Где проповедовали апостолы

Что такое проповедь

Слово «проповедь» происходит от греческого προανακηρύσσειν, что означает «провозглашать». В общем смысле это речь, которая подразумевает наставление и распространение определенных знаний. Проповедь осуществляет тот, кто верит в свои слова и в свою идею. Чаще всего слово данный термин употребляется в религиозном значении. Согласно словарю Даля «проповедь – поучение, духовное слово, наставление священника пастве, в церкви или народно». Она всегда обращена к нескольким слушателям и в большинстве случаев принимает устную форму. Проповедующий может поучать, нести информацию или знание или призывать к действиям и поступкам. Однокоренные слова: исповедь, заповедь, ведать.
В религии проповедь произносится служителем церкви для объяснения учения Христа и для ответа на вопросы паствы. Ранее, когда христианство только зарождалось, проповедь была беседой выступающего со слушателями. Многие обращались к оратору с вопросами, просили разъяснений, высказывали недоумения. Сейчас проповедник выступает один, народ же слушает молча, не перебивая и не задавая вопросов в ходе речи.

История проповеди

Проповедь берет свое начало в XI-V веке до н.э., когда происходило становление мировых религий, например, буддизма в Индии, зороастризма в Иране, учений пророков в Израиле, ионийской философии в Греции, учения Конфуция в Китае. У каждого движения был свой тип проповеди.
Техника христианской проповеди заимствована у позднеантичного морализма, чьими представителями были Сенека и Эпиктет. Ее теоретические принципы были сформулированы Амвросием Медиоланским и Августиным Блаженным. В IV веке возник жанр церковной проповеди, который теперь называется гомилетикой.
В XVIII веке была распространена литературно-утонченная проповедь, которая включала в себя элементы барокко.
На сегодняшний день помимо религиозной проповеди существует политическая проповедь, философская проповедь и т.д.

Устная форма проповеди

У проповеди может быть несколько мотивов ее произнесения — кому, зачем и как. Цели произнесения могут быть разными: для информирования, для агитации и для манипуляции. У информационной проповеди существует три вида: поучение, пророчество и сообщение.
Проповедь-поучение берет свое начало с традиции учительства дохристианских времен. Основателей крупнейших религий называли учителями, их приемников — проповедниками.
При проповеди-сообщении выступающий ищет в слушателе интересы, которые возникают из стремления к постижению. Такие речи встречаются как в Ветхом, так и в Новом Завете. Учитель, как основатель основоположник религии, делится знаниями, а его ученики, как проповедники, говорят от его имени.
Для понимания проповеди-пророчестве важно значение еврейского слова «нави», пророк. В данном случае пророк обозначает не только предсказателя будущего, но и человека, несущего весть другого лица.
Цель агитационной проповеди — получить ответную реакцию от слушателей. Такой реакцией может быть заинтересованность или даже действия. Оратор старается убедить слушателей мыслить и действовать в определенном направлении.

Манипуляционная речь является отрицательным примером религиозной проповеди. Оратор подменяет интересы аудитории нужными ему, и слушатели начинают верить в то, что именно такие интересы являются их личными.

Нагорная проповедь

Нагорная проповедь — это проповедь Иисуса Христа, которая была произнесена им на холме рядом с Капернаумом в Галилее после призвания двенадцати апостолов. Изречения Христа собраны в Евангелии от Матфея в главах с пятой по седьмую и в Евангелии от Луки, глава 6, 17-49. Нагорная проповедь отражает моральное учение Иисуса Христа. Она начинается с Девяти Заповедей Блаженства, которые представляют собой закон духовного возрождения Нового Завета.

ПРОПОВЕДЬ

ПРОПОВЕДЬ — жанр христианской религиозной литературы, относящийся к области церковного красноречия, по характеру дидактический; обязательная часть христианского богослужения. Основу христианской проповеди составили гомилетическая традиция иудаизма и позднеантичная риторика; её формирование относится к IV веку н.э.

