Единоверцы кто такие

Старообрядцы: Назад, в будущее!

В этом году исполнилось 210 лет со дня подписания императором Павлом I указа об учреждении единоверия. Единоверцы — особая группа старообрядцев, которая два века назад осознала ущербность раскола и вернулась в лоно синодальной Церкви, сохранив старые, дониконовские обряды. Корреспонденты «Нескучного сада» посетили один из московских единоверческих приходов, Покровский храм в Рубцове, чтобы ближе познакомиться с этой весьма специфической частью Православной Церкви.

Свои среди чужих

Сам старообрядческий раскол возник в середине XVII века, когда патриарх Никон предпринял попытку богослужебной реформы. Около двухсот лет общины, отвергшие «новое» богослужение, существовали практически без собственного священства. На старообрядческих приходах служили «беглые попы» (священники, рукоположенные в официальной Церкви, но перешедшие на сторону старообрядцев) или не служил никто. Часть общин, в основном самых северных, расположенных на побережье Белого моря, и вовсе отказалась от священноначалия и таинств. Так в старообрядчестве сложилось два основных течения: беглопоповцы и так называемые беспоповцы. В начале XIX века император Павел I разрешил принимать в церковное общение старообрядцев, желающих восстановления канонического единства. Единоверие стало третьим старообрядческим течением, хотя подавляющее большинство старообрядцев и отказалось от примирения с Церковью.

В середине XIX столетия беглопоповцы приняли в общение бывшего сараевского митрополита, который «восстановил» у них трехчастную иерархию: епископ, священник, диакон. В итоге появилась Старообрядческая церковь с центром в Белой Кринице (тогда часть Австро-Венгрии, а теперь небольшое село в Черновицкой области Украины). Часть старообрядцев, не признав и белокриницкой иерархии, остались на прежнем «беглопоповском» положении.

Многое у единоверцев необычно.

Своих «единоверческих» старообрядцев новообрядная Церковь долгое время держала «на птичьих правах». Жесткие правила перехода из старообрядчества в единоверие мешали массовому возвращению. Ситуация стала кардинально меняться только в начале XX века, когда единоверцы получили собственных епископов, рукоположенных по старому обряду. Тогда состоялись и первые единоверческие съезды. Вопрос о единоверческих приходах звучал и на Соборе 1917-1918 годов. На «советском» Соборе 1971 года Русская Церковь официально сняла «анафемы» со старого обряда, признав его равноценным и равноспасительным. 3 июля 2009 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Покровском храме в Рубцове (Москва) был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.

Пусть приходят и смотрят

Патриарший центр — это община под руководством иерея Иоанна Миролюбова, секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС. По форме это великолепный белоснежный шатровый храм неподалеку от станции метро «Электрозаводская», возведенный в начале XVII века. Высокий цоколь, а правильнее сказать подклет, окружен с трех сторон аркадой, заложенной кирпичом в конце XVIII веке. Поверх подклета — типичные для допетровской Руси гульбища, открытые галереи, превращенные в два боковых придела, и паперть на «втором этаже». От уровня земли сюда ведут каменные ступени. В самом храме пока пустовато. Верующим передали здание только в 2003 году, и было оно в аварийном состоянии. Первые годы молебны служили в притворе новым чином, пока в 2007-м сюда не был переведен отец Иоанн. С тех пор шестая в области единоверческая община (в Москве есть еще две и три в Подмосковье) существует в «стационарном режиме».

В храм принято приходить в специальной одежде для богослужений: русская рубаха для мужчин, сарафаны и белые платки для женщин. Платок женщины закалывают булавкой под самым подбородком. Впрочем, традиция эта соблюдается не повсеместно. «Мы не настаиваем на одежде. Люди приходят в храм не ради сарафанов», — замечает иерей Иоанн Миролюбов, руководитель общины единоверцев.

Состав прихожан смешанный: часть из них происходит из традиционных единоверческих или старообрядческих семей, часть — из новобранцев, по разным причинам выбравших единоверческую практику, или тех, кто воцерковился уже в рамках единоверческого движения.

На лавочке возле храма отец Иоанн Миролюбов объясняет нам специфику единоверческих общин по сравнению с «классическими» старообрядцами: «Старообрядцы фактически находятся в состоянии раскола по отношению к РПЦ и всем другим поместным Православным Церквам, а мы — полноправная часть Вселенской Церкви, то есть мы такие же православные христиане, как и все.

Молятся они по лествице — особым деревянным четкам

Психология современного старообрядца все-таки отличается от психологии русского человека до раскола. В чем она проявляется? Старообрядцы, к примеру, никого не пускают к себе: если в храм к ним войдет «новообрядец», ему не позволят молиться, ну или во всяком случае воспримут как чужака, присутствие которого на богослужении нежелательно, а то и нетерпимо. Допускаются только свои, причем именно своего согласия. Это поведение по своей нравственной природе противоречит Христу, противоречит Евангелию. Мы, напротив, не устраиваем проблему, когда к нам кто-то заходит из любопытства. Наоборот, это приветствуется. Мы никого не прогоняем: пусть приходят и смотрят! Если человек в первый раз зашел, мы и креститься ему разрешаем так, как он привык: не двумя перстами, а тремя. Понравится ему старый обряд, западет в сердце — значит, он снова придет и постепенно выучит все традиции сам».

Никакой самодеятельности

Действительно, в общине отца Иоанна нас встречают гостеприимно. После богослужения, невзирая на некоторое наше замешательство, приглашают подойти к кресту. Мы не знаем — как. Перстосложение, благословение, поклоны — все здесь отличается от обычного.

Женщины и мужчины стоят в разных частях храма (как это и было принято в древней Церкви), один на почтительном отдалении от другого. Руки держат не по швам, а скрещенными на груди — это тоже старообрядческая традиция. Поклоны — поясные и земные — делают только в строго определенных моментах службы и строго по уставу. В старообрядческой традиции вообще не принята «самодеятельность»: картина, когда каждый прихожанин крестится, когда ему заблагорассудится, или, пока все совершают земные поклоны, шагает через весь храм к любимой иконе, для старообрядного прихода немыслима. В течение богослужения крайне ограничены передвижения по храму, тем более разговоры или индивидуальные «свечки к празднику». Движения сведены к минимуму.

Отец Иоанн показывает, как выглядит старообрядческое двуперстие. Мизинец, безымянный и большой пальцы сложены вместе, указательный выпрямлен, а средний полусогнут. Именно так держит пальцы боярыня Морозова на знаменитой картине Сурикова. Три соединенных пальца символизируют Троицу, указательный и средний, прижатые друг к другу — Божественную и человеческую природу Христа

«Совместное, храмовое богослужение — это общее, общинное дело, а не личное», — подчеркивает отец Иоанн. Сами земные поклоны совершаются особым способом. У каждого из молящихся — коврик (так называемый подручник). Перед земным поклоном коврик стелется на землю. Опускаясь в земном поклоне, молящийся касается его ладонями, после чего положено подняться. Молиться на коленях не принято.

Богослужение, совершаемое по старому обряду, длится заметно дольше «новообрядного», те части, которые у нас принято сокращать, здесь читаются полностью: канон на утрене, положенные кафизмы. Между прочим, кафизмы в Покровском храме поются, что уже утеряно у большинства старообрядцев. Всенощное бдение в Покровском храме начинается в пять и длится до девяти вечера.

