Иерархия в православии

Содержание

>Духовный сан

Духовный сан — ранг, установленный для представителей духовенства.

Православие

Духовенство разделяется на:

  • чёрное (монашествующее, давшее обет целомудрия)
  • белое (женатое, неженатое).

Клир возглавляет патриарх, который принадлежит к чёрному духовенству.

Курсивом выделены титулы, использовавшиеся в синодальный период.

Духовенство Титул
Чёрное Белое
Рясофорные монахи Мантийные монахи Схимонахи
Архиереи
нет
Патриарх Всесвятейшество
Святейшество
Блаженство
Митрополит Схимитрополит Блаженство
Высокопреосвященство
Архиепископ Схиархиепископ
Епископ Схиепископ Преосвященство
Иереи
Архимандрит Схиархимандрит Протопресвитер Высокопреподобие
Высокоблагословение
Игумен Схиигумен Протоиерей
Священноинок Иеромонах Иеросхимонах
(схииеромонах)
Иерей (Священник) Преподобие
Благословение
Диаконы
Архидиакон Схиархидиакон Архидиакон Высокобоголюбие
Высокоблаговестие
Протодиакон
Священнодиакон Иеродиакон Иеросхидиакон
(Схииеродиакон)
Диакон Боголюбие
Благовестие
Иподиакон

Католицизм

В Католической церкви, видимым главой которой является Папа Римский, также различают епархиальное духовенство (белое) и монашествующих (чёрное). В Католической церкви латинского обряда епархиальное духовенство соблюдает целибат так же, как и монахи, в восточнокатолических церквях белое духовенство — женатое.

Католическое духовенство составляет три степени священства:

  • Епископ;
  • Священник;
  • Диакон.

Церковнослужители (служители Церкви, не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени — аколиты и чтецы — и не относятся к клиру.

До II Ватиканского собора к клиру причисляли и церковнослужителей. Весь клир делился на высших чинов (ordines maiores) — епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов и малых чинов (ordines minores) — остиариев, певчих, чтецов, экзорцистов и аколитов.

Кардинал — высшее (после Папы) духовное лицо, как правило, принадлежащее к степени епископа, которое входит в коллегию кардиналов — совещательный орган при Папе.

Прелат — исторический термин, применявшийся к кардиналам, архиепископам, епископам, генералам и провинциалам монашеских орденов, аббатам и другим лицам, занимающим высокие должности в структурах церкви; в настоящее время — почётный титул (Почётный прелат Его Святейшества), а также должность лиц, возглавляющих персональные прелатуры и территориальные прелатуры.

> См. также

  • Клир
  • Священство
  • Духовные дары

Примечания

  1. Титул Вселенского патриарха.
  2. Титул патриархов древних православных церквей, а также архиереев — глав автономных и некоторых самоуправляемых церквей.
  3. Грузинский патриарх обладает титулами Святейшество и Блаженство одновременно.
  4. Титул митрополитов и архиепископов — глав автокефальных, отдельных автономных и Украинской православной церквей.

Ссылки

  • Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи — М.: Наука, 1991.
  • Густерин П. В. Примерное соответствие духовных санов и должностей в исламе и православии.

Духовные саны и чины

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.

Диакон

К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:

  • белое священство – протодиаконов,
  • черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.

Священник

Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх — миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники — штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе — протоиерей.

Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.

Звание протоиерея — обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.

Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.

  • Архиерей, в переводе с греческого — начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.
  • Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями — большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия — область, митрополия — город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.
  • Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче — викариями.
  • Высший духовный чин в Православной Церкви — Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).

Иерархия в Православной Церкви

Церковная иерархия – это три степени священства в их соподчиненности и степени административной иерархии священнослужителей.

Священнослужители

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

из белого духовенства

Иерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности
настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым
саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств.

Участие диакона в богослужениях не обязательно.

Диакон

Протодиакон — старший диакон

Иеродиакон

Архидиакон — старший иеродиакон

Церковнослужители

Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

Существуют различные виды демонов — классификация составлялась в разные времена разными авторами из числа монахов, оккультистов и философов. Узнайте, какие демоны существуют, чем они отличаются между собой и какое отношение имеют к ангельским чинам.

