестройки Церковь Успения Пресвятой Богородицы освятили вторично в 1523 году. В честь такого события известный иконописец Алексей Малый подарил монастырю икону Успения Пресвятой Богородицы в житии.

Немногим позже иеромонах Арсений написал икону Божьей Матери «Умиление». По свидетельствам очевидцев, эти две иконы неоднократно являли чудесные события и исцеления.

Так, в 1581 году, когда войска польского короля Стефана Батория несколько долгих месяцев осаждали Псков, они были переданы защитникам города. Впоследствии все попытки завоевать осажденный город (а их было около 30) закончились неудачей.

Сегодня икона «Умиление» находится в главном пределе Успенского собора на столпе у клироса. В резном с позолотой иконостасе, справа от царских ворот, помещена одноименная икона «Умиление» датированная XIX веком.

Особенности внутреннего убранства храма Успения Пресвятой Богородицы:
• поскольку храм устроен в горе, в целях безопасности его земляные своды поддерживаются 13 столпами и облицованы кирпичной кладкой;
• в главном приделе (за возвышением) расположено царское место. В стародавние времена там молился царь во время посещения монастыря;
• в храме действуют два иконостаса: иконостас главного придела и иконостас придела в честь преп. Антония и Феодосия Печерских;
• в южной части храма находятся мощи святого игумена преп. мученика Корнилия.

По преданию Корнилий был убит Иваном Грозным из-за своей гордыни и непокорности – в 1570 году во время посещения монастыря царь отрубил игумену Корнилию голову, которая покатилась от Святых ворот к входу в пещеры, оставляя за собой кровавые следы (т.н. «кровавый путь»). В память преподобного у мощей монастырская братия вот уже на протяжении нескольких столетий ежедневно в 6.30 утра совершает молебен (кроме воскресенья и праздничных дней).

Несмотря на историческую и культурную ценность храма, в нем ежедневно проводятся службы с участием прихожан. Нередко храм посещают экскурсионные группы.

Рождественские торжества

Хроника праздничных богослужений и событий.

7 января, в Рождественскую ночь, в монастыре состоялись праздничные богослужения в Михайловском и Успенском храмах. В Михайловском соборе Всенощное бдение и Божественную литургию возглавил Наместник Архимандрит Тихон.

В 11.30 отец Наместник встретился с представителями народности сету и поздравил их с праздником Рождества Христова.

На праздничной Братской трапезе Наместник Архимандрит Тихон от лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, поздравил братию обители, Главу Администрации Печорского района С. В. Васильева и представителей Администрации района с праздником.

После обеда Наместник Архимандрит Тихон поздравил группу военных с праздником, а затем посетил с Рождественским поздравлением насельников монастырского Дома милосердия.

В Духовно-просветительском центре должностные лица обители поздравили учащихся Воскресной школы, детских хоров, Художественно-хоровой студии и других детей — участников различных кружков, а также певчих любительского хора.

Вечером в Михайловском соборе Наместник Архимандрит Тихон совершил службу с полиелеем и акафистом в честь Собора Пресвятой Богородицы и зачитал Рождественское послание Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия.

8 января праздничную Божественную литургию в Михайловском соборе совершил Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит. Ему сослужили Наместник Архимандрит Тихон со священноиноками обители. По окончании Божественной Литургии Владыка Евсевий поздравил всех с праздником. В ответном слове отец Наместник поблагодарил Митрополита Евсевия за его Рождественское послание.

По окончании праздничной Братской трапезы Митрополит Евсевий и Архимандрит Тихон поздравили с праздником Детско-юношеский хор «Благодать».
Затем отец Наместник встретился с группой паломников из Санкт-Петербурга.

Вечером Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков совершил Всенощное бдение в Михайловском соборе.

9 января, в воскресенье, Наместник Архимандрит Тихон служил Божественную литургию в храме Рождества Христова в микрорайоне Майский. По окончании отец Наместник поздравил прихожан с праздником и вручил всем свою книгу об архим. Нафанаиле (Поспелове) «Богородичной обители послушник».

После Братской трапезы Наместник Архимандрит Тихон встретился с игуменией Свято-Духова женского монастыря Сергией (г. Витебск, Беларусь).

Затем отец Наместник отслужил заупокойную литию в Богом зданных пещерах у места упокоения схиархим. Серафима (Розенберга), в связи с годовщиной его кончины.

