Епископ православной церкви

Содержание

Самые влиятельные в РПЦ Илья Жегулев — о главных действующих лицах Русской православной церкви

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС / Scanpix

Взойдя на престол почти семь лет назад, патриарх Кирилл заметно изменил Русскую православную церковь: при нем она стала религиозной ветвью власти. Кирилл провел в РПЦ административную реформу, которая отчетливо напоминает преобразования Владимира Путина в политической системе РФ. Кирилл избавился от наиболее влиятельных людей эпохи Алексия II, зато количество лояльных архиереев увеличил на треть — теперь на Архиерейском соборе оппонировать патриарху и его приближенным фактически некому. Как и у Путина, у Кирилла есть ближний круг, на который он опирается, есть люди, занимающиеся финансовым менеджментом, есть и оппозиционеры, переживающие не лучшие времена. Специальный корреспондент «Медузы» Илья Жегулев рассказывает о главных действующих лицах Русской православной церкви.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Анатолий Судаков)

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий — второй по влиянию человек в РПЦ. В 2014 году он стал правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии и главой Санкт-Петербургской митрополии. Эти посты он совмещает с должностью управляющего делами Московской патриархии. Как и многие российские чиновники, Варсонофий живет на два города — в Москве и Петербурге.

Анатолий Судаков занялся церковной деятельностью сразу после службы в армии (1973–1975 годы), которую он прошел в ГДР в танковых войсках. До назначения в Петербург руководил епархией в Мордовии. В этом регионе он запомнился тем, что красиво и душевно поздравил местное управление Федеральной службы исполнения наказаний с 80-летием. Выглядело вызывающе: в мордовских лагерях во времена СССР сидели и священники.

Как бы то ни было, Мордовия теперь — главный поставщик церковных кадров для Петербурга. Местные церковники жалуются: в то время, как в Москве у власти питерский патриарх (Кирилл родился в Ленинграде), в Петербурге власть находится в руках у мордовских, которых оппоненты Варсонофия называют «мордорскими».

Варсонофию удалось снять с должности настоятеля одного из главных храмов города — Спасо-Преображенского собора. Об аппаратном влиянии митрополита можно судить по тому, что уволенный им настоятель, 75-летний Николай Гундяев, приходится старшим братом патриарху Кириллу. В 2014 году Варсонофий поставил вместо него своего человека: нынешний настоятель храма Николай Брындин тоже прежде служил в Мордовии. Помимо Гундяева Варсонофий сменил в Петербурге еще нескольких настоятелей храмов; каждая рокировка становилась событием для города — прежде тут настоятелей с такой скоростью не меняли.

Церемония инаугурации переизбранного губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко Фото: Юрий Белинский / ТАСС / Scanpix

Варсонофий отлично ладит с чиновниками. С руководством города ему вообще повезло. Губернатор Георгий Полтавченко глубоко верующий человек и главный попечитель общественной православной организации «Русское афонское общество». В этом обществе состоят еще несколько соратников губернатора. В январе 2014-го петербургские ГУПы, отвечающие за зимнюю уборку города, пожертвовали около 17 миллионов рублей в фонд восстановления афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Из них девять миллионов перечислил ГУДП «Центр» — самое крупное коммунальное предприятие города, показывающее многомиллионные убытки.

Церковь в лице Варсонофия попыталась получить контроль над Исаакиевским собором, но в итоге он все же сохранил статус музея. Впрочем, многие представители питерской интеллигенции были бы не против отъезда Варсонофия в Москву. «Этот город пережил блокаду и, думаю, переживет вас!» — с такими словами в ходе пасхального приема к митрополиту Варсонофию обратился директор музея-памятника «Исаакиевский собор», бывший глава комитета по культуре Петербурга Николай Буров.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Митрополит Иларион — один из приближенных патриарха Кирилла. Он — председатель отдела Внешних церковных связей Московского патриархата; эту должность занимал сам патриарх до того, как взойти на престол. Однако Кирилл на этом посту был влиятельным и самостоятельным игроком, тогда как Иларион — тихий дипломат. «Отношения между церковью и государством сейчас выстраиваются вполне конструктивно, — говорил он, к примеру, в эфире программы „Познер“. — Они основаны на двух принципах: невмешательство Церкви и государства во внутренние дела друг друга и соработничество Церкви и государства там, где это кажется полезным обеим сторонам».

Алфеев хотел стать музыкантом и композитором. Окончив Гнесинку по классу скрипки и композиции, будущий митрополит в 1984 году поступил в консерваторию на отделение композиции. Но в том же году был призван в армию; отслужил, постригся в монахи. Музыку не оставил, и является, пожалуй, одним из самых известных церковных композиторов. Наиболее часто исполняемое его произведение — «Страсти по Матфею» — звучало в городах Европы, Австралии, Канады и США.

5-й Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Дирижер — митрополит Иларион (Алфеев) Фото: Коробейников Дмитрий / PhotoXPress

На юного иеромонаха из московской интеллигенции митрополит Кирилл обратил внимание еще в 1989 году, когда Алфеев учился в Московской духовной академии. Он отправился на стажировку в Оксфорд, где познакомился с митрополитом Антонием Сурожским — одним из самых влиятельных деятелей РПЦ за рубежом, которого некоторое время даже считали возможным преемником Алексия II. Антонию молодой человек так понравился, что он попросил РПЦ назначить его своим помощником.

В начале 2000-х Илариону дали сан епископа, его вновь отправили в Великобританию. Но поездка не задалась: Иларион пытался жестко проводить политику московского патриархата — это касалось и кадровых назначений, и теологических вопросов. Британские церковники буквально восстали против него. Еще недавно благоволивший Илариону митрополит Антоний уже прямым текстом требовал, чтоб тот «соответствовал тем идеалам, которые вырабатывались здесь до него в течение 53 лет». В середине 2002 года Илариона отозвали в Москву. Внешняя политика РПЦ в целом после этого случая стала гораздо мягче.

Консервативное крыло РПЦ считает Илариона, скорее, реформатором; несмотря на это, он критикует Европу в соответствии с общей линией Церкви. В частности, недавно он заявил, что к духовному кризису в Европе привела «так называемая сексуальная революция», из-за которой сегодня «все чаще семья рассматривается как союз двух лиц вне зависимости от их пола, при этом собственный пол человек может теперь выбирать по личному вкусу».

25 ноября, на следующий день после инцидента с Су-24, Иларион отменил поездку в Стамбул, где должна была пройти презентация турецкого перевода книги Алексия II «Свобода и ответственность». О причинах отмены поездки официально не сообщалось.

Наместник Сретенского мужского монастыря Тихон (Георгий Шевкунов)

Пожалуй, единственный в иерархии первых лиц РПЦ, чье влияние растет не по воле Кирилла, а даже, может быть, вопреки ей — по желанию президента России. Наместника Сретенского мужского монастыря в центре Москвы уже многие годы называют личным духовником Владимира Путина, и тот еще ни разу это не опроверг. У него свои отношения с представителями государственной власти — в обход патриарха, и сам Кирилл не рискует с ним конфликтовать.