Различаются следующие формы проповеди: гомилия, или изъяснительная беседа, — объяснение библейского текста, прочитанного за богослужением; слово — последовательно раскрывающее какую-либо тему религиозно-нравственного содержания; речь, восходящая к похвальным речам и речам на освящение храмов; катехизическое поучение, излагающее основы веры и богослужения, объясняющее смысл основных молитв.

Существуют два основных типа классификации проповеди: по характеру и роли в литургическом действе (проповедь на церковные праздники; на отрывки из Евангелий, читаемых за богослужением); по содержанию — богословские, нравственно-практические, произнесённые по случаю и другие.

В Византии становление проповеди связано с деятельностью «великих каппадокийцев» Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, а также Иоанна Златоуста, проповедь которого были переведены на латынь и оказали большое влияние на развитие жанра в целом. Известными проповедниками VI-XIII веков были: Иоанн Дамаскин, Андрей Критский, Феодор Студит, патриарх Константинопольский Фотий, Симеон Новый Богослов, а также император Лев VI Мудрый, оставивший проповедь на праздники Господни и святых. Важнейшие темы, связанные с исихазмом, затронуты в проповедь Григория Паламы.

У истоков западно-европейсокой проповеди стоят свыше Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, создавший первое руководство по гомилетике («О христианском учении», 396 год). Выдающимися проповедниками поздней античности были Пётр Хрисолог, свыше Лев I Великий, Цезарий Арльский. Проповеди свыше Григория I Великого, особенно «Гомилии на Евангелия», оказали большое влияние на развитие средневековой гомилетики. Средневековая проповедь произносилась на латинском и на народных языках, но записывалась на латыни (исключение составляет раннесредневековая Англия: два собрания проповедей — «Верчелльские гомилии» и «Бликингские гомилии», записанные не позднее конца X века). В начале IX века в рамках церковной реформы Карла I Великого был создан гомилиарий Павла Диакона — цикл латинских проповедей на каждый день года. С конца XII века создавались руководства по написанию проповедей (artes predicandi Алана Лилльского и другие).

Распространение ересей в эпоху позднего Средневековья привело к увеличению роли проповедей в церковной жизни. Особенно выделялись проповедники монашеских орденов — цистерцианцы (Бернард Клервосский), францисканцы (Антоний Падуанский, Бертольд Регенсбургский), доминиканцы (Мейстер Экхарт, Иоганн Таулер, Джироламо Савонарола).

Реформа средневековой проповеди связана с именем М. Лютера, стремившегося сделать её максимально понятной слушателям. В XVII веке во Франции появляется литературно утончённая проповедь с элементами барочной стилистики (Ж.Б. Боссюэ и другие).

В Древней Руси первыми проповедями стали переводные произведения в составе сборников византийских авторов: «Златоструй» Иоанна Златоуста, «Паренесис» Ефрема Сирина, «Оглашения» Кирилла Иерусалимского, «Лествица»Иоанна Лествичника. Проповедь бытовала в форме как риторически выстроенного торжественного слова, так и неукрашенной беседы. Среди наиболее ранних оригинальных торжественных проповедей: восходящее к посланиям апостола Павла «Слово о Законе и Благодати» берестовского священника, а позднее — митрополита Илариона (между 1037 и 1050 годами); посвящённые важнейшим церковным праздникам слова Кирилла Туровского (1150-1180-е годы).

Старейшим среди дидактических проповедей принято считать «Поучение к братии» (XI века) новгородского архиепископа Луки Жидяты.

К числу памятников учительного красноречия домонгольского периода принадлежат также проповедь игумена Киево-Печерского монаха Феодосия Печерского (содержащие развёрнутые разъяснения относительно поста, терпения, смирения и так далее), новгородского священника Ильи и киевского митрополите Никифора.

В поучениях епископа Владимирского Серапиона (1240-1270-е годы), созданных в течение первых десятилетий после нашествия Батыя, наблюдаются черты как торжественных, так и дидактических проповедей.

