Десятинная церковь

Этот день в истории: 996 год — в Киеве освящен первый на Руси каменный храм

12 мая 996 года, в Киеве в присутствии князя Владимира Великого была освящена церковь в честь пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), которая стала первым каменным храмом на Руси.

Летописи относят начало строительства Десятинной церкви на Старокиевской горе к 989 году. Она строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. Последний представлял из себя каменное дворцовое здание, расположенное на расстоянии 60 метров от Десятинной церкви.

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была самым большим киевским храмом.

В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». А его первым настоятелем стал один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.

Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром. Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. Существует множество различных версий на этот счет. Пор одной из них повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.

Десятинная церковь была избрана киевскими властителями в качестве княжеской усыпальницы. В ней были похоронены христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

В первой трети XII века церковь перенесла значительный ремонт после землетрясения. Тогда был полностью перестроен юго-западный угол храма, а в качестве сейсмозащиты перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену.

Однако эти старания киевских зодчих не спасли храм от напастей — уже в 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича (сына Андрея Боголюбского), в 1203 году — войска Черниговского князя Рюрика Ростиславича.

В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, храм рухнул под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов. Однако историки более склонны считать, что здание было разрушено стенобитными орудиями.

Первые раскопки руин храма были проведены в 1635 году по инициативе митрополита Петра Могилы. При раскопках в руинах были обнаружены саркофаги, принадлежавшие князю Владимиру и его супруге Анне. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Другие останки были захоронены в Софийском соборе. Стараниями Петра Могилы в 1630-х годах над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне.

Также в этот день:

1926 год — Майский военный переворот в Польше

1797 год — падение Венецианской Республики

1731 год — открылось судоходство по Ладожскому каналу

Десятинная церковь

Руины Десятинной церкви. Гравюра 1826 года, копия более древнего изображения Когда идет речь о самом раннем этапе истории христианской Руси, приходится смириться с тем, что известно о нем из письменных источников очень и очень мало. Представьте себе, от времени Крещения до времени создания «Повести временных лет» прошло больше 120 лет. Недаром уже к тому времени спорили, где крестился сам князь Владимир Святославич: кто говорил – в Корсуни, кто – в Киеве, а кто – еще где.

Первый собор христианской Руси

То же самое относится и к главному собору Киевской Руси – Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о нем идут споры.

Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первой каменной церковью Киева, ни даже первой постройкой Владимира после крещения. Источники прямо называют церковь Илии на Подоле еще до Крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным, – а значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел остатки этого храма при раскопках киевского Подола, и говорит, что он был каменным.

Монета банка Украины с реконструкцией внешнего облика авторства Ю.С. Асеева После крещения Владимир поставил несколько деревянных храмов, а потом затеял строительство главного храма своей страны.

Во всех древних источниках написано, что храм получил посвящение Богородице, но не говорится – какое. Успения? Рождества? Положения Риз?

Этого мы не знаем. Более того, нам точно неизвестен даже год закладки храма. Разные летописи называют 989, 990 и 991 годы. Так что же нам известно достоверно?

Немного истории

Храм был освящен в 996 году – на этой дате сходятся все источники. Точно знаем, что сразу же он получил название Десятинной церкви – на содержание ее Владимир выделил одну десятую от доходов княжеской казны.

Потом в храме были похоронены кости братьев Владимира – Ярополка и Олега, павших в борьбе за княжеский престол (и, надо сказать, не без участия будущего крестителя Руси). При этом с костями была проделана уникальная процедура: они были крещены.

Захоронили в Десятинной церкви и первого христианского правителя Руси – Ольгу. При раскопках был найден мраморный саркофаг – считается, что именно в нем упокоилась святая равноапостольная княгиня.

Освящение Десятинной церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

В 1039 году Десятинную церковь освятили заново. Почему? Неизвестно. Может, ее достраивали, может, случился пожар. В любом случае, дальше о ней сведений очень мало: около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» – сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.

Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула – то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

В 1630−1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу руин древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 года, когда вместо него на большей территории древней церкви построили новую, по проекту архитектора В.П. Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 году их вел археолог К.Н. Лохвицкий, но качество его работы признали ужасным даже в то время, поэтому в 1826 году Лохвицкого сменил архитектор Н.Е. Ефимов. В 1908–1911 годах те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д. Милеев, его работу в 1912–1914 годах продолжил его ученик П. Вельмин. В 1938–1939 годах, после сноса церкви Стасова, нераскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К. Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.

Десятинная церковь XIX века

Но даже эти раскопки оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили значительную часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций – а сколько было попыток реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной!

Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) – плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества.

Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» – строить, создавать; «здо» – глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» – вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» – деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, – оксюморон.

Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку – очень много неясного, но откуда взять новые данные?

Новые открытия

Тем не менее, оказалось, что есть откуда.

С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень.

Раскопки 2005-2008 года, автору статьи фото любезно предоставил Г.Ю. Ивакин

Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.

Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989–996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились.

Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.

Но Десятинная церковь – главный храм нового христианского государства. Он должен был быть большим. Своих мастеров-архитекторов, разумеется, на Руси не было, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий.

Уже начав строительство, зодчие поняли, что такого размера крестово-купольные своды им не дадутся, и выстроили более простую в работе и привычную им базилику. Археологи установили очень интересный факт: строителям даже пришлось разобрать часть уже построенного здания – в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.

Десятинная церковь в Киеве: фото, история, архитектура, интересные факты

Существует множество архитектурных памятников с интересной историей. Многие из них связаны с определенными историческими событиями. Ярким примером является Десятинная церковь в Киеве. Чем она интересна, как возникла и с какими событиями была связана — об этом в статье.

Знакомство с архитектурным шедевром

Одно из особенных памятных мест, расположенных в самом сердце Киева, — Десятинная церковь. Ее еще называют храмом Успения Пресвятой Богородицы. Она стала одним из первых каменных зданий в городе, о которых осталось много литературных очерков. О ней упоминалось в архивах, в старинных рукописях и прочих документах.

Невзирая на большое количество источников, ни один из них не содержит четких изображений, как изначально выглядела самая старая церковь на Руси. Лишь по ряду археологических находок, найденных в различные периоды, можно предположить, какой она была. Например, фрагмент входа и части здания был изображен на одном из рисунков 1826 года. Однако, по мнению ученых, изображенные на картинке руины являются лишь копией рисунка, оставленного голландским живописцем, каллиграфом и рисовальщиком Абрахамом Ван Вестерфельдом.

Предположительное описание здания

Как уже отмечалось, достоверных фотографий и рисунков с изображением церкви, обнаружено не было. В итоге, основываясь на различных источниках и археологических находках, можно лишь предположить, какой она была. Так, многие археологи и историки считают, что данная церковь представляла собой крестово-купольное здание на четырех опорах. Архитектура Десятинной церкви, по их мнению, полностью соответствовала архитектурной модели византийского искусства.

Предположительно рядом с многокупольным культовым зданием были расположены хоромы киевской знати, дворы и княжеский дворец. Также относительно недалеко находилась площадь, которая имела название Бабин торжок. По некоторым данным, именно здесь некогда велась активная международная торговля.

Что было внутри помещения?

Внутри этот уникальный храм был украшен изысканными мозаиками, фресками, различными архитектурными деталями из ценных пород камня (порфира, мрамора и др.). Исследователи обнаружили на ее территории ряд княжеских саркофагов, части мраморных колон, карнизов, мозаичных полов, обломки штукатурки и многое другое.

Судя по сохранившимся до наших дней частям и элементам, данная церковь была выдающейся, изысканной и утонченной. Этим она и привлекала внимание современников.

