Домовая церковь

Простая сказка, но с глубоким смыслом. Простая и близкая нам потому, что мы с вами живем в мире, где нужна полу-Правда, где подмена понятий само собой разумеющееся. Как священник, я освящаю квартиры. Всегда рад этому: люди дошли до осмысления того, что надо освятить свое жилье. Освятить жилье, а затем освятить и свою жизнь. Вот она – Правда.

Но зачастую встречаешься с полу-Правдой: подковы, домовые, символы года. Почему полу-Правда? Потому что в сознании народа живет идея о том, что надо освящать жилье церковным чином не для посвящения своей жизни Богу, а потому что надо что-то делать… почистить квартиру от «плохой энергии».

Обычно я сразу же прошу снять все эти амулеты, маски и фигурки домовых, а еще лучше выкинуть. На удивление хозяев квартиры объясняю: домовые – это бесы. «Ну как же так? Они же хорошие», — зачастую следует ответ. Иногда даже читают мне нотации по домовому, дескать, это «добрый дух, освящает дом, способствует семейному уюту и покою». Но все-таки соглашаются со священником и выкидывают подобные изображения, обещают больше не обращаться к нечистой силе.

Кто такой домовой?

Учитывая ту периодичность, с которой приходится обращаться к данному вопросу – давайте разберемся: кто же такой домовой? Возьмем самое простое определение светского ученого – доктора филологических наук Елены Левкиевской: «Домовой (кутный бог) – у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных».

Давайте выделим в нем главное. Домовой – это славянский бог, божество славянского языческого пантеона. То есть бог языческий. А теперь попробуем дать православное определение этому понятию. В Священном Писании сказано «все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5). Иными словами, «суть бесы».

Вы хотите, чтобы у Вас дома был бес? Нет? Тогда зачем ставите дома изображения домовых? Иногда в качестве довода, что «они хорошие» слышу, что домовые очень милые. Да, то изображение соломенного человечка сделано хорошо. Только надо помнить, что бесы зачастую являются людям в красивом обличии, а не в своей истинной ужасной сущности. Так что не соблазняйтесь внешним видом: подлинные домовые это не милый домовенок Кузя из советского мультика, а настоящий демон.

Непережитое язычество

Когда рассказываю все это людям, то часто слышу ответ: «это было всегда». Начинаю вспоминать классическую русскую литературу и понимаю, что суеверия в русском народе были всегда очень распространены. Вспомним классическую русскую литературу.

Вот что говорит Тургенев в своем гениальном романе «Отцы и дети» о матери нигилиста Базарова: «была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света». Все в одной куче: и вера и приметы, и гадания, и заговоры.

Почему так? Видимо, приняв Православие в водах Днепра, народ святого князя Владимира на протяжении веков еще должен был изживать из себя наслоения язычества. Большую часть он все-таки смог из себя изжить, но и многое осталось. Очень многие приметы и суеверия имеют славянские языческие корни.

Бытовой сатанизм

Романтизация образа домового произошла весьма быстро. Если посмотреть разные справочники по славянской мифологии, то во многих из них сказано, что домовые считаются безвредными. А если посмотреть современных эзотериков, то они на многочисленных сайтах и вовсе советуют подружиться с домовым, дарить ему подарки, задабривать его. Что значит дарить подарки бесу? Значит поклоняться ему!

В свое время от первых христианских мучеников просили того же: поклониться божеству, принести ему жертву. И когда кто-то по своему незнанию обращается к домовому, дарит подарки, стремится угодить ему, то пусть знает, что он совершает поклонение сатане. Пусть вспомнит подвиг первых христианских мучеников, которые шли на смерть только ради того, чтобы не поклониться бесу, не принести ему жертву. А мы с Вами добровольно на все это соглашаемся.

Освятив квартиру, освятись сам – на мой взгляд, этот принцип должен быть основополагающим для современного человека. Господь всегда идет навстречу человеку. Для этого нужна самая малость – чтобы человек сам стремился к Богу, сделал первый шаг. И для многих наших современников этим первым шагом может стать изгнание бесов из собственного дома. Хотя бы в виде их изображений.

