Храм на старой басманной

Церковь Никиты Мученика

Первый храм на этом месте, деревянный, был построен в 1517 году «иждивением вел. князя Василия Ивановича» во имя Владимирской Божьей Матери «честнаго и славнаго ея сретения и провожения». В конце XVII века здесь появился каменный храм с пределом Никиты Великомученика. А с начала XVIII столетия повелось и всю церковь именовать Никитской.

Современный храм был построен в 1751 году на средства купцов А. И. Бабушкина и И. И. Рыбникова. Достоверных сведений об архитекторе, к сожалению, не сохранилось. Наиболее вероятным автором проекта храма является замечательный московский зодчий князь Дмитрий Ухтомский. Величественный ансамбль позднего «елизаветинского» барокко – одна из лучших московских построек, созданных в этом стиле. Поражает внутреннее убранство церкви: богатейшая позолоченная резьба по дереву и лепнина, величественный иконостас, сохранившийся с середины XVIII века – без преувеличения по красоте интерьеров это одна из интереснейших церквей Москвы.

В 1830 году здесь отпевали Василия Львовича Пушкина, дядю Александра Сергеевича.

Говоря о храме, следует сказать и несколько слов об одном из самых почитаемых московских святых – Василии Блаженном. Считается, что родился он в приходе соседней Елоховской церкви. Но ряд исследователей, как например М. М. Сухман, полагают, что под «Пречистыя Богородицы Владимерския на Елохове» подразумевается именно храм Никиты Великомученика на Старой Басманной, который имел ранее именно такое посвящение. При этом упоминается, что до пожара 1905 года в храме находилась древняя икона Василия Блаженного с изображением Кремля. В таком случае указание на Владимирскую церковь – более поздняя вставка (Никитская церковь была построена через полвека после рождения святого) для конкретизации места рождения. Как бы то ни было, но детские годы Василия Блаженного прошли в окрестностях будущей Старой Басманной улицы.

В 1933 году было принято решение о сносе храма, но, к счастью, это решение не было претворено в жизнь. Храм устоял, хотя и был закрыт. Сперва в нём размещалась бригада ПВО, а позже его передали под складские помещения Министерству культуры РСФСР. Дважды проводилась его реставрация – в 1960-е годы и в 1979-1983 годах. В 1990 году церковь возвращена верующим. В настоящее время имеет статус приписной к Богоявленскому Елоховскому собору.

На юго-восточном фасаде трапезной сохранились следы апсиды старого храма XVII века.

В правой от Старой Басманной улицы части церковного владения находился погост, разоренный ещё в 1930-е годы. Не так давно здесь было построено несколько небольших домиков, принадлежащих храму.

Храм Никиты Мученика на Старой Басманной

Православный храм

Храм Никиты Мученика
в Старой Басманной слободе


Храм Никиты Мученика

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Архитектурный стиль

Русское барокко

Автор проекта

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Основатель

Василий III

Дата основания

XVII век

Строительство

1745—1751 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410769640006 (ЕГРОКН). Объект № 7710048000 (БД Викигида)

Состояние

действует

Медиафайлы на Викискладе

ИнтерьерСвод

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии, приписан к Богоявленскому собору в Елохове.

Храм расположен в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы (Старая Басманная улица, д. 16). Главный престол освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери; приделы в честь великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи.

История

Басманная слобода

Храм Никиты Мученика расположен на Старой Басманной улице. В XVII веке здесь была проезжая дорога в подмосковное село Елохово (современная Елоховская площадь) и далее в царские загородные резиденции — Рубцово-Покровское и Измайлово. В это же время здесь формируется Басманная слобода. Название Басманная предположительно происходит от татарского слова басма — рельефный оттиск на металле, коже или хлебе. Относительно рода занятий ремесленников слободы единого мнения нет. По одной из версий они занимались выпечкой хлеба, который поставлялся во дворец и в стрелецкое войско, раздавался государственным служащим как хлебное довольствие. Хлеба имели строго установленный вес и рельефное клеймо, похожее на тиснёные изображения на пряниках. Согласно другой версии басманниками были ремесленники, занимавшиеся художественным тиснением на коже и металле.

Несмотря на свою удалённость от центра Басманная слобода активно развивается и богатеет, постепенно становясь достаточно престижным районом. Начиная с XVIII века её территория застраивается домами купцов и знати.