В статье:

Виды демонов — чины в демонологии

В современной демонологии виды демонов — не раскрытая полностью тема. Но известно, что каждый представитель нечистой силы имеет строго регламентированный круг обязанностей, за рамки которого выступает довольно редко. В разные времена средневековая, современная, классическая демонология и ведущие авторы, изучающие эту науку, создавали различные способы классификации сил ада.

Все демоны когда-то были ангелами. Некоторые авторы, например, И. Виер и Р. Бертон считают, что если существует ангельская иерархия, то демоническая была создана по ее образу и подобию. Падшие ангелы воспользовались привычным способом построения иерархии, не создавая ничего нового. Существует девять ангельских чинов, и демонических чинов столько же.

Девять демонских чинов

Первый чин — это псевдобоги, демоны, выдающие себя за богов. Таковыми являются языческие божества, а также все остальные, за исключением единого Господа. Ими повелевает демон Вельзевул.

Второй чин — демоны лжи. Их задача — обманывать людей с помощью пророчеств и предсказаний. Они покровительствуют гадателям, экстрасенсам, прорицателям. Среди этих представителей демонической иерархии правителем является Пифон.

Третий чин — борцы с божьими законами и заповедями. Они изобрели все злые деяния, порочные виды занятий и искусств. Князем демонов беззакония является Велиал.

Четвертый чин — мстители и каратели. Они внушают мысли о мести и злодеяниям по отношению к другим людям, которые этого якобы заслужили. Повелевает мстящим демонам Асмодей.

Пятый чин — демоны-обманщики, которые совращают людей псевдочудесами. Они способны представиться кем угодно — как обычным человеком, который обладает даром, так и посланником Бога. Повелитель обманщиков — Сатана.

Шестой чин властвует над воздушной стихией, с помощью которой его представители наводят болезни и эпидемии на людей, а также стихийные бедствия. Руководителем шестого чина является Мерезин.

Седьмой чин — фурии, которые разжигают войны и раздоры. Их влияние можно заметить в больших масштабах, когда речь идет о военных конфликтах или крупных городских столкновениях. Фурии влияют и на людей по отдельности, заставляя их конфликтовать. Их правитель — Абаддон.

Восьмой чин — обвинители и соглядатаи. Они наблюдают за людьми, замечая их малейшие грехи и греховные мысли. При этом данные представители нечистой силы никогда не упускают шанса сделать пакость. Обычно их влияние проявляется в ложных обвинениях, клевете, ссорах с коллегами и близкими из-за недопонимания. Весь «компромат» обвинители отдают своему повелителю Астароту.

Девятый чин — искусители, которые толкают человека в грех. Наибольшее наслаждение им доставляет превращение праведника в заядлого грешника. Чаще всего именно эти демоны являются людям, их проще вызвать, но имейте в виду, что пользу от вашего общения получите не вы, а нечисть. Руководит ей Маммон.

Существует еще одна классификация демонов, привязанная к ангельской иерархии. До падения все демоны занимали в ней свои места. По средневековым записям, которые были получены во время изгнания демона Балберита из девушки по имени Мадлен, демоны после низвержения в ад заняли места в новой, темной иерархии в соответствии с теми местами, которые занимали на небесах. Иными словами, падшие херувимы среди демонов занимают такое же положение, как херувимы на небесах.

Вельзевул

Иерархия демонов

Первый уровень

Первый уровень демонической иерархии соответствует ангельскому, состоящему из серафимов, херувимов и престолов. Выше них — только князь Люцифер:

  • Серафим Вельзевул занимает второе место после Люцифера, как архангел Метатрон на небесах. Он склоняет людей к гордыне. Серафим Левиафан отталкивает людей от христианской веры, учит ереси и склоняет к грехам, которые противоречат христианской морали. Серафим Асмодей соблазняет роскошью и материальными благами.
  • Херувим Балберит, который общался с экзорцистом, если верить преданию, подталкивает людей к самоубийствам. Он же способствует ссорам и склокам, разжигает скандалы и учит злословию.
  • Престол Астарот заведует ленью, унынием и бездельем. Престол Верен делает людей нетерпимыми друг к другу, учит их эгоизму. Престол Грессин отвечает за склонность к неряшливости, заведует грязью в ее физическом смысле. Престол Соннелон всегда готов разжечь ненависть к недругу и заставить отомстить.