У каждого из молящихся — коврик, который перед земным поклоном стелется на пол. В поклоне молящийся касается его ладонями

Крюки против барокко

Самое сильное впечатление от старообрядческого богослужения оставляет пение. Если мы привыкли слышать с клироса в основном многоголосные композиторские произведения, музыкально близкие к барочной или классической европейской традиции, в единоверческом храме звучат только средневековые русские унисонные распевы.

В разных вариантах традиционным пением пользуются практически все старообрядцы. Их музыкальная практика уходит корнями в почти двухтысячелетнюю, творчески переработанную на русской почве, традицию византийского храмового пения. В большинстве новообрядных приходов эта традиция была уничтожена в XVIII веке волной «синодального» церковного модернизма. Космополитично настроенная аристократия послепетровской России больше предпочитала слышать в храме мелодии западного барокко, а не скупые, но величественные и молитвенные традиционные распевы.

Покровские певцы поют по «крюкам» — особому типу древнерусской нотации в форме запятых, линий и точек поверх церковнославянского текста. Время от времени кажется, что низкому старообрядческому унисону резонирует само здание: аскетичная и удивительно возвышенная мелодия как будто заполняет собой все пространство еще не до конца отреставрированного храма.

При общине организована старообрядческая певческая школа. Курс обучения длится несколько лет и состоит из практической и теоретической частей. «Русская Церковь фактически единственная умудрилась потерять свою музыкальную традицию, — вздыхает отец Иоанн. — Конечно, авторские произведения сегодня исполняются и в сербских, и в греческих храмах. И тем не менее эти Церкви сохранили интерес к древней традиции. Греки даже сохранили в целом схожую с русской крюковую нотацию».

К единоверию отец Иоанн пришел из самого радикального старообрядческого «согласия» — беспоповского. Прослужив около двадцати лет «духовным наставником», то есть настоятелем общины, у рижских поморцев, отец Иоанн успел окончить не только светский вуз, но и Ленинградскую духовную семинарию Русской Православной Церкви, а позже и Московскую духовную академию, поэтому хорошо знаком, кроме прочего, и с новообрядческой приходской практикой.

Крюковая нотация: над текстом пометки в виде галочек и крюков. Каждый знак обозначает определенный мелодический ход

«В XVII веке, при патриархе Никоне, да и позже, была предпринята попытка навязать нашей стране другой цивилизационный код, привить западное мышление, западные ценности, — продолжает отец Иоанн. — Особенно сильной вестернизации в XVIII веке подверглась церковная культура: богослужение, пение, иконография. Единоверческое движение не только дает возможность старообрядцам воссоединиться со Вселенской Церковью. Не менее важная наша задача — реабилитировать старину в самой Русской Церкви».

В разговоре с нами о. Иоанн придерживается необычной терминологии. Свой приход он называет не единоверческим или старообрядческим, а «старообрядным», дистанцируясь в некоторой степени и от тех, и от других: «Большая проблема многих единоверческих приходов — в их вторичности, в том, что они слишком смотрят на Рогожскую слободу (самый крупный в Москве религиозный центр старообрядцев. — прим. ред.). Я же держусь такой точки зрения, что мы должны быть первичны, не слепо следовать за современным старообрядчеством, подражая ему во всем, а держаться старого обряда, стараясь ориентироваться на аутентичную традицию XVII века. Старообрядческая традиция все-таки не на все сто процентов равна дониконовской, за 350 лет многое изменилось. К примеру, длинные волосы у священников старообрядцы переняли в XVIII веке от беглых попов из синодальной Церкви. До раскола носили стрижки с гуменцом, то есть выстриженной под скуфью тонзурой».

Женщины и мужчины стоят в разных частях храма, во время каждения молитвенно воздевают руки, в остальное время руки держат скрещенными. Все движения сведены к минимуму

Не в сарафанах суть

Как рассказывает отец Иоанн, городские единоверческие приходы пополняются в основном за счет интеллигенции, интересующейся древнерусским благочестием. Старообрядческими неофитами вне Православной Церкви, напротив, часто становятся те, для кого психология раскола и «альтернативного православия» оказывается ведущей в их церковной самоидентификации.

«У нас люди самые разные. Все они интересуются историей, но у нас не бывает ни ультрафундаменталистов, ни экстремистски настроенных граждан, — характеризует настоятель своих прихожан. — Да, у нас есть молитвенная одежда — сарафаны, например. И почти все мужчины носят бороды. Но ни с крайним политическим национализмом, ни с царебожием, ни с ИНН проблем у нас нет. Единоверческие приходы имеют какую-то прививку от ультранационализма и прочих болезней, модных в среде православных консерваторов».

К слову, не все прихожане Покровского храма носят русские рубахи или косоворотки. «Мы не настаиваем на одежде. Люди должны получать в первую очередь духовную пользу, они приходят в храм не ради сарафанов», — замечает отец Иоанн.

Причащаются единоверцы в целом чаще, чем старообрядцы, у которых обычно принято приступать к Святым Христовым Тайнам раз в год.

Жизнь единоверческой, или «старообрядной», общины отличается от собственно старообрядческой не только сарафанами. Не найти в единоверческих храмах, к примеру, икон протопопа Аввакума, особо почитаемого старообрядцами. «Все мы относимся к Аввакуму с почитанием как к личности, но не как к святому, — объясняет отец Иоанн. — В качестве святых мы можем признавать только тех, кто канонизирован Русской Православной Церковью или другими Поместными Церквами, и в этом отношении у нас нет и не может быть никаких принципиальных различий с другими приходами. Другое дело, что единоверцы имеют и некоторых особо почитаемых святых, ведь среди новомучеников XX века были и единоверческие пастыри». В Покровском храме особо почитают первого единоверческого епископа священномученика Симона (Шлеева), убитого в Уфе в 1921 году и канонизированного в соборе Новомучеников и Исповедников.

Причащаются единоверцы в целом чаще, чем старообрядцы, у которых обычно принято приступать к Святым Христовым Тайнам раз в год. «Дониконовская практика гласила: по одному разу в пост, то есть четыре раза в год, — комментирует о. Иоанн. — Это чаще, чем у старообрядцев, но в целом, конечно, реже, чем в обычных храмах».

Здание храма передали верующим в 2003 году, оно было в аварийном состоянии. Ремонтные работы продолжаются и сегодня. Подклет храма практически весь нуждается в реставрации, тем не менее его уже используют для приходских целей. После богослужения здесь, среди обшарпанных стен, собирается вся община: выпить чаю, поделиться новостями. Во время чаепития отец Иоанн не упускает случая провести катехизаторскую беседу

Со временем «новая» и «старая» практика сближаются. В течение всего XX столетия в РПЦ происходила стихийная ревизия «cинодального наследия», что предопределило и некоторые «старообрядческие» черты русского церковного возрождения. В храмовой архитектуре к началу XX столетия на смену барокко и классицизму пришла так называемая русская «эклектика», отталкивающаяся от наследия шатровой архитектуры. К концу XX столетия из небытия воскресла церковная каноническая иконопись, практически полностью исчезнувшая на рубеже XVIII и XIX веков в новообрядной Церкви, но сохраненная именно старообрядцами. Традиционное пение и сейчас исполняется в некоторых обычных московских храмах, но редко — древняя церковная музыка непривычна уху современного прихожанина. Единоверцы убеждены, что будущее за теми традициями, которые они сохранили через века, так же как когда-то за этими традициями было и церковное прошлое.

