Храмы западной Европы

Содержание

Во всем мире до сих пор обсуждают трагическое событие во Франции – пожар в Нотр-Даме, который привел к разрушению верхней части здания, знаменитого шпиля и нарушению внутренней обстановки собора. Это потеря не только для Парижа, но и для всей Европы. Кто не успел насладиться красотами собора Парижской Богоматери, очень сожалеют об отложившейся на неопределенный срок возможности. А те, кто был, – тешат себя приятными воспоминаниями. Мы собрали для вас известные соборы Европы, которые стоит успеть посмотреть. Они отличаются не только внешним видом, внутренним убранством, но и уникальной историей.

1. Саграда-Фамилия

Наверное, многие из вас видели этот восхитительной красоты храм. Он находится в Барселоне, это одна из важных достопримечательностей страны. Внешне он напоминает строение как будто из текучего песка. Проект церкви был создан известным архитектором Антонио Гауди. Самое интересное, что строительство началось в конце 19 века и до сих пор не завершилось. Это связано с огромными размерами храма и с тем, что собор строят только за частные взносы.

Во время проектирования храма Гауди вдохновлялся природой. Отражение его идей можно найти в колоннах собора – они похожи на деревья с крутыми ветвями. Черепахи у основания колонн символизируют баланс между морем и сушей в природе.

Размещение мозаики на крыше храма продумывалось таким образом, чтобы кусочки стекла отражали лунный свет и помогали морякам, возвращающимся домой, находить дорогу.

Поговаривают, что полное строительство храма может завершиться к 2030 году.

2. Собор Святого Петра

Располагается в Ватикане. Собор был спроектирован в расцвет Ренессанса известным художником Микеланджело и имеет самый высокий в мире купол (более 135 метров). Собор стал самой известной церковью в Ватикане и одним из самых популярных туристических мест в Европе. Это самая большая христианская церковь в мире – внутренняя площадь более 15 тыс. кв.м и около 200 м в длину.

Над строительством собора работали талантливейшие золотые руки Италии (это и Рафаэль, и Донато Браманте, и Карло Мадерна, и Джованни Лоренцо Бернини и др.). Церковь вмещает более 60 тыс. человек и представляет собой лучший образец архитектуры эпохи Ренессанса.

3. Собор Святого Стефана

Он находится в столице Австрии. Все туристы, будучи в Вене, стремятся увидеть сине-зеленую крышу из мелкой черепицы и готическую башню в светлых тонах. Строительство храма на этом месте начали еще в 1137 году, но церковь, которую вы видите сегодня, возводили в 15-16 веках.

Собору повезло – во время войн и сражений он почти не пострадал. Но в конце Второй мировой войны случился пожар, и кровля собора с колоколом были разрушены. Воссоздание храма ведется до сих пор. Оказавшись в нем, у вас будет возможность попасть в древние подземелья иди подняться на башню. В соборе находится самый большой колокол страны – Pummerin.

4. Собор Рождества Девы Марии

Это самый большой и роскошный собор в Италии. Строительство началось в средние века и продолжалось более 600 лет. Собор из белого мрамора с розовыми прожилками насчитывает тысячи статуй, башенок, колонн и шпилей. А вот виды, открывающиеся с крыши Дуомо, завораживают, вы сможете охватить одним взглядом весь Милан. Более того, сейчас в соборе есть музей, даже можно заказать экскурсию.

5. Собор Святого Павла

По сути, он является первым протестантским собором, который стал входить в официальные здания королевского дома Англии. Собор построен в начале 17-го века, является шедевром архитектора Кристофера Рена.

По общему признанию знатоков, архитектурный дизайн Собора Святого Павла почти совершенен. Это не удивительно, ведь Кристофер был вдохновлен архитектурным стилем Ватиканского Собора Святого Петра. Лондонский собор, конечно, в несколько раз меньше, но тоже впечатляет величием и красотой, как и другие соборы Европы.

6. Санта-Мария-дель-Фьоре

Величественный флорентийский собор спроектирован архитектором Филиппо Брунеллески. Официально строительство завершили в 14 веке, а длилось оно всего 100 лет (что очень мало для такого уровня сооружений). В соборе находится музей оперы, крипта Санта Репарата, колокольня Джотто и баптистерий Сан-Джованни. Каменная арка, построенная и спроектированная Брунеллески, придает собору уникальности и еще большее величие. А также внутри собора есть часы 15 века, которые идут в обратную сторону.

7. Уинчестерский собор

Исторически этот собор известен как резиденция бенедиктинской общины. Ко всему прочему, построенный в начале 11 века он является главным храмом епархии англиканской церкви и местом проживания епископа Уинчестера. Несмотря на то, что многие соборы не уступают в красоте и величии, это сооружение остается одной из самых красивых и больших христианских церквей Европы.

Несколько десятилетий назад крыши собора были украшены вырезанными из дерева драконами, всадниками, цветами и другими растениями.

В соборе находится трон епископа Уинчестерского, а также его многочисленные часовни, которые хранят память о епископах, раньше возглавлявших церковь.

Правда, туристов привлекают в большей степени не памятные места собора, а могила знаменитой писательницы Джейн Остин (умерла 1817 году). Ее похоронили в северной части базилики.

8. Собор Святого Марка

Можно сказать, что это визитная карточка Венеции, а также уникальный образец византийской архитектуры в Западной Европе. Собор располагается в самом центре города на площади святого Марка. Самую первую постройку соорудили в начале 11 века для сбережения мощей апостола Марка. Собор покрыли белым мрамором, а купола и своды украсили золотой мозаикой. Она сохранилась до нашего времени и ослепляет своим светом и красотой в яркий солнечный день.

Собор всегда был главным памятником города, где венецианский народ и правительство проводили свои самые великие празднования. В 1807 году собор стал резиденцией патриарха Венеции.

9. Страсбургский собор

Как и многие соборы Европы, он построен в готическом стиле, а строительство было начато еще в 1015 году. Кстати, на протяжении долгих веков собор считался самым высоким храмом в Европе. Высота шпиля насчитывает целых 142 метра.