Основание храма

История основания Никитского храма связана с именем Василия III. Согласно летописи, в 1518 году в Москву из Владимира, для обновления и украшения серебром и золотом, были доставлены две местные святыни — образ Спасителя и Владимирская икона Божией Матери. Через год, в праздник святого Никиты Мученика, торжественным крестным ходом иконы провожали обратно. За посадом Великий князь и митрополит Варлаам простились со святынями и передали их владимирской делегации. Чтобы отметить это событие, Василий III повелел поставить на этом месте деревянную церковь и освятить её в честь Владимирской иконы. Согласно другой версии, ко времени возвращения обновлённых икон во Владимир, было закончено строительство нового храма на Басманной, и было принято решение совместить два события — прощание со святынями и освящение нового храма.

В 1685 году на месте деревянного был построен первый каменный храм, уже с приделом Никиты Мученика.

Строительство храма

Существует интересная версия, связывающая строительство дошедшего до наших дней храма с именем Петра Великого. В 1728 году по чертежам и на средства Петра I в соседней Капитановой слободе (современная Новая Басманная улица) было завершено строительство храма Петра и Павла. Новый, построенный в стиле барокко Петропавловский храм резко контрастировал с обветшавшим и пострадавшим от пожара 1737 года Никитским храмом. Считается, что жившие на Старой Басманной знатные дворяне и богатые купцы решили построить себе новый храм, больше и лучше, чем у соседей.

Никитский храм, 1883 год

В 1745 году, в правление Елизаветы Петровны, разрешение на строительство было получено, также было решено освятить в новом храме второй придел в честь Рождества Иоанна Предтечи по именинам одного из храмоздателей — Ивана Рыбникова. Кому было поручено возводить храм, точно не известно. Москвоведы любят приписывать проект князю Дмитрию Ухтомскому; согласно другим гипотезам, архитектором мог быть Алексей Евлашев или Карл Бланк.

Новый храм Никиты Мученика был освящён в 1751 году. Он дошёл до наших дней без серьёзных перестроек. В настоящее время Никитский храм окружён стоящими рядом домами и деревьями, но на фотографии из альбома, изданного московским купцом Найдёновым в 1883 году, здание храма можно рассмотреть полностью.

Основной объём храма — восьмерик с выступающими алтарной частью и притвором. Его южный и северный входы украсили портиками. Купол храма украшен круглыми окошками — люкарнами и завершается маленьким барабаном и главкой. С запада к храму примыкает трапезная с двумя приделами. При её строительстве за основу были взяты стены частично разобранного предыдущего храма, постройки 1685 года. Высокую трёхъярусную колокольню храма обрамляют сдвоенные колонны и пилястры. В целом Никитский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле русского барокко.

Во время московского пожара 1812 года ни храм, ни соседние строения не пострадали. Басманная улица постепенно становится одним из аристократических уголков Москвы. Здесь строятся многочисленные особняки и селятся многие знаменитости. На протяжении всего XIX века Никитский храм процветает, благодаря своему приходу.

«Вдали на колокольне Никиты-мученика ударило двенадцать часов. Звуки колокола в тишине черной ночи дрожащим гулом расстилались по воздуху и доходили до слуха».

— «Лафертовская маковница», 1825

Пушкин в храме Никиты Мученика

Александр Пушкин побывал в храме 23 августа 1830 г. на отпевании своего дяди Василия Львовича Пушкина. Поэт присутствовал и при последних минутах дяди, жившего неподалеку, на Старой Басманной. Вместе с Пушкиным в храм пришли Вяземский, Языков, братья Полевые и многие другие. После похорон вся процессия отправилась в Донской монастырь.

Советский период

В отличие от благополучного XIX века, новый XX век принес Никитскому храму много испытаний. Всё началось с пожара летом 1905 года. Во время пожара, возникшего в трапезной из-за непогашенного кадила, был безвозвратно потерян чтимый образ святого Василия Блаженного.

В марте 1933 года было принято решение президиума Моссовета о закрытии и сносе «церкви так называемого Никиты». После закрытия храм был разграблен и разорён. Летом 1933 года решение о сносе было отменено, здание храма было передано Лесотехническому институту. Церковная ограда была частично разобрана, разобрали и северный портик, выходящий на Старую Басманную улицу, переименованную к тому времени в улицу Карла Маркса. В разное время здание храма использовалось как учебный зал районной бригады ПВО, как склад министерства культуры СССР и общежитие. В 1960-х и 1980-х годах в храме проводилась частичная реставрация.

