Дух дышит где хочет

Рецензии на произведение «РУСЬ»

Рецензия на «РУСЬ» (Алексей Бан)
Уважаемый Алексей!
Хороший Ваш стих — весьма патриотический. Однако проблема заключается в том, что славяне продолжают спать в духовном смысле, и поэтому им практически невозможно увидеть причинно-следственную связь между духовным миром и нашей суровой действительностью. «Извращенный ум — чуждый истине», поэтому как таковым «мыслителям» понять откуда войны, революции, кризисы, информационное и инное насилие? Как Вы пишете «Тут душа нараспашку, тут в почете авось» — как раз в этом есть проблема как для русских, так и для украинцев. Это и есть наша «ахилесова пята» — лень думать головой. Почитайте один интересный документ («Катехизис еврея в СССР», Тель-Авив, 1958г.) — чисто сатанинская инструкция к действию, которая успешно работала и продолжает работать. Вы там найдете много интересного по поводу русского «авось». Большинство обманутых людей без истинных знаний свыше — они даже признаться себе не в состоянии, что славянский мир давным-давно находится в зоне оккупации (как минимум с 1917г.). Хазары, как всегда, собрали дань, а чтоб народ не сильно возмущался на этот счет и чтоб не скучно было — предлагают нам повоевать немного между собою… Любят люди обманываться в своих пустых ожиданиях, что тут поделать? Между тем в мире продолжается духовная война между силами добра и зла за веру и сознание каждого человека. Цена вопроса очень высокая — спасенная или неспасенная душа. Соблюдают ли христиане Закон Божий (Исход 20:2-17) в полноте, и хотят ли проявить верность требованиям Законодателя? Поэтому, о какой святой вере идет речь? О какой правде народной? А силам тьмы и ее слугам только это и нужно — спите спокойно, братцы-славяне, мы за вас сами уже подумали. Для всех людей, которые любят жизнь, исключительно для всех Божьих людей, написано ясно: «Проснись, спящий, и восстань из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Великая Русь — скоро может возродиться, но при одном важном условии — что большинство людей пожелают привести свой больной рассудок в норму. Другого пути нет!
__________________________________________________________
Приходит время грусти — с нами так бывает…
Но ведь не Божья нас природа огорчает
В краю каштанов Киевских и солнечной весны.
Всех беспокоит постоянное вранье в эфире СМИ.
Где нас, славян, за братьев не считают,
Готовят нам сценарии свои… Те чужаки,
Что в креслах депутатских тихо замышляют:
Как разорвать народы наши, всех лишить любви.
Природа сатанинской власти неизменна:
Грабеж людей, и геноцид нам чужаки несут;
Чтоб уничтожить люд славянский поскорее
Евросодом с еврогоморой к нам теперь идут…
Проснись, открой глаза, друг, — украинец, русский!
При власти нет национальности твоей…
Поэтому трезвись, и поспеши увидеть
Кто ищет скорой смерти для твоих детей?
Бог управляет миром, братья, — это правда!
Желания творить добро Он слугам тьмы не дал:
Пришел черед страну делить — все видят где неправда.
Небесный суд еще идет, земной — уже настал.
Вселенский замысел: добро от зла Бог отделяет,
Царей Он ставит, милует людей, и рушит города!
Но Господа кто Вечные Законы отвергает —
Получит темный дух непониманья, и тогда…
Ликует зло… Но размышлять я стану!
Кто я такой, куда иду, зачем и почему?
Духовный стержень обрету, предателей достану,
Очищу Храм души, и отчий дом, любимую страну.
Умом обновленным о жизни буду думать,
Славянский дух терпеть поможет, не роптать;
А мудрый Бог защитник правды — не осудит,
В Нем жизнь моя — смогу теперь в делах я устоять!
Растоптанная Русь! Отчизна рода нашего, славяне!
Хоть страны разные у нас, но мы одной крови.
Весна вернется непременно к нам в дома и в души,
Узнай как можно зло изгнать по Божьему — в любви.
Людских природных прав на жизнь защитником я буду,
Зайду на сайт http://maximus.do.am — там Божий знак,
Где правды виден свет,
Кто силу духа, смелость и терпенье дал мне — не забуду,
Могучий Бог, Учитель наш — я в Нем нашел ответ!
Слова народные сии, как ярких молний стрелы,
Желание Веков — чтоб сбылись все заветные мечты:
О славной и свободной Родине, где не живут без веры,
Где Божий дух живет в сердцах, где любим правду мы!
___________________________________________________________
Заходите на ссылки на другие ресурсы — это все качественная духовная пища для Божьих людей, и посмотрите непременно фильм «Великий заговор против Христа и Его народа» (там две части по три серии каждая). А еще смотрите в интернете цикл лекций «Массовая атака» автор Вальтер Вайс (много серий) — не пожалеете. Всего Вам самого хорошего в жизни и творчестве.
С уважением, Сергей (папа Риты)
Рита Александренко 24.08.2016 19:03 • Заявить о нарушении