Второй уровень

Второй уровень иерархии демонов соответствует чину господства, силы и власти в ангельской иерархии:

  • Господство Элле подстрекает к нарушению обета бедности. Господство Розье — демон сладострастия и блуда.
  • Князь Сил Верье способен заставить нарушить обет послушания.
  • Власть Карро вселяет в сердца людей жестокость и борется с состраданием и милосердием. Власть Карниван заведует бесстыдством и отсутствием чувства вины за совершенные грехи, неспособностью раскаяться и получить прощение Бога.

Третий уровень

Велиал

Третий уровень — это бывшие начала, архангелы и ангелы:

  • Начало Велиал склоняет к высокомерию. Именно он создал моду и понятие красоты, ведь отличия во внешности тесно связаны с высоким мнением о себе. Велиал учит болтать и отвлекаться во время богослужений. Больше всего он влияет на женщин и детей.
  • Архангел Оливий отвечает за ненависть к бедности. Люди, которые находятся под его влиянием, ненавидят тех, кто зарабатывает меньше, чем они. Оливий учит не подавать милостыню и относится к бедным и убогим со всей жестокостью.

Классификация демонов по их месту обитания

Виды демонов по их месту обитания выделил монах Михаил Пселл, который жил около тысячи лет назад. Он утверждал, что не все демоны проживают в аду. По словам этого автора исторических, религиозных и философских трудов, демоны имеют определенные места обитания и редко выбираются из них. Первоисточник не сохранился до наших дней, но его неоднократно цитировали другие авторы, например, Генри Хэлиуэлл.

Огненные демоны

По этой теории, огненные демоны обитают в высших слоях воздуха, лунном эфире или вовсе над луной. Они не спускаются ни в мир людей, ни в ад. По Пселлу, они явятся только в Судный день.

Воздушные демоны

Воздушные демоны проживают в воздухе мира людей. Именно они — та самая нечистая сила, которой должен остерегаться каждый человек. Эти демоны умеют вызывать природные катаклизмы, становиться видимыми и влиять на жизнь людей. Время от времени они спускаются в ад по своим делам. Воздушные злые духи упоминаются в Гоэтии.

Земные демоны

Земные демоны, как и воздушные, обитают среди людей. Они могут скрываться в камнях, лесах и горах. Этот вид нечистой силы любит вредить людям, но далеко не все они злые. Некоторые из демонов земли тайно живут среди смертных, выдавая себя за обычных людей.

Водяные демоны

Водяные демоны живут в источниках воды. Они вредят мореплавателям и подводной живности. Водная нечисть агрессивна, никогда не говорит правды и довольно беспокойна. Чаще всего она является в обликах женщин.

Подземные демоны

Подземные демоны обитают в пещерах и горных расщелинах. Они вредят шахтерам и представителям других профессий, которые работают под землей. Подземной нечисти приписывают также разрушение фундаментов домов и землетрясения.

Демоны-светоненавистники, гелиофобы или люцифуги живут в аду и никогда не выходят за его пределы. По Пселлу, они непостижимы и недостижимы для смертного. При встрече с человеком люцифуг обязательно убьет его, задушив или отравив своим дыханием. Светоненавистники боятся только света, никаким колдовством или магической печатью удержать, вызвать или защититься от них невозможно. Они сторонятся людей и никогда не отвечают на различные вызовы.

По Пселлу, можно призвать только воздушного, земного, водяного и подземного демона. Это можно сделать в месте, соответствующем его сущности. Например, с водной нечистой силой лучше общаться на берегу водоема, с земной — в лесу, с подземной — в пещере. Для вызова воздушного демона это условие не нужно, воздух и так находится вокруг вас.

