Домостроительство божие

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации: Как Бог строил дом спасения человека. Вера – милость Божия – благодарение– преображение – Царствие Небесное. В священной истории рассказано о том, как Бог строил дом спасения людей. Человеком, которому было открыто о предстоящем рождении Спасителя и о соединении Неба с землёй, стал праведный Иаков. Икона Таинственный сон Иакова. Вопросы: Что увидел Иаков во сне?(Лестницу). До чего доходила лестница наверху, и до чего – внизу?(Она стоит на земле, а верх её касается неба). Кто был наверху?(На верху лестницы стоит Сам Господь). Кто по ней спускался?(Ангелы Божии восходят и нисходят по ней).
 Что означала лестница?(Это врата Небесные в дом Божий). Зачем Бог дал Иакову такой сон?(Иакову Бог открыл о Рождестве Спасителя, чтобы люди через него получили жизнь). Кто пришёл в мир для спасения людей?(Иисус Христос). О каком пути спасения говорил Иисус Христос?( Иисус Христос – Сын Божий пришёл в мир ради спасениячеловека, стал Человеком. Он принёс искупительную жертву за грехичеловеческого рода, был распят и воскрес, открыв всем Христианампуть к вечной жизни с Богом).
 Что старались делать христиане для того, чтобы соединиться с Богом?(Человек выбирает путь. Вехи пути:10 заповедей, заповедиблаженства. Христос учил людей, что Бог есть Любовь, и пребывающийв любви, пребывает в Боге, и Бог в нём. Если человек прикладывал усилияк исполнению Божиих заповедей, Бог помогал ему. К человеку невидимо,таинственно приходила Божия благодать и совершала его спасение. Научившись любить Бога и людей, душа человека преображалась,уподоблялась Богу).
«Я есть путь, и истина, и жизнь»»Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Кто имеет заповеди мои и соблюдает их, тот любит меня; а кто любит меня, тот возлюблен будет и отцом Моим». «Азм есть путь, и истина, и живот»Азм есть – я естьживот – жизнь, свет Как называется Таинство, в котором христиане соединяются с Богом?(Таинство Причащения. В Таинстве покаяния они открывают Богу свои недобрые поступки и мысли, совершённые после крещения. По своей вере, в ответ на искреннее покаяние христиане получают прощение и исцеление).
Икона «Азм есть лоза истинная». -В притче о виноградной лозе Христос говорит о Себе Самом и нас, христианах. Как ветви, растущие на лозе, получая от неё питание, имея в ней опору, приносят в конце лета гроздья сочного сладкого винограда, так и у настоящего православного вся опора, вся надежда на Господа. Никто без Божией помощи не сможет приобрести Дары Святого Духа и обрести Царствие Небесное. Именно слово Божие является крепким основанием, фундаментом духовного роста человека. Христос сказал: «Слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда нахлынула на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое». -Догадайся, кто изображён на иконе в ветвях лозы? (Это апостолы: Фома, Симон, Андрей, Марк, Иоанн, Пётр, Павел, Матфей, Лука, Иаков, Варфоломей, Филипп).

Физкультминутка.Раз — налево,Два – направо,Три — наверх,Четыре — вниз.А теперь по кругу смотрим, Икона РождествоБогородицы. Прославление Божией Матери: Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. (Она была избрана как самая чистая Дева стать Матерью Божественного Младенца).

