Гефсиманский скит расписание

Гефсиманский Черниговский скит

В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.

В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.

В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.

Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.

Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем».

С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.

Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».

В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но что вознесло сердце наше на верх духовной радости – это сообщенное нам его превосходительством А.Н. Муравьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашей Богородицы во Святой Земле и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма Преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и, освятив оную, наименовали новою Гефсиманиею… Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем Престоле и да продолжает являть неоскудно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь».

Пещерное отделение при ските обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву). Приняв на себя тяжкий крест юродства, он отправился в пешее паломничество из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное там так поразило его, что по возвращении к обители Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Испросив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» для хранения продуктов трапезной при Гефсиманском ските, юродивый принялся осуществлять свою идею. Через некоторое время близ скита, на пригорке, в Исаакиевской роще, расположенной через пруд от обители, появились первые подземные келии. Узнав об этом, преподобный Антоний сообщил об увиденном святителю Филарету, и тот благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».

Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).

С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.

Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.

По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.

Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.

Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.

Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.

Где строгость, там утешение и ласка. Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в с. Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в с. Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при Крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Богобоязненный отрок во время одного из паломничеств в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру решил поступить в монастырь. Так в 1851 году он вместе с духовником своим старцем Геронтием поселился в скиту, исполняя послушание слесаря, псалмопевца, проводника богомольцев по пещерам скита. В 1863 году ему было доверено основать новый общежительный монастырь близ с. Выксы Нижегородской губернии. 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского – «сын утешения») в честь апостола от 70-ти Варнавы. Так начался подвиг старчества. Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.

Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.

К сожалению, в 20-х годах прошлого века даже в эти глухие места пришло страшное иго гонений на Церковь. Именно в Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Испытания богоборческим игом сам скит впервые испытал 31 августа 1918 года, когда с особой дерзостью новые власти произвели обыск в обители. Монашеское общежитие в пещерном отделении было ликвидировано в 1921 году, а сам собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» окончательно отняли у молящихся в 1922 году. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а здания были переданы Московскому областному отделу социального обеспечения (МООСО) для размещения колонии для несовершеннолетних имени Каляева и общества престарелых работников просвещения. Последняя церковь Успения Божией Матери, с переноса которой и началось строительство в глухом лесу, была закрыта в Гефсиманском скиту в 1928 году. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание.

Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.

Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под профессиональную школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел отчасти благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора.

20-е столетие принесло жестокие испытания. Свидетельства очередного духовного запустения – затопленные пещеры Черниговского скита и поруганные фрески святых с выщербленными ликами. Именно в таком виде вернули Церкви собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и колокольню с расположенными в ней двумя храмами.

Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» состоялась первая встреча наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) с представителями Загорского горисполкома, а 11 апреля 1990 года светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита.

18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.

В своем слове по окончании Божественной литургии, совершенной в скиту 10 марта 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи… Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок».

К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстанов­лены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Анто­ния и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника.

Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.

В скиту проводятся Таинства Крещения и соборования, а также отпевания. Во все дни, кроме воскресных и праздничных, в 11.00 читается молебен с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери, а в 12.000 начинается соборование.

Ежедневно в скиту проходят богослужения: в понедельник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца, во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье – в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская».

Добраться до Гефсиманского Черниговского скита можно автобусами № 7, 30, 36, 37 (остановка «Проходная» или «Ферма» и затем 10 мин. пешком); 38 (остановка «ул. Каляевская») или на маршрутных такси.

Приветствуем Вас на официальном сайте СКИТУ!

В.Н. Иванова

«Коллектив университета с уверенностью идет вперед.
Я уверенна: нас ждут талантливые студенты в аудиториях,
научные достижения и победы! Нам только 65!»

Наш университет имеет славную историю, которая корнями уходит в далекие 50-е годы прошлого века. Решение о создании Всесоюзного заочного института пищевой промышленности было продиктовано потребностями развития отрасли — закреплять профессиональные кадры в регионах, на предприятиях — а поэтому требовалось обучать молодежь без отрыва от производства. Так сформировалось основное направление работы вуза — заочное обучение.

Новый XXI век с его жестокой конкуренцией заставил коллектив искать новую модель высшего профессионального образования. Увеличилось количество специальностей и направлений подготовки, стало возрастать число студентов, обучающихся на дневной форме, институт был реорганизован в университет. И сегодня коллектив крупнейшего университета страны (45 тыс студентов) возрождает академические традиции, которые всегда отличали университет от других образовательных учреждений. У истоков возникновения научных школ стояли такие ученые, как профессор Георгий Герасимович Агабальянц, разработавший технологию промышленного изготовления Советского шампанского, профессор Наталья Петровна Козьмина, заложившая основы биохимии хлеба, профессор Юрий Аркадьевич Клячко, создатель научной школы аналитической химии. Именами этих выдающихся ученых названы кафедры нашего вуза.

С 2010 года университет включился в реализацию крупнейшего проекта -целевой подготовки специалистов из числа казаков. Общее число обучающихся в университете казаков составляет более двух тысяч человек. Именно эта работа и большой объем научных исследований явились основанием для присвоения университету имени К.Г. Разумовского, казака из Малороссии, первого русского Президента императорской Академии наук.

