Храм на лубянке

Содержание

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Новомучеников и Исповедников Российских.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Тип

Праздник Русской православной церкви

Установлен

в память о православных святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года

Дата

25 января (7 февраля), если дата приходится на воскресный день;
в предшествующий воскресный день, если 25 января (7 февраля) — понедельник, вторник или среда;
в последующий воскресный день, если 25 января (7 февраля) — четверг, пятницу или суббота

Медиафайлы на Викискладе

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Кучино 2019.

Собо́р новому́чеников и испове́дников Це́ркви Ру́сской (до 2013 года Собор новомучеников и исповедников Росси́йских) — праздник в честь святых Русской православной церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.

Установлен также отдельный праздник, Собор новомучеников, в Бутове пострадавших, в память тех новомучеников, которые приняли смерть на Бутовском полигоне (к 2007 году было известно 289 имён, список возглавляется священномучеником Серафимом (Чичаговым)), который отмечается в 4-ю субботу по Пасхе.

Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября (13 ноября) 1917 года он был «расстрелян обезумевшей толпой».

История

5 (18) апреля 1918 года Поместный собор в Москве издал определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь», в котором в том числе постановил «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (7 февраля) или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонении исповедников и мучеников». 25 января (7 февраля) было выбрано как дата расстрела митрополита Киевского Владимира. Был установлен также день крестных ходов в приходах, где были новомученики — понедельник второй недели по Пасхе. Собор выработал механизм фиксации случаев насилия по отношению к Церкви и верующим. На основе этих материалов была составлена листовка, в которой содержались проповедь протоиерея Павла Лахостского «Новые священномученики» и список «Рабов Божиих за веру и Церковь Православную убиенных» (17 имен).

Следующий этап в истории почитания новомучеников связан с именами профессора Бориса Тураева и иеромонаха Афанасия (Сахарова), составлявших «Службу всех святых в земле Русской просиявших». Составители включили в эту службу ряд песнопений, посвящённых мученикам, пострадавшим от большевиков.

После окончания Гражданской войны в России открытое поминовение за богослужением имён убиенных за веру практически прекратилось. Вызвано это было тем, что деятельность всех убитых в предыдущие годы православных христиан стала признаваться, как правило, контрреволюционной. Но несмотря на это, память о новомучениках и исповедниках российских хранилась в церковном народе. Многие священники и епископы поминали их имена за проскомидией.

Московская патриархия в своих официальных заявлениях около 60 лет (со времени «легализации» Временного патриаршего Священного синода при митрополите Сергии до «перестройки») вынужденно отвергала факт преследований за веру в СССР. В редакционной статье книги «Правда о религии в России», изданной в 1942 году, подобное «опровержение» звучит так:

За годы после Октябрьской революции в России бывали неоднократные процессы церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священнослужителей. Православная Церковь сама громко и решительно осуждала таких своих отщепенцев, изменяющих её открытой линии честной лойяльности по отношению к советской власти.

Тем не менее, среди верующих в СССР существовало почитание подвижников, подвергавшихся преследованиям со стороны властей.

Вместе с тем за рубежом шла работа по сбору данных о пострадавшем от репрессий духовенстве. В 1949 году Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ)опубликовала первый том книги протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские», в 1957 году увидел свет второй том. Это было первое систематизированное собрание сведений о русских мучениках и исповедниках веры.

Русская православная церковь заграницей после долгой подготовки совершила прославление Собора новомучеников 1 ноября 1981 года на своём Соборе под председательством митрополита Филарета. Во главу Собора поместили последнего российского императора Николая II, членов августейшего семейства, патриарха Тихона. Данная канонизация, продиктованная в немалой степени политическими настроениями русской эмиграции, была проведена без тщательного предварительного исследования обстоятельств жизни и кончины прославленных лиц. РПЦЗ тогда прославила не конкретных лиц (поимённый список новомучеников и исповедников тогда составлен не был), но скорее феномен мученичества в коммунистическом государстве. К лику святых причислили всех новомучеников и исповедников, в том числе и тех, чьи имена неизвестны. Протопресвитер Александр Киселёв, публикуя икону собора Новомучеников и исповедников российских, написанную в РПЦЗ, назвал 105 точно зафиксированных имён.

Канонизация новомучеников и исповедников состоялась в преддверии 1000-летия крещения великого князя Владимира и Киевской Руси. Празднование собора было приурочено к 25 января (7 февраля) — дню памяти митрополита Владимира Богоявленского. Ранее священники, служившие панихиды, не знали имён всех убитых и поимённо называли только известных им лиц, прибавляя слова «и иже с ними». Поскольку в календаре Православной церкви подготовительные недели перед Великим постом иногда начинаются уже в январе, было решено, что праздник собора Новомучеников не должен совпадать с воскресными днями подготовительного периода и может отмечаться ранее 25 января (7 февраля).

В дальнейшем отсутствие канонизации Собора новомучеников и исповедников со стороны Московского патриархата расценивалось в РПЦЗ как одно из главных препятствий на пути сближения с Церковью в Отечестве.

Прелюдией к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора, явилась канонизация патриарха Тихона 9 октября 1989 года. В июне 1990 года на Поместном соборе архиепископ Берлинский Герман первым из иерархов открыто заявил: «нам нельзя отрекаться от бесчисленных мучеников за веру, нельзя забывать их».

25 марта 1991 года Священный синод Русской православной церкви принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5 (18) апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января (7 февраля) или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Архиерейский собор Русской православной церкви (1992) определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля) — в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю (воскресенье) после оного.

«Многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий», был осуждён Указом Президента РФ № 378 от 14.03.1996 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» (ст. 1 Указа).