В 1994 году храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви. 6 июля 1997 года состоялось освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Примечания

  1. Старая Басманная улица openmoscow.ru
  2. 1 2 3 4 История храма Никиты Мученика на pravoslavie.ru
  3. Мурзин-Гундоров В. В. Дмитрий Ухтомский. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2012. — С. 43—51. — 334 с. — (Архитектурное наследие России). — ISBN 978-5-902887-11-9.
  4. Васькин А. А.. Я не люблю московской жизни, или Что осталось от пушкинской Москвы,М., 2010, стр. 64.

Литература

  • Мурзин-Гундоров В. В. Дмитрий Ухтомский. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2012. — С. 43—51. — 334 с. — (Архитектурное наследие России). — ISBN 978-5-902887-11-9.

Ссылки

  • Храм Никиты Мученика на сайте Богоявленского благочиния
  • История храма Никиты Мученика на pravoslavie.ru
Расписание богослужений на апрель 2013 года

С 5 июня 2009 года по благословению настоятеля Богоявленского кафедрального собора протопресвитера Матфея начало Всенощного бдения установлено на 17:00 (в предыдущие годы с переходом на летнее время начало Всенощного бдения устанавливалось на 18:00).

Начало Божественной Литургии в 9:00.

Перед каждой Божественной Литургией проводится исповедь. Начало в 8:30.

6 апреля, сб. Всенощное бдение и вынос Креста. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Преставление свт. Тихона, патр. Моск. и всея Руси.
Служат иерей Алексий Козливсков и протодиакон Евгений.
7 апреля, вс. Божественная Литургия (св. Василия Великого).
13 апреля, сб. Всенощное бдение. Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника.
Прп. Евфимия Суздальского.
Служат иерей Константин и протодиакон Михаил.
14 апреля, вс. Божественная Литургия (св. Василия Великого).
17 апреля, ср. Утреня с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского (17:00).
Служат иерей Алексий Козливсков и протодиакон Евгений.
20 апреля, сб. Всенощное бдение. Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской.
Апп. от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Ерма и иже с ними.
Служат протоиерей Борис и протодиакон Михаил.
21 апреля, вс. Божественная Литургия (св. Василия Великого).
25 апреля, чт. Таинство Елеосвящения (соборование) в храме вмч. Никиты (12:00).
Служат все священники.
27 апреля, сб. Божественная Литургия. Лазарева суббота, воскрешение праведного Лазаря.
Служат протоиерей Михаил и протодиакон Михаил.
27 апреля, сб. Всенощное бдение. Неделя 6-я Великого поста, ваий (Вербное воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим.
Служат иерей Алексий Артамонов и протодиакон Михаил.
28 апреля, вс. Божественная Литургия (св. Иоанна Златоуста).

История храма

Храм Владимирской иконы Божьей Матери или Никиты мученика на Старой Басманной ведет свою историю с начала 16 века.

В 1517 году в Басманной слободе произошло знаменательное событие: из Москвы шел громадный крестный ход во главе с Государем всея Руси великим князем Василием Третьим Иоанновичем и митрополитом Варлаамом: москвичи торжественно провожали святыни, привезенные в Москву из Владимира для украшения их «сребром и златом». Владимирская икона Божьей Матери столько раз избавляла от бед столицу, что была окружена глубоким почитанием и любовью москвичей. Множество народу несли святыни на руках, а в Басманной слободе передали их владимирцам. И вот на этом месте Василий Иоаннович на собственные средства велел соорудить храм во имя Сретения иконы Владимирской Божьей Матери.

Как древняя московская святыня храм этот был широко известен и почитаем. Например, составители жития Василия Блаженного, Христа ради юродивого, сообщают, что родился св. Василий «у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове». Но в год рождения Василия (1464) храма этого еще не существовало, и авторы жития, написанного в 16 веке, лишь конкретизируют место рождения святого. Поэтому, более точно следует сказать, что воздвижению храма предшествовало освящение этих мест рождением и началом подвига св. блаженного Василия Московского чудотворца. Шестнадцатилетним юношей, наложив на себя тяжелые вериги, вместе со всеми благочестивыми жителями Москвы, он слезно просил Пресвятую Богородицу пред Ее чудотворным образом в Успенском соборе о спасении города от опустошительного татарского набега. Молитва угодника Божия была услышана, а его место рождения знамением Небесных сил отмечено воздвижением храма.

