Фиванская священная дружина

Священный отряд из Фив: 300 любовников и возлюбленных

Священный отряд не был уникален. Пехотные армии полисов Классической эпохи состояли из отрядов ополчения и наемников. Но многие полисы содержали элитные отряды, члены которых жили на счет государства и посвящали свое время военным упражнениям.

Численность таких отрядов часто составляла 300 человек, как это было со спартанскими «всадниками». В V в. до н. э. в Сиракузах был создан отряд из шестисот воинов, который, в частности, в 461 г. до н. э. разбил восставших наемников. В Аргосе в 421 г. до н. э. 1000 юношей из знатных семей образовали профессиональный отряд воинов, снабжаемый государством. Элитный отряд из 300 воинов в IV в. до н. э. был у Элиды, который комплектовался из влюбленных пар. Вероятно, он был создан под влиянием Священного отряда из Фив.

Осада Мантинеи. (wikipedia.org)

В 424 г. до н. э. при Делии войска Беотийского союза разбили армию афинян. Известно, что в этом бою по всему строю фиванцев были распределены 300 отборных воинов, которых называли «колесничие и возницы».

В 379 г. до н. э. Фивами правили ставленники Спарты. Противники последних были несколькими годами ранее казнены или бежали в Афины. Осенней ночью 379 г. до н. э. семь фиванских изгнанников во главе с Пелопидом и Горгидом тайно пробрались в город и перебили правителей. Сразу за этим фиванцы восстали и заставили сдаться спартанский гарнизон. Фиванцы почувствовали волю к победе, но впереди у них была война с сильнейшим государством Греции — Спартой.

В этих условиях был создан элитный отряд. Его основателем большинство греческих авторов называет Горгида, одного из лидеров переворота. Священный отряд стоял гарнизоном на фиванском акрополе Кадмее, поэтому подразделение называли также «городским отрядом». В отряд вошло 300 воинов, которые получали содержание от города. Как правило, в Афинах и Фивах бойцами были простые граждане, которые при необходимости становились в фалангу. Особенностью Священного отряда стало то, что его бойцы были профессионалами, которые могли все время посвящать военным упражнениям.

Руины крепости Кадмея. (wikipedia.org)

Плутарх сохранил шуточное изречение фиванского полководца Паммена, который назвал мифического мудреца Нестора не искусным полководцем. Нестор советовал строить войска по коленам и племенам, но родичи часто равнодушны друг к другу. Строй же, соединенный любовью, будет несокрушим.

По задумке Горгида, воины Священного отряда распределялись по первым рядам всего фиванского войска. Этот принцип напоминает то, как сражались при Делии 300 фиванских «колесничих и возниц». Вероятно, Горгид не создал, а восстановил элитный отряд из 300 воинов, существовавший в Фивах в V в. до н. э.

В 378 и 377 гг. до н. э. спартанская армия царя Агесилая опустошала Беотию. Фиванцы и их союзники афиняне оборонялись на холмах и укрепленных участках. Здесь были и воины Священного отряда. В 375 г. до н. э. Пелопид впервые использовал его как отдельное подразделение. Фиванский полководец повел их вместе с отрядом конницы против враждебного Фивам Орхомена. Фиванцы получили донесение, что разместившийся в городе спартанский гарнизон ушел в поход. Приблизившись к городу, Пелопид узнал, что в Орхомене разместился другой спартанский отряд, и взять город с налета не получится.

Реконструкция вооружения фиванского воина. (pinterest.ru)

Фиванцы отступали предгорьями близ местечка под названием Тегиры. Здесь они столкнулись с двумя спартанскими морами (около 1000 воинов). Выхода не было, и Пелопид повел отряд в бой. Фиванцы обратили в бегство численно превосходящих спартанцев, оба полководца которых погибли. Это было первым за долгое время поражением спартанцев в бою против такой же фаланги гоплитов. Победа Священного отряда вселила в фиванцев уверенность и стала прелюдией к победе при Левктрах.

После битвы при Тегирах Пелопид решил, что разумнее использовать Священный отряд как единое целое, а не распределять его воинов по всему строю. Отныне триста отборных воинов стали ударным корпусом фиванского войска, который посылали в бой в решающий момент.

