Еретики ли католики

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с источниками обогащения церкви; определить причины усиления власти церкви; объяснить причины борьбы церкви против еретиков.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять причины борьбы церкви против еретиков; давать образную характеристику римских пап; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средневековья;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, схемы;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схемы «Три сословия в Средние века», «Разделение церквей», «Источники богатства церкви»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На предыдущих уроках мы, как художники, мазок за мазком рисовали картину «Средневековое общество», изучая жизнь феодалов, крестьян, горожан. Но наша картина будет неполной без рассказа еще об одной группе населения — духовенстве.

III. Актуализация знаний

— Почему возник союз франкского короля с христианской церковью?

— Кто входил в состав духовенства?

— Как христианская церковь приобретала земельные владения и зависимых крестьян?

— Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

— Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских — Папская область?

(Ответы учеников.)

В XI-XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Она не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых и обладала огромной властью в христианском мире. Жизнь общества и человека была в неразрывно связана с религией, требованиями церкви.

— Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Первое сословие.
  2. Богатство церкви.
  3. Разделение церквей.
  4. Борьба пап за светскую власть.
  5. Еретики и борьба с ними католической церкви.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему христианская церковь пользовалась таким могуществом? Почему произошел раскол христианской церкви? Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших в Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

IV. Работа по теме урока

1. Первое сословие

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

(Работа со словарем.)

Сословие — социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству.

— Какие сословия выделяли мыслители?

Задание: послушайте средневековую притчу, а затем вместе назовем эти сословия.

Дополнительный материал

Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и кто пашет землю.

Вопросы к классу

— Какое сословие молится за других, внушает любовь к Богу?

— Какое сословие собственным трудом обеспечивает жизнь и себе и другим?

— Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов?

— Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Сословия:

  • I. «Те, кто молится» (монахи, духовенство)
  • II. «Те, кто воюет» (светские, феодалы, рыцари)
  • III. «Те, кто трудится» (все остальные, прежде всего крестьяне)

Проблемный вопрос. Взгляните на схему и определите, какое из сословий Средневековья претендовало на ведущую роль? Почему?

(Ответы учеников.)

Почему духовенство пользовалось таким почетом и уважением? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что люди Средневековья были очень религиозны. Главной целью своей земной жизни они считали спасение души для будущей жизни вечной. Без веры в Бога, без надежды на Его милосердие все остальные занятия не имели смысла. Достичь же спасения можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного, посвящая себя только Богу.

— Любой ли средневековый человек мог позволить себе посвящать целый день молитвам? Почему?

(Ответы учеников.)

Вы выяснили, что далеко не каждый представитель средневекового общества был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых или ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие — духовенство, члены которого были как бы посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за «тех, кто сражался», и «за тех, кто работал», спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное. Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии.

— Вспомните заповеди Христа.

(Ученики выполняют задание.)

В христианском учении существуют понятия греха и покаяния. Церковь учила никогда не терять надежду.

— Какого человека в Средние века считали образцом для подражания? Для ответа на это вопрос используйте дополнительный материал.

Дополнительный материал

  1. Один монах писал: «Презирай богатства земные, чтобы ты мог обрести богатства небесные».
  2. Церковь призывала помогать нищим, утверждая, что добрыми делами можно заслужить место в раю: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные — для спасения богатых».
  3. Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным.

(Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. 102).)

Образец — святой человек:

  • Страдал во имя веры
  • Отрекся от земных забот и соблазнов
  • Отказался от имущества
  • Стал бедным, даже нищим

2. Богатство церкви

Мы сформулировали признаки святого человека в Средние века. Насколько сама церковь соответствовала этому образцу?

Задание: прочитайте текст п. 2 § 16 и, исследовав и проанализировав способы обогащения церкви, ответьте на поставленный вопрос.

(Проверка выполнения задания и составление логической схемы.)

Способы обогащения церкви:

  • Индульгенция
  • Дарение церкви
  • Десятина церкви
  • Завещание церкви
  • Плата за обряды

Все это приносило огромные доходы церкви и вызывало негодование народа.

3. Разделение церквей

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Были постепенно выработаны и утверждены главные догматы, т. е. непреложные истины христианской веры:

— учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);

— воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии;

— церковь — посредник между Богом и людьми.

Со временем между церквями на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия. В Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — константинопольский патриарх.

— Как складывались их взаимоотношения?

(Ученики выполняют задание.)

— Итак, между папой римским и константинопольским патриархом началась острая борьба.

— Какие существенные разногласия возникли между церквями?

Задание: работая с текстом п. 3 § 16, заполните сравнительную

таблицу «Различия между Западной и Восточной церквами».

Вопросы для сравнения Западная церковь Восточная церковь
Господство над христианской церковью
Язык богослужения
Отношение к браку
Внешние отличия священников

(Проверка выполнения задания.)

Названные вами разногласия и различия привели к тому, что в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию — произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная — православной («правильно славящей Бога»). После раскола обе церкви стали полностью самостоятельными.

1054 г. Христианская церковь — раскол:

  • Католическая (западная) — папа
  • Православная (восточная) — патриарх

— К какой ветви христианства относимся мы: католической или православной?

(Ответы учеников.)

4. Борьба пап за светскую власть

С середины IX в. власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.

Задание: работая с мультимедийной презентацией и историческим документом, определите причины усиления могущества папской власти.

Слайд 1. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчиненности всех светских государей папе римскому.

Слайд 2. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба за право назначать епископов.

Задание: изучите на с. 131 учебника исторический документ «Диктат папы», составленный Григорием VII, и ответьте на вопросы.

— В чем суть этого документа?

— Что позволило главе католической церкви к XI в. приобрести такое могущество?

— Какие из утверждений были обращены к светским правителям Европы того времени? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Слайд 3. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV

Слайд 4. Король был вынужден искать мира с папой. В 1077 г. с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника-в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке Святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Слайд 5. Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Слайд 6. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими правителями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Слайд 7. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий III утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такие знаки почета не оказывали ни одному королю в Европе.

Слайд 8. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

Задание: определите причины могущества папской власти в XI-XIII вв. Закончите фразы.

  1. Церковь владела огромными…
  2. В раздробленной Европе церковь была…

(Проверка выполнения задания.)

5. Еретики и борьба с ними католической церкви

— Прочитайте название пункта параграфа и выделите две его смысловые части.

(Ответы учеников.)

— Мы разделимся на две творческие группы, которые будут выполнять индивидуальные задания.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 5 § 16, ответьте на вопросы.

— Кто такие еретики?

— Против чего выступали еретики?

Задание для второй группы: работая с текстом п. 6, 7, 8 § 16, ответьте на вопрос и выполните задание.

— Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками.

— Сформулируйте собственное отношение к способам борьбы с еретиками в Средневековье.

Презентация работы первой группы

Еретики — люди, которые открыто критиковали церковь.

Взгляды еретиков

  1. Утверждали, что церковь погрязла в грехе.
  2. Отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.
  3. Требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.
  4. Единственным источником веры для них было Евангелие.
  5. Осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности».
  6. Показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.
  7. Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».

Презентация работы второй группы

Способы борьбы католической церкви с еретиками

  1. Отлучение от церкви.
  2. Интердикт — запрет исполнять обряды и проводить богослужения.
  3. Карательные военные походы.
  4. Создание инквизиции — специального церковного суда.
  5. Жестокие наказания еретиков с применением пыток.
  6. Основание и поддержка нищенствующих орденов монахов.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему христианская церковь в Средние века была могущественной?