С течением времени преображался, расстраивался и украшался этот храм. Изменился и облик Басманной слободы. Историк Москвы И. Е. Забелин пишет:

«Все знатные фамилии по необходимости селились в соседстве от дворца (бывшего в Немецкой слободе при Петре Великом) или в Немецкой слободе, или по пути к реке Яузе, по улицам Мясницкой, Покровке, Старой и Новой Басманных, на Разгуляе, на Гороховом поле… Оттого, может быть, ни в одном квартале Москвы вы не заметите в постройках такого барского характера, который виден здесь на каждом шагу. Огромные каменные дома с широкими дворами, неизмеримыми садами, прудами… до сих пор остаются свидетельством прежнего цветущего состояния этой местности…»

В соответствии с новым укладом и сама слобода распадалась на две улицы — Старую и Новую Басманную. Правда, поначалу они по-старинке назывались слободами. На Старой Басманной располагались имения знатных вельмож — Румянцева, Куракина, нескольких родов Голицыных, Пушкина (прадеда поэта), Брюса, Мусина-Пушкина, уральского заводчика Демидова. Новую же называли Капитанской слободой.

Здесь, по северной ее стороне, были поселены офицеры первых регулярных петровских полков. Сам Петр, собственной рукой, в Капитанской слободе заложил храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Басманные вельможи, видя радение Петра к Христовой церкви, решили расширить и украсить свой приходской храм. Перестройка церкви Владимирской иконы Божией Матери неоднократно предпринималась и раньше. В царствование Елизаветы Петровны, в 1745 году, молодому архитектору, князю Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774) был заказан проект нового храма с приделами св. великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. К сожалению, большинство построенных Л. В. Ухтомским сооружений в настоящее время или разрушено, или находится в плачевном состоянии. О масштабе его дарования можно судить по колокольне Троице-Сергиевой Лавры.

К перестройке церкви Владимирской иконы Божией Матери архитектор подошел очень трепетно: он не тронул ее древние своды, а преобразовал их в трапезную, пристроив к ней с востока восьмигранник храма, а с запада — нарядную, устремленную ввысь колокольню. По своему архитектурному облику храм принадлежит к жемчужинам московского зодчества и является шедевром стиля нарышкинского барокко. Бело-красная церковь Владимирской Богоматери привлекает внимание не только своей праздничной нарядностью, изощренной виртуозностью ее декоративного убранства, но и всем своим силуэтом.

«Путеводитель к древностям и достопримечательностям Москвы», изданный в 1796 году, сообщает:

«Никиты великомученика, что в Старой Басманной, придельная, с настоящей Владимирския Пресвятыя Богородицы, с приделом в оной Рождества Иоанна Предтечи, первоначально построенная в 1517 году повелением и, как должно думать, иждивением благоверного государя Василия Иоанновича, по причине обратного провождения до сего места приносимых из Владимира для поновления и украшенных потом сребром и златом святых икон, почему с того времени в сию церковь сентября 15 дня установлен был ежегодный ход, который в 1683 году оставлен. Потом в 1715 году вновь перестроена коштом приходских людей».

Храм долго противостоял начавшейся после революции волне темных сил по осквернению святынь. Устоял он и во времена церковной смуты «живоцерковников». Многие московские храмы попали в руки «живоцерковников», изменив тернистому исповедническому пути матери-Церкви и верности Святейшему патриарху Тихону. Но непреклонно стоял у кормила пастырского служения настоятель церкви Никиты мученика, мужественный исповедник веры Христовой, протоиерей Иоанн. Служба здесь, как и прежде, велась по древнему каноническому уставу, несмотря на прещения и угрозы, исходившие от Высшего церковного управления «живоцерковников», пытавшихся обманным путем узурпировать власть в момент заточения на Лубянке Святейшего патриарха Тихона. Церковь Никиты мученика в это тяжкое время оставалась в числе 5—6 московских приходов, сохранивших верность Патриарху и Православию.

