Грехопадение и его последствия

Последствия грехопадения

  • Последствия грехопадения свящ. Сергий Дергалев
  • Следствия грехопадения для человеческой природы прот. Павел Великанов
  • Грехопадение и его последствия прот. Олег Давыденков
  • Грехопадение Д.В. Новиков
  • Первородный грех, его причины и последствия преп. Иустин (Попович)
  • Последствия первородного греха П.В. Добросельский
  • Следствия грехопадения архим. Алипий
  • Распространение греха митр. Иларион (Алфеев)
  • Следствия грехопадения прот. Николай Малиновский
  • Первородный грех протопр. Михаил Помазанский

После́дствия грехопаде́ния (см.: Грехопадение) — 1) следствия, привнесённые в видимый мир в результате отступления первозданного человека от Бога, отразившиеся как на самом человеке, так на окружающей его действительности; 2) действия Божии, вызванные грехопадением, направленные на подготовку человека к Пришествию Спасителя.

В чём состояли следствия грехопадения?

На человеке следствия грехопадения сказались самым удручающим образом: помимо того, что он был изгнан из Рая (Быт.3:24), он сделался тленным, страстным, смертным; повредил главные силы души (разумную, волевую, раздражительную, чувствующую), нарушил их взаимную согласованность; душевное начало утратило господство над плотским, и более того, плоть взяла верх над душой.

Пагубные следствия грехопадения отразилась не только на непосредственных виновниках, нарушителях заповеди. Порче подверглось само человеческое естество. С тех пор она стала носить наследственный характер, передаваться всем людям, от родителей к детям (см.: Грех первородный).

В духовно-нравственном отношении порча проявлялась и проявляется до сих пор в том, что все потомки Адама (за исключением Господа Иисуса Христа) рождались и рождаются со склонностью большею ко злу, нежели к добру.

В результате грехопадения люди подпали под власть падших духов. Эта власть проявлялась даже за гробом, ведь после смерти души всех без исключения людей оказывались в аду). Освободиться от власти диавола стало возможно лишь по Пришествии в мир Сына Божия, Искуплении, разорении ада, образовании Церкви.

Особым волеизъявлением Божьим за грех первозданного человека была проклята даже земля (Быт.3:17). Со времени этого страшного проклятья земля перестала давать людям пищу свободно, с избытком, как это было до грехопадения (Быт.3:18). Со времени изгнания из Рая человек вынужден был зарабатывать себе пищу тяжелым трудом (Быт.3:19).

После утраты человеком Божественной благодати, славы и чистоты, из-под его послушания вышли животные. Кто-то из них просто перестали доверять человеку, но многие стали испытывать к человеку враждебность.

Самое же страшное следствие — разрушение доверительных отношений человека и Бога. Помимо потери в лице Божьем Премудрого, Всемогущего и Благого Наставника, утратив общение с Ним, человек лишился высшей блаженной радости. Утратив общение с Источником подлинного неисчерпаемого блаженства, человек стал искать источники счастья и радости среди предметов тварного мира, устремился к греховным удовольствиям.

Почему Бог попустил совершиться столь катастрофическим изменениям всего из-за одного преступления?

На сегодняшний день существует немало суждений, общий смысл которых сводится к непониманию или даже обвинению Бога в несоответствии суровости наложенного Им наказания малозначительности преступления первых людей. Казалось бы, ну подумаешь, вкусил человек запретного плода; неужели стоило подвергать его за этот проступок столь грозным карам?

В действительности же преступление не было малозначительным, как и наказание — чрезмерно суровым.

Во-первых, преступая закон «согрешишь — смертью умрешь» (Быт.2:17), человек знал, на что шёл.

Во-вторых, ослушание Бога в первую очередь было связано не с желанием испробовать плода, а с гордостью, завистью к Богу, с нежеланием общаться с Ним как тварь с Господом, со стремлением самому стать как Бог (Быт.3:5).

Учитывая осознанность и добровольность этого выбора, Господь дал человеку возможность прочувствовать и осмыслить, каково жить вне союза с Творцом. Но даже и при этих обстоятельствах Он, будучи благим и милосердным, не оставил людей без Своего попечения.

Одним из сильнейших аспектов наказания называют тленность и смертность. Однако же в этом следствии, прежде всего, проявилось Божественное милосердие. Ведь благодаря этому следствию, Бог не только наказал согрешившего человека, но и оградил его от чрезмерного укоренения во зле, предоставив возможность Спасения в будущем.

Другой аспект наказания — проклятие земли, тленность, коснувшаяся окружающего мира — тоже явил милосердие Творца. Трудно даже представить, до какого отчаяния дошел бы человек, если бы, будучи тленным, изуродованным грехом, жил в нетленном, прекраснейшем мире.

Грехопадение и его последствия для человека

Первые вопросы из этого ряда — «где мы?» и «кто мы?». На них с необходимостью должно ответить любое вероучение. (Как на них отвечает керигма Церкви, мы обсуждали на нашей конференции в прошлом году и вчера, в первый день настоящей конференции1.)

Следующим из этого фундаментального ряда является вопрос «почему все не так?». Не ответить на него никак нельзя, перешагнуть — невозможно, иначе — полный паралич сознания или психическая болезнь. Поэтому каждый человек обязательно принимает через веру какое-то учение о зле, грехе, смерти, мире сем и мире Божьем (или об их отсутствии), а также — неизбежно — проповедует его своими словами и поступками. Вследствие этого откровение о грехопадении, о рождении зла и греха так же важно, как и откровение о творении мира, жизни и человека, и керигма Церкви с необходимостью содержит его в себе.

Как правило, за свою веру и убеждения в области вопроса «почему все не так?» человек настроен бороться, а не просто не соглашаться с другими мнениями. Поэтому эта тема для катехизатора особенно трудна: здесь явление интерференции проявляет себя особенно четко.

