Храм на полянке Григория

Москва. Церковь Григория Неокесарийского в Дербицах.

У храма святителя Григория Неокесарийского — редкое посвящение и редкая судьба. Он был и обетной церковью и дворцовой, видел крещение первого российского императора и в некоторой степени «породнился» с Московским Кремлём… На строительство и украшение храма царь Алексей Михайлович денег не жалел. Но об этом всё по-порядку…

Место где стоит храм Григория Неокесарийского, в древности именовалось Дербицами, то есть замшелой, топкой землёй. Сначала здешняя церковь была деревянной. Известно, что её строили по распоряжению великого князя Московского Василия Тёмного, внука Дмитрия Донского. По некоторым сведениям, находясь в татарском плену, он дал обет: если окажется на свободе, то возведёт храм — на том месте, с которого увидит по возвращении стены Московского Кремля, а посвятит его тому святому, в день памяти которого это произойдёт. Своё обещание Василий Тёмный сдержал: он вернулся в Москву 30 ноября 1445 года — в день святителя Григория Неокесарийского. Потом этот храм сгорел, а вместо него к 1632 году построили новый — тоже деревянный. Через 20 лет, после эпидемии чумы, церковь пришла в запустение, и лишь в 1667 году государь Алексей Мизайлович дал добро на строительство нового, каменного храма. Чуть раньше, ещё до своего низложения, начинание успел благословить Патриарх Никон, а настоятелем церкви стал священник Андрей Савинов Постников — личность весьма яркая и неординарная. Отец Андрей Савинов являлся духовником царя Алексея Михайловича.

В 1671 году в храме Григория Неокесарийского (отделку которого ещё не закончили) священник, к тому времени ставший протопопом, обвенчал недавно овдовевшего царя с юной красавицей Натальей Нарышкиной — невеста была почти вдвое моложе жениха. Уже через год в этих же стенах крестили новорождённого царевича Петра — будущего Петра Первого. Алексей Михайлович отпускал на строительство и благоукрашение церкви немалые средства и лично контролировал ход работ — известно, например, что в 1668-1670 годах в день святого Григория царь приезжал в храм к обедне. А все распоряжения, касающиеся стройки, закупок материалов и затрат, начинались словами: По указу Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца…» Сохранились и царские предписания по выполнению постройки: «Прописать колокольню красками разными ростески, а где прямая стена, прописать в кирпич суриком, а у шатра стрелки перевить, а меж стрелок обелить, а слухи и закомары и окна прописать разными красками; да у колокольни, которое резное дело каменное разветвить и прописать красками». Как видим, самодержца можно считать одним из авторов нового столичного храма.

На строительстве работали «каменных дел подмастерья» Иван Кузнечик и Карп Губа, а материал доставляли из знаменитых подмосковных каменоломен в селе Мячкове — тех самых, откуда при Дмитрии Донском брали камень для стен Московского Кремля. Почти девять тысяч изразцов с растительным орнаментом — так называемым «Павлиньим оком» — поручили изготовить известному мастеру Степану Полубесу, а образа для иконостаса выполнял знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Над росписью храма трудились не менее известные костромичи — Гурий Никитин и Сила Савин, а также их коллеги из Переславля-Залесского — Семён Дмитриев и Дмитрий Плеханов. Учитывая всё это, не приходится удивляться, что церковь получилась невероятно красивой — «красной», как её сразу стали называть, причём не только в народе, но и в официальных документах. У тех, кто входил в неё, буквально захватывало дух. Несколько древних икон подарил храму сам Алексей Михайлович. К ним впоследствии приходили молиться даже старообрядцы. Известно, что некоторые образа представляли в лицах изъяснение Символа веры и евангельских изречений — например, «В начале бе Слово».

В самом начале строительства храма, в 1670 году, умерла жена священника Андрея Савинова, а через два года — дочь. После этого в юго-западном углу трапезной появился склеп размерами семь с половиной на пять метров. Сейчас это — составная часть правого придела, который устроили позже. Если приглядеться, то можно увидеть, что два его последних окна имеют наличники первоначальной постройки. Это и есть усыпальница семьи протопопа. В ней же, к слову сказать, похоронены и родители Андрея Савинова. На одной из её стен находилась закладная доска с соответствующей надписью (позже её поместили над аркой, соединившей новый придел с усыпальницей, а при последней реставрации повесили слева от белокаменного портала при входе в трапезную). Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Правда, тем, кто так мечтал увидеть церковь завершённой, присутствовать на нём не пришлось: Андрей Савинов к этому времени находился в ссылке, а царь Алексей Михайлович — в земле… Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии нового государя Фёдора Алексеевича. С тех пор храм получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось вёдрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить её от огня. Ни её убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.