Немногие из ныне здравствующих московских старожилов помнят высокого седовласого старца отца Иоанна, стойко несшего свой высокий исповеднический подвиг.

Еще задолго до революции прославился он даром исцелять бесноватых. Рассказывали, что мороз по коже пробегал, когда отец Иоанн, стоя перед аналоем среди беснующихся, хватавших его за одежды, мерным голосом читал над ними слова молитвы Божией. И опускалась на страждущих бесом благодать Господня, уходили они из храма просветленными и умиротворенными… Не раз подвергался отец Иоанн гонениями со стороны властей, неоднократно его уводили под угрозой оружия из храма. Но молитвами прихожан и настоятельными требованиями населения, он снова возвращался к своему алтарю.

И только в 1932 году храм был закрыт. Сотрудники НКВД ворвались в храм, когда отец Иоанн завершал литургию. С него сорвали облачение и потащили к выходу. Народу в храме молилось немного, и робкие выкрики возмущения были перекрыты лязгами винтовок. Отец Иоанн в последний раз хотел благословить свою паству, но чекисты столкнули его с солеи. Не говоря ни слова, старец повернулся к Царским Вратам, троекратно перекрестился и направился к выходу. Оцепеневшие от страха, прихожане следили за каждым шагом его крестного пути. На паперти отец Иоанн хотел было обернуться, чтобы еще раз осенить себя крестным знамением, но, видя бездействие испуганного народа, команда НКВД приободрилась и, подталкивая священника штыками, вывела его из храма к машине… Храм был разграблен и предан забвению. Некоторое время храм пустовал, затем более 30 лет в храме располагалась складская база министерства культуры СССР.

В 1994 году храм был передан Русской Православной Церкви и получил статус приписного к Богоявленскому кафедральному собору. Была проведена внешняя, а затем и внутренняя реставрация. В результате реставрационных работ был восстановлен придел Никиты мученика. В храме возобновились регулярные богослужения.

sr_hamlet


Всего 24 фото
Это необычное и очень интересное место Старой Москвы. Храм Никиты Мученика расположен на вершине Швивой горки — юго-западного склона большого Таганского холма, рядом с местом слияния Москвы-реки и Яузы. В общем, это там, где ситуационно находится сталинская высотка на Котельнической — для общего ориентира. Сведений о храме и его истории немного, но нам с вами вполне хватит) Далее под катом — история Храма Никиты Мученика на Швивой горке, самой Швивой горки, фото Афонского подворья, Таганского холма, соответствующие фото Старой Москвы и мои впечатления о пребывании в этом древнейшем и удивительном месте нашей столицы.
Известна Швивая горка не только тем, что недавно здесь открылось Афонское подворье — согласно стариннейшим преданиям Никитская церковь была поставлена на том месте в устье Яузы, где легендарный царь Мосох Иафетович, внук самого Ноя, в библейские времена будто бы основал Москву, и само имя русской столицы якобы произошло от имени этого царя. Жену Мосоха звали Ква, сына — Я, и дочь — Вуза. Так и возникла Москва на Яузе.
Гончарная улица
02.

«Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первый отец» — поведал о том древний летописец, считавший Мосоха родоначальником «Скифо-Москво-Славено-Российским людем». Согласно этой легенде первый «городец», то есть крепость на месте Москвы, был основан не на Боровицком холме, где вырос Кремль, а на другом московском холме — Швивой Горке. Там царь Мосох, будто бы и основал «градец себе малый на предвысоцей горе той, над устии Яузы реки, на месте оном первоприбытном своем, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святаго и великого мученика Никиты, бесов мучителя и от верных человеков тех прогонителя, иже котории от оных зло страждут, и имя мученика святое призывают с верою», — сообщала летопись. Действительно, на том месте появился православный храм, освященный во имя святого мученика Никиты. Это — одна из древнейших по времени основания в Москве церквей.
Мы уже почти подошли к Афонскому подворью. Левее — уже видны купола его церквей и высокой колокольни…
03.

