Иаков

Как Иаков боролся с Богом — толкование Библии

Опубликовано 31.05.2015

  • Как Иаков боролся с Богом и как Иаков мог победить Бога (Ангела Господнего) в борцовском поединке? Разве Бог сделал ангела бессильным? Каково толкование этой истории из Библии? И почему ангел просил Иакова отпустить его на рассвете? Зачем ему нужно было спрашивать разрешение?

    И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. (Бытие 32:24-29)

    Ответ:

    Иаков боролся с Богом и победил

    Толкование этой истории в Библии не очень простое. Я боюсь, что есть некоторые вещи в Библии, по поводу которых мы просто должны решить, что не знаем этого. История того, как Иаков боролся с Богом является примером этого. Кто был этот «человек?» Он конечно, был не обычным человеком. Был ли он ангелом? Правда в том, что мы на самом деле не знаем, но это, кажется, разумным предположением. Мы знаем, что Иаков назвал эту борьбу «встречей с Богом лицом к лицу», поэтому, конечно, это было какое-то духовное существо.

    Была ли «борьба» Иакова физической, с борцовскими движениями и испытаниями физической силы, или это больше было духовной или метафорической борьбой? Опять же, мы не знаем. Это, конечно, кажется странным для нас, что Иаков и это существо, по-видимому, обладали почти равной силой в этой борьбе. Для меня это означает, что испытание на прочность не было чисто физическим. Опять же мы просто не знаем ответа на эти вопросы. Почему лимитом времени для этой «борьбы» Иакова был восход солнца? На четвертый или пятый вопрос мы должны быть мудры в том, чтобы признать, что мы просто не знаем.

    Как толковать то, что имя Иаков изменилось на Израиль в этот момент? Для этого вопроса мы имеем больше доказательств. Имя Аврам было изменено на Авраам, когда Бог заключил завет с ним. Когда Бог выбирает мужчину для определенной цели, Он стремится дать этому человеку новое имя. То же самое относится к Симону (Петру).

    События в Пенуэле нагружены символикой, и нам надо больше сосредоточиваться на ней, чем на деталях событий. В этом событии человек противостоит Богу, человек просит у Бога благословения, Бог благословляет человека, но Бог напоминает человеку о Его силе и власти. В этой истории Иаков (Израиль) символически представляет всю нацию Израиля, но, как предзнаменование, он представляет всех тех, кто также стремится к отношениям с Богом.

    Джон Окс

    Перевод: Сергей Дяченко

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 48 Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии Распятие Иисуса Христа — фильм «Крест» на реальных событиях » Назад 1 / 48

    24. Иаков борется с Ангелом.

    24. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;

    25. и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он бороля с Ним.

    26. И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

    27. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.

    28. И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

    29. Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудо.) И благословил его там.

    Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии (Ос. 12:3-4), был Богом. Сам Иаков (ст. 30) признает, что видел Бога, лицо Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места одинаково признают борца явлением из небесного мира – Ангелом. При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного – Ангела Сущего, ранее являвшегоя Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (48:16).

    Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение Иакова с враждебными отношениями его к брату. Иаков доселе боролся с братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень “влагает смелость в Иакова, который боялся брата” (блаженный Феодорит, там же). Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с Ангелом Божиим, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы Иакова (Ос. 12:3, beono, “в силе, крепости своей”), но и еще большим напряжением сил духовных, молитвою веры: по пророку Осии, Иаков в борении своем с Ангелом Божиим “и превозмог, но плакал и умоял Его” (12:4). Указание на духовный момент борьбы заключается и в повествовании Моисея – в просьбе Иакова благословить его (ст. 26).

    По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Господним, есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предизображение всей будущности потомства Иакова, отселе получающего (ст. 28) имя Израиля, – всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама (гл. 15), в котором также (но более конкретно) предизображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных.

    Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным, видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола abaq (ст. 24-25; евр. 25-26) – сражаться подобно атлету (покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его (nervus ischiadicus) и хромоты его вследствие того (ст. 25,31). Так, “и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения” (блаженный Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без благословения с Его стороны (ст. 26). Но Ангел Господень – применительно к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью, говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378).

    Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе прекращается его борьба хитростью – “запинание” в отношении к людям и обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и проч.), и начинается священное борение его духом за высшее богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени “Иакова” ему и потомству его даруется священное, теократическое имя “Израиль” – по объяснению самого текста “богоборец” (святой Иоанн Златоуст толкует: “видящий Бога,” – по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), – путем постоянства подвига молитвы (ср. Евр. 5:7) принимающий духовные блага от Бога, что вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Господня, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя.

    По сравнению с мазоретским текстом у LXX, в слав. и рус. есть в ст. 29 прибавка к еврейскому тексту: “оно чудно,” – сходная с Суд. 13:18, подтверждающая, что боролся он с Ангелом Божиим, и видимо имевшая место в оригинальном списке.

    30. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, явидел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.

    Географическое положение Пенуэла точно неизвестно; упоминается впоследствии в истории Гедеона (Суд. 8:8) и Иеровоама (3 Цар. 12:25).

    31. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.

    32. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.

    Обычай неупотребления “вертлюжьей жилы” животного, доселе соблюдаемый евреями, восходит ко времени до Моисея, который, не внося его в законодательство свое, отмечает, однако, существование его и дает видеть важность его, коренящуюся в важности исторического события, послужившего его опорою.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Патриарх Иаков (Израиль)

    Борьба Иакова с Ангелом. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

    Исав возненавидел Иакова и после смерти отца хотел его убить. Опасаясь за сына, Ревекка советует Исааку послать Иакова в Месопотамию, чтобы взять жену. Исаак благословляет выбрать в жены одну из дочерей Лавана, брата Ревекки. Получив благословение, Иаков отправляется в Месопотамию. Он вышел из Вирсавии. Ему предстояло пройти долгий и трудный путь. Сначала нужно было пройти на север по Ханаану, потом через Иордан, Галаад, Васан; идти по направлению к Дамаску и далее — до Харрана, где жил Лаван. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает добродетели Иакова: «Посмотри же теперь на этого юношу, воспитанного дома, никогда не испытавшего ни трудностей путешествия, ни жития на чужой стороне, ни других каких-либо беспокойств, — поучись как совершает он путешествие, и поучись высокому любомудрию» (Беседы на книгу Бытия. 54. 3).

    Ночь застала его близ города Луз. Иаков положил под голову камень и лег ночевать. Ему было замечательное видение, имевшее высокий пророческий смысл. Он увидел во сне лестницу от земли до неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Иаков увидел на лестнице Господа, Который сказал: Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28, 13–15).

    Лестница от земли до неба была выражением тесной связи небесного и земного. Восхождение по ней Ангелов и нисхождение их означает, что они возносят за людей молитвы к Богу, ходатайствуют за них и низводят на людей милости Божии.