священник Александр Ермолин

Протоинфо

Где ты живёшьЯ живу в новостройке с домовым храмом (Петербург)

Часто говорят: «Как так, храм ниже высотного здания». Но у нас столько высоток, храмы априори ниже — и прекрасно стоят. К счастью или к сожалению, Церковь отделена от государства, и концепция градостроительства, которая была, в частности, в Византии, предполагавшая, что храм должен находиться на самом высоком месте в городе, сегодня нигде не соблюдается. Это не канон, а пожелание. Когда-то центром общения для православных горожан была церковь, но сегодня есть и другие места — что тоже хорошо, я это только приветствую.

Застройщик на первых порах помог нам с полами, побелил церковь (уже после передачи епархии), сделал свет. Ну а потом — 2014 год, кризис, и мы оказались предоставлены сами себе. Площадь храма маленькая, большая община здесь не может собраться — соответственно, и доходы мизерные. Мы находили меценатов, которые нерегулярно, но точечно нам помогали: например, сделали иконостас, расписали часть храма, облицевали египетским мрамором периметр. Сейчас стоит вопрос о росписи оставшейся части храма, она ещё белая.

Приход на свои скудные доходы собрал средства на иконы в иконостас: сейчас вы видите две установленные иконы, ещё две пишутся. Будут расписаны царские двери, а также дьяконские. Это целая программа «Иконостас», она представлена у нас на странице «ВКонтакте», с чёткой сметой. Общая сумма разбита так, чтобы человек мог посильно внести средства (минимальный вклад — 5 тысяч рублей). Мы собираем деньги, изготавливаем иконы, потом делаем табличку, куда вписаны имена всех жертвователей, она крепится на задней части иконостаса.

Наша община — это в основном бабушки, которые живут рядом и которым далеко ходить в другие храмы, а также семейные люди. Из самого дома, в котором порядка 700 квартир, приходит человек десять. Может быть, жильцы — в основном люди неверующие. Или если верующие — прихожане других храмов.
В этом нет никакой странности. Но все про нас знают: не заметить храм невозможно. Я как пастырь общаюсь со всеми. Если приходят, я делаю мини-экскурсию, рассказываю нашу маленькую историю.

Беда в чём? Уровень культуры не у всех жителей дома на высоте. Помните классику, «Собачье сердце», про стульчак? (Имеется в виду цитата: «Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах». — Прим. ред.) Люди могут курить, бросать вниз бычки, какие-то вещи использованные. А так как в Приморском районе большие сквозняки, эти отходы часто заметает к нашей лестнице. Уборщицы у нас нет, мне приходится самому подметать.

Я знаю про нарекания по поводу экстерьера храма, но тут мы ничего поделать не можем: что получили — то получили. Внутри же — вы видите насколько благолепно всё сделано.

Когда я впервые увидел храм, подумал, что вход будет с проспекта Королёва (вход в храм — со двора, расположенного над торговым комплексом. — Прим. ред.). Сейчас есть указатели, но люди, уставшие от обилия рекламы, часто не обращают на них внимания. Я думаю, расположение входа напрямую сказывается на посещаемости. Сюда приходят в основном на молитву. В течение недели храм открыт, но людей заходит очень мало. А храм должен жить. Мы немного страдаем, но, с другой стороны, кто хочет, всё равно сюда приходит.

Что касается соседства (с ТК «Зенитка» и фитнес-центром. — Прим. ред.), меня оно совершенно не коробит. Давайте размышлять конструктивно: есть храм, это данность. Есть различные организации: магазины, фитнес. Что мы должны сейчас сделать? Распилить здание? Их выселить и всё захватить? Или нас выселить? Мы не соприкасаемся с магазинами, имеем отдельный вход.

Храм периодически обсуждают в СМИ, как правило, в отрицательном контексте. Или даже выдумывают мифы: мол, церковь крышует магазин. Запустили выражение «Спас-на-диете». Сначала чисто по-человечески оно меня покоробило: люди нецерковные берутся размышлять о том, как должна быть устроена церковь. А потом подумал: «Слушайте, а прикольно!» Имя «христианин» тоже было нарицательным, и крест — орудие смерти. А христиане смогли по-другому на это посмотреть. Теперь относимся с юмором: «Спас-на-диете» — так «Спас-на-диете». Хотя церковь не спасская, у нас всё-таки престольный праздник — Фёдора Ушакова, так что, наверное, было бы правильнее «Фёдор-на-диете». Но люди не знают названия, поэтому сочиняют.