По данным же археологов, Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV-XVI веков, и прежде всего — за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников.
Швивая горка
Легенд, преданий, толкований вокруг этого загадочного и забавного имени «Швивая Горка» сложилось за долгую историю Москвы великое множество. Первое из них гласит, что Горка эта не Швивая, а Вшивая, тем более, что в простонародье ее зачастую так и называли. И будто бы в незапамятные времена, когда бурлаки таскали по Москве-реке большие суда, нагруженные всяким товаром, они любили отдыхать на этой приятной и живописной возвышенности на берегу реки: варили на костре ужин, просушивали одежду и, типа, истребляли вшей) 04.


Иная версия этой легенды совсем невероятна — будто бы на местных огородах капуста росла плохо оттого, что на нее налетала мошкара, в просторечье привычно именуемая вошью. А еще на Таганке якобы жили парикмахерских дел мастера, которые стригли своих клиентов и бросали состриженные волосы прямо на землю… И потом-де, чтобы скрасить неблагозвучное название, Горку стали искаженно называть Швивой.
Так Швивая горка выглядит сейчас, а точнее ее практически не заметно на фоне сталинской высотки на Котельнической набережной.
05.

Это сам Большой Таганский холм. Храм Мученика Никиты находится слева на дореволюционном фото, что размещено ниже.
06.

Еще одна версия: изначально эта местность действительно называлась Швивой Горкой. Утверждали, что в старину здесь проходила дорога в Хиву, и эта версия имеет историческую основу, так как одна из улиц неподалеку в Рогожской слободе до революции называлась Хивская (ныне Добровольческая) — там, в старину стоял Хивский двор, где останавливались восточные послы и купцы. Искаженно Хива превратилась в Шиву. Самое простое толкование гласит, что здесь, в старинном ремесленно-торговом районе Москвы было поселение портных — «швецов», для которых местные кузнечные мастера делали «болванки», оставшиеся в названиях таганских Болвановских улиц (ныне все еще Радищевских). От этих швецов якобы и произошло имя Швивой Горки.
В правой части кадра, что ниже, можно увидеть колокольню Храма Мученика Никиты в лесах — справа от южного корпуса сталинской высотки и за ним. Как мы видим Швивая горка совсем теряется на фоне высотки и находится практически в её дворе.
07.

Действительность сложнее. Современная версия ученых выводит слово «Швивая» из искаженного древнерусского «ушь», означавшего колючую, тернистую, сорную траву. И «ушивая» — это поросшая терновником, колючей травой.
Храм святого Никиты Мученика
Первое летописное упоминание о храме Никиты Мученика относится к 1476 году. Согласно вкладной плите, существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Древнейшей частью храма является одностолпный подклет. В нём сохранилась кладка из мелкого «алевизовского» кирпича, такой кирпич начали применять в начале XVI века. Очевидно, Савва Вагин не возводил здание храма с нуля, а перестраивал ранее существовавший каменный храм.
Стена Афонского подворья в Москве. 08.

В 1684-1685 годах с северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня. В это же время был сооружён южный придел Благовещения Пресвятой Богородицы с примыкающей к нему трапезной и северный портал. Кстати, поблизости от Никитского храма некогда находился Яузский дворец Петра Великого.
Таганка…
09.
В 1740-е годы храм вновь обновлялся. Был сооружён придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, возведен главный иконостас.
10.
Из оригинальных особенностей храма можно отметить открытую галерею-гульбище, с которой раньше открывался вид на Москву-реку и Кремль (в настоящее время вид на Кремль закрывает вышеупомянутая «сталинская высотка»).