    Лестница Иакова. Монастырь Дионисиат, Афон

    Это место из книги Бытия читается в качестве паремии на Богородичных праздниках. Лествица Иакова — это связь Неба с землею, человека с Богом. Совершеннейший образец такого соединения явила Пречистая Дева Мария. Она Сама стала той лестницей, которая возводит к Богу. Большинство ветхозаветных пророческих откровений имеет как общечеловеческий, мессианский смысл, так и ближайший (в пределах ветхозаветной истории). Видение Иакова имело и конкретную цель: укрепить праведника в многотрудном деле соучастия в планах Божественного домостроительства. Патриарх Иаков еще не знал, какие испытания его ждут. Господь заранее укрепляет его веру Своими обетованиями и обещает защиту. Иаков назвал это место Вефиль (евр. Бет-Эль — дом Божий).

    Иаков был с радостью встречен своим дядей Лаваном. Он поселился в его доме и стал работать. Полюбив его младшую дочь Рахиль, которая была красива станом и красива лицем (Быт 29, 17), он не мог сразу просить ее руки, так как на Востоке именно жених (а не родители невесты) должен давать выкуп родителям невесты. Иаков же был странник и ничего не имел. Он предложил за Рахиль семь лет своих трудов. Когда они прошли, то показались Иакову как несколько дней. Так он полюбил Рахиль. Лаван устроил брачный пир, а вечером ввел в его покои Лию. По-видимому, была полная тьма, потому что только утром Иаков узнал, что это была Лия. Чтобы загладить вину, Лаван предложил окончить брачную седмицу дней, а потом взять в жены еще Рахиль, но для этого нужно было отработать еще семь лет.

    У каждой из них были свои причины для страданий. Рахиль была любимой, но неплодной. Лия могла рожать, но ее не любил супруг. Господь призрел на Лию и дал ей детей. Первым родился Рувим. Он стал одним из двенадцати патриархов израильских, от которых образовалось двенадцать колен. Первенец, несомненно, имел доброе устроение души. Он помешал братьям убить Иосифа. Позже, когда Иаков отказался отпустить с братьями в Египет своего любимого сына Вениамина, Рувим предложил вместо него четырех своих сыновей.

    Вторым Лия родила Симеона. Третьим сыном Иакова от Лии стал Левий. Колено, которое произошло от этого патриарха, занимает в Священной истории особое место: оно не получило в земле обетованной своего удела, но было поставлено на служение Богу. Из него поставлялись первосвященники, священники и левиты. Четвертым Лия родила Иуду. Он тоже проявил сострадание к Иосифу, предложив не убивать, а продать его. Во время второго путешествия в Египет он предложил себя в рабы к Иосифу за Вениамина, которого тот хотел оставить при себе (Быт 44, 16–34). Промыслом Божиим именно это колено было избрано в особых целях Божественного домостроительства: из него произошел Мессия, Христос — Спаситель мира. Пятым родился Дан. Потомки его были судьями и воинами.

    У патриарха Иакова было уже десять сыновей, когда Бог призрел и на Рахиль: услышал ее Бог, и отверз утробу ее (Быт 30, 22). Она родила сына, которого назвала Иосиф («прибавляющий, дающий еще»). Этому патриарху Божественный Промысл назначил особое место в судьбах Израиля. Проданный в рабство в Египет и прошедший через страдания, он спас избранный народ от гибели во время страшного голода. Многие обстоятельства жизни патриарха Иосифа прообразуют события земной жизни Иисуса Христа.

    Закончился второй семилетний срок договора Лавана и Иакова. Но Лаван, видя, что Божие благословение, пребывавшее на Иакове, пришло и на его дом, не захотел его отпустить. Прошло еще шесть лет. Иакову было тяжело. Лаван проявлял сильное недовольство, что его работник стал богаче его. Господь повелел Иакову возвратиться на родину и обещал: Я буду с тобою (Быт 31, 3).

    Когда Лаван удалился из дома, чтобы стричь скот, Иаков, получив согласие Лии и Рахили, вместе со всем многочисленным семейством, скотом и богатством ушел из Харрана. Лишь на третий день Лаван узнал об уходе зятя и начал погоню. Через семь дней он нагнал караван в Галааде, в Заиорданье. Ограждая неприкосновенность Своего избранника, Бог явился Лавану и предостерег его от насилия над Иаковом. Лаван и Иаков заключили союз, воздвигли во свидетельство соглашения памятник из камней. Когда Иаков отправился в дальнейший путь к дому отца своего, Господь укрепил его. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим (Быт 32, 1–2), что в переводе с еврейского значит двойной стан. Легко понять цель этого Божьего откровения. Иаков, уйдя от преследования Лавана, опасался того, чей гнев заставил его покинуть отчий дом двадцать лет назад.

    Когда Иаков узнал, что Исав, имея четыреста человек, идет ему навстречу, разделил стан надвое, чтобы мог спастись хотя бы один из них. Он обратился со смиренной молитвой к Богу. Он говорил, что недостоин всех милостей и благодеяний, но просил защитить его и всю его семью. Молитва успокоила его. Он отменил прежнее решение о бегстве и пошел навстречу Исаву, послав впереди богатые дары — скот. Когда подошли к речке Иавок, которая с востока впадает в Иордан, Иаков вброд перевел семью, а сам остался один. Как объясняют экзегеты — для молитвы. И явился ему, как сказано в Священном Писании, Некто и боролся с ним до зари. Это — одно из самых таинственных мест в библейских книгах. Ночное событие было предметом толкований и исследований многих экзегетов. «Из всего рассказа, — пишет блаженный Феодорит, — познаем — здесь явился Иакову Единородный Божий Сын Бог».

    Хотя эта борьба была испытанием также и физических сил Иакова, она имеет несомненно духовный смысл. «Показывая же Иакову, сколько времени они боролись, Ангел присовокупил: взыде заря. И Иаков просил у Него благословения, научая тем, что боролись они друг с другом по любви; и Ангел благословил Иакова, показывая сим, что не гневается он на того, кто противостоял Ему, будучи человеком перстным» (Преподобный Ефрем Сирин). Боровшийся с Иаковом коснулся бедра патриарха и повредил его: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт 32, 28). Новое имя Иакова — Израиль перешло на весь богоизбранный народ и стало этнонимом. Один из возможных переводов: «Бог борется».

    По дороге в Ханаанскую землю, близ Вифлеема, умерла во время родов Рахиль. Сына она назвала Бенони («сын моей скорби»). Однако Иаков, не желая, чтобы имя постоянно напоминало об этом печальном событии, назвал сына Вениамин («сын правой руки, сын счастья»).