Идея спасения в христианстве

В религиозном мире существует идея спасения. Причем спасет именно Бог. Собственно и всё. Это очень важно понять, что спасение идет от Бога. Но человеческому уму мало просто этого знать, ему надо еще и знать «как» Бог это сделает?
К сообщению прикреплен трейлер фильма «Ной» с прекрасным актерским составом и бюджетом. Я посмотрел этот ролик уже раз 30. Я смотрю не на качественный художественный материал, а на идею, которую можно увидеть даже за эти 2 минуты видео-нарезки.
Я считаю, что история Ноя могла быть в реальности. Одно мы знаем точно, великий потоп, а за ним и ледниковый период были в истории нашей Планеты. И вполне вероятно, что такой персонаж, как Ной, тоже существовал. Но Библейский Ной имеет столько не исторический, сколько иносказательный, скрытый смысл.
В вкратце история такова. Ною Господь открывает будущее о всемирном потопе и говорит о том, как построить ковчег.
Если под Богом подразумевать не невидимого мужика на небесах, а разум всех живых видов, объединенный в сознание планеты, то история вполне оказывается правдоподобной.
Всем вам известны такие явления, как вещие сны. В магической традиции считается, что все спящие существа сбрасывают информацию в один общий котел, именуемым Пространством сновидения, которое так же можно назвать коллективным бессознательным. Этот котел обладает своим сознанием, которое на основе сбрасываемой в него информации, выстраивает вектор в будущее. Это подобно тому, как и мы на основе полученной информации строим планы на несколько недель или даже месяцев вперед. У планеты, соответственно, масштабы побольше.
Почему возник катаклизм, я судить не берусь, но ни один живой организм не стремиться уничтожить сам себя (люди часть планетарного симбиоза). Следовательно, разум планеты, Бог, собирается сделать чистку, но с сохранением всех видов. Люди сегодня делают нечто подобное. Например богатые люди, которые неизлечимо больны, порой соглашаются на замораживание себя самих до тех пор, пока не изобретут лекарство. Подобное предпринял и Господь в лице Ноя.
Технически это могло выглядеть как вещий сон. Животные сами пришли в ковчег, так как они беду заранее чувствуют и куда бежать — они тоже знают. Технология ковчега так же могла Ною присниться, подобно тому, как Менделееву приснилась его таблица, а Тесла из своих снов вытаскивал свои чудо приборы.
А теперь, сама идея спасения.
Библейская история, я думаю, повествует сколько не о том, что мы должны быть благодарны какому-то мужику, который соорудил ковчег и спас все биологические виды, сколько передать зашифрованный смысл того, что есть спасение и как его достичь?
Под спасением не надо понимать воскрешение на небесах в обход чертей со сковородками. Спасение — есть выход. И всё. Спасение — это акт Высших сил, Бога, Духа, Планетарного сознания, называйте как хотите, направленный на помощь тебе в любой трудной ситуации. Повторюсь еще раз: в ЛЮБОЙ ситуации.
Кризис на работе, ссоры в семье, экзамен на носу или депрессия из-за непогоды — МИР ПОКАЗЫВАЕТ НАМ ВЫХОД. То есть нечто более великое, чем мы каждую секунду пытается нас спасти. Карл Юнг говорил, что бессознательное не пытается разрушить нашу жизнь, а наоборот — пытается ее сделать гармоничнее. Вопрос лишь в том, готовы ли мы принять Его волю и увидеть, как Бог с нами разговаривает?
Что делали люди, когда Ной строил ковчег? Смеялись над ним. Чем все для них закончилось, мы знаем. Теперь другой вопрос: Почему знание о конце света открылось Ною, а не кому-то еще? Ответ прост: Ной был готов выполнить Его Волю.
Наша беда в том, что мы себя считаем самыми умными. Мы смело отбрасываем идею о том, что существует более великий разум, чем наш. Те же, кто в это верит, полагает, что этот разум вне зоны доступа и он где-то сидит там на облаке и просто наблюдает. Реальность же такова, что этот разум каждое мгновение стучится к нам в сознание, но наше ЭГО не дает Его услышать.
Персонаж Ноя — это идея принятия Высшей Воли. Человек разбуженный (избранный), готовый внимать миру. Тот же из нас, кто готов услышать — услышит. Кто готов видеть — увидит. Бог говорит, говорит прямо, как обрести спасение СЕЙЧАС, в конкретной ситуации, в конкретной проблеме. Мы все можем построить ковчег и уплыть в новую жизнь, надо всего лишь довериться воле Высшего.
Бесполезно говорить о том, как «стать готовым». Но мне кажется, в этом суть религиозной традиции: поставить выше своего разума разум Бога. Даже если ты его никогда не видел. Это очень сложно. Ведь надо обрести веру в своем сердце.
Поймите меня правильно. Я пишу не о том, что надо в церковь идти молиться или соблюдать церковные праздники. Церковь вообще не нужна. Бог — это всё, что нас окружает. Мы никогда не догадываемся, что если твой друг говорит тебе о чем-то, то это может сам Бог говорить с тобой через него. Тебя осуждает жена, не слушается ребенок, кричит на тебя начальник или ты проколол шину — все это Бог. Надо только довериться. Все это Бог. А ты — это Ной. Спасение прямо перед твоим носом, нужно только открыть глаза.
Потоп уже начался. Поторопись.

Газета «Вестник» № 8 — 2017 г.

Кто внимательно читает Священное Писание, тот знает, что тема Божественного Домостроительства «красной нитью» проходит через всю Библию. Как известно, Домостроительство Божественное (икономия) – это осуществление Божественного замысла спасения человечества в истории. С точки зрения грехопадения человечества, целью икономии является спасение, или искупление, с точки зрения конечного призвания человека – обoжение. Домостроительство спасения людей совершается Спасителем Христом по благоволению Бога Отца при общении Святого Духа. Во Христе исполняется замысел Промысла Божия о всем мире, о всем творении, направленный на спасение, освящение и обожение всех в Богочеловеке.

