Игумения феофания покровский монастырь

ФЕОФАНИЯ (МИСКИНА)

Игумения Феофания (Мискина)

Феофания (Мискина) (род. 1965), игумения, настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря города Москвы

В миру Мискина Ольга Дмитриевна, родилась 2 июля 1965 года в верующей семье. Всего у родителей было девять детей, и все они так или иначе связали свою жизнь со служением Богу и людям.

В 1976 году семья переехала в город Струнино Владимирской области, откуда можно было доехать до Сергиева Посада на электричке всего за полчаса. В самом Струнино храма не было совсем, поэтому каждую субботу вся семья ездила в Троице-Сергиеву лавру.

После окончания школы училась в Лавре на регента, изучала устав, по благословению духовника окончила вечерние курсы кройки и шитья, шила облачения.

В 1987 году поступила в Корецкий женский монастырь, в котором несла общие послушания на огороде, на коровнике, красила крыши и купола, а потом стала помогать шить архиерейские облачения.

В 1988 году её забрали в Москву, помочь в Патриархии во время торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Была экономом, несла послушание по снабжению, шила монашеские одеяния, убиралась.

4 ноября 1990 года пострижена в иночество с оставлением прежнего имени.

Осенью 1992 года, согласно прошению, была направлена во вновь открывшийся Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. В Дивеево несла послушания кладовщицы церковной утвари, мебели, шила, читала и пела на клиросе. Жила в игуменском корпусе, с игуменией Сергией ездили по снабжению, закупали все необходимое для восстановления обители.

22 февраля 1995 года назначена настоятельницей Покровского женского монастыря города Москвы.

14 апреля 1995 года пострижена в монашество с наречением именем в честь блаженной царицы Феофании патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Московской Патриархии.

4 апреля 1998 года возведена в сан игумении патриархом Московским и всея Руси Алексеем II.

1 мая 2002 года получила игуменский жезл из рук патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Награды

Церковные:

  • медаль святого благоверного князя Даниила Московского (24 марта 1990)
  • наперсный крест (13 октября 1996)
  • наперсный крест с украшениями (22 ноября 2003)
  • орден святого апостола Марка (24 января 2012, патриархом Александрийским и всея Африки Феодором)
  • памятный знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (2014)
  • орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени (2015)
  • орден святой равноапостольной княгини Ольги II степени (2017)

Светские:

  • национальной премии «Человек года-2005» (2005, за восстановление Покровского монастыря и возрождение в нем монашеской жизни)
  • почетная грамота Московской городской Думы (14 декабря 2017)

Использованные материалы

  • Профиль на официальном сайте Покровского ставропигиального женского монастыря:

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Ставропигиальный женский монастырь

В это время обитель получила существенную помощь от московских купцов. В конце XVIII столетия в монастыре началось большое строительство: на месте деревянной сооружена каменная церковь во имя Всех Святых, возведена каменная трехъярусная колокольня, стены, богадельня.
В 1812 году обитель была разорена французами, все деревянные постройки сожжены, храмы осквернены. Стараниями настоятеля, архимандрита Ионы, в течение нескольких лет монастырь был восстановлен. Церковь во имя Всех Святых была повторно освящена в 1815 году, а двухэтажный Покровский храм – в 1825 году московским митрополитом Филаретом. Тогда же обитель неожиданно посетил император Александр I, заставший отца Иону в келье за молитвой, которую настоятель по обычаю творил в одной власянице. Старец промолвил: «Государь, в чем застал, в том и суди». На что император ответил: «Я желал бы всегда заставать монахов за таким занятием» – и долго затем беседовал с настоятелем и осмотрел монастырь.

В середине XIX века Всехсвятский храм, ставший тесным, был перестроен по проекту архитектора М.Д. Быковского и приобрел вид величественного просторного пятикупольного храма с тремя престолами: в честь Воскресения Словущего, Тихвинской иконы Божией Матери и мученицы царицы Александры (последний ныне освящен в честь блаженной Матроны Московской). Таким образом, общее количество престолов в обители достигло 9, по числу 9 чинов Ангельских.

В 1870 году святитель Иннокентий, митрополит Московский придал монастырю статус миссионерского. Здесь готовили священнослужителей и монахов для несения проповеди о Христе в далекую Сибирь. Бывшие миссионеры проживали в Покровской обители на покое. Многие из них нашли последнее пристанище на обширном монастырском кладбище, где также покоились грузинские иерархи, священнослужители и монашествующие московских церквей и обителей, видные представители купеческих родов. К началу ХХ века некрополь кладбища Покровской обители насчитывал до трех тысяч надгробных памятников.

В 1893 году, по благословению Святейшего Синода, «по случаю исполнившагося 500-летия блаженныя кончины преподобного Сергия Игумена Радонежского Чудотворца», при монастыре была открыта церковно-приходская школа для мальчиков на 30 человек. Тогда же, при настоятеле архимандрите Сергии, началось строительство монастырской гостиницы для миссионеров (восстановлена в 2015 году).

В конце XIX – начале ХХ века обитель достигла своего расцвета. К 1917 году здесь подвизалось 30 монахов и около 20 послушников. Действовал приют для мальчиков и женская богадельня на 80 человек, размещавшаяся за оградой монастыря. В зданиях обители проходили занятия Московских пастырских курсов, на которых к 1916 году обучалось 400 человек. Будущие священнослужители проходили богослужебную практику в монастырских храмах (по воскресным и праздничным дням совершалось 5–6 литургий). В годы Первой мировой войны монастырь окормлял лазарет Мясной биржи, располагавшийся неподалеку, где одновременно находилось до 500 раненых воинов. К монастырю были приписаны 2 часовни: в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы у Варварских ворот, близ Кремля, и святителя Николая на Верхней Таганской площади, в которых братией регулярно служились молебны Божией Матери и святителю Николаю.