Виды демонов в демонологии — разделение по роду занятий

Обязанности демонической сущности раскрывают его мощь. Чем сильнее демон, тем большее влияние он оказывает на человека в частности и мир в целом. Классификация демонов по роду их занятий и уровню могущества впервые была введена Альфонсом де Спиной в 15 веке. Она часто подвергается критике, поскольку многие обязанности нечистой силы этот источник не упоминает, а большинство известных демонов не вписывается в рамки этой классификации.

Парки — римские богини судьбы, почти совпадающие с греческими Мойрами. (Картина «Три мойры», Марко Биджо, 1525 год)

Парками называли богинь, плетущих человеческие судьбы в римской мифологии. Подобные персонажи имеются в большей части языческих пантеонов мира. Де Спина причислил их к демонам, во власти которых находятся человеческие судьбы.

Чистые демоны — это могущественные существа родом из ада, которые нападают только на святых. Демоны-обманщики являются только людям, обычно в человеческом облике. Их цель — обмануть, ввести во грех праведного человека, получить его душу. Существуют еще демоны сна, или кошмарные демоны, которые насылают страшные сновидения и питаются энергией спящего.

Два вида представителей адского войска приставлены к ведьмам и колдунам. По де Спине, у каждой ведьмы имеется помощник, который практически всегда находится в облике небольшого животного. Отдельный вид демонов внушает им ложные воспоминания о шабашах — источник называет происходящие в реальном мире шабаши выдумкой.

О том, кто такие инкубы и суккубы, знает практически каждый. Это демонические сущности, которые соблазняют человека и питаются его энергией. Де Спина добавил к этим двум видам еще один — демонов, которых интересует мужское семя. По христианским поверьям, из него рождаются бесы и демоны.

Если верить этому автору, существуют еще марширующие призраки, которые являются в виде толпы людей и также являются представителями нечистой силы. Домашний полтергейст им также отнесен к демонам.

Демонолотарий Стефани Коннолли

Уже в наше время была еще одна попытка выделить разновидности демонов по роду их занятий и сфере ответственности. Классификация современного демонолога и жрицы демонолатрии Стефани Коннолли ближе к традиционным представлениям о роде занятий нечистой силы разных рангов и уровней влияния. Она является и более удобной для практиков, которые занимаются вызовом представителей адских сил и работой с ними.

У каждого демона имеется своя сфера ответственности, и каждый из демонов имеет в своем подчинении низших демонов, бесов, чертей и прочих представителей адского войска. Разумеется, вряд ли получится вызвать могущественного демона, но он может послать для помощи магу кого-то пониже рангом.

Любовь, страсть и секс находятся в сфере ответственности демоницы Лилит, Асмодея и Астарота. К ним можно обращаться для создания приворота или сексуальной привязки, а также обретения привлекательности и поиска возлюбленного.

Ненависть, мстительность, гнев и война управляются Андрасом, Абаддоном и Агалиарептом. К этим демонам и их слугам обращаются для того, чтобы навести порчу, отомстить с помощью магии врагу, а также обрести помощь в противостоянии сильному сопернику.

Демоны могут как отнять жизнь, так и даровать ее. За здоровье и исцеление отвечают Веррин, Верье и Велиал. У них можно попросить помощи в борьбе с тяжелой болезнью, если вы занимаетесь черной магией для целительства.

Демоны смерти — Эврином, Ваалберит и Бабаэль. К ним обращаются для того, чтобы избежать гибели или убить врага с помощью магии. Эти же демоны покровительствуют некромантии.

Природными силами и стихиями повелевают Люцифер, Левиафан и Дагон. У них можно просить помощи для облегчения контакта с природными источниками энергии, а также усилении мощи обряда, в котором важную роль играют стихии.

Богатство, удача и все материальные составляющие жизни человека находятся под влиянием Бельфегора, Вельзевула и Маммона. У них можно попросить удачи в любом деле, обогащения — причем без каких-либо ограничений по способам заработка, а также разорения врага.

Тайные знания колдунам и магам дают демоны Пифон, Ронве и Делепитора. К ним обращаются за советом колдуны, которые работают исключительно с силами тьмы. Для белых магов этот путь закрыт.