    До Иакова в каждом поколении только один представитель рода был наследником обетования. Остальные (братья и их потомки) отделялись от центральной наследственной ветви. Начиная с Иакова все потомки патриархов входят в состав богоизбранного народа: двенадцать сыновей Иакова, их дети и все их потомки.

    Иаков

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иаков (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения).

    Категория на Викискладе

    Иаков, Израиль (ивр. יַעֲקֹב‎, Яаков; араб. يعقوب‎‎, Якуб)
    Иаков, борющийся с Ангелом, Гюстав Доре, 1855, Granger Collection, New York
    герой Пятикнижия, третий из библейских патриархов
    Толкование имени: «пята, след, следовать»;
    от др.-евр. yahqub-el — «защитил Господь»
    Отец: Исаак
    Мать: Ревекка
    Дети: Колена Израилевы:

    от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон.
    от Рахили: Иосиф, Вениамин.
    от Валлы: Дан, Неффалим.
    от Зелфы: Гад, Асир.

    Место погребения: Пещера Махпела
    Связанные понятия: Лестница Иакова

    Иаков, Израиль (ивр. יַעֲקֹב‎, Яаков; в исламе — араб. يعقوب‎‎, Якуб) — герой Пятикнижия, третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки, родившей после двадцатилетнего бесплодного брака.

    Почитается во всех авраамических религиях: в иудаизме, христианстве и исламе.

    Происхождение имени

    Имя Иаков интерпретируется как производное от слова акев «пята, след», так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26). Помимо имени собственного, ивритское יעקוב является глаголом в будущей форме третьего лица мужского рода и переводится «(он) будет следовать, последует».

    Жизнеописание

    Получение первородства

    История Иакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков хитростью добился от отца Исаака благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Вся дальнейшая жизнь Иакова рассказана в книге Бытие.

    Сон Иакова

    Основная статья: Лестница Иакова

    Бегство в Харран

    Избегая мести брата Исава, Иаков по совету матери удалился в город Харран (Северная Месопотамия — Арам-Нахараим) и женился там на двух дочерях своего дяди Лавана, Лии и Рахили. От них и их служанок Зелфы и Валлы имел двенадцать сыновей (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин) и дочь Дину.

    Схватка с Богом

    По возвращении из Месопотамии, он проживал в Ханаане, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — Израиль («Борющийся с Богом»), с напутствием: «…ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт.32:27,28). Согласно изданию Библейский энциклопедический словарь. Э. Нюстрем. 1868. (изд. пересм. и испр.) имя Израиль на еврейском означает «Божий герой».

    Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему отведен был богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них.

    Смерть и гробница

    Иаков скончался 147 лет от роду; тело его, в силу его завещания, перевезено было в Землю Обетованную.

    Погребён в священной Пещере Махпела в Хевроне; где также погребена его жена Лия, и патриархи с жёнами: Авраам, Исаак, Сарра, Ревекка.

    Потомки Иакова

    Основная статья: Колена Израилевы

    Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, согласно Библии, образовали израильский народ.

    При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28). У Иакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

    • Сыновья Лии: Рувим (Рэ’увен), Симеон (Шим’он), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун).
    • Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин).
    • Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали).
    • Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер).

    У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Меннаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило число колен до 13.

    В соответствии с перечислением потомков Иакова в Книге Бытия единственной дочерью Иакова (от Лии) была Дина, однако среди комментаторов Пятикнижия возникла версия и о существовании других неупомянутых в перечне детей дочерях Иакова.

    Упоминания

    В талмудической литературе

    В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7: см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. Р. 82:2).

    В искусстве

    Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья».

    > См. также Иаков

    Примечания

    • Иаков — статья из Электронной еврейской энциклопедии
    • С кем боролся Иаков в Пенуэле? Д.Щедровицкий
    • Борение Иакова В. В. Сорокин
    • Дороги праотцев

    Генеалогия от Адама до Давида в Ветхом Завете

    от Адама до Сима

    Адам · Сиф · Енос · Каинан · Малелеил · Иаред · Енох · Мафусаил · Ламех · Ной · Сим

    от Арфаксада до Иакова

    Арфаксад · (Каинан) · Сала · Евер · Фалек · Рагав · Серух · Нахор · Фарра · Авраам · Исаак · Иаков

    от Иуды до Давида

    Иуда · Фарес · Есром · Арам · Аминадав · Наассон · Салмон · Вооз · Овид · Иессей · Давид

    Библейские пророки
    Пророки в Пятикнижии
    Ной
    Ноах
    Евер
    Эвер
    Валаам
    Биль’ам
    Иов
    Иов
    Авраам
    Авраам
    Сарра
    Сара
    Исаак
    Ицхак
    Иаков
    Яаков
    Моисей
    Моше
    Аарон
    Аарон
    Мириам
    Мирьям
    Иисус Навин
    Иехошуа бин Нун
    Финеес
    Пинхас
    Пророки в Эпоху Судей и объединённого царства
    Девора
    Двора
    Илий
    Эли
    Анна
    Ханна
    Самуил
    Шмуэль
    Давид
    Давид
    Соломон
    Шломо
    Гад
    Гад
    Нафан
    Натан
    Ахия Силомлянин
    Ахия ха-Шилони
    Письменные пророки
    Великие пророки: Иезекииль
    Иехезкель
    Иеремия
    Йирмияху
    Исаия
    Йишаяху
    Даниил
    Даниэль
    Малые пророки: Аввакум
    Хаввакук
    Авдий
    Овадья
    Аггей
    Хаггай
    Амос
    Амос
    Захария
    Зехарья
    Иоиль
    Йоэль
    Иона
    Иона
    Малахия
    Малахи
    Михей
    Михa
    Наум
    Наxум
    Осия
    Хошеа
    Софония
    Цфанья
    Другие пророки Израиля и Иудеи
    Самей
    Шемайа
    Илия
    Элияху
    Елисей
    Элиша
    Олдама
    Хульда

    Исламские пророки

    Посланники

    Адам (ислам) • Адам | Нух • Ной | Ибрахим • Авраам | Муса • Моисей | Иса • Иисус | Мухаммед

    Пророки

    Идрис • Енох | Шис • Сиф | Худ | Салих | Лут • Лот | Исмаил • Измаил | Исхак • Исаак | Якуб • Иаков | Юсуф • Иосиф | Аюб • Иов | Шуайб • Иофор| Харун • Аарон | Йуша ибн Нун • Иисус Навин | Ильяс • Илия | Аль-Яса • Елисей | Зуль-Кифль • Иезекииль | Ишмоил • Самуил | Юнус • Иона | Давуд • Давид | Сулейман • Соломон | Закария • Захария | Яхья • Иоанн

    Праведники

    Билкис • Царица Савская | Имран • Святой Иоаким | Зуль-Карнайн | Лукман | Мариам • Мария | Узайр • Ездра | Хидр | Шем’ун

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Израиль. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иаков.