Удивительным образом перед самой революцией монастырь оказался связан с Афоном: в 1913–1915 годах по решению Святейшего Синода сюда были направлены около 30 афонских монахов-«имяславцев», бывших насельников Свято-Пантелеимонова монастыря, наблюдение за которыми было поручено настоятелю обители, викарию Московской епархии.

После революции власти собирались открыть в монастыре концлагерь, однако по неизвестной причине так и не осуществили задуманное. В зданиях устроили общежитие для работников трамвайного депо; кладбище постепенно сравняли с землей и превратили в парк отдыха для них же. Службы до последнего дня совершались в Воскресенском храме, хотя власти еще с 1923 года предпринимали активные попытки полностью закрыть обитель: отобрали Покровский храм, в 1926 году полностью снесли колокольню. Благодаря поддержке прихожан обитель действовала до октября 1929 года. Во многом это была заслуга последнего настоятеля, архимандрита Вениамина (Милова), впоследствии епископа Саратовского.

Судьбы последних монастырских насельников сложились трагично: репрессии, ссылки, расстрелы… Ныне в лике святых прославлены шесть иноков и один прихожанин Покровской обители: иеромонахи Данакт (Калашников), Мефодий (Ива-нов), Иларион (Цуриков), Иоанн (Лаба), Сергий (Букашкин); воспитанник монастырского приюта послушник Сергий (Крестников) и прихожанин мученик Василий (Иванов). Четверо из них расстреляны на Бутовском полигоне, а трое входят в Собор Афонских святых.

Около семидесяти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви обитель была возрождена как женская. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил настоятельницей насельницу Серафимо-Дивеевского монастыря инокиню Ольгу (Мискину), принявшую монашеский постриг с именем Феофания. В 1998 году вновь были освящены престолы Покровского храма обители, а настоятельница возведена в сан игумении. В 2002 году великим чином освящены три придела Воскресенского храма, на прежнем фундаменте воссоздана колокольня.

С 1998 года в обители находятся мощи святой праведной блаженной Матроны Московской. Исповедница и подвижница ХХ века, она была прославлена в лике местночтимых святых 2 мая 1999 года. На Архиерейском Соборе 2004 года было установлено общецерковное почитание блаженной Матронушки. И сегодня нескончаемым потоком идут в Покровскую обитель люди, чтобы приложиться к целебным мощам святой старицы, просят – и получают просимое.

В монастыре также находятся чтимые святыни: иконы с частицами мощей преподобного Нила Столобенского, святителя Иннокентия Московского, десница блаженной царицы Феофании, частицы мощей Киево-Печерских святых, святителя Луки Крымского, а также других подвижников. В Покровском храме находится икона Богородицы «Взыскание погибших» – келейный образ блаженной Матроны Московской.

С 1998 года действует монастырское подворье при храме Казанской иконы Божией Матери в селе Марково Раменского района Московской области. В 2004 году открыт приют для девочек, где воспитывается 40 детей. В 2010 году на пересечении Варшавского шоссе и МКАД освящен первый в Москве храм блаженной Матроны Московской, который также является подворьем обители.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2013 году монастырю в качестве подворья передан приход Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове, где также действует православная гимназия на 100 учащихся.

23 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение воссозданной монастырской гостиницы для паломников. В единый комплекс с гостиницей входит храм святых Петра и Февронии Муромских. Как и на всех подворьях обители, здесь совершаются Таинства Крещения и Браковенчания.

Главные престольные праздники монастыря – Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и дни памяти блаженной Матроны Московской (8 марта, 2 мая, 22 ноября).

Проезд:

ст. м. «Марксистская», выход на ул. Таганская, далее любым транспортом до ост. Б. Андроньевская ул.

Игумения Феофания (Мискина)

Игумения Феофания (Мискина Ольга Дмитриевна) родилась 2 июля 1965 года в многодетной верующей семье. Всего у родителей было 9 детей, и все они так или иначе связали свою жизнь со служением Богу и людям.

В 1976 году семья переехала в г.Струнино Владимирской области, откуда можно было доехать до Сергиева Посада на электричке всего за полчаса. В самом Струнино храма не было совсем, поэтому каждую субботу вся семья ездила в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Там оставались на ночь и утром стояли на службе в храме. Исповедовались у одного из лаврских иеромонахов, о.Поликарпа, который стал духовником всей семьи.

После окончания школы Ольга Мискина училась в Лавре на регента, изучала устав, по благословению духовника окончила вечерние курсы кройки и шитья, шила облачения.

В 1987 году поступила в Корецкий женский монастырь. Здесь послушница Ольга несла общие послушания на огороде, на коровнике, красила крыши и купола, а потом стала помогать шить архиерейские облачения.

В 1988 году послушницу Ольгу забрали в Москву, помочь в Патриархии во время торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Была экономом, несла послушание по снабжению, шила монашеские одеяния, убиралась.

04 ноября 1990 года на праздник Казанской иконы Божией Матери она была пострижена в иночество с оставлением прежнего имени.

24.03.1990 г. в связи с 400-летием установления Патриаршества на Руси награждена медалью Русской Православной Церкви Святого благоверного князя Даниила Московского Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом.

Осенью 1992г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, согласно прошению, инокиня Ольга была направлена во вновь открывшийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, так как очень любила преподобного Серафима Саровского. В Дивеево несла послушания кладовщицы церковной утвари, мебели, шила, читала и пела на клиросе. Жила в игуменском корпусе, с игуменией Сергией ездили по снабжению, закупали все необходимое для восстановления обители.

22.02.1995г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II назначена настоятельницей Покровского женского монастыря г. Москвы.

14.04.1995г. была пострижена в монашество Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Московской Патриархии с именем Феофания в честь блаженной царицы Феофании.

13.10.1996 г. награждена наперсным крестом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II.

04.04.1998г. возведена в сан игумении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II.