Часто мне задают вопрос (и по несколько раз): что же такое Единоверие, чем оно отличается от старообрядчества и прочее, что сейчас будет непросто воспроизвести. Краткий ответ будет звучать так:

Единоверие есть старообрядчество в Русской Православной Церкви, ее неотъемлемая часть и полнота. Православное Христианство. Носитель традиций древнерусских богослужения и уклада.

Единоверие было учреждено императором Павлом I в 1800 году на основании правил митрополита Платона (Левшина). Согласно тем правилам, старообрядцы получали возможность воссоединиться с Церковью и получить своих священников. До революции в России существовало 600 единоверческих храмов и 20 монастырей. Советское время почти полностью уничтожило старообрядные приходы – сохранилось всего 3 храма на всем пространстве СССР. Сегодня Единоверие возрождается, количество приходов растет и только в России достигает почти трех десятков.

Как писал священномученик Симеон Шлеев,

уклад самого обычного единоверческого прихода можно сравнить с монастырским. Блики отношения настоятеля и братии, богослужения совершаются без сокращений. На богослужении царит порядок, прихожане в большинстве своем знают устав. Тексты молитв читают на погласицу (на распев), поют древним знаменным пением, иконы рублевской школы украшают иконостас и стены, во время службы не используется электрический свет, лишь горят лампады и свечи…

Единоверческая церковь

Слова на мгновенье перенесли вас в далекий, затерянный вдали от мира древний монастырь? Нет, это всего лишь рядовой единоверческий приход, скромно расположившийся в своем городе. А вот ко всенощному уже спешат прихожане, словно сошедшие с древних фресок: мужчины в кафтанах и косоворотках, женщины в сарафанах с заколотыми под булавку платками.

В современном ритме жизни, с его бесконечной суетой и хлопотами, мы, порой забываем призывы о молитве, взывающие к нам со страниц Священного Писания. Реальность оставляет нам все меньше возможностей остановиться и вдумчиво нырнуть в себя, услышать Бога и свою обремененную грехами душу. Христианство всегда было своего рода контркультурой, отрицавшей мир с его ценностями.

Остановить время, присоединиться к команде молитвенников на «корабле»-церкви, выйти из «матрицы» повседневности – к этому стремится каждый христианин, стараясь не потерять нашу тонкую ниточку связи с Богом.

На Руси благочестивым считалось держать в доме молельную комнату или даже домовый храм на территории своих владений. Не менее приличным виделась и возможность семьи совершать полный круг суточного богослужения дома, мирским чином. Эта практика бытовала и в общинах, где не было постоянного священника. Ожидая очередного приезда батюшки, миряне самостоятельно вели богослужения, исключая, конечно, совершения таинств и опуская священнические возгласы. Эта практика сохранилась до сих пор. Ряд единоверческих общин России появлялись в отсутствии батюшки, со временем он, как правило и выходил из их среды посредством общего решения и предоставления его кандидатуры на утверждение архиерею.

Надо сказать, что практика богослужения мирским чином – ключевая в формировании старообрядных общин, и общин в принципе.

Подумайте только, насколько высоко самосознание среди таких прихожан! А ведь молитва, согласно словам Феофилакта Болгарского, есть первое дело веры. И действительно, богослужение занимается центральное место в жизни христианина. Любовь и уважение к службе, тщательное исполнение уставных указаний отличает единоверческие приходы.

Кто-то скажет: «законничество!». Но разве стремление исполнить закон Отца есть грех?

Отдельное внимание в картине службы стоит уделить знаменному пению. Неотмирное пение клиросов в один голос позволяет буквально… раствориться в слове молитвы. Внутренняя свобода, легкость духа, радость и безмятежность рождает древний распев в сердцах прихожан. Как бездумно несколько веков назад наши предки позволили проникнуть в Церковь оперному пению! Во время исполнения песнопений совершается молитва Богу, «едиными усты и единым сердцем», голосами, сливающимися в один.

Важную составляющую в древнерусском богослужении занимает убранство храма. Прежде всего – иконы.

«Созерцательное богословие» призвано к тому, чтоб одним своим видом заставить взглянувшего на икону человека, глубоко вздохнуть, почувствовать свою несовершенную душу, возвыситься хоть на миг от земного к горнему.

Не отвлекать взор, не давать разуму иной пищи, кроме духовной, не пускать иные мысли, окромя мыслей о Боге – к этому призваны иконы, исполненные в строгом каноничном стиле. Мрак озаряется свечами, напоминающими нам о том, что наши сердца должны пламенеть верой. Не вызывает смущения и одежда прихожан, в которой аскетичное сплелось с национальным. Все – для средоточения лишь на молитве.

И вновь услышим: «Да какая разница, как нам одеваться? Главное, чтоб любовь была…». И впрямь, какая разница как. Но не внутренний ли человек избирает себе стиль одежды? И не внешний ли вид порой может выступить элементом самой что ни на есть проповеди ценностей человека?

Вспомните, как средь бурлящей буднями улицы ваш взгляд вдруг ловил смиренно брядущего по улице монаха, или священника, а быть может, и благообразного мирянина. Неужто не вспоминали вы о Боге? Человек не знал вас, и может, даже, не видел вашего внимания. А Христа молчаливо проповедовал.

Наверное, в завершение короткого рассказа о единоверцах, нельзя не упомянуть о том, что русские люди, восприняв Православие от Византии, стремились воцерковить все пространство своей жизни. В домах было много икон, над выходами размещались кресты, на одежде вышивались сложные символичные узоры, доброй традицией на встречах помимо молитвы считалось духовное чтение и пение… Нам, современным людям, этого порой очень не хватает. Кого-то «воцерковленный быт» может отпугнуть.

Но христианство, вне всякого сомнения, религия истинной духовной свободы, которая никому ничего не навязывает. Другое дело, что, встав на путь веры, неизбежно будешь обуреваем жаждой Бога. И, конечно, видеть Бога во всем, что окружает тебя в земной жизни – здоровое христианское желание.

О старом обряде в Русской Церкви как о доброй традиции, крепком многовековом предании говорить можно бесконечно. На Поместном Соборе, прошедшем 100 лет назад, «святая старина» была фактически реабилитирована, а все недомолвки в отношении единоверцев сняты. Были поставлены первые епископы, и два обряда в мире и согласии продолжили свою жизнь в лоне матери-Церкви.

К единоверцам, на Таганку (ФОТО)

На всякий случай для начала разберемся с терминами — единоверцы — это старообрядцы в лоне Московского Патриархата. Они подчиняются священноначалию Русской Православной Церкви, поминают за богослужениями Святейшего Патриарха Кирилла, но служат по-старому, носят в храме (а порой и в обыденной жизни) своеобразные одежды и пользуются при молитве давно позабытыми в обычных приходах нашей Церкви четками-лестовками и подручниками (молитвенными ковриками для рук). Они практически не используют при богослужениях электрический свет, типографские иконы, современный шрифт в богослужебных книгах, крестятся двуперстием и поют знаменным распевом «по крюкам»…

Обо всем этом — наш фоторассказ из московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах, по которому нас провел его настоятель — священноигумен Петр (Васильев).

