Псково печерского монастыря

Поездка в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь

Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. И потому, что слишком много событий связано с ним, и потому что о нём написано уже очень и очень много. Что могу добавить я к тому, что уже сказано? Как избежать повторения?

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Википедия).

Возможно, дело еще и в том, что я всегда ощущаю в монастырях некое стеснение. Я не принадлежу к тому миру, он для меня во многом непонятный и чуждый. Я восторгаюсь красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но всегда чувствую себя там чужаком, попавшим на чужую территорию.

Так было и в этот раз. Во время нашего пребывания на Псковской земле мы поехали на экскурсию в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Всего 4 человека. Изумительная экскурсовод сопровождала нас, увлекательно рассказывала не только об истории и достопримечательностях этого монастыря, но и о жизни братии.

Святыни и памятники Псково-Печерского монастыря

План Псково-Печерского монастыря (с сайта монастыря)

Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней. В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.

Петровская надвратная башня

Потом мы подошли к памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим. (Н.И. Костомаров)

Памятник преподобному мученику Корнилию

Затем экскурсовод повела нас вдоль стен обители. Здесь мы своими глазами увидели, насколько был укреплен монастырь — действительно, враг не прорвется.

Остатки крепостного вала

К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название). За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.

Башня Нижних решёток и Петровский бастион

Смотровая площадка выдержана в общем стиле — сделана из плитняка и валунов.

Камни около смотровой площадки

Музей истории города Печоры

По дороге, спускающейся с холма, шел монах с большой корзиной. Удивительное сочетание современности и традиции!

Монах с корзиной

А мы были не в силах оторвать глаза от панорамы храмов. Солнце скрылось за облака, чуть приглушив цвета и блеск золота куполов. Но всё равно картина была завораживающая!

Панорама Псково-Печерского монастыря

Панорама храмов Псково-Печерского монастыря

Башня Нижних решёток

Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских, построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.

Варваринская церковь и церковь Сорока мучеников севастийских

На Псковской земле очень чувствуется прибалтийское влияние. В 1920-40-х годах эта территория принадлежала Эстонии. И отсюда ощущение некоей инаковости этого места. Вроде «свое», но в то же самое время постоянно проскакивает что-то более европейское.

Петровская надвратная башня

Через Петровскую башню входим в монастырь. Как же здесь многолюдно! Экскурсовод сразу ведет нас в тихий уголок около Острожной (Тюремной) башни. Думаю, незачем объяснять, для чего и для кого она предназначалась.

Острожная (Тюремная) башня

Впереди за деревьями скрывается величественный Михайло-Архангельский собор первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.

Михайло-Архангельский собор

Поблизости от него расположена Парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса.

Парадная лестница

Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.

Место убийства Корнилия Псково-Печерского

Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того, чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через Святые врата.

Никольская башня и церковь Николы Ратного

Икона Богоматери

Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.

«Кровавый путь»

Церкви Псково-Печерского монастыря

Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны, 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.

Коляска Анны Иоановны

А мы спускаемся, наконец, вниз. Экскурсовод сразу уводит нас от толпы, к Лазаревскому храму, где прежде находилась монастырская больница. Печные трубы храма изящно отделаны.

Лазаревский храм

С другой стороны виднеется Дом наместника монастыря с садом. Сад огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.

Ограда сада около дома наместника монастыря

С другой стороны виднеется еще одна ограда.

Уголок в монастыре

Деталь стены Лазаревского храма

Лазаревский храм

К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная). Около него монахи устроили фотосессию. Я не удержалась и сфотографировала их (знаю, что надо было испросить благословения, но уж слишком интересной показалась сцена).

Фотосессия

Идем дальше. Здесь наше внимание привлекает Часовня с артезианским колодцем. Внутри в емкости установлено Распятие, с которого непрерывно стекает вода.

Часовня с артезианским колодцем

Чуть поодаль — красивая клумба. Вообще в Псково-Печерском монастыре множество красивых цветников, чувствуется рука талантливого ландшафтного дизайнера.

Клумба

Бегония

Розы

Бегонии

Следующее строение — Благовещенская церковь 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.

Благовещенская церковь

Благовещенская церковь, деталь

Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Успенская и Покровская церкви

Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.

Ризница и библиотека

За ними — Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.

Звонница и здание Ризницы и Библиотеки

Часовая башня

Большая звонница

От колоколов вниз тянутся тросы, которые заканчиваются специальными ручками.

Деталь троса звонницы

В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры. Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).

Верующие идут в пещеры в сопровождении монахов. Мы же прошли только чуть-чуть с другой стороны. Впрочем, я была даже рада — не стоит идти туда без ясного понимания того, для чего тебе это нужно.

Вход в пещеры

Дом наместника монастыря

На территории монастыря расположен Святой колодец. Около него много людей, которые набирают воду.

Святой колодец

Ну а мы повернули назад.

