Где мощи сергия радонежского

Преподобные КИРИЛЛ и МАРИЯ РАДОНЕЖСКИЕ, родители преподобного Сергия Радонежского (†1337)

Преподобный Сергий дал заповедь: «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом — вследствие завещания Преподобного — предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей. (Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря).

В конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!» Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в 3 км от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.

Преподобный Сергий у мощей своих родителей

В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.

Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря

Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Покровский Хотьков монастырь

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии
О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3
Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

Величание
Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

Праведные Кирилл и Мария, Сергия преподобного нам явившие

В год 700-летия преподобного Сергия Радонежского Русскому Православию и всему Русскому Миру приходится претерпевать непростые испытания – словно снова тьма земная ополчилась против нас.

Наши верные отвечают на вызовы духовными деяниями. 16 июля крестным ходом из подмосковного Покровского Хотькова ставропигиального монастыря на Благовещенское поле Сергиева Посада прошли десятки тысяч паломников; возглавил шествие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Крестный ход из Хотькова 16 июля 2014 г.

Расстояние немалое – чуть ли не два десятка километров. В чем тут дело? Почему – Хотьково?

Русское Православие помнит и почитает не только своих святых, но и их родителей. Это очень естественно – понять, от какой яблоньки пришлось в нашем саду такое ценное, целительное яблочко, и уважительно преклониться. Всегда с отрадой узнаешь о семье, в которой рожден и воспитывался тот или иной подвижник. Приходишь ли к месту в Юрьеве-Польском, где стоял дом, в котором жила семья и где родился преподобный Никон Радонежский, второй игумен Свято-Троицкий, ученик преподобного Сергия, или замрешь на холме в Боровске, в кладбищенской часовенке над могилой Иоанна и Фотинии, родителей преподобного Пафнутия Боровского, или подумаешь в Курске о дворе, через который проносили больного Прохора Мошнина, ставшего потом Саровским чудотворцем Серафимом, да вспомнишь его родителей Исидора и Агафью.

С особым почитанием русский народ относится к родителям одного из столпов Русского Православия – преподобного Сергия Радонежского, привившего Руси удивительное учение о Святой Троице, вскормившего целую плеяду святых подвижников, наставившего преподобного иконописца Андрея Рублева на создание великой иконы «Святая Троица», благословившего на жертвенную и важную битву святого благоверного князя Димитрия Донского.

А в 2012 году отмечалось 675 лет преставления святой четы. По людским меркам – это срок огромный, а у вечности, понятно, времен нет.

Такому детищу… подобало иметь и родителей святых

Говоря о Кирилле и Марии, блаженный Епифаний, автор Сергиева жития, писал: «Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию, должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь апостола: “Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы” (Евр. 13: 2)».

Столетиями покоились Кирилл и Мария там, где почили, – на Радонежье, в Хотькове.

Место захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, в период закрытия монастыря

Справочники утверждают, что начало городку Хотькову положил Покровский Хотьков монастырь, основанный здесь в 1308 году. Считается, что название населенный пункт получил от фамилии помещика Хоткова, коему принадлежал. Кое-кто выводит топоним от древнеславянского имени Хот, или Хотьк. Расположено нынешнее Хотьково на реке Паже, в 60 км к северо-востоку от Москвы и в 11 км к юго-западу от Сергиева Посада, это железнодорожная станция на линии Москва–Ярославль.

Ансамбль женского Покровского Хотькова монастыря: здания XVIII–XIX вв., из них главные – Покровский собор (1816) в стиле ампир и Никольский собор (1904) в русско-византийском стиле (на снимке слева)

Место это – воистину необыкновенное. Рядом – село Радонеж, где жили родители Сергия Радонежского, неподалеку – Троице-Сергиева Лавра. Отсюда пешком совсем недалеко и до Абрамцева, ставшего знаменитым уже в XIX веке, прославленного именами выдающихся живописцев и других деятелей русской культуры. Это ведь в Абрамцеве, среди здешних пейзажей, великий М. Нестеров написал знаменитую картину «Видение отроку Варфоломею» – о чуде, в результате которого потом из отрока вырос преподобный Сергий.

Живописно тут, отрадно, благодатно. Да и может ли быть неблагодатным место, рождающее национальных духовных окормителей?

***

Кто же были эти люди, Кирилл и Мария? Жития расскажут, что происходили они из знатных ростовских бояр и проживали неподалеку от Ростова Великого, в своем поместье. Кирилл, состоявший на службе у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, не раз сопровождал своих руководителей в Золотую Орду. Был вполне безбеден, однако не гнушался простыми сельскими трудами и заботами.