Интересные теории и предположения

В настоящий момент существует несколько интересных теорий, связанных с Десятинной церковью. Одна из них повествует о соборе как о монументальном сооружении, некогда построенным князем Владимиром Святославичем. Согласно этим источникам, на тот момент здание имело важнейшее политическое и историческое значение для культуры древних славян. Оно располагалось на Старокиевской горе, в том месте, откуда хорошо видны Левый берег, Лукьяновка, Подол, Львовская площадь и другие интересные места современной столицы Украины.

Многие историки считают, что Десятинная церковь является первым свидетельством укоренения христианской религии на Руси. В ее стенах находились старинные христианские иконы, сосуды из Корсуня и кресты. А одним из священников храма стал Анастас Корсунянин. Именно он одним из первых представителей христианской церкви стал брать с верующих церковную десятину.

Свое название церковь получила благодаря князю Владимиру Святославичу. На ее содержание он регулярно тратил десятую часть дохода (десятину). Отсюда и название.

Исторические сведения о происхождении храма

По разным архивным источникам, Десятинная церковь Богородицы или храм Богородицы был возведен в 996 году. По некоторым сведениям, собор основан на месте казни язычниками первомучеников Феодора и сына его Иоанна.

Строительство шло долго. Но спустя время здание наконец-то было построено. Однако в своем первозданном виде оно просуществовало недолго. Уже в 1169-м году храм подвергся вероломному нападению и был разграблен войсками князя Мстислава Андреевича. В 1203-м история повторилась, но уже с войсками Рюрика Ростиславича.

История Десятинной церкви полна фактов нападений, грабежей и даже разрушений. Так, в 13-м веке здание подверглось не только вероломному нападению и банальному грабежу со стороны войска Хана Батыя. Как оказалось, завоевателям показалось того мало. В итоге они разрушили храм при помощи тяжелых стенобитных орудий.

Дальнейшая судьба церкви

Некоторое время церковь так и оставалась в руинах. Позже на ее месте воздвигли небольшую поминальную церковь. По некоторым данным, строительство проходило под эгидой митрополита Петра Могилы в 1630 году. Ближе к 1842 году была проведена реконструкция здания. Его переименовали в храм Успения Богородицы.

При советской власти храм подлежал обязательному снесению. В 1928 году здание, как и многие другие культурные и архитектурные памятники, было разрушено. А уже в 1936 году его фундамент в буквальном смысле разобрали по кирпичикам. Как видите, по ряду причин самое старое каменное здание не сохранилось до нашего времени.

Строительство нового современного храма

Разрушение храма стало настоящей трагедией для многих верующих, почитателей истории и любителей архитектурного искусства. В итоге общими силами в 2006 году на месте руин церкви был построен храм-скиния. Однако законность этого строительства вызвала ряд споров и скандалов. В итоге новому зданию удалось просуществовать всего год. В 2007 году его снесли. А на его месте была возведена деревянная церковь, которая в этом же году была освящена Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.

В 2009 году на территории церкви был открыт мужской монастырь. Ровно через год планировалось возвести еще один храм, максимально приближенный к первоначальной Десятинной церкви в Киеве. Фото и макеты будущего здания уже находились в разработке. Однако одобрения данная идея так и не получила.

Святые мощи и захоронения

Помимо своего первостепенного значения, Десятинная церковь использовалась как усыпальница. Так, на ее территории были захоронены мощи святого великомученика Климента. Здесь же нашла свой покой и супруга князя – Анна. Она умерла в 1011 году. Ровно через 4 года ушел из жизни и сам Владимир. Его останки были захоронены подле супруги. Позднее в усыпальницу перенесли и останки княгини Ольги.

Некоторое время спустя княжеские останки были перепрятаны. Однако по какой-то причине они были потеряны и не возвращены в усыпальницу Десятинной церкви в Киеве. Куда они делись, до сих пор остается загадкой.

Несколько сведений о строительстве храма

Десятинная или как ее еще называют Мраморная церковь (из-за большого количества мраморной отделки) является довольно крупной функциональной постройкой. При ее строительстве использовались такие материалы, как кирпич, гранит, кварцит и другие.

