Гордым бог противится

Miasin.Ru

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5).

Мир воспитывает в человеке гордость, это состояние души, которое строит всю жизнь для себя, это состояние души, которая, кроме своего я, не видит никого рядом с собой. Гордость – это болезнь души. Душа живет обманом, душа живет в том мире, который она выдумывает, строит для себя. И этот мир мертвый, в нем нет Бога, в нем нет ближнего, нет жизни. Человек гордый – вокруг него пустота, потому что внутри его пусто. Он пытается быть лучше всех, быть в центре всех событий и его мнение становится единственным. Но это одиночество, в котором живет гордый человек, убивает его. Человек ослеплен и оглушен собою, своими мнимыми талантами, достижениями, заслугами, и он не в состоянии увидеть и услышать человека, который рядом. И поэтому гордый человек всегда в одиночестве, поэтому он вечно чем-то недоволен и всех осуждает. И тогда, когда у него что-то не получается, он впадает в уныние, в отчаяние, потому что не может смириться, не может потерпеть, не может признать свой грех, свою ошибку. Гордость – это та стена, за которой человек не видит ни Бога, ни ближнего, это начало смерти души, потому что гордыня убивает в душе все живое и разрушает все связи.

И смирение, как полнота жизни. Смирение, как великий дар Божий, который дается тем, кто трудится, кто ищет рядом с собой Бога, кто не доверяет себе и не ставит себя в центре на первом месте. «Научитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем», – Господь смирил себя до смерти, смерти крестной. И источник смирения – сам Христос, Который пришел в этот мир, пришел к человеку, чтобы спасти его от вечной смерти, от той гордыни, которая парализовала волю, которая закрыла глаза человека, которая сделала его неспособным радоваться и видеть красоту рядом с собой.

Гордость – это смертельная болезнь, которой больны все люди. И Господь врачует эту болезнь в покаянии. Не сразу человек видит свою гордыню, не сразу человек начинает страдать от того, что не умеет радоваться тем, что есть, благодарить, ценить. Смирение – это дар любви, любви к людям, ко всему, что окружает человека. Смирение делает человека способным встать после любых падений и не терять доверия к Богу.

Легко рядом с человеком, который смиренный, потому что он не требует к себе внимания, потому что он не настаивает на своих желаниях. Он внимателен к тем, кто рядом и его терпения хватает на то, чтобы не обидеть, не нарушить мир людей вокруг себя.

Как не осудить человека, который рядом?! Ведь в каждом есть грех, в каждом есть неправда. Нужно не противостоять друг другу, а принять другого человека и найти в нем настоящую красоту, принять человека и послужить ему, помочь ему. Для этого нужно смирение. Не отстаивать свои права, не спорить, не пытаться доказать, что есть только моя правда и больше ничего нет вокруг. Смиренный человек не спорит, не кричит, но внутри у него живет Бог, потому что душа его мирна. И Господь вокруг смиренного созидает мир в сердцах других людей, помогает людям, дает людям силы бороться с грехом.

Мир приносит Господь своим ученикам, с миром мы выходим из храма. И этот мир внутри человека, Божий мир, побеждает мир греха, построенный на гордыни и на самовозношении. Господь победил этот мир, зараженный грехом, и принес человеку мир Божий в его сердце.

Чтобы смириться, нужно поверить Богу больше, чем себе. Чтобы смириться, нужно услышать больше того, кто рядом, увидеть его, понять его, принять его. Нужно мнение другого человека не только услышать, но и уважать и ценить. Нужно не навязывать себя, свое я тем, кто рядом. Нужно хранить мир в своем сердце и тогда люди будут меняться, тогда люди будут чувствовать, что рядом Бог, потому что там, где мир, там, где смирение, там благодать Святого Духа. Господь обещает смиренным благодать, Господь учит нас смирению, потому что Он смиряется и прощает, и любит нас, не смотря на наши неблагодарность и непостоянство.

Мирный дух в сердцах тех, кто смиряется. И этот мирный дух открывает человеку новый мир, открывает человеку мир Божий и красоту Божию в ближнем. Этот мирный дух преображает нас, и мы становимся способными быть вместе, рядом с ближними нашими, мы становимся способными помогать друг другу. Этот Мир Христов воскрешает нас к новой жизни, он делает нас способными победить смерть.

Смиренный человек не воюет со своим ближним, он видит свой грех, он кается в своем грехе. И Бог может действовать через такого человека и дает большие дары, и силы появляются Божии, и человек не гордится, не присваивает это себе. И чем больше Господь дает сил и даров благодати, тем смиреннее становится человек, который видит свое недостоинство и страдает от греха, живущего внутри его.