Икона преподобных Кирилла и Марии с житием У Кирилла и Марии уже был сын Стефан, супруга ждала второго ребенка, когда с ней случалось неслыханное. Во время литургии ребенок трижды – после Трисвятой песни (пред чтением Святого Евангелия), во время Херувимской песни и при священническом возглашении «Вонмем! Святая Святым!» – громко воскликнул во чреве. Да так, что прихожане услышали! Привыкшая внимать знакам, Мария поняла, что означает это указание. Будучи молитвенницей, стала избегать мясной, молочной пищи и даже рыбы, питалась лишь хлебом, овощами и водой.

Рассказчики жития праведной Марии уподобляют ее святой Анне, матери пророка Самуила, поскольку вместе с супругом она дала обет: в случае рождения мальчика отдать его Церкви. И – родился второй сын. Это воистину космическое для Руси событие произошло 3 мая 1314 года. А на сороковой день, 11 июня, младенец был окрещен Варфоломеем в честь небесного соименника, апостола, почитающегося в этот день. (Год рождения теперь утвержден Церковью, историки же, в том числе старые церковные, называли также 1319 и 1322 годы.)

Иерей Михаил, нарекший младенца, указал родителям примеры из Библии, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу, в частности, слова апостола Павла: «Бог воззвавый мя от чрева матере моея явити сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех» (Гал. 1: 16) и другие. Батюшка предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Мать сразу обратила внимание: когда ела мясо, грудник отказывался от материнского молока, а по средам и пятницам вовсе отказывался питаться. Подобное постническое обыкновение Варфоломей сохранил и вырастая, порой этим тревожа мать.

Разные нестроения, а в наибольшей мере, по слову преподобного Епифания, «великая рать, или нашествие Туралыково, в 1327 году», крайне неблагоприятно сказались на материальном состоянии Кирилла и почти довели до нищеты, что стало причиной переселения семейства из Ростовского княжества в Московское, в село Радонеж.

Из-за возраста Кирилла на московской княжьей службе заменил Стефан, уже состоявший в браке. Третий сын Кирилла и Марии, Петр, тоже уже обзавелся своей семьей. Варфоломей же, по достижении двадцатилетия, попросил у родителей благословения на иночество. Родители лишь попросили его дождаться их кончины.

Дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям

Как возвышенно и трепетно пишут православные источники, «дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ». То есть, преклоняясь возрастом, приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму – в Покровском Хотьковском монастыре, тогда имевшем два отделения – для старцев и стариц, находившемся в 3 верстах от Радонежа. Примечательно, что Стефан, тогда же похоронивший в Хотьковском монастыре жену Анну, передал двоих сыновей на поруки брату Петру и его супруге Екатерине и тоже принял монашеский постриг, стал ухаживать за своими немощными родителями. Впоследствии – избрал пустынножительство и удалился из монастыря.

Схимники-бояре вскоре отошли ко Господу, в 1337 году, перед блаженной кончиной благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их в Покровской обители, которая с того времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Икона рода Сергиева. На ней изображены, помимо преп. Сергия Радонежского, его сродники: преподобные Кирилл и Мария, а также преподобный Стефан и Петр – сыновья их, с женами; и святитель Феодор Ростовский – сын Стефана А Варфоломей, оплакав родителей, принял постриг и удалился на пустынножитие в отдаленный уголок Радонежской земли, на холм Маковец, где впоследствии им и была основана Троицкая обитель.

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий нередко приходил к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Словно указывал на необходимую духовную связь. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву обитель, богомольцы приходили в Покровский Хотьков монастырь, чтобы потом «явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

Особенно проявилось заступничество Кирилла и Марии при моровой язве 1770–1771 годов, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, хотя свидетельства о связанных с ними чудесах были и раньше. Летопись монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество при страшной моровой язве в 1770–1771 годах, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей Преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. Они сыздавна местно почитались в монастыре: уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия его родители изображены с нимбами.

Фото07 – Рака с мощами прпп. Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотькова монастыря в начале XX в.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек.

Мощи были упокоены в склепе на территории монастыря, причем без каких-либо знаков или надписей на склепе.

После ликвидации монастыря в безбожные времена XX века рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские, разрешили верующим забрать мощи и даже сами помогли вскрыть пол храма и вынести останки. Мощи были упокоены в склепе на территории монастыря, причем без каких-либо знаков или надписей на склепе – место помнили только непосредственные участники этих событий.

Лишь в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария тоже были прославлены в соборе Радонежских святых.

В 1989 году Покровский храм бывшего Хотькова монастыря был возвращен Церкви, и в том же году, в день празднования преподобного Сергия, сюда были перенесены мощи его праведных родителей.