Каждый год миллионы посетителей хотят взглянуть на кафедру великого проповедника Гейлера Кайзерсберга, знаменитые астрономические часы, скульптуры, великие органы, восстановленные Зильберманом в 18 веке. А также многочисленные витражи, в том числе большое розовое окно.

Собор очень круто подсвечивается в вечернее время, советуем посетить его с 22 вечера. Собор раскроется перед вами в своем таинственном великолепии.

10. Базилика Святого Стефана

После здания венгерского парламента собор является самым большим сооружением в Будапеште. Строительство этого сказочного собора, который в высоту насчитывает 96 м (максимальная цифра, разрешенная в столице), заняло ни много ни мало – больше полувека. Кстати, собор спроектирован в стиле неоренессанс и выглядит как крест с одинаковыми перекладинами. А вот в месте пересечения располагается большой купол, который в прошлом разрушили, поэтому вся базилика подвергалась реконструкции.

Базилика с панорамным видом на город окружена двумя красивыми колокольнями. В одной из них находится самый большой колокол страны (около 9 тонн). А чтобы подняться на вершину и насладиться красотой Будапешта, нужно пройти 365 ступеней.

Европейские соборы — это великолепные памятники сакральной архитектуры, уникальные в своем роде, заметно отличающиеся от нерелигиозных зданий. Они имеют различные архитектурные стили, места расположения и разные возрасты благодаря длительному существованию христианской религии. В этой статье хотим показать вам самые красивые соборы Европы!

10. Санта-Мария-дель-Фьоре (Италия)

Санта-Мария-де-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция. Это одна из самых важных архитектурных работ в Европе, а также один из крупнейших и самых красивых соборов на европейском континенте. Он имеет впечатляющую внешность, покрытую полихромным мрамором. Его строительство было начато по приказу Синьории в 1296 году, под руководством архитектора Арнольфо ди Камбио, и завершено в 1368 г.

9. Собор Святого Петра (Италия)

Этот самый важный религиозный храм католицизма и один из самых красивых в Европе находится в Ватикане. Его строительство, с участием таких архитекторов, как Браманте, Микеланджело и Карло Мадерно, началось в 1506 году и закончилось в 1626. Внутри находится могила не только первого папы – Святого Петра, но и всех других пап. Купол Собора Святого Петра является одним из крупнейших в мире и служил источником вдохновения для куполов многих других храмов.

8. Сиенский собор (Италия)

Готический храм города Сиена в Италии был спроектирован архитектором Джованни Пизано и построен в период 1215 и 1263 годов. Внешне и внутри храм украшен белым и зеленым мрамором, образуя характерные полосы. Черный и белый — символические цвета Сиены. Внутри среди прочих можно увидеть произведения Никколо Пизано и его сына Джованни, Донателло и Микеланджело.

7. Шартрский собор (Франция)

Этот красивый храм расположился в 80 км от Парижа, в городе Шартр. Шартрский собор был вехой в развитии готики. В 1979 году объявлен Всемирным наследием ЮНЕСКО и, несомненно, является одним из самых влиятельных и красивых соборов Европы. Он был вдохновением для создания многих более поздних зданий, таких как собор Реймса и Амьена.

6. Собор в Сантьяго-де-Компостела (Испания)

Величественный собор Сантьяго-де-Компостела это центральное здание красивой площади Праза-до-Обрадойро, которая считается одной из самых красивых площадей в Испании. Он был построен между 1075 и 1211 годами для размещения мощей Святого Иакова. Этот красивый собор — объект Всемирного наследия, смесь готического, барокко и романского стилей, и для многих это не только один из самых красивых соборов в Испании, но и в Европе.

5. Кафедральный собор Леона (Испания)

Нынешний собор Леона, построенный в тринадцатом веке, представляет собой изысканный дизайн в классическом французском готическом стиле. Он известен тем, что имеет крупнейшее в мире собрание средневековых витражей. Эти витражи постоянно реставрируются, предлагая посетителям красивое уникальное зрелище.

4. Нотр-Дам (Франция)

Готический храм Нотр-Дам был построен между 1163 и 1245 годами, будучи одним из самых важных памятников Парижа. В нем происходили такие крупные события, как коронация Наполеона, Генриха VI и беатификация Жанны д’Арк. Одной из эмблем этого красивого храма являются грозные горгульи на вершине, которые можно посетить, если вы осмелитесь подняться по 387 ступеньках на башню.

3. Кельнский собор (Германия)

Этот красивый собор расположен в самом центре Кельна. Это готическая церковь, строительство которой было начато в 1248 году, а завершилось только спустя несколько столетий – в 1880 г. В 1996 г внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Является самой посещаемой достопримечательностью в Германии. Кельнский собор, с его 157 метрами высоты, был самым высоким зданием в мире до появления в 1884 году Монумента Вашингтона.

2. Миланский собор

Готический Миланский собор, несомненно, считается одним из самых красивых соборов в Европе. С момента создания он стал символом города. Со своими 157 метрами в длину и вместительностью до 40000 человек он также является одним из крупнейших храмов среди европейских стран. Внутри храма можно полюбоваться многими жертвенниками, статуями, картинами и алтарями.

1. Собор Святого Василия (Россия)

Один из самых представительных и восхитительных жемчужин русской истории и архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Собор Святого Василия в Москве был торжественно освящен 12 июля 1561 г. Его строительство было инициировано царем Иваном Грозным и длилось между 1555 и 1561. Храм состоит из 9 церквей. Самая высокая башня стоит в центре и измеряется высотой 47,5 м. Первоначальная концепция собора заключалась в создании группы часовен, каждая из которых посвящена святым, в день которых царь выигрывал битву. Но строительство центральной башни объединило пробелы между ними в одно сооружение, которое заслуженно можно назвать самым красивым собором в Европе!