В 1990-х годах шла подготовка к канонизации Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, многие святые были прославлены как местночтимые.

Архиерейский собор Русской православной церкви (2000) прославил как известных, так и неизвестных нам мучеников и исповедников веры. Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года. Были прославлены 813 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий. Кроме того, в Собор новомучеников и исповедников Российских были внесены для общецерковного почитания имена 112 ранее прославленных местночтимых мучеников и исповедников. «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

Было определено также, что в состав Собора будут включать святых по решению Священного синода Русской православной церкви. В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поимённо канонизированы 1774 человека.

12 марта 2002 года Священный синод Русской православной церкви утвердил и рекомендовал к богослужебному употреблению в Русской православной церкви службу новомученикам и исповедникам Российским.

Собор новомучеников дополняют по мере обнаружения и изучения сведений; существуют весьма различные оценки числа казнённых и репрессированных в СССР клириков и активных мирян Православной церкви.

Несмотря на то, что тематика преследований по религиозным убеждениям широко обсуждалась в обществе, игумен Дамаскин (Орловский) в сентябре 2007 года «с сожалением отметил невостребованность опыта новомучеников среди современных россиян»:

Если говорить о том, насколько современные люди осведомлены о жизни новомучеников, хотят соприкоснуться с церковным преданием, читают жития, вникают в опыт своих предшественников по жизни в Церкви, то мы должны признать: современные люди не пускают в духовный оборот это наследие. Эта эпоха отошла в вечность, пришли «новые» старые соблазны, и опыт предшественников остается неизученным.

6 октября 2008 года Священный синод Русской православной церкви постановил создать рабочую группу для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских XX века, канонизованных Русской православной церковью заграницей в период разделения.

25 декабря 2012 года Священный синод образовал церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

29 мая 2013 года решением Священного синода Русской православной церкви было принято название «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской».

Бутовский полигон и храм близ него

9 августа 2001 года правительство Московской области приняло постановление № 259/28 об объявлении бывшего секретного объекта НКВД — КГБ, действовавшего с конца 1930-х и до начала 1950-х, «Бутовский полигон» в Ленинском районе, Государственным памятником истории.

Согласно архивным данным ФСБ, только в период с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 на Бутовском полигоне были убиты 20 тысяч 765 человек; из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви.

28 ноября по юлианскому календарю — в день памяти сщмч. Серафима (Чичагова) — 1996 года на Бутовском полигоне (д. Дрожжино́ Ленинского р-на Московской области) был освящён небольшой деревянный храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

В мае 2004 года на богослужении, совершённом Патриархом Московским Алексием II в Бутове присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с её Первоиерархом митрополитом Лавром, находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004 года.

Тогда же Патриарх Алексий и митрополит Лавр совместно заложили основание нового, каменного храма Новомучеников и Исповедников к югу от Юбилейной улицы. К 2007 завершено его строительство из бетона. В храме хранятся многие личные вещи людей, принявших мученическую кончину в Бутове.

19 мая 2007, после подписания Акта о каноническом общении накануне, Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр совершили великое освящение храма.

Состав и порядок канонизации новомучеников и исповедников российских

Основная статья: Список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской

Собор новомучеников и исповедников российских начал формироваться с 1989 года, когда был канонизирован первый святой — Патриарх Тихон.

Канонизация подвижников XX века была существенно затруднена после вступления в силу федерального закона от 27 июня 2006 года № 152 (ФЗ «О персональных данных»), предусматривающего закрытия доступа исследователей к судебно-следственным делам, содержащимся в российских архивах.

Календарно-литургические указания и гимнография

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 13 — 16 августа 2000 года, постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля)».

В 2002 году утверждена новая служба Собору.

Тропарь, глас 4-й

Дне́сь ра́достнѡ ликꙋ́етъ цр҃ковь рꙋ́сскаѧ, /
прославлѧ́ющи новомч҃ники и҆ и҆сповѣ́дники своѧ̑: /
ст҃и́тели и҆ і҆ере́и, /
ца́рствєнныѧ стрⷭ҇тоте́рпцы, /
бл҃говѣ́рныѧ кнѧ̑зи и҆ кнѧги̑ни, /
прпⷣбныѧ мꙋ̑жи и҆ жєны̀, /
и҆ всѧ̑ правѡсла́вныѧ хрⷭ҇тїа́ны, /
во дни̑ гоне́нїѧ безбо́жнагѡ /
жи́знь свою̀ за вѣ́рꙋ во хрⷭ҇та̀ положи́вшыѧ, /
и҆ кровьмѝ и҆́стинꙋ соблю́дшыѧ. /
Тѣ́хъ предста́тельствомъ, долготерпѣли́ве гдⷭ҇и, /
странꙋ̀ на́шꙋ въ правосла́вїи сохранѝ /
до сконча́нїѧ вѣ́ка.

Кондак, глас 3-й

Дне́сь новомч҃ницы рѡссі́йстїи /
въ ри́захъ бѣ́лыхъ предстоѧ́тъ а҆́гнцꙋ бж҃їю, /
и҆ со а҆́гг҃лы пѣ́снь побѣ́днꙋю воспѣва́ютъ бг҃ꙋ: /
бл҃гослове́нїе, и҆ сла́ва, и҆ премꙋ́дрость, /
и҆ хвала̀, и҆ че́сть, /
и҆ си́ла, и҆ крѣ́пость /
на́шемꙋ бг҃ꙋ /
во вѣ́ки вѣкѡ́въ. А҆ми́нь.

Величание

Велича́емъ ва́съ, / ст҃і́и новомч҃ницы и҆ и҆сповѣ̑дницы рѡссі́йстїи, / и҆ чти́мъ чⷭ҇тна̑ѧ страда̑нїѧ ва̑ша, / ꙗ҆̀же за хрⷭ҇та̀ претерпѣ́ли є҆стѐ.