После Тегир война между Фивами и Спартой прекратилась на четыре года. Снова Священный отряд получил возможность проявить себя в великой битве при Левктрах в 371 году, которая сделала Фивы сильнейшим государством Греции.

При Левктрах фиванское войско возглавил полководец Эпаминонд. Он разместил Священный отряд на левом фланге. Там 300 лучших воинов под командованием Пелопида атаковали правый фланг спартанцев, прежде чем они успели перестроиться и разгромили его.

Сограждане высоко оценили мастерство Пелопида как командира Священного отряда. Военачальник получил почести, равные почестям Эпаминонда. После Левктрской битвы Священный отряд принял участие в походе Эпаминонда на Пелопоннес в 369 году. Триста воинов участвовали в штурме Коринфа, но были отброшены легкой пехотой, метавшей в них копья и дротики.

А. Иванов. «Смерть Пелопида». Источник: wikipedia.org

Хотя история Фив в 369−338 гг. до н. э. была богата на битвы и военные походы, упоминаний о деяниях Священного отряда больше нет. Возможно, отряд из 300 воинов не был такой значимой силой, чтобы упоминать его отдельно, если он не совершал чего-то выдающегося, как это было при Тегирах и Левктрах.

В 338 г. до н. э. Афины, Фивы и их союзники сражались при Херонее против македонской армии Филиппа II. Фиванские отряды занимали левый фланг греческого войска, там же стоял Священный отряд. Стоявшим напротив них македонским правым флангом командовал царевич Александр. Будущему завоевателю удалось разгромить и обратить в бегство фиванцев. Но Священный отряд, как пишет Плутарх, остался стоять, и все 300 воинов погибли под ударами македонских сариссофоров.

Фиванцы возвели на месте битвы гробницу для погибших сограждан. Погребение украсили статуей льва. В 1818 году английский археолог Джордж Тейлор решил использовать «Описание Эллады» Павсания как источник. Он раскопал на месте битвы статую льва. В начале XX века памятник был восстановлен.

В XIX веке археологи нашли могилу под Херонейским львом. Там были обнаружены останки 254 воинов. Так археология подтвердила существование и последний бой отряда, скрепленного узами любви.

Херонейский лев. Источник: wikipedia.org

Легенда о Священном отряде заняла свое место в общественном сознании греков и позволяла строить политические теории. Первым из них был Платон, который в диалоге «Пир» пишет о враждебности тиранов к гомосексуальным отношениям, также к философии и гимнастике, которые все вместе рождают у подданных «высокие помыслы».

В том же сочинении Платон вкладывает в уста одного из героев по имени Федр речь, в которой он доказывает древность бога Эрота и прославляет мужскую любовь. Федр говорит, что если бы из влюбленных и возлюбленных было образовано государство или войско, его члены избегали бы всего постыдного и соревновались бы друг с другом в доблести.

Идею о том, что мужчины, скрепленные узами взаимной любви, станут лучшими защитниками свободы, подхватили другие философы, жившие во времена Священного отряда — Гераклид Понтийский и Фаний. Живший спустя сто лет Гиероним Родосский поместил Священный отряд в начало списка примеров того, как любовь мужчин помогала низвергнуть тиранию.