Напомню, что термин «интерференция» (от лат. inter — «между собой», «взаимно» и ferio — «касаюсь», «ударяю») применяется в физике, биологии, филологии и психологии. На наш взгляд, его можно применять и в практике катехизации, когда речь идет о наложении и сталкивании в уме и сердце катехумена смыслов, связанных с центральными экзистенциальными вопросами. Понятие интерференции объясняет явление взаимного усиления и взаимного угашения при восприятии смыслов, а также существование «зон» глухоты. Последнее — самое трудное для катехизатора, так как в этих местах полная уверенность катехумена в правоте своей веры и самочувствия приводит к полному отсутствию внутренних вопросов.

I. Предусловия (предпосылки) грехопадения

Один из самых сложных и неожиданных для катехуменов вопросов — существование в сотворенном Богом мире предусловий или предпосылок для рождения зла и греха. Обсуждение этой темы сопровождается с их стороны особенно жуткой глухотой (блокировкой) или конфликтом. Но нужно сразу сказать: если эти глухота или конфликт не будут преодолены или разрешены, то уяснение того, что есть зло и грех, что есть грехопадение в христианско-библейском ключе, окажется просто невозможным.

Указанных предпосылок всего две: одна содержится в самом принципе творения (мира, жизни и человека), другая — в особенности того, кто есть человек. (Поэтому так важно качество проведения на основном этапе предыдущих тем о творении мира и человека!)

Суть первой: сама сотворённость мира и человека несет в себе их принципиальное несовершенство, которое можно уменьшать, но никогда нельзя свести к нулю; таким образом, утверждать, что мир и человек до грехопадения или когда-либо были (будут) совершенны — значит впадать в противоречие с откровением о Боге как Творце и о мире как творении, уравнивая их, потому что для Бога совершенство всегда актуально, для мира и человека — всегда лишь потенциально. Поэтому в космосе всегда был и будет элемент хаоса; дух хаоса есть потенциальная энергия зла.

Суть второй вытекает из полной антропоцентричности творения: человек и только человек — венец творения; только он сотворен по образу и подобию Божьему, имеет реальный дар духовной свободы, единственный владыка всего мира (мир в каком-то смысле есть тело человека), поэтому только с ним заключается Доисторический завет, поэтому только он мог актуализировать (родить) зло и совершить грех.

Глухота и конфликт, возникающие здесь у оглашаемых, могут выражаться в том числе в виде следующего расхожего утверждения: «А не было никаких предпосылок! Какие могли быть предпосылки в первозданном мире и человеке? Бог сотворил и мир, и человека “хорошо весьма”!» Да еще прибавят: «Что вы богохульствуете?»

Причинами неусвоения и глухоты являются, как правило, следующие обстоятельства:

а) откровение о творчестве и свободе, содержащееся в керигме Церкви (1-я и 2-я предпосылка, соответственно, исходят из них), невместимы для языческого сознания, инерцию которого во многом еще несут в себе просвещаемые; познание творчества и свободы — всегда плод реальной веры человека и действия Духа;

б) опыт рабства у греха и зла, т. е. их насильственной и сокрушительной власти, который есть у каждого падшего человека;

в) «нашпигованность» языческими (здесь уже реально богохульными) учениями, которые этот опыт рабства пытаются осмыслить и при этом оправдать.

Вот самые распространенные из таких учений.

  1. «Бог и Сатана (зло и грех) — равновеликие и вечные начала», т. е. дуализм.
  2. «Бог сотворил злое начало», ибо всё — от Бога (обычно в таком представлении зло трактуется как необходимость для развития и совершенствования; источником зла, его субстанцией в этом случае становятся: материя, деньги, власть, брак, секс, водка, наркотики, компьютер, штрих-код и т. д.).
  3. «Бог спровоцировал рождение зла и совершение греха, все было предрешено» (в качестве «передаточного» — посредствующего — звена здесь, как правило, выступает Сатана, который выполняет роль «сторожевого пса» Бога и который без Его воли и «над свиньями не имеет власти» (в ключе этого представления евангельский рассказ об исцелении бесноватого заключается выводом, что Бог — «виновник» любого беснования, Он его «попускает», что значит — санкционирует, и, следовательно — и соучаствует).

Таким образом, принять предусловия-предпосылки рождения и существования зла и греха в первозданном мире значит для катехумена прорваться сквозь свой падший опыт к божественному откровению. А это всегда — плод Духа и веры.

II. «Процесс» грехопадения

Есть несколько важнейших вещей, которые мы должны признавать и даже утверждать, когда речь заходит о «процессе» грехопадения. Почти все они содержатся в известной всем нам цитате из Иак 1:13–16:

В искушении пусть никто не говорит: меня искушает Бог. Ибо Бог недоступен искушению злом и Сам не искушает никого.
Но каждый подвергается искушению, увлекаемый и обольщаемый собственной похотью.
Затем похоть, зачав, рождает грех, а грех, будучи совершен, порождает смерть.
Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные.

На наш взгляд, эта цитата является ключевой в вопросе о «процессе» грехопадения.

Ключевая она потому, что является выводом, обобщением данных откровения и духовной практики. За ней, насколько мы можем судить, стоит анализ целого ряда как состоявшихся грехопадений, начиная с грехопадения праотца Адама (Быт 3; см. также, например: Исх 32, 1 Цар 15, 2 Цар 11, Мф 26:69–75, Ин 12:4–6 и 13:26–29), так и не состоявшихся, в первую очередь — Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа (см., например: Мф 4:1–11, Мк 8:33, Ин 14:30 и крестные главы во всех евангелиях).

Первое и важнейшее: Бог зла и смерти не творил (Прем 1:13), Сам не искушается злом и никого не искушает! Это — война сразу со всем язычеством в душе катехумена…

Второе: каждый искушается собственной похотью!

Нам всем, конечно, известны слова Христа: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Ин 8:44). Однако человек не может «свалить» на дьявола ответственность за зарождение похоти (зла) в сердце жены Адама, увидевшей в центре Рая древо познания вместо древа жизни, а потом и у самого Адама, увидевшего в центре свою жену и проявившего злое (похотливое) послушание ей. Дьявол был человекоубийцей от начала, но для того, чтобы произошло грехопадение, в первую очередь самоубийцами по духу должны были стать жена Адама, а потом, в итоге, и сам Адам, с которым непосредственно был заключен Завет и которому непосредственно была дана заповедь. Именно поэтому Писание утверждает, что «чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть, потому что в нем все согрешили» (Рим 5:12). Именно поэтому Бог вопрошает о происшедшем только Адама и его жену (Быт 3:11–13).