…и затем обращает его к тончайшему из тел. Сказав: «рожденное от Духа есть дух», Христос уже отвлекал Никодима от представлений плотских; но, как тот все еще не понимал, что значат Его слова: «рожденное от Духа есть дух», то Он и переносит его мысль к другому изображению, не останавливая его на грубых телах и не говоря о существах совершенно бестелесных (так как Никодим, и слыша о таких предметах, не мог постигать их), но находя нечто среднее между существом телесным и бестелесным, – движение ветра, – и через то вразумляет его. Именно о ветре Он говорит: «голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Но если говорит: «дух дышит, где хочет»1, то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное. Писание обыкновенно говорит так и о предметах неодушевленных, например: «тварь покорилась суете не добровольно» (20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,Рим. 8:20). Итак, слова: «дышит, где хочет» означают то, что ветер не удержим, что он распространяется всюду, что никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда, но что он с великою силою рассеивается, и никто не может задержать его стремления. «И голос его слышишь», то есть – гул, шум, «а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». В этом все и заключается. Если, говорит, ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который однакож ты ощущаешь и слухом и осязанием, то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия, – ты, который не понимаешь действия ветра, хотя и слышишь его звуки? Таким образом слова: «дышит, где хочет» сказаны для означения власти Утешителя, и значат вот что: если никто не может сдержать ветра, но он несется, куда хочет, то тем более не могут задержать действия Духа ни законы природы, ни условия телесного рождения, и ничто другое подобное. А что слова: «голос его слышишь» сказаны именно о ветре, видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и незнающим действия Духа, не сказал бы: «голос его слышишь». Потому, как не видим ветра, хотя он и издает шум, так незримо для телесных очей и духовное рождение. Но ветер еще есть тело, хотя и тончайшее, потому что все, подлежащее чувству, есть тело. Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела, и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела?

Примечания

  • 1 Один из переводов: «Ветер дует где хочет». – и.Н.

Источник

«Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова». Беседа 26 *** о Духе в одном месте сказано, что Он делает все со властью и ничто Ему не препятствует, – слова: «дышит, где хочет» (8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.Ин. 3:8), хотя сказаны о ветре, именно это и доказывают,

Аноним: Батюшка, добрый день! Вот протестанты спрашивают, что значит родиться свыше, а точнее говорят, чтобы стать баптистом-евангелистом, то непременно необходимо родиться! И укоряют православных за то, что они своё служение Богу начинают не с рождения свыше, а с обрядов и заканчивают философствованием. У них же всё сразу получается. Рождение, возрастание в вере и в райские обители уже вход почти открыт, а точнее они там уже посажены и с Христом пребывают. Вот только ещё не открылось, что там уже сидят, но в теории вроде всё по Библии получается. А значит, и сомневаться нечего!