Площадь перед храмом нам не принадлежит, мы иногда её используем, например для крестного хода на Пасху (храм так построен, что его не обойти).
В престольный праздник 5 августа в прошлом году, так как народа было много, заняли часть площади под застолье: у ступеней поставили столы и всех желающих угощали чаем с пирогами. В этом году 5 августа мы собираемся сделать то же самое, приглашаем всех читателей.

Домовая церковь

Церковь Большого Петергофского дворца

Домо́вая церковь — в православии освящённое помещение, расположенное в жилище частного лица (домовая церковь в узком смысле слова) или в учреждении (домовая церковь в широком смысле слова). Иногда домовой церковью служит отдельная, на том же участке стоящая, освященная постройка. Домовая церковь имеет собственный антиминс, используется для совершения богослужения. Особым видом домовой церкви является «крестовая церковь» в архиерейских домах или резиденциях епископов.

Домовая церковь в широком смысле слова может быть расположена в больнице, доме престарелых, детском доме, приюте, ином социальном (благотворительном) учреждении, а также учебном заведении и предназначена для участия в богослужении лиц, постоянно или временно пребывающих или обучающихся в этих учреждениях.

История домовых церквей

У первых христиан

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 октября 2016 года.

В допетровской Руси

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 октября 2016 года.

В синодальный период

При Петре I устройство домовых церквей (в узком смысле слова) было полностью запрещено. Затем в 1722 и 1723 годах Святейший Синод, по Высочайшему повелению, дозволил «знатным и престарелым персонам в крайних случаях иметь в своих домовых палатах подвижные антиминсы, с потребным к священнодействию убранством, но без особых причтов», а в 1762 году было разрешено иметь домовые церкви. Домовые церкви имели посвящение как в честь чтимого в семье святого, так и в честь святого, в день памяти которого тот или иной полк одержал победу.

До 1917 года домовые церкви создавались для частных лиц, которые в силу возраста или болезни не имели возможности посещать приходскую церковь, при наличии у них особых заслуг. Такое разрешение давали епархиальные архиереи, а в Москве и Санкт-Петербурге — Святейший Синод. После смерти лица, кому было разрешено учреждение домовой церкви, все её принадлежности передавались в собственность соответствующей приходской церкви, если не появлялось новое разрешение на продолжение существования домовой церкви.

Богослужение в домовых церквях посещали иногда и посторонние лица по так называемым «билетам». Внешне домовая церковь, расположенная в здании, выделялась небольшой главкой либо просто крестом над кровлей.

В Москве перед революцией 1917 года было не менее 230 домовых церквей.

При советской власти

После прихода к власти большевиков именно с этой категории храмов началась борьба с религией, и важной вехой в этой борьбе был выпущенный через три месяца после захвата власти Декрет о свободе совести (более известный как Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви).

Декрет, однако, имел слишком общий характер, и потому его нельзя было применять «в повседневной богоборческой практике», что потребовало издания «инструкций о порядке проведения Декрета в жизнь, разъяснений Декрета и этих инструкций».

Декрет «делал зависимыми от властей только приходские храмы», что было большим недостатком с точки зрения богоборчества. Имущество Церкви до революции не было отделено от государственного имущества, и пролетарское государство считало это имущество своим. «Но это было правильно только по отношению к церквам приходским». Иными словами, имущество неприходских церквей не было частью государственной собственности.

«Домовые церкви, в которых не было приходов, — ни контролировать, ни тем более закрывать на основании этого Декрета было невозможно», а таких храмов было множество: они действовали «при учебных заведениях, в учреждениях связи, в жилых домах, на железной дороге, воинских частях, при социальных учреждениях самой разной специализации», будучи «или собственностью учреждения, или частным владением».