В качестве так называемого «вяжущего» раствора применялась «цемянка» — смесь толченой керамики с известью. Ее применение позволяло создавать достаточно крупные, надежные и долговечные здания, сооружения.

По какой технологии строилось здание?

Считается, что данное сооружение некогда имело солидные размеры. При этом оно являлось неким композиционным центром в архитектурном ансамбле «града Владимира». Данное монументальное культовое здание было построено по так называемой «византийской» технологии. Ее принцип сводится к перекрытию свободного пространства здания сводами.

Какие мастера участвовали в проекте?

Основываясь на характерных нюансах кирпичной кладки фундамента, используемых строительных материалах и многих других данных, можно сделать вывод о том, что ее возведением занимались византийские мастера самой высокой квалификации. Следует упомянуть и о том, что на отдельных кирпичах есть кириллических буквы, что говорит о том, что при ее строительстве также работали южные славяне (предположительно болгары).

Что осталось от храма?

К глубокому сожалению, Десятинная церковь практически не сохранилась до наших дней. Археологами были обнаружены лишь определенные фрагменты фундамента данного храма. Их и могут видеть туристы, посещая данную историческую местность.

Интересные факты о храме

В 1996 году выпущены 2 юбилейные монеты с изображением храма. Одна из них выполнена из серебра высшей пробы, другая из медно-никелевого сплава. На обеих монетах изображена Десятинная церковь. Фото этих монет можно увидеть в школьных учебниках и других книгах по истории Украины. В центре таких монет находится сам храм. А под ним красуется надпись «Духовные ценности Украины».

Древнейшим после Ильинского храма в Киеве был Десятинный, сооруженный Владимиром Св.; теперь на месте его существует новая церковь, но в развалинах его были найдены остатки золотых мозаических фонов, обломки стенной штукатурки с остатками фресковой живописи, порфировые небольшие квадратные плитки, отлично полированные, служившие для настенных украшений или инкрустаций, части мраморных и каменных плит, украшенных орнаментами. Пол церкви был выстлан мрамором, и посреди него находился круг, выложенный из разноцветных камешков, напоминающий полы херсонесских базилик. При раскопках в усадьбе Десятинной церкви и Петровского в 1907-1909 г.г. были открыты остатки и следы мастерских, приготовлявших многие предметы для Десятинной и других церквей, а также, б.-м., и для киевских дворцов. В них приготовлялись мраморные и шиферные плиты, колонны, обжигались керамические изделия, приготовлялись поливянные изразцы, стеклянные сосуды, столь распространенные у нас стеклянные витые браслеты. Множество открытых здесь каменных формочек для отливки крестов, колец, браслет, бус свидетельствует о развитии местного художественного ювелирного искусства. Но все это относится, вероятно, к более позднему времени. Еще более замечательными, однако, является другой храм — Софийский собор, построенный Ярославом Мудрым в 1037 году; храм этот он, по словам летописи, украсил золотом и серебром, одарил церковными сосудами. Современник прибавляет, что церковь эта заслужила удивление у всех соседей и не найдется подобной ей во всей северной стране. Древнею архитектурною основою храма является крест, помещенный в квадрате с 3 апсидами, т.е алтарными полукружиями. Внутри этого квадрата находится и вся роспись храма. Первоначальная архитектура его византийская лучших времен X и первой половины XI в.