Храм Святителя Николы в Студенцах находится в центре Москвы — на Таганке. Церковь была передана единоверческой общине в 1994 году, когда единственный в советское время столичный единоверческий храм — Никольский на Рогожском кладбище — уже окончательно перешел в своей богослужебной практике на общепринятый реформированный (новый) обряд, а исторический центр московского единоверия на улице Новоблагословенной («новоблагословенным согласием» в XIX веке именовали единоверцев) — ныне Самокатной — также передали обычной православной общине.

Настоятель храма священноигумен Петр (Васильев) в 1990 году был пострижен в монашество, а затем рукоположен в диаконский (1991) и священнический (1994) сан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым), в 2006 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел о. Петра во игумены.

Когда храм передали общине, его помещения еще некоторое время занимала типография (сама церковь второй половины XVII века была закрыта большевиками в 1930 году, после чего долгое время использовалась под самые различные нецерковные нужды, в том числе — общежитие). И лишь в 1996 году началась постепенная реставрация храма. В годы безбожной власти колокольня была снесена, а территория храма урезана больше, чем в два раза.

Многоярусный иконостас, спланированный и написанный лучшими мастерами-старообрядцами в традициях древнерусской иконописи, возводился постепенно около 10 лет. Автор проекта — Виктор Николаевич Милованов — скончался в преклонных годах, дождавшись завершения установки верхнего яруса иконостаса.

Одна из главных ценностей для любого старообрядца — богослужебные книги. В Никольском храме их очень много — начиная от первопечатных (XVI века) и заканчивая самыми «молодыми» — напечатанными в московской единоверческой типографии, существовавшей до революции 1917 года.

Каждый мужчина-старообрядец, активно участвующий в приходской жизни, в богослужебном обиходе носит озям (иначе — халат, кафтан) — аналог современного подрясника. Единоверцы — не исключение. На фото — о. Петр с членом Приходского собрания храма Святителя Николы в Студенцах, заместителем главного редактора газеты «Культура» Михаилом Тюренковым.

Свечи, у старообрядцев традиционно именуемые «свещами», используются исключительно восковые. В храме Святителя Николы в Студенцах можно встретить самые настоящие пудовые (без преувеличения!) свещи.

Алтарь Никольского храма относительно недавно был капитально отремонтирован и полностью расписан.

Старообрядцы (в том числе единоверцы) используют исключительно канонические трисоставные (восьмиконечные) кресты. В XVIII — XIX веках это было причиной частых споров со сторонниками богослужебной реформы патриарха Никона, но в итоге сегодня в большинстве обычных православных храмов также можно встретить восьмиконечные кресты.

Священноигумен Петр (Васильев) в алтаре храма Святителя Николы в Студенцах.

Служебник «Иововской печати» — книга была напечатана в 1602 году при первом Московском Патриархе — Святителе Иове.

Жертвенник в алтаре храма Святителя Николы в Студенцах.

Часть алтарной росписи — Рожество Христово (и это не опечатка — в старообрядческой традиции принято именно такое написание).

До революции к храму примыкала величественная колокольня (см. один из первых снимков), в дальнейшем она была разрушена большевиками, а потому сегодня таганские единоверцы пользуются скромной звонницей.

Кухня в храме Святителя Николы в Студенцах тоже исполнена в древнерусских традициях.

Озямы (они же халаты или кафтаны) студенецких прихожан.

До завершения реставрации храма еще достаточно далеко. Община — невелика, а внешней помощи в этом непростом деле единоверцы пока еще никогда и ни от кого не получали.

Старообрядческому храму — старообрядческий телефон!

Кадило (кацея) в храме тоже исполнено в древних традициях. Таким, кстати, может кадить не только священник или диакон, но и мирянин.

Отец Петр с гордостью продемонстрировал уцелевший закладной камень.

Автор материала Пелагея Тюренкова со священноигуменом Петром (Васильевым).

Несмотря на устойчивые стереотипы, современные старообрядцы совершенно не противятся современной технике: iPad на подручнике.

В церковной лавке при храме Святителя Николы в Студенцах — немало литых икон. Они намного дешевле писанных, долговечны и каноничны.

Рядом с церковной — лавка пирожковая. Старообрядцы изготовляют на удивление вкусную выпечку!

Всех желающих познакомиться со старым обрядом в лоне Русской Православной Церкви единоверцы приглашают к себе в храм. Но прежде, чем прийти на богослужение, рекомендуется подойти во внебогослужебное время, чтобы у настоятеля и прихожан была возможность рассказать своим гостям о богослужебных особенностях храма, к которым единоверцы относятся очень строго.

Адрес храма: улица Таганская, д. 20а, телефон – (495) 912–52–43.

СТАРООБРЯДНЫЕ ПРИХОДЫ РПЦ

1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции). Адрес: 105082, г. Москва, ул. Бакунинская 83, стр.3. Телефон: (499) 2650045, 2611851. Клир: протоиерей Иоанн Миролюбов – настоятель и руководитель центра; иерей Андрей Фастов – заштатный клирик. Характеристика: Памятник архитектуры 1619-23 гг. Боковые приделы – св. благоверного царевича Димитрия и преп. Сергия Радонежского. Храм восстанавливается, нуждается в ремонте и реставрации. Старообрядные богослужения совершаются с 2007 года, с 2009 года регулярно перед воскресным днем и большими праздниками совершается всенощное бдение, Божественная Литургия на сам праздник. Пение наонное, как правило, пока на один клирос. Алтарь расписан, новый иконостас, в боковых приделах иконостасы и престолы пока отсутствуют. Действуют кружки по изучению знаменного пения и церковного устава, после окончания Литургии проводятся собеседования для взрослых. К концу 2018 года планируется ввод в эксплуатацию дома причта с гостиницей для учащихся. Имеется сайт центра (совместно с храмом): www.oldrpc.ru.

2. Храм святителя Николы в Студенцах (Казанской иконы Богородицы). Адрес: 109004, г. Москва, ул. Таганская 20а. Телефон:(495) 9125243, 9127329. Клир: игумен Петр (Васильев) – настоятель. Характеристика: Памятник архитектуры 1672-73 гг., освящен в 1996 году архиерейским чином. Богослужения с 1994 года. Пение наонное. Алтарь расписан. Имеется новый многоярусный иконостас. Храм нуждается в дальнейшей реставрации и благоустройстве.

3. Храм святителя Николы (Троицы Живоначальной) на Берсеневке в Верхних Садовниках. Адрес: 109072, г. Москва, Берсеневская наб., 18-22. Телефон: (495) 959-08-62, 959-09-30. Клир: игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель. Характеристика: Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656-1657 гг. Храм трёхпрестольный (Троицкий, Никольский и Феодосиевский приделы). Имеется дом причта – памятник архитектуры XVI-XVIII веков – «Набережные палаты». Храм возвращен в 1991 году. Община состоит из ста человек. Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Службы совершаются ежедневно утром и вечером. Имеется воскресная школа для детей. Регулярно проводятся беседы со взрослыми. Община деятельна в распространении старого обряда в Русской Православной Церкви. Печатное издание – газета «Берсеневские страницы». Сайт храма: http://bersenevka.info/.