Святой мученик Павел Елькин
Святой мученик Павел Николаевич Елькин родился 23 июня 1876 года в селе Шошка. Семья Елькиных была многочисленной, поэтому мальчика к себе на воспитание взял дед, проживавший в Усть-Сысольске.
Павел окончил приходскую школу, получил навыки кузнеца и слесаря. Некоторое время жил в Петербурге, вернувшись, работал на заводе.
С этого момента началась его политическая жизнь. С одушевлением встречает известие о революции и свержении царского режима, стал одним из активных участников установления Советской власти в Коми крае. С 1918 года член ВКП(б). Но уже в конце 20-х отошел от дел.
Жил Павел со своей семьей в местечке Кочпон, возле храма. В 30-е годы в Сыктывкар жизнь прибила многих незаурядных людей. Пристанищем был храм, где находили свой приют и молились архиереи, священнослужители. Знакомство с ними перевернула жизнь коммуниста Елькина. Не последнюю роль сыграла и жена, исполнявшая в одно время обязанности старосты храма. Личное знакомство и дружеские отношения с епископом Германом также повлияли на веру бывшего коммуниста. Павел был в тесных отношениях с Владыкой.
Его также как и епископа Германа арестовали 24 февраля 1937 года. Проходил Павел по тому же самому делу, что и епископ Герман – о «Священной дружине». На время содержания в Сыктывкарской тюрьме «страдал пороком сердца, расширением легких». Осужден Тройкой при УНКВД Коми АССР по статье 58.10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 15 сентября 1937 года.
12 марта 2002 года решением Священного Синода было принято решение о причислении к лику святых Павла Елькина.
Образ новомучеников: мирянин и епископ
День памяти новомучеников и исповедников Российских был отмечен в Свято-Казанском храме г. Сыктывкара освящением новой иконы с ликами недавно канонизированных святых Коми края – епископа Вязниковского Германа (Ряшенцева) и мирянина Павла Елькина. Судьбы обоих новомучеников связаны с этой церковью. Владыка Герман был сослан в Сыктывкар и служил регентом при Свято-Казанской церкви, а Павел Елькин был активным прихожанином и помощником владыки. Его дом стоял рядом с храмом. Обоих арестовали и расстреляли по делу «Священной дружины» 15 сентября 1937 года.
По представлению Сыктывкарской и Воркутинской епархии владыка Герман был канонизирован 6 октября 2001 года, а Павел Елькин – в феврале 2002 года. Настоятель храма игумен Филипп (Филиппов) рассказал, что сразу после прославления новомучеников Коми им захотелось иметь при храме икону именно этих святых. Пришлось столкнуться с большими трудностями, прежде чем икона была написана сыктывкарской художницей Татьяной Пунеговой. И вот икона предстала перед прихожанами и родственниками невинно убиенных (на снимке на 1-й стр.). На ее освящение приехал владыка Питирим, что придало еще больше торжественности событию.

Икона с возжженной перед ней лампадой заняла место на стене храма – оказавшись как раз под иконой евангелиста Павла. Священник храма о.Виталий сказал, что это непреднамеренно, но ведь случайностей не бывает. Так Павел, когда-то гнавший Христа иудей, стал Его апостолом, через две тысячи лет история повторилась на земле Коми: комиссар Павел Елькин, устанавливавший безбожную власть большевиков, покаялся, и принял мученическую смерть за Христа.
Икона интересна и знаменательна еще и тем, что мирянин-мученик изображен на одной иконе, рядом и вровень с епископом, – подвиг мученичества соединил их. Прежде на иконах архиерейский «чин», как правило, изображался отдельно от мирян.

Священная дружина.Российский опыт борьбы с терроризмом на общественных
началах

12 марта 1881 г. — 125 лет назад в России создана антитеррористическая общественная организация

Убийство Александра II вызвало панику и полнейшую растерянность российских властей. Несмотря на отсутствие каких-либо антиправительственных волнений, молодой Император Александр III и правительство пребывали в большом смятении.

Смятение это, помимо теракта 1 марта 1881 года, было вызвано и тем, что арестованный накануне покушения один из лидеров организации «Народная воля» Андрей Желябов уже 2 марта во время допроса заявил, что «ежели с восшествием на престол Императора Александра Александровича ожидания партии не исполнят и она встретит такое же противодействие, то не остановится и в будущем прибегать к таким покушениям и против него». Заявление Желябова приобрело ещё большее значение после обнаружения конспиративной квартиры на Тележной улице. Это было 3 марта. А на другой день нашли подкоп под Малой Садовой.


Храм Восересения Христова (Спас на крови)

В правительственных кругах более всего опасались: не будут ли взрывы на Екатерининском канале лишь увертюрой к более страшному и опасному взрыву революции? А наиболее близкие к Императору люди К.П. Победоносцев, Д.А. Милютин, граф П.А. Валуев опасались возможности покушения на молодого царя. У них возникла идея о назначении регента на случай убийства Александра III и вступления на престол его 13-тилетнего наследника Николая Александровича. Первые лица государства искренне полагали, что «Народная воля» мощная организация и полиция перед ней бессильна.