Десятинная церковь в Киеве Софийский собор в Киеве

Подражая Софии Константинопольской, Ярослав построил свой Софийский храм, но он не соответствовал Цареградской святыне. Последняя имеет один купол, а Киевская 12. Здание было построено из кирпича, и только первый этаж увенчивается мраморным карнизом. Попадаются кое-где шиферные плиты, украшенные византийским орнаментом восточного характера, соответствовавшего варварским вкусам. Храм расписан мозаичною и фресковою живописью. В главном куполе, представляющем как бы небесный свод, сохранился мозаичный образ Христа-Вседержителя, отличающейся тяжелыми почти грузными формами. Там же в куполе имеется изображение архангела, как начальника небесного воинства, окружающего Вседержителя. Но древним и художественным центром росписи Киево-Софийского собора является колоссальный мозаичный образ Богоматери, находящейся в своде алтарной апсиды. Это изображение земной и небесной церкви — «Нерушимой стены».Тип Богоматери здесь отличается матрональным характером; выражение лица строго-спокойное, но без мрачности и сухости более поздних византийских произведений. Там же в алтаре находится мозаичная икона Таинства евхаристии, где имеется два изображения Иисуса Христа, дающего апостолам в одном случай хлеб, в другом вино. Киевская мозаика — мусия состоит из небольших стеклянных или каменных кубиков; первые приготовлялись из цветной смальты (стекла с металлическими окисями), вторые из белого мрамора и шифера; были золотые и серебряные кубики, т.е. с тонким золотым или серебряным листком внутри. Мозаику накладывали по свежему не засохшему еще цементу, так что стены штукатурились не сразу, а постепенно, и мозаика сливалась, так сказать, со штукатуркой и сохранялась до тех пор, пока стояли штукатурные стены.

Главный купол и свод алтаря Богоматерь Оранта («Нерушимая стена») Евангелист Марк

Фресковая роспись исполнялась обыкновенно из одноцветного рисунка; краски ее отличались более легкими воздушными тонами, и вся живопись носила более легкий свободный, но в то же время сравнительно непрочный характер. И фрески писались на свежей еще штукатурке (аlfresсо), но с течением времени при высыхании краски ее бледнели. Фрески Софийского собора иллюстрируют, между прочим, апокрифические евангелия, в которых жизнь Богоматери и детство Христа дополнены разными благочестивыми подробностями. Образцом может служить фреска, изображающая Рождество Богородицы, где Анне приносят дары три женщины, а младенца Марию купают в лохани. Далее отметим фреску, изображающую Христа на суд первосвященника Каиафы, раздирающего свои одежды. Всех фресок 338, из коих фигур во весь рост 220, поясных 118. Особенно оригинальную и крайне интересную для историка группу составляют фрески лестниц, ведущих на хоры Софийского собора. В росписи подмечены два пошиба — сцены ипподрома (цирка) написаны более миниатюрным, а охотничьи сцены — более широким письмом; но и в том и в другом чувствуется еще лучший античный византийский стиль: легкая свободная техника и яркость красок. Сюжеты росписи, как это теперь доказано, исключительно византийские, а не древнерусские. Вот целый ряд цирковых представлений: охотник на лошади выпускает ученого барса на охоту, побуждая его копьем; два ученых медведя захватили козулю; охотник с собакою затравляет дикого кабана; но это не настоящая охота: охотниками здесь являются наездники цирка, изображающие варваров в их убранстве. В связи с цирковыми играми в целом ряде фресок переданы зрелища константинопольского ипподрома, и при том в чрезвычайно реальной обстановке: изображено здание ипподрома в виде 4-х аркад на колоннах; верх их занят службами, из окон которых смотрят люди; в верхней части аркад помещены серебряные значки колесничников — в виде рога луны; в четырех аркадах за решетками, еще запертыми, четыре колесничника на колесницах в голубых, зеленых, белых и красных туниках; направо стоят трое лиц, из коих один поднятием руки подает сигнал к началу игр, они изображают сцену во дворце, где дают представления ряженые, музыканты, паяцы и акробаты; под музыку пляшут двое танцоров, один с платочком в руках. Направо акробат держит шест, на верх которого лезет мальчик за находящимся наверху призом — такую именно сцену видел в Константинополе Лиутпранд. Налево поднимается занавес, чтобы впустить паяца и арлекина. Следующая фреска изображает двух ряженых: один из них наступает на другого, со звериной головою и в меховой одежде (шкурою вверх в вид столь популярной у нас козы). Другая фреска изображает колядное приношение чиновником к святочному дворцовому пиру свиного окорока и свиной головы. Третья фреска изображает Византийского императора в кресле с 2 евнухами, следующая — императрицу со свитою, а далее изображена ложа зрителей. В орнаментах своих фрески лестницы Софийского собора изображают, так называемый, звериный стиль (грифонов, крылатых львов, двуглавых чудищ). И здесь, также как и в основных сюжетах, чувствуется влияние востока, к которому византийцы первоначально относили и языческую Русь. Для нее византийские мастера и сделали эту веселую роспись. Это было подражание росписи Византийских дворцов, и появление этой светской живописи на лестнице храма объясняется тем, что, б.-м., хоры эти имели сообщение с княжеским дворцом.

