Где похоронен паисий святогорец

Старец Паисий Святогорец

Старец Паисий был очень глубоким человеком, большим любителем монашества и безмолвия. Он имел дар слова, мог пробудить в душе христианина, стремящегося к подвигу, желание монашества. Лично для меня знакомство с трудами старца Паисия – это особая веха в жизни, он один из тех людей, которые произвели на меня огромное впечатление и оказали сильное влияние на мой жизненный и монашеский путь. Хотя лично я с ним знаком не был и никогда не встречался.

Мне кажется, что явление в нашей жизни новогреческих подвижников – уникальная возможность, которую Господь даровал в наши дни Русской Церкви. Современные подвижники очень близки нам по условиям жизни. Они видели современный мир с его лукавством и неправдой. В их простых, незамысловатых, но очень емких словах наш современник может найти такую пищу для души, которую не могут дать древние святые. Если мы откроем Добротолюбие, то увидим высшую степень подвига, непрестанную молитву, но не найдем указаний, как этого добиться. А поучения современных греческих подвижников, в том числе и старца Паисия Святогорца, позволяют нам прикоснуться к живому опыту, к традиции, которая, к сожалению, была прервана в нашей Церкви.

Старец Паисий прожил большую часть своей жизни на Афоне, подвизался на Синае, однако погребен недалеко от Салоник, в с. Суроти. Здесь находится женский монастырь – исихастирий во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, основанный старцем Паисием. Исихастирий – это монастырь со строгим уставом, в котором монахи или монахини подвизаются в безмолвии. Большую часть недели монастырь закрыт для посещений. Установлены часы, в которые дозволено посещать обитель не только мирянам, но и клирикам. Остальное время монахи могут посвятить молитве и по-настоящему уединенной жизни.

Следует отметить, что многочисленные паломники и туристы, которые приезжают в обитель посмотреть на ее внешнюю сторону: росписи, строения, красивое расположение, и при этом абсолютно не заботятся о том вреде, который они могут нанести ее насельникам, – проблема актуальная и для греческих, и для русских монастырей. С одной стороны, прием паломников, их знакомство с монастырем и его святынями – это миссионерская деятельность. С другой стороны, монашеская жизнь предполагает уединенность, жизнь на всеобщем обозрении может закончиться внутренним, да и внешним опустошением обители.

Исихастирий ап. Иоанна Богослова был основан старцем Паисием в 60-е гг. для своих духовных чад: для тех девушек и женщин, которые желали монашеской жизни. До конца жизни старец проявлял заботу о монастыре: писал письма игуменье и сестрам, сам неоднократно приезжал сюда с Афона, искал благотворителей. Когда старец Паисий заболел, сестры заботились о нем, а после его смерти похоронили на территории обители.

Сегодня издано множество книг, содержащих как поучения самого старца Паисия, так и непосредственно рассказ о его жизни. Его письма к сестрам, к мирянам поражают емкостью фраз и неподдельной искренностью слов старца; совершенно уникальны его примеры из жизни и отеческая забота о каждом приходящем к нему человеке. Первая книга о жизни старца Паисия, «Архондарик под открытым небом» свящ. Дионисия Тациса, произвела в России ошеломляющее впечатление. Архондариком в Греции называется помещение в монастырской гостинице, где пришедшему в обитель паломнику предлагают традиционное угощение. Старец Паисий принимал гостей во дворе своей келии Панагуда на Афоне. Он предлагал им угощение, а затем начинал с ними беседовать и очень многим помог обрести христианскую настроенность в жизни.

В основанной старцем женской обители также чтут традиции гостеприимства и вместе с тем строгой жизни. В настоящее время это одна из самых устроенных и во внутреннем, и во внешнем отношении греческих женских обителей. Даже по внешней благоустроенности обители можно судить о жизни ее насельниц. Всюду поражает идеальная чистота: от храма, где все сияет, как в операционной, до территории, где все сделано с большой любовью, вкусом и заботой о людях. Например, как и во многих греческих монастырях, на территории исихастирия расположены ванночки с холодной питьевой водой. Казалось бы, какая мелочь. Однако для Греции с температурой воздуха более 40 градусов, для человека, который пришел с дороги, это большое благо. В церковной лавке, в храме паломники окружены вниманием, заботой.

Но при этом видна строгость жизни самих сестер. Никаких лишних разговоров, никакого учительства или превозношения. При массе паломников, монахинь практически незаметно. Все строго, скромно, учтиво. Если сестрам приходится сделать кому-то замечание, они делают это так, что люди не обижаются.

Главной святыней монастыря являются мощи прп. Арсения Каппадокийского. Этот святой был прославлен благодаря трудам старца Паисия. Старец составил жизнеописание святого. В наши дни по молитвам прп. Арсения происходит много чудес, в Греции его очень почитают.

И, конечно, тысячи паломников приезжают в монастырь, чтобы помолиться на могиле самого старца Паисия. На надгробном памятнике написано стихотворение старца Паисия, где в немногих, но очень емких словах говорится о бренности жизни. На могиле старца ощущается чувство отеческой заботы, сюда приходишь как к родному человеку.