Молитва

Ѽ ст҃і́и новомч҃нцы и҆ и҆сповѣ̑дницы рѡссі́йстїи:/ ст҃и́телїе и҆ па́стырїе цр҃кве хрⷭ҇то́вы, / ца́рственнїи стрⷭ҇тоте́рпцы, / бл҃говѣ́рнїи кнѧ̑зїе и҆ кнѧги̑ни, / до́блїи во́ини, мона́си и҆ мїрсті́и, / бл҃гочести́вїи мꙋ́жїе и҆ жєны̀, / во всѧ́цѣмъ во́зрастѣ и҆ сосло́вїи за хрⷭ҇та̀ пострада́вшїи, / вѣ́рность є҆мꙋ̀ да́же до сме́рти свидѣ́тельствовавшїи, / и҆ вѣне́цъ жи́зни ѿ негѡ̀ прїе́мшїи!

Вы̀ во дни̑ гоне́нїѧ лю́тагѡ, / зе́млю на́шꙋ ѿ безбо́жныхъ пости́гшагѡ, / на сꙋди́щахъ, въ заточе́нїихъ, и҆ про́пастехъ земны́хъ, / въ го́рькихъ рабо́тахъ, и҆ всѧ́кихъ ско́рбныхъ ѡ҃бстоѧ́нїихъ, / ѡ҆́бразъ терпѣ́нїѧ и҆ непосты́днагѡ ᲂу҆пова́нїѧ мꙋ́жественнѣ ꙗ҆ви́ли є҆стѐ. / Ны́нѣ же въ раѝ сла́дости наслажда́ющесѧ, / пред̾ прⷭ҇то́ломъ бж҃їимъ во сла́вѣ предстоитѐ, / и҆ при́снѡ хвалꙋ̀ и҆ хода́тайство со а҆́гг҃лы и҆ всѣ́ми ст҃ы́ми трїеди́номꙋ бг҃ꙋ возно́сите.

Сегѡ̀ ра́ди мы̀ недо́стойнїи / мо́лимъ ва́съ, ст҃і́и срѡ́дницы на́ши: / не забꙋ́дите земна́гѡ ѻ҆те́чества ва́шегѡ, / грѣхо́мъ ка́їнова братоꙋбі́йства, / порꙋга́нїемъ ст҃ы́нь, безбо́жїемъ, и҆ на́шими беззакѡ́нїи ѡ҃тѧгче́ннагѡ. / Оу҆моли́те гдⷭ҇а си́лъ, / да ᲂу҆тверди́тъ цр҃ковь свою̀ непоколеби́мꙋ въ мі́рѣ се́мъ многомѧте́жнѣмъ и҆ лꙋка́вомъ: / да возроди́тъ въ землѝ на́шей дꙋ́хъ ра́зꙋма и҆ бл҃гоче́стїѧ, / дꙋ́хъ свѧ́тости и҆ стра́ха бж҃їѧ, / дꙋ́хъ братолю́бїѧ и҆ ми́ра: / да па́ки бꙋ́демъ мы̀ црⷭ҇кое сщ҃е́нїе, / ро́дъ бж҃їй, и҆збра́нный и҆ ст҃ы́й, / при́снѡ съ ва́ми сла́вѧщїй ѻ҆ц҃а̀, и҆ сн҃а, и҆ ст҃а́го дх҃а, во вѣ́ки вѣкѡ́въ. А҆ми́нь.

Иконография

В честь новых святых Российских мучеников и исповедников по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института написана икона Собора святых новомучеников и исповедников Российских. Икона написана в стиле памятников начала XVI века. Подвиги святых, в первую очередь подвиги мучеников, преподаются в иконе не как видимая, ощутимая глазом реальность, а лишь как воспоминание, очерченное в основных признаках воспоминаемого события и необходимое как свидетельство о подвиге, победе святых над силами зла, но, при этом, подаваемое в контексте образов Царствия Небесного.

Икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов.

Средник

В верхней части средника расположено название иконы. Сонм Святых стоит на фоне православного храма, напоминающего Храм Христа Спасителя в Москве, символизирующего Православную Церковь, а также её судьбу (разорение, а затем восстановление) в XX веке.

Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение, также символизирующее воскрешение Православия в России. На престоле лежит Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» (Мф. 10:28).

В нижней части перед престолом находится изображение Святых Царственных Мучеников, а слева и справа две группы новомучеников.

Левую (по отношению к зрителю) группу возглавляет святой Патриарх Тихон (по отношению к духовному центру иконы — Кресту — группа является правой); правую — святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Непосредственно рядом с ними стоят святители митрополиты Казанский Кирилл (Смирнов) и Ярославский Агафангел (Преображенский). За ними стоят епископы-мученики. Епископов слишком много, чтобы изобразить их всех, поэтому часть из символически изображена в виде нимбов, возвышающихся над верхним рядом изображенных иерархов.

Ниже архиереев изображены мученики-иереи, монашествующие и миряне, в том числе женщины и дети.

Деисусный чин

В центре деисусного чина помещен образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12). Также изображены апостолы Пётр, Павел и Андрей, архангелы Михаил и Гавриил, за которыми русские святые X—XIX веков, символизирующие неразрывную связь новых святых с ранними.