Шевкунов — главный редактор самого посещаемого православного медиа «Православие.ru», он написал самую популярную из современных православных книг — «Несвятые святые», разошедшуюся тиражом в два миллиона экземпляров. Содержит крестьянско-фермерское хозяйство, возглавляет прекрасно оснащенную Сретенскую духовную семинарию. Строит огромный собор Новомучеников на Лубянке. Градозащитники и архитектурные критики указывали, что здание общей площадью более десяти тысяч квадратных метров и высотой 55 метров будет «под стать кафедральному храму столичного размаха», тогда как его планируется построить в «сравнительно небольшом городском монастыре». Таким образом, новый собор Сретенского монастыря окажется выше Успенского собора в Московском Кремле, некогда главного храма Московской Руси — тот всего 45 метров в высоту.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) на презентации книги «Несвятые святые» в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ Фото: Максим Шеметов / ТАСС / Scanpix

Шевкунов умеет зарабатывать. Хор Сретенского монастыря успешно гастролирует и регулярно дает концерты на крупнейших концертных площадках Москвы. Кроме того, у Тихона одно из самых крупных православных издательств и сеть книжных магазинов.

Шевкунов давно уже вышел за рамки церковной деятельности; он был инициатором резонансных и совершенно светских мероприятий. Например, организованные при его участии исторические интерактивные выставки в московском Манеже популярно рассказывают об истории России. Особенно примечательна последняя — «Моя история. XX век». Она посвящена событиям 1930-1940 годов и неоднократно упоминает о том хорошем, что было сделано при Сталине. Критики назвали выставку «апологией православного сталинизма».

Другим заметным событием, к которому причастен Шевкунов, стал выпуск фильма «Гибель Империи. Византийский урок» в 2008 году. Он был представлен как документальный и исторический, приуроченный к годовщине падения Константинополя. Правда, многие решили, что Византию использовали как декорацию для донесения идей, явно отсылающих к современности. Вот цитата: «Огромной проблемой Византийского государства в период упадка стала частая смена направлений политики. То, что называется отсутствием стабильности и преемственности государственной власти. Со сменой императора нередко кардинально менялось направление жизни империи. Это крайне ослабляло всю страну и жестоко выматывало народ. Политическая стабильность — одно из главных условий сильного государства». Разумеется, фильм вышел в прайм-тайм и вызвал широкую дискуссию.

В октябре 2015-го Тихон пошел на повышение — распоряжением патриарха он назначен управляющим западным викариатством Москвы. Но главное — он стал епископом. Слухи о том, что его ждет этот сан, ходили лет десять. С повышением же появились новые слухи: единственный сильный и независимый человек в окружении Кирилла, связанный с первыми лицами страны, считается самым реальным кандидатом в преемники патриарха.

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин

Всеволод Чаплин, которого сейчас называют главным идеологом РПЦ, с молодых лет — с ранних 1990-х — работал под началом митрополита Кирилла, был даже его спичрайтером. Взойдя на престол, Кирилл сделал Чаплина председателем Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию Церкви и общества. Это взаимодействие по сей день идет не гладко и нередко вызывает споры: по большому счету, практически вся критика РПЦ чаще всего была ответом на те или иные высказывания Чаплина.

Чаплин то позитивно оценивал Сталина, который, по его мнению, «восстановил место РПЦ в жизни России»; то разносил в пух и прах певицу Мадонну, которой «нужна психологическая помощь». Чаплин предлагал запретить роман Владимира Набокова «Лолита»; обвинял женщин в том, что они сами провоцируют мужчин на изнасилования — манерой одеваться; он даже размышлял о необходимости специального российского дресс-кода.

Чаплин отчаянно отстаивает право церквей на дорогое убранство, а священников — на дорогие машины. «Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?» — говорит он. Благодаря нему церковь стала восприниматься как довольно агрессивная структура, активно вмешивающаяся в светскую жизнь.

Чаплин написал и опубликовал под псевдонимом Арон Шемайер антиутопию про человека среднего рода по имени Машо, о чем сам с гордостью рассказал журналистам. В книге речь шла о России, распавшейся на части под воздействием порочного влияния Запада.

Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости / Scanpix

Как и у Тихона, у Чаплина с властью — собственные верноподданнические отношения. И он не отказывает себе в возможности лишний раз высказаться о том или ином решении чиновников — конечно, в позитивном ключе. Например, о рокировке Путина и Медведева Чаплин сказал следующее: «Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике».

Летом 2015 года на «Эхе Москвы» Чаплин заявил, что общество, живущее в мире, спокойствии и сытости — это общество, оставленное Богом, а страдания людям идут на пользу: «Мир в России, слава Богу, долгим не будет». Когда же ему сказали, что он только что поблагодарил Бога за то, что будет война, Чаплин ответил: «Если люди привыкли жить слишком спокойно, лучше, чтобы была». На это заявление отреагировал лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. «Читаю в газетах, что сама православная церковь в лице своего великого секретаря говорит, что России нужна война, — сказал он прямо на концерте. — Какая же сволочь! Слава Богу, что есть много священников из России, которые говорят: мы так не думаем».

Чаплин первым из высокопоставленных иерархов дал понять правым религиозным маргиналам, что их мнение имеет значение для Церкви и общества. Чаплин давно промоутирует известного борца за спасение России, главу Ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова. В православных кругах говорят, что православный акционист Дмитрий Энтео — тоже креатура Чаплина. Судя по тому, что Чаплин продолжает скандально высказываться по всякому поводу (из свежего: он призвал реализовать в России «идеалы Святой Руси, халифата и СССР»), патриарх им доволен. Можно предположить, что Чаплин, занимая не самую высокую должность, озвучивает то, что патриарх не может себе позволить в силу статуса. Возможно, поэтому же Чаплина до сих пор не сделали епископом.

Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда

Нынешний глава «министерства пропаганды» Русской православной церкви — председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда — выходец из МГИМО. Легойда стажировался в США и стал там верующим, после знакомства с работами американского иеромонаха Серафима (Роуза) и его последователями. Вернувшись в Россию, Легойда придумал журнал «Фома», который потом вырос чуть ли не в главное издание о православии в стране. Тогда же он и познакомился с Кириллом. Будущему патриарху очень нравились обложки журнала со звездами, которые рассказывали, как им стало лучше — после того, как они вступили на православный путь.

Став патриархом, Кирилл реформировал пресс-службу, создав вместо нее настоящее министерство информационной политики РПЦ — Синодальный информационный отдел. Его руководителем и был назначен Легойда, оказавшийся первым светским человеком в руководстве Русской православной церкви. Легойда сразу сумел доказать, что умеет находить спонсоров на информационные проекты. Кроме того, он выстроил отношения с православной медиасредой — российские православные медиа постепенно становились частью стройной структуры Синодального информационного отдела. Каждый руководитель православного медиа ищет дружбы с Легойдой. Для них он — как чиновник Администрации президента для российских прогосударственных СМИ. Рисковать, игнорируя партнерские отношения с Легойдой, мало кто решается. Легойда подчеркивает свою близость к радио «Вера», телеканалам «Спас» и «Царьград», а также раз в два года проводит фестиваль православных журналистов.

Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда и руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков Фото: Николай Галкин / ТАСС / Scanpix

Глава пресс-службы патриарха и его личный пресс-секретарь Александр Волков

Самый молодой из всех приближенных патриарха и, несмотря на должность, самый закрытый. С тринадцати лет он прислуживал алтарником в Храме святой мученицы Татианы при МГУ. Туда же, на филфак МГУ, и пошел учиться, параллельно служа в той же церкви. Еще не окончив факультет, устроился внештатным сотрудником Учебного комитета РПЦ, а диплом писал на тему «Трактат патриарха Фотия „О Святом Духе“. Перевод и филологический комментарий».

После университета Волков пошел в армию, что для 2004 года нельзя назвать типичной историей. Проходил службу в Морских космических войсках. Часть в Калининграде, в которой служил будущий диакон, занималась секретными космическими измерениями и называлась «Отдельный плавучий измерительный комплекс».

После армии Волкова зачислили в штат Татианинского Храма и дали сан диакона. Через год он ушел работать в пресс-службу Московской патриархии, куда его позвал Владимир Вигилянский, возглавлявший ее семь лет. При патриархе Кирилле пресс-служба патриархии была переименована в пресс-службу патриарха, а информационным сопровождением всей деятельности РПЦ начал заниматься Синодальный информационный отдел Владимира Легойды. Пресс-служба патриарха довольно быстро попала в громкий скандал: затерла на фотографии дорогие часы патриарха. После этого Вигилянский был отправлен в отставку, а руководить пресс-службой стал 30-летний Волков.

Год назад Волков стал называться уже просто пресс-секретарем патриарха Кирилла: с тех пор все, что связано лично с главой РПЦ, всегда объясняет именно он. Волков сопровождает Кирилла во время всех поездок. Однажды ему пришлось буквально закрыть собой патриарха, когда того атаковали полуобнаженные активистки движения Femen. Волков, а не Легойда, как это бывало раньше, интерпретировал слова патриарха, которого обвинили в оправдании сталинского режима. Таким образом, Волков сейчас выполняет ту роль, которую при Владимире Путине играет Дмитрий Песков; и это у него получается довольно удачно.

Дмитрий Смирнов, протоиерей, настоятель Храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и еще семи храмов в Москве и области

Дмитрий Смирнов — пожалуй, один из самых скандальных церковных деятелей, но несмотря на все свои выходки, он ни разу не был осужден руководством Церкви.

Настоятелем Храма Митрофана Смирнов стал еще в 1991 году, в 1990-е прославился своими проповедями. Долгое время был одним из самых популярных московских духовников, и в итоге под его началом оказалось восемь храмов; когда-то его даже называли «настоятелем всея Москвы». От имени московского духовенства он говорил слово над гробом Алексия II. Сейчас Смирнов активно выступает на телевидении и радио, ведет блог и считается самым популярным консервативным священником.

Смирнов — главный традиционалист в вопросах семьи, материнства и детства. Он — пусть и в очень мягкой форме — осудил Владимира Путина за развод с женой Людмилой.

В его приходах, как он сам утверждает, «рождаемость как в Бангладеш». Смирнов один из главных и громких борцов против абортов, ЛГБТ, ювенальной юстиции. Его точка зрения не является точкой зрения РПЦ, однако не раз вызывала наиболее острые общественные дискуссии. Так, в октябре 2014 года Смирнов предложил запретить доступ к интернету и компьютерным играм лицам, не достигшим 21 года. Смирнов активно высказывался против советской власти, отмечая, что «Ленин еще больший злодей, чем Гитлер». Как и Чаплин, он смело защищает право священников на богатство. «Священник должен довольствоваться пятикомнатной квартирой и комнатой для прислуги. Если священник имеет два самолета, а поездок у него, скажем, пять в год, то второй самолет — уже, конечно, излишество», — настаивает он.

С властью собственных отношений у Смирнова сейчас нет. Хотя несколько лет он руководил Синодальным отделом по взаимоотношениям с вооруженными силами и пенитенциарной системой. Все это время Смирнов активно внедрял институт полковых священников; причем указывал, что до революции им полагалось довольствие на уровне капитанов — и в современной армии это положение было бы неплохо закрепить. Радение за православие в армии ничуть не мешало ему просить отсрочки для выпускников духовных заведений. Их призыв в армию Смирнов сравнивал с «эпохой гонений на церковь».

Одновременно Смирнов высказывался и на светские политические темы, например, критиковал избирательную систему России, считая ее «чистой воды надувательством». По его мнению, для России предпочтительна «выборная монархия», а монарха должны выбирать выборщики.

Самое короткое интервью в мире wwwsilverru

Среди его последних деяний — неожиданное и плохо мотивированное нападение на радиостанцию «Серебряный дождь». В июле 2015 года Смирнов и не менее сотни его сторонников ворвались на место празднования 20-летия «Серебряного Дождя» и побили там несколько человек. Сам протоиерей участвовал в драке с продюсером и ведущим Михаилом Козыревым. РПЦ и правоохранительные органы никак не отреагировали на этот инцидент.

Протодиакон Андрей Кураев

Андрей Кураев совершенно не встроен в вертикаль власти РПЦ, хотя когда-то он был самым популярным церковным деятелем, по упоминаемости стоявшим на уровне патриарха. На протяжении 1990-х Кураев был главным церковным миссионером. Он первым начал писать на современном языке о Церкви и о Боге. Кураев — эрудит и интеллектуал, способный к диспутам на любые темы. Его книги продавались миллионными тиражами, он ездил по всей стране с лекциями, выступал даже на рок-концертах группы «Алиса».

Во время так называемой «предвыборной кампании» зимой 2008–2009 годов Кураев был одним из самых ярых сторонников Кирилла; его считали одним из архитекторов его победы. После этого дьякона Кураева повысили до протодиакона, и даже ожидалось, что он станет епископом. Кураеву поручили писать учебник по Основам православной культуры, когда предмет только начали вводить в школах (и по сей день в большинстве школ учат по его учебнику).

Протодиакон Андрей Кураев в Москве. 9 июля 2014 года Фото: Павел Смертин / ТАСС / Scanpix

Однако Кураев попал в опалу. Выражаясь языком светским, «потерял управляемость» — начал в свойственной ему провокативной и жесткой форме говорить о проблемах РПЦ; да еще и защищать тех, кого в Церкви очень не любят. Вот что, например, написал Кураев, прочитав письмо участницы группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой из мордовской колонии: «Письмо ведь не об особых страданиях автора, а о мучениях тысяч заключенных женщин. Человек кричит о боли и унижении… Что же касается моего отношения к автору письма, скажу так: сколь омерзительна мне жизнь Толоконниковой до ее ареста, столь достойным мне кажется ее поведение после».