Игумен Пахомий Брусков
Троицкий листок

Женский монастырь святого апостола Иоанна Богослова. Располагается в 20 минутах езды от Салоник около села Суроти. На территории монастыря находится могила старца Паисия Святогорца. В соборном храме находится частица мощей преподобного Арсения Каппадокийского.

Монастырь открыт для посещения ежедневно с 10.00 до 13.00 и с 15.00 до 18.00 (кроме воскресенья).
Тел. монастыря: +30 2396041320, +30 2396041315.

Женский монастырь святого Иоанна Богослова в Суроти

Основанный св. Паисием, монастырь Иоанна Богослова — место, где можно прикоснуться к чуду.

В череде достопримечательностей Греции есть особенные места, куда приезжают не просто полюбоваться архитектурой или прикоснуться к истории. Одно из них — женский монастырь святого апостола Иоанна Богослова. Он расположился рядом с деревушкой Суроти (30 км от Салоник) и имеет огромное значение для православных всего мира. На территории монастыря расположено сразу несколько святынь, посещение которых дарит надежду на чудо.

История монастыря в Суроти

Каждому православному далеко за пределами Греции известно имя старца Паисия. Для самих греков он стал одной из наиболее значимых личностей XX века. Беседы с ним возвращали людям веру, а умение Паисия приоткрыть истину и исчерпывающе отвечать на волнующие вопросы заставляло людей преодолевать сотни километров, чтобы встретиться с ним лично. Почтение к Паисию Афонскому с годами только крепнет: его канонизация состоялась в 2016 году, а многие пророчества и чудеса нашли своё подтверждение. В 60-х годах XX столетия к старцу Паисию Афонскому обратились женщины. У них была единственная просьба: помочь основать монастырь со строгим уставом.

Вскоре отец Паисий нашёл место для строительства и получил благословение от местного епископа. Этим местом стало селение Суроти, где уже в 1967 году поселились первые монахини. Работы было проделано немало: нужно было построить не только храм и здания, но и провести дороги, водопровод и электричество. После завершения работ Паисий покинул Афон на пару месяцев. Перебравшись в Суроти, он помогал наладить жизнь обители — не только мелкие бытовые, но и духовные вопросы.

С тех пор Паисий регулярно навещал монастырь и до самой смерти не прерывал связи с основанной им обителью. Он писал монахиням письма, справляясь о делах или давая наставнические советы. Когда Паисий навещал Суроти дважды в год, это событие не афишировалось. Но люди бесконечным потоком тянулись к нему в надежде получить ответы на волнующие вопросы или благословение старца.

После смерти Паисия решено было, согласно его завещанию, похоронить его здесь, в монастыре Иоанна Богослова. Если бы его могила находилась на Афоне, монахини и многие миряне были бы лишены возможности посещать место захоронения святого. Ещё при жизни старца его беседы с паломниками были записаны монахинями, а затем изданы в книгах в виде диалогов. До сих пор в монастыре живут те, кому довелось знать святого Паисия лично.

Монастырь Иоанна Богослова сегодня

Монастырь расположился на возвышенности. Его владения не ограничиваются только монастырскими постройками, но включают и оливковые рощи. Сегодня на территории монастыря есть сразу несколько мест, представляющих интерес для верующего человека. Многие приезжают сюда, чтобы посетить могилу святого Паисия. Здесь они молятся, прикладываются к кресту, ставят свечки, просят благословения и оставляют записки. Если чудо произошло, и молитвы принесли результат, возвращаются — на этот раз пишут записки с благодарностями. Некоторые паломники берут с собой горсть земли. Планируя посещение монастыря, стоит помнить, что у могилы святого почти всегда образуется очередь.

Другой важная святыня — главный монастырский храм, выполненный в стиле поствизантийской архитектуры. В нём хранятся мощи преподобного Арсения Каппадокийского – монаха, крестившего в 1924 году младенца Арсения Эзнепидиса (будущего старца Паисия). Именно стараниями святого Паисия удалось передать мощи преподобного монастырю Иоанна Богослова. Если большой собор будет закрыт для посещения, поклониться мощам можно в нижнем приделе. Здесь хранится частица мощей.

При монастыре работает обширная библиотека. В ней любой желающий может почитать книги о старце Паисии — есть варианты на многих языках. Для женщин есть возможность на несколько дней остаться при монастыре, чтобы проникнуться духовной жизнью и отдохнуть от суетного мира. Верующие гречанки приезжают в Суроти на выходные. Также в монастыре работает церковная лавка, где продаются книги, иконы и оливковое масло, сделанное монахинями.

В монастырском дворике есть смотровая площадка. С неё открываются восхитительные виды на окрестности. Можно рассмотреть оливковые рощи и деревушки, Суроти, а также увидеть очертания города Салоники. Вся территория монастыря украшена клумбами и утопает в зелени — монахини поддерживают идеальный порядок и ухаживают за садом. А ещё они встречают паломников в лучших традициях гостеприимства, заимствованного с Афона (так, как это делал сам старец): варят для гостей кофе и угощают их лукумом.