Боковые клейма

На 15 клеймах изображены наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых:

  1. Соловецкий монастырь, превращённый в Соловецкий лагерь особого назначения в 1923 году.
  2. Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола.
  3. Суд над священномучеником Вениамином (Казанским) и другими священниками.
  4. Расстрел Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, и Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского.
  5. Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского.
  6. Зверское убийство великой княгини Елизаветы Фёдоровны 5 июля 1918 года: её вместе с другими мучениками сбрасывают в шахту (см. мученики Алапаевской шахты).
  7. Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре.
  8. Убийство Царской Семьи.
  9. Массовые расстрелы священников в Бутове в 1930-е годы.
  10. Расстрел крестного хода в Астрахани.
  11. Убийство Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года.
  12. Образ безымянной святой жены с детьми.
  13. Арест священника в храме во время богослужения.
  14. Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима Саровского.
  15. Расстрел Кирилла, митрополита Казанского в Чимкенте 20 ноября 1937 года.

См. также

  • Список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • Собор всех святых
  • Собор всех святых, в земле Российской просиявших
  • Собор Бутовских новомучеников
  • Собор новомучеников и исповедников Радонежских
  • Собор новомучеников и исповедников Соловецких
  • Новомученики Бутырские
  • Список новомучеников и исповедников Российских Московской епархии
  • Бутовский крест
  • Храм новомучеников и исповедников Российских в Бутове

Книги

  • протопресвитер Михаил Польский Новые мученики Российские, т.1. — Изд. Джорданвилль, 1949 г.
  • протопресвитер Михаил Польский Новые мученики Российские, т.2. — Изд. Джорданвилль, 1957 г.
  • Их страданиями очистится Русь. — М.: Издательство Имени Святителя Игнатия Ставропольского, 1996.
  • иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия в семи томах (1992—2002)
  • За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917—1956. Биографический справочник. Книга 1 (А)
  • Мазырин А., свящ. Значение подвига новомучеников и исповедников Российских // Церковь и время. 2009. № 1 (46). С. 161—170.
  • Мазырин А., свящ. Подвиг новомучеников и исповедников Российских как плод тысячелетнего духовного возрастания России // Церковь и время. 2012. № 1 (58). С. 225—241. (0,8 а. л.)
  • Мазырин А., свящ. К вопросу о богословии новомучеников // Церковь. Богословие. История: Материалы IV Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 5-6 февраля 2016 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. С. 81-91
    • Первоначально (определением Архиерейского собора 1992 года) было установлено иные название и правило выбора даты: Собор новомучеников и исповедников Российских праздновался 25 января (7 февраля), если этот день совпадал с воскресным днём, а если не совпадал — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
    • Архиерейский собор 2013 года, вследствие отличия отечественной практики от практики Русской зарубежной церкви, ввёл нынешнее правило относительно времени празднования.

Примечания

  1. Богослужебные указания за 8 февраля 2015 года // Русская православная церковь, официальный сайт Московского патриархата.
  2. 1 2 Журнал № 57. Вместо «Российских» именование собора будет включать слова «Церкви Русской».
  3. Вступительное слово настоятеля храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутово о. Кирилла Каледы Архивная копия от 6 февраля 2005 на Wayback Machine.
  4. Собор новомучеников и исповедников Российских, в Бутово пострадавших (полный список пострадавших за веру Христову и Церковь в Бутове — данные на 07.05.2003 г.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 мая 2007. Архивировано 27 апреля 2011 года.
  5. Священномученик Иоанн Кочуров.
  6. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. — М., 1994 (репринт). Вып. 3-й, стр. 55.
  7. Польский М. А. Новые мученики российские.
  8. 1 2 Минейные службы нового и новейшего времени: история, поэтика, семантика Архивная копия от 23 июня 2015 на Wayback Machine. Богослов. Ru
  9. Протоиерей Виталий Бочкарев. Работа Комиссии по канонизации при Новосибирской епархии, на примере сбора материалов для прославления священномучеников Новосибирских // Новосибирский Епархиальный вестник. — № 1. — 2004.
  10. Правда о религии в России. — М. : Московская патриархия, 1942. — С. 26.
  11. Польский Михаил Афанасьевич в Базе данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
  12. Косик О. Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов Litres, 10.12.2014.
  13. 1 2 3 Семененко-Басин И. Персонификация святости в русской православной культуре XX века: Дисс. … доктора ист. наук (недоступная ссылка). — С. 229.
  14. 1 2 Протоиерей Виталий Бочкарёв. Работа Комиссии по канонизации при Новосибирской епархии, на примере сбора материалов для прославления священномучеников Новосибирских // Новосибирский Епархиальный вестник. — № 1. — 2004.
  15. Матвеев С. Анализ церковного раскола в Русской Православной Церкви Заграницей Архивная копия от 30 апреля 2018 на Wayback Machine. Богослов.Ru, 19.6.2015.
  16. 27 — 29 января этого года состоится Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором будет избран новый Предстоятель РПЦ — Патриарх Московский и всея Руси.
  17. Цит. по: Журнал Московской патриархии. — 1991. — № 6. — С. 9.
  18. Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848—1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (1873—1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (1866—1922), Юрия Новицкого (1882—1922) и Иоанна Ковшарова (1878—1922), великой княгини Елисаветы (1864—1918) и инокини Варвары (1918). Свято-Данилов монастырь, 31 марта — 4 апреля 1992 года.
  19. 1 2 Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года
  20. Чин канонизации новопрославленных святых состоялся в Храме Христа Спасителя Архивировано 10 августа 2011 года.. Православие.Ru.
  21. Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви.
  22. Журнал заседаний Священного Синода от 12-13 марта 2002 года : Russian Orthodox Church
  23. Канонизированные Новомученики и Исповедники.
  24. Дамаскин (Орловский). Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период.
  25. Игумен Дамаскин (Орловский) заявляет о недопустимости причисления к лику святых в политических целях. Патриархия.ru
  26. Доклад епископа Троицкого Панкратия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года. Патриархия.ru.
  27. Образован Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских. Патриархия.ru.
  28. Русская Голгофа: Официальный сайт Московского Патриархата
  29. Протоиерей Кирилл Каледа. Бутовский полигон — Русская Голгофа
  30. СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ, В БУТОВО ПОСТРАДАВШИХ (недоступная ссылка). Дата обращения 5 мая 2007. Архивировано 25 мая 2008 года.
  31. Храм Новомучеников и исповедников Российских в Бутово: на официальном сайте МП
  32. Речь Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра на Великом освящении храма в Бутово
  33. Предстоятель совершил Великое освящение храма-памятника в Бутово: сайт Седмица.ru
  34. Игумен Дамаскин (Орловский): Закрытие архивов в нашей стране произошло не без промысла Божия : Православие и мир
  35. Служба новомученикам и исповедникам Российским.
  36. Описание иконы Собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских (недоступная ссылка). Дата обращения 16 декабря 2006. Архивировано 21 августа 2007 года.