Стоит отметить, что «икономия», в переводе с греческого, означает «искусство управления домом, домоуправление, домостроительство» и рассматривается в двух аспектах:

1) принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. 2) икономия Божия, Божественное домостроительство – учение о действии Бога в отношении созданного Им мира и человека.

Выражаясь современным языком, домостроительство Божие есть Божие спланированное управление, направленное на исполнение Его вечного замысла. Бог управляет миром. Об этом хорошо написал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие, по-видимому, условия существования тварей… Но прежде всего христианин должен иметь в виду, что этим миром управляет Бог, а не человек, и за Ним остается окончательное «да» или «нет»… Бог управляет миром. Слепотствующие грешники не видят этого управления… Для кого нет Бога в Промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих. Кто увидел Бога в управлении Его миром, кто возблагоговел перед этим управлением, кто возблагоговел перед судьбами Божиими, тот только может пригвоздить плоти своя к страху Божию… Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании….»

Из Священного Писания известно, что всем, кто служит Богу, вверено определенное управление. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим, кто становился управляющим в древние библейские времена. Тогда управляющим часто становился пользующийся доверием раб, назначенный осуществлять надзор за хозяйством и вести дела господина. Управляющие имели значительную власть и распоряжались имуществом, деньгами, а также слугами. Например, Авраам поручил рабу Елиезеру заботиться о своем большом имуществе.

В духовном смысле все, кто служат Богу, являются управляющими. Поручая верующим управление, Господь оказывает им честь, доверие и возлагает на них ответственность. К тому же, по слову апостола Павла, «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель…» (Титу 1:7). В данном случае «домостроитель» и «управляющий» — обозначают одно и то же, это синонимы. Об этом же свидетельствуют и другие новозаветные стихи: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». (1 Пет. 4:10), а также: «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». (1 Кор. 4:1, 2). Поэтому каждый христианин должен стараться стать таким управляющим, которому доверяет Бог! Кстати, в 12 главе Евангелия от Луки Христос притчами объясняет, «кто верный и благоразумный домоправитель…» (Лк. 12:42).

Митрополит Антоний Сурожский в своем толковании евангельской притчи о неправедном управителе сказал замечательные слова: «Все мы, как правило, управители, не хозяева; если в нас жив евангельский дух, мы – только лишь управители. Помните первое блаженство: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное… Вот где разница между обладанием и управлением. Хозяин воображает, будто он обладает; в действительности никто ничем не обладает. Управление же заключается вот в чем: ничем не обладать, распоряжаться вещами, но не удерживать их себе, и в этом отношении управляющий может пропускать через свои руки гораздо больше ценностей, чем богач, но он свободен от этого богатства, хотя вовсю пользуется этим обладанием.

Бог обладает всем, Он как бы хозяин. Но отношения, которые Он хочет иметь с каждым из нас, это отношения Хозяина и милостивого управляющего, который по-своему расточает богатства своего Господина: не в свою пользу, не так, как блудный сын их растратил, а по-иному… Бог ожидает от нас… чтобы мы сделали из нашей жизни дело любви по отношению к каждому, кто нам встретится…»

Вместе с тем мирянам необходимо понимать, что учиться искусству управления необходимо начинать со своей семьи, с ближнего круга: «ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Как сказал Спаситель: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10)

Но прежде чем человек научится благоразумному домостроительству в своей семье, сначала он должен, с Божией помощью, научиться управлять самим собой. Вообще применительно к земной жизни эффективное управление – это целая наука. В этой связи хотелось бы рассмотреть работу профессора Юрия Орлова «Управление поведением», который с высоты своего опыта высказал уникальное предположение: «Я полагаю, что постижение структуры управления вообще подвинет каждого к познанию Бога, непостижимо пребывающего в каждой малейшей целостности нашей вселенной…»

Действительно, понятие «управление» поражает своей универсальностью и всеобщностью, так как оно распространяется на все явления макро- и микромира: от атома до Вселенной. Управление присутствует во всех сферах нашей жизни: и духовной, и душеной, и физической, и социальной. Более того, управление поведением – необходимое условие жизни. Любая организованная и целенаправленная активность предполагает наличие управления. Например, работа человеческого организма и его функциональных систем невозможна без процесса управления (сознательного и бессознательного). Как известно, управление поведением в жизни человека бывает как бессознательное, так и сознательное.