Особо нужно обратить внимание на один из самых острых для катехуменов вопросов: откуда может в принципе взяться в нас самих собственная похоть или зло? Откуда оно рождается в жене Адама, в самом Адаме? Ведь в этом случае, что особенно интересно, их нельзя «свалить» на падшую природу человека. И здесь, насколько нам известно, церковная традиция дает нам только один путь для ответа. Его кратко выразил свт. Иоанн Златоуст в следующих словах: «Итак, откуда происходит зло? Спросите самих себя. Не очевидно ли, что оно есть результат вашей свободы и вашей воли. Несомненно, и никто не станет утверждать противное»2. Святители Кирилл Иерусалимский и Григорий Нисский также настаивают на таком подходе. «Что такое грех? — пишет свт. Кирилл. — Животное ли, ангел ли, злой ли дух? <…> Это не есть враг, извне наступающий на тебя, но негодная отрасль, из тебя прозябающая»3. Свт. Григорий Нисский также пишет: «Зло зарождается как-то внутри, составляемое свободным произволением тогда, когда происходит какое-то удаление души от благого»4.

Да, ответ на этот вопрос можно узнать, только спросив себя, вникнув в себя, одновременно вникая в учение (1 Тим 4:16). Это вообще некий ключ ко всему основному этапу. Главное — чтобы катехумены-просвещаемые своей совестью научились «распознавать» «пусковой механизм» зарождения зла.

В одном случае достаточно указать, что рождение зла (похоти) связано с актуализацией двух предпосылок, о которых мы говорили выше. Они могли актуализироваться только вместе: змей мог заговорить только тогда, когда появился человек. Здесь центральной является тема реального дара духовной свободы человеку.

В другом случае, что чаще, требуется большая детализация. Есть запрос на характеристику исходного «химического состава» родившегося зла. И здесь, как мы знаем, существует немало святоотеческих вариантов: непослушание (блж. Августин), гордость (прп. Иоанн Лествичник, прп. Симеон Новый Богослов), самолюбие (прп. Иоанн Дамаскин), страх смерти или саможаление (прп. Максим Исповедник, свт. Феофан Затворник). Само Священное писание говорит о том, что через смещение духовного фокуса с древа жизни, которое изначально было в центре, на древо познания (см. Быт 3:3), т. е. с Бога на себя, происходит причастие «выворачивающей наизнанку» силе, делающей «вывих» двух основных духовных качеств человека — творчества и благоговения (страха оскорбить святыню) — отраженных в двух заповедях Доисторического завета (Быт 2:15–17 «…возделывать и хранить…» и «…от дерева познания добра и зла не ешь от него…»). При этом вывороте творчество превращается в похоть, а благоговение — в страх за себя, страх смерти (нагота). И если раньше благоговение вдохновляло творчество, задавая ему границы, и все вместе давало плод свободы, то теперь похоть подстегивается страхом смерти, а страх смерти усиливается от похоти, а все вместе является ловушкой: чем сильнее мучение, а «…в страхе есть мучение» (1 Ин 4:18), тем сильнее «барахтаешься», желая выскользнуть, но тем глубже увязаешь. До сих пор и существуют два модуса искушения злом: своевольное творчество и страх.

Теперь запущено правило: «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его…» (Притч 10:24) или «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее…» (Лк 17:33).

И последнее в этом разделе: зло (похоть) рождает грех (Иак 1:15). Грех — нарушение заповеди, неверность, беззаконие (1 Ин 3:4). То, что он в первую очередь не действие воли, а плод духа — для многих неожиданность. Да, в грехе есть элемент воли, но сама воля всегда напитана каким-то духом. Грех неизбежен, когда действует зло. Поэтому всякий делающий грех — есть уже раб греха (см. Ин 8:34). Преодоление плоскоэтического отношения ко греху как к волевому акту — не простая задача. Но помочь решить ее необходимо, иначе у будущих христиан не будет оружия для борьбы с ним. А ключ в одном: чтобы не было греха — нужно уйти от зла. (В частности заметим, что плоскоэтическое отношение к греху способствует оправданию себя и осуждению других. И это объяснимо. Ведь человек почти всегда не хочет грешить (особенно поначалу; это противно, в общем-то, и после долгой практики), но в совершении греха внутри себя всегда переживает кое-то насилие (в случае сопротивления) или неизбежность. Это переживание способствует оправданию себя. В то же время по отношению к другим растут претензии.)

III. Последствия грехопадения

Последствия грехопадения носят катастрофический характер: всеобщая зараженность злом и грехом («мир во зле лежит» (1 Ин 5:19); «нет человека, который не грешил бы» (3 Цар 8:46)). Главное: мы живем не совсем в том мире, который сотворил Господь; и с человеком мы имеем дело на практике совсем не с тем, который имелся в виду изначально (кроме Христа). Нам теперь нужны дополнительные определения: падший мир, падший человек. Теперь не «все от Бога», не «все — к лучшему», не «на все есть воля Божия» в этом мире. Человек был сотворен разумом и совестью мира, а теперь он им быть не может. Первое последствие: нет разума, не совести, нет власти в этом мире. Есть только их спорадические проявления. Зло и хаос восторжествовали. Это проявляется в том, что разум и совесть в мире сем, выражаясь военным языком, делают теперь только то, что могут, а зло и хаос — то, что хотят. Исключение в истории было и есть только одно — Христос и Его верные, рожденные свыше, ученики.

Когда мы на нашей конференции ставили вопрос о происхождении (сотворении) человека, мы считали не лишним обратиться к современной эволюционной биологии. И нам было очень интересно. Конечно, биология ничего нам не скажет о грехопадении, так как это событие экзистенциальное. Но могут ли сказать что-то о грехопадении или о его последствиях современная психология и психотерапия? (Их противоречивое развитие за последние полтора века обсуждать не будем.) Особенно если обратить внимание на достаточно развившуюся сейчас экзистенциальную психотерапию. Путем собственных исследований5 она доказывает, что каждый человек несет в себе стыд и ужас от неразрешенности ряда вопросов, а именно: собственной конечности, одиночества, несвободы и отсутствия смысла. Увидеть себя в ключе этих вопросов-тупиков для человека нестерпимо, поэтому эту постоянную муку он вынужден постоянно обезболивать — ставить «защиты» — с помощью ложных надежд. «Нагота» существования, иллюзорность сознания и действия (постоянная попытка прикрыться-защититься «фиговыми листами») — первое и постоянное последствие грехопадения.

