Храм жилище богов

олимп

адрес жительства древнегреческих богов

Альтернативные описания

• божественная высота (греческое)

• в древнегреческой мифологии: гора, на которой обитали боги, а также собрание богов

• гора в Греции

• гора на северо-востоке Греции, считавшаяся жилищем богов (мифическое)

• гора спортивной славы

• место обитатания небожителей

• наиболее высокий горный массив в Греции

• сонм богов

• гора богов в древнегреческой мифологии

• латвийский футбольный клуб

• на какой горе звучал гомерический смех в «Илиаде»?

• откуда родители дважды сбрасывали Гефеста за безобразие и хромоту?

• наивысшая точка Греции

• божественная высота (греч.)

• адрес богов в Греции

• резиденция Зевса

• в древнегреческой мифологии — священная гора, местопребывание богов

• вершина в Греции

• сонм греческих богов

• вотчина Зевса

• гора для Зевса с семьей

• обитель греческих богов

• вершина греческих богов

• гора греческих богов

• священная гора богов

• адрес Зевса

• обитель всех богов Греции

• гора богов (миф.)

• гора, заполненная богами

• место «прописки» древнегреческих богов

• гора Богов

• «резиденция» богов

• горный массив Греции

• местопребывание богов

• гора, породившая игры

• обитель Зевса и его команды

• где следует искать Зевса?

• игры

• верхушка общества (перен.)

• горная обитель древнегреческих богов

• собрание богов Греции

• фестиваль музыки в Греции

• священная гора древних греков

• гора под опекой Зевса

• гора Зевса и его команды

• марсианский вулкан, слывущий самой высокой горой в солнечной системе

• вершина Зевса

• горная обитель греческих богов

• гора Зевса

• куда именно, как считали древние греки, ведет Млечный путь?

• верхушка общества

• Самый высокий горный массив в Греции, где по преданиям обитали боги

• Наиболее высокий горный массив в Греции

• Горный массив в Греции

• В греческой мифологии священная гора, место пребывания богов

• Место «прописки» древнегреческих богов

Юные археологи

Инна РАТУШЕВА
с. Семеновка Третьяковского района Алтайского края.

Перед началом изучения истории в начальных классах необходимо заинтересовать детей новым предметом. Для этого можно провести внеклассное мероприятие, как это сделала учитель Инна РАТУШЕВА из с. Семеновка Третьяковского района Алтайского края.

Цель. Показать роль археологии, познакомить с работой археологов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

II. Постановка темы занятия

Учитель. Составьте из букв слово, которое будет темой нашего разговора.

На доске:

о л р а х и я е о г

Дети. Археология.

У. Археология – наука о древности. Она изучает историю по остаткам жизни и деятельности людей. Ученых, производящих раскопки, называют археологами. Они говорят: «Покажите нам кости древнего человека, и мы расскажем, каким он был. Покажите нам вещи древнего человека, и мы скажем, чем он занимался, что он умел делать».
В чем же заключается работа археологов? Почему они копают именно в этом месте, а не в другом? На эти вопросы нам предстоит ответить.

III. Знакомство с новым материалом

У. Итак, прежде чем начать раскопки, производится археологическая разведка – это кропотливая работа по изучению летописей, книг, древних карт, осмотр местности. Если необходимо, то даже поднимаются в воздух. Когда предполагаемое место раскопок найдено, приступают к его исследованию. Основной инструмент – лопата. Главное – не торопиться. Кроме того, при раскопках пользуются различными щеточками. Сейчас мы отправимся в экспедицию. Но прежде вы должны стать археологами, то есть сдать вступительные экзамены, потому что необходимо обладать большим запасом знаний по истории.
Как называлось жилище, вырытое в земле?

Д. Землянка.

У. Как называлось жилище первобытного человека?

Д. Пещера.

У. Как называется жилище рыцаря?

Д. Замок.

У. Как называется жилище богов?

Д. Храм.

У. Как называется посуда из глины?

Д. Керамика.

У. Какая обувь была основной у русских крестьян?

Д. Лапти.

У. Представьте себе, что вы уже археологи. Во время раскопок вами было обнаружено много наконечников стрел разной формы. О чем это говорит?

Д. В этом месте шла война.

У. О чем говорит находка большого количества обугленных костей скота и людей?

Д. Был пожар.

У. Вот вы прошли свой первый экзамен. Отправляемся в экспедицию, во время которой вам предстоит справиться с различными трудностями. Очень часто археологи находят кости животных.