О.Серафим:»“Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (Иоан.3:3).Кажется, слова Господа к Никодиму не имеют ничего общего со словами к Нему Никодима. Но для внимательного откроется много общего. Так как Никодим имел понятие о Христе уничиженное, именно: что Он Учитель и что с Ним Бог, то Господь говорит ему: тебе естественно иметь такое понятие обо Мне. Ибо ты еще не родился «свыше», то есть от Бога, рождением духовным, но еще плотян, и познание, какое ты имеешь обо Мне, не есть духовное, но душевное и человеческое. А Я говорю тебе, что и ты, и всякий другой будете вне Царствия, если не родитесь свыше и от Бога и не получите должного обо Мне понятия. Ибо рождение чрез крещение, внося в душу свет, дает ей возможность видеть или познавать Царствие Божие, то есть единородного Его Сына. Ибо Сын может быть назван как премудростью Божиею, так и Царством Божиим. Царства же сего, Никодим, никто не может видеть или познать, если не родится от Бога. Так и ты, потому что не родился еще духовно, не видишь Меня – Царствия Божия, как должно, но имеешь обо Мне низкое понятие.
“Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:4,5). Никодим, слыша учение выше, чем человеческое, изумляется и по свойству немощной природы человеческой спрашивает: как это возможно? Это – признак неверия. Ибо где нет веры, там являются вопросы: как это, почему это? Слова Никодима кажутся и смешными, потому что он не помыслил о духовном рождении, а припомнил телесное чрево. Услышав, что если кто не родится «свыше», он подумал, что употреблено вместо: «сначала», «снова», во второй раз, и речь понял в таком значении: если кто не родится «сначала», во второй раз. Посему и говорит: как может, будучи стар, войти во утробу матери своей? Два предмета для него были неудобопонятны: один – рождение духовное, другой – Царствие. Ибо имени Царства Небесного иудеи никогда не слышали. Теперь он недоумевает о рождении. Христос и открывает ему яснее способ рождения духовного. Ибо человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, – к возрождению невидимой души. Если ты спрашиваешь, как вода может родить, то и Я спрошу, как семя, которое само водообразно, может образоваться в человека? Посему как над семенем телесным все совершает благодать Божия, так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога. Ибо в воде сей совершаются знаки и образ погребения и воскресения. Три погружения – знак тридневного погребения; потом человек воскресает (выныряет), как Господь, нося светлую и чистую одежду нетления, а тление погрузив в воде.
“Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа” (Иоан.3:6-8). Господь, отвлекая внимание Никодима от рождения плотского, говорит: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа – дух, то есть человек, родившийся крещением, становится духовен; ибо слово «дух» ты должен разуметь вместо: «духовный». Правда, крестившийся не делается духом божественным, но, получив Духом сыноположение, благодать и честь, удостаивается быть духовным. Видя же, что Никодим и еще смущается, говорит: не удивляйся. Потом пытается учить чувственным примером. Дух, говорит, дышит, где хочет, и голос его слышишь, однако же не знаешь его направления, потому что он неудержим и беспрепятствен и по силе природы имеет стремление во все стороны. Если говорит: «дышит, где хочет», то не потому, будто ветер имеет способность свободного выбора и желания, но потому, что хочет (как я сказал) указать на естественное его движение и неудержимую силу. Если же не знаешь, где и как дышит ветер, сей дух, подлежащий чувству, то как хочешь уразуметь возрождение от Духа Божия? Если сей дух не может быть задержан, то тем более не подчинится законам природы благодать Духа Святаго. Да постыдится духоборец Македоний и предшественник его Евномий. Первый поставляет Духа в раба, однако здесь слышит, что ветер дышит, где хочет, и, следовательно, тем более Дух имеет самовластно движение и действует, где и как хочет. А Евномий, прежде погрешив в сем же самом и назвав Духа тварью, до того простер свою дерзость, что будто он знает Бога так же, как самого себя. Пусть же слышит, что он не знает движения и стремления ветра; как же, преступный, дерзаешь присвоить себе знание Сущности Божией?» (блаж.Феофилакт, Толкование на Ин.3:3-8).

***

Под рождением свыше и подразумевается получение Божественной спасительной благодати, которая и приносит человеку духовное рождение, свыше, – от Бога. В историческом православии под этим всегда понималось получение этого дара Благодати, в Таинстве Крещения или воцерковления.

Действие благодати просвещающее может действовать на любого человека, открывая ему те или иные истины и понятия, в том числе и на язычника. Отсюда – вера в Бога, элементарные понятия о Боге, вечности и спасении. Некоторые под рождением свыше могут понимать эти действия благодати просвещающие.

А действие благодати освящающее приносит освящение чувств, изменяя дух человека. И совершает это Божественная искупительная благодать, дарованная в день св.пятидесятницы, которая и является собственно даром Благодати, в момент крещения, посредством которой человек и входит в Церковь. Получение этого дара Благодати и является вхождением человека в Церковь. Действие благодати освящающее, соединяясь с чувствами человека, дарует им освящение.

Собственно, под этим действием и даром Благодати и понималось, в историческом православии, рождение свыше, основываясь на словах Христа, когда Он говорил с Никодимом о рождении свыше: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:3-5). То есть, «не может увидеть Царствия Божия», или то же самое означают слова «не может войти в Царствие Божие», тот, «кто не родится свыше», то есть, «кто не родится от воды и Духа», иными словами будет не крещен или не воцерковлен.

И в какой степени, у человека, стремление и решимость на изменение своей жизни, своих чувств и желаний, в такой степени и происходит действие этого освящающего дара Благодати, закрепляющего намерение, и приносящего освящение чувств, в таинстве крещения или воцерковления, то есть присоединения к Церкви. Кто это получает, тот и является рожденным свыше.

Под присоединением же к Церкви следует разуметь не просто присоединение к церковной организации, а получение дара Божественной и спасительной, искупительной благодати. В какой душе это происходит, там и есть присоединение к Церкви, которая является даром этой Божественной благодати, в тех душах человеческих, которые движения своей воли и чувств во всем покоряют Ей, в своей повседневной жизни.