Рака с мощами прпп. Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотькова монастыря в начале XXI в. Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы после безбожных времен открылся в 1992 году. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось и общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября, 18 января (старого стиля), 6 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Молитва преподобным Кириллу и Марии,
родителям преподобного Сергия Радонежского

Преподобные Кирилл и Мария с тропарем О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей: история и варианты иконографии

«Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей» — особая композиция, изображающая святого возле гробниц его отца и матери, преподобных Кирилла и Марии. Этот вариант иконографии особенно распространился с середины XIX века. Создание подобных образов было связано с местным почитанием родителей преподобного в Покровском Хотьковом монастыре, где почивают их мощи.
Сцены, изображающие преподобного Сергия у гробов родителей, не встречаются в его житийных иконах XVI-XIX веков. Единственным примером являются миниатюры лицевого «Жития преподобного Сергия» (рукопись, по всей вероятности, 1592 г., РГБ, Троицк. III-21). На обороте л.55 в верхнем регистре находятся две сцены: в первой из них Варфоломей над родительским гробом оплакивает кончину родителей, а стоящий рядом священник кадит. Во второй — совершается заупокойная служба. Эти сцены не оказали влияния на иконографию образов рассматриваемого нами типа, но вместе с тем они являются чуть ли не единственным примером (вплоть до XIX века) изображения преподобного Сергия у гробов родителей.

Миниатюры из рукописи лицевого Жития преп. Сергия конца XVI века из собрания РГБ.
Все сохранившиеся иконы «Преподобный Сергий у гробов родителей» имеют одно принципиальное различие с этими иллюстрациями. В упомянутой рукописи визуально воплощаются слова Епифания Премудрого, автора самого известного Жития преподобного Сергия, то есть происходит буквальное иллюстрирование текста. Согласно Житию, в этих сценах Варфоломей представлен отроком, до его пострижения в монахи, которое произошло после смерти родителей, но на иконах «Преподобный Сергий у гробов» святой всегда неизменно представлен монахом-старцем. Таким образом, эти иконы не являются иллюстрацией эпизода одного из самых распространённых вариантов Жития, по которому Варфоломей 40 дней воздавал сыновью дань родителям после их смерти.
Больше, чем Житие, на сложение иконографии повлияло народное предание, по которому преподобный Сергий при жизни вплоть до своей кончины нередко хаживал на могилу родителей из только устраивавшегося Троицкого монастыря В XIX веке почитание Кирилла и Марии достигло своего апогея, в особенности после их «чудесного заступничества» во время эпидемии холеры 1848 года, а устройство железной дороги, проходящей близ Хотькова монастыря, привлекло в обитель большее количество паломников. При монастыре, а также в мастерских Троице-Сергиевой Лавры, начали создавать в качестве паломнических реликвий иконы интересующего нас сюжета. Про иконы этого типа С.К. Смирнов, ректор Московской духовной академии, писал уже в 1854 году: «И теперь во множестве покупают богомольцы как в самой Лавре, так и в Хотькове, образки, на которых Преподобный Сергий изображён молящимся у гроба своих родителей, с кадилом в руке. Это памятник его сыновей любви к родителям, которым он послужил до самой блаженной кончины» .
Однако известные нам иконы данной иконографии относятся ко времени не ранее третьей четверти XIX века Для всех них характерны следующие обязательные иконографические элементы: преподобный Сергий Радонежский-старец в монашеских одеждах стоит в трёхчетвертном повороте вправо или влево (эта деталь может варьироваться), в правой руке его кадило, левая — в жесте моления или перед грудью. Он стоит перед двумя гробницами, в которых лежат его родители в схиме (чаще всего со скрещенными на груди руками). Оба гроба покрыты одним общим покровом, так, что открытыми остаются половины фигур Кирилла и Марии. Как правило, фигура преподобного Сергия несколько масштабно увеличена по сравнению с изображениями родителей.
Одни из самых ранних примеров таких сцен известны в гравюрах , например, в гравюре 1862 года, выполненной И.И. Старченковым , более известным в качестве автора гравюр с видами Троицкой обители. На этой гравюре присутствуют все вышеперечисленные элементы. Примечательно, что сцена представлена на открытом пространстве на фоне пейзажа и вида Хотькова монастыря (композиция на фоне построек монастыря встречается и в иконах), тогда как большинство известных икон отражает реальность и показывает сцену в интерьере. Над сценой парит в облаках образ Покрова Богоматери — в соответствии с посвящением обители. Существовали многочисленные примеры других гравюр с изображением этой сцены, по всей видимости, повлиявших на формирование иконографической композиции икон.
Интересно, что в описании гробницы родителей преподобного, данной в 1896 году, содержится описание одной не дошедшей до нас иконы: «Икона Знамения Божией Матери во весь рост старинного письма (помещается перед гробницею Кирилла и Марии). Замечательна особенною обстановкою: под стопами Богоматери изображена гробница Кирилла и Марии: около гробницы на одной стороне изображены дети их: Варфоломей, Петр и Стефан, а на другой — супруга Стефана и супруга Петра Екатерина». Таким образом, в XIX веке существовали и другие варианты образов Сергия перед гробами родителей, с включением фигур его сродственников. Однако икон подобной иконографии среди расхожих образов не встречается (на месте описанного образа ныне находится икона такой же иконографии современного письма).
Примечательно, что композиция «Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей» известна как в иконописи (чаще всего паломнические образы небольшого размера), так и в предметах декоративно-прикладного искусства: и в эмалях, и в резьбе. В целом иконография данного сюжета довольно стабильна, вариации могут касаться только второстепенных деталей, прежде всего фона, при сохранении всех основных элементов. Возможно, это связано с тем, что они появились незадолго до того, как ход развития иконописи был прерван, и иконография не успела претерпеть свою эволюцию.
Иконы на этот сюжет различаются также и по художественному уровню. В качестве примера можно привести две иконы «Преподобный Сергий Радонежский перед гробами родителей» конца XIX века из собрания Музея имени Андрея Рублёва . Обе имеют практически идентичную иконографию (сцена происходит в интерьере, на дальней стене — прямоугольная пилястра, за гробами — горящая свеча, над ней — образ Спаса Нерукотворного). Однако живопись первой выполнена на более высоком уровне (к тому же икона больше по размеру), близком к столичным памятникам, вторая — с гораздо более упрощёнными приёмами письма. Подобную же иконографию (сцена — в интерьере, на фоне — стена и образ Спаса Нерукотворного) имеет и большинство произведений мелкой пластики, например, эмали второй половины XIX в. из Соловецкого музея-заповедника , Рыбинского музея- заповедника . Эмалевые образки также могли приобретаться в память о посещении обители.

