Царство небесное

Царствие (царство) небесное

Смотреть что такое «Царствие (царство) небесное» в других словарях:

  • Царствие (царство) небесное — кому. Разг. Устар. Пожелание покойному загробной жизни в раю (употребляется при упоминании покойного). ФСРЯ, 512; БТС, 1457; Верш. 4, 113 … Большой словарь русских поговорок

  • Царство небесное — Эта статья о словосочетании; О фильме см.: Царство небесное (фильм). Царство Небесное (тж. Царствие небесное, ивр. ‎מלכות השמים‎, Malkuth haShamayim, греч. ή βασιλεία τών ουρανών) семитское выражение, в котором «небеса» заменяют имя Бога… … Википедия

  • Царство Небесное — это статья о словосочетании. о фильме см. «Царство небесное» «Царство Небесное» (Царствие небесное, греч. ή βασιλεία τών ουρανών) семитское выражение, в котором небеса заменяют божественное имя (Лк. 15:18). Известно по Евангелию от Матфея,… … Википедия

  • царствие(царство) ему небесное{!} — Ср. Был у меня дядя царствие ему небесное! Последнее прибавляю единственно потому, что так уже принято, когда говорят о покойниках… Григорович. Мой дядя Бандурин. Ср. Весь в батюшку родителя, не тем будь помянут, царство ему небесное… Гордыня … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Царство небесное — Выражение царство небесное особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом: царство. Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Царствие(царство) ему небесное! — Царствіе (во) ему небесное! Ср. Былъ у меня дядя царствіе ему небесное! Послѣднее прибавляю единственно потому, что такъ уже принято, когда говорятъ о покойникахъ… Григоровичъ. Мой дядя Бандуринъ. Ср. Весь въ батюшку родителя, не тѣмъ будь… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Царство небесное — См. Царствие небесное (ЦАРСТВИЕ) … Большой словарь русских поговорок

  • ЦАРСТВИЕ — (царство) небесное кому. Разг. Устар. Пожелание покойному загробной жизни в раю (употребляется при упоминании покойного). ФСРЯ, 512; БТС, 1457; Верш. 4, 113. Преставиться в царствие небесное. Книжн. Умереть. Мокиенко 1990, 98 … Большой словарь русских поговорок

  • Царство Божие — (Царство Христово, Царство небесное) изображается Евангелием, в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии, как Ц. внутреннее, духовно нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные покаяние и вера … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • царство — (царствие), Царство Божие правление людей или Бога А. Темы в Библии ЦАРСТВО как тема: второй Царств: 2Цар 5:12 третьей Царств: 3Цар 4:21 Б. Земные царства 1. Основные царства библейской истории Васанское царство: Чис 32:33 Аморрейское царство:… … Библия: Тематический словарь

Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?

Где искать Царство Небесное, что это такое и как туда можно опоздать? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. Мы обратились с ними к протоиерею Павлу Великанову.

Пришел к своим, и свои не приняли…

Фото Владимира Ештокина

Если внимательно вчитаться в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием, становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни. Иудеи жаждали Царства, бредили Царем — но только не таким, каким оказался Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена — словам, и какая — делам. Достаточно вспомнить, как после слов о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят. И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику» и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди — Христос поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли и вы — уйти?»…

Учение о Царстве Небесном — ключевое для всего евангельского повествования. С точки зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная с жизненными реалиями. Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет утверждать Свое Богосыновство — и тем самым превращать этот «непонятный вымысел» в Божественное Откровение — должен быть убит, и убит позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться разрушить то, что — как считали ветхозаветные иудеи — веками сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой, кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое — Царство? Саул, Давид, Соломон — все они были вписаны в историю еврейского народа не только как святые и пророки, но и как строители того самого царства, по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!

Христовы вопрошатели — евреи — люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность к быстрому рассудочному реагированию.

И когда читаешь, как они слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это?…»

А Ответ — был у них перед глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных… Только потом, уже после Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего изумления — как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами, осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается в сознание даже Его ближайших учеников — видевших Его Воскресшим. Что же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего проповедника так, краем глаза, вскользь — много тут ходит всяких…

Вертикаль или горизонталь?

Фото h.koppdelaney, www.flickr.com

Когда мы говорим о Царстве Небесном, нас сразу сбивает с толку его «небесность», которая подсознательно воспринимается нами как что-то не вполне реальное, исключительно духовное или как минимум — неземное или загробное.