Памятником светской учительной литературы Древней Руси является «Поучение» великого киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1117 год), ставшее первым на Руси автобиографическим сочинением: обращаясь к наследникам и повествуя им о княжеских добродетелях, Мономах приводит многочисленные примеры из своей жизни.

Яркими образцами публицистической проповеди стали «Соборник» митрополита Даниила, в который вошли 16 поучений, посвящённых обличению ереси, человеческих пороков и астрологии, и трактат о правильном управлении государством «Благохотящим царем правительница» Ермолая-Еразма.

Многочисленные проповеди протопопа Аввакума содержат обличения церковной реформы патриарха Никона и представляют собой эмоциональные беседы «простеца»-проповедника с его «духовными чадами». Авторитетными авторами церковных проповедей признаны Димитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Гедеон (Криновский), Симон (Тодорский), Арсений (Мацеевич), Платон (Левшин), Игнатий (Брянчанинов).

Литературной обработкой жанра является «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием» Д.И. Фонвизина (1783 год). В литературе XIX-XX веков попытки секуляризации проповеди имеют, как правило, пародийный или «отстранённый» характер.

2) Аналогичные по назначению произведения в иных религиях и культурах, возникавшие в период становления мировых религий в Европе и Азии в IX-V веках до н.э.: в Индии — буддизм, джайнизм; в Иране — зороастризм; в Израиле — выступление пророков; в Греции — орфики, ионийская философия, пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы.

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Как Иисус выбирал учеников

Это место явственно показывает следующие вещи:

  • у Спасителя было 12 последователей изначально;
  • они пошли за Спасителем добровольно;
  • Иисус был их Учителем, а соответственно и авторитетом.

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

  • Послание к галатам апостола Павла
  • Икона святых апостолов Петра и Павла
  • Храм святого апостола Андрея Первозванного в Воронеже

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы — это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые — это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей — это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

  • Икона равноапостольной Елены
  • Мощи святой равноапостольной княгини Ольги
  • Житие святого равноапостольного Космы Этолийского

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр — был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн — бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот — самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома — по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.

Иисус с учениками на Тайной вечере

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским — поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно. Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

Видео о двенадцати апостолах, учениках Христа

Епископ
Кассиан (Безобразов)

II. Первый период истории апостольского века

Апостольская проповедь имела разное ударение в разные эпохи. Ударение колебалось и в зависимости от условий исторического момента и потребностей среды, к которой Апостолы обращались с учением. Мы не должны удивляться тому, что излюбленные мысли ап. Павла еще не встречаются в ранних речах ап. Петра. Со своей стороны, учение Иоанновских писаний на закате Апостольского Века представляет собою шаг вперед сравнительно с посланиями ап. Павла. Конечно, в единстве новозаветного откровения учение позднейших писаний не противоречит учению ранних писаний, но раскрывает и развивает его. При этом заслуживает внимания, что и в современной либеральной науке наблюдается тенденция возводить к первоначальной Иерусалимской Церкви сознание основных христианских догматов. Уже после первой Европейской войны была высказана мысль, что ап. Павел выражает в Филипп. (2:6-11) христианское учение словами древнего гимна Иерусалимской Церкви. Нашею ближайшею задачей является изложение христианского учения, как оно может быть воспроизведено по речам ап. Петра в Деян. 1-4.