4. Храм Архангела Михаила. Адрес: 140111, п/о Чулково, с. Михайловская Слобода Раменского р-на Московской обл. Телефон:(495) 5105181. Клир: архимандрит Иринарх (Денисов) – настоятель, протоиерей Евгений Саранча, иерей Валерий Булычев, диакон Игорь Краев. Характеристика: Одна из старейших единоверческих общин. Храм закрыт в 1961 году, возвращен Церкви в 1989 году, когда в приход перешли прихожане Никольской единоверческой церкви Рогожской слободы. В настоящее время – наиболее благоустроенная и многолюдная единоверческая община, имеющая обширные контакты с единоверцами других общин. При храме имеется гостиница для приезжих. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. Прихожане – из окрестных деревень, ранее населенных старообрядцами и единоверцами, и из Москвы. Пение наречное, по праздникам на два клироса. Практически ежегодно совершаются архиерейские богослужения древним чином (митрополит Ювеналий или иные архиереи). Община активно издает церковную литературу, периодическое издание «Правда Православия». Имеется сайт:www.edinoverie.com. Действует воскресная школа для детей и лекторий для взрослых.

5. Храмы Спаса-Преображения и св. Иоанна Лествичника. Адрес: 142640, г. Куровское Орехово-Зуевского р-на Московской обл., ул. Советская 89. Телефон: (496) 4115159. Клир: иерей Алексий Гугливатый — настоятель. Характеристика: Приход с 1994 года, образован присоединением к РПЦ местных старообрядцев-неокружников.

6. Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Осташово Воскресенского р-на Московской обл. Телефон: (495) 9031840. Клир: иеромонах Антоний (Аненко) – настоятель. Характеристика: Община с 1991 года из бывших старообрядцев-поповцев. В общине более 200 прихожан.

7.Храм св. Петра митрополита Адрес: с. Авсюнино Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Клир: иерей Алексий Гугливатый – настоятель. Храм нуждается в восстановлении.

8. Никольская община г. Санкт-Петербурга Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Марата 24а. Клир: протоиерей Петр Чубаров, канд. психол. наук, доцент Рос. пед. гос. университета им. А.И. Герцена и СПбДА – настоятель. Характеристика: Община с 1799 года. Никольский храм – с 1827, окончательно построен в 1852 году. Часовня с 1996 года, храм занят Музеем Арктики и Антарктики, имеется молитвенное помещение с престолом.

9. Храм преп. Сергия Радонежского и часовня Тихвинской иконы Богородицы. Адрес: пос. Павлово-на-Неве Кировского р-на Ленинградской обл. Клир: иерей Сергий Чиж – настоятель. Характеристика: Приход с 1991 года. Настоятель – известный знаток знаменного пения, построивший самостоятельно все молитвенные и вспомогательные помещения общины (деревянная архитектура).

10. Людмиловская община г. Санкт-Петербурга. Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Челиева, 10 Уставщик: чтец Александр Гнып. Литургия совершается приглашенными священнослужителями в «пещерном» храме подворья Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря.

11. Храм святителя Николы Чудотворца. Адрес: 622034, пос. Горбуново г. Нижний Тагил Свердловской обл., ул. Радужная 2а. Клир: протоиерей Леонтий Колногоров – настоятель, иеромонах Даниил (Колногоров). Характеристика: Приход образовался в 1996 году присоединением к РПЦ общины старообрядцев часовенного согласия во главе с наставником, который принял иерейский сан и возглавляет общину.

12. Храм Архангела Михаила. Адрес: г. Верхний Тагил Свердловской обл. Клир: иерей Сергий Комаров – настоятель. Характеристика: Приход возник в 2007 году, храм построил и стал в нем священником (2008) нынешний настоятель, присоединившийся от старообрядцев-часовенных. Храм освящен архиерейским чином. Приход ведет активную миссионерскую работу.

13. Казанский единоверческий храм. Адрес: 624171, пос. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл., Телефон: (34356) 30186.Клир: иерей Игорь Катаев. Характеристика: Храм 1852 года постройки, село было заселено преимущественно старообрядцами и единоверцами.

14. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Адрес: 606360 с. Малое Мурашкино Большемурашкинского р-на Нижегородской обл.Клир: иеромонах Сергий (Гапонов). Характеристика: Приход с 1876 года, храм никогда не закрывался, хотя в 1937-1943 богослужения не совершались. Основу прихода составляют местные единоверцы, проживающие среди старообрядческого населения.

15. Храм иконы Богородицы «Всем скорбящим радость». Адрес: с. Сёмино Ковернинского р-на Нижегородской обл. Клир: иеромонах Сергий (Гапонов). Характеристика: Новопостроенный храм, богослужения с 2009 года, Литургия совершается через Воскресенье. Община состоит из старообрядцев разных согласий. Основу составляют две семьи бывших беспоповцев, владеющих современным благоустроенным предприятием по хохломской росписи и производству оригинальной деревянной тары.

16. Единоверческая община г. Ивановово имя Казанской иконы Богородицы. Адрес: г. Иваново, ул. Смирнова, 76. Клир: протоиерей Сергий Гончаров. Характеристика: Община присоединилась к РПЦ от старообрядцев белокриницкого согласия в 1991 году вместе с уставщиком Лаврентием Селиным (1926-2009), который был рукоположен в иереи. После пожара деревянной Казанской церкви (ноябрь 2015 г.) община временно пользуется храмом на территории Успенского мужского монастыря, богослужения совершаются по субботам. Сайт: http://ivkazanskaya.blogspot.com. Тел.: 8-9061066733, 8-9807383839. E-mail: iv.kazanskaya.2016@gmail.com.

17. Храм святителя Николы. Адрес: г. Кузнецк Пензенской обл., ул. Орджоникидзе 158. Телефон: (84157) 21591. Клир: иеромонах Варсонофий (Яшин). В храме ежегодно совершает богослужения епископ Кузнецкий и Никольский Нестор.

18. Молитвенный дом св. пророка Илии. Адрес: Республика Беларусь, г. Минск Телефон: (375) 172563110. Клир: постоянного священника нет. Уставщик – Вячеслав Евгеньевич Клементьев. Пастырское попечение оказывает игумен Петр (Васильев) из Москвы. Характеристика: Приход основан в 2002 году и состоит из бывших старообрядцев-беспоповцев. Имеется проект строительства храма.Община имеет сайт: www.edinoslavie.ru

19. Храм святителя Николы. Адрес: с. Усть-Цильма Республики Коми. Клир: протоиерей Виталий Соловьев. Характеристика: Единоверческий приход существовал в селе с 1856 года, снова образован в 2004 году. Храм освящен архиепископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом. Богослужения совершаются по чину, который пока нельзя назвать старообрядческим. Служителям храма нужна помощь в обучении их древнему богослужебному чину и пению.

20. Свято-Покровский единоверческий храм. Адрес: Украина, с. Злынка Маловисковского р-на Крапивницкой обл. Клир: иеромонах Кирилл (Ховрящук) — настоятель. Характеристика: старейший единоверческий приход, основан в 1798 году, до формального учреждения единоверия.

21. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Московское Вишкской волости Даугавпилсского р-на, Латвия. Клир: протоиерей Дионисий Горюнов, — настоятель.Успенского храма г. Даугавпилса. Характеристика: Богослужения совершаются по особому расписанию.