Однако в евангельских текстах «Небо» — синоним имени Божия, и, соответственно, «Царство Небесное» не что иное, как Его, Бога, правление на Земле — и только. Но это такое живое и реальное присутствие Бога в человеческой жизни, что оно оказывается той самой жемчужиной, ради которой всё остальное с легкостью продается и забывается.

Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники. Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин — и это откровение невозможно ни перепутать, ни сымитировать. Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога — встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.

Царство Небесное — не пища и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство. Всё это — горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства может появиться новая реальность — вертикаль, которая выстраивается только между Богом и человеком.

Царство Божие уже здесь, среди вас — говорит Христос Своим ученикам: они изумленно озираются, смотрят по сторонам, не понимая, что надо лишь только увидеть самих себя рядом со Христом. Нечего искать это Царство ни во времени, ни в пространстве — оно постоянно рядом.

Но Христос — кроток и долготерпелив, Он не вламывается в душу как Властный Хозяин, а стоит у двери и лишь скромно постукивает в надежде, что те, кто за дверью, внутри, услышат и сами захотят пустить. Отсюда — такое обилие в Его речи образов и сравнений, помогающих понять Его учение о Царстве. И при этом — постоянный акцент: «Да, Я — Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое Царство — другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы, а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог — не мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь!» Насколько эти слова были трудны для слуха, представить несложно: достаточно посмотреть вокруг — кто сегодня виноват в наших бедах? Власть имущие? Воры и взяточники? Да какая разница — все равно взгляд скользит по накатанной веками дорожке, и задолго до Христа этот путь уже был проторен. Перефразируя Христовы слова о Царстве Божием, можно было бы сказать так: какого бы даже самого святого, безгрешного и исполненного всех добродетелей правителя ни поставь — сути наших проблем это не решит: ведь наш главный враг не где-то снаружи, он — внутри; точнее — мы и есть сами себе враги номер один.

С чего начинается Царство?

Фото h.koppdelaney, www.flickr.com

Царство Божие — Царство Небесное — наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя и Господа: и для христиан это вхождение в Царство непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве Крещения.

Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» — готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю и Богу!»

Поэтому Крещение — не просто некий «очистительный» ритуал, а высоко ответственный момент: принимая Христа своим Господом и Спасителем, погружаясь в Его смерть и восставая с Его Воскресением из вод купели, он произносит клятву верности своему Царю и Богу. Отныне человек уже не одинок: он — на службе, он — «при деле», он принадлежит не своим желаниям и похотениям, но работает своему Царю и Богу, тем самым проявляя Его Царство в этом мире. Но не только об этом молится каждый день христианин, когда просит в молитве Господней «да приидет Царствие Твое»: его молитва — не только о том, чтобы этих точек живого и действенного присутствия Бога в мире посредством Его верных подданных было всё больше и больше.

Наша надежда и ожидание — увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды исчезнут, мертвые восстанут — закончится эта долгая, такая бесконечно долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова Царствия.

Однако к этому дню надо готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил прп. Варсонофий Оптинский.

Царство Мое — не от мира сего, — говорит Христос. И Его последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни, кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой стороны, Царство, которым они и живут, — Христово Царство — не от мира сего. Это внутреннее напряжение — от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам — в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное — «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.

О чем тоскует наше сердце

Фото h.koppdelaney, www.flickr.com

Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, — Святому Духу.

И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле — и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно — он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых — это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства — пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один — Христос.

Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать: Кто Духа Христова не имеет — тот и не Его, то есть не Христов! (Рим 8:9).

Сам Христос — и есть Царство Небесное, и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах, примерах — Он всегда говорит о Себе Самом. Жизнь со Христом, жизнь по Христу, жизнь в Нем — это совсем не абстракция, а реальнейшая реальность для церковного человека.

Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника — всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ.

Здесь, в храме — Его территория, Его Царство — если только, конечно, храм наполнен верными Ему — а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью — не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной — по которой только и тоскует живое человеческое сердце.

Рай или Христос?

Фото h.koppdelaney, www.flickr.com

Христианин — это не тот, кто живет мечтой попасть в рай, а тот, кто живет Христом. Для верующего во Христа рай и открывается, и может закрыться уже в этой жизни. Поэтому для него каждый день, каждая минута этой, казалось бы, преходящей и поэтому мало что значащей жизни — на самом деле бесценны. А «механическое» помещение непреображенной Божественной благодатью души в место, где живут праведники и святые, качества жизни не изменит: от себя никуда не деться, и тот, кто носит в своем сердце ад самолюбия и страстей, сам убежит с презрением и злобой на этих «святош» и «лицемеров».

