Фильм про православие

Фильм митрополита Илариона (Алфеева) 
Церковь в истории

Информация о фильме
Название: Церковь в истории
Год выхода: 2012
Жанр: Документальный
Производство: Россия
Режиссер: Мария Гусева
Автор, сценарист и ведущий: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
О фильме:
Фильм об истории христианства от времен основания Церкви Спасителем и Его апостолами до наших дней.

Рассказ начинается с посещения Святой Земли. Создатель фильма ведет зрителя по новозаветным местам Иерусалима, связанным с земной жизнью Спасителя, с проповедью апостолов, с рождением Церкви.

Значительная часть проекта повествует об истории Русской Православной Церкви: о Крещении Руси; периоде монголо-татарского ига и событиях, связанных с Куликовской битвой; расколе XVII века и его последствиях; Синодальном периоде и восстановлении патриаршества на Поместном Соборе 1917-1918 гг. В картине подробно рассказано о гонениях на веру в советское время.

Заключительный фильм посвящен современному положению четырех древних патриархатов (Грузинскому, Сербскому, Румынскому, Болгарскому) и других поместных Церквей.

Митрополит Иларион знакомит зрителей со всеми вехами истории Церкви и проводит их по местам главных событий: по Иерусалиму и Афинам, Риму и Константинополю, Владимиру и Киеву, Петербургу и Москве.

Телепроект «Церковь в истории» интересен для самого широкого круга зрителей, в том числе тех, кто не считает себя верующими, но живо интересуется вопросами истории.

1-я серия. Иисус Христос и его церковь.
Темы: жизнь и смерть Иисуса Христа; споры о его личности и учении; становление раннехристианской Церкви; апостолы и их ученики. Съемки фильма проходили в Иерусалиме и в Афинах.

2-я серия. Эпоха мученичества
Темы: церковь гонимая; христианство в катакомбах; примеры мученичества; святой Игнатий Богоносец; раннехристианская литература. Съемки проходили в Риме.

3-я серия. Эпоха Вселенских соборов
Темы: христианская церковь выходит из катакомб; Константин Великий и создание Восточной Римской империи с центром в Константинополе; великие учители церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Вселенские соборы и их значение; становление и развитие монашества. Съемки фильма проходили в Стамбуле (Собор Святой Софии, Студийский монастырь).

4-я серия. Крещение Руси
Темы: язычество у славянских народов; просветительская миссия Кирилла и Мефодия; крещение Руси князем Владимиром; первые киевские митрополиты; монгольское иго.

5-я серия. Великая схизма
Темы: становление латинской традиции; конфликты между Константинополем и Римом; схизма 1051 года; католичество в Средние века. Съемки фильма проходили в Риме и Ватикане.

6-я серия. Падение Византии
Темы: крестовые походы; уния; исихастские споры (Григорий Палама и его противники); падение Константинополя в 1453 году; Церковь под турецким владычеством. Съемки фильма проходили в Стамбуле.

7-я серия. Православие на Руси
Темы: Церковь и власть на Руси (Иван Грозный и митрополит Филипп); автокефалия Русской Церкви; патриаршество в Русской Церкви; Московский Кремль как церковный и государственный центр; царь Алексей Михайлович и патриарх Никон; русские святые (Сергий Радонежский).Съемки фильма проходили в Соборах Московского Кремля.

8-я серия. Синодальный период
Темы: Петр Первый и его отношение к Церкви; упразднение Патриаршества; секуляризация церковных земель; реформа церковного искусства; церковные деятели синодальной эпохи (Филарет Московский). Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге (Исаакиевский, Казанский соборы, здание Синода и пр.)

9-я серия. Гонения на церковь в России XX века
Темы: революция и начало гонений на Церковь; репрессии сталинского периода; Церковь во время войны; Церковь при Хрущеве и Брежневе; 1000-летие Крещения Руси и начало церковного возрождения. Съемки фильма проходили в Москве и Подмосковье (Бутово, Елоховский собор, ХХС).