Во всех речах ап. Петра главным аргументом является свидетельство Ветхого Завета. Апостол объясняет события современности, как исполнение во Христе Ветхозаветных обетований. И основная тема всей его проповеди есть спасение во Христе (ср. напр. 2:21, 4:12 а др.). Можно сказать, что все христианское благовестие есть благовестие спасения. К нему-то и можно подходить, и христианские проповедники, начиная с Апостольского Века, действительно, подходили по-разному. Так, в учении о спасении в ранней проповеди ап. Петра ударение лежит не на искуплении. Учение об искуплении, о заместительной жертве Иисуса Христа не сосредоточивает на себе ударения и в Евангелии. Такие слова, как Мф. 20:28, Мк. 10:45, стоят в Евангелии особняком. Как будет в свое время показано, учение об искуплении было выдвинуто на первый план ап. Павлом. В первые годы Иерусалимской Церкви мысль верующих всецело сосредоточена на Страстях и Воскресении Иисуса Христа (ср. 2:22-32; 3:13-15; 4:33; 5:30 и др.) Поношение и соблазн Страстей преодолеваются в Воскресении. Недаром двенадцатый Апостол, поставляемый на место отпадшего Иуды, должен быть, вместе с прочими, свидетелем Воскресения (ср. 1:22). Уже в этот момент все благовестие Апостолов, как оно получило выражение в Деян., есть свидетельство о Воскресении. И потому неудивительно, что Церковь положила чтение Деяний за литургиями в продолжении всей Пятидесятницы, когда в течение сорока дней из пятидесяти Воскресший Господь пребывает с учениками. Чрез победу над смертью совершается прославление Иисуса, получающее свое завершение в Его Вознесении. Конечно, явление славы имеет место уже в Воскресении. В речи ап. Петра после чуда Пятидесятницы Воскресение противополагается поношению Страстей. Но полнота славы связана с Вознесением. Эта мысль в разной форме снова и снова звучит в ранней Апостольской проповеди, как ее воспроизводит Евангелист Лука (ср. Деян. 2:33; 5:31). И если ап. Петр свидетельствует, что Бог сделал претерпевшего распятие Иисуса Господом и Христом (Деян. 2:36), то и это возведение Иисуса в полноту Мессианской славы надо понимать в контексте речи по связи с Вознесением.

С особым ударением Апостолы говорят об Имени Прославленного. Этому Имени присуща спасительная сила. «И будет, всякий, кто призовет Имя Господне, спасется». Это пророчество Иоиля (2:32), которое ал. Петр приводит в начале своей первой речи перед народом (Деян. 2:21), открывает длинный ряд апостольских свидетельств о спасительной силе присущей Имени Господню (2:38; 4:10-12 и мн. др.). Исцелив хромого у храмовых ворот именем Иисуса Христа Назорея (3:6), ап. Петр засвидетельствовал эту истину и перед народом: «…ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило сего, которого вы видите» (3:16). Приведенные слова ап. Петра заключают целое богословие Имени. Потому и члены Синедриона запрещают Апостолам учить об Имени Иисусовом (4:17-18; 5:28; 40-41).

Почитание Имени Господня уходит своими корнями в Ветхозаветное прошлое. Неизреченность священной тетраграммы, имени собственного Бога Израилева, объясняется тою силою, которая была ему присуща, и тем особым почитанием, которым оно, по этой причине, было окружено. Почитание имени Господня сохранилось в православном «умном делании» и до наших дней. Значение молитвы Иисусовой — в силе сладчайшего Имени. Это значение получило свое выражение в Имяславческих спорах, которые волновали Афон еще в самые недавние годы. В конце служения ап. Павла о почитании Имени Господня говорит христологический отрывок Филипп. 2:6-11 (особенно, ст. 9-11), Как уже было указано, именно этот христологический отрывок Филипп. некоторые либеральные ученые нашего времени понимают, как осколок древнейшего Иерусалимского предания, а именно, как литургический гимн Иерусалимской Церкви. Это мнение не получило общего признания в науке. Тем не менее, даже если бы оно оказалось неправильным, свидетельство ап. Павла об Имени Прославленного Господа может служить фактическим комментарием к более краткому и общему свидетельству Деян. Имя Иисуса, которое выше всякого имени, и пред которым преклоняется «всякое колено небесных и земных и преисподних» (Филипп. 2:9-10), приведено в ст. 11. Оно звучит: «Господь Иисус Христос». В таком понимании комментарий Филипп. возвращает нас к свидетельству ап. Петра в Деян. 2:36. Прославленный Иисус есть Господь и Христос. Этому-то Имени Иисуса, выражающему Его Славу, и присуща сила спасительная и животворящая.