Литература

  • Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВИГА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ / Московская епархия Русской Православной Церкви. Официальные документы. 2009, февраль.

Ссылки

  • Духовное наследие Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
  • Официальный сайт Храма новомучеников и исповедников Российских в Поведниках.
  • Официальный сайт Храма новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне.
  • Официальный сайт Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
  • Протоиерей Александр Салтыков. Описание иконы Собора святых новомучеников и исповедников Российских.
  • Протоиерей Кирилл Каледа. Бутовский полигон — Русская Голгофа // Сайт Православие и мир, 12.02.2007.
  • Проект мемориального центра «Бутово» при Храме новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне.
  • Собор Бутовских новомучеников в Открытой православной энциклопедии «Древо».
  • Список Новомучеников и Исповедников Российских (утверждён Архиерейским собором РПЦЗ в 1981 глду)
  • Критерии канонизации репрессированного духовенства применительно к открытию и осмыслению источников

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Строительство нового собора стало насущной потребностью Сретенского монастыря. Сюда на богослужения со всех концов Москвы съезжаются тысячи прихожан, и часто, когда храм уже переполнен, множество людей в любую погоду вынуждены всю службу молиться под открытым небом.

Прихожане Сретенского монастыря на улице во время службы

Новый собор построен, конечно же, не только для того, чтобы увеличить пространство для богослужений. Он освящается в годовщину трагических революционных событий, происшедших в нашей стране столетие назад. Собор призван прославить память православных христиан – мучеников, исповедников ХХ века, известных нам и неведомых, но известных Богу и прославленных у Него в Царствии Небесном. Это наши соотечественники, нашедшие в себе силы подвигом духовного служения правде Христовой, Его истине противостать разрушительной смуте, сохранить и передать Православие поколениям, призванным сохранять и возрождать Россию.

Фрагмент иконы Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Несмотря на трагизм сравнительно недавних еще исторических событий, храм не выглядит мрачным. Напротив, все в нем – и архитектура, и убранство – несет радость Воскресения Христова, свет торжества подвига новомучеников, победы Церкви Божией над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью.

Эскизный проект нового храма

Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Среди требований к проектам значилось «отображение традиционной для русской церковной архитектуры идеи Дома Божия, а также подвига и торжества духовной победы новомучеников».

Обсуждение проектов храма

Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

Победитель конкурса – эскизный проект Дмитрия Смирнова

Высота храма – 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.

Вид на Москву с высшей точки храма

В то же время храм очень традиционен. В его внешнем архитектурном убранстве присутствует русский стиль, во внутреннем убранстве – элементы византийского искусства. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения такой резьбы потребовалось изготовить 29 000 деталей общим объемом 910 м3. Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней отделки использовано 4500 деталей камня объемом 230 м3.

Каменная надвратная резьба храма

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Роспись необычайной красоты завораживает взгляд входящего. В центральном куполе – Господь Вседержитель, вокруг – сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые.

Роспись купола

Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий – купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Здесь, вокруг купели, будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся ко крещению. Лекции о христианской жизни в Сретенском монастыре уже давно пользуются популярностью среди студентов светских вузов и столичной молодежи. В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается до 350 слушателей. Каждую лекцию просматривает через интернет около 35 тысяч человек.

Нижний храм

На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

25 мая 2017 года, во время великого освящения, святые мощи священномученика Илариона – духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в двадцатые, послереволюционные годы – будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм – в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где с 1924 по 1929 год провел в заключении священномученик Иларион.

Мощи священномученика Илариона в древнем соборе монастыря

Особо интересна громадная фреска апсиды над алтарем верхнего храма. Изображение Тайной Вечери не совсем традиционно: помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ века. Это словно Тайная Вечеря, совершаемая в Царствии Небесном. Возвышающийся всего на четыре метра резной каменный иконостас не загораживает апсиду и дает возможность рассмотреть в деталях эту великолепную алтарную роспись.

Общая площадь фресок собора составляет 6530 м2. Специально для нового храма написано 47 икон, большая часть из которых – в русско-византийских традициях. Мозаичные иконы и мозаичный баптистерий выполнены в редкой стилистике ломоносовской мозаики из тянутой смальты.

3D-проект баптистерия

Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.

Служение Литургии Преждеосвященных Даров на площади перед новым храмом. 15 марта 2017 года

Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы. Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Вид с Рождественского бульвара>Новые храмы Москвы

Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине

Фото: фотобанк Лори

Первый храм, построенный в Москве в новом тысячелетии, открыл свои двери в 2001 году. Его настоятелем был назначен протоиерей Анатолий Родионов. Автор проекта – архитектор Андрей Оболенский. Деньги на строительство пятикупольного храма с двумя колокольнями собирали всем миром: посильную лепту внесли и организации, и предприятия района, и местные жители. Не удивительно, что на официальной символике района сегодня есть схематичное изображение «народного» храма. Главная святыня здесь – икона Божией Матери «Утоли моя печали».