Роспись стены (лестница Южной башни) Ипподром (Южная башня)

Следует, наконец, отметить еще фреску, изображавшую по-видимому княжескую семью (на месте ее теперь изображение Софии, Веры, Надежды и Любви), состоявшую из группы лиц, выступавших в торжественном шествии; все были одеты в княжеские платья и плащи, на головах имели отороченные мехом шапки, на ногах сафьяновые сапожки. Мраморная гробница, в которой был похоронен Ярослав Мудрый, сохранилась до настоящего времени. Она украшена резными изображениями крестов, виноградной лозы, птиц и рыб — все это древнехристианские символы. В Десятинной церкви при ее раскопках найдена была также гробница, но уже более простая (из красного шифера) и с очень простым орнаментом (кресты и круги). В гробнице оказался скелет с остатками обуви и покрывала, но кто был покойник, неизвестно. Сохранилось в Киевских храмах и еще несколько высеченных из камня церковно-художественных памятников. (Самсон со львом, колесница, запряженная зверями). В Вышгороде была поставлена каменная церковь в память мучеников Бориса и Глеба; туда были перенесены их мощи и положены в богатую раку; даже иностранцы удивлялись богатству и красоте ее отделки и сени над нею. (С.205-209).

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ

Освящение Десятинной церкви в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34. 5.30. Л. 67 об.)
Освящение Десятинной церкви в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34. 5.30. Л. 67 об.) Археологические исследования Старокиевской горы выявили, что Д. ц. была воздвигнута на месте обширного могильника (обнаружено ок. 150 погребений), создававшегося на протяжении X в. (в погребениях найдены араб. монеты, отчеканенные в 961-976, овальные сканд. фибулы сер.- 2-й пол. X в., оружие и др.). По мнению археолога К. А. Михайлова, храм был построен на «родовом погребальном участке представителей киевского княжеского дома или членов рода Рюриковичей, умерших до официального принятия христианства в 988 г.», чем объясняется «необычная сохранность большого числа пышных языческих захоронений под фундаментами» Д. ц. (Михайлов. С. 37, 42).

Для строительства Д. ц. кн. Владимир в 989 г. отправил послов в К-поль, к-рые привели в Киев «мастеры от Грек» (ПВЛ. С. 54). Данные источника подтверждаются многочисленными греч. граффити, к-рые были заметны на сохранившейся юго-зап. части Д. ц. еще в сер. XVII в. В плане Д. ц. (42´ 34 м) вычленяется композиционное ядро — 3-нефный храм с большим (7´ 6,5 м) подкупольным квадратом и нартексом. С 3 сторон сооружение было окружено галереями с множеством дополнительных объемов. После исследований кон. 30-х гг. ХХ в. считалось, что эти пристройки появились при св. кн. Ярославе (Георгии) Владимировиче. Однако в ходе архитектурно-археологических исследований 2005-2006 гг. было установлено, что галереи были возведены на рубеже Х и ХI вв., при кн. Владимире Святославиче. Д. ц. располагалась в центре архитектурного ансамбля, включавшего неск. каменных построек, возможно, являлась княжеским дворцовым собором. Разрушение большей части фундаментов храма усложняет реконструкцию его первоначального плана и внешнего вида (в наст. время существует 15 реконструкций Д. ц.). Мн. вопросы объемно-пространственного воссоздания собора (количество глав, место расположения лестниц на хоры и др.) остаются нерешенными.