01.05.2002г. награждена жезлом монастыря как настоятельница обители Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

22.11.2003г. награждена правом ношения креста с украшениями Святейшим Патриархом Московском и всея Руси Алексием II.

В 2005г. за восстановление Покровского монастыря и возрождение в нем монашеской жизни удостоена национальной премии «Человек года-2005».

24.01.2012г. Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором награждена орденом святого апостола Марка.

В 2014 году награждена памятным знаком «700-летие прп.Сергия Радонежского» Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В 2015 году во внимание к усердным трудам на благо Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Феофания (Мискина) была награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги II степени.

5 июня 2017 года, в день великого освящения храма Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове, во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви Святейший Патриарх Кирилл наградил игумению Феофанию орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени.

8 марта 2018 года, в день празднования 20-летия обретения мощей святой праведной блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Кирилл удостоил игумению Феофанию юбилейной медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви».
21 июля 2018 года, в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровской обители в с. Марково, во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви Святейший Патриарх Кирилл наградил игумению Феофанию Патриаршей грамотой.

Danchik-1 ›
Блог ›
Покровский ставропигиальный женский монастырь святой Матроны Московской в Москве.

Всем привет!
Вот ещё одна из запланированных прогулок по на моленным местам.Как из названия Вы уже поняли, мы у Матушки Матроны Московской.Мы очень хотели попасть к ней.Побывать в этих местах и теперь виртуально я Вам покажу и расскажу всё.Так как съёмка запрещена и кругом за мной бегали толпы охраны.Снимки сделаны … короче, что получилось.Часть для наглядности пришлось брать с соц.сетей.Прям стратегический объект.Итак, пошли.Доехали мы до станции метро “Марксистская”, вышли на ул. Таганская, а далее 5 минут пешком до площади Абельмановская застава.

Это Божье место является наиболее посещаемым церковным комплексом в столице. Христиане идут сюда, чтобы лично прикоснуться к мощам преподобной старицы Матроны, которая призывает каждого скорбящего обращаться к ней и просить чудотворной помощи.
«Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
Святая способна исцелять различные болезни, возвращать финансовое благополучие, укреплять веру в Господа и даровать долгожданного ребенка.Останки святой старицы хранятся в Покровском монастыре с 1998 года.

Покровский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава). С 1998 года обитель является местом нахождения мощей блаженной старицы Матроны.

Очень понравилась фотография.Пусто и не кого нет.Так необычно.

ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ.
Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего родителя — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным».
В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново в 1806—1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня.
В конце XIX века, примерно с 1870 года монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии.
Монастырь закрыт в 1920 году, храмы — в 1926 году. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской Православной церкви.

Настоящее время.
В 1994 году Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.
2 мая 1998 года мощи блаженной старицы Матроны были торжественно перенесены в Покровский монастырь и упокоены в раке.
2 мая 1999 года Матрёна Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация.
Настоятельница — игуменья Феофания (Мискина) (возведена в сан игумении 4 апреля 1998 года).

Полный размер

Святой источник Покровского монастыря.
Святой источник Покровского женского монастыря (или водосвятная часовня) был воссоздан в 2005 году. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в престольный праздник обители 14 октября 2005 года. Паломники могут набрать здесь святой воды в свои бутылочки или в бутылочки, купленные в монастыре. Как известно, святая Матрона Московская, давая наставления верующим, говорила о большом значении святой воды.

Мощи святой Матроны
Покровский монастырь сегодня бережно хранит мощи святой Матроны, к которым стекаются ежедневно сотни верующих. Не бывает такого дня, чтобы территория монастыря пустовала. Длинные очереди выстраиваются из людей, приехавших с разных уголков страны, приложиться к мощам святой, принести живые цветы, помолиться и попросить у Матронушки помощи.

Ещё до прославления в лике святых люди знали и почитали блаженную Матрону. На могилке у неё всегда была людская очередь, горели свечи и лампады, люди шли к Матронушке за помощью и исцелением. И по вере получали просимое.

Даже людей со слабой верой и приходящих больше из любопытства матушка не отталкивает, а помогает тем самым укрепляя их в вере.

Сейчас святые мощи матушки Матроны покоятся в Покровском монастыре, в Москве, куда нескончаемым потоком идут люди к святой Матроне Московской.

Матушка Матронушка не оставляет никого своей помощью и покровительством. Помогает и утешает, люди идут от неё как на крыльях, ощущая исходящую любовь матушки Матроны и помощь и утешение, многие прямо там, на могилке блаженной Матроны получали исцеления от своих недугов и болезней.

Полный размер

Матушка при жизни очень любила цветы и при выходе нам подарили бутоны роз.Мы их сохранили и они у нас лежат у ликов икон до сих пор.

Неисчислимые чудеса матушки Матроны, много свидетельств о оказанной помощи и исцелений стали поводом к прославлению блаженной Матроны, и к причислению в 1998 году к лику святых. Икона Взыскание погибших
Когда блаженной Матроне было 14 лет встречалась она со святым батюшкой Иоанном Кронштадтским. В храме, батюшка отец Иоанн Кронштадтский, под конец службы вдруг сказал верующим: «Расступитесь! Дайте проход!» А потом: «Матронушка, иди-иди ко мне».Она стояла при входе в храм, и присовокупил: «Вот идёт моя смена — восьмой столп России».

Ещё при своей жизни матушка предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу”.

Ежедневно тысячи людей приходят к святой старице Матроне -Матрона Московская, Матрёна, святая матушка Матронушка со своими скорбями, нуждами и просьбами! Перед своей смертью матушка сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам”.

Полный размер

Собор Воскресения Словущего в Покровском монастыре.

Блаженная Матрона учила не осуждать ближних: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»

Ещё говорила — «Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила обитает в воздухе, проникает везде, раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением, и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога»

«Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»

Матушка обещала, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся: «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого”! Святая Матрона моли Бога о нас!