Посещение монастыря Иоанна Богослова можно совместить с поездкой в ещё один почитаемый монастырь, освящённый в честь великомученицы Анастасии, а также в живописную деревушку Василика.

Полезная информация

Из Салоник: от остановки IKEA на автобусе №87

Из аэропорта Салоник: до IKEA на автобусе №78, затем — пересесть на №87

Из курортов полуострова Халкидики: на автобусах K.T.E.L. до посёлка Василики, затем — на автобусе №87 до Суроти

Как добраться

Монастырь открыт для посещения в определённые дни: вторник, четверг, субботу и воскресенье. В остальное время монахиням полагается молиться в уединении.

Хотя во многие храмы Греции разрешают входить в брюках, здесь женщинам необходимо надевать юбки.

ort_palomnik

Недалеко от города Салоники расположено местечко СуротИ, рядом с которым на живописном холме стоит женский монастырь святого Иоанна Богослова и святого Арсения Каппадокийского, где в церкви святого Арсения хранятся его мощи.
Кроме этого, на территории монастыря, за алтарём монастырского храма Преподобного Арсения Каппадокийского, находится и могила Арсениоса Езнепидиса — старца Паисия Святогорца (гЕронтаса ПаИсиоса АйорИтиса), который являлся духовным наставником его обитательниц.
Место погребения Старца Паисия стало святыней для всего православного мира.
В 1924 году в Фарасе Каппадокийской, находящейся на территории Малой Азии, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией, в многодетной семье Продромоса и Евлампии Езнепидис родился мальчик, названный Арсением. Своё имя малыш получил от Святого Арсения Каппадокийского, который крестил его, предсказав ему монашеское будущее.
В 1950 году Арсений пришёл на гору Афон, став послушником духовника Кирилла — будущего игумена монастыря Кутлумуш. Через 4 года там же, на Афоне, но уже в обители Эсфигмен, он принял рясофор с именем Аверкий и перешёл в обитель Филофей учеником отца Симеона. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, тоже родом из Фарасы Каппадокийской.
Старец Паисий почил 12 июля 1994 года, предав свою душу Господу, — εκοιμήθη εν Κυρίω. С этого дня в ночь с 11 на 12 июля в монастыре каждый год проводится Всенощная, в которой принимают участие тысячи паломников.
На могильной плите Старца в исихастИрио (монастыре) выгравировано:
Вот окончилась жизнь,
Прервалось и дыханье…
Захоронено тело
К ликованию души.
Жив в веках мой Святой
К моей чести великой —
Верю, сжалится он
Над убогой душой
И испросит Спасителя
Об одном лишь желании,
Чтобы Мать Его Божья
Была и со мной.
Монах Паисий Святогорец
(перевод автора)
После своей кончины Блаженный Старец Паисий Святогорец оставил миру духовное наследие — свои поучения и пророчества.
«Благий Бог даровал первозданным людям совесть — первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем-то поступает неправильно, то совесть, работая у него внутри, обличает и ведёт его к покаянию. Однако должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать её глас. Не испытывая свою совесть, человек не получит пользы ни от чтения духовных книг, ни от советов святых Старцев. И даже заповедей Божиих он, не испытывая своей совести, сохранить не сможет»
(Паисий Святогорец, «Нет большей адской муки, чем муки совести!»).
«Помысел мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направятся в Месопотамию. Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольётся много крови, и даже, китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, так как разрушение её будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте.
В Константинополе произойдёт великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдётся лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причём на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан…» (Паисий Святогорец, Избранный сосуд. c. 183).
К сведению: У монастыря есть своя звонница, но, поскольку это «исихастИрио» (монастырь), то есть место, где можно найти покой, для того, чтобы не звонить в колокола, используют так называемый «тАлантон»: деревянным молоточком бьют по длинной доске, подвешенной на верёвках.
Кстати, во время Османского ига православные церкви, находящиеся высоко в горах, куда турки не могли добраться, во избежание эвучного боя колоколов (чтобы до турок не дошло) использовали тАлантон или просто деревянным молоточком ритмично били по доске, призывая свою паству на литургию.
На заметку: Монастырь святого Иоанна Богослова и святого Арсения в Суроти открыт для паломников с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00. Контактные телефоны: 23960 — 41320 & 23960 — 41315. Мария Шонус-Афанасиади См. также:
«Знамения времён, 666»
Оригинал взят у amaristos в Монастырь в Суроти — последнее земное пристанище Старца Паисия Святогорца

Монастырь Иоанна Богослова

В Греции, а именно в селении Суроти существует женский монастырь, где 67 монахинь живут по строгим афонским правилам и служат только при свечах. Обитель была основана афонским старцем Паисием Святогорецем.
Старец Паисий Святогорец, (до крещения Арсений Езнепидис), родился 25 июля 1924 года в Фарасе, в Кападокии (Малой Азии). В семье, кроме Арсения было еще девять детей. Спустя две недели после рождения Арсения случился обмен населения и фарасийские греки уехали из Турции в Грецию, а турки из Греции в Малую Азию. Но, перед их отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841-1924), приходский священник в селе Фарас, окрестил маленького, дав ему свое имя и пророчески сказав, что хочет оставить после себя монаха.