Поэтому, если мы не смиримся, мы не войдем в Царство Небесное, мы не воскреснем, потому что гордому и в раю будет плохо, и он будет искать, кто первый, кто второй. Гордыня разрушает единство, гордыня разделяет людей друг с другом, и Господь в храме зовет всех к источнику смирения, к источнику любви. И все получают бесценную Любовь Божию, которая укрепляет нас в борьбе с гордыней за Жизнь Вечную, за то, чтобы принять ближнего своего, и любить его, и служить ему, как сонаследнику Жизни Вечной.

Дорогой друг!

Я очень рад новой возможности поделиться с Вами тем, что есть в моем сердце.

В Библии есть огромное количество обещаний, которые Господь дал Своему народу, и которыми Его народ может жить. Одно из обещаний, которое является и ключом к великим благословениям – это то, что Бог «смиренным дает благодать». Мы рассмотрим, что библия говорит на эту тему. Апостол Иаков пишет в своем послании: «Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (НЗ, послание Иакова, 4:6).

Вопрос смирения не очень охотно обсуждается в христианских кругах так, как это вопрос покорности, послушания, подчинения чужой воле, а это так сложно, когда хочется жить в полной независимости и поступать только по своей воле. Но когда мы разберемся с истинным значением слова «смирение», мы поймем, что для верующего человека смирение – это благо и благословение. Смирение означает полную покорность, послушание без сожаления и недовольства. Смирение строится на доверии и почитании. Иными словами смиренный человек безропотно исполняет желания, просьбы и заповеди своего Господина.

Библия нигде не упоминает о смирении одного человека перед другим, но много раз, говоря о смирении, библия имеет в виду смирение человека перед Богом. Вверяя себя в руки человека, мы подвергаем себя опасности совершать те же ошибки, как тот человек, перед которым мы смиряемся. И причина этого в том, что люди не совершенны и могут ошибаться. Поэтому Бог заповедовал нам смиряться перед Ним и быть послушными той духовной власти, которую Он установил в Своей церкви. Бог – единственная личность во вселенной, которая достойна, чтобы перед ней склонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. Каким бы человек ни был влиятельным и большим на земле, над ним все равно есть кто-то высший. Так и написано: «Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший» (ВЗ, книга Екклесиаста, 5:7).

Послушание людям является результатом смирения перед Богом. Так как это воля Божья, чтобы мы были послушны высшим властям, ибо нет власти не от Бога, и не покоряющийся власти не покоряется Божьему установлению. (Римлянам, 13:1-2). Зачем все это нам нужно? Чтобы получить от Бога благодать во все сферы нашей жизни. («Смиренным дает благодать») Апостол Петр пишет в своем 1-м послании 5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Можно задать вопрос: «а разве благодать можно заслужить?» — нет, конечно же, благодать мы получаем не по заслугам, а по правилам, установленным Богом. Есть путь для получения благодати – смирение. Смирение – это открытая дверь, возможность, правило, при котором Бог дает благодать. Это что-то на подобие, как не возможно ничего увидеть с закрытыми глазами – открой глаза и будешь все видеть. Поэтому смирение – это принятое решение, а не чувство. Быть смиренным – это благоразумно, это приносит человеку честь и славу. «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение». Притчи, 15:33. «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (ВЗ, книга Притч, 29:23).

Существует как минимум два пути к смирению – добровольный и насильственный. Написано, что Иисус смирил Себя, быв послушным даже до смерти. (Филлипийцам, 2:8). А в 118 Псалме в 67 стихе написано: «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню». То есть автор псалма смирился после страдания.

Но это не лучший путь для нас. Бог не хочет, чтобы мы смирялись перед Ним только от страха наказания, но чтобы наше смирение строилось на полном доверии, почитании и благоразумии. Он всем сердцем желает нас благословлять и давать нам благодать, но Он не может нарушать Свои же правила и принципы. Только смиренные получают благодать. Мы сами себе связываем руки, идя по пути не смирения.