На этом пока всё, а я продолжу.Всем спасибо и до встречи.

К 25-летию открытия Покровского ставропигиального женского монастыря в Москве

Интервью с настоятельницей Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской Заставы г. Москвы игуменией Феофанией (Мискиной).

Матушка Игумения, благословите! В этом году исполняется ровно 25 лет со дня решения Священного Синода об открытии в Москве Покровского ставропигиального женского монастыря. Как Вы узнали об этом событии, которое произошло 24 ноября 1994 г.?

Господь приклонил Свою милость над Россией, и, по милости Божией, тридцать лет назад на Руси вновь стали открываться храмы и монастыри, в том числе и Покровская обитель. Хотя Покровский монастырь хотели открыть еще раньше, в 1983 году, когда встал вопрос о передаче Церкви одного из московских монастырей. Перед началом подготовки к 1000-летию Крещения Руси в Покровский монастырь приезжал Святейший Патриарх Пимен с владыкой Сергием (Соколовым) и с отцом Феодором Соколовым (который мне и рассказал потом об этом), осматривали территорию. Но обитель была в ужасающем состоянии: храмы изуродованы пристройками и перепланировками, стены разрушены, а все здания занимали разные организации – министерства, банки, и еще множество арендаторов. Территория захламлена, заставлена машинами, Воскресенский храм занимали бильярдная, спортзал и ночной клуб. Поэтому первым в Москве был возрожден Свято-Данилов монастырь, так как там располагалась только детская колония, и поэтому монастырь легче было освободить, а стены и здания были более или менее сохранены. В результате переговоров, колонию перевели в другое место, а Данилов монастырь первым передали Церкви в 1983 году. Потом наш Покровский монастырь еще несколько раз хотели открывать. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была зарегистрирована община сестер милосердия, но вскоре она прекратила свое существование, хотя был зарегистрирован устав, было приходское собрание. Но что-то не получилось, и думаю, что было слишком много арендаторов, которые не хотели освобождать территорию и помещения. Поэтому вопрос об открытии Покровского монастыря откладывался.

В 1993 г. Святейший Алексий II обратился к мэру г. Москвы Ю. М. Лужкову с вопросом об открытии Покровского женского монастыря и передаче всех зданий. Правительство Москвы поддержало решение Патриарха и в 1994 г. 24 ноября было принято решение Священного Синода об открытии здесь женской обители. На тот момент в Москве уже было открыто 4 мужских и 3 женских монастыря, поэтому Святейший Патриарх Алексий II решил возродить Покровский монастырь как женскую обитель.

Покровский монастырь в годы разрухи

Вас назначили настоятельницей Покровского монастыря немного позже, 22 февраля 1995 года. Как Вы восприняли это назначение? Слышали ли раньше об этой обители? Знали ли, куда едете?

Нет, я не знала, куда еду и в какой монастырь. Резолюция была, что меня переводят на послушание в Московскую Патриархию. Про Покровский монастырь я никогда не слышала и не знала, где он находится. Я была насельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, когда прислали резолюцию. До этого я несколько лет несла послушание в Московской Патриархии, сначала при Патриархе Пимене, потом при Патриархе Алексии II, который знал меня и какие ответственные послушания я несла.

Матушка Феофания на послушании в Московской Патриархии. 1990 год

Он еще раньше не хотел отпускать меня из Патриархии в Дивеево, но я все-таки отпросилась туда, так как очень любила преподобного Серафима Саровского и очень хотела просто пожить в монастыре, нести послушания, как и все. В 1994 году, еще до открытия Покровского монастыря, Святейший Патриарх Алексий II приезжал в Дивеево, и уже тогда он предложил мне стать игуменией одного из московских монастырей. Но я очень просила, чтобы меня оставили в Дивеевской обители, у батюшки Серафима.

И вроде бы Патриарх тогда согласился, я успокоилась, что ничего такого не будет, понадеялась, что мою кандидатуру теперь не будут рассматривать. Но в феврале 1995 года меня вызвали в Москву, вручив указ о моем назначении в Покровский монастырь.

Монахиня Феофания и первые насельницы Покровской обители. 1995 год

Матушка Игумения, скажите, пожалуйста, как Вы помните, с какими чувствами Вы приступили к возрождению обители? Ведь, судя по архивным фотографиям, на которых запечатлены храмы без крестов и другие здания монастыря, здесь была полная разруха, как и в большинстве церквей в то время. Не боялись ли Вы браться за восстановление монастыря – одна, практически без поддержки властей, только по благословению священноначалия?

Конечно, поначалу я была в растерянности – с чего начинать, как оформлять документы, где жить, кого просить о помощи, где искать сестер?.. Помню, сказала о своих сомнениях Святейшему Патриарху Алексию II, когда он вручил мне указ о назначении и дал почитать проект устава монастыря, сказал: «Подойдешь ко мне в 17.00». Я стала читать устав, но вообще ничего не понимала. В назначенное время подошла к Патриарху, вся в слезах, говорю: «Ваше Святейшество, простите меня, мне кажется, Ваш выбор неправильный, я недостойна быть игуменией. Что угодно – любое послушание в Патриархии, как раньше, но только не игуменией. Я же не справлюсь! Пока не поздно, поставьте кого-нибудь другого!» – и всё плачу… Патриарх так мудро на меня посмотрел и говорит: «Дай мне устав. Документы пускай юристы смотрят, а ты главное монастырем управляй и открой его. Ты же была в Патриархии экономом, у тебя практика большая, сейчас вон вместо тебя 5 человек, и то не справляются». Вызвал отца Владимира Дивакова, поручил ему помочь разобраться с документами и отвести к юристам.