План Десятинной церкви по материалам археологической экспедиции 1937-1939 гг.
План Десятинной церкви по материалам археологической экспедиции 1937-1939 гг.

Храм был изысканно украшен: стены и своды покрыты фресковой и мозаичной росписью, пол выложен мозаикой и каменными плитами. Мраморные резные плиты предалтарной преграды и ограждений хор, колонны тройных аркад хор, использование местных пород камня — пирофилитового сланца, красного кварцита, известняка — придавали интерьеру собора торжественный вид.

Еще в 995/6 г. по повелению князя Д. ц. была поручена Анастасу Корсунянину (являвшемуся, по-видимому, экономом церкви), клир составили священники, пришедшие с кн. Владимиром из Корсуня (Херсонеса); рядом с Д. ц. до посл. трети XI в. на горе был построен двор доместика (ПВЛ. С. 27, 86), что свидетельствует о наличии в соборе хора. В 996 г., после завершения строительства, кн. Владимир вложил в Д. ц. иконы, сосуды, «честные кресты», а также «медяне две капищи и 4 кони медяны, иже и ныне стоять за святою Богородицею, якоже неведуще мнять я мрамаряны суща», вывезенные им после 27 июля 989 г. из Корсуня (Там же. С. 52, 54). После освящения храма кн. Владимир «в тъ день боляром и старцем градским, и убогим раздая именье много» (Там же. С. 55). День освящения Д. ц. праздновался Русской Церковью 12 мая, о чем свидетельствуют записи в древнерус. пергаменных месяцесловах, Прологах и обиходниках (Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 338).

Фрагмент мозаичной кладки пола Десятинной церкви. Кон. X в. (НКПИКЗ)
Фрагмент мозаичной кладки пола Десятинной церкви. Кон. X в. (НКПИКЗ) Существует неск. гипотез относительно посвящения храма. Митр. Евгений (Болховитинов) полагал, что Д. ц. была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Данная т. зр. получила поддержку в позднейшей историографии (Воронин Н. Н. Зодчество Киевской Руси // История рус. искусства. М., 1953. Т. 1. С. 117; Ильин. 1965. С. 266-268; Рапов. 1988. С. 242-244; Кучкин. 1997. С. 178 и др.). Д. ц. называется Успенской в великорус. источниках XVI в.: в Тверском сб. (1534), в Чудовской редакции Жития св. Владимира, в некоторых вариантах проложного Жития св. Владимира, а также в юго-западнорусских источниках XVII-XVIII вв., в частности в помяннике киево-печерского архим. Иосифа (Тризны; 1647-1655) (Кучкин. 1997. С. 221). Мнение, что Д. ц. могла быть посвящена Рождеству Пресв. Богородицы, опирается на аллюзии на службу данного праздника, содержащиеся в «Слове о законе и благодати» митр. Илариона, к-рое, вероятно, произносилось в Д. ц. Кроме того, с XVII в. праздник Рождества Пресв. Богородицы был престольным для Д. ц., что отразилось, в частности, в названии участка деревянно-земляных укреплений, построенных во 2-й пол. XVII в. в Верхнем городе Киева. Следует упомянуть, что еп. Титмар Мерзебургский в своей хронике (1018) называет Д. ц. храмом «мученика Христова папы Климента» (Назаренко. 1993. С. 136, 141; Др. Русь в свете зарубежных источников. 2000. С. 319). По-видимому, он повторил обиходное название храма — по находившимся здесь мощам почитаемого святого.