Преп. Сергий перед гробами родителей – прп. Кирилла и Марии Радонежских.
Вторая половина XIX века. Собрание музея им. Андрея Рублева
В очень редких случаях преподобный Сергий с гробами родителей включался в состав избранных святых. Уникальная икона такого типа хранится в Тверской областной картинной галерее. На этом образе второй половины XIX века представлены тверские святые: благоверный князь Михаил и святитель Арсений, а в правой части — преподобный Сергий Радонежский и его родители в гробницах . Причём, строго говоря, представлена не совсем сцена предстояния у гробов, поскольку святой отвёрнут от родителей, он стоит в повороте к другим святым.
Таким образом, иконография «Преподобный Сергий у гробов родителей» сложилась в XIX веке и не имеет прямых прототипов в искусстве более ранних периодов. Иконография отражает не конкретный момент Жития святого, а предание о том, что преподобный Сергий часто посещал могилу родителей вплоть до своей смерти, поскольку на всех подобных образах он изображается не отроком, но монахом-старцем. Памятники такого типа создавались преимущественно в качестве паломнических реликвий, приобретавшихся в память о посещении Покровского Хотькова монастыря. Композиция этих образов отличается устойчивостью и малой вариативностью основных элементов. Появившись, по всей видимости, под влиянием гравюр, иконография была распространена как в иконах, так и в предметах декоративно-прикладного искусства.
С.А. Кирьянова
Источник: Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. — М.: МАКС Пресс, 2013

Земной путь святого преподобного Сергия Радонежского закончился в сентябре 1392 года. Господь отметил слугу своего после кончины, сделав нетленными его мощи. Их мощь признают как православные, так и католические христиане.

Обретение

Через 16 лет после предания тела преподобного старца земле он явился игумену созданного им монастыря и предупредил о страшной беде, надвигающейся на святое место. Вскоре обитель была разграблена и сожжена отрядами татарского хана Едигея. Но братия успела укрыться в лесной чаще, забрав с собой множество церковных реликвий:

  • иконы;
  • книги;
  • церковную утварь.

Как и обещал отец Сергий своему ученику, испытания вскоре закончились и святое место начали восстанавливать. В это время случилось ещё одно видение святого старца. Он явился одному мирянину и попросил передать инокам, восстанавливающим святое место, что огорчён из-за нахождения под толщей земли и затопления своей могилы.

Святой преподобный Сергий Радонежский

В 1422 году началась подготовка фундамента для возведения нового Свято-Троицкого собора, выполненного из камня. При стечении большого количества простого народа, знатных людей, иноков монастыря и князя Юрия Звенигородского (крестника преподобного Сергия) мощи были подняты на поверхность, а затем перенесены во временную деревянную церковь.