С прославлением Иисуса связано ниспослание Св. Духа. Эта связь прямо указана в словах ап. Петра, Деян. 2:33. То значение, которое принадлежало Св. Духу в жизни Апостольской Церкви, было отмечено выше. В последующую эпоху Апостолы послали к Самарянам, которые были крещены Филиппом, одним из семи, Петра и Иоанна для низведения на них Св. Духа (Деян. 8:14-17). Из рассказа Деян. с несомненностью вытекает, что власть низводить Св. Духа принадлежала одним Апостолам. Но мы не имеем никаких оснований предполагать, чтобы это было осознано только во второй период истории Апостольского Века. Можно думать, что вывод, который мы сделали из повествования Деян. 8 гл., должен быть распространен и на раннейшую эпоху. Апостолы, на которых Дух Святой сошел в день Пятидесятницы, сообщали дары Св. Духа новым членам, присоединяемым к Церкви. Из этого же повествования вытекает, что дар Святого Духа, который сообщался чрез возложение рук Апостольских, должен быть отличаем от благодати Крещения. Вступление в Церковь совершалось с самого начала чрез Крещение. И это касается не только крещения трех тысяч после чуда Пятидесятницы (Деян. 2:38-41). Повторные упоминания Крещения в 8:12, 36 и слл., 9:18; 10:47-48, хотя и относятся ко второму периоду истории Апостольского Века, но в еще большей мере, чем свидетельство Деян. 8 гл. о низведении Св. Духа, говорят о фактическом положении, которое, несомненно, наблюдалось и в первые годы жизни Церкви. Иначе пришлось бы попустить перерыв между практикою Пятидесятницы в начале первого периода Апостольского Века и тою, которая наблюдалась в позднейшую эпоху.

Особого внимания требуют эсхатологические чаяния Апостольской Церкви. Напряженность эсхатологического ожидания вытекает из посланий ап. Павла. В начале своего апостольского служения ап. Павел думал, что он сам доживет до пришествия Господа во славе (1 Фесс. 4:15; ср. 1 Кор. 15:51-52). Можно с уверенностью сказать, что такой же напряженностью отличалось эсхатологическое ожидание и в первые годы Апостольской Церкви. Достаточно вспомнить, что только разрушение Иерусалима в 70 г. рассеяло недоразумение, связывавшее мировую катастрофу с концом Иерусалима.

Перед Вознесением на вопрос учеников о временах и сроках, Господь ответил повелением свидетельствовать о Нем в благодати Св. Духа до пределов земли (Деян. 1:6-8). Но тотчас же после Вознесения два мужа в белых одеждах сказали им о Парусии (ст. 11). О временах и сроках не сказали и они. Но явление Господа в славе было тою гранью, до которой должно было простираться свидетельство, и едва ли ученики представляли себе эту грань в тумане далекого будущего. Заслуживает внимания и то, что Петр, объясняя народу чудо Пятидесятницы, сослался на пророчество Иоиля, получившее пополнение на их глазах (ср. Деян. 2:16-21). Но пророчество Иоиля, вне всякого сомнения, относилось к последним временам, чего не мог не сознавать и Петр. В приложении к современности это пророчество Иоиля сообщало современности эсхатологические черты. Эта же напряженность эсхатологического ожидания слышится и в словах Петра после исцеления хромого (ср. Деян. 3:19-21).

Основание Церкви и апостольская проповедь. Миссионерская деятельность апостола Павла. Апостольский собор в Иерусалиме. Апостолы Петр и Иоанн Богослов

Днем Рождения Церкви является праздник Пятидесятница. В Ветхом Завете праздник Пятидесятницы — это воспоминание события, когда евреи на горе Синай получили скрижали Господни, в которых содержались заповеди.

В город Иерусалим на праздник стеклось множество народа, которое стремились попасть в Иерусалимский храм.

Ученики Христа праздновали Пятидесятницу. Местом собрания была Сионская горница. Там собрались ближайшие ученики Христовы: Петр, Иаков Зеведеев, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда, Матфий (вместо Иуды Искариотского).