В дальнейшем, получивший этот дар Благодати, должен искоренять в себе греховные навыки и привычки, страсти, чтобы сохранять и приобретать чистоту чувств, через посредство этого освящающего действия дара Божественной спасительной благодати. Так как, страсти закрывают освящающее действие этого дара Божественной благодати. А истинное покаяние, в правильно-проходимой борьбе со своими страстями, наоборот, раскрывает действие этого дара Божественной спасительной благодати. И кто, в какой степени, искореняет в себе страсти, при помощи этого дара Божественной благодати, тот в такой степени и получает освящение чувств, – то есть их чистоту, по дару Благодати, – и участвует в жизни Церкви. В этом и состоит духовное совершенствование.

***

Под крещением же подразумевается не просто погружение в воду, а, именно, получение дара Божественной спасительной благодати, так как, собственно, Она и приносит это рождение свыше, а не вода, сама по себе. Просто Христос обозначил общее положение для всех, при внешних благоприятствующих условиях, для совершения Таинства. Соответственно, если этих условий нет, то Господь может подать, непосредственно, этот дар Благодати человеку, если он готов к Его восприятию, по настрою своего дух, так как, Сам Христос тут же и сказал Никодиму, что «Дух дышит, где хочет» (Иоан.3:8). А где Он хочет дышать, то есть подавать спасительное действие Благодати? – Сам Господь по этому поводу говорит, что «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19), что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), что «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом» (Ис.66:2), что «сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19), что «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных»(Ис.57:15). Итак, Господь свидетельствует о том, в каком настрое душ человеческих хочет дышать Дух (Иоан.3:8), – дар Божественной спасительной благодати, приносящей рождение свыше и спасение, изливается в те души, которые приобретают вот такой вот настрой духа.

В тех душах человеческих, в которых первородный грех, дух самости и гордыни, и исходящие из него греховные навыки и пороки, страсти, имеют господствующее положение, там нет духа сокрушенного и смиренного, там нет освящающего действия спасительной благодати Божией, какое бы название этот человек не носил, говоря, что, типа, он рожден свыше, и какие бы, по внешней форме, таинства над ним не были совершены. Ибо этот дар спасительной Благодати, приносящий рождение свыше и спасение, подается там, где дух сокрушенный и смиренный, как об этом говорит Сам Господь: «Я живу… с сокрушенными и смиренными духом» (Ис.57:15). Поэтому, воспитание этого настроя духа и является главным в жизни христианской. И наиболее оно совершается, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни. Ибо дух сокрушенный и смиренный, перед Богом, и привлекает в душу Божественную спасительную благодать, через посредство внешне-совершаемые Таинства, при благоприятных внешних условиях, или непосредственно подается Богом, при неимении таковых. Отсюда происходит рождение свыше, возрастание в духовной жизни и спасение.

Исследуемое слово:

«И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (Лк. 23:42-43)

Вопрос для исследования:

Каким образом можно понять слова Спасителя сказанные к разбойнику: «ныне же будешь со Мною в раю», если известно, что Спаситель Иисус, после того как умер на голгофском кресте, «ожил духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1Петра, 3:18-19), и находился «в сердце земли три дня и три ночи.» (Мф. 12:40)?

Пояснение:

«ныне», — “σημερον” по-древнегречески, согласно словарю и системе нумерации Стронга (4594) означает: «сегодня, сей день»;

«в сердце земли» — греч. (καρδια) Согласно словарю и системе нумерации Стронга, слово καρδια (2588), среди прочего, означает: «сердцевина, центр».

Итак, Иисус обещал покаявшемуся разбойнику рай ныне, то есть в тот же день, а поскольку день тот был ПЯТНИЦА, то неужели «рай», о котором сказано во 2Кор. 12:2-5 и в Откр. 2:7 находился в центре земли?
Попробуем найти ответы на эти вопросы. Сначала я хочу обратить внимание на то, что заверение Спасителя: «будешь со Мною в раю» относится к просьбе разбойника: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Из этого следует понимать, что понятие «рай» определяет Царствие Иисуса Христа.

Теперь обратимся к слову Господа, выраженном на древнегреческом языке Нового Завета: «Και ειπεν αυτω ο ιησουσ αμεν λεγω σοι σημερον μετ‘ εμου εση εν τω παραδεισω» — » И сказал ему Иисус аминь говорю тебе сегодня со Мною будешь в раю».