Вечером в Пскове состоялся Рождественский Епархиальный концерт, на котором присутствовал Наместник Архимандрит Тихон. В концерте приняли участие монастырские хоры: Любительский, Братский и Детско-юношеские — «Благодать» и «Лучики».

10 января, в понедельник, Наместник Архимандрит Тихон служил Братский молебен прпмч. Корнилию, провел планерку с должностными лицами монастыря.
В течение дня отец Наместник встретился с группой паломников из Москвы и вручил всем памятные сувениры.

Также в этот день отец Наместник передал для библиотеки Псковского духовного училища экземпляры своей книги «Богородичной обители послушник».

Затем Наместник Архимандрит Тихон Феофилову пустынь и реставрируемый храм в честь Входа Господня во Иерусалим в с. Посолодино.

11 января, во вторник, Наместник Архимандрит Тихон молился за Братским молебном и провел планерку для должностных лиц монастыря.

Затем отец Наместник встретился со священниками Черниговской епархии и группой паломников из Санкт-Петербурга и вручил всем памятные сувениры.

Также в течение дня Наместник Архимандрит Тихон посетил Главу Кулейской волости Печорского р-на Л. М. Пилюкову и вручил всем сотрудникам рождественские сувениры.

12 января, в среду, Наместник Архимандрит Тихон молился за Братским молебном прп. Симеону Псково-Печерскому, провел планерку для должностных лиц монастыря.

Также в этот день Наместник Архимандрит Тихон принял участие в поэтическом вечере «Монастырское вдохновение», прошедшем в зале Центральной районной библиотеки г. Печор. Прозвучали стихи Святейшего Патриарха Пимена, Архимандритов Алипия, Нафанаила и Антипы, схиигумена Саввы, игумена Павла (Горшкова) и Наместника Архимандрита Тихона.

От лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, отец Наместник поздравил любителей поэзии с праздниками Рождества Христова и Новолетия и пожелал всем многая лета.

13 января, в четверг, Наместник Архимандрит Тихон молился за Братским молебном, а затем провел планерку с должностными лицами монастыря.
Затем отец Наместник посетил стройку второй очереди Странноприимного дома, Дом милосердия, а также проконтролировал уборку снега с крыш.

Вечером Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков совершил Всенощное бдение с акафистом в честь свт. Василия Великого в Михайловском соборе.

В пятницу, 14 января, Наместник Архимандрит Тихон служил позднюю Божественную литургию и Новогодний молебен в Михайловском храме. От лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, отец Наместник поздравил молящихся с праздником Новолетия и пожелал всем помощи Божией в добрых делах.

После Братской трапезы Наместник Архимандрит Тихон встретился с паломниками из Белоруссии и учащимися Печорский Лингвистической гимназии, и после краткой беседы вручил на память книги по истории обители.

В субботу, 15 января, Наместник Архимандрит Тихон молился за Братским молебном, провел планерку.
В течение дня отец Наместник встретился с руководителем ПРОО «Камень» В. Н. Ивановым.

Певчие Братского хора поздравили заключенных в СИЗО, что в д. Крюки.

В этот день в Духовно-просветительском центре монастыря состоялась Рождественская встреча учащихся Воскресных школ Псковского храма в честь Св. блгв. кн. Александра Невского и нашей обители.

Вечером Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков совершил Всенощное бдение в Михайловском соборе.

В воскресенье, 16 января, Наместник Архимандрит Тихон служил позднюю Божественную литургию и молебен в Михайловском соборе. По окончании богослужения от лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, отец Наместник поздравил молящихся с приближающимся праздником Богоявления и пожелал помощи Божией в обновлении благодати Крещения в каждом из нас.

После Братской трапезы Наместник Архимандрит Тихон приветствовал группу иностранных студентов Санкт-Петербургской Духовной академии и ее руководителя иеромонаха Кирилла (Зинковского) и вручил им памятные сувениры.

Затем Наместник Архимандрит Тихон встретился с группой паломников общества «Эрмитаж – Амстердам», в состав которой входит и съемочная группа студии «Музей». После краткой беседы отец Наместник вручил всем памятные сувениры.

Вечером Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков служил полиелей и акафист в честь св. прп. Симеона Псково-Печерского.