— Почему произошел раскол христианской церкви?

— Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

(Ответы учеников.)

Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека была неразрывно связана с религией, с требованиями церкви. Кто же победил: церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породили страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя и осталась мощным институтом власти.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 16, составить в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.
  2. Для средних учеников — § 16, согласно легенде Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.
  3. Для слабых учеников — § 16, вопросы и задания к параграфу.

Урок истории. 6 класс. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Урок истории. 6 класс. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Цель: Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни Средневековья, раскрыть причины раскола христианской церкви и особенности западной и восточной ветви, объяснить основные понятия христианского вероучения, дать характеристику средневековым ересям.

Задачи:

Предметные: Излагают подготовленную информацию, называют основные различия между православной и католической церковью; применяют термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.

Метапредметные:

Познавательные: Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий..

Коммуникативные: Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности; осмысливают роль и значение церкви и религии в жизни человека.

Оборудование: Презентация «Католическая церковь и еретики», ИКТ, рабочие листы на партах, видеосюжет о Риме. Для сценки: гвозди, индульгенция, деньги, надписи «Мирянин», «Священник».

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения: проблемный; частично-поисковый; иллюстративный; словесные; элементы дифференцированного обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

— Сегодня мы продолжим говорить с вами о Средневековье. Вспомните, Иисус, Нагорная проповедь, Библия, возлюби ближнего своего, как самого себя. Что объединяет эти понятия? (христианство)

— Посмотрите видеосюжет и скажите, что это за город и как он связан с христианством?

Просмотр видео (1 мин)

— Как же связаны Рим и христианство? (в 4 веке христианство стало гос.религией Римской империи)

В XI — XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.

Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.

Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые — богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.

Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

— О чем мы будем говорить на уроке?

1 слайд. Тема урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».

2 слайд. План урока:

  1. Сословия средневекового общества.

  2. Источники богатства церкви.

  3. Раскол христианской церкви.

  4. Ереси и еретики средневековья.

  5. Борьба церкви с еретиками.

— Как вы думаете, ребята, какие цели будет преследовать наш урок?

(учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести цели урока. )

Проблемные вопросы урока: 1.Почему христианская церковь раскололась на католическую и православную? 2. Почему католическая церковь с большой жестокостью преследовала христиан?

III. Изучение нового материала.

  1. Сословия средневекового общества.

— Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.

Задание. Прочитайте определение понятия СОСЛОВИЕ. Учебник стр.127

Слайд 3. В Средние века, считали, что каждый человек от рождения принадлежит к одному из сословий.

«Сословия средневековой Европы».

— Как вы думаете какое сословие было самым могущесвенным? (духовенство)

— Главной целью жизни средневековый человек считал спасение души для будущей жизни вечной. Достичь спасения души можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного. А мог ли феодал или крестьянин целый день посвящать себя молитве? Почему? (ответы учеников)

Слайд 4. -Поэтому «те, кто воюют» и «те, кто моляться», не имея возможности для постоянной молитвы, определили посредника между Богом и человеком – духовенство. Именно духовенство спасало, по мнению средневекового человека, от божьего гнева и давало надежду на спасение души и вечную жизнь. Чтобы попасть в Царствие небесное, необходимо было придерживаться заповедей Христа. Вспомним их и ответим на вопрос.

Проблемный вопрос. Сравните качества христианина по Библии и по утверждению Церкви. В чем отличия?

Рабочий лист. Задание № 1. (1 вариант) Прочитайте Заповеди. Идеальный христианин по Библии.

Задание 2. (2 вариант) – Какого человека в Средние века считали образцом для подражания. Учебник стр. 128

Ответы учащихся и обобщение учителя.

  1. Источники богатства церкви.

Слайд 6. Мы сформулировали черты святого человека в Средние века. А соответствовала ли сама Церковь этому образцу?

Задание: прочитайте текст п.2 пар.16 и проанализировав способы обогащения Церкви ответьте на проблемный вопрос.

Ответы учащихся. Проверка на слайде 7.

— Все это приносило огромные доходы Церкви и вызывало негодование народа. Посмотрите сценку «Продажа индульгенций» и скажите, индульгенции — это честный доход или обман?

-Священник: «Посмотрев на святые мощи Петра, вы сократите время своих посмертных мучений! Всего за 2 монеты! Подходите, подходите! Недорого продаю гвозди с креста распятого Иисуса, купите и гарантированно получите спасение, откупитесь от своих грехов, не медлите!»

-Мирянин: Можно мне 8 гвоздей для жены и моих детей?

Происходит купля-продажа

— Священник: «Купите индульгенцию всего за три серебряных флорина, и вы освободите своего дедушку из чистилища, а еще за два флорина можно спасти и бабушку.»

— Мирянин: «Скажите, а как мне можно заплатить за грех, который я хочу совершить завтра?»

— Священник: «Только купив индульгенцию по двойной цене»

Вопрос: Честный или нечестный доход? Можно ли грех, преступление искупить деньгами? Посмотрите, как выглядела индульгенция, подписанная самим Папой Римским. (Иллюстрация вывешивается на доске). Цена зависела от вида греха. Например: Убийство матери, сестры, отца- 1 дукат; убийство жены, чтобы жениться на другой – 2 дуката; убийство священника – 4 дуката, при этом 1 дукат – 400 лит.красного вина или 50 кг. мяса, а боевой конь стоил 30 дукатов.

  1. Раскол христианской церкви.

До середины XI века христианская церковь считалась единой.

Слайд 8. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и стали заметны внутренние и внешние различия. Между Папой Римским и Константинопольским Патриархом возникли разногласия, которые исключали дальнейшее сотрудничество.

Рабочий лист. Задание 3. Работая с п.3 пар 16, заполните сравнительную таблицу.

Слайд 9. Окончательный раскол христианской церкви на две ветви произошел в 1054 году. Запишем в тетрадь схему.

4. Ереси и еретики средневековья.

— Итак, высшее духовенство в Средние века играло главную роль в обществе и требовало от христиан слепого повиновения. Но со временем разница между проповедью и реальной жизнью католических священников стала слишком явной, что заставила задуматься образованных христиан усомниться в праведности духовенства, а значит и в их посредничестве между Богом и людьми. Появились рыцари, феодалы, горожане и даже монахи, которые начали открыто критиковать церковь. Таких людей называли еретиками.

Запишем в тетрадь:

Слайд 14. Еретик – противник господствующего учения церкви.

Учитель: — Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

  1. Борьба церкви с еретиками.

Учитель: Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Более подробно о борьбе церкви с еретиками вы познакомитесь самостоятельно.

Работа в группах с учебником и вопросами рабочего листа.

Рабочий лист. Задание 4. (1, 2 ряд) Работая с текстом п.6, 7 пар.16, ответьте на вопросы:

— Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками?

— Ваше мнение: справедливо ли отношение католической церкви к еретикам?

Рабочий лист. Задание 5. (3 ряд) Работая с текстом п.8 пар.16, ответьте на вопросы:

— Что такое орден?

— Особенности ордена Франциска.

— Особенности ордена Доминика Гусмана.

Представление ответов учащимися по заданиям рабочего листа. + Слайды презентации 15 -18 (костер инквизиции и главы орденов)

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ответим на проблемные вопросы, поставленные в начале урока:

1.Почему христианская церковь раскололась на католическую и православную?