    Иаков, Израиль

    др.-евр. יַעֲקֹב, Яаков; араб. يعقوب‎, Я‘куб


    Иаков, борющийся с Ангелом. Гюстав Доре, 1855, Granger Collection, New York

    Пол

    мужской

    Толкование имени

    «пята, след, следовать»;
    от др.-евр. yahqub-el — «защитил Господь»

    Занятие

    Чабан

    Отец

    Исаак

    Мать

    Ревекка

    Супруга

    Лия и Рахиль

    Дети

    Колена Израилевы:
    от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон.
    от Рахили: Иосиф, Вениамин.
    от Валлы: Дан, Неффалим.

    от Зелфы: Гад, Асир.

    Место погребения

    Пещера Махпела

    День памяти

    24 декабря

    Связанные понятия

    Лестница Иакова

    Медиафайлы на Викискладе

    Иа́ков, Израиль, Исраиль (др.-евр. יַעֲקֹב я`ако́в; в исламе — араб. يعقوب‎, Я‘куб) — герой Пятикнижия; третий из библейских патриархов; младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки, родившей после двадцатилетнего бесплодного брака. Отец 12 сыновей, родоначальников колен Израилевых.

    Почитается во всех авраамических религиях: в иудаизме, христианстве и исламе (как Якуб).

    Спустя двадцать лет после свадьбы у Ревекки от Исаака (сына Авраама) родились два сына-близнеца. Старшего сына Исаак назвал Исавом, а младшего — Иаковом.

    История Иакова излагается в Книге Бытия (Быт. 25; 27—50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Характеры и занятия братьев разнились: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков, выменяв Исаву красноватую снедь (чечевичную похлебку) за право первородства, хитростью добился от отца Исаака, благоволившего Исаву, благословения на первородство и сделался родоначальником еврейского народа. Вся дальнейшая жизнь Иакова, вынужденного расплачиваться за свой обман, рассказана в книге Бытие.

    Бегство из Ханаана в Харран

    Избегая мести брата Исава, высказавшего своё желание его убить, Иаков, по совету своей матери Ревекки, удалился в город Харран (Северная Месопотамия, Арам-Нахараим). По его словам, в тот момент он имел с собой лишь один дорожный посох, а голову для сна преклонял на камнях. Во время своего побега, в одну из ночей, он увидел во сне мистическое видение, известное сейчас как Лестница Иакова. Это видение очень напугало Иакова. Он посчитал, что находится в месте священного портала, используемого Богом. Поэтому утром он поставил камень, на котором преклонил голову, как памятник и освятил его елеем. И назвал он это место, ранее известное как Луз, Вефилем.

    Придя в Харран, Иаков навёл справки о состоянии здоровья и благосостоянии семейства Лавана — брата свой матери. Познакомившись с родственниками, он предложил Лавану свои услуги в качестве пастуха с тем условием, что платой Лавана за семь лет работы Иакова станет заключение брака Иакова с Рахилью; на что Лаван дал своё согласие, но позже несколько обманул ожидания Иакова, выдав за него, под видом Рахили, старшую из своих дочерей — Лию (Быт. 29:18). Общественные традиции не позволяли Лавану выдать младшую дочь замуж раньше старшей. Но не успел Иаков поднять скандал, как Лаван его успокоил, сказав, что по окончании свадебной недели он выдаст за него и обещанную ему Рахиль (Быт. 29:25—28). При этом он добавил уже своё условие, что Иаков отработает за Рахиль последующие семь лет. Этот случай был не единственным, когда Лаван менял условия сделок (Быт. 31:41); и, видимо, этим он настроил Иакова против себя, в результате чего Иаков и сам, в свою очередь, начал извлекать пользу для себя за счёт нанесения экономического ущерба Лавану, снижая качество поголовья его племенных овец. Отработав на Лавана семь лет за Рахиль, он ещё шесть лет работал на тестя за скот определённой масти. В процессе работы Иаков создал все условия для того, чтобы скот принадлежащей ему масти был сильным, здоровым и давал качественную шерсть; а скот, принадлежащий по договору Лавану, отвечал более низкому стандарту качества.

    Бегство из Харрана в Ханаан

    Уход Иакова из Харрана в Библии объясняется откровением, полученным Иаковом, хотя само событие больше напоминало бегство, поскольку он ушёл из дома Лавана не попрощавшись и забрав с собой его дочерей и внуков, в то время как Лаван пошёл стричь овец и находился в трёх днях пути от дома. Иаков решил не прощаться, поскольку опасался каких-то осложнений. Причины для осложнений были в детях и внуках, которые своим трудом и заботой могли скрасить Лавану старость.

    Лия и Рахиль, в ответ на призыв Иакова к отъезду, отметили, что их отец растратил своё состояние и поэтому после его смерти на заслуживающее внимания наследство рассчитывать не приходилось. Кроме того, они припомнили и то, что Лаван продал Иакову своих дочерей как вещи, что давало Иакову права собственности на своих жён.

    Впрочем, несмотря на поспешный отъезд Иакова, Лаван всё же догнал караван зятя на дороге, ведущей в Ханаан, и таким образом хоть как-то, но попрощался с близкими и родными. Искал он также и фигурки своих родовых божков, украденные Рахилью и спрятанные ею под верблюжьим седлом (как предполагают некоторые учёные, само по себе владение родовыми идолами в то время считалось весомой долей в наследстве; а согласно законодательству Хаммурапи, зять, обладавший статуэткой тестя, пользовался правом наследства наравне с сыновьями).

    Сопоставляя данные из биографии Иосифа и Иакова в Египте, можно сделать вывод, что Иаков пришёл в Харран в возрасте 77 лет. На Лии и Рахили женился через 7 лет после прибытия, то есть в 84 года. Первый ребёнок от Рахили — Иосиф — родился у Иакова за 6 лет до возвращения в Ханаан, на 91-м году его жизни — то есть через 7 лет после двойной свадьбы. С рождением Иосифа, после 14 лет пребывания в Харране, Иаков хотел сразу же вернуться на родину. Но так как Лаван уговорил его остаться и работать ради получения крупной доли от стада овец, то Иаков задержался у него ещё на 6 лет и вернулся на землю отцов в Ханаан к отцу и матери только спустя 20 лет после бегства (Быт. 31:38). Его отец Исаак умер через 24 года после возвращения сына в возрасте 180 лет. Умер Исаак возле дубравы аморрея Мамрия под Хевроном, в тех местах, где прожили последние годы своей жизни его отец Авраам и мать Сарра. Сыновья Исав и Иаков похоронили отца Исаака к востоку от города Кириаф-Арбы (то есть Хеврона), на поле хетта Ефрона бен Цохара в пещере Мапхела, рядом с его родителями. Впоследствии на том же месте похоронили и жену Исаака — Ревекку.