Семья Арсения поселилась в селе Коница. Здесь он окончил школу и получил профессию плотника. С детских лет Арсений любил читать жития святых. Бывали случаи, когда старший брат прятал от брата книги. Арсений молитвами старался развивать в себе смирение и любовь.

Когда в Греции началась Гражданская война (1944-1948годах), Арсения призвали в действующую армию. Он получил воинскую специальность радиста и три с половиной года служил Родине. После службы Арсений ушел на Святую Гору, приняв 1954 году рясофор с именем Аверкий. Спустя два года он был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958 до 1962 года отец Паисий прожил в селении Стомио, в Коницком монастыре, а затем отправился на Синайскую гору, где провел два года в ските святых мучеников Глактиона и Епистимии. Позднее из-за болезни легких он вернулся на Афонскую гору, поселившись в Иверском скиту.

В 1966 году отца Паисия положили в больницу и отняли часть легких. В больнице, к нему обратились несколько женщин, с просьбой помочь основать обитель с афонским уставом. После получения благословения архиерея, старец нашел место для строительства женского монастыря, где первые сестры начали поселяться уже в 1967 году. Первые два месяца отец Паисий прожил в монастыре, помогая монахиням наладить строй обители. Игуменья Филофея в одной из первых книг о старце, которые были изданы в Суроте, пишет что будучи 43-х летний отец Паисий обладал старческой мудростью и вникал как в самые простые, так и в самые духовные вопросы жизни. Он помогал сестрам своими советами, а находившись на Святой Горе посылал им письма. Отец Паисий навешал монастырь в год два раза, и до самой смерти опекал обитель.

Старец умер в 70 возрасте, 12 июля 1994 года и был похоронен именно в монастыре Иоанна Богослова в Суроти.
В монастыре функционирует библиотека, где любознательным паломникам выдают почитать книги об отце Паисие. Библиотека находится в архондарике — это помещение где монахини встречают гостей. Здесь сестры угощают приходящих чашечкой кофе и сладким рахат-лукумом. Угощать гостей – традиция Афона.

Монастырь, который основал святой Паисий

Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец — святой Паисий Святогорец

Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский святой Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. В 2009 году наш корреспондент побывала в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия, сейчас, спустя шесть лет, — прославленного святого.

Изображение: facebook.com

Святой Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 году. Кроме маленького Арсения в семье было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841-1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха».

Больше всего маленький Арсений любил читать жития святых, так что его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он выучился в школе и получил профессию плотника. Но с началом Гражданской войны в Греции (1944-1948) был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958-го по 1962 год он прожил в Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 году болезнь развилась так сильно, что отцу Паисию отняли большую часть легких. Когда старец лежал в больнице, к нему обратились несколько женщин, желающих строгой иноческой жизни, с просьбой помочь им основать монастырь с афонским уставом. Старец получил благословение архиерея на открытие женского монастыря, нашел хорошее место для строительства, и уже в 1967 году в Суроти поселились первые сестры. Отец Паисий специально приехал с Афона и два месяца прожил в общине — помог наладить строй обители. «Он вникал во все стороны жизни — начиная от самых простых, житейских, вплоть до самых серьезных и духовных, — пишет в одной из первых книг о старце, изданных в Суроти, игуменья Филофея. — Ему было всего 43 года, но уже тогда отец Паисий обладал поистине старческой мудростью. Старец помогал нам и своею молитвой, а также письмами, которые присылал с Афона разным сестрам лично или же всем вместе». Навещая «своих сестер» дважды в год, он опекал монастырь до самой своей смерти 12 июля 1994 года. Старец умер и похоронен не на Афоне, где он прожил большую часть своей жизни, а в основанном им монастыре, в Суроти. «Это было промыслительно, — считают монахини, — если бы геронда был похоронен на Афоне, женщины не могли бы приходить к нему!»

«Я был атеистом»

Когда старец Паисий навещал сестер в монастыре Иоанна Богослова, к нему приезжали тысячи людей. А я пришел специально, чтобы посмотреть, как их всех “обманывает мошенник”. Я был атеистом. Это было в 1988 году. Шла служба. Храм был разделен на две части: для мирян и для монахинь. Между помещениями была натянута веревочка, я не знал, что мне нельзя внутрь, и перешагнул. Среди монахинь сидел старец, лицо которого излучало свет… Увидев это, я вышел, а через два дня пришел снова, за благословением. Потом я поехал на Афон и так остался со старцем на всю жизнь», — вспоминает Николаос Ментесидис — ювелир, близко знавший старца.