В поисках решения этой проблемы пришли к выводу о необходимости противопоставить революционной организации другую, проправительственную, но основанную на принципах конспирации. То есть, создать тайное общество, богатое, могучее, влиятельное, с задачами добровольной охраны Государя от возможных покушений на его жизнь, проникновения во что бы то ни стало в тайны Исполнительного комитета «Народной воли» с целью полного уничтожения его.

Трудно сказать, кому конкретно пришла в голову эта идея, но уже 12 марта 1881 года в Петербурге с благословления Александра III и при его финансовой поддержке была создана организация, получившая название «Священная Дружина». Великие князья Владимир и Алексей, судя по всему, участвовали в создании этой организации, равно как и обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, министр внутренних дел граф Игнатьев. Руководство организацией взяли на себя графы Воронцов-Дашков, Шувалов, Демидов, Сан Донато, Левашов.

В самой идее «Священной Дружины» многие из них видели нечто рыцарски-монархическое. Это была первая известная антитеррористическая организация, созданная на общественных началах и при поддержке на самом высоком государственном уровне.

Сам факт создания такой организации свидетельствовал о недоверии высших лиц государства официальным правоохранительным, как бы сейчас сказали, органам. «Священной Дружиной» фактически хотели даже не подстраховать, а подменить работу полиции.

Философ Лев Тихомиров, бывший, кстати, в то время членом Исполкома «Народной воли», но потом перешедший на сторону властей, оправдывая действия правительства в мартовские дни 1881 года, писал: «… полиция, ещё до графа Лорис-Меликова (министр внутренних дел при Александре II — авт.) заявившая себя крайне неудовлетворительно, была при нём окончательно скомпрометирована в общественном мнении. Патриотическое чувство, глубоко поражённое злодейством 1 марта, возбудило мысль общественной охраны Государя. Государь, в виду общего разочарования в полиции, не счёл нужным пресекать это выражение заботливости преданных ему верноподданных, хотя понятно, что в принципе всякие частные общества с такими целями составляют формальное нарушение правильного течения государственной жизни. Но в марте 1881 года нельзя было быть слишком требовательным в отношении формального порядка».

Суть дела, конечно, заключалась не только в нарушении «формального порядка». Правительство искало выход из кризиса власти. Ему нужны были новые и более надёжные средства в борьбе с террором народовольцев. И «Священная Дружина» была призвана стать таким средством.

Структура Дружины

Никто из идеологов и создателей «Священной Дружины» не имел понятия об оперативной работе такого рода, которую они собирались проводить. Организацию законспирировали, как могли, обставив возможно большей таинственностью и мрачностью. Подражали в этом всем известным в то время «тайным обществам»: от западных масонов и карбонариев до русских революционных организаций. Внутренняя конструкция «Священной Дружины» была необычайно громоздкой и запутанной. А внешняя форма поражала многими чудачествами и бессмысленностью. Впрочем, возможно, именно это и позволяло создать подлинную конспиративность. По крайней мере, для первых лиц, о которых по сей день ничего точно не известно. Мы не знаем ни имён их, ни фамилий. Только номера.

Был в организации и свой обряд посвящения в дружинники. Он напоминал упрощённый обряд масонов, о котором современный читатель знает по роману Льва Толстого «Война и мир». После совершения обряда «посвящённый» давал расписку, которая отправлялась в верховный орган «Священной Дружины» — Совет первых старшин, состоящий из пяти человек. Каждый член общества при зачислении в его ряды получал свой определённый номер, которым и обозначался во время всех своих действий, связанных с организацией.

Руководители общества, — члены Совета, — были первыми 5-ю номерами и составляли первую степень «братьев». (Обращение «брат», принятое в организации, тоже, очевидно, пришло от масонов). Остальные члены дружины по своей деятельности разделились на два отдела. Первый отдел, имевший «специальное назначение» и состоявший под непосредственным ведением Совета, занимался организацией работы, руководил, разрабатывал план деятельности, выносил решения. Сообразно этому из членов первого отдела составлялись административные и руководящие органы Дружины — Центральный комитет (ЦК), Исполнительный комитет (ИК) и Организационный комитет (ОК). Этот отдел находился в Петербурге и насчитывал около 100 членов, носивших номера от 6-го до 105-го (2-я степень «братьев»).

