Даниил сысоев о мусульманстве

03:46 pm — Беседа о.Даниила Сысоева об исламе и мусульманах на радио Радонеж
И.Б.: Сегодня мы поговорим о проблемах православно-мусульманского диалога. В последнее время мы наблюдаем с вами возросшую активность мусульманской части населения. И не только мусульманской, но и условно называющей себя православной части, которая работает в интересах мусульманства. Мы видим беспрецедентные нападки на государственную символику России, мы слышим ряд резких заявлений мусульманских лидеров, которые фактически выходят за рамки межконфессиональных отношений и уже становятся проблемами государственного суверенитета России.
Вот именно об этом сегодня хотелось бы поговорить с о.Даниилом Сысоевым — миссионером наших дней, человеком, который организовал несколько недель назад очень интересный диспут между православными и мусульманами. Фактически первый диспут, да?
о.Даниил: С XIV века впервые…
И.Б.: С XIV века впервые состоялся первый такой диспут, о котором мы, конечно же, сегодня, поговорим. Итак, о.Даниил — человек, который ведет активную миссионерскую работу, обращает в веру и (что самое важное) знает, как это делать. И готов нам рассказать о том, что должен знать каждый православный, так сказать, мини-миссионер! Как каждый должен знать правила первой медицинской помощи, каждый должен знать технику элементарной безопасности: о том, что нельзя два пальца вставлять в розетку, нельзя спички горящие подносить к шторам и т.д. Вот на таком уровне у нас, собственно, мало кто знает, что нужно говорить мусульманам, иудеям, представителям других традиционных и нетрадиционных религий России, как с ними вести разговор, какие аргументы использовать в споре с ними… Обо всем об этом мы поговорим сегодня с уважаемым отцом Даниилом Сысоевым.
Но начнем мы с непосредственного информационного повода к сегодняшней программе, а именно с награждения…
о.Даниил: Марата Муртазина сегодня наградили орденом «За заслуги перед Отечеством». Это тот человек, который выступал против введения в школах предмета «Основы православной культуры», тот человек, который заявлял, что Россия не может называться православной страной. И вот этого человека сегодня наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» — хорошие заслуги перед Отечеством, конечно же! Но не только это. Сегодня появилась новая информация: исламский банк в Саудовской Аравии объявил о том, что он собирается финансировать образовательные программы Управления мусульман Нижегородской области и поддерживать Совет муфтиев Равиля Гайнутдинна. Таким образом, напрямую настоящие ваххабиты (а то, что Садовская Аравия — ваххабитское государство, где ваххабизм — официальное вероисповедание, всем известно) заявили об официальной поддержке российского мусульманства.
На фоне этого все нападки на государственную символику России кажутся очень зловещими: перед нами — новый виток антироссийской и антиправославной экспансии, которая прикрывается словами о том, что мы — многоконфессиональное государство, мы — светское государство, поэтому должны уважать права религиозных меньшинств.
Конечно же, этот подход для нас совершенно неприемлем. Если мусульмане на основании «светскости государства» утверждают, что необходимо отказаться от святого креста Господня, то мы должны сказать, что ради святого креста Господня мы должны отказаться от «светскости государства». Это была бы более правильная реакция со стороны Православной Церкви. Не потому что мы стараемся возбудить религиозную вражду, но, напротив, мы знаем, опыт нам показывает, что общение с исламским миром может быть успешным для общающегося в том случае, если общающийся силен. Если общающийся слаб, любая попытка разговора с ним будет рассматриваться как уступка, только показывающая правоту ислама. Недаром ведь Мухаммед говорил, что если Моисей пришел со знамениями, Иисус пришел с чудесами, то я пришел — с мечом! И эта идеология как зародилась в самом начале ислама, так, к сожалению, и продолжает жить сейчас. Это надо помнить, и, на мой взгляд, особенно печальным является явление, когда православные патриоты выступают за союз с исламом против Америки, или против Израиля, или против еще кого-то. Союз, конечно, дело хорошее, но — с кем и зачем? И стоит ли во имя того, чтобы насолить Америке, поджигать собственный дом? Я не очень-то понимаю, зачем это делать.
И.Б.: Но вот, тем не менее, у вас очень серьезный опыт и общения с мусульманами, и проповеди в мусульманской среде… Организация этого самого диспута, давайте об этом поговорим: как он проходил, на ваш взгляд?
о.Даниил: Мы уже говорили только то, что разговор с исламом возможен, это разговор именно с позиции силы. И, на наш взгляд, самой великой силой, существующей во Вселенной и за ее пределами, является Истина. Потому что Истина есть Бог. Господь наш сказал: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». И поэтому мы должны побеждать ислам не силой оружия, как он пытается победить нас, а куда большей силой — силой слова, силой нашего свидетельства Истины.
Как появился диспут, каким образом он возник? Я давно уже веду дискуссию в Интернете с миром ислама, были частные диспуты у меня и раньше (этой весной я провел два диспута с мусульманами относительно на личном уровне, на базе татарского культурного центра — с участием нескольких десятков мусульман), но во время Интернет-дискуссии бывший священник Али Вячеслав Полосин, ныне имам, принявший ислам, он заявил, что я неспособен доказать свою веру устно, что я трус, что боюсь и не приму диспут.
Я считаю, что священник обязан в таком случае, на основании заповеди апостола Петра, «дать отчет о своем уповании». И мы договорились, что я прихожу на диспут, организованный Али Полосиным с условием, что половина мест — за православными, половина мест — за мусульманами. Возглавлял диспут Максим Шевченко, известный деятель с «Маяка», который, хотя и христианин, но симпатизирует исламу (поэтому он и подходил как раз для исламской аудитории).
И.Б.: Я вас прерву, о.Даниил. Вы сказали — Максим Шевченко — христианин, симпатизирующий исламу… Где все-таки в его личности проходит эта граница: где заканчивается его христианство и начинается его симпатия к исламу?
о.Даниил: Честно скажу, совсем не знаю, потому что по опыту моего общения с Максимом Шевченко, я не могу просто понять его личную вероисповедальную позицию, хотя он утверждал, что он православный христианин даже на диспуте (после диспута я его специально спросил). Однако, надо сказать, что на диспуте он вел себя крайне объективно, он абсолютно четко поддерживал те рамки, о которых мы просили, и диспут, благодаря во многом его стараниям, состоялся. За это ему честь и хвала, безусловно, потому что его стиль поведения, действительно, оказался идеальным. Тема диспута была такая: что является Откровением Бога — Библия или Коран? Как выяснилось, в отличие от христиан, которые могут четко и рационально доказать, что Библия является Словом Творца Вселенной, — мусульмане предлагают нам опираться на слепую веру и утверждать, что любой текст, декларирующий единобожие, является фактически истиной. Фактически получается, что у мусульман нет никаких критериев по отделению истинного откровения от ложного. Мы многократно — три раза — пытались на диспуте добиться хоть каких-то аргументов, но, к сожалению, выяснилось, что в той традиции, которую представляет Али Вячеслав Полосин, доказать богодухновенность Корана невозможно. Кстати говоря, объективности ради, в арабской традиции ислама такие аргументы есть. Они смешные, типа того, что «Коран обладает идеальным стилем художественным, он настолько великолепное художественное произведение, что лучше его написать нельзя».