Однажды Бог сказал первому царю Израиля: «… Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (ВЗ, 1-я книга Царств, 15:22). Царь Саул потерял свое царство только из-за непослушания гласу Господа, он больше боялся людей, чем Бога, за что и лишился столь высокого положения. Желание Божье, чтобы мы пользовались всеми благами неба, но мы не можем этого заработать или заслужить. Единственное условие – быть смиренным перед Ним. В вопросе смирения нельзя полагаться на чувства и говорить: «я не буду этого делать, так как Дух не побуждает меня к этому, или Он не открыл мне это», или что-то подобное. Смирение перед Богом строится на истине, то есть Его слове, которое утверждено до сотворения мира, а не на чувствах и желаниях. Смирение также является актом веры, рожденной от слова Божьего. Смиряясь перед Богом, мы рискуем, но результат гарантирован Богом: «Он смиренным дает благодать». Невозможно увидеть благодати или чуда в своей жизни, не смиряясь перед Ним, как все равно, что желать ходить по воде, не веря в то, что это возможно.

Я закончу словами из послания апостола Петра: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (НЗ, 1-е послание Петра, 5:6).

Откройте свое сердце для принятия этого величайшего обетования от Бога, чтобы жить в полноте Божьих благословений.

Да благословит Вас Бог войти в глубины Божьего царства и жить каждый день в победе Христа.

С любовью и молитвами о Вас,

Пастор Вадим Шипилов

LiveInternetLiveInternet

«По учению Церкви, смирение – это не забитость; это не униженность ;это не раболепство; это не пассивность – нет — это реальное переживание реального своего состояния – кто я есть на самом деле. И это видение даёт импульс к покаянию, исправлению себя. Вот на этом пути видения себя начинается очищение сердца. Мера смирения – это и есть мера совершенствования человека» проф. Осипов А.И.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Это выражение встречается в 2-х местах Евангелие: в Соборных Посланиях ап.Иакова и ап.Петра. Понимание этих слов разберём на двух событиях, которые можно прочитать в Новом Завете Библии. .

Вспомним рассказ о Закхее, который страстно желал увидеть Христа. Но чтобы это было возможно и чтобы привлечь взгляд Христа к себе, ему из-за своего малого роста пришлось бы влезть на дерево. Но это могло выставить его на посмешище. И вот это обстоятельство — этот смех толпы, останавливает Закхея. Однако страстное желание увидеть Христа, стремление начать новую жизнь, свободную от прошлого, перебарывает в нём страх. И вот этот солидный в своём городе, богатый человек забирается на дерево. Конечно, в его адрес понеслись насмешки. Вероятно, это было самое большое испытание веры Закхея.

Так и в жизни многих людей, делающих первые шаги к Богу страх быть осмеянным часто мешает начать новую жизнь, мешает человеку измениться.

Эта рабская зависимость от общественного мнения называется тщеславием. Митрополит Сурожский говорит, что существуют только два способа преодолеть тщеславие, это либо гордость, либо смирение. Третьего пути нет

Почему же Бог гордым противится? Мир воспитывает в человеке гордость. Это такое состояние души, когда человек строит всю свою жизнь для себя, когда кроме своего я, не видит никого рядом с собой. Это мир мертвый, в нем нет Бога, в нем нет ближнего, нет жизни.

Вокруг человека гордого пустота, потому что внутри него пусто. Он пытается быть лучше всех, быть в центре всех событий и его мнение становится единственным.

Но это одиночество, в котором живет гордый человек, убивает его. Человек ослеплен и оглушен собою, своими мнимыми талантами, достижениями, заслугами, и он не в состоянии увидеть и услышать человека, который рядом. А вот, когда у него что-то не получается, он впадает в уныние, в отчаяние, потому что не может смириться, не может потерпеть, не может признать свой грех, свою ошибку. Гордость — это та стена, за которой человек не видит ни Бога, ни ближнего, это болезнь души, это начало смерти души, потому что гордыня убивает в душе все живое и разрушает все связи.

Смирение же – это полнота жизни. Смирение — одна из самых мужественных евангельских добродетелей. Смирение делает человека способным встать после любых падений и не терять доверия к Богу.

В нашем мире мало кто хотел бы быть смиренным, потому что смирение люди понимают как отвержение человеческого достоинства, унижение. Чтобы возвеличить Бога человек искусственно делает себя ничтожным. Но Бог запрещает делать это.

Смирение — это такое положение, когда человек стоит перед лицом Бога, Который его видит. Если мы будем полностью открыты Богу, отдадим себя в Его волю и будем готовы всё принять от Него, то мы сможем освободиться от страха общественного мнения.

Как только мы освобождаемся от этого, мы остаемся наедине с совестью, где ясно звучит голос Бога, провозглашающий суд Божий и дарующий нам силу начать жить в полную меру и свободно.