Старец не любил фотографироваться. «Он позволял себя фотографировать только для тех людей, кто был очень болен или должен был скоро умереть», — рассказывает Ментесидис Николаос, который был близко знаком со старецем и возил его на своей машине с Афона в Суроти
«Когда старец Паисий навещал сестер в монастыре Иоанна Богослова, к нему приезжали тысячи людей. А я пришел специально, чтобы посмотреть, как их всех “обманывает мошенник”. Я был атеистом. Это было в 1988 году. Шла служба. Храм был разделен на две части: для мирян и для монахинь. Между помещениями была натянута веревочка, я не знал, что мне нельзя внутрь, и перешагнул. Среди монахинь сидел старец, лицо которого излучало свет… Увидев это, я вышел, а через два дня пришел снова, за благословением. Потом я поехал на Афон и так остался со старцем на всю жизнь», — вспоминает Николаос Ментесидис — ювелир, близко знавший старца.

Таких историй, когда первая, а иногда единственная встреча со старцем Паисием меняла жизнь людей, много. Особенно часто их рассказывают в Суроти, тихой деревеньке в окрестностях Салоник. «Многие, кто знал старца, перебрались сюда — поближе к монастырю, — утверждает местный почтальон Поликлетос Каракацанис. — Вы зря думаете, что в Греции все верующие — статистика говорит об обратном: только 2 процента “православных” регулярно причащаются. Мы стараемся жить рядом, держаться Бога и друг друга».

По дороге в Суроти продаются небольшие, в человеческий рост, церквушки-часовенки (как у нас срубы или бани), такую часовню можно купить и поставить около своего дома или в оливковой роще. Судя по их количеству, в окрестных селениях действительно много верующих. «Отец Паисий говорил мне, — вспоминает Афанасий Раковалис, автор книг о старце, — чтобы избежать греха в наше сложное время, надо очень крепко держаться Церкви. Чем дальше, тем меньше будет людей теплохладных: народ разделится, кто отойдет от Церкви — отойдут далеко, а кто останется с Богом — будут усердны».

Усердные

Для жителей Суроти образцом усердия служат монахини монастыря св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Больше половины сестер, а всего их 67, хорошо помнят старца Паисия. Он помог им написать устав и духовно руководил обителью. Ответы на вопросы, опубликованные в книгах «Слов старца Паисия» (на русский переведены издательством «Святая гора»), были обращены именно к этим монахиням.

Монахини избегают общения с внешними, не дают интервью. Это не случайно. Популярность старца Паисия в Греции очень велика, и некоторые недобросовестные политики и журналисты пользуются его авторитетом — искажают слова старца в свою пользу, чтобы добавить своим идеям веса. «Кроме того, геронда (“старец” по-гречески. — Е. З.) считал, — рассказывает одна из старших монахинь, — что любое наше участие в светской жизни, в том числе и общение с журналистами, может навредить нам самим». Старец писал: «Если монах будет постоянно занят внешним, то неизбежно духовно одичает и не сможет усидеть у себя в келье, даже если его свяжут, ему всегда будет нравиться общаться с людьми, проводить с ними экскурсии, говорить о куполах и об археологии, показывать им горшки с разными цветами, устраивать для них обеды». «Мы ведь делимся нашим богатством, — оправдывается монахиня, — издаем записи бесед со старцем и его письма!»

Любознательным паломникам в монастыре выдают почитать книги о старце, изданные в разных странах, на разных языках. Библиотека расположена в архондарике — особом помещении для встречи гостей. Там, устроившись с книгой на лавочке, можно выпить чашку кофе и попробовать сладкого рахат-лукума. Угощать паломников лукумом — древняя афонская традиция, которая соблюдается и в Суроти. Говорят, что в менее населенных монастырях монахи, быстро разложив при входе баночки со сладостями, прячутся в своих кельях, чтобы исполнить долг гостеприимства, но все-таки не встречаться с туристами.

Грязный лукум

Недалеко от тропинки, ведущей к храму, растет большое оливковое дерево. По воскресным дням и в праздники кто-то из старших монахинь проводит в его тени беседу с приезжими. Обычно все садятся в круг на пенечках-стульчиках и задают матушке свои вопросы или слушают ее рассказ, а иногда — воспоминания о старце.

Изображение: facebook.com

Точно так же, на пенечках, часто беседовал с паломниками и отец Паисий. Когда старец бывал в Суроти, хотя он и старался скрыть время своего приезда, людей приезжало очень много — машины парковали уже в соседней деревне святой Параскевы, за два километра. «После беседы со старцем люди ощущали в душе мир и утешение, — говорит Афанасий Раковалис, — многие чувствовали во время таких встреч благоухание, многие, и даже я сам, видели его сияющее лицо. Но не люди прославили старца, а Сам Господь». Рассказывает, например, жительница Суроти Калеопа: «Мы с подругой приехали к старцу. Когда наконец подошла наша очередь, он так сильно устал, что даже не мог говорить. Тогда мы молча подошли, и старец благословил нас крестиками: мне дал пять штук — у меня в семье было пятеро человек, а подруге четыре — у нее в семье четверо. А ведь мы ни слова не сказали!»