Не став подданным Царства Божия здесь, на земле — слишком мало шансов попасть в него после смерти. Искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия — причем не только в храме и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни — не такая уж сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться выполнять их. А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал, желать того, к чему Он стремился. Как это ни странно прозвучит, но об этом сегодня надо говорить во весь голос, снова и снова: христианство — Христоцентрично, а не «раецентрично», или, что еще хуже, «грехоцентрично».

Для нас рай там, где Христос, а вовсе не наоборот.

И Его Царство — как его ни назови — Божие или Небесное — уже здесь, на земле, с нами, среди нас. Если только сами мы — в своем сердце, в мыслях, словах и поступках — со Христом.

Протоиерей Всеволод Чаплин. Как войти в Царствие Небесное?

Фрагмент лекции в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов, организованных Свято-Даниловым ставропигиальным мужским монастырем и храмом святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова.
Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Господь Сам говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Господь предрекает осуждение людей на муки. Он не желает этого, Господь милосерден, но Он, в то же самое время, говорит о том, что людей, не соответствующих высокому духовному и нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей. Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Думаю, что Господь предложил бы им Свою милость и любовь. Но они скажут Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они смогут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.
Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.
Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия либо философская школа представляет себе Бога ─ все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих богов. Но этот единый Бог, как веруют христиане, ─ именно тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, в Священном Писании. И, обращаясь вместо этого Бога, к кому-то другому, к существу с другими характеристиками или к существу, не обладающему личностью, или вообще к не-существу, мы не обращаемся к Богу. Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому-то, кого мы сами себе придумали, например, к «богу в душе». А иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются. Это могут быть ангелы, люди, силы природы, темные силы.
Итак, для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно иметь веру и быть готовым ко встрече именно с тем Богом, который в этом Царствии является Царем. Чтобы ты Его узнал и Он узнал тебя, чтобы ты был готов ко встрече именно с Ним.
Далее. Для спасения важно внутреннее нравственное состояние человека. Понимание «этики», как исключительно сферы межчеловеческих отношений, особенно ─ в прагматическом измерении человеческой жизни: бизнеса, политики, семейных, корпоративных отношений ─ это очень усеченное понимание этики. Нравственность имеет прямое отношение к тому, что происходит внутри тебя, и именно такое измерение нравственности задает Нагорная проповедь Христа Спасителя.
Господь говорит не только о тех внешних нормах, формальных нормах ветхозаветного закона, которые были даны древним. Он говорит о состоянии человеческой души. «Блаженны чистые сердцем» ─ блаженны именно те, кто внутри себя не имеют грязи, не имеют побуждений к пороку, не имеют стремления творить грех. И это состояние души Он оценивает так же строго, не менее строго, как и внешние поступки человека. Богочеловек Господь Иисус Христос дает новые заповеди, никак не вместимые в рамки житейской морали. Он дает их как совершенно непреложные указания, не подлежащие релятивизации, то есть объявлению их относительными. Это безусловный императив, из которого следует безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто станет достойным войти в Его Царство.
Спаситель однозначно, решительно объявляет недопустимым злословие по отношению к ближним, блудные помыслы, развод и вступление в брак с разведенной, клятву небом или землею, противление злу, совершенному против тебя самого, показное творение милостыни, молитвы и поста, получение соответствующей моральной награды от людей ─ все те вещи, которые с точки зрения светской этики нормальны и естественны.
Христос осуждает и удовлетворенность человека своим нравственным состоянием, своими нравственными заслугами. Очевидно, что такие нравственные мерки не применимы для обывательской морали, примиряющейся с определенной мерой зла. Ни с какой мерой зла не может смириться истинный христианин, и Господь запрещает это делать. Он говорит о том, что любое греховное движение души ─ это путь в сторону от Царства Небесного.