Все это оказалось возможным для Закхея, потому что он отбросил в сторону всякие человеческие соображения. Его решимость позволила ему приблизиться к Богу, пережить опыт откровения Живого Бога.

Теперь вспомним момент, когда Христос приходит к Иоанну, чтобы принять от него крещение и принять участие в событии покаяния, которое развернулось на берегах Иордана.

Священник Георгий Кочетков в своей проповеди говорит, что в этом событии показан образ кенотического служения.

Иоанн на просьбу Христа креститься у него возражает: это мне надо было бы креститься у Тебя…

И вот дальнейший образ действий Христа, говорится в проповеди, — это живая иллюстрация того, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Сам по себе ни один человек на земле не достоин благодати; даже самые великие святые, что бы они на земле ни делали, какими бы они ни были добрыми, или умными, или духовными, сами по себе быть достойными Любви Божьей не могут.

Иоанн Предтеча противится новому образу жизни, новому образу святости, он исходит из понимания ветхозаветного, поэтому и видит, что Тот, Кто перед ним, выше его.

Иоанн не может понять, почему Христос ставит Себя ниже его? Он хочет поправить эту несправедливость. Но оказывается, что эту несправедливость поправлять и не надо было.

Оказывается, что именно так Божья правда себя и являет. «Так надлежит нам исполнить всякую правду», — говорит в ответ Иоанну Христос.

И тогда Иоанн перестал противиться Ему, но только по смирению, только по дружеской любви. Он не мог этого понять и поэтому не мог стать учеником Христа. Он еще не знал того, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

В послании к евреям апостол Павел говорил, что «закон ничего не довёл до совершенства».

Это так потому, что закон всегда держался на возвышении человека, он стимулировал его гордыню. На примере израильского народа, где главная проблема — это обретение смирения, это хорошо видно.

Иудаисты искренне не понимают, что от них хотят христиане, что от них ждут, почему ими недовольны — они же хотят хорошего! Дело в том, что хорошего они хотят по закону. А закон возвышает человека, в том смысле, что питает его гордыню. Только благодать «исполняет всякую правду Божью», т.к. она построена на отвержении себя, на несении креста, на служении.

Каждому из нас Господь говорит: Сделайтесь слугами Богу и друг другу, и всем людям, кого пошлет вам Господь в жизни, сделайтесь слугами, рабами, если хотите получить благодать. А это, конечно никак не соотносится с логикой Закона и Ветхого Завета.

Часто и в христианстве благодать уходила от людей, потому что они хотели святости, праведности, понимая ее по законническому образу.

Да, они могли быть праведными по закону, но святости Божьей в их жизни могло и не быть, потому что тайна Божьей Любви, тайна самоумаления, самоопустошения уходила, удалялась от таких святых. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».

Вот это событие крещения Иисуса показывает нам, что Сам Иисус Христос есть смирение.

Почему смирение привлекает благодать Божию и силу Божию, которая преображает нас всех? Потому что смирение раскрывает в нас самое лучшее, что в нас есть — любовь.

Бог есть любовь! И именно смирение раскрывает в нас эту силу любви. Человек может любить и любит тогда, когда умеет смиряться. Только в смирении раскрывается всё лучшее в человеке.

Человек смиренный внимателен к тем, кто рядом и его терпения хватает на то, чтобы не обидеть, не нарушить мир людей вокруг себя. Часто трудно не осудить человека, который рядом, в котором мы видим неправду, грех.

Однако, мы не должны противостоять друг другу, мы должны принять другого человека и найти в нем настоящую красоту, послужить ему, помочь ему. А для этого нужно смирение. Не отстаивать свои права, не спорить, не пытаться доказать, что есть только моя правда и больше ничего нет вокруг. Смиренный человек не спорит, не кричит, но внутри у него живет Бог, потому что в душе у него мир.

Чтобы смириться, нужно поверить Богу больше, чем себе. Чтобы смириться, нужно услышать больше того, кто рядом, увидеть его, понять его, принять его, уважать и ценить его мнение. Только тогда люди будут чувствовать, что рядом Бог, потому что там, где мир, там, где смирение, там благодать Святого Духа.

И чем больше Господь дает сил и даров благодати, тем смиреннее становится человек, который видит свое недостоинство и страдает от греха, живущего внутри его.

В конце своего послания апостол призывает приветствовать друг друга поцелуем любви.

Это призыв и к нам, так как именно любовь – эта та связующая всех людей ниточка, через которую каждый может помогать друг другу становится смиреннее, избавляться от своей гордыни. Только смирение соединяет людей друг с другом, а гордыня разрушает единство людей, разделяет их друг с другом.