10 древнейших храмов мира, которые и сегодня поражают своим величием


Каменные рельефы, найденные в храме Гёбекли Тепе.

Культовые сооружения существуют на протяжении тысяч лет и являются подтверждением существования других цивилизаций и культур. Эти постройки и сегодня очаровывают своей красотой и величием. В этом обзоре речь пойдёт о 10 самых древних храмах на нашей планете.

1. Кносский дворец


Древняя архитектура: Кносский дворец.

Греция
Построенный к юго-востоку от Ираклиона, Кносс был заселен в течение несколько тысяч лет, начиная с седьмого тысячелетия до н.э. Он был покинут после разрушения в 1375 году до нашей эры. Великий дворец Кносса построили между 1700 и 1400 годами до нашей эры, на месте первого дворца, созданного около 1900 года до нашей эры. Функция данного места сайта не совсем известна, хотя утверждается, был ли он использован в качестве административного центра или религиозного центра (а, может, и того и другого одновременно).
Согласно греческой мифологии, дворец был спроектирован архитектором Дедалом по приказу короля Миноса, который затем заточил знаменитого архитектора в темнице, чтобы тот никому не раскрыл план дворца. Дворец также был связан с мифологическим Лабиринтом, который являлся обителью Минотавра. Дворец был заброшен примерно в конце эпохи бронзы (1380-1100 гг. до н.э.) из-за многочисленных катастроф, в том числе землетрясений и пожара. Это также одно из старейших зданий в мире .

2. Гёбекли-Тепе


Древняя архитектура: Гёбекли-Тепе.

Турция
Гёбекли-Тепе, который расположен на вершине холма в юго-восточной Турции, считается самым древним храмом в мире. Он датируется 10-8 тысячелетием до нашей эры, т.е. храму исполнилось уже 12 000 лет. Раскопки начались в 1995 году профессором Клаусом Шмидтом, который рассматривает этот объект как святилище. Археологи считают, что это было место для поклонения, ритуальных или религиозных целей.
На колоннах Гёбекли-Тепе были найдены вырезанные рельефы, в основном изображения львов, лис, кабанов, змей, журавлей и диких уток. Строительство храма предшествовало возникновению гончарства, письма, а также изобретению колеса и животноводства. На месте раскопок не было найдено следов одомашненных растений или животных.

3. Храм Амада


Древняя архитектура: храм Амада.

Египет
Храм Амада — самый старый храм в Нубии. Он датируется временами восемнадцатой династии и был впервые построен Тутмосом III, который посвятил храм Амону Ра и Ре-Хорахти. Аменхотеп II продолжил украшение храма Амада, а его преемник Тутмос IV установил крышу над внутренним двориком. Позже, Эхнатон, который пытался отказаться от многобожия и ввести культ Атона, запретил в храме поклонение Амону, но Сети I во время 19-й династии вернул все на круги своя.В храме Амада было найдено две важные надписи. Первая принадлежит Аменхотепу II и была сделана в течение третьего года его царствования. В ней описывается беспощадность фараона во время битв в Азии, где он лично казнил семь начальников района Такхи. Во втором тексте упоминается поражение при попытке вторжения в Ливию во время правления Мернептаха. В храме сохранилось многих красивых объектов, включая яркие цветные рельефы.

4. Храмы Джгантия


Древняя архитектура: храмы Джгантия.

Мальта
Они старше Стоунхенджа и великих пирамид Египта. Это два храма Джгантия на острове Гозо у берегов Мальты, которые были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Храмы, датирующиеся между 3600 г. до н.э. и 3000 г. до н.э., были посвящены Великой Матери-Земле. Также найденные в них доказательства свидетельствуют, что в них в свое время находился оракул.
Название Джгантия происходит от слова «джангт», мальтийского слова, обозначающего гигантов, поскольку местный фольклор полагал, что эти здания были построены гигантами, которые использовали их для поклонения. Сегодня очень мало известно о религиозных церемониях, которые проводились в этом месте, но ученые полагают, что здесь проводили жертвоприношения животных и «жертвы жидкости», которую наливали в специальные отверстия. Возможно, Джгантия был местом культа плодородия .

5. Хаджар-Ким и Мнайдра


Древняя архитектура: Хаджар-Ким и Мнайдра.

Мальта
Эти два храма были построены между 3600 г. до н.э. и 3200 г. до н.э. на южной окраине острова Мальта. Расстояние между двумя мегалитическими храмовыми комплексами составляет примерно 500 метров. В 1992 году ЮНЕСКО признала эти структуры объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Предполагается, что храмы использовались для астрономических наблюдений или в качестве календаря. Не было найдено никаких письменных записей, которые рассказывают о целях этих структур, но здесь были найдены останки костей животных, а также жертвенные кремневые ножи и отверстия, через которые на веревках что-то спускали вниз (вероятно, жертвы). Храмы не использовались в качестве гробниц, поскольку в них не нашли человеческих останков. Предполагается, что эти 5500-летние структуры использовались в религиозных целях.

6. Храм Сети I


Древняя архитектура: храм Сети I.

Египет
Храм расположен в Абидосе на берегу реки Нил. Он был построен в 1279 году до нашей эры примерно во время конца правления фараона Сети I. Считается, что его сын Рамсес II закончил строительство этого храма, посвященного Осирису, который имеет семь святынь, каждая из которых предназначена для отдельного египетского божества (Гор, Исида, Осирис, Амон Ра, Ра-Горахти и Птах). Самое примечательное в этом храме — это список царей Абидоса, который вырезан на стене (он содержит имена 76 правителей древнего Египта).

7. Гипогей


Древняя архитектура: Гипогей (Хал-Сафлиени).

