Где труп там соберутся

— Дорогие друзья, слава Господу за прекрасную возможность приветствовать каждого из вас из студии конец времени на программе Библия, и только Библия. Мы продолжаем тему лжехристы и лжепророки. С нами в студии брат Юрий Потапов. Дорогой брат, я благодарю Бога, Который в книге Иова открыл нам великую борьбу между Богом и сатаной. Слава Господу! С одной стороны мы видим Иова, который богобоязненный, который удаляются от зла и отстаивает истину.

— Да, здесь следует напомнить нашим дорогим друзьям, что Иов отстаивает ту истину, в которой он наставлен. В отличие от народа последнего времени он многих вещей не понимает так, как мы это понимаем, благодаря Божественному откровению, которое дано нам в лице Иисуса. То есть, в Евангелиях. Для Иова на то время Бог делает и добро и зло. Бог допустил в жизни Иова это для того, чтобы он понял из личного опыта любовь Божью. Его заботу о грешном человеке. Поэтому, что в начале Иов не понимает, в конце книги говорит: «Теперь я не буду говорить». Но интересен тот факт, на которые мы с тобой обращали внимание. В начале книги Иов не верит в воскресение из мертвых. Он также говорит, нет между нами Посредника. Елиуй используют этот момент.

Но в конце книги Иов говорит, я знаю, что Искупитель мой жив. В еврейском тексте он говорит, в последний день он воскресит тело моё. Другими словами из этого даже небольшого сравнения, уже видно, что Бог допускает в жизни Своего народа испытания. С целью, чтобы скорректировать и укрепить нашу немощную веру. Но при этом, если Бог допускает в жизни верующего человека проблемы, то Он берёт на Себя ответственность, говоря сатане, доселе дойдешь, дали не перейдешь. То есть всё в руке Божьей. И Павел говорит, Бог вам не попустит сверх ваших сил быть вам испытываемыми больше, чем вы можете снести.

— Знаешь, меня восхищает, что Иов, как и Моисей, ходатайствует за трёх друзей.

— Да, это очень приятно и очень важные моменты из книги, на которой поставлен акцент, что только лицо Иова Бог примет. И не менее важный и тот факт, что в книге Иова упоминаются три друга, которые по неразумности обвиняли Иова, и придумывали речи о Боге. Жена упоминается, которая родила Иову после страданий других детей, за которых Иову не нужно думать, как начале книги. Может быть, они похулили Бога. Это подчеркнуто тем, что это такие прекрасные дети, которых не было на всём Ближнем Востоке. Также родственники вспоминаются. Не вспоминаются. Сатана. Елиуй. И четыре посланника, которые говорили, огонь Божий упал с неба. Но Иов не реагировал ни на речи посланников, ни на речи Елиуя, который выдавал себя за совершенного в познаниях. Вот эти вещи очень важны. И мы с тобой дорогая сестричка отмечали. Когда Иисуса обвиняли, то Он тоже ничего не отвечал. Но в отличие от всех Иов становится посредником за друзей.

Потому что в отличие от Елиуя они не претендовали на совершенного в познаниях. Они не претендовали что они вместо Бога. Поэтому здесь эта иллюстрация открывает нам, что если мы по тем или иным причинам ведем себя неправильно, то у Бога есть план на каждого из нас. Нам нужен Ходатай Иисус. А те, кто считает, что они совершенные в познаниях, и они сами себе боги, как говорит о себе Елиуй, то им не нужен ходатай. Поэтому здесь важно, что начало книги вводит нас в курс, в каком ключе мы должны читать эту удивительную книгу. И это не просто холостые слова, где труп, там соберутся орлы. Эта вся библейская история связана с верным остатком, который отстаивает истину среди всеобщего заблуждения. Эти истории скрыты в образах Ветхого Завета. Поэтому Иов и его друзья для нас является ключом для правильного понимания событий, которые ожидают пережить народ Нового Завета.

— Скажи, пожалуйста, почему в сорок второй главе, Бог говорит Иову, возьмите себе семь тельцов, семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову. Почему семь, так много? Тем более тельцов и овнов.

— Это хорошее замечание. Сегодня жертва или приношение или дары Господу могут оцениваться в количестве рублей. То есть в количестве денег. Раньше телец была самая дорогая жертва. Больше тельца ничего не приносилось Богу. А здесь семь тельцов и семь овнов. Это указывает на тяжесть той провинности, которые совершили Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин. Семь тельцов и семь овнов. Аарон приносил один раз в год одного тельца за весь Израильский народ. Здесь три человека должны принести семь тельцов и семь овнов. А Иов помолится. Они принесут, а Иов помолится. То есть Иов выступает как ходатай. Мы говорили об этом на предыдущей встрече. Он становится ходатаем и таким образом выступает прообразом Иисуса, Который принес величайшую жертву, и стал Ходатаем Нового Завета. Он не приносил в жертву тельцов и овнов. Он принес в жертву Собственное тело.

То есть, драгоценной кровью искуплены вы, говорит Петр, от суетной жизни. То есть число семь говорит о тяжести греха. Хотя в Ветхом Завете при внимательном чтении общество Израиля приносило семь тельцов и семь овнов. Но там это было в другом контексте. Не в том контексте. Посвящение скинии. Посвящение всего общества. И общество дарит Богу от себя от сердца дары. Там чуть-чуть другой контекст. Поэтому никак нельзя увязывать семь тельцов и семь овнов. Здесь этим количеством подчеркивается тяжесть. И этому противостоит, как бы горит гнев Мой. Вот тяжесть. Горит гнев Мой. И поэтому семь тельцов и семь овнов. То есть, тяжесть. Горит гнев Мой. Это нужный вопрос. На нём следует сделать акцент. Но, тем не менее, из короткого обзора уже понятно, почему семь тельцов и семь овнов.