22. Храм Архангела Михаила. Адрес: с. Гравёры Аглонской волости Прейльского р-на, Латвия. Клир: протоиерей Виктор Мялик – настоятель. Характеристика: Новопостроенный и благоустроенный храм, рядом с родиной митрополита Рижского и Латвийского Александра.

23.Успенский храм г. Даугавпилса.Адрес: г. Даугавпилс, Латвия. Клир: протоиерей Дионисий Горюнов — настоятель.

24.Петропавловский единоверческий храм.Адрес: с. Данишевка, Латвия. Клир: протоиерей Дионисий Горюнов — настоятель.

25. Храм Рождества Христова. Адрес: США, г. Ири, штат Пенсильвания. 247 E. FrontStr. Erie, PA, 16507, USA. Телефон: (814) 4548618. Клир: протоиерей Пимен Саймон – настоятель, протоиерей Феодор Юревич, иерей Иерофей Попов, диакон Стефан Климчак, диакон Маркел Васселл. Характеристика: Община старообрядцев-поморцев с 1916 года, в 1983 году большая часть прихода (около 150 семей, по другим данным — 250) присоединилась к РПЦЗ. Приход благоустроенный, имеет вместительный храм и большой приходской дом. Большая часть богослужения совершается на английском языке, сверенном со старопечатными книгами. До своей смерти в 2010 году при общине проживал единоверческий епископ Даниил. Ныне, по благословению Синода РПЦЗ, общину и всех зарубежных единоверцев окормляет епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн (Берзинь). Община имеет сайт www.churchofthenativity.net, издает церковную литературу, в том числе двуязычную богослужебную. Имеется хорошо организованная воскресная школа для детей и взрослых. Регулярно ведется работа с молодежью, проводятся культурно-общественные и спортивные мероприятия.

26. Храм святителя Николы. США, г. Эдинборо, штат Пенсильвания. Адрес: St Nicholas Church, 8442 Pageville Road, Edinboro, PA 16412-9619. Телефон: (814)-7564548. Клир: иерей Серафим Уинг ― настоятель. Характеристика: Храм находится в ведении управляющего Патриаршими приходами в США. Находится недалеко от крупного прихода в г. Ири, выходцами из которого являются настоятель храма и матушка – регент хора. Богослужебный язык – преимущественно английский и церковнославянский. Вебсайт: http://stnicholaseriecounty.com/ Facebook (новая страница): https://www.facebook.com/St-Nicholas-Orthodox-Church-1768948990063276/ Facebook (старая страница): http://www.facebook.com/stnicholas1916. Воскресная школа для всех возрастов.

30. Вятская единоверческая община. Адрес: г. Киров ул. Мичурина 22 (храм Архангела Михаила). Уставщик: Сергей Рукавишников. Суточный круг служб мирским чином совершается в субботу с 18.30.

31.Симбирская Успенская единоверческая община. Адрес: г. Ульяновск ул. Волжская 50А тел. 8-960-374-38-32. Уставщик: Владимир Басенков, он же – руководитель Симбирского епархиального центра древнерусской богослужебной традиции, который действует при общине. Община возникла в сентябре 2013 года и является восприемницей единоверцев, появившихся в Симбирске в середине XIX века. Приход молодой по своему составу, средний возраст прихожан 35 лет, в основном мужчины. Среди членов общины есть коренные старообрядцы разных согласий. Пение наречное. Службы мирским чином совершаются регулярно каждые субботу и воскресенье, в храме равноапостольной княгини Ольги на Верхней Террасе. В воскресные дни после богослужения проводятся встречи просветительского характера на тему христианской веры и древнерусских церковных традиций. Несколько раз в год совершается Божественная литургия, богослужение проводят единоверческие священники ближайших епархий. При общине действует иконописная мастерская, производство свечей для собственных нужд, швейный цех народной мужской одежды, производится мёд и резная утварь, церковная мебель. Община активно взаимодействует с единоверцами по всей России и за ее пределами. В настоящее время решается вопрос о строительстве собственного храма и открытии при Центре образовательных курсов.

32.Покровский храм с. Билютай.Адрес: с. Билютай Бичурского р-на, Республика Бурятия. Клир: иерей Петр Шестаков – настоятель. Храм находится в стадии строительства, богослужения совершаются по расписанию в молитвенном помещении.

33. Ярославская Успенская единоверческая община. Адрес: г. Ярославль.Уставщик: Иван Карпов. Богослужения совершаются по особому расписанию.

34.Храм преп. Диодора Юрьегорского. Адрес: дер. Куганаволок Пудожского р-на, Республика Карелия. Клир: иерей Олег Червяков – настоятель. Храм находится в труднодоступной в межсезонье местности.

35.Храм Спаса Нерукотворного Образа. Адрес: дер. Варишпельда Пудожского р-на, Республика Карелия. Клир: иерей Олег Червяков – настоятель. Регулярные богослужения совершает уставщик чтец Андрей Дементьев. Храм находится в труднодоступной в межсезонье местности.

36. Единоверческая община с. Мисцево Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Храм требуется восстановить.

37.Единоверческий храм вмч. Георгия Победоносца г. Виляны.Адрес:Rīgas iela 43, Viļāni, Viļānu nov., LV-4650, Латвия. Клир:протоиерей Виктор Теплов – настоятель. Новопостроенный каменный храм.

Двуобрядные приходы

1. Храм Спаса Преображения. Адрес: Латвия, г. Рига, просп. Виестура 11. Телефон: (371) 67397676. Клир: иерей Александр Шабельник – настоятель. Характеристика: Часть прихода (30-40 человек) составляют бывшие старообрядцы-поморцы, которые в 2002 году вместе с наставником Иоанном Миролюбовым вышли из Гребенщиковской старообрядческой общины. Имеются головщик и причетники, знающие старый обряд. Регулярно 1-2 раза в месяц проводятся богослужения по древнему чину (всенощное бдение, Литургия). По просьбе верующих древним чином совершаются и требы.

3. Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино. Адрес: г. Москва, Строгинский бульв., 14. Телефон: (495) 9428301.Клир: протоиерей Георгий Крылов – настоятель. Характеристика: Полный круг богослужений с Литургией по старому чину совершается один раз в седмицу (на четверг). Настоятель – известный литургист, автор монографии «Книжная справа XVII века». Необходимость богослужений по старому чину мотивируется востребованностью частью паствы, которая удалена от других старообрядных храмов Москвы, расположенных в центре или восточной части города. Сайт храма: http://nvmr.strogino.ru/

4. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Солонетовка Харьковского р-на Харьковской обл., Украина. Клир: протоиерей Виктор Мацевитый. Характеристика: По архиерейскому благословению совершаются отдельные богослужения старым чином, которые привлекают местных старообрядцев-поморцев.