2. Почему католическая церковь с большой жестокостью преследовала христиан?

V.Рефлексия.

— Сегодня на уроке я узнал…

— Я понял…

— Меня удивило…

— Я не знал, что…

VI. Домашнее задание. Пар.16. Задания: 1ряд- 1 и 2 задание;

2 ряд – 3 и 4 задание;

3 ряд – 5 и 6 задание.

Приложение.

РАБОЧИЙ ЛИСТ.

  • Проблемный вопрос. Сравните качества христианина по Библии и по утверждению Церкви. В чем отличия?

Рабочий лист. Задание № 1. (1 вариант) Прочитайте Заповеди. Идеальный христианин по Библии.

  1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил.

  5. Почитай отца твоего и мать твою.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не кради.

  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  10. Не желай дома ближнего твоего; ничего, что у ближнего твоего.

Задание № 2. (2 вариант) – Какого человека в Средние века считали образцом для подражания. Учебник стр. 128

Рабочий лист. Задание № 3. Работая с п.3 пар 16, заполните сравнительную таблицу.

Рабочий лист. Задание №4. (1, 2 ряд) Работая с текстом п.6, 7 пар.16, ответьте на вопросы:

— Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками?

— Ваше мнение: справедливо ли отношение католической церкви к еретикам?

Рабочий лист. Задание № 5. (3 ряд) Работая с текстом п.8 пар.16, ответьте на вопросы:

— Что такое орден?

— Особенности ордена Франциска.

— Особенности ордена Доминика Гусмана.


В 1620 году был созван Патриархом Филаретом собор Русской Церкви. Из истории известно, что Патриарх Филарет многое время провёл в польском плену и был очень «обижен» на поляков, а потому на этом соборе было решено, что всех католиков переходящих из Польши и Литвы в Православие и всех крещённых обливанием (обливанцев), нужно было крестить заново.
Постановления Собора 1620г. (о перекрещевании католиков и обливанцев), окончательно порывавшие с греческой церковной практикой, достаточно ясно демонстрировали негативное отношение нового патриарха к западноевропейским веяниям, которые проникали в Россию двумя основными путями – непосредственно из Польши (особенно во время Смуты) или через украинско-белорусское культурное посредничество. В соборных приговорах получила каноническое оправдание политика конфессиональной и культурной конфронтации со всем неправославным миром, что создало благоприятные условия для её проведения в жизнь патриархом Филаретом.»
Через 30 лет, Антиохийский патриарх Макарий указал Московскому Патриарху Никану на расхождения Русского Православия с общепринятым Вселенским Православием, там было 7 пунктов и последним пунктом значилось то, что в Русской Церкви незаконно допускают перекрещивание поляков при переходе их в православие.
11 мая 1656 года . Был созван в Москве собор Русской Церкви по вопросу о перекрещивании католиков. Патриарх Никон отменил практику чиноприема католиков первым чином, поскольку греки в то время признавали католическое крещение.
На соборе присутствовал Антиохийский Патриарх Макарий. Дискуссия была очень жаркой, русское духовенство вступило в спор с Патриархом Макарием не желая на Руси признавать католическое крещение. Но Патриарх Антиахии Макарий сумел убедить русское духовенство, что христиан исповедающих Западную Католическую веру не нужно перекрещивать, так как крещение во имя Святой Троицы едино для всех христиан и Византия католиков не перекрещивает и в Руси до 1620 года их не перекрещивали.
Сразу после этого собора Патриарх Никон издал указ запрещающий перекрещивать поляков и христиан исповедающих католицизм. Теперь каждый католик мог принять Православную веру без перекрещивания ибо католическое крещение было принято благодатным равно как и православное.

Правда протопоп из Казани, Иван Неронов не подчинился постановлению, за что на соборе был анафемствован и все собором ему было пропето: «Да будет проклят!»
Стоит так же заметить, что католики итальянского города Милана традиционно крестят детей и взрослых полным погружением с головой, считается, что так крестил Св.Амвросий Медиоланский будучи епископом современного Милана.

Католичество

Христианская Церковь с самых первых времен своего существования разделилась на две половины: Восточную и Западную. Между этими частями Вселенской Церкви сначала было полное единение, и весь христианский мир был объединен единством вероисповеданий и основных начал церковного устройства и одушевлен единою христианскою любовью. Но впоследствии дух злобы начал мало-помалу отторгать Западную церковь, а наконец и совсем отторг ее от святого союза с Восточною Церковью. Видимое начало ослабления этого союза восходит к тому времени, когда стала ослабевать гражданская связь между Восточною и Западною Римскою империей, а окончательное расторжение его последовало уже в XI веке по случаю спора из-за опресноков, когда легаты римские положили (16 мая 1054 г.) на престол храма Софии в Константинополе анафему на патриарха со всеми его последователями. Отделившись от Восточной Церкви и начавши жить жизнью особою, в себя замкнутою, Западная церковь все более отступала от чистоты древних преданий и христианского вероучения и все более и более вносила нововведения и новшества в церковную жизнь. Особенно много таких нововведений в учении веры, в обрядах церковных и иерархическом устройстве внесено было в темные средние века. Схоластическая наука привела все эти отступления и нововведения в систему, обставила их разными доказательствами и закрепила в сознании католического мира. Позднейшие западные соборы придали этим нововведениям равное значение с догматами и правилами древней Вселенской Церкви. Таким образом, в Западной церкви образовалась целая особенная система вероучения и церковного устройства. Дух властолюбия, все более и более развившийся в Западной церкви, извратил в ней внутренние начала духовной жизни начала свободной и братской любви, превратил ее из духовного царства Божия в царство мирское, принявшее в себя начала мирского государственного устройства и мирские государственные цели, интересы и стремления. Отступления Римской церкви от Православной содержатся в учении:

об источниках церковного учения;

о личном свойстве Святого Духа;

о первородном грехе и непорочном зачатии Пресвятой Девы;

об оправдании и спасении человека;

о Церкви и ее устройстве;

о таинствах и

о загробной судьбе человека.

Кроме вероучения, Римская церковь еще отличается от Православной своим

нравоучением и

богослужением.

1. Признавая источниками церковного учения Св. Писание и Св. Предание, Римско-католическая церковь некоторые книги, признаваемые Православною Церковью неканоническими, почитает и выдает за канонические, а именно:

Варуха,

Товита,

Иудифь,

Премудрости Соломоновой,

Премудрости Иисуса Сирахова,

две книги Маккавейские,

Песнь трех отроков, историю о Сусанне, историю о Виле и Змие и

всю книгу Есфирь.

Другое заблуждение Римской церкви относительно источников церковного учения состоит в том, что папы, опасаясь, что рассмотрение и испытание Св. Писания покажет верующим несогласие их целей с духом христианства, запретили всем, не принадлежащим к церковному клиру, чтение Библии и распространение среди народа переводов Св. Писания на живых понятных языках.

2. По учению католиков. Дух Святой исходит не только от Отца, но вместе от Отца и Сына19; это учение об исхождении Святого Духа на Западе внесено в Символ веры , так что 8 член Никео-Цареградского Символа веры читается у них так: «(верую) и в Духа Святого животворящего, Иже от Отца и Сына (a Patre Fifioque) исходящего».