Читать рассказ о Закхее митр.Сурожского Антония и проповедь свящ.Георгия Кочеткова.

Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.

Смотреть что такое «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.» в других словарях:

  • ГОРДЫЙ — ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. Гордые приемы, обращение, свойственные гордому человеку. Горделивый, смягчает свойство… … Толковый словарь Даля

  • СМИРЕНИЕ — ГОРДОСТЬ — Смиренье Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье. Смиренье девичье (молодцу) ожерелье. Конь налогом берет, человек смиреньем. Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. Не ищи мудрости, ищи кротости!… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • ГОРДОСТЬ — гордыня (общеслав.: глупость, дурь), один из смертных грехов, превознесение над другими, спесь, чванство. Первая ступень гордости тщеславие, когда гордец еще нуждается в похвале и одобрении других. Развитая гордость презирает чье либо мнение.… … Русская история

  • ГОРДОСТЬ — , в христианстве один из основных человеческих пороков. Может обозначаться и др. греч. словами, приобретая при этом различные смысловые оттенки (самомнение, спесивость или кичливость, хвастовство,… … Православная энциклопедия

  • Смирение — (Прит.15:33 ). Смирение добродетель противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в Христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иак.4:6 — Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Прит.3:34 Лук.14:11 1Пет.5:5 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Послание Иакова 4:6 — Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Прит.3:34 Лук.14:11 1Пет.5:5 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Гордость, тщеславие, надменность — Все три слова (первое из к рых в русском языке может иметь и позитивную окраску) в Библии всегда означают качество, противное Богу. Имеющиеся по этому поводу высказывания пр. Исаии (Ис 14:13 и след.) и Иезекииля (Иез 28:16 и след.) отцы Церкви… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • 1Пет.5:5 — Также младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Иак.4:6 Еф.5:21 Фил.2:3 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Первое Послание Петра 5:5 — Также младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Иак.4:6 Еф.5:21 Фил.2:3 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ГОРДОСТЬ

Праведник должен бояться гордости больше, чем грешник, потому что грешник по необходимости имеет смиренную совесть, а праведник может гордиться своими добрыми делами. Святитель Иоанн Златоуст (40, 411).

Надеющийся на свою праведность и держащийся своей воли не может избежать козней диавольских, ни найти покой, ни увидеть свои недостатки. Преподобный авва Исаия (34, 326).

О духовной гордости, которою искушаются все совершенные, скажем, что этот род гордости не многими познан и испытан, потому что не многие стараются приобрести совершенную чистоту сердца, чтобы достигнуть этих степеней брани, и не заботятся об очищении страстей. … Эта гордость обыкновенно искушает только тех, которые, победив предыдущие пороки, находятся уже почти на верху добродетели. Поскольку хитрый враг не может подвергнуть их плотскому грехопадению, то пытается низложить духовным падением, чтобы лишить их всех заслуг прежних добродетелей, приобретенных с большим трудом. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53,157).

Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели, лишала человека всякой праведности и святости и обнажала, как гордость. Гордость подобна главной и губительной болезни, которая не один член человека расслабляет, но все тело повреждает смертоносным расстройством и уже стоящих на верху добродетелей может подвергнуть жестокому падению и погубить. Ибо всякая страсть ограничивается своими пределами и целью, хотя повреждает и другие добродетели, но нападает, главным образом, на одну и ее особенно подавляет и побеждает. И чтобы это можно было яснее понять, скажем, что чревобесие, например, то есть вожделение чрева, или страсть к обжорству, губит строгость воздержания; похоть оскверняет целомудрие; гнев губит терпение, так что иногда преданный одному пороку не лишается совсем других добродетелей… А когда гордость овладевает несчастной душой, то, как жестокий тиран, взяв высокую крепость добродетелей, весь город до основания разрушает и разоряет. Высокие стены святости сравнивает с землей пороков и не оставляет покоренной душе никакой свободы. И чем более богатую захватит в плен, тем более тяжкому игу рабства подвергает и, с жестокостью ограбив все имущество добродетелей, совсем обнажает. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 144). Источник.

Не вдавайся в гордыню потому, что дела идут у тебя успешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого. Напротив, помни, что обстоятельства часто меняются, держись скромного образа мыслей и не выходи из пределов человеческих. Правосудие наблюдает дела наши; возмечтавших о себе, что они уже не подлежат наказанию, оно доводит до наказания тем способом, которым они думают избежать его. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 114). Источник.