Через год они были торжественно перенесены в Троицкий собор, где хранятся по сегодняшний день.

Читайте о святом:

  • Икона преподобного Сергия Радонежского
  • Храм преподобного Сергия Радонежского на Рязанке в Москве
  • Акафист святому Сергию Радонежскому

История

Мощи, помещенные в простую деревянную раку, стали предметом поклонения множества верующих людей разных сословий. С 1585 года они покоятся в серебряном ларце, который сверху покрыли позолотой. За шестисотлетнюю историю святые останки несколько раз подвергались серьёзной опасности.

С одним из этих событий связана история появления в Сергиевом Посаде храма Всех Святых. В 1746 году в южной части лавры разгорелся сильный пожар, угрожавший Троицкому собору и хранящейся в нём реликвии. Через северные ворота её вынесли с территории лавры и разместили на пустыре, который в то время находился к северо-западу от обители.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре

После завершения пожара мощи внесли на прежнее место. А на месте их временного пребывания была заложена церковь.

Читайте о мощах других православных святых:

  • Мощи святого Иоанна Предтечи
  • Мощи преподобного Гавриила Ургебадзе
  • Мощи преподобного Илии Муромца

Испытания в советское время

До 1916 года мощи святого Сергия Радонежского оставались нетленными. Их покрывали хлопковыми волокнами , которые затем раздавали прихожанам и паломникам в качестве благословения. По недосмотрению инока, приставленного к реликвии, в раку попала искра от свечи. Огонь быстро поглотил одежды и плоть святого старца. В ларце остались лишь кости и остатки одеяний.

Молодая советская власть на волне борьбы с религиозным культом решила вскрыть ковчег с мощами. 11 апреля Лавра была окружена военными и конной полицией, которая не пропускала внутрь множество собравшихся верующих людей, требующих не осквернять останки святого мужа. Но их голоса не были услышаны. Ковчег вскрыли, а мощи выставили в качестве экспоната в атеистическом музее, организованном на территории обители. Чтобы спасти святые останки, священник Павел Флоренский и граф Юрий Олсуфьев тайно отделили от них голову, которую заменили черепом одного из князей рода Трубецких, покоящихся на территории собора.

Глава святого отца Сергия более 20 лет передавалась от хранителя к хранителю. Военные годы её прятали в алтаре храма села Виноградово, расположенного недалеко от столицы. В 1945 году монашеская жизнь в святой обители, расположенной в Сергиевом Посаде, возобновилась. Святые мощи облачили в одеяния и вернули в раку в Троицком соборе. Но официально их и Успенскую церковь передали Русской православной церкви лишь через год. Но ни монахи, ни прихожане не догадывались о произошедшей когда-то подмене.

Реликвию передали отцу Илариону, который участвовал в её спасении. Во время переоблачения мощей в новую схиму глава тайно была возвращена на исконное место.

Интересно: существует версия, что отделение главы святого Сергия произошло до осквернения мощей. Но какой бы ни была дата этого события, основные его факты остаются неизменными.

Чудеса прошлые и современные

В монастырских летописях содержится множество записей о чудесах, произошедших по молитве у мощей преподобного отца Сергия и искренней веру в силу Господа.

Исцеление отрока Леонтия

Сын одного из старейшин города Вышгород много лет терпел сильные боли в пораженной болезнью руке, которая иссохла и скривилась. Многие святые места посетил юноша в надежде на исцеление от недуга. И вот в одном селе, принадлежащем Троицкой обители, явился ему преподобный Сергий и повелел идти за исцелением в его обитель.

Ковчег с частицей мощей Сергия Радонежского

Придя в монастырь, Леонтий подошёл к раке с честными мощами и начал молитву, которая сопровождалась земными поклонами. После третьего юноша приложился к ковчегу и возвестил окружавшим его людям, что рука его исцелена от недуга.

Чудо это укрепило Веру юноши, и он отправился рассказывать о чудесах преподобного старца мирянам.

Любовь и забота о детях

История современного чуда произошла в середине XX века.

В это время жили на одной из улиц города Сергиев Посад двое маленьких детей — София и Михаил — и их мама, которая работала в поликлинике. Однажды, видя приближение грозы, которую дети панически боялись, женщина отпросилась с работы и поспешила домой, про себя прося помощи у преподобного Сергия.

Прибежав домой, она открыла дверь и вошла в комнату, где спокойно и радостно сидели малыши. Они рассказали ей, что в первые минуты ненастья к ним зашёл старец в монашеском одеянии и успокаивал их. Он говорил, что мама скоро придёт и бояться не стоит. Соня стала глубоко верующей женщиной и глубокой старости трудилась при святой обители.