— Дорогие друзья, благодарим вас за все письма, которые вы прислали к нам в студию. Хочу прочитать отрывок из одного из них. Брат из Перми пишет. Считаю такой подход революционным. Потому что все комментарии, которые я читал, указывают на то, что Елиуй это прообраз Христа. Слава Господу, что наша группа по изучению Священного Писания увидела в лице Иова откровение о страдающем Миссии. Слава Господу! Также поступило письмо из Москвы от сестры. Она пишет. Уважаемые друзья, всегда стремилась и стремлюсь к познанию настоящей истины. Но в связи с тем, что Библия объясняется по-разному, возникает много проблем. Слава нашему Господу, что на этой программе я четко поняла, что только Библия объясняет саму себя. Более того, я приятно удивлена логикой и простотой библейского учения. И это вновь и вновь вдохновляет меня на изучение слова Божьего. И в связи с этим у меня вопрос. Как вам удается приходить к таким выводам. Могли бы вы поделиться с нами своим опытом. С искренним уважением к вам сестра Екатерина.

— Сегодня у нас очень объемный поток информации связанной с библейским учением. И нам трудно разобраться в этом потоке, где же всё-таки истина, а где что-то похожее на нее. Но раз был задан такой вопрос, я попробую очертить не все истории, но такие на чём основана типология и пророческое слово. То достаточно вспомнить книгу Бытие. «И налетели на трупы хищные птицы; но Авраам отгонял их. (Книга Бытие 15:11)». Дальше мы видим, что Аврааму снится сон. Он переживает ужас. Также Бог говорит о том, что и потомки твои будут в порабощении. И Бог говорит, Я произведу суд, а с тобой Я заключаю завет. Это общий контекст. Но есть похожие выражения. На трупы налетают хищные птицы, стервятники. Есть орлы стервятники в виде грифов, которые ожидают смерти своей жертвы. Только потом начинают питаться трупами. Здесь записано это слово. Это стервятники.

Иисус, говоря о последнем времени, тоже использует слово стервятники, которые питаются трупами. Если мы видим очевидную параллель ключевых выражений, то второе место мы находим уже во второй книге Царств, двадцать первая глава. Здесь говорится о наложнице царя Саула по имени Рицпа. Когда ее детей повесили на древе, то мы находим. И не допускала касаться их птицам небесным и зверям полевым ночью. Но какие птицы могут причинить вред трупам, которые висят на дереве. Какие птицы? Стервятники конечно. То есть мы видим, что она не допускает их. Она как Авраам отгоняет их. И слово не допускает, как можно не допускать. Значит надо что-то делать. И она отгоняет. Авраам отгоняет хищных птиц от трупов. Рицпа отгоняет хищных птиц от трупов. Третье место давай прочитаем. «Птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он. (Иов 39:30)».

Иисус использует эту цитату, описывая признаки последнего времени. Он берет эту цитату, которая была понятна галилеянам. И Он им объясняет, что на фоне вот этих событий, будет великая скорбь. И придут лжехристы и лжепророки, и будут подобно стервятникам ожидать смерти верного остатка, чтобы наслаждаться трупами их. Но это выражение начинает трансформироваться. И полное объяснение будет этому выражению в книге Откровение. Но опять давай же вспомним это выражение, где труп там и орлы, в Евангелие от Матфея. Мы уже читали. Но мы напомним нашим дорогим друзьям это выражение: «Ибо, Где труп, там соберутся орлы. (Св. Евангелие от Матфея 24:28)». Нам сегодня необходимо заметить тот факт, что это текст ни к чему не привязан. Это вставка. Нужно помнить, это вставка. Потому что это нам понадобится, когда мы будем делать вывод.

Потому что мало собрать эти ключевые фразы из разных библейских историй. Нужно сделать вывод, на который указывает само Священное Писание. Мы не можем в Писание вносить своих идей. Поэтому эта проблема современного христианства. Отсюда лжеучения, лжепророки. Мы-то ожидаем, что лжепророки придут и явно скажут, мы лжепророки. Нет. Поэтому нужно давать библейскую оценку лжеучителям и лжепророкам. И чтобы нам не уподобляться таковым, мы делаем общий обзор этого выражения, которое привязано к конкретному контексту и Библии. И Библия делает вывод. Не мы делаем вывод, а Библия делает вывод. В Евангелие от Луки этот текст используется Лукой не как вставка, а ответ на вопрос. Матфей это выражение использует как интерлюдия. Люди, занимающиеся библейской наукой, они называют это интерлюдия. Я попробую объяснить значение этого слова. Не я его придумал. Но оно бытует.