Любишь ты праведность? Возненавидь гордыню и возгнушайся ею: она и дела правды делает неблагоугодными Богу. Преподобный Ефрем Сирин (28, 117). Источник.

На великую высоту восходит душа гордого и оттуда низвергает его в бездну. Преподобный Нил Синайский (47, 219). Источник.

Если возникает в тебе гордость, вспомни, что ею истребляют все плоды добродетели, и успокоишься. Преподобный авва Исаия (34, 97).

Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения (35,190). Источник.

Человек был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным через приобщение к гордости. Был человеком как носящий в себе образ Божий и стал зверем, преисполненным тщеславия (45, 917).

Человек, творящий благое с кичением… впадает в крайнюю погибель (35, 42).

Гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил ее себе, но и для того, кто ненадолго разделяет ее (37, 724).

Гордый не знает самого себя и после многих трудов теряет все сокровище добродетели (40, 397).

Представь, если хочешь, что кто-нибудь воскрешает мертвых, исцеляет хромых, очищает прокаженных, но с гордостью – никто не может быть хуже, нечестивее и виновнее его (43, 277).

Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души (44,11). Источник.

Сколько бы мы ни совершали добрых дел, (гордость) не позволяет им укрепиться в нас и неразлучно пребывать с нами… но препятствует им оставаться в нас непоколебимыми (45, 576). Источник.

Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно – если только вообще это значит жить добродетельно, – неожиданно может впасть в окончательную гибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет. Тот же, кто по видимости поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего (46, 531).

Подлинно ничто так не отвращает милосердия Божиего и не предает гееннскому огню, как страсть гордыни. Если она присуща нам, то какие бы подвиги мы ни совершали-воздержание ли, девство ли, молитву ли, милостыню ли, вся наша жизнь становится нечистой. Святитель Иоанн Златоуст (46, 602).

Избегай гордости, человек, …чтобы не иметь тебе противником своим Бога. Преподобный Нил Синайский (48, 243).

Препятствуют пришествию к нам Христа холмы и горы наших гордых помыслов, слов и дел, ибо не приходит туда смиренный Христос, где есть вознесшаяся гордость, согласно словам Писания: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.. 16, 5). Ибо, по апостолу: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор. 6, 14–15). Гордость есть тьма и Велиар. Слово «Велиар» означает «слепое светило», и этим как бы говорится, что он глядит, но не видит. Гордый человек не знает себя: он считает себя светлым, а на деле он мрачен. Считает себя лучше многих, а на деле он хуже всех. Мнит себя идущим к небу, в то время как идет к бездне. Как же Христос, Свет наш, может жить с такой слепой тьмой, которая считает себя светом? Христос и на небе не мог жить с Велиаром: Источник.

Он сверг гордого, как же на землю Он придет к нему, то есть к гордому человеку? Какое может быть согласие смиренного Христа с гордым Велиаром? Источник.

Велиар, то есть бесовская гордость, существующая в человеке, есть как бы та вспоминаемая в Божественном Писании гора, называемая Гелвуйской, на которую не сходит с небес ни роса, ни дождь и которую проклял святой Давид, поскольку на ней был убит иноплеменниками Саул с тремя своими сыновьями (2Цар. 1, 21; 1Цар. 31, 2). Также и на гордого не сходит ни роса, ни дождь благодати Божией, ибо гордостью Христос распинается и убивается. Кто возненавидел Христа, ходящего во плоти на земле? Гордые князья и законоучители иерусалимские: «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?» (Ин. 7, 48). Они-то и начали злобствовать против Него. Кто предал Христа на смерть? Гордая иудейская синагога, мнящая себя святой, а Христа считающая грешником: «Мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин. 9, 24). Кто распял Христа? Гордый Пилат. Итак, проклята Богом гордость, как Давидом Гелвуйская гора, чтобы не сошла на нее роса благодати Божией и дождь милосердия Божиего. Не придет туда Христос, где увидит гору велиаровой гордости (103, 593– 594). Источник.

Гордый идет не правым и не простым путем, но неровным, тернистым. «Гордые крайне ругались над мною, но я не уклонился от закона Твоего», говорит пророк (Пс. 118, 51). Самое это главное преступление и безмолвное уклонение от закона – в незнании немощи своей-гордости. Ни через что иное так легко не совершается преступление и падение, как через гордыню; и ни через что иное так легко не происходит исправление, как через смирение и простоту. Где совершилось падение, там все было предварено. Из-за гордыни сатана был свержен с небес; фарисей растерял все добродетели, Навуходоносор лишился царства и со скотами, как скот, семь лет ел траву; и тысяча тысяч падений совершаются из-за гордыни. Потому будь смирен и, благодатью Божией покрываемый и сохраняемый, всегда сохранишься без порока и без преткновения. Святитель Димитрий Ростовский (103, 1037).