Мальта
Расположенный на Мальте, этот храм был случайно обнаружен в 1902 году. Он полностью расположен под землей и первоначально, как считается, был святилищем. В нем археологи нашли останки более 7000 человек, а также целый ряд предметов, таких как амулеты, бусы, керамику, каменные и глиняные головы, резные фигурки людей и животных.
Самое замечательное открытие — глиняная фигурка, названная «Спящая леди», которая, как полагают учены, символизирует богиню-мать. Считается, что это место было впервые использовано еще в 4000 году до н.э. и заброшено в 2500 г. до н.э. Сегодня это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, его разрешено посещать только нескольким людям в день, причем в очередь нужно записываться за несколько недель до этого.

8. Храм Хатшепсут


Древняя архитектура: храм Хатшепсут.

Египет
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри расположен на западном берегу Нила. Он был спроектирован государственным деятелем и архитектором женщины-фараона Хатшепсут по имени Сенмут. Потребовалось в общей сложности 15 лет, чтобы построить этот храм в промежутке между 7-м и 22-м годами правления Хатшепсут (которая правила с 1479 года до нашей эры до ее смерти в 1458 году до нашей эры). Храм был построен, чтобы ознаменовать достижения Хатшепсут и служить в качестве погребального храма для нее, а также выступать в качестве святилища бога Амона Ра.

9. Луксорский храм


Древняя архитектура: Луксорский храм.

Египет
Луксорский храм, расположенный на восточном берегу реки Нил, является одним из древнейших египетских храмов. Хотя сегодня он является туристической достопримечательностью, изначально храм был посвящен трем египетским богам: Амону, Мут и ​​Хонсу. Также храм использовался для проведения фестиваля Опет, одного из самых важных религиозных фестивалей в Древнем Египте. Храм был построен в 1400 году до н.э. Аменхотепом III (1390-52 г.г. до н.э.), а затем был завершен Тутанхамоном (1336-1327 г.г.до н.э.) и Хоремхебом (1323-1295 г.г. до н.э.).

10. Стоунхендж


Древняя архитектура: Стоунхендж.

Англия
Стоунхендж, расположенный в Уилтшире, Англия, является одним из самых известных и старейших в мире мегалитических сооружений. Считается, что он был построен с 3000 до 2000 годов до нашей эры. Стоунхендж состоит из кольца стоящих вертикально камней, каждый из которых примерно 4 метра, 2 – 3,5 метра в ширину и весит 25 тонн.
Неизвестно, какая цивилизация сделала эту структуру, поскольку после нее не осталось никаких письменных записей. Кроме того, люди не знают точной цели, для которой был построен Стоунхендж. Широко распространено мнение, что памятник использовался как могильник или церемониальный комплекс или храм мертвых.


Не менее удивительно выглядят сегодня и 10 древних артефактов, обнаруженных в морских глубинах. Для учёных существует ещё огромное количество неразгаданных тайн.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

10 готических соборов средневековой Европы

Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

10 готических соборов фото.

1. Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

Гостиницы и отели: St. Stephen’s Cathedral

2. Бургосский собор. Бургос, Испания

Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

Ближайшие отели: Бургосский собор

3. Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

Отели рядом с Реймсским собором

4. Миланский собор. Милан, Италия

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

Ближайшие отели: Миланский собор

5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания

Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

Гостиницы и отели: Севилья

6. Йоркский собор. Йорк, Англия

Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

Гостиницы и отели: Йоркский собор

7. Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

Гостиницы и отели: Notre Dame Cathedral

8. Кёльнский собор. Кёльн, Германия

Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

Ближайшие отели: Кёльнский собор

9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия

Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

Гостиницы и отели: Santa Maria del Fiore

10. Шартрский собор. Шартр, Франция

Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Гостиницы и отели: Шартрский собор

ТОП-10 самых впечатляющих храмов Европы

«Вестник АТОР» представляет подборку из десяти самых интересных христианских храмов Европы – от Рима и Москвы до Норвегии и Уэльса – от грандиозных и величественных соборов до деревянных церквушек.

СОБОР СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА

Где: Ватикан

Ни один уважающий себя портал, составляющий рейтинг самых впечатляющих европейских соборов, не может пропустить Собор Святого Петра в Риме. Это крупнейший исторический христианский собор в мире (но не самый крупный вообще – об этом поговорим далее). Здание Собора Святого Петра представляет собой шедевр эпохи Возрождения, с его характерной архитектурой фасадов и барочными украшениями.

Архитектурный комплекс собора создавали настоящие гении. Это Микеланджело, которому было поручено руководить работами по строительству собора в 1546 году. Это Карло Мадерна, пристроивший к основному зданию базиликальную часть. Это Джованни Лоренцо Бернини, создавший ансамбль площади перед собором – ныне одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Независимо от того, в какой части этого грандиозного строения вы находитесь, будь то на вершине купола, возвышающегося над городом, или в склепе самого Святого Петра, вы всегда почувствуете особую атмосферу этого места.

Интересные факты: Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Вместимость собора около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади, к которой обращается с балкона собора папа Римский, читая свои послания «Граду и миру». По образцу и подобию собора Святого Петра в Риме была построена и самая большой на нынешний момент христианский храм в мире – храм Пресвятой Девы Марии Мира в Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар.

МАРИАЦКИЙ КОСТЕЛ (СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ)

Где: Краков, Польша

Современный внешний облик этот храм обрел в результате перестройки в 1392-1397 гг., хотя первый каменный костел в романском стиле на этом месте был построен еще в начале XIII века. Сейчас этот красивейший католический храм выходит своим главным фасадом на краковский Главный рынок.

Интересной особенностью этого костела являются две абсолютно разные башни в основании: у них разная высота и архитектурные элементы. Шпиль верхней башни венчает позолоченная корона, а нижняя выполняет роль колокольни. Еще одна «фишка» костела: во время заката, когда солнце садится над шумной главной площадью, весь собор будто бы начинается светиться изнутри красным светом.

Интересные факты: На высокой (82 м) башне Хейналица находится часовой колокол диаметром в 165 см, отлитый в 1530 году. Отсюда каждый час доносится Мариацкий хейнал, транслируемый польским радио по всей стране как сигнал точного времени, и который является «аудио-визиткой» Кракова и всей Польши. У храма две части и два входа – для прихожан (с площади), и для туристов (сбоку от главного).