И.Б.: Это аргумент…
о.Даниил: Да, аргумент, хотя, конечно же, весьма своеобразный. Учитывая, что Коран является мерой стиля, любое отклонение считается отклонением от стиля, поэтому доказать, что он лучше невозможно! А когда люди все же пытались делать нечто более высокое, чем Коран, им отрубали голову. Но это так, ремарочка! Однако же, российские мусульмане оказались неспособными на этом диспуте доказать истинность своей религии, и при этом они выдвинули ряд вопросов, касающихся Священного Писания — ко мне и, на мой взгляд (и на взгляд многих присутствовавших, в том числе, даже и мусульман) ответы были на них даны вполне объективные.
Что очень хорошо? Очень хорошо то, что, несмотря на то, что мусульман было больше (где-то две трети зала), они вели себя достаточно аккуратно. Вначале были попытки восклицания, возгласов — что я оскорбляю их достоинство, утверждая, что Мухаммед — это лжепророк, но, тем не менее, после того, как ведущий их успокоил, возникла обстановка диалога, что весьма ценно и важно. Потому что разговор при помощи слов быстро превращается в разговор при помощи танков, на мой взгляд. Это действительно великолепное и очень важное дело. Также очень важно, что именно исламская аудитория оказалась открытой для проповеди. Я считаю, что этот диспут является одним из важных способов, каким можно донести Слово Божие до мусульман. Иначе бы они его никогда, ни при каких условиях, не услышали. Я думаю, что сложно в Москве иным образом собрать 150 активных мусульман, которым можно было бы прямо возвестить Евангелие в неповрежденном виде, при этом не стараясь оскорблять лично их и лично ислам, а показать, что само исламское учение — оно внутреннее противоречиво. Это великолепная миссионерская возможность, и она была бы еще лучше использована, если бы, конечно же, нас не подвели православные.
(…)
о.Даниил: …И очень активной молодежи, подготовленной молодежи, с подготовленными заранее вопросами, в отличие от наших людей, которые часто задавали не по делу вопросы, которые были, может быть, даже на руку весьма неграмотному, простите, оппоненту, и это как раз совершенно не красило православных. И вторая фора, какая была дана — последнее слово было дано Полосину, и он имел, просто говоря, наглость, нечестность, в ней выдать все аргументы, учитывая, что я не могу на них ответить. Это был, конечно, весьма нечестный поступок, но, с другой стороны, это позиция слабого. Это тоже понятно. Даже сейчас на мусульманских сайтах я смотрю отзывы — «в общем-то Полосин вел себя плохо, но последняя его речь была блистательной». Понятно, почему: потому что на нее невозможно было ответить!
И.Б.: Безусловно. К этому мы должны, конечно же, быть готовы. Мы должны быть готовы, что даже в невыгодной ситуации, играя на поле противника фактически, нужно одерживать победу, потому что это нам заповедал Господь, Который действительно есть Путь, Истина и Жизнь.
Я еще вернусь к гостинице «Россия», которую, кстати, сносят, по-моему сегодня-завтра там последний день, когда еще можно туда зайти, арендовать какое-то помещение… Это место обречено на слом. И вот этот символизм мусульмане увидели очень четко. Россия — это большая гостиница, в которой мусульман уже становится больше, хотя о.Даниил располагает точной информацией. Сколько у нас сейчас мусульман в стране?
о.Даниил: Реально самый большой процент этнических мусульман — 8 процентов, а реальных мусульман, ходящих в мечети, то есть исполняющих хотя бы минимальные нормы ислама — не более одного процента.
И.Б.: Вот так вот, да? Притом, что нам все время навязывается СМИ некая цифра 20 процентов, непонятно, откуда возникающая, мусульманского населения относительно общей численности населения России, во вторых — что все мусульмане активны, все мусульмане — ходят в мечети. Так вот, вопреки этой, явно пропагандистской идеологеме, факты не таковы. И здесь я хочу обратиться ко всем: мы не должны все-таки допустить, чтобы наше Отечество, Россия, превращалась действительно в гостиницу, где мусульман по каким-то причинам оказывается две трети, а православных оказывается одна треть (причем там были даже не только православные). Я общался с этими людьми, они пришли просто так: «Ну, нельзя же… Да, мы не православные, даже атеисты приходили — потому что, ну, нельзя же такое допускать!» Вы понимаете, что происходит? Из-за нашей лени, из-за нашей неорганизованности мы упускаем не только прекрасную возможность для миссионерской работы, но мы вообще начинаем по очкам проигрывать эту, очень серьезную борьбу нашего времени!
о.Даниил: Причем это проявилось не только в гостинице «Россия» — это как бы такая квинтэссенция того, что происходит. Не далее, как позавчера я прочитал новый номер журнала «Нескучный сад», где рассказывалось о помощи священников — жертвам теракта во взорванной электричке. Он пришел в больницу, там многие люди нуждались в причастии, и даже один мусульманин попросил у него святое причастие. Тот сказал ему: «Ты — мусульманин, тебе нельзя, поэтому я могу тебя только святой водой покропить!» Ему даже в голову не пришла простейшая вещь: предложить ему принять Святое Крещение! Если уж человек, мусульманин, просит святого причастия, очевидно, что он мог бы вполне согласиться на Святое Крещение! Но у нас эта идеология совершенно антихристианская, в противоречие Символу веры, что христианство — для русских, а мусульманство — для чеченцев и татар, эта тенденция разъедает все. А это ересь, осужденная Большим Константинопольским Собором 1872 года, ересь филетизма. К сожалению, этой ересью заражено огромное количество людей. Мы проводим, например, молебны на татарском и славянском языках, где-то раз в месяц, ближайший молебен будет 5 января в 6 часов вечера на Крутицком подворье в храме Воскресения Словущего — молебен в обращение заблудших и неверующих ко Христу. Кстати, приглашаем всех желающих на этот молебен, если у вас есть родственники некрещеные, неверующие, в сектах находящиеся, — приходите на Крутицкое подворье!
Но при этом нам приходилось слышать, что люди говорят: «Как же вы молитесь на татарском языке! Мы должны молиться только на славянском! Это ненормально! Хотя тексты, используемые на молебнах, были одобрены еще Святейшим Правительствующим Синодом в середине XIX века, это перевод Ивнинского. Это древний богослужебный язык, который в нашей Церкви используется уже не один век! Вопреки мнению многих, в Русской Церкви используется около десяти богослужебных языков. К сожалению, это у нас не учитывается, у нас, к сожалению, часто путают русскость с православностью: православный должен быть русским, русский должен быть православным. Это не так! В Церкви Божией «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного». Для Церкви Божией, внутри Церкви Божией это абсолютно чистый факт. Если этого нет, то люди, которые так считают, они выпадают из Церкви, потому что они вводят национализм в Церковь, что недопустимо. Национальность есть за пределами Церкви, но не внутри ее. Вот из-за этого национального фактора мы и проигрываем. Понимаете, мы не можем противопоставить исламу национальность! Ислам — это вселенская религия в некотором смысле, она универсальная. Любой мусульманин входит во всемирную уму. Пример с Саудовской Аравией, которая поддерживает мусульман Нижнего Новгорода, показывает, что эти люди воспринимают себя как часть великого единого целого. В некотором смысле это так — это некое темное целое. Темное почему? Потому что есть некая темная мистика, которая управляет исламом, которая приводит к тому, что экстремисты из него могут доходить до страшных вещей. Но ощущение целого — оно есть.