Совместно с институтами РАСХН университет разработал Технологическую платформу «Хранение и переработка — 2030», в рамках которой созданы принципиально новые технологии хранения и переработки сельскохозяйственного сырья с применением ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Еще одним научным ядром университета стала Международная бизнес-школа энерго-эффективности в пищевой промышленности «МГУТУ — Schneider Electric», обучающая тому, как использовать последние научные достижения в области энергетики и как повышать компетенции в области автоматизации.

Коллектив университета с уверенностью идет вперед. Нас ждут научные открытия и достижения, а в аудиториях — талантливые студенты! Нам только 65!

Ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского В.Н. Иванова
доверенное лицо Президента РФ В.В. Путина,
Д.э.н., профессор, кавалер Ордена Почёта,
лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования,
член Генерального совета ВПП «Единая Россия»

О.А. Мамаев

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

От всей души рад приветствовать вас на страницах официального сайта Сибирского казачьего института технологий и управления!

Достигая высоких результатов в различных сферах деятельности, выпускники СКИТУ занимают ведущие позиции в политике региона, экономике, бизнесе.

К учебному процессу активно привлекаются преподаватели головного ВУЗа – Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского, специалисты и ученые с мировым именем.

Сегодня Институт уделяет достаточное внимание качеству учебного процесса и внеучебной деятельности – формированию не только профессиональных компетенций, но таких личностных качеств, как гражданская зрелость, патриотизм, чувство ответственности, лидерские качества, общая культура.

Мы бережно храним традиции отечественной высшей школы, в то же время активно развиваемся, следуя передовым тенденциям в сфере образования.

На нашем сайте представлена актуальная информация для абитуриентов и их родителей, студентов, для специалистов, получающих дополнительное образование, и всех, кто желает быть в курсе жизни Института.

Уверен, что вы получите ответы на все интересующие вас вопросы.

Директор СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»,
кандидат технических наук,
доцент О.А. Мамаев

Черниговский скит в Сергиевом Посаде — древний монастырь пещерного типа, который основали в середине XIX столетия рядом с Троицкой лаврой. В этом священном месте гостит множество православных паломников и туристов, желающих молится перед иконами и подивиться архитектурой. Черниговский скит широко раскинулся в северной области Сергиева Посада, на большой территории поселка Каляево.

Архитектура монастыря

Этот комплекс чрезвычайно интересен для наблюдателей, потому что построен в псевдорусской архитектурной манере с использованием красного кирпича. В состав входят наземные постройки, располагающиеся на берегу пруда, и подземные катакомбы.

Гефсиманский Черниговский скит, Сергиев Посад

Монастырские строения располагаются напротив Гефсиманской обители (отсюда произошло двойное название), в которую ранее входила территория Черниговского скита. Однако сегодня бывшая часть комплекса недоступна, находится за пределами высокой стены, за которой располагается воинская часть.

Архитектурной основой здесь является храм, построенный в честь Черниговской иконы Богоматери. Автором этой постройки выступил русский архитектор и инженер Н. В. Султанов, множество лет потративший на изучения византийского школы зодчества. Верхнюю церковь построили в 1889 г., отделочные работы продолжались восемь лет. После завершения всех необходимых строительных процедур храм торжественно освятили.

  • Несколько ниже располагается старинная церковь пещерного типа. Эта постройка совершенно не пострадала, когда проводились работы по возведению колоссального пятиглавого храма. Это говорит о высоком мастерстве инженеров, взявшихся за такую ответственную работу. Все постройки Черниговского скита выполнены в псевдорусском стиле и живописно вплетаются в общий антураж комплекса. Сегодня они искусно отреставрированы и выглядят замечательно.
  • По левой стороне от главного храма возведен монастырский погост. В этом месте находятся захоронения знаменитых русских философов, их могилы отмечены колоритными крестами и надгробными плитами. В некрополе скита похоронены служившие здесь монахи и люди, являющиеся благотворителями и попечителями Гефсиманской обители.
  • На самом высоком месте Черниговского скита красуется шатровая колокольня, сооруженная в 1895 г. Её размер практически идентичен колокольне, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. К этому изящному зданию с левой и правой стороны приставлены храмы, торжественно освященные в память Николая Чудотворца и прославленных святых подвижников Константина и Елены. Изящная пятиярусная колокольня и две небольшие церкви воздвигли по проекту архитектора Латкова, благотворителем этих построек стал местный помещик Цуриков.
  • В южной области Черниговского скита расположен двухэтажный корпус, предназначенный для братии. Над западной стороной пещер возвышается небольшого размера часовня, сооруженная в честь Владислава Сербского. Она покрывает место, где подземная вода выходит наружу. Эту часовню построили в XX в., но разрушили спустя два десятилетия. Новое здание с купальней появилось в 2016 г., подземный источник заботливо расчистили, и теперь туристы и паломники могут набирать святую воду.

На заметку! Прихожане молятся перед чудотворными списками, сделанными с иконы Черниговской Богородицы. Здесь же находится рака со святыми мощами преподобного Варнавы Гефсиманского, а также камень, привезенный от иерусалимского гроба Девы Марии.