И чтобы сразу ответить на вопрос, что это за текст, то это библейская интерлюдия. То есть этим текстом Матфей подводит итог всему вышесказанному и отправляет в будущее. Поэтому этот текст кажется ни к чему не привязан. Потому что это интерлюдия. Вставка. И вообще, когда евреи пишут пророчество, они часто используют интерлюдию. Вставки. Чтобы подвести итог и отправить нас в будущее. Это мы увидим в книге Откровение более явно. Лука не еврей. Он использует то же самое выражение, но не как интерлюдию, а ответ на заданный вопрос апостолов. «На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. (Св. Евангелие от Луки 17:37)». Замечаешь? То же самое выражение, отвечающее на вопрос: «где Господи?». Он говорит им о признаках последнего времени, о великом обмане, о великом отступлении. А Его спрашивают: «Где?». Они спрашивают, где это будет происходить, в Иерусалиме? Он говорит, нет.

Он отвечает им на вопрос библейской ключевой фразой. Великая скорбь и появление этих стервятников будет по всему лицу земли. То есть мы здесь уже видим, как в Библии начинает звучать ключевая фраза: «Где труп, там и орлы», и как она громким эхом проходит через все Священное Писание. И это по библейской дисциплине, должно найти свое полное исполнение в книге Откровение. Значит и в книге Откровение должна быть похожая фраза. И не то, что похожая. Будет общий контекст. Будет это выражение. И будет вывод. Чтобы мы сделали вывод. Потому что на это указывает само Священное Писание. Давай мы возьмём вначале девятнадцатую главу из книги Откровение. «И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. (Откровение Иоанна Богослова 19:17,18)».

Скажи дорогая сестричка. Когда мы прочитали это выражение, зная библейскую ключевую фразу, где труп, там и орлы, наблюдаем? Птицы летят посредине неба. Стервятники не летают подобно орлу высоко в небе. Только орел летает высоко в небе. А здесь птицы летят посередине неба. А что было до этого в восьмой главе? Там описывается пророчество семи труб. Перед этим мы находим Иисуса, Который выступает как ходатай за Свой народ. И семь труб описывают суд Божий над теми, кто не принял Иисуса, как своего ходатая. И в тринадцатом тексте Иоанн делает вставку. Давай прочитаем тринадцатый стих из восьмой главы. «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить! (Откровение Иоанна Богослова 8:13)».

В греческом переводе тексте это стервятник. Стервятник в виде беркута, кричащий пронзительным голосом. Таким неприятным звучанием. Вот эта вставка. Если мы читаем в этом ключе, то посмотри. Семь ангелов и орел посредине неба. Опять посреди неба. В девятнадцатой главе мы читаем птицы посреди неба. Хищные птицы. И здесь беркут посреди неба. Поэтому этой вставкой, подобно Иисусу, Иоанн желает предупредить. Почему горе? Почему это вставка? Потому что это очень важно. Эта интерлюдия подводит итог и отправляет в будущее. Почему важно? Давай посмотрим. Почему беркут кричит горе, горе людям, живущим на земле? Здесь мы уже практически подходим к выводу. «Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. (Откровение Иоанна Богослова 9:1,2)».

Давай поработаем немного с символикой. Стараться будем не углубляться, чтобы не отвлекаться от нашего основного вопроса. Во-первых, мы видим, когда пятый ангел вострубил, что происходит. Иоанн видит звезду, падшую с неба. На кого это указывает? Кто у нас упал с неба? Какая звезда упала с неба? Сатана. Четырнадцатая глава Исаии. Происходит то, о чём предупреждал Иисус в десятой главе Евангелия от Луки. «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию… (Св. Евангелие от Луки 10:17,18)». Другими словами Иоанн желает показать, в чем суть горя. Пришествие лжехриста. Он назван в Библии антихрист. Оттиск Христа. Анти. Вместо Христа. Подобный Христу. Вот в чём суть горя. Давай посмотрим, как он себя выдает за Христа. Или как он выдает себя за Бога.

Во-первых, здесь мы видим. Дан был ей ключ от кладезя бездны. Это напоминает нам уже отрывок из двадцатой главы книги Откровение. Где ангел заключает сатану в бездну и закрывает бездну ключом, чтобы не обольщал живущих на земле. Значит, здесь он выходит из бездны, чтобы обольщать. И давай смотреть, как он будет выдавать себя за Христа. «Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи» (Откровение 9::2). Выражение дым из большой печи, сразу отправляет нас в пятнадцатую главу книги Бытие. Где Авраам заключает завет. Отгоняет хищных птиц. Его накрывает великий страх. Ему сказано, что потомки твои будут переживать великую скорбь. Бог говорит, Я произведу суд. И когда Бог проходит между рассеченными частями, вот дым, как из большой печи. «Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата… (Книга Бытие 15:17,18)»

Вернемся, однако, к проблеме установления этнического происхождения первых «русских» князей. Как мы видели, ссылка на авторитет Б. А. Рыбакова, отказавшегося от поисков славянских «корней» Рюрика, рассматривается как важный довод, усиливающий позиции «норманистов». Зато глава советской «антинорманистики» вообще отказывает в существовании Синеусу и Трувору. Имена братьев Рюрика возводятся им — вслед за «норманистом» И. Г. Байером! — к оборотам: «sine use» и «tru war», т. е. «своими родичами» и «верной дружиной», с которыми и пришел на Русь первый легендарный правитель Новгорода. Появление в тексте «анекдотических» братьев, по его мнению, — следствие недоразумения:

«В летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а новгородец, плохо знавший шведский, принял традиционное окружение конунга за имена его братьев».