Во второй половине ХVIII — нач. ХIХ веков храм Григория Неокесарийского начал «обрастать» приделами. Тёплый, южный, придел во имя Григория Богослова появился к 1767 году. Он был совершенно необходим — ведь главный храм оставался холодным, неотапливаемым. Придел возвели стараниями одного из прихожан — купца первой гильдии Григория Лихонина. И если при устройстве этого придела ещё пытались следовать традициям ХVII века, то появившаяся шестьюдесятью годами позже северная пристройка уже имеет ампирные формы с элементами псевдоготики, храму несколько чужеродные, но по счастью, в глаза особо не бросающиеся. Северный придел начали строить в 1830-е годы, поскольку церковное здание перестало вмещать всех своих прихожан. Соответствующее прошение купец первой гильдии Павел Сазиков адресовал митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Владыка благословил — и купец пожертвовал на строительство более сорока тысяч рублей, за что получил благодарность от архирея. Освятили придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери: этот чудотворный образ стал особо почитаемым в Москве после того, как по столице прокатилась эпидемия чумы 1771 года, остановленная заступничеством Богородицы…

В 1859 году началась первая серьёзная реставрация храма Григория Неокесарийского. Главное, что требовалось сделать, — это восстановить алтарные росписи и росписи четверика, а также поновить серебряные ризы иконостаса. Освящал отремонтированный храм митрополит Московский Филарет (Дроздов). В следующий раз храмовую роспись поновляли через тридцать лет. А перед этим был фактически заново переустроен тёплый храм, в приделах вызолочены иконостасы, возобновлена вся церковная утварь и, что немаловажно, установлены новые печи и положены новые каменные полы. За три с половиной века истории церкви в ней служили Патриархи Иоаким и Андриан, святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, многие епископы Дмитровские и другие известные деятели Русской Церкви. Всё, казалось бы, предсказывало храму славное будущее и долгое процветание…

А потом начался ХХ век. И если ещё в начале столетия храм продолжал иметь статус придворного — молиться сюда приезжала великая княгиня Елизавета Фёдоровна, позже канонизированная Церковью, — то после революции для него, как, пожалуй, и для всей страны, наступили тяжёлые времена. Свои же, московские, люди не пощадили того, что пожелал даже захватчик-иноземец. В 1922 году доморощенные вандалы уже не восторгались красотой, а искали ей практическое применение. Из храма изъяли многие ценности. В попытке спасти то, что нельзя вывезти — настенные росписи, — совет общины принял решение «произвести окраску крыши на здании храма и тем самым предотвратить его от порчи и разрушения». А вот спасти от порчи шатровую колокольню не удалось. В 1930 году Моссовет вообще постановил её снести, потому что она якобы мешала пешеходам — перекрывала тротуар Полянки до самой презжей части. Но после долгих баталий решили ограничиться… сквозным проходом. Как ни крути, всё же лучше, чем снос. В конце 1930-х годов храм закрыли. Последнего настоятеля Бориса Ивановского расстреляли по обвинению в антикоммунистической пропаганде: один из его знакомых, тоже священник, донёс, что протоирей мечтал о временах, когда «всех коммунистов сотрут в порошок с лица земли». В 1960-е годы храм, в котором размещались различные заведения — от комбината имени Вучетича, занимавшегося скупкой икон, до цеха по производству батика, — сильно обветшал, «купола проржавели до дыр». Приличествующий ему вид вернули реставраторы, после чего церковь наконец получила статус памятника истории и культуры.

Храм вернули верующим в 1990 году стараниями Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Богослужения в нём возобновились через четыре года, и одновременно началась новая масштабная реставрация главной целью которой было возвращение зданию первоначального облика. Суриком, бирюзой и белилами выделили церковный декор, покрыли позолотой кресты и воссоздали набор утраченных колоколов. По сохранившимся фрагментам удалось восстановить древние настенные росписи. Даже новый иконостас «скопировали» с оригинала. Остальные иконы тоже выполнили в стиле Симона Ушакова. После долгих лет заброшенности пришлось возрождать и приделы. Так, в отреставрированном приделе Григория Богослова теперь находится баптистерий (крещальня). Он оформлен в византийском стиле. Кроме того, обновлённый храм украсили новыми изразцами. Над южными воротами теперь — майоликовый образ Григория Богослова, а над северными — Боголюбской иконы Божией Матери, сообразно посвящению приделов. Святитель и Дева Мария словно благословляют всех входящих.