Классификация демонов в демонологии Корнеллия Агриппа — планетарные соответствия

В демонологии классификация демонов может быть привязана к планетам. Множество древних источников гласит о неких духах планет. Например, таковые довольно подробно описываются в «Ключе Соломона». Сложно сказать точно, кто описан в этом источнике – духи или демоны, ведь христианская демонология отнесла к представителям нечистой силы вообще всех мифологических персонажей, кроме тех, которые имеют непосредственное отношение к Богу.

Оккультная Философия. Книга 4

Планетарная классификация демонов ада была составлена Корнелием Агриппой. Подробно она описана в четвертом томе «Оккультной философии» этого автора. Каждому из таких существ соответствует определенный внешний вид, манера поведения, а также ряд вопросов, с которыми к ним можно обращаться. Последние соответствуют значению планет в общепринятом смысле, например, демоны Венеры могут помочь с приворотом или обретением привлекательности.

Итак, существуют демоны или духи Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. Все они приходят в различных обликах, а их появлению сопутствуют физические явления вокруг магического круга — например, лунные демоны вызывают дождь, а меркурианцы повергают всех присутствующих в ужас. Для общения с ними необходимо четко соблюдать все соответствия. Каждой планете соответствует определенное время суток, металл, цвет, камень и другие важные компоненты призыва демонов.

Христианская демонология — классификация в соответствии с грехами

Христианская демонология отталкивается от связи между способностью человека грешить и демонами, которые имеют непосредственное отношение к превращению праведников в грешников. Впервые связал демонов и человеческие пороки демонолог П. Бинсфельд в 16 веке таким образом:

Люцифер — гордыня;
Маммон — алчность;
Асмодей — похоть;
Сатана — гнев;
Вельзевул — чревоугодие;
Левиафан — зависть;
Бельфегор — лень.

Маммон

В 19 веке оккультист из Лондона Ф. Баррет изменил классификацию в одной из своих книг. Маммон стал покровителем соблазнения и искушения, а не жадности и жажды наживы. Впрочем, материальные блага — это одно из искушений для человека. Асмодей, по мнению Баррета, повелевает не похотью, а местью и гневом. Сатана — известный обманщик, не имеющий никакого отношения к гневу и мстительности. Вельзевул же в этом источнике назван властелином ложных богов, которые на самом деле являются демонами. Чревоугодие Баррет «передал» Маммону, как властелину искушения.

Кроме этого, Фрэнсис Баррет добавил в список еще несколько демонов, которых не было в более ранней классификации:

Пифон — князь духов лжи;
Велиал — вместилище порока;
Мерихим — предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
Абаддон — демон войн;
Астарот — демон обвинителей и инквизиторов;
Азазель — козел отпущения.

Русская демонология и ее особенности

Русская демонология зародилась еще до прихода православной веры на земли древних славян. В нечистую силу наши предки верили всегда. Славянская демонология несколько изменилась под влиянием христианской. Но сведения о нечистой силе славян сохранились неплохо, поскольку христианство только добавило новых персонажей, не повлияв никак на уже существующих.

Упыри и заложные покойники, а также другие виды «ходячих мертвецов» — одни из самых ярких персонажей русской демонологии. Во времена казачества в России и Украине верили в людей, которые обладают демоническими способностями — здухачей и двоедушников. Во время сна, если верить старинным преданиям, они получают практически полную власть над ситуацией.

Бадзула

Бадзула — демон, который способен сделать любого человека пьяницей и бродягой. В облике женщины в лохмотьях он появляется возле поселений ближе к зиме. Если пустить бадзулу на ночлег, семья вскоре обеднеет и распадется. Поэтому к путникам зимой относились довольно настороженно — в холода наши предки редко отходили далеко от родных мест.

Лесная, болотная, полевая и речная нечисть — неизменные персонажи русского фольклора. Немало сведений о них сохранилось в приметах и народных сказаниях. Черти, вопреки распространенному мнению, испокон веков проживали неподалеку от людей, по верованиям славян. Злых духов множество — Злыдни, Потвора, Песиголовец и многие другие.