Святейший Патриарх Алексий II осматривает территорию монастыря. 1996 год

Отец Владимир позвонил, чтобы меня принял советник префекта Центрального округа г. Москвы А. И. Музыкантского Косов Валерий Федорович, который в 1990-1998 гг. работал в Мэрии Москвы, был ответственным за все религиозные организации. Я его очень боялась, мне рассказывали, что это большой и грозный начальник. Но он отнесся ко мне по-отечески, сразу направил в Москомнаследие, договорился, чтобы приняли. Подсказывал, как и что нужно правильно сделать и оформить, с чего все начинать. В первую очередь нужно было сделать на всех арендаторов подробные справки – кто где сидит и какую площадь занимает, какой деятельностью занимается. Это было очень трудное время, никто не оказывал монастырю никакой финансовой помощи. Даже денег на то, чтобы ездить на метро по инстанциям и оплачивать оформление документов часто не хватало… Говорить об этом Патриарху и просить помощи я боялась.

Мой духовник, отец Поликарп, очень беспокоился и говорил, чтобы мы служили в монастыре молебны, но я боялась: ведь такие бандиты были на территории, что могли просто в живых нас не оставить!

Воскресенский храм. 1998 год

Назначили меня в феврале, но фактически мы с первыми сестрами поселились в монастыре только 1 октября 1995 г., когда нам наконец выдали ключи от первого этажа Покровского храма. Не было ничего необходимого, спали на полу.

И в первую же ночь мне приснился сон, будто множество людей идут в левый придел Покровского храма (там сейчас покоятся мощи блаженной Матронушки), все в архиерейских и царских облачениях, и говорят хором: «Наконец-то! Открылось!». Видимо, кто здесь был похоронен, они мне и приснились. До революции на территории монастыря было обширное кладбище, где хоронили в том числе многих архиереев, священнослужителей и монашествующих московских монастырей, а также представителей грузинских царских фамилий. В те несколько месяцев после моего назначения настоятельницей, когда я еще жила в Патриархии, я бегала оформляла не только юридические документы, но и собирала исторические справки по монастырю, собирала архивные документы. Наизусть выучила, в честь каких святых были освящены приделы храмов, нашла списки и фото последних братий монастыря, записала их себе в помянник и каждый день им молилась.

Братия Покровского монастыря. 1928 год

Иногда приезжала на территорию монастыря, ходила, сравнивала с историческими фотографиями, что где находилось, как выглядели храмы. Так хотелось, чтобы обитель побыстрее открылась, чтобы возродились былая красота и благолепие – всё, как было исторически. Но нужно было пройти время испытаний, чтобы мы набрались терпения.

Покровский монастырь до революции

С Божией помощью, потихоньку, мы начали всё восстанавливать. Приехали помогать мои папа с братьями, делали иконостас, я по ночам шила облачение для престола, завесы для алтаря, и за 10 дней мы к освящению все приготовили. 13 октября 1995 г. уже освятили малым иерейским чином придел в честь преподобного Нила Столобенского (там сейчас покоятся мощи блаженной Матроны), отслужили всенощное бдение, а в сам день Покрова, 14 октября, была совершена Божественная литургия и первый крестный ход вокруг храма.

Первый молебен и Крестный ход. 1995 год

На душе в тот день была такая радость, что не передать! После этого сразу мы стали служить каждый день, выполняли Дивеевское правило: полунощницу, акафисты Спасителю, Матери Божией, а вечером: вечерние молитвы, чтение Апостола и Евангелия и шли крестным ходом вокруг всей территории с чтением 150 раз «Богородице Дево, радуйся…».

Жили мы в алтаре еще не освященных приделов – центрального и правого, а службы проходили в левом приделе храма. Сестры сами пели. Кухня располагалась в правом приделе. Конечно, тяжело приходилось. Не было самого необходимого, даже хлеба насущного, но радость была такая, что монастырь открыт, храмы возрождаются – не передать!

Территория монастыря была открыта, всегда на ней стояли машины арендаторов, бездомные люди жили рядом с Покровским храмом в вагончике, по ночам жгли костры.

Но Господь не оставил Своих чад. Сначала на восстановление монастыря собирали в метро. И так москвичи узнали, что монастырь восстанавливают, и начали помогать. В храме установили стекла вместо фанеры, стали выгребать хлам, ломать толстые стеклянные перегородки, на территории сгребали опавшие листья, мусор. Когда нам наконец передали Воскресенский храм, он был настолько захламлен и обезображен, что пришлось вывезти больше ста грузовиков с мусором. На 1,5 метра пол храма был засыпан и еще все перекрытия и перегородки. Очень большой вклад в восстановление монастыря внес бывший Префект ЦАО А.И. Музыкантский, который помог в освобождении от арендаторов, в выпуске постановлений о передаче территории и зданий монастырю.

Святейший Патриарх Алексий II очень переживал и всегда интересовался, как продвигается восстановление монастыря. Впервые Предстоятель посетил Покровскую обитель 13 октября 1996 года и отслужил молебен.

Святейший Патриарх Алексий II осматривает территорию монастыря. 1996 год

Незадолго до этого визита усилиями В.Ф. Косова было выпущено Постановление Правительства Москвы о передаче Церкви всего ансамбля Покровского монастыря. Это позволило в короткий срок, за 3 года, полностью освободить обитель от арендаторов (более 50 организаций). 13 октября Валерий Федорович также пригласил Т.Ф. Виноградову, начальника Управления недвижимости Департамента имущества г. Москвы, которая с тех пор уже много лет помогает обители. И буквально через 3 дня после визита Патриарха монастырю были переданы свидетельства о безвозмездном пользовании на здания.