Главное последствие грехопадения — смерть. «…Грех, будучи совершен, порождает смерть» (Иак 1:15). Падший мир — «страна и тень смертная» (Мф 4:16). «Смерть и время царят на земле…» В. Соловьев.

«Смерть — не что иное, как разделение с Богом…» (прп. Максим Исповедник) .

Разделение с Богом ведет к распаду, расколу, разложению простого (непротиворечивого) и прекрасного, на сложное и безобразное.

Кроме этого смерть имеет и еще свое «духовное наполнение»: как грех связан со злом, так смерть связана с отчуждением (или взаимным отталкиванием) и пустотой. И это, возможно, самое мучительное в ней. Смерть одновременно и процесс, и состояние. Она есть содержание ада.

Картина смерти ужасающа.

Она проходит внутри человека: человек прячется от Бога, появилась иррациональная сила отталкивания от Него (Быт 3:8). Бог для него теперь — объект. Чужой.

Она прошла и между людьми: жена — теперь не плоть от плоти и кость от костей, а «она». Она — также объект (ст. 12). Чужая.

Она прошла между людьми и миром. Жена сваливает всё на змея, которого сотворил Господь (ст. 13).

Мир теперь «без головы»: тернии и волчцы произрастит он тебе (ст. 18).

Еще целый ряд последствий грехопадения, которые имеют вторичный и третичный характер.

«Вторичные» последствия грехопадения (Быт 3).

  1. Змей наказан сам собою, бесперспективной борьбой.
  2. Жена наказана господством мужа.
  3. Муж наказан восстанием на него мира и особенно земли.
  4. Земля наказана возвращением в нее человека.
  5. Изгнание из рая, невозможность вернуться назад.

«Третичные» последствия грехопадения.

  1. Трагический раскол мира и человечества.
  2. Раскол мира на мир Божий (добра и правды) и мир сей (зло и грех).
  3. Раскол человечества на:
  • каинитов («враги Божии»), для которых характерно (Быт 4–11):
    – братоубийство (несоразмерность проступка и возмездия за него, а также увеличение «объема» мести от Каина до Ламеха (Быт 4:15 и 23–24), война всех против всех; особо — вражда против авелитов (сифитов): Пилат + Ирод объединяются против Христа (Лк 23:12; см. также: Мф 23:35 «На вас падёт кара за кровь всех праведников, пролитую на земле от сотворения мира: от невинного Авеля…»);
    – идолослужение и магия (поклонение астральным, солярным, лунарным и хтоническим силам) = духовное и плотское прелюбодеяние + лицемерие в отношении к Богу;
    – «вавилонская башня» = богоборческие цивилизации с ложной надеждой на «прогресс» («Сделаем из глины кирпичи и обожжем их в огне» — сказали они друг другу. И кирпичи заменили им камень, а асфальт служил им вместо известкового раствора» (Быт 11:3)): развитие техники (Тувалкаин, ремесленник-кузнец), искусства (Иувал, музыкант), сельского хозяйства (Иавал, скотовод) по преданию мира сего;
    – «всемирный потоп» = геологические, экологические и антропологические катастрофы (в том числе войны, репрессии и т. д.: уничтожение и самоуничтожение);
  • авелитов (сифиты, «друзья Божии»). Здесь есть четкая линия (все Священное писание, по сути, об этой линии):
    – Авель — Сиф — Енос — Енох;
    – завет с Ноем (первое жертвоприношение);
    – завет с Авраамом, Исааком и Иаковом;
    – завет с Моисеем;
    – завет с Давидом;
    – Новый завет с Иисусом Христом.

Последствия грехопадения и обетование Спасителя

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совать их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех.

Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.

Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.

Господь спросил: «Адам, где ты?»

Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?»

Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.

И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?»

Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».

Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.

Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу».

Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься».

Изгнание из рая

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это»… И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту», то есть от жены произойдет Потомок — Спаситель мира, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.

Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.

Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечом, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.

Жертвоприношение было прообразом крестной жертвы Спасителя

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие»: гл. 3, 7-24.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что произошло с человеческой природой после грехопадения

Грехопадением в православии именуется акт совершения человеком первого греха. Библия описывает это, как вкушение запретного плода с древа познания добра и зла, после которого произошло изгнание людей из рая.

Суть греха заключалась в выборе человека ослушаться единственной заповеди Бога. Последняя была дана для того, чтобы человек своим свободным выбором постоянно совершенствовался в добре (жизни по заповеди Божией). Библия говорит о том, что после вкушения запретного плода люди смогли различать добро и зло. Именно в это время зло входит в человеческую жизнь, а грехопадение изменяет природу людей. Таким образом, в христиансвте зло понимается, как свободный выбор воли личностных существ в стремлении нарушить Божественный закон. Единожды войдя в мир, грех (зло) проникает в природу человека, меняя её коренным образом.

Так, человеческая природа становится предрасположенной ко греху. Она теряет изначальную святость и благодать. Грех становится уже не просто нарушением закона, но болезнью человеческого естества, которая нуждается в лечении. У человека на природном уровне возникает желание и стремление ко греху. Именно поэтому Христос приходит в мир, чтобы спасти человека и даровать людям возможность очистить свои души от греха. Однако, при этом сама природа людей остается поврежденной. Неприменным следствием поврежденности человеческого естества, по учению православного христианства, является физическая смерть. Получается, что смерть была неестественна для человека, который был сотворен «ни необходимо смертным, ни необходимо бессмертным» (цит. по иерей Олег Давыденков «Догматическое богословие»). Люди были предрасположены и к тому, и к другому в зависимости от выбора своей свободной воли.