3. По католическому учению, первобытное состояние праотцев было состоянием сверхъестественным, благодатным. Повреждение и извращение, которое потерпел человек вследствие грехопадения, состоит поэтому только в утрате сверхъестественного благодатного дара, который для человека в первобытном состоянии служил уздою его чувственности и разуму давал перевес над нею. Через эту утрату сверхъестественного дара человеческая природа, очевидно, не могла потерпеть повреждения и извращения,– она утратила только сверхъестественное украшение, которое получила не в самом акте творения, а после него, по особой Божественной благодати. Господство разума над чувственными возбуждениями и страстями, укрепляемое и сохраняемое сверхъестественным даром, со времени грехопадения прекратилось, но природа человека сама в себе осталась неповрежденною, она только возвратилась в первоначальное состояние, status purorum naturalium. Что плоть похотствует против духа, это не есть следствие падения, а есть состояние, само в себе отвечающее природе человека. Борьба между разумом и чувственностью появилась бы еще в раю, если бы Бог не наделил природу человека сверхъестественным даром праведности и святости; после того, как дар был отнят, естественно происходит борьба в каждом человеке.– Свое учение о первородном грехе Римская церковь простерла до полного отрицания первородного греха, возвестив в 1854 г. новый догмат о непорочном зачатии (immaculata conceptio) Пресвятой Девы20.

Смысл этого нового догмата тот, что хотя Пресвятая Дева родилась от Иоакима и Анны естественным образом, однако зачатие Ее по особенному преизбытку благодати не было причастно первородному греху, распространившемуся от Адама на весь человеческий род.

4. По учению католиков, человек, освобождаясь ради искупительных заслуг Иисуса Христа от греховной вины и вечных наказаний, должен еще понести за оскорбление правосудия Божия временные наказания, имеющие значение мести или кары. Такое значение мести или кары за грех имеют, прежде всего, разные бедствия и несчастия, постигающие человека во время земной жизни. Затем такое же значение имеют церковные епитимии и временные наказания за гробом в чистилище. Впрочем, отвратить от себя необходимость этих наказаний возможно. Кто живет добродетельно, особенно кто стремится к высшему христианскому совершенству, старается осуществить в своей жизни не только заповеди Господни, но и евангельские советы, тот удовлетворяет правосудию Божию, преклоняет гнев Божий на милость и таким образом отвращает от себя необходимость подпасть временным наказаниям за грехи. Мало того,– кто исполняет евангельские советы, тот совершает такие дела, которые стоят выше требований закона, долга,– словом, совершает дела сверхдолжные (opera superrogationis) и может достигнуть высокой степени святости. Эти дела для спасения самих совершителей их не необходимы, потому что эти дела совершены сверх долга; но они все-таки не проходят бесследно; напротив, заслуживая самим совершителям высшую степень вечного блаженства, они входят в церковную сокровищницу заслуг (thesaurus meritorum), из которой папа, как глава и распорядитель церкви, может давать индульгенции, т.е. ссужать заслуги тем, которые не имеют своих добрых дел, нуждаются в заслугах (а нуждаются все) и достойны того.

5. Существующая на земле или воинствующая Христова Церковь, по учению католиков, имеет главу невидимую Иисуса Христа и видимую римского епископа или папу, как преемника ап. Петра, князя апостолов, поставленного от Самого Христа верховным первосвященником и Его наместником (Матф. XVI, 18); главенство папы есть прямое и непосредственное, а не от церкви заимствованное и заключает в себе полную верховную юридическую власть учительства, надзора и управления; оно простирается на всю церковь и на всех ее членов, даже иноверных. Власть папы выше власти Вселенских Соборов. Он есть непогрешимый представитель всей церкви: непогрешимый истолкователь Св. Писания и Св. Предания; его вероопределения непогрешимы. Поэтому не позволяется критиковать его решения как относительно веры и нравственности, так и относительно благочиния и управления церковного и его решения апеллировать к Вселенскому Собору, как к высшей его власти. Он есть верховный судья всех верующих в церковных делах. Все церкви, не признающие над собой власти папской, не суть истинные церкви. Протестанты-еретики. Греко-восточные христиане – схизматики (отщепенцы). Верховная власть и дар непогрешимости ведет свое начало от ап. Петра и передается преемственно от одного папы к другому21.

6. В свое воззрение на таинства Римско-католическая церковь внесла «opusoperatum» и изменила чинопоследование, или образ совершения всех семи таинств. Под именем opus operatum у Римской церкви разумеется учение о спасительном действии таинств даже на недостойно или, что то же, на пассивно принимающих их. По мнению ее богословов, таинство есть проводник или, точнее, канал, из которого христианин почерпает благодать, помимо всякого с своей стороны содействия или сочувствия. Чтобы то или другое таинство благотворно подействовало на человека, для этого требуются только известные внешние средства, например, чтобы было лицо, совершающее таинство, чтобы были произнесены известные слова и т.п., и только. Человек может даже не веровать в таинство, к которому приступает, или может совершенно равнодушно относиться к нему, и все-таки он получит спасающую благодать. От него, в данном случае, ничего не требуется, кроме самого акта приступления к таинству. Крещение в Римской церкви совершается через обливание, т.е. вода наливается на голову крещаемого при произнесении слов: «Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Совершителями таинства миропомазания считаются одни только епископы; совершается это таинство над младенцами не вслед за крещением, а по достижении ими, по крайней мере, семилетнего возраста. При совершении обрядов миропомазания епископ сперва воздевает руку над принимающим таинство, потом помазывает миром22 на челе, называя каждого по имени и говоря: «Знаменую тебя знамением креста (Signo te signo crucis) и укрепляю миром спасения, во имя Отца и Сына и Святого Духа». В заключение епископ ударяет помазанного слегка по ланите, говоря: «Мир с тобою». В таинстве причащения Римско-католическая церковь отличается от Православной:

а) введением опресноков вместо квасного хлеба,

б) учением о времени пресуществления св. Даров на литургии после слов Христовых («сие есть тело Мое», «сия есть кровь Моя»), а не после призывания Святого Духа,

в) лишением чаши мирян, т.е. приобщением их только под одним видом хлеба, и

г) недопущением младенцев ко св. причащению.