Кураев быстро приобрел репутацию главного правозащитника в системе РПЦ. Он жестко реагировал на любую несправедливость, и это моментально становилось обсуждаемой новостью. Неудивительно, что и опала становилась все глубже.

Кураеву не смогли простить кампанию по обличению, выражаясь его языком, «голубого лобби» в Церкви. Благодаря Кураеву вся Россия узнала, что в Казанской духовной семинарии студенты жаловались на сексуальные домогательства со стороны одного из руководителей этого учебного заведения. Это разоблачение стоило протодиакону увольнения из Московской духовной академии и из МГУ.

Впрочем, эти события Кураева не остановили: он продолжает высказываться по максимально широкому кругу вопросов — от внешней политики до критики иерархов. Делает он это в своем «Живом журнале», благодаря чему напоминает деятелей российской несистемной оппозиции, у которой в качестве площадки для выступлений остался только интернет.

ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В основе И. Ц. в Восточнофранкском королевстве в X-XI вв. лежала каролингская модель взаимоотношений светской и духовной власти, к-рая предполагала передачу правителем церкви, мон-рю или епископской кафедре земельных владений, прав на сбор различных доходов, налогового и судебного иммунитетов, а также привилегии королевской защиты (mundiburdium), дававшей мон-рю или еп-ству статус имперского. Вместе с тем историки выделяют ряд отличий в характере вассально-ленных отношений, повинностях духовенства, устройстве и фукнции имп. капеллы, степени влияния правителя и Римского папы на избрание и последующую политику епископов. Этапами становления И. Ц. в Восточнофранкском (Германском) королевстве стали правление Оттона I (936-973, император с 962), с именем к-рого связаны крупные земельные дарения Церкви и активное вмешательство в дела духовенства, и правление Генриха II (1002-1024, император с 1014), когда контроль монарха над Церковью стал наиболее полным. Рубежом в развитии И. Ц. принято считать период борьбы за инвеституру, начавшейся с приходом к власти Генриха IV (1056-1105, император с 1084). Термин «имперская Церковь» употребляют и при характеристике политики Лотаря III (1125-1137, император с 1133) и более поздних герм. правителей, в частности Фридриха I Барбароссы (1152-1190, император с 1155) (Crone. 1982).

Земельные пожалования мон-рям и церквам широко практиковались при Каролингах; на герм. территории земли в наибольшем объеме были переданы Церкви при Людовике II Немецком (843-876). После его смерти количество земельных дарений уменьшилось; почти не сохранилось грамот о передаче земель при Конраде I (911-918) и Генрихе I. Раздача угодий в VIII-XI вв. сопровождалась формированием комплекса прав епископа или аббата и его окружения на подчиненных территориях; эти права могли сильно различаться: от обладания лишь некоторыми привилегиями до полного контроля над пожалованной землей в качестве графа (comes). Основной привилегией, передаваемой вместе с землей, являлся судебный иммунитет, т. е. установление верховенства судебной власти епископского или аббатского фогта над земельным держанием. Появление еп-ств и аббатств, обладавших такой привилегией, вероятно, относится к VIII в. (1-е документально зафиксированное пожалование судебного иммунитета Вормсскому еп-ству сделал в 764 Пипин Короткий). Нередко еп-ствам и мон-рям даровалось право на сбор пошлин, в т. ч. за провоз товаров по реке или дороге, принадлежавшей епископу, а иногда и все отчисления за торговую деятельность на подчиненной территории (сохр. грамота от 779 г. с привилегией мон-рю Фульда; из герм. еп-ств первыми такие привилегии получили Вормс, Трир, Утрехт). Рядом привилегий была узаконена экономическая деятельность церковных учреждений: право на разработку рудников, право на содержание рынков и т. п. К более поздним пожалованиям относятся права на строительство укреплений, чеканку собственной монеты (в 902 первым такое право получил Трир). При передаче епископу полномочий графа на определенной земле комплекс прав и привилегий был самым полным; епископ получал судебные, адм. и военные полномочия (первые передачи епископам графских полномочий зафиксированы в кон. IX в.: еп-ству Лангр в 883; еп-ству Туль в 927). Право свободного обмена принадлежавших епископу земель (в 851 его одним из первых на герм. землях получил Лиутпрам, еп. Зальцбургский, в 852 — Гартвиг, еп. Пассауский) жаловалось не всем. Согласно сохранившимся грамотам, в подобном праве было отказано архиепископам Магдебургскому, Майнцскому и Гамбургскому, епископам Вюрцбургскому, Шпайерскому, Регенсбургскому, Падерборнскому и др.

Получая земли и привилегии от короля, епископ или аббат становился вассалом правителя. Вассальные обязанности имперского епископа или аббата выражались в «королевской службе» (servitium regis), включавшей довольно широкий круг повинностей. Одной из главных обязанностей аббатов и епископов была организация постоя (gistum) для королевского двора и обеспечение его провизией (servitia) во время разъездов государя. Мон-ри и епископские города использовались как своего рода этапы королевских перемещений по стране, с ними связано размещение имперских аббатств (так, в Саксонии была создана «линия имперских аббатств», расположенных вдоль главной дороги на восток на расстоянии дня пути друг от друга — Ehlers. 2007), соотношение жен. и муж. мон-рей (жен. аббатства использовались для постоя во время путешествий королевы и ее свиты). В то время, когда король не гостил в монастыре или епископском дворце, аббатам и епископам полагалось снабжать его продуктами и фуражом, отсылая их в ближайшее место регулярных остановок кортежа, королевский или епископский дворец. Имперские аббаты и епископы обязывались регулярно молиться о благе короля, его семьи и гос-ва. При Оттоне I были четко определены обязанности епископов и аббатов в военных действиях. Наиболее влиятельным аббатам и епископам надлежало вместе с закрепленным за каждым из них числом воинов (пеших и конных) пополнить имп. войско (оценки доли епископских и аббатских отрядов в общем войске различны из-за недостатка сведений в источниках). Кроме того, с каролингских времен утвердилась практика участия епископов и аббатов в королевском совете и исполнение ими дипломатических миссий, что нередко требовало долговременного присутствия при дворе правителя. Полученные епископами и аббатами привилегии были связаны с обязанностью осуществлять через фогтов и министериалов контроль над вверенными им землями.

Раздачи земель и привилегий на герм. землях возросли с приходом к власти Оттона I (из его 435 сохранившихся грамот в 122 содержатся указания о дарении церковным учреждениям земель с соответствующими правами), что сочеталось с резким сокращением частных дарений (напр., для монастыря Санкт-Галлен за 900-920 гг. сохр. ок. 60 грамот частных дарений, за последующие 80 лет — ок. 40, а за весь XI в.- 5 грамот). В отличие от правителей Каролингской династии, при к-рых главными землевладельцами являлись мон-ри, Оттон I и его преемники передавали земли и привилегии в равной степени мон-рям и епископским кафедрам. При Оттоне I и Оттоне II документированы лишь 2 случая передачи графских полномочий епископу (подтверждение грамоты Генриха I епископу г. Кур (976) и передача графства Кадора епископу Фрайзингскому). При Оттоне III и Генрихе II количество пожалований графских полномочий увеличилось: в правление Генриха II епископы и аббаты исполняли графские адм. функции в 54 округах.