Оно есть и у православных, оно есть и в вере православной, и в сознании православном, к сожалению, многие православные от него отказываются ради национальности. Это действительно дикая и совершенно недопустимая вещь, которая лишает нас сил, лишает нас возможности что-либо исправить. Национальность неспособна победить религию! А наша задача — победа, потому что идет речь о сражении, причем о сражении не с людьми. Как сказал апостол Павел: «Наша брань не против плоти и крови, а против начальств, против властей, против миродержателей тьмы века сего — духов злобы поднебесной». Ну, многие, может быть, видели фотографии шахидов, которые взрывают себя, и очень часто перед смертью они улыбаются. Почему? Потому что они находятся в состоянии одержимости. И как вы думаете, можно ли при помощи национальных стратегий победить шахида, одержимого злым духом? Это бесполезно! Человека, который заблуждается, можно победить истиной, духом Божиим, любовью, милосердием, проповедью Евангелия, а не просто словами терпимости и мира, которыми нас сейчас пытаются задушить очевидное «нашествие агарян», о которых мы всегда молимся.
И.Б.: В Церкви нет национальности, но национальность есть в государстве. И как же государственным нашим деятелям все-таки правильно относиться к исламу? Когда началась вторая чеченская кампания, все мы помним, что прозвучала эта роковая фраза: «у террористов нет национальности, религии и Отечества»…
о.Даниил: …головы, ног, рук, — это осьминоги с планеты Марс…
И.Б.: И так же то, что «ваххабизм не имеет никакого отношения к истинному исламу»…
о.Даниил: Есть абсолютно неисламский город Мекка, совершенно неисламская Медина есть, совершенно неисламская страна Саудовская Аравия, абсолютно ваххабитская…
И.Б.: И естественно, что после таких неверных посылок отсюда вытекло несколько логических следствий: наверное, недавние нападки на герб, недавняя отставка Романа Силантьева, наверное, также ряд других событий и, в частности, награждение поддерживающих ваххабитов — т.е. поддерживающих тех, кто убивал детей в Беслане, и он получает у нас орден «За заслуги перед Отечеством»! Это же какая-то шизофрения просто! Итак, если в Церкви нет национальности, то как же государству правильно различать и реагировать на ислам, на национальность?
о.Даниил: Я думаю, ключ к этому дал Святейший Патриарх Алексий, когда сказал, что наша Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Действительно, государство должно быть выражением идей общества. Если люди (а у нас больше половины людей называют себя православными, а мы знаем, что очень многие у нас православные все-таки Крещены в Православии — две трети населения — они входят в Православную Церковь хотя бы по факту крещения), и очень многие люди считают себя относящимися к Православию по причине своего крещения и некоторых основ веры, — то государство должно это учитывать!
Как была построена Российская Империя? Мы придерживались позиций веротерпимости в том смысле, что мы насильственно не принуждали (кроме некоторых исторических эпох, тяжелых случаев и для Православной Церкви) к принятию христианства. Это справедливо. Как сказал император Василий Македонянин, вера из дела души не может проявляться через телесные воздействия. Исходя из этого принципа, что дело души (т.е. вера) не может быть сделана методом давления на тело (пыток, преследований и т.д.) государство не заставляло людей насильно принимать христианство. Преследовались только так называемые изуверские секты. Говоря в нашем случае, те направления так называемого ваххабизма — они, безусловно, в Российской Империи пресекались жесточайшим образом. Это действительно правильно. При этом государство, пока оно осознавало себя как христианское, оно утверждало, что господствующей верой является вера большинства, так? Истинная вера — православных христиан — которая должна быть (как мы сейчас сказали бы) культурообразущей. Она в принципе и сейчас является культурообразующей. Ну, представьте себе, давайте уберем Православие из России (мысленный такой эксперимент проведем), что от России останется? Она развалится на мелкие кусочки! Именно Православие — это возможность жить и мусульманам, и буддистам «под покровом белого царя». Это правильно, потому что православный, будучи человеком, подчиненным Богу, может щадить человека, несмотря на его заблуждения. Не уважая его заблуждения, не терпя его заблуждения, а терпя человека заблуждающегося. Это очень важный принцип, который сейчас грубо нарушен. Люди сейчас говорят: мы за терпимость — т.е. терпимость к заблуждениям. Православный так никогда не скажет, иначе он отречется от Христа. Но он должен терпеть человека в надежде на его спасение.
Этот принцип лежал в основе государства. Именно так было создано наше многонациональное, многоконфессиональное государство, о котором любят говорить, и именно этот принцип может сохранить Россию сейчас. Это единственный вариант, который может сохра6нить Россию!
Та идеология, которую нам предлагают сейчас — идеология светскости и идеология равноудаленности религии от государства — она на самом деле самоубийственна. И далеко ходить на надо: вспомните события этой осени во Франции, в Бельгии, в Германии, вспомните убийство режиссера Ван Гога в Голландии — везде попытка светскости приводит к захвату власти мусульманами. И это неудивительно. Светскость на самом деле сейчас означает именно атеизм, а атеизм гораздо слабее, чем любая религия — ложная или истинная, не важно. Потому что вера — сильнее, чем неверие. И попытка продавить светскость сейчас на самом деле означает попытку разрушить Россию. Светскость сейчас — настоящий динамит, который заложен под единство России, заложен либералами и заложен мусульманами, заметьте! Все эти разговоры о том, что мусульмане — это старые патриоты, давайте их на самом деле отложим! Давайте вспомним, что Россия имеет столкновения с исламом, начиная с X века, с того времени, когда Волжская Булгария приняла ислам. И вот с того времени нет ни одного века, когда не происходило бы войны между мусульманами и христианами. И в XI веке война с Волжской Булгарией, XII век — с ней же война, XIII век — война с Ордой, принимающей ислам. Узбек принимает ислам в 1314 году, и с тех пор Куликовская битва становится неизбежной. Если раньше была возможность, как говорит Гумилев, союза, то сейчас такая возможность потеряна. Поэтому мы должны просто помнить, что в течение всей истории столкновение с исламом было. Недаром даже слово «бусурманин» воспринимается в русском языке как враг. И это связано с тем, что такова позиция ислама с самого начала. Ислам распространялся с помощью меча, призыв к войне для распространения ислама содержится в Коране. Кто говорит, что там нет таких призывов, откройте Коран: 9 сура, 5 айят, чтобы просто вопрос закрыть раз и навсегда. Призывов там 53, чтобы быть совсем точным. Давайте просто не будем себя обманывать, откройте любой перевод Корана — Крачковского (самый добротный перевод), Пороховой, Османова, кого бы вы ни открыли, — вы найдете там множество призывов (даже в самых смягченных переводах, но призывы там есть). Их не найти просто очень сложно!