«Однажды я заметил, что задаю старцу вопрос, который уже когда-то задавал, потому что не помню ответа, — вспоминает Афанасий Раковалис. — Тогда я начал записывать беседы в тетрадь. Люди узнали, что я собираю воспоминания, чтобы их издать, и стали рассказывать мне свои истории. Например, один человек снимал аморальное кино и жил в роскоши. Кто-то рассказал ему о старце, и он, решив, что старец — обманщик, поехал на Афон его обличать. Когда он вошел в каливу, старец угощал приезжих лукумом. Всем раздал по кусочку, а перед этим человеком бросил лукум на землю и сказал: “Упало, подними и съешь”. Тот, конечно, обиделся: “Как это я буду есть с земли — лукум же грязный!” Тогда старец ответил: “Ты же сам кормишь людей грязью?” Тот мужчина был так шокирован, что тут же убежал из каливы. Но на следующий день вернулся снова и поговорил со старцем наедине, старец сказал ему бросать свое грязное дело. Так он и поступил — теперь этот мужчина благочестивый христианин.

Старец никогда не злился и не раздражался. Если его пытались разозлить, он ссылался на головную боль или на дела и уходил так, чтобы не обидеть никого. Но однажды он очень рассердился на меня. Я приехал с другом, и нам хотелось остаться спать у старца во дворе. Начинался дождик, и я дерзнул попросить старца помолиться, чтобы дождь прошел стороной. Старец выгнал нас обоих из своей каливы со словами: “Кто вы такие, чтобы знать план Бога? Если Бог устраивает дождь сейчас, значит, дождь нужен сейчас — какая это большая ответственность заботиться о всей земле и устраивать дождь в нужное время! А у вас какой план? Как «я хочу» делать и ни о ком больше не думать?” Правда, когда мы отошли от каливы, я обернулся и увидел, что старец нас благословил и перекрестил».

Способ не спать

В гостевом корпусе, куда меня поселили, жили еще пять молодых девушек (мужчинам останавливаться на территории монастыря нельзя). Три веселые подружки, студентки педагогического университета в Салониках, Евангелия, Варвара и Анна, часто приезжают в монастырь на выходные «помолиться и отдохнуть от большого города». Все три собираются со временем выходить замуж, но монастырскую жизнь любят: ходят на службы и ищут себе послушания, «чтобы помочь сестрам». Другие две девушки, Елена и Христина, приехали по одной, они ведут себя потише, подолгу молятся в своих комнатах — видно, что склоняются к иноческой жизни.

«Я засыпаю на длинной службе, — честно призналась Варвара, — но если совсем не ходить в храм, какой смысл сюда приезжать? Хотя способ не спать я знаю — надо всю службу стоять на ногах. Это трудно. Поэтому я сажусь в стасидию и… засыпаю». В монастыре служат по новому стилю, как и везде в Греции, но по афонскому уставу, без электричества, при свечах и полным чином. Утром служба начинается в четыре и заканчивается в десять. Правда, литургия бывает не всегда. Ее служит приглашенный с Афона священник только по воскресеньям и праздникам. Причащаются на литургии многие, хотя, как это принято в Греции, без исповеди. Исповедь в монастыре совершается в отдельное время. За духовной жизнью общины следит герондисса (игуменья), она принимает у сестер откровение помыслов и определяет, с какой частотой им следует причащаться.

Вечерняя служба короткая, исключая случаи, когда совершается всенощная, которая в прямом смысле слова длится всю ночь. Но чаще богослужение продолжается с пяти до восьми вечера и включает в себя часовой перерыв на ужин — как на Афоне.

Монастырский храм и правда разделен веревочкой. Когда прихожан становится слишком много, монахини, нисколько не смущаясь, уплотняются и передвигают веревочку ближе к алтарю, чтобы вновь пришедшим было не тесно. Слева стоят женщины, справа — мужчины. Женщины без платков, но обязательно в юбках, кто пришел в брюках, получает юбку при входе в монастырь — это правило, заповеданное старцем Паисием.

По стенам храма расположены стасидии, а рядов мягких стульев, как это обычно бывает в греческих храмах, нет (только складные стульчики для немощных). «Для грека храм — как одна из комнат его дома, — рассказывает наблюдательный паломник из России. — С одной стороны, он чувствует свою потребность в ней и свою ответственность за нее, с другой стороны, “у себя дома” он обычно хочет, чтобы ему было удобно и легко: брюки, стулья, короткие службы». Но старец Паисий строго обличал всякого рода «церковный комфорт»: «Если бы у каждого монаха была рядом мама, которая ухаживала бы за ним, то, конечно, это было бы удобством, — писал он сестрам. — И если бы в церкви ставили магнитофон, чтобы он воспроизводил звуки (молитвы), то, конечно, это было бы отдыхом, и еще большим отдыхом было бы, если бы стасидию переделали в кровать. Нет сомнений, что для аскета было бы удобно, если бы у него была маленькая машинка специально для того, чтобы перебирать четки, и кукла-аскет, которая падала бы и вставала, творя за него поклоны, а сам он купил бы себе мягкий матрац, чтобы лежать и давать отдых своей исстрадавшейся плоти. Конечно, все это приносит облегчение плоти, но душу опустошает и делает несчастной, оставляя ей только женские эмоции и беспокойство».