ЕДИНОВЕРИЕ

Единоверческая Троице-Введенская ц. в Москве. Гравюра. Сер. XIX в. (ГИМ)
Единоверческая Троице-Введенская ц. в Москве. Гравюра. Сер. XIX в. (ГИМ) При формулировке правил Е. были использованы условия, выдвинутые в 1799 г. московскими поповцами, в соответствии с к-рыми они желали получить священство от РПЦ. С замечаниями Московского митр. Платона эти 16 пунктов условий в качестве правил Е. были утверждены имп. Павлом I 27 окт. 1800 г. В случае присоединения к РПЦ московские старообрядцы просили о следующем: 1) о снятии Синодом клятв на двоеперстие и на др. старые обряды; 2) о хиротонии архиереями РПЦ для старообрядцев священников и диаконов (по избранию архиерея и прихожан), о совершении хиротонии по старопечатным книгам, о признании сана ранее рукоположенных старообрядческих священников, «если они окажутся беспорочны»; 3) о разрешении совершать богослужение по старопечатным книгам; 4) об освящении храмов для присоединяющихся к правосл. Церкви старообрядцев по старопечатным книгам; 5) о непризывании священников, к-рые будут служить у присоединившихся старообрядцев, к соборному богослужению в «Греко-Российскую Церковь», о недопущении в храмы присоединившихся старообрядцев «знаменующихся тремя персты, брады бреющих и прочие имеющих несогласия с древними обыкновениями, выключая Высочайших особ», о разрешении незаписным старообрядцам (т. е. числившимся православными), «издавна удалившимся от сообщества Греко-Российской Церкви», присоединиться к новообразуемой «церкви старообрядческой»; 6) о подсудности старообрядческих священников и приемлющих это священство старообрядцев по духовным делам непосредственно Московскому митрополиту, минуя консисторию; 7) об обеспечении старообрядческих священников св. миром от Московского митрополита; 8) об исповеди старообрядческих священников только у старообрядческих же священников; 9) о двоеперстном благословении архиереями Русской Церкви старообрядцев; 10) о признании действительными «священнодействий, доныне старообрядческими священниками учиненных, как-то: крещение, бракосочетание, молитвословие, монашество»; 11) о незапрещении принятия Св. Таин православным у старообрядческих священников и старообрядцам в правосл. храмах; 12) о подсудности старообрядческого духовенства Московскому митрополиту; 13) об особом порядке ведения при храмах «троечастных книг» (метрических книг с записями рождений, браков, смертей), исповедных росписей и клировых ведомостей; 14) при заключении смешанных браков (православно-старообрядческих) о венчании «по общему согласию или в греко-российской, или старообрядческой церкви»; 15) о молении старообрядческих священников за императорскую семью по данной от Синода форме; 16) о взаимном непорицании друг друга старообрядцами и православными «за содержание разных обрядов и разных книг… и да пребудут старообрядцы и сынове Греко-Российской Церкви в мире, любви и соединении, яко чада единой святой соборной и апостольской Церкви» (цит. по: Шлеёв. Единоверие в своем внутреннем развитии. 2004. С. 85).

Митр. Платон, назвавший старообрядцев-соединенцев единоверцами, ограничил их пункты прошения, в первую очередь 5-й и 11-й. Московский митрополит разрешил присоединяться к Е. только тем из незаписных старообрядцев (числившихся православными), к-рые никогда не ходили в правосл. церкви и не участвовали в таинствах. Митр. Платон ограничил возможность причащения православных у единоверческих священников «крайней нуждой», если бы «в смертном случае» не нашлось правосл. священника. И в том и в др. случае иерарх желал предупредить переход православных в Е. В таком переходе он видел несоответствие цели Е., к-рое считалось уступкой старообрядцам, «в неведении погрешающим», и рассматривалось только как ступень к полному единению с Русской Церковью, в т. ч. и в обряде. Отсутствие ограничений для присоединения к Е., по мысли митр. Платона, могло послужить соблазном для нек-рых православных, подобно старообрядцам придававшим слишком большое значение обрядовой стороне церковной жизни.

Никольско единоверческий мон-рь в Москве. Фотография. 90-е гг. XIX в. (ГИМ)
Никольско единоверческий мон-рь в Москве. Фотография. 90-е гг. XIX в. (ГИМ)

В первые же годы после утверждения правил Е. образовались единоверческие приходы в Москве (1801), Калуге (1802), Екатеринбурге (1805), Костромской епархии (1804) и др. Важным для существования Е. стало учреждение 31 дек. 1818 г. указом Синода единоверческой типографии при московской Троице-Введенской ц. для печатания богослужебных книг в дореформенной редакции. В 1849 г. в единоверческой типографии было выпущено 7,2 тыс. экз. книг, в 1854 г.- 9,6 тыс. экз., книги получали широкое распространение, использовались в т. ч. старообрядцами. В царствование Александра I Павловича (1801-1825) отношение правительства к старообрядчеству было мягким, по правилам 1822 г. старообрядцы могли принимать беглых из правосл. Церкви священников, вслед. чего положение Е. пошатнулось. Немало единоверцев возвращалось в старообрядчество. В первую очередь единоверцев не удовлетворяло отсутствие собственных архиереев. Кроме того, присоединиться к Е. могли только старообрядцы, записанные как таковые во время ревизий (записные), в то время как большое число фактических последователей «старой веры», номинально писавшихся православными, не могли стать единоверцами.

С восшествием в 1825 г. на престол имп. Николая I Павловича отношение правительства к старообрядчеству ужесточилось. Изданные при Александре I постановления относительно нежелательности полемики правосл. духовенства со старообрядцами о вере были отменены, раздавались призывы к борьбе с церковным расколом, в к-рой одним из главных средств должно было служить Е. Укрепление Е. при имп. Николае I стало следствием адм. мер в пользу Е. (единоверцы были уравнены в гражданских правах с православными) и против старообрядцев. В 1854 г. не без адм. воздействия Е. проникло в центры старообрядчества — на Преображенское и Рогожское кладбища в Москве. 3 апр. 1854 г. Московский митр. св. Филарет (Дроздов) освятил на муж. половине федосеевской (см. Федосеевцы) Преображенской общины единоверческую часовню во имя свт. Николы, 19 дек. там была освящена единоверческая Крестовоздвиженская ц., в 1857 г.- Успенская ц., в 1866 г. все муж. отделение Преображенского кладбища было обращено в Никольский единоверческий мон-рь. Начиная с 1829 г. Е. вводилось на Иргизе. В единоверческие были обращены иргизские старообрядческие мон-ри (Нижневоскресенский муж. в 1829, Никольский муж. и Успенский жен. в 1837, Преображенский муж. и Покровский жен. в 1841), большая часть их насельников, не пожелавших присоединиться к Е., ушла с Иргиза. Единоверческими стали также старообрядческие мон-ри в Черниговской епархии (мужские Малиноостровский и Покровский в 1847, жен. Казанский в 1850), в Нижегородской епархии (мужские Высоковский в 1829 и Благовещенский на Керженце в 1849, женские Абабковский Никольский и Медведевский Покровский в 1843, Осиновский в 1850), в Могилёвской епархии (Макариевский муж. в 1844, возведен в число штатных обителей 1-го класса в 1848). Учреждались новые единоверческие обители: Воскресенский муж. мон-рь в Оренбургской епархии (1849), жен. мон-рь на Всехсвятском единоверческом кладбище в Москве (1862) и др.

Схимник. Благовещенский Керженский единоверческий мон-рь. Фотография М. П. Дмитриева. 1897 г.
Схимник. Благовещенский Керженский единоверческий мон-рь. Фотография М. П. Дмитриева. 1897 г.