Читайте о других святых местах:

  • Балаклавский мужской монастырь
  • Среднеуральский монастырь в честь иконы «Спорительница хлебов»
  • Свято-Преображенский собор в Санкт-Петербурге

Внутренние распорядки

На территории скита располагается небольшой цех по производству кондитерской продукции для монахов. Часть изделий продается туристам и паломникам. В цехах изготавливают различный хлеб из пшеницы, ржи, льна, и кукурузы. К тому же кондитеры выпекают вкуснейшие торты, сочные куличики, церковные пасхи и др.

Гефсиманский Черниговский скит, Сергиев Посад

Посетители скиты любят покупать ароматные квасы, приготовленные без использования дрожжей. Паломники и туристы могут попробовать несколько разновидностей этого хлебного напитка: свекольный, острый имбирный, хвойный и др. В Черниговском ските недорого продают различный мед, соленые по особому рецепту грибы и полезную квашеную капусту.

На сегодняшний день Гефсиманский скит получил статус подворья святой Троице-Сергиевой лавры. Настоятели ежедневно проводят здесь божественные воспевания. Утреня будничных дней начинается в 6:30, а в выходные и праздники — в 8:30. Вечерня воспевается с пяти часов. Для детей из православных семей на территории обители работает церковная школа.

Приезжая в священное место, верующий должен помнить, что это есть особенное пространство для молитвы и уединения. Каждый прихожанин обязан соблюдать элементарные правила поведения и сохранять скромный вид. Мужчины надевают однотонную рубашку и темные брюки, , а голову обязательно покрывают тканью.

На заметку! Черниговский скит находится на улице Гефсиманские пруды 1. От ж/д вокзала Сергиева Посада отправляются маршрутные такси № 7 и 8. Необходимая остановка называется «Ферма». Скит расположен между микрорайонами под названием Ферма и Киновия.

Храмы, находящиеся в пещерах

Большинство паломников, побывавших в здешних катакомбах, отмечают мистическую красоту и интригующую ауру. Группы для экскурсий в пещеры формируются в монастырском храме. Подземный комплекс составлен из нескольких церквей. Древнейшая постройка посвящена архангелу Михаилу, главе (архистратиг) святого воинства небесных защитников.

Современный вид пещер Черниговского мужского скита

  • За главным алтарем этой церкви стоит часовня в честь «Иверской» Богородицы, её возвели в конце XIX столетия. В постройке сохранились невероятно красивые фрески. В экскурсионном походе туристы могут увидеть и вознести молитвы гробнице Филиппа Гефсиманского, основателя «пещер». Неподалеку хранятся мощи настоятеля этого скита — старца Варнавы.
  • В дальней области пещерных катакомб красуется церковь, освященная в честь четы Печерских. Свое имя подземная церковь обрела от божественной верхней постройки, которая возвышалась над комплексом в продолжение трех десятилетий.
  • Туристы и паломники здесь наблюдают монашеский уклад и маленькие кельи. Чувствуется небывалый дух аскетического образа жизни, довольствующего самым малым и необходимым.

Читайте о церковной жизни:

  • Какие молитвы читают перед исповедью и причастием
  • Как правильно ставить свечи в храме
  • Правила хранения православных икон

Интересно! Когда власть захватили большевики, государство дало поручение полностью затопить подземный церковный городок. Восстановление произошло только в начале 2000 годов. Освящение состоялось в 2006 г. Талантливые выпускники художественного училища работали над реставрацией храмовой росписи.

История обители

В середине XIX столетия при Троице-Сергиевой лавре основали отдельно стоящий Гефсиманский скит. В русском православии давно существует традиция постройки монастырских пустошей. Здесь селятся монахи, желающие уединения и спокойных молитв. Они принимают обет молчания и практикуют аскетический образ жизни с ежедневными прошениями перед святыми иконами.

  • В 1845 г. на другой стороне Скитского пруда возникли первые кельи для отшельников. Последние не получали никакого жалования и носили обноски. В обязанности поселенцев входили ежедневные богослужения и работы на огороде. Первым отшельником стал монах по имени Гавриил, вскоре сюда же перебрался блаженный Филипп, который родился во Владимирской губернии. Последний бросил свою семью и отправился на поиски божественного прозрения.
  • Филипп жил только на мирское подаяние, на земле Черниговского скита он выкопал погреб, который вскоре разросся в пещеру. Центральная часть подземелья стала молельней, которая через время была освящена в честь архангела Михаила. Это помещение имело окна, чтобы впускать достаточно света, немного выступало над поверхностью.
  • В стороны от главного храма расходились узкие коридоры, приводящие монахов к кельям. Когда пещерная архитектура установилась, профессиональные каменщики укрепили стены. Вскоре сюда прибыли сыновья блаженного Филиппа.
  • В середине XIX столетия в церковных катакомбах появилась Черниговская икона Божией Матери. В этот период в обитель пришел В. И. Меркулов, настоятель и послушник, получивший имя после пострига — Варнава.
  • Через пять лет над пещерами построили деревянный храм в честь четы Печерских. В течение трех десятилетий велись постройки божественных сооружений. Когда Черниговский скит был готов, сюда стекалось множество паломников, желающих приобщится к святому месту. Верующие искали общения с Варнавой, зная о его мудрости и спокойствии нрава.
  • При советской власти территорию использовали в качестве обыкновенной тюрьмы, детской колонии и специализированного интерната для слабовидящих людей. После войны здесь располагался санаторий для инвалидов ВОВ, а также складские помещения.
  • Монастырская жизнь возродилась в этом месте в начале 90-х.