    Благодаря своей хитрости и трудолюбию, Иаков уже в Харране смог стать весьма богатым человеком. Он вернулся домой, имея многочисленных слуг, стада верблюдов, ослов, коров, коз и овец. Сам Иаков свои хозяйственные успехи объяснял тем, что ему помогал Бог.

    К моменту возвращения Иакова, Исав был не только состоятельным, но и весьма влиятельным; и судя по радости от встречи, меньше всего его беспокоило утраченное когда-то по глупости первородство.

    Со временем нажитое и унаследованное братьями животноводческое хозяйство так разрослось, что доступная им земля, на которой они пасли скот, больше не могла обеспечивать травой растущие стада. Чтобы избежать конфликтных ситуаций между пастухами и решить проблему жизненного пространства, Исав решил уйти на юг. Так, несмотря на отчасти несправедливо отнятое (купленное за похлебку) у него первородство, Исав забрал своих жён (дочь Измаила Басемат и других женщин, взятых им из хеттских племён), сыновей, дочерей, всех своих рабов, скот, остальное имущество и ушёл на завоевание горных районов Сеира — пустынной страны, которая лежала южнее Мёртвого моря и была населена хоррейскими племенами. В Сеире Исав, который имел прозвище Едом из-за красноватого оттенка кожи, стал родоначальником едомлян (идумеев). Территории, принадлежавшие едомлянам, впоследствии назывались Едомом.

    События в Сихеме

    По возвращении из Месопотамии Иаков с семейством проживал в Ханаане, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Позже Иаков, перейдя Иордан, поселился возле Сихема (современный Шхем (евр.), Наблус (араб.)). Специально для своего лагеря Иаков выкупил за 100 золотых монет у сихемского царя Еммора земельный надел, располагавшийся неподалеку от этого городка. Вероятно, при этом он также платил отдельно и за аренду пастбищ для скота.

    Во время пребывания семьи Израиля в Сихеме произошел заметный внутрисемейный инцидент, который впоследствии изменил весь ход истории, касавшейся семьи Израиля, да и истории израильского народа в целом. Во время пребывания Израиля в Сихеме старшие сыновья, дойдя до крайности в своей ревности и злобе, чуть не убили Иосифа — любимца и баловня Иакова. Событие произошло под Дотаном, располагавшимся примерно в 20 километрах к северу от Сихема, куда братья перегнали свои отары. Иосиф, пришедший к братьям из Сихема, наивно и, наверное, по-юношески не без хвастовства рассказал им о своём сне, в котором выступал большим начальником, стоящим над своими братьями. Это ещё больше усилило ненависть братьев к Иосифу, и почти все они возжелали убить его. Но, послушавшись уговоров старшего брата Рувима (который хотел спасти Иосифа, но не решался прямо выступить против девяти братьев), Иосифа бросили в пересохший колодец и ушли на обед.

    В то время мимо Дотана проходили два каравана — караван мадианских торговцев, шедший из Галаада в Египет, и караван измаильтян, также направлявшийся в Египет. Братья по предложению Иуды хотели продать Иосифа потомкам Измаила, но не успели. Пока братья обедали, купцы из Мадиана вытащили юношу из колодца, спрятали его и по дороге вскоре продали тем же самым измаильтянам за двадцать серебряных монет. Впоследствии измаильтяне перепродали 17-летнего юношу в египетском городе Он (город Солнца, греч. Гелиополис), где (согласно библейскому преданию) ему было суждено стать чуть ли не ангелом-хранителем Египта, семьи Иакова и других народов. В истории с Иосифом можно заметить некоторое совпадение с родословной Иисуса Христа: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии…» (Мф. 1:16).

    Второе неприятное событие в жизни Иакова, произошедшее под Сихемом, связано с тем, что сыном евейского царя Еммора была похищена во время прогулки и обесчещена Дина (дочь Иакова). И хотя впоследствии насильник искренне раскаялся и горел желанием взять Дину в жёны, сыновья Иакова, Симеон и Левий, возмущённые поруганием чести сестры, не простили ему содеянного. Скрывая гнев под маской дружелюбия, братья коварством и обманом перебили всех сихемцев мужского пола. Израильтяне разграбили евейский городок и поработили местных женщин и детей.

    Иаков, остававшийся в неведении о происходивших событиях, укорил сыновей за то, что они сделали его «ненавистным для жителей земли сей» (Быт. 34:30); после чего он, не дожидаясь возмездия со стороны союзных, а возможно и родственных сихемцам ханаанских царьков, свернул свой семейный лагерь и вернулся в Луз (названный им Вефиль или Бэт-Эл — что значит «Врата Бога»). Туда, где он когда-то видел во сне т. н. Лестницу Иакова.

    Во время переселения в Вефиль (Луз) Иакову через откровение было рекомендовано навести порядок в своём домашнем религиозном культе, так как его сыновья вынесли из Сихема не только драгоценности, но и предметы языческих культов. Во время чистки люди отдали Иакову племенных божков, талисманы, амулеты, кольца. Иаков закопал все предметы под дубом, неподалёку от Сихема.

    По пришествии в Вефиль некоторые сыновья Израиля создали свои семьи, но при этом не покидали отца и жили вместе с ним. Семьи с таким устройством сегодня называются патриархальными.

    В Вефиле семейство Иакова оставалось недолго. Там поставили жертвенник Богу Авраама и вознесли жертвы. Во время родов Вениамина в сильных муках умерла Рахиль. Её похоронили при дороге, ведущей из Вефиля в Вифлеем (Ефрафу), — будущую родину израильской царской династии. До города было ещё далеко. Это обстоятельство объясняет причину, по которой её похоронили не в городе, а у дороги. На её могиле поставили памятник, который известен и по сей день.

    Во время переселения в Вефиль Иаков получил новое (второе) имя от Бога — Израиль. С этого момента потомки Иакова в Писании часто назывались израильтянами.

    Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил своё бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — Израиль («Борющийся с Богом»), с напутствием: «…ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27, 28; повторно в Быт. 35:10). Согласно изданию Библейский энциклопедический словарь, имя Израиль на еврейском означает «Божий герой».

    Пинхас Полонский сообщает, что «имя Израиль (в ивритском подлиннике — «Исраэль» ישראל) имеет двойственную этимологию: это и «Прямой к Богу» (ישר-אל «Яшар-Эль») и «боролся с Ангелом». «Борьба Иакова, — продолжает Пинхас Полонский, — шла по многим направлениям, ему всё время приходилось преодолевать давление со стороны окружающих. Он боролся с людьми, Эсавом (в синод. переводе — Исавом) и Лаваном, и ангелом Исава (преодолевая свою боязнь перед ним), и также „боролся с Богом“, преодолевая категорию Элоим, суда, предопределённости. Величие Яакова (Иакова)-Израиля в том, что он не принимает „судьбу“, которая исходно выделена ему Свыше, — но, забирая себе предназначенное Исаву (Эсаву), обретает ещё более высокую миссию».