Трапеза — часть службы

Монахини едят только два раза в день. У паломников жизнь полегче: им предлагается дополнительный легкий завтрак после службы, потом еще молоко с печеньем на полдник, а такие мелочи, как кофе и рахат-лукум, и вовсе можно брать без ограничения в течение всего дня. Монастырская трапезная, расписанная фресками, как храм, находится в сестринском корпусе. Сначала заходят монахини, а уже потом на указанные места рассаживаются паломники.

Трапеза состоит из одного основного блюда (вареные бобы, каша или макароны) и закусок (оливки, салат из капусты, сыр фета). Посуда металлическая. У каждого есть дополнительная маленькая тарелочка — туда можно отложить лишнюю еду, если порция для вас оказалась слишком большой. Из напитков — кувшин с водой; ни чая, ни кофе не бывает никогда. Чай греки вообще не пьют, разве что когда заболевают простудой, поэтому обычно он даже продается в аптеках. На десерт фрукты, мед, восточные сладости — все разделено на порции.

Местные кондитеры готовят очень искусно — греки любят сладкое. Коробка сладостей из хорошей кондитерской воспринимается как дорогой и желанный подарок. «Однажды, когда я был у старца, пришли к нему в каливу молодые люди, 15 человек, — рассказывает Николаос Ментесидис. — Они принесли с собой восточные сладости ему в подарок, каждый по большой коробке. Старец, как только их увидел, не пуская во двор, сказал, чтобы они обменялись коробками и приняли бы их как благословение от него: «Йоргос, отдай Димитрису, Димитрис — Костасу…» — распорядился он. Потом проследил, чтобы они все до последней конфетки доели, и сказал: «Зачем вы все приносите мне то, что мне не нужно, и заставляете заботиться об этом?»

Во время трапезы одна из сестер читает со специальной высокой кафедры, которую здесь называют амвоном, жития или поучения святых. «Чтение зависит от ситуации в монастыре, мы читаем то, что на данный момент актуально для общины», — рассказала одна из старших монахинь. По звонку колокольчика чтение заканчивается, все встают, молятся, первыми выходят паломники. «Во время трапезы все держат в голове, что служба еще не окончена, — объясняет одна монахиня, — поэтому общий настрой не расслабленный. Трапеза — не отдых после службы, а ее часть».

Самое большое чудо

Возле могилы старца, слева от алтаря храма прп. Арсения Каппадокийского, всегда толпится народ, особенно в воскресный день. Обычная картина: муж и жена, вдвоем преклонив колени, молятся вместе о чем-то общем. «Как и Иоанн Златоуст, будучи монахом, старец Паисий знал о семейной жизни больше, чем те женатые люди, которые к нему приходили, — рассказывает Василевс Саррис, бывший преподаватель Афонской школы для мальчиков. — Старца просвещала Божественная Любовь. Однажды я пришел к нему пожаловаться на своего тестя, что он задерживает мою свадьбу и это, дескать, может вынудить меня совершить плотской грех! Старец мою злобу выслушал, но на шантаж не поддался, наоборот, пожалел тестя, предположив, что у него финансовые трудности! Так и оказалось. Немного погодя, когда тесть рассчитался с долгами, мы сыграли замечательную свадьбу».

«Самое большое чудо, которое произошло со мной по молитвам старца Паисия, связано с моей семьей, — рассказывает Николаос Ментесидис. — За шесть месяцев до его смерти я посетовал старцу, что хочу еще детей, но у моей жены, которой исполнилось 40 лет, больное сердце. Старец утешил меня и обнадежил. Вернувшись, я узнал, что жена беременна, но врачи сказали, что рожать ей нельзя: “Делайте аборт, иначе умрет она или ребенок”. Я снова поехал к старцу, и он сказал: “Давай так, вы оставляете ребенка, а я буду молиться. Сердце твоей жены будет сильным, а сердце твоего ребенка будет добрым!” Так и вышло. Через три месяца после смерти старца у нас родился мальчик. Мы назвали его Паисием».

Люди продолжают приезжать к старцу и после его кончины. Кто-то попросить о чем-то, кто-то — благодарить за заступничество перед Богом. Людмила и Юдифь приехали в Грецию из Аризоны, в иконоведческий тур. Обе они учатся писать иконы, хотя Юдифь — буддистка, но она заинтересовалась Православием после того, как прочитала книгу «Слов» старца Паисия. «Я так полюбила его, что сейчас мы отбились от группы и приехали сюда», — широко улыбаясь, говорит Юдифь. А Людмила комментирует: «Она еще некрещеная, но она ищет сейчас свою веру — думаю, что через книги старца и по его молитвам она придет к Богу».

Весь день на могилке у старца дежурит монахиня. Она протирает крест, следит за свечами, дарит паломникам масло от лампадки и фотографии старца. Вечером, когда монастырь закрывается, укрывает могилку специальным брезентовым тентом, укутывает в чехол деревянный крест и уносит в укрытие лампады и цветы, которые приносят старцу паломники. «Два месяца назад ко мне приезжал священник с Кипра, — рассказывает отец Григорий, постриженик старца Паисия, духовник женского монастыря в Метаморфоси. — Он рассказал, что его сын ехал на машине с большой скоростью и навстречу ему вылетел грузовик, водитель которого от усталости уснул. За секунду до столкновения сын увидел на месте водителя грузовика старца Паисия. Произошла страшная авария, но в ней никто не пострадал. Оказалось, что перед отъездом матушка незаметно с молитвой положила в машину сына фотографию старца, которую взяла на его могилке».