СОБОР ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО)

Где: Москва, Россия

Собор Покрова Пресвятой Богородицы – именно таково настоящее имя храма, который и москвичи, и туристы называют «собор Василия Блаженного». Это не только главное Красной площади в Москве, но давно уже символ и визитная карточка нашей всей России, и, пожалуй, самая известная в мире ее дотопримечательность.

Собор был построен середине XVIвека по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. «Василий Блаженный» славится своими яркими луковичными куполами и цветными крышами, напоминающими мерцание пламени костра. Впрочем, точное значение такого совершенно необычного «дизайна» куполов и по сей день остается неразгаданной историками и искусствоведами загадкой. Возможно, все дело в том, что собор не всегда назывался «храмом Василия Блаженного» – это название появилось по имени пристроенной к нему позже отдельной церкви – которых в этом соборе было 18 штук! Когда то собор Покрова Пресвятой Богородицы называли «Троицким», а затем – «Иерусалимским» собором. Есть версия, что необычная архитектура и концепция храма – это отражение предания о сне святого Андрея Константинопольского, которому на праздник Покрова приснился Небесный Иерусалим – его и изображает храмовый комплекс.

Интересные факты: Собор представляет собой целый храмовый комплекс, и сейчас состоит из восьми (а раньше – 18) церквей, престолы которых освящены в честь праздников, которые пришлись на дни решающих боев за Казань.

Храм является музеем, из значимых религиозных реликвий для паломников здесь можно отметить некоторые почитаемые иконы. Богослужения здесь, тем не менее, тоже идут — регулярно в воскресные дни и на второй день Пасхи.

СОБОР СВЯТЫХ ПЕТРА И МАРИИ (КЁЛЬНСКИЙ СОБОР)

Где: Кёльн, Германия

Строившийся на протяжении шести веков (!), Кёльнский собор, посвященным святым Петру и Марии, входит во все рейтинги самых больших красивых и грандиозных церквей не только в Европе, но и во всем христианском мире. Он буквально взлетает на 157 метров над самым центром Кёльна, доминируя над горизонтом долины Рейна на много миль. Хотя Кельнский собор и не самый высокий в мире (собор в Ульме выше на 4 метра), он остается храмом №1 в мире по ширине фасада (61 м) и самым большим готическим собором всей Германии.

Это также самая посещаемая достопримечательность во всей Германии: чтобы поглядеть на величественные готические фасады, контрфорсы и скульптуры, и, разумеется, зайти внутрь полюбоваться витражами, каждый день сюда приходит около 20 000 туристов и гостей Кельна.

Особенности:Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собор известен во всем христианском мире и тем, что здесь хранятся почитаемые реликвии, главная из которых – мощи Трех Волхвов, — тех самых, принесших Христу-младенцу дары в Рождество. Они лежат в золотом «Ларе трёх волхвов».

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА (ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ)

Киев, Украина

Живописнейшая Киево-Печерская лавра является одной из самых красивых христианских святынь Европы. Более всего, конечно же, туристам и паломникам известен главный собор лавры – храм Успения Пресвятой Богородицы, усыпальница киевских князей. Лавра была основана в 1051 году монахами Антонием и Феодосием как скромный пещерный монастырь в тогдашних традициях древнерусского монашества. Затем монастырь медленно разрастался, постепенно заняв два красивейших холма, возвышающихся над правым берегом Днепра. А сами древние пещеры, с которых и началось строительство этого храмового комплекса, сейчас не менее популярны среди паломников и туристов, чем Успенский собор лавры. Сейчас лавра — одна из главных достопримечательностей Киева и Украины.

Особенности: Подземные лабиринты Ближних и Дальних пещер тянутся на многие километры — монахи копали на протяжении столетий. Пещеры представляют собой замысловатую систему коридоров высотой 2—2,5 м, расположенных на глубине от 10 до 20 м под землей. Однако для посещения паломников открыты в общей сложности лишь около 700 метров пещер лавры.

СОБОР СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА (САГРАДА ФАМИЛИЯ)

Где: Барселона, Испания

Самый известный «долгострой» мира — собор Святого Семейства в Барселоне, известный как Саграда-Фамилия, известен туристам лучше, чем любое другое здание в Барселоне. Даже несмотря на то, что это – так и не незавершенная по сей день постройка.

Знаменитый проект Антонио Гауди взлетает ввысь над равнинами Коста-Брава более чем на 160 метров. Он представляет собой такую симфонию архитектурных стилей, что посетители этого колоссального интерьера могут провести несколько часов, рассматривая каждую деталь. Именно за свой необычный вид он и стал одной из главных достопримечательностей Барселоны.

В укромных уголках собора таятся мрачные горгульи, в то время как огромные черепахи в своих панцирях цепляются за стелы. Внутри доминирует разноцветная «мешанина» из возвышающихся древовидных колонн. Модерн, готика, сюрреализм, романская архитектура – в Саграде-Фамилии есть все.

Интересные факты: Согласно данным правительства Испании, полностью достроить храм удастся не ранее 2026 года.

ХРАМ СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО (СТАВКИРКА В БОРГУННЕ)

Где: Боргунн, Норвегия

Одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей (ставкирок – норв.) в мире расположена между дикими в долинах Лердал в западной Норвегии. Во внешней архитектуре можно заметить черепичную крышу, скульптурные изображения драконов на ее коньках, а также рунические знаки-обереги XII века.

Внутри церковь представляет собой «смесь» открытых балок и резных скульптур, где туристам легко представить, как викинги встречаются и молятся здесь в течение столетий

Уникальность постройки состоит в том, что она сохранилась без существенных технологических и декорационных изменений с XIIвека, кроме окраски – когда-то она была расписана яркими красками.

Интересные факты:Ставкирка в Боргунне была построена «без единого гвоздя» — как и знаменитая церковь в Кижах. Для постройки церкви был частично использован ясень – священное дерево скандинавов-язычников.