И это несмотря на то, что ономастические изыскания немецкого профессора XVIII в. уже давно рассматриваются как характерный пример так называемой ложной, или народной, этимологии. В. Я. Петрухин пишет:

«Существует «народная этимология» имен Рюрика, Синеуса и Трувора, приписывающая образы братьев Рюрика домыслу летописца, неверно понявшего предполагаемый скандинавский текст легенды: Рюрик пришел «со своим домом» («сине хус») и «верной дружиной» («тру-воринг»). Однако древнерусская легенда соотносится со сказаниями других народов о переселении части (обычно трети) племени во главе с тремя (или двумя) братьями в далекую страну..».

Любопытно заметить, что в рассуждениях о происхождении имен Синеуса и Трувора Б. А. Рыбаков уже без всяких оговорок признает Рюрика шведом, хорошо известным современникам: о нем якобы ходили даже некие «сказания». Причем эти сказания, очевидно, должны были быть скандинавскими: ведь имена братьев Рюрика появились в результате неправильного перевода (как справедливо замечает В. Я. Петру-хин, «скандинавского текста легенды»). Тем самым, борясь с «норманизмом», глава советских «антинорманистов» сам оказывался вынужденным сторонником «норманнской теории».

Вопросом о том, кем по своему этническому происхождению были Рюрик и его братья, не исчерпывается проблема происхождения первых известных нам правителей Древней Руси. Не менее любопытен и вопрос, так сказать, этнического облика первых киевских князей. Сведения о них, судя по всему, столь же легендарны, как и о Рюрике, Труворе и Синеусе. В «Повести временных лет» читаем:

«Полем же жившем особе и володеющем роды своими, иже и до се братьев бяху поляне, и живяху кождо съ своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим. И быша 3 братья: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне увоз Боричев, а Щек седяше на горе, где же ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створиша град во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киев».

О том, что уже во времена первых летописцев рассказ о Кие и его братьях воспринимался как легенда, ясно говорит разъяснение, которое было включено кем-то из киевлян — создателей летописей, полемизировавших со своими новгородскими «коллегами»:

«Ини же, не сведуще, рекоша, яко Кий есть перевозник был, к Киева бо бяше перевоз тогда с оноя стороны Днепра, темь глаголаху: на перевоз на Киев. Аще бо бы перевозник Кий, то не бы ходил Царюгороду; но се Кий княжаше в роде своемь, приходившю ему ко царю, якоже сказають, яко велику честь приял от царя, при которомь приходив цари. Идущю же вспять, приде къ Дунаеви, и возлюби место, и сруби градок мал, и хотяше сести с родом своим, и не даша ему ту близь живущии; еже и доныне наречють дунайци городище Киевець. Киеви же пришедшю в свой град Киев, ту живот свой сконча; и брат его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ту скончашася».

Принято считать, что основатели Киева — поляне, т. е. представители восточных славян, населявших Киевское Поднепровье. Иногда их просто называют первыми русскими князьями, хотя из приведенных текстов этого как будто не следует. Согласно Б. А. Рыбакову,

«легендарный Кий приобретает реальные черты крупной исторической фигуры. Это — славянский князь Среднего Поднепровья, родоначальник династии киевских князей; он известен самому императору Византии, который пригласил Кия в Константинополь и оказал ему «великую честь». Речь шла, очевидно, о размещении войск Кия на дунайской границе империи, где поляне построили укрепление, но затем оставили его и во главе со своим князем возвратились на Днепр».

Заметим, кстати, что предлагаемая интерпретация образа Кия существенно «дополняет» летописную характеристику. Так, скажем, в «Повести временных лет» упоминается лишь о том, что Кий приходил в Константинополь. Б. А. Рыбаков «уточняет» сведения летописца: Кий был приглашен императором, договорился с ним о размещении войск на границе Византийской империи. Появляется здесь и некая династия «Киевичей». Существование этой «княжеской династии» основывается на упоминании польского историка XV в. Яна Длугоша, который писал, что летописные киевские князья Аскольд и Дир, убитые Игорем, были потомками легендарного Кия. Сведения Длугоша были использованы в работах Д. И. Иловайского (кстати, весьма вольно обращавшегося с фактами) и М. С. Грушевского (стремившегося во что бы то ни стало доказать существование особого украинского этноса уже в IV в.); прибегал к ним в своих исторических реконструкциях и А. А. Шахматов. Впрочем, эта точка зрения в последнее время редко находит поддержку у специалистов.

Не ограничившись приведенными «корректировками» текста источника, Б. А. Рыбаков еще раз «уточнил» сведения древнерусских летописей, высказав догадку, что появление имен Аскольда и Дира в летописи есть следствие ошибки одного из ранних летописцев. На самом деле якобы в первоначальном тексте речь шла об одном киевском князе — Асколдыре или, точнее, Осколдыре. Такое прочтение летописного текста — результат предположения, не имеющего текстологического основания. Оно, однако, позволило Б. А. Рыбакову «установить» славянскую этимологию имени Аскольда (как давно доказано, безусловно скандинавского) от р. Оскол. Название же этой реки, в свою очередь, связывалось со сколотами, упоминаемыми Геродотом. Те, по мнению Б. А. Рыбакова, были славянами (вопреки самому Геродоту, писавшему, что сколоты именуют себя скифами), которые позднее стали называть себя русью.