Пояснение к тексту:

«Первоначально греческий текст в манускриптах греческого Нового Завета не содержал знаков пунктуации, нумерации глав и стихов, а также выделения прописными и строчными буквами, все это впоследствии было добавлено составителями печатных изданий того или иного варианта греческого Нового Завета для удобства при чтении греческого текста.» («Подстрочный греческо-русский Новый Завет» под редакцией Виктора Журомского. Украинское Общество Благодати, Житомир, 2005 год.)
Дополнительная информация (По материалам интернет изданий)

Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э. Грамматик и лексикограф Аристофан Византийский, будучи главой Александрийской библиотеки, изобрёл систему трёх точек. Есть предположение, что именно Аристофан изобрёл множество других пунктуационных знаков, например, дефис для написания составных слов. Эти знаки не получили широкого распространения и употреблялись от случая к случаю. Первая попытка ликвидировать эти неудобства была предпринята англосаксонским учёным Алкуином (735-804 гг.), руководившим придворной школой в Аахене (сейчас город в Германии). Реформируя систему Аристофана, Алкуин сделал несколько добавлений. Именно он ввёл в обиход punktum(.) и puktumversus(;) для обозначения пауз и изменения интонации. Но системность в использовании знаков так и не была достигнута, и лишь в XV в. венецианский печатник Альд Мануций стал вводить в печатаемые им книги знаки пауз, вдоха, изменения интонации, а наиболее часто употребляемыми были точка, точка с запятой, двоеточие. К началу XVII в. большинство современных знаков в Европе уже было введено в обиход.

Итак, попробуем прочесть исходный текст Нового Завета на древнегреческом языке без знаков пунктуации: «И сказал ему Иисус (Иэсус) аминь говорю тебе сегодня со Мною будешь в раю»

Слово «сегодня» логически может быть связано с предыдущими словами: «говорю тебе»; «говорю тебе (когда?) сегодня»; то-есть: «говорю тебе сегодня».
И тогда весь ответ звучит так: «И сказал ему Иисус: аминь говорю тебе сегодня, со мною будешь в раю».

Пояснение:

Понятие «рай» согласно Библейского справочника Брокгауза раскрывается так: «Библейскому понятию «рай» соответствует греческое слово парадейсос, заимствованное из дpевне-пеpсидского языка, в котоpом паридеза — это «огpада», а также «то, что обнесено огpадой», то есть паpк или сад. В этом значении слово пеpешло во многие древние языки.»

Если в Писаниях Ветхого Завета слово пардес («pай») вообще не встpечается, это отнюдь не означает, что понятие «рай» как таковое в них отсутствует. Здесь ему соответствуют выражения «сад», «сад в Едеме» или даже «сад Господень».
До своего грехопадения люди жили в раю в единении с Богом. Ветхозаветние пpоpоки пеpеносили древнейшие пpедставления о «рае» на конечные вpемена. Ханаан (Иез. 36:35) и Сион (Ис. 51:3) станут в конце дней подобны Эдемскому саду, то есть саду Господню. Описание земли Изpаиля, какой она станет в конце вpемен, заимствовано из описания сада Божьего. Там будут течь полноводные реки, земля будет несказанно плодородной, животные будут жить в мире друг с другом, а гора Сион станет вершиной миpа.
На следующее нужно обратить внимание: Иисус Христос, Машиах, Помазанный Богом Спаситель, родился в Израиле. В Израиле, на основании Священного Писания, объем понятия «рай», «сад в Едеме», и «сад Господень» не ограничивалось только Едемским садом, но включало в себя и грядущее Царство Господа:

  1. «Господь утешит Сион…сделает пустыни его, как рай…» (Ис. 53:3);
  2. «Тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась — как сад Едемский…» (Иез. 36:35)

Потому, на просьбу: «… помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!», прозвучал ответ: «…ныне же будешь со мною в раю».
И нигде в текстах Священного Писания не говорится об «Едемском саде», о «саде Господнем» или о «рае» как о месте в Шеоле, то есть в преисподней, или в каких-либо частях его!
Итак, подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

1) Спаситель засвидетельствовал покаявшемуся разбойнику о том, что Иисус определил ему место в Его Царстве;

2) Понятно также, что одновременно со Христом, покаявшийся разбойник не мог войти во спасение, поскольку написано о Спасителе, что Он, как Первосвященник и Первенец из мертвых, вошел во Святилище, вошел в само Небо, и приобрел вечное искупление, «… дабы иметь Ему во всем первенство…»

3) Обещание Спасителя: «И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32) относится ко всем спасаемым, в том числе и к покаявшемуся на кресте разбойнику. Вероятно, что привлек Спаситель покаявшегося грешника к Себе на Высоту (Ин.20:17) не раньше, чем осуществилось написанное: «… Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.» И вероятно не раньше, чем закончились 40 дней, в течении которых Иисус Христос являлся Апостолам, как написано: «…в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:2-3) и не раньше Вознесения Спасителя! (Деян. 1:5-11.)
Таким образом слова Иисуса Христа: «… будешь со Мною в раю», которые были сказанные разбойнику после его покаяния, следует понимать как слово Спасителя, которое определило Небесное будущее этого человека, и которое должно исполниться в определённое Богом время.