Господь говорит и о том, что вера, нравственное состояние человека не может не выражаться в том, что он делает. Мы знаем слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Точно так же и порочное состояние человека выражается в злых делах. Мы не приобретаем себе неотменимых заслуг своими добрыми делами, как об этом говорит католический юридизм. Формально сделанное доброе дело, имеющее выражение в долларах, рублях, количестве оказанных услуг и так далее, не обеспечивает человеку спасение само по себе. Важно, с каким намерением ты делаешь это дело. Но человек, по-настоящему верующий, не может отказываться от помощи ближнему, не может пройти мимо страданий человека, нуждающегося в помощи. И Господь говорит о том, что стандарты, заданные Им в области, в том числе, добрых дел, должны многократно превосходить стандарты, данные для ветхозаветного мира. Вот Его слова: «Говорю вам, что если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство небесное». Что такое праведность книжников и фарисеев? Это праведность лучших людей общества, живущего без Божией благодати, общества, живущего по житейским законам, по законам компромисса со злом, по законам падшего человеческого естества. Книжники и фарисеи ─ это не исчадия ада, это нравственные авторитеты общества, жившего по законам ветхозаветной морали. Это люди умные, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам, считающие себя вправе обличать отступников от той самой житейской морали народа или семьи. Это не мытари, которые собирали оккупационный налог, это не блудницы ─ проститутки, не пьяницы, не бродяги. Это, говоря современным языком, классические «приличные люди». Фарисеи ─ это те моральные авторитеты мира сего, которые на нашем телеэкране подаются как самые достойные люди. Именно их праведность должен превзойти христианин, потому что эта праведность недостаточна для спасения.
Очевидно, что Господь не считает большинством людей, входящих в Божие царство. Он говорит: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Мы веруем и всегда будем веровать в милосердие Божие к каждому человеку, даже к грешнику, даже к преступнику, даже к не раскаивающемуся. Недавно Святейший Патриарх сказал о том, что мы будем обсуждать в Церкви возможные формы молитв о самоубийцах. Это не будут те самые формулы молитв, которые идут при обычном отпевании или при обычной панихиде, когда мы поем: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих». Это будет особая молитва. Может быть, мы будем просить о том, чтобы Господь принял душу человека, проявил к нему милосердие. И мы веруем в милость Божию к каждому человеку: неверующему, грешнику, преступнику. Но вхождение в Его Царство ─ это особый дар, который, как совершенно ясно говорит Господь, не принадлежит большинству людей.
Господь Иисус Христос предостерегает людей от увлечения обывательским образом жизни, Он предлагает Своим апостолам, Своим последователям образ жизни иной, говоря при этом, что не всякий может его вместить, но об опасности обывательского существования Он явно предостерегает. Это не значит, что Господь объявляет Своих учеников некой общественной или моральной элитой. Царствие Божие открыто любому человеку, вне зависимости от образовательного или интеллектуального уровня. Но уровень нравственности, необходимый для спасения, радикально отличается от праведности книжников и фарисеев, почитавшейся в мирской среде или в ветхозаветной среде как наивысшее достижение.
Нравственный идеал, который дан нам Господом Иисусом Христом, очень радикален. Он не исполним человеческими силами. После того, как Господь отвечает человеку, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие, апостолы Его спрашивают: «Кто же может спастись?». Он отвечает, что человеку это невозможно, Богу же все возможно. Высокая нравственная планка, заданная в Нагорной проповеди, недостижима человеческими силами. Нравственные требования в Евангелии представляют собой не просто систему запретов, исполнить которые может человеческая воля. Они настолько высоки, что никакая воля не способна их исполнить.
Да, воспитание и внешние ограничения важны, но они одни не способны привести человека к достижению нравственного идеала, а, значит, и к спасению. Скорее, важен свободный выбор личности, позволяющей Богу действовать в ней, в душе, в сердце человека. Христианская этика говорит, прежде всего, не об укреплении воли, не о самосовершенствовании, не о принуждении к деланию добра, а о действии на человека благодати Божией, преображающей человека настолько, что сами мысли о грехе становятся невозможны. Без действия Божия, без Таинств Церкви человек не может стать нравственным в том смысле, который заложен в Нагорной проповеди. Да, мы должны в синергии с Богом трудиться над собой, делать добрые дела, противостоять греху. Но решающим в нравственном совершенствовании личности является действие не человека, но Бога. И понимание этого радикально отличает христианскую этику от других этических систем.

Вопрос:

Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

Царствие Божие внутрь вас есть!