Дети получают вырезанные из плотного картона «кости». Совместными усилиями они восстанавливают «скелет» динозавра.

– Давным-давно начались разговоры о загробной жизни. Была вера и в то, что после смерти душа покидает тело, но может и вернуться обратно. Поэтому тело умершего необходимо сохранить. Для этого изобрели мумифицирование – специальную обработку тела, позволяющую сохранять его длительное время. Некоторые мумии сохранились до нашего времени. Вам предстоит изготовить несколько мумий из подручного материала – туалетной бумаги.

Дети делятся на команды и выполняют задание.

– Найдено зашифрованное послание. Один из ученых просит помочь ему прочитать послание, ключ к нему прилагается.

На доске:

Ключ на карточках:

– а
– р
– с
– к
– о
– п
– и

– в
– д
– т
– ь
– н
– м

– е
– я
– ы
– л

– Что вы смогли прочитать?

Д. Раскопки вести на месте ямы с опилками.

У. Отправляемся во двор на раскопки.

Первый глиняный горшок закопан с запиской в опилках посредине ямы во дворе школы, края горшка чуть-чуть выделяются. В горшке записка: «Молодцы! Приз закопан в углу ямы». Во втором горшке – приз для всех участников, конфеты. Раскопки ведутся совками.

IV. Итог занятия

У. Заканчивается наша экспедиция. Понравилось ли вам быть археологами? Какое задание понравилось больше?

Выслушиваются ответы детей.

– Для чего нам нужна наука археология?

Д. С ее помощью мы узнаем о том, как раньше жили люди, какие происходили события.

У. Молодцы. Спасибо за работу.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Керамика АБС». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.keramika-abc.ru/, Вы может ознакомиться со всем ассортиментом отделочных материалов – будь то фасадная плитка или облицовочный кирпич. Продукция компании «Керамика АБС» станет идеальным решением для вашего загородного дома, а постоянно расширяющийся ассортимент отделочных материалов и гибкие цены приятно удивят даже самых взыскательных строителей и архитекторов.

Маргарет Мюррей

Египетские храмы. Жилища таинственных богов

Введение

Египетским храмам присуща исключительно прямоугольная форма, причем как в горизонтальной, так и в вертикальной проекции; и ни в одну историческую эпоху здесь не встречаются криволинейные сооружения. Возможно, этим мы обязаны египетскому ландшафту, для которого характерны прямые линии, вертикальные, горизонтальные или косые; и так как зодчие не знали ничего иного, построенные ими здания соответствовали своему окружению. Так появились вертикальные колонны, горизонтальные крыши и наклонные пилоны египетской архитектуры. С III династии известна такая конструктивная особенность, как круглая арка, но она применялась только там, где ее не было видно, и только в качестве необходимого опорного элемента. Порой можно встретить ложный свод, например, в храме Сети в Абидосе и храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где он использован в качестве крыши над лестницами или небольшими помещениями, но даже в этих случаях он находится внутри здания и не виден снаружи. В каждом случае, будь то ложная или настоящая арка, она неизменно является полуциркульной, а не стрельчатой.

При изучении египетской архитектуры следует принимать во внимание такие климатические особенности, как отсутствие дождей и постоянное яркое солнце. Это страна сильных контрастов: плоские равнины чередуются здесь с отвесными скалами, плодородные поля с безотрадной пустыней; яркий солнечный свет сменяется черными тенями, съедобная рыба живет в Ниле вместе с кровожадными крокодилами – все это естественным образом оказало свое влияние на умы египетских строителей и проявилось в архитектуре. Как отмечает Флиндерс Питри, «четко выраженные горизонтальные и вертикальные линии ландшафта обусловили стиль сооружений, возникших на этом фоне». Форма храма повторяет форму утеса, у которого он построен (илл. XXVII), но на внутреннее убранство оказало влияние богатство и сочные краски плодородных полей; яркие солнечные лучи заливают открытые дворы, а темные святилища кажутся еще темнее по контрасту с ними; дарующего жизнь бога святилища умилостивляли человеческими и животными жертвами.

План египетского храма оказывается до чрезвычайности прост, стоит лишь понять его основные принципы. Он состоит из четырех частей: внешнего двора, внутреннего двора, вестибюля и святая святых; отделенная от остального пространства сооружения висящими циновками или деревянными дверьми святая святых находится на оси здания напротив главного входа. Древнейшие сведения о египетском храме содержатся на эбеновой табличке, относящейся к I династии (илл. II, 3), здесь выгравирована хижина-святилище. Внешний двор окружен плетеной оградой; у ворот два шеста со знаменами, а во дворе символ божества, в данном случае богини. Возможно, в те времена, как это происходит в наши дни в некоторых районах Африки, внутренний двор совмещался с вестибюлем и вместе со святая святых находился внутри хижины.