Черниговский скит пользуется широкой популярностью среди паломничества и верующих туристов. Здесь люди восхищаются необыкновенной двухъярусной конструкцией, имеют возможность молиться святым спискам и мощам. Богатая история Черниговского скита заставляет с большим уважением относиться к этому божественному месту.

Гефсиманский Черниговский Скит. Прошлое и современность

Информация о Черниговском ските в городе Сергиев Посад

Сергиев Посад имеет удивительную историю, которая тесно переплетена с судьбой нашего отечества. Город вырос вокруг маленького Сергиева монастыря, древней святой обители, сегодняшнего центра православия. Подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, одного из крупнейших монастырей русской православной церкви является.Черниговский скит, Сергиев Посад.

История скита

Черниговский Гефсиманский скит, расположенный в Сергиевом Посаде, основан в 1844 году по

благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), под руководством наместника Сергиева монастыря архимандрита Антония (Медведева).

Выбранное местечко носило название Корбуха и находилось в 3,5 км на северо-восток от Лавры.

Три года спустя на территории будущей обители поселился юродивый Филипп (в монашестве Филарет, принявший схиму также с именем Филипп).

Важно!Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка

Недалеко от обители он устроил для себя жилище по образцу пещер Киево-Печерской Лавры. Постепенно вокруг места жительства праведника стали собираться люди, душа которых требовала безмолвия и уединения. Осенью 1851 года была освящена подземная церковь Архистратига Божия Михаила.

Через год в обитель была передана икона Черниговской Божией Матери. Ее пожертвовала девица Александра Филиппова. 1 сентября 1869 года этот образ явил первое чудо. Перед ним молилась молодая крестьянка, которая около 10 лет была обездвижена.

Внезапно она обрела способность ходить. После этого исцеления и до сегодняшнего дня в Черниговский скит поклониться и приложиться к иконе приходят верующие, которым Божия Матерь щедро помогает.

Это интересно!В дар иконе Богородицы за полученную помощь верующие приносят множество золотых и серебряных украшений, некоторые из даров выставлены внутри киота.

Верхний храм, который ныне может увидеть каждый паломник, был построен в 1893 году и освящен в честь иконы Черниговской Божией Матери. Проект разработал знаменитый русский архитектор Н.В. Султанов.

В Черниговском скиту служил великий подвижник, «старец-утешитель» Варнава (Меркулов), который благословил императора Николая II на принятие мученической кончины, когда тот посещал праведника в 1905 году. Преподобный отошел ко Господу 17 февраля 1906 года в алтаре Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения перед престолом. В руках он держал крест.

Так же, как и список с чудотворной иконы, мощи преподобного Варнавы сейчас покоятся в соборе Черниговской иконы Божией Матери и открыты для поклонения. С молодых лет и до кончины старец служил Господу в обители. Бог послал ему дар прозорливости и умение исцелять людей от душевных и телесных недугов. Ежедневно праведник принимал огромное количество людей, иногда по 500 человек, а иногда и больше. Для всех он находил добрый совет, разделял горести и утешал. Каждый был для него «сынком» или «дочкой».

Познавательно! Богослужения в храме Тихвинской иконы Божией Матери

Схимонах Филипп ушел из пещерного отделения в окрестности, где занялся устроением Киновии в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Ее строили на средства, которые жертвовала купчиха Логинова. Она предназначалась для захоронения братии Лавры. Киновия представляла собой 2-этажную церковь с двумя престолами. Нижний этаж был освящен в честь святых жен Матроны и Капитолины 27 сентября 1959 года, верхний – во имя Боголюбской иконы Божией Матери 18 июля 1861 года. Впоследствии к юродивому присоединились трое сыновей. Ныне его мощи перемещены по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иверскую пещерную часовню.

С северной стороны собора находилось монастырское кладбище. Здесь похоронены русские философы К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент) и В.В. Розанов.

Интересно! Самые святые источники Москвы и Подмосковья с купальнями

С приходом советской власти Черниговский скит был закрыт, как и другие обители Сергиева Посада, монахов разогнали. В 1950-х годах обитель передали на попечение военному ведомству, по распоряжению руководства которого строения были взорваны, а на месте кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, который сохранился до настоящего времени.

В разные периоды на территории обители находились тюрьма, хозяйственный склад, овощехранилище и интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. В 1990 году Черниговский Гефсиманский скит снова вернули Троице-Сергиевой Лавре, в нем возобновилось богослужение и иноческое жительство.

С этого времени много трудов положено на восстановление Черниговского скита. Уже возрождены пещерные храмы Архангела Михаила, преподобного Антония и Феодосия Печерских,обновлено убранство храма святого Николая Мир Ликийского Чудотворца.

Отремонтированы братский корпус, чудом сохранившийся домик преподобного инока Варнавы, возведена трапезная. Некоторые восстановительные работы в Черниговском скиту еще ведутся, главному собору обители уже вернули прежний величественный вид. С 2013 по 2017 годы в монастыре проводилась капитальная реконструкция пятиярусной колокольни.