И поэтому опыт с историей России показывает, что мир с исламом возможен при условии сильной Церкви, сильного Православия, при условии православной идеологии — модели поведения православных людей. Это единственная скрепа, которая сейчас удержит Россию, а либерализм ее взорвет и уничтожит, как он уже взорвал Советский Союз Поэтому крайне опасной, на мой взгляд, является тенденция, появившаяся среди православных патриотов-публицистов, которые начинают говорить, что мы, мол, не должны конфликтовать с исламом. Хотя, зачем с ним конфликтовать? Он и так сам вызвал на конфликт, мы просто отвечаем на его призыв. Причем отвечаем, заметьте, не мечом: мы же не призываем никого, простите, идти и избивать азербайджанцев на рынке — это безумие, глупость и грех пред Богом. Мы призываем к диспутам, мы призываем к религиозным диалогам, мы призываем к обращению мусульман в христианство при помощи слова, при помощи веры. Какой лучший способ сохранить Россию от исламского нашествия? Превратить в соседа татарина, азербайджанца, чеченца — это единственный реальный способ обращения.
И.Б.: о.Даниил, я слышал, что вы с успехом это делаете.
о.Даниил: Да, несколько десятков человек мы уже покрестили, да.
И.Б.: Кто эти люди?
о.Даниил: В основном, татары, хотя есть и таджики, есть пакистанец из ваххабитов (террористов), этот человек даже учился на шахида, есть башкир и есть узбеки.
И.Б.: Очень интересно, просто это, наверное, отдельная тема, которой стоило бы целую передачу посвятить. Поражающий факт нам о.Даниил нам сейчас рассказывает здесь: ваххабит, готовящийся в шахиды, был обращен в Православие, крестился. Расскажите хотя бы об этом случае — или, вообще говоря, что приводит таких людей к Святому Крещению?
о.Даниил: Их приводит к Святому Крещению поиск Бога. Интересно, что если вы будете говорить с мусульманами, никогда не говорите с ними о человечности. Дело в том, что их менталитет, говоря по-нынешнему, он чужд этому совершенно. Когда говоришь им об уважении к человеку и т.д., они соглашаются, но при этом имеют в виду совершенно свои вещи. Например, говорят, что «мы за мир, в религии нет принуждения». Что значит эта фраза из Корана? То, что никто не может принуждать мусульманина отказываться от ислама, но не наоборот! Там такие двойные стандарты есть. Но, с другой стороны, ислам не дает описания Бога реально: кто такой Бог, в реальности ислам почти не рассказывает. И, тем не менее, людям это очень интересно. Поэтому когда человек начинает размышлять о Божественной природе, когда он ищет Бога и желает Его познать, он приходит к христианству, где он может познать Бога как Отца. Это единственный путь, который может привести мусульманина к христианству. Это очень важно на самом деле, потому что люди чувствуют пустоту, они чувствуют себя сиротами в исламе. И эта боль даже и к террору-то приводит. Почему? Потому что люди пытаются себя убить, чтобы эту боль заглушить при помощи агрессии и чего-то другого. Террористы на самом деле — несчастные люди.
И.Б.: То есть механизм тот же примерно, что и у подростков, которые теряют связь с родителями и прибегают к агрессии.
о.Даниил: Так и есть на самом деле. К сожалению, мусульманство в этом остается только пожалеть.
И.Б.: Некоторое время назад в Интернете на некоторых православных и неправославных сайтах было распространено заявление Союза православных граждан (правда, без подписей, я знаю, что далеко не все члены СПГ подписались бы под этим заявлением)…
о.Даниил: Реально подписался под этим заявлением один г-н Семенко, который заявил, что СПГ против религиозных диспутов, которые якобы «представляют маргинальные силы, неукорененные в традиции». Получается, что священник Православной Церкви, преподающий в духовной семинарии, неукоренен в традиции… О. Олег Стеняев, великий миссионер наш, он тоже неукоренен в традиции, он тоже активно участвовал в диспуте… Игумен Кирилл (Сахаров)… Нас называют «маргиналами, неукорененными в традиции и разжигающими религиозную рознь», хотя, простите, разжигает религиозную роль именно сведение таких разговоров к политическим дискуссиям. Мы принципиально запретили обсуждать вопросы политики, на мой взгляд, сгладив конфликт на самом деле, а не разжигая его. Только честное обсуждение Божественной природы способно каким-то образом дать людям понять, во что они верят. Нам же предлагается вести разговор с теми людьми, которые его просто не хотят вести.
Если г-н Семенко познакомит меня с каким-нибудь крупным имамом, знатоком ислама, который «укоренен в традиции», я готов с ним вести диспут. Но отказ от диспута вообще является отказом от библейской и святоотеческой традиции. Я считаю, если человек выступает против миссии, он выступает против Символа веры, где сказано, что «верую во Апостольскую Церковь», то есть в Церковь, несущую весть всем народам земли. А то у нас получается, что одним мы должны проповедовать,а другим — нет? Нам Христос так не говорил!
И.Б.: А какими вы видите ближайшие задачи миссионерства православного?
о.Даниил: Ну, безусловно, миссионерство распространяется на всех людей. Конечно же, мы должны заботиться и об обращении русских людей в Православие, мы должны обращать их ко Христу Спасителю, объяснять им суть веры, потому что очень многие русские православные люди не знают, во что они верят и мало знают Слово Божие. Но при этом мы должны также распространять свою проповедь на тех людей, которые сейчас больше всего выступают против нас. Ведь самый лучший способ победить ислам — это сделать мусульман православными. Более того, практика показывает, что те люди, которые были исламистами и стали православными, — они являются лучшими православными даже очень часто, чем так называемые «укорененные в традиции». Почему? Потому что для них Православие — это истина, это нечто новое, и они видят новизну Нового Завета.
Конечно же, необходимо вести проповеди и среди иудеев. Не заниматься просто борьбой с сионизмом, которая реально не обращает евреев в христианство, а именно показывать, что Иисус есть Мессия, обещанный пророками. Это реально, что может привести иудеев к Церкви Божией. Обещано святыми, что в конце времен так и будет, что евреи примут христианство, и тогда их остаток спасется. Мы знаем, что если мы будем это делать, то мы войдем в Царство Божией. Сказано, что если кто обратит хотя бы одного человека, тот спасет его душу от смерти и покроет множество грехов. Представляете, какой у вас есть легкий способ достигнуть Царствия Божия? Обратите одного соседа — мусульманина, иудея, буддиста, язычника, сектанта — в Православие! И спасете душу от смерти, и множество грехов покроете. Представляете, какая радость?! И Ангелы Божии будут на Небесах пребывать в веселии, что к Царствию Божию приходит еще один человек.
Мы не ненавидим ни мусульман, ни террористов даже, мы их жалеем как несчастных заблудших овец, которых Господь тоже ищет.
И.Б.: Огромное спасибо, о.Даниил. Я думаю, что всем было очень интересно слушать из первых уст слова православного миссионера, человека, который действительно сейчас несет на себе миссионерский крест. И в заключение, прежде чем проститься с вами, о.Даниил сделает еще одно объявление, которое касается одного мероприятия. Я же прощаюсь с вами, всего доброго, до новых встреч.
о.Даниил: 2 января в три часа дня в храме Петра и Павла в Ясенево состоится встреча православных татар для того, чтобы обсудить возможности проповеди среди наших единоплеменников. Мы должны собраться, чтобы помочь людям, выходящим из мира ислама легче пережить культурный слом, чтобы помочь нашим родным, которые еще находятся в исламском заблуждении, выйти оттуда и чтобы друг друга поддержать, потому что мы должны стараться оказывать помощь всем. Так что ждем всех православных татар и тех, кто интересуется этим вопросом 2 января в храме Петра и Павла в Ясенево на Оптинском подворье в три часа дня. Спаси Господь вас!
Tags: сщмч.Даниил