Наши предки стремились защититься от нечистой силы теми способами, которые имелись в наличии. До наших времен дошла их обережная система символов, а также старинные заговоры, которые направлены на разрушение темных чар и изгнание злых духов. Болезни лечили такими же способами, поскольку верили, что их вызывают особые демонические сущности — Лихорадка, Тряска и другие.

Многие персонажи русской демонологии в прошлом были людьми. Например, это русалки, мавки и навки. Славяне пытались задобрить злых духов, чтобы они не вредили. Некоторые из них и вовсе добры к людям, например, таковыми являются домовые, с которыми и по сей день принято дружить.

В целом, существует множество разных видов демонов, а русская демонология и вовсе отличается от классической, поскольку она берет корни из древних славянских верований. Каждый представитель сил ада занимается исключительно своими обязанностями, и далеко не все они отвечают на призывы магов.

Демоны Ада. Имена демонов Ада, их иерархия

Тема этой статьи — имена демонов Ада, а также их классификация. Ад имеет определенную структуру, а также вертикаль власти. Вертикаль эту называют иерархией демонов. Она определяет, какое место занимает тот или иной из них в структуре Ада, а также задачи и цели, которые он должен исполнять.

Демоны Власти

Самая высшая ступень принадлежит Демонам Власти. В их составе — Повелитель (Люцифер), а также Везельвул и Астарот. Эти демоны Ада разделяют свою должность с супругами, но при этом главенствующая роль в управлении Адом принадлежит мужчинам. Роль женщин не принижается и не ограничивается. Они тоже могут принимать важные решения, однако лишь под свою личную ответственность. Опишем подробнее, что представляют собой высшие демоны Ада.

Люцифер

Повелителем Ада является Люцифер. Его родители — Ноканиэль и Иегова. Супругой его является демон Касикандриэра. Детей у Люцифера нет. Он обладает наибольшей силой из всех демонов. Все природные явления, существа, энергии миров, подвластных ему, держатся на нем. Люцифер внешне отличается крепким телосложением и большим ростом. Кожа его красного цвета, у него темные волосы и большие рога на голове. Люцифер имеет также большие темные крылья. Этот демон заботится лишь о своем мире и обитающих в нем существах. Он пытается улучшить их жизнь.

Астарот

Астарот — это также Демон Власти. Является заместителем Повелителя и первым его помощником. Все энергии и силы Ада в отсутствии Люцифера замыкаются на нем. Астарот женат на Астарте. Их первенец — Перочул. Астарот покинул Рай вместе с Повелителем. Это один из ближайших друзей Люцифера. Характер его общительный и веселый. Астарот пользуется успехом у женщин. Внешне он очень красив. Кожа бледная с голубоватым оттенком, волосы ярко-черные, глубокие темные глаза всегда блестят. У Астарота также есть огромные крылья.

Везельвул

Везельвул — это второй помощник Повелителя. Супругой его является Буфовирт, сын его — Милорис. Этот падший ангел, или демон является мастером своего дела, серьезно подходит ко всем вопросам. Он настоящий патриот Ада, помогавший в сотворении мира и его развитии Повелителю. Индивидуальна внешность Вельзевула: короткие темные волосы с длинной челкой, серьезное выражение лица, кожа серо-голубая, бледная. У него большие темные крылья, отливающие красным и большие серые рога. Личным знаком его является муха, поскольку Везельвула еще в детстве слушались насекомые.

Приближенные Правителя

В иерархии следующую ступень занимают демоны Ада, являющиеся Приближенными Правителя. Они обладают правом действовать от его имени при решении различных государственных вопросов.

Бельфегор

Бельфегор — это Демон Братства, один из Приближенных Повелителя, а также один из лучших друзей Люцифера. Он руководит группой демонов, может действовать от имени правителя при решении различных вопросов. Женат Бельфегор на Депинпик. Он является одним из самых сильных бойцов Ада, не знающим пощады и жалости в битве. Он беспощаден также к нарушителям закона. Считается, что два главных весельчака есть в аду — Бельфегор и Асмодей. Этот демон внешне красив. Кожа его ярко-синего цвета, волосы темно-синие, глаза, рога и крылья также синие.