Церковь Ванг в Карпаче

Где: Карпач, Польша

«Скандинавский эмигрант в польской глубинке» — именно так можно было бы назвать эту самую посещаемую в мире деревянную церковь. Она была построена в Норвегии – полностью из дерева, без единого гвоздя – а затем перевезена в Польшу в 1842 году, когда ее подарил местным протестантам прусский король Фридрих, пожалевший церковь, которую хотели снести.

Начало строительства церкви датируется XIIвеком; сама по себе она является одним из немногих оставшихся примеров старой архитектурной школы церковного строительства, которое было особенно популярно в странах Северной Европы в то время. Сегодня эту достопримечательность можно найти среди покрытых зеленью холмов и еловых лесов гор Крконоше.

Особенности: Церковь Ванг посещают более 2о0 000 туристов каждый год.На стенах церкви по-прежнему видны оригинальные надписи и руны эпохи викингов. Изначально костел был приобретен королем для берлинского музея, однако в 1844 году король подарил его польской протестантской церкви по просьбе графини фон Реден из Буковца.

Собор св. Франциска (церковь Сан-Франческо в Ассизи)

Где: Ассизи, Италия

Вряд ли найдется человек, который будет оспаривать величественную красоту церкви Сан-Франческо в Ассизи – этот мерцающий жемчужно-белый свод, возвышающийся над равнинами Перуджи. Туристы, посещающие это место, всегда остаются в восторге от изысканных романских перекрестных сводов и портиков эпохи Ренессанса, плавно сочетающихся с готическими апсидами и резными оконными рамами Верхней церкви.

Внутреннее убранство главного храма ордена францисканцев также поражает воображение. Всемирную известность он получил в том числе благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Св. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками.

Особенности: Храм находится под охраной ЮНЕСКО и является одной из шести «великих базилик» Римской католической церкви.

Собор Святого Давида/St. David’sCathedral

Где: Сент-Дейвидс, Уэльс

Расположенный на самом краю Западного Уэльса, собор Святого Давида будто бы «наблюдает» за бурными волнами на побережье острова Рамси и заливом Святой Невесты. С момента своего основания в VIIвеке он успел подвергнуться многократным нападениям викингов, побывать под патронажем Вильгельма Завоевателя и получить особые привилегии от папы Каликста II: два паломничества в Сент-Дейвидс приравнивались к паломничеству в Рим.

На сегодняшний день собор поражает туристов разнообразием готических и средневековых стилей и атмосферой легенд и мифов, которую вполне можно ожидать от строения возрастом 1300 лет.

Особенности: Собор посвящен национальному покровителю Уэльса – Святому Давиду.

1. Великая церковь в Константинополе

Прославленный храм, построенный Юстинианом и посвященный Христу, «храм Мудрости Божией» или «Святая София» , на протяжении долгих столетий оставался самым величественным произведением религиозного зодчества во всем христианском мире. Служа кафедральным Собором «архиепископу Нового Рима», «вселенскому» Патриарху, храм вызывал изумление во всем мире и оказывал мощное эстетическое и также миссионерское воздействие. Когда послы русского князя Владимира Киевского посетили эту святыню в 988 г., то потом они признавались, что в храме им было непонятно, «все ли еще они на земле, или же уже на небе», и Русская Летопись объясняет принятие русскими именно византийского христианства как раз тем эффектом, который произвел на киевлян отчет послов князя Владимира . Но влияние «Великой Церкви» ощущали на себе не только «варвары»; многое перенимали у византийцев и иные христианские сообщества, обладающие собственными традициями. Во время византийской оккупации Италии (VI—VII вв.) Римская Церковь усвоила большое число византийских гимнографий . Сирийские яковиты, несмотря на свое отпадение от Православия из–за христологических разногласий, переводили и перенимали очень многое из византийской гимнографий, происходило это в основном в царствование Македонской династии (867— 1056), когда Византии удалось вновь завоевать Средний Восток . Хорошо известно также о влиянии Византии на Армению.

Престиж, которым пользовался Константинополь, примечателен, в частности, потому, что отсутствуют свидетельства о проведении сознательной церковной или имперской политики, насаждавшей византийские обычаи посредством каких–то законодательных или административных мер. В православном мире, который непосредственно оставался в поле влияния Константинополя и который был в литургическом отношении даже еще более централизованным, чем римский мир , различия в литургических обрядах сохранялись до XV в. (см. об этом, например, у Симеона Фессалоникского). Но эта литургическая централизация проистекала не из целенаправленной политики центральной власти, но из необыкновенно высокого культурного престижа Константинополя, имперской столицы. Принятие литургической практики или традиции «Великой Церковью» означало признание ее законной и, в конечном счете, как бы давало гарантию ее всеобщего одобрения и в остальном христианском мире.

За исключением очень немногочисленных, скорее искусственных и поверхностных начал, позаимствованных из церемониала императорского двора, Литургия «Великой Церкви» представляла собой синтез разнородных элементов, и вряд ли ее можно считать самобытным творением . Этот ее синтетический и «кафолический» характер достоверно отражает роль Византии в политике и в богословии. Как империя Византия вынуждена была интегрировать разнородные культурные традиции, из которых она состояла, а как центр имперской Церкви делала непрестанные попытки к поддержанию равновесия между теми различными местными богословскими течениями, которые разделяли христианский мир после IV в.

Форма византийской Литургии, и, следовательно, ее богословие определялась следующими главными составляющими.

А. Раннехристианское, предконстантиново ядро, которому Византийская Церковь (как и все прочие главные традиции христианского Востока) оставалась полностью верна, особенно в совершении двух таинств, которые «обобщают» все другие: Крещения и Евхаристии . Несмотря на совершенно различные условия христианской жизни и на принятие Крещения младенцев в качестве универсального образца, обряд Крещения сохранил сформулированные и существенные формы в том же виде, как они определены во II—III вв. Выполняемое через полное погружение, Крещение оставалось тщательно разработанным и торжественным изображением пасхального Таинства и являлось «переходом» из ветхой жизни в новую — отвержения сатаны и единения со Христом. Ритуал остался по сути свободным от позднейших форм символизма и незатронутым засакраментальными влияниями. Миропомазание, совершаемое священником, употребляющим «святое миро», освященное епископом, никогда не отделялось от Крещения; неофит, даже если он был еще ребенком, был потом тотчас же допущен к Евхаристии.