Видишь, когда приближается солнце, тень становится меньше. Так и благочестивое сердце: чем ближе приходит к нему Бог со Своим светом и дарованиями, тем более оно познает свое ничтожество и смиряется перед Богом и людьми, считая себя недостойным. Напротив, чем дальше отходит солнце, тем большая бывает тень, а когда солнце заходит, тень удлиняется. Зайдет солнце исчезает и тень. Так и человек: поскольку удаляется от него Бог, постольку возносится и величается он в сердце своем; поскольку же человек возносится, постольку от Бога удаляется и Бог от него. И как тень исчезает, когда солнце скрывается, так исчезают и эти, которые мнят себя великими, когда скрывается Бог (104, 440–441). Источник.

Посмотрим на плоды горького семени гордости. Гордый человек всяким образом ищет чести, славы и похвалы; он всегда хочет казаться значительным, указывать, повелевать и начальствовать. А кто препятствует его желанию, на того сильно гневается и озлобляется. Лишившись чести и начальства, он ропщет, негодует и хулит. «Чем я согрешил? В чем я виноват? Этого ли труды мои и заслуги достойны?». А часто бывает, что человек сам себя и умерщвляет. Гордый начинает дела выше своих сил, которых не может исполнить. О, человек, что касаешься бремени, которого не можешь понести? В чужие дела он самовольно вмешивается, везде и всякому хочет указывать, хотя и сам не знает, что делает, – так гордость ослепляет его. Без стыда хвалит себя и возвышает: «Я, дескать, то и то сделал, такие-то и такие заслуги имею перед обществом». О, человек, исчисляешь свои заслуги, но что же о грехах своих не говоришь? Если стыдно их объявлять, то стыдись и хвалить себя. Гордый презирает и уничижает других людей: он, дескать, подлый человек, он негодный. А он такой же человек, как и ты, все мы люди. Он грешник, но думаю, что и ты этого имени не отречешься; он в том согрешил или грешит, но ты в другом, а может быть, и в том же. «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Власти и родителям своим он не покоряется, не повинуется у гордых шея жестка и непреклонна. Они всегда хотят на своей воле настоять и ее утвердить. Добро, какое имеет у себя, самому себе, своему старанию и трудам и своему разуму приписывает, а не Богу. О, человек, что ты от себя можешь иметь, ты, который нагим вышел из чрева матери своей? Что можешь иметь, чего Бог, источник всякого добра, не подает тебе? Что наши старания и труды могут без помощи Того, Который один все может, и без Которого всякий ничто, как тень без тела? Обличения и увещания гордый крайне не любит, считает себя исправным, хотя и весь подпорчен. Он не терпит уничижения, презрения, бед и напастей, негодует, ропщет, а часто и хулит. В словах и поступках проявляет надменность и напыщенность… Все это плоды ненавистной Богу и человеку гордости (104, 442–443). Источник.

Низлагает нашу гордость конец нашей жизни, «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Приникни к гробам, отличи там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от неблагородного, мудрого от неразумного. И, глядя в гроб, хвались своим благородством, превозносись разумом, величайся богатством, надмевайся честью, считай ранги, исчисляй титулы. О, бедное создание, бедное по началу, бедное по середине, бедное и по концу. Подобен ты хрупкому и худому сосуду, подобен праху и в прах обратишься (104, 446). Источник.

Чем больше будем познавать и помнить Христа, тем лучше познаем свое недостоинство и окаянство и тем смиримся. Христос, Сын Божий, Господь твой, ради тебя смирился-тебе ли, рабу, гордиться? Господь твой ради тебя принял образ раба-тебе ли, рабу, искать господства? Господь твой ради тебя бесчестие принял-тебе ли, рабу, возноситься честью? Господь твой не имел где главу приклонить – тебе ли, рабу, расширять великолепные здания?… Господь твой за распинателей Своих молился: Отче, прости им (Лк. 23, 34) – тебе ли, рабу, на Оскорбивших гневаться, озлобляться, искать мщения? Но кто ты таков, что не терпят уши твои оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная,заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная, трава, сено, пар, ненадолго являющийся и исчезающий. Но смотри и берегись, чтобы и тебя Христос, Господь твой, не постыдился, когда ты стыдишься смирения и кротости Его (104,447). Источник.