Чем выше и значительнее была инстанция, тем более она была законспирирована. Несомненно лишь то, что Исполнительный комитет ведал агентурой, Организационный — устройством «Священной Дружины». Во главе этих организаций был ЦК — высшее учреждение, состав которого должен был оставаться неизвестным даже для членов Исполнительного и Организационного комитетов.

Взаимоотношение ЦК и Совета первых старшин были совершенно необъяснимым. Совет до сих пор является неким неуловимым органом. Среди наиболее известных и деятельных дружинников нет ни одного, кто имел бы номер члена Совета; граф И.И. Воронцов-Дашков, центральная известная фигура общества, имел № 6, граф Левашов — № 7, граф Шувалов — № 8. Невольно напрашивается вывод, что в состав Совета входили лица, не принимавшие активного участия в делах «Священной Дружины», занимавшие лишь особенно почётные места и по своему положению имевшие право верховного руководства.

Всем «братьям» разрешалось иметь агентов для собирания сведений о революционерах, но агенты не должны были знать о существовании общества.

На содержание «Священной Дружины» и её агентуры было выделено 3 млн рублей из личных средств Александра III. При этом принимались пожертвования от членов Дружины, а также отпускались деньги из бюджета министерства императорского двора и уделов. Каждый член общества получал жалованье и командировочные на разъезды. Деятельность дружинников не должна была сливаться с деятельностью государственной полиции, усилия которой признавались недостаточно эффективными.

В июне 1881 года общество настолько окрепло, что организовало охрану царя и его семьи во время поездок по России. К тому времени в числе дружинников были уже и профессионалы из чинов полиции. В Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле и Рыбинске они отработали столь тщательные меры по охране первых лиц государства, что и позднее никто не мог придумать лучшего. В царствование Николая II такие же меры были приняты ещё в 22 городах. В охранных подразделениях ЧК — НКВД — КГБ пользовались опытом Дружины практически один к одному.

Агентура при обществе была организована в конце июля. И тогда же созданы четыре агентурные организации, получившие название попечительств: Петербургская, Московская, Заграничная (центр в Париже) и Железнодорожная, подчинявшиеся непосредственно Исполнительному комитету. Во главе этой наёмной агентуры стоял один из «братьев», который все данные передавал высшей инстанции, так называемому попечителю местности — «брату», заведующему всеми делами сыска, наблюдения и расследования в своей местности. Попечитель же сносился уже с ИК и получал через него директивы от верховного органа.

Из журнала «XXI век: вызовы и угрозы»

(Продолжение следует)

Священная дружина

Смотреть что такое «Священная дружина» в других словарях:

  • «Священная дружина» — «Священная дружина», тайная монархическая организация. Создана в 1881 представителями придворной аристократии после убийства народовольцами императора Александра II (см. Первое марта 1881). Ей предшествовала «Тайная антисоциалистическая лига»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА — ( Добровольная охрана ) конспиративная организация придворной аристократии в России в 1881 82. Главные руководители П. П. Шувалов, И. И. Воронцов Дашков и др. В борьбе с революционным движением соперничала с государственной полицией. Имела… … Большой Энциклопедический словарь

  • СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА — конспиративная организация придворной аристократии в 1881 83. Создана после убийства народовольцами императора Александра II. Организаторы и руководители граф П. П. Шувалов, граф И. И. Воронцов Дашков и др. Пыталась бороться с революционным движ … Русская история

  • Священная дружина — тайная монархическая организация. Создана в 1881 представителями придворной аристократии после убийства народовольцами императора Александра II (см. Первое марта 1881). Ей предшествовала «Тайная антисоциалистическая лига» (возникла в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА — «СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА» («Добровольная охрана»), конспиративная организация придворной аристократии в России в 1881 82. Главные руководители П. П. Шувалов, И. И. Воронцов Дашков и др. В борьбе с революционным движением соперничала с государственной… … Энциклопедический словарь