    В христианской Церкви было распространено толкование имени «Израиль» как «муж, видящий Бога», что справедливо по отношению к обстоятельствам Богоявления Иакову, но всё же является переводом не имени «Исраэль» (ישראל), а омонимичного ему сочетания איש «Иш» — ראה «Раа» — אל «Эль».

    Прибыв в Хеврон, Иаков получил прощение от Исаака в последние дни жизни последнего и похоронил отца, когда ему самому было 120 лет.

    Алексей Новоскольцев. «Иаков узнает одежды Иосифа»

    Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему был отведён богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен еврейского народа — колен Израилевых, судьба которых была пророчески указана в его предсмертном благословении для каждого из них.

    Переселение в Египет и рост рода Израилева

    В возрасте 130 лет Иаков с семьюдесятью прямыми потомками (согласно Синодального перевода — с семьюдесятью пятью) переселился в Египет (что произошло на втором году семилетней засухи, предсказанной Иосифом). Прожив в Египте ещё 17 лет он скончался в возрасте 147 лет. Тело его, по египетскому обычаю, Иосиф приказал набальзамировать, а затем — в силу его завещания, тело Иакова было перевезено в Землю Обетованную.

    Погребён в священной Пещере Махпела в Хевроне, где также погребена его жена Лия и патриархи с жёнами: Авраам, Исаак, Сарра, Ревекка.

    Основная статья: Колена Израилевы

    Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, согласно Библии, образовали израильский народ.

    При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла и Зелфа.

    • Сыновья Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон.
    • Сыновья Рахили: Иосиф, Вениамин. Рахиль умерла при родах последнего.
    • Сыновья Валлы: Дан, Неффалим.
    • Сыновья Зелфы: Гад, Асир.

    Перед смертью Иаков призвал к себе сыновей для благословения потомства и вместе с этим событием усыновил двоих сыновей своего сына Иосифа — Манассию и Ефрема, и возвёл этих двух своих внуков в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа. Поэтому в израильском союзе племён отсутствовало колено Иосифа. А общее число колен было тринадцать.

    Но так как род Левия в годы Исхода из Египта был призван на священство, был лишён доли при разделе землевладений и жил за счёт обязательного налога (десятины) в пользу материальной поддержки культа Яхве, то, как правило, в политической жизни Израиля фигурируют только двенадцать колен; хотя физически в союзе племён Израиля существовало не двенадцать, а четырнадцать территорий, занимаемых двенадцатью израильскими коленами. Это связано с тем, что появившиеся в силу разных причин две «дополнительные» клановые территории, принадлежавшие родам Манассии и Дана, были расположены почти как колонии отдельно от основных владений.

    В соответствии с перечислением потомков Иакова в Книге Бытия, единственной дочерью Иакова (от Лии) была Дина, однако среди комментаторов Пятикнижия возникла версия и о существовании других, не упомянутых в перечне детей дочерях Иакова.

    В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7: см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своём троне (Быт. Р. 82:2).

    В каббале

    В каббале раскрывается соответствие Иакова (Яакова) и сфиры тиферет.

    В исламе

    Основная статья: Якуб

    Иаков (Якуб) почитается как пророк и в исламе. В Коране он упомянут неоднократно. Так, например, рассказывается, как прозрел Якуб после того, как на его лицо была положена рубаха его сына Юсуфа (Иосифа), ранее проданного братьями в Египет: «Когда же прибыл добрый вестник, набросил рубаху на лицо (Якуба), и тот прозрел и сказал: „Разве я не говорил вам, что Аллах дал мне знание того, чего вы не знаете?“». Якуб упомянут и в ряде других сур (глав) Корана.

    Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья». В 1994 году был снят фильм «Иаков» по мотивам книги Бытия. Это была не первая экранизация библейской истории об Иакове.

    В православии

    В православной церкви Иаков почитается как пророк и ветхозаветный патриарх. Православная традиция придаёт особое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом и видению лестницы. Они понимаются как ветхозаветные образы боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков преображается (что отражается так же в перемене имени: Иаков — Израиль), выступая прообразом грядущему обновлению твари. Видение лестницы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретённой через вочеловечение Сына Божия; лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова часто встречается в византийском и древнерусском искусстве — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина»).

    1. Record #202148389276110710871 // VIAF — 2012.
    2. 21-23 // Книга Бытия
    3. 28 // Книга Бытия
    4. Мхитар Айриванеци, Хронографическая история — Второй труд, 3286

      Исаак и Ребека, 60 лет, родили Исава, от которого произошли Эдомиты, называемые ныне Франками, и Иакова, прозванного Исраилем.

    5. Быт. 25:26
    6. Дубрава Мамре. // «Священная Библейская История Ветхого Завета». Борис (Еп. Вениамин) Николаевич Пушкарь. 2000).
    7. Библейский энциклопедический словарь / Сост. Э. Нюстрем. 1868.
    8. Полонский П. Библейская динамика. Том 1. Комментарий к Торе — на книгу Бытия. Изд-во «Мосты культуры — Гешарим». Иерусалим. 2016, с. 517
    9. Блаж. Иероним Стридонский. Еврейские вопросы на книгу Бытия
    10. Быт. 47:9
    11. Исх. 1:5

      Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят , а Иосиф был уже в Египте.

    12. Быт. 47:28
    13. см.: Библия, Книга Бытия, гл. 50, ст.ст. 2 — 5 по сути речь идет о мумификации
    14. Быт. 50:12—14
    15. Быт. 49:28

      Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.

    16. Быт. 29:32—35

      32 Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие , ибо теперь будет любить меня муж мой.

      33 И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.

      34 И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.

      35 И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.

    17. Быт. 30:17—20

      18 И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар .

      19 И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына.

      20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.

      21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

    18. Быт. 30:23—24

      23 Она зачала и родила сына, и сказала : снял Бог позор мой. 24 И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

    19. Быт. 35:16—18

      16 И отправились из Вефиля. И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.

      17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын.

      18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.

    20. Быт. 30:5—8

      5 Валла зачала и родила Иакову сына.

      6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

      7 И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.

      8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

    21. Нафтали, в Библии // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
    22. Быт. 30:11—13

      10 И Зелфа, служанка Лиина, родила Иакову сына.

      11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.

      12 И Зелфа, служанка Лии, родила другого сына Иакову.