Среди них не было их любимого Учителя. И все надежды они возложили на Того, Кого Он обещал им послать вместо себя. Внезапно все услышали шум, и постепенно он наполнил весь дом. В следующий момент в горнице появилось что-то наподобие пламени, которое разделилось на отдельные языки, которые опустились на учеников Христовых. Все они почувствовали, что на них сходит Святой Дух. Апостолы стали славить Бога на разных языках.

Возле горницы собралась толпа народа. Многие услышали свои родные языки. Однако местные иудеи говорили, что апостолы напились вина. Апостолы говорили на мидийском, египетском, ливийском, понтийском языках.

Иудеи в то время считались людьми грамотными, галилеяне же были люди малообразованные, работяги. Но после сошествия Святого Духа апостолы были уже не робкими галилеянами, а бесстрашными проповедниками евангельской истины. Петр обратился к иудеям с проповедью, в которой говорил о Христе. Проповедь была настолько убедительной, что многие уверовали во Христа.

«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42) — золотой стих Библии.

Новая составляющая жизни христиан – Евхаристия. Собрания христиан назывались агапа– ужин любви.

Изложены события сошествия Святого Духа в книге Деяний. Одновременно с рождением Церкви зародились и злые силы, хотевшие уничтожить Церковь Христову: саддукеи – очень богаты, властители, фарисеи – хранители традиций.

Апостольская проповедьвышла далеко за пределы Римской империи. Апостолы несли весть о спасении. Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, число верующих росло. Апостолы, научаемые Святым Духом, смело проповедовали о Христе, о Его Страданиях и Воскресении. Совершали много чудес.

Апостол Павелбыл родом из города Тарса. Назван Савлом. Савл родился в достаточно богатой семье. В детстве родители отправили его в Иерусалим учиться к учителю Гамалиилу. Савл был гонителем христиан. Получил блестящее образование. Был свидетелем убийства архидиакона Стефана. Со своими единомышленниками Савл преследовал христиан в Иерусалиме. Свирепо относился к последователям Христа. Первое гонение на христиан в Иерусалиме нанесло значительный урон Церкви. По пути в Дамаск, после видения ему Христа, Савл ослеп. Савл молился Богу и каялся. Через Ананию Савл принял Крещение и начал проповедовать. Свою проповедническую деятельность начал с проповедей в Дамаске, от куда потом бежал при помощи корзины. Вернувшись в Иерусалим, Павел примирился с Иерусалимской общиной. Познакомился с апостолом Петром. Павел проповедовал в Кесарии, Сирии, Греции, на Кипре, в Италии, в Малой Азии, в Антиохии, Македонии, Коринфе, Испании. Апостол Павел закончил жизнь мученически. Усечен мечом в Риме в 67г. в правление имп. Нерона. Оставил 14 посланий.

Апостол Петрбыл одним из любимых учеников Христа. Проповедовал сперва иудеям. После чудесного освобождения из темницы он оставил Иерусалим и благовествовал в Сирии и Риме. В Риме принял мученический венец во время гонений Нерона. Распят вниз головой в 67г.

Апостол Иоанн Богослов- сын Зеведеев. Любимый ученик Христа. Умер ок.100г. Проповедовал Слово Божие в Малой Азии. Предположительно, после суда при имп. Домициане сослан на о-в Патмос, где написал Апокалипсис. В Эфесе написал свои послания и Евангелие. Скончался в глубокой старости.

Апостольский собор в Иерусалимебыл собран около 51г. На нем решался вопрос о том, насколько обязательно христианам соблюдать Закон Моисеев. Ап. Петр сказал, что не стоит обременять христиан из язычников исполнением Закона Моисеева. В этом его поддержал ап. Иаков, брат Господень. Иаков был председателем Собора и епископом Иерусалима, был глубоко уважаем христианами. Было написано Соборное послание. Решение одобрено апостолами, пресвитерами и всем обществом.

БИЛЕТ №2