За каждый метр помещений порой приходилось буквально воевать: у нас сидело около 50 арендаторов, они никак не хотели уходить, даже после постановления о передаче зданий монастырю. И угрожали, и что только не делали! Мы с сестрами ночами молились, читали разные акафисты, Неусыпаемую Псалтирь, чтобы Господь нам помог. Ездили молиться каждый день к св. Матроне на кладбище, и получали быструю помощь. Когда арендаторы уходили, нужно было сразу вовремя сделать акт о том, что арендатор ушел, описать помещение, указать, какая площадь, поехать в Москомнаследие, подписать акт и т. д… Потом мощность оформить, тепло и прочее, и прочее… – бесконечное хождение по организациям. Утром я уезжала, целый день ходила и обивала пороги различных инстанций, а к вечеру приезжала, машины тогда не было, и я ездила на метро. Очень нам помогал А.С. Матросов, который отвечал за согласование всех инженерных коммуникаций: Мосводоканал, Мосэнерго и т. п. Особенно помог при восстановлении колокольни, взорванной в 1926 году, на историческом месте, ведь нужно было убрать все городские коммуникации, которые проходили под колокольней.

К 1 мая 1998 года, когда мощи блаженной Матронушки должны были привезти в наш монастырь, последний арендатор освободил помещения. Вообще с арендаторами это было просто чудо: я вечером ложусь спать, а мне женский голос говорит: завтра иди к таким-то арендаторам и проси их освободить помещения. Так было почти каждый день, ведь мы с сестрами постоянно молились. Что удивительно, благодаря молитве арендаторы действительно уходили!

Так чудесным образом перед своим «приходом» к нам Матронушка очистила монастырь от мирских «жильцов», и нам осталось только восстановить всё порушенное.

Здесь, конечно, тоже нелегко пришлось: ведь перед проведением реставрационных работ нужно согласовать все проекты в городских инстанциях, получить разрешение на подключение к электрическим сетям, тепло- и водоснабжению, канализации и т. д. и т. п… Постоянно мне приходилось работать с горами бумаг, проводить бесконечные совещания, обивать пороги Москомнаследия, Мосгосэкспертизы и других структур… Слава Богу, почти везде находились люди, которые шли навстречу, помогали делом и советом, поэтому нам удалось всё восстановить сравнительно быстро. Хотя и сама стройка тоже постоянно требовала напряжения и внимания: проверять со специалистами, точно ли по проекту всё делается, правильно ли установили оборудование, проложили провода и так далее … Бывало, отстою утром литургию и бегу в кабинет – проводить очередное совещание, а потом все вместе со строителями идем проверять, что сделано. Потом еду куда-нибудь по инстанциям, и так каждый день…

Мобильных телефонов тогда еще не было, и нам очень помогло Министерство топливной энергетики, которое располагалось на 2 этаже Покровского храма. Они помогли нам провести два основных городских телефона, которые функционируют до сих пор.

Ну а с тех пор, как появились мобильные телефоны, мне приходится почти круглосуточно решать какие-то вопросы: звонят строители, инженеры гостиниц Покровская и Даниловская, реставраторы, художники, представители гос. структур, мои помощники, сестры с подворий спрашивают, что где надо, как что делать, и сразу стараемся решить вопрос (а если не получается по телефону, срочно еду на подворье и решаем на месте). Так незаметно дни и пролетают. Приходится контроль вести самой, тогда и мне спокойнее.

Неужели Вы сами за всем следите, лично?

Конечно, а как по-другому? Я еще с самого начала усвоила, что везде нужен контроль, иначе кто-то будет тянуть с выполнением работ, кто-то хитрить и делать всё по-своему… Часто приходится с этим сталкиваться. Хорошо, если на каком-то участке есть проверенный человек, ответственный за работу, но всё равно звонишь спрашиваешь. Но в целом, особенно перед сдачей какого-либо объекта, это каждый раз огромная работа по проверке всех деталей и подготовке к сдаче в эксплуатацию.

Рабочее совещание на объекте

Мои помощники знают, что если надо делать что-то срочно, значит, нужно сразу бежать и всё делать быстро, докладывать четко, а в трудных случаях сразу самим предлагать решение проблем.

Да и со многими организациями уже давно работаем и уже понимаем друг друга с полуслова.

Так с Божией помощью мы отреставрировали Покровский храм – 1-й и 2-й этажи, Воскресенский храм, отстроили заново колокольню на историческом месте, капитально отреставрировали настоятельский и сестринский корпуса, дом причта, возвели стены и башни.

Произвели благоустройство всей территории: вымостили гранитом дорожки, разбили клумбы и цветники, посадили новые деревья, сделали ограду у газонов и детскую площадку, поставили лавочки…

За оградой монастыря на историческом месте восстановили монастырскую гостиницу, часовню с молельным домом.

С Божией помощью возродили три монастырских подворья – в селе Марково при храме Казанской иконы Божией Матери, в Троице-Лыкове при храме Успения Пресвятой Богородицы и построили храм блаженной Матроны Московской на пересечении Варшавского шоссе и МКАД.

Матушка, скажите, а за какое время Вам удалось всё это сделать и привести обитель в такой благолепный, в буквальном смысле цветущий, вид? Как сейчас протекает жизнь монастыря? Сестры только молятся?

Монастырь полностью, вместе с гостиницей, и монастырские подворья в с. Марково и храм блаж. Матроны на МКАД мы восстановили к 20-летию возрождения обители (2015 год).

Сегодня монастырская жизнь течет своим чередом: каждый день совершаются службы, сестры трудятся на разных послушаниях, в основном принимают паломников. Самое главное, что через эти труды возрождаются души людей, которые в них участвуют: сестер, работников, всех паломников, которые во множестве приходят сегодня в монастырь. Сколько душ человеческих привела к вере блаженная Матрона Московская!

Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать многочисленные истории о ее чудесной помощи в интернете, а можно просто приехать и поговорить с людьми, стоящими в очереди: большинство из них испытали силу молитв Матронушки на себе и с готовностью рассказывают своим близким о святой старице, приезжают в монастырь вновь и вновь. Нам же остается только по мере сил радушно принимать паломников и создавать условия, чтобы люди могли отдохнуть душой в обители, почерпнуть новые силы.