10-я серия. Православные церкви на современном этапе
Темы: современное положение древних четырех Патриархатов; Православие в Грузии; Православие в Сербии, Румынии, Болгарии; Прочие Православные Церкви. Съемки фильма проходили в Грузии, Румынии, Сербии

Это 6-серийный документальный фильм о истории Христианства, от ранних дней до современных времен, в котором профессор Диармэйд Маккаллох — один из ведущих историков в мире – рассказывает о происхождении Христианства, а также дает анализ того, что значит быть христианином.
Профессор Диармэйд Маккаллох — один из ведущих в фильмах по мировой истории, выпускаемых ВВС. Профессор истории церкви на теологическом факультете в Оксфордском университете. Автор ряда книг по истории Англии времен Тюдоров и церковной истории. Получил известность после написания ряда книг, выражающих либеральные взгляды на христианство, самая известная — A History of Christianity: the First Three Thousand Years (История христианства:первые 3 тысячи лет). На основе этой книги и сделана данная мини-серия ВВС. Эти книги представляют изложение известных фактов и событий (компиляции из уже известных работ) и последующую их интерпретацию для обоснования авторского взгляда на христианство. Известность и широкое распространение эти книги получили по причине того, что точно укладывались в мощное анти-христианское движение западных элит, направленное, в первую очередь, против уже ослабленного конформистского католичества и еще сопротивляющегося православия. В качестве пропагандиста анти-христианства Маккаллох подошел лучше многих — выходец из среды англиканских священников и сам несостоявшийся священник, открытый гомосексуалист и активист гей-движения со времен своей молодости. Кстати, многое в его пути и средствах напоминает движение «обновленчества» в православии в начале 20-х годов в России. Можно сказать, что в средствах и методологии анти-христианства мало что изменилось. Данный мини-сериал представляет интерес для публики как иллюстрация этих, достаточно примитивных, методов. Прекрасный видеоряд выполняет роль красивого фантика для завлечения и удержания внимания.

12 христианских фильмов

На ivi премьера — христианская спортивная драма «Победитель». Вспомнили по этому поводу еще несколько фильмов, где говорится о Боге и христианской морали.

Победитель

Джон Харрисон, тренирующий баскетбольную команду христианской школы «Brookshire», живет мечтой о победе в чемпионате штата, но из-за закрытия одного из градообразующих заводов сталкивается с большими сложностями и вынужденно берет на себя тренерство команды, занимающейся бегом по пересеченной местности — спортом, который он не считает достойным. Позже выясняется, что вся его «команда» — одна неблагополучная девочка Ханна, страдающая астмой. Благодаря поддержке семьи и своему неравнодушию мужчина узнает подробности судьбы Ханны и понимает, что не должен оставлять девочку один на один с собой…

Прорыв

История чудесного спасения четырнадцатилетнего подростка Джона, который провалился под лёд озера в Миссури. Когда мальчика достали из воды, было уже поздно, он не дышал. Но Джона доставили в больницу, а его приёмная мать Джойс не сдалась и продолжала молиться.

Можно только представить

История создания главного хита музыкальной группы MercyMe — «I Can Only Imagine». У Барта Милларда, написавшего её, было тяжелое детство и сложные отношения с отцом, не разделявшим ценностей сына. Но повзрослевший Барт все же смог простить его и посвятил умершему папе песню, ставшую христианским синглом номер № 1 в Америке.

Хижина

У Мака беда — умерла его маленькая дочка. Её похитил маньяк, и даже тело не нашли, только окровавленные вещи. Религиозный Мак тяжело переживает потерю и все время задает Богу вопрос «за что?». А однажды он получает от Папы (так он зовет создателя) приглашение на встречу…

Варавва

Все мы знаем историю о том, как между преступником и Иисусом толпа выбрала даровать свободу первому. Художественный фильм российского режиссера Евгения Емелина дает нам возможность увидеть, как сложилась жизнь помилованного народом Вараввы.

Интервью с Богом

Молодой журналист Пол Эшер вернулся в Нью-Йорк из командировки в Афганистан, где вера мужчины пошатнулась от увиденного. В непростой для Пола период у него появляется возможность взять интервью у таинственного человека, который называет себя Богом.

Сын Божий

История жизни Иисуса Христа от Рождения и до Вознесения.

Молчание

Это история о двух членах монашеского ордена иезуитов, которые в семнадцатом веке прибыли в Японию, где были запрещены и католицизм, и контакты с иностранцами. Фильм Мартина Скорсезе.

Отважные

Драма о четырех полицейских, хорошо выполняющих свою работу, их семьях и истинных христианских ценностях.

Серфер души

Биографическая история серфингистки, которой в 13 лет откусила руку акула. Вера и любовь Бетани Хэмилтон к серфингу дали ей мужество, смелость и упорство. Травмированная девушка повторно встала на доску через месяц после выписки из больницы, очень скоро смогла вернуться в спорт и стать призером нескольких крупных соревнований.