Ограда сада

Парадная лестница

Братские корпуса

«Кровавый путь»

«Кровавый путь» и храмы монастыря

Соборная площадь и торговля сувенирами

Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.

Соборная площадь

Здесь же можно купить керамику, которая подверглась процессу молочения (молочный обжиг) — повторного обжига после пропитки натуральным жирным молоком. Считается, что в такой посуде продукты долго не портятся и не прокисают.

Керамика с молочным обжигом

Церковь Сорока мучеников севастийских

Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром. Я очень жалею, что мы не попали в Музей истории города Печоры (Международная ул.,3), где была большая экспозиция, посвященная народности сету. Да и сам город Печоры не оставил какого-то внятного впечатления. Запомнились лишь отдельные постройки эстонского периода.

Информация для посетителей

  • Адрес монастыря: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
  • Сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

Статья обновлена 14 апреля 2019

© Сайт «История и путешествия», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Псково-Печерский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Печерский монастырь.

Монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Псково-Печерский монастырь
Страна Россия
Город Печоры
Конфессия Православие
Епархия Псковская
Тип Мужской
Дата основания 1473 год
Здания:
Успенская пещерная церковь • Михайловский собор • Сретенская церковь • Церковь Николы Вратаря • Большая звонница • Стены и башни • Ризница
Известные насельники Корнилий Псковский
Иоанн (Крестьянкин)
Иона
Вениамин (Федченков)
Савва (Остапенко)
Статус Действующий монастырь
Сайт Официальный сайт
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь на Викискладе

Координаты: 57°48′37″ с. ш. 27°36′53″ в. д. / 57.810278° с. ш. 27.614722° в. д. (G) (O) (Я)

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский мужско́й монасты́рь — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период и до 1944 находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967—2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

История

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. Богом зданная пещера стала известна местным жителям в 1392 году.

Вид на Псково-Печерский монастырь

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, финляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

Звонница Псково-Печерского монастыря. С. А. Виноградов, 1929

В годы Великой Отечественной войны

После оккупации Пcково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллиннскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырём до конца войны.

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илья, Аркадий, Никон, схииеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.

В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А. А. Власов.

После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в «шпионаже» и сотрудничестве с оккупантами. Осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.

Послевоенное время

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря.

В монастыре провёл последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков).

В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей тамбовской организованной преступной группировки..

Современный облик монастыря

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Успенская пещерная церковь

Звонница церкви Николы ВратаряВнешняя стена Печорского монастыря

Построена по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года при строительстве крепостных стен вокруг монастыря. Церковь соединяется с одной из боевых башен крепостной стены.

Большая звонница

Большая звонница

К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

Михайловский собор

Михайловский собор

Сретенская церковь

Строительство начато в 1867 году, завершено в 1870 году. Капитальный ремонт проведён в 1924 году.

Стены и башни

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2007 г.

Башня Верхних решёток — рядом с Тайловской башней, над оврагом и протекающем по его дну ручьём Каменец. В нижней части башни выложена небольшая каменная арка, сквозь которую воды ручья попадают внутрь крепости. Каменная арка или свод закрывался железной решёткой, чтобы осаждающие не воспользовались ручьём для проникновения в крепость. Решётка дала наименование и самой башне. Несмотря на то, что башня Верхних решёток стоит на дне оврага, она самая высокая в Печорской крепости, и её верхняя точка достигает высоты 25 метров. За стенами скрыты 6 боевых ярусов с бойницами и широкими камерами для установки пушек. Шатёр башни увенчан дозорной площадкой — караульней, караульной избой, с которой хорошо просматриваются подходы к крепости и ближайшая местность. От башни, словно крылья, расходятся участки стен — прясла, соединяя в одно целое башни, поставленные на берегах оврага. Особенно живописно этот участок боевых укреплений смотрится с туристической площадки, расположенной почти напротив башни Верхних решёток.

Башня нижних решёток, так же, как и Башня верхних решёток, поставлена на дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает северо-восточную дугу крепостной стены. Ручей здесь становится шире и глубже, чем там, где попадает в крепость. Башня Нижних решёток имеет четыре боевых яруса. На каждом из трёх нижних по четыре бойницы с широкими боевыми камерами. На самом верхнем ярусе — семь бойниц. Их расположение позволяло брать под контроль практически все направления возможных атак. Кроме того, на третьем ярусе имелся выход на крепостную стену. Эта деталь очень важна, ведь рядом с башней находятся нижние ворота. Чтобы усилить защиту ворот, над ними в крепостной стене были установлены бойницы, между которыми расположен киот с изображением Спаса.