Помощь слепой паломнице

Однажды осенним вечером экскурсовод, сопровождающая по лавре туристическую группу из Германии, увидела на ступенях Троицкого храма пожилую женщину. Бабушка, которую звали Анна, приехала поклониться святым мощам из Киева, а так как идти ей некуда, то ночевать она собиралась на улице. Восьмидесятилетняя женщина была совершенно слепа.

Отправляясь в дальнее путешествие, она возносила молитвы преподобному Сергию и просила о помощи. И святой муж помогал ей, посылая добрых людей, носящих его имя. Они провожали бабушку на нужную электричку и помогли добраться до святого места.

Возвращение потерянного ребёнка и исполнение желаний

Преподобный отец Сергий Радонежский слышит искреннюю просьбу любого человека, независимо от его внешнего вида и знания храмовых традиций. Это доказывает чудо, произошедшее с женщиной из подмосковного города Краснознаменска. В семье знакомых её мужа произошло несчастье — пропала дочка грудничкового возраста. Поиски девочки не дали результатов и Людмила решила съездить в Троицкую лавру, чтобы вознести молитву у мощей преподобного чудотворца.

Молебен у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского

Не могла молодая женщина не попросить и за себя — она давно мечтала о счастье материнства.

Необходимо отметить, что женщина не состояла в официальном браке, не была венчана со своим спутником и приехала в обитель в брюках и ярким макияжем на лице. Но святой отец услышал её горячую молитву. На следующий день после поездки малышка нашлась на пороге собственного дома, а Людмила через некоторое время узнала о беременности.

Явившись к ней в сновидении, преподобный Сергий улыбался ей с большой любовью и спрашивал, довольна ли она. С тех пор Людмила регулярно посещает церковь и воспитывает своего сына в любви к богу.

Чем помогают

Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых православных святых отцов. К нему ежедневно возносят тысячи молитв нуждающиеся в совете, помощи и заступничестве люди. Он помогает в самых разнообразных случаях.

Например:

  1. Отец Сергий является покровителей всех людей, получающих образование.
  2. Его просят о помощи в воспитании детей подросткового возраста.
  3. Он защищает в опасных для жизни ситуациях, бережёт от вражеских нападений.
  4. По молитве святому Сергию люди избавляются от гордыни и тщеславия, открывая свою душу любви и смирению.
  5. Ему молятся за людей, подверженных пагубным привычкам и плохому влиянию.
  6. Молятся преподобному старцу перед началом важных дел и просят помощи в трудных бытовых ситуациях.
  7. Его просят об исцелении от физических и душевных недугов.

Где находятся и как добраться

Как и много веков назад мощи святого преподобного Сергия Радонежского хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, которая находится в городе Сергиев Посад Московской области. Из Москвы до обители можно доехать на личном автомобиле или общественном транспорте.

  1. На машине едут по трассе М8 через 54 километра свернуть в направлении, указанном на дорожном знаке. Следуя указаниям на информационных табличках до монастыря добраться довольно просто. Внимание! Личный автомобиль можно припарковать на платных стоянках, расположенных недалеко от лавры, но следует учитывать, что в праздничные и выходные дни свободных мест на них может не быть.
  2. Автобус до Сергиева Посада ходит ежедневно с 6.50 до 22.40 часов. Отправляется он от станции метро «ВДНХ» с интервалом 20-30 минут. Маршрут номер 388 займёт по времени примерно час без учёта затрудненного дорожного движения.
  3. Электропоезда отправляются в сторону Сергиева Посада от Ярославского вокзала. Для желающих посетить обитель подойдут поезда, следующие до Сергиева Посада, Балакирева и Александрова. Интервал движения электричек примерно 30 минут.

От автобусной станции и железнодорожного вокзала до монастыря можно дойти пешком по Вознесенской или Сергиевской улицам.

Важно! Мощи святого преподобного Сергия Радонежского — почитаемая православная реликвия. Молитва перед ними, особенно в дни его поминовения (18 июля и 8 октября), имеет большую силу и способна сотворить настоящие чудеса. Мощи Сергия Радонежского

Мощи Сергия Радонежского — где находятся, как проехать

Один из самых известных почитаемых российских праведников — преподобный Сергий Радонежский. Память святого празднуется 18 июля, но поклониться мощам можно в любой день, когда просит душа. Для чего люди посещают гробницу? В православии существует твердое убеждение — даже по смерти святые продолжают действовать, как живые. Силой молитвы изгоняют бесов, ставят на ноги больных, благодаря действию Духа Святого.