Чудеса с небес

Семья Кристи и Кевина Бим — благополучная и счастливая: у них есть большой дом и три чудесных девочки. Но однажды случилась беда, средней дочери Анне поставили страшный диагноз. Тяжелая болезнь быстро убивала ребенка, и никакое лечение не помогало. Но Кристи не смирилась с мучительной смертью дочери и искренне верила, что вместе они пройдут этот путь и всё снова станет как было.

Библейские притчи

Для самых маленьких. В основу российского мультсериала положены четыре поучительные притчи, рассказанные Иисусом.

Фильмы про священников

Продолжаем наши зимние киноподборки, на сей раз — фильмы о священниках. Понятно, что фильмов, где фигурирует священники, пруд пруди, поэтому подборка выйдет субъективная; но эту субъективность мы компенсировали разнообразием.

«Письма отцу Якобу» Клауса Хярё — может быть, не шедевр, но любимый многими фильм. Амнистированная уголовница устраивается работать к старому слепому священнику: читать ему письма разных людей, обращающихся к священнику за советом и молитвой. Одновременно грустный и радостный фильм о вере.

«Третье чудо» — фильм Агнешки Холланд. Замечательный фильм о чуде (и не только). В центре — священник, которому поручено «расследовать» подлинность чудес, и цыганка Хелен (умершая к началу действия), которую «подозревают» в святости.

«Месье Венсан» («Господин Венсан», «Монсеньор Венсан»; 1947 г.) Мориса Клоша — классика кинематографа, прекрасный фильм — «житие»: без пафоса, елейности и пр. Фильм рассказывает о главных вехах пути Венсана де Поля, католического святого, прославившегося делами милосердия. Лента включена в список 45 лучших, по мнению Ватикана, произведений кинематографа.

«Проблемные» фильмы

«Назарин»: Андрей Тарковский считал этот фильм лучшим у Бунюэля (и не только Тарковский). Священник пытается служить так, как этого требует Евангелие: удивительно ли, что у мира это не вызывает ничего, кроме ярости и отторжения? «Назарин» — история об отношениях святости и мира; некая вариация на тему Страстей. «Назарин» вызывает некоторое недоумение: добродетель священника показана как бы слишком беспомощной, зло мира — уж слишком невосприимчивым к святости; финал — неоднозначен и тревожен. Независимо от того, как это понимал сам режиссер, христиане знают: Евангелие — это отнюдь не пасторальная история; это история о том, как люди откликнулись на пришествие Бога Любви: они распяли Его; христиане же знают, что Он воскрес. Хотел или не хотел этого Бунюэль, фильм ложится в этот контекст.

«Причастие» (1962; название англоязычной версии — «Зимний свет») — вторая (центральная) часть «трилогии веры» Ингмара Бергмана. Священник, овдовев, теряет веру в Бога. «Какой абсурдный образ!» — говорит он, смотря на распятие. Через тяжелую хладность и пустоту в конце он всё же сможет сказать Богу: «Свят, свят, свят еси, Всемогущий Боже. Исполнены небо и земля славы Твоей»…

«В твоих руках» Аннетт Олесен — мощное современное религиозное высказывание. Анна поступает на работу священницей в женскую тюрьму. Там она встречает Кейт — великую грешницу и… святую, чудотворицу. Фильм о «всамделишней святости» и «всамделишном» грехе. Фильм входит в проект «Догма 95» Ларса фон Триера. Помимо «актуальности» женского священства, этот фильм интересен вот чем: протиборством священника (священницы), как бы благочестивой, но на деле — грешницы, и святого (святой), как бы грешницы, а деле — собственно святой.

Священство и царство

«Царь» Павла Лунгина — история о противостоянии Грозного царя и святителя Филиппа, палача и жертвы, великого грешника и святого. Сколь бы много бессмысленных споров ни велось вокруг Грозного и вообще вокруг власти, Церковь здесь высказалась вполне однозначно: Церковь, Чей Глава невинно казнен Римской империей, канонизировала святителя Филиппа, но — конечно! — не его убийцу. Об этом — прекрасный фильм Лунгина.

«Бекет» Питера Гленвилла — главный герой фильма — Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский, святой католической Церкви, одна из центральных фигур английской истории XII в. Томаса Бекета можно назвать английским Златоустом. Как и константинопольский святитель, он восстал против власти — короля Генриха II, хотевшего использовать Церковь в своих интересах. Их борьба, как и в случае со Златоустом, окончилась мученической смертью праведника. Драма о противостоянии святости и мира, Церкви и власти, искушениях и мученичестве. Фильм прекрасен тем, что показывает житие святого «в динамике» — от бурной и грешной молодости к святости. Замечательный, уже давно ставший классическим фильм.