Матушка Игумения, ведь Вы являетесь не только настоятельницей Покровского монастыря, но и директором православной гимназии, и руководите двумя гостиницами. Даже сложно представить, как Вам удается всё совмещать, это же такая нагрузка и для Вас, и для сестер обители. Как Вы справляетесь?

Да, нагрузка большая, но мы каждый день начинаем с молитвы: стоим на полунощнице, акафистах, на Литургии. Это дает духовные силы и бодрость на весь день, ведь мы неоднократно просим помощи у Спасителя, Матери Божией и всех святых. И Господь слышит наши немощные молитвы, утешает и укрепляет. Все послушания мы несем по благословению священноначалия, во славу Господа и Его Святой Церкви, а значит, на это есть воля Божия.

Сестры трудятся на разных послушаниях – в храме, в трапезной, в канцелярии, в гостиницах принимают высокие делегации и простых паломников, на трех подворьях жизнь тоже полностью организована по монастырскому уставу.

С Божией помощью справляемся. Значит, на то есть воля и благословение Божии, чтобы возрождались не только монастыри и светили миру, но и другие церковные здания восстанавливались. И кому-то ведь нужно нести этот крест – возрождать порушенное в годы лихолетья, поэтому, пока есть силы, будем трудиться.

Матушка Игумения, Вы уже сказали о восстановлении обители, о послушаниях насельниц, а ведь кроме сестер у Вас на попечении еще и дети из монастырского приюта? И, может быть, расскажете поподробнее о монастырских подворьях и о дальнейших планах?

История создания приюта связана с блаженной Матронушкой. Незадолго до обретения мощей мне приснилась блаженная старица, как она ходит по монастырю, осматривает его, и потом говорит мне: «Всё у вас хорошо, только вот одного не хватает: здесь нет детей-сирот, а я их очень люблю». И я стала на колени и стала просить ее: «Матронушка, дорогая, да я открою приют, Вы только придите к нам!». Вскоре после этого в монастырь стали привозить первых воспитанниц, а я стала ездить по другим приютам, смотреть, как нужно юридически оформлять детский приют.

Так, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, при монастыре был открыт детский приют, зарегистрированный в 2004 г. Приютские дети – очень способные и старательные, они быстро учатся всему полезному: умеют шить, петь, готовить, сервировать стол, играть на музыкальных инструментах, а в школе проходят Закон Божий. Конечно, скажу, дети сложные, постоянно нужно с ними заниматься и обращаться с любовью и вниманием, но другого пути у меня нет. Так благословляет Господь.

Судьба у этих девочек незавидная: большинство из них оказались сиротами при живых родителях. Сейчас в нашем приюте тридцать воспитанниц. Дети учатся по программе общеобразовательной школы, в классах по пять-шесть человек, организован компьютерный кабинет, а на уроках труда им преподается швейное дело, вязание, домоводство. Помимо светского девочки получают духовное образование, участвуют в богослужениях, по силе несут различные монастырские послушания.

В 2010 году состоялся первый выпуск. Мы воспитываем не будущих монахинь, а обычных граждан своей Отчизны. Наши выпускницы сейчас учатся в вузах и получают самые разные профессии: детского врача, медсестры, экономиста, архитектора, ветеринара, учителя, эксперта продуктов, социального педагога и др.

Летом воспитанницы детского приюта отдыхают на монастырском подворье в Подмосковье. Хочется, чтобы дети были всесторонне развиты и имели представление не только о жизни в монастыре, но и о мире вообще, и годы, проведенные в стенах обители, стали им духовной и нравственной опорой на всю жизнь.

На подворье в селе Марково, где дети так любят бывать во время летних каникул, у нас восстановлен чудесный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Он очень красивый, издавна славился как венчальный и уже полюбился окрестным жителям и дачникам, которые часто приходят на службы. Приезжает и много молодежи: венчаются, крестят детей, молятся по праздникам. С каждым годом приход растет, всё новые и новые лица на богослужениях. Мы постарались создать семейную обстановку: построили трапезную, церковную лавку, сделали детскую площадку для самых маленьких.

Маленькие прихожане подворья в с. Марково

После службы на престольные праздники организовываем угощение для всех прихожан – чай с булочкой, на Рождество и Пасху воспитанницы нашего приюта дают для прихожан концерты. А сестры несут послушания и в храме, и на подсобном хозяйстве: ухаживают за коровами, курами, цесарками, лошадьми. На полях, в огороде и в теплицах выращивают овощи, фрукты, ягоды, зелень. Есть у нас и пруды, где мы разводим карпов. Подворье в с. Марково – это как отдельный монастырь в глубинке, мы из Москвы приезжаем туда отдохнуть от городской суеты.

На подворье при храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове свои особенности. На территории расположена православная гимназия, где учится около 100 ребят из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. Они учатся по программе средней школы, а также изучают Закон Божий, церковное пение и другие предметы, согласно конфессиональному представлению Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Душа радуется, что дети войдут во взрослую жизнь, имея за плечами годы обучения в православной гимназии, и очень надеюсь, что это поможет им в дальнейшем правильно выбрать жизненный путь и стать примером подлинно христианской жизни для окружающих. Я всегда молюсь об этом.

Также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я являюсь и. о. генерального директора гостиницы «Даниловская». С августа 2018 года мы занимаемся ремонтом здания гостиницы. Постепенно, с Божией помощью, она преображается, и мы имеем возможность на достойном уровне принимать делегации, архиереев, священнослужителей, паломников и других гостей. Мы стараемся каждого принять с любовью, позаботиться обо всех гостях, так что многие отмечают домашнюю обстановку, которая присутствует у нас в гостинице.

В текущем году во исполнение решения Архиерейского Собора и Священного Синода в монастыре были открыты Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Как Вы считаете, духовное образование необходимо для сестер?