Предконстантиновское ядро не столь ясно просматривается в византийской Евхаристии, периферийные части которой были богато украшены символизмом и истолковывались как сакраментальное воспроизведение жизни Христа. Ее главная часть — то есть собственно Евхаристический канон, — сохранила, и весьма верно, свой первоначальный вид, в котором явственно просматриваются еврейские корни Евхаристии. То же самое можно сказать и о двух Евхаристических литургиях, вытеснивших в византийском мире более древнюю палестинскую Литургию «святого Иакова», — это Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Обе датируются, в основном, IV—V вв., причем непосредственное авторство Василия Кесарийского (ум. в 379 г.) почти достоверно в отношении канона, носящего его имя. Но св. Василий воспользовался более древней традицией, которую он возводил к самим апостолам . Его Евхаристическая молитва — «несомненно одна из прекраснейших и гармоничнейших формул этого рода, завещанных нам христианской древностью,… очень близка к самой древнейшей редакции христианской молитвы, использует выражения, которые все еще очень близки самой еврейской молитве» .

Согласно средневековому византийскому ordo , как он отражен в писаниях канониста XII в. Вальсамона , Литургия Иоанна Златоуста является обычной Евхаристической формой, которая совершается на протяжении всего года, кроме времени Великого Поста; Литургия Василия Великого служится только десять раз в году, в особо торжественных случаях. Древняя Литургия «святого Иакова», тем не менее, не была совсем забыта и ее еще помнили в Иерусалиме и некоторых поместных общинах. С точки зрения экклезиологии, очень важно то обстоятельство, что в Византии Евхаристия оставалась торжественным, праздничным богослужением и предполагала собирание всей местной христианской общины на трапезу Господню. Византийская Церковь не только не принимала в расчет возможности совершения так называемых «низших Месс», или по случаю; она даже не считала нормой ежедневное священнодействие Евхаристии в храме, за исключением монастырского. Более того, священнику не позволялось совершать более одного богослужения в один и тот же день; нельзя было также на одном и том же престоле в один день служить более одной Евхаристии. Такие правила ставят экклезиологическую реальность единой Церкви, осуществляющуюся в Евхаристии, превыше всех пастырских удобств и любых практических соображений. Как и в ранней Церкви, Евхаристия никогда не была действием какой–то частной группы верующих и никогда не служила какой–то частной или случайной цели, она всегда предлагалась «о всех и за вся» целой Церковью.

Б. Литургическая эволюция так называемого «кафедрального» обряда, — определение А.Баумштарка в отношении практики самых главных церквей больших городов, отличающейся от обычаев монашеских общин . В рукописи сохранилось описание такого обряда, так как он практиковался в Святой Софии с 802 по 806 гг. , а Симеон Фессалоникский (ум. в 1429 г.) описывает «певческое бдение», принадлежащее той же традиции, хотя он и признает, что в его время в своем чистом виде это бдение уже не практикуется даже в Софии .

Отпуская на чтение из Писания и кафизм из Псалтири сравнительно мало времени, этот ритуал способствовал пышному цветению гимнографии и разворачиванию Литургии на манер «мистерии» или «драмы». В самом деле, трудно было сохранить общинное представление о христианском обряде, удержать понимание Евхаристии как трапезы общения, когда Литургию стали осуществлять в огромных базиликах, вмещавших многие тысячи молящихся. Но раз уж раннехристианская община превратилась в толпу номинальных христиан (эту метаморфозу Златоуст описывал в славных проповедях в Константинополе как настоящую трагедию), то для Церкви стало необходимо подчеркивание священного характера христианских таинств, чтобы защитить ее от мирской профанации и оградить завесами и преградами, тем самым практически отказывая толпе мирян в активном участии в богослужении, не считая пения церковных гимнов. Эта эволюция, оправданная чисто практическими и пастырскими соображениями, получила, однако, не вполне здоровое богословское выражение в «Церковной иерархии» Псевдо–Дионисия. Мы уже ранее описывали, что «земная» Литургия Дионисия объяснялась как символ — и только символ, — представляющий неизменную иерархию существ, которые стоят между отдельным христианином и его Богом. После Дионисия Литургия начинала играть роль как бы гностической инициации, а понятие общей жизни во Христе часто терялось. Но сакраментальный реализм и более традиционалистский взгляд на Литургию сохранялись в самом обряде, и богословы, например, Николай Кавасила, могли стать выше двусмысленной традиции индивидуализма и гностического символизма, которые ввел в VI в. Дионисий.

В. Монашество. С самого начала Константиновой эры параллельно нарождающемуся «кафедральному» типу богослужения существовал и монастырский тип, часто вступавший в соперничество с первым. Этот тип характеризовал вероятное наличие ряда автономных частей общего богослужения (вечерня, всенощная, полунощница, утреня и четыре канонических часа, дополнявшихся в Иерусалиме «средними часами»), причем использовались почти исключительно псалмопения — монахи вначале вообще противились гимнографии . Монастырская служба могла быть практически непрерывной, не прекращаясь ни днем, ни ночью, как это имело место, например, в обители «Неусыпающих» в Константинополе. Монашеские общины развили также покаянные аспекты позднейшего византийского синтеза: великопостный цикл, земные поклоны, посты.