По учению римских богословов, таинство покаяния представляется как внешний процесс следствия и суда над человеком грешником. Духовник расследует вины кающегося, какие им сделаны грехи, когда, по каким побуждениям, при каких обстоятельствах,– с такою тщательностью, что исповедь в Католической церкви иногда превращается в самую мелкую казуистику, в шпионство, в инквизиторский допрос23. Относительно разрешения грехов в таинстве покаяния Римская церковь учит, будто это разрешение дается неполное и что после отпущения греховной вины и вечных наказаний на грешнике остается еще некоторый долг, для погашения которого он должен принести за грехи свои удовлетворение правде Божьей; вследствие этого Римская церковь и на епитимии смотрит не как на исправительные и врачебные средства, а как на наказания для удовлетворения правде Божьей. Это удовлетворение совершается двояко: его приносит или сам грешник за себя, исполняя епитимию, или через других – усвояя себе излишек заслуг Христа и святых Его (индульгенции); кто же не успеет принести этого удовлетворения за себя (лично или через других) здесь на земле, тот должен будет принести его за гробом, в чистилище. Что касается индульгенции, то под ними разумеется прощение или уменьшение наказания, которое должен бы понести грешник для удовлетворения правде Божьей после того, как отпущены будут ему вина и вечное наказание за грехи, через усвоение ему епископом римским преизбыточествующих заслуг Спасителя и сверхдолжных добрых дел Богородицы и святых вне таинства покаяния. Эти индульгенции выдаются на живых людей, которые ими освобождаются от обязанности приносить удовлетворения, исполнять за известные грехи епитимии, и на умерших, которым сокращается срок мучений в чистилище. Индульгенции эти, по великому милосердию Божию и по снисхождению папы, могут быть раздаваемы даром или за какие-нибудь благочестивые подвиги: за путешествия ко святым местам (преимущественно в Рим), за полезные общественные предприятия, за какие-нибудь заслуги и пожертвования в пользу папы. Индульгенции бывают полные, простирающиеся на всю жизнь и на все грехи, и неполные – на несколько дней или лет. Есть еще индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме – в каких-нибудь особенных случаях, например, во время торжественного празднования юбилеев в Римской церкви, при избрании нового папы, по случаю каких-либо важных предприятий церковных или особенных опасностей, угрожающих церкви, во время крестовых походов, католических Вселенских Соборов, канонизации святых и т.д. Индульгенции эти даются лично самим папою или через великого кардинала пенитенциария, через епископов и других членов церковной иерархии, через прикосновение к освященному папскому жезлу. Есть в католических странах привилегированные церкви, часовни, алтари, иконы, перед которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенций может быть приобретаема в известного рода медалях, четках, крестиках, освященных в Риме, и тому подобных предметах. Брак Римская церковь признает безусловно нерасторжимым даже в случае прелюбодеяния одного из супругов; она толкует слова Евангелия в том смысле, что, в случае прелюбодеяния, оба сочетавшиеся могут расстаться, но без разрешения невинному из них вступить в новый брак. В учении о таинстве священства Римско-католическая церковь отличается от Православной тем, что с XI века совершенно запретила брачное состояние своему приходскому духовенству и, возбранив священство тем, которые не согласятся обречь себя на всегдашнее безбрачие, утверждает, что будто брачная жизнь несовместна как вообще с чистотою христианского целомудрия, так, особенно, с достоинством священного сана. Кроме того, Римская церковь догматические определения степеней священства смешала с каноническими, признав власть папы неизмеримо выше власти епископов и установив должности так называемых кардиналов. Кардиналы Римской церкви имеют разные священные степени: одни – епископов, другие пресвитеров, третьи – диаконов. Но самое звание кардиналов не только дает важные преимущества кардиналам епископам перед епископами и митрополитами не кардиналами, а и кардиналам пресвитерам и диаконам над всеми епископами не кардиналами. Кардиналы священники пользуются даже правом посвящать в низшие церковные должности, каковое право, по каноническим правилам, принадлежит только епископу. Все вообще кардиналы по своей власти и значению стоят непосредственно вслед за папою. Все они вместе составляют курию («римскую курию»), которой принадлежит рассмотрение всех дел, касающихся церковной и государственной жизни. Курии кардиналов усвоено (с 1059 г.) право избрания нового папы (в особом собрании – «конклав»), т.е. одни только кардиналы избирают папу и каждый из них сам может быть кандидатом на папский престол. Словом, кардиналы – князья церкви, ближайшие советники ее главы, присутствующие в римской консистории и занимающие в собраниях места, высшие епископов24. В таинстве елеосвящения Римская церковь тем отступает от Православной, что предоставляет право освящать елей для таинства одному епископу и главною целью елеосвящения считает укрепление больного в страданиях и борьбе с ужасами смерти, почему преподает это таинство в виде напутствия и только таким больным, которые находятся уже при смерти. Сообразно с таким назначением таинства, католики называют его «последним помазанием» (extrema unctio) или «помазанием на исход души» (unctio exeuntium), «таинством умирающих».

7. Особенность учения Римско-католической церкви относительно состояния души, перешедших в загробную жизнь, состоит в том, что, кроме рая и ада, куда отходят души умерших, она признает еще чистилище. Taк называет она особое место или состояние очищения, в котором души умерших людей, не получивших при жизни разрешения от каких-нибудь легких, простительных грехов, или же хоть и получивших разрешение, но не понесших временного наказания за них для удовлетворения правде Божьей, терпят мучения (ослабляемые и облегчаемые для них молитвами за них церкви, милостынями и, особенно, приношением бескровной жертвы) до тех пор, пока совершенно не очистятся от грехов, т.е. пока не искупят через свои мучения сделанных ими легких грехов и не получат прощения.

8. Отступления Римской церкви от Православной в догматическом отношении повлекли за собой соответствующие отступления ее и в области нравоучения. Католик не имеет истинной и живой веры во Христа, потому что он не знает Его непосредственно, а знает вместо Него папу, заменяющего собою на земле Христа; папа для католика непогрешимый авторитет в делах веры, и всякий католик должен веровать во Христа настолько и так, насколько и как позволяют ему непогрешимые папские вероопределения. При отсутствии истинной и живой веры в Спасителя у католика, что само собой понятно, не может быть и обусловливаемых ею христианской надежды и любви. Католик живет не во Христе и не для Христа: идеалом его совершенства служит не Он (Мф. V, 48), а папа, к которому обращены его взоры и направлены ожидания. Но папа цель своей деятельности единственно полагает в том, чтобы всех подчинить своей воле и заставить веровать в себя, как непогрешимого властителя и распорядителя не только в делах церковных, но и гражданских. Отсюда, естественно, папе нужно полное и рабское послушание со стороны верующих и фанатическая преданность ему, заставляющая презирать и гнать всех врагов папы, всех, не признающих его непогрешимости и мнящих спастись помимо его. Действительно, целым рядом крутых мер и насилий, каковы: инквизиция, интердикты, религиозные войны и т.п., папы довели своих пасомых до такой степени подчинения себе, что они послушание папе и фанатическую преданность ему стали признавать основными началами своей нравственной деятельности и ими заменили лежащие в основе ее христианские добродетели25. Фанатизм стал составлять существо духа и настроения Католической церкви, а послушание папе доведено до того, что верующий сделался машиною в руках его и его клевретом, слепым орудием, которое он по своему произволу употребляет на добро или на зло. Вместе с этим, католичество страдает недостатком искренности добродетели: фарисейством и внешностью. Вся религиозная жизнь католика есть, по преимуществу, внешняя; все рассчитано на эффект; в храмах и при входе в храм поражают взоры людей пышные статуи и великолепная драпировка; слух молящихся поражает игрою на органах, в проповедях, произносимых с вольною, небезукоризненною жестикуляцией, господствует вольность мыслей; содержание их составляет не исправление сердца слушателей, но весьма нередко – политические события, порицание тех или других распоряжений правительств. Наконец, католичество страдает иезуитизмом.