09.02.2019
(откровение)
(сказанное одному, сказано всем)
Так говорит Господь!
О, сын Мой, сын! Я вижу твоё сердце и то, как обнищала внутренность твоя, как ты растерялся, и как опустились руки твои! По причине твоей беспечности, лукавые друзья жестоко обокрали тебя, и ты остался нагим и нищим. Душа твоя плачет и источается тоской по Мне — твоему Господу. Потому что тебе хочется вернуть тот прежний Мой огонь, которым Я некогда зажёг твой светильник, но ты не знаешь, как это сделать. Ты хочешь вернуться к твоей первой любви, когда ты любил Меня, но у тебя это уже не получается. Потому что твое сердце окаменело и больше не является мягкой глиной в Моих руках, которой ты был, когда Я расплавил твоё сердце Своим прикосновением, и ты плакал предо Мною. Но ныне ты ожесточил своё сердце и враг соорудил в нём свои твердыни так, что ты уже не можешь плавиться сердцем, когда его касается Святой Дух.
Ибо ныне ты уподобился блудному сыну: И хотя ты тоскуешь обо Мне, как и он тосковал по своему Отцу, однако твердыни, которые увели его и тебя от Меня не дают пока тебе возможности покаяться и вернуться. Ты тоскуешь по Мне и не находишь в себе сил вернуться, и Я тоскую по тебе, сын Мой, но Я не могу возвратить тебя к Себе насильно! Мое сердце печалится, когда Я вижу, что душа твоя стремится выйти из тупика и не находит выхода. Потому что ты ищешь Мой огонь и Мое Присутствие не там, где надобно его искать. Подобно блудному сыну, ты продолжаешь искать себе пропитание на чужбине и готов есть свиные рожки, только бы не каяться и не возвращаться в дом Отца твоего уничиженным и нищим.
И вот, теперь Я спрошу тебя Сын Мой: Разве ты не зачал от Моего Святого Духа своего младенца — духовного Нового Человека? И разве твоё сердце не является Моим храмом, в котором должен был бы жить Я?
16 Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить ; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (2Кор.6:16)
Разве внутри тебя не было положено Мною основание для строительства Моего Небесного Царства, и разве не там ты должен искать Меня и находить общение со Мною?
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Лук.17:21)
Разве не в твоём сердечном храме ты должен поклоняться Мне в духе и истине и черпать там силы от источника Моего?
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоан.4:24)
Однако ты, сын Мой, подобно блудному сыну, продолжаешь блуждать по «работодателям» в надежде самому заработать, утраченное тобой Моё наследство. Но, как блудный сын, никакой работой не мог заработать и вернуть себе наследство, подобное наследству его Отца, так и ты не можешь этого сделать! Потому что любая ваша работа подразумевает ваше рабство у «работодателя» и, заработанное таким образом, отличается от того наследства, которое даёт Отец сыну. Так, оставив своего Отца, блудный сын оставил в родной стороне и все Заповеди Отца, а посему он изначально уготовил себе сущность раба и беззаконника. Потому что он стал подобным всем тем, с кем ему теперь пришлось общаться; с лукавыми обманщиками, ворами и с жестокими «работодателями», которые пренебрегли Мои Заповеди и своим рабам не дают досыта даже свиных рожков.
Таким образом, блудный сын попал в среду беззаконников, где нет, и не может быть Моего света и Моего Присутствия, ибо нет в них Моего Закона! Тем не менее, блудный сын продолжал искать милость там, где её нет и не должно быть. Так и ты, сын Мой, пытаешься найти Меня и Мой свет среди беззаконников, среди тех, кто так же упразднили Мои Заповеди и преклонились под человеческое ярмо.
Разве ты не знаешь, что Моя Церковь находится ныне в отступлении? Но знаешь ли ты доподлинно, почему Моя Церковь находится в отступлении? И если ты этого не знаешь, то только потому, что ты не хочешь этого знать… Разве Я не сказал Своей Церкви, что Я напишу на скрижалях их сердец Десятословие Моих Заповедей, и что они должны будут неукоснительно все их исполнять? Ибо те десять Заповедей, которые Я написал Своим собственным перстом на каменных скрижалях и велел их хранить навечно в Ковчеге Завета, Я никогда не отменял!
13 и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; (Втор.4:13)
Однако сразу после истребления первенцев Моей Церкви, народ Мой преклонились под чужое ярмо: Они отказались от Моих Заповедей и приняли постановления человеческие. Их ложные священники стали наставлять Мой народ так, что им не нужно больше исполнять Мои Заповеди и изменили все Мои праздничные постановления, которые имеют очень важное значение для Моего народа. Поэтому таковые также стали иметь предо Мною сущность беззаконников.
25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. (Дан.7:25)
Итак, разве Я не записал на скрижалях и твоего сердца Мои Заповеди, которые ты должен был исполнять, ибо через их исполнение ты надеешься иметь вечную жизнь. Так почему ты ищешь Моего света в людях и в общинах беззаконников, которые пренебрегают Моими Заповедями? Не следует ли тебе самому нести туда Мой истинный свет, где люди заблудились во тьме, но ты и сам не исполняешь все Мои Заповеди? Но разве тебе не ведомо, что исполняющие одни заповеди и не исполняющие другие, ничего не исполняют?
Ибо мало того, что Мой народ пренебрегли Моими повелениями о нечистой пище, едят её и оскверняют себя ею, но они ещё и отделили себя от корней Израиля, которыми являюсь Я Сам. Ибо возжелали достичь спасения без Моего Вышнего Израиля.