Положение короля (императора) в И. Ц. определялось формулой «царь и священник» (rex et sacerdos), восходящей к ВЗ (Быт 14. 18; см. в послании папы Льва I Великого к имп. Феодосию II «vobis non solum regium, sed etiam sacerdotalem inesse animum» — Leo Magn. Ep. 24 // PL. 54. Col. 735-739). Как «царь» он был верховным сюзереном всех земель империи, имел право жаловать привилегии подданным (привилегия королевской защиты, будучи пожалованной независимым еп-ствам и аббатствам, фактически позволяла императору распоряжаться ими как собственными бенефициями). Как «священник» король был причастным к духовной власти (см. ст. Двух мечей теория). Согласно одной из коронационных формул X в., император представлялся как посредник между духовенством и народом, подобно тому как Христос стал посредником между Богом и миром (Le Pontifical romano-germanique / Publ. C. Vogel, R. Elze, M. Andrieu. Vol. 1. P. 258-259), и как викарий Христа (vicarius Christi). Право императора назначать епископов и аббатов не оспаривалось: «…лишь короли наши и императоры поставляют на эти должности и по праву стоят во главе прочих своих пастырей» (reges nostri et imperatores… hoc soli ordinant, i meritoque pre caeteris pastoribus suis presunt — Thietmar Merseburgensis. Chronicon. I 26); до правления Генриха II часто предоставляемое имп. привилегиями право свободного выбора аббата оставалось формальностью.

С кон. X в. правитель входил в состав соборных капитулов главных еп-ств. Так, Оттон III (983-1002, император с 996) был каноником Ахенской капеллы и, вероятно, членом соборного капитула Хильдесхайма. Его преемник Генрих II был каноником капитулов Бамберга, Страсбурга, Магдебурга, Падерборна и Хильдесхайма. Впосл. участие императора в соборных капитулах основных еп-ств стало обязательным. Положение каноника укрепляло связь правителя с основными кафедрами государства, позволяло королю непосредственно участвовать в избрании епископа, а также давало возможность получать доход от пребенд и бенефициев, полагавшихся члену капитула.

В X-XI вв. по сравнению с VIII-IX вв. значение Римских пап в имперской церковной политике было сведено к минимуму, это объяснялось как политикой императоров, так и тем, что Римские папы этого периода находились в полной зависимости от враждовавших между собой рим. семейств. Папы проводили имп. коронацию (Оттона I в 962; Оттона II в 973; Оттона III в 996; Генриха II в 1014; Конрада II в 1027; Генриха III в 1046), наделяли архиепископов паллием, а также председательствовали на Соборах (Римский Собор, 1001), но как к высшему арбитру к папе в это время обращались крайне редко (сохр. лишь свидетельство о жалобе на имп. Генриха II, к-рая была направлена Мецским еп. Дитрихом папе Сергию IV — Thietmar Merseburgensis. Chronicon. VI 60). Главным организатором церковной жизни Восточнофранкского (Германского) королевства считался король (император): он принимал участие в Соборах (как общегерм., так и провинциальных), председательствовал на соборных заседаниях, где обсуждались догматические и дисциплинарные вопросы, проблемы внутрицерковной жизни, решались споры между епископами. Рост церковных владений и прав в сочетании с распространением злоупотреблений, которые осуждались как симония, поставил вопрос об ужесточении дисциплинарной политики. При Генрихе II и Конраде II (1024-1039, император с 1027) была проведена серия преобразований в духе клюнийской реформы с целью укрепить моральный дух и дисциплину в Церкви в Германии и установить контроль над использованием и передачей церковных земель. Одновременно развивалась монастырская реформа: деятельность св. Готхарда, аббата мон-ря Нидеральтайх (впосл. еп. Хильдесхаймский), клюнийцев Вильгельма Дижонского, Рихарда Сен-Ванского и др., поддержанная императорами Оттоном III, Генрихом II и в особенности Конрадом II, способствовала распространению бенедиктинского устава и ужесточению дисциплины в главных имперских мон-рях (в Нидеральтайхе с 996; в Тегернзе с 1006; в Херсфельде с 1005; в Кремсмюнстере с 1007; в Райхенау с 1006; в Фульде с 1013; в Корвее с 1015). При Конраде II реформу имперских аббатств возглавил Поппо из Ставло, под рук. к-рого были поставлены 17 мон-рей (в т. ч. Санкт-Максимина в Трире в 1023 и Санкт-Галлена в 1032).

Важным институтом герм. И. Ц. оставалась имп. капелла. Состоявшая из приближенных к королю (императору) клириков, хорошо образованных и происходивших из знатных родов, капелла по сути повторяла аналогичный институт каролингской И. Ц. Во главе капеллы стоял архикапеллан, к-рый выполнял функции канцлера (со 2-й пол. X в. должность архикапеллана была связана с архиепископами Майнцскими). Еп. Бруно Кёльнский (953-965) провел реформу имп. капеллы: ее состав был расширен за счет членов соборных капитулов основных еп-ств. При Оттоне III и Генрихе II число членов соборных капитулов в составе капеллы еще увеличилось (по данным Й. Флеккенштайна, в это время в капеллу входили каноники более половины еп-ств — Fleckenstein. 1966). Участие лично преданных правителю клириков в соборных капитулах позволяло, с одной стороны, увеличить контроль над избранием епископов, с другой — оплатить их пребывание при дворе за счет полагавшихся каноникам пребенд и бенефициев. Т. о., капелланы были прочно связаны и с местной светской знатью, и с высшими церковными иерархами, и с королем (императором). В основные функции капелланов входило участие в заседаниях королевского (имп.) суда, исполнение дипломатических миссий (представляли короля при избрании епископов, посредничали в разрешении конфликтов между епископами, выполняли поручения за пределами королевства и т. п.), сопровождение правителя в поездках. В период расцвета И. Ц. при Оттоне III и Генрихе II более 2/3 рукополагаемых епископов входили в капеллу, впосл. это соотношение уменьшилось, но все равно оставалось высоким (при Генрихе III — ок. 1/2).