При главном каменном храме есть малый, деревянный, построенный в 1996 году. Богослужения в нем проходили с 1997 года. В нем действует воскресная школа, а община храма помогает детскому дому в районе Марьино.

Марьинский б-р, д. 2 Смотреть на карте v-marino.moseparh.ru

Храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла на Дубровке

Фото: фотобанк Лори

Эта церковь стала первой, возведенной в рамках новой программы строительства храмов в Москве.

Собор был заложен 29 апреля 2011 года в память о 130 жертвах террористического акта в Театральном центре на Дубровке: 23 октября 2002 года во время мюзикла «Норд-Ост» террористы захватили и удерживали трое суток более 900 заложников из числа зрителей, актеров и сотрудников центра.

Кроме пятикупольного храма на 500 прихожан, в обители есть дом причта, где проходят занятия воскресной школы. Настоятель храма – протоиерей Владимир Макеев.

ул. Мельникова, д. 7 Смотреть на карте mk-hram.ru

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве

Фото: фотобанк Лори

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Солнцево стал первым храмом в районе. До его появления жители ездили на богослужения в Тропарево или в Переделкино. Памятный камень в честь начала строительства храма заложили 7 октября 2006 года, тогда же начались первые молебны – прямо на улице. Собор выполнен в византийском стиле: здание, построенное по проекту Игоря Бирюкова, состоит из верхнего храма Святого Сергия Радонежского и двух приделов. Здесь ежедневно проводятся богослужения, работает детская воскресная школа и молодежный дискуссионный клуб, проходят лекции и мастер-классы.

ул. Богданова, д. 21 Смотреть на карте xn—-7sbhl3aejgelo7bv.xn--p1ai

Храм Торжества Православия в Алтуфьеве

Фото: фотобанк Лори

Строительство храма началось в апреле 2013 года с возведения деревянной часовни священномученика Иоанна Рижского. Построенное по проекту архитектора Владимира Козлова, здание выполнено в стилистике новгородско-псковского зодчества XVII-XVIII веков и состоит из главного храма и трех приделов. В 2017 году его освятил патриарх Кирилл. Настоятель храма – протоиерей Андрей Кожевников. Работы по благоустройству территории продолжаются до сих пор – рядом с храмом возводят приходской дом. Строительство ведется на пожертвования прихожан и благодетелей, силами общины храма преподобного Сергия Радонежского в Бибирево, сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского.

Собор открыт ежедневно, работает воскресная школа для взрослых и детей.

Алтуфьевское ш., д. 77, корп. 2 Смотреть на карте hramtprav.ru

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове

Фото: severvik.ru

Храм в Москве в честь святого Иннокентия начали строить в 1997 году на основе чертежей церкви Святой Троицы в Ершово. Первый молебен провели на пандусе строящейся обители в 2001 году, а работы по благоустройству продолжались до 2011 года. В сентябре 2013 года патриарх Кирилл назначил протоиерея Михаила Дудко настоятелем храма. Среди церковных святынь – частицы мощей святителей Амвросия Медиоланского и Григория Двоеслова, папы Римского, а также частица мощей мученика Назария Медиоланского.

При храме работает кружок «Евангельские беседы», молодежный и интеллектуальный клубы. Здесь же действует Центр социальной помощи, театральный кружок, хоровая студия, секция рукопашного боя и школа чтецов.

Дмитровское ш., вл. 66 Смотреть на карте sv-innokenty.ru

Храм Входа Господня в Иерусалим в Бирюлеве Восточном

Фото: фотобанк Лори

Храм Входа Господня в Иерусалим стал первым в Бирюлеве Восточном. До этого ближайшими для жителей района были храм святителя Николая в Бирюлеве Западном и храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Строительство было одобрено в 2007 году, а 6 декабря 2013 года в Рождественский сочельник в новом храме прошло первое богослужение. Сегодня здесь проходят Евангельские чтения, работает воскресная школа и молодежный евангельский кружок.

Михневский пр., д. 2 Смотреть на карте xn—-7sbeeorveylf7c8g.xn--p1ai

Храм святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве Западном

Фото: фотобанк Лори

Православный приход появился на станции Бирюлево еще в 1912 году. Тогда к деревянному зданию железнодорожного училища пристроили алтарь, открыли церковную школу и построили храм во имя князя Александра Невского. В 1924 году Александро-Невский храм закрыли, но возвели новый – во имя святителя Николая Чудотворца. Это одна из немногих церквей, где служба не прекращалась даже в советское время. В марте 1956 года деревянный храм сгорел, а церковь перенесли в сторожку, к которой со временем пристроили алтарь. В декабре 2012 года на месте сгоревшего был заложен новый каменный храм.

В приходе есть воскресная школа и евангельский кружок. Также здесь собирают продукты и одежду для бездомных и малоимущих.

Булатниковский пр., д. 8А Смотреть на карте st-nikolas.ru

Храм святого праведника Иоанна Кронштадтского в Головине

Фото: hramgolovino.ru

Временный храм в честь святого праведника Иоанна Кронштадтского начали возводить 10 мая 2016 года. До этого православные жители района ездили на службу в Ховрино и Левобережный.

Храм построили всего за 25 дней, и уже 4 июня владыка Парамон провел его освящение.

В первый месяц после окончания строительства на территории Головинского района впервые провели венчание и крестины.

При храме обустроена детская площадка, работает церковная лавка и воскресная школа. Настоятель – иерей Александр Акулин.