По свидетельству летописца, в Д. ц. после завершения ее строительства (996) на хранение был положен Устав кн. Владимира о даровании ей десятины княжеских доходов: «Даю церкви сей Святей Богородице от именья моего и от град моих десятую часть» (ПВЛ. С. 55; первоначальный текст Устава не сохр., архетип существующих редакций восходит к сер.- 2-й пол. XII в.). Распоряжаться десятиной было поручено Анастасу Корсунянину. Можно предположить, что она предназначалась не только на содержание храма, но и на общецерковные нужды, ее распределение производилось при непосредственном контроле со стороны княжеской власти (ср.: Флоря Б. Н. О материальном обеспечении Церкви на Руси и в западнослав. гос-вах в период феодализма // ДГСССР: 1985. М., 1986. С. 117). Позднее материальное благосостояние Д. ц. поддерживалось не только десятиной, к-рая, очевидно, со временем была заменена др. формой обеспечения, менее затратной для княжеской власти. Так, напр., в 1170 г. южнорус. летописец отмечает, что половцы ограбили сельскую округу городов Полонного и Семыча. При этом отмечается, что в Полонном была церковь Пресв. Богородицы, а сам город принадлежал Д. ц. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 556).

В 1039 г. митр. Феопемпт в присутствии кн. Ярослава Мудрого вновь освятил Д. ц. Насколько можно судить по сохранившимся кладкам фундамента, к Д. ц. в этот период не было пристроено новых объектов, но это не исключает возможной перестройки верхних частей, интерьера и т. п. В 1018 г., в ходе усобицы, Киев покинул Анастас Корсунянин, вывезший в Польшу казну, захваченную в столице Руси Болеславом I Храбрым; в 1026 г. окончилась княжеская междоусобица и в Киеве утвердился кн. Ярослав Мудрый.

В 1-й пол. ХII в. Д. ц. подверглась значительной перестройке. Были заново переложены участки фундаментов и стен, прилегающих к юго-западному углу постройки, перед зап. входом появился новый притвор. В галереях пол украсили поливные плитки, разнообразие форм к-рых (квадратные, 3-угольные и 8-угольные) позволило имитировать мраморные напольные мозаики времени строительства церкви. Согласно списку, «всем градом Рускым, далним и ближним» (первоначальная редакция относится к посл. трети XIV в.) «свята Богородиця Десятиннаа камена была о полутретьятцати (25.- А. К.) версех» (ПСРЛ. Т. 3. С. 475; по мнению ряда исследователей, такое количество «верхов» представляется избыточным). В летописях со 2-й пол. XII в. упоминаются колокола Д. ц. В ХIX-XX вв. в непосредственной близости от собора были найдены 2 колокола, к-рые, очевидно, принадлежали этому храму.

8-10 марта 1169 г., во время захвата рус. князьями Киева, город подвергся жестокому разорению, в числе пострадавших южнорус. летописец отмечает «и Десятиньную Богородицю». Победители «церкви обнажиша иконами, и книгами, и ризами, и колоколы, изнесоша… и вся святыни взата бысть» (Там же. Т. 2. Стб. 545). В 1203 г., во время захвата Киева кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем, «митрополью святую Софью разграбиша, и Десятиньную святую Богородицю разграбиша, и манастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честныя, и ссуды священыя, и книгы и порты блаженных первых князьи, еже бяху повешали в церквах святых на память собе, то положиша все собе в полон», клирики были либо убиты, либо взяты в плен (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 418-419).

В нач. дек. 1240 г. ордынцы захватили основную часть Киева. Последние защитники города во главе с воеводой Дмитром удерживались около Софийского собора, где создали оборонительную линию, но после жестокой битвы были выбиты оттуда и укрылись в Д. ц. От большого скопления людей, в т. ч. горожан, многие из к-рых принесли с собой имущество, своды храма рухнули («оузбегшим и на церковь, и на комар церковныя и с товары своими, от тягости повалишася с ними стены церковныя» — Там же. Т. 2. Стб. 785). (По предположению М. К. Каргера, причиной обрушения Д. ц. стали действия стенобитных орудий. Однако летописец, подробно описавший осаду и штурм Киева, не упоминает об этом факте, к тому же при осаде скорее выбивались бы двери церкви, но не толстые каменные стены.) Возможно, после разрушения храма производилась расчистка развалин и выемка тел погибших, о чем свидетельствует большая братская могила, обнаруженная перед апсидами храма. Уцелевшей оказалась лишь незначительная часть святыни — зап. треть юж. галереи (выстояла благодаря ремонту ХII в.?).