Михаил Мильштейн

Перешли другу

Меж двух разбойников

Антонелло да Мессина, «Распятие с Марией и Иоанном», 1475, Антверпен

Меж двух разбойников — выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа, крест которого, согласно сообщениям Евангелий, был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.

В переносном значении — человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Тексты

Евангельское описание

Евангелисты, описывая распятие Христа, упоминают о двух казнённых вместе с ним людях, называя их разбойниками или злодеями. Наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки:

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

— (Лк. 23:32-43)

Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. 27:44, Мк. 15:32).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай. Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Истолкование в христианстве

Братья Лимбурги, «Снятие с креста», миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского

Разница между текстом евангелиста Луки и текстами остальных синоптиков объясняется тем, что сперва будущий Благоразумный разбойник также участвовал в хулении Христа, но затем покаялся.

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо — он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».

Иоанн Лествичник рассматривает пример Благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник — в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест Благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень — крест жертвы чистой и непорочной.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) даёт этому следующее толкование:

Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест — у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий.

Пророчества

Христиане считают, что пророчества о распятии Христа между двумя разбойниками сделал пророк Исаия в цикле своих пророчеств о пришествии Мессии:

  • «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.» (Ис. 53:9)
  • «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис. 53:12)

Кроме того, рассказ Иоанна о распятии включает фразу: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-33), что является исполнением пророчества из Псалмов: «Он хранит все кости Его; ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33:21).

Ганс фон Тюбинген. «Распятие», фрагмент, ок. 1430. Душа Безумного разбойника отлетает от его уст и её забирает дьявол.

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Арабское «Евангелие детства Спасителя» (VI века) сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет. После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Апокриф «Слово о Крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария — она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

И въздои Богородица отрочя разбойничее 6 дний другых. И оздравѣ жена разбойнича, а чадо разбойниче бысть добрѣ.

— Слово о Крестном Древе

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима», которое называет их Дижман — благоразумный разбойник, и Геста — хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он — творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай».

Благоразумный разбойник в раю. Фрагмент пятичастной иконы XVII в. Разбойника встречают Енох и Илия, справа — херувим с огненным мечом, охраняющий рай

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад, хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Сократ Схоластик сообщает сведения о судьбе двух крестов, принадлежавших разбойникам. По его данным, они были найдены равноапостольной Еленой во время её поисков Креста Господня. Раскопки на Голгофе позволили обнаружить практически три идентичных креста. Чтобы выяснить, какой именно принадлежал Иисусу, потребовалось чудо.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Еленой на острове Кипр. В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует.

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни, рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом. В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV—XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. 15:23-25) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа. Во время раскопок святой Елены в Иерусалиме ей были найдены три креста «один — преблаженный, на котором висел Христос, а прочие, на которых распяты были и умерли два разбойника». Однако крест Безумного разбойника не был признан реликвией и его дальнейшая судьба неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов, которые, впрочем, называют их по-разному:

«Благоразумный разбойник Рах». Икона московской школы, XVI в. Рах представлен в раю, о чём свидетельствуют райские деревца на фоне иконы

  • Дижман и Геста (Дисмас и Гестас) («Евангелие от Никодима») — наиболее распространённая версия на западе.
  • Дизмас и Гевьста («Слово о страданиях и крестной смерти Христа» по рукописям XVI—XVII веков)
  • Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)
  • Тит и Думах (арабское «Евангелие детства Спасителя»)
  • Фесда-иерихонец и Дима-галилеянин (Ерминия Дионисия Фурноаграфиота)
  • Араг и Геста (рукопись XVI века, библиотека новгородской Софии)
  • Дижмон и Эста (лицевые подлинники, посвящённые страстям Господним)
  • Благоразумный разбойник Варвар (в иконописных подлинниках XVI века). Так как его часто путали с одноимённым мучеником-разбойником времён Юлиана Отступника, происходившим из Фракии, часто он изображался во фракийских одеждах.
  • Варах

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии — Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas)) — самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания — Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии — Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» — имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар—Варах—Рах. Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса.

Иконография

«Распятие», Эммануил Лампардос, XVII в., критская школа. Эрмитаж

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V—VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины, датируемая VI веком).

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный — с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:

  • в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
  • на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона.

Почитание

Лоно Авраамово и благоразумный разбойник
(деталь иконы «Страшный суд», XVI век

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел «Истолкование в христианстве»). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси…»), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».