Таким образом, главными следствиями грехопадения для человеческой природы стали изменение естества людей, вхождение в человеческую жизнь смерти и предрасположенность на духовном уровне ко греху.

Православное учение о последствиях первородного греха

4. Грехопадение

4.1. Причины грехопадения

Из Священного Писания мы знаем, что столь великие дары и благодеяния Божии не предотвратили страшной катастрофы для мира и человека: человек пал. Выше было показано, что до грехопадения он обладал всеми средствами для удержания себя от преступления. Он также знал, что — добро, и что — зло. «…Добро — это слушаться Бога, веровать в Него, соблюдать Его заповедь, а зло и смерть — не слушаться Бога…; и познавая опытом, что зло — это то, что его лишает жизни, то есть непослушание Богу, он никогда не должен был бы его пробовать; зная также, что добро — это то, что поддерживает жизнь, то есть послушание Богу, он должен был бы его старательным и самым серьёзным образом хранить и возгревать» 1. Нельзя также обвинять Бога в неопределённости данной Им заповеди, ибо Он ясно сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла — не ешь от него, ибо в день, который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2,17). Здесь была изложена вся воля Божия, «а воля Божия есть самый совершенный устав и закон» 2.

4.1.1. Происхождение зла в мире

4.1.1.1. Противоестественность зла

Что же вынудило первых людей, а за ними и всё падшее человечество, выбирать вместо блаженства и чистоты добродетели и жизни в Боге — грязь греха, бедствие и смерть? Здесь мы вплотную подошли к проблеме существования зла в мире: почему изначально совершенный мир во главе с разумными тварями вдруг уклонился из добра во зло, из бытия и блаженства в небытие и страдания?

Святыми отцами происхождение зла всегда рассматривалось как противоестественное явление, так как Бог зла не сотворил. Так Св. Иоанн Дамаскин учит: «Зло — это ни что иное, как поворот от естественного в противоестественное, ибо нет ничего злого по естеству»1. Свт. Афанасий Великий видит причину грехопадения людей в том, что они «уклонились от устремления ума своего к Богу, остановились мыслью на злом и измыслили его себе» 2. Однако по Православному учению зло не существует как нечто, имеющее собственное бытие. Согласно утверждению того же святого отца, грехопадением люди уклонились из бытия в небытие и уклонились к не сущему, «ибо злое есть не сущее, а доброе есть сущее, как происшедшее от сущего Бога» 3. «Зло не есть, — говорит Св. Диадох Тарсийский, — или, вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают» 4.

Само же уклонение от бытия к небытию разумных существ всегда вызывало недоумение как священных писателей, так и святых и учителей Церкви. Так св. пророк Давид недоумевает: «Я сказал: вы — боги и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрёте как люди и падёте как всякий из князей» (Пс. 81, 6-7). В другом месте Пророк говорит: «Кто усмотрит погрешности свои? (в славянском переводе: «Грехопадения кто разумеет?» — С.М.) От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба твоего, чтобы не возобладали мною» (Пс. 18, 13-14). Также Блаженный Августин пишет об уклонении воли от добра к злу: «…Желать найти причины этих уклонений… было бы то же, как если бы кто захотел видеть мрак или слышать безмолвие» 5. По утверждению того же учителя Церкви, зло существует не само по себе, а начало существование в личности, то есть имеет личностную природу6.

4.1.1.2. Что есть зло?

Согласно Православному учению единственное существенное зло есть грех. Так Свт. Василий Великий пишет: «… В собственном смысле зло, то есть грех — это зло, наиболее достойное сего наименования»7. В Православном исповедании говорится: «Злом же надо почитать один грех, …который есть преступление Божественного Закона»1. Знаменитый Сибирский Святитель Иоанн Тобольский пишет что «необходимо различать два рода попускаемых зол», один из которых, «обнимающий разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид, или бесчестия, … недуги, изгнание, смерть…», не может быть даже назван «в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для уврачевания нас». Другой род зол, «называемый в собственном смысле злом, — это наши грехи (преступления Божиих заповедей)» 2.

Итак, единственное зло в мире — это грех, или уклонение свободной воли разумного творения в непослушание воле Божией.

4.1.1.3. Начало зла во вселенной

Выше мы определили, что причины существования зла в существах нравственных неопределимы, хотя отчасти святые отцы и христианские богословы связывают происхождение зла с наличием в человеке и ангелах свободы воли. Первым носителем и творцом беззакония, то есть уклонения от добра к злу, Священное Писание и все отцы Церкви единодушно называют диавола. В послании Св. Апостола Иоанна Богослова говорится: «… Сначала диавол согрешил» (1 Иоан. 3, 8). Св. Ириней Лионский называет диавола «главой богоотступничества» 3. «Грех — это изобретение свободной воли диавола…», — учит преп. Иоанн Дамаскин» 4. Он же говорит, что сатана, «не родившись злым по природе, но быв добрым, и произойдя для благой цели, … по самовластному произволению изменился из того, что согласно с природой в то, что против природы…»5. Ещё ужаснее это событие представляется от сознания его неестественности и разрушительности: «… В духе родилась мысль или внутреннее слово и произвело столько зла, что им наполнился весь мир, и зла столь крепкого, что оно пребудет в вечные веки, хотя, несомненно, на разрушение себе. Таково существо свободы» 1, — пишет Свт. Феофан Затворник.