11.
Галерея-гульбище Храма Мученика Никиты на Швивой горке.
12.
Вид на Москву и Кремль с галереи-гульбища Никитского храма в 1886 году. Впечатляет! — не правда ли!?
13.
В 1878-1880 годы с северо-западной стороны, по проекту архитектора А.М. Попова, сооружён редкий для Москвы придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом.
Храм Никиты Мученика был закрыт в 1936 году. Церковные ворота и ограда были разрушены, а само здание храма от сноса спасло только вмешательство общественности, что само по себе чудо, поскольку к этой самой общественности отношение властей было по сути в то время «никакое».
Въездные ворота храма. 1930-е годы.
14.
В середине 1950-х годов архитектор Лев Артурович Давид отреставрировал древний храм — ранее именно он поднял из руин знаменитую церковь святого Трифона в Напрудном. Тогда шутили, что Никитский храм реставрируют по причине тезоименитства Хрущева. Реставрация, к слову говоря, была произведена только внешне по понятным причинам. В здании храма вплоть до 1990 года располагался склад студии «Диафильм».
В 1991 году Храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви. В 1992 году он становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря. В настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. В 1996 году были построены церковные ограда и Святые врата, в предвратных башнях которых были устроены часовни святого великомученика Пантелеймона (башня слева) и преподобного Силуана Афонского (башня справа).
15.
Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство тогда в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.
16.
Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание «Душеполезный Собеседник». Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России.
17.
Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России. В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.
Старец Аристоклий скончался в 1918 году. Первоначально он был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. В 1922 году из-за массовых гонений священнослужителей и конфискаций церковного имущества его останки были тайно вывезены из с территории церкви и захоронены на Даниловском кладбище. По свидетельству очевидцев тело старца было нетленно. В 2004 году были обретены его мощи; старец был причислен к лику святых. 13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы, где и находятся сейчас.
Строения Афонского подворья с южной стороны. Швивая горка, все таки, до сих пор «крута́»)
18.
Впечатления
Таковы общие сведения о храме и его истории. Добавлю немного своих впечатлений. Место очень колоритное — кажется, что эти «монастырские» стены существовали всегда, но, как вы уже поняли, это не так. Внешне, подворье с Гончарной улицы реально выглядит как небольшой русский древний монастырь. Надо отдать должное реставраторам.
В «монастыре» действуют очень строгие требования к посетителям, гораздо строже, нежели в других православных церквях или монастырях и мне довелось столкнуться с этим строгим местным контекстом. Здесь категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Однажды, мне не дали там даже достать фотокамеру из сумки) Понимая, что вероятно столкнусь с этим вновь, я, войдя на территорию, сразу направился к высокому строгому монаху в черном, идущему навстречу и, поздоровавшись, просто, попросил благословить на фотосъемку. Монах глубоко-пронзительно взглянув мне в глаза, и сделав паузу, разрешил, но так своеобразно, торжественно и веско, что я смог сделать всего лишь несколько фотографий) Именно поэтому визуального материала с территории подворья не так много. 19.
Кстати, рядом со стенами подворья запрещено просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот. Нищих, действительно нет вообще, в отличии, например, от Успенской церкви на Гончарной, 29/7, где действует, похоже целая группа наркоманов-попрошаек, в жесткой и беспринципной форме требующая денег, даже если ты просто проходишь мимо)
На территории подворья удивительно торжественная строгая и, одновременно, упоительная и насыщенная молитвенная атмосфера. Тебя охватывает водоворот умиротворения и полной внутренней гармонии. В других московских монастырях всё как-то совсем по-другому… Возможно, дело в том, что здесь ответственно готовят кандидатов на иночество в Афонском Пантелеймоновом монастыре в Греции, применяются строгие древние греческие монашеские уставы и соответствующие религиозные практики, что используются здесь безраздельно, в том числе и на духовном уровне, и мы, к счастью, можем к этому чуду прикоснуться своей душой…
20.
Редкое ощущение, — когда ты входишь, как будто, в сакральную зону, отделенную от мира Молитвой и реальным глубоким Смирением. Кстати, именно здесь проводятся редкие богослужения, характерные для старого строгого афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30) до самого утра. Те кто присутствовал на них единодушно отмечают удивительныую легкость очищения и восторженное единение с Богом…
Это Храм апостола Андрея Первозванного. Он освящен 3 января 2006 года. Монастырскую церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного освятил на Афонском подворье архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
21.
Часовня водосвятная…, где освящается вода для трапезы монахов и для богослужений. Построена она в 2000 году. Выделяется куполом в греческом стиле. Для посторонних, обычно, вход в часовню закрыт.
22.
Никитская церковь очень маленькая, древняя, «намоленная». В пространстве храма чутко проявляются твои глубокие личные чувства и затаённое желание исполнения чуда. Находясь здесь, ощущаешь какое-то необъяснимое чувство всецелой причастности и близости к Богу. Я не настолько уж неистово верующий, но это тот самый случай, когда погружение в духовный контекст происходит воистину целиком и полностью. От души рекомендую попробовать это ощутить в удивительном Никитском храме. Вот уж определенно легко причислю эту церковь и само подворье, к реально существующим, так называемым, «местам силы» Старой Москвы. 23.
Закат в Гончарной слободе…