Прочие тексты

  • Аристид-философ. «Слово о благоразумном разбойнике» — первый по времени из известных памятников письменной церковной проповеди, сохранившихся до настоящего времени (не позже 125 г.).
  • Патриарх Феофил Александрийский (385—412) написал «Проповедь о Распятии и Благоразумном разбойнике», которая является классикой коптской литературы.
  • Слово монаха Кирилла Туровского о снятии тела Христова с Креста и о Мироносицах:

Ныне же вижу тебя, как злодея, распятого меж двух разбойников и копьем пробитого в ребра — мертвого, и вот почему я в горести силы теряю!

  • Генри Лонгфелло в своей «Золотой легенде» описывает нападение этих двух разбойников на Святое Семейство во время Бегства в Египет, используя апокрифические мотивы.
  • Эту же тему разрабатывает Николай Лесков во своём псевдо-апокрифе «Сошествие в ад».
  • «Таинственная капля» — духовная поэма Федора Глинки, посвященная спасению младенца-Благоразумного разбойника благодаря молоку Богородицы.

Прочие сведения

  • Согласно законодательству Украины, в исправительном учреждении должна быть церковь. Храм, построенный в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области, посвящён Благоразумному разбойнику.
  • В деревне Анишино Тульской области построена часовня в честь Благоразумного разбойника.

> См. также

  • Коломан (мученик) — в 1012 году принял мученическую смерть через повешение на бузине, между двух разбойников.

Примечания

  1. Ексапостиларий перед 9-м Евангелием
  2. Последование изобразительных (недоступная ссылка). Дата обращения 8 декабря 2007. Архивировано 28 февраля 2008 года.
  3. Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Москва, 2007. ISBN 5-7429-0065-1
  4. Слово в среду первой седмицы Великого поста на повечерии. О покаянном плаче.
  5. Иоанн Златоуст. Беседа о кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов (недоступная ссылка). Дата обращения 6 ноября 2017. Архивировано 18 июня 2012 года.
  6. Вторник шестой седмицы Великого Поста (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2008. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  7. Святитель Феофан Затворник. «Три слова о несении Креста».
  8. Аристид философ, Слово о благоразумном разбойнике
  9. О терпении
  10. Арабское евангелие детства Спасителя. 23.
  11. 1 2 Слово о Крестном Древе
  12. В. П. Зверев. Богородичные мотивы в поэтическом творчестве Ф. Н. Глинки
  13. 1 2 Евангелие от Никодима
  14. Крылов Н. История Креста, на котором был распят Христос. М., 1855 год.
  15. Сократ Схоластик. Церковная история
  16. Христофору Е. Обитель парящего креста // Всемирный следопыт, 2006 г № 15
  17. Хождение игумена Даниила
  18. Титло с Животворящего Креста Господня на сайте Православие.Ru
  19. Сократ Схоластик. Церковная история Гл. 17
  20. 1 2 О некоторых особенностях иконографии Распятия
  21. St.Dismas at www.catholic-forum.com (недоступная ссылка). Дата обращения 8 декабря 2007. Архивировано 7 декабря 2007 года.
  22. 1 2 Благоразумный разбойник // Православная энциклопедия
  23. П. Г. Чесноков. «Разбойника благоразумнаго…» (песнопение Великой Пятницы)
  24. Чинопоследование литургии (недоступная ссылка). Дата обращения 23 февраля 2010. Архивировано 27 августа 2009 года.
  25. Перевод: «я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя»
  26. Аристид-философ. «Слово о благоразумном разбойнике»
  27. Слово монаха Кирилла Туровского о снятии тела Христова с Креста, и о Мироносицах (недоступная ссылка). Дата обращения 8 декабря 2007. Архивировано 11 ноября 2007 года.
  28. The Golden Legend. Henry W. Longfello (недоступная ссылка). Дата обращения 26 ноября 2009. Архивировано 31 декабря 2008 года.
  29. Н. Лесков «Сошествие в ад»
  30. Новости сайта (недоступная ссылка) Православие.Ru
  31. Анишино.

Ссылки

  • Иконы с изображением Благоразумного разбойника
  • Архетип сюжета «Благоразумный разбойник» для русской классической литературы
  • Св. Дисмас (англ.)

Толкование Евангелия на каждый день года.Светлый четверг

Ин., 8-е зач., 3: 1–15

Оклад Евангелия конца X – начала XI в. Константинополь. Ныне в Национальной библиотеке Марциана (Венеция, Италия). Христос Пантократор в окружении архангела Гавриила, пророка Илии, апостолов Андрея, Павла, Иакова, Фомы Филиппа, Симона Зилота, евангелистов Луки, Иоанна, Марка и Матфея.