Асмодей

Асмодей — это Демон Братства, руководящий группой демонов. Он является приближенным правителя, также имеет право действовать от имени Люцифера. У него нет жены и детей. Руководителем группы Демонов Асмодей стал в возрасте 7 лет, а в 12 он стал Приближенным, что считается уникальным явлением. Характер Асмодея — противоречивый. Одновременно его называют и прелестью, и психом Ада. У этого демона бледная кожа с голубым оттенком, темные длинные волосы до плеч, глаза серого цвета, сильное телосложение, крылья большие темно-серые и большие рога.

В число Приближенных Люцифера входят также другие демоны Ада, являющиеся не только его друзьями, но одновременно и главными помощниками в решении вопросов жизни Ада и в текущих делах. Но они не могут действовать от его имени. Кратко опишем их.

Аббаддон

Аббаддон — это Демон Братства, руководящий группой Демонов. Является Приближенным Повелителя. Жены и детей у него нет. Это сильный и жестокий боец. Не знает пощады в бою. Аббаддон — покоритель женских сердец. Он красив, кожа его светло-персикового цвета, у него светлые волосы, крепкое телосложение, синие глаза, прямые белые рога, светло-голубые крылья.

Адонай

Адонай работает в группе Асмодея, является Приближенным Повелителя. Женат на Ламии, имеет много детей. У него сложная история существования в Аду, а также непростые отношения с Повелителем. За нарушение закона его супруга отбывает в настоящее время суровое наказание, выполняя тяжелые работы. Никаких контактов с ней Адонай не поддерживает. Внешне этот демон довольно привлекателен. У него красные глаза, темно-коричневая кожа, светлые волосы с длинной челкой, рога темного цвета, большие коричневые крылья.

Белиал

Белиал — Приближенный Правителя, Главный Жрец. Это один из самых сильных Демонов в Аду. У него нет жены и детей. Он следит за работой жреческих направлений, отдаваясь целиком работе. У Белиала практически нет свободного времени. Он довольно требователен и жесток, не дает никому поблажек. Этот демон не терпит отказов и отговорок в своей работе. За подобные вещи он лично жестоко наказывает вплоть до изгнания души провинившегося в смертный мир. Белиал, как и другие жрецы, изготавливает различные предметы, в которые вкладывает определенную энергию. Внешне он красив. Цвет кожи — голубой, глаза фиолетовые, волосы каштанового цвета. У Белиала черные большие крылья и бычьи рога.

Кадумар

Кадумар — Приближенный Повелителя, Демон Братства. У него нет детей и жены. Это сильный боец. Имеет кожу огненного цвета, красные волосы, сплошные темно-красные глаза, большие рога и крылья с черно-красным узором. Телосложение крепкое.

Локисор

Локисор является Демоном Силы. Не женат, детей нет. Некоторое время Локисор пребывал на Земле, где исполнял задания, порученные ему. Носит одежду лишь сшитую из кожи бесов или демонов. Он ее выделывает сам и иногда шьет. Также Локисор делает плетки. У него светлые волосы, синяя кожа, синие сплошные глаза, черные бычьи рога и черные крылья.

Олотан

Олотан в прошлом был Демоном Собирателем, теперь — Демон Братства. Он не женат, детей у него также нет. Это достаточно сильный падший ангел, или демон. Он пришел в группу Асмодея по его приглашению, возглавлял до этого группу Демонов Собирателей. Олотан обучался у Асмодея, а затем приступил к своей работе. При исполнении служебных обязанностей требователен. У него персикового цвета кожа, прическу он постоянно изменяет. У Олотана большие рога, которые идут немного в сторону, а затем прямо. У него, как и у всех демонов, есть большие крылья.

Палатем

Палатем — еще один Демон Братства из группы Асмодея. Женат на Кали. Палатем руководил некоторое время группой Демонов Силы, это место занял в молодом возрасте. Затем Асмодей заметил его и пригласил под свое руководство в Демоны Братства, обучал его лично. У него кожа коричневого цвета, длинные светлые волосы с челкой на глаза и небольшой желтизной, сплошные коричневые глаза, большие рога и темные крылья.