  • «СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА» — тайная орг ция придворной аристократии в России для борьбы с революц. движением. Создана летом 1881 после покушения на Александра II. Руководил деятельностью С. д. центр. комитет во гл. с П. П. Шуваловым. В руководство входили вел. князья,… … Советская историческая энциклопедия

  • Священная дружина — («Священная дружина»,) тайная организация, созданная придворной аристократией в России летом 1881 для борьбы с революционным движением. Основана после покушения народовольцев на царя Александра II. Руководил деятельностью «С. д.»… … Большая советская энциклопедия

  • «Священная дружина» — «Добровольная охрана», конспиративная организация придворной аристократии в России в 1881 82. Создана после убийства народовольцами императора Александра II. Главные руководители П. П. Шувалов, И. И. Воронцов Дашков и др. В борьбе с… … Энциклопедический словарь

  • ДРУЖИНА — В Древней Руси (см. Русь*) вооруженные отряды при князе*, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Слово дружина происходит от существительного друг, по значению очень близкого словам товарищ, соратник. Это… … Лингвострановедческий словарь

  • Дружина — отряд воинов (соратников, сподвижников), объединявшихся вокруг вождя племени (предводителя союза племен), позже князя или короля в период разложения родового строя и становления клас. отношений, формировалась с учетом гл. обр. личностных качеств… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Свято-Казанский храм Сыктывкара

Свято-Казанский храм Сыктывкара (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Православный Свято-Казанский храм — одна из самых посещаемых действующих церквей в Сыктывкаре и Республике Коми. Он расположен в местечке Кочпон, за городом, на берегу реки Сысолы — здесь вся обстановка навевает умиротворение и покой.

Главная икона храма — образ Казанской Божией Матери — одна уцелела при разрушительном пожаре в начале 20 века, после чего была признана чудотворной.

К этой иконе, установленной в иконостасе, приходят тысячи верующих, чтобы помолиться и зажечь свечу от неугасимой лампады. В праздник надвратный образ спускают вниз, чтобы к нему можно было приложиться. Прихожане отмечают особую благость и душевную атмосферу, царящую здесь.

История постройки

Раньше на этом месте стояла часовня святых праведников и чудотворцев Прокопия и Иоанна Устюжских, первые упоминания о ней есть в летописи, хранящейся в Троицком приходе Усть-Сысольска. Алтарь в часовне перестроили местные крестьяне в 1860 г., а в 1901 г., после чудесного спасения иконы Божией Матери, вновь построенный храм посвятили этому чудотворному образу.

В темные для церкви времена с 1917 по 1944 гг. Свято-Казанский храм стал местом ссылки. Сосланный туда епископ Герман духовно и материально поддерживал отправленных сюда священников и мирян, за что в 1937 г. был обвинен в подрывной деятельности и расстрелян. Храм перешел в ведение Сельсовета и служил избой-читальней. Но по настоянию прихожан в конце Великой Отечественной войны его освятили вновь и стали проводить службы. В 2001 г. народного заступника епископа Германа Священный Синод причислил к лику святых.

Территория и внутреннее убранство

В храме скромная, уютная обстановка без излишней помпезности, много икон и церковной утвари. Деревянное здание церкви выкрашено в небесно-голубой цвет Богородицы, в нем легко дышится. На небольшой ухоженной территории — старые березы и яблони, цветущие палисадники, благоухающие в мае запахом сирени. При входе стоит памятный крест в память о погибших в смутные времена служителях церкви.

Прихожанам разрешено подняться на колокольню и позвонить в колокола.

В наши дни в храме не только проводят службы, но и ведется духовно-просветительская деятельность. При нем открыты воскресная школа и духовная академия, работает приходская библиотека православной литературы. Здесь строится Центр православной молодежи и хоспис для онкологических больных. Служители церкви создают душевную, комфортную обстановку, они внимательны к чаяниям прихожан.

Свято-Казанский храм занимается благотворительной деятельностью — финансирует строительство новых православных церквей в республике, а также помогает нуждающимся людям.

Практическая информация

Адрес: Сыктывкар, ул. Набережная, 10/1. GPS координаты: 61.637176, 50.870530.

Режим работы: понедельник—пятница с 7:00 до 19:00.