Главы

Игумены

  • Иона
  • Селиван, иером.
  • Иона
  • Сергий
  • Симон
  • Дорофей
  • Герасим
  • Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
  • Савва (1571—1572)
  • Сильвестр (1572 — ?)
  • Трифон
  • Тихон (ок.1580-1583)
  • Никон I
  • Мелетий
  • Иоаким (1593 — не позднее 1611)

Архимандриты

  • Иоаким (не позднее 1611 — 6 июля 1616)
  • Антоний I (1617—1621)
  • Иоасаф I (3 февраля 1621—1627)
  • Иов (1627—1634)
  • Порфирий (1634—1639)
  • Рафаил (1639—1643)
  • Макарий (1643—1650)
  • Митрофан (1650—1656)
  • Зосима (1656—1663)
  • Герасим (1663—1669)
  • Паисий (1669—1682)
  • Иоасаф II (1682—1686)
  • Паисий II (1686—1699)
  • Корнилий II (1699)
  • Аарон (1706 — ?)
  • Феодосий (1711—1724)
  • Маркелл (Радышевский) (1724—1726)
  • Филарет (1726—1729)
  • Вениамин (Сахновский) (1730—1731)
  • Кирилл (1731—1732)
  • Игнатий (1732—1745)
  • Геннадий (Андреевский) (1746—1753)
  • Иосиф (1753—1785)
  • Варлаам (1785—1792)
  • Петр (1792—1800)
  • Венедикт (1800—1835)
  • Антоний II (1835—1844)
  • Антоний (Шокотов) (24 января 1845—1850)
  • Никон II (1850—1856)
  • Аполлос (Беляев) (26 октября 1856—1864)
  • Феогност (1864—1868)
  • Павел (1868—1882)
  • Нафанаил (1882—1885)
  • Павел (1885—1890)
  • Иннокентий (1890—1894)
  • Мефодий (Холмский) (1894—1906)
  • Никодим (Воскресенский) (1906—1914)
  • Августин (Синайский) (1914—1917)
  • Александр (Петровский) (1917—1918)
  • Аркадий (Чанк) (1919—1920)
  • Иоанн (Булин) (октябрь 1920—1932)
  • Николай (Лейсман) (1932—1940)
  • Парфений (Шатинин) (1940—1941)
  • Павел (Горшков) (декабрь 1941—1944)
  • Агафон (Бубиц) (1944—1946)
  • Никон (Мико) (1946)
  • Нектарий (Григорьев) (1946—1947)
  • Владимир (Кобец) (1947—1949)
  • Пимен (Извеков) (конец 1949 — конец 1953)
  • Сергий (Гаврилов) (1954—1956)
  • Августин (Судоплатов) (1956 — 1 октября 1959)
  • Алипий (Воронов) (28 июля — 3 сентября 1959, 6 октября 1959 — 12 марта 1975)
  • Гавриил (Стеблюченко) (7 апреля 1975—1988)
  • Павел (Пономарёв) (26 августа 1988 — март 1992)
  • Роман (Жеребцов) (1992 — 6 октября 1995)
  • Тихон (Секретарёв) (с 17 августа 1995)

Интересные факты

  • Архимандрит Тихон (Шевкунов) на основе снятых в монастыре в 1986 году материалов создал фильм «Псково-Печерская обитель». В 2011 году была издана его книга «Несвятые святые» и другие рассказы», многие рассказы в которой связаны с Псково-Печерским монастырём, где подвизался автор.

Примечания

  1. Назначен указом митрополита Рижского Сергия.
  2. Русская линия / Библиотека периодической печати / «И это самое большое счастье — память»
  3. «Захоронение здесь одного из руководителей преступной группировки вызвало большое возмущение населения Псковщины» // Известия, 7.9.1995; «Почему бандита сделали святым?» // Комсомольская правда, 7.9.1995; «Уголовник в монастырской усыпальнице» // Московская правда, 7.9.1995; «Хоть святых выноси» // Российская газета, 8.9.1995; Т.Федоткина. «Уголовники покупают святые места». // Московский комсомолец, 9.9.1995. О.Сапрыкина. «Почему бандита Гавриленкова похоронили рядом с предками Пушкина».// Комсомольская правда, 13.9.1995.

Литература

  • Докучаев И. А. Печоры на ладони. Путеводитель по памятникам древности в фотоработах С. Гавриловой. Псков, 2002 — 112 с.: ил.
  • Ямщиков С. Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен. М.: Москва, 2004. — 488 c. ISBN 5-98637-004-X
  • Сойкин П. П. Псково-Печерский монастырь в Псковском уезде // Православные русские обители = «Православные русские обители»: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне., Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1910. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 172-174. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1
  • Псково-Печерский-Успенский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Псково-Печерский монастырь на Викискладе

  • Официальный сайт Псково-Печерского монастыря
  • Официальный сайт города Печоры

Достопримечательности Пскова

Псковский Кром • Троицкий собор • Мирожский монастырь • Снетогорский монастырь • Псково-Печерский монастырь • Крыпецкий монастырь • Спасо-Елеазаровский монастырь