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, (Еф.3:6)
Так как же Я могу назвать таковых Моими верными детьми и не называть их беззаконниками, которые похожи на окрашенные гробы с мёртвыми костями? Если они, кроме прочего, пренебрегают Мои субботы и не ведают, что таким образом они лишают себя покоя в Моём Царстве. Ибо практикующие еженедельно субботний покой, стяжают его в своём внутреннем человеке, чтобы потом их покой соединился с Покоем Моего Вечного Царства. Ибо, всех, кто исключил из Моего Закона четвёртую Заповедь о субботнем покое, Я — Бог исключу таковых из Моего покоя в Тысячелетнем Царстве! Поскольку это есть Моя печать, которую Я ставлю на всех Мне верных: Чтобы они были со мною в покое Моего Тысячелетнего Царства!
И это подобно шестому дню, в котором вы как раз сейчас и живёте, перед наступлением седьмого дня Моего творения – дня Моего Покоя. Ибо в пятницу шестого дня, Израильтяне собирали манну на два дня, чтобы у них была пища в субботу, поскольку в субботу манна не выпадала. Так и вам надлежит в этот нынешний «шестой день» запастись Моей «манной», когда Я даю вам её на «два» дня. Ибо то, с каким запасом Моей «манны» и Моего Покоя, вы войдёте в Моё Царство, то и будет вашей пищей и уровнем вашего духовного здоровья в Нём!
11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. (Евр.4:11)
Так почему же ты, сын Мой, ищешь членства в человеческих организациях, когда ты уже записан в Моей Книге Жизни и являешься членом Моей Вышней Церкви? Почему ты хочешь даровать свою свободу во Христе человеку и стать ему рабом?
Ты, конечно, можешь иметь общение и посещать собрания христиан, но ты не должен искать там Моего света! Ибо Моя воля состоит в том, чтобы вы, исполняясь Святым Духом, находили Меня в своём сердце, зажигались от Моего огня и потом несли этот огонь в ваши общения!
Ибо и Савл сидел у ног Гамалеила и учился от него мудрости, но не имея в себе Моего света, гнал Мою Церковь до тех пор, пока не стал Павлом. Поэтому Я говорю тебе, сын Мой, не ходи путём Савла, но иди путём Павла: Найди Меня и Мой свет, при котором все ослепляются для сего мира, но все прозревают для мира духовного!
В Новом Завете Я упразднил всякое человеческое учение разума и уст. Ибо истинное Мое учение ныне должно приходить к вам, только через Моего Святого Духа, которое приходит к вам вместе с Моей Жизнью!
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы знаете, каковы были мы для вас между вами. (1Фесс.1:5)
И вот, сын Мой, теперь ещё спрошу тебя: Где в твоём доме, постоянно горящий семейный жертвенник, вокруг которого вы должны собираться и возлагать на него свои животные сущности, чтобы очищаться предо Мною? Разве не сказал Я вам, что вы священники, и что муж является главою своего дома? Не для того, чтобы господствовать и властвовать, но для того, чтобы нести ответственность за свою семью. Так не должно ли и тебе начать священнодействовать в своём доме? Разве не знаешь, что Новая Тварь это еще не Новый Человек, сущности которого вы должны ещё достигать, чтобы обрести Мой образ и подобие? И для этого вам нужно постоянно находиться на Моём жертвеннике, чтобы переплавляться в Нового Человека. Однако Я не вижу этого в доме твоём, за который ты несёшь ответственность предо Мною…
Итак, сын Мой, начни ныне искать Меня в своём сердце, исполняйтесь Святым Духом вместе с семьей, и тогда идите в общение к народу с тем светом, который вы обретёте от Меня. Ибо тогда никто уже тебя не поколеблет в твоей вере. Никто не увлечет тебя в религию смерти и в фарисейство, чтобы ты стал подобен окрашенным гробам с мертвыми костями. Тогда ты можешь ходить в любое общение, можешь посещать любые общины, но прежде ты должен восстановить свои отношения со Мною в твоём храме! Ты должен прежде вернуться в «дом своего Отца», Который любит тебя и ждёт! Ибо ты нигде не найдёшь Меня больше, чем вместе со своей семьёй при вашем духовном жертвеннике!
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, (Матф.11:12)
И Я не говорю о том, что у Меня совсем нет остатка Моих верных в любой общине, но Я говорю, что в любое собрание народа вам нужно приходить с Моим светом! Так во время Моего пребывания на земле, в храме восседали ложные священники и корыстолюбивые фарисеи, господствующие над Моим народом. Однако и в то время у Меня были те, кто находил Мой огонь в своём сердце, загорался Моим светом и приносил Мой свет в храм. Это были такие, как Захария, Елисавета, Мария и многие другие подобные им… И когда Мне нужно было явиться в Израиле, Я нашёл там Себе двенадцать верных учеников… Тем не менее, Я не стал учить народ Свой в храме, при постоянном влиянии на них фарисеев и ложных священников, но в большинстве случаев, Я учил Свой народ вне храма. А с верными Своими учениками, Я вообще уединялся для личного общения с ними в таинстве.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. (Иоан.14:21)
Итак, сын Мой, прими это слово к тебе, как Мою своевременную тебе помощь, ибо Я никогда не опаздываю с тем, чтобы подать Свою руку тому, кто начал, в своём безверии, тонуть! И тебе Я ныне протягиваю Свою руку, чтобы тебя не поглотили волны этого мира и чтобы ты ухватился за Мою руку и встал на твёрдое основание своей веры!
Аминь!