Однако упоминание Яном Длугошем родственных связей Аскольда и Дира с легендарным Кием вызывает серьезные сомнения. Так, А. П. Новосельцев считает, что

«Длугош был не только крупным историком, но и политическим деятелем Польского королевства, в унии с Литвой властвовавшего над Южной Русью. В XV в. московские князья, объединяя русские земли, стремились, ссылаясь и на летописи, доказать свои права как Рюриковичей и на Южную Русь. Что же удивительного в том, что в Польском королевстве историк-политик, утверждая принадлежность Аскольда и Дира к потомкам местной династии, устраненной северными завоевателями, тем самым отрицал права Москвы на Киев! Кроме как у Длугоша подобных упоминаний в летописях как южнорусского, так и северорусского происхождения нет. Так что можно полагать, что ошибался как раз Длугош, а не Повесть временных лет».

Так что, по мнению В. Я. Петрухина,

«Ян Длугош не был настолько наивен, насколько наивными оказались некоторые современные авторы, некритично воспринявшие его построения. Дело в том, что польский хронист стремился обосновать претензии Польского государства на Киев и поэтому отождествил киевских полян с польскими, Кия считал «польским языческим князем» и т. д. Ссылаясь на эти построения, некоторые историки относили Аскольда и Дира к «династии Киевичей»».

Ария — Палач — текст песни

Мой меч — это власть, мой меч — закон
Мой плащ кровь впитал и дрожь времён
Я — палач и я рождён бессмертным
Слуги и цари мне бьют поклон
Мой трон — эшафот, подруга — смерть
Вся грязь, все грехи людей на мне
Был один из вас невинной жертвой
Лишь один был чист на всей земле
Он вновь и вновь в мой входит сон
Сквозь пыль веков я вижу всё
Пр: День шёл словно гвоздь под молотком
Злой смех заглушал безумца стон
Он спасал весь мир и Галилею
Бога он назвал своим отцом
Сердцем он хотел всех вас принять
Умереть за вас и за меня
В дар, что свыше дан, он свято верил
Вера — вот и вся его вина
Но все равны в моих руках
Последний миг и страх в глазах
Пр.
Кто даст мне покой, подарит свет?
Божий сын казнён — ответа нет.
Я решил идти в обитель Бога
Против воли всех небесных рек
Свой меч бросить там я был готов
Нет сил жечь людей огнём костров
Плыть в чужой крови, казнить пророка
Но Создатель ваш не слышал слов
Царила Тьма в его глазах
И на меня нахлынул страх
Пр.
Мёртвым казался Бог на небесах
Равнодушье видел я в старческих глазах
И откровенья свет пронзил меня
Тот безумец был никем — ваш спаситель — я
Пр.
Я…рядом я здесь….
Ведь это мой крест
Да! Вам не распять меня
Плач! Небом был создан я
Палач
Другие тексты песен «Ария»
Другие названия этого текста

  • Ария — Палач (0)
  • Ария — Палач (Live in studio) (0)
  • Ария — CARNIFEX (0)
  • 5 — noblesse (0)

Царство Божие (Небесное)

  • Царство Божие Энциклопедия изречений
  • Указание пути в Царство Небесное свят. Иннокентий (Вениаминов)
  • Царство Божие внутри нас архиеп. Лука Крымский
  • Царство Божие и царство человеческое С.А. Посадский
  • Царство Божие и вечная жизнь Н.Е. Пестов
  • Царство Божие прот. А. Ветелев
  • Что такое Царство Небесное? иерей Антоний Лакирев

«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
(Евангелие по Матфею, 4:17)

Ца́рством Бо́жьим 1) — Царство Небесное, область обитания светлых ангелов и почивших о Господе святых (людей); 2) Церковь Христова; 3) действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке; 4) (иногда) весь мир, как находящийся под властью Надмирного Царя, Бога.

Во всей полноте Царство Божье откроется после Второго Пришествия Христова.

Царство Небес (Небесное) – это словосочетание встречается только в Евангелии по Матфею. Другие евангелисты говорят о Царстве Божием (Бога). Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий Царь, Имя и т.д.

Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20-21).

Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23,24); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для «тех, кои предают себя Его царству и господству, Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха» (св. Симеон Новый Богослов).

Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. Макарий Египетский). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. «Подвизайтесь, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа», «Царствие Божие есть Святой Дух», – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский. Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге.

***

Спаситель уподобляет Царство Небесное:
1. человеку, посеявшему доброе семя (Мф.13:24);
2. зерну горчичному, посеянному на поле (Мф.13:31);
3. закваске (Мф.13:33);
4. сокровищу, скрытому на поле (Мф.13:44);
5. купцу, ищущему хороших жемчужин (Мф.13:45);
6. неводу, закинутому в море (Мф.13:47);
7. царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф.18:23);
8. хозяину дома, нанимающему работников в виноградник (Мф.20:1);
9. царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф.22:2);
10. десяти девам со светильниками (Мф.25:1).