Кронштадтский б-р, вл. 24, корп. 1 Смотреть на карте hramgolovino.ru

Храм преподобной Евфросинии, великой княгини Московской

Фото: фотобанк Лори

Первый московский храм, построенный в честь супруги Дмитрия Донского великой княгини Евдокии (Евфросинии) Московской, находится на Нахимовском проспекте. Возведенный в 2012 году, храм выполнен во владимиро-суздальском стиле и вмещает около 600 прихожан. В ноябре 2013 года на его территории установили памятник «великому князю Димитрию Донскому и великой княгине Евдокии со чадами» работы московского скульптора Дмитрия Кукколоса. Рядом находится сквер Евфросинии Московской, Коробковский сад и пруд.

На базе храма действует школа алтарников, молодежный клуб, евангельский и апостольский кружки. Настоятель – иеромонах Клавдиан.

Нахимовский пр-т, д. 8 Смотреть на карте evfrosinia.ru

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Фото: odigitria-blago.ru

В 2001 году в поселении Кокошкино построили первый храм – церковь во имя святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Храм возвели из кирпича с главкой и восьмигранным шатровым завершением. Работы велись на средства благотворителей. Здесь хранится трехтомник Толковой Библии, завещанный патриархом Пименом.

В 2003 году во дворе церкви возвели деревянный крестильный храм Михаила Архангела. При нем работает воскресная школа и православный культурно-развивающий центр «София». Настоятель ─ иерей Георгий Гольцов.

поселение Кокошкино Смотреть на карте hram-kokoshkino.ru

Храм Живоначальной Троицы на Борисовских прудах

Фото: фотобанк Лори

Храм Живоначальной Троицы, «посвященный» тысячелетнему юбилею Крещения Руси, решено было построить еще в 1988 году. Строительство, правда, началось только в сентябре 2001 года и продолжалось до весны 2004-го. Храм выполнен в византийском стиле и вмещает до 4000 человек. Его расписывал коллектив художников под руководством Василия Нестеренко, члена-корреспондента Российской академии художеств. В соборе установили первый в Москве и третий в России фарфоровый иконостас, созданный в Санкт-Петербурге под руководством художника Юрия Волкотруба. Все 48 икон для него написала Анна Калинина — известный московский иконописец.

Храмовый комплекс включает в себя воскресную школу, дом-причту, звонницу и часовню Святого благоверного князя Александра Невского, а также баптистерий в цокольном этаже храма. Настоятель – протоирей Олег Воробьев.

Борисовский пр., д. 15, корп. 4, стр. 1 Смотреть на карте 1000let.ru

Церковь Пантелеимона Целителя при ЦКБ РЖД

Фото: szvik.ru

Храм, названный в честь христианского святого и целителя Пантелеимона, распахнул двери в 2000 году. Его настоятелем еще до окончания строительства был назначен протоиерей Стефан Жила. Церковь находится на территории больницы, недалеко от шлюза Канала имени Москвы. Канал открыли в 1937 году, и больницу Народного комиссариата путей сообщения, где лечились участники стройки, превратили в лечебный центр для железнодорожников и метростроевцев. Когда в 1999 году здесь заложили фундамент, сотрудники больницы обращались к патриарху Алексию II с просьбой о строительстве храма. Стройка закончилась всего через 5 с половиной месяцев.

С 2000 года в храме находится частица святых мощей из Свято-Пантелеимонова монастыря со Святой горы Афон.

Волоколамское ш., д. 84, стр. 11 Смотреть на карте panteleimonrjd.moseparh.ru

Приют для души: в Москве освятили новый православный храм святого праведного воина Федора Ушакова

Новый храм в честь праведного воина Федора Ушакова появился в Москве. Торжественное открытие и чин Великого освещения храма — начало жизни нового православного прихода. Для самой окраины столицы, района Южное Бутово сегодняшнее событие вдвойне знаковое: службу проводит лично Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

© Алексей Иванов ТРК Звезда

Новый храм назван в честь прославленного русского адмирала, не проигравшего ни одного сражения на море, и расположен в двух шагах от одноименной станции метро. Церковь начали возводить пять лет назад при поддержке Федеральной службы безопасности в память о сотрудниках погибших при исполнении служебного долга.

© ТРК Звезда

Возле нового храма также появилась уменьшенная копия колокола, созданного для Главного храма Вооруженных сил РФ, который возводится в парке «Патриот». Он отлит из той же бронзы, на том же заводе в Воронеже, и был подарен благотворительным фондом «Воскресение».

© ТРК «Звезда»

«Этот колокол 25 килограммов, а тот — 10 тонн. Ну, представляете, насколько разница большая? Но звук такой же», — рассказывает заместитель председателя общественного совета при МО, генеральный директор благотворительного фонда «Воскресение» в поддержку строительства главного храма ВС России Александр Каньшин.

Классический пятикупольный храм построен в стиле владимиро-суздальской школы. Внутреннее убранство еще ждет масштабная роспись, но уже сейчас церковь стала своеобразным символом единения.

«Я понимаю, что пример Федора Ушакова не может не вдохновлять тех, кто в мирное время рискует своей жизнью и несет ответственность за мирную жизнь нашего народа», — сказал собравшимся прихожанам Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Торжественный молебен не ограничился только чином освящения храма. Праздничное воскресное богослужение закончилось причастием верующих, и вручением высоких церковных наград Патриархом Кириллом. Особо были отмечены ветераны и действующие сотрудники Федеральной службы безопасности во главе с Александром Бортниковым.

© ТРК «Звезда»

«Мы осознаем, что от нашего единства, от нашей поддержки друг друга, духовности, которая возрождается в нашем отечестве, очень многое зависит», — заявил руководитель военной контрразведки ФСБ РФ 2000 по 2015 год Александр Безверхний.