Таким образом, в силу недосмотра авторов Декрета возникла независимость домовых церквей. Поэтому для борьбы с ними потребовался иной подход: «в августе 1918 года была разработана очень жесткая инструкция Наркомпроса, предусматривающая обязательное закрытие домовых церквей при учебных заведениях». При этом их доля была не столь уж велика: по данным на 1920 год, «домовые церкви при учебных заведениях и музеях составляли чуть более 16% от общего их числа», и даже с учётом церквей при детских приютах она составлял 21–22%. «На деле инструкцию применяли абсолютно ко всем домовым храмам, вплоть до церквей при больницах, приютах и богадельнях для глухонемых и душевнобольных».

Домовые церкви планировалось закрыть к сентябрю 1918 года, однако на деле, если говорить о Москве, в 1918 году было закрыто только три из них. В 1919 году закрыли ещё 7, в 1920 году — 13. «Вся кампания растянулась до 1923 года».

Смена статуса, то есть организация прихода, обеспечивала, по крайней мере, если не спасение храма, то хотя бы отсрочку закрытия, но удалась она лишь в немногих храмах.

Домовые церкви в настоящее время

В настоящее время традиция создания домовых церквей при учреждениях возобновлена.

В большинстве случаев домовая церковь приписана к приходу, на территории которого находится, и принадлежит этому приходу, иногда — приписана к иному приходу или представляет собой самостоятельное церковное учреждение. В последнем случае ею управляют иначе, чем приходскими церквами: ни приходского собрания, ни приходского совета при ней не образуется. В Москве подобные церкви могут, например, иметь статус Патриаршьих подворий.

По состоянию на 2005 год в Москве действовали 122 домовых храма. Среди них, в частности, — храм святителя Николая при Московском государственном университете путей сообщения, храм Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме, храм преподобного Серафима Саровского при доме ветеранов труда № 31. Однако особенно многочисленны больничные храмы.

Число домовых храмов с течением времени увеличивается: в 2013 году при одних лишь светских учреждениях действовало 164 храма.

Домовые церкви при вузах

В 2015 году при светских московских вузах действовало не менее двенадцати домовых храмов, половина из которых имеет богатую историю, остальные же — «молодые, только что возведённые и освящённые храмы». Среди известных исторических домовых церквей при вузах — храм святой мученицы Татианы при МГУ, Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при РЭУ им. Г. В. Плеханова и др.

Проректор МГУ В. В. Белокуров высоко оценил роль домовых храмов при вузах, отметив:

— Я считаю создание или, как это было в Московском университете, возрождение домовых храмов при вузах делом очень важным. Их деятельность отчасти направлена на воспитание студенчества, защиту от наркомании, алкоголизма. В середине 90-х была очень актуальна проблема сект, и мы помним, какую роль храм святой Татианы при МГУ сыграл в деле защиты студентов от их пагубного влияния.

> См. также

  • Домовые церкви в Санкт-Петербурге
  • Моленная

Примечания

  1. 1 2 3 Домовая церковь (Российский гуманитарный энциклопедический словарь) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  2. 1 2 3 4 5 Домовая церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 640-641. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  3. Церкви домовые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Татьяна Игнатович, Дом Божий и революция // Татьянин день, интернет-издание.
  5. Домовые храмы
  6. В Московской епархии около одной тысячи храмов и часовен // Фома, 20 декабря 2013 г.
  7. Анна Житенева. Созвездие под сенью святой Татианы // Православная Москва, 05.02.2015.
  8. Юлиана Годик. Зачем нужны домовые храмы в вузах? // Татьянин день, интернет-издание.

Ссылки

  • Досье на больничные храмы Москвы на сайте МИЛОСЕРДИЕ.RU
  • Православные домовые храмы при учебных заведениях на сайте «Межвузовской Ассоциации „Покров“»
  • Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ

МНЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПОНЯЛИ, ЧТО «ПРИГЛАШАТЬ» В ДОМ К СЕБЕ «ДОМОВЫХ» НЕ СТОИТ… О домовых *Мы переехали в новый дом. Нам посоветовали первой впустить в него кошку — сказали, что домовые будут нас охранять, потому что они любят кошек и дружат с ними. Правда ли это? Домовой в доме — не добро в доме. Это, значит, демон живет в доме. Первую в дом вносят не кошку. Дом или квартиру окропляют святой водой и вносят иконы, Евангелие, все святое. Потом уже вносим свое имущество. В таком доме, чтобы в нем не завелись эти демонические силы, ни в коем случае нельзя выпускать изнутри нас зло, отрицательную энергию — гнев, раздражение, осуждение, крик, шум… Демонические силы питаются этой отрицательной энергией, т.е. нашими грехами. Ангелы из дома уходят и плачут, находятся около дома, они ждут, когда мы обратим внимание на свое поведение, на свой язык, когда мы исторгнем из сердца зло, гнев, ненависть, раздражение. Архимандрит Амвросий (Юрасов) *Слышала, что домовые добрые, они охраняют жилище. Как-то я ездил по требам, соборовал, причащал. Приезжаю в один дом, меня встречает женщина: «Я вызвала вас потому, что в моем доме странные вещи происходят. Ложусь спать, и кто-то одеяло с меня снимает, включаю свет — никого. Потом одеяло под кровать улетает. Я однажды схватила за одеяло и почувствовала в руках что-то лохматое. Соседка мне подсказала, чтобы я вызвала священника освятить дом.» В доме этом икон нет, на женщине креста нет, в церковь она не ходит, никогда не каялась. Я отказался освящать жилище: «Это можно сделать, когда ты станешь христианкой». Поисповедовал ее, потом посмотрел на стену, а над кроватью висит чеканка — Мефистофель с рогами… Вот, кто хозяин квартиры! Потому бес и приходит, что здесь Ангелу места нет. Архимандрит Амвросий (Юрасов) *** Каждый из нас наверняка встречал людей, которые с гордостью заявляли: “Я видел (или видела) домового!” или: “Зачем мне охрана в доме, у нас есть невидимый покровитель — домовой!” На первый взгляд эти слова могут показаться смешными и забавными. Но вся эта забавность — не что иное, как маскировка ловушки, попав в которую, человек проваливается в бездну, из которой очень тяжело выбраться. Так кто же такой домовой? По учению Святой Церкви — это не что иное, как бес, который способен принимать любой образ. Так, святым отцам бесы являлись в образе Ангелов и даже Самого Христа. Как правило, они принимают тот образ, который человек без всякого страха и подозрения может принять. Вот и получается, что оставляя истинного Бога, люди начинают служить темным силам, пытаясь задобрить их, и ни в коем случае не отогнать от своего дома, от своей малой Церкви. И самое страшное, что в этом “идолослужении” люди не видят никакого греха, они посещают храм Божий, причащаются Святых Христовых Таин. В их домах рядом с иконами обязательно стоит очередная порция вина и каши для домового. Особенно увеличиваются эти порции, если в доме появился маленький ребенок, которого, якобы, должен охранять домовой. Страшно, когда мы добровольно вступаем в контакт с темными силами, служим им, пытаемся найти в них покровителей. А ведь единственный покров и защиту от всякого зла может дать лишь Святая Церковь, Главою Которой является Господь наш Иисус Христос. Не нужно искать помощи где-то далеко; ведь она находится совсем рядом; она — врачебница всех недугов, она — Церковь Христова, ведущая ко спасению и жизни вечной. ИЕРОМОНАХ Алексей МИЛЮТИН *** Несмотря на отречение от язычества в пользу христианства много веков назад, славянские народы продолжают верить в приметы, гадания, домовых и амулеты. Но Православная Церковь предупреждает, что всё это напрямую связано с демоническими силами и несёт в себе немалую опасность для человека. ==Церковь о домовых=== Современные люди, в отличие от своих предков, значительно отдалились от духовной жизни. Поход в храм всей семьёй и ежедневная молитва давно не являются важным духовным ритуалом для многих из нас. Поголовное увлечение магическими обрядами и общением с невидимыми сущностями набирает обороты. И это ни у кого не вызывает удивления или ощущения страха перед Господом. Взаимодействие с домовыми считается нормой. Люди уверены, что это добрый и безвредный дух, заботящийся о