9. Римско-католическое богослужение тоже имеет немало особенностей, сравнительно с православным. В богослужении Католической церкви менее, чем в православном, духовной высоты, внутреннего смысла, религиозной строгости и чистоты древнего предания. В нем более чувственного, мирского характера, более заботы о внешности и расчетов на эффект, более влияния на воображение, чем на ум. Самое главное богослужение – литургия – в Западной церкви слишком далеко уклоняется от древнего христианского типа26. Особенно предосудительно и вредно на Западе в средние века оказалось разрешение одному и тому же священнику служить по нескольку литургий в день на одном и том же престоле или на нескольких престолах в одной церкви служить нескольким священникам в одно и то же время. Ради корысти католические священники старались распространять в народе такие понятия, что каждому сколько-нибудь зажиточному христианину недостаточно присутствовать в церкви на общей, совершаемой для всех литургии, а нужно заказывать для себя особенные заздравные и заупокойные службы. Святых престолов в Западной церкви дозволяется устроять по нескольку в разные стороны – у западной, южной, северной стены храма27. Кроме главной литургии, совершаемой на большом престоле вслух всех – с пением и органом (missa cantata), дозволено другим священникам на других престолах, по просьбе или заказу частных лиц, наскоро шепотом прочитывать другие литургии, совершая при этом святейшее таинство (missa lecta). Что касается до других церковных служб, кроме литургии,– утренних и вечерних,– то они в обычное время года почти совершенно не посещаются мирянами и остаются им неизвестны, так что самое совершение этих служб предоставляется доброй воле и совести священнослужителей. Общее устройство католических храмов отличается от православных тем, что в них главная часть обращена на запад; также и в домашней молитве римские христиане имеют обычай обращаться не на восток, а на запад (к месту жительства папы). В западных храмах нет ни иконостасов, ни сени над престолом28; нет и особенных жертвенников для приготовления св. Даров. Характер западной – итальянской живописи отличается от восточной – византийской. В западной иконописи, при большем изяществе внешней формы, менее духовной высоты и строгости христианской идеи. Там более дается места произволу художественной фантазии, чем у нас. У западных художников высокий, неземной мир святых людей изображается иногда слишком похожим на земной чувственный мир со всеми его волнениями и страстями. Кроме иконописных изображений, в западных церквах употребляются также и пластические (статуи лепные и резные). В католических храмах позволяется сидеть присутствующим при богослужении29, что в древней Церкви не было допускаемо. Воинские чины присутствуют при богослужении в шапках и с оружием, иногда принимают участие и в священных церемониях, что придает более внешней пышности католическому богослужению, но не соответствует духу истинно христианского богослужения. Крест полагают на себя католики пятью перстами, а не тремя, и сперва на левое, а потом на правое плечо. Богослужение в Западной церкви в средние века везде совершалось на мертвом, непонятном для слушающих, а иногда и для священнослужащего, латинском языке. Уже в позднейшие века Католическая церковь вынуждена была позволить чтение и пение священных молитв-гимнов на местных национальных наречиях. Но и теперь в Католической церкви основа богослужения везде остается латинская; латинский язык считается священным языком. В средние века вошли в употребление при католическом богослужении органы и другие музыкальные инструменты. Западное пение церковное отличается от нашего православного тем, что в нем нет того торжественного спокойствия, той глубины, величавости и строгости, как в нашем пении. В нем более заботы о внешней виртуозности и эффектах, чем о строгом соответствии со смыслом священных песнопений. В его характере более высказываются волнения земного человеческого чувства, нежели глубокая сосредоточенность молитвенного настроения. В Католической церкви в храмах и вне храмов совершается очень много разных процессий и церемоний, в которых также более рассчитывают на эффект – на увлечение фантазии, чем на возбуждение правильного религиозного смысла и чувства. Вообще в западном богослужении немало нововведений, искусственности, вычурности и даже прямо нецерковных тенденций.

Среди всех вышеуказанных отступлений Римско-католической церкви от Православной центральное место занимает догмат о папском главенстве. Сами папы и их приверженцы признают его за основу католицизма. По общему сознанию православных богословов, именно этот догмат, как краеугольный камень, на котором зиждется все здание папства, и обусловливает собою особенный характер всего устройства Римско-католической церкви со всеми ложными учениями ее вероисповедной системы. Очевидная несообразность этого догмата с основными началами истинного христианского веро- и нравоучения служила главною причиною появления в Римско-католической церкви ересей, расколов и целого ряда движений, в той или другой мере нарушавших единство Римско-католической церкви, подрывавших ее авторитет и наносивших ей явный ущерб. Хотя несомненно, что все это, а равно и всякие другие ненормальности, неизбежные в Римско-католической церкви при признании папского авторитета, как совмещающего в себе будто бы всю полноту христианского ведения, останутся в полной силе до тех пор, пока римский католицизм будет оставаться тем, чем он есть; но папство и поныне, как и прежде, считает себя непогрешимым и с исключительным упорством продолжает отстаивать целостность и неприкосновенность своего абсолютизма, превращающего духовное царство Божие в царство папское30.

>Основные отклонения Римо-католической церкви

от вероучения Вселенской Церкви

1. Учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына» (Filioque).

2. Искажение учения о Церкви, порожденное верховной властью над ней Римского епископа, и учение о его учительной непогрешимости.

3. Искажение отношений между Богом и человеком, проявившееся в римо-католическом взгляде на первородный грех, спасение человека и его загробную участь.

4. Учение о непорочном зачатии Девы Марии и о ее телесном вознесении на небо – мариальные догматы.

5. Представление о самостоятельном действии благодати Божией в таинствах (opus operatum), отразившееся в учении о таинствах и богослужении Римо-Католической Церкви.

6. Особое учение о Священном Писании и Священном Предании.

Собор Святого Петра — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек.

.

>***

Особенности Римо-католической экклезиологии и учение о верховной церковной власти епископа Рима

Чтобы приблизиться к пониманию католичества необходимо выяснить основное внутреннее начало, общий исток его религиозного развития. Православный взгляд традиционно отмечает в веросознании католического Запада преобладание рационального начала, тяготение к умопостигаемости веры и церковного бытия, которое проф. А. Катанский определил как стремление объективировать христианство, т.е. сделать его полностью доступным человеческому восприятию, низвести небесное к земной осязаемости.

.

Это стремление происходит из естественной слабости человеческого сознания, которое легче воспринимает видимые проявления незримого Божественного бытия и стремится ограничиться ими. В результате такого упрощения видимая, земная составляющая постепенно вытесняет это незримое бытие из религиозных представлений человека и занимает его место. Это замещение отразилось, прежде всего, в католической экклезиологии – в преобладании представления о Церкви как о спасающей организации, видимом земном сообществе. По определению кардинала Беллярмино, данному еще в XVI столетии, «истинная Церковь есть союз людей, связанных исповеданием одной и той же христианской веры и общением в одних и тех же таинствах, под руководством законных вождей и особенно единого наместника Христова на земле». Земной образ Церкви как, преимущественно, человеческого вероисповедного сообщества привлекает своей зримой осязаемостью религиозное сознание Запада, которое более всего жаждет знания о земном пути ко спасению и уверенности в нем. Этот зримый образ Церкви часто заслоняет собой в католичестве ее невидимую, таинственную первооснову, хотя, конечно, этим замещением не исчерпывается полностью и не искажается окончательно все содержание католического церковного бытия.

.

Некоторые православные исследователи связывают такое преобладание земного образа Церкви над ее таинственной природой с ущербным восприятием Третьего Лица Святой Троицы, которое развилось на Западе под влиянием filioque. Духовная составляющая бытия Церкви оказалась догматически усеченной и за счет этого чрезмерно усилилась ее материальная, внешняя сторона.

.