Внук муфтия Саудовской Аравии: «Кадыров лжец и отступник от ислама»

23 октября 2019
18:51 Салех ибн Баз. Иллюстрация — Twitter Салеха ибн База.

Саудовский салафитский проповедник Салех ибн Баз, внук умершего в 1999 году верховного муфтия Саудовской Аравии Абд аль-Азиза ибн База, назвал главу Чечни Рамзана Кадырова «отступником от ислама». Ибн База оскорбили известные высказывания Кадырова о ваххабитах как о «шайтанах» и обещания Кадырова уничтожать ваххабитов и ваххабизм.

«Отступник от ислама Рамзан Кадыров называет всех нас, правоверных мусульман, шайтанами. Он оскорбляет наших предков, моего деда, шейха Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (да будет милостив к нему Аллах). Я читал книги Абд аль-Ваххаба. Они доступны всем. Если вы найдете в них что-то противоречащее посланиям посланника Аллаха пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), то я первый стану противником Абд аль-Ваххаба», — пишет Салех ибн Баз в своем Twitter.

Ибн Баз возмущен решениями принятой в 2016 году в Грозном фетвы, где ваххабизм назван сектой, сеящей смуту и ненависть среди мусульман.

«Клянусь Аллахом, Кадыров лжет. Методология Абд аль-Ваххаба — методология посланника Аллаха пророка Мухаммеда. И лично я готов бросить вызов любому, кто скажет, что слова Абд аль-Ваххаба отличаются от слов пророка Мухаммеда!» — сказал внук покойного верховного муфтия Саудовской Аравии.

EADaily напоминает, в августе 2016 года салафитский проповедник Мухаммед бин Абд аль-Рахман аль-Арифи, профессор Университета короля Сауда в Эр-Рияде, заявил: Кадыров заслуживает смерти как «отступник от ислама» и «тиран, который убивает мусульман».

Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2019/10/23/vnuk-muftiya-saudovskoy-aravii-kadyrov-lzhec-i-otstupnik-ot-islama
Опубликовано 23 октября 2019 в 18:51
Все новости