Самые ранние из имеющихся описаний «Типикона» (устава) Студийского монастыря в Константинополе и палестинского «Типикона» монастыря Св. Саввы фиксируют литургические чины обоих важнейших монашеских центров в состоянии, которое существовало примерно в X столетии. К этому времени обе обители успели утратить первоначальную умеренность монастырского богослужения: они не только перестали сопротивляться гимнографии, но и превратились в главные Центры сложения песнопений (Феодор сочинял гимны в Студийском монастыре, Иоанн Дамаскин — в обители Св. Саввы). С другой стороны, символистский гностицизм в духе Псевдо–Дионисия из–за этого оказал на монашеские круги значительное влияние: если назначение земной Церкви состоит в подражании «небесным иерархиям», то монахи считали себя a fortiori обязанными стремиться к «ангельской жизни» как к цели. Получалось, что повсеместное приятие Дионисие–ва понимания Литургии должно было свести воедино оба типа — «монастырский» и «кафедральный».

Но начальная стадия интеграции произошла не в Константинополе. Здесь даже в X веке «Типикон» «Великой Церкви» и устав Студийского монастыря все еще остаются очень непохожими (Студийское правило, видоизмененное патриархом Алексием, между тем, было занесено в Киев и усвоено там Феодосием Печерским). Слияние обоих правил произошло в Иерусалиме, где монашеская практика была принята в первоначальный «кафедральный» обряд, и случилось это примерно в XI столетии. Латинская оккупация Константинополя (1204—1261) и последовавший за ней упадок Студийской общины поспособствовали усвоению объединенного иерусалимского «Типикона» «Великой Церковью» Константинополя и его распространению по всему византийскому миру . Главными проводниками этой литургической унификации стали великие исихастские патриархи XIV в., в особенности Филофей Коккин.

Принятие единой системы Литургии для храмов в миру и для монастырских церквей облегчало введение литургического единообразия во всей Церкви. Византийское верховенство на христианском Востоке привело, фактически, даже к еще большей литургической централизации, чем та, которой когда–либо удавалось добиться Риму на Западе. Различие, однако, состояло в том, что на Востоке не придавали никакого особенного экклезиологического значения этой централизации, так как она была результатом лишь уникального культурного престижа «Великой Церкви». На самом же деле даже истоки византийского обряда не были константинопольскими, но первый его вариант произошел из Сирии, а второй имел палестинское происхождение. Тем более, что вновь обращаемые народы имели возможность переводить Литургию на свои наречия, что уравновешивало изъяны централизации и представляло собой могучее орудие миссионерской деятельности. Во всяком случае, Литургия осталась в Православной Церкви важнейшим выражением единства.

Такое же значение имело усвоение в Византийской Церкви и монашеского «Типикона» с тем, чтобы с его помощью руководить литургической жизнью всей христианской общины. По сути, Византия была в этом не одинока, все другие восточнохристианские духовные семейства — копты, яковиты, армяне — претерпели ту же участь. Усвоив монашескую духовность в качестве общего образца своего культа, христианский Восток в целом выражал эсхатологический смысл христианского провозвестия. Сама объемность литургических требований, записанных в «Типиконе», невозможность их полного выполнения всем составом обыкновенной общины и суровость покаянной дисциплины, подразумевавшаяся литургическими книгами, всегда служила препятствием тесного отождествления Церкви с нынешним aion , тем самым являя собою знамение грядущего Царства. Правильно понимаемая восточная Литургия помещает Церковь в состояние непреходящего эсхатологического напряжения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Киево-Печерский Успенский собор

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (Великая Печерская церковь), главный храм Киево-Печерской лавры, был расположен напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры.

  • Престол: Успения Пресвятой Богородицы (главный), ап. Иоанна Богослова (нижний правый придел, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), первомученика архидиакона Стефана (нижний левый придел), св. Иоанна Предтечи (придел в северо-западном углу), ап. Андрея Первозванного (придел на хорах справа) и Преображения Господня (придел на хорах слева).
  • Адрес: Украина, Киев, Киево-Печерская лавра
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена в 1073 году по благословению прп. Антония игуменом Феодосием и епископом Михаилом (?).

Согласно Киево-Печерскому Патерику, Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам: возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее… Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить… Моим именем хочу назвать ее, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила — Она наместной да будет».

Божия Матерь благословляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)

Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией.

Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя. Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.

По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 году начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 году было закончено.

В 1083 году пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.

Греческие мастера — архитекторы, мозаисты и иконописцы — с благословения игуменов Стефана и Никона создали монастырскую строительную артель и иконописную мастерскую, которые занимались благоукрашением не только Успенского Печерского собора, но и храмов Михайловского Златоверхого монастыря, Кловской Влахернской обители преподобного Стефана и других храмов. В 1951 году на территории Лавры археологами была обнаружена древняя мозаичная мастерская.

14 августа 1089 года Успенский собор был освящен митрополитом Киевским Иоанном.

Церковь отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

В 1470 и 1722-1729, 1755, 1893 годах церковь реконструировалась.

В период немецкой оккупации Киева, 3 ноября 1941 года, собор был взорван. Существует несколько версий: собор был взорван фашистами; агентами НКВД; партизанами, намеревавшимися уничтожить посещавшего его президента Словакии Тисо.

В 2000 году Успенский собор был восстановлен. Во результате реконструкции Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.

Святыни

Успенский собор Киево-Печерской лавры, дореволюционное фото

Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила.

У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского, а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.

В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского.

Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр (Могила), архимандриты Иннокентий (Гизель), Елисей (Плетенецкий), Памва Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Архитектура

Киево-Печерский Успенский собор, 1073 — 1078 гг. Реконструкция Н. Г. Логвина

Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.

На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII-XVI веках. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр (Могила) для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII века боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII века вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок.

До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.

Долгое время считалось, что древние части церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

Киево-Печерский Успенский собор

Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 годов. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

Внутреннее убранство

Успенский собор Печерской лавры. Общий вид с севера (до разрушения)

О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».

Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.

Ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой. Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.

В XVIII веке мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 году собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова. До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании пострадали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в закрытой раке в Ближних пещерах.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

Использованные материалы

  • Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской лавры // Официальный сайт лавры
    • (материал удален с сайта)