      13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

    23. Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4
    24. Чис. 18:20—26; Втор. 14:27—29
    25. Быт. 30:21

      Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

    26. «Введение в каббалу. Десять сфирот» (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
    27. Юсуф 12:96
    28. . azbyka.ru. Дата обращения 25 сентября 2016.

    Словари и энциклопедии

    Нормативный контроль

    LCCN: n82025275 · NKC: xx0143333 · VIAF: 202148389276110710871 · WorldCat VIAF: 202148389276110710871

    • Иезекииль (Йехезкель)
    • Иеремия (Йирмеяху)
    • Исаия (Йешаяху)
    • Даниил (Даниэль)

    • Аввакум (Хаваккук)
    • Авдий (Овадья)
    • Аггей (Хаггай)
    • Амос (Амос)
    • Захария (Зхарья)
    • Иоиль (Йоэль)
    • Иона (Йона)
    • Малахия (Малахи)
    • Михей (Михa)
    • Наум (Нахум)
    • Осия (Хошеа)
    • Софония (Цфанья)

    Пророки до Моисея и во времена Моисея
    • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
    • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
    • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
    Пророки в эпоху Судей
    и объединённого царства
    • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
    • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
    • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
    Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
    Другие пророки Израиля и Иудеи
    • Самей (Шмая)
    • Илия (Элияху)
    • Елисей (Элиша)
    • Олдама (Хульда)

    ДВЕНАДЦАТЬ СЫНОВЕЙ ИАКОВА

    Согласно ветхозаветным преданиям, сыновья библейского патриарха Иакова (Израиля): Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин; шесть из них рождены Иаковом от его двоюродной сестры Лии, два — от другой двоюродной сестры — Рахили, остальные — от служанок Лии и Рахили.Иаков, полюбивший Рахиль и 7 лет отслуживший за нее отцу ее Лавану Арамеянину, получает от него в жены сперва ее старшую сестру Лию, а только потом — Рахиль (за которую должен отслужить еще 7 лет). Видя, что Иаков больше любит Рахиль, чем Лию, Яхве «отверзает утробу» Лии, которая родит Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Рахиль, бывшая неплодной, просит Иакова дать ей детей; по желанию Рахили ее служанка Bалла родит от Иакова сыновей — Дана и Неффалима. После того Лия, переставшая рожать, дает в жены Иакову свою служанку Зелфу, которая родит сыновей — Гада и Асира. Наконец, Лия снова получает возможность провести ночь с Иаковом (за мандрагоровые плоды, взятые у нее Рахилью), после чего родит сыновей Иссахара и Завулона, а также дочь Дину. Тогда Яхве вспоминает о Рахили и отверзает ее утробу — родится Иосиф (Быт. 29-30). Все эти сыновья рождаются в Месопотамии (35, 22-26); последний, младший из Д. с. И. — Вениамин рождается (у Рахили) в Палестине (35, 16-18). В легенде об Иосифе (37-50) рассказано, как Иаков с сыновьями переселяются в голодные годы в Египет, к Иосифу, некогда проданному братьями в рабство, но дослужившемуся в Египте до положения высокого чиновника (см. в ст. ИОСИФ). Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен Израилевых (49). Исход «сынов Израиля» из Египта библейское предание связывает с именем Моисея; в новых местах их рассеяния за каждым коленом (учитывая, что колено Иосифа раскололось на две племенные группы, которым начало положили его сыновья Ефрем и Манассия, а левитам не полагалось своей особой территории) была закреплена особая территория (Чис. 32 и особенно Иис. Нав. 1, 13-17). Согласно традиции (по мнению некоторых исследователей, более поздней), все Д. с. И. погребены (как и отец их) в Палестине, что отражается и в соответствующих погребальных текстах последующего времени.Повествование о Д. с. И.- характерный пример объединения мифологического (или более позднего литературно-эпического) и исторического элементов. Оно содержит в легендарно-мифологической форме отголоски процесса формирования племенных групп израильского народа; племенные названия в истории древней Передней Азии переведены на персонифицированный язык мифа: «сыновья Иакова (Израиля)» понимаются как эпонимы-родоначальники двенадцати колеи Израилевых — т. е. племен, вошедших затем в племенной союз «Израиль». Реальные исторические черты исследователи усматривают иногда в арамейском происхождении двух жен Иакова (как возможное отражение примеси арамейского этнического элемента в соответствующих группах, входивших в число израильских племен). Само число 12 носит (как и во многих других архаических традициях, особенно ближневосточных) бесспорно сакрально-мифологический характер (см. ЧИСЛА; о роли символики числа 12 в последующей традиции см. в ст. ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ). В рассказе о Д. с. И. (Израиля), от которых происходят двенадцать колен Израилевых, соединились черты характерного с типологической точки зрения мифологического мотива о происхождении каждой части племени (в том числе у многих народов мира — двенадцати) от своего родоначальника (при допущении братских отношений между всеми родоначальниками). Само сочетание слов «сыны Израиля» построено по образцу древнеближневосточных, типа шумерского «сыновья Лагаша» = «люди Лагаша» и аналогичных древнесемитских. Согласно выводам современных исследователей, из текстологического анализа различных мест Ветхого завета выявляется противопоставление двух связанных между собой групп «сыновей Иакова» (и соответствующих им племен): с одной стороны Рувим, Симеон, Левий, Иуда (четверо из сыновей Лии), с другой — Иосиф и Вениамин к «дому Иосифа». На основе тех мест Ветхого завета, которые можно отнести к наиболее древнему периоду, предполагается, что эти шесть сыновей Иакова от двух его жен и составляют древнейшую историческую основу повествования. К числу позднейших (или, во всяком случае, мифопоэтических, не связанных с историческими фактами) добавлений относят мотивы «состязания» обеих жен, введение двух их служанок, рождение Гада и Асира от одной матери (оба эти имени имеют одно и то же первоначальное значение, приблизительно передаваемое как «на счастье!»). Объединение Дана и Неффалима содержит мифопоэтический мотив их рождения от одной матери (Валлы), но могло быть и отражением позднейшего совместного обитания колен Данова и Неффадимова. В известной мере историческую основу может иметь и объединение Иссахара и Завулона. Имена сыновей Иакова, как, по-видимому, и имена и число тех племенных групп, которые с ними связывались, очевидно, первоначально существенно варьировались. В пользу предположения о первоначально меньшем числе подразделений Израиля говорит песнь Деворы (Суд. 5), которую относят к 12 в. до н. э. (если не ранее), в ней отражены названия лишь 10 (а не 12) племен, причем имена Симеона, Левия, Иуды и, возможно, Гада (хотя этот вопрос не вполне ясен) в ней не названы, а имя Манассии упоминается в иной (возможно, более древней) форме. В то же время Симеон и Левий являются героями мифопоэтического рассказа о дочери Иакова Дине, приурочиваемого (в исторической своей части) к событиям 14 в. до н. э. и относящегося к другому географическому региону — Сихему, где, по мнению ряда современных исследователей, находился древний культовый центр израильских племен. Окончательное формирование тесного союза 12 племен и оформление повествования о Д. с. И. могло относиться к более позднему времени.Лит.: Еissfеldt O., «Gut Glück» in semitischer Namengebung, «Journal of Biblical Literature», 1963, v. 82; его же, Jakob-Lea und Jakob-Rakel. Gottes Wort und Gottee Land, в св.: Festschrift für Hans-Wilhelm Hertzberg zum 70. Geburtstag. , 1965, S. 50-56; Hoftijzer J., Enige opmerkingen rond het Israеlitische 12-stammensysteem, «Nederlands Theologisch Tijdschrift», 1959/1960, Bd 14; Моwinсkel S., Rakelstämme und Leastämme, «Zeitschrift für alttestamentliche Wissenachaft», 1958; Beiheft, 77; Nоth М., Das System der zwölf Stämme Israels, Stuttg.. 1930 (Beiträge zur Wissenschaft vom Alten und Neuen Testament, Folge 4, Н. 1); Оrlinskу Н. М., The tribal System of Israel and related groups in the perio of the Judges, Roma, 1962 («Oriens antiquus», v. 1); Smend R., Jahwekrieg und Stämmebund. Erwägungen zur ältesten Geschichte Israels, Gött., 1963 (Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments, Н. 84); Seebass Н., Erwägungen zum altisraelitischen System der zwölf Stämme, «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft», 1978, Bd 90, Н. 2.