«Жизнь за жизнь» Кшиштофа Занусси — фильм, основанный на реальных событиях. Священник-францисканец Максимилиан Кольбе, канонизированный Католической церковью, был узником Аушвица — символе того зла, что несет власть. Там он добровольно пожертвовал жизнью ради незнакомого ему человека.

Экранизации великих романов о священниках

«Дневник сельского священника» — экранизация романа Жоржа Бернаноса. Вероятно, лучший фильм Робера Брессона, один из величайших фильмов в мировой истории. Молодой священник пытается преобразить жизнь своего прихода в истинно христианском духе, но сталкивается с мощным сопротивлением. Главная тема фильма — борьба святости и пошлости — исполнена здесь поистине гениально. Ко всему прочему «Дневник сельского священника» — прекрасная иллюстрация слов апостола Павла о том, что «мы сделались посмешищем миру»: святость для мира — нечто крайне позорное. Как позорен в глазах мира — Крест. Это главная тема Бернаноса, гениально воплощенная в «Дневнике сельского священника»: священник где-то в провинции, «в старом христианском приходе» пытается просто помочь людям жить по-евангельски: и, кажется, ничего кроме смеха, жестокости и подлости это живое присутствие святости не вызывает…

«Под солнцем Сатаны» — фильм Мориса Пиала, в роли аббата Донисса — Жерар Депардье. Фильм взял «Золотую пальмовую ветвь». Экранизация одноименного романа Бернаноса. «Под солнцем Сатаны» — ранний роман Ж. Бернаноса о девушке, которая оказалась в центре борьбы Сатаны и Бога. Бернанос, начав роман как социальную драму, превращает ее в метафизическую. В центре романа «Под солнцем Сатаны» — судьба двух героев: аббата Донисса — священника, сомневающегося в своем призвании, и девушки Мушетты — родившей мертвого ребенка, погрузившейся в безумие. Оба героя встречаются с самим Сатаной… «Под солнцем Сатаны» — роман крайне трагический, жесткий и в своем социальном плане, и в плане метафизическом: борьба добра со злом — действительно борьба, а не какая-то абстрактная схема.

«Ключи от Царства Небесного» Джона Стала — экранизация главного романа Арчибальда Кронина, образца подлинно христианской литературы. История священника Фрэнсиса Чизхолма: несчастная любовь, учеба, первый приход, проповедь в Китае и старость на родине. Кронин сумел показать, что истинная кротость и смирение не отрицают, а предполагают смелость, свободу и дерзание. Вечная борьба кротости и фарисейства, смирения и жестокости, святости и мира. «Ключи Царства» — редкий пример увлекательной, осознанно христианской литературы, вышедшей действительно «легкой» (по чтению, содержание «Ключей Царства» в общем трагическое), а главное — искренней, честной, без нравоучений (может быть, правда, несколько сентиментальной).

«Беглец» — экранизация романа Грэма Грина «Сила и слава». Режиссер: Джон Форд, один из выдающихся голливудских кинематографистов, один из классиков вестерна. Впрочем, своей «специальностью» (Дикий Запад) он тяготился и жалел, что мало снимал фильмов на другие темы. А вот «Беглеца» как раз он очень любил. К тому же в фильме играли лучшие актеры того времени. Экранизация получилась действительно достойная, во всяком случае фильм создавался более 50 лет назад и его до сих пор помнят (хотя надо признать, что образ главного героя «прилизан» по сравнению с книгой). «Сила и слава» — гениальный роман Грэма Грина, пример подлинно христианской литературы. Священник в эпоху гонений. Священник — блудник, алкоголик, трус… Зачем он остался в этой стране? Его презирают (как и он сам себя, впрочем), преследуют как зверя, наконец убивают. Искренняя, даже жесткая история о грехе, служении Христу, святости. О том, что святость в каком-то смысле неприглядна. О том, что есть единственное горе — не быть святым. И главное: то, что мир считает поражением, для Неба — величайшая победа. С. С. Аверинцев справедливо говорил о романе «Сила и слава» Грэма Грина как об одном из самых аутентичных свидетельств христианства XX века — христианства, оставившего себе только Крест.