Послушания

Для «трехдневных» паломников послушания в монастыре не предусмотрены — молись Богу, живи, читай, гуляй в свое удовольствие. Но и сами монахини занимаются только церковными послушаниями. «Старец благословил нас больше молиться, заниматься иконописью, паломниками, книгами, — рассказывает одна из старших монахинь. — У нас есть оливковый сад, где мы собираем оливки, из которых делаем масло для еды и в лампады. Ничего другого мы не выращиваем, коров, коз и куриц у нас нет. Монахи должны молиться — это наше дело». Старец писал: «Монахи не оставляют пустыню, чтобы пойти в мир и помочь там какому-нибудь бедняку или посетить какого-нибудь больного в больнице и принести ему апельсин или другое утешение — то, что обычно делают миряне, дело, которое от них взыщет Бог, но монахи должны за всех молиться».

Тем временем Христина, Варвара и Евангелия выпросили себе послушание и весело отправились на мойку посуды. «Скучно же ничего не делать! В прошлый раз мы заворачивали свечи и фасовали ладан для магазина, — рассказывали они, намывая одноразовые стаканчики и кофейные чашки после воскресного нашествия туристов. — Еще нам иногда разрешают пылесосить гостевые комнаты и раскладывать лукум». Сколько лукума уходит в день, никто не считает, но масштаб примерно такой: в выходной приходит около тысячи человек и каждый съедает один-два кусочка. Лукум в монастыре закупают ящиками. А вот кофе паломники привозят сами, в подарок, но сестры тут же варят его и угощают приезжих.

«Старец ничего ни от кого не брал, а если что брал, то только для того, чтобы тут же раздать, — рассказывает Николаос Ментесидис. — Когда я хотел что-то старцу привезти, я звонил в Суроти, узнавал, что ему требуется, и привозил как будто от монастыря, иначе он не брал».

Быть рядом со святым

Ювелир Николаос Ментесидис в своей мастерской выбивает изображения старца Паисия на серебряных пластинах — без нимба, как положено, но святость старца для него, как и для всех остальных, очевидна. «Мы оставили дело канонизации Церкви, — говорят монахини. — Вероятно, должно пройти какое-то время, может быть, несколько десятков лет или несколько поколений. Старец Паисий был великим подвижником, и Господь несомненно прославит его в свое время. Хотя никто не мешает нам молиться ему келейно уже сейчас» (старец Паисий Святогорец был канонизирован спустя шесть лет после этой беседы, — 13 января 2015 года — прим. Ред.).

«Однажды я спросил у старца, чего мы должны просить у Бога? — рассказывает Афанасий Раковалис. — Он ответил мне: покаяния. Чтобы нам увидеть наше повреждение и чтобы мы боролись всеми силами, потому что не все спасутся. В этот мир мы пришли не для того, чтобы сладко жить, а чтобы сдать экзамен, хотя бы на тройку. Потому как возможности пересдать не будет. Тогда я стал думать о том греховном состоянии, в котором пребываю, и очень скорбел, что огорчаю Господа и не делаю ничего доброго. Я сказал об этом старцу. Старец обнял меня и поцеловал: “Христос пришел на землю, чтобы спасти грешников, праведники в этом не нуждаются”».

Как-то раз я переживал, что в мире так мало христиан, из них так мало причащаются, а из них и того меньше тех, кто понимает, что такое Причастие. Старец сказал мне, что сегодня люди не хотят слышать о Христе, отворачиваются от Него. Но скоро произойдут события, которые изменят ситуацию, люди будут желать узнать о Христе больше. Дома наполнятся иконами, улицы — храмами, а храмы — верующими. Все, что он говорил лично мне, произошло. Например, я еще не был женат, а старец говорил мне, сколько у меня будет детей. Поэтому я на сто процентов уверен и относительно всего остального, что он говорил. Вот увидите, так и будет.

Быть рядом со святым очень хорошо! Старец был такой смиренный, что мы забывали, кто перед нами. В нем было столько любви, что каждый ощущал, что он ближе, чем родной отец. Это был человек очень живой и открытый. Он обращался к нам как к равным, и мы свободно говорили обо всем. Разве что иногда я задумывался о том, какой он удивительный, и тогда ощущал почтение и страх. Рядом с ним всегда чувствовалось присутствие Божие. Однажды мы вместе поехали в поездку на три дня. Какая же во мне была радость от близости нашего общения! Старец нас подталкивал на небо. Просто находясь с ним рядом, мы духовно преображались благодатью Божией. Это как когда ты находишься рядом с камином — чувствуешь тепло, хотя с твоей стороны нет никаких действий».

Паисий Святогорец — новый святой