Где находятся мощи Сергия Радонежского

Святые говорят, что беды даются людям не случайно. Только через скорби мы начинаем понимать, насколько хрупок и ненадежен земной комфорт, недолговечно тело. Так люди осознают, что нельзя полагаться на деньги, общественное положение, увлекаться удовольствиями. Ведь рано или поздно временной жизни приходит конец. Поняв это, человек начинает тянуться к тому, что по-настоящему важно — духовным благам.

Чтобы помолиться около мощей Сергия Радонежского, следует приехать в Подмосковье. Доступ в Троице-Сергиеву Лавру, где находится нетленное тело святого, открыт ежедневно. Не все могут часто выбираться за город из столицы, но переживать не стоит. Ведь совершить поклонение можно и в московских храмах:

  • Икона с частицей находится в Троицком храме, на подворье Лавры. По факту это некий филиал монастыря, где службы проходят по монашескому чину (они более длинные, чем обычные для мирян). Доехать надо до метро «Цветной бульвар» и оттуда пройти на 2-й Троицкий пер. 6А.
  • На станции «Китай-Город» также находится аналогичная святыня, в церкви Свт. Николая в Кленниках. Этот храм хорошо известен — в нем св. Алексий (Мечев) продолжал поддерживать церковную общину в годы гонений на православную веру.
  • Церковь Владимирской иконы Божией Матери имеет целый придел, освященный в честь русского святителя. Находится по Дмитровскому шоссе, 170 (метро «Алтуфьево» или «Петровско-Разумовская»).

Господь прославляет праведников после смерти, украшая их тела не крестами или богатыми гробницами, а благоуханием и мироточением. Так верующие могут приобщиться к благодати Божией, действующей в грешном мире.

Как проехать

  • В чем помогает икона Преподобного Сергия;
  • Где находятся мощи Святой Матроны;
  • В чем помогает Серафим Саровский.

Троице-Сергиева Лавра

Столетиями это центр российской духовности, где возрастали тысячи подвижников: преподобный Максим Грек, прп. Премудрый Епифаний, Пахомий Лагофет, святитель Филарет Московский, Иннокентий (Вениминов) и др. Монахи, воспитанные здесь, впоследствии основали множество других обителей.

А ведь сначала здесь был лишь холм, именуемый гора Маковец. Хищные звери бродили по густому лесу, в котором подвижник решил возвести себе уединенную келью, место для духовных подвигов. Не было у монаха ни электричества, ни отопления, ни водопровода. Но любовь к Богу согревала его душу, силы духовные постепенно все вокруг преобразили. Даже дикие звери становились ручными, подходя к праведнику.

Постепенно вокруг Лавры вырос город, который сегодня мы знаем, как Сергиев Посад. Здесь проживали ремесленники, происходила торговля. Официально признан городом 22 марта 1782 г., императрица Екатерина Вторая подписала об этом указ. В 1930 г. переименован в г. Загорск, по имени погибшего здесь революционера В. Загорского. Изначальное название вернули городу в 1991 г.

В Сергиевом Посаде бывают тысячи паломников, ведь город входит в Золотое кольцо России. Здесь имеются достопримечательности, вызывающие неподдельный интерес туристов со всего мира:

  • Художественно-педагогический музей игрушки — основан в 1980 г. Изначально являлся первым европейским музеем подобной тематики, но поначалу находился в Москве. В начале века уступал по популярности только Третьяковской галерее. В музее ряд постоянных экспозиций, посвященный игрушкам Востока, народной, новогодней и рождественской игрушке и др.
  • Абрамцево — располагается в усадьбе, построенной в 18 в. Владельцем был писатель Сергей Аксаков, к нему в гости часто заезжали известные писатели, актеры, историки. Затем имение перешло к Савве Мамонтому, известному покровителю искусств. Сегодня здесь находится государственный музей-заповедник, в коллекции которого насчитывается 25 тыс. экземпляров. Это фотографии, произведения живописи, скульптуры.
  • Черниговский мужской скит — относится к Троице-Сергиевой лавре. Расположен в нескольких километрах от монастыря, основан преподобным Антонием. В уединенном месте живут лишь отшельники. Одна из святынь обители — Черниговская икона Богородицы, которая появилась тут в 19 в. Сохранились храмы в пещерах, кельи, источник и старинные постройки.

Но главное, что привлекает путешественников в Сергиев Посад — возможность посетить Лавру, где до сих пор освящается молитвенный дух, под тихое благоговейное пение свершаются чудеса.