***

митрополит Иларион (Алфеев):
Нравственное учение Христа построено на фундаментальном утверждении о Царстве Божием как о реальности не только будущего, посмертного существования, но и земной жизни человека. По словам Спасителя, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12), то есть восхищают здесь, на земле. В притчах Иисуса Царство Божие уподобляется семени, брошенному в землю (см.: Мф.13:24); зерну горчичному (см.: Мф.13:31); закваске в тесте (см.: Мф.13:33); сокровищу, скрытому на поле (см.: Мф.13:44); драгоценной жемчужине (см.: Мф.13:45); неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (см.: Мф.13:47); царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (см.: Мф.18:23); хозяину дома, нанявшему работников в виноградник свой (см.: Мф.20:1); царю, сделавшему брачный пир для сына своего (см.: Мф.22:2). Все эти образы заимствованы из повседневной человеческой жизни и обращены к опыту человека, живущего в мире сем, а не уже перешедшего в мир иной.
Христос говорит о том, что Царство Небесное принадлежит нищим духом (см.: Мф.5:3), изгнанным за правду (см.: Мф.5:10), детям (см.: Мф.19:14), о том, что Царство Его не от мира сего (Ин.18:36). Обращаясь к ученикам, Спаситель увещевает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк.12:32). Таким образом, Царство Божие уже даровано, уже осуществляется в жизни христиан. Через веру во Христа и следование Его заповедям люди приобщаются к тому Царству Божию, полнота которого будет реализована после Второго Пришествия Спасителя, но которое тем не менее уже незримо присутствует в Церкви, составляя сердцевину ее бытия.

митрополит Сурожский Антоний:
Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.

Когда первый космонавт Гагарин возвратился из «космоса» и сделал свое знаменитое заявление, что Бога в небесах он не встретил, один московский священник заметил, что «если Вы не встретили Его на земле, Вы никогда не увидите Его на небесах». Если я не могу соприкоснуться с Богом, так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире, которым я являюсь, то очень маловероятно, что даже встретив Его лицом к лицу, я Его узнаю.

Святой Иоанн Златоустый сказал: «Найди дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие». Поэтому обращаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым образом. Речь не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти приемами психоанализа или психологии. Это не путешествие в сущность моего собственного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из собственных глубин вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся.

иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2).

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром. Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.

Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин. 18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин. 18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин. 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс. 2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк. 22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф. 13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф. 13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр. 11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). В святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет:если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

См. ЭПЕКТАЗИС, РАЙ, АПОКАТАСТАСИС

Некоторые из фарисеев обратились к Иисусу, требуя у Него ответа на вопрос о том, «когда придет Царствие Божие». Прошло более трех лет с тех пор, как Иоанн Креститель провозгласил весть, которая как трубный звук пронеслась по всей стране: «Приблизилось Царство Небесное!» (Матфея 3:2). Однако до сих пор фарисеи не видели ничего такого, что свидетельствовало бы об установлении этого Царства.

Иисус ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот оно здесь» или «вот там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Царство Божие созидается в сердце. Нигде не ищите никаких очевидных признаков его пришествия.

«Придут дни, – сказал Иисус, обращаясь к Своим ученикам, – когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите». Вы рискуете не увидеть Славу Моего служения, поскольку ему не свойственно светское великолепие. Вы даже не сознаете, насколько велики преимущества, которые вы имеете теперь. Придут дни, когда вы, оглядываясь назад, пожалеете об утраченных возможностях, которыми можете наслаждаться сейчас: быть рядом с Сыном Божьим и разговаривать с Ним.

Только после того, как Иисус вознесся к Своему Отцу и Святой Дух излился на верующих, ученики полностью оценили миссию Спасителя и сущность Его. Они осознали, что Христос действительно послан от Бога в грешный мир для того, чтобы спасти падших сынов и дочерей Адама. Но как они хотели бы увидеть Его снова и побыть рядом с Ним теперь, когда были просвещены святым Духом! Как им хотелось теперь подойти к Нему и попросить объяснить непонятные места Писания, ибо Писания стали для них новой книгой. Как внимательно слушали бы они Его слова! Что имел ввиду Христос, когда говорил: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Иоанна 16:12). Как страстно они желали познать все это! Сколь печально, что тогда их вера была такой слабой, а они были так далеки от истины и не могли постигнуть реальной картины происходящего.

И сегодня, как в дни апостолов, без просвещения Святым Духом человеческое естество не может видеть славу Христа. Истинным последователям Господа чужды пути праздности земных почестей и соглашательства с миром. И сегодня, как в дни Христа, их по-прежнему не понимают, поносят и притесняют священники и фарисеи нашего времени.

Царство Божие приходит неприметным образом. Евангелие благодати Божьей с его духом самоотречения никогда не может быть в гармонии с духом этого мира. Эти два принципа взаимно исключают друг друга. «Душевный человек не понимает того, что от Духа Божия, потому что Он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Коринфянам,2:14).

И сегодня в религиозном мире есть множество людей, верящих, что их деятельность направлена на установление Царства Христова, которое представляется им в виде обычного светского государства. Они хотели бы видеть Нашего Господа во главе царств этого мира. Они ожидают, что Он будет править посредством законов, изданных гражданской властью. Точно такое царство желали видеть и иудеи во времена Христа. Они приняли бы Иисуса, если бы Он старался установить светскую власть и заставить народ выполнять то, что они считали законами Божьими, а их сделал бы толкователями Его воли и орудиями Его власти. Но Он сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Иоанна 18-36). Земной престол Ему был не нужен.

Спаситель никогда не посягал на полномочия власть имущих. Он, подавая нам пример, держался в стороне от земных правительств. И не потому, что Он был равнодушен к горю человеческому, но потому, что здесь не могли помочь чисто внешние, предпринятые людьми меры. Чтобы иметь успех, лечить нужно каждого человека, для этого необходимо возрождение сердца.