Люди наиболее гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или крепостью, или благородством. Но все это подлежит переменам, и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше: и возноситься тем, что не наше, весьма бессмысленно. Все, что ни имеем, не наше, но Божие; мы только сосуды и хранилища Божиих дарований. Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку подобает смиряться, чтобы и то, что имеет, не было отнято из-за гордости. Святитель Тихон Задонский (104, 449). Источник.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Невозможно, кажется, поверить, чтобы человек, будучи землей и пеплом, вздумал гордиться; чтобы человек слабый, подверженный всяким недостаткам, к тому же, если рассудить, повинный и суду Божию, начал превозноситься, да еще перед самим Богом, перед которым и весь мир есть капля, павшая из океана. Однако это бедное животное надмевается, возвышается выше кедров ливанских, эта пылинка высоко о себе мечтает, презирает других, да еще и братию свою.

Подлинно Бог украсил человека при создании превосходнейшими дарованиями и умалил его малым чем от Ангелов. Но человек эти дарования по большей части потерял: гордость его обнажила. «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным» (Пс. 48, 13). А хотя бы, и действительно, эти дарованные Богом совершенства все и доныне сохранились в человеке, они не надмевать нас должны, но побуждать больше благодарить Бога и больше смирять себя, ибо мы, ничего не заслужив, все имеем, а в знак благодарности эти дарования употреблять на пользу другим. Но как эту, созданную Богом, красоту гордость разоряет, так, напротив, падшую снова поднимает смирение. Какое же между ними есть различие?

Отец гордости-диавол, родитель смирения-Бог. Гордость не унижает себя, видя свои недостатки, или даже не усматривает своих недостатков и хвалится тем, чего не имеет; но смирение не превозносится и тем, что имеет. Оно подобно плодоносному дереву, которое чем больше отягощается плодами, тем более склоняется к земле. Гордость все себе и своим заслугам приписывает: она не думает, что есть такое, что превосходило бы ее силы. Но смирение все отдает Богу, знает оно, что как всякое добро из этого Источника проистекает, так в него же должно и возвращаться через признание наше. Гордость думает постигнуть все, и тайны Божии, и возносится выше разума Христова; но смирение пленяет ум свой в послушание вере, утверждаясь на священном основании (Еф. 2, 20), что невозможно солгать Богу. Гордость не терпеливо переносит наказующую руку Божию, но с ропотом; а смирение с радостью приемлет наказание Божие. Гордость других презирает и по разуму своему и по делам своим подобного себе не находит;

но смирение со всеми своими дарованиями ниже других себя ставит. Гордость к немощам человеческим не снисходительна; она о поступках других судит оскорбительно; но смирение снисходительно, и немощам других сострадает, как собственным. Гордость бывает подозрительна: все дела других, слова и намерения кажутся ей знаменательными, она все замечает, из всего делает выводы. Но смирение просто и бесхитростно: оно на все взирает младенческим оком и все принимает голубиным сердцем. Гордость бывает разборчива: это не так, другое некстати, честь не честь, должность не должность, награждение не награждение; но смирение все за благо приемлет, смирение всему послушно. Гордости недоступна Божия благодать, а от смирения она неотступна. Гордость всегда несчастна, а смирение всегда благополучно и безопасно. Гордость всякому неприятна и мерзка, а нет ничего приятнее и радостнее смирения.

Истинно смирение, когда мы не высокомудрствуем ни о себе, ни о своих делах. Нужно всегда помнить, что мы люди. Если точно понимаем мы, что есть человек, – не унизим своего достоинства, но и не присвоим себе излишнего. Мы созданы по образу Божию, это заставит нас хранить благородство нашей природы и не унижать себя до состояния бессловесных животных. Но мы слеплены из брения, из праха, и это должно унять наше высокомерие. Больше всех тварей мы способны понимать и просветиться-это должно возбудить нас к предприятиям великим. Но и самые просвещенные впадают в различные заблуждения и иногда больше невежд грешат, – и это должно положить границы нашим высоким парениям. Мы удостоены особого покровительства Вышнего, это должно заставить нас стремиться к небесам и свободно приступать к престолу Благодати. Но, помня о множестве своих грехов и пороков, мы должны работать Господу со страхом и с трепетом совершать подвиг спасения.

Если преступим эти праведные границы, есть опасность – как бы мы, возмечтав о себе излишне, не лишились и того, что нам естественно принадлежит. Митрополит Московский Платон (Левшин) (105,139,143).