Таким образом, «зло имеет началом грех одного ангела» 2. Из вышесказанного видно, что сущностью зла и в дьяволе является его самовластное, не покорное воле Божией устремление его воли, называемое в Священном Писании и Священном Предании гордостью. «Начало греха — гордость», — свидетельствует премудрый Сирах (Сир. 10, 15). По словам Св. Иоанна Дамаскина, изначально добрый ангел «возгордился против сотворившего его Бога, восхотев воспротивиться Ему»3. Сатана пал в гордость и был низвержен с неба не один, а увлёк с собой и множество других бесплотных сил, как об этом говорит Откровение «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…, и ангелы его низвержены с ним»
(Откр. 12, 9). Блаженный Августин пишет, что прежде светлые ангелы, «отвратившись от Того, Кто обладает высочайшим бытием, …обратились к себе самим, не имеющим высочайшего бытия», и этот порок не иначе можно назвать как гордостью4.Также и Св. Иоанн Дамаскин подтверждает то, что диавол не остался один в своей погибели, а «…вместе было увлечено и последовало за ним, и вместе пало бесконечное множество стоявших под его властью ангелов» 5. Современный богослов иерей Олег Давыденков, объясняя это явление, говорит: «По необъяснимой прихоти один из высших Ангелов захотел иметь всё лишь для себя, ничего никому не отдавая, и таким образом стал как бы самозамкнутым пустым сосудом». Суть гордости, по мнению этого богослова, именно и состоит в «своекорыстном повороте внимания на себя самого» 6. Само зло, «по сущности и есть разделение, одиночество, замкнутость на самом себе, отсутствие любви и общения» 7.

Отпадение через гордость от Бога, явившееся первопричиной всего зла в мире, повлекло за собой повреждение природы свободно-разумных существ, прежде всего — виновника сего отпадения. «Накажет тебя отступление твое», — говорит о диаволе св. пророк Иеремия (Иер. 2, 19), так как, «кто чем согрешает, тот тем и наказывается» (Прем. 11, 17).

По отношению же к внешним относительно боговраждебной личности существам — к Богу и тварям это повреждение проявилось как зависть и неудержимое стремление ко злу. «Зависть диавола, — пишет свт. Григорий Нисский, — и рожденная из нее склонность к пороку стали путем к каждому последующему злу…Он (диавол) отпав от добра породил в себе зависть и в первый раз сотворил в себе склонность ко злу» 1. Блаженный Августин отмечает, что духи «уклонились от общего всем Блага, дающего блаженство к собственному и, обладая тщеславной надменностью вместо высочайшей верности, пустым лукавством вместо несомненной истины, стремлением к разделению вместо нераздельной любви, сделались гордыми, лживыми, завистливыми»2. Священник Александр Семенов-Тяншаньский пишет: «У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и единения в его самозамкнутой личности стало силой ненависти и разрушения…» 3.

4.1.1.4. Появление зла в мире

Родившееся на небе и низверженное от туда зло в лице диавола появилось на земле. Откровение свидетельствует об этом так: «И низвержен был древний змий, называемый диаволом и сатаною,…низвержен на землю…» (Откр. 12, 9). Не терпя действия в себе одном своей разрушительной злобы, диавол искал удобного случая излить эту злобу и мрак в окружающий мир, еще неповрежденный никаким пороком. «Горе живущим на земле и на море, — говорит Откровение, — потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная что не много ему остается времени» (Откр. 12, 12). Пророк Исайя с удивлением восклицает: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы…» (Ис. 14, 12). По словам Свт. Иоанна Златоуста, диавол «…по развращению воли и безмерности злости ниспал с той высоты» 1.

Потеряв свое небесное достоинство, диавол останавливает свое внимание на человеке, как венце творения, объединяющем в себе видимый и невидимый мир. Не терпя его совершенства, диавол по своей зависти начинает искать пути уничтожения этой разумной твари. Таким образом, причиной появления зла в мире является зависть диавола к человеку. «Завистью диавола вошла в мир смерть», — говорит премудрый Соломон (Прем. 2, 2). По толкованию Свт. Григория Великого, «завистью диавола смерть вошла в мир земной, когда злой дух позавидовал человеку, созданному для неба»2. Целью диавола было погубление человека и лишение его блаженного обитания в Раю и общения с Богом. Об этом красноречиво свидетельствует Иоанн Златоуст: «…Видя на земле земного ангела и снедаемый завистью, виновник зла — демон, …употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия и сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим» 3.

4.2. История грехопадения

Искушение диаволом первых людей подробно описывается в Священном Писании. Оно открывается лживым вопросом диавола: «Правда ли, что Бог запретил вкушать от всякого дерева в Раю?» (Быт. 3, 1). Врагом была избрана заповедь запрещения, как наиболее уязвимое место в сознании человека. Здесь была наилучшая почва для зарождения сомнения.

Первая ложь искусителя была отвергнута женой, вступившей, однако, в разговор с некоторой доверчивостью «и сказала жена змию: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое посреди Рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 2). Но змей не останавливается перед первой неудачей и уже прямо начинает оспаривать и отвергать справедливость заповеди Божией: «И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите…, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4-5). Это говорил богоотступник для того, чтобы всеять «в сознание жены мотивы, могущие при своём развитии повести к недолжному самоопределению воли»1. Бог этими словами представлялся враждебным человеку и завистливым. Кроме того, «человек прельщался возможностью стать в себе самом в полноте ведения добра и зла» 2. Это доказывается толкованием Свт. Иоанна Златоуста, который пишет: «…Неудовольствовавшись противоречием божественным словам, он (диавол) ещё представляет Создателя завистливым, чтобы таким образом удобнее ввести в обман и, обольстив жену, достигнуть своей цели» (погибели человека. — С. М.)3. Хотя в этих словах дьявол явно клевещет на Бога, но искусно маскирует свои злобные планы притворным желанием блага. «Как бы так говорил лукавый тот демон, — пишет Свт. Иоанн Златоуст, — для чего Бог лишил вас такого наслаждения? Зачем не дозволяет вполне пользоваться райскими благами?». Здесь враг Божий явно представляет «то, чего Бог не говорил…, как будто заботясь» о людях4. По толкованию Свт. Григория Нисского, здесь человекоубийца «лукаво с обманом приступает к человеку и подговаривает его, чтобы он сам себе своими собственными руками нанёс смерть и стал самоубийцей» 5.