30 ноября 1996 года, в день памяти святителя Григория Неокесарийского, главный престол отреставрированного храма освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. После того как храм освятили, Патриарх Алексий II двенадцать раз возглавлял службу в нём в день памяти святителя.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №43, 2013 г.

Храм Григория Неокесарийского (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Григория Неокесарийского.

Православный храм

Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах


Вид с улицы Большая Полянка.

Страна

Россия

Город

Москва, Большая Полянка, № 29а

Конфессия

Православие

Епархия

Московская городская

Благочиние

Москворецкое

Первое упоминание

1445 год

Строительство

1668—1679 годы

Настоятель

епископ Иероним (Чернышов)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781410027570006 (ЕГРОКН). Объект № 7710625004 (БД Викигида)

Состояние

Действует

Медиафайлы на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

Храм святи́теля Григо́рия Неокесари́йского в Де́рбицах — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви. Храм является памятником архитектуры XVII века, расположен в районе Якиманка, города Москвы, по адресу: Большая Полянка, № 29а.

История храма

XV век

Каменный храм святителя Григория Неокесарийского был воздвигнут на месте древней деревянной церкви, которую, в свою очередь, построил князь Василий II Тёмный, внук Димитрия Донского и прадед Иоанна Грозного. Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернётся домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма. Вероятно, князь ехал по дороге, совпадающей с современным Старомонетным переулком. Первоначальный храм во время пожара сгорел.

Икона Богородицы Елеуса-Киккская (1668), Симона Ушакова, из местного ряда иконостаса храма. ГТГ.

XVII век

Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте. Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви.

Возведение каменного храма было начато по благословению Патриарха Никона священником Андреем Савиновым (Постниковым), который был назначен в 1660 году настоятелем старой деревянной церкви. В 1665 г. он стал царским духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля. С Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость. Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского. Государь не только выделил огромные средства для сооружения церкви, но и сам лично интересовался ходом работ.

С 1668 г. появляются подробные записи расходов из царской казны, произведённых на поставку тёса, кирпича, белого мячковского камня (из которого строились и Кремлёвские соборы).

Храм удивителен по своей архитектуре. Его завершают три ряда килевидных кокошников «огненных языков». Над ними высится традиционное луковичное пятиглавие с глухим, то есть без окон, барабанами. В церковной символике пять глав обозначают Спасителя и четырёх евангелистов. Кресты увенчаны коронами в знак того, что храм царский. Предположительно возводили храм лучшие зодчие своего времени — Иван Кузнечик и Карп Губа, обычно выполнявшие царские заказы. Руководили строительством Иван Волжинский и Иван Рыкачев.

Для росписи церкви были приглашены художники из Костромы — Гурий Никитин, Сила Савельев (Савин) и другие, а также из Переславля — Семён Дмитриев, Дмитрий Плеханов.

Изразцовый фриз — наиболее известная особенность великолепного убранства храма. Керамические поливные изразцы с многоцветным узором «павлинье око» выполнены мастером Степаном Ивановым Полубесом «сотоварищи» (И. Максимовым и др. белорусскими мастерами). На украшение храма пошло 9 тысяч изразцов. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.

Церковь получила народное название «Красной», то есть красивой. Это название употреблялось в официальных документах вплоть до конца XVIII века.

Иконы для иконостаса писали царские изографы, мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.

В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

В некоторых источниках можно встретить упоминание о крещении в этой церкви в 1672 год будущего императора Петра Первого, что является, вероятно, исторической неточностью. По всей видимости, Петр I, так же как и другие дети царского рода, по традиции был крещён в Чудовом монастыре в Кремле.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года. В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

XVIII—XIX века

Надгробная плита. 1-я половина XVIII века

В 1767 году у храма появился придел во имя святителя Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. Фасады нового придела повторяли формы XVII века.

Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала. Московские славянофилы были зачарованы её своеобразной красотой, Аполлон Григорьев писал:

Право, она не лишена оригинальной физиономии, ведь при её созидании что-то явным образом бродило в голове архитектора, только это что-то в Италии выполнил бы он в больших размерах и мрамором, а здесь он, бедный, выполнял в маленьком виде да кирпичиком; и все-таки вышло что-то, тогда как ничего, ровно ничего не выходит из большей части послепетровских церковных построек.

В 1834 году по проекту архитекторов Николая Козловского, Фёдора Шестакова и Василия Балашова в храме был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, выстроенный в стиле ампирной псевдоготики. Боголюбской иконе Божией Матери молились во время эпидемии холеры 1830 года.

Фотография Николая Найдёнова. 1882

В 1859 году церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса, а также промыты все иконы остальных ярусов иконостаса. Отреставрированный храм был освящён святителем Филаретом, митрополитом Московским.

В 1896 году роспись храма была обновлена. Освящение обновлённого храма совершил митрополит Московский и Коломенский Сергий.

Церковь имела статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна. В церкви неоднократно служили видные церковные иерархи.

В храме совершали богослужения патриархи Московские и Всея Руси:

  • Иоасаф II — в 1670 году;
  • Иоаким — в 1672 году служил, а в 1679 году совершил великое освящение храма;
  • Адриан — в 1696 году;
  • Тихон — в начале XX века.

XX век

В 1922 году ценности храма были изъяты.

В 1930 году Моссовет постановил сломать шатровую колокольню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход.

Поэт Андрей Вознесенский посвятил этому событию стихи, в которых сравнивал церковь с прекрасной девушкой – Натальей Нарышкиной.

Как колокольня алая,
Пылая шубой ярко,
Нарышкина Наталья
Стоит на тротуаре
В той шубке не приталенной
Ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждёшь кого-то?

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский (в августе 2000 года канонизирован Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви).

В 1938 году Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». В акте обследования 1939 года отмечено: «Сломан ценнейший иконостас XVII в. и нет паникадила XVIII в.».

Иконы из храма были переданы в музеи. Ценнейшая Богоматерь Елеуса-Киккская работы Симона Ушакова, цикл Страстей Христовых работы Георгия Зиновьева и ещё множество икон получила Третьяковская галерея. Из всех этих икон место в экспозиции нашлось только для образа Богородицы, остальные, никогда не выставляясь, хранятся в запасниках. Часть икон была передана в Государственный исторический музей, где они так же находятся в запасниках. Резные Царские врата главного иконостаса передали в Музей архитектуры имени Щусева. Некоторые иконы из храма Григория Неокесарийского можно увидеть также в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.

В 1965 году в обветшавшем храме была произведена комплексная реставрация. Храм поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры. В храме разместился «Всесоюзный производственно-художественный комбинат имени Вучетича».

Возвращение Церкви

В 1990 году по письму Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. С 1994 года в храме святителя Григория Неокесарийского возобновлены богослужения.

К 1996 году храм был окончательно восстановлен: фасады выкрашены красно-оранжевой краской — суриком, все архитектурные элементы выделены белилами и бирюзой, вызолочены кресты.

30 ноября 1996 года Патриарх Алексий II совершил освящение главного престола.

Современное состояние

Чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери.

В храме совершаются регулярные богослужения, все таинства и требы. Действует сестринство во имя иконы Божией Матери «Державная», православная гимназия. Устроен баптистерий для Крещения взрослых, работает магазин «Церковные ткани», лавки православной литературы и церковной утвари.
При богослужениях поёт мужской хор под управлением Николая Белова.

Святыни храма

  • Частица мощей свт. Григория Неокесарийского (эта частица была подарена царицей Параскевой Феодоровной князю Григорию Волконскому. В 1811 ? году князь передал частицу в храм. В 1998 году митрополит Сурожский Антоний (Блум) вернул утраченную святыню)
  • Частица мощей свт. Григория Богослова
  • Чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери
  • Частица мощей блж. Матроны Московской
  • Частица мощей вмч. Димитрия Солунского Мироточивого
  • Частица мощей вмч. Целителя Пантелеимона
  • Частица Креста Господня
  • Частицы мощей свт. Филарета и свт. Иннокентия Московских
  • Частицы мощей Святых отцов Киево-Печерских

и других святых, в числе которых великомученица Варвара, мученик Трифон, Иероним Стридонский, Сергий Радонежский, Александр Невский, Митрофаний Воронежский, Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский, Тихон Задонский, Пимен Великий, Нил Столбенский, Давид и Афанасий Серпуховские, Симеон Верхотурский.