Самое очевидное отличие Римо-католической Церкви от учения Вселенской соборной Церкви состоит в том, что она признает над собой верховную власть епископа Рима – римского папы, который является ее видимым главой. Во время Своего земного служения таковым был Сам Христос, Который и теперь пребывает невидимым главой Своей Церкви. Но чтобы она не оставалась и после Его вознесения на небо без видимого главы Он поставил на земле Своего наместника, викария ап. Петра, которому вручил полноту Своей власти над всеми верующими. Как гласит об этом «Свод канонического права» 1917 года «Римский первосвященник, преемник в примате блаженного Петра не только имеет первенство чести, но высшую и полную власть юрисдикции над всей Церковью, как в вопросах, касающихся веры и нравственности, так и в тех, которые касаются дисциплины и управления Церкви, разветвленной по всему миру». Своими постановлениями епископ Рима может определять не только внешнюю жизнь Церкви, но и устанавливать новые догматы. Лишь папе в полноте доступно понимание Священного Писания и право его толкования; без его согласия недействительно любое соборное решение. Папа неподсуден Церкви, сам же имеет власть прямого суда над любым ее членом, хотя в истории Римо-католической Церкви папы неоднократно подпадали под суд Церкви.

.

В основе такого представления о роли Римских епископов лежит преемство первенства, которое они наследуют от апостола Петра. В свою очередь апостол Петр становится обладателем верховной власти над своими собратьями-апостолами и всей Церковью в результате своеобразного истолкования ряда евангельских отрывков, прежде всего: Мф. 16 – обетование основать Церковь на камне-Петре, особое обращение Спасителя к Петру после Тайной вечери (Лк. 22) и знаменитое троекратное испытание Спасителем любви Петровой в 21 главе Евангелия от Иоанна.

.

Следует признать, что епископ Рима пользовался особым положением в Древней Церкви, но этот авторитет был явлением историческим, которое затем было догматизировано, это было «главенство… которое превращено… из братского отношения и преимущества иерархического – в господственное», как говорится об этом в Окружном послании 1848 г. Далеко не сразу безусловная власть пап получила признание в самой Западной Церкви. Сопротивление ей со стороны национальных Церквей Запада продолжалось достаточно долго. Последней попыткой было постановление Констанцского собора, состоявшегося в начале XV столетия, которое гласило: «Вселенский собор имеет непосредственно от Господа Иисуса такую власть, что ему должен повиноваться всякий, даже папа».

.

В учении о власти папы выявилась устремленность католического церковного сознания к земной, умопостигаемой составляющей религиозного бытия. Эта устремленность повлияла на восприятие основ христианского вероучения, самого образа, идеи Бога. Если в экклезиологии она проявилась в преобладании зримого образа церковной организации над ее незримой первоосновой, то в идее папства (единоличного главенства епископа Рима над Вселенской Церковью) она проявилась как очевидная попытка человеческого сознания объективировать образ Бога, олицетворить его в «вице-Боге», «конкретизировать до крайних пределов истину церковную в лице живого папы»… Идея папства не ограничивается, таким образом, областью практического бытия Римо-католической Церкви, она проистекает из стремления человеческого сознания к упрощению религиозных представлений, ибо для него гораздо легче заместить лик незримого и непостижимого Бога личностью Его земного, зримого наместника.

.

Возможность такого замещения избавляет человека от тяжкого бремени свободы, о котором Ф. Достоевский писал, что «нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается». Именно это бегство от необходимости постоянно совершать свой духовный выбор и страшиться ответственности за него породило в религиозном сознании западного христианства идею папы – человека, который делает этот выбор за всех. «Рим сказал свое слово, дело окончено», – в этой древней истине католичества воплотилось желание миллионов людей знать, что существует некто, кто ближе к Богу чем они и лучше знает Его волю, а поэтому сможет избавить их от необходимости самим познавать волю Божию и мучительной неуверенности в том, что они сделали это правильно.

.

Но вслед за стремлением передать кому-либо собственное бремя свободы и ответственности обыденное религиозное сознание неизбежно проникается жаждой несомненной уверенности в человеке, на которого оно возложено. Чтобы правильно исполнить волю Бога, необходимо точно знать ее, получать прямое и незримое руководство Божие, поэтому видимый глава Церкви, несущий бремя выбора за всех, должен пребывать в таинственном общении с невидимым Главой, как писал об этом Фома Аквинский «С каждым папою Христос пребывает вполне и совершенно в таинстве и власти».

.

В этом необходимом единении Бога со Своим наместником лежат причины полумистического восприятия католическим миром служения и самой личности римского первосвященника, «некоторого смешения папы с Христом», который пребывает в таинственной сопряженности с Ним. Возможно более тесная сопряженность папы с Богом, Которого он олицетворяет, является необходимым условием для того, чтобы миллионы людей доверили ему право собственного духовного выбора, право знать волю Божию и решать за них, как ее должно исполнить. Нельзя не признать, что организационные достоинства единоначалия в церковной жизни выдержали испытание бурной и противоречивой историей папства. Вопрос в другом – в какой мере эта совершенная, по земным меркам, организация исполняет завещанное ей Господом служение – вести людей к спасению в Нем и какое влияние оказывает ее единовластное устроение на сознание людей, стремящихся к Нему.

.

Не говоря уже о том, что замещение Бога папой является прямым нарушением заповеди Десятословия – «не сотвори себе кумира», необходимость таинственного сопряжения Папы с Богом оказывается, в конечном счете, разрушительной для образа Бога и веры в Него. Неизбежные земные несовершенства папы, его человеческая ошибочность и заблуждения, доказанные историей, подтачивают уверенность человека в совершенстве Самого Бога, Который столь тесно и мистически связан с личностью несовершенного папы. Близость заблуждающегося папы к Богу порождает либо неверие в Церковь, которая исповедует такую близость, либо, что еще хуже, неверие в Бога, Который допускает пребывающему под Его незримым руководством наместнику не только ошибаться самому, но и вводить в заблуждение других. Догматически искаженное восприятие образа Бога в действительности подрывает веру человека в Бога, стремление к удобству веры разрушает сам предмет веры, Бог дискредитируется земными недостатками олицетворяющего Его наместника.

.

Даже если допустить возможность особого столь приближенного к Самому Богу служения Римского епископа, то его необходимым церковным условием должно быть таинство, сообщающее благодать для столь высокого служения. Но такого таинства в Римской Церкви не было и нет. Согласно экклезиологии Римо-католической Церкви папская власть обеспечивает единство Вселенской Церкви, каковой она себя считает. Это единство осуществляется через общее подчинение единому главе, которое является необходимым условием принадлежности к Церкви и свидетельством о нем. Таким образом, церковное единство осознается католичеством иерархически, тогда как Православная Церковь полагает его основу в единстве Тела Христова, в сакраментальной общности всех верных, объединенных не единством власти, а единством таинств, прежде всего, «Евхаристии как таинства церковного единения».

.

Следует заметить, что несомненное благотворное влияние Православия сказалось в том, что в современной католической экклезиологии преобладание земного над небесным постепенно смягчается, и представление об иерархическом вероисповедном сообществе сменяется представлением о сообществе сакраментальном, идея главенства сменяется идеей общего участия в таинстве.

.

В нашем столетии эти изменения с особой силой выразила в 1943 г. энциклика Пия XII «Mystici corporis», в последующие десятилетия они получили преимущественное развитие, особенно в ходе подготовки II Ватиканского собора, и оказали самое серьезное влияние на его итоговые документы, особенно, на догматическую конституцию «О Церкви» («Lumen Gentium»). В изложении основ экклезиологии в первой главе конституции, которая называется «Таинство Церкви» помимо типичных католических воззрений на роль апостола Петра и его наместника на земле православный взгляд сразу привлекает сам образ Церкви как таинства, который приходит на смену прежним схоластическим определениям.