Прилог диавола мог быть легко отвергнут Евой. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «… Жена могла тотчас узнать хитрость диавола, уклониться от беседы с ним, как говорящим пустое, и не довести себя до такого унижения, но она не захотела этого», несмотря на то, что «то самое, что искуситель приходит вместе с заповедью, могло вразумить» её, «что это искуситель и предостеречь от козней его…» 1. Но Ева не выдержала этого испытания. В этот момент было положено начало греху и тем ужасным его последствиям в истории человечества, которые привели на грань уничтожения не только человека как существа разумного, но и всей окружающей его живой и неживой природы. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание…» (Быт. 3, 6). Свт. Иоанн Златоуст так описывает развитие в душе Евы греха от мысли к желанию: «Возмечтав о равенстве с Богом, она спешила вкусить плода и туда устремляла и ум, и мысль, и ничего больше не видела, кроме того, чтобы испить чашу, растворенную лукавым демоном» 2. Об этом, в несколько других словах, говорит Свт. Григорий Богослов: «Красен на вид и добр в снедь был тот плод, который умертвил меня. Будем бегать доброцветности, станем смотреть на самих себя. »Да не победит тя доброты похоть, ниже да восхитиши веждами» (Притч. 6, 24)…, помня Еву, сию сладкую приманку, драгоценную отраву»3. Епископ Гурий в своей статье «Богозданный человек» пишет: «Всеянное со стороны боговраждебной личности не было тотчас отвергнуто и выброшено женой из её сознания, а принято с доверчивостью и оценено само по себе, вне отношения к тому, что волновало её благодатными переживаниями»4. Результатом этого было возникновение троякой похоти
(1 Иоан 2, 15-16), овладевшей человеком и повлёкшей за собой греховное действие. Главной же из них является гордость или самомнение, о котором преп. Макарий Великий говорит, что «оно… низринуло человека из рая, когда человек, услышав сказанное: »будете яко бози» (Быт 3, 5), доверчиво предался этой суетной надежде» 5. Таким образом, «вместо прежних святых мыслей о Боге, …всё её существо прониклось одними чувственными помыслами и пожеланиями, обращенными на запретный плод» 6.

Принятое внушение переходит в незаконное желание, а далее — уже в действие: «И взяла (Ева) плодов его (дерева) и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 6). Из этого библейского повествования мы узнаём, что воля первой жены уже была повреждена, и она-то (воля) и производит греховное действие. По утверждению Св. Ефрема Сирина «Ева, предавшись пожеланию очей своих, и вожделев быть богом, …вкушает тайно от мужа своего, а потом даёт и мужу… Она поспешила вкусить прежде мужа, чтобы стать главою того, кто был её главою» 1. Греховность воли Евы здесь проявляется в том, что она поступила противоположно своему назначению. Она не только грешит, но и увлекает с собою мужа. Тем самым она вместо помощницы «…сделалась наветницей и через вкушение малой снеди лишила его вместе с собою благоволения Божия» 2. Однако Адам также был повинен в грехе, как и Ева, по слову Свт. Иоанна Златоуста: «Адам по крайней невнимательности вместе с женою впал в несчастие через преступление данной заповеди и вкушение от древа» 3. И Блаженный Августин говорит о прародителях: «Пусть не оба они были обольщены доверием, но оба… были уловлены грехом и запутались в сети диавола»4. Виновность Адама усугубляется тем, что «он мог не принять предложенного ему плода, но не сделал этого и добровольно преступил заповедь Божию» 5.

Из вышесказанного также видно, что первой и главной причиной грехопадения людей был диавол. Священное Писание говорит о нём, что «он был человекоубийца от начала» (Иоан. 8, 44). «Змий хитростью прельстил Еву», — также свидетельствует Апостол Павел (2 Кор. 11, 3). Завистью диавола и прельщением жены, — пишет Свт. Григорий Богослов, — человек забыл данную ему заповедь, вкусил горького плода и был побеждён грехом»6. То же утверждает и Свт. Григорий Нисский: «Зло началось в змие — диаволе; искушением змииным побеждена была жена, затем женой побеждён муж» 1, «ибо, — как говорит Преп. Иоанн Дамаскин, — завистливый ненавистник добра — демон, за превозношение сверженный долу, не мог терпеть, чтобы мы сподобились горних благ»2. Отсюда, «всякий грех человеческий, не только первый, …ведёт своё начало от дьявола, как творца всех зол» 3.

Другой причиной грехопадения прародителей была свободная воля, данная им Богом при сотворении. Об этом своеволии, послужившем причиной грехопадения, говорит Священное Писание: «Прихоти ищет своенравный и восстаёт против всего умного» (Притч. 18, 1), а также: «Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир. 15, 17). «Адам, — говорит преп. Макарий Великий, — пребывая с Богом в Раю, по собственной своей воле преступил заповедь и послушал лукавого» 4. «И муж, и жена участвовали в своём падении… полной свободой», — подтверждает Свт. Григорий Нисский. О том же пишет и Свт. Иоанн Златоуст: «Если бы первые люди не пали добровольно, никто бы не мог их вынудить к падению» 5. Свт. Игнатий Брянчанинов выражая мнение Св. Церкви, пишет, что прародители, «…оказав преслушание Богу и… послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога…» 6. Таким образом, по утверждению Пространного Катихизиса, данную Богом свободу «человек употребил во зло» 7.

4.3. Сущность грехопадения

4.3.1. Важность греха прародителей

Важность греха первых людей заключалась в том, что в Раю было совершено людьми, без всяких оправдательных причин, первое и добровольное преступление Закона, то есть беззаконие, потому что всякий «грех есть беззаконие» (1 Иоан. 3, 4). О важности греха первых людей пишут все отцы и учители Церкви. По утверждению Блаженного Августина, грех был велик потому, что «… заповедью потребовано послушание, такая добродетель, которая у разумных существ является матерью и хранительницей всех добродетелей» 1. В Послании к Диогену говорится, что «не пожелание знания было… виною или грехом в первых людях, а желание иметь это знание без доброй жизни, получать его не в силу исполнения заповедей Божиих, а напротив — преслушанием их».

Виновность первых людей усугубляется тем, что заповедь была лёгкой и удобоисполнимой, а средства к её осуществлению были достаточными. «Что может быть легче её, — спрашивает Св. Златоуст, — Бог предоставил человеку жить в Раю, наслаждаться красотою всего видимого, пользоваться плодами всех дерев райских и запретил вкушать только от одного, и человек не захотел даже и этого исполнить…»2. Как было сказано выше, первые люди имели и сильные средства против греха: были чистыми, безгрешными и неподвластными греху. По свидетельству того же Златоуста, «… доколе не привзошёл грех и преслушание, они были облечены вышнею славою». Поэтому, человек «сам для себя был… причиною всех зол… и того осуждения, которому подвергся за непослушание» 3.