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Перед нами – долгая беседа с Никодимом. Никодим, известный всем фарисей, учитель закона, приходит ко Христу «ночью». Эта ночная встреча погружает нас в таинственную атмосферу. Поистине – мы все в ночи пред Богом. Мы все как Никодим – те, кто ищет Христа среди ночи.

Но то, что Никодим приходит ночью, имеет еще и другое значение. Он ночью пришел, ему недостаточно было слушать Христа среди толп народа. Он нуждался в том, чтобы встретиться с Господом наедине. Для него было лучше лишить себя ночного отдыха, нежели не услышать сокровенное слово Христа. Когда другие спали, он обретал спасительное знание.

А может быть, он поступил так из-за страха и малодушия. Он боялся или стыдился, что его увидят со Христом, и потому пришел ночью. Но хотя он пришел ночью, Христос принял его с любовью, давая образ своим служителям поддерживать добрые начинания, как бы ни были они слабы. Хотя теперь он пришел ночью, придет время, когда он открыто исповедует Христа. Благодать может быть сначала только горчичным зерном, а потом вырастает в большое дерево.

Мы знаем, – говорит Никодим, очевидно, от лица многих, – что Ты Учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Как отличен его взгляд от многих его соплеменников, в особенности облеченных духовной властью, тех, кто, видя дела Христовы, воспламенялись завистью и ненавистью ко Господу. И как надо нам учиться видеть самое главное в чудесах! И главное в беседе Христа с Никодимом – необходимость нового духовного рождения для человека. Недостаточно изумляться чудесам Христовым – надо снова родиться. Никодим ждет скорого прихода Царства Небесного. Но Христос говорит, что мы не будем годны для него, если духовно не изменимся, то есть не родимся заново. Рождение – начало жизни. У нас должно быть новое естество, новые принципы, новые цели. Мы должны родиться снова и свыше. Это новое рождение дается с небес, оно предназначено для Божественной и небесной жизни.

Кто не родится свыше – не сможет увидеть Царства Божия, не сможет понять, о каком Царстве идет речь, не примет никогда его утешения. Это возрождение абсолютно необходимо и для земной жизни, тем более – для вечной, потому что невозможно вкусить блаженство, быть подлинно счастливым, не будучи святым.

Как может человек родиться, будучи стар? Неужели он может в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – с недоумением спрашивает Никодим. То, о чем Христос говорит духовно, он воспринимает плотски. Но велико его желание познать истину! Когда мы встречаемся с трудностями в понимании Божественных тайн, мы не должны отступать от Господа. Рожденное от плоти есть плоть, – говорит Господь. И если бы человек мог рождаться от утробы матери сотни раз, это не изменило бы сути дела. Грех растлил самое наше естество. Яко в беззакониях зачат есмь – исповедуем мы каждый день в покаянном псалме. И нам не следует удивляться тому, что должно нам родиться свыше. Господь говорит о рождении от воды и Духа, имея в виду таинство крещения. Но мы призваны также в личном благодатном опыте – Духом Святым – узнать, о каком рождении говорит Христос. Действие Духа Святого таинственно – где, когда, кому и в какой мере соизволит Он сообщить Себя. Но Его дыхание не может остаться от сподобившихся этой милости сокрытым. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит.

Как это может быть? – спрашивает Никодим. Есть то, что выше нашего естественного разумения. Но оттого что он не может постигнуть слово Христово своим умом, он не отказывается от искания истины. Сколь многие самонадеянно полагают, что невозможно поверить в то, что невозможно увидеть телесным зрением. «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» – говорит Христос. Мы слышим здесь слово упрека Господа тем, кто берется учить других духовному, а сам плохо разбирается в этом. Тем, кто проводит время только во внешнем изучении Писания, и внешнем соблюдении всего, и небрежет о самой сути. «Можно быть вполне заслуженным доктором богословия, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – а случись с этим богословом беда, он смотрит растерянно: да есть ли Бог?» «И откуда взяться свету, – добавляет святитель, – у этой тьмы?»

Мы говорим о том, что знаем и свидетельствуем о том, что видели, – говорит Христос – и не только о Себе, но о всех, кто Его. Потому от воскресенья к воскресенью, из века в век Церковь поет: Воскресение Христово видевше…

Он сошел с небес, и в то же время Он – Сын Человеческий. Теперь, когда Он говорит с Никодимом как Человек, – Он на земле, но как Бог – Он на небе. Так велика Его любовь к нам, что Он был вознесен на Крест за наши грехи, как змей Моисеем в пустыне, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Пасху вечную, которая уже сейчас дается многим как рождение свыше.