  • 17:03 Сирийская армия сбила турецкий дрон, F-16 увернулся от ракеты С-200
  • 16:54 Могилу Неизвестного солдата разгромили вандалы под Севастополем
  • 16:41 Бастрыкин: В СК создан отдел по расследованию киберпреступлений
  • 16:40 АСВ пригласило инвесторов на «охоту» за активами беглых банкиров
  • 16:37 Джонсон бросит армию на борьбу с коронавирусом только при худшем сценарии
  • 16:25 Вице-президент «Лукойла» сказал, как вернуть нефть к уровню $ 60 за баррель
  • 16:15 Украина рискует потерять 0,8 млн гектаров озимых
  • 16:15 В Таджикистане начались крупные тактические учения российских мотострелков
  • 16:11 «Россия никогда не согласится на монополию власти талибов в Афганистане»
  • 16:09 МИД Армении ответил Турции: Вам не место в карабахском урегулировании
  • 16:07 Корабли Каспийской флотилии проводят в море артиллерийские стрельбы
  • 16:05 В Латвии блокируют сервис «Яндекс.Такси»
  • 16:02 ЦИК Молдавии начал регистрацию представителей диаспоры и приднестровцев
  • 16:01 Золотая лихорадка коронавируса: золото идет на штурм исторического рекорда
  • 15:55 Шойгу заявил о завершении работ по созданию спутника-разведчика «Пион-НКС»
  • 15:43 Идлибский фронт — он тревожный самый: если завтра русско-турецкая война
  • 15:40 В России водителям могут разрешить обжаловать штрафы через Госуслуги
  • 15:38 Иск на 1 рубль: Дерипаска подал в суд на Навального
  • 15:24 Лидеры России и США поздравили Болгарию с освобождением от турецкого ига
  • 14:56 В Абхазии сторонники Аслана Бжания требуют отставок министров
  • 14:52 Начальник полиции Риги: кандидат должен уметь хотя бы написать сочинение
  • 14:42 В Латвии хотят окончательно свернуть программу выдачи ВНЖ
  • 14:30 На границе Греции и Турции полиция поливает мигрантов синей краской
  • 14:29 В Москве открыта отдельная больница для пациентов с коронавирусом
  • 14:27 В ЕСПЧ подана коллективная жалоба от русских родителей из Латвии
  • 14:23 На Украине зафиксирован первый случай заболевания коронавирусом
  • 14:21 Минск не договорился о поставках с крупными поставщиками нефти из России
  • 14:21 Индия отказала американскому СПГ
  • 14:15 В Казани обезврежены очередные колумбайнеры — школьник и студентка
  • 14:14 Госдума хочет штрафовать за дискриминацию социально незащищенных граждан
  • 14:07 Более 20 иранских депутатов заразились коронавирусом
  • 14:04 Груз российской нефти доставят в Белоруссию через Литву
  • 14:01 «Сирийский экспресс»: из России прибывают груженые морские и воздушные суда
  • 13:55 Минобороны Турции: Над Идлибом сбит самолёт ВВС Сирии
  • 13:48 Эстония хочет помочь Греции в охране границы

Загрузить ещё

В книге в традициях православного сравнительного богословия делается критический разбор исламского вероучения и анализируются богословские и мистические аспекты жизни и деятельности основателя ислама Мухаммеда. Автор книги раскрывает основные понятия вероисповедания мусульман и показывает спасительные отличия христианского исповедания.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

Священник Даниил Сысоев

От редакции

1. Об исламе

2. О Мухаммеде

3. Ответы на вопросы

«Пастырь Добрый полагает жизнь свою…»

Первосвятительское слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после отпевания иерея Даниила Сысоева

Книги, изданные о. Даниилом

Священник Даниил Сысоев

Ислам. Православный взгляд

© Макет и оформление:

Автономная некоммерческая организация «Духовное наследие», 2011

От редакции

Уважаемый читатель!

Представляем Вам книгу Даниила Сысоева, известного общественного деятеля и священника, чья земная жизнь трагически прервалась 20 ноября 2009 года. По одной из версий уголовного следствия убийство было совершено на религиозной почве: из-за его миссионерской и проповеднической деятельности среди мусульман. Погибшему неоднократно угрожали представители экстремистской группировки.

Данное издание «Ислам. Православный взгляд» является печатной версией видеолекций о. Даниила, распространенных в Интернете. В них автор в традициях православного сравнительного богословия дает критический разбор исламского вероучения, а также анализирует богословские и мистические аспекты жизни и деятельности основателя ислама Мухаммеда. Глубокое знание Священного Писания и Священного Предания, широкая эрудиция позволили о. Даниилу создать яркий образец православной полемики.

Издатели перенесли авторское устное выступление на лист бумаги, сохранив при этом личные интонации и индивидуальную особенность речи о. Даниила. Была проведена большая научная работа: проверены цитаты в соответствии с оригиналом, отредактированы неточности, даны ссылки на источник и краткие комментарии. Все цитаты из Корана даны по источнику: Коран / Перевод с арабского акад. И. Ю. Крачковского. М., 1990.

Книга содержит три главы: 1. Об исламе; 2. О Мухаммеде; 3. Ответы на вопросы, а также биографию о. Даниила и «Первосвятительское слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после отпевания иерея Даниила Сысоева». Каждая из глав раскрывает не только основные понятия вероисповедания мусульман, но и показывает спасительные отличия христианского исповедания. Несмотря на то что о. Даниил говорил всегда аргументированно и взвешенно, подкрепляя свои доводы цитатами из источников, не все современные религиоведы полностью соглашаются с его выводами. Выступления Даниила Сысоева послужили поводом для дискуссий и среди православных богословов.

О. Даниил отличался оригинальностью мысли, творческой активностью. У него был дар истинного проповедника и миссионера, который открывал перед слушателями единственный путь, ведущий к подлинной радости в многоскорбном мире, — путь ко Христу. Надеемся, что живое слово о. Даниила станет помощью и поддержкой для многих ищущих истинный смысл земного пути человека. Светлая ему память.

Простите нас, дорогие читатели, за возможные упущения.

1. Об исламе

Мы сегодня поговорим не вообще об исламе как таковом. И этой темы, конечно, нужно будет коснуться, потому что очень многие люди вообще не знают, что такое ислам, знают что-то о традиционной религии, только о хорошем говорящее… Мы скажем и об этом, но скажем и о тех особенных течениях и формах, которые сейчас существуют, потому что многие люди, не разбираясь в реальном положении дел, начинают говорить: «Как же, вот мусульмане теракты делают, все они там террористы», или наоборот: «Никто из них не террорист, потому что данный конкретный мусульманин терактов не делает». И связано это с тем, что люди не знают, какова внутренняя структура исламского сообщества, которое называется по-арабски «умма». Мы можем оценить с точки зрения Господа Бога вот это религиозное направление.

Почему я говорю с точки зрения Господа Бога? Потому что мы, христиане, собственной точки зрения вообще стараемся не иметь. Она не очень интересна. Как сказал один английский писатель, «можно иметь сотни тысяч точек зрения, пока не найдешь истину. Тогда будет точка зрения одна, истинная».

Во-первых, надо сказать, что такое ислам как таковой. Очень часто, когда говорят об исламе, начинают говорить о нем как о религии. Под словом «религия» подразумевается некая религиозная организация, церковь или секта, — некая религиозная организация, где люди собираются помолиться, решить какие-то духовные вопросы.

На самом деле это не совсем так. Ислам в этом смысле достаточно далек от религии в нашем традиционном представлении. Это очень важно помнить, потому что у нас разговор часто становится разговором двух глухих. Когда мы разговариваем с мусульманами, мусульмане нам говорят об одном, мы им о другом. И мы понять друг друга не можем хотя бы потому, что вкладываем совершенно разные понятия в одни и те же слова.

Вот недавно мне пришло очередное предложение одного доброго человека, чтобы я принял ислам, и объяснение, почему этот человек сам принял ислам и почему это истинная вера. Этот человек мне объяснял, что ислам является истинной верой потому, что мусульмане не пьянствуют, не наркоманят, у них все девушки девственницы, разврат не допускается, и поэтому ислам весьма хорошая религия, единственная надежда всего прогрессивного человечества.