Однако непослушание Богу хотя и имело большое значение, но не было так гибельно для человека, как послушание дьяволу, которое человек предпочёл первому. Тем самым он сделал свою природу доступной всей разрушительной силе зла, которое изобрёл лукавый дух, и сделался его рабом, о чём свидетельствует Св. Ириней Лионский: «… Первым сосудом в его (диавола) владении сделался Адам, которого он держал в своей власти, злобно внося в него грех и под предлогом бессмертия причиняя ему смерть» 4. О том же говорит и Св. Макарий Великий в своих «Духовных беседах»: «Адам, преступив заповедь…, продал и уступил себя в собственность диаволу» 5. Архимандрит Иустин замечает: «Непослушанием Богу, которое проявилось как творение воли дьявола, первые люди добровольно отпали от Бога и прилепились к дьяволу, ввели себя в грех и грех в себя» 1.

Грехопадением был нарушен весь порядок сотворённого. Человек как бы вышел из своего естественного состояния и впал в состояние неестественное. Свт. Афанасий говорит: «Душа через грех отвратилась от… своего богообразия и стала вне себя»2. По свидетельству Свт. Кирилла Иерусалимского, «грехом человеческое естество отвратилось от Бога и обрелось вне близости с Богом» 3.

Как было уже сказано выше, грех был неестественен для существа человека. В этом и состоит главная и существенная проблема и загадка грехопадения. Поэтому его Блаженный Августин называет «неизъяснимым отступничеством» 4. Само грехопадение, по утверждению того же отца Церкви, представляло совокупность многих греховных действий: «Там есть и гордость, так как человек восхотел подчиняться больше себе, чем Богу; и поругание святыни, так как не поверил Богу; и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти; и духовное прелюбодеяние, потому что непорочность человеческой души была погублена обольщением змия; и воровство, потому что человек воспользовался запрещённой снедью, и алчность, потому что он домогался большего, чем нужно» 5. Иными словами, здесь был нарушен весь Божественный Закон, состоящий в любви к Богу и ближнему. «На самом деле, — говорит Тертуллиан, — если бы Адам и Ева любили Господа… они бы не поступили бы против Его заповеди; если бы любили ближнего, то есть друг друга, не поверили бы соблазну змия, не убили бы… самих себя, потеряв бессмертие нарушением заповеди» 6.

Сущность грехопадения современное богословие представляет в соответствии с учением Церкви. Так Епископ Гурий пишет: «… человек, самоопределившись в себе, замкнувшись в себе, преслушанием выйдя из единения с Богом…, оказался не имеющим ничего и предоставленным самому себе, своим слабым, немощным силам» 1. По словам В. Лосского, «человек дал место злу в своей воле» и «согласился на господство над собой» дьявола» 2.

4.3.2. Возможность и неприятие покаяния.

Несмотря на столь тяжёлый грех Адама и Евы, Бог, по Своему милосердию, не тотчас же подвергает их наказанию, но предоставляет им возможность покаяться. Сразу же после согрешения прародителей Бог является им в Раю, для уврачевания язвы, нанесённой ими самим себе. Они «… услышали голос Господа Бога, ходящего в Раю во время прохлады дня». По утверждению свт. Иоанна Златоуста, «хождение» и «глас» Бога означает, что «Он восхотел возбудить в них такое чувство близости…, чтобы повергнуть их в беспокойство, что и было на самом деле: они почувствовали это, попытались скрыться…» 3. Тогда Бог Сам призывает их, начав с Адама. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?» (Быт. 3, 9). По объяснению Свт. Иоанна Златоуста, эти слова есть проявление величайшего милосердия и сострадания Божия. «Смотри, какая сила заключается в этом кратком изречении, — пишет Святитель, — позвать виновного — это само уже есть дело великого и несказанного человеколюбия». Но уже овладевшая прародителями испорченность воли не даёт им обратиться к покаянию. Об этом современный богослов иерей Олег Давыденков говорит так: «Бог предоставляет первым людям возможность покаяться, но гордость, уже всецело охватившая их, толкает их на путь самооправдания» 4.

Адам отвечает на этот призыв обвинением Бога: «жена, которую Ты мне дал…» (Быт 3,12). Преп. Авва Дорофей говорит, что Адам отвечает так, «как бы говоря: »эта беда, которую Ты навёл на главу мою». Ибо так всегда бывает…: когда человек не хочет порицать себя, то он не усомнится обвинять и Самого Бога»1. Таким же образом оправдывается и Ева, перекладывая свою вину на змея: «змей прельстил меня…» (Быт 3, 12). Блаженный Августин замечает, что Бог спрашивал Адама: «где ты?» — «не вследствие неведения, но обличая и увещевая его» 2. Но прародители не вразумились увещанием Бога. «Никто из них не захотел обвинить себя, ни в одном не нашлось и малого смирения» 3.

Если внимательно изучить историю грехопадения первых людей, которую предлагает нам Священное Писание, можно увидеть, что человеческая свобода дважды была подвергнута испытанию: в первый раз — от дьявола, непрестанно пытающегося увлечь человека в грех; второй раз — от благого и человеколюбивого Бога, призывающего человека к покаянию. Второе испытание служило средством уврачевания последствий первого, но человек, отвергнув покаяние, окончательно закрепил в себе начавшуюся порчу своей природы гордостью и самолюбием. Премудрый Сирах свидетельствует: «Перед человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир. 15, 17). Преп. Макарий Великий пишет: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись, но этого не будет, если они не отдадут свою природную любовь и благое произволение Богу»4.

Таким образом, неприятие первозданными людьми покаяния в своём грехе, закрепило испорченность их природы, произошедшей через грех, и подвергло их тем пагубным и ужасным последствиям, которые последовали за этим. В связи с этим Блаженный Августин замечает: «Грех выглядит лёгким, но каким его великим посчитал Тот, Который не может обманываться, достаточно видно из степени наказания» 5.