благополучии жилища и его обитателей. С ним разговаривают, его угощают едой и пытаются всячески задобрить. Переезжая в новый дом, домового приглашают с собой, искренне веря, что без него жизнь на новом месте не заладится. Домовой – это божество славянского языческого пантеона Откуда берётся эта беспечность? Возможно, накладывает отпечаток жизнь последних двух поколений в годы богоборчества, когда пропагандировался материализм и отрицалось всё духовное. Люди не получили тех знаний о духовном мире и Боге, которыми владели их прадеды. Но тяга к чему-то сверхъестественному и необъяснимому никуда не делась. Колдуны, гадалки, экстрасенсы, духи — это очень заманчиво и непросвещённому мирянину кажется безобидным. Кто не помнит милого домовёнка Кузю из старого советского мультика. Симпатичный персонаж ассоциируется с юмором и добротой. Образ мультипликационного героя переносится в реальность, и многие представляют себе домовых именно такими потешными существами. Но церковь иного мнения. Священнослужители предостерегают от общения с домовыми. Это добровольное служение силам тьмы и ничего доброго оно не сулит. Там, где регулярно совершается молитва и чтятся законы Божьи, нет места всякой нечисти. Важно! Налаживая контакт с домовым, человек по незнанию своему отрекается от Христа и губит свою душу. Ведь в невидимом для человека мире идёт вечная война сил света и тьмы. И вот такими, на первый взгляд, невинными шалостями, как задабривание домового, люди подпускают к себе демонов и лишаются ангельской защиты. ===Существуют или нет домовые=== Домовой — это божество языческого славянского пантеона. Елена Левкиевская, доктор филологических наук, дала такое определение домовому — это кутный бог, мифологический хозяин дома, защищающий здоровье людей и животных, обеспечивающий нормальную жизнь. ВАЖНО! Священное Писание говорит, что боги народов — идолы. Проще говоря, бесы. Следовательно, приглашая в жилище домового, люди приглашают демона. Никакого добра от демонических сил ждать не приходится. А пытаясь подружиться с домовым, человек добровольно накликает на себя всяческие беды. Следует помнить, что бесы способны являться людям в ином, более приятном обличье, нежели их явная сущность. И домовой — это не милое создание, а самый настоящий демон. Кто-то склонен сомневаться — а существуют ли домовые на самом деле? Или это всё народные выдумки. Исходя из только что данного определения домовому, как бесу, можно однозначно сказать, что да, они существуют. В доме, где живут православные, никаких домовых не должно быть Как известно, у демонов есть определённая иерархия. Одни из них более вредоносны, другие — менее. Питаясь негативной энергетикой, бесы блаженствуют. Домовой, например, получает удовольствие от раздора внутри семьи, обид и неурядиц. И вовсе не в его интересах оберегать уют и благополучие жильцов дома. ===Как относиться к домовым== Для каждого православного христианина ясно и без лишних доводов, что домовые — представители тёмных сил. Верующий человек всегда помнит о близости духов вокруг. И очень осмотрительно относится к любым проявлениям их присутствия. Пытаться их задобрить или поговорить с ними точно не нужно. Вступая в контакт с бесом, человек становится причастен ко всему демоническому миру. Через поклонение бесам люди служат сатане. Бытовой сатанизм, как его называют священники, очень распространён. Жильцы квартиры оставляют на столах тарелки с едой для домового, загадывают ему желания, просят помочь найти какую-то вещь. Некоторые вешают куклы домового у себя дома. Ни в коем случае нельзя этого делать! Не нужно искать дружбы с домовым. ===Желательно всей семьёй молиться:=== Богородице; ангелам-хранителям каждого из членов семьи; покровителям семейственности Гурию, Самону и Авиву. ВАЖНО! Господь даёт каждому освященному дому Ангела-хранителя, ниспослав таким образом свою благодать. Ангел никогда не покинет жилище, если люди, проживающие в нём, будут жить в согласии и молитве. Всевышний всегда идёт навстречу своему творению — человеку. Но для этого нужно одно маленькое условие — каждый из нас сам должен стремиться к Богу и следовать его заповедям. Ну а первым шагом может как раз стать изгнание бесовских духов из своего дома. Хотя бы в виде изображений и амулетов.