Интересно! Что означает икона Нерушимая Стена

В 2012 году русской православной церкви был возвращен храм в честь Боголюбской киновии. Сразу начались восстановительные работы, а 1 июля 2013 года здесь отслужили первую Божественную Литургию, которую возглавил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Официальный портал в интернете

Официальный сайт Черниговского монастыря предоставляет полную информацию об истории обители, ее

святынях и подвижниках. Каждый посетитель скита может задать интересующий вопрос с помощью специальной формы.

В отдельном разделе размещают проповеди и наставления старцев, проживавших в обители. При Черниговском монастыре устроена воскресная школа, которую посещают дети местных жителей.

Монахи скита имеют собственное кондитерское производство. В продаже есть разнообразная выпечка, торты, пирожные.

Кроме того, здесь можно приобрести монастырский мед, льняное масло, квашеную капусту и иную продукцию местного изготовления. Все средства, вырученные от продажи, идут на восстановление и оплату реставрационных работ в обители.

В фото и видео галерее представлены изображения прошлого и настоящего вида обители. Благодаря официальному порталу верующие, которые не имеют возможности самостоятельно посетить монастырь, могут поближе познакомиться с ним и сделать пожертвование.

На официальном сайте Черниговского монастыря всегда можно найти актуальное расписание богослужений, проходящих в Черниговском скиту. Литургию обычно совершают ежедневно – в 6.30 по будням и в 8.30 по воскресеньям. В этот же день в 7.30 служится молебен с Акафистом преподобному Варнаве. Вечерняя служба начинается около 17.00.

Фото территории и храмов

Даже глядя на фотографии можно почувствовать особую атмосферу и сильную благодать, которую излучает Черниговский скит. Размеренная жизнь, тишина и спокойствие привлекают сюда множество паломников, которые желают отдохнуть от мирской суеты.

Чтобы попасть на территорию Черниговского монастыря, нужно подняться по ступенькам и пройти через красавицу-колокольню:

Черниговский собор, алтарная часть. Фотография сделана с высоты пятиярусной колокольни. Еще несколько лет назад золото куполов скрывалось под строительными лесами. Теперь они полностью восстановлены:

Черниговский скит, вид со стороны Вифанских (ныне Гефсиманских) прудов. Арочный свод – второй вход на территорию. В деревянной часовне на берегу можно набрать святой воды. В водоеме всегда много уток, которых с удовольствием кормят приезжающие паломники:

Черниговский скит. Вход в пещеры в южной части собора. Монахи обители ежедневно проводят экскурсии для гостей и рассказывают о жизни великих подвижников:

Так в настоящее время выглядит пещерное отделение Черниговского скита. Справа видна дверь в келью, в которой раньше жили монахи. Цепочка коридоров опоясывает весь подземный храм:

Черниговский скит. Подземный храм Архистратига Михаила. Роспись выполнена современными реставраторами. Справа и слева от иконостаса находятся арочные входы в кельи и коридор:

Черниговский скит. Список иконы Черниговской Божией матери, который сейчас находится в соборе.

Черниговский скит. Икона Божией матери Нерушимая Стена – еще одна значимая святыня, находящаяся в святой обители.

Обратите внимание! Когда рабочие начали восстановительные работы в соборе, этот образ чудесным образом обновился – краски стали ярче, проступили лики ангелов:

Черниговский скит. Рака с мощами «старца-утешителя» прп. Варнавы:

Пещерное отделение

Пещерное отделение Гефсиманской обители было основано в 1847 году юродивым Филиппом, или Филиппушкой, как его с любовью называют в монастыре. Он родился в семье крестьян во Владимирской области.

Впоследствии оставил дом, жену и детей ради подвижнической жизни и служению Господу. Вел аскетическую жизнь – носил старую одежду и не имел обуви, спал на земле, часто голодал. Святой Филипп был наделен необыкновенной кротостью и даром прозорливости.

Филиппушка много странствовал по Руси, посетил огромное количество монастырей, бывал в Киеве. Именно киевские пещеры вдохновили его на создание подземной обители в России. Он искал безмолвия, но владыка Филарет благословил его на жительство в Сергиевом монастыре.

Важно!Когда нужно читать благодарственную молитву Господу Богу

Здесь было слишком многолюдно, поэтому наместник Антоний перевел его в новый скит. Филиппа благословили «ископать погребок», который со временем превратился в целую систему подземных ходов и помещений.

Каждый, кто хотел жить рядом с юродивым, самостоятельно копал себе пещеру. Сейчас можно увидеть кельи разных размеров с высеченными из камня лавками, на которых спали их обитатели — монахи. Храм Михаила Архангела украшен необыкновенной росписью, восстановление которой — заслуга современных реставраторов. В пещерах бьет целебный родник. С помощью насоса монахи добывают из него воду, которую раздают паломникам. Вода отличается необыкновенно мягким вкусом.

Соборование

В Черниговской обители ежедневно в 12.00, кроме воскресных и праздничных дней, совершается Соборование или Елеосвящение. Это одно из семи главных таинств православной церкви, во время которого молятся о даровании духовного и телесного здравия. Тело человека помазывают освященным елеем и просят Господа об отпущении забытых и неосознанных грехов.

Важно! Для участия не нужна особая предварительная подготовка, но желательно, чтобы прихожанин смог исповедаться и причаститься до или после соборования.