Обретение святыни

Мощи преподобного Сергия были обнаружены через 30 лет после его смерти в 1392 г. Батюшка пришел во сне к одному достойному мирянину. Он велел передать настоятелю и монахам свое сообщение. Святой сетовал на то, что тело его долго находится под землей в гробу, в воде. Много людей тогда собралось возле могилки праведника.

Гроб достали, он действительно находился в воде. Несмотря на это, одеяния и тело были целы. Это произошло 18 июля 1422 г. Мощи были перенесены в Троицкий храм, где ныне расположена церковь Сошествия Святого Духа. По сей день 18 июля, в годовщину великого события, в Лавру прибывают тысячи паломников, чтобы присутствовать на торжественном богослужении.

После большевистской революции новая власть развернула компанию по борьбе с религией. К преподобному стекались тысячи простых граждан, поэтому монастырь тоже не остался без внимания безбожников. В апреле 1919 г. особая комиссия пребыла в Сергиев Посад. Вскрытие гробницы было заснято на видеокамеру, мощи изъяли и выставили в местном музее. Вернули их обратно Церкви в 1946 г.

Сохранилось предание о том, как была сохранена голова преподобного. По благословению свт. Тихона, священник Павел Флоренский и граф Олсуфьев ночью тайно выкрали голову преподобного Сергия. Вместо ее они оставили голову князя Трубецкого, чьи останки были погребены в том же соборе. Все это держалось в строгом секрете, но существуют воспоминания, по которым можно понять, что святыня была в доме Олсувьева. Затем, в 1928 г. ее закопали в саду.

В 1933 г. Павла Флоренского арестовали, граф бежал в Новгород. Там он рассказал о сокрытии честной главы священнику Павлу Голубцову. Ему удалось перевезти ковчег в Николо-Угрешский монастырь, расположенный в Подмосковье. Там и находился до победы над фашистами. Пройдя всю войну, Голубцов вернул главу дочери графа. Лавра вскоре была вновь открыта, мощи вернули Церкви, тогда Екатерина Олсуфьева возвратила украденное Святейшему Патриарху Алексию.

Чудеса преподобного Сергия

У Бога все люди остаются живыми, даже если их земная жизнь окончена. Свидетельство этому в том, что многие необычные события происходили уже тогда, когда праведный Сергий находился душой на небесах.

  • Жители Казани как-то увидели чудесное явление — по стене ходил святой Сергий, он осенял город крестным знамением и кропил его освященной водой. Мудрецы очень опечалились, услышав об этом. В то время город находился под татарским игом. Святой предупредил о том, что вскоре христианская вера воцарится в Казани. И вскоре царь Иван Грозный присоединил ее к России, начал строить православные храмы и монастыри.
  • Не оставляет попечением праведник и основанную им обитель. Однажды монах дремал после утренней службы, привиделся ему о. Сергий. Предупредил о том, что ночью на монастырь будет совершено нападение. Велел крепиться духом и надеяться на помощь Господа. Так и случилось — в третьем часу на лавру напали, желая разграбить ее. Но насельники мужественно отбили атаку.
  • Один стрелец занимался скоморошеством. В это время находила на него болезнь — он терял разум. Придя в себя, обещал больше не губить свою душу, но снова нарушил его. Друзья привезли его в Лавру, где мужчина прожил несколько дней. В минуту просветления, начал молиться перед образом Христа. Внезапно на нем загорелись волосы. Тогда рассудок полностью вернулся, стрелец вернулся на службу и был здоров.

В сети множество сообщений об исцелениях, которые происходят по молитвам возле мощей Сергия Радонежского. Верующие обращаются к нему, когда хотят получить исцеление от физических недугов, просят о помощи в учении, работе, молодые получают благословение на семейную жизнь.

Роль святого в истории

Преподобный известен потому, что у него хватило смелости стать выразителем народной идеи патриотизма. В монашестве он сказал новое слово — основал обитель с общежительным уставов. Таков был его идеал и для мирян: так обустроить общественный порядок, чтобы верующие стали единодушны в своей вере, целях.

В то время Россию терзали междоусобицы, поэтому очень важно было, что появился монастырь, где ценилось совсем другое. Идеалы смирения, доброжелательного отношения, простота, любовь к своим ближним. Мощи Серия Радонежского продолжают напоминать об этом.

Молиться следует с усердием. Не страшно, если верующий ощущает усталость, боль в ногах, начинает болеть голова. Это нормально, ведь даже святые уставали на молитве. Нужно дать себе время привыкнуть и не терзаться напрасно. Слабость свойственна человеку. Тексты читать можно сидя, если болят ноги или человек прикован к постели болезнью, греха в этом нет. Непродолжительная молитва не должна смущать — важно не количество произнесенных слов, а настрой.