Мф. 19: 26

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
То есть Христос прямо говорит, что спастись может любой, включая богатого, если в его спасение участвует Бог.
Это в корне отрицает возможность сделать вывод, что нельзя богатому попасть в Царство Небесное. Но есть и еще один факт, который опровергает невозможность — это то, что «игольным ушком», называлась узкая калитка, в стене Иерусалима, в которую верблюд входил если с него снимали поклажу. http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/krylatye_frazy/4g89-all.shtml
Теперь о то почему я считаю, что больному труднее чем богатому. В принципе и богатство и болезнь — это испытания для человека. Тем кто рожден без грехов «семи поколений», без промысла Божьего испытания его болезнью — здоровым, «получает» разные виды испытаний, которые могут его сделать совершенным. Богатство очень тяжелый вид промысла. Но, тем не менее, мы знаем много святых ( а сколько еще не знаем) которые вошли в Царство Небесное и будучи богатыми и имея власть. Несколько примеров Святые Царь Константин,Великий Князь Владимир, Князь Александр Невский. и.т.д.
А сколько Святых мы знаем больных? Знаем: Серафим Саровский — ему воры перебили позвоночник. Матрона Московская — была слепая и частично парализованная. Могу еще много кого привести в пример но… Но, были ли они больными? Были, но свою болезнь, они мужественно побеждали и , при ней, доходили до состояния, когда их помощь другим была больше, чем кто -то помогал им. То есть, они все равно, через свои духовные и «физические» подвиги доходили до состояния Ангела, готового помогать другим или пожертвовать им свою жизнь. Просто это? Легче это чем раздавать богатство (иногда не праведное) ? Я считаю, что труднее. Почему и была раньше традиция, богатому человеку, перед смертью подстригаться в монахи. Это сделал и Александр Невский и Дмитрий Пожарский и многие, многие другие.
Можно просто провести маленький эксперимент — Вы какой бы способ вхождения в Царство Небесное выбрали — быть здоровым и богатым, чтобы помогать богатством другим, или быть больным и бедным, перетерпеть свои болячки, и потом помогать другим больным и бедным?
Второе выберут не многие. Больше того, мы знаем кто выбрал такой путь — Ксения Петербургская, (которая могла остаться богатой) но повторить такой путь, не многие решаются.
Поэтому, в завершение пожелаю вам — Будьте и здоровыми и богатыми, духовно! Тогда, точно, у вас все будет хорошо.