Царство Христа устанавливается не решением судов, соборов или законодательных собраний, не благодаря покровительству сильных мира сего; оно утверждается Духом Святым, Который насаждает в сердце образ Христа. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоанна 1:12,13). Это единственная сила, которая может поднять и возвысить человечество. А на долю людей в этой работе выпадает проповедь и жизнь согласно Слову Божьему. Эти люди и сегодня будут трудиться на благо людей подобно апостолу Павлу, который говорил: «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Коринфянам 5:20).

Евангелие от Луки,17:20-22

Подготовила И. Беднякова

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» апрель 2004 г.

Толкование Евангелия на каждый день года.Понедельник 28-й седмицы по Пятидесятнице

Лк, 86 зач., 17, 20—25

Тогда Иисус, быв спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Фарисеи спрашивают Господа, когда придет Царствие Божие. Может быть, им было известно, что Христос учил Своих учеников молиться о его пришествии, и ученики проповедовали, что оно приблизилось. «Так когда же, — говорят фарисеи, — откроется слава его?» Господь отвечает вначале фарисеям, а потом обращается к Своим ученикам, и то, что Он говорит тем и другим, — Он говорит нам.

Прежде всего, Царство Мессии — духовное Царство. Они спрашивают, когда оно придет. «Вы не знаете, о чем вы спрашиваете», — говорит Христос. — Оно может придти, а вы не будете знать об этом». Потому что у него нет внешней пышности, как у земных царств, о достижениях которых трубят повсюду. «Нет, — говорит Христос, — его явление будет тихим, оно не придет приметным образом». Они желали удовлетворить свое любопытство относительно времени его наступления. Христос хочет показать непонимание ими его природы. Когда Мессия, Царь мира, придет установить Свое Царство, нельзя будет сказать: «Вот, оно здесь, или вот, оно там», как если бы речь шла о земном царе, обходящем свои владения. Так делают те, кто заботится более всего о «внешней видимости» Церкви, говорит святитель Феофан Затворник. Царство Божие оказывает на людей духовное воздействие. «Царство Божие внутрь вас есть». Оно — не от мира сего. Его слава не поражает человеческое воображение, но движет дух, и власть его распространяется на души и на совесть. Царство Божие не изменит внешнее положение людей, но их сердца и жизнь. Оно тогда придет, когда тщеславных и гордых соделает смиренными, глубокими, небесными. Царство Божие совершается в перемене сердец. А все внешние революции — только переворачивание гробов покрашенных.

В некоторых древних рукописях Евангелия Христос говорит: «Царство Божие — посреди вас». «Вы спрашиваете, когда оно придет, и не знаете, что оно уже начало утверждаться посреди вас. Оно уже действует в вашем народе, но, увы, не в ваших сердцах». Нам хорошо знакомо безумие многих слишком усердных исследователей относительно времени наступления того, что впереди их, и не замечающих, что оно уже — посреди их.

Господь говорит, что установление этого Царства встретится со многим противостоянием и противодействием. Ученики думали, что теперь вся их жизнь будет исполнена славы и благодати, но Христос говорит им, что все будет иначе. «Придут дни, когда пожелаете видеть хоть один день из дней Сына Человеческого, и не увидите. Вначале вам будет действительно сопутствовать чудесный успех (и так было, когда тысячи прилагались ежедневно к Церкви). Но не думайте, что так будет всегда. Придет время, когда из-за умножения беззаконий охладеет во многих любовь». Господь смотрит далеко вперед, на тех Своих учеников, которые будут у Него в последующие века. Придет такое отступничество, и наступят такие гонения, что христиане будут желать увидеть хоть один из тех прежних дней — то победоносное торжество Церкви, которое они когда-то видели. Мы не должны думать, что дело Христово побеждено, оттого что оно не всегда видимо и не всегда преобладает в мире.

Придет время, когда Христос и Царство Его не надо будет искать в том или ином месте, но Его явление будет во всех местах сразу. «Когда скажут вам: Он здесь или Он там, — не ходите и не гоняйтесь. Ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой».

«Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим». И если Господу это предстоит, ученики Его не должны ожидать ничего другого. Путь Церкви к славе вечной Пасхи не может не быть крестным.

Лк, 87 зач., 17, 26—37

Сказал Господь: как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Сегодняшнее Евангелие — о бедствиях, грядущих на вселенную. Как это было, например, с жителями Содома, которые были злы и сильно согрешили против Господа? Обратите внимание, что эти люди были многократно предупреждены. Ной был проповедником правды допотопному миру, а Лот — содомлянам. Они слушали предупреждение Божие, они внимали ему. Они любили повеселиться и при этом были весьма деловыми людьми. Если бы, как жители Ниневии, они покаялись в молитве и посте, то могли бы в безопасности есть и пить, потому что в одном этом нет греха для человека. Но они продолжали грешить, наслаждаясь миром и безопасностью, пока не совершился над ними суд. И мы видим, как Бог заботится о сохранении Своих. Ной вошел в ковчег, и был спасен. Лот вышел из Содома и избавился от смерти. Гибель, которой они нисколько не страшились, наступила внезапно. Пришел Потоп, и погубил всех грешников земли. Огонь и сера пролились с неба и погубили всех грешников Содома. Господь показывает, сколь неожиданной будет гибель тех, кто сегодня бесстыдно грешит и смеется над покаянием.