Пихтион

Пихтион — это также Демон Братства. У него нет родителей, жены и детей. Лишь Волоеян, его сестра, есть у него из близких родственников. Он работает в ее группе. Это достаточно жестокий демон, не терпит грубости и дерзости, сильный боец. Имеет рыжие волосы, изумрудные глаза, светлую кожу, огненные крылья и красные рога.

Демоны Братства и жрецы

Жрецы и Демоны Братства занимают следующую ступень в иерархии. Группа жрецов обладает определенными привилегиями, но у них, в то же время, более жесткие, чем у других Демонов, нормы поведения, а также огромная ответственность за свои поступки.

В своей внутренней структуре Демоны Братства имеют несколько различных направлений, главные из которых следующие: Рикот, Мотолу и Панора.

Панора — это вид демонов, отвечающих за соблюдение порядка и закона. Они участвуют в проверках на местах, а также устраняют нарушения.

В направление Мотолу входят демоны, являющиеся элитными разведчиками и бойцами.

Рикот — это демоны, являющиеся главами групп.

Кроме поддержания порядка и закона, все Демоны Братства участвуют в битвах. Глава всех их — Сатана. Все демоны, входящие в эту группу, подчиняются ему, кроме жрецов.

Сатана

Сатана является Главой Вида, Демоном Братства. Имена демонов Ада, которые известны как его дети: Адонай, Астарта, Кайдо, Гронгад и другие. Это сильный боец, достигший самостоятельно своего статуса благодаря тяжелому труду. Внешность Сатаны — кожа цвета асфальта, волос на голове нет, маленькие серые глаза, тело слабое (одно плечо слегка выше другого), большие изогнутые и кривые рога, крылья асфальтового цвета.

Подробнее о жрецах

Жрецы — очень сильные демоны, которые способны подчинять энергии и управлять ими. Лимиты этих энергий они раздают Демонам Силы, а также следят за состоянием эгрегоров и за движением энергий, могут восстанавливать их правильную циркуляцию. Белиал стоит во главе их. Есть определенные направления в жречестве: Жрецы Хаоса, Жрецы Животных, Жрецы Природы, Жрецы Огня, Жрецы Тайны.

Другие обитатели Ада

Классификация демонов этим не ограничивается. Существуют и другие обитатели Ада. Кроме вышеперечисленных, в структуре его выделяются Сильные, Средние и Мелкие демоны. Мелкие — это суккубы и инкубы, а также Демоны Снов. Суккубы и инкубы работают в одном направлении. Они отвечают за поддержание связи с различными мирами и различаются полом: у инкубов он мужской, а у суккубов — женский. Бесы и нолы находятся на самой низкой ступени иерархии (это уже не демоны).

Бесы

В Аду бесы — это рабы или обслуживающий персонал. Они не обладают большим умом, деятельность их не направлена в созидательное русло. Однако они имеют силу, хоть и небольшую. Бесы способны, как и демоны, к телекинезу и телепортации, а также к телепатии. Они напоминают внешне людей и не имеют рогов и крыльев, за редким исключением. Страшно неопрятны и неряшливы они, а также боязливы, являются разносчиками слухов и сплетен, ненавидят и боятся демонов.

Нолы

Нолы — это рабочий класс. Однако они занимаются созиданием, в отличие от бесов. Силой они не обладают, но наделены умом. Опрятный внешний вид также является их отличием от бесов. Нолы — смертные жители Ада. Подобно бесам, они создают семьи, в которых рождаться могут не только нолы, но и демоны. Однако если нол рождается в семье демона, его выбрасывают, так как для демона такого ребенка растить считается позорным. Специальные учреждения существуют для нолов, где их бесплатно обучают различным ремеслам.

Иерархия демонов Ада была вкратце нами описана. Конечно, мы ограничились описанием лишь основных из них. Как вы знаете, главные демоны Ада, а также более мелкие его обитатели, имеют жен. Характеристика некоторых из них также весьма любопытна. Описание демонов Ада, как вы понимаете, лишено научной точности. Доказать их существование невозможно. Однако сильнейшие демоны Ада во многих источниках описываются примерно одинаково. Это наводит на определенные мысли. Возможно, представленная выше классификация демонов — это не просто чья-то выдумка.