Существовало два типа храмов: храмы, посвященные богу, и храмы, предназначенные для поклонения умершему фараону. Из посвященных богам храмов не сохранилось ни одного, хотя фундаменты некоторых известны. В Абидосе, например, находился храм Осириса I династии, в Иераконполе – храм священного сокола, вероятно, того же периода, в Бубастисе находятся остатки храма богини-кошки, построенного не позднее IV династии, да и святилище бога-крокодила в Файюме сохранило древнейшие иероглифы; и хотя древние храмы богини Нейт в Дельте и бога Сета в Верхнем Египте полностью разрушены, до нас дошли изображения их плетеных святилищ (илл. I, 3, 4).

Понять, откуда произошли и как развивались царские храмы, довольно просто. Поскольку дом царя или вождя первобытного племени был богаче дома простолюдина, то дом, принадлежащий повелевающему всем богу, был богаче царского; первые храмы в то время представляли собой всего лишь хижину более тонкой работы, подобную тем, в которых жили люди. Эти древние хижины и храмы строили из тростниковых или пальмовых плетенок, обмазанных глиной, поэтому они сохранились лишь на изображениях. Лишь воплощенные в камне, эти сооружения смогли дойти до наших дней. Старейшие каменные храмы – это храмы, примыкающие к пирамидам и другим погребениям фараонов и предназначенные для поклонения покойному. Они возникли благодаря обычаю делать приношения из еды и питья в царской гробнице. Процитируем профессора Питри: «Сначала место приношений было тесно связано с гробницей, как о том свидетельствуют большие стелы, найденные в гробницах I династии, что оставалось в обычае у египтян на протяжении всех эпох. Однако к концу III династии жертвы царям стали приносить в отдельном дворе, пристроенном к гробнице (гробница Снофру в Медуме); в эпоху IV династии двор превратился в отдельный храм (Хуфу, Хафра, Менкаура); в XII династии гробницы переместились в глубь пустыни, а места поклонения остались на ее границе (Сенусерт II, Илахун; Сенусерт III, Абидос); в XVIII и XIX династиях молельни или храмы строились в Фивах на границе с пустыней и не имеют однородной связи с гробницами, скрытыми в ней».

Приведенный пассаж основан на многочисленных фактах и наводит на размышления. На плане гробницы фараона Перибсена II династии (илл. I, 1) видно, что сложное подземное сооружение включает в себя комнаты для приношений, где находились предметы, которые, как полагалось, были необходимы царю в загробной жизни; в то же время стелы с именем фараона установлены на земле, в углу огороженной территории, где можно было делать царю ежедневные приношения в виде еды и питья. Значит, в подземных помещениях хранилось единовременное пожертвование, а приношения на земле предназначались для удовлетворения ежедневных потребностей царской души. В Медуме стелы III династии (илл. I, 2) окружены стеной, примыкавшей к подлинному месту погребения, то есть пирамиде; в то же время для хранения сосудов и других предметов, используемых в ритуалах поминовения и поклонения, были построены отдельные помещения. На столь незамысловатой основе выросли величественные и сложные храмы, прилегающие к пирамидам в Гизе IV династии и пирамидам в Абусире V династии. Храм ступенчатой пирамиды в Саккаре не имеет аналогов, он строился вне рамок системы и не оказал влияния на дальнейшее развитие строительства заупокойных храмов фараонов.

Долина пирамид простирается от Абу-Роваша на севере до Лахуна на юге, что составляет примерно пятьдесят миль, и расположена на западном берегу Нила. Кое-где встречаются отдельно стоящие пирамиды, как, например, пирамида Яхмоса I XVIII династии в Абидосе и пирамида XI династии в Фивах; однако эти две пирамиды отличаются по типу от тех, что стоят ниже по течению реки.

Что касается пирамид, находящихся в более северной части Египта, то здесь храм всегда находится на востоке, с ближайшей к Нилу стороны. Вероятно, для каждой пирамиды строили пристань и мощеную дорогу; образцы таких построек лучше всего сохранились в Абусире. Так как храм находился восточнее, то жрец во время богослужения стоял лицом на запад, что соответствовало традиции проведения заупокойных обрядов.