.

Столь же существенно отличается от римо-католического учения о единстве Вселенской Церкви в лице папы экклезиология Вселенской и Поместной Церкви в православной традиции. По словам В.Болотова, Вселенскую Церковь составляет «конфедерация равноправных величин» или Поместных Церквей, объединенных общим вероучением и строем церковной жизни. Каждая из них совершенно самостоятельна в своей внутренней жизни и не имеет никаких прав перед другими Поместными Церквами. По словам того же В.Болотова, «Патриархат говорит о себе только то, что он есть, а папство, что оно должно быть». Как гласит «Окружное послание» (1895 г.): «Каждая в отдельности автокефальная Церковь на Востоке и Западе была всецело независима и самоуправляема во времена семи Вселенских Соборов… и епископ Римский не имел права вмешательства, будучи и сам также подчиненным соборным постановлениям».

.

Нельзя сказать, что глобальные изменения XX века не отразились на отношении Католической Церкви к своему видимому главе. Ослабление прежнего полумистического отношения к папе, стремление очеловечить его образ в противовес прежнему обожествлению засвидетельствовал II Ватиканский собор. Эти изменения продолжаются, хотя их характер достаточно противоречив. С одной стороны, абсурдность папы в образе полубога становится все более очевидной в самой Римо-католической Церкви, с другой стороны, слишком многое в католическом сознании связано с этим образом, он содержит в себе нечто столь существенное для всего бытия Католической Церкви, что отказ от него грозит потрясениями для всего стройного здания, называемого римским католицизмом. На папу возложено столь многое, что без него уже не мыслится и сама Церковь. Католический разум вынужден смиряться с любыми противоречиями института папства, потому что любая попытка поколебать его грозит вызвать цепную реакцию неконтролируемых изменений.

.

Например «Катехизис Католической Церкви», вышедший несколько лет назад под редакцией кардинала Й.Ратцингера, отводит папе весьма скромное место. Ему посвящена лишь небольшая глава, само название которой говорит о явной смене акцентов «Коллегия епископов и глава ее – Папа». Очевидно здесь имеет место стремление затушевать истинную роль Римского епископа, хотя его реальная власть над Церковью не претерпела почти никаких изменений. «Папа, епископ Римский и преемник св.Петра, есть постоянное и видимое начало и основа единства епископов и множества верных». «Ибо Римский первосвященник, имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять» «Коллегия епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским первосвященником в качестве главы».

Валентин Васечко, протоиерей

Сравнительное богословие. Курс лекций.- Москва: ПСТБИ, 1998.

Использованная литература

1. Аквилонов Е. свящ. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом. С-П. 1894.

2. Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948.

3. Беляев Н.Я. Основной принцип римского католицизма. Казань, 1895.

4. Ведерников А. Идея Церкви в сочинениях А.С. Хомякова. – «Журнал Московской Патриархии», 1954, N7, С.47-59.

5. Второй Ватиканский собор. Брюссель, 1992.

6. Катехизис Католической Церкви. М. 1996.

7. Лебедев А. свящ. О главенстве Папы или разности православных и папистов в учении о Церкви. С-П. 1887.

8. Окружное Патриаршее и Синодальное Послание Константинопольской Церкви по поводу энциклики Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 года (1895 г.) – Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Св.Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

9. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.) – Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

10. Троицкий В.Н. Очерки истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.

11. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях. – Сочинения Т.2, М. 1994.

12. Хомяков А.С. Церковь одна. – Сочинения Т.2, М. 1994.

13. Шпиллер В. свящ. Римско-католический догмат о главенстве папы в Церкви. (Критика в русской богословской литературе). – «Журнал Московской Патриархии», 1950, 12, с.44.

Борьба католической церкви с еретиками. Инквизиция

МБОУ «СОШ № 9 г. Читы»

Реферат по теме

«Борьба католической церкви с еретиками. Инквизиция»

Выполнила: ученица 10А класса

Довгополая Ася

Проверила: учитель истории

Терез Л.В

г. Чита 2013

Введение

В XI — XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.

Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.

Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые — богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.

Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

К началу Средневековья христианство уже около двух столетий было официальной религией Римской империи.

Причины возникновения движения еретиков

В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства — церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы христианской веры:

  • учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух),

  • о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего),

  • о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми.

Церковь была самым крупным землевладельцем и обладала огромными богатствами. В казну церкви шли доходы от уплаты церковной десятины, продажи церковных должностей, священных реликвий, проведения обрядов.

Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками.

Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.

Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».

Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд — инквизицию.

Священная инквизиция

Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд — инквизицию. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-алъбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) — порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!».

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой, ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд. Внесудебных расправ инквизиция не допускала.

церковь папство инквизиция еретик

Жертвы Священной инквизиции

Одной из служительниц дьявола, колдуньей и святой была Жанна д’Арк (1412–1431), национальная героиня Франции, возглавившая борьбу своей страны с Англией и возведшая на французский трон наследника престола принца Карла. В 1431 году инквизицией в Руане Жанна была сожжена на костре по обвинению в волшебстве и ереси, а в 1456 году — всего через 25 лет после мучительной смерти — по ходатайству короля Карла VII, которого она возвела на престол и который и пальцем не шевельнул для её спасения, процесс Жанны был пересмотрен и папа Каликст III признал несчастную девушку невиновной. В 1928 году она была канонизирована как защитница Франции и даже считается сейчас покровительницей телеграфа и радио. В её честь во Франции учрежден национальный праздник, который отмечается каждое второе воскресенье мая.

Николай Коперник (1473–1543) — польский астроном и мыслитель. Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентричной системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли. Но ещё более неопровержимыми оказались расчеты Коперника.

Сторонником его гелиоцентрической системы был Джордано Филиппо Бруно (1548–1600), итальянский философ и мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной. Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира. Такое католическая церковь простить ему не могла.

Ян Гус (1371–1415) — проповедник и мыслитель, крупный ученый. Гус обличал продажность католического духовенства, торговлю ими индульгенциями — специальными грамотами об отпущении грехов, по которым можно было получить даже прощение такого тяжкого греха как убийство. Он выступал также против роскоши и богатства духовенства, призывал лишить Церковь собственности и был против немецкого засилья в Чехии. В 1409–1412 годах Ян Гус полностью порывает с католицизмом, ставит авторитет Священного Писания выше авторитета папы. Впоследствии Гус действительно был объявлен святым.

Мартин Лютер (1483–1546), немецкий религиозный деятель. Лютер был основным «создателем» новой веры — протестантизма, которая признавала абсолютный авторитете Библии, единоспасающей «личной веры» и отменяла церковный культ. Лютер считал, что каждый человек может сам обращаться к Богу без помощи священников, а основой веры человека должны быть не указания папы, а Библия.

Заключение

Едва ли человеческий ум когда-либо придумает нечто более жестокое и мучительное, чем то, что применяли для «спасения» душ еретиков инквизиционные трибуналы. Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени — таков общий итог деятельности инквизиции. Среди ее жертв — участники еретических движений и противники папства, руководители восстаний, философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители.

Весь ужас инквизиции с ее бесчисленными жертвами стал для западного христианства историей церковного террора и преступлений против человечности.