Существенным отличием герм. И. Ц. стал более жесткий контроль императора над избранием епископов. До правления Генриха II механизмы избрания епископов в основном оставались традиционными. По отношению к «старым» еп-ствам, обладавшим привилегией свободных епископских выборов, Оттоны стремились закрепить за собой право на выдвижение кандидата. В королевских грамотах «новым» еп-ствам (основанным Оттоном I) упоминание о свободных выборах опускалось или же после описания свободных выборов епископа капитулом добавлялась формула «равно как по совету короля» (aequo consensu regis). В целом практика инвеституры и включение в королевскую капеллу каноников соборного капитула позволяли правителям осуществлять почти полный контроль над назначениями епископов. Однако ставить епископов сугубо по своей воле королю удавалось не всегда и не на всей территории державы. При Оттонах наиболее сильными были позиции королевской власти в архиеп-ствах Кёльн, Трир, Майнц, еп-ствах Вормс, Верден, Минден, Гамбург, Шпайер. Обычной была практика согласования с королем (императором) избираемого кандидата, после чего избранный епископ отправлялся ко двору, где проводилась церемония инвеституры, по его возвращении в еп-ство совершалось рукоположение. Такой порядок не исключал, однако, ни власти отдельных семейств над епископствами (напр., в Вормсе в 999-1065 епископами становились члены одного семейства), ни возможности особо влиятельных архиепископов ставить своих приближенных на кафедры подчиненных им еп-ств (так поступали Бруно Кёльнский, Виллигиз Майнцский (975-1011), Аннон Кёльнский (1056-1075) и др.). В хрониках неоднократно упоминаются попытки капитулов избрать епископа, неугодного правителю. Однако если Оттон I вынужден был смириться с избранием на Кёльнскую кафедру кандидата от капитула Герона (969-976), то Генрих II отказывался признавать избранных против его воли кандидатов и назначал вместо них угодных ему епископов или требовал переизбрания прежней кандидатуры, но как предложенной им. При Генрихе II частыми (всего ок. 50) становятся назначения епископов в обход процедуры избрания, причем как по воле монарха (в Трире в 1008; в Камбре в 1012; в Бремене в 1013), так и в связи с добровольным отказом капитула от права избрания (в Оснабрюке в 1003; в Бамберге в 1007; в Айхштетте в 1014). Назначение епископов королем в нек-рых случаях становилось причиной недовольства архиепископов: Майнцский архиеп. Арибо в письме Конраду II выразил протест против назначений епископов на кафедры его архиеп-ства без совета с ним (поводом стало назначение Азехона епископом Вормса в 1025). Однако открытое недовольство архиепископов скорее всего было редким, правитель в целом учитывал их интересы. Следует отметить, что назначения епископов не отменяли необходимости их формального избрания (норма церковного права о свободном избрании и рукоположении епископов была зафиксирована в т. ч. и в «Декрете» Бурхарда Вормcского — Burchardi Wormatiensis. Decretum. I 5-33 // PL. 140. Col. 551-558).

В нач. XI в. оформляется двор епископа; складывается институт министериалов (ministeriales), т. е. лиц, приближенных к епископу, занимавших важные должности при дворе (стольника-сенешаля (senescalcus), маршала (marescalcus), камерария (camerarius), кравчего (pincerna, buticularius)) и участвовавших в управлении территориями или несших военную службу. Между 1023 и 1025 гг. юридический статус членов «близкого круга» (familia) епископа впервые был определен в «Законе людей Вормсской церкви» Бурхарда Вормсского (Burchardus Wormatiensis. Lex familiae Wormatiensis Ecclesiae // MGH. Const. T. 1. P. 639-644). Со временем за министериалами закрепляется право на земельное владение, которое приобретает наследственный характер (см., напр., Bamberger Dienstrecht // Ausgewählte Urkunden zur Erläuterung der Verfassungsgeschichte Deutschlands / Hrsg. W. Altmann, E. Bernheim. B., 19043. S. 155-156). Однако и самостоятельность епископов в осуществлении полномочий, возложенных на них государем, была сильно ограничена. Согласно совр. просопографическим исследованиям, если епископ мог быть ставленником короля, то фогты, представлявшие судебную и адм. власть, как и императорские уполномоченные по сбору налогов, являлись, как правило, представителями местной знати. Т. о., привилегии, жалуемые епископу или аббату, на практике переходили в руки местной аристократии и «существовали скорее на пергамене, чем в реальности» (Reuter. 2006. P. 343).

Изменение функций епископа и более тесное сотрудничество светской и духовной власти в конечном счете привели к изменению образа «идеального епископа». Образцовым агиографическим памятником, где был зафиксирован новый образ ученого и деятельного епископа, достойной опоры своей пастве и всему гос-ву, стало Житие Бруно Кёльнского, составленное мон. Руотгером по заказу преемника Бруно архиеп. Фолькмара (965-969). В Житии сообщается о воспитании и образовании Бруно, его ученых занятиях при дворе монарха и попытке мирно завершить восстание герцога Лотарингского Лиудольфа (953), подробно описывается его гос. деятельность (в 954-955, на время военного похода против венгров, в котором Оттон I принял личное участие, под управление Бруно было передано герцогство Лотарингия) и пастырское служение. Впосл. подобный тип агиографического сочинения стал рассматриваться как образец. Появление в житийной лит-ре нового образа епископа — деятельного, образованного покровителя искусств — связано с культурной политикой нем. королей. Стремясь собрать при дворе самых образованных людей своего времени, правители, а вслед за ними и епископы способствовали оживлению культурной жизни на германских землях, т. н. Оттоновскому возрождению. Как меценаты прославились Бруно Кёльнский, Бернвард Хильдесхаймский (993-1022), св. Виллигиз Майнцский, Эгберт Трирский (977-993). Кёльн, Трир, Регенсбург, Шпайер и Хильдесхайм, а также ряд монастырских скрипториев стали центрами книгопроизводства. Рост самостоятельности епископов способствовал широкому строительству соборов и церквей в раннем романском стиле: соборы в Майнце (заложен Виллигизом Майнцским ок. 998), Бамберге (заложен Генрихом II в 1004), Шпайере (заложен по приказу Конрада II в 1030), ц. св. Михаила в Хильдесхайме (заложена Бернвардом Хильдесхаймским в 1001) и др.

Значительные земельные владения католич. Церкви и контроль короля и духовных князей над избранием и инвеститурой епископов и аббатов привели к широкому распространению различных злоупотреблений, к-рые осуждались современниками как симония. Нередки были случаи, когда признание епископа королем сопровождалось требованием определенных уступок с его стороны: кандидатура еп. Хальберштадтского Хильдеварда (968-996) была утверждена в обмен на передачу части территорий его еп-ства архиеп-ству Магдебургскому. Офиц. биограф Конрада II Випон сообщает о значительной денежной сумме, уплаченной Ульрихом Базельским (1025-1040) императору за еп-ство (Wiponis Gesta Chuonradi. II 8 // MGH. Script. Rer. Germ. T. 61. P. 23). Декларируемая Конрадом II на Трибурском Соборе 1036 г. борьба с симонией означала запрет на взимание платы за елей, совершение таинства Крещения или погребение, однако об инвеституре в обмен на территориальные или финансовые уступки речь не шла (Concilium Triburiense // MGH. Const. T. 1. P. 88-89). C распространением идей клюнийской реформы подобные злоупотребления, имевшие место как в отношениях императора и епископов, так и на более низких уровнях церковной организации, стали главным объектом критики. Осенью 1046 г. на Соборе в Павии Генрих III запретил рукополагать священников за плату. Король провел монастырскую реформу с целью внедрить практику свободных выборов в аббатствах и ограничить права монастырей на землю: все монастыри, кроме Фульды и Сен-Гилена, были лишены графских полномочий, управление землями перешло в руки имп. должностных лиц.