«Так будет и в тот день, — говорит Христос, — когда Сын Человеческий явится». Человечество предупреждено Самим Христом. Апостолы, мученики, святые, преподобные и праведные повторяли это во всех веках после Него. Неужели все напрасно? Казалось бы, слово Спасителя, сказанное Им при всех, разбудит многих, если не всех. Но что мы видим?

Накануне последнего Божия посещения ученики Христовы и их последователи должны отделить себя от неверующих иудеев и идти туда, куда укажет им Господь. Это их бегство из Иерусалима должно быть быстрым. Не должно быть никакого промедления из-за заботы о мирских делах. «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их». Лучше будет им оставить все имение свое, чем стеречь его и погибнуть с неверующими в Господа. Их заботой будет — поступить как Лот и его семейство. «Спасайтесь от рода сего развращенного». И когда будет исход, они не должны думать о возвращении. «Вспоминайте жену Лотову» и не оглядывайтесь назад, как она. Не жалейте оставить место, предназначенное к гибели.

Не надо оглядываться назад, чтобы не возникло искушение вернуться назад. Господь говорит, что не будет другой возможности спастись. «Кто станет оберегать душу свою (жизнь свою), тот погубит ее». Но кто будет рисковать своей жизнью, тот сохранит ее, потому что ему дано будет узнать вечную жизнь.

Все, кто старается жить по правде Божией, несомненно, спасутся, но многие из них — с трудом. Когда Божии суды открываются все попаляющим пламенем, Господь хранит Своих: «В ту ночь двое будут на постели: один возьмется, а другой оставится». Рано или поздно обнаружится, что Господь знает, кто Его, а кто — нет. Это разделение совершится во всех местах, всюду, где распространится Царство Божие. «Где, Господи?» — сказали они. Ответ Спасителя — звучит как пословица: «Где труп, там соберутся и орлы». Святые отцы дают двойное толкование этих слов. Где бы ни скрывались нечестивые, суды Божии найдут их. Как орлы устремляются на добычу, так правда Божия настигнет всякое зло.

Где бы ни находились верные, хранимые Господом, они радостно встретят Христа лицом к лицу. Где Христос, там соберутся верующие в Него — у Креста, который просияет вечной славой Его. Все, запечатленные именем Христовым, встанут рядом с Ним и примут от Него благословение бесконечной любви.

7 декабря. Царствие Божие внутрь вас есть

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 17, ст. 20 — 25.

20. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21. и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23. и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь,

24. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

(Лк. 17, 20–25)

Слова сегодняшнего евангельского чтения повествуют о знамениях и условиях наступления Царствия Божия.

По пути в Иерусалим, когда Господь проходил между Самарией и Галилеей, фарисеи приступили к нему с вопросом о времени прихода Царствия Божия. На этот вопрос Господь сказал следующее: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там (Лк. 17, 20–21).

Другими словами, Господь обозначил духовный характер Царства Божия, для которого не назначено определенного места в мире, так как оно не материально: сущность Царствия Божия во внутреннем обновлении и освящении людей. Фарисеи понимали под Царством Божиим земное царство Мессии, пришествие Которого они ожидали вместе с освобождением от ига ненавистных римлян. Господь внушает им, что это царство не внешнее, земное, а духовное, внутреннее, и что оно уже наступило.

Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21) , – говорит Господь, таким образом поясняя, что Царствие это не от мира сего. Оно не приходит так приметно, как возникают царства этого мира. Про царства мира говорят, что в такой-то стране правит такой-то царь, а в такой-то – другой, но про Царство Божие этого сказать нельзя, так как оно не ограничивается пределами каких-либо стран, но действует прежде всего в душах людей, преобразуя не внешнее положение, а их сердца и жизнь.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «”Внутри вас” понимается двояко: во-первых, Царство Божие уже пришло — оно среди вас, среди народа Иудейского, хотя вы и не замечаете его, по своей духовной слепоте; во-вторых, Царствие Божие невидимо для внешних очей, ибо оно водворяется в душе человека».

Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите (Лк. 17, 22), – обращается Господь к ученикам. Желание это будет вызвано, вероятно, скорбями последних времен. Потому и захотят они, по крайней мере, увидеть один из дней времени Христа, чтобы отдохнуть от скорбей, но этого дня не увидят, так как время Его Второго пришествия еще только впереди.

Блаженный Феофилакт отмечает: «Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но, если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники».

Говоря о наступлении этого Царства, Господь поясняет, что второе Его пришествие будет настолько славным и блистательным, что не́ для чего будет узнавать об этом от других. Пришествие это не ограничится каким-нибудь местом, а, как молния не скрывается, но является с одного края земли до другого, так светло́ и явно оно будет. По вавилонско-иудейскому представлению небесный свод упирался своими двумя концами в землю, а потому молнию, о которой говорит Христос, должно быть видно с одного края неба до другого.

Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк. 17, 25). Так Господь заранее предупреждает учеников о Своем страдании, чтобы, когда оно наступит неожиданно, они не соблазнились, думая, что Он не предвидел и пострадал против своей воли. Этими словами Христос приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению. Ведь, если Господу это предстоит, ученики Его не должны ожидать ничего другого.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует всегда помнить, что воцарение Бога происходит в душе человека. Если люди любят Бога и ближних, то куда бы они ни переселялись, в какой бы стране ни жили, везде они будут исполнителями Его воли и причастниками единого Царства Божия. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)