Запрещается опаздывать и присоединяться к таинству после его начала. Первопричиной большинства болезней является грех, поэтому каждому православному христианину необходимо периодически собороваться. В большинстве храмов Елеосвящение совершаются только во время Великого поста. Монахи Черниговской обители позволяют паломникам и местным жителям участвовать в Соборовании практически в любое удобное время.

Как доехать до города

Черниговский скит расположен в Сергиевом Посаде, на восточной окраине города. Расстояние от скита до Сергиева монастыря составляет всего 3,5 км. Адрес: Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1.

Добраться до города из Москвы можно двумя способами:

  1. Электричкой с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад;
  2. Автобусом №388, который отходит от станции метро ВДНХ.

При движении на личном автомобиле необходимо выехать на Ярославское шоссе (трасса М-8), а на развязке около города уйти направо.

Как добраться до Черниговской обители:: в городе нужно сесть на автобус №38 и доехать до остановки Черниговский скит. Транспорт ходит регулярно, с интервалами в 1-1,5 часа. Можно воспользоваться маршрутным такси №18 – добраться до пос.Ферма, потом 10 минут пройти пешком.

Если ехать в обитель на личном автомобиле:

  • необходимо от Троице-Сергиевой Лавры выехать на пр-т Красной Армии и свернуть на ул. Карла Маркса;
  • далее двигаться по главной дороге – она уйдет направо, на ул. Вифанскую;
  • после того, как ж/д переезд останется позади, на втором повороте уйти налево (Карбушинский пер.);
  • потом повернуть направо и ехать по ул. Огородной и Новоогородной. Вдоль дороги стоят указатели. Вскоре станут видны золотые купола собора скита;
  • на Т-образном перекрестке снова уйти направо и заехать на асфальтированную парковку, расположенную недалеко от обители.

Полезное видео

Вывод

Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом посаде – обитель с непростой судьбой, в истории которой были и взлеты, и падения. Несмотря на все трудности, она была возрождена – буквально восстала из пепла. Промыслом Божиим сейчас Черниговский скит — это процветающий монастырь, который ежедневно принимает паломников и гостей.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Оксана_Лютова Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры

Во дворе Черниговского Гефсиманского скита, там, где земля не покрыта асфальтной плиткой, появились первые проталины и из-под толстого слоя снега выглядывает зеленая трава. Покрытая тонкими льдинками, она и не думает замерзать, возвещая приход весны раньше жаворонков.

На расстоянии трёх километров от Свято-Троицкой Сергиевской лавры расположен приписанный к ней Черниговско-Гефсиманский скит. С середины XIX века и вплоть до установления советской власти он являлся одним из двух родственных, но все же самостоятельных скитов, находившихся по разные стороны Корбушинского, или, как его ещё называют, Верхнего Скитского пруда. Их история повторяет собой тяжкий путь народа от беззаветного служения Богу, низринувшегося до полного попрания святости и вновь возвращающегося к своим духовным истокам.

Возле деревянной, темной, чудом сохранившейся келии преподобного старца Варнавы каждый год распускаются бело-голубые подснежники – целая опушка! А под вековыми елями белочка живет. Сколько лет она там обитает – неизвестно. Но всегда одна, всегда быстрая и пушистая.

Вокруг монастыря, за красно-кирпичной стеной, украшенной витиеватыми башнями с ангелочками наверху, возвышается стройный, смешанный, в основном, еловый Гефсиманский лес. Если смотреть с высоты колокольни, то лес кажется густым и непроходимым. И тянется на многие километры до самого горизонта. От свежести морозного, но пахнущего уже по-весеннему талой землей воздуха немного кружится голова и радостью наполняется сердце. Как прекрасны окрестности Радонежские! Не зря в свое время здесь любили отдыхать цари. И даже строили дома для себя и придворных. Совсем близко от скита находится небольшое, но очень красивое озеро «Екатерининский пруд», названное так, видимо, в честь царицы.

Свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Разделительной границей между ними были Гефсиманские пруды, которые и сейчас находятся на своем месте. Когда-то эти две обители соединялись подземным проходом, проложенным под озером, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в подземный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники, несущие сейчас послушание экскурсовода, с удовольствием показывают его паломникам. Удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы верующим. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре.

Первые здания монастырю были переданы 12 лет назад и сразу начались восстановительные работы, которые продолжаются и доныне.

Основатели первых скитов

Наиболее ранний скит Троице-Сергиевой лавры – Гефсиманский – был основан в середине XIX века иноками, пожелавшими предаться более уединённой молитвенной жизни. Место для него они избрали на противоположном от лавры берегу Корбушинского пруда. Произошло это, как явствует из документов, в 1845 году, а уже через два года на ближнем берегу в Исаковской роще поселился весьма чтимый в те годы московский юродивый Филиппушка.

Прежде этот человек Божий был насельником лавры, но, испросив у настоятеля благословение на подвиг отшельничества, удалился от братии и в уединённом месте ископал себе земляную келью. Но это не была простая землянка, в каких нередко селились на Руси те, кому жизнь оказалась мачехой. Свою келью Филиппушка строил по образцу пещер, устроенных в Киево-Печерской лавре, где довелось ему побывать во время своих бесконечных странствий. Четыре года провёл юродивый в неустанных трудах. Постепенно к нему стали присоединяться и другие монахи. В результате их усердия в 1851 году был выстроен целый комплекс подземных ходов с маленькими кельями и пещерный храм, освящённый в честь Архангела Михаила.