К сер. XI в. определяющая роль императора в церковной политике, практика назначения правителями епископов, критиковавшаяся как симония, злоупотребления католич. духовенства, общее обмирщение Церкви, столкнувшись с идеями клюнийской реформы, привели к конфликтам между императорами и папами, в т. ч. в форме борьбы за инвеституру (подробнее см. ст. Инвеститура). В результате устройство и принципы функционирования герм. И. Ц. существенно изменились. По мнению Й. Флеккенштайна, тесная связь между двором и епископами и между императором и И. Ц. начала разрушаться при Генрихе IV (Fleckenstein. 1973). С окончанием борьбы за инвеституру произошли изменения в порядке избрания и инвеституры епископов и аббатов. Согласно Вормсскому конкордату 1122 г., император гарантировал свободные канонические выборы без денежных выплат и любого внешнего вмешательства, а также отказывался от права инвеституры символами духовной власти — посохом и кольцом. Светские владения епископа (т. н. regalia — земельные владения и привилегии) должны были передаваться в качестве лена через вручение скипетра перед епископским рукоположением. Императорам оставлялась возможность присутствовать на выборах и отказывать в инвеституре неугодным кандидатам, избранным капитулом, что активно использовалось Лотарем III, Конрадом III (1138-1152) и Фридрихом I Барбароссой. Однако постепенно императоры теряли влияние в И. Ц. С одной стороны, это было связано с ростом независимости капитулов в XII-XIII вв. и формированием независимых церковных княжеств в составе империи (архиепископства Зальцбург, Трир, Майнц, Кёльн, Магдебург, Бремен, некоторые епископства), с другой — с увеличением влияния Римских пап на поставление нек-рых герм. епископов, что в XIII-XIV вв. приняло форму т. н. права резерваций (монополии Римских пап назначать епископов некоторых диоцезов).

В Священной Римской империи с XIII в. и до нач. XIX в. епископы и настоятели некоторых крупных мон-рей — имперские прелаты (Reichprälaten) — имели правовой статус имперских чинов (Reichsstände), закрепленный в судебниках (прежде всего в Саксонском и Швабском зерцалах). Наряду с имперскими князьями, баронами, представителями др. сословий и городов прелаты заседали в ландтагах и рейхстагах, платили налоги и участвовали в военных походах императора. Епископы и имперские прелаты вводились во владение регалиями, принадлежавшими их еп-ствам и мон-рям, королевской (имп.) инвеститурой скипетром. Три крупнейших церковных князя (архиепископы Майнца, Трира и Кёльна) были членами коллегии курфюрстов — выборщиков императора и занимали должности имперских канцлеров в королевстве Германия (архиепископ Майнцский), в королевстве Арелат (архиепископ Трирский) и в королевстве Италия (архиепископ Кёльнский) (Bulla Aurea Karoli IV. I 9-12, 15-16; II-IV // MGH. FontIur. T. 11. P. 49-59).

К имперским прелатам принадлежали настоятели основных мон-рей бенедиктинцев, цистерцианцев, премонстрантов, каноников-августинцев, францисканцев, кафедральных и коллегиальных капитулов, главы рыцарских орденов. В XVI-XVIII вв. епископы и имперские прелаты входили в состав одной из 3 палат рейхстага — Совета имперских князей (Reichsfürstenrat), образуя курию церковных князей. Мон-ри Фульда, Кемптен, Вайсенбург, Мури, Элльванген, Мурбах, Корвей, Ставло-Мальмеди, Берхтесгаден и Прюм, подобно епископам, имели статус князей империи и обладали правом отдельного голоса. Остальные имперские прелаты были распределены по рейнской и швабской коллегиям, каждая из к-рых обладала только правом коллективного голоса. В имперском военном регистре (Reichsmatrikel) 1521 г. перечислено 83 имперских прелата (из них 14 жен. мон-рей и представители Тевтонского (Немецкого) ордена и ордена иоаннитов), к кон. XVIII в. их число сократилось до 40. В 1806 г., после упразднения Священной Римской империи герм. нации, большинство имперских мон-рей было закрыто, их имущество секуляризировано.

Н. А. Ломакин

Имперская Церковь

За четыре столетия в Церкви произошли значительные перемены. Небольшие еврейские общины учеников Христа, своими глазами видевших воскресшего Господа, к 451 г. превратились в сильную организацию, распространившую свое влияние на огромную территорию от Британии на западе до Индии на востоке. Когда–то среди верующих находилось «не много мудрых, не много сильных», а к середине V века христианином был не только император, но и вся правящая элита. Некоторые знатные семейства на Западе и в университетских центрах типа Афин и Александрии еще сопротивлялись обращению, но Империя уже стала христианским государством. Для простых граждан и чиновников, равно как и для глав церквей, «империя» составляла практически весь мир. Государство во многом определяло развитие структуры Церкви и ее догматики, однако христианская вера тоже оказывала заметное влияние на политические процессы.

Церковь развивалась, и ее организация все больше и больше напоминала административное деление и политическую систему Римской империи. Вначале епископы, пресвитеры и диаконы не имели четко установленных обязанностей, они делили власть с учителями, пророками, вдовами, диаконис–сами, но к 451 г. повсюду распространилась единообразная трехступенчатая структура. Епископы, пресвитеры и диаконы взяли на себя обязанности, прежде выполнявшиеся другими, в первую очередь учителями и пророками. Женщины, некогда игравшие в жизни Церкви заметную роль, совершенно исчезли из руководства. Ранее в каждом городе был свой епископ, и управлял он только вверенной ему паствой. Позже власть епископов вышла за пределы городов и распространилась на окрестные земли, так появились епархии. Те, в свою очередь, объединились в регионы, во главе которых встали архиепископы, а они подчинялись митрополитам, чьи владения совпадали с географическим делением Империи. Проживали митрополиты в столицах гражданских провинций, и выше их стояли только патриархи, хотя этот титул почти не употребляется до VI века. Пятью изначальными патриархатами являлись Рим, Александрия, Антиохия, Царь–град и Иерусалим. В крупных городах было по нескольку поместных церквей, во главе которых стояли пресвитеры, назначенные епископом.

Церковная иерархия V века многим обязана Империи, которая при Диоклетиане (284–305 гг.) пережила серьезную административную реформу. Он поделил свои владения пополам, чтобы над каждой половиной стоял свой правитель, а у того был бы соправитель — кесарь. Так в империи царствовали одновременно четыре императора–тетрарха. Константин тоже делил власть с родственниками, но сила личности превратила его в монарха–триумфатора. После битвы под Хрисополем в 324 г. он переименовал Византию в Константинополь и сделал его Новым Римом и христианской столицей. Этим он нарушил традицию, по которой Древний Рим и его боги не одно столетие считались оплотом империи. Кроме того, деление державы на две географических единицы оказалось удачным: богатый и развитый Восток, с одной стороны, и более бедные, измученные набегами варваров западные провинции — с другой.