Важно сознавать, что понятия «управление» и «поведение» связаны между собой. Управление существует не само по себе, а всегда является управлением поведением, какой бы вид оно ни имело. Кроме управления поведением, еще говорят об управлении процессом, например, горением дров в печке. Когда наше восприятие не может детализировать или структурировать наблюдаемое изменение (допустим, горение дров), мы говорим о процессе. Например, мы говорим: «Дерево растет», – при этом об управлении не думаем. Но ведь дерево не просто же растет – в нем постоянно происходят всевозможные управляемые биохимические процессы, то есть, по сути, дерево как бы управляет самим собою. Поэтому управление процессом предполагает управление поведением, связанным с этим процессом. Если кто-то хочет управлять процессом, к примеру, горения дров в печке, то он ведет себя определенным образом, то есть совершает конкретные действия, время от времени подкладывая дрова в печку. Или когда врач делает назначение и выписывает рецепт, то он управляет поведением и аптекаря, и больного, а иногда и его родственников.

Управлять – значит вызывать желательное поведение или устранять нежелательное поведение в себе или в другом. Общение людей предусматривает управление (скрытое или явное) поведением другого и наоборот. Управление без общения невозможно. Например, наивные родители считают, что это они воспитывают детей, а зачастую бывает все с точностью до наоборот. Как сказал о себе один известный профессор-психолог: «Да какой я специалист по сравнению со своим трехлетним ребенком, – вот кто настоящий психолог! Я у своего ребенка только учусь…»

Управление предполагает управляемого и управителя. Причем в качестве управителя может выступать не только личность, например, начальник, но и потребность, эмоция, или даже болезнь, которая с этой точки зрения является изъяном в управлении организма. Приведу еще пример: беря на себя управление, потребность подчиняет себе не только физиологию, но и внимание, интеллект и чувства. Человек может думать, что он действует сам, по своей воле, а на самом деле его воля подчинена его доминирующей потребности, – таков характер зависимости.

А в гневе человек совершает то, что не стал бы делать в обычном состоянии, так как он в это время «не в своем уме», что означает, что управление берет на себя эмоция, а не самосознание. Управление в этот момент полностью передается эмоции, страсти.

Важно отметить, что управление бывает двух видов: ненасильственное и управление принуждением, насилием. «Насилие-ненасилие» – это два различных способа управления своим поведением или другого. Профессор Орлов считает, что мы применяем к себе как насилие, так и ненасилие, в зависимости от того, что у нас лучше получается и к чему мы привыкли. Все зависит от нашей внутренней установки. Например, если человеку по просьбе начальника необходимо сделать неприятный для него телефонный звонок, то он может рассуждать двумя способами. Либо он себя припугнёт, представив недовольное лицо руководителя (защитно-оборонительное поведение), либо настроится на позитив: скажет себе о том, что для него это хорошая возможность проявить свои способности миротворца-дипломата, помочь фирме решить конфликтный вопрос, – это будет творческий подход, ненасильственное самоуправление. По мнению Ю. М. Орлова: «Я, оказывается, волен выбирать схему управления самим собою. В зависимости от того, как часто возникает во мне та или иная установка, во мне зреет или насильник, или свободный человек. Если я склонен насиловать себя (лишаясь инициативы и творческого созидания), то, наверное, мои повадки насильника будут проявляться и в отношении к другим… Ненасилие не является безусловным отказом от насилия. Жизнь может содержать разные пропорции насилия и ненасилия, что определяется ситуацией, воспитанностью…»

Опасно, когда принуждение или даже насилие распространяется на воспитание и обучение детей.

Принуждение в педагогике – это применение к воспитанникам, отказывающимся выполнять свои обязанности, таких мер, которые побуждают детей это делать вопреки их нежеланию осознавать ответственность и исправлять свое поведение. Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. При этом для ребенка всегда необходимо создавать перспективу исправления. Прежде всего, надо ненасильственно убедить, а потом принудить. Важно помнить: насилие вызывает сопротивление и требует постоянного увеличения принуждения, чтобы предъявляемые требования были реализованы. Не стоит забывать и про скрытое (латентное) научение. К примеру, родитель угрозой, принуждающей ребенка к занятиям, поначалу рад прилежанию учащегося, но потом он замечает появление у ребенка явного отвращения к учебе. Научение отвращению происходило скрыто от родителя. Бывает, что у ребенка из добропорядочной семьи весьма быстро развиваются пороки, свойственные безнадзорным подросткам. Это свидетельствует о том, что в семье происходило латентное научение. Алкоголизм и наркомания тоже оказываются плодом скрытого научения, имевшего место в потворствующем воспитании в семье. Или еще пример: мать, обижая ребенка, заглаживает свою вину кормлением. Ей и в голову не приходит, что при таком поведении организм ребенка научается неправильному «пищевому» реагированию на обиду. «Заедание» негативных эмоций приводит к психосоматическим заболеваниям, неврозам, ожирению и прочим. Педагогическая мудрость состоит в способности усматривать в обыденных и привычных делах и отношениях людей тенденции латентного негативного научения.

Продолжение следует

Андрей Сигутин