Да, я думаю, что это очень полезно, в том числе и для меня самой. Конечно, мы, как и в любом монастыре, постоянно бываем в храме, на службе, слушаем священные тексты, читаем на трапезе и в кельях поучения святых отцов. Но важно знать и догматику, и историю Церкви, разбираться и в толковании Священного Писания, и в тонкостях уставного богослужения и церковно-славянского языка. Правда, в наших условиях непросто выбрать время для учебы, поэтому, наверное, мы открыли курсы только сейчас, после полного восстановления монастыря. Надо сказать, что сестры с интересом относятся к занятиям. Пока занятия по Священному Писанию Ветхого Завета проходят один раз в неделю, поскольку чаще нам сложно собрать вместе всех сестер и из монастыря, и с подворий.

Было бы хорошо, если бы на таких курсах еще преподавали главную монастырскую науку – послушание и отсечение своей воли. Но эту науку из наук можно постигнуть только на собственном опыте жизни в монастыре, а книги здесь – только подспорье. Я сама уже больше 30 лет изучаю эту науку, и всё равно постоянно приходится учиться: каждый день что-то меняется, видишь что-то новое в себе и в других. Пытаешься работать над собой, увещевать других, что-то получается, что-то нет, бывают и ошибки, и этим учимся жить, но это тоже опыт, который помогает нам осознать свои немощи. Наверное, до конца жизни будем учиться. И слава Богу, что мы живем в монастыре и имеем такую возможность, ведь монастырь – это институт отречения от своей воли и истинной монашеской жизни.

И в этом институте Вам и насельницам монастыря приходится не только самим каждый день учиться, но и принимать многочисленных паломников, ежедневно приходящих к мощам блаженной Матронушки. Расскажите, где Вы берете силы?

Чтобы принимать паломников, нужно прежде всего очень любить Господа, доверять Ему, ведь без воли Божией мы не были бы поставлены в такие условия, когда постоянно приходится общаться с народом. Надо любить народ, хотя все такие разные, со своими проблемами и скорбями приходят. Поэтому мы каждый день просим помощи у Царицы Небесной и у блаженной Матронушки Московской, к честным мощам которой приходят паломники.

Все условия у нас созданы: службы каждый день утром и вечером, трапезная, гостиница, на улице лавочки, открыт монастырь ежедневно с 7.00 до 20.00, в субботу и воскресенье с 6.00 до 20.00, летом последние паломники уходят уже после 22.00. Очень много молодежи приходит – и группы школьников, и спортсмены перед соревнованиями, и студенты перед экзаменами.

Стараемся по возможности всех с любовью принять, накормить, утешить. Это же так просто – только доброе слово скажешь, а человеку уже легче. Он успокаивается, понимает, что не один, что он может попросить помощи у Господа, у святых. И очень много тех, кто потом возвращается, чтобы поблагодарить Матронушку.

Дай Боже, чтобы вера православная в нашем народе укреплялась и давала сил в наше непростое время! А мы каждый день об этом молимся и просим молитв у всех, кто приходит к нам в обитель.

Отзыв: Свято-Покровский женский монастырь на Таганке (Россия, Москва) — Прекрасное, но коммерциализированное место

Посетили в начале июня. Т. к. поезд пришел рано, в монастыре были уже в 6 утра, в результате были практически в начале очереди. Когда в 7 утра открыли монастырь, мы быстро попали и к мощам св. Матронушки, и к ее иконе.
Все советуют сразу стать в очередь к иконе, но я не поняла почему. После 9 утра, когда мы уже выходили из монастыря, очередь к иконе была на несколько часов, потому что у иконы каждый человек может стоять подолгу, тогда как от гробницы охранники быстро всех «провожают», и очередь там значительно меньше. Как мне кажется, все же подойти к гробнице гораздо важнее, к тому же, там тоже есть икона Матронушки, у которой можно постоять с минутку и рассказать о своих горестях и просьбах. Не тратьте время на стояние к уличной иконе, серьезно!
Кстати, в Троицком соборе СПБ есть икона Матронушки — один в один как та, к которой все стоят. И в том же Троицком соборе есть частичка ее мощей. Так что если будете в Питере, каждый день в 16 ч. в Троицком соборе проходит молебен Св. Матроне, свв. Петру и Февронье и Св. Ксении Петербургской.
Сам монастырь очень чистый, ухоженный и, если это уместно сказать, «дорогой». Охранники на каждом шагу, даже в трапезной, фотографировать на фотоаппарат не разрешают!!! Только на планшет или телефон, что нам показалось очень странным!
Перед главным входом в монастырь есть часовня Св. благоверных кн. Петра и Февроньи — там спокойно, хорошо, людей нет.
Само место, где находится гробница Матронушки, очень благоговейное — там слезы льются просто градом! А вот все остальное, что вокруг него — сплошная коммерция! Очень и очень жаль 🙁
Да! Можно купить цветочки к гробнице Матронушки и отдать их монахине, она возьмет их для освящения, а потом вы можете получить уже освященный цветочек (не ваш, а один из тех, что приносили другие люди), чтобы положить дома у иконочки.
На этих цветочках торгаши за пределами монастыря тоже наживаются. И когда мы шли обратно к метро, то видели просто толпы паломников с охапками цветов. Мы сами как-то этим не озаботились, но цветочек у гробницы получили.
Записочки можно подать и написать в главном храме, стоят довольно недорого.
Мы шли пешком от метро Таганская минут 15.
В общем, монастырь очень понравился, я счастлива, что у нас получилось посетить Матронушку, но очень огорчила коммерция, налаженная в этом святом месте.
Говорят, то же самое в Дивеево у Серафима Саровского, и очень жаль 🙁
Кстати, мы потом пошли еще в Зачатьевский монастырь, что недалеко от храма Христа Спасителя, и там нам очень понравилось!