Припирамидный храм может содержать от двух-трех простых камер, как в Медуме, до детально разработанных колоннад и открытых дворов, как в Абусире. В Абусире каменное здание с крышей (илл. IV, 1) стояло на берегу Нила и служило пристанью; от него к храму вел длинный проход, перекрытый кровлей и вымощенный камнем. Стены прохода богато украшены расписными рельефами, изображающими фараона в виде сфинкса, топчущего врагов. Видимо, от Хафры берет начало традиция устанавливать статуи фараонов перед колоннами или между колоннами посвященных им храмов.

Как правило, припирамидные храмы подвергались еще большему разрушению, чем храмы, стоящие отдельно. Так, в Абу-Роваше стерты с лица земли и храм, и пирамида; в Гизе от храма Великой пирамиды не осталось ничего, кроме базальтового пола; а от храмов при пирамидах Хафры и Менкауры до наших дней дошел только нижний горизонтальный ряд кладки стен; так же дело обстоит и с храмами при пирамидах V династии в Абусире, VI династии в Саккаре и XII династии в Лиште, Хаваре и Лахуне.

Египетские храмы. Жилища таинственных богов

Египетским храмам присуща исключительно прямоугольная форма, причем как в горизонтальной, так и в вертикальной проекции; и ни в одну историческую эпоху здесь не встречаются криволинейные сооружения. Возможно, этим мы обязаны египетскому ландшафту, для которого характерны прямые линии, вертикальные, горизонтальные или косые; и так как зодчие не знали ничего иного, построенные ими здания соответствовали своему окружению. Так появились вертикальные колонны, горизонтальные крыши и наклонные пилоны египетской архитектуры. С III династии известна такая конструктивная особенность, как круглая арка, но она применялась только там, где ее не было видно, и только в качестве необходимого опорного элемента. Порой можно встретить ложный свод, например, в храме Сети в Абидосе и храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где он использован в качестве крыши над лестницами или небольшими помещениями, но даже в этих случаях он находится внутри здания и не виден снаружи. В каждом случае, будь то ложная или настоящая арка, она неизменно является полуциркульной, а не стрельчатой.

Жилища богов: краткий рассказ о храмах майя на примере «Группы креста» в Паленке

Завершая очерк о религии и мифологии Паленке, хотелось бы подробнее остановиться на городских храмах. Именно прекрасная архитектура сегодня превратила Паленке в место, куда со всего мира стекаются потоки туристов. Но его древние жители воспринимали храм не как достопримечательность, а как сакральное пространство, жилище бога, место соприкосновения земного и небесного миров. Любая незначительная деталь, связанная с этими сооружениями, могла иметь глубокий символический смысл. Вот почему без изучения храмов представление о религии майя классического периода было бы неполным.

К числу самых знаменитых памятников архитектуры майя, несомненно, принадлежат сооружения так называемой «Группы креста» в Паленке: «Храм креста», «Храм лиственного креста» и «Храм солнца». Как уже говорилось в предыдущей главе, все они были построены в честь «Паленкской триады» К’инич-Кан-Бахламом II и освящены в день 9.12.19.14.12, 5 Эб 5 К’айаб (10 января 692 года), незадолго до окончания важного календарного цикла из тринадцати двадцатилетий по Долгому счету. Их современные обозначения условны, стали общепринятыми задолго до дешифровки иероглифической письменности майя и происходят от изображений на каменных рельефах во внутренних святилищах храмов, центральными элементами двух из которых являются крестоподобные мотивы, а третьего – щит с маской бога солнца.

Храмы «Группы креста» находятся в восточной части Паленке у холма, известного сегодня как Эль-Мирадор, и неподалеку от потока Отолум. Испещренная возвышенностями и потоками местность идеально соответствовала представлениям древних майя о священном ландшафте. В центре площади была построена небольшая платформа, имеющая вид квадрата менее метра в высоту, вершина которого с четырех сторон окружена ступенями. Такие платформы помимо Паленке известны в Чичен-Ице и Тикале, археологи полагают, что они служили местом проведения важных юбилейных церемоний. Каждый храм считался «домом» отдельного божества, поэтому их следует рассматривать как единую триадную конструкцию. Несомненно, реализация столь масштабного и впечатляющего строительного проекта повысила престиж К’инич-Кан-Бахлама II, стала важным религиозным и политическим событием.

«Группа креста» в Паленке. Карта Э. Барнхарта.