Священники в жанровом кино

«Я исповедуюсь» — самый «христианский» фильм Альфреда Хичкока (берем в кавычки, так как сомнительно, что сам режиссер согласился бы с таким определением). Характерно, что этот фильм не пользовался признанием современников (хотя взял Гран-при в Каннах). Зритель насладится классическими для Хичкока саспенсом, тонкой психологией и напряженным сценарием. Священник исповедует убийцу и сам попадает под подозрение: но ведь он не может разгласить тайну исповеди… Опять же характерно, что, по первоначальной задумке режиссера, священника должны были казнить, но режиссеру пришлось изменить сценарий в сторону хеппи-энда.

«Ангелы с грязными лицами» Майкла Кёртиса — фильм 1938 г., общепризнанная классика. На первый взгляд, это обычный голливудский фильм, гангстерская драма, каких тогда было много (и чисто внешне опять же это шедевр данного жанра). В «Ангелах» мы, однако, видим, как, блестяще исполнив внешние черты жанра, создатели перевернули его суть, грубо говоря, «разоблачили» гангстерскую драму. Сюжет следующий: два подростка, Рокки и Джерри, совершают кражу, Рокки попадается. Вследствие этого он становится бандитом, а Джерри — священником. Это зачин. Бессмысленно рассказывать весь фильм, опишем лишь его гениальный финал. Пережив множество перипетий, Джерри оказывается приговоренным к смерти. Рокки, после той первой кражи сделавший делом своей жизни борьбу с криминалом и его популярностью в тогдашнем американском обществе, просит у Джерри невозможного: перед смертью не вести себя как герой, а унизиться, выглядеть «трусливой крысой», тем самым развенчав миф о «бравых бандитах». Так гангстерский фильм оборачивается историей про смирение, уничижение, про «быть посмеянием и позорищем миру».

«Отходная молитва» — не самый плохой пример «массового кино» с христианскими мотивами. «Драматический триллер» по форме (и вполне на уровне этого жанра), по сути — история раскаяния. Ирландский террорист случайно подрывает школьный автобус. В ужасе он решает покончить со своей прежней жизнью, но для этого он должен совершить еще одно убийство. Случайным свидетелем оного становится священник. Далее — история покаяния на фоне «драматического триллера». Режиссер: Майк Ходжес. В главных ролях: Микки Рурк, Боб Хоскинс, Алан Бейт.

«Пастырь» Левина Уэбба — типичный детективный триллер. Здесь мы его предлагаем как образчик «мейнстрима», но с христианской тематикой и не без «глубины». Ловкому и вполне «светскому» отцу Дэниэлу поручено загладить скандал: другого священника обвиняют в убийстве. Здесь начинается собственно «детектив» и «триллер». Детектив — прекрасная метафора поиска истины, триллер — стояния над бездной (Честертон и Достоевский с разных сторон показали, как все это можно использовать в христианском искусстве). «Пастырь» — неплохая попытка в этом духе: отец Дэниэл, все больше погружаясь в грязь и ужас в поисках истины, вспоминает, кто он: Божий служитель.

«Крест и нож» Дональда Мюррея — христианский проповедник обращает членов подростковых банд Нью-Йорка к Богу. Фильм «Крест и нож» создан по мотивам книг пастора Дэвида Вилкерсона «Крест и нож» и его друга бандита Никки Круза «Беги, малыш, беги». Обе книги повествуют об обращении подростковых банд к Господу. Книги и соответственно фильм основаны на реальных событиях.

«Город мальчиков» Нормана Таурога — классика кино. Пять номинаций на «Оскар» (два — приза). Своего рода христианская «Республика ШКИД» — католический священник создает приют для трудных детей. Эта идея пришла священнику после исповеди приговоренного к смертной казни. «Город мальчиков» в действительности существовал, как и его создатель отец Эдвард Дж. Флэнэгэн, и существует до сих пор. Воспитанники говорили о священнике: «он не суровый отец, а брат».

Под конец — экранизации рассказов об отце Брауне — одном из самых обаятельных образов священника в мировой культуре; сами рассказы — классика детектива и прекрасная литература:

— Британский телевизионный сериал в лучших традициях прекрасных английских ТВ-экранизаций классики.

— Английский фильм 1954 г. Священник-детектив в исполнении Алека Гиннесса многими до сих пор считается лучшим. Экранизация рассказа «Сапфировый крест».

— «Паршивая овца» и «Пагубная страсть» — две немецкие экранизации.

— Советский (литовский) двухсерийный фильм «по мотивам новелл Г. К. Честертона». Источником послужил не только «отец Браун», но и «Хорн Фишер».

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»