Чудотворная икона и богомудрый старец

В 1852 году местная помещица Александра Григорьевна Филиппова пожертвовала для пещерного храма икону Черниговской Божьей Матери, получившую впоследствии известность как «Черниговско-Гефсиманская икона» и давшую название самому скиту. Её благодатная сила проявилась впервые, когда по молитвам перед ней получила исцеление парализованная крестьянка. Позже подобные случаи повторялись неоднократно.

В нашей стране икона почитается наравне с Крестом и Евангелием. Целительная сила икон, изображающих Богородицу, восходит к первообразу и объясняется действием Божией благодати, «немощная врачующая». «Черниговско-Гефсиманская» прославилась своими чудотворениями еще в прошлом веке. Было зафиксировано более 100 исцелений.

С начала семидесятых годов XIX века Черниговско-Гефсиманский скит приобретает особую славу. Это происходит потому, что в нём селится Василий Ильич Меркулов, ставший одним из ярких представителей российского старчества. Для беседы с ним в скит со всей страны съезжаются те, кто жаждет Божьей правды, а в январские дни 1905 года за духовной поддержкой после известных событий на Дворцовой площади приезжает император Николай II. В 1866 году Меркулов принимает постриг с именем Варнава.

Главные достопримечательности Гефсиманского Черниговского cкита — это пещерный храм, система подземных ходов и святой источник с целебной водой.

«Черниговские пещеры обязаны своим появлением блаженному юродивому Филиппушке (середина XIX века), а великолепием – современным реставраторам и мастерам по росписи. В 1847 г. при Гефсиманском ските поселился Христа ради юродивый Филиппушка (в миру Филипп Хорев, в монашестве Филарет, в схиме снова Филипп), основав Пещерное отделение наподобие пещер Киево-Печерской Лавры.»

Начиная со второй половины пятидесятых годов XIX века Черниговско-Гефсиманский скит расширяется, и на его территории возводятся новые сооружения. В частности, была построена деревянная церковь святых преподобных Антония и Феодосия. Увеличили и пещерную церковь. Но основное строительство пришлось на конец столетия. Пещерный комплекс стал официально называться Черниговским монастырём.

Архитектура

А плане скит представляет собой прямоугольный двор, окруженный каменной оградой с башенками. Территория небольшая, если сравнивать с Троице-Сергиевой Лаврой, и достаточно внушительная, если ориентироваться на собственные представления о том, что такое скит.
Центром архитектурного ансамбля является Черниговский храм (1886-1889). Под ним находится пещерная церковь, построенная в 1851 г. , что на 30 с лишним лет раньше.
Примечательна и пятиярусная колокольня скита высотой около 80 м. С 2009 г. на колокольне находится 18-ти тонный колокол.

В ворота под колокольней заходим на территорию скита.

Черниговский храм (вид из арки под колокольней)

Черниговский храм

У этого храма свой скорбный путь. В советское время здесь был продовольственный склад. И внутри здание «достраивали». Реставраторам Троице-Сергиевой Лавры удалось сделать эти неуместные нововведения незаметными. И уже стали привычными для глаза прихожанина ненужные перекрытия, расписанные растительным орнаментом, какой и был на стенах этого храма до революции.

В этом же соборе хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. Память его совершается 17 февраля (2 марта). К нему ехали со всех уголков страны, чтобы узнать волю Божию. Его предсказания сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства. За советом и помощью к нему обращались люди известные, сильные мира сего. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического венца. Старец Варнава был духовным отцом преп. Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита.

«Варнава» в переводе с древнееврейского означает «сын утешения», «дитя милости». И он был именно таким все свои 33 года старчества. Всего же в общей сложности он прожил в пещерах Гефсиманского скита 47 лет, принимая на исповедь ежедневно как минимум 500 человек. «Народный духовник» — такое звание было дано ему наместником Троице-Сергиевой Лавры. Многие верующие люди искали строгого руководства как наиболее спасительного пути, и скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда приходили сотни людей за наставлением и советом. Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым престолом.

Сколько людей подходило к его золоченой и филигранно украшенной раке! Сколько было молитвенных воздыханий и тихо пролитых слез! Сколько получено исцелений и вразумлений! Одержимые нечистыми духами не выдерживают благодати святых мощей, такие люди падают, подходя к мощам святого. Поневоле задумаешься о своей жизни, правильно ли поступаешь, способен ли вот так же, как насельники скита, отречься от мира и себя, понести Крест Христов через всю жизнь.

Божиим промыслом уцелело Пещерное отделение Гефсиманского скита. Оно больше известно под названием Черниговского. Некоторым монахам в прошлые века хотелось еще большего уединения. Они стали строить кельи на отшибе. После из них вырастали другие скиты и пустыни. Начало одному из них положил в середине XIX века юродивый Филиппушка (ум. В 1868), принявшийся копать пещеры неподалеку от Гефсиманского скита. Потом Лавра прислала в помощь рабочих. В большой пещере был устроен подземный храм во имя архангела Михаила, освященный в 1851 году. От него шли сводчатые коридоры с малыми пещерами. А наверху поставили деревянную надпещерную церковь, на месте которой впоследствии возвели новый, каменный в честь Черниговско-Гефсиманской иконы, который и стоит доныне. Печей не было. Зимой пещерники нагревали вырытые под землей келии только своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. Строгостью и духом православной ревности славился устав скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – все было направлено к спасению души.