Духовенство

в прошлом

  • Протопоп Андрей Саввич Постников, (1660)
  • Протоиерей Пётр Лагов, (1914 — до ареста в 1930-х)
  • Диакон Николай Иванович Тихомиров, (1914)
  • Иерей Иоанн Освецимский
  • Диакон Серафим Недосекин
  • Священномученик Андрей Воскресенский
  • преподобномученик Иларион (Громов), (1922—1930)
  • священномученик Борис Ивановский (1931—1937)

в настоящее время

  • Епископ Иероним (Чернышов) — настоятель
  • Диакон Владислав Астафьев

Примечания

  1. М. Ильин, Т. Моисеева Москва и Подмосковье, Справочник-Путеводитель, Искусство, 1979
  2. Чудов монастырь. Официальный сайт Московского Патриархата. Дата обращения 6 ноября 2014.
  3. Храм, в котором не крестили Петра I. Сайт района Якиманка. Дата обращения 6 ноября 2014.
  4. Григорьев А. Мои литературные и нравственные скитальчества.
  5. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви О Соборном Прославлении Новомучеников И Исповедников Российских Xx Века

Ссылки

  • Официальный сайт храма Св. Григория Неокесарийского
  • О храме на сайте Православие.ру
  • О храме на сайте Патриархия.ру
  • Служение Патриарха Алексия, в день 10-летия восстановления храма (недоступная ссылка)

Литература

  • Москва. Энциклопедия. 1980г.
  • Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье / Редкол.: Г. В. Макаревич (гл. ред.) и др., М.: Искусство, 1994

Московская церковь св. Григория Неокесарийского на Полянке

«»

Одна из самых красивых в Москве церквей, единственная освященная во имя этого святого, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка. Уникальный памятник русской истории и архитектуры с «пряным, восточным привкусом», как характеризуют его современные специалисты, храм был закрыт в советское время, но его старинный облик сохранился с давних времен. Он был основан в древней Москве по особому случаю еще в XV веке, а история строительства каменного храма, дожившего до наших дней, оказалась сопряжена с трагической судьбой его фактического создателя, священника, ставшего духовником царя Алексея Михайловича.

Св. Григорий родился в городе Неокесарии на севере Малой Азии приблизительно в 3 в. от Рождества Христова. Он получил прекрасное образование и даже, отправившись в Александрию, учился там у самого Оригена. Вернувшись на родину, св. Григорий удалился от мира в пустыню и вел там святую жизнь в молитве и посте, обретя от Бога дар прозорливости и пророчества. О святом подвижнике узнал епископ города Амассии и решил поставить его епископом в родной Неокесарии. Св. Григорий согласился и перед хиротонией горячо молил Бога и Царицу Небесную открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. И было святому чудесное видение во время молитвы – ему явилась Сама Пресвятая Богородица вместе с Апостолом Иоанном Богословом. И от него святой услышал просимое знание о том, как следует истинно и достойно исповедовать Святую Троицу. Св. Григория немедленно записал все услышанное от Апостола в чудесном видении. И именно на этом Откровении потом было основано православное учение о Святой Троице, развитое Вселенскими учителями, Отцами Церкви святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским, а также составлен и сам Символ Веры. Св. Григорий Неокесарийский не дожил до этого. Он скончался около 266 – 270 г.

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далекой-далекой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьезно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы- реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искаженно от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввинович Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царем и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевел его в кремлевский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Свою близость с царем священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почетную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлевского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьезными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобожден из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашен к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошел уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишенный сана, уже находился в ссылке в далеком Кожеозерском монастыре

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе ее называли «красной», — красивой.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому ее считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времен отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен — московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери, хранившейся в местной церкви.

Трагические последствия холерной эпидемии еще долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учрежден Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведен в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а еще раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь ее снести для расширения тротуара. Чудом ее отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года. И хотя ко времени перестройки колокольни замосквореченской церкви этот план еще не был создан, его идеи, как видно, уже витали в воздухе. Тем же способом, согласно Генплану, намеревались кардинально расширить Арбат – прорубить в нижних этажах его зданий сквозные проходы-тротуары, а бывшие, «освобожденные» от пешеходов тротуары обратить в мостовую и предоставить транспорту. Так поступили и с колокольней Григорьевской церкви.

К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно- художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата». И только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.