«Храм креста» считается главным в группе и некогда был самым высоким в Лакамхе. Его фасад строители щедро украсили штуком, но сегодня от былого великолепия мало что осталось. На северной и западной стороне сохранились очертания космического каймана, символизировавшего небо. При раскопках платформы, лежащей в основе «Храма креста» и «Храма лиственного креста», археологи часто находили подставки для курильниц с изображениями богов или почитаемых предков, это свидетельствуют о том, что в древности вдоль террас храмов обильно возжигали благовония, очевидно, в ходе публичных церемоний. Внутри же сооружений, под полами и в храмовых камерах, были скрыты тайники с ритуальными подношениями для богов, включавшими керамику, жадеит и обсидиан.

«Храм креста» в Паленке. Фото: сайт www.mezoamerica.ru

Особое внимание исследователей привлекли внутренние храмовые святилища, украшенные большими настенными панелями с тонкой резьбой и длинными иероглифическими надписями. Каждое святилище имело в древности свое особое название, например святилище «Храма креста» называлось «Шестым … небом». Показательно, что на главной панели из «Храма креста» местность с похожим названием упомянута как место, где за три тысячи лет до нашей эры располагался «дом» «GI». Таким образом, небесное жилище бога прямо отождествлялось с посвященным ему храмом в Лакамхе. Ассоциация с небом очень четко выражена и на крыше святилища, где еще сохранились очертания небесной повязки.

Керамическая курильница с изображением божества, найденная во время раскопок платформы, лежащей в основе «Храма креста» и «Храма лиственного креста».

Главная панель из «Храма креста» ныне хранится в Национальном музее антропологии (Мехико). Это важнейший источник наших знаний о мифологии майя, а также династической истории Баакальского царства. В центре панели изображен объект, который ранние исследователи назвали «крестом», хотя в действительности это украшенное драгоценными камнями дерево, из которого растут большие цветы, а на вершине сидит фантастическая птица. Аналогичное дерево, ассоциировавшееся с богатством, блеском и восходящим солнцем, представлено на знаменитой крышке саркофага из погребения К’инич-Ханаахб-Пакаля. Справа и слева от него вырезаны фигуры двух стоящих мужчин: пышно одетого юноши и зрелого владыки, которые держат в руках ритуальные предметы или подношения и пристально смотрят на дерево. Изображения двух мужчин практически без изменений повторяются на главных панелях всех трех храмов «Группы креста». Ранее считалось что это К’инич-Ханаахб-Пакаль и его отпрыск К’инич-Кан-Бахлам, но иероглифические подписи к сцене позволили Д. Стюарту предложить более обоснованную интерпретацию. По его мнению, старшая из двух стоящих фигур – это К’инич-Кан-Бахлам II в день своего воцарения 9.12.11.12.10, 8 Ок 3 К’айаб (10 января 684 года), тогда как в облике юноши запечатлен он же, но в момент проведения важного обряда инициации в день 9.10.8.9.3, 9 Ак’баль 6 Шуль (17 июня 641 года). Тогда, как сказано в надписях, шестилетний царевич Ах-Пицииль-О’хль (так звали К’инич-Кан-Бахлама II до воцарения) «поднялся на пирамиду». В нижней части сцены, прямо под ногами персонажей, простирается небесная повязка, видимо, призванная подчеркнуть сакральный характер изображения, выходящего за рамки обычного земного времени и пространства.

Главная панель из «Храма креста». Прорисовка Л. Шиле.

«Храм креста» считался домом «GI» и, соответственно, в нем нашло выражение представление о солнце, восходящем в небо из вод потустороннего мира. Он буквально пропитан небесной символикой: космический кайман, небесные повязки, дерево, сияющее в небесах своими драгоценными камнями, обожествленные предки царя, перечисленные в надписи на главной панели – все это взаимосвязанные элементы единой концепции. «Храм креста» символизирует непрерывность бытия, которое продолжится даже после земной смерти, и преемственность поколений. Одновременно он служил подспорьем для власти К’инич-Кан-Бахлама II, который легитимировал себя как продолжатель дела богов и прошлых «Священных Баакальских Владык».