Одним из последствий этого стал раскол между грекоязычной восточной церковью и латинской западной. Разница между ними была заметна с самого начала. Любовь эллинов к определениям и аргументам отличала их от италийцев, склонных выявлять закономерности и упорядочивать данные. Западным христианам казалось, что восточные слишком умничают и много рассуждают, а восточных христиан раздражало, что западные бездумно полагаются на вышестоящее мнение. Неодинаковым было и отношение к литургии, что, вероятно, отражало разницу темпераментов. На Западе установилась традиция строгих и кратких обрядов, а на Востоке богослужения проходили пышно и торжественно, растягиваясь надолго; при этом и те и другие очень далеко ушли от обычаев I века.

Перемены коснулись и требований, налагаемых на рядовых христиан. В раннехристианскую эпоху новообращенные приходили из совершенно иной среды, отказываясь от прошлого, навлекая на себя подозрения, даже преступая закон. Принять Бога Израилева значило отречься от религии, пронизавшей все окружающее их общество. Количество учеников росло, и всем этим многочисленным верующим нужно было как–то уживаться с языческим миром. Ранние апологеты, Климент Александрийский и Ориген, заявили тогда, что Иисус Христос является воплощением лучшего, что есть в греческой культуре. Позже Лактанций и Августин говорили то же самое, но о культуре латинской. Тертуллиан и Киприан заняли иную позицию, справедливо считая, что приспособление к римскому обществу приведет к потере апостольской чистоты Церкви (например, Киприан, «О падших», 5–6).

Раннехристианская эпоха отмечена попытками ввести крайне суровую дисциплину, как это было у маркионитов, монтанистов и новациан. Однако большинство в Церкви отвергло такие строгости, ибо осознавало, что еще рано отделять зерна от плевел. Даже Киприан стал менее взыскательным и согласился с Корнелием Римским по вопросу о степенях вины падших и о порядке возвращения их в лоно Церкви. Позже о высоких требованиях Киприана вспомнили донатисты, отрицавшие таинства «чужих» церквей, но и в этот раз Церковь в лице Рима и Августина отклонила подобные идеи. Разделение, возникшее в IV веке вследствие богословских споров, привело к послаблениям в отношении священнослужителей, запятнавших себя ересью или расколом. Афанасий проложил дорогу к беспрецедентным мирным соглашениям, подписанным на Александрийском соборе в 362 г.

Во второй половине III века некоторые христиане почувствовали стремление посвятить себя чистой духовности; они решили покинуть римское общество, разорвать узы собственности и семьи. Это привело к появлению монашества. Однако им не удалось отделиться от соборной Церкви, их вернули под начало епископов. Немало сделали для этого Василий Кесарийский и Августин. Иногда, как в случае Иоанна Златоуста или Нестория, иноческие идеалы оказывались губительны, если их пытались распространить на епископальную администрацию. Монашество привнесло в христианскую духовность одну отрицательную черту: превратное убеждение, что безбрачие лучше супружества, а не просто одна из двух равноценных возможностей. Личный жизненный опыт Августина, ощутившего могущество Христа, когда благодать Божия обуздала плотскую гордыню, привел его к желанию стать монахом. В результате он решил, что обращение обязательно должно вести к иночеству, и это оказало огромное влияние на Церковь. В богословии самого Августина такой подход привел к появлению мрачных догматов о предопределении, адских муках и проклятии новорожденных.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Епископ

Кто такой епископ?

В 988 году, после Крещения Руси, в Православии появилось особое сословие — духовенство. Одним из главнейших священнослужителей в Церкви является епископ. Кто такие епископы и, почему они появились в Православной Церкви? За какие заслуги дают такое почетное звание?

Те, кто читал Новый Завет знают, что в самом начале Завета нет ни одного упоминания о епископах в христианстве. Почему? Во времена становления нашей веры не было не только разделения на православие, католичество и, тем более, самую молодую конфессию — протестантизм. В те времена не существовало и Церковной иерархии. Апостолы, ученики Христа пошли учить все народы. Епископами, что в переводе означает «надзирающий» называли главу христианской общины. Со временем епископы стали третьей степенью священства, возглавив пресвитеров и диаконов. Интересно, что звание епископа существует в Ветхом Завете. Епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос — «блюститель душ наших».

В Новом Завете упоминание о епископе встречается в:

Постепенно епископы стали получать и другие почетные звания:

  • Архиепископ;
  • Митрополит;
  • Патриарх.

Первые епископы получили важный дар — апостольское преемство. Епископов также принято называть архиереями — старшими иереями.

В XX веке началось реформационное движение, которое хотело разрушит сложившиеся в Православной Церкви устои, в том числе, институт епископата. Иерархия «Обновленцев» выступала против традиций. Они отказались от целибата для епископов, вступали в брак, носили другое облачение. Это движение не прижилось и не имело достаточно большого количества последователей.

В современной Русской Православной Церкви епископов становится все больше, а епархии делятся на меньшие территории.

Кто может стать епископом?

Сразу стать епископом — невозможно. Для начала нужно пройти весь путь в иерархии духовенства. Рукоположить в епископы может только собор епископов, состоящий минимум из двух священнослужителей. Епископом может стать священнослужитель, имеющий особые заслуги перед Богом и Церковью.

Сейчас Церковная иерархия выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

У епископа несколько правительственных степеней:

  • Патриарх;
  • Митрополит;
  • Архиепископ;
  • Экзарх.

Митрополит

Функции епископа

«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».

(c)
протоиерей Василий Певцов. Лекции по церковному праву.

Епископ, получив апостольское преемство, имеет право исполнять все Таинства Церкви:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Он является вышестоящим священноначалием для настоятелей храмов в своем регионе. Каждый епископ отвечает за определенную область, контролирует ее, помогает решать сложные вопросы.

Только епископ имеет право освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, которого епископ назначил.

Епископ — пример для духовенства и мирян. За недостойное поведение его могут лишить сана.

Поскольку такое служение требует полной отдачи от человека, только монашествующий священник может претендовать на роль епископа. Безбрачие епископов — обязательное условие.

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

Схема чина хиротонии во епископа

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение Патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

Епископ, который строит храм

Епископ… Каковы наши первые ассоциации с этим словом? Торжественная архиерейская служба, прекрасный хор, расшитое облачение. Сегодня мы приглашаем вас посмотреть на другую сторону жизни епископа, по кирпичику строящего храм.

Монах с тачкой — это Преосвященный Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха. Таким образом он часто проводит свое свободное время.

Епископ Евтихий и послушник Евгений на строительстве храма преп. Петра Столпника в деревне Ершово (Безруково) родине П.П.Ершова. В свое время П.П.Ершов ходатайствовал от имени крестьян родной деревни перед епархиальным начальством о строительстве храма и из своих средств оказывал помощь в строительстве. Тот храм был взорван в 1969 г.

Фотограф: odnodum