    В. В. Иванов.

    Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me

    ИАКОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХ

    Прав. патриарх Иаков. Икона первой четверти XVIII в., из пророческого ряда Кижского Преображенского храма

    Иаков, Израиль, библейский патриарх, родоначальник народа Израильского

    Память в Неделю святых праотец и в Неделю святых отец

    Его история излагается в Быт. 25, 27-50. Иаков был младший сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. «И настало время родить ей (т.е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков.

    Дети выросли и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.» Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни.

    Патриарх Иаков. Икона XVI в. Скопье (Македония), Национальный музей

    Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт. 25:29-34). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава (Быт. 27:1-40). Впрочем, вследствие сего последнего поступка, он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (Быт. 28:1-5).

    Сон Иакова: видение лествицы. Роспись в катакомбах на Виа Латина в Риме, ок. 320-350 гг.

    На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, и ему были обещаны благословения Божий, данные Аврааму, и особенное покровительство в жизни (Быт. 28:10-22). По прибытии Иакова в Харран, Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу, и таким образом от четырех он имел 12 сыновей (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин) и одну дочь, Дину (Быт. 24, 30:1, Быт. 35:16-19).

    Наконец через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, Иаков тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем что у него было и направился в землю Ханаанскую. Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить по крайней мере домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (Быт. 30:25-43).

    В Маханаиме Бог ободрил Иакова, — его встретили ангелы Божии; но все-таки по мере приближения к отечеству, он ощущал в душе невольный страх, боясь встречи с братом своим Исавом, гнев которого против него, как он думал, еще не утих совершенно.

    Сон Иакова: борьба Иакова с ангелом. Фреска в нартексе храма Богоматери Перивлепты (Македония, Охрид), 1294-1295 гг.

    Близ потока Иавок во время ночи он выдержал таинственную борьбу с Богом, получил новое имя Израиль (Богоборец) и нарек имя месту тому Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт 32). Свидание Иакова с братом его, Исавом, обошлось мирно и любовно. Достигнув потом Сокхофа, Иаков основал было здесь себе жилище, но затем двинулся к г. Сихему, близ которого раскинул свой шатер, купил себе часть поля и воздвиг здесь Господу жертвенник.

    После несчастного события, именно бесчестия, нанесенного князем Сихемским его дочери, Дине, и жестокого отмщения за это Сихемлянам ее братьями, Симеоном и Левием, Иаков по повелению Божию со всем семейством собрался в Вефиль. Но перед отправлением в путь он приказал всем бывшим с ним бросить чужих богов, очиститься и переменить свои одежды. Вефиль был местом новых откровений милости Божией к Иакову. Во время пути из Вефиля любимая супруга Иакова, Рахиль, скончалась от трудных родов, родивши ему сына Вениамина, и погребли ее близ Вифлеема.

    Исаак был еще жив, будучи 180 лет от роду, когда Иаков посетил его в Хевроне, где впрочем он скоро скончался, и погребли его Исав и Иаков сыновья его (Быт 35). После сего Иаков обыкновенно жил в земле Ханаанской, но в определенном ли каком месте; о том в кн. Бытие точно не говорится. Один раз мы встречаем его живущим в долине Хевронской (Быт. 32:1,15).

    Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет, послужила для него источником горькой печали и скорби (Быт 37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему не мало беспокойств и огорчений. Но вот наконец он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (Быт. 42:45). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии, и наконец прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав на встречу своему отцу в Гесем, Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. — «Умру я теперь, увидев лицо твое, говорил Израиль Иосифу, ибо ты еще жив» (Быт. 46:29-30). Представленный Фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. — «Сколько лет жизни твоей?» спросил у него Фараон. — «Дней странствования моего сто тридцать лет, отвечал Иаков, малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их» (Быт. 47:8-10). И благословил Иаков Фараона и вышел, от него.

    Иаков в Египте, Гюстав Доре, 1865 г.

    По повелению Фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (Быт 47).

    Перед своею смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне, и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (Быт 47:29-31, 48, 49).

    По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела, согласно со сделанным им завещанием (Быт. 50:1-13).

    Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов царей ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной ста сорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или Еврейского народа или народа Божия и т.п.

    Еще чаще встречается в Свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником — имя Израиля. Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков или Израиль сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно-верующих на земле (Втор. 33:10, Пс 13:6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская церковь, основанная на земле Господом Иисусом Христом и Его апостолами.

    Сыновья Иакова стали родоначальниками двенадцати колен израилевых (см.).

    Использованные материалы

    • Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
    • Прот. Леонид Грилихес, А. Е. Петров, Д. В. Зайцев, С. А. Моисеева, М. А. М. «Иаков» // Православная энциклопедия, т. 20, с. 435-442 (материал использован частично):

    В Православных Церквах Иаков имеет общую память с другими праотцами. В византийских синаксарях сказание о праотцах помещалось также после сказаний о святых между 16 и 20 декабря (SynCP. Col. 315 sq.). 18 декабря встречается отдельное празднование в честь трёх первых патриархов — Авраама, Исаака и Иакова, иногда также вместе с пророком Давидом (SynCP. Col. 321 sq.).