«Храм лиственного креста» занимал среднее положение в группе. Как и в случае с «Храмом креста», его фасад обрушился, а внутреннее святилище было украшено панелью с изображениями молодого и взрослого К’инич-Кан-Бахлама II и крестообразного мотива в центре. Вместе с тем, в символике двух храмов «Группы креста» можно заметить значительные различия. В «Храме лиственного креста» символы неба отсутствуют, вместо этого акцент сделан на водное пространство и маис как основу жизни древних майя. Фасад или крыша храма некогда были украшены большими раковинами, на которых написано слово Матвииль – название легендарного места рождения «Паленкской триады». Штуковый декор внутреннего святилища насыщен крестообразными иероглифами, обозначающими слово к’ан, «желтый, зрелый», а также полосками, вероятно, символизирующими растущий маис.

«Храм лиственного креста» в Паленке. Фото: сайт www.mayaruins.com

На главной панели из «Храма лиственного креста» взрослый владыка стоит на вершине одушевленного символа священной горы Йашхаальвиц, из которой вздымаются листья маисовых растений. Малолетний царевич стоит на небольшой раковине, обозначенной как «драгоценная раковина из Матвииля». Таким образом, особа К’инич-Кан-Бахлама II как священного царя ассоциировалась с маисом, созревание которого зависит от воды (раковина) и земли (гора). Крестообразный элемент посредине панели отличается от дерева, представленного в «Храме креста». На сей раз древние мастера изобразили одушевленное и украшенное драгоценностями растение маиса, которое поднимается из головы, читаемой как иероглиф К’ан-Нахб, «Драгоценное море». Кукурузные початки на растении заменены головами бога маиса Ишиима. Вместо небесной повязки в нижней части панели простирается водная повязка. Итак, концептуально «Храм лиственного креста» связан с человеческой жизнью, главными источниками которой являются вода и маис. Он был идеальным домом для бога-младенца Унен-К’авииля, в образе которого слились идеи деторождения, плодовитости и вызывания дождя посредством молнии.

Главная панель из «Храма лиственного креста». Прорисовка Л. Шиле.

«Храм солнца», наименьший и наиболее хорошо сохранившийся из трех, расположен на западной стороне «Группы креста». Это дом «GIII», солнечного божества, связанного с войной. Святилище храма задумывалось как подземная пещера внутри горы. Место переменного элемента в композиции на его главной панели занимает одушевленный квадратный щит со скрещенными копьями, удерживаемыми на спинах двух божеств подземного мира. Юный К’инич-Кан-Бахлам подносит к этому символу небольшую фигурку духа ножей и кремня с круглым щитом, которая олицетворяет словосочетание ток’ пакаль, «кремень и щит» или просто «оружие». В нижней части панели видны повторяющиеся символы к’аб («земля»), которые заменяют небесную и водную повязки двух других храмов. Вероятно, это означает, что действие происходит в подземном мире. Таким образом, ключевой для изображения на панели из «Храма солнца» была тема священной войны, ведение которой считалось одной из главных обязанностей правителя. Любопытно, что в иероглифических текстах из храма помимо мифологических и ритуальных событий упомянута вполне историческая победоносная война Баакаля против соседнего царства Попо’ (Тонина) в 687 году. Тем самым К’инич-Кан-Бахлам II вписал свою недавнюю победу на поле битвы в космический контекст, закрепил собственный образ царя-воителя.

«Храм солнца» в Паленке. Фото: сайт www.mezoamerica.ru

Подводя итог, можно сказать, что в строительстве трех взаимосвязанных храмов отразились представления древних майя о структуре космоса. «Храм креста» олицетворяет небо, «Храм лиственного креста» – земную жизнь, основой которой являются вода и маис, «Храм солнца» же представляет собой модель мрачного потустороннего мира внутри пещеры. Не случайно, что высота храмов идеально соответствует этому замыслу, ведь «Храм креста» является самым высоким, «Храм солнца» самым низким, а «Храм лиственного креста» занимает среднюю позицию. Вселенная предстала перед жителями и гостями Лакамхи разделенной на три уровня, но при этом единой. Каждый храм принадлежал одному из богов «Паленкской триады», считался его «домом» и местом проведения торжественных церемоний. Но, помимо космической и ритуальной, храмы выполняли также социально-политическую функцию. Они неотделимы от персоны царя и различных аспектов его власти. К’инич-Кан-Бахлам II предстает как владыка, власть которого санкционирована небесными богами и священными предками («Храм креста»), как гарант процветания и богатства своего царства («Храм лиственного креста») и как победоносный воитель, повергающий врагов («Храм солнца»). На примере «Группы креста» можно убедиться, что сложную символику майяских храмов следует рассматривать в комплексе, принимая во внимание различные задачи, стоявшие перед их создателями.

Главная панель из «Храма солнца». Прорисовка Л. Шиле.