Хотя и это, по факту, не правда, хотя бы потому, что 80 % героина, простите, выращивается в странах ислама… Но суть такая, что человек воспринимает религию как некий проект земного устройства. И это, кстати говоря, очень яркая черточка. Если мы с вами побываем на исламских интернет-сайтах — islam.ru, например, или koran.ru, — то заметим, что подавляющее большинство материалов, которые там представлены, — это материалы о том, как устроить жизнь: материалы о восточной кухне, восточном базаре; каковы нормы шариата о длине бороды; нормы шариата о длине трусов или там чего угодно — вот таких вещей! То есть это некая попытка глобального мироустройства на авторитете Бога. В этом смысле ислам можно сравнить скорее не с церковью — православной или католической, а с такими проектами, как националсоциалистическое, коммунистическое строительство, нынешняя глобализация. Именно проект создания некоего царства Божия на Земле земными средствами под покровом Господа Бога.

Многие мусульмане после бесед со священником Даниилом Сысоевым крестились

Москва, 26 октября 2012 г.

Причиной убийства священника Даниила Сысоева послужил успех его миссии среди мусульман, считает его друг, известный миссионер протоиерей Олег Стеняев.

Причиной убийства священника Даниила Сысоева послужил успех его миссии среди мусульман, считает его друг, известный миссионер протоиерей Олег Стеняев, передает ИА Интерфакс-Религия.

«Человека убивают, когда его боятся. Боятся его духовного превосходства. Отца Даниила предупреждали 14 раз. И даже в тот день, когда застрелили, ему сначала звонили, требовали, чтобы он перестал беседовать с мусульманами. После его убийства многие мусульмане стали креститься. Мне об этом говорили священники из других храмов. Это убийство произвело обратный эффект», — пишет отец Олег в статье, которую публикует православная газета «Крестовский мост».

По его словам, «когда полевой командир Саид Бурятский приговорил его к смерти», звучали два обвинения: то, что отец Даниил вел открытые диспуты с мусульманами, и то, что он их крестил.

«Но диспуты проводились по инициативе самих мусульман. А то, что они шли к нему креститься, — видно, им чего-то недоставало в исламе, оттого и шли», — отметил автор.

Как подчеркнул священник, миссия отца Даниила никогда не носила агрессивного характера, и доказательство тому — видеозаписи проведенных им диспутов.

«К сожалению, не снимали антракты. В ходе диспутов были перерывы, когда в фойе все начинали беседовать друг с другом. Вокруг отца Даниила стояли мусульмане, бородатые ребята. Они задавали вопросы, он очень дружественно отвечал. Никакой неприязни к иноверцам у него не было. Он сам об этом говорит в лекциях: «Я люблю этих людей, но я не разделяю их веры и убеждений», — говорится в статье.

Отец Олег считает своего друга святым.

«Святые — сложные люди, они все время в прорыве, они опережают окружающих в идеях, в словах, в действиях. Со стороны выглядело как будто он спешит. На самом деле это мы отставали, он никуда не спешил, он был человек взвешенный, размеренный. Но темп, напряженность задавал он, и это не давало спокойно жить», — пишет он.

19 ноября 2009 года отец Даниил был застрелен в храме Апостола Фомы, настоятелем которого являлся. Вскоре, 1 декабря, подозреваемый в убийстве гражданин Киргизии был убит в Махачкале при задержании.

Священник Даниил Сысоев — великомученик за правду об исламе

19 ноября исполнилось шесть лет со дня убийства священника Православной церкви Даниила Сысоева. Он был ранен в храме выстрелами из пистолета и скончался в больнице. Убийца имел, по показаниям очевидцев, характерный акцент. На отпевании отца Даниила присутствовало 237 священников и около тысячи мирян. Об этой трагедии написали многие средства массовой информации, как бумажные, так и электронные. Сам Патриарх Кирилл сказал: «Отец Даниил много сделал для утверждения Божией правды <…> Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, — это то, свидетелями которому мы являемся сегодня. Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, её неприемлевших, обладает огромной силой». Кем же был отец Даниил, что его убийство имело такой большой резонанс?

Даниил Алексеевич Сысоев родился 12 января 1974 года в интернациональной семье – отец его был русским по национальности священником Православной церкви, а мать – татаркой. Интересно, что одним из предков отца Даниила по материнской линии был мулла. В 1991 году Даниил Сысоев поступил в Московскую духовную семинарию, которую с успехом закончил в 1995 году. В 1994 году женился на дочери известного бизнесмена, Юлии Михайловне Брыкиной, ставшей его помощницей и сподвижницей на всю жизнь. В 2000 году отец Даниил окончил Московскую духовную академию и ему была присуждена степень кандидата богословия.

Отец Даниил всю жизнь свою посвятил Православной церкви, он служил священником на Крутицком подворье в храме Воскресение Словущее у о. Анатолия Берестова, а в 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская и, получив в ноябре 2003 года, благословение Святейшего Патриарха Алексия II, приступил к организации строительства нового храма в честь пророка Даниила (своего небесного покровителя) на территории Южного административного округа города Москвы.

Ещё в юном возрасте, учась в Московской духовной семинарии, он был проникнут горячим убеждением, что только православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и горячо спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы.

Отец Даниил вел обширную общественную работу, к примеру, он преподавал Закон Божий – с 1995 года, а с 2000 года – литургику. Вдобавок, он был известен как миссионер. Под миссионерской деятельностью отец Даниил Сысоев подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом богослужении обязательно произносил проповедь. На литургии о. Даниил произносил слово, посвященное теме Евангельского чтения, на всенощном бдении — проповедь на тему празднуемого Церковью события или святого, так же говорил слово и на молебне, и на панихиде и вообще при всяком уместном случае.

В 2007 году о. Даниил возглавил поездку миссионерской группы по кряшенским селениям Татарстана. В 2008 году была организована летняя поездка миссионерской группы в республику Киргизия, в которой отец Даниил принял активное участие: провел несколько бесед как в местных православных приходах, так и с местными жителями, а также совершил несколько крещений местных жителей. Часть миссионерской группы совершила поездку в мусульманский регион у города Ош. В 2009 году состоялась новая поездка миссионерской группы в город Заинск — административный центр Заинского района Татарстана.

Помимо всего прочего, отец Даниил совершил множество личных поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам — например, две поездки в 2007 и 2008 годах в Македонию.