В 60-х гг. XIX в. к Е. присоединились видные деятели Белокриницкой иерархии: еп. Браиловский, наместник Белокриницкой митрополии Онуфрий (Парусов), еп. Коломенский Пафнутий (Овчинников), впосл. вернувшийся в старообрядчество, священноинок Белокриницкого мон-ря Иоасаф, архидиак. Филарет, иеродиак. Мелхиседек. Вскоре их примеру последовали Сергий, бывш. еп. Тульский, и протодиак. Кирилл, затем Иустин, еп. Тульчинский, архим. Викентий, священноинок Козьма и иеродиак. Феодосий. В 1868 г. к Е. присоединился видный деятель федосеевского согласия инок Павел Прусский (Леднев), ставший настоятелем Никольского единоверческого мон-ря, деятельным и авторитетным проповедником. В царствование Николая I к Е. присоединилось до 200 тыс. старообрядцев, в 1851 г. насчитывалось 179 единоверческих церквей. Однако зачастую вынужденный характер присоединения стал причиной возвращения многих из Е. в старообрядчество в либеральное царствование Александра II Николаевича.

Высокий единоверческий мон-рь в Нижегородской епархии. Гравюра. 1834 г. (ГИМ)
Высокий единоверческий мон-рь в Нижегородской епархии. Гравюра. 1834 г. (ГИМ) Во 2-й пол. XIX в. единоверцы обращались в Синод с рядом ходатайств, не только предлагавших изменение отдельных пунктов правил 1800 г., но и коренной пересмотр отношения правительства к старообрядчеству и Е. В 1864 г. был составлен проект переустройства Е. во Всестарообрядческую церковь, куда вошли бы также старообрядцы — поповцы и беспоповцы, с полной, независимой от Святейшего Синода старообрядческой иерархией (ее частью должна была стать в т. ч. Белокриницкая иерархия, но ее епископам не дозволялось бы участвовать в хиротониях). Авторами проекта были единоверцы московский купец И. И. Шестов, казанец А. Петров, екатеринбуржец Г. Казанцев и с.-петербургский единоверческий свящ. Иоанн Верховский. Проект был изложен во Всеподданнейшей записке от единоверцев Москвы и др. городов и в прошениях московских и екатеринбургских единоверцев на Высочайшее имя. В том же году Казанцев, не признававший Белокриницкую иерархию, вместе с единомышленниками подал отдельное прошение на Высочайшее имя с просьбой о даровании епископов только единоверцам. На все просьбы последовал отказ с воспрещением подавать в будущем подобные прошения.

Не менее важным, чем вопрос о единоверческом епископе, был вопрос об отмене клятв на старые обряды Собора 1666-1667 гг. Еще стародубские дьяконовцы во главе с иноком Никодимом 1-м пунктом прошения о воссоединении ставили вопрос о разрешении клятв Собора 1666-1667 гг. через сношение «со святейшими четверопрестольными патриархами». При учреждении Е. этот вопрос не был решен окончательно. По словам Московского митр. Филарета, «предшественники-архипастыри, приемля в общение церковное приходящих от раскола единоверцев и разрешая их от проклятия, положенного на раскольников Собором 1667 г., предположили только согласие восточных патриархов, а не испросили сего согласия посредством сношения» (Филарет (Дроздов). Изъяснение. 1855. С. 26-28). Стремление Московского святителя разрешить вопрос о клятвах Собора 1666-1667 гг. сношением с вост. патриархами было одобрено 27 февр. 1859 г. императором, но в дальнейшем не привело к к.-л. результатам.

Единоверческий Всехсвятский девичий мон-рь в Москве. Фотография. 1900-е гг. (ГИМ)
Единоверческий Всехсвятский девичий мон-рь в Москве. Фотография. 1900-е гг. (ГИМ)

В 1877-1878 гг. в Синод было подано неск. прошений от единоверцев из разных городов о пересмотре ряда правил 1800 г., препятствовавших распространению Е. В ответ Синод в 1881 г. издал определение о дополнении отдельных пунктов правил 1800 г. В определении был подтвержден прежний взгляд на Е. как на переходную ступень к объединению старообрядцев с правосл. Церковью. Внесенные Синодом в правила 1800 г. небольшие поправки не изменили основного содержания, большую часть прошений единоверцев Синод не удовлетворил. Основные пункты дополнений были следующими: Синод предоставил право крестить детей, рожденных от браков православных с единоверцами, по желанию в правосл. или единоверческой церкви. 5-й пункт правил Синод дополнил разрешением присоединяться к Е. тем из незаписных старообрядцев, к-рые не менее 5 лет уклонялись от участия в таинствах правосл. Церкви. Синод подтвердил, что православные могут обращаться к единоверческим священникам «для исполнения христианского долга исповеди и святого причащения лишь в особо уважительных случаях… с тем чтобы подобное обращение отнюдь не служило поводом к перечислению православного в единоверие» (цит. по: Шлеёв. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 2004. С. 238).

Еще одно ходатайство от единоверцев поступило в Синод в 1885 г. В нем содержалась просьба об издании постановления, разъясняющего, что «православная Греко-Российская Церковь не утверждает и не разделяет тех порицательных выражений о именуемых старых обрядах, которые содержатся в противораскольнических сочинениях прежнего времени». В 1886 г. Синод издал «Изъяснение», в к-ром ответственность за «жестокословные порицания» старых обрядов, присутствующие в полемических сочинениях, возложена на авторов этих сочинений, при этом в «Изъяснении» отмечены «высокие достоинства» этих трудов. В прошении единоверцев 1890 г. были вновь подняты вопросы о свободном переходе старообрядствующих православных в Е., о свободном общении православных с единоверцами в таинствах Причащения, Брака и в других случаях церковной жизни (о возможности крещения детей, рожденных от браков православных с единоверцами, в единоверческих храмах, о допущении правосл. детей в единоверческие школы). Это ходатайство не имело последствий

В 70-90-х гг. XIX в. единоверцы заявляли о своих нуждах в органах печати, как духовной, так и светской, вокруг этих публикаций шла полемика. В с.-петербургском Обществе любителей духовного просвещения в 1872-1873 гг. Т. И. Филиппов прочел ряд лекций о нуждах Е. Он говорил о том, что клятвы Собора 1666-1667 гг. положены на всех держащих старые обряды, следов., и на единоверцев, что один Свящ. Синод Русской Церкви без сношения с вост. патриархами не мог эти клятвы разрешить; обращал внимание на то, что на единоверцев из-за соборных клятв и порицательных выражений в противораскольничьей литературе смотрят не как на истинных чад Церкви, что Е. считается лишь переходной ступенью к Православию, и т. п. Лекции были опубликованы в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», «Правительственном вестнике», др. газетах и стали широко известны, «нужды единоверия» вызывали сочувствие в обществе. Оппонентами Филиппова выступили профессора СПбДА И. Ф. Нильский, И. В. Чельцов и др., видевшие в Е. лишь временное и потому терпимое явление. Хотя в 1885 г. Синод издал постановление архипастырей, собравшихся в Казани, в к-ром впервые было сказано не только о важном миссионерском значении Е., но и о его тождестве с Православием, все же прежний взгляд на Е. как на временное явление преобладал, о чем свидетельствуют решения II миссионерского съезда (1892). В ответ на ходатайство единоверцев о епископе миссионеры постановили считать это пожелание оскорблением и взять с единоверцев подписку не возбуждать его впредь.