Южное Бутово — один из молодых районов столицы, активное строительство началось здесь только около 20 лет назад, и храм, освященный сегодня в честь праведного воина Федора Ушакова, должен стать центром притяжения не только людей военных и сотрудников спецслужб, но и многих тысяч жителей Южного Бутова.

Храм-на-Крови в Екатеринбурге

Екатеринбургский Храм-на-Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших является одной из главных достопримечательностей города. Район Вознесенской горки стал печально известным на весь мир. Именно здесь до 1977 года стоял дом инженера Николая Николаевича Ипатьева, в котором были расстреляны последний российский император Николай II со своей семьей и слугами.

© Елена

Из-за этого события, произошедшего в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, храм получил такое название. Храм-на-Крови посещают не только верующие прихожане, но и туристические группы. Чаще всего именно его включают в состав обзорной экскурсии по городу. Он считает одним из популярнейших храмов в стране. Екатеринбургский Храм стал третьим «храмом-на-крови» после Углича и Санкт-Петербурга.

Архитектурный комплекс включает в себя пятикупольный главный храм, часовню Елизаветы и Патриаршее подворье. Вместе с еще несколькими храмами он образует «Святой Квартал». В него входят Вознесенская церковь и Храм Николая Чудотворца.

История Храма-на-Крови в Екатеринбурге

После убийства семьи Романовых к дому стали приходить верующие, несмотря на все запреты. Это продолжалось тайно даже после его сноса в 1977 году. В конце 80-х на Ипатьевском пустыре начали открыто собираться люди и молиться. Вскоре был установлен сначала деревянный, а затем железный крест. Последний стоит до сих пор возле нового каменного здания.

В 1992 году была произведена закладка камня в основание будущего храма, а спустя два года на этом месте состоялась первая Божественная Литургия под небольшим временным навесом. Археологические раскопки на месте бывшего дома Ипатьева прошли в 2000 году. Помощь ученым оказывало большое количество людей на добровольной основе. Благодаря их усилиям были просеяны тонны земли на месте «кровавого» подвала.

Проект екатеринбургского храма разработали архитекторы Грачев М. Ю., Морозов В. П. и Мазаев Г. В. Планировалось возвести здание в русско-византийском стиле, которое делилось на нижний храм памяти Романовых на месте подвала, где их расстреляли и верхний собор. На какое-то время строительство пришлось заморозить в связи с экономической ситуацией, поэтому освящение нового храма состоялось только в 16 июля 2003 года.

Общая площадь Храм-на-Крови в Екатеринбурге оставляет 3000 кв. метров, а высота — 60 метров.

Ежегодно в ночь на 17 июля в Храме-на-Крови служат памятную литургию, после чего начинается крестный ход длиной 25 километров до Ганиной Ямы, куда сбросили тела после расстрела.

Время работы и расписание богослужений

Посетить Храм-на-Крови в Екатеринбурге можно в любой день с 07:30 до 23:00. Богослужения здесь проходят ежедневно в утреннее и вечернее время.

По будням: утром в 08:00 и вечером в 17:00. По воскресеньям совершают три Божественных Литургии в: 06:40, 08:00 и 09:00.

Исповедь с 16:30 до 18:00. Подробнее о расписании богослужений можно узнать на официальном сайте.

Как доехать до Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм-на-Крови расположен в центре Екатеринбурга. Ближайшая крупная трасса, проходящая рядом — улица Карла Либкнехта. На ней находятся остановки наземного общественного транспорта. Вход в здание со стороны улицы Царская. Недалеко от храма расположены еще несколько достопримечательностей: кинотеатр «Космос», Литературный квартал и Городской пруд.

Организованные экскурсии в Храм-на-Крови предлагают гиды в Екатеринбурге, зарегистрированные на портале Эксперты.Туристер.Ру.

Метро

Метро не самый удобный способ добраться до храма. Ближайшая остановка расположена в 750 метрах — станция «Динамо». Выйдя на поверхность, нужно пройти через сквер рядом с ККТ «Космос». Этот вид транспорта подойдет, если необходимо доехать от Южного автовокзала.

Автобусы

Остановки наземного транспорта находятся практически рядом с храмом. Ближайшая — «ТЮЗ». К ней подходят рейсы муниципальных автобусов:

  • № 13а (маршрут Уралтехгаз — Площадь 1905 года);
  • № 018 (маршрут Авангард — 17-я Мехколонна);
  • № 48 (маршрут Горбольница № 7 — Широкая речка).

От Железнодорожного вокзала Екатеринбурга возможно доехать на маршрутах: № 1, 21, 23, 53.

От Северного автовокзала на автобусах: № 13, 15, 57, 57а.

Троллейбусы

К этой же остановке «ТЮЗ» подъезжают троллейбусы следующих маршрутов:

  • № 1 (маршрут Железнодорожный вокзал — Химмаш);
  • № 3 (маршрут Коммунистическая — Крауля);
  • № 5 (маршрут Коммунистическая — ЦПКиО);
  • № 9 (маршрут Железнодорожный вокзал — Табачная фабрика «Альвис»);
  • № 11 (маршрут Железнодорожный вокзал — Онуфриева);
  • № 15 (маршрут ДК железнодорожников — Ботаническая);
  • № 17 (маршрут площадь Первой Пятилетки — Центральная гостиница);
  • № 18 (маршрут Академическая).

Маршрутные такси

Подходящих маршрутных такси значительно меньше:

  • № 021 (маршрут поселок Семь Ключей — станция «Шарташ»);
  • № 052 (маршрут Авангард — Онуфриева);
  • № 056 (маршрут Уралобувь — Сосновый Бор).

Выходить следует на остановке «ТЮЗ».

Такси

По Екатеринбургу удобно передвигаться на такси, пользуясь приложениями: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.