Отец Даниил был одним из главных участников двух открытых диспутов с мусульманами:
1) Библия или Коран являются откровением Бога?
2) Представление о Боге.

В ходе религиозных диспутов и лекций отец Даниил Сысоев осторожно подводил слушателей к мысли о том, что ислам – это не религия, а более всего – проект устройства земной жизни. На сайтах islam.ru, koranru.ru выкладываются материалы по восточной кухне, нормы шариата о длине бороды, трусов и прочее. Поэтому ислам нельзя сравнивать с другими религиями, он из разряда политических течений – социальных проектов: социализма, национал-социализма, глобализации и т.д.

Отец Даниил свидетельствовал, что Православие может сосуществовать с практически любым инородным порядком, православный человек может жить, к примеру, в Папуа-Новой Гвинее и оставаться православным. Ислам так не может, шариат охватывает всю жизнь человека – как общественную, так и семейную.

В своих лекциях, таких как «Мухаммед. Кто он?» и «Православный взгляд на ислам», отец Даниил раскрывает античеловеческую сущность мусульманства, он хочет привести к истинной вере, которой он считал только Православие, и тем самым спасти от вечных мук как можно больше людей.

Известно, что мусульмане считают, что всё делает Аллах, поэтому могут совершать теракты, ссылаясь на Аллаха – якобы это он сделал. С точки зрения ислама, вся земля делится на две половины: землю мира (где действуют законы шариата) и землю войны (все остальное), которая, в свою очередь, делится на землю джихада и землю перемирия. В джихад входит все способы ведения войны – от миссионерства и даже до распространения наркотиков. Земля перемирия – это сосуществование с неким неисламским правительством ровно до тех пор, пока данный строй не ослабеет и его можно будет привести к мусульманству.

По исламским взглядам, вся жизнь человека предопределена, то есть, список того, что человек должен совершить в жизни, прикрепляется к нему на сороковой день после зачатия. У ислама и социализма есть некая общность идеологий, поэтому мусульманские страны легко принимали социализм: Ирак, Сирия и т.д.

Православие считает Коран выдумкой Мухаммеда, инспирированной злыми силами. В Коране 225 противоречий, которые находят сами мусульмане, а Мухаммед во время откровений больше всего напоминал одержимого. К тому же сам Мухаммед поначалу, во время откровений, считал, что на него напал злой дух, так как чувствовал признаки удушения. Он хотел даже покончить с собой.

Отец Даниил Сысоев много размышлял и рассуждал над сурами и аятами Корана, и не только с точки зрения Православия, но и с точки зрения простого здравого смысла. Например, зная, что в мусульманском раю будут исполняться плотские прихоти человека, ведь там праведникам будут даваться 124 000 гурий на день и силы с ними «справиться», а также 3 000 000 блюд и также, силы все это съесть, отец Даниил говорил, что мусульмане будут заниматься вечным блудом, да ещё и перед глазами Господа. У христиан это ад, так как гурии – это ничто иное, как описываемые в Святых преданиях демоны похоти (суккубы и инкубы), а подобное обжорство – это ничто иное, как булимия, когда человек все время ест и не может насытится. К тому же Бога практически нельзя увидеть и общаться с ним (Он как луна за тучами). В христианском же раю общение с Богом – главное удовольствие. По Корану Аллах – творец всего, в том числе и зла, а по Библии – зло происходит вопреки Воле Господа Бога.

Также в исламе Аллах наилучший из хитрецов, может обманывать людей. Это прямо написано в Коране (сура 3, аят 54): «Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов» (перевод Эльмира Кулиева и Толкование ас-Саади).
В христианстве же Бог никогда не обманывает людей, а наилучший обманщик – это сатана.
Интересный момент? Аллах в глазах христиан имеет свойства сатаны, а мусульмане принимают хитрость и обман как лучшие проявления Бога…

Также отец Даниил отмечал, что при намазе – мусульманской молитве, главное – ритуал, а в христианстве – состояние сердца. В христианстве милостыня должна подаваться всем – и христианам и не только, а в мусульманстве налог на бедность – зякет, который подаваться может только мусульманам или тем, людям, которых при помощи денег можно обратить в ислам. Мусульмане не могут объяснить многие свои обряды – зачем нужно приносить в жертву животных, проводить руками по лицу во время намаза и пр.
Отец Даниил считал, что по-русски говоря, все это попросту ничто иное как суеверие.

Ещё отец Даниил был согласен с подразделением ислама на так называемый евроислам (к примеру, тюркские народы РФ) и ислам традиционный в арабских странах. Он говорил, что вот этот «мягкий» ислам также опасен, как и традиционный, и, в первую очередь, национализмом (я – татарин, поэтому я –мусульманин; и я – мусульманин, поэтому я – татарин).

Кроме этого, отец Даниил говорил и о грехе в исламе, где есть разрешение на любое преступление по отношению к немусульманам. К примеру, взятая в плен женщина должна автоматически становится наложницей взявшего её, даже против её воли, и это прощается Аллахом. Или, к примеру, о том, что проституция есть и в мусульманстве, которая прикрывается законом о временной женитьбе, женитьбе на час (в шиизме).

Отец Даниил подводил к тому, что бог мусульман – это не Бог христиан, а некое искаженное понимание истины. Ведь все миролюбивые религии отвергают войну, а в исламе война считается чуть ли не шестым столпом. Война с неверными – доктринальная обязанность мусульман. Более того, взятие заложников прописано в сунне, сам Мухаммед говорил, сколько брать, кого брать, а кого убивать на месте. Он даже установил четкую таксу за выкуп заложников.

Отец Даниил Сысоев, подводя итоги своих выступлений, говорил, что мы с мусульманами не можем понять друг друга, так как вкладываем разные понятия в одни и те же слова. Осенью 2009 года отцу Даниилу много угрожали из-за его религиозных высказываний. Очевидно, он так и не был понят исламистами, так как убийство его совершил именно мусульманин. Была даже версия, что заказ на убийство отца Даниила Сысоева поступил из Катара, где один из принцев, услышав одну из лекций священника Даниила, потребовал убить священника, открыто говорившего правду об исламе.

Протодиакон Андрей Кураев так высказался о случившемся: «Я убежден, что это был выстрел религиозно мотивированный. Если это так, то, конечно, отец Даниил пополняет число российских новомучеников». Иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на вопрос можно ли считать кончину отца Даниила Сысоева мученичеством, в статье, опубликованной на Православие.Ru, написал так: «Его кончина есть христианская жертва ради того высокого дела, к которому он считал себя призванным. Смерть — очевидная победа, ибо «воинов Божиих и Христовых не убивают, а увенчивают».