Пещеры Гефсиманского Черниговского cкита — уникальное место. Это единственные рукотворные пещеры в центре России. Здесь находится два подземных храма, часовня, кельи, святой источник. За последние 6 лет здесь проведена реконструкция, стены расписаны при участии студентов Абрамцевского художественного училища.

Интерьеры пещерного храма

Пещерные ходы витиевато разветвляются

Кельи, в которых жили монахи-отшельники, крошечные и обогревались в стародавние времена только дыханием их обитателей. Кстати, келья на фото ниже — не самая маленькая келья. Другие в три раза меньше, и больше напоминают по форме гроб. Лично я чувствовала себя в пещерах, мягко говоря, некомфортно. Как там жили люди, даже подумать страшно. Не напрасно такое монашество считается самым трудным служением богу.

Во время реставрации своды переходов были частично раскрашены. Выглядит это красиво и не так мрачно, как пустые стены.

Верующие люди почитают память еще одного насельника Гефсиманского скита о. иеросхимонаха Александра. Последние десять лет своей жизни в пещерах старец провел в затворе. Есть письменные свидетельства и воспоминания его духовных чад о его подвижнической жизни. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий был близок в духовном отношении к о. Александру и высоко ценил его. Они оба начинали иноческую жизнь в Оптиной пустыни, несли одно послушание и окормлялись у одного наставника о. Леонида.

В прошлом веке на территорию Черниговского Гефсиманского скита женщинам вход был воспрещен, ибо это было место особо строгой монашеской жизни. На воскресные службы допускались лишь лица мужского пола. И только раз в году, в день взятия Божией Матери на небо – главной покровительницы этой монашеской обители – женщины допускались на богослужение. Но сейчас времена другие. Хочется или нет, а монастыри вынуждены заниматься миссионерской деятельностью, ибо в большинстве своем русский человек за годы атеизма веру свою подрастерял и монашествующие делают все, чтобы снова повернуть его лицом к Богу. Хотя скит по-прежнему является местом уединенного монашеского подвига, по-прежнему здесь тихо и немноголюдно, на службы уже допускаются все желающие. Радушно встречают здесь паломников. Иногда настоятель о. Дамиан разрешает проводить для них экскурсии по монастырю. И тогда паломники могут прикоснуться к подземным святыням монастыря, испить святой воды из чудотворного источника, бьющего из земли на месте келии старца Варнавы, помолиться перед чудотворными иконами «Черниговско-Гефсиманская», посетить пещерное отделение с действующей церковью в честь Михаила Архангела, прекрасный собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, поклониться там мощам преп. старца Варнавы, помолиться в Успенском храме, посетить церковь в честь Николая Чудотворца, недавно отреставрированную и расписанную иконописцами Троице-Сергиевой Лавры, старинную колокольню, в которой кроме действующей церкви Николая Угодника есть еще одна – святых Константина и Елены, в которой сейчас идет ремонт, и другие постройки.

К северу от Черниговского собора располагается братское кладбище с захоронениями братии, благотворителей и попечителей. Здесь также покоятся останки двух знаменитых философов и публицистов – Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891гг.), принявшего монашество с именем Климент, и Василия Васильевича Розанова (1856-1918гг.).

Под гнётом богоборческой власти

В 1919 году инициированная Лениным атеистическая компания затронула и Сергиев Посад. В ноябре лавра была закрыта. По распоряжению городских властей насельников обязали перейти в оба находившихся у Верхнего Скитского пруда скита – Гефсиманский и Черниговский. Но прожили в них монахи недолго. В 1921 году Черниговский скит был закрыт, а находившаяся в нём чудотворная икона передана в московский храм преподобного Сергия Радонежского. Несколько дольше просуществовал Гефсиманский скит. В период НЭПа ему был присвоен статус сельскохозяйственной общины, и обитель какое-то время ещё держалась на самообеспечении.

Однако уже в 1924 году закрылась последняя церковь, освящённая в честь Успения и Вознесения Божьей Матери, а вскоре за этим последовало выселение с обжитого места и самих монахов. Последний настоятель скита – игумен Израиль – был отправлен в ссылку, где и скончался в начале пятидесятых годов.

Послевоенные годы

По окончании войны Сергиев Посад попал в число тех немногих городов, где возродилась монашеская жизнь. В 1946 году по распоряжению правительства вновь открыли Троице-Сергиеву лавру, где в Успенском соборе в Великий четверг было совершено первое богослужение. Однако о возвращении монахам отобранных у них скитов речь не шла. На территории, где прежде находился Гефсиманский скит, с начала пятидесятых годов разместилась воинская часть. Для её благоустройства были взорваны все сохранившиеся до той поры монастырские строения. Уцелела лишь незначительная часть ограды.

Территория скита уютная, облагороженная

Под сугробами проступают находящиеся здесь летом клумбы

В скиту проводятся таинства крещения, отпевания, соборования. Каждый день в 11 часов читается акафист перед чудотворной иконой Божией Матери, в 12 часов начинается соборование.

Ежедневно проходят службы: в понедельник и вторник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца. В среду, пятницу, субботу — в Успенском храме, в воскресенье – в Черниговском соборе.